Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Савенкова, Любовь Григорьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Савенкова, Любовь Григорьевна, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИШО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ.

1.1. Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся на занятиях изобразительным искусством.

1.2. Вопросы периодизации основных направлений в теории и практике преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1960 гг.)

1.2.1. Принципы и содержание работы в 20-е годы.

1.2.2. Принципы и содержание работы в 30-40-е гг.

1.2.3. Принципы и содержание работы в 50-60-е гг.

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЖ0РА1ЖН0-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

2.1. Содержание работы по декоративно-прикладному искусству в современной практике школ и внешкольных учреждений

РСФСР (1970-1980 гг.)

2.2, Развитие художественно-образного восприятия окружающей среды и ее преобразования как специфическая задача занятий декоративно-прикладным искусством .*.

2.3. Перспективы совершенствования преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.)"

В Вопросы эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения, повышение интеллектуального уровня и эмоционального развития, как компонентов формирования всесторонне развитой личности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Поэтому внимание партии вопросам трудового обучения, духовного обогащения учащихся, становления их нравственно- эстетических качеств находит прямое отражение в Постановлениях Ш КПСС, Совета Министров СССР, Сессии Верховного Совета СССР о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. В документах предусмотрено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Принято решение поднять работу школы на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма. '

Особое внимание эстетическому воспитанию было уделено на Пленуме ЦК КПСС в июне 1983 года, на котором указывалось, "где как не в школе может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству ? . Все мы видим, как по мере роста культурного уровня усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь.,,хх^

В Программе КПСС подчеркивается, что "от культурного роста населения в огромной мере зависит подъем цроизводительных сил,

Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.- Правда, 1984, 13 апреля. О дальнейшем со-с вершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы.- Правда, 1984, 29 апреля.

Ю.В.Андропов. Речь.- В кн.:Материалы Пленума Центрального комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г.- М.Политиздат, 1983,с.5-26. прогресс техники и организации производства, повышения общественной активности трудящихся, развития демократических основ самоупхЛ равления, коммунистическое переустройство быта. '

Одним из показателей культурного роста человека является эстетическая воспитанность, способность личности к восприятию прекрасного во всех его проявлениях, что составляет основу эстетического воспитания,

В Постановлении ХХУ1 съезда КПСС "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года" указывается на необходимость расширять возможности для гармоничной духовной жизни людей, доступа всего населения к культурным ценностям, обеспечения дальнейшего подъема образования и культуры, совершенствования форм и организации досуга, особенно молодежи, развития социалистической культуры и искусства, повышения их роли в более полном удовлетворении многообразных потребностей советских ладей. ^

Современное производство, строительство городов, рост благосостояния народа, бурное развитие НТР создают реальные предпосылки для всеобщего эстетического и художественного воспитания. Это доказывают исследования в области философии, психологии, эстетики.

Эстетическое и художественное воспитание школьников неразрывно связано с изучением искусства и с их непосредственной посильной деятельностью в какой-либо сфере художественного творчества. Важная роль в осуществлении этой задачи принадлежит школе, так как развитие сознательного эмоционального отношения к окружающей дей

Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. - М.:Изд.полит.литературы, 1976.-- 144 с. х*) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.:Политиздат, 1981,с.137-182. ствительности, к искусству и к труду - такая же необходимая задача школы, как развитие математического мышления и грамоты письма,

В настоящем исследовании эстетическое воспитание рассматривается в связи с непосредственной художественной деятельностью школьников в области декоративно-прикладного искусства, в частности, в связи с архитектурным пространством, преобразованием посредством искусства материальной среды, в тесном единстве с художественным трудом» При изучении художественной деятельности в области декоративно-прикладного искусства мы стремились проследить выход художественного воспитания школьников в более широкую сферу, касались тех сторон влияния этого искусства, которые непосредственно играют важную роль в общем эстетическом воспитании.

Настоящее исследование ставит своей основной задачей определить воспитательное воздействие на учащихся практической деятельности в области декоративно-прикладного искусства, с точки зрения анализа педагогической работы в данной области в истории советской общеобразовательной школы.

Обращение к этой области искусства вызвано несоответствием между современным развитием общества (НТР, уровень промышленного производства) и уровнем культуры, эстетической воспитанности основной массы школьников.

Область декоративно-прикладного творчества является как раз тем видом искусства, который соединяет в себе две одинаково важные функции: художественную и социальную. Художественно-прикладная деятельность специфична по своей природе, так как развивает способ -ность к творческой деятельности, к посильному участию в создании полезных и красивых вещей посредством художественного труда. Ее отличает утилитарность, подчинение формы предмета его функции, соответствие художественного решения и внешнего оформления практи -ческому назначению вещи и условиям ее применения. Декоративно -прикладное творчество предполагает ознакомление с различными видами художественного труда, такими как ткачество, художественная обработка дерева, металла, камня, декоративная роспись, вышивка, лепка из глины и многое другое, что является важным с точки зрения элементов политехнизации (навыков работы ножницами, всевоз -можными инструментами и приспособлениями, знакомства с различными свойствами материалов).

В настоящее время в результате социологических исследований, проведенных советскими учеными, можно с уверенностью сказать, что учащиеся, которые получили знания в области какого-либо вида ху -дожественного творчества, не будут безразличными созерцателями в своей будущей жизни. Степень воздействия этого искусства на человека, его воспитательная роль определяется не только ценностью произведений, но и способностью человека художественно организовывать окружающее предметное пространство посредством произведений декоративно-прикладного искусства. Поэтому цель изучения декоративного искусства в школе - не только создание художественных изделий, но и осмысление художественной организации пространства.

В современном ускорившемся ритме жизни не всегда есть воз -можности и условия для долгого и вдумчивого осмысления художественного произведения. В этом смысле элементы и изделия декоративного искусства, ежедневно сопутствуя человеку и воздействуя на него, подсознательно создают определенный багаж художественных впечатлений.

Настоящее исследование носит историко-теоретический характер. Основной акцент . изучения опыта школьной практики в области преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе приходится на художественно-образное решение предметного пространства.

Содержание изучения прикладного искусства в школах нашей страны в разные исторические периоды не было однозначным. Хотя во многих диссертационных исследованиях последних лет, посвященных области преподавания декоративно-прикладного искусства, имеются исторические обзоры программ разного времени, еще не проведен научный анализ тенденций преподавания этого искусства в советской школе.

Специфику воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства, его образного языка, имеющего определенные особенности в обучении детей в разные возрастные периоды, впервые раскрыл в своем исследовании выдающийся искусствовед и педагог А.В.Бакунинский. Совместно с учителями Г.И.Журяной, Г.ВЛабунской, В.Е.Пестель, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, В.Ф.Шехтель он сформулировал психологические особенности разных сторон изобразительного творчества детей (живопись, рисунок, декоративно-орнаментальное искусство, скульптуру, конструирование), характер его изменения от самого раннего возраста до юношеского. Согласно его исследованиям, декоративное искусство имеет свои эстетико-воспитательные возможности в обучении детей изобразительному искусству и в развитии у них эстетической восприимчивости к окружающему.

В первые годы советской власти декоративно-прикладное искусство имело определенную социальную направленность. Декоративность и конструктивизм в решении художественных задач в те годы оказали большое влияние на все искусство в целом. Поэтому школьная практика преподавания изобразительного искусства была представлена разнообразными видами и методами в художественном воспитании учащихся.

Период 30-40-х годов в области изучения декоративно-прикладного искусства характерен изображением орнамента и элементов украшения отдельных предметов бытового назначения, что не всегда увязывалось с полноценным использованием возможностей декоративно-прикладного искусства. Начиная с 50-х годов декоративное искусство перестало быть предметом обучения в школе. Рисование орнамента использова -лось как предлог для усвоения детьми некоторой суммы технических приемов, необходимых в рисунке и живописи. В таком упрощенном виде преподавание декоративно-прикладного искусства за последние тридцать лет переходило из одной программы в другую без учета факторов социально-исторического развития общества, в отрыве школьного ис -кусства от общего развития культуры, ведущих направлений в искус -стве, от народного творчества, нередко сводилось к формальному украшательству.

Авторы современных диссертационных исследований, исследуя роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании учащихся (Ю.П.Желтоухов, А.О.Камаков, П.В.Лосюк, Л.Н.Лгобарская, Ю.В.Максимов, А.С.Меликсетян, Э.Х.Мурадова, Д.Г.Пилипенко, Г.В.Похолкин, В.Ф.Сюзева, Р.Н.Хакимова, Т.Я.Шпикалова), рассматривают многие виды декоративного искусства (чеканку, мозаику, декоративную роспись, резьбу, национальное искусство и так далее), однако единой системы преподавания данного вида творческой деятельности пока не разработано. Комплексное исследование становления и развития общей системы преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе в соответствии с общественными и историческими требованиями еще не проведено, не сформулированы принципы отбора содержания обучения его основам.

Современная практика школ в области преподавания изобразительного искусства, несмотря на имеющийся значительный теоретический материал по эстетическому и художественному воспитанию, не всегда отражает в обучении декоративному искусству задачи художественного воспитания и формирования у школьников эстетического восприятия 1 окружающей действительности. Обучение направлено, главным образом, на формирование практических навыков изображения» Самостоятельная деятельность, которая предусматривала бы изготовление в материале каких-либо изделий декоративно-прикладного искусства, не находит достаточного воплощения в обязательных занятиях. Не развиваются умения и навыки восприятия и посильного преобразования окружающей среды, архитектурного пространства.

На основе вышеизложенного определена тема диссертационного исследования :"Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.)".

В исследованиях советских ученых в области философии, искусствознания, психологии, педагогики общие проблемы эстетического и художественного воспитания средствами искусства представлены достаточно широко. Изучены аспекты применения искусства в различных сферах деятельности, раскрыта специфика воздействия на чувства человека каждого вида искусства, их возможности для формирования гармо -нично развитой личности.

Особый интерес для нас представляют социально-философские исследования, связанные с декоративно-прикладным искусством (Л.П.Бу-ева, В.В.Ванслов, А.Я.Зись, М.С.Каган, К.М.Кантор, С.Х.Раппопорт, Б.А.Эренгросс), в которых раскрыта роль и значение данного вида искусства в жизни отдельного человека и общества. Авторы рассматривают декоративное творчество как искусство и определяют его место в общей классификации искусств.

Специальные исследования в области искусствознания (В.Л.Гла-зычев, А.Ф.Лосев, Е.Н.Елизаров, В.И.Тасалов, Л.Н.Тасалова, В.Ф.Ро-жанковский, А.В.Рябушкин, С.О.Хан-Магомедов, Л.К.Шепетис). посвящены вопросам связи декоративного искусства с окружающей средой, расширяют представления о роли этого искусства в формировании художественного образа окружающего предметного пространства, жилого и служебного помещения, как составной необходимой части архитек -турной среды, имеющей важное значение в жизни любого человека.

Для разработки основных положений выбранного нами вопроса большое значение имеют работы по истории советского декоративного искусства и его непосредственной связи с народным творчеством (В.М.Василенко, В.С.Воронов, Е.И.Прибыльская, Х.Рацка, Р.Розен -таль, А.Б.Салтыков, В.К.Скатерщиков, С.М.Темерин, А.К.Чекалов).

Психологические исследования (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, Д.Б.Эльконин) возрастных закономерностей восприятия искусства и его воздействия на личность школьника явились в настоящем исследовании основополагающими при разработке принципов преподавания декоративно-прикладного искусства в современной школе.

В раскрытии роли декоративного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся мы исходили из концепции НИИ художественного воспитания АПН СССР и теоретических исследований ученых-педагогов (А.И.Буров, Е.В.Квятковский, Н.И.Киященко, Л.Н. Лейзеров, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный).

На основе социологических исследований (Ю.Р.Вишневский, Л.Н. Коган, Е.П.Крупник, Р.Г.Рабинович, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Е.К.Чухман) мы учитывали предпочтения и интересы учащихся к различным видам искусства и практической деятельности.

Труды по педагогике, касающиеся практической значимости изобразительной деятельности в художественном и эстетическом воспитании учащихся (В.В.Алексеева, О.А.Апраксина, А.В.Бакушинский, В.Н. Ветров, Н.А.Дмитриева, И.П.Глинская, Г.В.Лабунская, И.Л.Любинский, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, А.В.Щербаков, В.С.Щербаков, Б.П. Юсов), определили наши поиски учебно-воспитательных возможностей декоративного творчества.

Основа настоящего исследования -проблемы эстетического и художественного воспитания учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством, в частности, изучение вопросов организации среды с учетом требований декоративно-художественного решения и формирование навыков цельного восприятия вещей и явлений окружающей действительности (организованного предметного пространства).

Историю преподавания названного вида искусства в школе мы рассматриваем с точки зрения данных, представленных в программах изобразительного искусства для массовой общеобразовательной школы. Исследование строится с учетом широкого круга факторов, имеющих место за пределами урока (в городе, в школе, в семье), а также уровня художественного качества современных промышленных изделий и строительства. Главное направление исследования - анализ содержания и принципов преподавания декоративно-прикладного искусства в школах и внешкольных учреждениях, начиная с первых лет советской власти до настоящего времени.

Объект данного исследования: эстетическое и художественное воспитание школьников средствами декоративно-прикладной деятельности на занятиях изобразительным искусством.

Предмет исследования - теория и практика преподавания декоративно-прикладного искусства в истории советской общеобразовательной школы.

Цель исследования - совершенствование содержания и методов преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе с учетом специфики декоративного искусства и его прогрессирующего значения в эстетическом и художественном воспитании учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить основные направления в теории и практике занятий декоративно-прикладной деятельностью в истории советской школы.

2. Провести исторический анализ содержания и методов худо -жественного и эстетического воспитания школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством в советской школе.

3. Сформулировать современные принципы преподавания декора -тивно-прикладного искусства в советской школе.

4. Определить перспективы совершенствования преподавания декоративно-прикладного искусства на современном этапе развития советской школы.

Рабочая гипотеза исследования определилась следующими положениями: преподавание художественной декоративно-приклад -ной деятельности в общеобразовательной школе может решить задачу эстетического и художественного воспитания учащихся с целью формирования гармонично развитой личности, если основным содержанием преподавания будет развитие у школьников активного восприятия, представлений и навыков в деятельности по художественной организации среды, понимания роли декоративного искусства в эстетике окружающей действительности в соответствии с требованиями экономического и культурного прогресса общества и подготовки школьников к труду и жизни.

В современной школе преподавание декоративного искусства более успешно решит воспитательные и образовательные задачи, если оно будет опираться на следующие принципы организации работы:

1. Связь занятий декоративно-прикладным искусством с современными требованиями общества к искусству и к его роли в организации окружающей среды (общественной, производственной, бытовой).

2. Развитие умений и навыков восприятия окружающего материального пространства как художественной среды для деятельности и жизни человека.

3. Формирование правильных понятий о соотношении художественной и утилитарной функций предмета и пространства.

4. Формирование посильного умения самостоятельно сделать художественную вещь.

5. Применение разнообразных техник и видов практической декоративно-прикладной деятельности (на плоскости, в объеме, в пространстве).

6. Сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Процесс занятий, на наш взгляд, должен быть организован в определенной последовательности с учетом возраста учащихся: а) знакомство с декоративным решением отдельных предметов с учетом среды (младший школьный возраст); б) создание среды при помощи вещей (средний школьный возраст); в) подчинение предмета среде (старший школьный возраст).

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, государственные и партийные документы, материалы съездов Партии и Постановления ЦК КПСС о формировании гармоничной личности, совершенствовании эстетического воспитания молодежи в период развернутого социализма.

В исследовании использовались следующие методы:

- исторический анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, касающейся темы исследования. Обработка и анализ архивного материала, школьной документации,программ, пособий, предметов детской творческой деятельности по теме исследования;

- социолого-педагогический анализ современного передового опыта и массовой работы школ и внешкольных учреждений по декора-тивно-лрикладному искусству;

- констатирующий педагогический эксперимент по определению знаний учащихся различных возрастных групп в области декоративного искусства, специфики его понимания и значимости» Определение предпочтений учащимися видов творчества в этой области, умения школьников разных возрастов организовывать жилой интерьер, активность детей в этой деятельности.

Исследование проводилось с 1978 по 1983 год.

Основой исследования является изучение истории преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе с 1917 года по настоящее время. Мы пытались установить основные тенденции со- . держания, системы и методов преподавания этого вида искусства на различных этапах становления советской школы и внешкольных учреждений, Стремились раскрыть определяющие идеи преподавания данного вида искусства у различных авторов и учителей-практиков, их проявление в школьных программах по изобразительному искусству. Исследован опыт работы современных школ и внешкольных учреждений в данной области.

Базой исследования явились школа № 38 и внешкольные учреждения г. Нижнего Тагила Свердловской области и школы № 245и№180 г, Москвы, В целом,экспериментом было охвачено более 260 учащихся трех возрастных групп (4,6,8-е классы)♦

В констатирующем эксперименте использованы три вида анкет: анкеты-вопросники, анкеты для определения спектра предпочтений, анкеты с качественным анализом предпочтений. При изучении практических умений школьников разного возраста художественно организовать среду (жилая комната или уголок для занятий) использовались цветные слайды и рисунки уголков»

В ходе эксперимента было собрано: 262 анкеты - вопросника, 262 анкеты на предпочтение, 84 анкеты с качественным анализом, 125 слайдов домашних уголков детских интерьеров.

Тема настоящего исследования соответствует проблематике лаборатории преподавания изобразительного искусства в школе НИИ художественного воспитания АПН СССР и общему направлению исследований, связанных с определением содержания преподавания изобразительного искусства в школах СССР (№ государственной регистрации 78058967), Материалы исследования оформлены в виде текста диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения,

В первой главе - "Содержание и методы эстетического и художественного воспитания учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством в советской школе" определяется роль занятий декоративно-прикладным искусством в практике преподавания изобразительного искусства в школе, раскрывается специфика этого вида творческой деятельности художников и ее место в системе друтих видов изобразительного искусства. Рассматриваются принципы организации содержания преподавания декоративно-прикладного искусства в различные периоды становления советской школы.

Во второй главе - "Развитие художественно-образного восприятия окружающей среды и ее художественного преобразования как специфическая задача занятий декоративно-прикладным искусством" отражена роль данного вида искусства в художественной организации предметной среды и ее "значение в практике работы школ и кружков по изобразительному искусству. Обобщается современный опыт работы школ и внешкольных учреждений. Сформулированы принципы преподавания декоративно-прикладного искусства в современной школе на основе анализа истории вопроса, документальных источников и опыта практической деятельности. Даны практические рекомендации по осуществлению работы в этой области в массовой общеобразовательной школе.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

Занятия расширяют представления учащихся о социальной значимости декоративно-прикладного искусства, активизируют собственную творческую деятельность учащихся в этой области.

Близость декоративно-прикладного искусства и народного творчества „ формирует у учащихся понятие об историческом развитии культуры общества, воспитывает любовь к народному творчеству, родному краю, истории, глубже знакомит ребят с традиционным искусством различных национальностей. У учащихся появится живой интерес к результатам творческой деятельности человека и бережное отношение к предметам, которые их окружают.

Применение различных видов художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства, в которую входит и дизайн, приобщает учащихся к творческому труду, формирует понятия ценности и целесообразности, умения использовать цвет и освещенность в устройстве интерьера с учетом эстетических требований к обстановке квартиры, рабочего места.

На основании анализа изученного опыта практической деятельности школы в области декоративно-прикладного творчества в разные исторические периоды становления советской школы следует подчеркнуть основные направления.

Школьная практика 20-х годов отличалась широким разнообразием видов декоративно-прикладной деятельности и методов художественного воспитания учащихся на этой основе. Существенное влияние на это оказало общее развитие профессионального искусства, которое в значительной мере способствовало развитию декоративных видов творчества, а также общей тенденции к конструктивизму.

В школе царил дух коллективности и социальной сплоченности. Революционное настроение присутствовало во всех проводимых мероприятиях и выступлениях. В клубах и школах создавались маленькие театральные коллективы.

Для уроков декоративного искусства в школе периода 30-40-х годов характерно увлечение орнаментом и элементами украшения отдельных предметов и изделий бытового назначения, что не всегда увязывалось с полноценным представлением о декоративно-прикладном творчестве. Широко внедрялась в практику внеклассная работа по различным направлениям художественного изобразительного творчества. Учебные задачи предмета в период 40-х годов с уклоном в сторону рисунка усилились в ущерб более широким воспитательным задачам предмета. .

Увлечение образовательной стороной предмета с преобладанием узких задач школьного рисования,что оттеснило вопросы эстетического воспитания и творческой деятельности учащихся на второй план.

Период 50-60-х годов не внес принципиальных изменений в область преподавания декоративного искусства.

Рисование орнамента использовалось как дополнительная возможность для развития умений и навыков,необходимых в рисунке и живописи, что искажало природу этого вида искусства, и оно постепенно утратило свою специфику в школьном курсе обучения изобразительному искусству, было полностью заменено декоративным рисованием.

Задания по декоративному рисованию часто носили украшательский характер, что оказывало отрицательное влияние на формирование эстетических вкусов учащихся.

В последние десятилетия, несмотря на значительное число исследований в области психологии, искусствознания, философии и педагогики, касающихся вопросов преподавания изобразительного искусства в школе, содержание раздела декоративной деятельности в программах по предмету претерпевает изменения порою без учета факторов социально-исторического развития общества. Это приводит к отрыву школьного курса изобразительного искусства от развития культуры, ведущих направлений в искусстве и традиций народного творчества. Учитываются только элементарные представления о декоративно-прикладном искусстве и не раскрывается образный характер данного вида творчества. Отсутствует элементарная связь с трудом, со средой и пространственным окружением. Нет практической деятельности в материале .

Для того, чтобы деятельность учащихся в области декоративно-прикладного искусства имела художественно-эстетическую направленность и отражала все стороны этого вида творчества,обучение должно быть поставлено на научную основу и отражать психологические закономерности каждого возраста. Этому способствует соблюдение выше изложенных принципов содержания преподавания декоративно-прикладного искусства, направленных на:

- связь занятий с изучением требований общества к искусству;

- умение правильного восприятия и преобразование окружающего пространства;

- формирование понятий художественной и утилитарной функций предмета и пространства;

- посильное самостоятельное творчество;

- сочетание различных технических приемов и видов деятельности;

- индивидуальную и коллективную формы работы с детьми.

На основе изучения психолого-педагогической литературы наи -больших результатов творческая деятельность учащихся в области декоративно-прикладного искусства достигает в подростковом возрасте, когда учащиеся наиболее сильно тяготеют к практическому применению освоенных навыков в какой-либо деятельности. Поэтому наи -более удачной формой работы с учащимися 7-10-х классов, на наш взгляд, являются факультативные занятия, направленные на преобразование окружающей предметной среды, "' на конкретную деятельность.

Деятельность в сфере эстетического преобразования окружающей среды нельзя рассматривать вне связи с трудом, так как она требует определенных умений и навыков работы с красками, изготовления макета, эскизов, требует практического применения накопленных знаний в работе над реальным объектом.

В обучении важно стремиться к тому, чтобы вся деятельность в области декоративно-прикладного искусства была направлена на формирование правильных эстетических понятий, представлений, развивая их в творческом направлении.

Научная новизна исследования заключается в широте исторического анализа развития системы преподавания декора -тивно-лрикладного искусства и его совершенствования в советской школе за годы ее формирования; в определении системы принципов преподавания данного вида творческой деятельности в современной школе и перспективы ее совершенствования в советской школе и внешкольных учреждениях.

Инструментальный аппарат исследования содержит новые способы изучения умений и навыков учащихся в области анализа художественной организации окружающей среды (рисунки и слайды жилых интерьеров в сочетании с тремя видами анкет).

Практическая значимость. В диссертации дано научное обоснование принципов организации содержания преподавания декоративно-прикладного искусства в школе на основе исторического опыта применительно к потребностям современной теории и практики. Эти принципы могут быть использованы при изучении декоративного искусства в различных учебных заведениях.

Собранный и классифицированный материал по истории преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе может найти применение в практической работе школ, училищ, педвузов (в курсе преподавания изобразительного искусства) и непосредствен -ной практической деятельности педагогов.

Даны практические рекомендации по повышению эффективности эстетического и художественного воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Достоверность исследования обеспечена большим объемом изученной литературы, архивного и научно-методического материала, сравнением практической деятельности школ и внешкольных учреждений разных городов страны.

Апробация. Материалы исследования освещались на научно-практических конференциях аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР в мае 1982 и январе 1983 годов; на Всесоюзном семинаре учителей-экспериментаторов в июне 1983 года; отражены в публикациях. Результаты исследования осуществлялись при руководстве курсовыми и дипломными работами студентов 4-5-х курсов художественно-графического факультета Нижнетагильского пединститута путем проведения консультаций, практических занятий по методике худо -жественного труда, чтения лекций.

В заключении даны основные выводы исследования.

В приложении представлены конкретные материалы исследования: образцы анкет, применявшихся в ходе исследования, таблицы с ре -зультатами эксперимента, рисунки со слайдов домашних уголков учащихся различных возрастных групп.

Основное содержание работы отражено в статьях и публикациях в журналах "Художник" и "Декоративное искусство СССР".

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественное воспитание школьников в настоящее время рассматривается как одно из основных условий формирования гармонично развитой личности, а также трудового, нравственного и идейно-политического воспитания.

Приобщение народных масс к художественным ценностям, к искусству было всегда одной из главных забот партии с первых лет су -ществования советского государства. В 20-е годы под руководством А.В.Луначарского перестраивалась и искала новые пути система школьного образования, где учеба и практическая деятельность детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства имели первостепенное значение.

В.И.Ленин в вопросах идейно-политической работы партии всегда рассматривал как одну из основных ее частей - художественную культуру, подчеркивал важность духовной жизни общества.

В настоящее время, когда идейно-политическое воспитание молодежи имеет первостепенное значение, вопросы культурного строительства и художественно-эстетического воспитания встают с особой остротой.

Для решения этой задачи необходимо, как указывалось на ХХУТ съезде партии, осуществление комплексного подхода к делу воспитания.

В представленном исследовании сделана попытка раскрыть эсте-тико-воспитательные возможности и значение изучения школьниками декоративно-прикладного искусства.

В.И.Ленин о литературе и искусстве. - 5-е изд.-М.:Худ.литера-тура, 1976, с. 656-657.

В диссертации представлен анализ системы преподавания декоративного искусства, начиная с первых лет существования совет -ской школы, и дана характеристика современному преподаванию этого искусства. При этом рассматривается как школьная, так и вне — школьная практика.

В результате тщательного научного исследования этого вопроса можно сделать вывод, что преподавание декоративно-прикладного искусства в массовой общеобразовательной школе более успешно решит задачу эстетического и художественного воспитания, если основой содержания всего преподавания будет развитие у учащихся активного восприятия, представлений и навыков в области художественного решения пространства, когда роль декоративного образа в эстетике окружающей жизни будет рассматриваться в соответствии с требованиями экономического и культурного прогресса общества и подготовки школьников к труду и жизни.

На основе исторического анализа работы школ нами были разработаны принципы содержания современного преподавания этого вида искусства. Разработка принципов была необходима, так как знакомство школьников с декоративно-прикладным творчеством и их приоб -щение к эстетическому восприятию окружающего материального пространства и эстетическим сторонам жизни может стать эффективным только при условии правильной научной организации преподавания данного предмета, который в настоящее время пока еще не имеет твердой теоретической основы.

Результаты теоретического исследования и констатирующего эксперимента дают основание предположить, что в эстетическом и художественном воспитании учащихся важное место занимает не толь -ко восприятие и изучение произведений искусства, но и знакомство школьников с окружающим предметным миром, художественно-организованным материальным пространством, а также осуществление непос -редственной практической деятельности в области организации окружающей среды и ее посильного художественного преобразования. Декоративно-прикладное искусство, соединяя в себе важные функции, художественную и социальную, позволяет сконцентрировать внимание учащихся на явлениях материального мира и архитектурного пространства.

Определяющей особенностью в воспитании и раскрытии художественных качеств декоративно-прикладного искусства является тесная связь уроков изобразительного искусства с трудовой деятельностью, которая носит творческий характер и позволяет развивать способности и навыки к созданию полезных и красивых вещей своими руками. Использование в практической деятельности различных видов худо -жественного труда прививает любовь к трудовой деятельности, при -учает к аккуратности, расширяет представление о необходимости красоты в жизни, готовит к будущей профессии.

Воспитательная роль декоративно-прикладного творчества определяется также развитием способности не только воспринимать, понимать, оценивать содержательные и художественные качества изделий, но что самое главное, позволяет при правильном обучении научить художественно решать окружающее пространство, используя знания, полученные на уроках изобразительного искусства, в частности, по цветоведению.

Область декоративно-прикладного искусства в отличие от станковых видов имеет свои художественные качества и свой образный язык. По сравнению с живописью, графикой, архитектурой декоративно-прикладное искусство больше подвержено моде, более адекватно отражает современные течения в искусстве и жизни.

Декоративно-прикладное искусство включает возможности применения в этом творчестве различных техник и видов художественного решения образа. Благодаря широкому разнообразию техник, декоративно-прикладное искусство создает большие возможности для развития творческой деятельности учащихся в сравнении с другими видами изобразительного искусства.

Занятия декоративным искусством, направленные на художест -венно-образное восприятие окружающего пространства и способов его посильного преобразования, развивают у учащихся умение правильно оценивать увиденное и сделанное, помогают сформировать способ -ность верно определять не только историческую, художественную ценность произведений декоративно-прикладного искусства, но и отношение к современному искусству малых форм и архитектуры: позволяют расширять представления учащихся о социальной значимости декоративно-прикладного искусства и активизировать собственную творческую деятельность учащихся в этой области.

Развитие умений и навыков изготовления художественной вещи с последующим ее оформлением полноценно раскрывает специфику данного вида творческой деятельности в тесной связи с народным творчеством. Такая взаимосвязь современного и народного искусства, направленная на знакомство с творчеством различных национальное -тей и республик, прививает любовь к истории народностей, родному краю, воспитывает критическое отношение к предметам окружающей действительности, формирует понятие о тесной связи полезности и красоты как отдельного предмета, так и комплекса архитектурного сооружения со всем внутренним убранством. Посредством знакомства с этими видами искусства развивается художественное чутье, умение отличать художественную вещь от продукта ремесленного нетворческого труда, хотя изделие может иметь какую-то художественную направленность (украшено каким-либо орнаментом и предназначено для украшения интерьера).

Организованное проведение занятий в области декоративно -прикладного искусства расширяет интересы учащихся, стимулирует их полноценный отдых, формирует потребность в творчестве.

Исторический анализ преподавания декоративного искусства в разные периоды становления советской школы и представленные в те годы теоретические исследования позволяют сделать следующие выводы.

Каждое десятилетие в истории советского государства вносило свой вклад в . : систему школьного преподавания изобразительного искусства, определяло свойственные ему принципы отбора содержания преподавания.

В первые годы советской власти (1917-20-е годы) в сравнении с более поздними периодами характерно преобладание коллективных форм в работе с детьми. Занятия имели конструктивно-декоративную направленность, включали художественное оформление зданий, площадей, школ, сцены. При этом важное значение придавалось как станковому искусству, так и декоративно-орнаментальному. Существенное значение имела социальная направленность деятельности школ. Изобразительное творчество разнообразило будни учащихся, заполняло их творческой деятельностью в тесной связи с трудом. Однако бессистемность и разнобой в работе основной массы школ не создавали должного отношения к предмету изобразительного искусства.

Ошибки в преподавании изобразительного искусства, допущенные в период становления школы, в 30-е годы были преодолены. Была разработана единая программа для школ по изобразительному искусству, которая получила новое название "Рисование". Декоративно-орнаментальное искусство было переименовано в "Декоративное рисование", которое предполагало умение писать шрифт и развитие лишь практических навыков изображения орнамента как элемента украшения. В последующие годы, вплоть до настоящего времени, существенных перемен в изменении общего характера преподавания этого раздела рисования в школе не наблюдалось. Декоративное рисование По-прежнему рассматривалось как сопутствующий род деятельности в изучении живописи и рисунка, для формирования умений правильно держать карандаш и пользоваться кистью. Такое отношение предельно сужало представление школьников об этом виде искусства и о творчестве детей в этой области.

Исследование современного состояния преподавания изобрази -тельного искусства в школе подтверждает недостаточность использования возможностей декоративно-прикладного искусства.

Для наиболее полной реализации возможностей этого вида творчества в эстетическом и художественном воспитании учащихся необходимо опираться в практической деятельности на принципы преподавания, раскрытые нами во второй главе диссертации. Представленные принципы обучения основам декоративно-прикладного искусства выведены и определены нами на основе исторического анализа теории и практики преподавания этого искусства в советской школе и проведенного нами экспериментального исследования.

В основу содержания принципов положены основные направления концепции НИИ художественного воспитания АПН СССР, в которой отражены принципы эстетического воспитания, рассчитанные на формирование у школьников художественно-эстетических и творческих способностей, на тесную связь художественного воспитания с социалистическим строительством, на формирование мировоззрения и нравственности учащихся, на тесную связь и единство художественного воспитания и возрастного развития школьников, на обогащение и эстетику детской жизни.

Принципы затрагивают все основные стороны декоративно-прикладного художественного творчества и его воспитательного воздействия на личность учащихся:

- художественно-эстетическую направленность;

- развитие фантазии ребенка;

- формирование способности образно воспринимать окружающую действительность, материально-пространственную среду;

- трудовую основу декоративного творчества;

- использование разнообразных технологических приемов в ис -полнении предметов декоративного искусства;

- самостоятельную и коллективную работу.

Осуществление принципов в преподавании декоративно-прикладного искусства предполагает соблюдение возрастных особенностей учащихся в разные периоды их общего развития (младший школьный возраст - знакомство с декоративным решением отдельных предметов с учетом требований среды; средний школьный возраст - создание среды при помощи вещей; старший школьный возраст - подчинение отдельного предмета среде).

Поскольку существующая в настоящее время система школьного обучения пока не позволяет из-за небольшого количества отводимого на предмет учебного времени раскрыть все стороны художественной деятельности в области декоративно-прикладного искусства, мы считаем целесообразным осуществлять ее в старших классах посредством факультативных занятий.

Факультатив в области изобразительного искусства для учащихся 7-10 классов помимо восприятия изобразительного искусства должен обязательно предполагать как составную часть практическую творческую деятельность старших школьников, которая должна быть направлена на непосредственное и близкое знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, предусматривать худо -жественно-творческую деятельность по организации окружающего архитектурно-материального пространства. В осуществлении такой направленности факультатива желательна тесная связь с родителями и специалистами в области дизайна, художниками декоративно-прикладного искусства, а также людьми смежных профессий.

В рамках одного исследования невозможно решить все задачи преподавания декоративно-прикладного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся. Поэтому для дальнейшего совершенствования этой проблемы необходимо осуществить разработку следующих перспективных, на наш взгляд, исследований:

I. Формы и методы работы с учащимися старших классов в области декоративно-прикладного искусства на факультативных занятиях ( с учетом специфики организации архитектурно-пространственного окружения) .

2. Методика преподавания декоративно-прикладной деятельности с учетом специфики возраста учащихся на основе современных принципов организации и содержания преподавания декоративно-прикладного искусства в советской общеобразовательной школе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Савенкова, Любовь Григорьевна, Москва

1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

2. Маркс К. Общее отношение производства к распределению, обмену, потреблению. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 12, с. 714-718.

3. Маркс К, и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т./Сост. М.А.Лиф-щиц. Изд. 3-е. М.: Искусство, 1976. т. I. - 575 е.; т. 2. -719 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х т. /Сост. Абакумов A.A., Днепров Э.Д., Черник С.А. М.: Педагогика, 1978. т. I. - 544 е.; т. 2 - 448 с.

5. Маркс К. Процесс труда и процесс увеличения стоимости. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 188-189.

6. Энгельс Ф, Принципы коммунизма, Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4 , с. 322-339.

7. Ленин В.И. О воспитании и образовании/Общ. ред. А.М.Арсень-ева. 2-е изд. - М.¡Просвещение, 1970. ~ 680 с.

8. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 5-е изд. - М.: Худ. литература, 1976. - 827 с.

9. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.:Политиздат, 1977. - 62 с.

10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.¡Политиздат, 1981. - 223 с.

11. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня. -М.: Политиздат, 1983? с. 5-26.

12. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. М.¡Политиздат, 1981. -28 с.

13. О народных художественных промыслах: Постановление ЦК КПСС. В кн.: Справочник партийного работника. Вып. 14-15, 1975, с. 384.

14. Об устранении излишеств в проектировании и строительстве: Постановление ЦК КПСС. Известия, 1955, 5 ноября.

15. Постановление СНК СССР. Известия, 1933, 17 декабря.

16. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. М.: Изд. полит.литературы, 1976. - 144 с.

17. Собрание постановлений правительства СССР, № 14-23, 1968, с. 339.

18. Аверинцева И. Традиция и революция в прикладном искусстве. -Искусство, 1919, $ 3, с. 2-3.

19. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания /Под ред. А.Я.Зися. М.: Наука, 1983. - 366 с.

20. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. - 286 с.

21. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие и константность восприятия. М,: Просвещение, 1968. - 334 с.

22. Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - 224 с.

23. Арватов Б.И. Общество художественной промышленности. Рабис, 1926, В 2, с. 6.

24. Арямов И,А., Одинуов Л.И. Дитя рабочего. М., 1926.- 6 с.

25. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

26. Бакушинекий A.B. Об изучении детской психики и творчества.- Архив Г.Т.Г, Фонд 33, опись I, ед.хр. 16.

27. Бакушинекий A.B. Художественное творчество и воспитание. -М, : Новая Москва, 1925. 240 с.

28. Башилов Я.А., Кондахчан Е.С. Детский рисунок. М.-Л.: Искусство, 1940. 192 с.

29. Башилов Я.А. Школьный плакат. Искусство в школе, 1927, № 9-10, с. 4-10.

30. Бейер В.И., Лепилов K.M., Розыграев К.В. Рисование. Л.: Начатки знаний, 1927. - 174 с.

31. Елонский П.П. Трудовая школа: серия по теории и практике Единой Трудовой Школы. М.: Госиздат, 1919. Часть II. - 63 с.

32. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

33. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175 с.

34. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.- М.: Советский художник. 1966. 118 с.

35. Варшавский Л.Р. Смотр советского искусства. Рабис, 1933, $ 5-6, с. 5-9.

36. Вещи вокруг нас, М.: Знание, 1964. - 271 с.

37. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970.- 519 с.

38. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству. М.: Учпедгиз, 1948. - 40 с.39,40,4L