автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе
- Автор научной работы
- Балабушевич, Лариса Игоревна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Орел
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Балабушевич, Лариса Игоревна, 2003 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРЫ
1.1. Психолого-педагогические особенности активизации изобразительной деятельности школьников среднего школьного возраста.
1.2. Исторические особенности развития архитектуры Орловщины.
1.3. Возможности использования изображения объектов архитектуры в процессе активизации изобразительной деятельностью школьников.
Выводы по 1 главе.
ГЛАВА И. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРЫ
2.1. Содержание школьных программ по изобразительному искусству с точки зрения использования архитектуры в процессе активизации изобразительной деятельности школьников.
2.2. Организация и методика экспериментального исследования. Констатирующий этап эксперимента.
2.3. Формирующий этап эксперимента и анализ результатов.
Выводы по 2 главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Активизация изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства в школе"
Проблема исследования и ее актуальность. Культурное возрождение России невозможно без духовного возрождения каждой отдельной российской области, каждого города, каждого россиянина. Изучение памятников архитектуры мы рассматриваем через призму постижения этого вида искусства в создании «характера» родного города, в его истории и развитии.
Архитектура — самый масштабный из всех видов пластических искусств. С его произведениями мы соприкасаемся чаще, чем с какими бы то ни было другими, и, подсознательно реагируя на тот заряд, который они нам адресуют, не задумываемся о роли, которую играет в нашей жизни искусство с прекрасным музыкальным названием «зодчество».
Накопленный за последние десятилетия в педагогической науке значительный опыт работы по активизации изобразительной деятельности учащихся различных возрастных категорий позволяет сделать выводы о том, что необходимо повышать эмоциональную, духовную, нравственную насыщенность воспитания юного поколения, используя для этого разнообразные средства психологического воздействия, а также воздействия средствами изобразительного искусства, в том числе и архитектуры.
В программах общеобразовательной школы предусматривается знакомство с правилами линейной перспективы, рисование с натуры архитектурных объектов, рисование по памяти и представлению. Архитектурные мотивы содержатся в разделе тематического рисования. Изучение архитектуры предполагает наличие у школьников определенного багажа знаний, полученных в курсе других дисциплин: истории, литературы, черчения. Используя на уроках примеры зодчества, изучая его художественный • язык, можно совершенно в ином свете раскрыть интеграционные связи с этими учебными предметами. Это дает перспективу сложения системы образования с учетом культурного наследия родного края, неотъемлемой составной части опыта всего русского народа.
В данном подходе важна позиция раскрытия понятий гармонии и красоты предметного мира, где архитектура занимает едва ли не самое главное место. Архитектура - вид изобразительного искусства особого типа. Архитектуру надлежит рассматривать только в комплексе с национальными художественными традициями, природой, историей, бытом, трудом. Это позволит учащимся постигнуть принципы единства всех типов художественного творчества в согласии с историей развития национальной и мировой культурой. Систематическое изучение определенной местности в историческом, географическом и этнографическом аспектах началось в России в XVIII веке. В.Ф. Одоевский писал: «Ежели дитя ходит год в школу и носит прекрасное название ученика, то оно должно знать все дороги, улицы, дома и площади в своем селе или в своем городе; и очень стыдно ученику, если он этого не знает»[93,257].
Модель развития регионального компонента на уроках изобразительного искусства ориентирует школьников на приобщение к национальной культуре путем воспитания чувства сопричастности к судьбе своей «малой родины». Именно в этом направлении для каждого ребенка начинается перевод общечеловеческих вечных духовных ценностей в ценности личные. В этом процессе неоценима роль уроков изобразительного искусства, включающих в себя творческое переосмысление всего человеческого опыта и установление нравственных и эстетических позиций.
По исследуемой проблеме мы ознакомились с диссертационными исследованиями, в которых в той или иной степени используются возможности рисования с натуры архитектурных объектов.
Художественно-творческое развитие детей в процессе ознакомления с архитектурой в дошкольном возрасте рассматривает в кандидатской диссертации педагог С.Ю. Болотова [23].
И.О. Осин рассматривает формирование эстетического отношения к среде в процессе работы над городским пейзажем у студентов художественно-графического факультета [95].
Близкой к нашей проблеме оказалась кандидатская диссертация О.П. Савельевой, в которой рассмотрена активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения произведений древнерусского зодчества [114].
В своем исследовании мы прежде всего опирались на научные труды ведущих ученых в области методики преподавания изобразительного искусства: А.Д. Алехина, Н.Н. Анисимова, Н.С. Боголюбова, Э. Н. Беды, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, и др.
Научное обоснование исследуемой проблемы активизации изобразительной деятельности сформировали ведущие ученые в области педагогики и психологии: В.В. Давыдов, C.JI. Рубинштейн, C.JI. Сахаров,
A.И. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.; в области дидактики - Ю.К. Бабанский,
B.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; в области психологии изобразительной деятельности - С.Ю. Болотова, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Кузин и др.
По теории архитектуры мы обращались к трудам искусствоведов и архитекторов И.А. Бартенева, Б.Р. Виппера, А.В. Иконникова, Н.Н. Коваленской, В.И. Пилявского, А.А. Тица, Ю.С. Ушакова и др.
Роль и место архитектурного пейзажа в истории искусства мы исследовали по работам М.В. Алпатова, Б.Р. Виппера, Н.Н. Коваленской, А.А. Федорова-Давыдова и др.
По истории архитектуры Орловского края мы обращались к трудам краеведов, . писателей, зодчих В.М. Катанова, В. Н. Неделина, В.Г.
Сидорова, С.И. Федорова и др. Активизация изобразительной деятельности учащихся рассматриваемой возрастной группы предполагает создание глубокой и деятельной заинтересованности детей предлагаемой тематикой, наблюдения за окружающей действительностью, в нашем случае за неповторимостью облика родного города, а также внесение в содержание уроков элементов проблемности, использование проблемных ситуаций. Интересные результаты дают коллективные формы работы на уроке.
Анализ тематических композиций учащихся подросткового возраста, содержащих изображения памятников архитектуры родного города, показал, что желание детей передать атмосферу городской среды сталкивается с недостаточностью знаний, умений и навыков для создания полноценного художественного образа.
У школьников рассматриваемой возрастной группы часто встречается пониженный интерес к результатам изобразительной деятельности, что выражается в незавершенности творческих работ.
Возникает противоречие между возросшими требованиями к формированию активной творческой личности в современном обществе и низким уровнем активности в изобразительной деятельности школьников 7-8 классов. Наблюдается незаинтересованность результатами своей изобразительной деятельности и связанная с этим низкая познавательная активность в области пластических искусств. Эти факторы определили общую проблему исследования.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что от ее недостаточной разработки значительно снижается качество художественного образования и эстетического воспитания школьников в целом.
Цель исследования.
Научно обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание и методику активизации изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства, а также в системе внеурочной деятельности. Объект исследования
Художественно-изобразительная деятельность учащихся младшего и среднего подросткового возраста в процессе ознакомления с памятниками архитектуры родного города на уроках изобразительного искусства и на внеурочных занятиях. Предмет исследования
Содержание и оптимальные методические пути активизации изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.
В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигается проблема активизации изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе может быть реализована при условии использования новой более эффективной методической системы, разработанной нами, которая включает в себя:
1. цели, задачи и содержание активизации изобразительной деятельности школьников 7-8 классов при рисовании объектов архитектуры родного города;
2. дидактические принципы, формы, методы и методические приемы;
3. средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на уроках изобразительного искусства (ТСО, наглядные пособия и т.д.) и которая характеризуется
-планомерным и систематическим использованием специально отобранных (в пределах родного города) произведений архитектуры для бесед и экскурсий с учащимися на уроках и внеклассных занятиях по изобразительному искусству;
-постановкой перед детьми практических задач по рисованию с натуры архитектурных объектов родного города;
-постановкой перед учащимися задач, содержащих духовно-мировоззренческие идеи, окрашенные региональной спецификой;
- широкое применение средств наглядности.
Цель и рабочая гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических и методических исследований, связанных с проблемой активизации изобразительной деятельности школьников;
2. Раскрыть и обосновать методические основы активизации изобразительной деятельности учащихся младшего и среднего подросткового возраста с использованием зарисовок архитектурных объектов родного города на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе;
3. Разработать и апробировать экспериментальную методическую систему по изображению архитектурных памятников родного города, влияющих на активизацию изобразительной деятельности детей;
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы в решении этой проблемы.
Методологической основой исследования являются
- положения теории и практики о содержании обучения;
- современные концепции в области образовательного процесса;
- труды ведущих ученых, педагогов, искусствоведов, психологов и дидактов по вопросам активизации изобразительной деятельности детей;
- психолого-педагогические закономерности активизации изобразительной деятельности учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- научно-методические рекомендации ученых и педагогов по вопросам развития творчески активной личности при обучении изобразительному искусству;
- метод теоретического анализа, изучение и анализ научно-теоретической педагого-психологической и искусствоведческой литературы и диссертационных исследований;
- анализ учебных программ по изобразительному искусству;
- наблюдение за учебной деятельностью детей, беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей школ, изучение передового опыта;
- изучение и анализ практики преподавания на уроках изобразительного искусства с использованием архитектурных зарисовок;
- изучение материалов краеведческих музеев, музеев изобразительного искусства с целью отбора соответствующих произведений по теме диссертации;
-анализ продуктов творческой деятельности детей,
-психолого-педагогический развивающий эксперимент.
Базой для нашего исследования послужили школы №2, №18, №23 города Орла.
Этапы исследования:
1. 1996-1997 годы - сбор эмпирического материала, изучение педагогического опыта, изучение литературы по теме исследования. На этом этапе изыскивались методы активизации изобразительной деятельности школьников, средства ее стимулирования.
2. 1997-2000 годы — разработка содержания экспериментального исследования, системы заданий для учащихся на основе изучения истории архитектуры города Орла, проведение опытно-экспериментальной работы в школах города Орла.
3. 1999-2002 города - формирующий и сравнительный этапы эксперимента, обобщение и подведение итогов исследования.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены психолого-педагогические условия активизации изобразительной деятельности младшего и среднего подросткового возраста при рисовании архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе:
- заинтересованность детей предлагаемой тематикой, наблюдения за окружающей действительностью (обликом родного города),
- внесение в содержание уроков элементов проблемности, использование проблемных ситуаций, коллективные формы работы на уроке.
2. Доказана эффективность использования регионального компонента в общей системе обучения детей изобразительному искусству;
3. Доказана необходимость комплексной системы в работе с детьми в ходе приобщения их к ценностям архитектуры родного края, как неотъемлемой части отечественной культуры;
4. Разработана и экспериментально проверена методическая система приобщения детей к рисованию архитектурных памятников родного города как к одному из действенных средств активизации их изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке новых путей активизации изобразительной деятельности школьников среднего возраста путем приобщения их к рисованию архитектурных памятников родного города на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе. Практическая значимость исследования; состоит в том, что его результаты могут быть применены в учебном процессе и системе воспитания и дополнительного образования детей с использованием регионального компонента, что существенным образом активизирует изобразительную деятельность учащихся.
Достоверность научных результатов; обеспечена избранной методологией, опорой на теоретические исследования психолого-педагогической науки, использование методов, адекватных цели, задачам, логике исследования; организацией опытно-экспериментальной работы, многократной экспериментальной проверкой и анализом основных положений исследования на практике, в работе с учащимися общеобразовательных школ и подтверждается результатами исследовательской и экспериментальной работы, выразившимися в более высоком уровне активности учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялась в 1999-2002 годах в ходе экспериментальной работы в школах № 2, №18, №23 г. Орла. Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты докладывались на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете, на заседаниях кафедры теории и методики искусства Орловского государственного университета (1998-2002 гг.), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания Научно-методического центра, на августовских конференциях учителей общеобразовательных школ г.Орла.
Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ №2, №18 г. Орла, в лекционный и практический курс по мировой художественной культуре на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по материалам 2 главы
1. Разработана и экспериментально проверена методика формирования творческой активности школьников среднего возраста на уроках изобразительного искусства в процессе изучения и рисования памятников архитектуры родного города.
2. Экспериментальная работа показала, что для успешной реализации принципов активизации изобразительной деятельности школьников при изображении архитектурных объектов необходимо:
- обращаться к детальному изучению памятников зодчества родного края;
- обращаться к истории родного города, отраженной в его архитектурных памятниках;
- акцентировать внимание на выражение в рисунках своего отношения к изображаемому сюжету, своего настроения и размышлений;
- использовать интеграционные связи с историей и краеведением.
3. Эффективными методами и приемами реализации активизации изобразительной деятельности учащихся являются:
- экскурсии к архитектурным памятникам;
- беседы;
- викторины;
- коллективно-групповая творческая деятельность;
- рисование с натуры и по памяти архитектурных памятников. Уровень развития изобразительных умений у школьников после использования этих методов значительно повысился.
4. Интерес школьников к данной теме, наряду с подобной работой по другим учебным предметам и внеклассными мероприятиями способствует повышению уровня творческой активности школьников, формированию гражданских позиций на национальной основе, любви к родному краю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования подтвердились основные положения гипотезы: активизация изобразительной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе будет более эффективна при использовании разработанной нами эффективной методической системы, которая характеризуется
- планомерным и систематическим использованием специально отобранных (в пределах родного города) произведений архитектуры для бесед и экскурсий с учащимися на уроках и внеклассных занятиях по изобразительному искусству;
- постановкой перед детьми практических задач по рисованию с натуры архитектурных объектов родного города;
- постановкой перед учащимися задач, содержащих духовно-мировоззренческие идеи, окрашенные региональной спецификой;
- широкое применение средств наглядности.
В ходе исследования решены основные задачи:
1. проведен теоретический анализ психолого-педагогических и методических исследований, связанных с проблемой активизации изобразительной деятельности школьников;
2. обоснованы и раскрыты методические основы активизации изобразительной деятельности учащихся среднего школьного возраста с использованием зарисовок архитектурных объектов родного города на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе;
3. разработаны и апробированы экспериментальные задания по изображению архитектурных памятников родного города, влияющие на активизацию изобразительной деятельности детей;
4. разработаны и экспериментально проверены пути повышения эстетических и профессиональных качеств рисунков учащихся в результате применения разработанных нами экспериментальных уроков.
Разработана и экспериментально проверена методика формирования творческой активности школьников среднего возраста на уроках изобразительного искусства в процессе изучения и рисования памятников архитектуры родного города.
Экспериментальная работа показала, что для успешной реализации принципов активизации изобразительной деятельности школьников при изображении архитектурных объектов необходимо:
- обращаться к детальному изучению памятников зодчества родного края;
- обращаться к истории родного города, отраженной в его архитектурных памятниках;
- акцентировать внимание на выражение в рисунках своего отношения к изображаемому сюжету, своего настроения и размышлений;
- использовать интеграционные связи с историей и краеведением. Для систематического и последовательного усвоения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения изобразительной деятельностью и ее активизации предлагаются направления работы, нацеленные на планомерное воздействие на личность школьника через конкретно-чувственное восприятие искусства и действительности с опорой на следующие принципы: занятия по изучению архитектуры не ограничиваются искусствоведческим анализом или овладением техническими навыками изображения, а непременно должны способствовать общекультурному развитию школьников;
- данные занятия должны формировать у школьников способность восприятия искусства архитектуры через специфику его образного языка, отражающего действительность, это крайне важная составляющая воздействия на духовный мир ребенка, определяющая их мировоззрение;
- для приобщения детей к архитектуре крайне важна комплексная система работы, для которой недостаточно простого набора отрывочных знаний и умений, хотя они интересны и ценны сами по себе;
- занятия актуализируют и расширяют региональный компонент художественного образования, но важно при его разработке не обесценить понимание того, что художественная культура родного края — неотъемлемая часть отечественной культуры, это мир единый, целостный, включающий отношение человека к миру и обществу, отношение одного народа к культуре другого народа. Только такой подход к включению регионального компонента помогает избежать проявления субъективизма и ограниченности.
Знакомство школьников с памятниками родного города при внимании и раскрытии в каждом из них многогранного художественного образа, через особую систему отражения действительности, связи с народной культурой и общечеловеческими ценностями способствует активизации изобразительной деятельности учащихся по созданию индивидуальных художественных работ, используя многообразие тематики.
Одним из эффективных средств активизации изобразительной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста является коллективно-групповая форма проведения уроков по изобразительному искусству.
Задания такого типа могут быть органично включены в каждый из разделов школьной программы по изобразительному искусству, используемых учителями, поскольку позволяет учащимся выразить свое отношение к миру через чувство сопричастности к судьбе своей малой родины.
Внедрение результатов исследования позволило активизировать изобразительную деятельность учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Предложенная методика дала положительную апробацию в школах города Орла, что позволяет предложить ее использование в других регионах.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов активизации изобразительной деятельности учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства при рисовании архитектурных памятников и может служить основой для дальнейших исследований в этой области.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Балабушевич, Лариса Игоревна, Орел
1. Авсиян OA. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. -М.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 е., ил.
2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. 2-е изд. — М.: Советский художник, 1986. - 326 е., ил
3. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, Владос, 1994,- 160 е.: ил.
4. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X-начала XX века. М.: Искусство, 1989 - 480 с: ил.
5. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. 2 том.- М.: Искусство, 1967. -214 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука. Издательство АПН РСФСР, I960.- 486 с.
7. Анисимов Н.Н. Основы рисования: Учеб. пособие для строит, спец. вузов/ 2-е изд.-М.: Стройиздат, 1977.- 168 с.
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань.: Изд-во Казанского университета, 1996.-565 с.
9. Антипов В.В. Из прошлого. // Вече. 1991.- №-3-6. - С.-З.
10. Антоненко В.В., Третьяк A.M. Педагогика для всех. М.: Книга. — 1981. -47 с.
11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. — М.: Прометей, 1994.- 352 с.
12. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. — М.: Высшая школа. 1990. — 175 с.
13. Бабанский Ю.К. Интенсивность процесса обучения.-М.: Знание,1987.- 78 с.
14. М.Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М.: Просвещение,1988.-479 с.
15. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Педагогика, 1981. -351, е.: ил.
16. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. — М.: Легпромбытиздат, 1986.-263 е.: ил.
17. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. - 384 е.: ил.
18. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвешение, 1981.- 158 с.
19. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -М.: Просвещение, 1974. 135 с.
20. Блонский П.П. Педология: Кн. Для преподавателей и студ. пед. вузов/ под ред. Сластенина В.А. М.: Владос, 2000. - 288 с.21 .Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.- М.: Искусство, 1971.-544 с.
21. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1986.- 126 е.: ил.
22. Болотова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитенктурой: Автореф дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 17 с.
23. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I век до нашей эры XIII век нашей эры. М.: Искусство, 1977.- 464 с, ил.
24. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.-2-е изд.,испр. и доп.- М.: Изобразительное искусство, 1985. 288 с.
25. Власова О. Прогуляемся по улице Гостинной. // Орловский комсомолец. 1987.-30 апреля.- С.-З.
26. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: изд. АПН РСФСР, 1950. -507 с.
27. Волков Н.Н. Восприятие картины.- М.: Просвещение, 1976.-32 с.
28. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект: Пособие для преподавателей. М.: Логос, 1994. - 214 с.
29. Горбунов И. Орел 40. // Орловская правда. 1983. - 24 апреля.- С.З.
30. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. 159 е.: ил.
31. Григорьев А. Тайны орловского банка. // Орловский комсомолец. — 1989.- 13 мая.-С.-6.
32. Гринев Н. Об архитектуре нашего города. // Орловская правда. 1987. -20 сентября. - С.-4.
33. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований. М.:Педагогика,1986.-239с.
34. Давыдов В.В. Новое обеспечение образования в свете нового педагогического мышления./Под ред. А.В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. С. 64-89.
35. Даниэль С. М. Искусство видеть, /о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя/.- Л.: Искусство, 1990.-223 с.
36. Егоров Б.А., Еремин В.П. Весь город Орел. Справочник. Орел.: Орелиздат, 1993. - 260 с.
37. Емельянов В.Г. Улицы города Орла. История названий. Справочник. — Орел.: Приокское книжное издательство, 1986. -348 с.
38. Еремин И. Дом Апрллонова. // Орловская правда. 1987. - 17 ноября. — С.- 4.
39. Еремин В. Последняя из многих. // Вече. 1991. - №-1. - С.-2.
40. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982.- 277 с.
41. Иванов И. В стиле модерн. // Орловская правда. 1985. - 20 июля. - С. -4.
42. Иванов И. В стиле начала века. // Орловский комсомолец. 1987. — 3 сентября. - С. - 6.
43. Иванова JI. Древний город на Оке. // Орловская правда. 1987.- 12 декабря. — С. - 5.
44. Иванов А.И. Орел сегодня и завтра. Тула: Приок. Кн. Изд-во, 1975. — 58 с.
45. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
46. Игнатьев Е.И. и др. Психология. Пособ. для пед. училищ.- М.: Просвещение, 1965,-344 с.
47. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.-М.: Знание, 1968.-32с.
48. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: (в условиях кружковой работы). Дис.канд. пед. наук: М.: 1982, - 264 с.
49. Из епархиальной жизни. // Орловские епархиальные ведомости. 1902. - №-40. - 6 октября. - С.-17.
50. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Кн. Для учителя/ Н.Н. Фомина, А.А. Дмитриева, Н.А. Горяева и др., сост. Н.Н. Фомина. — М.: Просвещение. АО «Учеб. лит.» 1995.- 272 е., ил.
51. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985.- 175 е.: ил.
52. Иконников А.В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. М.: Изд-во литературы по строительству, 1972. - с.
53. Инновации в школе: характер и результаты. — народное образование. — 1993.-№-6.-С. 16-27.
54. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе. Проблема, опыт, решения. Псков, 1992. — 223 с.
55. Искусство и школа: Кн. для учителя /Сост. А.В. Василевский. М.: Просвещение, 1981.- 288 с.
56. Искусство и эстетическое воспитание молодежи, /под ред. В.Г. Кисунько. М.: Наука, 1981.-335 с.
57. Зайцев К.Г. Графика и архитектурное творчество. М.: Стройиздат, 1979.- 160 с.
58. Кан-Калин В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 142 с.
59. Каплинский М. Памятники русского зодчества и их роль в воспитании молодежи. Орел.: Орловская областная организация «Знание», 1970. — 68 с.
60. Катанов В.М. Орловские были: Страницы истории родного края. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1989. 368 с.
61. Катанов В.М. Однажды в Орле. Орел: Вешние воды, 1993. - 121 с.
62. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.- 222 с.
63. Кириченко Е.И., Шеболева Е.Г. Русская провинция. М.: Наш дом, 1997.-80 с.
64. Коваленская Н.Н. Из истории классического искусства. М.: Советский художник, 1988. - 280 е.: ил.
65. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Просвещение, 1976. - 158 е.: ил.
66. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. - 158 с.
67. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998. -140 с.
68. Коменский Я.А. Дидактические принципы. М.: Учпедгз, 1940. - 90 с.
69. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
70. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
71. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М.: ЗАО СварогиК, 1998.-с.
72. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещен е, 1974. - 304 с.
73. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997,304 е.: ил.
74. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение. 1965.-208 е.: ил.
75. Легенда о счастье: Сборник /Сост., вступ. ст. и примеч. В.Б. Муравьева.- М.: Московский рабочий, 1987. — 432 с.
76. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М. Педагогика, 1981, 186 с.
77. Летопись города Орла (1566 1977)./ Сост. Фролов П.И., Чернова И.Н.
78. Тула.: Приокское книжное издательство, 1980. 320 с.
79. Ливцов В.А. Символика в средневековой культовой застройке Орла. Бахтинские чтения. Вып. 2. Орел.: Изд-во ОГТРК, 1997. - С.316-322.
80. Манохина Ю. Под сенью благостных церквей. // Вера отцов. 1999. -№-10. -С. -15.
81. Маслов Н.Я. Пленер: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак.пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1984.- 112 е.: ил.
82. Маслоу А. Самоактуализация. //Психология личности: тексты под ред. Гиппентейтера Ю.Б. М.: МГУ, 1982. - С. 108.
83. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981.-96 с.
84. Методический сборник №1 (приложение к городской комплексно-целевой программе гражданского образования) Орел.: Изд-во городского научно-методического центра. 2000.-100 с.
85. Неделин В.М. Орел изначальный. XVI-XVIII вв. История. Архитектура. Жизнь и быт. Орел.: Вешние воды.- 2001, -280 е., ил.
86. Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1981.-190 с.91 .Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного творчества.- М.: Изд. МГУ, 1972.- 54 с.
87. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. — М.: Высшая школа, 1984.-336 с.
88. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1955. 176 с.94.0конь В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с
89. Осин И.О. Формирование эстетического отношения к среде у студентов III-IV курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем: Авторкф. Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. 24 с.
90. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать: советы рисовальщика. М.: Советский художник, 1966. - 104 с.
91. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластени, Н.А. Сорокин и др., Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп и перераб. - М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
92. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987. 238 с.
93. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1984. - с.
94. Плужников В.И. Объемные композиции культовых построек Орловской области. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М.: Наука, 1980. - С.185.
95. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. Заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
96. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982.- 191с.
97. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы.(авт. B.C. Кузин и др.) М.:АГАР, 1996.- 160 с.
98. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост. B.C. Кузин, В.И. Сиротин. М.: Дрофа, 1998. - 320 с.
99. Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. М.: Сов. Художник, 1085.-304 с.
100. Пясецкий Г.М. Забытая история Орла.- Тула: Приок кн. изд-во. Орел: ОГРТК, 1993-251 е.: ил.
101. Ромашов В., Неделин В. Архитектурные древности Орловщины.
102. Орел: Вешние воды, 1998. 420 с.
103. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. 245 с.
104. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: зарубежная школа. /Уч. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности 2109 «Черчение, рисование и труд».- М.: Просвещение, 1981 .-191с.: ил.
105. Ростовцев Н.Н. История методов преподавания рисования. Русская и советская школы рисунка./Уч. пособие для студентов худож-граф. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. -239с.
106. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. О мышлении и путях его исследования.- М.: Изд. АН СССР, 1958.- 147 с.
107. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси: Исслед. и заметки.-М.: Искусство, 1984.-240 с.
108. Рябцовский И. Облик города. // Орловская правда. 1972. — 25 мая. — С.-2.
109. Савельева О.П. Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения произведений древнерусского зодчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.
110. Сапожников А.П. Полный курс рисования. М.: AJIEB, 1997. -2-е изд.-160 с.
111. Святый храм в честь и славу Иверской иконы Божией Матери. Очерки истории ко дню десятилетия. — Орел: Типография губернского правления, 1902. 26 с.
112. Седойкина К.А. Из истории городских усадеб XIX века в Орле. // Орловские краеведческие записки. 1998. - Вып. - 2. - С. -196.
113. Седойкина К.А. Площадь Карла Маркса. // Орловская правда. — 1998. 5 сентября. - С. - 5.
114. Сидоров В.Г. Весело красуется Орел. // Московский журнал. — 1997. -№- 10.-С.-38.
115. Ситник А.П. Факультативный курс «Основы эстетики и искусствознания в сельской школе: (из опыта работы учителя)». — М.: Просвещение, 1982. — 48 с.
116. Скаткин М.Н. Методология и методики педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
117. Сластение В.А., Подымова JT.C. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 222 с.
118. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 368 е.: ил.
119. Старые русские города. Справочник-путеводитель. Автор текста и составитель Г.К. Вагнер. — М.: Искусство, 1980. — 424 е.: ил.
120. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1973. — 164 с.
121. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж 17 века. М.: Изобразительное искусство, 1983 .-319с.
122. Теплов Б.М. Избранные труды . Т.1 М.: Педагогика, 1985. - 328 с.1. Л47
123. Тихомиров А)К. Психология исследования творческой деятельности.1. VI-М.: Наука, 1975.-252 с.
124. Тугенхольд А.Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. Избранные статьи и очерки. / Сост. Т.П. Каждан. М.: Сов. Художник, 1987. - 320 е.: ил.
125. Унковский А.А. Живопись. Изображение фигуры. ПортретЛучебн.пособие для худож.-граф. фак-тов пед. институтов. М.: Просвещение, 1983.- 48 с.
126. Учебный рисунок: учеб. пособие /Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Акад. Художеств СССР; под ред. В.А. Королева.-М.: Изобразительное искусство, 1981. 125 с.
127. Ушинский К.Д. Сочинения в 8-ми томах.,Т.8 Человек как предмет воспитания. Опыт антропологии. M.-JI.: изд-во АПН РСФСР, 1950.-774 с.
128. Федоров С.И. Архитектурный ансамбль исторического центра города. Материалы в помощь лектору. Орел: Орелиздат, 1981. — 80 с.
129. Федоров С.И. Архитектурные образы Орловщины. Тула: Приокское книжное издательство, 1982. — 368 с.
130. Федоров С.И. Исторический ансамбль в современном городе. // Орловская правда. 1980.- 22 мая. - С. - 3.
131. Федоров С.И. Центр древнего города. К 400-летию Орла. // Орловская правда. 1964. - 19 июня. - С. - 4.
132. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII начала XX века. -М.: Советский художник, 1986. - 304 с: ил.
133. Фохт-Бабушкина Ю.У. Искусство и духовный мир человека. — М.: Знание, 1982.-112 с.
134. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. 519 с.
135. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. - 164 с.
136. Хворостов А.С. Декоративные работы по дереву. Практическое пособие для школ и внешкольных учреждений. Орел.: Орелиздат, 1996, 120 е.: ил.
137. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. Университета, 1981. — 304 с.
138. Человек, предмет и среда. М.: Изобразительное искусство, 1980. — 256 с.
139. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. -303 с.
140. Шорохов Е.В. Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987.-219 с.
141. Шорохов Е.В. Композиция: учеб. для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов. — 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 е.: ил.
142. Шпикалова Т.Я., Магометова П.И., Сокольникова Н.М., Сысуева Е.А. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. Альбом. Часть 1. 2 года обучения. М.: Мозаика-Синтез, 1997.-44 с.
143. Щукина Г.И. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977.-383 с.
144. Эксперимент: новое содержание общего образования : Примерные программы среднего (полного) общего образования: Искусство / Е.С. Медкова, B.C. Кузин, С.П. Ломов и др. — М.: Просвещение, 2002. — 31 с.
145. Яворская Н.В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX-XX веков. — М.: Советский художник, 1987.-256 е.: ил.
146. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие. М.: Искусство, 1964. - 85 с.
147. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М. Знание, 1971.-46 с.