автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения произведений древнерусского зодчества
- Автор научной работы
- Савельева, Оксана Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения произведений древнерусского зодчества"
На правах рукописи
САВЕЛЬЕВА Оксана Петровна
АКТИВИЗАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОДЧЕСТВА
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения изобразительному искусству
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации иа соискание ученой степени ■ кандидата педагогических наук
Москва 1996
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В.И.Ленина на кафедре методики преподавания изобразительного искусства
и черчения
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Игнатьев С.Е.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор БОГОЛЮБОВ Н.С. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник КУБЫШКИНА Э.И.
Ведущая организация- Владимирский государственный педагогический университет имени П.ИЛебедева-Полянского
Защита состоится БР 9....... 1996 г. в ...1^.. час. на
заседании диссертационного Совета Д 053.01.12 в Московском педагогическом государственном университете имени В.ИЛенина по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 526.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ им. В. И. Ленина (119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1). Автореферат разослан ......1996 г.
И.о. ученого секретаря у
диссертационного совета Е.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема исследования и ее актуальность.
Требования, предъявляемые к процессу образования, определяются уровнем развития общества. В настоящее время социальный заказ - это активная, творчески мыслящая и гармонично развитая личность, Ее основы формируются в детстве и зависят от разнообразных проявлений культуры и искусства.
Изобразительная деятельность ребенка - это одно из мощных средств психологического развития личности. Рисуя, дети знакомятся с окружающим миром и выражают свое отношение к нему.
Человек с самого рождения живет в определенной среде, которую составляют люди, природа, архитектура. Поэтому не случайно появление в детских рисунках изображения различных построек. Сначала это всем хорошо известные домики. Взрослея, развиваясь и совершенствуясь, уже профессиональные художники нередко делают изображения объектов архитектуры основным мотивом своего творчества.
Одной из ярких страниц истории архитектуры является древнерусское зодчество, которое объединяет и крестьянские избы, и крепостные сооружения, и храмовые постройки. Весь этот многообразный пласт искусства Древней Руси подробно исследован в публикациях наших ведущих ученых-искусствоведов В.С.Воронова, И.Э.Грабаря, М.А.Ильина, Н.Кардина, М.К.Каргера, А.В.Ополов-никова, Г.С.Островского, П.А.Раппорта, А.А.Тица, Ю.С.Ушакова и других.
Сегодня эти памятники архитектуры становятся материалом, с помощью которого мы можем знакомить детей с сокровищами национальной культуры, развивать их эмоциональную сферу и обучать основам изобразительной грамоты.
На современном этапе развития педагогической науки появились значительные исследования, посвященные изучению изобразительного творчества детей. Ведущие деятели науки, искусства, педа-
гогики и психологии А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Н.Н.Ростовцев, Г.В.Беда, Н.А.Ветлугина, А.Е.Терентьев, Н.С.Боголюбов, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, А.Д.Алехин, Т.Я.Шпикалова и другие в своих трудах доказывают развивающее значение изобразительной деятельности учащихся, которая способствует выявлению художественного потенциала и влияет на творческую активность ребенка.
Проблеме поиска эффективных методов обучения детей посвящены кандидатские диссертации Р.И.Афанасьевой, К.М.Багда-сарян, А.И.Васильева, А.Я.Горшко, С.Е.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Э.И.Кубышкиной, Н.М.Сокольниковой, Г.В.Черемных и других.
В экспериментальных исследованиях М.Д.Ашурова, И.Л.Головановой, А.А.Грибовской, Н.А.Дудиной, С.Ш.Евтых, З.И.Паздниковой рассматриваются вопросы активизации художественного творчества детей младшего школьного возраста различными средствами.
Определяя степень важности формирования пространственных представлений у детей 6-10 лет, мы опирались на труды Б.Г.Ананьева, Е.Ф.Рыбалко, О.И.Галкиной, В.И.Киреенко и других, выявивших специфику этого процесса и условия его развития.
Экспериментальные исследования Н.Н.Анисимова, Л.П.Барышниковой, Н.Э.Изергиной и других помогли нам определить эффективные методы активизации пространственного воображения младших школьников.
Из работ Л.М.Государского мы воспользовались предложенной им схемой разделения уровня сформированности пространственного восприятия объекта архитектуры на пять ступеней в зависимости от уровня развития мышления.
При определении степени использования краеведческого материала в обучении школьников нам помогли работы П.В.Иванова, В.Г.Смирнова и других, рассматривающие изучение истории и культуры родного края как средство активизации развития личностных качеств детей.
Близкой к нашей проблеме оказалась докторская диссертация Т.Я.Шпикаловой, в которой рассмотрена значительная роль народного искусства а художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся.
В кандидатской диссертации З.И.Паздниковой использование народных художественных традиций в процессе обучения определяется как средство развития творческой активности младших школьников.
Работы В.Н.Кардашова, Е.П.Кабковой и других затрагивают вопросы формирования художественных представлений и развития гворческой активности младших школьников в процессе восприятия разных видов искусства.
По исследуемой проблеме мы ознакомились также с диссертационными работами В.С.Бадаева, Г.А.Горбуновой, Н.В.Еремичевой, Ц.А.Хворостова и других.
Для определения места и объема изучения традиций древне-эусской архитектуры в современном образовательном процессе мы проанализировали существующие на сегодняшний день программы по изобразительному искусству и художественному образованию.
Внимание мы уделяли следующим вопросам: первый - народное искусство как часть учебного предмета; второй - ознакомление : традициями древнерусской архитектуры; третий - виды и варианты занятий, связанные с изучением народного искусства и древнерус-:кого зодчества.
Типовая программа по изобразительному искусству для начальных классов под редакцией В.С.Кузина в обновленном варианте зыделяет как одну из специальных задач развитие у детей изобразительных способностей и творческого воображения.
В эту программу народное искусство включено в качестве зажнейшего компонента художественного образования учащихся, Эдновременно предусматривается получение детьми начальных све-
дений об архитектуре в первом классе и знакомство с архитектурным ансамблем Московского Кремля в третьем классе.
Знакомство с народным искусством и древнерусским зодчеством в основном проводится на уроках декоративного рисование и во время бесед. Школьная программа по изобразительному искусству предлагает по всем видам занятий примерные задания, чтс позволяет учителю строить обучающий процесс в зависимости 01 своего опыта и мировоззрения, опираясь на уровень развития ху дожественных возможностей класса.
Ознакомление с традициями древнерусской архитектуры в тематике примерных занятий отражено недостаточно, в частности, рисование с натуры игрушек й макетов, создание декоративного обра за сказочного дома. Вместе с тем, задания, при решении которых ) учащихся появляется потребность в изображении архитектурньо объектов, встречаются в каждом классе. Чаще всего это иллюстри рование русских народных сказок и былин, создание сюжетных ис торических композиций.
При всех положительных аспектах данной программы нам ка жется недостаточным уровень, с учетом которого дети должны по лучать начальные сведения об архитектуре. И как естественно« следствие, при незнании традиций древнерусского зодчества дет> не могут в своих рисунках изобразить деревянные или каменньк постройки Древней Руси.
Программа, разработанная научными сотрудниками лаборато рии изобразительного искусства Исследовательского центра эстети ческого воспитания Российской Академии образования под руко водством Б.М.Неменского, представляет собой строгую систему Она вся состоит из трех этапов. На начальную школу приходите) первый этап, формирующий основы художественных представлений,
Материалом для проведения занятий служит все многообрази* окружающего мира и искусства в частности. Народное искусство I традиционные народные промыслы не выделяются особо, а помо гают учителю наравне с другими видами искусства.
На протяжении всего курса учащиеся получают представление о выдающихся произведениях архитектуры. В начальных классах этот процесс упрощен, ученики знакомятся с русской избой, архитектурными памятниками родного города или села, музеями архитектуры под открытым небом, древнерусскими городами. Следует отметить, что все эти знакомства очень кратковременны - по одному уроку во втором, третьем и два урока в четвертом классе.
Проанализировав предложенные занятия, нельзя не отметить, что они не дают знаний о конструкции построек, не вырабатывают умений передавать в рисунках трехмерный архитектурный объект, а нацелены в основном на создание обобщенного образа одной постройки или целого комплекса зданий. На наш взгляд, нецелесообразно упускать широкие возможности изучения архитектуры для развития изобразительных умений и творческого воображения учеников.
Мы проанализировали программу, разработанную коллективом авторов под руководством Т.Я.Шпикаловой. Народное искусство рассматривается в ней как часть материальной и духовной культуры общества. Весь учебный курс опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа через раскрытие понятия красоты и национального своеобразия предметного мира.
Ознакомление детей с традициями древнерусского зодчества проводится лишь в контексте деревянного резного декора русской избы.
При изучении главных отличительных признаков произведений народного искусства в четвертом классе происходит обращение к ансамблю художественных вещей. Среди них - крестьянский дом, в частности, главный фасад. Программой предлагаются следующие варианты выполнения декоративных творческих работ: повтор классической схемы декоративного убранства; вариации элементов глухой резьбы и импровизация по ее мотивам.
Приходится констатировать, что данная программа знакомит детей лишь, к сожалению, с крестьянской избой и ее декоративным украшением. В стороне остаются древнерусские деревянные церкви,
а также каменные постройки Древней Руси, оформленные каменными орнаментами, коваными решетками и вратами.
Проанализировав существующие программы по изобразительному искусству и их методическое оснащение, мы пришли к выводу, что в начальных классах учащиеся получают простейшие сведения об архитектуре как виде искусства, знакомятся с крестьянским домом - избой и ее декоративным убранством, у них вырабатывается представление об образе древнерусского города и его облике. Причем отмеченные нами положения имеются в различных программах.
Кроме этого, существует множество интересных методических разработок по изучению традиций древнерусского зодчества, которые широко используются в процессе художественного образования и воспитания. Они содержатся в работах Г.Н.Матюшина, Н.В.Полуниной, Е.Л.Прасоловой, В.Г.Смирнова, Д.А.Хворостова и других и в основном предназначены для учащихся среднего и старшего школьного звена.
Что же касается активизации изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста, то, по нашему глубокому убеждению, не последнюю роль в этом играет знакомство учащихся с традициями древнерусской архитектуры. Следовательно, эта тема требует дальнейших научно-методических разработок.
Анализ детских тематических композиций, содержащих образы древнерусских строений, показывает, что желание ребенка передать в рисунке красоту и гармонию окружающего пространства сталкивается с отсутствием у него знаний, умений и навыков для этого.
Изучая теоретические и практические аспекты вышеназванного противоречия, мы смогли сформулировать проблему нашего исследования., которая заключается в поиске эффективных направлений активизации художественно-творческой деятельности учащихся начальных классов при ознакомлении с памятниками древнерусской архитектуры.
Из этой проблемы вытекает и цель исследования, которое свелось к выявлению, обоснованию и экспериментальной проверке методических условий активизации изобразительной деятельности младших школьников в ходе знакомства с традициями древнерусской архитектуры.
Объект исследования - это художественно-творческая деятельность учащихся младших классов в процессе ознакомления с древнерусской архитектурой на уроках изобразительного искусства, художественного труда и на внеурочных занятиях.
Предметом исследования является методическая система активизации изобразительной деятельности детей в процессе ознакомления с древнерусским зодчеством.
В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов активизации изобразительной деятельности детей и обобщения результатов изучения рисунков учащихся начальных классов, в которых содержатся образы древнерусской архитектуры, нами была выдвинута гипотеза - ознакомление с древнерусской архитектурой как видом искусства, изучение отдельных памятников зодчества для последующего изображения их с использованием различных материалов, техник и приемов будет способствовать более разнообразному и самостоятельному построению тематических композиций, передающих национальный колорит русской культуры, и активизации изобразительной деятельности младших школьников.
Задачи исследования :
- проанализировать психолого-педагогическую литературу для выявления приемов активизации изобразительной деятельности младших школьников;
- определить дидактические возможности изучения памятников древнерусской архитектуры в 1 - 4 классах на уроках изобразительного искусства;
- обобщить методический опыт и разработать экспериментальную серию уроков изобразительного искусства, художественного труда и внеурочных занятий;
- апробировать разработанную систему занятий и доказать активизирующее влияние знакомства с древнерусским зодчеством на развитие творческой деятельности детей 6-10 лет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ литературы по психологии, педагогике, по проблемам преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
- изучение и систематизация исторического и искусствоведческого материала, связанного с древнерусской архитектурой;
- наблюдение за учащимися в процессе создания художественно-творческих композиций;
- анализ учебных и творческих работ школьников;
- беседы с учителями изобразительного искусства и руководителями художественных кружков;
- педагогический эксперимент и обработка полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в:
- определении и обосновании широкого спектра обучающих возможностей, которые появляются в ходе ознакомления младших школьников с памятниками древнерусского зодчества в общей системе эстетического воспитания;
- разработке критериев оценки учебных и творческих работ детей 6 - 10 лет, содержащих изображения архитектурных объектов;
- создании экспериментальной системы занятий по ознакомлению учащихся младших классов с традициями древнерусского зодчества.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в:
- разработке и экспериментальной проверке методики активизации творческой деятельности младших школьников в процессе их знакомства с памятниками зодчества Древней Руси;
- предложении серии упражнений, способствующих формированию творческой активности учащихся начальных классов на занятиях по ознакомлению с объектами деревянной и каменной архитектуры;
- составлении методических рекомендаций по созданию наглядных пособий для проведения ознакомительных занятий с учениками 1 - 4 классов.
Достоверность исследования обеспечена опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, касающейся развития творческой личности; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях проведения разработанной системы занятий.
Результаты исследования можно считать достоверными, поскольку методика исследования соответствовала поставленной цели и задачам, а также подтвержденными с помощью методов описательной статистики.
Исследование проводилось с 1992 по 1996 год. На первом этапе (1992 - 1993 гг.) был осуществлен анализ имеющейся психолога-педагогической, методической и философской литературы. На базе школ № 14, 23, 24 г. Новгорода проводился поисковый эксперимент для определения критериев оценки детских работ, содержащих
изображения объектов архитектуры. Оформлен анализ тематических композиций с образами древнерусских строений.
На втором этапе (1993 - 1994 гг.) продолжался систематический анализ специальной литературы. На базе начальных классов средней школы N3 24 г. Новгорода и ДСОК "Хамовники" г. Москвы изучался опыт эстетического развития младших школьников. Проводился констатирующий эксперимент, определяющий уровни выполнения изображений объектов древнерусского зодчества в детских работах.
Третий этап исследования (1994 - 1996 гг.) был посвящен разработке и экспериментальной проверке методов, путей и средств активизации изобразительной деятельности младших школьников на занятиях по ознакомлению их с традициями древнерусской архитектуры. Эксперимент проводился на базе ДСОК "Хамовники" г. Москвы и школ № 14, 23, 24 г. Новгорода. На этом этапе было проведено описание и оформление полученных результатов.
Апробация исследования и внедрение его результатов.
Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях кафедры художественного, эстетического и физического развития ребенка факультета педагогики и психологии развития ребенка (ФППРР) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого в 1993 - 1996 гг., на научно-методических конференциях художественно-графического факультета (ХГФ) Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина в 1994 -1996гг. О ходе исследования были сделаны сообщения на межвузовских конференциях в 1995, 1996 гг. Орловского государственного педагогического университета и в 1996 г. в Магнитогорском государственном педагогическом институте.
Результаты исследования внедрены в практику работы начальной школы ДСОК "Хамовники" г. Москвы, а также в учебные планы начальных школ г. Новгорода.
Объем и структура диссертационного исследования. Диссер тация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использо ванной литературы и приложения в трех частях. Приложение 1 со держит образцы творческих работ детей, отражающих результать исследования. В приложении 2 представлена иллюстрированная си стема занятий с младшими школьниками по ознакомлению их с тра дициями древнерусской архитектуры. Приложение 3 содержит крат кий словарь терминов, характерных для деревянного зодчества, Дл5 иллюстрирования материалов исследования в диссертации исполь зуются: 17 таблиц, 8 диаграмм, 28 иллюстраций экспериментальной системы занятий, 84 ксерокопии детских рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, проблема, цель, задачи, формулируется гипотеза, характеризуется методическая основа, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, доказывается достоверность исследования, дается апробация результатов.
В первой главе "Психолого-педагогические аспекты деятельности младших школьников при изображении объектов архитектуры" рассматриваются общетеоретические и методические основы данного вопроса.
Понятие "деятельность", на которое мы опираемся в своем исследовании, включает в себя освоение индивидом предметного мира. В качестве субъекта у нас выступает ребенок 6-10 лет. Объектом его познания и освоения становится архитектура, которая является одной из монументальных и специфичных частей мира, окружающего человека. Это наглядно проявляется в детских рисунках, одним из излюбленных мотивов которых становятся изображения архитектурных объектов.
Высшей ступенью деятельности психологической наукой признано творчество как создание чего-то нового, неизвестного ранее.
Художественное творчество младших школьников представляет собой процесс создания образа и его воплощение в различных областях изобразительного искусства (рисование, лепка, комбинирование художественных материалов). Положительное влияние творческой деятельности на общее развитие личности ребенка давно признано ведущими психологами и педагогами.
В 40 - 50-е гг. нашего столетия начинаются активные поиски системы воздействия на развитие детского изобразительного творчества путем воспитания и обучения. Труды Л.СВыготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона и других обращены к природе детского художественного творчества и факторам, обеспечивающим его развитие.
Мы придерживаемся положения, что для активизации изобразительной деятельности детей необходимо развитие творческого воображения, зависящего от уровня сформированности пространственного мышления, степени насыщенности памяти многочисленными образами, умения комбинировать и видоизменять эти образы. Важно не только культивировать творческое воображение учащихся, необходимо обучать их приемам и способам грамотного перенесения образов, созданных воображением, в любой художественный материал.
Уроки изобразительного искусства предоставляют нам уникальную возможность одновременного развития воображения детей и обучения их основам изобразительной деятельности. Методику обучения изобразительному искусству младших школьников разрабатывают и совершенствуют Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Н.Ростовцев, Е.П.Титов, А.Е.Терентьев, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов и другие.
В качестве интересного, яркого и запоминающегося материала для изучения на уроках изобразительного искусства памятники древнерусского зодчества используются эпизодически во многих методических разработках у Б.М.Неменского, В.Н.Полуниной, В.Г.Смирнова, Д.А.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой и других. Однако специфические особенности этого вида искусства, проявляющиеся в широком спектре образовательно-воспитательных возможностей из-
учения архитектуры, используются крайне неэффективно. Хотя еще А.В.Бакушинский, В.С.Воронов, Н.П.Сакулина и другие отмечали, что знакомство младших школьников с традициями древнерусской архитектуры способствует развитию эмоциональной сферы личности, пространственного мышления.
Опираясь на исследования Б.Г.Ананьева, Е.Ф.Рыбалко, Л.М.Го-сударского, В.И.Киреенко, О.И.Галкиной и других, рассматривающих вопросы развития пространственного мышления младших школьников, а также на труды М.А.Некрасовой, И.Я.Богуславской, Г.Л.Дайна, Т.М.Разиной, Б.Г.Лихачева и других, раскрывающих воспитательно-образовательное значение изучения традиций народного искусства, мы выявили целый комплекс воспитательных и образовательных задач, решаемых в ходе ознакомления младших школьников с памятниками древнерусской архитектуры. В него входят: пробуждение любви к Родине, развитие отзывчивости на прекрасное, формирование основ культурно-исторической памяти; развитие воображения, пространственного мышления, изобразительной грамотности; активизация интереса к изобразительному искусству.
Использование в педагогической работе занятий по изобразительному искусству для ознакомления учащихся 1 - 4 классов с традициями древнерусского зодчества во всем многообразии спектра уроков (рисование с натуры, макетирование, декоративная работа, тематическое рисование, беседы, экскурсии) в строгой системе, подчиненной основным дидактическим принципам, может наиболее эффективно способствовать активизации изобразительной деятельности учеников начальных классов.
Во второй главе "Экспериментальное исследование активизации художественного творчества детей 6-10 лет на занятиях изобразительным искусством" проводится анализ и сравниваются результаты различных этапов эксперимента. Рассматривается направленность содержания и методика организации занятий, обосновываются формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства по ознакомлению младших школьников с памятниками древнерусской архитектуры.
В выработке критериев оценки детских работ, связанных с изображением объектов древнерусского зодчества, мы опирались на работы ученых Н.А.Рыбникова, Е.И.Игнатьева, на исследования К.М.Багдасарян, В.С.Кузина, С.Е.Игнатьева. Результаты констатирующего анализа детских рисунков по темам "Изба", "Деревянная крепость", "Каменная крепость", "Деревянная церковь", "Каменная церковь" показали преобладание низкого уровня сформирован-ности знаний о постройках, развития пространственного мышления, умения передавать в рисунке свои знания.
Полученные результаты определили содержание формирующего эксперимента, который был направлен на поиск и апробацию влияния различных методов и приемов работы с детьми, на активизацию их изобразительной деятельности. Программу формирующего эксперимента составлял широкий спектр занятий художественного цикла (рисование с натуры, по памяти, по представлению, макетирование, лепка, аппликация, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы, экскурсии).
Итоговое сравнение результатов анализа детских работ, созданных на констатирующем и формирующих этапах экспериментального исследования, объективно показало, что удалось активизировать изобразительную деятельность детей 6-10 лет, сформировать устойчивый интерес к многообразным памятникам древнерусской архитектуры.
Методические рекомендации по организации занятий изобразительным искусством представлены описательно в основном тексте и проиллюстрированы в приложении 2.
Обобщая результаты проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Уровни выполнения изображения объектов древнерусского зодчества младшими школьниками зависят от развития пространственного мышления, знаний об архитектуре, умений передавать свои знания в художественно-творческой деятельности.
2. Проведенная апробация системы занятий по ознакомлению младших школьников с памятниками древнерусской архитектуры, которая предусматривает блоковое построение уроков, где каждый блок включает экскурсию, уроки рисования с натуры, занятия моделированием, декоративную работу и создание тематических композиций, показала эффективность такого построения процесса обучения.
3. Разработанные методические рекомендации по активизации изобразительной деятельности детей б - 10 лет заключаются в следующем:
- введение в процессе обучения разнообразных видов художественно-творческой деятельности способствует развитию творческой активности, повышению устойчивого интереса к изучению памятников архитектуры;
- отбор учебных материалов должен проводиться в соот-зетствии с психологическими особенностями восприятия простран-:твенного мышления детей 6-10 лет;
- учебные проблемные задания должны быть направлены на развитие творческих способностей младших школьников, которые с гаибольшей эффективностью реализуются на занятиях тематическим мсованием;
- сформированность у учащихся умения включать в тематиче-:кие композиции образы древнерусских зданий способствует активации изобразительной деятельности детей;
- учет местных архитектурных особенностей позволяет внести в ворческую деятельность детей национальный колорит и образную ыразительность.
Выдвинутая гипотеза о том, что ознакомление с древнерусской рхитектурой как видом искусства, изучение отдельных памятников одчества для последующего изображения их с использованием азличных материалов, техник и приемов, будет способствовать бо-
лее разнообразному и самостоятельному построению тематических композиций, передающих национальный колорит русской культуры, и активизации изобразительной деятельности младших школьников, подтвердилась всем ходом экспериментального исследования.
Основные положения диссертации отражены в следующих пу-
1. Изучение древнерусской архитектуры на уроках изобразительного искусства в младших классах //Научные труды МЛГУ им. Ленина. Серия Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1995. - С. 204.
2. Изучение традиций древнерусского зодчества в сельской начальной школе //Сельская школа. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса /По материалам Всероссийской конференции "Педагогические инициативы и сельская малокомплектная школа" - Орел: Издательство ОГПУ, 1995. - С. 243 - 249.
3. Образы древнерусских строений в детских тематических композициях //Проблемы современной науки: Материалы областной межвузовской конференции молодых ученых. Апрель 1996 г. -Орел: Издательство ОГПУ, 1996. - С.90.
4. Архитектура в художественно-творческих работах учащихся младших классов //Научные труды МПГУ им.Ленина. Серия Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1996. - С. 170 - 171.
5. Занятия по ознакомлению учащихся младших классов с традициями древнерусского зодчества //Совершенствование художественно-педагогического образования. - Магнитогорск: Издательство МГПИ, 1996. - С. 128.
Работы опубликованы под фамилией Темченко О.П.
бликациях: