Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кузьмина, Ольга Дмитриевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Комсомольск-на-Амуре
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кузьмина, Ольга Дмитриевна, 2002 год

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности

1.1. Философско-психологические вопросы воспитания у учащихся ценностного отношения к изобразительной деятельности

1.2. Педагогическая наука о воспитании ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников.

1.3. Состояние воспитания ценностного отношения к изобразительной деятельности в практике художественного образования младших школьников.

Глава 2. Педагогические условия воспитания у младших школьников ^ ценностного отношения к изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства.

2.1. Использование на уроках изобразительного искусства методов, приемов и форм организации обучения, эмоционально окрашивающих его.

2.2. Обеспечение учащимся свободы выбора художественнощ творческого решения учебных задач на уроках 117 изобразительного искусства.

2.3. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и учащихся на уроках изобразительного искусства.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности"

Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Возникла острая необходимость в новом поколении людей, свободных и творческих, способных к непрерывному, осознанному самостроительству, самоопределению в отношении к общечеловеческим ценностям, окружающему миру, стремящихся к максимальной реализации своего личностного потенциала. Это, в свою очередь, породило насущную необходимость пересмотра системы образования, усиления гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса, осмысления человека как уникального явления природы, признания приоритета его субъектности.

В периоды социальных кризисов эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения приобретают особую значимость, поскольку кризисная ситуация всегда вызывает упадок духовности, а в искусстве, в художественной культуре сконцентрированы непреходящие ценности человечества, опыт поколений в отношении к окружающему миру. В связи с этим многими современными педагогами, психологами обосновывается взгляд на необходимость понимания предметов художественно-эстетического цикла в школе как основы, благодатной почвы развития образования в целом, его гуманизации.

Изобразительная деятельность - один из путей, по которому может идти созидание внутреннего мира ребенка. Она является формой усвоения социального опыта, способствует освоению ребенком сложных явлений и взаимосвязей окружающего мира, отношений людей, человеческих ценностей, формированию положительной "Я-концепции", предоставляет возможность самопознания, самоактуализации и творческого самовыражения.

Поскольку полноценная художественно-творческая деятельность учащихся, предоставляющая все вышеперечисленные возможности, зависит не только и не столько от соответствующих навыков и умений, но, в значительной степени, он психологического состояния учеников, их настроя, от их активно положительного отношения к предстоящей деятельности, проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности как важного компонента их художественной культуры является одной из самых насущных в современной художественной педагогике. Необходимо сделать общение с искусством и собственную изобразительную деятельность желанными и личностно значимыми для каждого ученика.

Авторитарная педагогика, основанная на монологическом общении, преобладании вербального, логизированного обучения, недооценивающая творческий потенциал детства, вытеснила из школы искусство в его сущностной форме, в форме свободной творческой деятельности человека. Большинство школьных программ по предметам эстетического цикла утверждают своей целью формирование у учащихся художественной культуры как неотъемлемой части их культуры духовной, но в то же время массовая школьная практика эстетического образования ориентирована в основном на передачу детям частичных знаний об искусстве, ремесленных умений и навыков, не обеспечивая полноценных художественных переживаний, не удовлетворяя естественных детских потребностей в самовыражении, творческом созидании.

На педагогическом уровне требует пересмотра существующая в современной школе система эстетического воспитания и художественного образования учащихся начальных классов, его теория и методика, содержательная и процессуальная стороны; нуждается в совершенствовании учебно-методический комплекс занятий изобразительным искусством, а также система подготовки кадров соответствующего профиля.

К разработке психолого-педагогических проблем эстетического воспитания и художественного образования детей обращались многие представители гуманистической педагогики прошлого (С.И.Гессен, П.Ф.Каптерев, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Упшнский, С.Френе, С.Т.Шацкий и др.), рассматривая его образовательно-воспитательные функции в контексте общих закономерностей психического развития личности "во всей совокупности и целостности своих свойств и сил".

Сущность, особенности творческой деятельности раскрыты в трудах

B.С.Библера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.Н.Узнадзе, А.НЛеонтьева,

C.Л.Рубинштейна. Анализом специальных способностей к изобразительной деятельности и проблемой их развития занимались Е.И.Игнатьев,

B.И.Киреенко, С.Л.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Э.Мейман и др.

Изучением психологической природы детской изобразительной деятельности, ее мотивации и особенностей на разных возрастных этапах занимались А.В.Бакушинский, В.М.Бехтерев, К.Бюлер, Л.С.Выготский, Г.Кершенштейнер, В.С.Мухина, К.Риччи, Н.А.Рыбников, Дж.Селли.

В русле рассмотрения проблемы нашего исследования на современном этапе особого внимания заслуживают дидактические системы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, разработанные авторскими коллективами под руководством В.С.Кузина, Б.М.Неменского, ЮЛЛолуянова, Б.ПЮсова.

В последнее время появилось немало диссертационных исследований, посвященных совершенствованию учебно-воспитательного процесса урока изобразительного искусства в начальных классах. Интерес представляют работы, посвященные активизации художественной деятельности школьников (В.Г.Волков, Н.С.Иванова, Е.Ю.Романова, О.П.Савельева, Н.М.Сокольникова,

C.Н.Фомина и др.).

Накоплен определенный опыт работы по активизации интереса младших школьников к изобразительной деятельности (С.А.Трыкова, Н.В.Тимофеева), методические рекомендации по использованию различных материалов и изобразительных техник (И.П.Глинская, С.Ш.Евтых, О.С.Никологорская, Н.В.Тимофеева Т.Я.Шпикалова и др.), по организации художественно-дидактических игр и упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе (Е.Л.Зеленина, А.А.Баранов), по применению на уроках искусства методов педагогической драматургии (Н.А.Горяева, К.В.Дитмар, Т.А.Копцева, М.М.Мойнова и др.).

Влияние комплексного освоения различных видов искусства на художественно-эстетическое развитие младших школьников исследовано в работах Е.В.Ремневой, С.И.Назаровой. Проблемы оценочного взаимодействия педагога и учащихся как средства активизации их творчества в процессе художественных занятий рассматриваются А.В.Приваловым, Э.А.Пурик.

Таким образом, анализ психолого-педагогической, методической литературы в целом свидетельствует о разработке многих аспектов эстетического воспитания и художественного образования младших школьников, однако проблема воспитания ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников в современных условиях остается практически неизученной. Все приведенное выше и определяет обусловленную социальным заказом общества, теоретическую и практическую актуальность данного исследования.

Проблема исследования исходит из выявленных противоречий между потребностью современного общества в воспитании ценностного отношения к изобразительной деятельности у учащихся как важного компонента их художественной культуры, и недостаточным вниманием современной системы школьного образования к данной проблеме; между необходимостью практического воплощения данного процесса в учебной деятельности и отсутствием его теоретической и методической разработанности.

Целью исследования является разработка, научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической системы воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности.

Объект исследования - художественное образование младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования - процесс воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности.

В основу научного исследования положена следующая гипотеза:

Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности является одной из насущных проблем современной художественной педагогики, во многом определяя не только успехи детей в изобразительном творчестве, но и возможности саморазвития их личности. Воспитание ценностного отношения к изобразительной деятельности представляет собой специально организованный педагогический процесс, характеризующийся осознанием детьми ее личностно-социальной значимости, становлением и совершенствованием у них активно-положительного отношения к данной деятельности, побуждающего, направляющего и регулирующего ее. Этот процесс протекает успешно, если: взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах урока изобразительного искусства имеет личностно-ориентированный характер; в процессе обучения используются методы, приемы и формы организации обучения, эмоционально окрашивающие его; педагог обеспечивает учащимся свободу выбора художественно-творческого решения учебной задачи.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

1. Исследовать теоретические основы ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников.

2. Разработать диагностический аппарат и критериальный инструментарий, позволяющий установить уровни сформированности ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников.

3. Обосновать комплекс эффективных педагогических условий воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности в процессе обучения.

Методологическую основу исследования составляют основные положения философской теории ценностей, психолого-педагогические основы усвоения субъектами социально значимых ценностей, общефилософские и психологические представления о сущности художественной деятельности и ее роли в развитии человечества и отдельной личности, основные идеи гуманизации образования, концепции гуманистического, личностно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов в образовании, концептуальные идеи о специфике художественно-творческой деятельности ребенка младшего школьного возраста.

Поставленные задачи, выдвинутая гипотеза определили логику, этапы и методы исследования. Были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблемам исследования, анализ школьных программ, педагогический эксперимент, психолого-педагогическая диагностика, анкетирование, беседы с учителями, учащимися и их родителями, опрос, наблюдение, метод экспертных оценок, тестирование, анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся.

Этапы исследования.

На первом этапе (1994-1997 г.г.), констатирующе-поисковом, изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература, опыт работы педагогов по проблеме исследования, анализировалось ее состояние в практике школ г. Благовещенска Амурской области, исследовалось содержание действующих программ по изобразительному искусству для начальной школы, проверялась актуальность избранной темы, разрабатывались исходные положения. Все это позволило сформировать рабочую гипотезу, цель, задачи, методику исследования.

На втором этапе (1997-2000 г.г.), опытно-экспериментальном, разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровней сформированности у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности в контрольной и экспериментальной группах по основным показателям и критериям; создавалась и апробировалась модель обучения изобразительному искусству, реализующая выдвинутые нами педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения к изобразительной деятельности у учащихся младших классов, проводилась методическая работа с педагогами.

На третьем этапе (2000-2002 г.г.), контрольно-обобщающем, осуществлялась обработка, анализ и обобщение данных, полученных в ходе экспериментальной работы, формулировались выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и внедрялись в практику методические рекомендации, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором предпринята попытка определения понятия «ценностное отношение к изобразительной деятельности», описан его компонентный состав, выявлены и теоретически обоснованы особенности проявления данного феномена у младших школьников, раскрыты сущность, факторы и предпосылки процесса его воспитания у учащихся, а также комплекс педагогических условий, при которых обучение изобразительному искусству младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода эффективно способствует воспитанию у них ценностного отношения к изобразительной деятельности: эмоциональная окрашенность процесса обучения изобразительному искусству, личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей в процессе художественных занятий, обеспечение учащимся свободы выбора художественно-творческого решения учебных задач. Выявлены закономерности и определены принципы деятельности педагога, направленной на воспитание у детей ценностного отношения к изобразительной деятельности как средства самовыражения, самореализации, познания окружающего мира и себя в нем.

Практическая значимость исследования заключается в том, что научно обоснованный в нем комплекс педагогических условий, разработанная система учебно-творческих заданий и диагностических методик, методические материалы могут быть использованы в работе учителей ИЗО, что позволит целенаправленно совершенствовать процесс обучения изобразительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы, добиваясь большей эффективности в художественно-эстетическом воспитании младших школьников.

На основе материалов экспериментальной работы разработаны, апробированы и внедрены в практику работы учителей начальных классов школ Амурской области методические рекомендации по организации и содержанию процесса воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности; а также программы для студентов факультета начальных классов Благовещенского педагогического университета по предмету "Обучение изобразительной деятельности" и спецкурса "Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности".

Достоверность полученных результатов определяется методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; длительностью опытно-экспериментальной работы, личным участием в ней автора, использованием комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, положительной динамикой уровня сформированности ценностного отношения к изобразительной деятельности у учащихся экспериментальных классов; положительными отзывами о разработанных нами материалах со стороны практических работников школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностное отношение к изобразительной деятельности может быть определено как субъективная, избирательная, устойчивая связь личности с освоением окружающего мира, самовыражением, самореализацией культуросообразными средствами данной деятельности, осознание субъектом ее социальной и личностной значимости. Структура ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности представлена когнитивным, мотивационно-волевым и эмоциональным компонентами при преобладающей роли последнего.

2. К факторам, оказывающим существенное влияние на воспитание ценностного отношения к изобразительной деятельности у учащихся мы относим социокультурное окружение ребенка, общеличностную, профессиональную и фасилитационную компетентность учителя, характер педагогического взаимодействия с ребенком в процессе художественных занятий, осознание младшим школьником социальной и личностной значимости изобразительной деятельности.

3. Основными условиями эффективности воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности являются: личностно-ориентированный характер взаимодействия педагога и учащихся на уроке; эмоциональная окрашенность процесса обучения изобразительному искусству и обеспечение ученикам свободы выбора художественно-творческого решения учебной задачи на уроках.

4. Реализация вышеуказанных условий возможна при создании педагогом в процессе художественного образования учащихся следующих предпосылок: эмпатическое принятие каждого ребенка, обстановка психологического комфорта на занятиях, диалогизм в обучении, творческая самореализация педагога и учеников, их сотрудничество в процессе художественных занятий и при их подготовке.

5. Принципами воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности мы выделяем: принцип личностной значимости каждого урока изобразительного искусства, принцип особой значимости личности учителя, творческого освоения художественной культуры, принцип опоры на веру ребенка в собственные силы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы автора на базе начальных классов общеобразовательной школы № 12 г. Благовещенска (1999 - 2001 гг.), также материалы исследования использовались автором при разработке лекционных и практических занятий для студентов факультета педагогики и методики начального обучения БГПУ, программы спецкурсов, в докладах и выступлениях на научно-практических и методических конференциях (1994 - 2001 гг.)

Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр педагогики Благовещенского, Комсомольского-на-Амуре и Хабаровского педагогических университетов. На основе материалов исследования изданы методические рекомендации, учебная программа, статьи, тезисы (1997 - 2001 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило подтвердить правомерность наших подходов к процессу воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности как одной из насущных проблем современной художественной педагогики, решение которой во многом определяет не только успехи детей в изобразительном творчестве, но и возможности саморазвития их личности.

Исследование показало, что изменения, происходящие в настоящее время в педагогической теории и практике, характеризующиеся усилением гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса, признанием приоритета субъектности человека, вызвали необходимость пересмотра концептуальных основ системы художественного образования и эстетического воспитания школьников, ее аксиологизации. Перед современной системой образования поставлена на современном! этапе весьма важная задача - организовать взаимодействие школьников с искусством в его сущностной форме - в форме свободной творческой деятельности человека, предоставляющей ему широкие возможности самовыражения, самоактуализации, саморазвития.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил нам определить ценностное отношение к изобразительной деятельности как субъективную избирательную связь личности с освоением окружающего мира, самореализацией, самовыражением культуросообразными средствами изобразительной деятельности, осознание ее социального и личностного значения.

Оно является сложным интегративным образованием, основанным на взаимодействии внутриличностных и внешне-социальных детерминант развития и обусловленным внутриличностным синтезом сознания, чувства и воли.

Функциональные свойства ценностного отношения к изобразительной деятельности определяют ее структуру как целостного личностного качества, включающего когнитивный, эмоциональный, мотивационно-волевой компоненты.

Исследование доказало сензитивность младшего школьного возраста в воспитании ценностного отношения к изобразительной деятельности ввиду ее актуальности в данный период и способности удовлетворять важнейшие потребности младших школьников: в творчестве, признании, успехе, игре, самовыражении, общении и др., а также благодаря близости мировосприятия, мироощущения детей данного возраста художественному.

В ходе проведенного нами исследования выявлялись теоретические основы воспитания ценностного отношения к изобразительной деятельности у учащихся, осуществлялся поиск и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических условий, обеспечивающих результативность этого процесса.

Полученные данные подтвердили нашу гипотезу о том, что воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности представляет собой специально организованный педагогический процесс, характеризующийся становлением и совершенствованием активно-положительного отношения к данной деятельности, побуждающего, направляющего и регулирующего ее. Условиями эффективности этого процесса являются: личностно-ориентированное взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах урока изобразительного искусства; применение приемов, методов и форм организации обучения, эмоционально окрашивающих его; обеспечение учащимся свободы художественно-творческого выбора решения учебной задачи на уроке. На основе этого нами были выделены закономерности и принципы рассматриваемого процесса, а также критерии его успешности.

В соответствии с выделенными структурными компонентами изучаемого качества, нами были разработаны критерии его проявления у младших школьников: позитивное эмоциональное реагирование на занятия изобразительной деятельностью, проявление художественно-творческой активности в ней, осознание ее личностно-социальной значимости. На основании данных критериев нами были определены три уровня развития ценностного отношения к изобразительной деятельности.

Исследование показало, что для высокого уровня характерны: позитивное эмоциональное реагирование на занятия изобразительной деятельностью, эмоциональная отзывчивость на тему, проблему, способность «входить, вживаться» в изображаемые ситуации; проявление высокой активности и самостоятельности в поиске и выборе средств художественной выразительности; работы интересны композиционно и живописно, выражают индивидуальность ребенка, его настроение, состояние, отношение к изображаемому; ученик охотно участвует в обсуждении творческих работ своих и одноклассников; активно использует полученные на занятиях художественные знания и умения в других сферах жизнедеятельности.

Средний уровень характеризуется ситуативными проявлениями познавательного интереса, творческой активности и эмоциональных реакций на занятия изобразительной деятельностью, во многом определяясь «внешними» стимулами; работы не всегда выразительны, хотя в них присутствуют отдельные оригинальные образы и элементы изображения.

Низкому уровню, согласно результатам исследования, соответствуют следующие характеристики: слабая интенсивность проявления позитивных эмоциональных реакций на процесс и результат деятельности; частая отвлекаемость, пассивность в выборе и поиске средств художественного выражения; изображение строится шаблонно, стереотипно; ученик не стремится обнародовать результаты своей изодеятельности, участвовать в обсуждении работ товарищей; редко применяет полученные знания и умения вне урока.

На этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено отношение учителей, преподающих предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе к проблеме воспитания у учащихся ценностного отношения к изобразительной деятельности, ибо теоретическое исследование показало, что эффективность воспитания этого качества у младших школьников в очень значительной степени зависит от следующих качеств учителя: его увлеченности предметом, его заинтересованности в успехе художественно-эстетического развития учащихся, умения придать личностно-ориентированный характер процессу обучения изобразительной деятельности и других. Анализ состояния школьной практики эстетического воспитания и художественного образования позволяет сделать вывод, что решение проблемы сопряжено с рядом трудностей. Многие учителя отказываются от применения в этой области аксиологического подхода вследствие нежелания работать по-новому, непризнания важности и актуальности проблемы воспитания у детей ценностного отношения к изобразительной деятельности или из-за отсутствия необходимых для этого знаний и опыта.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала, что начинать воспитание у учащихся ценностного отношения к изобразительной деятельности целесообразно с воздействия на его эмоциональный компонент, что обусловлено возрастными особенностями младших школьников, первые оценки которых чего бы то ни было происходят на эмоциональном уровне. В связи с этим нами был разработан широкий комплекс приемов, методов и форм организации обучения, придающих урокам изобразительного искусства особую эмоциональную окрашенность.

Свобода выбора художественно-творческого решения учебной задачи на уроке должна не просто предоставляться учащимся, а всемерно обеспечиваться педагогом в процессе целенаправленной организации обучения их умениям и навыкам изобразительной деятельности, осознанному применению средств художественной выразительности в рисунке. Только в этом случае предоставляемая учащимся свобода будет способствовать воспитанию у них ценностного отношения к изобразительной деятельности. Данный этап нашей деятельности был направлен в основном на формирование когнитивного и мотивационно-волевого компонентов изучаемого нами качества.

Проведенный эксперимент показал, что в целях воспитания ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников необходима организация личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися, которое придает субъект - субъектный характер их общению, способствует раскрепощению и наиболее полному проявлению и развитию внутренних потенциалов обеих сторон взаимодействия, придает личностную значимость процессу изобразительной деятельности учеников.

В ходе преобразующего эксперимента было доказано, что стратегия деятельности педагога, нацеленная на воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности должна опираться на следующие принципы: особой значимости личности учителя, личностной значимости каждого урока изобразительного искусства, совместного творческого освоения художественной культуры, принцип эмоционального благополучия и психологической безопасности на занятиях, принцип опоры на веру в силы ребенка.

Сравнительный анализ проявления у учащихся экспериментальной и контрольной групп ценностного отношения к изобразительной деятельности позволил установить прямую зависимость эффективности процесса воспитания исследуемого качества от полноты и качества выполнения заданных педагогических условий. Каждое условие является необходимым, но недостаточным, но, действуя в совокупности, они образуют систему воспитания ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников. В экспериментальной группе высокий уровень развития данного отношения увеличивается на 26,3% по сравнению с началом эксперимента, достигая от общего числа учащихся класса 32,6%; количество учащихся с низким уровнем ценностного отношения значительно сокращается - на 40% и достигает от общего числа учеников 11,6%. В контрольной группе количество учащихся с высоким уровнем увеличивается на 12,9%; преобладающим в ней до конца экспериментальной работы остается средний уровень исследуемого качества.

Такое различие в процентном отношении уровней развитости ценностного отношения к изобразительной деятельности в контрольных и экспериментальных классах объясняется тем, что обучение детей изобразительному искусству осуществлялось в соответствии со специально разработанной нами методикой, направленной на воспитание у них данного отношения, выполнялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса.

Итак, исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы воспитания у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности. Открытыми остались такие вопросы, как изучение роли семейного воспитания в формировании исследуемого качества, координация работы в данном направлении между школой и внешкольными учреждениями, подготовка учителей и студентов педвузов к воспитанию ценностного отношения к изобразительной деятельности у учащихся и др. Решение этих вопросов будет содействовать более глубокому познанию закономерностей и средств воспитания ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников. На это направлены наши дальнейшие исследования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кузьмина, Ольга Дмитриевна, Комсомольск-на-Амуре

1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.

2. Абульханова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология и образ жизни личности. - М.: Наука, 1987. - С. 19-44

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.,1995. -296 с.

4. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.608 с.

5. Алексеева В. В. Изобразительное искусство и школа. М.: Просвещение, 1968.

6. Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества момент истины // Семья и школа. - 1998 . - № 9.

7. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Просвещение, 1994. - 286 с.

8. Амонашвили Ш. А. Личносгно гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское изд - во, 1990. - 560с.

9. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Наука,1996. 384 с.

10. Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестник Московского ун-та. -1994. Серия 7. - № 4.

11. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности / Отв. Ред. Л. И. Анцыферова. -М.: Наука, 1981. С. 3-19

12. Асмаковец Е. С. Развитие эмоциональной гибкости учителя посредством социально-психологического тренинга //Психологическая наука и образование. 2000. - № 1. - С. 11-21

13. Асмолов А. Г., Братусь Б. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. -1979.-№4.-С. 35-42

14. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста. -М., 1983. 163 с.

15. Бакушинский А. В. О задачах и методах художественного воспитания / В сб. «Искусство в трудовой школе. М.: Новая Москва, 1927.

16. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925. 238 с.

17. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. трудов. / Под ред. О. С. Газмана. М.: Изд - во АПН СССР, 1989. - 150с.

18. Батшцев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 103

19. Бахтин М. М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 1986. - С. 80-160

20. Баранов A.A. Дидактические игры в изобразительной деятельности первоклассников // Нач. школа. 1980 - № 11. - С. 60-61

21. Баранов А. А. Игровое обучение в изобразительной деятельности первоклассников в школе продлённого дня: Методические указания. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1980. - 40 е.: ил.

22. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998. -21с.

23. Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. Спб.: тип. П. П. Сойкина, 1910. - 50 с.

24. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. -М.: Педагогика, 1996. - 318 с.

25. Бердяев Н. А. О назначении человека: Сборник. М., 1993. - 382 с.

26. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

27. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. Новосибирск: НГПИ, 1993. - 62 с.

28. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991.

29. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

30. Болдуин Д. М. Духовное развитие детского и человеческого рода. -М., 1911.

31. Борев Ю. Б. Эстетика: Учеб. пособие. М.: Политиздат, 1981.399с.

32. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С. 35

33. Болдырева Г.С. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к знаниям.: Дисс. . канд. пед. наук. Алма - Ата, 1981. - 158 с.

34. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения. Вопросы психологии. 1994. - № 1.- С. 122-127

35. Бондаревская Е. В., Гермус Г. А. Теория и практика личностно ориентированного образования: Круглый стол //Педагогика, 1996. № 5 - 6. -С. 72-81

36. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 352 с.

37. Библер В. С. Школа диалога культур // Советская педагогика. -1988.-№11.

38. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979.

39. Блохина Л. А. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к воспитательной деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1992. 235 с.

40. Благонадёжина Л. В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. // Вопросы психологии. 1968. -№ 2. - С. 68.

41. Брожик В. Марксистская теория оценки: Пер. со словацкого. М.: Прогресс, 1982. - 261 с.

42. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд - во Моск. ун-та, 1968. -213 с.

43. Бюлер К. Очерк духовного развития ребёнка: Перевод с нем. М.: Работник просвещения, 1930. - 222 с.

44. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. - Л., 1966. - С. 41-49

45. Вдовина Т. О. Гуманизация учебно воспитательного процесса как условие развития личности учащегося: Дисс. .канд. пед. наук. - Саратов, 1998. -181 с.

46. Ветлугина Н. А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребёнок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - С. 22-36.

47. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 280 с.

48. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

49. Волков И. П. Художественная студия в школе: Кн. Для учителей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1993. - 127 с.

50. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации / Под ред. Л. И. Новиковой. -М.: Педагогика, 1992. 134 с.

51. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.

52. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Наука, 1968.

53. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991. - 93 с.

54. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1960. - 402 с.

55. Вентцель К. Н. Проблема космического воспитания. //Вентцель К.Н. Свободное воспитание. -М.: Педагогика, 1993.

56. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986.

57. Вульфов Б. 3. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994.-78 с.

58. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С. 221-256

59. Г. Гегель. Сочинения. М. - Л., 1934. - Т. 7

60. Гершунский Б. С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. - № 5 - 6. - С. 3-13

61. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Просвещение 1995. - 448 с.

62. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства : Из опыта работы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.

63. Горбачева Н. А. Подготовка учителей к развивающему педагогическому взаимодействию с учащимися в общеобразовательных учреждениях: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Коломна, 2000. - 22 с.

64. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младших школьников. СПб: Образование, 1996. - 180 с.

65. Грибов Ю. А. Психолого педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии -1998.-№2.-С. 56

66. Громов Е. С. Природа художественного творчества: Из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

67. Гросул Н. В. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. Метод, разработка к программе « Изобразительное искусство и художественный труд». 1 класс. М.: Изд-во НИИШ, 1990. - 64 с.

68. Глинская И. П, Использование разных технических приёмов и материалов на уроках изобразительного искусства // Методы активизации эстетического воспитания в школе: Уч. Зап. / Ред. И. Я. Полферов, И. П. Глинская и др.-Л., 1968. С. 111-141.

69. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ., фр. / Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990.

70. Гусинский Э. Н. Образование личности. -М.: Просвещение, 1994.136 с.

71. Гуружапов В. Малыши в художественном музее // Искусство в школе 1994. - № 1. - С. 35-37.

72. Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. -№3-4.-С. 14-19.

73. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972.240 с.

74. Демченко Е. Н. Преподавание изобразительного искусства и художественного труда в первом классе общеобразовательной школы. -Благовещенск, БГПИ, 1994. 25 с.

75. Демин М. В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Серия Философия. 1974. - № 2. - С. 40-49.

76. Дитмар К. В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 96 с.

77. Дробницкий О.Г. Проблемы ценности и марксистская философия // Вопросы философии. ¡1996. - № 7. - С. 38-75.

78. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.

79. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. - № 5. - С. 67-76.

80. Дубов И. Г. Эффекты индивидуально специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. - 1990 - № 5. - С. 56.

81. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. -М.: Просвещение, 1991. 192 с.

82. Евтых С. Ш. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1996. 20 с.

83. Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия «серебряного века». Екатеринбург, 1995.

84. Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1970. - 272 с.

85. Ершова А. П. Использование методов театральной педагогики на уроках в начальной школе //Начальная школа. 1990. - № 7. - С. 18-20.

86. Ершов П. М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990.

87. Завгородняя Е. О мотивах художественного творчества школьников. // Искусство в школе. 1992. - № 3 / 4. - С. 55-59.

88. Забродин Ю. М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека //Вопросы психологии. 1989. -№ 6. - С. 100-108.

89. Зайцев В. В. Использование ситуации свободного выбора // начальная школа. 1990. - № 5. - С. 22-25.

90. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.- 342с.

91. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М., 1986.

92. Зеленина E.JI. Художественно дидактические игры и упражнения как средство активизации обучения изобразительному искусству в 4 - летней начальной школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1993. - 16 с.

93. Зинченко ВЦ, Моргунов Е.М. Человек развивающийся. М.,1994.

94. Иванов В.П. Человеческая деятельность. Познание. Искусство. -Киев, 1977. 237 с.

95. Иванова Н.С. Активизация познавательно творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1993. - 135 с.

96. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Учпедгиз, 1961. 223 с.

97. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. -2-е изд. перераб. и доп. -Минск: Народная Асвета, 1992. 192с.: ил.

98. Ильин Е. Н. Путь к ученику: Раздумья учителя словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М. Просвещение, 1988. - 224 с.

99. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

100. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Знание, 1997.220с.

101. Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993.

102. Казанский О. А. Педагогика как любовь. М.: Просвещение, 1996. - 133 с.

103. Кан Калик В. А. Грамматика общения. - М.: Просвещение,1995. -108 с.

104. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

105. Кардашов В. Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве // Искусство и образование. 2000. - № 4.

106. Карабанова O.JI. Игра в коррекции психического развития ребёнка. -М.: Просвещение, 1997. 165 с.

107. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

108. Караковский В. А. Стать человеком // Общечеловеческие ценности основа целостного учебно - воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.

109. Каневская М. Е., Фирсова Л. М. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей // Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 67-78.

110. Кершенпггейнер Г. Развитие художественного творчества ребёнка. М.: Изд - во т - ва И. Д. Сытина. - 1914. - 215 с.

111. Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика): Учебное пособие. Д.: Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. - 174 с.

112. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд - во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

113. Кирюшин В. В. О принципах эмоционально образной педагогики //Игра. Творчество. Одарённость: Тезисы докладов V научно-практического семинара при НИИ АПН СССР. - М., 1992. - С. 99

114. Косогова А. С. Педагогические основы творческого самовыражения как фактора профессионального становления будущего учителя: Дисс. . д ра пед. наук. - Хабаровск, 2000.

115. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философско гуманистические основания педагогики. - Ростов н/ Д , 1997. - 80 с.

116. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. -М. «Российское педагогическое агентство», 1998. 106 с.

117. Комарова Т.С. Изобразительное искусство в детском саду и школе. -М., 1999. 152 с.

118. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Менемозина, 1995.160 с.

119. Компанцева JI. В. Гуманизация образования детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности: Метод, рекомендации. -Ростов н/Д., 1995.-45 с.

120. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1955. - 649 с.

121. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.

122. Корчак Я. Как любить детей. Хабаровск: Хаб. кн. изд - во, 1988.-144 с.

123. Ковалевская Л.П. Роль эмоций в формировании способностей к рисованию // Проблемы эстетического воспитания: Сб. науч. тр. М., 1970.

124. Копцева Т. А. Проблемы организации урока по экспериментальной программе «Мир изобразительного искусства» //Искусство и образование 1998. - № 2. - С. 41-59

125. Кравцов Г. Г. Принцип единства эффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. 1996. - № 6. - С. 53-64.

126. Кравчунас Б. К. Изобразительное творчество ребёнка как явление художественной культуры: специфика, проблемы развития: Дисс. . канд. искусствоведения. СПб, 1995. - 168 с.

127. Краник Э. М. Свободные вальдорфские школы. М.: Парсифаль, 1993. - 38 с.

128. Крупник Е. П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства // Вопросы психологии. 1992. -№ 4. - С. 102-110.

129. Кузин Вл. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1974. 207 с.

130. Крылова Е.В. Обогащение опыта младших школьников ситуациями выбора в образовательном процессе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.-СПб, 1999,- 19 с.

131. Кузнецова А. Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностного ориентированного подхода. - Хабаровск, 1996. - 34с.

132. Куликова JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.-315 с.

133. Куликова JI. Н. Общение как фактор взаимосвязанного развития личности школьника и детского сообщества //Личность в воспитательной системе учебного заведения. Хабаровск: Изд - во XI НУ, 1993. - С. 44-47.

134. Кульпина Т. И. Личностно ориентированное образование как педагогическая проблема школы: Дис. . канд. пед. наук - Ростов н /Д, 1997. -201 с.

135. Курганов С. Ю. Учебный диалог в начальных классах И Нач. школа. 1989. - № 12. - С. 78.

136. Кулаев К.В. Проблемы эстетического воспитания в педагогических трудах А. В. Бакушинского: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1975.-226 с.

137. Кузин В. С., Сиротин В. И. Программно методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа. М.: Дрофа, 2000. -224 с.

138. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. - 206 с.

139. Лазарев В. С. Проблемы понимания психического развития в культурно исторической теории деятельности. // Вопросы психологии. -1999. 3. - С. 18.

140. Лапина O.A., Радченко Л.С. Сущность ценностных ориентаций и особенности проявления у младших школьников // Идейно политическое и нравственное воспитание учащихся. - Иркутск, 1981. - С. 106-118.

141. Леви В. Нестандартный ребёнок. Хабаровск, 1990. - 320 с.

142. Леонтьев В.А. Педагогическое общение. -М.Просвещение, 1979.

143. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

144. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии.// Вопросы философии. 1972. - № 9. - С. 95-108.

145. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд - во МГУ, 1972. - 584 с.

146. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. - № 4.

147. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.Просвещение, 1974.236с.

148. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.

149. Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание во всестороннем развитии детей. // Сов. педагогика. 1983. - № 12. - С. 48-53.

150. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребёнка. М.: Просвещение, 1965. - 364 с.

151. Локтева О.Б. Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусств младшими школьниками: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1999.- 16 с.

152. Логунова Л.Б. Философско-методологический анализ художественной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1980.

153. Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М.: Изд - во АПН РСФСР, 1959. - 270 е.: ил.

154. Лосский Н.О. Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. В кн. : Лосский Н. Бог и мировое зло. - М., 1994.

155. Лысенкова С. Н. Жизнь моя школа или право на творчество. -М.: Просвещение, 1995. - 240 с.

156. Макарова Е. Г. Освободите слона (воспитание средствами искусства ). М.: Знание, 1985. - 80 с.

157. Малюков A.H. Формирование художественно культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству. Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1996. - 492 с.

158. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996. - 432 с.

159. Макаренко A.C. Сочинения: В 7 т. М.: Изд - во АПН РСФСР, 1957-1958.-Т.5.- 558 с.

160. Маслоу А. Самоактуализация личности //Психология личности. -М., 1982.-С. 110.

161. Малюков А. Н. Значение комплексного изучения различных видов искусства для нравственного воспитания учащихся. В сб.: Единство нравственного сознания и поведения младших школьников. - М., 1982.

162. Мелик Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Трансформация детской игры в художественное творчество: Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. - 1996. - № 2. - С. 9-18.

163. Мелик Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. - 1989. - № 5.

164. Мелик Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству. -М.: Педагогика, 1987. - 144 с.

165. Мелик Пашаев А. А. Ради чего и как учить искусству ? //Советская педагогика. - 1986. - № 11. - С. 127-130.

166. Менегетги А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996.128 с.

167. Мейман Э. Как учить детей рисовать?: Экспериментально -психологические основы преподавания рисования. Пгр: Изд - во Худ. Пед. журнала, 1909. - 32 с.

168. Митина JIM. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. - № 3.

169. Мойнова М. М. Развитие художественно-образных представлений младших школьников в изобразительной деятельности: Дисс. . канд. пед наук. -М., 1993. 172 с.

170. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

171. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

172. Мурзаев B.C. О школьной драматизации. СПб, 1914.

173. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.:Просвещение, 1995.356 с.

174. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. т. 2. -М., 1960.

175. Мюнстерберг Г. Учитель. //Психологическая наука и образование. -2000.-№1.-С. 5.

176. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах: опыт философской пропедевтики. Тула: Изд - во ТГПУ, 1996. - 332 с.

177. Нарский Н.С. Проблемы противречия в диалектической логике. -М., 1969.

178. Назарова С. И. Педагогическое руководство изобразительной деятельностью школьников в условиях комплекса искусств: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1994. -18 с.

179. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1989. 280 с.

180. Новые ценности образования /Ред. О. С. Газман. М.: Просвещение, 1995.

181. Непомнящая Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. 1980. - № 1.

182. Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно эстетической интеграции различных видов искусств: Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1998. - 202 с.

183. Неменский Б. М., Фомина H. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. -М.: Просвещение, 1991. 192 с.

184. Неменский Б.М. Мудрость красоты- М.:Просвещение, 1987.255с.

185. Неменский Б. М. Преподавать искусство как художественное творчество. // Сов. педагогика. 1986. - № 8. - С. 38.

186. Нетрадиционные формы организации уроков в начальных классах. Благовещенск, 1992. - 53 с.

187. Никологорская O.A. Волшебные краски. М.: АСТ-пресс, 1997.96с.

188. Некрасова Каратеева О. Л., Осорина М. Психологическая природа детского рисования // Искусство в школе. - 1995. - № 3. - С. 62-66.

189. Немирова В.В. Диалог в системе эстетического воспитания детей: Дисс. . канд. филос.наук. -М., 1995. 198 с.

190. Образование в поисках человеческих смыслов. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н / Д: РГПУ, 1995. - 216 с.

191. Обозов H. Н. Мир нашего «Я» в рисунке: методическое пособие. / СПб: Изд во ЛГУ, 1993. - 32 с.

192. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. -М.: Просвещение, 1996. 240 с.

193. Оконь В. Основы проблемного обучения ( пер. с польск. ) М.: Просвещение, 1968. - 342 с.

194. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. - 560 с.

195. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. -М.: Наука,1995. 224 с.

196. Орлов Б.В., Эйнгорн Н. К. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993.

197. Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике. // Педагогика. -1994. -№ 4.

198. Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.

199. Оценка, отметка, критерии успешности в педагогике искусства: Круглый стол // Искусство в школе. 1994. - № 4. - С. 12.

200. Педагогика наших дней.// Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова. Краснодар: Кн. Изд-во., 1989.

201. Петровский A.B. Субъективность: новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование. 1996. - № 3. - С. 100-109.

202. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигмы субъективности. Ростов н / Д, 1996. - 512 с.

203. Пеленков А.И. Преемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности: Дисс.канд.пед. наук. Москва, 1998. - 202с.

204. Петухова Л.М. Психологическая коррекция социально-дезадаптированных младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Дисс. канд. психол наук. -М.,1997. 196 с.

205. Перминова Л.М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 36-40.

206. Пиянзин А.Н. Воспитание ценностного отношения студентв педвуза к физической культуре. Автореф. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1992. -16 с.

207. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

208. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством //Вопросы психологии. -1998.-№ .-С. 94.

209. Полуянов Ю. А. Влияние изобразительной деятельности на нравственное развитие младших школьников: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. -М., 1971.- 175 с.

210. Примерные программы по изобразительному искусству д ля школ I II ступени. - М.: Гос. изд., 1920.

211. Программа обновления гуманитарного образования в России. Проект «Гуманитаризация начального образования» : Сб. концепций систем начального образования, предметных программ и экспертных площадок. М.,1994. 263 с.

212. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа /Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. М.: Дрофа, 1999.-224 с.

213. Психологические исследования творческой деятельности /Отв. ред. О.К.Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 253 с.

214. Психология личности и деятельности школьника. /Под ред. A.B.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.

215. Психология. Словарь. /Под ред. A.B.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

216. Пурик Э.А. Взаимосвязь и взаимозависимость оценки и самооценки рисунков младших школьников как фактор художественно-творческого развития: Дисс. канд.пед.наук. М., 1989. - 188 с.

217. Раев А.И. Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия. Л.: J11 ПИ им. А.И.Герцена, 1989. - С. 3-14.

218. Раппопорт С.Х. Творчество как ценность и ценность творчества //Художественная культура социализма: ценности, проблемы, поиски. М., 1990. - С. 65-88.

219. Ремнева Е.В. Комплекс искусств в педагогическом процессе как фактор художественно-эстетического развития личности младшего подростка: Автореф. дисс. канд.пед. наук. СПб. - 1998. - 24 с.

220. Риччи К. Дети художники. - М.: В.М.Саблин, 1911. - 84 е.: ил.

221. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. //Вопросы психологии. 1990.-№ 1.-С.

222. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994.-480 с.

223. Розин В.М. Культура и психическое развитие человека. //Вопросы психологии. 1988. - № 3.

224. Романова Е.Ю. Формирование творческой активности младших школьников в процессе эстетического образования: Автореф. дисс. . канд.пед. наук. Самара, 1999. - 24 с.

225. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. - 704с.

226. Рувинский Л.И. О ценностном подходе к усвоению принципов и норм нравственности. //Сов.педагогика. 1974. - № 5. - С. 20-35.

227. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981.

228. Рыбников Н. Детские рисунки и их значение. М.-Л.: ГИЗ, 1926.

229. Рябцева С.Л. Диалог за партой. М.: Просвещение, 1989. - 96с.

230. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. - 213 с.

231. Савенков А.И. Коллективная изобразительная деятельность //Начальная школа. 1989. - № 12. - С. 73-77.

232. Савельева О.П. Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения произведений древнерусского зодчества. Дисс. . канд.пед.наук. М., 1996. - 293 с.

233. Селли Дж. Очерки по психологии детства. /Пер. с англ. Громбаха А.-М., 1901.-456 с.

234. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование и педагогика. М.51994. - № 5. - С. 16-21.

235. Серегина О.Б. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Тула, 1999. - 18 с.

236. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. //Вопросы психологии. 1986. - № 6. - С. 25-36.

237. Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1994. - 46 с.

238. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии.-1996. №6. - С.76-88.

239. Собкин B.C., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание //Вопросы психологии. 1989. - 1. - С.

240. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности младших школьников в системе эстетического воспитания. Дисс. д-ра пед.наук. М., 1997. - 472 с.

241. Соловьев B.C. Собрание сочинений: в 10-ти т. СПб, 1911 - 1914.-Т. 2.

242. Столович JI.H. Жизнь Творчество - Человек. - М.: Политиздат, 1985.-415 с.

243. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991. - 207 с.

244. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. //Избр.пед.соч.: В 3-х т. T.l. -М., 1979.

245. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1972. - 243 с.

246. Толстой JI.H. Общественная деятельность на поприще народного образования /Антология гуманной педагогики. М.: Изд.дом Ш.Амонашвили, 1996.

247. Тимофеева Н.В. Сотрудничество учителя и детей как фактор формирования у младших школьников интереса к народному искусству. Дисс. к-та пед. наук. Хабаровск, 1998.

248. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968,- 124 см.

249. Устинова-Баранова Л.А. Педагогическое обеспечение развития опыта художественно-творческой деятельности младших школьников как фактор их личностного саморазвития. Автореф.дисс. канд.пед.наук. -Хабаровск, 2001. 22 с.

250. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5. М.: Просвещение, 1990. - 528 с.

251. Философский словарь. /Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

252. Флерина Е.А. Детский рисунок.-М.:Новая Москва, 1924. 80 е.: ил.

253. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Сергиев Посад, 1914. - 839 с.

254. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

255. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. - 672 с.

256. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

257. Фрейд 3. Избранные педагогические сочинения. М.,: Педагогика,1990.

258. Федотова ЕЛ. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дисс. д-ра пед.наук. -Иркутск, 1998. 418 с.

259. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. /Сост. М.Папуш. -М., 1995.- 164 с.

260. Хрестоматия по истории педагогики: T. II, Ч. 1. М., 1940. - 687с.

261. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

262. Шацкий С.Т. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Педагогика, 1962-1965.-Т. 1.-536 с.

263. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Просвещение, 1987. - 170 с.

264. Шмит Ф.И. О психологии рисования. Харьков, 1919.-196 с.

265. Шпикалова Т.Я., Димова И.Г. Народное искусство и школа. //Сов.педагогика. 1989. - № 7.

266. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. -М.: «Парсифаль», 1993. 40 с.

267. Щербаков А.Б. Формирование у младших школьников способностей к художественно-эстетической деятельности. Автореф. дисс. .д-рапед. наук. Винница, 1983. - 42 с.

268. Щепкина Н.К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к образованию на основе применения естественнонаучных знаний в общественно-полезной работе: Автореф.канд.дисс. М., 1988. - 18 с.

269. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн.для учителя. М.: Просвещение 1986. - 144 с.

270. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения //Воспитание школьников. 1999. - № 3. - С. 17-22.

271. Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника. Смоленск, 1995. - 64 с.

272. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии. -1971. № 4. - С. 6-20.

273. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. - 592 с.

274. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сб.статей /Сост. В.Сомов. М., 1994. - 116 с.

275. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994. - 330 с.

276. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников: Дисс. д-ра пед.наук. М., 1984. - 378 с.

277. Ядов В.А. Взаимосвязь ценностных ориентации и социальных установок //Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. - С. 62-70.

278. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии, 1994.-№2. -С. 64-77.

279. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: МГУ, 1996. - 96 с.

280. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. -М.: Просвещение, 1969. 317 с.

281. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развитая системы ценностных ориентаций личности: Автореф.дисс. . д-ра психол.наук. Новосибирск, 2000. - 41 с.

282. Ященко Е.Р. Педагогические условия формирования ценностных* ориентаций у учащихся. Челябинск, 1996.