автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства
- Автор научной работы
- Ушнурцева, Нина Никитична
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тирасполь
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства"
На правах рукописи
УШНУРЦЕВА Нина Никитична
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
13.00 01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 6 АВГ 2007
СМОЛЕНСК - 2007
Работа выполнена в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
кандидат педагогических наук, профессор Гуцу Василий Федорович
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Даиилюк Александр Ярославович, г Москва
Ведущая организация:
доктор педагогических наук, профессор Преображенская Наталья Георгиевна, Смоленский государственный университет
Московский государственный гуманитарный университет им М А Шолохова
Защита состоится « йги^ЛфР2007 года в ^^ часов на заседании диссертационного совета К 212 254 02 на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Смоленском государственном университете по адресу. 214000, г. Смоленск, ул Пржевальского, д 4
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета
Автореферат разослан « » 2007 г
Ученый секретарь диссертационного совета ^ Сенченков НП
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблема поликультурного воспитания как аспекта педагогической деятельности, являющегося одним из приоритетных направлений научного поиска и практической реализации, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде, остается еще нерешенной Это обусловлено тем, что в современном обществе сохраняются не только объективные, но и субъективные причины возникновения и обострения различного рода межэтнических конфликтов, напряженности в отношениях между людьми на международном, региональном, групповом и межличностном уровнях К числу таких распространенных субъективных факторов относится, прежде всего, нормативно-ценностный этноцентризм, заключающийся в неуважительном, нетерпимом отношении к национальным и религиозным чувствам, традициям, обычаям разных народов В предотвращении и устранении этого конфликтогенного фактора и состоит социально-духовное предназначение поликультурного воспитания
Термин «поликультурное воспитание» получил распространение в мировой педагогике в середине XX века, но данная проблема продолжает волновать многих исследователей учебно-воспитательного процесса и в настоящее время Это нашло свое выражение прежде всего в научно-педагогической разработке концепции поликультурного образовательного пространства в исследованиях В П Борисенкова, С К Бондыревой, О В Гу-каленко, А Я Данилюка, Г М Коджаспировой и А Ю Коджаспирова, М Н Кузьмина, Л Л Супруновой и др
Важный вклад в становление и развитие методологической базы исследования проблемы поликультурного воспитания составили труды ученых ММ Бахтина, Е В Бондаревской, Ю С Давыдова, Г Д Дмитриева, В Я Лыковой, И В Огарковой, А П Сманцера Весьма актуальным является тезис о ключевой фигуре поликультурного воспитания - педагоге. Конструктивные идеи по этому вопросу содержатся в исследованиях Т А Гелло, В Ф Гуцу, И В Колоколовой, Л В Коноваловой, А К Макаровой, Л Т Ткач, А А Тка-чук О процессе поликультурного воспитания и его наполнении конкретным учебно-методическим содержанием находим много плодотворных идей в работах Ю В . Арутюняна, П Бергмана, 3 П Васильевой, Г Н Волкова, А Н Джуринского, В В Макаева, 3 А Мальковой, Н П Сенченкова, Н В Силистрару, Л Л Супруновой, М Яновской
Одним из основных положений поликультурного воспитания (как подчеркивается и обосновывается в исследованиях В С Кукушкина, Д С. Лиха-
1
чева, Г В Палаткиной, А М Столяренко, 3 Б Цаллаговой) является содействие национальной личностной самоидентификации учащихся средствами эт-нопедагогики и формированию их культуры на основе общечеловеческих нравственных ценностей, развитию способностей видеть в представителе каждого народа индивидуальное сочетание единичных, особенных и общих черт духовной жизни
Трудно переоценить значение исследований, посвященных осмыслению взаимосвязи принципов интеллектуализации, этизации и эстетизации воспитания, особенно, в младшем школьном возрасте, что составляет непосредственный методологический подход к изучению проблемы поликультурного воспитания на уроках по изобразительному искусству в начальных классах. К таким исследованиям относятся работы Э В Ильенкова, Н М Сокольниковой, Н В Сороки-Росинского, П Е Степанова, Е Л Яковлевой
Прямое отношение к теме диссертации имеют исследования, в которых рассматривается воспитательный аспект обучения младших школьников изобразительному искусству и художественному труду В монографиях и статьях М Н Апиш, Н Е Васиной, С С Брикуновой, Н Ф Гончарова, В В Евсю-кова, Н.С Лейтес, К В Павлик, Е О Яременко рассматриваются познавательный, эмоциональный, эстетический аспекты восприятия детьми младшего школьного возраста произведений искусства и взаимосвязи когнитивно-воспитате-льного и творческого начал их деятельности на уроках изобразительного искусства под руководством педагога
Существенную сторону поликультурного воспитания раскрывают диссертационные исследования, посвященные развитию национального самосознания учащейся молодежи К ним относятся работы Р А Абдираиловой, Г К. Кловак, И В Лебидь, Ю В Ледник, Л Б Паламарчук, В А Струльчук, А А Филипчук Анализ педагогических исследований, учебных программ, действующих в школах, а также современного состояния преподавания изобразительного искусства в начальных классах показал, что основное внимание при этом сосредоточивается на освоении школьниками техники изобразительной деятельности (рисования, лепки) И в гораздо меньшей степени разработаны теоретические принципы и методические средства повышения познавательной и воспитательной роли изобразительного искусства как средства социализации личности младших школьников, хотя многие ученые и отмечают особенную сензитивность, отзывчивость детей в этом возрасте на эстетическое и этическое влияние со стороны семьи и школы
Однако именно этот аспект является и наименее изученным, и недостаточно реализованным в практике воспитания На периферии внимания и ученых, и учителей начальных классов остается особенно востребованное социумом поликультурное образование, основанное на принципах гуманизма и равенства всех людей
Исследование теории и практики поликультурного воспитания в современной общеобразовательной школе позволило выявить противоречия между необходимостью дальнейшего совершенствования подготовки молодежи для жизнедеятельности в многонациональной среде и недостаточной разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по ее эффективной реализации в современных условиях, между значительным духовным потенциалом изобразительного искусства и его фактическим использованием в воспитательной работе
Эти противоречия определили проблему исследования каковы оптимальные педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства
Актуальностью этой проблемы обусловлен выбор темы исследования «Почикультурное воспитание младших шкочьников средствами изобразительного искусства»
Объект исследования - поликультурное воспитание детей младшего школьного возраста
Предмет исследования - условия и пути поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства
Цель исследования - разработка целостной системы условий, путей и методов поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства
Гипотеза исследования. Процесс поликультурного воспитания младших школьников становится более эффективным, если
- глубоко поняты и осознаются сущность и содержание педагогических задач по реализации поликультурного образования, поликультурного воспитания и формирования поликультурной личности средствами изобразительного искусства,
- теоретически обосновывается и практически разрабатывается система условий, путей и средств поликультурного воспитания младших школьников в процессе обучения искусству,
- создается модель поликультурного воспитания, последовательно сориентированная на формирование поликультурной личности, адаптированной для жизнедеятельности в социокультурной среде,
- включение в практику воспитательной работы регионального компонента по изобразительному искусству, существенно расширяет возможности ознакомления детей с местными традициями, многонациональной культурой родного края, народным декоративным и прикладным искусством
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 Осуществить анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме поликультурного воспитания в современной школе, уточнить и дополнить понятия «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», «поликультурная личность»
2 Выявить условия и пути поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства
3 Разработать модель повышения эффективности поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства
• 4 Разработать методические рекомендации по реализации регионального компонента в процессе использования изобразительного искусства как средства поликультурного воспитания в начальной школе
Методологическую основу исследования составляют антропологические концепции этноцентризма и культурного реля гивизма (М М Саммер), диспозиционных установок личности (В А Ядов), парадигмы диалога культур (М М Бахтин, У Макбрай), учение о факторах социального конструирования реальности П Бергмана и Т Лукмана, о роли этнопедагогики в воспитательном процессе (Г Н Волков, В Д Ботнару, Н В Силистрару), принцип поликультурности в общении и образовательном пространстве (В П Бори-сенков, О В Гукаленко, М М Курбиев, Н Д Никандров), педагогические идеи о воспитании и его социальных функциях Платона, К А Гельвеция, Ж -Ж Руссо, И Канта, И Ф Гербарта, И Г Песталоцци, Я А Коменского, концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е В Бондаревская, И Э Куликовская), результаты исследований специфики художественного познания и эмоционально-эстетического восприятия социальной действительности учащимися (К Д Ушинского, Н В Соро-ки-Росинского, Д С Лихачева)
На этой методологической основе для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы находит свое применение комплекс методов исследования
Теоретические методы: анализ основных понятий исследования на основе изучения философской, культурологической и педагогической литературы, обобщение и интерпретация научных данных, структурно-функциональный анализ социальных и педагогических проблем становления и развития поликультурной личности школьника
Эмпирические методы, наблюдение форм работы педагога и деятельности школьников на уроках изобразительного искусства, анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, анализ школьных сочинений по фокусированному плану, осуществление педагогического эксперимента, статистическая обработка полученных данных, включая простую и перекрестную группировку и корреляционный анализ статистических взаимосвязей, моделирование и проектирование учебно-воспитательного процесса, направленного на успешное разрешение выявленных социально-педагогических противоречий
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательные учреждения, обучение в которых осуществляется на русском языке (средняя школа № 18 г Бендеры, средние школы № 2, 9 г Тирасполя), на.ук-раинском (Бендерская украинская гимназия № 3), на молдавском (Малаешт-ская средняя школа, Тейская средняя школа)
Исследование проводилось в три этапа с 1998 по 2006 гг На первом этапе (1998-2000 гг ) осуществлялся теоретический анализ проблемы и средств ее разрешения на основе изучения философской, культурологической и педагогической литературы, экспертного интервьюирования учителей и руководителей школ, сравнительного анализа действующих программ в России, Украине, Молдове и Приднестровье, а также обобщения практического опыта слушателей Государственного института повышения квалификации учителей в г Тирасполе
На втором этапе (2000-2004 гг) был проведен эксперимент в городских и сельских школах Приднестровья на уровне начального образования (2-4-е классы) с целью проверки эффективности спроектированной модели поликультурного воспитания в процессе ознакомления младших школьников с изобразительным искусством русского, украинского и молдавского народов При этом решались сформулированные в программе эксперимента зада-
чи и проверялись основные положения гипотезы, выдвинутые на первом этапе исследования
На третьем этапе (2005-2007 гг) были проведены обработка, обобщение и систематизация результатов сбора эмпирического материала и проведения эксперимента, их теоретическая интерпретация, формулировались выводы и практические рекомендации, осуществлялось оформление диссертации и приложений, публикация и апробирование результатов исследований
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна: впервые исследованы условия и пути поликультурного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством, систематизирован категориальный аппарат теоретического исследования проблем поликультурного воспитания, осуществлен сравнительный анализ теории и практики поликультурного воспитания в ряде стран, раскрыты сущность и содержание процесса формирования личности учащихся младших шкочьников в контексте поликультурности, выявлена роль изобразительного искусства в поликультурном воспитании в начальной школе, разработана и апробирована на практике модель поликультурного воспитания и определены эмпирические показатели его эффективности
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании содержания, принципов, форм и методов поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства, в конкретизации и уточнении понятия поликультурной личности как цели воспитания, направленного на подготовку подрастающего поколения к всесторонней деятельности в современном социуме, в раскрытии воспитательного потенциала занятий изобразительным искусством в начальной школе, в выявлении педагогических условий повышения эффективности поликультурного воспитания. Полученные в исследовании выводы вносят существенный вклад в решение важной стратегической задачи педагогики - повышения уровня поликультурного воспитания учащихся
Практическая значимость исследования состоит в определении содержания поликультурного воспитания при ознакомлении младших школьников с изобразительным искусством разных народов, в разработке и апробации эффективной системы его реализации как одного из направлений социализации личности в многонациональной среде Предложена модель поликультурного воспитания средствами изобразительного искусства, обеспечи-
вающая организацию педагогического процесса в начальной школе с учетом принципа поликультурности
Разработанные технологии классной и внеклассной работы по изобразительному искусству направлены на поликультурное воспитание младших школьников, что нашло свое отражение в подготовленном автором учебно-методическом пособии «Республиканский компонент по изобразительному искусству в начальной школе»
Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждены экспериментальным путем и обеспечиваются комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его гипотезе и задачам, разнообразием методик диагностирования реальной ситуации, сложившейся в области национального и поликультурного воспитания, непротиворечивостью эмпирических данных, сравнительным анализом результатов исследования, целостным подходом к изучаемой проблеме, личным опытом диссертанта в преподавании изобразительного искусства в Приднестровском государственном университете им Т Г Шевченко и Государственном институте повышения квалификации учителей г Тирасполя, включением в эксперимент городских и сельских школ с русским, молдавским и украинским языком обучения
На защиту выносятся следующие положениях
1 Эффективность поликультурного воспитания средствами изобразительного искусства определяется ориентацией педагогического процесса на формирование поликультурной личности, адаптированной к жизнедеятельности в многонациональном социокультурном пространстве
Поликультурное воспитание младших школьников представляет собой имманентное направление гуманистической социализации личности, способной сочетать в себе национальное достоинство с равносубъектным общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп Поликультурное воспитание средствами изобразительного искусства способствует эмоционально-эстетическому овладению региональной, национальной и мировой культурой в процессе ознакомления с художественным творчеством разных народов, непосредственного общения с деятелями искусства и мастерами народного творчества, а также собственной художественно-изобразительной деятельности учащихся
Поликультурная личность - субъект общественных и межличностных отношений, обладающий способностью к свободному диалогу с представите-
лями разных культур, открывающему возможности для взаимопонимания и сотрудничества
2 Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства успешно реализуется по следующим направлениям переориентации содержания учебного материала на систематическое использование образцов художественного творчества этнических общностей, представленных в стране, активного вовлечения учащихся в процесс сравнительного анализа общих и специфических черт народного и профессионального творчества представителей разных народов, акцентирования внимания педагога на преодоление этноцентризма в восприятии учащимися предметов художественного искусства в процессе кросскультурного воспитания
3 Разработанная по результатам диссертационного исследования модель поликультурного воспитания младших школьников посредством изобразительного искусства позволяет организовать педагогическую деятельность на основе принципов поликультурности, природосообразности, диало-гизма, деятельностно-творческого подхода, личностно-ориентированной воспитательной работы педагога, культуросообразности, доступности, ценностно-смысловой направленности Основными условиями реализации модели выступают расширение знаний об изобразительном искусстве своего народа с учетом регионального компонента, пробуждение интереса к художественному творчеству других народов, утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, формирование установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения
4 Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента, ознакомление младших школьников с изобразительным искусством способствуют поликультурному воспитанию в результате более глубокого освоения учащимися общечеловеческих и национальных художественно-культурных ценностей, развивают творческую активность учащихся на основе раскрытия разнообразных связей искусства с народными традициями и повседневной жизнью школьника, содействуют пониманию органической связи искусства своего региона с мировой художественной культурой
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы, выводы и практические рекомендации по теме диссертации обсуждались на международных и вузовских научно-методических конференциях «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве» (Черкассы, 2005), «Проблемы личности в современной науке результаты и перспективы
развития» (Одесса, 2005), «Университетское образование в республике Молдова» (Кишинев, 2005), «Пути развития методического обеспечения начального процесса в рамках реформ высшего образования» (Одесса, 2006), «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве ПМР» (Тирасполь, 2006), «Управление качеством образования как условие модернизации отрасли» (Бендеры, 2005), «V Славянские педагогические чтения. Поликультурное образовательное пространство пути и формы интеграции» (Москва, 2006), на научных семинарах, заседаниях кафедры и отражены в публикациях автора ,
Результаты исследования используются при чтении лекций, проведении практических занятий в Приднестровском государственном университете им Т Г Шевченко на протяжении 10 лет и в процессе работы с учителями в Государственном институте повышения квалификации г Тирасполя
Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе педагогического эксперимента в городских и сельских школах Приднестровья
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, задачи, сформулированы гипотеза и положения, выносимые на защиту, охарактеризованы новизна, теоретическая и практическая значимость
В первой главе «Теоретико-методологические основы поликультурного воспитания младших школьников» раскрыты сущность и генезис категориального аппарата исследования, проведены анализ классической и современной литературы по теме, представлены методологические концепции изучения проблем поликультурного воспитания
Во второй главе «Педагогическая система поликультурного воспитания ичадших школьников» раскрыты общий замысел, методика проведения педагогического эксперимента, проанализированы его результаты, полученные на базе городских и сельских школ Приднестровья
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы научно-методические рекомендации, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения
В приложениях представлены опытно-экспериментальные и методические материалы исследования
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В соответствии с первой задачей исследования был осуществлен философский, теоретический, психолого-педагогический и методологический анализ проблемы, определены основные понятия и теоретические концепции поликультурного воспитания Оно по своему содержанию предполагает освоение (в пределах учебных программ по всем предметам) родной культуры и культуры других народов, особенно, тех, которые представлены в ближайшей социальной среде, формирование позитивного интереса к обычаям, традициям разных национальностей, преодоление установок этноцентризма и воспитание в духе культурного релятивизма, доброжелательности, открытости в процессе повседневного общения, в том числе и с представителями других национальных и расовых групп; развитие потребности в изучении языков межнационального общения (русского, английского) как главного средства преодоления межэтнического духовного отчуждения
Важнейшим условием становления поликультурной личности является формирование культурно-релятивистских убеждений самих учителей и ориентация их на использование достижений науки и культуры разных народов, а не только своего, в учебно-воспитательном процессе
Основными критериями поликультурной личности выступают
- готовность и умение жить в ситуации межнационального общения и сотрудничества с представителями разных этнических групп, проживающих в одном государстве или в данном регионе,
- сочетание национальной самоидентификации с ориентацией на установление добрососедских отношений со всеми народами,
- стремление повысить общую культуру за счет взаимного обогащения опытом духовного развития, освоения достижений науки и культуры всех народов
Как и другие качества социально ориентированной личности, поликультурность является результатом, с одной стороны, объективных условий влияния социальной среды, а с другой, целенаправленного воспитания
Исходя из принципа единства логического и эмоционального восприятия, особенно в младших классах, значительную роль в становлении и развитии поликультурной личности следует отвести художественному образованию Оно обладает большим воспитательным потенциалом, потому что является наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника
Объективные процессы глобализации и этнической идентификации, массовой миграции населения и увеличения конфликтогенных факторов в мире обострили проблему формирования поликультурной личности во всех странах мира В этой ситуации традиционные концепции национального и патриотического, интернационального и нравственного воспитания оказались не вполне адекватными социальному заказу, выдвинутому обществом перед школой В мировой педагогической науке и практике стала осознаваться необходимость в интегративном и целеустремленном подходе к социализации личности для успешной жизнедеятельности в полиэтнической среде Но специфические социально-экономические и политические условия каждой страны требуют творческого и адекватного применения как теоретических, так и методических разработок мировых достижений поликультурного образования
В процессе решения второй задачи были получены результаты теоретического и экспериментального исследования потенциальных возможностей художественного образования в формировании культурно-релятивистской социально-психологической установки личности, начиная с первых лет обучения в школе Успешное выполнение воспитательных задач, поставленных в учебной программе по «Изобразительному искусству», возможно лишь при соблюдении в процессе преподавания определенных педагогических принципов, основывающихся на постоянном учете особенностей культуры родного края
Развитию интереса к изобразительному искусству, воспитанию поликультурной личности способствуют уроки, на которых учащиеся выполняют работы на исторические темы, рисуют сюжеты сказок, национальные костюмы, приобщаются к произведениям народных мастеров, создавая различные орнаменты, эскизы элементов росписей и тд Это позволяет создать оптимальные условия для сочетания базового, регионального и школьного компонентов образования, найти наиболее приемлемый путь для ориентации школьников на общечеловеческие ценности через национальную культуру, которая может стать основой формирования и интеграции знаний в региональном аспекте содержания образования
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе предусмагривает четыре основных вида уроков рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Для рисования с натуры в начальной школе предусматривается изображение предметов несложной формы (кружки, тарелки, народные игрушки, полотенца, шарфики и др ) Но и на этом материале можно продемонстрировать об-
11
щие и особенные национальные черты росписи, знаково-символической специфики народного декоративно-прикладного искусства Иллюстрирование сюжетов литературных произведений способствует приобщению учащихся к родной культуре, культуре других народов, населяющих край
Анализ места и роли изобразительного искусства в поликультурном воспитании завершается в диссертации выводом о том, что оно является важнейшим звеном социализации учащихся в многонациональной среде
Решая третью задачу, мы разработали модель поликультурного воспитания, опираясь на результаты, направленные на выявление эффективной системы педагогических методов и форм социализации личности в многоаспектном сообществе (схема ])
С
ПОЛИКУЛЬТУРНОР ВОСПИТАНИЕ
ЦЕЛЬ - формирование поликультурной л ичности учащегося, адаптированной к жизнедеятельности в социокультурной среде
ЗАДАЧИ
Расширение знаний об изобразительном искусстве своего народа с учетом регионального компонента
Пробуждение интереса к художественному творчеству других народов
Утверяадение поли-кулыурной социально-психологической ориентации, установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения
ПРИНЦИПЫ
Природосообразности
Почикультурности
Диалогизма
Деятельно-творческого подхода
Личностно-ориентированного подхода
Культуросообразности
Доступности
Ценностно-смысловой направленности
ФУНКЦИИ Образовательная Социально-ориентирующая Адаптационная Культуроло! ическая МЕТОДЫ Объяснительно-ил 1 юстрати вный Репродуктивный Частично-поисковый
УСЛОВИЯ
Материальная база системы образования
Культурно-эстетическая среда в регионе, стране, шкоче
СРЕ.Д Ознакомление с художественн Общение с представителями профессиональ Репродуктивно-художестве (СТВА >|м творчеством разных народов того и народного художественного творчества нная деятельность учащихся
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ 1 Уровень поликультурной коммуникации в школьной среде Степень национально-региональной сачоидентификации учащихся Уровень знаний в области художественного творчества разных народов
Схема 1 Модель полчку пыпурного воспитания средствами изобразительного искусства
В основу теоретико-методической модели эксперимента положена методологическая концепция личностно-ориентированною образования и воспитания, разработанная Е В Бондаревской, А Н Джуринским, В Н Коно-вальчук, И С Якиманской Основными задачами реализации модели выступают расширение знаний об изобразительном искусстве своего народа с учетом регионального компонента, пробуждение интереса к художественному творчеству других народов, утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, формирование установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения При этом главными требованиями педагогического подхода к учащемуся выступают, с одной стороны, учет уже сформировавшихся у него личных качеств, а с другой - определение свойств личности, которые понадобятся ей в жизни для успеха и выполнения социальных функций
Учащиеся экспериментальных и контрольных классов к началу эксперимента обнаруживали примерно одинаковый уровень знаний, а также идентичный характер восприятия образцов русской, украинской и молдавской живописи
В результате применения новой модели обучения существенно возрос уровень осознания учащимися своей национальной принадлежности, чувства национального достоинства На основании сравнения экспериментальных классов с контрольными доказано, что повышение эффективности поликультурного воспитания было достигнуто благодаря внедрению предложенной нами модели
Данные эксперимента, проведенного диссертантом в городских и сельских школах Приднестровья в течение 1996-2006 гг., убедительно показали, что наполнение содержания уроков материалами о художественной культуре народов мира, обучение и воспитание в духе толерантности и культурного релятивизма, противодействие социально-психологическому агрессивному этноцентризму, содействие национальной самоидентификации' при условии уважительного отношения к духовному миру других народов оказывают благотворное нравственное и эстетическое влияние на духовный мир младших школьников У них возрастает уровень предрасположенности к поликультурной коммуникации, познавательный интерес к многонациональному искусству, способность к внимательному и уважительному сравнительному анализу духовного содержания произведений искусства и декоративно-прикладного творчества разных народов
Эксперимент наглядно продемонстрировал преимущества поликультурного воспитания младших школьников на уроках по изобразительному искусству, возможность успешно сочетать национальный аспект с полиэтническим
В соответствии с четвертой задачей было доказано, что использование наших методических рекомендаций по реализации регионального компонента в экспериментальных классах способствовало развитию интереса детей к изобразительному творчеству русского, украинского и молдавского народа, к творчеству приднестровских художников и народных умельцев
Акцентирование внимание учащихся на идейно-содержательных, социокультурных ценностях их произведений и образцов местного народного искусства способствовало пробуждению и закреплению любви детей к истории и природе родного края, к людям разных национальностей, которые его населяют Как показали результаты проведения сочинений по сфокусированному плану, в ходе эксперимента значительно повысился уровень знаний школьниками художественных произведений местных мастеров искусства России, Украины и Молдовы Удельный вес низких оценок уменьшился в экспериментальных классах более чем в два раза, в то время как в контрольных почти не изменился
С целью изучения характера представлений детей об особенностях искусства разных народов, об уровне их знаний в этой области и восприятии детьми эстетических и духовно-нравственных ценностей профессионального и народного искусства в контрольных и экспериментальных классах были проведены сочинения по картинам. Оценки по сочинению определялись по таким критериям соответствие названной школьником темы и идеи ее содержанию, степень обоснования своего восприятия картины, соответствие названных учащимися изобразительных средств содержанию картины, правильный ответ на вопрос о национальном характере (национальной принадлежности автора) картины К концу формирующего этапа школьники стали лучше знать творчество художников и мастеров декоративно-прикладного искусства не только своего, но и других народов
Таким образом, была подтверждена основная гипотеза диссертационного исследования о возможности значительного повышения уровня поликультурного воспитания в начальных классах средствами обучения изобразительному искусству при условии переориентации учебного материала в поликультурном направлении
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение задач, связанных с социализацией молодежи в многонациональной среде на основе принципа поликультурности Эта проблема нуждается в продолжении исследований по ряду направлений Особенно актуальным является совершенствование методов поликультурного воспитания в старших классах, изучение вопроса о преемственности в воспитательной работе по этому направлению на протяжении всего периода обучения молодежи, об использовании всего цикла социально-гуманитарных предметов в школе и высшем учебном заведении для формирования социально-психологических установок и нравственных духовных убеждений молодежи, способной сочетать национальное достоинство с желанием общаться и сотрудничать на равносубъектной основе с представителями разных народов и рас
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора
1 Ушнурцева Н Н Изобразительное искусство в поликультурном образовании / Н Н Ушнурцева // Искусство и образование - 2007 - № 3(47) -С 71-77
2 Ушнурцева Н Н Воспитательные традиции в контексте народной педагогики / Н Н Ушнурцева // Сборник трудов молодых ученых и аспирантов (по итогам исследовательской работы за 2002 г) - Тирасполь, 2002 -С 11-14
3 Ушнурцева Н Н Эстетическое воспитание и гуманизация образования / Н Н Ушнурцева // Философские проблемы гуманизации образования материалы международной научной конференции - Одесса Негоциант, 2003 -С 119-121
4 Ушнурцева Н Н Народное и декоративное прикладное искусство в системе ценностей культуры / НН Ушнурцева // Сборник трудов молодых ученых и аспирантов - Тирасполь, 2004 - С 115-116
5 Ушнурцева Н Н Непрерывность в приобщении детей к народному и декоративному искусству / Н Н Ушнурцева // Реализация преемственности в работе ДОУ и начальной школы материалы республиканской научно-практической конференции 20 февраля 2004 г - Тирасполь РИО ПГУ, 2004 -С 123-124
6 Ушнурцева Н Н Воспитание полиэтнической культуры младших школьников в процессе преподавания изобразительного искусства / Н Н Ушнурцева // IV Славянские педагогические чтения Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве сборник материалов междуна-
родного конгресса. - Черкассы. Изд-во ИНУ им Богдана Хмельницкого, 2005 -С. 186-187
, 7 Ушнурцева Н Н Фольклорный потенциал интеркультурного воспитания детей / Н Н Ушнурцева // Педагог и общество материалы республиканской научно-практической конференции 24 февраля 2005 г - Бендеры, 2005 - С 192-194
8. Ушнурцева Н Н Межкультурное общение как фактор развития творческой личности / Н Н Ушнурцева // Проблемы личности в современной науке результаты и перспективы исследования, материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых / под ред Л.М Голубченко, О С. Цокур. - Одесса, 2005 - С 77-78
9 Ушнурцева Н Н Совершенствование личности педагога как фактор поликультурного воспитания учащихся / Н Н Ушнурцева И Университетское образование в республике Молдова материалы научно-практической конференции 11-12 октября 2005 г - Кишинев, 2005. - С 148-150
10 Ушнурцева H.H. Республиканский компонент по изобразительному искусству в начальной школе учебно-методическое пособие / автор-составитель Н Н Ушнурцева - Тирасполь, 2005 - 72 с
11 Ушнурцева Н Н Поликультурное социальное пространство как фактор воспитания учащихся // Сборник трудов молодых ученых и аспирантов -Тирасполь, 2005 -С 30-32
12.Ушнурцева НН Воспитание личности в поликультурной образовательной среде / Н Н Ушнурцева // Пути развития методического обеспечения начального процесса в условиях реформ высшей школы материалы научно-методической конференции преподавателей - Одесса ОНАХТ, 2005 -42-С. 115-116.
13 Ушнурцева НН Соотношение принципов полиэтничности и поликультурности в воспитании учащихся // Научный вестник Южноукраинского университета им К Д Ушинского - Одесса ПДПУ им К Д Ушинского, 2005.-С 111-117.
14.Ушнурцева Н.Н Гуманистические ценности полиэтнического воспитания в системе образования / НН Ушнурцева // Славянская педагогическая культура. - 2006 - № 5 - С 75-78 (в соавторстве)
15 Ушнурцева НН Основные принципы воспитания полиэтнической культуры у младших школьников // V Славянские педагогические чтения материалы международного научно-практического конгресса - Бендеры Полиграфист, 2006 - С. 65-67.
Н.Н. У шнурцева
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
АВТОРЕФЕРАТ д иссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Подписано к печати 27 07.07 Формат 60x84 1/16 Печать ризографическая Уел п. л. 1 Тираж 100 экз. Заказ № 1285 Дата сдачи в печать 30 07 07.
Отпечатано в ФГУП «Типография УВД Смоленской области» 214000 Смоленск, ул Дзержинского, д 13 Т / факс (4812) 38-05-16
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ушнурцева, Нина Никитична, 2007 год
Введение.
Глава /. Теоретико-методологические основы поликультурного воспитания младших школьников.
1.1. Категориальный аппарат исследования поликультурного воспитания младших школьников.
1.2. Сравнительный анализ теории и практики поликультурного воспитания в современной школе.
1.3. Формирование личности младшего школьника как цель поликультурного воспитания.
Выводы по главе I.
Глава II. Педагогическая система поликультурного воспитания младших школьников.
2.1. Изобразительное искусство в начальной школе как средство поликультурного воспитания.
2.2. Экспериментальная модель поликультурного воспитания младших школьников.
2.3. Выявление педагогической эффективности экспериментальной модели.
Выводы по главе II.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства"
Актуальность исследования. Проблема поликультурного воспитания как аспекта педагогической деятельности, являющегося одним из приоритетных направлений научного поиска и практической реализации, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде, остается еще нерешенной. Это обусловлено тем, что в современном обществе сохраняются не только объективные, но и субъективные причины возникновения и обострения различного рода межэтнических конфликтов, напряженности в отношениях между людьми на международном, региональном, групповом и межличностном уровнях. К числу таких распространенных субъективных факторов относится, прежде всего, нормативно-ценностный этноцентризм, заключающийся в неуважительном, нетерпимом отношении к национальным и религиозным чувствам, традициям, обычаям разных народов. В предотвращении и устранении этого конфликтогенного фактора и состоит социально-духовное предназначение поликультурного воспитания.
Термин «поликультурное воспитание» получил распространение в мировой педагогике в середине XX века, но данная проблема продолжает волновать многих исследователей учебно-воспитательного процесса и в настоящее время. Это нашло свое выражение прежде всего в научно-педагогической разработке концепции поликультурного образовательного пространства в исследованиях В.П. Борисенкова, С.К. Бондыревой, О.В. Гу-каленко, А.Я. Данилюка, Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой и др.
Важный вклад в становление и развитие методологической базы исследования проблемы поликультурного воспитания составили труды ученых М.М. Бахтина, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Давыдова, Г.Д. Дмитриева, В.Я. Лыковой, И.В. Огарковой, А.П. Сманцера. Весьма актуальным является тезис о ключевой фигуре поликультурного воспитания - педагоге. Конструктивные идеи по этому вопросу содержатся в исследованиях Т.А. Гелло, В.Ф. Гуцу,
И.В. Колоколовой, JI.B. Коноваловой, А.К. Макаровой, JT.T. Ткач, A.A. Тка-чук. О процессе поликультурного воспитания и его наполнении конкретным учебно-методическим содержанием находим много плодотворных идей в работах Ю.В. Арутюняна, П. Бергмана, З.П. Васильевой, Г.Н. Волкова, А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Н.П. Сенченкова, Н.В. Силистрару, Л.Л. Супруновой, М. Яновской.
Одним из основных положений поликультурного воспитания (как подчеркивается и обосновывается в исследованиях B.C. Кукушкина, Д.С. Лихачева, Г.В. Палаткиной, A.M. Столяренко, З.Б. Цаллаговой) является содействие национальной личностной самоидентификации учащихся средствами эт-нопедагогики и формированию их культуры на основе общечеловеческих нравственных ценностей, развитию способностей видеть в представителе каждого народа индивидуальное сочетание единичных, особенных и общих черт духовной жизни.
Трудно переоценить значение исследований, посвященных осмыслению взаимосвязи принципов интеллектуализации, этизации и эстетизации воспитания, особенно, в младшем школьном возрасте, что составляет непосредственный методологический подход к изучению проблемы поликультурного воспитания на уроках по изобразительному искусству в начальных классах. К таким исследованиям относятся работы Э.В. Ильенкова, Н.М. Сокольниковой, Н.В. Сороки-Росинского, П.Е. Степанова, Е.Л. Яковлевой.
Прямое отношение к теме диссертации имеют исследования, в которых рассматривается воспитательный аспект обучения младших школьников изобразительному искусству и художественному труду. В монографиях и статьях М.Н. Апиш, Н.Е. Васиной, С.С. Брикуновой, Н.Ф. Гончарова, В.В. Евсю-кова, Н.С. Лейтес, К.В. Павлик, Е.О. Яременко рассматриваются познавательный, эмоциональный, эстетический аспекты восприятия детьми младшего школьного возраста произведений искусства и взаимосвязи когнитивно-воспитательного и творческого начал их деятельности на уроках изобразительного искусства под руководством педагога.
Существенную сторону поликультурного воспитания раскрывают диссертационные исследования, посвященные развитию национального самосознания учащейся молодежи. К ним относятся работы P.A. Абдираиловой, Г.К. Кловак, И.В. Лебидь, Ю.В. Ледник, Л.Б. Паламарчук, В.А. Струльчук, A.A. Филипчук. Анализ педагогических исследований, учебных программ, действующих в школах, а также современного состояния преподавания изобразительного искусства в начальных классах показал, что основное внимание при этом сосредоточивается на освоении школьниками техники изобразительной деятельности (рисования, лепки). И в гораздо меньшей степени разработаны теоретические принципы и методические средства повышения познавательной и воспитательной роли изобразительного искусства как средства социализации личности младших школьников, хотя многие ученые и отмечают особенную сензитивность, отзывчивость детей в этом возрасте на эстетическое и этическое влияние со стороны семьи и школы.
Однако именно этот аспект является и наименее изученным, и недостаточно реализованным в практике воспитания. На периферии внимания и ученых, и учителей начальных классов остается особенно востребованное социумом поликультурное образование, основанное на принципах гуманизма и равенства всех людей.
Исследование теории и практики поликультурного воспитания в современной общеобразовательной школе позволило выявить противоречия между необходимостью дальнейшего совершенствования подготовки молодежи для жизнедеятельности в многонациональной среде и недостаточной разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по ее эффективной реализации в современных условиях; между значительным духовным потенциалом изобразительного искусства и его фактическим использованием в воспитательной работе.
Эти противоречия определили проблему исследования: каковы оптимальные педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Актуальностью этой проблемы обусловлен выбор темы исследования «Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства».
Объект исследования - поликультурное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - условия и пути поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Цель исследования - разработка целостной системы условий, путей и методов поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Гипотеза исследования. Процесс поликультурного воспитания младших школьников становится более эффективным, если:
- глубоко поняты и осознаются сущность и содержание педагогических задач по реализации поликультурного образования, поликультурного воспитания и формирования поликультурной личности средствами изобразительного искусства;
- теоретически обосновывается и практически разрабатывается система условий, путей и средств поликультурного воспитания младших школьников в процессе обучения искусству;
- создается модель поликультурного воспитания, последовательно сориентированная на формирование поликультурной личности, адаптированной для жизнедеятельности в социокультурной среде;
- включение в практику воспитательной работы регионального компонента по изобразительному искусству существенно расширяет возможности ознакомления детей с местными традициями, многонациональной культурой родного края, народным декоративным и прикладным искусством.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме поликультурного воспитания в современной школе; уточнить и дополнить понятия «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», «поликультурная личность».
2. Выявить условия и пути поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
3. Разработать модель повышения эффективности поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
4. Разработать методические рекомендации по реализации регионального компонента в процессе использования изобразительного искусства как средства поликультурного воспитания в начальной школе.
Методологическую основу исследования составляют: антропологические концепции этноцентризма и культурного релятивизма (М.М. Сам-мер), диспозиционных установок личности (В.А. Ядов), парадигмы диалога культур (М.М. Бахтин, У. Макбрай), учение о факторах социального конструирования реальности П. Бергмана и Т. Лукмана, о роли этнопедагогики в воспитательном процессе (Г.Н. Волков, В.Д. Ботнару, Н.В. Силистрару), принцип поликультурности в общении и образовательном пространстве (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, М.М. Курбиев, Н.Д. Никандров), педагогические идеи о воспитании и его социальных функциях Платона, К.А. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И.Ф. Гербарта, И.Г. Песталоцци, Я.А. Комен-ского; концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е.В. Бондаревская, Н.Э. Куликовская), результаты исследований специфики художественного познания и эмоционально-эстетического восприятия социальной действительности учащимися (К.Д. Ушинского, Н.В. Со-роки-Росинского, Д.С. Лихачева).
На этой методологической основе для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы находит свое применение комплекс методов исследования.
Теоретические методы: анализ основных понятий исследования на основе изучения философской, культурологической и педагогической литературы; обобщение и интерпретация научных данных; структурнофункциональный анализ социальных и педагогических проблем становления и развития поликультурной личности школьника.
Эмпирические методы: наблюдение форм работы педагога и деятельности школьников на уроках изобразительного искусства, анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, анализ школьных сочинений по фокусированному плану, осуществление педагогического эксперимента, статистическая обработка полученных данных, включая простую и перекрестную группировку и корреляционный анализ статистических взаимосвязей; моделирование и проектирование учебно-воспитательного процесса, направленного на успешное разрешение выявленных социально-педагогических противоречий.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательные учреждения, обучение в которых осуществляется на русском языке (средняя школа № 18 г. Бендеры, средние школы № 2, 9 г. Тирасполя), на украинском (Бендерская украинская гимназия № 3), на молдавском (Малаешт-ская средняя школа, Тейская средняя школа).
Исследование проводилось в три этапа с 1998 по 2006 гг.
На первом этапе (1998-2000 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы и средств ее разрешения на основе изучения философской, культурологической и педагогической литературы, экспертного интервьюирования учителей и руководителей школ, сравнительного анализа действующих программ в России, Украине, Молдове и Приднестровье, а также обобщения практического опыта слушателей Государственного института повышения квалификации учителей в г. Тирасполе.
На втором этапе (2000-2004 гг.) был проведен эксперимент в городских и сельских школах Приднестровья на уровне начального образования (2-4-е классы) с целью проверки эффективности спроектированной модели поликультурного воспитания в процессе ознакомления младших школьников с изобразительным искусством русского, украинского и молдавского народов. При этом решались сформулированные в программе эксперимента задачи и проверялись основные положения гипотез, выдвинутых на первом этапе исследования.
На третьем этапе (2005-2007 гг.) были проведены обработка, обобщение и систематизация результатов сбора эмпирического материала и проведения эксперимента, их теоретическая интерпретация, формулировались выводы и практические рекомендации, осуществлялось оформление диссертации и приложений, публикация и апробирование результатов исследований.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна: впервые исследованы условия и пути поликультурного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством, систематизирован категориальный аппарат теоретического исследования проблем поликультурного воспитания, осуществлен сравнительный анализ теории и практики поликультурного воспитания в ряде стран, раскрыты сущность и содержание процесса формирования личности учащихся младших школьников в контексте поликультурности, выявлена роль изобразительного искусства в поликультурном воспитании в начальной школе, разработана и апробирована на практике модель поликультурного воспитания и определены эмпирические показатели его эффективности.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании содержания, принципов, форм и методов поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства; в конкретизации и уточнении понятия поликультурной личности как цели воспитания, направленного на подготовку подрастающего поколения к всесторонней деятельности в современном социуме; в раскрытии воспитательного потенциала занятий изобразительным искусством в начальной школе; в выявлении педагогических условий повышения эффективности поликультурного воспитания. Полученные в исследовании выводы вносят существенный вклад в решение важной стратегической задачи педагогики - повышения уровня поликультурного воспитания учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в определении содержания поликультурного воспитания при ознакомлении младших школьников с изобразительным искусством разных народов, в разработке и апробации эффективной системы его реализации как одного из направлений социализации личности в многонациональной среде. Предложена «Модель поликультурного воспитания средствами изобразительного искусства», обеспечивающая организацию педагогического процесса в начальной школе с учетом принципа поликультурности.
Разработанные технологии классной и внеклассной работы по изобразительному искусству направлены на поликультурное воспитание младших школьников, что нашло свое отражение в подготовленном автором учебно-методическом пособии «Республиканский компонент по изобразительному искусству в начальной школе».
Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждены экспериментальным путем и обеспечиваются комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его гипотезе и задачам; разнообразием методик диагностирования реальной ситуации, сложившейся в области национального и поликультурного воспитания; непротиворечивостью эмпирических данных, сравнительным анализом результатов исследования; целостным подходом к изучаемой проблеме; личным опытом диссертанта в преподавании изобразительного искусства в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко и Государственном институте повышения квалификации учителей г. Тирасполя; включением в эксперимент городских и сельских школ с русским, молдавским и украинским языком обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эффективность поликультурного воспитания средствами изобразительного искусства определяется ориентацией педагогического процесса на формирование поликультурной личности, адаптированной к жизнедеятельности в многонациональном социокультурном пространстве.
Поликультурное воспитание младших школьников представляет собой имманентное направление гуманистической социализации личности, способной сочетать в себе национальное достоинство с равносубъектным общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп. Поликультурное воспитание средствами изобразительного искусства способствует эмоционально-эстетическому овладению региональной, национальной и мировой культурой в процессе ознакомления с художественным творчеством разных народов, непосредственного общения с деятелями искусства и мастерами народного творчества, а также собственной художественно-изобразительной деятельности учащихся.
Поликультурная личность - субъект общественных и межличностных отношений, обладающий способностью к свободному диалогу с представителями разных культур, открывающему возможности для взаимопонимания и сотрудничества.
2. Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства успешно реализуется по следующим направлениям: переориентации содержания учебного материала на систематическое использование образцов художественного творчества этнических общностей, представленных в стране; активного вовлечения учащихся в процесс сравнительного анализа общих и специфических черт народного и профессионального творчества представителей разных народов; акцентирования внимания педагога на преодоление этноцентризма в восприятии учащимися предметов художественного искусства в процессе кросскультурного воспитания.
3. Разработанная по результатам диссертационного исследования модель поликультурного воспитания младших школьников посредством изобразительного искусства позволяет организовать педагогическую деятельность на основе принципов поликультурности, природосообразности, диало-гизма, деятелыюстно-творческого подхода, личностно-ориентированной воспитательной работы педагога, культуросообразности, доступности, ценностно-смысловой направленности. Основными условиями реализации модели выступают: расширение знаний об изобразительном искусстве своего народа с учетом регионального компонента, пробуждение интереса к художественному творчеству других народов, утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, формирование установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения.
4. Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента, ознакомление младших школьников с изобразительным искусством способствуют поликультурному воспитанию в результате более глубокого освоения учащимися общечеловеческих и национальных художественно-культурных ценностей; развивают творческую активность учащихся на основе раскрытия разнообразных связей искусства с народными традициями и повседневной жизнью школьника; содействуют пониманию органической связи искусства своего региона с мировой художественной культурой.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы, выводы и практические рекомендации по теме диссертации обсуждались на международных и вузовских научно-методических конференциях: «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве» (Черкассы, 2005), «Проблемы личности в современной науке: результаты и перспективы развития» (Одесса, 2005), «Университетское образование в республике Молдова» (Кишинев, 2005), «Пути развития методического обеспечения начального процесса в рамках реформ высшего образования» (Одесса, 2006), «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве ПМР» (Тирасполь, 2006), «Управление качеством образования как условие модернизации отрасли» (Бендеры, 2005), «V Славянские педагогические чтения. Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции» (Москва, 2006), научных семинарах, заседаниях кафедры и отражены в публикациях автора.
Результаты исследования используются при чтении лекций, проведении практических занятий в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко на протяжении 10 лет и в процессе работы с учителями в Государственном институте повышения квалификации г. Тирасполя.
Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе педагогического эксперимента в городских и сельских школах Приднестровья.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ушнурцева, Нина Никитична, Тирасполь
1. Систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость на разные стили и мотивы, характерные для отдельных народов.
2. Целенаправленный отбор произведений изобразительного искусства разных народов для изучения.
3. Использование на занятиях изобразительного искусства технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры и наглядных специальных пособий.
4. Активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдение, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей, характерных для каждого этноса.
5. Введение в урок творческих, импровизированных и проблемных задач, связанных с освоением разных стилей и символического языка отдельных народов.
6. Применение разнообразных художественных материалов и техник работы или смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.)
7. Рисование с натуры пейзажей родного края.
8. Рисование с натуры реки Днестр (Бык, Рыбница).
9. Рисование с натуры деревьев нашего края (липа, дуб, клен, рябина, тополь и др.).
10. Назовите 5 известных пейзажистов-передвижников и по две-три их картины. Фамилии художников начинаются буквами Р, С, Д, Ш, К.
11. Назовите картины художника В.И. Родованова.
12. Какие два художника написали картину «Пушкин на берегу моря»?
13. Какой художник нарисовал медведей в картине Шишкина «Утро в сосновом бору»?
14. Какие художники написали картины «Днестр» и «Зимний вечер»?
15. Назовите 5 картин В.И. Демченко.
16. Опишите содержание картины И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
17. Назовите 10 приднестровских художников и по одной их картине.
18. Иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Маша и медведь».
19. Иллюстрирование молдавских народных сказок «Серый орел», «Фэт-Фрумос и солнце», «Легенда о ласточке».
20. Иллюстрирование украинских народных сказок «Хроменькая уточка», «Рукавичка».
21. Чтение сказки, повести (несколько раз). Мысленное знакомство учащихся с героями повести, рассказа или романа).
22. Проведение тематической беседы с целью выявления главных героев (понять их характеры, представить их лица, фигуры, их манеры, жесты).