автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности
- Автор научной работы
- Черткоева, Валентина Григорьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности"
На правах рукописи
ЧЕРТКОЕВА ВАЛЕНТИНА ГРИГОРЬЕВНА
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности
Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики
и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
г 4 2013
ЕШ? Ш П
Владикавказ — 2013
005535473
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени K.JI. Хетагурова»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Тахохов Борис Александрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Бабаян Анжела Владиславовна, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
кандидат педагогических наук Цагараев Валерий Андреевич,
Северо-Осетинский республиканский лицей искусств
Ведущая организация: ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой
институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Защита диссертации состоится « "/у » 2013 г. в асов на
заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова» (362025, г. Владикавказ, PCO-Алания, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СевероОсетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова
Автореферат разослан «"4^-» ■Ф 2013 г. Ученый секретарь
диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
/7 Н.М. Мкртычева
1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетривиально и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем выше потребность общества в творческой инициативе, тем острее необходимость в исследовании сущности творческих способностей личности и разработке теории и методики их формирования у школьников.
В документе ЮНЕСКО «Воспитание в духе мира» отмечается, что доминирующей целью образования является развитие таланта ребенка и формирование творческой личности. Выдвижение на первый план цели развития личности находит отражение в «Концепции художественного образования в Российской Федерации» и в «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.». В унисон с этим модернизация российского образования предполагает введение художественно-изобразительной деятельности на начальной ступени общего образования, что позволяет отнести данный вид деятельности к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка.
На возможность раскрытия творческого потенциала ребенка в процессе различных видов деятельности, в том числе и художественной, обращали внимание Э.Б. Абдуллин, JI.C. Выготский, Е.П. Кабкова, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Г.М. Цыпин, Б.П. Юсов и др.
Художественно-изобразительная деятельность учащихся, активность в творческом самовыражении тесно связаны с их позитивньм культурным ростом, интересом к национальной и мировой художественной культуре, к традициям народного декоративно-прикладного искусства.
Постижение традиционного народного искусства и создание собственных продуктов, по JI.C. Выготскому, «актов творчества», великолепно развивают не только моторику детей, их наблюдательность, но и формируют у них эстетическое отношение к действительности, возвышают духовно, создают гармоничных и интеллектуально развитых личностей.
Вопросам приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство посвящены исследования Т.Н. Баклановой, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, A.C. Хворостова, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Педагогические идеи развития творческих способностей учащихся в различных аспектах исследовались отечественными и зарубежными
учеными (Г.С. Абрамова, Л.С. Выготский, Г.С. Альтшуллер, В.В. Давыдов, П.К. Энгельмейер, Э. Де Боно, Дж. Гауэм, Р. Стернберг и др.).
Однако анализ научно-педагогических работ показал, что до настоящего времени не предпринималось исследование, посвященное развитию творческих способностей младших школьников средствами художественно-изобразительной деятельности в контексте национальной художественной культуры.
Современное состояние разработанности проблемы выявило противоречия между:
-возрастающими требованиями современного социума, экономики и производства к творческому и духовно-нравственному развитию подрастающего поколения и сопряженными трудностями удовлетворить эти требования в традиционной системе образования, не располагающей эффективным механизмом их реализации;
-объективно необходимым увеличением доли творческой образовательной деятельности учащихся и активно развивающейся тенденцией к ее стандартизации;
-потенциальными возможностями художественно-изобразительной деятельности в творческом развитии учащихся начальных классов и недостаточной теоретической исследованностью данного процесса.
Наличием отмеченных противоречий, необходимостью их разрешения актуализируется проблема исследования, которая формулируется следующим образом: каковы методы, формы и средства развития творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Целью исследования является выявление педагогических условий, методов, форм и средств развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Объект исследования: художественно-изобразительная деятельность учащихся начальных классов.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности будет эффективным, если:
-определены и раскрыты теоретические предпосылки исследования проблемы;
-выявлены критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности;
-управление развитием творческих способностей младших школьников осуществляется в соответствии с разработанной моделью;
-национальное декоративно-прикладное искусство выступает как средство раскрытия творческого потенциала личности;
-определены педагогические условия эффективного протекания данного процесса.
Задачи исследования:
1. Определить и охарактеризовать теоретические предпосылки исследования.
2. Выявить критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности.
3. Разработать и экспериментально проверить модель развития творческих способностей младших школьников.
4. Раскрыть возможности национального декоративно-прикладного искусства как основы художественно-изобразительной деятельности младших школьников, как средства реализации их творческих способностей.
5. Определить и раскрыть педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Методологическую основу исследования составили: философское положение о всеобщей связи и причинно-следственной обусловленности явлений реальной действительности и необходимости их рассмотрения с разных сторон и во взаимосвязях; философские и психолого-педагогические концепции о развитии творческих способностей детей и активной познавательной деятельности, идей гуманистической парадигмы образования и принципы природосообразности и культуросообразности, положения системного и личностно ориентированного подходов в образовании, положения о своеобразии и универсальности декоративно-прикладного искусства разных народов, теория поликультурного, полилингвального образования.
Теоретической основой исследования являются: концепции творчества в философском (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, A.B. Лосев, П.А. Флоренский, Р. Штейнер и др.), психологическом (К.А. Абдульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Я.А. Пономарев, Л.С. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) и педагогическом аспектах (Т.А. Абрамова, В.В. Давыдов, Т.И. Шамова и др.); теории учебной деятельности (ПЛ. Гальперин, Л.В. Занков, H.A. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.); теории креативности (Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, Н.В. Дружинин, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, Е.Л. Яковлева и др.); закономерности развития творческих способностей (А.Г. Асмолов, Г.А.
Глотова, Б.М. Кедров, А.Н. Лук, Б.М. Теплов), концепции развивающего обучения (О.Н. Дьяченко, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, JI.B. Тарасов, Д.Б. Эльконин и др.); научные подходы к формированию и развитию поликультурной, полилингвальной образовательной среды (P.C. Бзаров, А.Я. Данилюк, Т.Т. Камболов, JI.JI. Супрунова, Б.А. Тахохов и др.), концепции национального декоративно-прикладного искусства РСО-Алания (A.A. Дзантиев, H.A. Езерская, М.Г. Плиева, В.А. Цагараев, JI.K. Цекоева, З.Т. Цогоева и др.).
Для решения поставленных исследовательских задач, организации опытно-экспериментальной работы и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: теоретических (анализ, изучение, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование); эмпирических (прямое и косвенное наблюдение, опытно-экспериментальная работа, анкетирование, тестирование, беседа, интервью, самооценка учащихся, экспертная оценка); математические (статистические) методы оценки результатов экспериментальной работы на различных этапах исследования.
Эмпирическая база исследования. Опытно-экспериментальная работа была организована на базе государственных образовательных учреждений: СОШ № № 1,26 и прогимназии «Интеллект» г. Владикавказа, начальной школы «Диалог» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте. Выборочную совокупность исследования составили 280 учащихся начальных классов, 14 учителей младших классов и 8 человек из числа руководителей образовательных учреждений.
Исследование выполнялось в три этапа.
Первый этап (2007-2008 гг.) связан с изучением и анализом философской, психолого-педагогической, научно-методической
литературы, с накоплением разнообразной информации о содержании, методах и формах изобразительно-художественного обучения младших школьников. В результате выявились противоречия в художественном образовании учащихся начальных классов, определилась проблема исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, проведена диагностика уровня умений и навыков художественно-изобразительной деятельности учащихся, определены основные базовые понятия, выстроена программа опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2008-2011 гг.) посвящен реализации программы опытно-экспериментальной работы: разработана модель развития творческих способностей учащихся начальной школы, проведена ее апробация в трех государственных образовательных учреждениях, был осуществлен количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Третий этап (2011-2012 гг.) состоял из уточнения и корректировки методологического и понятийного аппаратов исследования, обобщения научных и экспериментальных выводов, систематизации полученных результатов, литературного оформления текста диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Определены и охарактеризованы теоретические предпосылки развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности:
-раскрыта и обоснована актуальность формирования творческих способностей учащихся начальных классов в контексте модернизации российского общего и начального образования;
-уточнены и конкретизированы базовые понятия развития творческих способностей младших школьников;
-научно обоснованы основные принципы развития творческих способностей учащихся;
-раскрыта роль национального декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
2. Выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный), показатели (художественно-эстетический вкус, умение находить нестандартные решения, творческое мышление, инициативность и самостоятельность, легкость усвоения новой деятельности, познавательная активность, организованность и настойчивость, адекватная самооценка) и уровни (высокий, средний и низкий) развития творческих способностей учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности.
3. Определены и разработаны оптимальные пути использования национальной художественной культуры осетин как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, воспитания интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности.
4. Раскрыты основные педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности: профессионально-педагогическое и научно-методическое обеспечение, дифференциация и индивидуализация обучения, опора на национально-декоративное искусство, реализация деятельностно-творческого подхода, создание художественно-творческой атмосферы, систематичность и непрерывность художественно-изобразительной деятельности, взаимосвязь теоретических знаний и практической художественной деятельности, систематический мониторинг состояния развития творческих способностей учащихся.
5. Разработана и экспериментально обоснована модель развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности. Структурными компонентами модели определены: направления деятельности (учебная, воспитательная, культурно-досуговая), педагогические условия и характеристики развития творческих способностей (критерии, показатели и уровни), методы развития творческих способностей, содержание и формы организации художественно-творческой деятельности, и как ожидаемый результат — становление творчески развитой личности, способной самостоятельно создавать декоративно-прикладные художественные продукты, проявлять творческую активность в процессе изобразительной деятельности в контексте национальной художественной культуры. Теоретическая значимость исследования:
-педагогическое содержание понятия «творческое развитие младших школьников на уроках художественно-изобразительного искусства» определено как целенаправленно организуемый процесс обретения младшими школьниками личностного смысла в изучаемых явлениях искусства;
-выявлены возможности художественно-изобразительной деятельности в формировании творческих способностей учащихся младших классов;
-теоретически обоснована целесообразность формирования у младших школьников на уроках художественно-изобразительного искусства опыта творческого развития как целостной системы художественного образования на материале национального декоративно-прикладного искусства и мировой художественной культуры;
-раскрыта роль национального искусства в формировании творческих способностей учащихся, в становлении поликультурной и полилингв ал ьной личности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: -материалы исследования использованы при подготовке программ для оценочной системы развития творческих способностей учащихся; кроме того, они послужили основой созданных автором учебно-методических пособий по развитию творческих способностей учащихся начальных классов, их приобщению к национальной культуре осетин в процессе художественно-изобразительной деятельности;
-разработанные диагностические тесты и методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности вполне применимы в образовательном процессе начальной школы.
Представленный в исследовании материал может быть использован: в качестве дидактических разработок в спецкурсах для студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения»
педагогических вузов, в учебных программах курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования, в системе дополнительного образования, в массовой практике школьного и семейного воспитания.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается методологическим обеспечением исходных исследовательских позиций автора, опорой на современные теоретические концепции и теории, привлечением данных фундаментальных наук (философии, психологии, социологии, этнологии); организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, их количественным и качественным анализом, внедрением результатов в образовательный процесс ряда школ; соответствием полученных данных гипотезе исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а средством познания окружающей действительности, более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств самого творящего ученика. При этом данная деятельность предполагает погружение учащихся начальных классов в мир искусства разных народов и их социокультурных ценностей, приобщение к богатому наследию национального декоративно-прикладного искусства и воспитание на этой основе гармоничной и эстетически развитой личности.
2. Педагогическими условиями развития художественно-творческих способностей младших школьников являются:
-организация творческо-пространственной среды, обеспечивающей интеграцию процесса обучения с освоением учащимися с операционной составляющей художественной деятельности;
-научно-методическое обеспечение образовательного процесса: компактность учебного материала, его информативная емкость, использование на занятиях игровых технологий обучения, организация художественно-изобразительной деятельности наравне с изучением литературных, исторических, географических сведений, создание атмосферы увлеченности, непринужденности на занятиях;
-использование национальной художественной культуры, в частности осетинского декоративно-прикладного искусства, в качестве основы построения творческой деятельности младших школьников;
-дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; -систематическая диагностика процесса формирования творческих способностей учащихся.
3. Национальная художественная культура, являясь неотъемлемой частью общемирового культурного наследия, призвана формировать у учащихся мировоззрение, открытое к восприятию как своей, так и других культур на основе общечеловеческих ценностей.
4. Критерии, показатели и уровни сформированности творческих способностей младших школьников, представленные в работе, взаимосвязаны и взаимообусловлены: каждый из критериев имеет свои показатели, уровни, методики измерения. Все они в совокупности решают задачи формирования у учащихся художественно-практической компетентности, овладения ими средствами и операциями творческой деятельности в сфере изобразительного декоративно-прикладного искусства.
5. Модель развития творческих способностей младших школьников системно описывает совокупность методологических принципов, образовательных подходов, средств, методов и форм организации учебного процесса, этапы организации и критерии их сформированности. Результатом успешной реализации модели является достижение учащимися искомого уровня творческих способностей, развитие познавательной активности, характеризующее отношение личности к творческой деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты работы были заслушаны и получили одобрение на заседаниях межфакультетской кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова в 2008-2012 гг., на заседаниях кафедры педагогики и методики начального обучения, на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Северо-Осетинского
государственного педагогического института в 2007-2012 гг., на Республиканских семинарах учителей начальных классов в 2009 и 2010 гг. По теме исследования автором были сделаны доклады на международных научно-практических конференциях: «2-я Международная интернет-конференция: Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог, 2008), «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества» (Владикавказ, 2012), «Актуальные вопросы современной педагогической науки» (Чебоксары, 2011), «3-я Международная конференция по культурологии и педагогике» (Невинномыск, 2010), «2-я заочная Международная конференция «Инновации и современные технологии в системе образования» (Пенза-Ереван-Шадринск, 2012), «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (Новосибирск, 2012), «Новые педагогические технологии» (Москва, 2012). Материалы работы нашли отражение в докладах и выступлениях на всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы гуманитарных наук в современной
России» (Комертау, Республика Башкортостан, 2010), «Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно ориентированного образования» (Таганрог, 2008), «Дошкольное и начальное образование: инновации и ценности» (Грозный, 2012).
Полученные результаты внедрены в образовательный процесс начальных классов ГОУ СОШ №№ 1, 26 г. Владикавказа, в школе «Диалог» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте, в прогимназии «Интеллект» и школе «Эрудит» Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 242 источника, и 9 приложений.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы его цель и задачи, указаны объект и предмет, раскрыты гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, указаны их апробация и внедрение, представлены основные положения, вынесенные на защиту.
В первой главе «Теоретические предпосылки развития творческих способностей учащихся начальных классов» раскрываются современные проблемы развития творческих способностей учащихся начальных классов в образовательном процессе школы, анализируется тезаурусное поле исследования и рассматриваются базовые принципы развития творческих способностей детей в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Анализ основополагающих работ психологов и педагогов Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др. позволяет констатировать, что для развития творческих способностей человека особое значение имеют возможности, предоставляемые ему в детстве, в школьные годы. Здесь закладывается фундамент личности; формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки; развиваются познавательные способности; складываются многообразные отношения с окружающим миром.
Творческие способности Б.М. Теплов рассматривал как индивидуальные свойства личности, являющиеся залогом успешного выполнения любого вида деятельности. Они формируются и развиваются в такой деятельности, которая требует творчества. Д.Б. Богоявленская считает, что творческие способности проявляются в умении продолжать
мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задач, которые ставятся перед человеком.
Развитию творческих способностей младших школьников большое внимание уделяли JI.C. Выготский и представители его школы: А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец, А.Р. Лурия и др. Они считали, что формированию уникальной целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, способствует творческая деятельность.
В диссертации особое внимание уделяется тем вопросам развития творческих способностей учащихся начальных классов, решение которых создает необходимую предпосылку для эффективной организации художественно-изобразительной деятельности. Младший школьный возраст является сензитивньм периодом для развития творческого воображения. К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский и др. отмечали особую значимость в эволюции детского мировосприятия именно изобразительного искусства, выделяя его в качестве одного из основных средств художественного воспитания, исходя из преобладания зрительной функции в познании окружающего мира. Детская художественно-изобразительная деятельность, безотносительно к тому, станут эти дети впоследствии профессиональными художниками или нет, по словам Б.М. Неменского, имеет огромное культивирующее значение: когда краски и рисунок начинают говорить подростку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства, передающим ему на языке образов то, что другим способом не может быть доведено до его сознания.
Таким образом, с позиций личностно-деятельностного подхода основополагающим для нашего исследования является положение о взаимосвязи художественно-изобразительной деятельности и развития творческих способностей младших школьников.
Художественно-изобразительная деятельность младших школьников направлена на достижение следующих целей:
-развитие особого художественно-эстетического восприятия мира, создание уникальной дня каждого ученика модели мира;
-овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-повышение уровня художественной образованности школьников — расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия.
Изобразительная деятельность является центральным звеном художественной культуры, назначение которой — повышение действенности эстетического отношения людей к действительности, культивирование нравственной чистоты и красоты во всех видах человеческой деятельности. Эти факторы определяют выбор художественно-изобразительной деятельности в качестве эффективного средства развития творческих способностей учащихся начальных классов.
В диссертации представлены принципы, которые лежат в основе образовательного процесса, формирующего творчество детей. Наряду с такими общедидактическими принципами, как научности, наглядности, доступности и другими, теоретически обоснованы и практически реализованы принципы: развивающего дискомфорта, или преодолимых препятствий («Если хотите что-либо прочно воспитать в ребенке, позаботьтесь о препятствиях» Л.С. Выготский); самодеятельности и сотрудничества; выбора индивидуальной образовательной траектории; эмоционального комфорта; специальной организации мнемонической деятельности; рефлексии; многократности повторения по-разному организованного изучаемого материала; опосредованного влияния на эффективность художественно-изобразительной деятельности.
Повышению качества усвоения программного материала способствует проблемное введение новых знаний, вооружение учащихся приемами запоминания, установление межтематических и межпредметных связей, использование схематической и графической наглядности, рисунка мелом на доске, демонстрирующие технику исполнения. Творческие способности детей развиваются в процессе построения изображения, нанесения штриховки, лепки, последовательности выполнения и изготовления различных моделей, рисунков, аппликаций, оригами, макетов. В работе раскрыты возможности схематической наглядности, которая способствует
и возникновению проблемы в сознании учащихся, отражая отдельные понятия или их совокупность как систему, и интуитивному решению проблемы вследствие того, что обеспечивает целостное видение ситуации и позволяет «сочетать несочетаемое». Эвристическая функция схематической наглядности реализуется благодаря возможности оперировать ею. П.Я. Гальперин писал: «Почему знаки, а не слова? Потому что слова лишь сообщают то, о чем надо думать, а знаки выступают как объекты, с которыми можно непосредственно действовать».
В диссертации обосновывается положение о важности фронтального приобщения учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт: обучение одновременно и лепке, и рисованию, и изготовлению моделей, что значительно ускоряет процесс овладения деятельностью.
Эффективность развития творческих способностей учащихся обусловлена взаимодействием учителей и учеников, основанным на эмпатии, безусловном принятии каждого ученика, уважении его потребностей, интересов, возможностей. Эмоциональный комфорт каждому ученику педагог обеспечивает с помощью приемов тихого опроса, «снятия страха», «авансирования», «персональной исключительности», «позитивной оценки». В процессе творческой деятельности ученик имеет право на ошибку (лат. «Errare humanum est»), на собственную точку зрения. Прием «авансирование личности», описанный А. Дистервегом, JI.C. Выготским, A.C. Макаренко, вселяет уверенность в творческие возможности каждого ученика, стимулирует его на самосовершенствование. Такую же вдохновляющую роль играют и другие педагогические приемы, содействующие творческому акту ученика, занимающегося художественно-изобразительной деятельностью.
Системность организации художественно-изобразительной
деятельности младших школьников задается такими педагогическими установками, как личностно-смысловое общение учителя с учениками, ориентация на учебно-игровую деятельность, соблюдение законов искусства и конкретных жанров, ориентация на декоративно-прикладное искусство, комплексное освоение художественного материала.
Во второй главе «Педагогические условия развития творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности» раскрыты критерии, показатели и уровни сформированности творческих способностей учащихся начальных классов, обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективного протекания данного процесса, и показаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы.
Опираясь на результаты исследований И.Д. Лушникова, В.Р. Рогозиной, Н.М. Сокольниковой, в соответствии со структурой творческой
познавательной активности в диссертации указаны следующие критерии сформированное™ творческих способностей учащихся: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностный. Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств, и средства его измерения. Кроме того, выделены уровни развития творческих способностей и определены их характеристики.
Рис. 1. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной
деятельности
Педагогические условия, представленные на рисунке 1, рассматриваются как совокупность организационных, содержательных, процессуальных и ценностно-мотивационных факторов, основанных на интеграции, системности, непрерывности, взаимосвязи и единства знаний, умений и навыков, способствующих целостному осознанию мира, творческому развитию личности посредством художественно-изобразительной деятельности.
На наш взгляд, данный процесс осуществляется более эффективно, если он протекает в рамках специально разработанной модели (рис. 2). Опытно-экспериментальная работа проходила в период с 2007 г. по 2012 г. на базе государственных образовательных учреждений: СОШ №№ 1, 26 и прогимназии «Интеллект» г. Владикавказа, начальной школы «Диалог» при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте. На этапе апробации диагностических методик принимали участие 14 учителей
начальных классов и 8 человек из числа руководителей образовательных учреждений. Общее количество детей, принимавших участие в исследовании, — 280 человек. Экспертная оценка осуществлялась преподавателями цикла эстетических дисциплин кафедры начального и дошкольного образования и кафедры психологии Северо-Осетинского государственного педагогического института и преподавателями специальности «Изобразительное искусство» Северо-Осетинского государственного университета.
Рис. 2. Модель развития творческих способностей учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности
Во время исследовательской работы были использованы следующие методы: психологическая диагностика, анализ продуктов деятельности,
исследование личности, экспериментальный метод, тестирование, наблюдение и метод математической статистики. Указанные методы были реализованы как единая система, обеспечивающая объективную оценку процесса формирования творческих способностей учащихся. Количество учащихся контрольной и экспериментальной групп было поровну — по 140 человек.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе уровни творческих способностей младших школьников были определены при помощи методик: «Выбери нужный цвет» (H.A. Курочкин), «Неоконченный рисунок» (А.Э. Симановская), «Показатель оригинальности» (А.Э. Симановская), «Волшебный лес» (Н.П. Сакулина ).
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали следующее: в ЭГ у 52% детей низкий уровень развития, у 34% детей средний уровень и высокий уровень у 14% детей, в КГ у 48% детей низкий уровень развития, у 36% детей средний уровень и высокий уровень у 16%.
В результате проведённой диагностики можно сделать вывод, что только незначительная часть учащихся (12% и 16%) обладает высоким уровнем развития творческих способностей. У детей, показавших средний результат, достаточно развиты способности к изобразительной деятельности, но им сложно распределять и переключать своё внимание. Остальные учащиеся, показавшие низкий результат (52% и 48%), имеют слабо выраженные способности к изобразительной деятельности, низкие устойчивость и продуктивность внимания.
По результатам констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента: создан комплекс эстетико-педагогических условий (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, дидактико-эвристических, индивидуально-творческих). Практически все занятия носили игровой характер, ибо именно игра позволяла детям воспринимать сложную деятельность, требующую максимума концентрации внимания и усидчивости, как интересную и понятную. Индивидуальные занятия чередовались с групповыми и коллективными, более успешные учащиеся консультировали своих товарищей. В ходе экспериментального обучения мы добивались интереса и эмоциональной отзывчивости у детей, совершенствовали их изобразительные умения во всех видах художественной деятельности, учили их моделированию и проектированию, систематически использовали специальные упражнения, направленные на развитие графических навыков, подробно и детально изучали технику и технологию народного декоративно-прикладного искусства. Кроме того, был организован семинар педагогов, в ходе которого состоялись педагогические чтения, насколько заседаний «круглого стола», практикум-тренинг, мастер-классы, показательные уроки с активным использованием проектного метода, наглядности, компьютерного моделирования. Рефлексия результатов проведения занятий, выявленная в форме анкетирования, показала, что учителя высоко оценили практическую направленность проведенных занятий, так как они
повысили свое педагогическое мастерство, познакомились с передовым педагогическим опытом.
По завершении опытно-экспериментальной работы в конце 2011-2012 учебного года были выполнены контрольные замеры уровней сформированное™ творческих способностей учащихся, результаты которых представлены в таблице.
Таблица
Уровни сформированное™ творческих способностей младших школьников
(В%)
Группы Уровни
Высокий Средний Низкий
До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.
ЭГ 14 63 34 26 52 11
КГ 16 29 36 37 48 34
В экспериментальной группе наибольшего уровня развития достигли личностный (с 28% до 48%), предметно-деятельностный (с 48% до 56%) и интеллектуальный (с 21% до 38%) компоненты творческих способностей. Также наметились сдвиги в уровне развития культурного компонента (на 11%). Подобный результат является свидетельством повышенного внимания со стороны педагогов к условиям, способствующим развитию данных характеристик.
В то же время в контрольной группе за время эксперимента произошли следующие изменения:
а) уровень интеллектуального компонента достиг отличных результатов лишь у 27% испытуемых, оценку «4» получили 52%, что ниже результата контрольного эксперимента на 4%;
б) высокие оценки по уровню развития культурного компонента получили 26% испытуемых, что на 6 % меньше, чем первоначальный результат; оценку «4» получили 36%, что лишь на 3% выше, чем результат контрольного эксперимента;
в) высокие оценки по уровню развития личностного компонента получили 30%, оценку «4» - 40% опрошенных, что на 2% и 11% соответственно больше, чем в контрольном эксперименте;
г) уровень предметно-деятельностного компонента достиг оценки «5» лишь у 27%, что ниже предыдущих результатов на 7%, оценку «4» получили 47% (без изменений).
Таким образом, по структурным компонентам творческих способностей экспериментальная группа по сравнению с контрольной характеризуется большим приростом показателей, отсутствием отрицательной динамики и более выраженной связью между изменениями результатов по отдельным компонентам.
В заключении обобщаются результаты исследования и излагаются основные выводы.
1. Показано, что гуманизация системы общего образования вызывает необходимость целенаправленного развития творческих способностей личности младшего школьника в изобразительно-художественной деятельности, создающей гармонию ученика с окружающим миром через его включение в активный творческий процесс.
2. Обосновано положение о том, что важнейшими условиями развития творческих способностей учащихся являются: построение учебного материала как развивающей системы; внедрение в учебный процесс комплекса творческих заданий; использование индивидуальных, групповых и коллективных форм организации обучения, высокого эмоционального настроя, использование осетинского народного декоративно-прикладного искусства.
3. Выявлен тезаурус развития творческих способностей как система взаимосвязанного накопления, хранения и преумножения умений и навыков, художественно-изобразительной компетенции, являющихся основой эффективной учебно-познавательной и художественно-изобразительной деятельности.
4. Раскрыта эффективность предложенной модели развития творческих способностей младших школьников средствами художественно-изобразительной деятельности на материале национальной художественной культуры, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего и других народов.
5. Теоретически обоснованы и экспериментально доказаны критерии, показатели и уровни развития творческих способностей учащихся.
Проведенное исследование не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, связанные с проблемой развития творчества младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Сформулированные выводы вводят нас в новый круг нерешенных проблем, исследование которых диктуется растущими потребностями развивающегося общества, теории и практики современного образования. Требует своего решения развитие творческих способностей подростков в системе дополнительного образования, формирование готовности будущих учителей к реализации ФГОС в части развития творческих способностей учащихся СОШ, разработка соответствующих учебно-методических материалов.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ
1. Черткоева В.Г. К вопросу о развитии творческих способностей учащихся//Вестник Университета. (Государственный университет управления). - 2008. - №11 (21). - С. 234-238.
2. Черткоева В.Г. Проблемы развития творческих способностей у дошкольников через художественно-изобразительную
деятельно сть//Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2008. -№15 (25). - С. 291-296.
3. Черткоева В.Г. Определение критериев, показателей и уровней сформированности творческих способностей учащихся младших классов//Школа будущего. — М.: Издательско-полиграфический комплекс ГУП СППМ, 2013. -№1. - С. 55-61.
Статьи в других научных изданиях:
4. Черткоева В.Г. Подготовка специалистов ДОУ к организации игровой деятельности//Диалог. — Владикавказ: СОГПИ, 2007. — С. 73-75.
5. Черткоева В.Г. Развитие творческих способностей в образовательном процессе у младших школьников//Актуальные вопросы современной науки: материалы Н-ой Международной Интернет-конференции (Таганрог, 10-11 ноября 2008 года). - М.: Издательство «Спутник+», 2008. - С. 203-209.
6. Черткоева В.Г. Основные принципы развития творческих способностей у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности//Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования: материалы всероссийской научно-практической конференции личностно-ориентированного образования 25-29 ноября 2008 г. - Таганрог, 2008. - С. 89-93.
7. Черткоева В.Г., Аббасова Г.П. Декоративно-прикладное искусство Осетии как средство эстетического воспитания дошкольников//Актуальные проблемы гуманитарных наук в современной России: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Комертау (Республика Башкотостан), 2010. - С. 335-337 (авторский вклад 70%).
8. Черткоева В.Г., Сидоренко В.П. Развивающее значение дидактических игр для детей дошкольного возраста//Актуальные проблемы гуманитарных наук в современной России: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Комертау (Республика Башкортостан), 2010. - С. 337-339 (авторский вклад 70%).
9. Черткоева В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе в свете модернизации Российского образования//Молодежь и наука: материалы III Международной научно-практической конференции в 6 томах. Культурология. Педагогика. Том 1.-Невинномысск: НИЭУП, 2010. - С. 486-490.
10. Черткоева В.Г. Пути и средства развития творческих способностей учащихся//Современные технологии обучения: Сборник научных статей и тезисов. Выпуск 10. Часть 2. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2010. — С. 246258.
11. Черткоева В.Г. О развитии творческих способностей учащихся посредством художественно-изобразительной деятельности//Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. 25 апреля 2011 г. Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. — С. 206-213.
12. Черткоева В.Г. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в условиях поликультурного образования//Современные
технологии в образовании: Сборник научных статей. Вып. И. В 2-х частях. Часть 2.-Владикавказ: Изд-во СОГГ1И, 2011. - С. 163-167.
13. Черткоева В.Г. Создание условий применения современных педагогических технологий по развитию творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности//Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — С. 99-105.
14. Черткоева В.Г. Знакомство с творчеством художников Осетии как средство формирования национальной идентичности детей старшего дошкольного возраста//Диалог. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2011. № 2. -С. 12-18.
15. Черткоева В.Г. Художественное развитие личности как средство воспитания учащихся в поликультурном образовательном пространстве//Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы IV Международной научно-практической конференции 12 ноября, 2012 года. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2012. - С. 307-311.
16. Черткоева В.Г. Компетентностный подход в решении проблемы развития творческих способностей учащихся начальной школы//Современные технологии в образовании: Сборник научных статей. Выпуск XII. В 2 -х частях. Часть II. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2012. — С. 195-201.
17. Черткоева В.Г. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе знакомства с декоративно-прикладным искусством Осетии//Молодежь и наука: Сборник студенческих научных статей. Выпуск 8. Часть 1. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2012. - С. 184-194.
18. Черткоева В.Г., Орищенко О.Г. Проблемы развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с живописью//Молодежь и наука. Вып.8. Часть I. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2012. - С. 200-203 (авторский вклад 70%).
19. Черткоева В.Г. Портретный жанр в живописи художников Осетии//Диалог. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2012. № 2. — С. 7-15.
20. Черткоева В.Г. Пейзаж в живописи художников Осетии//Диалог. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2012. -№ 1. - С. 10-16.
21. Черткоева В.Г. Влияние образования на творческое развитие учащихся начальных классов//Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II Международной научно-практической конференции. 20-21 февраля 2012 года. — Пенза-Ереван-Шадринск: Научно-издательский центр» Социосфера», 2012. - С. 154-164.
22. Черткоева В.Г. Состояние проблемы развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе в свете модернизации российского образования//Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Часть 1 (27 февраля 2012). — Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012.-С. 120-124.
23. Черткоева В.Г. Проблема развития творческих способностей
младших школьников в свете новых стандартов образования//Новые педагогические технологии: материалы VI Международной научно-практической конференции (10 апреля 2012). - М.: Издательство «Спутник +», 2012.-С. 23-28.
24. Черткоева В.Г. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к игровой культуре осетин как основе поликультурного воспитания//Диалог. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2012. №3. — С. 38-44.
25. Черткоева В.Г. Проблемы развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с живописью//Молодежь и наука. — Вып. 8. Часть 1. — Владикавказ, 2012. — С.
26. Черткоева В.Г. Портретный жанр в живописи художников Осетии//Диалог. Научно-методический журнал для работников образования. — Владикавказ, 2012. — № 2. — С. 7-15.
27. Черткоева В.Г. Пейзаж в живописи художников Осетии//Диалог. Научно-методический журнал для работников образования. — Владикавказ, 2012.-№ 1.-С. 10-16.
28. Черткоева В.Г. Анималистический жанр в живописи осетинских художников (знакомство дошкольников)//Диалог. Научно-методический журнал для работников образования. — Владикавказ, 2013. — № 1. — С. 19-
29. Черткоева В.Г. Сказочный жанр и нартовская тема в живописи осетинских художников (занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста)//Диалог. Научно-методический журнал для работников образования. — Владикавказ, 2013. — № 2. — С. 72-80.
30. Черткоева В.Г. Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре осетин. Молодежь и наука. - Вып. 9. Часть 1. - Владикавказ, 2013. - С. 4-6.
31. Черткоева В.Г. Приобщение детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы к культуре осетинского народа через народные подвижные игры. Молодежь и наука. - Вып.9. Часть 1. — Владикавказ, 2013. - С. 6-9.
Подписано в печать 02.10.2013. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 138. Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени К. JI. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
200-203.
31.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Черткоева, Валентина Григорьевна, Владикавказ
ФГБОУ ВПО «Северо-Осе^инский государственный университет
I
им. К.Л. Хетагурова»
На правах рукописи
04201456652
Черткоева Валентина Григорьевна
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Специальность: 13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и образования
Научный руководитель: д.п.н., профессор Б.А. Тахохов
Владикавказ-2013
Оглавление
Стр.
Введение..................................................................................... 3
Глава I. Теоретические предпосылки развития творческих способностей учащихся начальных классов............................................................ 17
1.1. Проблема развития творческих способностей учащихся начальных классов................................................................................ 17
1.2. Тезаурусное поле исследования................................................. 28
1.3. Базовые принципы развития творческих способностей учащихся в
процессе художественно-изобразительной деятельности............... 47
Выводы..................................................................................... 71
Глава II. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности.............................................................................. 73
2.1. Критерии, показатели, уровни сформированности творческих способностей учащихся.......................................................... 73
2.2. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.......................................... 88
2.3. Опытно-экспериментальное исследование развития творческих способностей младших школьников.......................................... 113
Выводы.................................................................................... 144
Заключение................................................................................ 147
Список литературы..................................................................... 154
Приложения................................................................................ 176
Введение
Актуальность исследования. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетривиально и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем выше потребность общества в творческой инициативе, тем острее необходимость в исследовании сущности творческих способностей личности, их проявления, источников, стимулов, условий и в теоретической разработке проблем их формирования у школьников.
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на сущностные силы учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим весьма актуальной становится организация деятельности, способствующей развитию творческих способностей учащихся, накоплению ими творческого опыта как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. В документе ЮНЕСКО «Воспитание в духе мира» отмечается, что доминирующей целью образования является развитие таланта ребенка и формирование творческой личности. Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в Модернизация российского образования предполагает введение художественно-изобразительной деятельности на начальной ступени общего образования, что позволяет отнести данный вид деятельности к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка.
На возможность раскрытия творческого потенциала ребенка в процессе различных видов деятельности, в том числе и художественной, обращали
внимание Э.Б. Абдуллин, JI.C. Выготский, Е.П. Кабкова, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Г.М. Цыпин, Б.П. Юсов и др.
Художественно-изобразительная деятельность учащихся, активность в творческом самовыражении тесно связаны с их позитивным культурным ростом, интересом к национальной и мировой художественной культуре, к традициям народного декоративно-прикладного искусства, имеющим серьезный и сложный характер, как в теоретическом, так и в практическом смысле. Постижение художественной культуры способствует воспитанию человека культуры, духовного, способного к осмыслению и восприятию ценностей не только своей, но и иной культуры, т.е. воспитанию поликультурной личности.
Постижение традиционного народного искусства и создание собственных продуктов, по JI.C. Выготскому, «актов творчества», великолепно развивают не только моторику детей, их наблюдательность, но формируют у них эстетическое отношение к действительности, возвышают духовно, создают гармоничных и интеллектуально развитых личностей.
Национальную художественную культуру следует рассматривать как широкое явление, включающее в себя традиции, обычаи, праздники, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, различные жанры устного народного творчества. Сохраняя многие изначальные черты, она находится в постоянном развитии и обновлении; являясь в известном смысле зеркалом своего времени, она помогает учащимся раскрыть общий смысл таких важных категорий и понятий, как красота, добро, труд, зло, честь, скупость, щедрость, зазнайство, скромность и т.д.
Вопросам приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство посвящены исследования Т.И. Баклановой, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, B.C. Кузина, А.П. Лушиной, H.H. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, A.C. Хворостова, В.А. Цагараева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Педагогические идеи развития творческих способностей учащихся в различных аспектах исследовались отечественными и зарубежными учеными (Г.С. Абрамова, JI.C. Выготский, Г.С. Альтшуллер, В.В. Давыдов, П.К. Энгельмейер, Э. Де Боно, Дж. Гауэм, Р. Стернберг и др.).
Базовыми для исследования проблемы формирования творческой личности в процессе художественно-изобразительной деятельности являются теория «диалога культур» М.М. Бахтина - B.C. Библера, социально-когнитивная теория А. Бандуры, гуманистическая теория самоактуализации личности А. Маслоу, концепция универсалий культуры К. Клакхона и А. Кребера, теории творческой педагогической деятельности Я.А. Пономарева и Е.П. Тонконогой; научные труды Д.Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, B.C. Мухиной, В.Ю. Хотинец и др.
Однако анализ научно-педагогических работ показал, что до настоящего времени не предпринимались исследования, посвященные развитию творческих способностей младших школьников средствами художественно-изобразительной деятельности в контексте национальной художественной культуры.
Отмечая актуальность нашего исследования, следует указать на то, что изобразительная деятельность не только является определяющим компонентом художественного творчества, но и взаимосвязана с развитием интеллекта, познавательной активности, эстетическим и эмоциональным воспитанием и оказывает несомненное влияние на формирование творческой личности в целом.
Современное состояние проблемы выявил противоречия между:
- возрастающими требованиями современного социума, экономики и производства к творческому и духовно-нравственному развитию подрастающего поколения и сопряженными трудностями удовлетворить эти требования в традиционной системе образования, не располагающей эффективным механизмом их реализации;
- объективно необходимым увеличением доли творческой образовательной деятельности учащихся и активно развивающейся тенденцией к ее стандартизации;
- потенциальными возможностями художественно-изобразительной деятельности в творческом развитии учащихся начальных классов и недостаточной теоретической исследованностью данного процесса.
Наличием отмеченных противоречий, необходимостью их разрешения актуализируется проблема исследования, которая формулируется следующим образом: каковы методы, формы и средства развития творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Целью исследования является выявление педагогических условий и методов, форм и средств развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Объект исследования: художественно-изобразительная деятельность учащихся начальных классов.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся начальных классов в процессе художественно-изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности будет эффективным, если:
- определены и раскрыты теоретические предпосылки исследования;
- выявлены критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности;
- управление развитием творческих способностей младших школьников осуществляется в соответствии с разработанной моделью;
- национальное декоративно-прикладное искусство выступает в качестве основы художественно-изобразительной деятельности младших школьников, как средство раскрытия творческого потенциала личности;
- определены педагогические условия эффективного протекания данного процесса.
Задачи исследования:
1.Определить и охарактеризовать теоретические предпосылки исследования.
2.Выявить критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности.
3 .Разработать и экспериментально проверить модель развития творческих способностей младших школьников.
4.Раскрыть возможности национального декоративно-прикладного искусства как основы художественно-изобразительной деятельности младших школьников, как средства реализации их творческих способностей.
5.Определить и раскрыть педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности
Методологическую основу исследования составили: философское положение о всеобщей связи и причинно - следственной обусловленности явлений реальной действительности и необходимости их рассмотрения с разных сторон и во взаимосвязях; философские и психолого-педагогические концепции о развитии творческих способностей детей и активной познавательной деятельности, идей гуманистической парадигмы образования и принципы природосообразности и культуросообразности, положения системного и личностно ориентированного подходов в образовании, положения о своеобразии и универсальности декоративно-прикладного искусства разных народов, теория поликультурного, полилингвального образования.
Теоретической основой исследования являются: концепции
творчества в философском (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, A.B. Лосев,
П.А. Флоренский, Р. Штейнер и др.), психологическом (К.А. Абдульханова-
7
с
J
Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Я.А. Пономарев, Л.С. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) и педагогическом аспектах (Т.А. Абрамова, В.В. Давыдов, Т.И. Шамова и др.); теории учебной деятельности (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, H.A. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.); теории креативности (Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, Н.В. Дружинин, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, Е.Л. Яковлева и др.); закономерности развития творческих способностей (А.Г. Асмолов, Г.А.Глотова, Б.М. Кедров, А.Н. Лук, Б.М. Теплов), концепции развивающего обучения (О.Н. Дьяченко, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Л.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и др.); научные подходы к формированию и развитию поликультурной, полилингвальной образовательной среды (А.Ю. Белогуров, А.Я. Данилюк, Т.Т. Камболов, Л.Л. Супрунова, Б.А. Тахохов и др.), концепции национального декоративно-прикладного искусства РСО-Алания (A.A. Дзантиев, H.A. Езерская, М.Г. Плиева, В.А. Цагараев, Л.К. Цекоева, З.Т. Цогоева и др.).
Для решения поставленных исследовательских задач, организации опытно-экспериментальной работы и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: теоретических (анализ, изучение, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование); эмпирических (прямое и косвенное наблюдение, опытно-экспериментальная работа, анкетирование, тестирование, беседа, интервью, самооценка учащихся, экспертная оценка); математические (статистические) методы оценки результатов экспериментальной работы на различных этапах исследования.
Эмпирическая база исследования. Опытно-экспериментальная
работа была организована на базе государственных образовательных
учреждений: СОШ №№1,26 и прогимназии «Интеллект» г. Владикавказа,
начальной школы «Диалог» при Северо-Осетинском государственном
педагогическом институте, школы «Эрудит» Министерства образования и
науки Республики Северная Осетия-Алания. Выборочную совокупность
8
исследования составили 280 учащихся начальных классов, 14 учителей младших классов и 8 человек из числа руководителей образовательных учреждений.
Исследование выполнялось в три этапа.
Первый этап (2007-2008 гг.) связан с изучением и анализом философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, с накоплением разнообразной информации о содержании, методах и формах изобразительно-художественного обучения младших школьников. В результате выявились противоречия в художественном образовании учащихся начальных классов, определилась проблема исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, проведена диагностика уровня умений и навыков художественно-изобразительной деятельности учащихся, определены основные базовые понятия, выстроена программа опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2008-2011 гг.) посвящен реализации программы опытно-экспериментальной работы: разработана модель развития творческих способностей учащихся начальной школы, проведена ее апробация в трех государственных образовательных учреждениях, был осуществлен количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Третий этап (2011-2012 гг.) состоял из уточнения и корректировки методологического и понятийного аппаратов исследования, обобщения научных и экспериментальных выводов, систематизации полученных результатов, литературного оформления текста диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Определены и охарактеризованы теоретические предпосылки развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности:
4,
V I
- раскрыта и обоснована актуальность формирования творческих способностей учащихся начальных классов в контексте модернизации российского общего и начального образования;
- уточнены и конкретизированы базовые понятия развития творческих способностей младших школьников;
- научно обоснованы основные принципы развития творческих способностей учащихся;
- раскрыта роль национального декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
2. Выявлены критерии (когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный), показатели (художественно-эстетический вкус, умение находить нестандартные решения, творческое мышление, инициативность и самостоятельность, легкость усвоения новой деятельности, познавательная активность, организованность и настойчивость, адекватная самооценка) и уровни (высокий, средний и низкий) развития творческих способностей учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельность.
3. Определены и разработаны оптимальные пути использования национальной художественной культуры осетин как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, воспитания интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности.
4. Раскрыты основные педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности: профессионально-педагогическое и научно -методическое обеспечение, дифференциация и индивидуализация обучения, , опора на национально-декоративное искусство, реализация деятельностно-творческого подхода, создание художественно-творческой атмосферы, систематичность и непрерывность художественно-изобразительной деятельности, взаимосвязь теоретических знаний и практической художественной деятельности,
систематический мониторинг состояния развития творческих способностей учащихся.
5. Разработана и экспериментально обоснована модель развития творческих способностей младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности. Структурными компонентами модели �