Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Назарова, Лилия Рашидовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Назарова, Лилия Рашидовна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению творчества.

1.2 Возрастные особенности подростков в творческой деятельности.

1.3 Педагогические условия развития творческой активности учащихся.

1.4 Методика обучения изобразительному искусству и творческая активность учащихся.

Выводы по главе.

Глава 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ МОДУЛЬНОГО КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.

2.1 Структура и содержание модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе.

2.2 Критерии развития творческой активности учащихся.

2.3 Ход, содержание и итоги опытно-экспериментальной работы.

Выводы по главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий"

Актуальность исследования. Принципиальные изменения, происходящие в обществе в настоящее время, переместили акценты в содержании школьного образования. Прежде всего, провозглашены приоритеты общечеловеческих ценностей. Изменились требования к человеку в системе новых экономических и социальных отношений, связанные с переориентацией на удовлетворение нестандартных потребностей, отходом от «конвейерного производства» и повышением роли производства интеллекту-альноёмких «продуктов». Изменились требования к подготовке специалистов. В создании современной эстетической среды значительную роль стали играть новые информационные технологии, в том числе компьютерные. Использование гибких организационных структур, повышение требований к эстетике и качеству выпускаемых изделий привели к устойчивому спросу на творческую личность, способную генерировать новые идеи, быстро осваивать новые технологии, обладающую визуальной культурой, художественным вкусом, способную оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы. Очевидно, что воспитание таких специалистов должно начинаться уже на этапе общего образования.

Сложившаяся система общего образования включает начальное художественное образование. Традиционно это делается в рамках изучения образовательной области «Искусство» на уроках изучения мировой художественной культуры и художественного труда. Помимо курса МХК, учащиеся школ в рамках программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.» изучают такие предметы, как основы рисунка, живописи и композиции, обязательные для художественного образования. Существующий курс МХК (мировой художественной культуры) не вполне соответствует сегодняшним реалиям. Курс «Мировая художественная культура 6-11 кл.» ориентирован на воспитание у учащегося умения грамотно воспринимать произведения искусства (навыки эстетико-искусствоведческие). Традиционное школьное художественное образование не ставит задачу развития умения всю совокупность идей, приёмов, методов художественной деятельности по анализу и синтезу от осознания проблемы доводить до реализации идеи в проекте и реальном изделии.

Широкое распространение компьютерной техники и совершенствование программного обеспечения привели к тому, что труд дизайнера без использования компьютера в настоящее время немыслим. С другой стороны, графические возможности современных компьютеров и простота интерфейса программ привели к широкому использованию компьютерной графики в среднем образовании. При этом обучение использованию компьютерной графики происходит большей частью на уроках информатики и заключается в освоении программных средств. Однако такое обучение, осуществляемое без учёта творческой составляющей изобразительной деятельности детей, приводит к использованию учащимися шаблонных графических приёмов, создаёт определенный стереотип в рисунках, отрицательно действует на развитие творческих возможностей.

Специфика изобразительной деятельности с использованием компьютера даёт возможность школьникам создавать всё новые и новые вариации формы и цвета объекта за счёт внесения элементов творческого порядка, что способствует развитию всей совокупности компонентов творческого потенциала личности учащихся.

Противоречие: между необходимостью развития творческого потенциала личности учащихся в изобразительной деятельности и недостаточным теоретическим осмыслением практики школьного художественного образования с использованием новых информационных технологий.

Проблема исследования: каким образом обеспечить развитие творческой активности учащихся в процессе преподавания модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики с использованием информационных технологий.

Проблема определила цель исследования: разработать педагогические основы развития творческой активности учащихся в процессе изучения модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики.

Всё вышеперечисленное определило тему исследования: развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

Объект исследования: развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства и компьютерной графики.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности учащихся основной школы в изобразительной деятельности с использованием новых информационных технологий будет эффективным, если: будет проведён анализ отечественного и зарубежного опыта руководства изобразительной деятельностью школьников с использованием компьютера; будет определена система критериев оценки развития творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием новых информационных технологий; будут выделены среди прочих те педагогические цели, которые непосредственно влияют на развитие творческой активности учащихся и на их основе разработан модульный курс изобразительного искусства и компьютерной графики; будут определены педагогические условия эффективности развития творческой активности учащихся при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе; будут определены эффективные методы и формы развития творческой активности учащихся в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий (коллективные и индивидуальные формы организации проектной деятельности учащихся).

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогических исследований выявить подходы к развитию творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

2. Определить систему критериев оценки развития творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

3. Выделить среди общих педагогических целей, лежащих в основе учебно-воспитательного процесса те, которые непосредственно влияют на развитие творческой активности учащихся и на их основе разработать модульный курс изобразительного искусства и компьютерной графики.

4. Определить педагогические условия, повышающие эффективность развития творческой активности учащихся при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе.

5. Определить эффективность методов и форм развития творческой активности учащихся в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

Методологическую основу исследования составили современные концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Р.Арнхейм, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, C.JL Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, М.Г. Ярошевский и др.), по теории художественного образования и воспитания (B.C. Кузин, Б.М. Неменский, H.H. Ростовцев), концепции использования информационных технологий в образовании (A.A. Кузнецов, Ю.А. Первин, Е.С. Полат).

Исследование базируется на трудах отечественных и зарубежных учёных в области применения компьютерных технологий в школьном образовании (М.Ю. Бухаркина, Ю.М. Горвиц, H.A. Лепская, В.Р. Лещинер, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Б.Хантер и др.). Исследование продолжает серию диссертационных работ, посвященных развитию творческих способностей учащихся в процессе преподавания изобразительного искусства и художественного труда в средней школе (H.A. Лепская, О.И. Нагель).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования и обобщение научных идей и взглядов; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); праксиметрические (анализ продуктов художественной деятельности учащихся); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается согласованностью методологических позиций, единством теоретической и практической деятельности, опорой на новейшие достижения в области художественной педагогики и компьютеризации образования, разносторонними методами исследования, многолетней практикой автора в области художественной педагогики, воспроизводимостью предлагаемых приёмов и методов обучения.

Исследование проводилось в несколько этапов с 1994 по 2001 г.г. на базе кафедры технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО, средней общеобразовательной школы с углублённым изучением области знаний «Технология» № 1299 и Детской Школы Искусств № 12 «СТАРТ» г. Москвы.

Первый этап (1994-1996 гг.): изучение психолого-педагогической литературы по вопросам детского творчества, наблюдение за изобразительной деятельностью учащихся среднего школьного возраста с целью изучения творческой активности, анализ и обобщение материалов на методическом уровне.

На втором этапе (1996-1999 гг.) была выдвинута гипотеза, проверка которой осуществлялась в процессе констатирующего и формирующего педагогических экспериментов, которые сопровождались последующим анализом, систематизацией и обобщением полученных данных. В результате опытно-экспериментальной работы были выявлены условия наиболее эффективного развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста в изобразительной деятельности и разработаны критерии оценки развития творческой активности в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий.

На третьем этапе (1999-2001 гг.) проводилась обработка информации, полученной в процессе эксперимента, оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. На основе анализа психолого-педагогических исследований определена система критериев оценки развития творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий (способность генерировать новые идеи; способность осваивать новые информационные технологии; обладание визуальной культурой и художественным вкусом; умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы).

2. Выделены среди общих педагогических целей, лежащих в основе учебно-воспитательного процесса те, которые непосредственно влияют на развитие творческой активности учащихся и на их основе разработан модульный курс изобразительного искусства и компьютерной графики (такие, как овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков; развитие художественного восприятия и обучение практической изобразительной деятельности в компьютерном классе; развитие образного мышления учащегося и ознакомление его с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики на современном оборудовании в компьютерном классе).

3. Обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность развития творческой активности учащихся при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики (такие, как ориентация модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики на вариативность выбора техник исполнения; стимулирование инновационной деятельности; использование современных дизайнерских технологий; достаточный уровень материальной базы).

4. Определена эффективность методов и форм развития творческой активности учащихся в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики в основной школе (коллективные и индивидуальные формы организации проектной деятельности учащихся).

Практическая значимость исследования: разработан и апробирован модульный курс «Основы изобразительного искусства и компьютерной графики», используемый в практической работе средней общеобразовательной школы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Применение компьютера как средства гуманитарного образования — возможный и необходимый компонент интеграции научных и художественных дисциплин, способствующий развитию творческой активности учащихся.

2. Критериями оценки развития творческой активности учащихся в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий являются: способность генерировать новые идеи; способность осваивать новые информационные технологии; обладание визуальной культурой и художественным вкусом; умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы.

3. В основе разработанного модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики лежат те педагогические цели, которые непосредственно влияют на развитие творческой активности учащихся (такие, как овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков; развитие художественного восприятия и обучение практической изобразительной деятельности в компьютерном классе; развитие образного мышления учащегося и ознакомление его с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики на современном оборудовании в компьютерном классе).

4. Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием компьютера детерменировано рядом педагогических условий (таких, как ориентация модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики на вариативность выбора техник исполнения; стимулирование инновационной деятельности; использование современных дизайнерских технологий; достаточный уровень ^ материальной базы).

5. Развитие творческой активности учащихся зависит от методов и форм преподавания основ изобразительного искусства и компьютерной графики в общеобразовательной школе (проектный метод обучения, коллективные и индивидуальные формы проектной деятельности).

Апробация основных положений диссертационного исследования проводилась на занятиях изобразительным искусством и компьютерной графикой учащихся ДШИ №12 «СТАРТ» и школы с углублённым изучением области знаний «Технология» № 1299 г. Москвы. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО. Материалы исследования докладывались на конференциях: XI конференции «Информационные технологии в образовании» (ноябрь 2001 г.), IV Всероссийской научной т1егпе!:-конференции «Компьютерные технологии и моделирование в естественных науках и гуманитарной сфере» (май 2002 г.), августовском педагогическом совете учителей технологии (Москва, 2001 г.), на семинарах учителей информатики и технологии школ Москвы и Московской области. Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования.

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по главе 2

Проанализированы и обобщены результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы, осуществлённой нами в процессе занятий учащихся изобразительной деятельностью в Технологической школе ОРТ №1299 и ДШИ №12 «СТАРТ». Прослежена динамика влияния компьютерных форм обучения на развитие творческой активности учащихся, определена и проанализирована зависимость роста творческого потенциала учащихся от времени педагогического воздействия.

В процессе исследования экспериментально апробирован разработанный в рамках личностно-деятельностного подхода модульный курс изобразительного искусства и компьютерной графики. При изучении учащимися понятий изобразительного искусства и компьютерной графики (в рамках модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики) предусматривается, что учебно-творческая деятельность, реализуемая на основе взаимосвязи теории и практики художественного образования, создаёт условия для творческого развития и саморазвития.

Выделены принципы и компоненты, составляющие основу модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики, которые реализуются при помощи определённых условий, форм и методов. Их совокупность влияет на достижение высокой степени творческой активности учащегося основной школы, что способствует развитию творческого потенциала личности.

Экспериментально доказано, что развитие творческой активности личности максимально эффективно осуществляется при широком использовании метода проектов и при условии достаточного уровня подготовки педагогических кадров.

Вышеизложенное позволяет отметить, что развитие всей совокупности компонентов творческого потенциала личности учащихся при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики с использованием новых информационных технологий является целесообразным и позволяет создать условия для максимально эффективного развития творческой активности учащегося в изобразительной деятельности.

122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических и экспериментальных данных исследования, подтверждая положения гипотезы, позволяет в заключении сделать следующие общие теоретические выводы и практические и методические рекомендации:

Эффективное развитие творческой активности учащихся основной школы обеспечивается при изучении модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики, ориентированного не на эстетико-искусствоведческие, а на прикладные потребности учащихся.

Педагогическими условиями развития творческой активности старшеклассников в процессе изучения понятий изобразительного искусства и компьютерной графики являются: ориентация модульного курса изобразительного искусства и компьютерной графики на вариативность выбора техник исполнения проекта; стимулирование инновационной деятельности, направленной на развитие творческой активности старшеклассников; использование современных дизайнерских технологий; достаточный уровень материальной базы. Развитие творческой активности наиболее эффективно с использованием метода проектов и при условии достаточного уровня подготовки педагогических кадров.

Использование метода проектов способствует повышению творческой активности детей, проявлению элементов творчества в детских рисунках, развивает воображение, фантазию и творческие способности. Проектная деятельность создаёт условия для мобилизации чувства коллективизма у детей, создаёт меньше возможностей для обособленной изобразительной деятельности субъекта. Условия самореализации, самоутверждения личности — предоставление школьнику возможности воплощения своей идеи-проекта в материале на уроках художественного творчества и технологии.

На основе теоретического анализа выявлены компоненты и структура творческого потенциала личности; определены и охарактеризованы признаки критериев оценки творческой активности личности как субъекта изобразительной деятельности (способность генерировать новые идеи, способность осваивать новые технологии, обладание визуальной культурой, художественным вкусом, умение оперативно самоопределиться и организоваться для коллективной работы) применительно к каждому признаку творческого потенциала учащегося.

Компьютерные технологии содержат в себе богатейшие возможности для эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Предлагаемые в исследовании показатели творческой активности личности как субъекта изобразительной деятельности, а также разработанные автором формы и методы обучения детей эстетическому видению действительности позволяют более эффективно организовать и направить художественное воспитание по пути развития творческой активности учащихся среднего школьного возраста, в комплексе развивать аналитическое мышление ребёнка и эстетическую отзывчивость.

124

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Назарова, Лилия Рашидовна, Москва

1. Абаева И.М. Интегрированный курс художественного творчества. — М.: Валент, 1996. —39 с.

2. Алексеев. Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности/В сб.: VII юношеские чтения им. В.И.Вернадского. — М.:МГУ, 2000.

3. Анастази А. Психологическое тестирование/Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. —М.: Педагогика, 1982. — 318 с.: ил.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 566 с.

5. Аристова Л.П. Активность учения школьника. — М.: Просвещение, 1968. —139 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. — 392 с.

7. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности (методическое пособие) / Под ред. В.И.Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997. —278 с.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Просвещение, 1982.— 192 с.

9. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966. — 114с.: ил.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М,: Искусство, 1979. — 423 с.

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.

12. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. — М.-Л.: Гиз, 1928.—544 с.

13. Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одарённости. Сб. ст. /Под рук. С.Л. Рубинштейна. — Б.М.: Госиздат Украины, 1923. — 179 е.: ил.

14. Блонский П.П. Память и мышление. — М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. — 214 с.

15. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1983. — 173 е.: ил.

16. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности //Вопросы психологии. — 1971. — № 1.

17. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества //Вопросы психологии. — 1976. — № 4.

18. Богоявленская Д.Б., Брушлинский A.B., Бабаева и др. Рабочая концепция одарённости /Науч. ред. В.Д. Шадриков. — М.: Магистр, 1998. — 68 с.

19. Бодалев A.A., Стопин В.В. Общая психодиагностика. —М.: Наука, 1987.189 с.

20. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

21. Боно Э. Де. Латеральное мышление. — Спб.: Питер, 1997. — 315 е.: ил.

22. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.

23. СПб.: Питер, 2000. — 517 е.: ил.

24. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. — М.: Просвещение, 1984. —64 с.

25. Бухаркина М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 17 с.

26. Вертгаймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — 335 с.

27. Волохова Е. С. Шестое чувство. — Кострома: ДиАр, 1999. — 96 е.: ил.

28. Войскунский А.Е. и др. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Школа А.Н.Леонтьева. — М.: Смысл, 1999. — 429 с.

29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — Спб.: Союз, 1997. —96 с.

30. Вундт В.М. Фантазия как основа искусства. — Спб.-М.: Вольф, 1914. — 146 с.

31. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.