автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе
- Автор научной работы
- Наумов, Юрий Юрьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2009
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе"
На правах рукописи
НАУМОВ Юрий Юрьевич
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
0034В848 1
Москва - 2009
003468481
Работа выполнена в Кубанском государственном университете на кафедре живописи художественно-графического факультета
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук, профессор ДЕНИСЕНКО Виктор Ивапович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
КОЗЛОВ Валерий Иванович
кандидат педагогических наук, доцент
ЧИСТОВ Павел Дмитриевич
Ведущая организация - Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет?
Защита состоится мая_ 2009 г. в 12. часов
на заседании диссертационного совета Д 212. 154. 03 при Московском
педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. № 551)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан «
2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
МАКАРОВА КВ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема и актуальность исследования. В предмете «Изобразительное искусство» в школе за многие годы определились цели и задачи, принципы, содержание обучения, которые раскрываются в программах, учебниках, методических пособиях Г.В. Беды, С.Е. Игнатьева, A.B. Карлсона, Е.С. Кон-дахчана, B.C. Кузина, С.П. Ломова, H.H. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др. Методике обучения изобразительному искусству посвящены труды Г.Г. Виноградовой, С.П. Ломова, Л.Г. Минец (рисование с натуры), B.C. Бадаева,
B.П. Егорова, A.C. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой, (декоративное рисование), А.Д. Алехина, H.H. Волкова, Н.В. Краснова, Г.И.Орловского (беседы об искусстве), Р.И. Коргузаловой, A.A. Милюкова, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова (рисование на темы) и др.
В целях повышения качества обучения изобразительному искусству в начальных классах проделали большую работу ученые С.Е. Игнатьев, Ю.Ф.Катханова, В.И. Козлов, Т.С. Комарова, Е.И. Коротеева, B.C. Кузин,
C.П. Ломов, H.H. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпи-калова и др. Однако в сельских школах не хватает учителей, изобразительное искусство в младших классах зачастую ведут неспециалисты. Посещение уроков в школах станиц Краснодарского края (Саратовской, Бакинской, Первомайской, Приреченской, Лесной Сказки), анализ изобразительной деятельности учащихся 1 - 4 классов показали, что большинство детей на уроках не получают даже элементарных навыков рисования.
Возникает противоречие между выдвигаемыми в пятом классе задачами обучения изобразительному искусству и низким уровнем подготовленности школьников. Л.С. Выготский и М.А. Данилов отмечали, что это противоречие препятствует реализации целей и задач всего обучения. Часто на практике это противоречие вообще не берется во внимание, что ведет к нарушению дидактических принципов научности, систематичности и последовательности обучения.
Для повышения наглядности обучения, познавательной и творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства рекомендуется применять педагогический рисунок, методика работы над которым раскрывается в трудах A.B. Карлсона, B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, А.Е. Терентье-ва и др. Как показывает проводившееся нами анкетирование среди учителей изобразительного искусства сельских школ, педагогический рисунок используется ими редко, многие преподаватели просто не владеют им. Учителя, которые пользуются этим приемом, отмечают, что школьникам показываемые наглядно построения представляются сложными, а некоторым - невыполнимыми.
. Сельские школы, как правило, недостаточно оснащены оборудованием, наглядными пособиями, муляжами, что также негативно отражается на качестве обучения на всех видах занятий. Учителя изобразительного искусства вынуждены сами находить или создавать материальные средства обучения. Практика показывает, что для реализации принципа наглядности обучения этого явно недостаточно.
По традиционной структуре плана урока учащимся в пятом классе предоставляется основная часть времени урока на самостоятельную работу (2530 мин.). Как показывает практика, недостаточно подготовленные учащиеся при самостоятельном рисовании с натуры не проявляют познавательной активности. Краткий наглядный инструктаж в начале урока не уберегает их от механического «срисовывания» натуры. В свое время П.П. Чистяков, сталкиваясь с этой проблемой, выражал опасение, что в будущем в школах бездумное рисование с натуры может стать повсеместным. Нерешенность этой проблемы на практике ведет к нарушению принципа активности и сознательности обучения.
На уроках изобразительного искусства в сельских школах зачастую возникает парадоксальная ситуация - пятиклассники еще не владеют элементарными изобразительными навыками, а им предлагается самостоятельно творить, создавать по воображению сложные композиции. В этом случае нарушается принцип доступности и посильности обучения. Отметим, что наглядность (фотографии, репродукции и т.п.) учащиеся воспринимают как объект для копирования. JI.C. Выготский, B.C. Кузин, H.H. Ростовцев отмечают, что в этом возрасте школьника уже не устраивают рисунки, выполненные лишь бы как. Начиная с пятого класса, у многих учащихся из-за недостатка изобразительных навыков вообще пропадает интерес к изобразительной деятельности. В свете вышеизложенного становится очевидной актуальность исследования.
Цель исследования - решение обозначенной проблемы развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе.
Объект исследования - процесс обучения изобразительному искусству учащихся 5-6 классов в сельской школе.
Предмет исследования - методы, приемы, средства обучения, способствующие повышению познавательной и творческой активности учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе.
Задачи исследования:
- изучить общедидактические труды, типовые программы изобразительного искусства, диссертационные исследования, публикации, касающиеся вопросов развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в школе;
- выяснить условия, специфику, основные трудности в обучении изобразительному искусству в 5 - 6 классах посредством анкетирования, бесед с учащимися и преподавателями сельских школ;
- обозначить методы, приемы, средства активизации познавательной и творческой деятельности учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
- смоделировать и теоретически обосновать методическую систему развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
- составить авторскую программу «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
- разработать и теоретически обосновать комплекс методов, приемов обучения, ориентированный на обучение изобразительному искусству в сельской школе;
- выпустить авторские методические пособия по педагогическому рисунку геометральным методом, адресованные учителям изобразительного искусства;
- определить критерии оценок учебных и творческих работ учащихся экспериментальных и контрольных классов;
- экспериментально проверить методическую систему и ее составляющие на уроках изобразительного искусства в сельских школах.
Гипотеза исследования - познавательная и творческая активность, интерес к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов в сельских школах значительно повысятся, если в процессе обучения изобразительному искусству применять методическую систему, включающую в себя:
- авторскую программу «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
- комплекс методов, приемов обучения;
- авторские методические пособия по педагогическому рисунку геометральным методом.
Методы исследования:
а) сравнительный анализ типовых программ «Изобразительное искусство 5 - 8 классы»;
б) социолого-педагогические измерения: наблюдения, беседы, анкетирование;
в) анализ результатов изобразительной деятельности школьников;
г) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).
Организация и этапы исследования
Исследование осуществлялось поэтапно с 2001 по 2009 гг. Экспериментальная работа проводилась в школе №6 ст. Саратовской в 5 - 6 классах. В эксперименте принимали участие сельские школы Краснодарского края (№ 8 ст. Бакинской, № 10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка), Ставропольского края, Новосибирской области, Карачаево-Черкесской Республики.
На первом этапе (2001 - 2004 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема исследования, изучалась теоретико-методическая литература по теме исследования, осуществлялось наблюдение за ходом обучения изобразительному искусству учащихся 4-5 классов в сельских школах Краснодарского края. Для выявления состояния проблемы на практике проводился констатирующий эксперимент. Определялся начальный уровень сформированности изобразительных навыков и творческих способностей у школьников контрольных и экспериментальных классов, для чего собирался наглядный материал по теме исследования, проводились контрольные задания (рисование с натуры, рисование на темы), анкетирование учащихся.
Разрабатывались:
- модель методической системы развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
- авторская программа «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
- комплекс методов, приемов обучения изобразительному искусству;
- авторское пособие по педагогическому рисунку геометральным методом (ПРГМ).
На втором этапе (2004 - 2006 гг.) проводился формирующий этап эксперимента на базе школы №6 ст. Саратовской г. Горячий Ключ. В эксперименте было задействовано 264 испытуемых - школьников десяти 5-6 классов, из них экспериментальные классы составили 108 учеников четырех экспериментальных классов и 156 учеников шести контрольных классов. Целью формирующего этапа эксперимента было выявление педагогической эффективности применения методической системы и ее составляющих на уроках изобразительного искусства в сельской школе.
Выпущено и разослано в общеобразовательные школы авторское методическое пособие по педагогическому рисунку «Поэтапное рисование животных геометральным методом на основе пропорционирования».
На третьем этапе (2006 - 2009 гг.) проводился контрольный эксперимент в школе №6 ст. Саратовской, а также в сельских школах Краснодарского края (№ 8 ст. Бакинской, № 10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка), Ставропольского края, Новосибирской области, Карачаево-Черкесской
Республики, обобщался полученный экспериментальный материал. Цель контрольного этапа эксперимента - дополнительная проверка разработанной методической системы в других сельских школах. На данном этапе осуществлялся анализ результатов исследования, формулировались выводы диссертационной работы, проводилось оформление материалов исследования. Зарегистрировано и издано авторское мультимедийное пособие «Медиатека педагогического опыта. Изобразительное искусство. Портрет. Мужской и женский портрет в фас: 5 класс».
Информационную базу исследования составили официальные документы в виде законов, информационных писем Министерства образования РФ; аттестационные ведомости, программы и учебные планы, научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов, материалов научных конференций; методические разработки педагогов-художников.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- основные положения развивающего обучения (М.П. Барболин, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, E.H. Кабанова-Миллер, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, И .С. -Якиманская и др.);
- научные труды отечественных специалистов дидактики (Ю.К. Бабан-ский, Л.С. Выготский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Черкасов и др.);
- исследования, раскрывающие национальное своеобразие отечественной сельской школы (Д.М. Бердяев, Г.Н. Волков, М.П. Гурьянова, В.И. Козлов, С.Н. Новиков, Г.Ф. Суворова, В.К. Шаповалов, A.M. Цирульников и др.);
- труды современных ученых, художников-педагогов (Г.В. Беда, Л.Б. Ермолаева-Томина, С.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, С.П. Ломов, H.H. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов и др.).
База исследования: школа № 6, ст. Саратовская. В формирующем этапе эксперимента участвовало 264 школьника 5-6 классов, из них 108 учащихся четырех экспериментальных классов. В контрольном этапе эксперимента участвовало 256 школьников, из них 106 учащихся экспериментальных классов. Всего в эксперименте участвовало 520 детей школы №6 ст. Саратовской. В контрольном этапе эксперимента принимали участие сельские школы Краснодарского края (№ 8 ст. Бакинской, № 10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка), Ставропольского края, Новосибирской области, Карачаево-Черкесской Республики.
Достоверность результатов проведенной работы обеспечивается:
а) целостным системным подходом к решению проблемы;
б) методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, основу которых составили труды по психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству в школе;
в) использованием методов исследования, адекватных цели, задачам и предмету;
г) организацией, проведением, результативностью педагогического эксперимента;
д) согласованностью теоретических положений и выводов проведенного эксперимента;
е) апробированием материалов исследования на Всероссийских научно-практических конференциях, Фестивале педагогических идей 2006 г. «Открытый урок», публикацией на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:
- смоделирована, теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
- разработана авторская программа «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
- предложен комплекс методов, приемов обучения, направленный на развитие творческих способностей учащихся 5-6 классов сельской школы;
- изданы авторские методические пособия по педагогическому рисунку «Поэтапное рисование животных геометральным методом на основе пропор-ционирования», «Медиатека педагогического опыта. Изобразительное искусство. Портрет. Мужской и женский портрет в фас: 5 класс».
Теоретическая значимость результатов исследования проявляется в том, что:
- внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания изобразительному искусству в 5 - 6 классах сельской школы;
- решена значительная научно-педагогическая задача развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
- уточнен понятийно-терминологический аппарат предмета исследования;
- систематизированы и классифицированы на общедидактической основе методы и приемы обучения, применяемые на уроках изобразительного искусства в школах.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемая методическая система и ее составляющие могут применяться на уроках изобразительного искусства в сельских школах и способствовать повышению познавательной и творческой активности, интереса учащихся 5-6 классов к изобразительной деятельности.
Авторские методические пособия по педагогическому рисунку «Поэтапное рисование животных геометральным методом на основе пропорциониро-вания», «Медиатека педагогического опыта. Изобразительное искусство. Портрет. Мужской и женский портрет в фас: 5 класс» могут быть полезны учителям изобразительного искусства общеобразовательных школ, студентам ПХГФ во время прохождения педагогической практики, специалистам на курсах повышения квалификации педагогов.
Результаты исследования могут использоваться при составлении кален-дарно-тематических планов по изобразительному искусству, учебно-методических пособий, практикумов.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные положения освещались в форме докладов на Всероссийских научно-практических конференциях:
«Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования» (Краснодар, 2005, КубГУ);
«Актуальные вопросы многоуровневой подготовки художника-педагога» (Санкт-Петербург, 6-7 февраля 2007, РГПУ им. А.И. Герцена);
«Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» (Санкт-Петербург, 18-19 марта 2008, РГПУ им. А.И. Герцена).
Промежуточные и конечные результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы школ Краснодарского края (№3 г. Горячего Ключа, №6 ст. Саратовской, № 8 ст. Бакинской, № 10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка), Ставропольского края, Новосибирской области, Карачаево-Черкесской Республики и др. Материалы исследования отражены в девяти научных публикациях.
На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе, включающая в себя:
- авторскую программу «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
- комплекс методов и приемов обучения;
- авторские методические пособия по педагогическому рисунку геометральным методом.
Структура и объем диссертации
Диссертация (180 стр.) состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, в которое входит иллюстративный ряд (фото изобразительной деятельности испытуемых и т.п., календарно-тематический план «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»), В содержание диссертации входит 10 таблиц, 4 схемы, 3 диаграммы и 1 график.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении дано обоснование актуальности исследования, определяются объект, предмет, гипотеза исследования, раскрываются цель, задачи и методы исследования, этапы работы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В главе 1 «Теоретико-методические аспекты обучения изобразительному искусству в сельской школе» содержится исторический обзор состояния проблемы.
В разделе 1.1 «Современные дидактические основы обучения изобразительному искусству в школе» комплексно рассмотрены во взаимодействии общая, частная дидактики и компоненты учебного процесса: цели, задачи обучения - содержание обучения - принципы обучения - формы обучения -виды занятий — средства обучения-методы обучения.
Выявлены: образовательные, развивающие, воспитательные задачи обучения изобразительному искусству в школе, а также стимулирования-мотивации, особенности типовых программ по «Изобразительному искусству» (B.C. Кузина, Б.М. Йеменского, Т.Я. Шпикаловой и др.); обозначена необходимость создания вариантов календарно-тематических планов, специально ориентированных на обучение в сельских школах.
Помимо подробно освещенных в методической литературе по изобразительному искусству в школе принципов обучения, при создании нашей модели методической системы мы опирались на принципы: развивающего и воспитывающего обучения, комплексности (оптимального взаимодействия различных методов обучения); взаимосвязи и единства репродуктивной и творческой деятельности, учебной и исследовательской работы, образования и самообразования и др. (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин и др.).
Рассмотрены урок как основная форма обучения и внеурочные формы (экскурсия, домашняя работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия), различные варианты поочередности видов занятий, а также различные средства, методы и приемы обучения изобразительному искусству в школе.
В разделе анализируются:
- общедидактические труды А.Н. Алексюка, Ю.К. Бабанского, Н.М. Вер-зилина, Л .С. Выготского, М.М. Левиной, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, В.И. Паламарчук и В.Ф. Паламарчук, В.А. Черкасова, С.Г. Шаповаленко и др., касающиеся исследования методов и приемов обучения;
- учебники, пособия по методике обучения изобразительному искусству в школе Г.В. Беды, A.B. Карлсона, Е.С. Кондахчана, B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, А.Е. Терентьева, Я.Я. Чарнецкого, Е.В. Шоро-хова и др., статьи, учебные пособия, практикумы по различным видам занятий Г.Г. Виноградовой, С.П. Ломова, Л.Г. Минец (рисование с натуры), B.C. Бадаева, В.П. Егорова, Л.Д. Рондели, A.C. Хворостова, Т.Я. Шпикало-вой, (декоративное рисование), А.Д. Алехина, Н.В. . Краснова, Г.И.Орловского (беседы об искусстве), Р.И. Коргузаловой, O.P. Лагутиной, A.A. Милюкова, Н.М. Сокольниковой, Л.А. Харламовой, Е.В. Шорохова (рисование на темы) и др.
- диссертационные исследования, посвященные развитию творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в школе, Е.С. Асылханова, Н.С. Боголюбова, Т.А. Васильевой, Е.И. Забелиной, H.A. Зинченко, Н.С. Ивановой, С.Е. Игнатьева, Ю.Ф. Котхановой, М.С. Мыр-заканова, C.B. Радостевой, Н.М. Сокольниковой, А.П. Сухаревой и др.
В разделе 1.2 «Состояние методики обучения изобразительному искусству в сельских школах» в результате системного анализа компонентов учебного процесса установлено:
- зачастую на уроках изобразительного искусства в сельских школах методы и приемы обучения применяются бессистемно, что снижает их эффективность;
- продуктивные методы в начале обучения в пятых классах малоэффективны, особенно в условиях сельских школ по причинам:
а) слабой подготовленности учащихся в начальных классах;
б) недостаточной оснащенности школ материальными средствами обучения (муляжами, оборудованием, наглядными пособиями, учебниками).
В связи с этим на уроках изобразительного искусства в значительной части сельских школ:
- применяемые методы обучения не выполняют образовательных, развивающих и воспитательных функций;
- нарушаются основные принципы обучения {развивающего и воспитывающего, научности, наглядности, активности и сознательности, доступности и посильности, комплексности и др.);
- не реализуются образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи обучения.
В разделе 1.3 «Анализ методов, приемов, средств развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в школе» изучены различные методы обучения: геометральный, поэтапный, педагогический рисунок, копировальный, натуральный, приемы обучения, развивающие зрительную память и др. В результате отмечены специфика применения, достоинства и недостатки различных методов и приемов обучения.
Положительной стороной геометрального метода является то, что рисование начинается с простых, доступных любому ученику элементов (линий, углов, геометрических фигур и т.д.), при этом у учащегося развивается не только моторика руки, но и конструктивно-пространственное мышление.
Рассмотрены практикумы, брошюры «поэтапного» рисования, которые могут быть полезны на начальном уровне обучения.
Отмечено, что педагогический рисунок может выступать как прием, входящий в объяснительно-иллюстративный метод, и как разновидность репродуктивного метода. В первом случае педагогический рисунок выполняет вспомогательную роль, во втором - ведущую.
Копировальный метод классифицирован как разновидность частично-поискового метода, чем можно объяснить его неэффективность на начальном уровне обучения.
Особенно ценными для нашего исследования являются труды художников и педагогов прошлого: Леонардо да Винчи, А. Дюрера, И.Г. Песталоцци, И. Шмидта, П. Шмида, К. Хокусая, А.П. Сапожникова, братьев А. и Ф. Дю-пюи, П.П. Чистякова, Л.Н. Толстого, А.П. Лосенко и др., а также труды современных ученых: Г.В. Беды, Г.Г. Виноградовой, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, С.Е. Игнатьева, В.И. Козлова, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, С.П. Ломова, H.H. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова и др.
В главе 2 «Модель методической системы развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе» дано общедидактическое обоснование методической системы и ее составляющих (календарно-тематического плана «Изобразительное искусство в сельской школе* 5-6 классы», комплекса методов и приемов обучения)
В разделе 2.1 «Общедидактические основы методической системы развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе»:
- обоснована модель методической системы развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе;
- проведена систематизация и классификация методов обучения изобразительному искусству на основе общедидактических трудов Ю.К. Бабанско-го, М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.;
- выявлено, что каждый метод в различной степени реализует в результативном плане - образовательные, развивающие и воспитательные функции, а в процессуальном плане - функции стимулирования и мотивации, организации и осуществления учебных действий, контроля и самоконтроля.
Установлены ведущие методы на различных уровнях обучения:
а) на ученическом - объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения;
б) на алгоритмическом - объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и частично-поисковые методы;
в) на эвристическом - проблемного изложения и частично-поисковые методы;
г) на творческом - исследовательские методы.
В разделе 2.2 «Содержание и структура календарно-тематического плана «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»» обоснован календарно-тематический план (разработанный на основе программы B.C. Кузина), в котором:
а) предусмотрены ознакомительные уроки;
б) чередуются учебные и творческие задания;
в) обеспечена последовательная тематическая взаимосвязь всех видов занятий (рисование с натуры - декоративное рисование - беседы об искусстве - рисование на темы).
В разделе 2.3 «Функционирование комплекса методов обучения на уроках изобразительного искусства в сельской школе»:
- описан процесс функционирования, примеры реализации комплекса методов и приемов обучения изобразительному искусству, построенные по принципу постепенного усложнения учебных и творческих задач, взаимодействия репродуктивных и продуктивных методов (ПРГМ, поэтапный, копировальный, тренировочные упражнения репродуктивного, частично-поискового и исследовательского характера, упражнения в рисовании на доске и т.д.);
- изложена методическая последовательность работы над педагогическим рисунком геометральным методом (ПРГМ), который рекомендовано применять на ученическом и алгоритмическом уровнях обучения как разновидность репродуктивного метода;
- раскрыта специфика применения поэтапного метода, который обеспечивает ориентировочную основу действий ученика при самостоятельном выполнении алгоритмических упражнений, заданий;
- обосновано применение копировального метода как разновидности частично-поискового метода;
- описываются методы проблемного изложения, эвристические и исследовательские методы обучения изобразительному искусству, которые подготавливают учащихся к самостоятельной творческой изобразительной деятельности.
В главе 3 «Экспериментальная проверка методической систе.чы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в сельской школе» описана постановка экспериментального обучения, его этапы, результаты и выводы.
В разделе 3.1 «Констатирующий этап эксперимента» (2001 - 2004 гг.) дано описание экспериментальной работы, проводившейся в сельских школах Краснодарского края (№6 ст. Саратовской, № 8 ст. Бакинской, №10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка). Целью экспериментальной работы было зафиксировать показатели познавательной и творческой активности, интереса к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов в сельских школах до внедрения методической системы.
В рамках данного этапа эксперимента были проведены контрольные задания (рисование с натуры и рисование на темы), посредством которых был зафиксирован начальный уровень знаний, умений, навыков школьников 4-5 классов в изобразительной деятельности. Выявлены характерные ошибки в работах школьников и основные затруднения в процессе рисования, определены критерии оценок учебных и творческих работ детей, в основу критериев взяты труды Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, О.Л. Некрасовой-Каратеевой, Е.В. Шорохова. Полученные результаты анализировались группой экспертов, состоящей из преподавателей КубГУ г. Краснодар и ДШИ г. Горячий Ключ.
Начальный уровень подготовленности учащихся, а в дальнейшем и проверка эффективности экспериментального обучения, анализировались на основе контрольных срезов:
- рисования с натуры - оценка уровня познавательной активности и степени овладения основами изобразительной грамоты;
- рисования на темы - оценка уровня творческой активности в изобразительной деятельности.
Оценка уровня мотивации, интереса учащихся к изобразительной деятельности осуществлялась на основе анкетирования.
Констатирующий эксперимент (наблюдение, анализ учебных и творческих работ школьников) показал невысокий уровень начальной подготовки учащихся 4-5 классов. Несмотря на незначительный прогресс в учебной деятельности, у испытуемых в течение года фиксировалось снижение творческой активности и интереса к предмету.
В разделе 3.2 «Формирующий этап эксперимента» (2004 - 2006 гг.) дано описание экспериментальной работы, целью которой было проверить эффективность методической системы в процессе обучения изобразительному искусству в 5 - 6 классах в школе №6 ст. Саратовской.
Данный этап эксперимента проводился в течение 2 лет. В каждом полугодии экспериментальным и контрольным классам предлагались задания в рисовании с натуры - натурные постановки, которые со временем усложнялись. Перед рисованием контрольных постановок школьникам пояснялись учебные задачи, которые они должны были решить самостоятельно в своих работах. В конце каждой четверти также учащимся предлагались контрольные задания в рисовании на темы.
На основе анализа учебных и творческих работ отслеживались изменения познавательной и творческой активности, интереса к изобразительной деятельности (на основе анкетирования) учащихся контрольных и экспериментальных классов. В таблице 1 показательно представлена часть результатов формирующего эксперимента, проводившегося в пятых классах.
Для примера проследим, как в течение эксперимента менялись средние показатели в пятых классах (Диаграмма 1).
Средний показатель познавательной активности в начале учебного года в контрольном 5 «А» классе составил 23%, в экспериментальном 5 «Б» -22%. В течение года эти показатели выросли в контрольном классе на 4%, в экспериментальном - на 13%.
Уровень творческой активности за учебный год в контрольном 5 «А» классе уменьшился на 5%, а интерес к изобразительной деятельности - на 9%. В контрольных шестых классах прослеживается похожая тенденция: в 6 «А» средний показатель познавательной активности увеличился на 5%, несмотря на это, показатели творческой активности снизился на 5%, а интереса к изобразительной деятельности - на 9%.
Результаты контрольных срезов рисования с натуры, рисования на темы и результаты анкетирования учащихся (изучение мотивации) в 5-х классах в течение учебного года
контрольные срезы четв. Контр. 5 «А» класс Экспер. 5 «Б» класс Контр. 5 «Д» класс Экспер. 5 «Г» класс
уровни знаний Низк. Сред. Выс. й м X К Сред. Выс. 1 Низк. Сред. Выс. Низк. Сред. Выс.
познавательная активность исход. 69 23 8 70 22 8 72 22 6 75 20 5
1 ч. 66 24 10 65 24 11 72 22 6 68 23 9
2 ч. 64 26 11 55 30 15 72 23 5 59 26 15
3 ч. 61 27 12 47 33 20 72 23 5 54 28 18
4 ч. 60 27 13 42 35 23 70 24 6 50 30 20
творческая активность исход. 65 25 10 65 26 9 70 22 8 72 20 8
1 ч. 66 25 9 63 26 12 71 21 8 68 22 10
2 ч. 67 24 9 59 27 14 74 19 7 34 25 12
Зч. 70 22 8 53 31 16 75 19 6 56 29 15
4 ч. 72 20 8 49 33 18 78 16 6 51 32 17
интерес к изо-деятельности исход. 35 45 20 33 46 21 45 41 14 48 40 12
1 ч. 38 43 19 28 47 25 48 39 13 46 41 13
2 ч. 40 42 18 24 49 27 55 33 12 42 43 15
3 ч. 42 39 17 20 49 31 61 29 10 40 43 17
4 ч. 47 36 17 17 51 32 63 27 10 37 44 19
В экспериментальном 5 «Б» классе за этот же период творческая активность в изобразительной деятельности выросла на 7%, а мотивация - на 5%. В экспериментальном 6 «Б» классе прослеживается рост средних показателей познавательной активности учащихся на 12%, творческой активности - на 12%, интереса к изобразительной деятельности - на 4%. Во всех экспериментальных классах, кроме средних, наблюдается значительный рост высоких
показателей, что свидетельствует об эффективности примененной методической системы и ее составляющих.
Диаграмма 1. Результаты формирующего эксперимента (средние показатели) в контрольном 5 «А» и экспериментальном 5 «Б» классах в начале и конце учебного года
нач уч. года кон. уч. года. нач. уч. года кон. уч. года КОНТР. КОНТР. ЭКСПЕР. ЭКСПЕР. КЛАССЫ КЛАССЫ КЛАССЫ КЛАССЫ
Ш познавательная активность учащихся В творческая активность учащихся О интерес учащихся к изодеятельности
Результаты формирующего этапа эксперимента подтвердили эффективность предложенной методической системы развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства в сельской школе. Проведение уроков по разработанной авторской программе «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы», применение комплекса методов и приемов обучения обеспечивают более интенсивное овладение изобразительными навыками, способствуют развитию конструктивно-пространственного, образного мышления, воображения, творческих способностей учащихся 5-6 классов в сельских школах.
В разделе 3.3 «Контрольный этап эксперимента» (2006 - 2008 гг.) дано описание экспериментальной работы, которая имела целью дополнительную проверку методической системы в иных условиях в школе №6 ст. Саратовской и в других сельских школах Краснодарского края (№ 8 ст. Бакинской, № 10 ст. Первомайской, № 17 пос. Лесная Сказка). Ставропольского края, Новосибирской области, Карачаево-Черкесской Республики.
В ходе контрольного эксперимента подтвердились результаты, полученные ранее. Данные показывают, что за год в разной степени повысился уровень познавательной и творческой активности, интереса к изобразительной деятельности учащихся во всех экспериментальных классах. В первой и второй четвертях наблюдается значительный рост познавательной активности учащихся в изобразительной деятельности, в третьей и четвертой - возрастание творческой активности школьников, в течение всех четвертей зафиксирован стойкий интерес учащихся к изобразительной деятельности. Контрольный эксперимент подтвердил эффективность методической системы и ее составляющих в условиях других школ.
В Заключении представлены основные результаты и сформулированы общие выводы диссертационного исследования.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования: познавательная и творческая активность, интерес к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов в сельских школах значительно повышаются, если в процессе обучения изобразительному искусству применяется методическая система, включающая в себя:
- календарно-тематический план «Изобразительное искусство в сельской школе, 5-6 классы»;
- комплекс методов, приемов обучения;
- авторские методические пособия по педагогическому рисунку геомет-ральным методом.
Экспериментальная работа дала положительные результаты: учащиеся с первых же занятий с радостью включаются в изобразительную деятельность. Разработанная методическая система позволяет поэтапно осваивать базовые навыки рисования, благодаря чему у школьников появляется уверенность в собственных силах, раскованность и самостоятельность в процессе рисования с натуры и по воображению.
По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:
1. Наумов Ю. 10. Педагогический рисунок геометральным методом на основе пропорцнонирования. //Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Кострома: Костром, гос. ун-т им. H.A. Некрасова, 2007, №4, с. 58- 60 - 0,2 п.л.
2. Наумов Ю. Ю. Экспериментальная проверка эффективности организации учебной и творческой деятельности учащихся 5, 6-х классов сельских школ //Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Кострома: Костром, гос. ун-т им. H.A. Некрасова, 2008, №5, с. 37-41-0,4 п.л.
3. Наумов Ю.Ю., Денисенко В.И. Поэтапное рисование животных геометральным методом на основе пропорционирования. Учеб. - метод, пособие. //Краснодар, КубГУ, 2004,32 с. - 2 п.л. (авт. вклад 80 %).
4. Наумов Ю.Ю. Медиатека педагогического опыта. Изобразительное искусство. Портрет. Мужской и женский портрет в фас: 5 класс. Авторское мультимедийное пособие на 1 CD, зарегистрировано в ФГУ НТЦ «Информ-регистр», № 0320701106, Брянск, 2007.
5. Наумов Ю.Ю., Денисенко В.И. Использование геометрального метода в обучении на уроках ИЗО в общеобразовательных школах. //Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Краснодар: КубГУ, 2005, с. 25S-257 - 0,1 пл. (авт. вклад 70 %).
6. Наумов Ю.Ю., Денисенко В.И. Системное использование различных методов в обучении на уроках ИЗО в общеобразовательных школах. //Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Краснодар: КубГУ, 2005, с. 257-260 - 0,3 п.л. (авт. вклад 70 %).
7. Денисенко В.И., Наумов Ю.Ю. Системное использование различных методов в обучении на уроках ИЗО в общеобразовательных школах. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2 книги. Москва «Первое сентября», «Чистые пруды», 2006 (авт. вклад 50 %).
8. Денисенко В.И., Наумов Ю.Ю. Применение нетрадиционных методов обучения на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. //Актуальные проблемы многоуровневой подготовки будущего художника-педагога. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена, 2007, с. 192-197 - 1,4 п.л. (авт. вклад 50 %).
9. Наумов Ю.Ю. Сохранение традиций и реализация идей личностно-развивающего обучения в средних школах //Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании. Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена, 2008, с. 285-288 - 0,3 пл.
Подл, к печ. 03.04.2009 Объем 1 п.л. Заказ №. 55 Тир. 100 экз.
Типография МПГУ