автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе
- Автор научной работы
- Гогоберидзе, Георгий Меджидович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Гогоберидзе, Георгий Меджидович, 1997 год
ВВЕДЕНИ
ЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ—БИЛИНГВОВ.
1.1. Философское обоснование проблема диалога культур. 1.2. Культурологические основы литературного образования учащихся национальных школ.
1.3. Психолого—педагогические основы литературного образования учащихся национальных школ.
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО АСПЕКТА В СИСТЕМЕ
ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.,.
2.1. Компаративистика как эффективный метод изучения литературного произведения на этнокультурной основе.
2.2. Роль и место устного народного творчества в культурно—этническом становлении личности.Ю ч 2.3. Этнокультурный компонент литературного произведения как неотъемлемая часть его художественной целостности.
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСНОВЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Т r> «
3.1. Современное состояние литературного образования в национальной школе Российской Федерации.
Методические пути реализации этнокультурного аспекта изучения литературного произведения в национальной школе.
Постановка и проведение экспериментальной работы. Обобщение данных опытно—экспериментального обучения
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе"
Актуальность темы исследования обеспечивается тем, что в настоящее время общество переживает период трудного, но необратимого восстановления фундаментальных прав национальных культур. Становится очевидным основополагающее значение принципа взаимодополняемости разнонациональных культурных систем как условия выживания, развития и благополучия общества.
За последнее десятилетие практически все народы Российской Федерации создали свои национальные, культурно-просветительские организации и объединения. Так, только на Северном Кавказе действуют свыше 30 таких организаций. Например, в Дагестане в настоящее время действуют: движение кумыкского народа "Тенглик", аварское движение "Джамаат", народный фронт имени Шамиля и др.; создана ингушская партия "Нийсмо", кабардинская организация "Адыгэ—Хасэ", балкарская "Тере" /"Балкарский форум"/; в Северной Осетии - "Адамон Ца— дис"; в Карачаево-Черкессии - черкесская организация "Ады-гэ-Хасэ", карачаевская "Джамагат", абазинская "Адгирла", ногайская "Бирлик" и др.
Следует подчеркнуть, что при всем многообразии провозглашенных целей в основе деятельности национальных организаций лежит отстаивание в первую очередь национальных /общеэтнических/ интересов, напрямую связанных с содержанием образования в национальных школах. Все это дает основание говорить о росте национального самосознания народов Российской Федерации.
Однако бурный рост национального самосознания народов Российской Федерации выразился не только в стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в культивировании чувства национальной исключительности. В этой связи на первый план выступают задачи воспитания тек, кто должен будет преодолеть корпоративную мораль, спрятанную за маской этнических интересов, принять универсальные общечеловеческие ценности, войти в мир своей родной и мировой культуры.
Литература в силу своего особого положения в системе художественной культуры содержит огромные возможности в плане воспитания и развития личности. Через постижение литературы человек усваивает параметры своей культурной идентичности и вместе с сознанием органического единства родной литературы с общим литературным процессом и мировой художественной культурой — понимание не только своей этнокультурной особенности, но и общности. Вот почему диалогичность культур, диалогичность литератур должна стать одним из основных принципов литературного образования.
Идея диалогичности не нова. В зачаточной форме она сформулирована еще Платоном и Сократом в античные времена. Однако в настоящее время само понятие "диалогичность" значительно расширилось. Оно подразумевает и межэтнический, и межвременной, и межисторический, и межконфессиональный диалог. Для современного образования учащихся-билингвов наиболее актуален диалог разнонациональных культур: родной и инонациональной. Необходимость такого диалога обусловлена тем, что до сих пор психология не преодолела методологической трудности: учета специфики восприятия художественного текста представителями определенной этнокультуры. Мировосприятие и национальная культурная традиция, религия и этнопсихология -вот та среда, в которой формируются духовные, нравственные и эстетические запросы человека, национальные особенности его мировосприятия, не говоря уже о том, что широкий пласт поступков вообще диктуется сложившимися идеалами и культурными моделями, а не только материальными интересами.
Как видим, эта проблема и философская, и психологическая, и дидактическая, и методическая. Аналогичность как философский принцип осмысления окружающего мира интересен тем, что каждую национальную культуру рассматривает как изнутри, так и вовне. Полнота постижения чужой культуры обуславливается, как это показано в эстетика-философской концепции М.Бахтина, возможностью совмещения двух подходов к изучению литературно—художественных произведений: позиции вживания и позиции вненаходимости. "Вживание в чужую культуру, - отмечает М.Бахтин, - возможность взглянуть на мир ее глазами есть необходимый момент в процессе ее понимания: но если бы понимание исчерпывалось одним этим моментом, то оно было бы простым дублированием и не несло бы в себе ничего нового и обогащающего (30; 334). Эту мысль известного ученого можно положить в основу предлагаемого нами этнокультурного аспекта литературного образования.
Таким образам, М.Бахтин использовал принцип диалогич— ности культур в плане литературоведческом, В.Библер разработал на этой основе педагогическую концепцию. Эти исследования особенно актуальны для современной национальной школы. Проблема реформы содержания образования в целом и литератур—
- ь ного образования в частности в национальной школе сегодня представляется как достаточно ясная и имеющая чисто прикладной и утилитарный характер, поскольку в многонациональном государстве школа всегда являлась одним из важнейших инструментов национальной политики. Между тем, определение зоны практических изменений и естественные рекомендации по поводу такой реформы требуют серьезной фундаментальной проработки всей цепочки методических проблем, конкретного состава и структуры учебного материала, наконец, создания новой концепции литературного образования в национальной школе.
В основу такой концепции, на наш взгляд, могли бы лечь теоретические работы отечественных литературоведов, посвященных развитию национальных литератур в процессе их взаимообогащения, которые ведутся в различных направлениях: в сфере эстетических категорий /М.Бахтин, В.Веселовский, Ч.Гусейнов, А.Егоров, В.Жирмунский, Ю.Лукин, М.Пархоменко), в сфере сравнительного литературоведения /Ю.Барабаш, Н.Конрад, И. Не— упокоева,М.Храпченко/, в сфере истории литературы, соотношения в ней национального и всеобщего /Г.Ломидзе, Ю.Суровцев, Л.Тимофеев/.
Психолого—педагогические исследования С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, Н.И.Менчинской, Г.И.Щукиной помогут определить условия и критерии эффективного усвоения художественных произведений родной, русской и зарубежной литератур. Это:
1. Рассмотрение этнокультурного компонента литературного произведения во взамосвязи с мировоззренческими и эстетическими идеями конкретной эпохи;
2. Введение необходимых теоретических понятий методологического и эстетического характера;
3. Побуждение учащихся-билингвов к: самостоятельным размышлениям постановкой специальных проблемных вопросов и ситуаций — например, сравнение взглядов писателей, принадлежащих разным народам и разным религиозным конфессиям, на один и тот же исторический факт;
4. Использование заданий межпредметного характера, вооружение учащихся—билингвов необходимыми аналитическими умениями, алгоритмом освоения приемов самостоятельного исследования этнокультурного компонента литературных произведений. Таким образом, школьники смогут через факты, явления, художественные образы родной культуры познавать мир литературных произведений других народов, сравнивая, сопоставляя его с реалиями духовной жизни своего этноса.
Такой подход способствует тому, чтобы ученик, анализируя, сравнивая, конкретизируя фактический материал, сам или с помощью учителя получил из него новую информацию. При этом важную роль играют способы управления деятельностью учащихся в процессе овладения информацией /В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, З.И.Калмыкова, Г.С.Костюк, Д.Б.Эльконин/; учет возрастных и психологических особенностей школьников /И.С.Кон, Н.С.Лейтес, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн/, специфика восприятия художественной литературы /Л.С.Выготский, Е.П.Крупник, Н.А.Рубакин, Б.С.Мейлах, О.И.Никифорова, П.И.Якобсон/.
Современная концепция литературного образования в национальной школе должна опираться на те достижения методической науки, которые связаны с вопросами изучения взаимосвязей родной, русской и зарубежной литератур. В различных аспектах эти проблемы ставились и разрабатывались в трудах
М.М.Абдувалиевой, С.К.Бирюковой, Д.М.Клумбите, А.Г.Лосева, К.М.Мальцевой, И.X,Майоровой, М.Ш.Муслимовой, А.А.Немсадзе, А.В.Рыжеволовой, Л. В. Тодорова, Б.А.Ходжибаевой, М.В.Черкезо-вой, Д.А.Шеймана и других. Были намечены пути и формы литературного образования в национальной школе в современных условиях. В плане интересующей нас проблемы перспективными представляются работы И.X.Майоровой, в которых обобщен и развит опыт методистов отдельных республик и предложена классификация многообразных форм изучения литературных связей.
Весомы и интересны исследования М.В.Черкезовой, в которых рассматриваются вопросы типологической общности родной, русской и мировой литератур, выдвигаются и обосновываются принципы общности и национального своеобразия литератур народов России и СНГ. Сегодня, как отмечает М.В.Черкезова, "все острее ощущается необходимость рассматривать отдельные национальные литературы не изолирована, как замкнутые в себе художественные системы, а в тесных генетических — контактных и типологических - связях в целях определения роли и места каждой национальной культуры, соотнесения ее развития с общими тенденциями и закономерностями развития всемирной литературы. "(278;12). Кроме того, большой интерес представляют труды Л.Шеймана, в которых выдвинута идея выявления и сопряжения словесно-художественных особенностей различных культур. Однако эта идея используется пока лишь в целях учета и коррекции восприятия учащимися неродной литературы. Обращение же к проблеме сопряжения культур рассматривается нами в целях более глубокого постижения национальной художественной традиции, что в свою очередь расширит горизонты понимания русской и мировой литературы, поскольку, по меткому выражению М.Бахтина, "чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто знает свою национальную душу. " (30; 126) .
Как уже доказано методической наукой, своеобразие змо-ционально-эстетического восприятия художественного произведения учащимися—билингвами связано со спецификой их родной этнокультуры, с этическим и эстетическим опытом народа, представителями которого они являются. Поэтому очень важно соотнести сюжет, художественные образы, поступки и характеры героев, авторскую концепцию мировосприятия изучаемого текста с адекватными элементами этнокультуры, родной для реципиента, близкой и понятной ему. То есть, необходимо взглянуть на явления художественной литературы через призму народных представлений о добре и зле, о справедливости и жестокости, через специфику национального мировидения. Это поможет не просто увидеть и осознать, но и глубже понять как родной, так и инонациональный мир художественной литературы.
Итак, этнокультурный аспект литературного образования подразумевает сопоставление элементов различных культур в процессе изучения литературы. Он способствует применению таких приемов и форм обучения, при которых литература изучается как определенный эстетический феномен и при этом предмет не теряет своей познавательной сущности. Этот подход ориентирован на ценности современного общества, на воспитательный идеал, присущий мировой культуре, но познаваемый через художественные образы родной литературы. Этнокультурный аспект изучения литературы в национальной школе предполагает:
1) практическую реализацию принципа диалога культур в самом содержании литературного образования;
2) поиск конкретных способов сближения, гармонизации, совместимости культурных ценностей и ценностных систем,присущих родной для школьника литературе и инонациональной /русской или мировой/.
При этом следует помнить, что возрождение и сохранение духовных ценностей каждого народа, их использование в этническом и культурном становлении новых поколений обязывает предельно разумно и педагогически целесообразно организовывать учебный процесс в национальной шкале. Образование и воспитание в ней должно опираться как на общечеловеческие, так и на прогрессивно—национальные принципы, учитывать специфику и опыт этнокультуры. Такой подход предполагает избирательное отношение к национальной культуре, понимание того, что основы этой культуры формировались в условиях, принципиально отличающихся от современной социальной и культурной среды. Некоторые ее элементы не могут быть адаптированы к нынешней обстановке; попытка их возрождения может нанести ущерб самому этносу, на возрождение которого они направлены. Несомненно, этнокультуру необходимо рассматривать не как мнимую величину и не как теоретическую абстракцию, а только как значимое целое, но в то же время этнокультура не может сводиться к набору неизменных примет. Природу этнокультуры отличает центробежная устремленность, выход за границы национального, потребность в диалоге с инонациональным.
Такой подход позволяет совершенствовать формы культурного взаимодействия, не сводя к унификации культур, а вырабатывая понимание того, что в их встрече, их диалоге на уровне образа жизни, мировидения смысл процесса развития И
-тт ^M—mrrr п
IB
KSS b ИШ2 каждой национальной культуры.
С одной стороны, он как нельзя лучше отвечает современным процессам, связанным с ростом национального самосознания народов Российской Федерации, которые ухе охватили и национальную школу. Взаимосвязь между школой и этническим возрождением двоякая. Во—первых, сама национальная школа должна стать одним из главных каналов возрождения этничнос-ти. Во—вторых, элементы этнической культуры должны быть положены в основу развития любой национальной школы. Это хорошо понимает лидирующий в области образовательной политики слой современных республиканских элит.
С другой стороны, национальное самоопределение школы -необходимое условие ее развития. Школа неотрывна от национальной почвы, от родного языка, закладывающего основы национального самосознания. Она является важнейшим фактором удовлетворения национально-культурных потребностей, приобщения юного человека к национально-культурным традициям. Однако, здесь очень важным моментом, который нельзя упускать из виду, является то, что в фундаменте российской национальной школы должен лежать принцип диалектического единства трех начал: национального, федерального и общечеловеческого, позволяющий учащемуся-билингву глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время сознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: содержание, организация и методика работы по изучению произведений родной, русской и зарубежной литератур на этнокультурной основе в национальной школе.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: творческая деятельность учащихся—билингвов в условиях изучения литературного произведения на этнокультурной основе /на примере изучения родной, русской и зарубежной литератур/.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЙ заключается в следующем: если в содержании литературного образования в национальной школе заложен принцип диалога культур, рассчитанный на творческий поиск конкретных способов сближения ценностных систем различных народов и конфессий; если изучение художественного произведения сопряжено с образами и явлениями родной культуры, близкой и понятной учащимся—билингвам, то такой подход а/ формирует национальное самосознание; б/ обеспечивает ориентацию на приоритет общечеловеческих ценостей; в/ способствует более глубокому и эффективному усвоению текста; г/ стимулирует творческую деятельность учащихся-билингвов .
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретическое обоснование и разработка общей методической модели литературного образования учащихся-билингвов в условиях возрождения национальных ценностей и роста этническогого самосознания.
Выдвинутая гипотеза и цель исследования продиктовали следующие ЗАДАЧИ:
1. Исследовать современный уровень теоретической разработанности проблемы диалога национальных культур в системе литературного образования в национальной школе.
2. Изучить современное состояние литературного образования в национальных шкалах Карачаево—Черкесской республики с учетом национально-регионального компонента и его особен-" ностей.
3. Теоретически обосновать необходимость использования диалога культур в процессе изучения литературы в национальной школе, разработать конкретные рекомендации по методике его применения.
4. Определить оптимальные подходы к изучению литературы в национальной школе в условиях возрождения этнических ценностей, роста национального самосознания, формирования многокультурного общества.
5. Опытно—экспериментальным путем проверить уровень эффективности предлагаемых подходов.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, дидактов, психологов и методистов, диалектический метод познания, принцип диалога культур, идеи толерантности и многокультурности современного общества.
Исходя из задач и цели исследования, мы использовали следующие МЕТОДЫ:
- теоретический анализ научных работ по философии, культурологии, этнографии, литературоведению, дидактике, методике в аспекте исследуемой проблемы; изучение и обобщение имеющегося педагогического и методического опыта учителей-словесников по исследуемой проблеме; наблюдение за учащимися в процессе опытно—экспериментальной деятельности;
- анкетирование учителей и учащихся национальных школ Российской Федерации; сопоставление полученный в ходе эксперимента данных; анализ результатов опытно—экспериментальной работы.
Научная НОВИЗНА диссертационного исследования заключается в том, что предложена концепция литературного образования в национальной школе, основанная на принципе диалога культур. Теоретически обоснована и опытно—экспериментальным путем доказана ее эффективность, определены методические подходы ее практической реализации, исследованы специфика мировидения и особенности восприятия родной, русской и зарубежной литератур учащимися—билингвами.
Практическая ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что оно дает учителю—словеснику национальных школ конкретные, научно обоснованные и экспериментальна проверенные методические подходы, открывающие возможность более глубокого постижения литературных произведений, помогающие школьникам понять неродную культуру, активизировать работу художественной мысли.
Материалы исследования внедрены в учебный процесс ряда национальных школ /карачаевские, черкесские, абазинские, ногайские/ и получили положительную оценку учителей—словесников .
Результаты исследования могут быть использованы педагогами средних общеобразовательных школ в процессе изучения литературных и фольклорных произведений;методистами при подготовке учебников, хрестоматий, учебных программ и учебно—методических пособий; преподавателями педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников образования.
Исследование проблемы проводилось в несколько этапов: 1993—1995 гг.- наблюдение за практикой изучения лиге— ратурных произведений на уроках литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта, интервьюирование и опрос учителей и учащихся—билингвов по интересующей нас проблеме; определение уровня знаний и умений школьников различных возрастных групп. С этой целью велось наблюдение, анкетирование, проводился анализ результатов самостоятельных и контрольных работ по литературе и сочинений.
1993-1996 гг.— анализ научной и научно—методической литературы по интересующей нас проблеме в философском, культурологическом, этнографическом, этнопсихологическом, дидактическом и методическом аспектах. Теоретическое осмысление исследуемой темы, выдвижение рабочей гипотезы.
1993—1996 гг.— опытно-экспериментальная работа, проведение констатирующего и обучающего экспериментов, изучение письменных работ по литературе.
1995-1997 гг.- теоретическое осмысление экспериментальных данных, уточнение выдвинутой гипотезы, продолжение экспериментальной работы.
1996—1997 гг.— работа над обобщениями и выводами исследования, корректировка и уточнение отдельных результатов формирующего эксперимента. Внедрение результатов исследования. Проверка надежности и эффективности предлагаемой системы литературного образования в национальной школе /абазинской, карачаевской, ногайской, черкесской/.
Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что данная работа проведена на основании достижений теоретической мысли известных философов, этнографов, дидактов, психологов, литературоведов и методистов, подтверждена длительными наблюдениями и проверками, личным опытом и данными ш^жшшшсшшжшвшж.- <& т
ПИТ W"** ------эксперимента. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы были высоко оценены учителями-словесниками, взяты на вооружение и внедрены ими в повседневную практику.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в тридцати двух публикациях, среди которых две монографии, статьи, тезисы докладов международных, всероссийских и региональных научно—практических конференций. Кроме того, с учетом выводов и заключений, содержащихся в предлагаемой концепции, авторам составлены действующие учебники по литературе для Ю—11 классов школ Карачаево-Черкесии и учебная хрестоматия для 2—5—х классов, которая используется как учебное пособие в течение трех лет. Хрестоматия дважды переиздавалась. Результаты исследования внедрены в ряд национальных школ Карачаево—Черкессии и Кабардино—Балкарии, они испольэумтся в педвузах и институтах повышения классификации работников образования в Дагестане, Кабардино—Балкарии, Северной Осетии и Карачаево-Черкессии.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. Одним из наиболее эффективных методических подходов изучения литературы в национальной школе является этнокультурный аспект рассмотрения художественных произведений. С одной стороны, он отвечает современным общественно-политическим и социальным процессам, связанным с ростом национального самосознания в условиях многокультурности современного общества. С другой стороны, этнокультурный аспект литературного образования высвечивает взаимосвязь, взаимопроникновение и общность родной литературы с русской и с мировым лигературным процессом.
2. В целях более глубокого постижения инонационального художественного мира учащимися—билингвами целесообразно широко использовать идею сопряжения культур, поскольку своеобразие идейно-эстетического восприятия литературного произведения обусовлено спецификой родной этнокультуры, этическим и эстетическим опытом народа, представителями которого являются учащиеся национальных школ.
3. Категория национально и культурно детерминированного сознания является связующим звеном между своеобразием эмоционально—эстетического восприятия, обусловленного спецификой родной этнокультуры, к которой принадлежит реципиент, и универсальностью общечеловеческих духовных ценностей.
4. Этнокультурный аспект литературного образования предполагает как со стороны учащихся, так и со стороны учителя определенную подготовку в области этнокультуры. Это поможет преодолеть традиционные недостатки литературного образования учащихся—билингвов, связанные с невысоким уровнем осознания прежде всего своей родной культуры.
5. Предложенный аспект изучения литературных произведений характеризуется увеличением доли самостоятельной работы учащихся, активизацией их творческой деятельности и реальным использованием автономного читательского права.
В соответствии с изложенной концепцией диссертация имеет следующую структуру: Введение
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
- 287 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы являемся свидетелями того, как в нашем обществе постоянно рождаются все новые национальные проблемы, с разной силой, с разным конфликтным зарядом, с разной внутренней остротой. Слом централизованной тоталитарной системы раскрепостил энергию народов, всколыхнулось их национальное самосознание, возросло стремление к свободной , суверенной жизни. И это не удивительно. Ведь культурная многоукладность, национальная специфика долгое время игнорировались, заменялись всеобщей, единой культурной моделью общества. С этой доктриной культуры все ясно. Ее односторонность и идеологии— ность очевидны. Подавление многообразия всегда пагубно. Но наше общество порой подвержено впаданию из одной крайности в другую. И теперь под национальной культурой часто понимается только то, что отличает один этнос от другого. Порой игнорируется тот факт, что многообразие культурных миров не устраняет общечеловеческих смыслов культуры. Сегодня важны поиски исторически конкретного проявления многообразия и общности духовных ценностей. ЮНЕСКО определяет культуру как способ выживания человечества. Зто насущно важно на фоне тех межнациональных проблем, которые достались обществу от прежнего тоталитарного режима, перед лицом экологического кризиса и военных противостояний.
Бурные изменения в общекультурной ситуации показывают, как постоянно увеличивается потребность совмещения этнических и общечеловеческих критериев. Однако не Есегда с увеличением этой потребности возрастает и умение сочетать интересы, образ мыслей, духовные ценности разных народов. Такие умения необходимо формировать у учащихся уже на самых ранних этапах школьного обучения. Именно школа является важнейшим фактором удовлетворения национально—культурных потребностей, приобщая юного гражданина к национально-культурным традициям его родного этноса. Однако здесь очень важным моментом, который никак нельзя упускать из виду, является то, что в фундаменте российской национальной школы должен лежать принцип диалектического единства трех начал: национального, федерального и общечеловеческого, позволяющий учащемуся—билингву в процессе обучения глубока чувствовать свою принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации.
Б настоящее время национальная школа, отражающая национально—политические процессы общества, связанные с возрождением этнических интересов и ростом национального самосознания, переходит к принципиально новому этапу своего развития. Его главная черта — динамичное возрастание роли национальной культуры в содержании образования. Формируемые сегодня константы образования, его фундаментальное культурно-научное ядро призваны помочь подрастающему поколению не только приспособиться к меняющемуся миру, но и самобытно участвовать в позитивных изменениях. Это требует такого изменения содержания и методики образования, которые включали бы поликультур— ную подготовку школьников, широкое использование явлений и фактов родной культуры во всей системе обучения, особенно в области литературного образования. Проведенное в рамках нашего исследования изучение состояния литературного образова— ния в национальной школе, а также данные констатирующего эксперимента, показали, что уровень знаний учащихся—билингвов в области родной культуры, составляющими которой являются национальный фольклор и литература, свидетельствует об их отчуждении от своей национальной культуры на всех направлениях ее функционирования.
Различная степень отсутствия знаний и интереса к родной литературе связана с изолированным изучением предмета, несовершенством теории и методики его преподавания, отсутствием квалифицированных специалистов.
Анализ учебников, учебных программ и методических пособий на уровне федерального и регионального компонентов образования по предметам "Русская литература " и "Родная литература" в национальных школах выявил их несовершенство, обусловленное ограниченностью понимания авторами целей преподавания предмета. Ряд методических пособий предлагает учителю поверхностный анализ изучаемых произведений, ориентирует лишь на репродуктивную деятельность учащихся.
Предложенная в данном исследовании концепция литературного образования в национальной школе, в основе которой лежит принцип диалога культур, позволит расширить спектр возможностей, приемов и методов для более глубокого и скоординированного изучения родной, русской и зарубежной литератур на материале того или иного художественного текста, его эт— нокультурного компонента. Система сопряжения разных национальных культур на уроке литературы обеспечит понимание иноязычной культуры и будет способствовать формированию эстетически развитой личности.
Результаты, полученные в ходе опытно—экспериментальной работы, подтвердили наше теоретическое предположение о том, что этнокультурный аспект литературного образования способствует углубленному, заинтересованному и осознанному изучению художественного произведения. Данные исследования свидетельствуют, что формируемые в процессе обучающего эксперимента умения: сопоставлять и сравнивать типологически сходные образы и явления, свойственные разным национальным культурам; выделять этнокультурный компонент литературного произведения и определять его роль; рассматривать реалии родной литературы во взаимосвязи с русской и мировой культурой, — вырабатывают у учащихся—билингвов способность самостоятельно критически мыслить, аргументированно отстаивать сбою позицию, что непосредственно отвечает современному уровню литературного образования.
Анализ результатов, полученных в ходе диссертационного исследования подтвердил основные положения выдвинутой гипотезы.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Гогоберидзе, Георгий Меджидович, Москва
1. Черкезова М.В. гнлугее «Лее™* ЛТмжх* JojftfJfyfei
2. Русский язык в национальной школе. 1990. Ь\Ъ.~С.Я&~ 3*)
3. Чикатуев М. Мой Кавказ. -Черкесск;: Карачаево-Черкесское кн.из-во. 1989. -174с.
4. Чикатуев М. Песня, найденная в горах. —Ставрополь : кн. и з-в о. 1987. —173с.
5. Чиковани М.Я. Идейна—эстетическая и нравственная ценность фольклора для современности. //Материалы Всесоюзной научной конференции "Фольклорное наследие и его роль в художественной культуре". —М. 1981. —113с.
6. Чиладзе 0. Ради жизни. Литературная газета. 1988. N.7.
7. Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгских /черкесских/ языков. —М. 1977. —С.61.
8. Шадрикое В.Д. Духовные способности. -М:Магистр. 1996. -102с.
9. Шадриков В.Д. Нравственно—духовные качества русского народа. -М. 1977. -23с.
10. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М. 1993. -181с.
11. Шанский Н.М. Программа курса "Лингвистический анализ художественного текста" //Анализ художественного текста. -М. 1975. -111с.
12. Шанский Н.М. Русская и родная литература в националь—кной школе. Сб.научных трудов. /Под ред.Н.М.Шанского» -М. 1981. -104с.
13. Шахнович М. Тайны Прометея. -Л. 1988. -134с.
14. Шейман Л.А. Искусство сопряжения художественных культур. Русская литература в киргизской школе. //Литература в школе. 1972. Мб,- С. 22—29.
15. Шейман Л.А. Основа методики преподавания русской литературы в киргизской школе. -Фрунзе:Киргизское кн.из-во. 4.1. 1981. -238с.
16. Шемирзов Х.М» Эволюция художественного сознания //Литературы народов Карзчаеве—Черкессии. Концепция художественного развития. -Черкесск:Карачаево-Черкесское кн.из-во. 1990,- С.53-1^2.
17. Шкловский В.Б. Тетива, О несходстве сходного. -М:Советский писатель. 1970. -364с.
18. Шогеицуков А. Избранное. -М.:Советский пис зтель. 1957. -437с.
19. Шоров Н.А. Адыгская народная педагогика 'Под ред.Г.Н.Волкова и А.Ф.Хинтибидзе. -Майкоп:Адыгское кн.из-во. 1989. -332с.
20. Шпет Г.Г. Сочинения. ~М:Мысле. 1989. -591с.
21. Шульгин Ы.Н. Новое русское самосознание. //Век XX и4 ППЛ V г —» .—■ '—I "71. Мир . i 77V. !4-j . — / .30С. Щербина В.Г. Проблемы литературного образование о шкале. -М;Пр ос еещение. 1982. -310с.
22. Элиот Т.С. Заметки к определению понятия ку.->ь туры» /Пер.с англ./ -Лондон. 1968. -167с.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М. 1987, -304с.
24. Зккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его1, ЖШЖШЖ штшштшшжизни. -М:Наука. 1986. -667с.
25. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. —М:Наука. 1970. -357с.
26. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. —М:Учпедгиз. 1964.- С.13-38.
27. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. —М. 1976. -161с.
28. Нелп Ed.S. with Chn.Y.Henn. Men and Mankind: Conbliet Ablex Publ corp., 1981. -334p.
29. Reircan Paul. HauptstroTr.ungen der deutsche literatur 1750-1848. В., 1956. -371p.