Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Ченкураева, Екатерина Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Волгоград
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении"

На правах рукописи

«питии

0030В20£

ЧЕНКУРАЕВА Екатерина Николаевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

13 00 01 — общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Волгоград — 2007

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет»

Научный руководитель —

Официальные оппоненты

доктор педагогических наук, профессор Мукаева Очир Джогаевча

доктор педагогических наук, профессор Крюкова Елена Анатольевна,

кандидат педагогических паук, до цент Кекеева Зинаида Очировна

Ведущая организация — Астраханский государственный

университет

Защита состоится с апреля 2007 г в час на заседании диссертационного совета Д 212 027 02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу 400131, г Волгоград, па им В И Ленина, 27

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета

Автореферат разослан 1 марта 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета ^ А А Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современной ситуации развития образования наблюдается тенденция роста «этничности» Этнокультурным парадоксом называют исследователи противоречие между всплеском национального самосознания и недостаточной разработанностью данного аспекта образования Стремление сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и породило повсеместный интерес к национальным корням у отдельных личностей и целых народов Этническое возрождение, получившее широкое отражение в научно-педагогических исследованиях, является характерным феноменом второй половины XX в.

Усиление этнокультурной направленности содержания общего образования привело к изменению «конфигурации» россий-ско1 о культурно-образовательного пространства в 90-е годы XX в Принятый в 1992 г Закон РФ «Об образовании», основным положением которого является приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, закрепил за каждым субъектом Федерации право на построение содержания образования с учетом национально-культурных особенностей, географии и истории региона, потребностей его жителей в приобщении к этнической культуре, а через нее к богатствам национальной, общероссийской, мировой культур В последние годы проблема этнической культуры в образовательно-воспитательном процессе стала одной из наиболее востребованных проблем не только научной и практической педагогики, но и всего общества в целом Последнее нуждается в человеке, характеризующемся интеллектуальной свободой, высоким нравственным потенциалом, эстетическим вкусом, пластичностью межличностного, межнационального и социального общения. Развитие всех этих качеств в достаточно массовом масштабе невозможно без создания эффективной системы образования, реализующей потенциал этнической культуры

В условиях многонационального Российского государства, построенного по этнорегиональному принципу, необходимо выделять и постоянно учитывать удовлетворение этнокультурных потребностей личности в сфере образования Эффективная система использования этнической культуры в тесном единстве с этнологией, философией, культурологией, психологией, этнопе-дагогикой как раз и обеспечивает национально-культурный фундамент российской государственности

Проблема формирования ценностей этнической культуры как важной составляющей личности учащихся неразрывно связана с формированием национального самосознания, являющегося предметом исследования психологов (И С Кон, А Н Леонтьев, Р А Максимов, В С Мерлин, В В Столин, И Н Чеснокова и др ), этнографов (А Г Агаев, Ю В Бромлей, Л М Дробижева, В И Козлов, Г В Шелепов и др ), философов (С Н Артановский, Э А Бал-лер, Н А Бердяев, И А Ильин, Н О Лосский, В С Соколов и др ), в работах которых выявлены ценности национальной культуры и закономерности ее влияния на социально-культурные, политические, экономические процессы в обществе

Этнокультурное образование как педагогическая система базируется на современных концепциях дидактики и личностно-развивающего образования, представленных в работах В И Андреева Е В Бондаревской, Д В Вилькеева, Б С Гершунского, В А Караковского, В В Краевского, И Я Лернера, Н Д Никан-дрова, М.М Поташника,В В Серикова, МН Скачкина, В К Шаповалова и др

Исследование роли народных традиций, обычаев в воспитательной и образовательной деятельности школы, начатое К Д Ушин-ским, продолжено в работах таких ученых, как В Ф Афанасьев, Г Н Волков, А Э Измайлов, О Д Мукаева, Я И. Ханбиков и др Нравственный, эстетический и др аспекты этнокультурного воспитания средствами культуры рассматриваются в работах Ш А Амо-нашвили, В К Бацина, Г М Борликова, Л А Воловича, Б Т Лихачева, А Б Панькина, Ф Ф Харисова

При разработке этнокультурных компонентов содержания образования учитывались результаты исследований в области калмыцкой культуры и народной педагогики калмыков, педагогических возможностей калмыцкой национально-региональной системы образования (Г А Артаева, С А Даваев, Р Б Дякие-ва, 3 О Кекеева, О Д Мукаева, С И Мургаева, А Л Полякова, Л Н Мукаева и др )

Развитие национальной системы образования в Калмыкии основывается на реализации Закона «О языках Республики Калмыкия», Указа Президента РК «О развитии национальной системы образования РК», где гражданам гарантируется свободный выбор языка, воспитания и обучения, рост значения национальной политики в образовании, что усиливает необходимость со-

здания инновационных школ, выполняющих государственный и социальный заказ на воспитание и формирование личности гражданина с развитым национальным самосознанием и одновременно поликультурным мышлением В связи с этим возрастает роль исследований, в которых представлен опыт становления и развития инновационных учебных заведений с этнокультурной направленностью образования, которая, как показывает опыт, в наиболее полной мере может быть реализована в национальной школе Национальная школа и ее инновационный тип — национальная гимназия выступают как важнейший институт сохранения и развития этнической культуры, формирования национального самосознания, освоения детьми и молодежью ценностей родной, общероссийской и мировой культур

Таким образом, анализ научной литературы и педагогической практики позволил отметить недостаточность теоретических и методических работ, отражающих специфику реализации этнокультурной направленности образовательного процесса в инновационных образовательных учреждениях, и, соответственно, выявить противоречия между

• значительным личностно-развивающим потенциалом инновационных образовательных учреждений и недостаточным использованием их возможностей в реализации этнокультурного образования,

• тенденцией возрождения гуманистических ценностей (индивидуальность самоопределения, свобода, саморазвитие, сотрудничество) и фрагментарным включением идей национальной культуры в содержание и технологии работы педагогических коллективов инновационных образовательных учреждений,

• необходимостью внедрения современных моделей этнокультурного образования посредством создания инновационных школ (гимназий, лицеев), обеспечивающих высокий уровень этнокультурного развития личности, и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса,

• необходимостью создания системы организационно-педагогических процедур становления этнокультурного образования в инновационных образовательных учреждениях и отсутствием научно обоснованной системы вхождения педагогического коллектива инновационных учреждений в пространство этнокультурного образования

Данные противоречия обусловили выбор проблемы исследования, состоящей в необходимости определения организационно-педагогических условий становления системы работы инновационного учреждения, реализующего этнокультурное образование

Цель иссиедования состоит в выявлении организационно-педагогических условий становления Э1 некультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении

Объект исследования — образовательный процесс в инновационном образовательном учреждении с этнокультурной направленностью

Предмет исследования — педагогические условия становления этнокультурной направленное™ образования в инновационном образовательном учреждении

Гипотеза исследования: становление этнокультурной направленности образования как приоритетного направления деятельности педагогического коллектива инновационного образовательного учреждения (структура национального образовательного пространства) будет эффективным, если

— управленческие и организационно-методические структуры гимназии ориентированы на обеспечение этнокультурной направленности образования как приоритетного системообразующею направления деятельности педагогического коллектива национального инновационного образовательного учреждения (гимназии),

— коллективом разработаны, приняты и целенаправленно реализованы принципы отбора и включения в содержание образовательных областей гимназического образования элементов этнокультурного опыта,

— систематически изучается личностно-гворческий потенциал и способности учащихся, осуществляется мониторинг условий и факторов гимназической среды, обеспечивающих становление этнокультурного опыта личности,

— компоненты этнокультурного опыта, соответствующие возрастному генезису личности учащихся, включены в содержание гимназического образования на различных этапах его реализации и представлены в структуре образовательных областей и в содержании организуемого гимназией дополнительного образования (система творческих видов),

— личностное развитие учащихся обеспечивается системой личностно-развиватощих образовательных технологий (контекстных, диалогических, имитационно-моделирующих, проектно-творческих, ситуационно-событийных), позволяющих выявлять, поддерживать и реализовывать личностный потенциал учащихся,

-—система управления образовательным учреждением ориентирована на методическое обеспечение и психологическую поддержку ориентации педагогов и учащихся на цели и ценности этнокультурного образования, реализация которых составляет миссию инновационного учреждения — национальной гимназии

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) обосновать содержание этнокультурного компонента гимназического образования,

2) выявить организационно-педагогические условия освоения коллективом педагогов гимназии системы работы по реализации этнокультурного образования,

3) разработать и опробовать систему управленческой и методической поддержки образовательных инноваций, обеспечивающих этнокультурную направленность образовательного процесса в инновационном образовательном учреждении (национальной гимназии)

Теоретико-методологической основой исследования стали работы представителей школ этнопедагогики, культурологии, психологии этноса, современные педагогические представления о взаимосвязях в учебно-воспитательном процессе, о теории познания и развития личности, психологии предметной деятельности, об интеграции учебного процесса и методики проведения научных исследовании

Методы исследования:

• теоретические — анализ исторической, психолого-педагогической, методической, философской, социологической литературы по проблеме исследования,

• экспериментально-диагностические — наблюдение, беседа, психодиагностика учащихся,

• формирующий эксперимент — опытно-экспериментальная работа с целью апробации организационно-педагогических условий формирования этнокультурного образования, методы корреляционного анализа и математическая обработка результатов исследования,

• эмпирические — методики, позволяющие определить уровень включения учащихся в этнокультуру

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их соответствием тенденциям развития современной педагогики и передовому педагогическому опыту, адекватностью используемых методов логике исследования, корректной теоретической разработкой и экспериментальной проверкой на практике основных положений, реальным положительным результатом в целостном педагогическом процессе, применением соответствующих предмету методов обработки данных, полученных в ходе эксперимента с опорой на инновационную практику

Научная новизна исследования заключается в обосновании исторической обусловленности, миссии и специфики этнокультурного образования в национальной гимназии Образовательная система гимназии выступает как интегратор инновационных преобразований в национально-региональном образовательном пространстве, задает образцы новаторской педагогической деятельности с этнокультурной ориентацией В исследовании показаны логика и условия становления инновационного образовательного учреждения (национальной гимназии), развитие которого обеспечивается системой организационно-управленческих, культурно-содержательных, технологических аспектов целостного образовательного процесса в инновационном учреждении Выявлены организационно-педагогические условия становления национальной гимназии как инновационного учреждения с эт нокультурной направленностью, среди которых — разработка и внедрение в практику принципов построения этнокультурного компонента гимназического образования, моделирование этнокультурной образовательной среды в гимназии в соответствии с ситуационно-событийной моделью усвоения этнокультурного опыта учащимися в учебном процессе в системе творчеа их видов дополнительного образования (инновационных — контекстных, проектных, диалогических и др ), мониторинг становления этнокультурной направленности личности учителей и учащихся гимназии

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие принципов отбора содержания и технологий организации этнокультурного образования, в раскрытие

возможностей его реализации в инновационном образовательном учреждении (гимназии) В исследовании существенно дополнено представление об этнокультурной миссии гимназии в структуре национально-регионального образовательного пространства и об инновационном развитии образовательного учреждения, в основе которого лежит овладение педагогическим коллективом новой сферой образовательной деятельности

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и внедрены в практику организационно-педагогические условия становления национальной гимназии как инновационного учреждения, реализующего миссию лидера национально-региональной системы этнокультурного образования, разработан комплекс учебно-методическ;:х пособий и программ по этнокультурному образованию для общеобразовательных школ различных профилей Результаты исследования могут бьпь использованы на курсах повышения квалификации для педагогов национальных классов, руководителей инновационных образовательных учреждений национальных регионов Российской Федерации

Апробация результатов исследования осуществлялась через их представление и обсуждение на заседаниях кафедры педагогики и психологии Калмыцкого государственного университета, выступления на ежегодных конференциях учителей Основные положения диссертации докладывались на международной (Элиста, 1997, 2001 п . Санкт-Петербург, 2006 г ), всероссийской (Элиста, 1999 г), республиканских (2004, 2005 гг) научно-практических конференциях Результаты исследования обсуждались на курсах повышения квалификации учителей, педагогических советах в Калмыцкой национальной гимназии, через публикацию материалов в печати

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической педагогической деятельности соискателя (1994—2006 гг ) как заместителя директора и директора Калмыцкой национальной гимназии, в учебно-воспитательном процессе Калмыцкой национальной прогимназии —- Калмыцкой национальной гимназии г Элисты Республики Калмыкия, на курсах повышения квалификации педагогов национальных классов, на городских и республиканских семинарах педагогов по данной проблеме Внедрение учебно-методических пособий и программ получило поддерж-

ку Учебно-методического совета при Министерстве образования Республики Калмыкия

Положения, выносимые на защиту:

1 Этнокультурное содержание образования является системным нововведением, инновацией, которая начала интенсивно реализовываться в 90-х годах XX в при разрешении противоречия между востребованностью 1уманистических ценностей (индивидуальность самоопределения личности, свобода, демократия, приоритет национального перед обще1 осударственным и унитарным и др ) и несоответствием этим идеалам действующих моделей развития личности, проявляющимся в недостаточном использовании национальной культуры в становлении личности, между необходимостью учета в российском образовании этнокультурных потребностей личности и недостаточной научно-мегодичес-кой разработанностью представления о целях, задачах, содержании, методике и технологии воспитания и обучения, ориентированных на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российски о государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации Целью этнокультурного образования является формирование ценностных ориентации у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам Содержание этнокультурного образования предстает как система знаний о национально-культурных и социально-исторических ценностях, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа и его культуры, понимание этнокультурных достижений других народов, умения и навыки их использования в жизнедеятельности Специфика образования в национальной гимназии состоит в приоритете этнокультурного компонента в образовательной системе и инновационной прогностической направленности деятельности данного образовательного учреждения

2 Этнокультурный компонент гимназического образования, представленный в исследовании в виде сущностных элементов калмыцкой национальной культуры, имеет форму надпредмет-ной структуры, определяет направленность гимназического образования Ценностями калмыцкой национальной культуры и, соответственно, образа жизни человека, представленными в содер-

жании национального компонента образования, являются калмыцкий язык, родная природа, родная культура, история, традиции калмыцкого народа Приоритетное значение отводится родному языку, т к язык этноса представляет собой своеобразный генофонд этнической культуры Логика введения этнокультурного содержания отражает этапы социализации воспитанника, становления его ценностно-рефлексивной позиции в этнокультурном пространстве

3 Национальная гимназия в структуре национально-регионального образовательного пространства выступает как функционирующая модель инновационного учреждения, задающего инновационные образцы построения содержания и технологий образования с этнокультурной ориентацией Специфика гимназического образования заключается в том, что в нем интегрирование реализуются принципы личностно ориентированного образования, система национального дошкольного образования, общеобразовательная подготовка повышенного уровня, профильная подготовка и дополнительное образование, удовлетворяющее этнокультурные потребности гимназистов

Освоение педагогическим коллективом модели образовательной деятельности, адекватной миссии гимназии, протекает как процесс, включающий изучение образовательного потенциала гимназии, ознакомление педагогического коллектива с теоретическими основами, целями, содержанием и технологиями обеспечения этнокультурной направленности образования, вовлечение педагогов гимназии в инновационный поиск, связанный с созданием авторских педагогических систем, ориентированных на этнокультурное становление учащихся гимназии, создание организационных форм методической деятельности, позволяющих реализовать миссию инновационного центра в региональном образовательном пространстве, продуцирующего новые образцы педагогической деятельности с этнокультурной ориентацией

Базой исследования являлись муниципальные образовательные учреждения «Калмыцкая национальная прогимназия», «Калмыцкая национальная гимназия» г Элисты Республики Калмыкия

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1995-го по 2006 г и условно можег быть подразделено на три этапа

Первый ornan работы (1995—2000 гг ) — поиск (констатация) — включал разработку основной концептуальной идеи исследования, определение цели, задач, логики исследования, анализ философских, этнопсихологических, этнопедагогических, методических источников по проблемам этнокультурного образования, национального гимназического образования Проводились опытно-экспериментальная работа, апробация и внедрение результатов исследования

Второй этап работы (2001—2005 гг) — проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня этнокультурного образования учащихся, формирующий экспери-мен1, в ходе которого велась экспериментальная проверка эффективности разработанного комплекса организационно-педагогических условий и средств формирования этнокультурного образования в Калмыцкой национальной гимназии

Третий jman работы (2005—2006 гг ) — осуществлялись анализ, оценка и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования, были сформулированы основные выводы и рекомендации, осуществлялись оформление полученных результатов в тексте диссертационного исследования и определение перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Объем и структура диссертации. Диссертация (213 с ) состоит из введения (9 с), двух глав (1-я — 74 с , 2-я — 106 с ), заключения (3 с), библиографии (217 наименований), 7 приложений, а также содержит в тексте 10 таблиц, 6 рисунков

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Этнокультурная направленность образования в национальной гимназии» проведен аналитический обзор проблемы, выявлены предпосылки создания национальной гимназии в Республике Калмыкия, раскрывается сущность этнокультурного содержания образования в национальном гимназическом образовании, обосновываются его цели, задачи, содержание, выделяются его показатели, признаки проявления, особенности, критерии и уровни сформированное™ этнокультурной самоидентификации, общечеловеческих ценностей у учащихся Обоснованы условия включения ценностей национальной культуры калмыц-

кого этноса в содержание гимназического образования, педагогическим потенциал этнокультурного компонента образования в формировании национального самосознания В этой главе представлена модель процесса становления системы этнокультурного образования в инновационном учреждении — национальной гимназии, в основе которой находится задача овладения педагогами новыми образцами педагогической деятельности

В последнее время (90-е годы XX в ) выполнено значительное количество научно-теоретических и опытно-экспериментальных работ, посвященных проблемам этнокультурного образования регионализации и созданию национальных систем образования в различных регионах (А Р Атутов, В К Бацын, Н К Елаев, Ь А Жирков, М Н Кузьмин, О Д Мукаева Г В Мухаметзяко-ва, С Д Намсараез), проектированию национального образования (Е П Белозерцев, Р А Исламшин, В А Николаев, А Б Пань-кин, М Е Тайчинов, 10 С Тюнников, В К Шаповалов. Ф Е Яла-лов)

В К Шаповалов исследовал принцип этнокультурной направленности образования, в котором цели задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации

Модель этнокультурного образования с учетом инновационной миссии гимназии, как подтверждает исследование, указывает на приоритетность в гимназии с этнокультурной направленностью следующих характеристик образования

• содержание включает в себя в форме метапредметного компонента совокупность элементов этнической материальной и духовной культуры, представленных в логике онтогенеза личности,

• разработка и распространение, в том числе на региональном уровне, передовых традиций, методов и приемов народного воспитания создают эффективные условия для совершенствования педагогического процесса и воспитания гимназистов в соответствии с народными идеалами совершенного человека,

• построение педагогической деятельности ведется на основе методологически обоснованного использования народной философии, привлечения личностно-утверждающих идей народной педагогики, духовных ресурсов традиционной культуры в целом

Цель этнокультурного образования в национальной гимназии состоит в формировании ценностных ориентаций у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам Содержание этнокультурного образования — это система знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа я его культуры, знаний и этнокультурных достижений других народов, умений и навыков их использования в процессе жизнедеятельности, опыт эмоционально-нравственного отношения к этническим ценностям, принятия их в качестве ценностно-смысловой основы жизнедеятельности

Критерием эффективности этнокультурного образования является его конечный результат — сформированное^, этнокультурной самоидентификации, общечеловеческих ценностей выпускника гимназии В основу характеристики содержания уровней взяты ведущие виды деятельности познавательная, ценностно-ориентировочная, преобразовательная, коммуникативная, при реализации которых учитываются этнокультурные ориентиры и жизненные принципы этноса

Пространство этнокультурного образования, являясь средой трансляции человеческой культуры, может быть смоделировано по подобию активного мира и стать для обучающихся з гимназии развивающимся пространством, обеспечивающим реализацию их прав, свободы действий Этнокультурное образовательное пространство может быть представлено следующим образом Ядром содержания модели этнокультурного образования является этнический компонент (этнокультурный), ориентированный на формирование представителя конкретного этноса Межэтнический (межкультурный) способствует формированию человека российской культуры, способного на диалог, полиэтнический компонент (поликультурный) содержит базовый комплекс знаний, усвоение которого обеспечивает его выход в мировое культурное пространство

Как показывают теоретический анализ проблемы и опытная работа в гимназии, этнокультурное образование выполняет функции обеспечения, с одной стороны, процессов трансляции культуры и с другой — процессов социализации подрастающего поколения

В выполненных к настоящему времени исследованиях структура этнокультурного образования представляет достаточно развернутую многоуровневую систему Так, с процессуальной точки зрения выделяют в содержании этнокультурного образования набор своеобразных ключевых компетенций, обеспечивающих адекватную ориентировку в этнической истории, языке, традициях, стиле мышления, специфических нормах поведения Данные компоненты отражают позиции системного приобщения учащихся гимназии к этнокультуре

Необходимо отметить, что эффективность реализации этнокультурного образования зависит от включенности учителя в культуру этноса, от его компетенции в области реализации ее педагогического потенциала В этом плане становление этнокультурного образования предполагало два направления деятельности коллектива педагогов гимназии — собственно становление содержания и технологий этнокультурного образования как своего рода образовательной программы гимназии и создание системы управленческой и методической поддержки вхождения коллектива педагогов гимназии в новую систему профессиональной деятельности

Эффективность реализации идей и принципов этнокультурного образования во многом зависит от совместных действий учителей, родителей, учащихся и служащих учреждений дополнительного образования, региональных структур управления образованием

Ведущими ценностями национальной культуры, включенными в содержание этнокультурного образования национальной гимназии, являются родной язык, которому отводится приоритетное значение, природа, культура, история, традиции калмыцкого народа

Содержательная часть этнокультурного образования не исчерпывается включением вышеназванных компонентов Она остается открытой, и в зависимости от региональной представленности и локальной соотнесенности в нее входят такие элементы, как фольклор, литература, религия, прикладное искусство и т д Проектирование этнокультурного компонента в содержании образования предполагало учет основных концептуальных позиций интеграции базового и национально-регионального содержания образования

Таким образом, предлагаемая нами модель этнокультурного образования достаточно вариативна и открыта для дальнейшей трансформации в зависимости от поставленных целей и задач конкретного образовательного учреждения

Изучение социально-политической ситуации, исторических условий, влиявших на языковую жизнь, культуоу калмыцкого этноса, современное образование позволило выявить предпосылки для создания Калмыцкой национальной гимназии и определения ее специфики

Сложные периоды в истории калмыцкого народа, неправильная, как показали исследования экспертов, языковая политика в советское время, приведшая к деградации и почти исчезновению калмыцкого языка, а вместе с ним и многих элементов национальной культуры, обусловили по сути национальную трагедию — угрозу исчезновения этноса Все это было своевременно осознано деятелями калмыцкой культуры в 90-годы началось возрождение идей сохранения и развития родного языка, национальной культуры, формирование национального самосознания в современном обществе Это совпало с происходящими в последнее десятилетие XX в в России политическими, экономическими и социально-культурными изменениями, которые характеризуются процессом демократизации общественных отношений Современные демократические преобразования в российском обществе сопровождаются ростом национального самосознания, стремлением народов России к самостоятельному устройству общественной жизни Становление национальной гимназии было включено в структуру процессов интенсивного формирования и восстановления национальных сообществ и культур

Современная образовательная ситуация может быть охарактеризована как переход от тотально-идеологизированной, денационализированной образовательной системы к новому пониманию предназначения образования и воспитания в иных исторических условиях Происходящее изменение парадигмы образования (с предметно-знаниевой на личностно-развивающую) требует более пристального внимания к проблемам изучения образования как наследования культуры Осознаются роль и значение национальной школы в защите национальных культур и исторических традиций, в единении культурного и образовательного про-

странств в условиях многонациональною государства Созрела необходимость создания этнокультурной школы в рамках национально-региональной системы образования

Национальная школа в этих условиях явилась важнейшим институтом сохранения и развития этнической культуры, формирования национального самосознания, освоения детьми и молодежью ценностей родной, общероссийской и мировой культуры Такой подход, представляемый как диверсификация, потребовал коренных изменений содержания, методов, форм организации образовательно-воспитательной системы, даже изменения самого типа школы — открытия национальных учебных заведений (гимназий, лицеев), которые осуществляют национальное образование повышенного уровня

В процессе становления Калмыцкой национальной гимназии как важного культурного явления в жизни этноса учитывались особенности феномена национального гимназического образования В качестве ведущих характеристик такого образования Ф Г. Ялаловым выделены полидисциплинарность, инновационный характер, историко-педагогический детерминизм, продвину-гость, элитарность

Реализация принципа историко-педагогического детерминизма в моделировании современной Калмыцкой национальной гимназии позволила выявить специфическое содержание этноориен-тированного гимназического образования

Современная национальная гимназия, в частности Калмыцкая, создается на пересечении трех видов образования — классического гимназического, национально-народного и общего среднего

Специфической особенностью Калмыцкой национальной гимназии стал культурологический подход, который выступает главным методологическим инструментом в моделировании содержания национального гимназического образования и в рамках которого образование в гимназии строится на трех взаимосвязанных уровнях — этнокультурном, межкультурном и поликультурном, что обеспечивает личности возможность этнической, общероссийской и общечеловеческой самоидентификации

Модель национального гимназического образования реализует две ведущие идеи, согласно которым Калмыцкая национальная гимназия является, во-первых, учебным заведением, осу-

ществляющим этноориептированное образование, во-вторых, школой нового типа, реализующей принципы личностно ориентированного образования

Таким образом, главной целью Калмыцкой национальной гимназии, определяющей ее сущность на этнокультурном уровне, является создание условий (среды) для формирования личности — носителя калмыцкой культуры с высоким уровнем национального самосознания, ориентированной на общечеловеческие ценности, на межкультурном — создание условий (среды) для формирования личности, знающей и уважающей культуру других народов, человека российской культуры в межэтнической культурно-образовательной среде, и поликультурном — создание условий (среды) для формирования личности общечеловеческой культуры в мировом образовательном пространстве

Если первая идея (национально-ориентированное образование) привела нас к определению главной цели, то вторая (личностно ориентированное образование) — к условиям реализации этой цели на практике

Калмыцкая национальная гимназия — модель инновационного учреждения культурологической направленности, в которой образование дается в трех взаимосвязанных уровнях — этнокультурном, межкультурном, поликультурном Это школа нового типа, реализующая принципы личностно ориентированного образования, осуществляющая национальное дошкольное образование, повышенную общеобразовательную подготовку, профильную подготовку и дополнительное образование, удовлетворяющее этнокультурные потребности гимназистов

Во второй главе «Система работы инновационного образовательного учреждения по обеспечению этнокультурной направленности образования» представлены модель процесса формирования этнокультурного содержания образования в условиях национальной гимназии, результаты опытно-экспериментальной работы по созданию системы работы гимназии, направленной на обеспечение этнокультурной ориентации образования Опытная работа ставила своей задачей выявление факторов, обеспечивающих эффективное формирование этнокультурного потенциала личности учащихся Модель образовательного учреждения, реа-

лизующего этнокультурную направленность образования, включает определение

• миссии образовательного учреждения,

• цели, задач и особенностей педагогического процесса в образовательном учреждении инновационного типа,

• структуры процесса, раскрывающей его содержание, логику, психологические особенности усвоения данного типа опыта, мониторинха преемственности ступеней обучения,

• условий воспитания личности с высоким уровнем национального самосознания, ориентированной на общечеловеческие ценности, готовой к созидательной, творческой деятельности, конкурентоспособной на образовательном и трудовом рынках Российской Федерации и мировою пространства

В структуре цели этнокультурного образования в гимназии выделены такие направления как формирование ценностных ориентации у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам, качеств, обеспечивающих социализацию личности, становление национального самосознания, этнокультурной самореализации

В связи с этим особенностями образовательного процесса в национальной гимназии являются этнокультурная направленность его содержания и технологий, система методической поддержки деятельности педагогов по реализации этнокультурного компонента образования, развитие творческих способностей личности в этнокультурной сфере организация целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в гимназии — в единстве с семьей и социумом Это возможно при открытости воспитательной системы окружающему социуму, участии социального окружения в охране и социальной защите детей, заботе о материальном обеспечении, духовном обогащении, создании условий для творческого личностного развития детей

Процесс формирования этнокультурной направленности личности учащегося гимназии предполагает выполнение следующих условий

— включение воспитанников в родную этнокультурную традицию хх реализация конституционного права воспитания и обучения учащихся на родном языке,

— создание родной языковой среды (этнокультурной среды), особое внимание уделяется использованию в процессе обучения и воспитания детей педагогических функций языка по трем направлениям язык — основа народного воспитания, язык — средство диалога культур, язык — средство развития личности,

— создание в I имназии комфортной доброжелательной атмосферы, приближенной к семейной, основанной на этнических традициях нравственного воспитания куль г ребенка, семьи, предков, природы, родной земли,

— организация среды для интеллектуального развития не только детей, но и педагогов,

— погружение детей в атмосферу творчества и мир прекрасного посредством приобщения к лучшим достижениям традиционной калмыцкой культуры и искусства, а через них — включение в мир общероссийской и мировой культур,

— организация здоровьесберегающей среды на этнопедаго-гических традициях при использовании современных технологий,

— подбор режима работы, учитывающего калмыцкие национальные традиции, что соответствует идее образовательного учреждения «полного дня», где воспитательная работа является продолжением учебного процесса,

— организация развивающей предметной среды, которая, во-первых, отражает культуру, искусство, историю калмыцкою народа, стиль и колорит архитектуры Востока, во-вторых, обеспечивает более прочное усвоение материала, высокие результаты образования

Выполнение этих условий невозможно без привлечения значительного теоретического научно-педагогического потенциала, разработки и апробации новых методических компонентов, связанных с развитием калмыцкой школы

Национальная гимназия осуществляет дошкольное образование, начальное национальное общее образование, повышенную общеобразовательную подготовку по программам повышенного уровня (федеральным, национально-региональным) и дополнительное образование

Результать! опытно-экспериментальной работы, в результате которой была построена и апробирована модель, а также раскрыт механизм формирования этнокультурного содержания образования в Калмыцкой национальной гимназии, позволили уточ-

нить технологию становления этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении — гимназии

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 10 лет и условно может быть подразделена на три этапа

Опытная работа была направлена на организацию процесса профессионального роста учителя, обеспечивающего преобразование мотивационно-ценностного отношения к этнокультурному содержанию образования, расширение методических знаний, совершенствование умении и навыков, необходимых для развития творческого потенциала в процессе решения проблемы внедрения этнокультурного образования

Исходными характеристиками подготовленности учителя к реализации этнокультурного образования выступали этнокультурная компетентность, система ведущих понятий, ориентирующих его в этнокультурном наследии (сущность и содержание национальной культуры, национально-региональный компонент и т д ), осознание значения, функций дидактических и воспитательных возможностей этнокультурного компонента содержания образования, предметно-региональная компетентность, технологическая подготовленность к созданию ситуаций освоения этнокультурного опыта

На первом этапе теоретически обоснованы и апробированы система национального образования на дошкольной и начальной ступенях с эстетическим уклоном, целостный учебно-вос-питательныи процесс по созданию условий для воспитания личности с высоким уровнем национального самосознания, ориентированной на общечеловеческие ценности разработан учебный план, создано методическое обеспечение ряда дисциплин, включенных в национально-региональный и школьный компоненты Отработана и освоена коллективом система диагностики, показывающая динамику включенности детей в нацчональную культуру, рост их интересов, потребностей в занятиях по этнокультурным дисциплинам, их активности в творческой деятельности Второй этап работы включал эксперимент с целью выявления исходного уровня и формирования системы работы учителей по этнокультурному образованию учащихся На этом этапе был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого велась экспериментальная проверка эффективности разрабоганно-

го комплекса организационно-педагогических условий и средств формирования этнокультурного образования в условиях Калмыцкой национальной гимназии Успешность работы учителей гимназии, как показала экспериментальная работа, во многом зависит от диагностирования комплекса отношений самих педагогов к этнокультурной, межкультурной и поликультурной действительности, знаний, умений, обеспечивающих накопление опыта этнокультурной деятельности В основу диагностики легли современные методы, включая генетико-моделирующий метод, игровой, метод самопроектирования и т п Это позволило изучить потребности учащихся в обращении к культурно-историческому народному наследию, исследовать специфику «присвоения» учащимися содержания образования (системы знаний умений, навыков национальной культуры и отражаемых в них понятий и ценностей) и особенностей народно-творческой деятельное!и учащихся в условиях активного преобразования элементов национальной культуры (творческая деятельность), проанализировать развертывание этнокультурной деятельности на протяжении ряда лет у одних и тех же детей и ее влияние ьа становление национального самосознания, выявить общие тенденции развития многоуровневой идентичности личности

Такая организация опытно-экспериментальной работы показала динамику и выявила тенденции формирования этнокультурной идентичности, позволила проследить процесс приобщения детей к национальной культуре в педагогическом пространстве : имназии

Детям и их родителям предлагалась анкета «Этническая мар-гиналытость», адаптированная методика А В Сухарева, позволяющая выявить отношение учащихся и родителей к различным аспектам национальной культуры (см табл на с 21) В представленной таблице отчетливо наблюдается тенденция к проявлению у детей незначительных чувств этнической гордости, причастности к родной культуре при достаточно высоком уровне отношения к национальной культуре родителей Системно проведенная работа позволила переломить ситуацию, и по многим позициям этнокультурные интересы и потребности детей превысили показатели родителей. В ходе эксперимента родители повысили свои знания в области этнокультуры, и, по их признанию, дети помогли им использовать новое в повседневной жизни

№ Показатель Родители, % Дети, %

начало ЭР окончание ЭР начало ЭР окончание ЭР

1 Знают я владеют родным языком 40(41) 50 (42) 'О(П) 90 (46)

2 Любят и знают калмыцкий фочьклор 40(39) 84 (42) 15(14) 98 (51)

3 Знают народные песни 75 (73) 85 (75) 25 (26) 98 (53)

4 Поют калмыцкие народные песни 40 (38) 60 (43) 25 (24) 98 (49)

5 Знают обычаи и традиции народа 68 (66) 98 (74) 38 (37) 98 (65)

6 Применяют обычаи и традиции в повседневной жизни 52 (51) 98 (66) 38 (38) 98 (52)

7 Этнопшание 95 (94) 99 (94) 64 (63) 95 (74)

8 Любят ландшафт Калмыкии 74 (74) 86 (76) 32 (33) 96 (68)

Примечание В скобках приведены результаты исследования массового опыта

Применение опосредованного педагогического руководства в этнокультурном образовании учащихся, выявлении готовности к сотрудничеству педагогов как основное условие преемственности ценностей национальной культуры изучалось с разных сторон в учебно-воспитательной работе, внеурочной, творческой работе, в диалогах с детьми и родителями, с учащимися разного возраста Основными методами были наблюдения и самооценка готовности сотрудничать Исследовались все педагогические работники гимназии в начале эксперимента в количестве 32 человек, в конце эксперимента — 45 человек Этнокультурная компетентность педагогического коллектива показана на рисунке (см с 22)

Сравнительный анализ показывает, что по окончании эксперимента этнокультурная компетентность педагогов возросла по сравнению с началом эксперимента Значительно увеличилось количество педагогов I уровня (высокого) — с 10 до 42% (+18%), следовательно, количество педагогов II уровня (среднего) снизи-

лось с 78 до 49% (-12%), а показатели компетентности педагогов Ш (низкого) уровня остаются почти без изменений 10 и 9% (12 и 13%), так как в гимназию прибывают педагоги с небольшим опытом работы.

д — начало эксперимеШа

■ — окончание эксперимента

Таким образом, адаптированная совокупность диагностических методик позволила нам достаточно объективно проследить результаты этнокультурного образования в национальной гимназии. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность модели Калмыцкой национальной гимназии, формирующей этнокультурное содержание образования.

В заключении диссертации излагаются основные выводы и результаты, полученные при решении задач исследования.

Содержание этнокультурного образования предстает как система знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность народа и его культуры, понимание этнокультурных достижений других народов, умения и навыки их использования в жизнедеятельности. Специфика образования в национальной гимназии состоит в приоритете этнокультурного компонента в образовательной системе и инновационной прогностической направленности деятельности данного образовательного учреждения. Этнокультурный компонент гимназического образования, представленный в исследовании в виде сущностных

I уровень Е1 уровень III уровень

элементов калмыцкой национальной культуры, имеет форму над-предметной структуры и определенную направленность в образовании

Выявлены организационно-педагогические условия освоения коллективом педагогов гимназии системы работы по реализации этнокультурного образования изучение образовательного потенциала гимназии (диагностика этнокультурной и профессиональной компетентности педагога, изучение потенциала детей), ознакомление педагогического коллектива с теоретическими основами, целями, содержанием и технологиями обеспечения этнокультурной направленности образования (семинары, консультации, конференции и др ), включение педагогов гимназии в инновационный поиск, связанный с созданием «авторских» педагогических систем, ориентированных на этнокультурное становление учащихся гимназии (творческие лаборатории, кафедры, служба консультантов), создание организационных форм методической деятельности, позволяющих реализовать миссию инновационного центра в региональном образовательном пространстве, продуцирующего новые образцы педагогической деятельности с этнокультурной ориентацией

Многоуровневая система управленческой и методической поддержки образовательных инноваций (научно-методический совет, научный руководитель, служба консультантов, кафедры, творческие лаборатории учителей, научное общество гимназистов, педагогические советы, семинары, научно-практические конференции, конкурсы методических разработок и др ) обеспечивает этнокультурную направленность образовательного процесса в инновационном образовательном учреждении (национальной гимназии)

Представленное диссертационное исследование может служить основой для дальнейшей разработки проблемы становления гистемы этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении, более детального изучения инновационных моделей этнокультурного образования

Содержание и результаты исследования отражены в публикациях:

1 Ченкураева, Е Н К вопросу о формировании личности младшего школьника в образовательном учреждении с этнокультурной направленностью / Е Ч Ченкураева // Этнопедагогика — педагогика жипни — Элиста 2001 —С 265 (0,06 п л)

2 Ченкураева, Е II Калмыцкая национальная гимназия — цели, задачи, перспективы / Е H Ченкураева//Сборник материалов научно-практической конференции — Элиста, 2003 — С 8—10 (0,2 п л)

3 Ченкураева, Е H Этнокультурная направленность содержания образования в условиях национальной школы / Е H Ченкураева // Сборник межрегиональной научно-практической конференции — Элиста, 2003 — С 86 —87 (0,2 п л)

4 Ченкураева, Е H Этнокультурная направленность образование в национальной школе /Е H Ченкураева//Реальность этноса Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности материалы VIII Междунар науч -практ конф — СПб , 2006 — С 435— 438 (0,3 п л )

5 Ченкураева, Е H Национальная гимназия как средство формирования этнокультурного образования / Е H Ченкураева /7 Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона материалы VIII годич собр Юж отд-ния РАО - - Ростов н/Д , 2006 — С 153— 155 (0,2 п л)

6 Ченкураева, Е H Этнокультурная направленность содержания образования в национальной школе/ЕН Ченкураева// Вести Сарат гос агроуниверситегаим H И Вавилова —2006 —№6, вып 3 —С (94—198 (0,3п л)

7 Ченкураева, Е H Изучение эпоса Джангар в 1—4 национальных классах метод пособие / Е H Ченкураева, Е А Бадма-Халгаева — Элиста АПП «Джангар», 2004 — 51 с (ав1 -- 2,0 п л )

8 Ченкураева, Е Н. Авторские разработки педагогов эстетического центра национальной гимназии метод пособие / Е H Ченкураева, С Д Евгеева, M Б Хейчиева — Элиста АПП «Джангар», 2004 — 51 с (авт — 2,0 п л )

Научное издание

Ченкураева Екатерина Николаевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Автореферат

Подписано к печаги 27 02 2007 г Формат 60x84/16 Печать офс Бум офс Гарнитура Times Уел печ л 1,4 Уч-изд л 1,5 Тираж! 10 экз Заказ

ВГПУ Издательство «Перемена» Типография издательства «Перемена» 400131, Волгоград, пр им В И Ленина, 27

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ченкураева, Екатерина Николаевна, 2007 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

Этнокультурная направленность образования в национальной гимназии.

1.1. Теоретические основы содержания этнокультурного образования.

1.2. Специфика Калмыцкой национальной гимназии как инновационного образовательного учреждения.

Выводы

ГЛАВА II.

Система работы инновационного образовательного учреждения по обеспечению этнокультурной направленности образования»

2.1. Организационно-педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в национальной гимназии. 87 2.2. Этапы реализации этнокультурного содержания образования в национальной гимназии.

Выводы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении"

Актуальность:

В современной ситуации развития образования наблюдается тенденция роста «этничности». Этнокультурным парадоксом называют исследователи противоречие между всплеском национального самосознания и недостаточной разработанностью данного аспекта образования. Стремление сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и породили повсеместный интерес к своим корням у отдельных личностей и целых народов. Этническое возрождение, получившее широкое отражение в научно-педагогических исследованиях, является характерным феноменом второй половины двадцатого века.

Усиление этнокультурной направленности содержания общего образования привело к изменению «конфигурации» российского культурно-образовательного пространства в 90-годы XX в. Принятый в 1992 г. Закон РФ «Об образовании», основными положениями которого являются приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, закрепил за каждым субъектом Российской Федерации право на построение содержания образования с учетом национально-культурных особенностей, географии и истории региона, потребностей его жителей в приобщении к этнической культуре, а через нее к богатствам национальной, общероссийской, мировой культур. В последние годы проблема этнической культуры в образовательно-воспитательном процессе стала одной из наиболее востребованных проблем не только научной и практической педагогики, но и всего общества в целом. Последнее нуждается в человеке, характеризующимся интеллектуальной свободой, высоким нравственным потенциалом, хорошим эстетическим вкусом, пластичностью межличностного, межнационального и социального общения. Развитие всех этих качеств в достаточно массовом масштабе невозможно без создания эффективной системы образования, реализующей потенциал этнической культуры.

В условиях многонационального Российского государства, построенного по этнорегиональному принципу, необходимо выделить и постоянно учитывать удовлетворение этнокультурных потребностей личности в сфере образования. Эффективная система использования этнической культуры, в тесном единстве с этнологией, философией, культурологией, психологией, этнопедагогикой, как раз и обеспечивает национально-культурный фундамент российской государственности.

Проблема формирования ценностей этнической культуры как важной составляющей личности учащихся, неразрывно связана с формированием национального самосознания, являющегося предметом исследования психологов (J1.C. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Р.А.Максимов, В.С.Мерлин, В.В.Столин, И.Н.Чеснокова и др.), этнографов (А.Г.Агаев, Ю.В.Бромлей, Л.М.Дробижева, В.И.Козлов, Г.В.Шелепов и др.), философов (Арнольдов, С.Н.Артановский, Э.А.Баллер, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, В.С.Соколов и другие), в работах которых выявлены ценности национальной культуры и закономерности влияния на социально-культурные, политические, экономические процессы в обществе.

Этнокультурное образование как педагогическая система базируется на современных концепциях дидактики и личностно-развивающего образования, представленных в работах В.И.Андреева, Е.В. Бондаревской, Д.В.Вилькеева, Б.С.Гершунского, В.А.Караковского, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, Н.Д.Никандрова, М.М.Поташника, В.В.Серикова, М.Н.Скаткина, В.К.Шаповалова и других.

Исследование роли народных традиций, обычаев в воспитательной и образовательной деятельности школы, начатое К.Д. Ушинским, продолжено в работах таких ученых, как В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, Я.И. Ханбиков и др. Нравственный, эстетический и др. аспекты этнокультурного воспитания средствами культуры рассматриваются в работах

Ш.А. Амонашвили, В.К. Бацина, Г.М., Борликова, JI.A. Воловича, Б.Т. Лихачева, А.Б. Панькина, Ф.Ф. Харисова. Новые подходы к решению проблем личностно-ориентированного образования как особому виду образования, обоснованы в трудах Е.В.Бондаревской, В.И.Данильчука, В.В.Зайцева, Е.А.Крюковой, Н.К.Сергеева, В.В.Серикова, И.Я Якиманской и др.

Исследования инновационной деятельности с точки зрения внедрения достижений педагогической науки и распространения передового педагогического опыта (Е.В. Бондаревской, М.К.Енисеева, В.В.Зайцева, В.Г.Максимова, В.М.Монахова, Н.Д.Никандрова, А.М.Саранова, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, М.Г.Харитонова и др.).

При разработке этнокультурных компонентов содержания образования учитывались результаты исследований в области калмыцкой культуры и народной педагогики калмыков, педагогических возможностей калмыцкой национально-региональной системы образования (Г.А. Артаева, С.А. Даваев, Р.Б. Дякиева, 3.0. Кекеева, О.Д. Мукаева, JI.H. Мукаева, С.И. Мургаева, A.JI. Полякова и др.).

Развитие национальной системы образования в Калмыкии основывается на реализации закона «О языках Республики Калмыкия», Указа Главы РК «О развитии национальной системы образования РК», где гражданам гарантируется свободный выбор языка, воспитания и обучения. Возрастает значение национальной политики в образовании, а именно в создании инновационных школ, выполняющих государственный и социальный заказ на воспитание и формирование личности-гражданина с развитым национальным самосознанием и одновременно поликультурным мышлением. В связи с этим возрастает роль исследований, в которых представлен опыт становления и развития инновационных учебных заведений с этнокультурной направленностью образования.

Этнокультурная направленность образования, как показывает опыт, в наиболее полной мере может быть реализована в национальной школе. Национальная школа и ее инновационный тип - национальная гимназия — выступает как важнейший институт сохранения и развития этнической культуры, формирования национального самосознания, освоения детьми и молодежью ценностей родной, общероссийской и мировой культур.

Таким образом, анализ научной литературы и педагогической практики позволил отметить недостаточность теоретических и методических работ, отражающих специфику реализации этнокультурной направленности образовательного процесса в инновационных образовательных учреждениях и, соответственно, выявить противоречия: между значительным личностно-развивающим потенциалом инновационных образовательных учреждений и недостаточным использованием их возможностей в реализации этнокультурного образования; между тенденцией возрождения гуманистических ценностей (индивидуальность самоопределения, свобода, саморазвитие, сотрудничество) и фрагментарным включением идей национальной культуры в содержание и технологии работы педагогических коллективов инновационных образовательных учреждений; между необходимостью внедрения современных моделей этнокультурного образования посредством создания инновационных школ (гимназий, лицеев), обеспечивающих высокий уровень этнокультурного развития личности и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса; между необходимостью создания системы организационно-педагогических процедур становления этнокультурного образования в инновационных образовательных учреждениях и отсутствием научно обоснованной системы вхождения педагогического коллектива инновационных учреждений в пространство этнокультурного образования.

Данные противоречия обусловили выбор проблемы исследования, состоящей в необходимости определения того, каковы организационно-педагогические условия становления системы работы инновационного учреждения, реализующего этнокультурное образование.

Цель исследования состоит в выявлении организационно-педагогических условий обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении.

Объект исследования: образовательный процесс в инновационном образовательном учреждении с этнокультурной направленностью.

Предмет исследования: педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности в инновационном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: становление этнокультурной направленности образования как приоритетного направления деятельности педагогического коллектива инновационного образовательного учреждения (структуре национального образовательного пространства) будет эффективным если: управленческие и организационно-методические структуры гимназии будут ориентированы на обеспечение этнокультурной направленности образования как приоритетного системообразующего направления деятельности педагогического коллектива национального инновационного образовательного учреждения (гимназии); будут разработаны, приняты коллективом и целенаправленно реализованы принципы отбора и включения в содержание образовательных областей гимназического образования элементов этнокультурного опыта; будет систематически изучаться личностно-творческий потенциал и способности учащихся и осуществляться мониторинг условий и факторов гимназической среды, обеспечивающих становление этнокультурного опыта личности; компоненты этнокультурного опыта, соответствующие возрастному генезису личности учащихся, будут включены в содержание гимназического образования на различных этапах его реализации и представлены в структуре образовательных областей и в содержании организуемого гимназией творческих видов дополнительного образования; личностное развитие учащихся будет обеспечиваться системой личностно-развивающих образовательных технологий (контекстных, диалогических, имитационно-моделирующих, проектно-творческих, ситуационно-событийных), обеспечивающих выявление, поддержку и реализацию личностного потенциала учащихся; система управления образовательным учреждением будет ориентирована на методическое обеспечение и психологическую поддержку ориентации педагогов и учащихся на цели и ценности этнокультурного образования, реализация которых составляет миссию инновационного учреждения - национальной гимназии.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Обосновать содержание этнокультурного компонента гимназического образования.

2. Выявить организационно-педагогические условия освоения коллективом педагогов гимназии системы работы по реализации этнокультурного образования.

3. Разработать и опробовать систему управленческой и методической поддержки образовательных инноваций, обеспечивающих этнокультурную направленность образовательного процесса в инновационном образовательном учреждении (национальной гимназии).

Теоретико-методологической основой исследования стали работы представителей школ современной этнопедагогики, культорологии, психологии этноса, современные педагогические представления о взаимосвязях в учебно-воспитательном процессе, о теории познания и развития личности, психологии предметной деятельности, интеграции учебного процесса и методики проведения научных исследований.

В процессе исследования учитывались труды общеметодологического характера известных ученых-педагогов: Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Г.Н.Волкова, М.А.Данилова, И.К.Гончарова, И.Я.Лернера,

М.А.Скаткина, М.И.Махмутова, Л.А.Воловича, В.П.Беспалько, В.К.Шаповалова и др.

Методы исследования:

• теоретические - анализ исторической, психолого-педагогической, методической, философской, социологической литературы по проблеме исследования с целью анализа основных понятий, категорий и изучения состояния исследуемой проблемы в науке и практике;

• экспериментально-диагностические - наблюдение, беседа, психодиагностика учащихся;

• формирующий эксперимент - опытно-экспериментальная работа с целью апробации организационно-педагогических условий формирования этнокультурного образования; методы корреляционного анализа и математическая обработка результатов исследования.

• эмпирические — методики, позволившие определить уровень включения учащихся в этнокультуру.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их соответствием тенденциям развития современной педагогики и передовому педагогическому опыту, адекватностью используемых методов логике исследования; корректной теоретической разработкой и экспериментальной проверкой на практике основных положений; реальным положительным результатом в целостном педагогическом процессе; применением соответствующих предмету методов обработки данных, полученных в ходе эксперимента с опорой на инновационную практику.

Научная новизна исследования заключается в обосновании исторической обусловленности, миссии и специфики этнокультурного образования в национальной гимназии. Образовательная система гимназии выступает как интегратор инновационных преобразований в национально-региональном образовательном пространстве, задает образцы новаторской педагогической деятельности с этнокультурной ориентацией. В исследовании показана логика и условия становления инновационного образовательного учреждения - национальной гимназии, развитие которого обеспечивается системой организационно-управленческих, культурно-содержательных, технологических аспектов целостного образовательного процесса в инновационном учреждении. Выявлены организационно-педагогические условия становления национальной гимназии как инновационного учреждения с этнокультурной направленностью, среди которых - разработка и внедрение в практику принципов построения этнокультурного компонента гимназического образования; моделирование этнокультурной образовательной среды в гимназии в соответствии с ситуационно-событийной моделью усвоения этнокультурного опыта учащимися в учебном процессе в системе творческих видов дополнительного образования: применение инновационных -контекстных, проектных, диалогических и др.; мониторинг становления этнокультурной направленности личности учителей и учащихся гимназии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие принципов отбора содержания и технологий организации этнокультурного образования, в раскрытие возможностей его реализации в инновационном образовательном учреждении (гимназии). В исследовании существенно дополнено представление об этнокультурной миссии гимназии в структуре национально-регионального образовательного пространства, об инновационном развитии образовательного учреждения, в основе которого лежит овладение педагогическим коллективом новой сферой образовательной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и внедрены в практику организационно-педагогические условия становления национальной гимназии как инновационного учреждения, реализующего миссию лидера национально-региональной системы этнокультурного образования. Разработан комплекс учебно-методических пособий и программ по этнокультурному образованию для общеобразовательных школ различных профилей. Результаты исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации для педагогов национальных классов, для руководителей инновационных образовательных учреждений национальных регионов Российской Федерации.

Апробация результатов исследования осуществлялась через их представление и обсуждение на заседаниях кафедры педагогики и психологии Калмыцкого государственного университета, выступления на ежегодных конференциях учителей. Основные положения диссертации докладывались на Международной (Элиста — 1997, 2001, Санкт-Петербург - 2006), Всероссийской (Элиста - 1999), региональной (Сочи - 2003, Ростов на Дону -2006) республиканских (2004, 2005) научно-практических конференциях. Результаты исследования обсуждались на курсах повышения квалификации, на педагогических советах в Калмыцкой национальной гимназии, через публикацию материалов в печати.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической педагогической деятельности соискателя (1994-2006гг.) в качестве заместителя директора и директора Калмыцкой национальной гимназии, в учебно-воспитательном процессе Калмыцкой национальной прогимназии - Калмыцкой национальной гимназии г.Элиста Республики Калмыкия, на курсах повышения педагогов национальных классов, на городских и республиканских семинарах педагогов по данной проблеме. Внедрение учебно-методических пособий и программ получило поддержку Учебно-методического Совета при Министерстве образования РК.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ II ГЛАВЫ

Воспитанию учащихся в этнокультурном контексте уделяют школы, учреждения дополнительного образования, культуры, административные органы власти, но тем не менее в широкой практике приобщение учащихся к национальной культуре не находит достойного отражения, отсутствуют условия для более глубокого ознакомления учащихся с различными компонентами национальной культуры в учебных заведениях Республики Калмыкия. На

193 констатирующем этапе выявлена необходимость разработки оптимальных организационно-педагогических условий национальной гимназии, специальной программы подготовки педагогов, обеспечивающих целенаправленное приобщение учащихся к родной культуре.

Формирующий эксперимент показал, что при целенаправленной работе по организации и функционированию национальной гимназии, формирующей этнокультурное содержание образования, создании эффективных условий в гимназии можно повысить эмоционально-положительный настрой учащихся к национальной культуре, повысить их интеллектуальный уровень, расширить кругозор учащихся в изучении истории и культуры народа. Помочь гимназисту осознать себя как представителя калмыцкого народа и носителя культуры своего народа и построить мост к культурным ценностям других народов - в этом цель этнокультурного образования.

Проведенное исследование позволяет определить, что универсальная, творчески мобильная личность, способная войти в новую культурную среду, формируется при важной функции образования - трансляции учащимся культуры этноса, российской и общечеловеческой культур. Человек, знающий и уважающий этические и духовные ценности своего народа, не может не уважать традиции, обычаи, этику других народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать заключение, что теоретические и опытно-экспериментальные задачи были решены, выдвинутая гипотеза получила подтверждение, что стало основанием для следующих выводов.

Разработанная модель инновационного образовательного учреждения, реализующего этнокультурную направленность образования, способствует развитию этнокультурной идентификации учащихся. Проведение опытно-экспериментальной работы оказало положительное влияние на развитие национального самосознания, формирование адекватного отношения учащихся к культурным ценностям калмыцкого народа, российским и общечеловеческим ценностям.

В ходе исследования даны научные представления о сущности этнокультурного образования и специфике национального гимназического образования.

Этнокультурное содержание образования является системным нововведением, инновацией, которая начала интенсивно реализовываться в 90-х годах XX столетия при разрешении противоречия между востребованностью гуманистических ценностей (индивидуальность самоопределения личности, свобода, демократия, приоритет национального перед общегосударственным и унитарным и др.) и несоответствием этим идеалам действующих вариантов развития личности, отражающихся в пассивности использования национальной культуры в становлении личности, между необходимостью учета в российском образовании этнокультурных потребностей личности и недостаточной научно-методической разработанностью представления о целях, задачах, содержании, методики и технологии воспитания и обучения, ориентированных на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации. Целью этнокультурного образования является формирование ценностных ориентаций у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам. Содержание этнокультурного образования предстает как система знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа и его культуры, а также понимание этнокультурных достижений других народов, умения и навыки их использования в жизнедеятельности

В данном диссертационном исследовании нами была предпринята попытка, используя передовой педагогический опыт разработать модель Калмыцкой национальной гимназии, реализующей этнокультурное образование.

Калмыцкая национальная гимназия является, во-первых, учебным заведением, осуществляющим этноориетированное образование, во-вторых, школой нового типа, реализующей принципы личностно-ориетированного образования. Специфика образования в национальной гимназии состоит в приоритете этнокультурного компонента в образовательной системе и инновационной прогностической направленности деятельности данного образовательного учреждения.

Этнокультурный компонент гимназического образования, представленный в нашем исследовании в виде сущностных элементов калмыцкой национальной культуры, имеет форму надпредметной структуры и определенной направленности гимназического образования. Ценностями калмыцкой национальной культуры и, соответственно, образа жизни человека, представленными в содержании национального компонента образования, являются калмыцкий язык, родная природа, родная культура, история, традиции калмыцкого народа. Приоритетное значение придается родному языку, именно язык этноса представляет собой своеобразный генофонд этнической культуры. Логика введения этнокультурного содержания отражает этапы социализации воспитанника, становления его ценностно-рефлексивной позиции в этнокультурном пространстве.

Национальная гимназия в структуре национально-регионального образовательного пространства выступает как функционирующая модель инновационного учреждения, задающего инновационные образцы построения содержания и технологий образования с этнокультурной ориентаций. Специфика гимназического образования в том, что в нем интегрирование реализуются принципы личностно-ориентированного образования, система национального дошкольного образования, общеобразовательная подготовка повышенного уровня, профильная подготовка и дополнительное образование, удовлетворяющее этнокультурные потребности гимназистов.

Освоение педагогическим коллективом модели образовательной деятельности, адекватной миссии гимназии, протекает как процесс, включающий: изучение образовательного потенциала гимназии; ознакомление педагогического коллектива с теоретическими основами, целями, содержанием и технологиями обеспечения этнокультурной направленности образования; включение педагогов гимназии в инновационный поиск, связанный с созданием «авторских» педагогических систем, ориентированных на этнокультурное становление учащихся гимназии; создание организационных форм методической деятельности, позволяющих реализовать миссию как инновационного центра в региональном образовательном пространстве, продуцирующего новые образцы педагогической деятельности с этнокультурной ориентацией.

Выявлены организационно-педагогические условия становления национальной гимназии как инновационного учреждения с этнокультурной направленностью, среди которых - разработка и внедрение в практику принципов построения этнокультурного компонента гимназического образования; моделирование этнокультурной образовательной среды в гимназии в соответствии с ситуационно-событийной моделью усвоения этнокультурного опыта учащимися в учебном процессе в системе творческих видов дополнительного образования: применение инновационных -контекстных, проектных, диалогических и др.; мониторинг становления этнокультурной направленности личности учителей и учащихся гимназии.

Представленное диссертационное исследование может служить основой для дальнейшей разработки проблемы становления системы этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении, более детального изучения инновационных моделей этнокультурного образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ченкураева, Екатерина Николаевна, Волгоград

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы /Ю.П. Азаров; - М., 1993. - 608 с.

2. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию: учебное пособие / А.И. Арнольдов. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 349 с.

3. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Jl. М. Дробижева, А.А. Сусоколов М.: Аспект Пресс, 1998. - 235 с.

4. Атутов, П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования / П.Р. Атутов, М.М. Будаева //Педагогика. 2001. - № 2. - С.25-32.

5. Ахияров, К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. / К.Ш. Ахияров Уфа: Изд-во Башкирского педагогического института, 1966,- 242 с.

6. Ахмадеева, Г.Г. О некоторых проблемах национальных инновационных учреждений / Г.Г. Ахмадеева //Инноватика образования в Республике Башкортостан. Материалы респ. Научн.-практ.конф. Вып.2. - Уфа: Изд-во БИРО, 1999. - 126 е.

7. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования / Ю.К. Бабанский М.: Педагогика, 1982.-180 с.

8. Бадгаев, Н.М. Воспоминание о прошлом. Из истории калм. нар.музыки. / Н.М. Бадгаев // Хальмг унн.- 1987. 29 окт.

9. Бадмаев, А.В. Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа / А.В. Бадмаев Элиста, 1968. -209 с.

10. Бадмаева, Г.Ю. Калмыцкая музыка в контексте культур Азии: Учеб. Пособие. / Г.Ю. Бадмаева. М., 1999. - 48 с.

11. Бадмаева, О.Б. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы: Дис. . канд.пед.наук / О.Б. Бадмаева Улан-Уде, 1999. - 174 с.

12. Бадмаева, Т.Б. Шаваши малый жанр танцевального фольклора / Т.Б. Бадмаева // Калмыцкая народная поэзия. - Элиста, 1984. -С.156.

13. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер.1. М.: Наука, 1969.- 292 с.

14. Балханов, В.А. Встреча с прошлым и будущим (наука и фундаментализация образования в контексте целостного мировоззрения) / В.А. Балханов. Улан-Удэ: Изд-во Бурят.госуниверситета, 2002. - 234 с.

15. Басангова Т.Г. Проблемы сохранения традиционной культуры калмыков / Т.Г. Басангова // Теегин герл,- 1998.- № 1. С.9-10.

16. Бахтин М. М. Вопросы литературы и этики / М. М. Бахтин М., 1975.- 125 с.

17. Бацын, В.К. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии: о пробл. нац. образов, политики / В.К. Бацын, М.Н. Кузьмин // Народное образование. -1994,- №4 С. 4-8.

18. Бацын, В.К. Национальные проблемы образования в Российской Федерации./В.К.Бацын, М.Н. Кузьмин М., 1994.

19. Беленчук, JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX -XX в.в. / Л.Н. Беленчук // Педагогика. 1999. - №5 - С. 89-95.

20. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко.- Москва-Воронеж, 2000. 208 с.

21. Белозерцев, Е.П. О национально-государственном образовании в России / Е.П. Белозерцев // Педагогика.- 1998. №3 - С. 30-35.

22. Бембеев, В.Ш. Ойраты. Ойрат калмыки. Калмыки (История, культура, расселение, общественный строй до образования Калмыкии. Ханство в Поволжье и Предкавказье) / В.Ш. Бембеев. -Элиста: АПП «Джангар», 2004, - 483 с.

23. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1990.

24. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность./ B.C. Библер. М.: Знание, 1990.

25. Биткеев, Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся начальной школы / Н.Ц. Биткеев // Нач. школа 1999. -№11- С. 48.

26. Богачинская, Ю.С. Диалоги о воспитании музыкально- одаренных детей / Ю.С. Богачинская, О.В. Гончарова; научн. ред. Сергеев Н.К. Волгоград: Принт, 2002.32