Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности

Автореферат по педагогике на тему «Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Санина, Мария Константиновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Волгоград
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности"

На правах рукописи

САНИНА Мария Константиновна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

13.00.01 —общая педагогика, история педагогики и образования

1 5 мдр 2012

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Волгоград — 2012

005014082

005014082

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет».

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор

Палаткина Галина Владимировна (ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»).

Официальные оппоненты: Вырщиков Анатолий Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор (ГБУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», первый проректор-проректор по науке и инновационной деятельности);

Попова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (ФГБОУ ВПО «Волгоградскийшсударственный социально-педагогический университет», доцент кафедры теории и методики трудового обучения и воспитания).

Ведущая организация — ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный

университет».

Защита состоится 30 марта 2012 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212. 027. 02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http: // www. vspu.ru, http://www/aspu.ru 29 февраля 2012 г.

Автореферат разослан 29 февраля 2012 г.

Ученый секретарь ___ ^

диссертационного совета / / A.A. Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Многонациональный состав участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий обусловливает необходимость наличия у волонтеров культурно-спортивной направленности комплекса этнокультурных знаний, умений и навыков межнационального взаимодействия, способствующих эффективной реализации добровольческой деятельности в условиях мультикультур-ности. Эта потребность имеет своей предпосылкой Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающую обеспечение доступа к национальным и культурным ценностям, сохранение и популяризацию культурного наследия народов России, Национальную доктрину образования в Российской Федерации, в которой определена задача гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки этнической самобытности народов России. Способность волонтеров культурно-спортивной направленности к регулированию ситуаций межнационального взаимодействия, предупреждению даже малейшего дискомфорта во взаимоотношениях представителей различных этнических общностей в спортивном сообществе является этнокультурной грамотностью. Она служит определяющим фактором становления толерантности всех участников и гостей массовых культурно-спортивных мероприятий и синтезирует в себе этнокультурные знания и опыт межнационального взаимодействия (Т.В. Зайцева, Т.В. Поштарева, Е.Л. Трофимова и др.).

По данным диагностическог о эксперимента, проведенного в Волонтерском центре «Паралимпийский» на базе филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи и в волонтерском отряде «Эмпатия» на базе Астраханского государственного университета, лишь 18% волонтеров демонстрируют высокий уровень этнокультурных знаний и умений межнационального взаимодействия в условиях мультикультурности; 39% находятся на низком уровне, и 43% — на среднем уровне сформированное™ этнокультурной грамотности. Это состояние подтверждается исследованиями Г.Н. Волкова, В.П. Комарова, Г.В. Мухаметзяновой, А.Б. Панькина, Ю.С. Тюнникова, Л.В. Харисовой, Ф.Ф. Харисова, Г.Ф. Хасановой, В.К. Шаповалова и др.

Данное обстоятельство является следствием того, что 1) разрабатываемые в последнее время научные рекомендации по включению этнокультурного компонента в образовательный процесс не применяются при подготовке волонтеров и, как правило, предлагают частные улучшения, ограниченный набор этнокультурной информации, ориенти-

рованы на знаниевый аспект преподавания; 2) ни одна из существующих концепций не ориентирует педагогическую деятельность на развитие у волонтеров психологической готовности и умения эффективно функционировать в условиях международных культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, способности к пониманию и принятию культур иных этносов во всем их многообразии через познание собственной этнической культуры; 3) отсутствуют систематизированные научные основы и технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Видно, что инновационная и, тем более, массовая практика образования нуждаются в технологиях, оптимизирующих формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Национальная культура в учебно-воспитательном процессе рассматривается в трудах Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, В.П. Комарова, Г.В. Мухаметзяновой, Ю.С. Тюнникова, Л.В. Харисовой, Ф.Ф. Харисова, Г.Ф. Хасановой и др. Концепция этнокультурного подхода в построении процесса образования освещена в работах А.Б. Панькина, В.К. Шаповалова и др.; научные представления о мультикультурном образовании рассмотрены в работах К. Д. Дмитриева, Г.В. Палаткиной и др.

В педагогической теории активно изучается процесс формирования кросс-культурной (H.H. Васильева, П.А. Копылов, Д.В. Нестеров, В.Г. Ро-щупкин); поликультурной (П.А. Якимов); межкультурной (Л.И. Чернов) грамотности. Теоретическим аспектам проблемы формирования этнокультурной грамотности уделяется внимание в работах У. Книпа, С. Лейми, Д. Лернера, Я. Такера, Р. Сингха и других зарубежных авторов в связи с проблемой формирования глобально ориентированной личности.

Вопрос о гармонии национального и интернационального в воспитании личности рассматривается в работах Х.Х. Галимова, Р. Т. Гарданова, Г.Д. Гачева, М.И. Куранова, Д.С. Лихачева, А.Д. Сол-датенкова, B.C. Соловьева и др.

Для разработки научных аспектов формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности особое значение имеют работы, посвященные вопросам добровольчества в молодежной среде (C.B. Алешенок, Л.И. Багрянцева, О.Ф. Петрова, Е.А. Панова, Т.Н. Мартынова, С.Г. Чухин, Н.В. Черепанова и др.), осмыслению гражданской активности и общественно полезной трудовой деятельности как специфических признаков социальности (К. А. Абульханова-Славская, Ю.М. Забродин, Л.Г. Лаптев, В. А. Петровский и др.), совершенствованию процесса формирования готовности

волонтеров к добровольческой деятельности (Е.С. Азарова, Л.В. Болотова, Ю.П. Качалова, Л.П. Конвисарева, Н.В. Маковей, H.A. Потапова, Е.А. Тополева, П.В. Ходырева, М.А. Щербаков и др.).

Технологические аспекты подготовки волонтеров рассматриваются в работах Г.П. Бодренковой, P.M. Куличенко, A.B. Морова, Н.С. Моровой, Л.Е. Никитина, Е.А. Пановой, Н.Ю. Слабжинина, C.B. Тетер-ского и др.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии устойчивого научного и практического интереса исследователей к изучению процесса формирования этнокультурной грамотности. Однако данная проблема в рамках культурно-спортивной направленности не получила должного теоретического обоснования, т. к. не нашли полного научного осмысления целостное представление, система критериев этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и уровней ее сформированное™:. Кроме того, в научно-педагогических исследованиях не установлены научные основы разработки технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Изучение состояния современной педагогической теории и образовательной практики позволяет выявить ряд противоречий между:

— потребностью культурно-массовой и физкультурно-спортивной практики в волонтерах, обладающих этнокультурной грамотностью, и отсутствием методик подготовки таких волонтеров;

— необходимостью формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и отсутствием специальных исследований о сущности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

— необходимостью использования технологий формирования этнокультурной грамотности в практике подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности и неразработанностью технологического обеспечения этого процесса;

— разнообразием психолого-педагогических средств формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и неразработанностью соответствующих принципов их реализации.

Указанные противоречия определили проблему исследования: разработка и обоснование теоретических основ процесса формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности».

Объект исследования — подготовка волонтеров культурно-спортивной направленности.

Предмет исследования — процесс формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Цель исследования — разработать научное обоснование технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что процесс формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности будет более эффективным по сравнению с существующей практикой, если:

— в постановке целей опираться на понимание этнокультурной грамотности как способности волонтера культурно-спортивной направленности эффективно выполнять свои обязанности, максимально быстро адаптироваться и функционировать в условиях многонациональности состава участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, которая реализуется нри наличии комплекса знаний об особенностях культуры своего и иных народов, умений и навыков межнационального взаимодействия и эмоционально-психологической готовности к данному виду деятельности;

— процесс будет представлять последовательность этапов, обусловленную логикой развития этнокультурной грамотности (от стимулирования интереса к добровольческой деятельности и систематизации знаний об особенностях и специфике культур своего и иных этносов через формирование умений позитивного межэтнического взаимодействия с представителями иной национальности к формированию психологической составляющей этнокультурной грамотности);

— формирование этнокультурной грамотности будет осуществляться с помощью педагогических средств, соответствующих приоритетным задачам каждого этапа (на первом, мотивационно-когнитивном этапе — создание гуманистических, этнотолерантных отношений в социальном учреждении, где обучаются волонтеры различных национальностей; этнокультурная направленность процесса обучения волонтеров с учетом специфики добровольческой деятельности в условиях массовых культурно-спортивных мероприятий; на втором, деятельностно-творческом этапе — вовлечение добровольцев в практическую деятельность мультикультурной направленности; выполнение совместных творческих заданий; на третьем, рефлексивно-преобразующем, этапе — диалог культур, совместный анализ решения различных проблем межнационального взаимодействия в реальных и имитируемых ситуациях в процессе волонтерской деятельности по организации и проведению культурно-спортивных мероприятий);

— технология процесса подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности будет нацелена на последовательное формирование этнокультурной грамотности от низкого уровня к среднему и высокому;

— учитывать принципы реализации технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности (равноправие и взаимозависимость этнических культур; уважение к иным взглядам, ценностям, верованиям; стимулирование сознательного включения обучаемого в процессы межнационального взаимодействия и самокоррекции в отношениях с представителями иных культур, этносов и религий; учет разнообразных факторов окружающей социальной среды — полиэтничности и мультикулыурности волонтеров учебной группы, региональных, конфессиональных особенностей).

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:

1) определить сущность этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

2) выявить уровни сформированное™ этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

3) разработать технологическую модель формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

4) обосновать принципы реализации технологической модели формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения целостного подхода о системности, структурированности педагогических явлений и процессов (B.C. Ильин, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.), позволившие рассмотреть процесс формирования этнокультурной грамотности как целостный феномен; идеи этнопедагогического подхода в воспитании (В.Г. Богораз, Д.В. Буб-рих, С.К. Бондырева, З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков,

A.Э. Измайлов, B.C. Мухина, О.Д. Мукаева, Ю.А. Рудь, М.И. Сгель-махович, Г.А. Стачинский, E.JI. Христова, H.H. Харузин) о восприятии культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры, позволившие выделить элементы общности национальных культур, образующих общечеловеческую культуру; идея культурного релятивизма в изучении этнических культур (М. Херсовиц), позволившая рассматривать каждую этническую культуру как равноправную систему; идеи проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кларин,

B.М. Монахов, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.), ставшие основой для конкретизации логики развертывания педагогической деятельности.

Исследование проводилось в 2007—2011 гг. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2007—2008 гг.) была сформулирована тема исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблемам формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, изучалось состояние проблемы в теории и на практике, выявлялись основные противоречия, определялись цели, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза.

На втором этапе (2008—2009 гг.) определялись сущностные характеристики этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, особенности технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Осуществлено конструирование технологии, выявлена система средств, проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2009—2011 гг.) включал в себя анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, статистическую обработку данных, формулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

• на 1 -м этапе -— теоретический анализ литературы по данной проблеме; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта по проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий;

• на 2-м этапе — педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование обследуемых в процессе констатирующего и формирующего экспериментов, статистическая и качественная обработка результатов исследования;

• на 3-м этапе — статистический и качественный анализ результатов экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования был Волонтерский центр «Паралимпийский» филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Сочи и отряд «Эмпатия» Регионального научно-методического центра по работе с молодежью Астраханского государственного университета. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 215 студентов, из них 116 человек — в экспериментальной группе, 86 — в контрольной, 13 преподавателей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурная грамотность волонтера культурно-спортивной направленности рассматривается как способность эффективно выполнять добровольческую деятельность, максимально быстро адаптиро-

ваться и функционировать в условиях многонациональное™ состава участников культурно-спортивных мероприятий, которая реализуется при наличии комплекса знаний об особенностях культуры своего и иных народов, умений и навыков межнационального взаимодействия и эмоционально-психологической готовности к данному виду деятельности.

Функциями этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности являются познавательная, регулятивно-поведенческая (нормативная) и функция адаптации к мультикультур-ной среде.

Критериями сформированное™ этнокультурной грамотности волонтеров являются когнитивный (этнокультурные знания об особенностях культуры определенного этноса — его традициях, ценностях, морали и устоях); предметно-деятельностный (необходимые для эффективной волонтерской деятельности умения использовать традиционные, общепринятые модели поведения в ситуации взаимодействия с представителями отличной от своей национальности); эмоционально-психологический (этническая толерантность при разработке стратегий поведения с представителями иной этнической культуры, регулировании взаимоотношений между представителями различных народов).

2. Этнокультурная грамотность волонтеров культурно-спортивной направленности в своем развитии проходит три уровня: низкий (отсутствуют знания об особенностях как своей, так и иной этнической культуры, интерес к истории и культуре как своего, так и иных народов, потребность в познании себя как субъекта этноса; наблюдается неприятие культуры других народов), средний (несистематизированные знания о своем и других этносах, неустойчивая оценка себя как субъекта межкультурных отношений, ситуативное стремление к толерантности в отношениях, анализу добровольческой деятельности по оказанию помощи субъектам массовых мероприятий, неустойчивая готовность взять на себя ответственность в решении конфликтов на национальной почве); высокий (стремление к соблюдению в добровольческой деятельности этических норм по отношению ко всем этносам, адекватная оценка себя как субъекта мультикультурного общества, интерес к познанию своей и других культур, устойчивое стремление к выполнению заданий, требующих наличия знаний об особенностях культур различных народов, умений и навыков межнационального взаимодействия, способность управлять собой, контролировать свои эмоции в любой ситуации межнационального взаимодействия, активность в поиске эффективных путей решения проблем межнациональных взаимоотношений в нестандартных условиях).

3. Технологическая модель формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности включает три этапа.

Мотивационно-когнитивный этап включает в себя цель (стимулирование интереса к добровольческой деятельности в условиях многонациональное™ состава участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий и систематизация знаний об особенностях культур своего и иных этносов); средства (беседы с волонтерами о трудностях добровольческой деятельности в условиях мультикультурности, анализ проблемных ситуаций, возникающих при взаимодействии с представителями иных национальностей; лекции); методы (кросскультурный, моделирование, реконструкция, упражнения); результат (знание бытовых реалий, общественных ритуалов, ценностей, морально-нравственных ориентиров своего народа; знание культуры национального окружения — обычаев, традиций, этнической самобытности; осознание необходимости этнокультурной грамотности для эффективной волонтерской деятельности в условиях многонациональное™ состава участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, активное участие волонтеров в выполнении упражнений, направленных на формирование этого феномена); условия (создание гуманистических, этнотолерантных отношений в социальном учреждении, в которых обучаются волонтеры различных национальностей; этнокультурная направленность процесса обучения волонтеров с учетом специфики добровольческой деятельности в условиях массовых культурно-спортивных мероприятий); средства контроля (модифицированная «Тестовая беседа» С.А. Бан-кова, опросник).

Деятельностно-творческий этап включает в себя цель (формирование умений позитивного межэтнического взаимодействия с представителями иной национальности); средства (групповая дискуссия о технологиях межнационального взаимодействия в процессе волонтерской деятельности в условиях международных культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий; дидактические, творческие и организационно-деятельносгные игры, направленные на выработку коммуникативных умений; тренинговые занятия «Особенности поведения волонтера в условиях мультикультурности культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий», волонтерские проекты); методы (диалога, культурный ассимилятор, проектов); результат (умения выделять общее и разное в этнокультурных понятиях, применять в волонтерской деятельности знания о культурах своего и иных этносов, следовать ценностным предпочтениям своего и иных этносов); условия (вовлечение добровольцев в практическую деятельность мульти-

культурной направленности; организация и выполнение совместных творческих заданий); средства контроля (модифицированная методика «Личностные достижения» П.А. Шептенко, Г.А. Ворониной).

Рефлексивно-преобразующий этап включает в себя цель (формирование этнической самоидентификации, толерантности, способности владеть собой в ситуациях недопонимания, волевых устремлений при решении проблем межнационального взаимодействия в процессе добровольческой деятельности); средства (практические занятия «Другой — ие значит плохой», «Культура межнационального общения», «Разные лица предрассудка», тренинги толерантности); методы (эмпатии, рефлексии, контраста), результат (сформированные личностные эмоционально-психологические качества, способствующие эффективной волонтерской деятельности в условиях многонациональное™ состава участников культурно-спортивных мероприятий); условия (открытость национальной системы подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности, построенной на диалоге культур; совместный анализ решения различных проблем межнационального взаимодействия в реальных и имитируемых ситуациях волонтерской деятельности по организации и проведению культурно-спортивных мероприятий); средства контроля (методика «Диагностический тест отношений» (ДТО); тест «Семантический дифференциал»; «Программа наблюдений за проявлением этнотолерантности-интолерантности» (Г.В. Палаткина) и др.).

4. Технология формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности реализуется при соблюдении принципов релятивизма (равноправие и взаимозависимость этнических культур, слагающих глобальную культуру); толерантности (уважение к иным взглядам, ценностям, верованиям); субъектности (опора на активность самого обучаемого, стимулирование его сознательного включения в процессы межнационального взаимодействия и самокоррекции в отношениях с представителями иных культур, этносов и религий); учета имеющегося исходного уровня сформированности этнокультурной грамотности каждого волонтера (выбор средств развития этнокультурной грамотности применительно к исходному уровню ее сформированности); адекватности (учет разнообразных факторов окружающей социальной среды — полиэтничности и мультикультурности волонтеров учебной группы, региональных, конфессиональных особенностей и т.д.); позитивного восприятия личности (поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие значимые свойства личности); рефлексивности (свобода выбора и самоанализ уровня сформированности этнокультурной грамотности).

Новизна научных результатов исследования заключается в том, что уточнены система функций и структура этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, что дополняет положения о содержании этнокультурной грамотности Л.В. Зем-лянухиной, И.О. Ладенко, Ф.С. Гарифуллиной, Н.В. Гуковой и других спецификой деятельности волонтеров спортивно-культурной направленности в условиях мультикультурности; конкретизированы критерии и уровни сформированности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, которые, в отличие от принятых подходов к определению критериев и уровней сформированности этнокультурной грамотности (H.H. Васильева, П.А. Копылов, Д.В. Нестеров, В.Г. Рощупкин и др.), учитывают сущность волонтерской деятельности, представляющую собой деятельностную составляющую благотворительности, в ходе которой путем личного участия волонтера, представленного в форме безвозмездного труда, решаются проблемы успешной организации и проведения какого-либо культурно-массового или физкультурно-спортивного мероприятия; разработана технология формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, которая дополняет имеющиеся в педагогической практике средства подготовки волонтеров (Г.П. Бодренкова, P.M. Куличенко, A.B. Моров, Н.С. Морова, Л.Е. Никитина, Е.А. Панова, Н.Ю. Слабжинин, C.B. Тетерский и др.); научно обоснованы принципы реализации технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, дополняющие исследования мультикультурного подхода в образовании (Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, Г.В. Палаткина и др.).

Теоретическая значимость результатов исследования определяется уточнением системы функций, структуры, критериев и уровней сформированности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, что расширяет современные представления об исследуемом феномене; обоснованием технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и принципов ее реализации, что дополняет теорию организации целостного учебно-воспитательного процесса. Полученные результаты могут служить теоретической базой научных исследований по проблемам совершенствования подготовки волонтеров других направленностей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; оптималь-

ной количественной базой эксперимента; практическим подтверждением основных положений и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных; сопоставлением результатов исследования с массовым опытом.

Практическая ценность результатов исследования обусловлена тем, что они дают педагогам возможность использовать разработанный критериально-диагностический материал для диагностики формируемого свойства; позволяют расширить спектр педагогических средств подготовки волонтеров; созданная система ситуаций межнационального взаимодействия в рамках волонтерской деятельности, составленное технологическое сопровождение исследуемого процесса способствуют обогащению методического арсенала преподавателей; обоснованные принципы реализации технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности могут стать регулятивами деятельности педагога в подготовке волонтеров; авторские программы учебных дисциплин могут быть использованы при разработке научно-методического сопровождения подготовки учителей, специалистов в области волонтерского движения, а также в системе повышения квалификации педагогов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета (2008—2011 гг.). Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях, материалы которых освещались на межрегиональной научно-практической конференции «Семья и право в условиях современной России» (Сочи, 2008 г.); 5-й Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2009 г.); 4-й Международной научно-практической конференции «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (Самара, 2009 г.); 3-й Всероссийской студенческой конференции «Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности» (Рязань, 2009 г.); 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность» (Сочи, 2010 г.); VI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010 г.); XVII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2010 г.), а также через публикацию материалов исследования в различных научных, научно-методических изданиях (всего опубликовано 16 работ, в том числе четыре — в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности самого исследователя, в работе педагогов, ответственных за подготовку добровольцев в Волонтерском центре «Паралим-пийский» филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи и в отряде «Эмпатия» Астраханского государственного университета.

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 241 с. состоит из введения (17 е.), двух глав (1 -я гл.—58 е., 2-я гл.—95 е.), заключения (3 е.), списка литературы (227 наименований); включает 8 приложений с материалами опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками. Текст диссертации содержит 20 таблиц, систематизирующих эмпирический материал, и 5 диаграмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава диссертационного исследования «Теоретические основы формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Сущность и функции этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности» выявлены особенности волонтерской деятельности, роль волонтеров в ней, определение и функции этнокультурной грамотности в деятельности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Анализ научных подходов (В.А. Козаков, Д.И. Фельдштейн, A.A. Гусейнов и Р.Г. Апресян, Г1.Д. Павленок и др.) к определениям понятий «деятельность», «волонтер», «доброволец», «благотворительная деятельность» позволил сделать вывод о том, что волонтерская деятельность рассматривается как возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества; как неоплачиваемая, сознательная, добровольческая деятельность на благо других; как мировоззрение человека, его способ отношений с окружающим миром; как преобразовательная общественно полезная деятельность, мотивационно обусловленная на различных этапах социализации человека; как общечеловеческая ценность и показатель социального здоровья общества; как добровольческая бесплатная деятельность физических и юридических лиц, направленная на разрешение социально значимых проблем.

Волонтерская деятельность, являясь внепроизводственной, реализуется в политическом (деятельность по управлению общественными организациями социальной направленности, организация социальных

акций на уровне общины, участие в разработке и принятии законов и др.), социальном (предоставление разнообразных видов социальной помощи и поддержки на личностном уровне субъект-субъектного взаимодействия) и культурно-спортивном (организация досуга, благоприятствующего реализации потребностей в физической культуре и спорте и социокультурных потребностей объектов деятельности, приобщению их к здоровому образу жизни и духовным ценностям общества) направлениях.

В ходе исследования было определено, что предметом волонтерской деятельности культурно-спортивной направленности являются культурно-массовые (совокупность действий, направленных на приобщение большого количества людей к просветительной, интеллектуальной деятельности) и физкультурно-спортивные (состязательная игровая деятельность, участники которой с учетом их возраста, пола, подготовленности имеют примерно равные возможности добиться победы в доступных им упражнениях) мероприятия.

Рассмотрение феномена «волонтер культурно-спортивной направленности» привело к пониманию его как гражданина, осуществляющего добровольную благотворительную деятельность в форме безвозмездной трудовой помощи в организации и проведении различных культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий.

В диссертации дана характеристика различных типов волонтеров культурно-спортивной направленности. Функциональные обязанности волонтеров общего профиля включают в себя обслуживание мероприятий на спортивных объектах: контроль на входе, контроль за перемещением зрителей, проверка билетов, предоставление информации и поддержка зрителей, выдача им униформы, уборка культурно-спортивных сооружений и т.д. Функциональные обязанности волонтеров-специалистов (переводчики, водители, журналисты, медицинские работники и др.) требуют специальных знаний и умений, таких как знания в области искусства, культуры, музыки, информационных технологий, владение иностранным языком и т.д. В задачи волонтеров-специалистов входит оказание помощи сотрудникам-профессионалам, обслуживающим массовое культурно-спортивное мероприятие. Спортивные волонтеры заняты непосредственно в проведении физкультурно-спортивных соревнований. Волонтеры-аниматоры развлекают гостей мероприятия и их детей до его начала или во время антракта. Волонтеры-артисты заняты в массовых танцевальных (карнавальных) номерах, их участие требуется в праздничных процедурах открытия или закрытия какого-либо культурно-массового или физкультурно-спортивного мероприятия. В задачу волонтеров-

навигаторов входит помощь гостям в ориентировании в пределах города. Волонтеры-экскурсоводы выполняют роль гидов по местным достопримечательностям.

Анализ различных подходов к сущности и типологии деятельности волонтеров культурно-спортивной направленности позволил определить ее как деятельностную составляющую благотворительности, в ходе которой путем личного участия волонтера, представленного в форме безвозмездного труда, решаются проблемы успешной организации и проведения какого-либо культурно-массового или физкультурно-спортивного мероприятия. В основе деятельности волонтеров культурно-спортивной направленности, обеспечивающей успешную организацию и проведение культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, лежат мотивация и глубоко нравственный характер этого вида деятельности.

Участие представителей различных национальностей в культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятиях обусловливает мультикультурность спортивного сообщества и предполагает достаточно высокий уровень сформированное™ знаний об особенностях культур различных этносов, а также умение межнационального взаимодействия и наличие личностных эмоционально-психологических качеств, необходимых для толерантного взаимодействия, т. е. этнокультурную грамотность волонтеров культурно-спортивной направленности всех категорий.

Понятие «этнокультурный» отражает этническую специфику культуры определенного народа: совокупность выработанных данным этносом явлений и объектов материальной и духовной жизни, являющихся его спецификой, находящей свое отражение в языке, мировоззрении и отличающей один этнос от другого.

Для понимания сущности этнокультурной грамотности потребовалось актуализировать сущностный смысл категории «грамотность» посредством обращения к категориям «функциональная грамотность» — способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности (O.E. Лебедев), способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней (И.Л. Бим, С.А. Крупник); «гностическая грамотность» — владение умениями правильно учиться, углублять понимание жизни на основе интеграции теоретического знания и социального опыта (В.А. Межериков); «информационная грамотность»—уровень сформированное™ информационной составляющей мировоззрения школьника, анализа окружающей действительности (Л.В. Годунова); «социокультурная грамотность» — владение познаватель-

ными средствами основных видов жизнедеятельности (В.В. Сафонова). Это дало возможность сформулировать собственное, уточненное и расширенное определение этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности как способности эффективно выполнять добровольческую деятельность, максимально быстро адаптироваться и функционировать в условиях многонационального состава участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, что предполагает наличие комплекса знаний об особенностях культуры своего и иных народов, умений и навыков межнационального взаимодействия и эмоционально-психологической готовности к данному виду деятельности.

Содержание этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности раскрывается через систему ее функций: познавательной (предполагает обогащение и систематизацию информации об особенностях культуры различных этносов — от элементарной до функциональной грамотности и мультикультурной образованности), регулятивно-поведенческой (нормативной) (проявляется как система норм и требований мультикультурного спортивного сообщества ко всем своим членам, представителям различных национальностей) и адаптации к мультикультурной среде (обеспечивает оптимальную адаптацию к добровольческой деятельности в условиях полиэтничности, снятие «шока перехода» в новую культурную среду; удобство, спокойствие, положительное эмоциональное состояние при межнациональном взаимодействии с участниками и гостями массового культурно-спортивного мероприятия).

Анализ научной литературы, посвященной структуре понятия «грамотность», выделенные функции этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности позволили нам определить структурные составляющие данного феномена: этнокультурные знания, умения и навыки межнационального взаимодействия и эмоционально-психологические качества.

К этнокультурным знаниям относится информация об особенностях культуры определенного этноса (традиции, ценности, мораль и устои), необходимая волонтерам для оказания эффективной добровольной помощи в обслуживании массовых культурно-спортивных мероприятий и толерантной жизнедеятельности в мультикультурном обществе в целом. Они включают в себя совокупность объективных знаний и представлений об этнической культуре своего и других народов, участвующих в массовом культурно-спортивном мероприятии, ценностное отношение к ней, готовность к межкультурному взаимодействию в

процессе добровольческой деятельности, позволяющие в дальнейшем формировать толерантность по отношению к иным народам и умение жить в мире в полиэтническом государстве.

Умения межнационального взаимодействия включают в себя установление контакта с людьми разных национальностей; использование традиционных, общепринятых моделей поведения в ситуации взаимодействия с представителями другой, отличной от своей национальности; быстрая мобилизация теоретических этнокультурных знаний и умений межнационального взаимодействия в нужный момент; творческое мышление в процессе межнационального взаимодействия в добровольческой деятельности по оказанию помощи участникам и гостям массовых культурно-спортивных мероприятий; воспроизведение этнокультурных знаний, освоение новых знаний, видов и форм волонтерской деятельности в среде массовых мультикультурных мероприятий; ненавязчивое проявление интеллектуального любопытства, интереса к чужой культуре; понимание собственных эмоциональных состояний в ситуациях поиска и переработки нужной культурно значимой информации; абстрагирование от морально-ценностных ориентиров собственной культуры при оценке этнического многообразия участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий.

К психологической составляющей этнокультурной грамотности относится набор таких личностных эмоционально-психологических характеристик волонтера культурно-спортивной направленности, как настойчивость в овладении новой этнокультурной информацией; способность к этнической самоидентификации; высокий уровень этнической толерантности; владение собой в ситуациях недопонимания, в процессе переработки и анализа культурно значимой информации, не укладывающейся в собственное мировидение; волевые устремления при решении проблем межнационального взаимодействия в процессе добровольческой деятельности на межкультурном уровне; инициативность, смелость, принципиальность при вступлении в диалог с представителями иной этнической культуры, при разработке стратегий поведения с ними, при оценке представителей иной культуры без оглядки на существующие стереотипы; эмпатия к представителям иной культуры и самой культуре.

Во втором параграфе «Критерии и уровни сформированное™ этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности» с учетом функций, состава построена критериально-уровневая модель становления этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Критериями сформированное™ этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности являются когнитивный (качество и количество теоретических этнокультурных знаний, необходимых для эффективной добровольческой деятельности с участниками и гостями культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий отличной от своей национальности, т. е. знаний о наиболее важных универсалиях различных этнических культур, систематизирующих культурно-специфическую информацию); предметно-деятельностный (необходимые для эффективной волонтерской деятельности умения межнационального взаимодействия и степень освоенности добровольцем способов выполнения профессиональных задач в условиях мультикультурности массовых культурно-спортивных мероприятий); эмоционально-психологический (терпение и владение собой в ситуациях недопонимания, в процессе анализа культурно значимой информации, не укладывающейся в собственное мировидение; настойчивость в овладении новой этнокультурной информацией; волевые устремления при решении проблем межнационального взаимодействия в процессе добровольческой деятельности на межкультурном уровне; инициативность, смелость, принципиальность, высокий уровень этнической толерантности при разработке стратегий поведения с представителями иной этнической культуры).

Механизм перевода данных качественных показателей в количественные — это уровни сформированности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, выбор которых был осуществлен в рамках системно-целостного подхода, в соответствии с идеей формирования целостности системы, проходящей в своем развитии ряд этапов: зарождение отдельных элементов, их группировка через объединение всех элементов в целостную систему (O.A. Абдул-лина, В.Б. Беспалько, Ю.Г. Татур). Каждый уровень (низкий, средний, высокий) несет специфическую нагрузку, определяемую на основе показателей выделенных нами критериев (см. табл. 1).

Вторая глава диссертационного исследования «Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Технология формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности» представлена разработанная технологическая модель педагогического процесса, нацеленного на формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Таблица 1

Уровни сформированности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности

Критерий Показатели сформированности этнокультурной грамотности по уровням

низкий средний высокий

Когнитивный Этнокультурные знания носят характер элементарной грамотности Этнокультурные знания носят характер функциональной грамотности Прочные, глубокие, систематизированные знания особенностей культуры своего и иных этносов

Эмоционально-психологический Отсутствует интерес к истории и культуре как своего, так и иных народов; проявляется неприятие культуры других народов; отсутствует потребность в познании себя как субъекта этноса, нет способности к этнической идентификации и толерантности Не всегда устойчива оценка себя как субъекта этноса; стремление к самопознанию и самосовершенствованию через познание особенностей культуры родного народа — культуры иных этносов — культуры мира; оценка представителей другого этноса адекватна; признается и принимается множественность культур; проявляется стремление к толерантным отношениям, но недостаточно эффективно их осуществление Осознанная, адекватная оценка себя как субъекта этноса и мультикультур-ного общества; развитая способность к сопереживанию в связи с проблемами окружающих независимо от их принадлежности к какой-либо национальности; эмоциональная отзывчивость, развитая способность управлять собой и контролировать свои эмоции в любой ситуации межнационального взаимодействия

Предметно- деятель- ностный Отсутствуют умения межнационального взаимодействия в процессе добровольческой деятельности, проектирования деятельности, направленной на оказание помощи участникам и гостям различных этносов; не освоены методы волонтерской деятельности в условиях мультикуль-турности массовых культурно-спортивных мероприятий Недостаточно развиты умения и навыки применения различных технологий работы с людьми отличной от своей национальности. Слабо развито умение анализировать и проектировать добровольческую деятельность по оказанию помощи участникам и гостям массовых мероприятий — представителям иной культуры Рефлексивное выполнение задач добровольческой деятельности, отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля добровольческой деятельности в условиях мультикуль-турных массовых мероприятий

Целью разработки технологии явилось создание оптимальных условий для детального проектирования совместной педагогической деятельности, организации и проведения учебно-воспитательного процесса с обязательным обеспечением полной его управляемости для формирования этнокультурной грамотности у волонтеров культурно-спортивной направленности.

Технологическая модель формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности выстраивается в логике непрерывного развития ее компонентов на основе рефлексии субъектного опыта обучающихся, вовлечения в целенаправленную досуговую, учебную и практическую волонтерскую деятельность (табл. 2).

Таблица 2

Технологическая карта формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности

Содержание подготовки Возможные формы реализации содержания составляющих педагогической технологии

Формирование целей учебных достижений 1. Углубление и систематизация знаний волонтеров об особенностях культур своего и иных этносов. 2. Формирование умений позитивного взаимодействия с представителями любой национальности. 3. Формирование психологической составляющей этнокультурной грамотности

Диагностика Анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, экспертиза, самодиагностика, методика выполнения операций, измерений, оценки уровня усвоения (В.Г. Беспалько, Ю.Г. Татур)

Содержание 1-й,мотивационно-когнититый этап', обогащение знаниями о сущности и специфике этнокультур; стимулирование осознания необходимости позитивного межнационального взаимодействия с участниками и гостями культурно-массовых и физкультурно-споргавных мероприятий; актуализация эмоционального состояния, осознание противоречия между имеющимся начальным уровнем этнокультурных знаний и требуемым для осуществления эффективной добровольческой деятельности в условиях мультикулмурности массовых мероприятий. 2-й, деятельностно-творческий этап: развитие способностей к быстрой мобилизации теоретических этнокультурных знаний и умений межнационального взаимодействия; развитие умения творчески мыслить в процессе межнационального взаимодействия в добровольческой деятельности по оказанию помощи участникам и гостям массовых культурно-спортивных мероприятий; развитие способности воспроизводить и осваивать новые этнокультурные знания, виды и формы волонтерской деятельности в муль-тикультурной среде массовых мероприятий

Содержание подготовки Возможные формы реализации содержания составляющих педагогической технологии

3-й, рефлексивно-преобразующий этап: формирование настойчивости в овладении новой этнокультурной информацией; способности к этнической самоидентификации; высокого уровня этнической толерантности; терпения и владения собой в ситуациях недопонимания, в процессе переработки и анализа культурно значимой информации, не укладывающейся в собственное мировидение; волевых устремлений при решении проблем межнационального взаимодействия в процессе добровольческой деятельности на межкультурном уровне; инициативности, смелости, принципиальности при вступлении в диалог с представителями иной этнической культуры, при оценке представителей иной культуры без оглядки на существующие стереотипы; проявление эмпатии к представителям иной культуры и самой культуре; способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки нужной культурно значимой информации

Условия 1-й этап. Создание гуманистических, этнотолерантных отношений в социальном учреждении, где обучаются волонтеры различных национальностей; этнокультурная направленность процесса обучения волонтеров с учетом специфики добровольческой деятельности в условиях массовых культурно-спортивных мероприятий. 2-й этап. Вовлечение добровольцев в практическую деятельность (имитационно-ролевые, развивающие, проектировочные игры, проблемные ситуации) мультикультурной направленности; организация и выполнение совместных творческих заданий. 3-й этап. Открытость национальной системы подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности, построенной на диалоге культур; совместный анализ решения различных проблем межнационального взаимодействия в реальных и имитируемых ситуациях в процессе волонтерской деятельности по организации и проведению культурно-спортивных мероприятий

Планируемые результаты 1-й этап. Сформированные этнокультурные знания об особенностях культуры своего и иных этносов, понимание и принятие своеобразия иной этнокультуры и веры. 2-й этап. Овладение технологиями позитивного межнационального взаимодействия, решение межнациональных конфликтов, использование в добровольческой деятельности аналитических способностей по оказанию услуг в условиях многонациональное™ состава участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий. 3-й этап. Сформированные личностные эмоционально-психологические качества, способствующие эффективной волонтерской деятельности в условиях многонационально-сти состава участников культурно-массовых и физкультурно-споргивных мероприятий

Окончание табл. 2

Содержание подготовки Возможные формы реализации содержания составляющих педагогической технологии

Средства обучения 1. Беседы с волонтерами о трудностях добровольческой деятельности в условиях мультикультурности, анализ проблемных ситуаций, возникающих при взаимодействии с представителями иных национальностей; лекции. 2. Групповая дискуссия о технологиях межнационального взаимодействия в процессе волонтерской деятельности в условиях многонациональных культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий; дидактические, творческие и организационно-деятельностные игры, направленные на выработку коммуникативных умений; тренинговые занятия «Особенности поведения волонтера в условиях мультикультурности культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий», волонтерские проекты. 3. Практические занятия «Другой — не значит плохой», «Культура межнационального общения», «Разные лица предрассудка»

Средства контроля Экспертное оценивание продуктов деятельности, самоанализ, самооценка

Для проверки разработанной технологической модели было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в 2007—2011 гг. на базе Волонтерского центра «Паралимпийский» филиала Российского государственного социального университета в г, Сочи (РГСУ) и отряда «Эмпатия» Астраханского государственного университета. Результаты и принципы реализации технологии описаны во втором параграфе второй главы диссертационного исследования «Анализ результатов и принципы внедрения технологической модели формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности».

Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 215 человек: 116 человек—в экспериментальной группе, 86 — в контрольной и 13 преподавателей. В контрольную группу входили студенты разных факультетов и курсов филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи и Астраханского государственного университета, экспериментальную группу составляли студенты, бывшие студенты и преподаватели, вступившие в ряды волонтеров культурно-спортивной направленности и проходящие обучение в Клубе по подготовке волонтеров на базе филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи и в отряде «Эмпатия» на базе Регионального научно-методического центра по работе с молодежью Астраханского государственного университета.

Подготовка эксперимента велась по следующим направлениям:

1) диагностика исходного уровня сформированное™ этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

2) реализация технологической модели формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

3) анализ результатов опытно-экспериментальной работы и выявление принципов учебно-образовательной деятельности, способствующих эффективной реализации разработанной технологии.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа.

На первом — исходно-диагностическом — этапе экспериментальной работы было проведено констатирующее исследование, которое показало исходный уровень сформированности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности: в экспериментальной группе высокий уровень проявился у 17,4%, средний уровень был выявлен у 42,8% и низкий — у 39,8%; в контрольной группе — 18,6, 42,8 и 38,6% соответственно.

На втором — формирующем — этапе была реализована технологическая модель формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

На третьем — аналитико-результативном — этапе опытно-экспериментальной работы была проанализирована динамика уровня этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности контрольной и экспериментальной групп, выявлена достоверность результатов эксперимента и определены принципы успешной реализации технологической модели формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

В диссертации представлен анализ реализации разработанной технологической модели, а также результаты контрольных и промежуточных срезов. Итоги последнего этапа экспериментального исследования по внедрению технологической модели формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности свидетельствуют о том, что уровень сформированности в экспериментальной группе значительно вырос. Высокого уровня достигли 42,5% волонтеров, что на 21,7% превышает показатель в контрольной группе; среднего уровня достигли 43,8% (в контрольной — 45,1%); низкого — 13,7% (в контрольной группе — 34,1%, что составляет разницу в 20,4%).

Общая динамика этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности представлена в табл. 3.

Таблица показывает, что количество представителей низкого уровня этнокультурной грамотности в экспериментальной группе снизилось с 39,8 до 13,7%, т.е. уменьшилось на 26,1%, в то время как в контроль-

ной группе — с 38,6 до 34,1%, т.е. уменьшилось на 4,5%. Из этого следует, что положительная динамика на низком уровне в экспериментальной группе превосходит в 5,8 раза аналогичную в контрольной группе.

Таблица 3

Динамика развития этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортнвной направленности

Уровень сформированности этнокультурной грамотности Распределение волонтеров по уровням сформированности этнокультурной грамотности

на начало эксперимента, % на конец эксперимента, %

в экспериментальной группе в контрольной группе в экспериментальной группе в контрольной группе

Высокий 17,4 18,6 42,5 20,8

Средний 42,8 42,8 43,8 45,1

Низкий 39,8 38,6 13,7 34,1

Количество волонтеров со средним уровнем этнокультурной грамотности в экспериментальной группе изменилось с 42,8 до 43,8%, т.е. увеличилось на 1 %, в то время как в контрольной группе аналогичный показатель увеличился с 42,8 до 45,1%, т.е. на 2,3%. Количество волонтеров со средним уровнем этнокультурной грамотности в экспериментальной группе увеличилось в 1,02 раза, в то время как в контрольной группе их стало в 1,05 раза больше.

Количество представителей высокого уровня этнокультурной грамотности в экспериментальной группе изменилось с 17,4 до 42,5%, т.е. увеличилось на 25,1%, в то время как в контрольной группе — с 18,6 до 20,8%, т.е. увеличилось на 2,2%. Из этого следует, что положительная динамика на высоком уровне в экспериментальной группе превосходит в 11,4 раза аналогичную в контрольной группе.

Можем констатировать, что показатели изменений по результатам формирующего эксперимента в экспериментальной группе более значительны по сравнению с контрольной.

Позитивная динамика сформированности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности в экспериментальной группе подтверждает эффективность предлагаемой нами технологической модели, успешной реализации которой способствует учет выявленных в исследовании принципов.

Эффективное влияние культурно-массовых и физкультурных мероприятий на развитие потребности в этнокультурных знаниях, умениях межнационального взаимодействия и личностных эмоционально-психологических качествах как компонентах этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности обусловли-

вают принципы релятивизма, толерантности, субъектности, учета имеющегося начального уровня сформированное™ этнокультурной грамотности каждого волонтера, адекватности, позитивного восприятия личности, рефлексии.

В заключении диссертации подчеркнуто, что этнокультурная грамотность волонтеров культурно-спортивной направленности значительно повышает эффективность их деятельности. Принципы реализации разработанной технологии (релятивизма, толерантности, субъектности, учета имеющегося начального уровня сформированности этнокультурной грамотности каждого волонтера, адекватности, позитивного восприятия личности и рефлексии) могут служить ориентиром в процессе формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой проблем подготовки волонтеров различной направленности в мульти-культурном образовательном пространстве на основе других методологических подходов.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

1. Санина, М. К. Развитие этнокультурных знаний подростков в мультикуль-турном обществе как педагогическая проблема / М. К. Санина // Гуманизация образования. — 2008. — № 6. — С. 87—93 (0,4 п.л.).

2. Санина, М. К. Функции этнокультурных знаний в деятельности волонтеров культурно-спортивной направленности / М. К. Санина, Г. В. Палаткииа // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». — 2011. — № 1 (55). — С. 81—85(0,3 п.л.).

3. Санина, М. К. Критерии и уровни формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности / М. К. Санина // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». — 2011. — № 4 (58). — С. 90—93 (0,3 п.л.).

4. Санина, М.К. Технология формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности / М. К. Санина // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. — 2011. — № 5. — № гос. регистрации. 04211009310343. — ШЬ: http://www.teoria-practica.ru /-5-2011/ pedagogy/sanina.pdf.

Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных конференций

5. Санина, М. К. Роль семьи в развитии этнокультурных знаний подростков в условиях мультикультурного общества / М. К. Санина // Семья и право в условиях современной России: материалы межрегион, науч.-практ. конф. (г. Сочи, 19— 21 дек. 2008 г.) — Сочи: Стерх, 2008. — С. 154—155 (0,2 п.л.).

6. Санина, М. К. Развитие этнокультурных знаний подростков в мультикуль-турном обществе / М. К. Санина // Гуманитарные исследования. — 2009. — № 2 (30). — С. 236—240 (0,3 п.л.).

7. Санина, М. К. Средства, методы и приемы педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в условиях мультикультурного общества / М. К. Санина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. материалов 5-й Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / под ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: ЦРНС — Изд-во «СИБПРИНТ», 2009. — Ч. 2, —С. 80—84(0,3 п.л.).

8. Санина, М. К. Задачи педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в условиях мультикультурного общества / М К. Санина // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. — Самара: ПГСГА, 2009. — Т. 1: Педагогика. Психология. — С. 307—309 (0,2 п.л.).

9. Санина, М. К. Теоретические основы педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в мультикультурном обществе / М. К. Санина И Международный научный альманах: сб. ст. преп., асп., магистрантов и студ. / под ред. А. А. Калюжного, М. В. Воронцовой. — Таганрог—Актюбинск, 2009. — Вып. 5. — С. 149—163 (0,2 п.л.).

10. Санина, М. К. Диалог как основа педагогической поддержки развития этнокультурных знаний старшеклассников в условиях мультикультурного школьного социума / М. К. Санина // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы 3-й Всерос. студ. конф. (г. Рязань, 21— 22 мая 2009 г.) / науч. ред. И. Ю. Нефедова. —Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2009. — С. 122—125 (0,2 п.л.).

11. Санина, М. К. Развитие коммуникативной культуры волонтеров олимпийской направленности / М. К. Санина // Олимпийский Сочи : Социум. Культура. Личность: материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. (г. Сочи, 7—9 окт. 2010 г.)/ отв. ред. И. Н. Макарова, Е. В. Поступинская. — Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2010. — С. 178—182(0,3 п.л.).

12. Санина, М. К. К проблеме подготовки волонтеров XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи / М. К. Санина // Современная педагогика и психология: опыт и проблемы: сб. науч. тр. / под ред. проф. Г. В. Палаткиной. —Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2010. —С. 56—59 (0,3 п.л.).

13. Санина, М. К. Международный опыт и российский подход к подготовке волонтеров олимпийской направленности / М. К. Санина // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 29 дек. 2010 г.) / под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. — С. 316—321 (0,4 п.л.).

14. Санина, М. К. Этнокультурная грамотность волонтеров культурно-спортивной направленности : понятие, структура / М. К. Санина // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения : сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 27 дек. 2010 г.) / под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. — С. 446—452 (0,4 п.л.).

15. Санина, М. К. К проблеме мотивации в процессе подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности / М. К. Санина // Актуальные вопросы современной науки: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (30 июля 2011 г.): сб. науч. тр. / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Г.Ф. Гребенщикова.—М.: «Спутник+», 2011—С. 323—326 (0,2 п..л.).

16. Санина, М. К. Закономерности и принципы эффективного формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности / М. К. Санина // Проблемы и перспективы образования в России: сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. •— Новосибирск:

Изд-во НГТУ, 2011. — С. 217—222 (0,3 п.л.).

Общий объем публикаций автора составляет 4 п.л.

САНИНА Мария Константиновна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано к печати 24.02.12. Формат 60x84/16. Печать офс. Бум. офс. Гарнитура Times. Усл.-печ, л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 110 экз. Заказ /0CJ

Издательство ВГСПУ «Перемена» Типография Издательства ВГСПУ «Перемена» 400131, Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, 27

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Санина, Мария Константиновна, Волгоград

61 12-13/936

ФЕДЕРАЛЬНОЕ 1 ОС У ДА^с 1 ьЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОЛОНТЁРОВ КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

На правах рукописи

Санина Мария Константиновна

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Г.В. Палаткина

Волгоград 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...............................................................................3

Глава I. Теоретические основы формирования этнокультурной грамотности волонтёров культурно-спортивной

направленности......................................................................18

1.1. Сущность этнокультурной грамотности в деятельности волонтёров культурно-спортивной направленности....................................18

1.2. Критерии и уровни этнокультурной грамотности волонтёров

культурно-спортивной направленности..........................................52

Выводы по первой главе...........................................................76

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной грамотности волонтёров культурно-спортивной направленности......................................79

2.1. Технология формирования этнокультурной грамотности волонтёров культурно-спортивной направленности...........................79

2.2. Анализ результатов и принципы реализации технологии формирования этнокультурной грамотности волонтёров культурно-спортивной направленности........................................118

Выводы по второй главе.........................................................174

Заключение........................................................................178

Библиографический список...................................................181

Приложение........................................................................204

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Многонациональный состав участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий обусловливает необходимость наличия у волонтеров культурно-спортивной направленности комплекса этнокультурных знаний, умений и навыков межнационального взаимодействия, способствующих эффективной реализации добровольческой деятельности в условиях мультикультурности. Эта потребность имеет своей предпосылкой Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающую обеспечение доступа к национальным и культурным ценностям, сохранение и популяризацию культурного наследия народов России, Национальную доктрину образования в Российской Федерации, в которой определена задача гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки этнической самобытности народов России. Способность волонтеров культурно-спортивной направленности к регулированию ситуаций межнационального взаимодействия, предупреждению даже малейшего дискомфорта во взаимоотношениях представителей различных этнических общностей в спортивном сообществе является этнокультурной грамотностью. Она служит определяющим фактором становления толерантности всех участников и гостей массовых культурно-спортивных мероприятий и синтезирует в себе этнокультурные знания и опыт межнационального взаимодействия (Т.В. Зайцева, Т.В. Поштарева, Е.Л. Трофимова и др.).

По данным диагностического эксперимента, проведенного в Волонтерском центре «Паралимпийский» на базе филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи и в волонтерском отряде «Эмпатия» на базе Астраханского государственного университета, лишь 18% волонтеров демонстрируют высокий уровень этнокультурных знаний и умений межнационального взаимодействия в условиях мультикультурности; 39% находятся на низком уровне, и 43% — на среднем уровне сформированности

этнокультурной грамотности. Это состояние подтверждается исследованиями Г.Н. Волкова, В.П. Комарова, Г.В. Мухаметзяновой, А.Б. Панькина, Ю.С. Тюнникова, JI.B. Харисовой, Ф.Ф. Харисова, Г.Ф. Хасановой, В.К. Шаповалова

И Др.

Данное обстоятельство является следствием того, что 1) разрабатываемые в последнее время научные рекомендации по включению этнокультурного компонента в образовательный процесс не применяются при подготовке волонтеров и, как правило, предлагают частные улучшения, ограниченный набор этнокультурной информации, ориентированы на знаниевый аспект преподавания; 2) ни одна из существующих концепций не ориентирует педагогическую деятельность на развитие у волонтеров психологической готовности и умения эффективно функционировать в условиях международных культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, способности к пониманию и принятию культур иных этносов во всем их многообразии через познание собственной этнической культуры; 3) отсутствуют систематизированные научные основы и технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Видно, что инновационная и, тем более, массовая практика образования нуждаются в технологиях, оптимизирующих формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Национальная культура в учебно-воспитательном процессе рассматривается в трудах Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, В.П. Комарова, Г.В. Мухаметзяновой, Ю.С. Тюнникова, JI.B. Харисовой, Ф.Ф. Харисова, Г.Ф. Хасановой и др. Концепция этнокультурного подхода в построении процесса образования освещена в работах А.Б. Панькина, В.К. Шаповалова и др.; научные представления о мультикультурном образовании рассмотрены в работах К.Д. Дмитриева, Г.В. Палаткиной и др.

В педагогической теории активно изучается процесс формирования кросс-культурной (H.H. Васильева, П.А. Копылов, Д.В. Нестеров, В.Г. Рощупкин);

поликультурной (П.А. Якимов); межкультурной (Л.И. Чернов) грамотности. Теоретическим аспектам проблемы формирования

этнокультурной грамотности уделяется внимание в работах У. Книпа, С. Лейми, Д. Лернера, Я. Такера, Р. Сингха и других зарубежных авторов в связи с проблемой формирования глобально ориентированной личности.

Вопрос о гармонии национального и интернационального в воспитании личности рассматривается в работах Х.Х. Галимова, Р.Т. Гарданова, Г.Д. Гачева, М.И. Куранова, Д.С. Лихачева, А.Д. Солдатенкова, B.C. Соловьева и др.

Для разработки научных аспектов формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности особое значение имеют работы, посвященные вопросам добровольчества в молодежной среде (C.B. Алешенок, Л.И. Багрянцева, О.Ф. Петрова, Е.А. Панова, Т.Н. Мартынова, С.Г. Чухин, Н.В. Черепанова и др.), осмыслению гражданской активности и общественно полезной трудовой деятельности как специфических признаков социальности (К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Забродин, Л.Г. Лаптев, В.А. Петровский и др.), совершенствованию процесса формирования готовности волонтеров к добровольческой деятельности (Е.С. Азарова, Л.В. Болотова, Ю.П. Качалова, Л.П. Конвисарева, Н.В. Маковей, H.A. Потапова, Е.А. Тополева, П.В. Ходырева, М.А. Щербаков и др.).

Технологические аспекты подготовки волонтеров рассматриваются в работах Г.П. Бодренковой, P.M. Куличенко, A.B. Морова, Н.С. Моровой, Л.Е. Никитина, Е.А. Пановой, Н.Ю. Слабжинина, C.B. Тетерского и др.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии устойчивого научного и практического интереса исследователей к изучению процесса формирования этнокультурной грамотности. Однако данная проблема в рамках культурно-спортивной направленности не получила должного теоретического обоснования, т. к. не нашли полного научного осмысления целостное представление, система

критериев этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и уровней ее сформированности. Кроме того, в научно-педагогических исследованиях не установлены научные основы разработки технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Изучение состояния современной педагогической теории и образовательной практики позволяет выявить ряд противоречий между:

— потребностью культурно-массовой и физкультурно-спортивной практики в волонтерах, обладающих этнокультурной грамотностью, и отсутствием методик подготовки таких волонтеров;

— необходимостью формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и отсутствием специальных исследований о сущности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

— необходимостью использования технологий формирования этнокультурной грамотности в практике подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности и неразработанностью технологического обеспечения этого процесса;

— разнообразием психолого-педагогических средств формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности и неразработанностью соответствующих принципов их реализации.

Указанные противоречия определили проблему исследования: разработка и обоснование теоретических основ процесса формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности».

Объект исследования — подготовка волонтеров культурно-спортивной направленности.

Предмет исследования — процесс формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Цель исследования — разработать научное обоснование технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что процесс формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности будет более эффективным по сравнению с существующей практикой, если:

— в постановке целей опираться на понимание этнокультурной грамотности как способности волонтера культурно-спортивной направленности эффективно выполнять свои обязанности, максимально быстро адаптироваться и функционировать в условиях многонациональности состава участников культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, которая реализуется при наличии комплекса знаний об особенностях культуры своего и иных народов, умений и навыков межнационального взаимодействия и эмоционально-психологической готовности к данному виду деятельности;

— процесс будет представлять последовательность этапов, обусловленную логикой развития этнокультурной грамотности (от стимулирования интереса к добровольческой деятельности и систематизации знаний об особенностях и специфике культур своего и иных этносов через формирование умений позитивного межэтнического взаимодействия с представителями иной национальности к формированию психологической составляющей этнокультурной грамотности);

— формирование этнокультурной грамотности будет осуществляться с помощью педагогических средств, соответствующих приоритетным задачам каждого этапа (на первом, мотивационно-когнитивном этапе — создание гуманистических, этнотолерантных отношений в социальном учреждении, где

обучаются волонтеры различных национальностей; этнокультурная направленность процесса обучения волонтеров с учетом специфики добровольческой деятельности в условиях массовых культурно-спортивных мероприятий; на втором, деятельностно-творческом этапе — вовлечение добровольцев в практическую деятельность мультикультурной направленности; выполнение совместных творческих заданий; на третьем, рефлексивно-преобразующем, этапе — диалог культур, совместный анализ решения различных проблем межнационального взаимодействия в реальных и имитируемых ситуациях в процессе волонтерской деятельности по организации и проведению культурно-спортивных мероприятий);

— технология процесса подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности будет нацелена на последовательное формирование этнокультурной грамотности от низкого уровня к среднему и высокому;

— учитывать принципы реализации технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности (равноправие и взаимозависимость этнических культур; уважение к иным взглядам, ценностям, верованиям; стимулирование сознательного включения обучаемого в процессы межнационального взаимодействия и самокоррекции в отношениях с представителями иных культур, этносов и религий; учет разнообразных факторов окружающей социальной среды — полиэтничности и мультикультурности волонтеров учебной группы, региональных, конфессиональных особенностей).

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:

1) определить сущность этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

2) выявить уровни сформированности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

3) разработать технологическую модель формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности;

4) обосновать принципы реализации технологической модели формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения целостного подхода о системности, структурированности педагогических явлений и процессов (B.C. Ильин, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.), позволившие рассмотреть процесс формирования этнокультурной грамотности как целостный феномен; идеи этнопедагогического подхода в воспитании (В .Г. Богораз, Д.В. Буб-рих, С.К. Бондырева, З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, B.C. Мухина, О.Д. Мукаева, Ю.А. Рудь, М.И. Сгельмахович, Г.А. Стачинский, E.JI. Христова, H.H. Харузин) о восприятии культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры, позволившие выделить элементы общности национальных культур, образующих общечеловеческую культуру; идея культурного релятивизма в изучении этнических культур (М. Херсовиц), позволившая рассматривать каждую этническую культуру как равноправную систему; идеи проектирования педагогических технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Монахов, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.), ставшие основой для конкретизации логики развертывания педагогической деятельности.

Исследование проводилось в 2007—2011 гг. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2007—2008 гг.) была сформулирована тема исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблемам формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, изучалось состояние проблемы в теории и на практике, выявлялись основные противоречия, определялись цели, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза.

На втором этапе (2008—2009 гг.) определялись сущностные характеристики этнокультурной грамотности волонтеров культурно-

спортивной направленности, особенности технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Осуществлено конструирование технологии, выявлена система средств, проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2009—2011 гг.) включал в себя анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, статистическую обработку данных, формулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

• на 1-м этапе — теоретический анализ литературы по данной проблеме; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта по проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий;

• на 2-м этапе — педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование обследуемых в процессе констатирующего и формирующего экспериментов, статистическая и качественная обработка результатов исследования;

Л ^ V/

• на 3-м этапе — статистическии и качественный анализ результатов экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования был Волонтерский центр «Паралимпийский» филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Сочи и отряд «Эмпатия» Регионального научно-методического центра по работе с молодежью Астраханского государственного университета. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 215 студентов, из них 116 человек — в экспериментальной группе, 86 — в конт�