Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование графических представлений у студентов в процессе рисования головы

Автореферат по педагогике на тему «Формирование графических представлений у студентов в процессе рисования головы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Баженов, Анатолий Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование графических представлений у студентов в процессе рисования головы"

На правах рукописи

БАЖЕНОВ Анатолий Александрович

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ ГОЛОВЫ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005555748

2 0 НОЯ 2014

Омск 2014

005555748

Работа выполнена на кафедре изобразительного искусства и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: заслуженный деятель искусств РФ,

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Медведев Леонид Георгиевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Буровкина Людмила Алексеевна;

кандидат педагогических наук Кравченко Ксения Алексеевна

Ведущая организация: Дальневосточный государственный

гуманитарный университет

Защита состоится 12 декабря 2014 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г. Омск, улица Партизанская, 4а, ауд. 413.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14)

Автореферат разослан 12 ноября 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

А. И. Сухарев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена современными требованиями к уровню теоретической и практической подготовки будущих учителей общеобразовательных и художественных школ, предполагающей уверенное владение методикой развития творческих способностей детей различных возрастных групп. Важным профессиональным качеством молодого учителя является его понимание образно-эстетической функции изобразительного искусства, а также наличие конкретных умений образного воспроизведения объектов изображения. Будущему учителю необходимо обладать способностью обоснованно и рационально осуществлять выбор методов обучения в зависимости от конкретных изобразительных задач, представлять содержание и последовательность основных этапов творческого процесса: от формирования замысла до его логического воплощения, что требует развитых графических представлений.

Системно организованный курс учебного рисунка эффективно способствует формированию представлений, воспитывает направленность восприятия на упорядочение сложных объемных форм и перевод их на условные изобразительные образы. Академический рисунок обладает неограниченными возможностями развития творческих способностей обучаемых. При этом важно определить методическую целесообразность в освоении изобразительного языка, при которой смысловое и образное содержание модели обуславливало бы направленность изобразительных действий, применение определенных приемов и технических средств рисования.

Различные стороны проблемы, рассматриваемой в диссертации, опираются на мысли об искусстве выдающиеся художников: А. А. Дейнеки, Е. А. Кибрика, А. М. Лаптева, П. Я. Павлинова, Н. Э. Радлова, Г. К. Савицкого, К. Ф. Юона, В. Н. Яковлева, затрагиваются в трудах крупнейших ученых-методистов; А. О. Барща, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, А. И. Иконникова, В. В. Кореш-кова, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, А. М. Серова, Б. Г. Смирнова, А. Е. Терентьева.

О необходимости периодического целенаправленного дополнения непосредственно практической части учебного занятия актуальными сведениями, базирующимися на научно-теоретических основах реалистического рисунка, неоднократно упоминали известные художники-педагоги: П. П. Чистяков, И. Н. Крамской, Д. Н. Кардовский, Г. В. Беда, А. А. Дейнека, Ф. И. Рерберг, Н. Н. Ростовцев, В. Н. Яковлев и др.

Актуальность всестороннего изучения предметных свойств изображаемых моделей подчеркивали: А. П. Лосенко, В. К. Шебуев, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон, П. Я. Павлинов, Д. Н. Кардовский, В. Н. Яковлев.

Над проблемами, связанными с методической последовательностью ведения рисунка, содержанием изобразительных действий работали: О. Н. Авсиян, А. О. Барщ, Г. В. Беда, А. А. Дейнека, Л. А. Ивахнова, Е. И. Комаров, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, А. М. Соловьев.

Разработке научно-теоретических аспектов учебного рисунка, способствующих развитию педагогической науки, посвящали свои исследования: 3. П. Зинченко, Л. А. Ивахнова, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Э. Радлов, Н. Н. Ростовцев, Б. Г. Смирнов.

Психологические аспекты рассматриваемой проблемы затрагивали в своих трудах выдающиеся психологи и физиологи: Б. Г. Ананьев, Р. Арнхейм, П. П. Блонский, Н. Ю. Вергилес, Л. С. Выготский, М. И. Еникеев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, А. Н. Леонтьев, Г. И. Лернер, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе.

Отдельные аспекты проблемы рассматривали в диссертационных исследованиях: Н. П. Головачева, А. И. Голосай, А. Я. Козляков, В. К. Лебедко, Ю. И. Найда, Р. А. Сафиулин, А. И. Сухарев, Л. К. Сыров, А. Е. Терентьев.

В научно-теоретических исследованиях изобразительного искусства представление рассматривается как важнейший психологический компонент процесса изображения, вбирающий результаты восприятия и придающий направленность изобразительным действиям. В процессе рисования головы человека формирование представлений, непосредственно определяющих содержание действий, характеризуется сложными умозрительными комбинациями, при которых те или иные свойства модели, в зависимости от конкретных изобразительных задач, претерпевают как усложнение, так и, наоборот, частичное упрощение. По мере продвижения рисунка в структуре представления появляется все большее число образно-пластических компонентов, происходит их активная трансформация, взаимодействие в самых различных сочетаниях.

В разнообразной методической литературе широко и обоснованно отражено значение в рисунке головы человека ее предметно-анатомических свойств, в достаточной степени представлено разнообразие вариантов выражения этих свойств в конструктивных и образно-пластических категориях. Характеризуется взаимодействие свойств модели с основами перспективы, законами распределения светотени. Многочисленные методические разработки последовательности рисования головы человека содержат различные наглядные пособия: схемы, таблицы, плакаты, иллюстрирующие основные этапы ведения рисунка головы человека. На их основе студент воспринимает особенности внешних изменений графического образа, наглядные характеристики результатов на отдельных этапах действия, отдельные технические аспекты рисования.

Вместе с тем современной методикой рисования головы человека не в полной мере предусмотрены механизмы последовательного формирования графических представлений на основе целенаправленного восприятия:

— недостаточно осмыслены варианты отбора, анализа и группировки свойств модели применительно к динамике формирования графического образа;

— не отражается в полной мере последовательность изменений общей структуры представления, ее элементов на основных этапах ведения рисунка;

— недостаточно разработаны способы достижения пластического единства основных компонентов модели в представлении;

- очевиден недостаток способов умозрительного сопоставления тех или иных фрагментов или их комбинаций по величине, местоположению, пространственному направлению, пластическому характеру, тональной напряженности на определенных отрезках действия;

- отсутствуют простые эффективные приемы проверки правильности выполненного действия, уточнения симметрии и величин противолежащих фрагментов и т. д.

Таким образом, проявляется необходимость разработки методики, позволяющей акцентировать педагогические воздействия на формирование графических представлений, направленно взаимодействующих в соответствии с задачами формирования образа.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики формирования у студентов графических представлений на занятиях по рисунку.

Объект исследования - процесс обучения студентов педагогических вузов на занятиях по академическому рисунку.

Предмет исследования - формирование графических представлений у студентов в процессе обучения рисунку головы человека.

Гипотеза - эффективность обучения академическому рисунку значительно повысится, если активизировать качественное формирование основных компонентов графических представлений в условиях практического освоения механизмов их взаимодействия в процессе рисования.

Задачи исследования:

1. Раскрыть специфику формирования образов-представлений в процессе рисования.

2. Выявить характер направленного взаимодействия основных компонентов представлений в процессе рисования головы человека.

3. Разработать критерии оценки сформированное™ у студентов графических представлений.

4. Определить педагогические условия, активизирующие процесс формирования у студентов графических представлений.

5. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики формирования у студентов графических представлений.

Методологическая основа исследования:

-теоретические труды по философии, посвященные исследованию проблем познания, отражения, а также проблем представления применительно к формированию художественного образа: М.В.Алпатова, Ю.Б.Борева,

И. Канта, С. Г. Каштановой;

-психологические исследования, посвященные проблеме формирования представлений: Э. Е. Бехтеля, А. Э. Бехтеля, Л. С. Выготского, М. И. Еникеева, А В Запорожца, В. П. Зинченко, Т. В. Зинченко, П. Я. Гальперина, Е. И. Игнатьева, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе;

— теоретические труды по методике обучения изобразительному искусству: Л. А. Ивахновой, А. И. Иконникова, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, Л. Г. Медведева, Н. Э. Радлова, Н. Н. Ростовцева, А. Е. Терентьева;

-исследования в области педагогики: Б. П. Бархаева, А. В. Коржуева, В. А. Попкова.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ психологической, философской, педагогической, учебно-методической литературы, затрагивающей проблемы исследования.

2. Изучение академических работ по рисунку на предмет сформированно-сти у студентов графических представлений.

3. Наблюдение за ходом выполнения студентами академических заданий по рисунку головы человека с целью выявления методической последовательности решения изобразительных задач.

4. Педагогические эксперименты (констатирующий и формирующий) с последующей обработкой и анализом результатов.

Этапы исследования.

Исследование и проверка эффективности предлагаемой методики осуществлялись с 2002 по 2014 г. на базе художественно-педагогического отделения факультета искусств Омского государственного педагогического университета.

Первый этап (2002 — 2005).

Изучение психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования, а также научно-методических направлений обучения изобразительному искусству.

Второй этап (2005 — 2010).

Определение психолого-педагогических условий формирования графических представлений, построение методики формирования графических представлений. Проведение констатирующего эксперимента с целью определения уровня сформированное™ графических представлений, а также с целью уточнения задач исследования.

Третий этап (2010—2014).

Проведение научно-теоретического обобщения на основе результатов констатирующего эксперимента. Построение системы учебных заданий и упражнений, направленных на повышение эффективности процесса формирования графических представлений. Проведение формирующего эксперимента. Сопоставление теоретических и практических выводов с гипотезой исследования. Внедрение в систему педагогической деятельности результатов проведенного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Актуализирована проблема формирования графических представлений у студентов в процессе обучения рисунку головы человека, построенного на овладении ориентировочной основой изобразительной деятельности, организации визуального восприятия и анализа свойств модели.

2. Выявлены педагогические условия, оказывающие активизирующее воздействие на процесс формирования у студентов графических представлений в период освоения рисунка головы человека.

3. Разработаны и обоснованы критерии оценки уровня сформированное™ графических представлений у студентов на занятиях по рисунку.

Теоретическая значимость исследования:

1. Разработан механизм формирования графических представлений у студентов в процессе обучения рисунку головы человека.

2. Уточнено понятие «графическое представление» в процессе обучения

академическому рисунку.

3. Обоснована динамика взаимодействия образов-представлений и целенаправленных изобразительных действий.

Практическая значимость исследования:

1. Методические положения внедрены в практику обучения рисунку в институте искусств Омского государственного педагогического университета.

2. Материалы данного исследования используются при разработке методических пособий по рисунку.

Обоснованность и достоверность результатов исследования гарантируется научным характером методологической основы исследования.

Апробация и внедрепие результатов исследования:

¡.Материалы исследования были представлены на ряде конференций: Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Декабрьские диалога», 2007 г.; Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию ОмГПУ, 2010 г.; научно-практической конференции «Проблемы подготовки специалистов художественных и художественно-педагогических направлений в современных условиях», 2007 г.; открытой городской научно-практической конференции «Художественное образование в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы», 2007 г.; VI межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Молодежь, наука, творчество - 2008», 2008 г.

2. Результаты исследования внедрены в учебный процесс института искусств ОмГПУ, Омского филиала РТТТПУ (г. Екатеринбург), Омского музыкально-педагогического колледжа.

3. Содержание основных положений исследования отражено в научных статьях, опубликованных во всероссийских и межвузовских сборниках научных трудов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность формирования графических представлений в процессе рисования.

2. Процесс формирования у студентов графических представлении, основанный на целенаправленном восприятии модели и рисунка.

3. Взаимодействие формирования у студентов графических представлений с процессом восприятия и целенаправленными изобразительными действиями.

4. Педагогическте условия активизирования графических представлений в процессе рисования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение содержит обоснование актуальности исследования, постановку проблемы, цели, определение объекта и предмета исследования, формулировку гипотезы, постановку задач, определение научной новизны, теоретической и практической значимости исследования, выносимые на защиту положения, сведения об апробации.

Первая глава «Психолого-педагогические аспекты формирования графических представлений у студентов на занятиях по рисунку» посвящена анализу психолого-педагогических трудов ученых-методистов, а также разработок педагогов-практиков по проблеме исследования. Выявлены особенности формирования представлений в процессе изобразительной деятельности, характер взаимосвязи образов представлений с изобразительными действиями. Уточнено понятие графического представления. Определены критерии сформированное™ графических представлений у студентов.

В психологии представления рассматриваются как чувственные, наглядные образы воспринятых ранее предметов и явлений. Ведущие отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн и др. — рассматривают представление как важнейший компонент мыслительной деятельности.

И. М. Сеченов считал переход от ощущений к представлению качественным переходом к новому обобщенному знанию.

С. Л. Рубинштейн отмечает образную суть представлений. Он считает, что представления способны обладать качеством обобщенности и от единичных образов восприятия способны преобразовываться в понятия. Представления рассматриваются им как важнейшие компоненты мыслительных операций, не являющиеся механической репродукцией восприятия. Рубинштейн говорит о представлении как изменчивом динамическом образовании, каждый раз при определенных условиях вновь создающимся.

О том, что для представлений не характерны свойства постоянности и неизменности, упоминает и Б. Г. Ананьев. Он говорит о представлении как все более и более обобщающемся знании о предмете. Б. Г. Ананьев и С. Л. Рубинштейн подчеркивают значение пространственных и временных связей (ассоциативности) в представлениях.

М. И. Еникеев упоминает о схематизированное™ и обобщенности представлений, об отражении в представлении наглядных свойств, присущих определенному классу объектов. Он подчеркивает роль представлений как основы конструктивного мышления и творческого воображения.

Э. Е. Бехтель и А. Э. Бехтель рассматривают представления одновременно как продукт и как инструмент восприятия. Ими также ставится проблема соотношения субъективного и объективного в представлении и, как следствие, степень соответствия образа объекту.

В. С. Кузин считал представление процессом, при котором всякое новое восприятие предмета приводит к изменению (дополнению и уяснению) представления о нем. Он пояснял, что в представлении материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта, с материалом предшествующих восприятий.

Б. Ф. Ломов подчеркивал, что высокий уровень пространственных представлений есть важнейшее из условий успешности графической деятельности. Он говорил о значении восприятия и представления пространственных признаков и отношений предметов как регуляторов графических действий.

На основании изучения трудов выдающихся ученых, методистов, художников-педагогов можно вывести ряд характеристик представлений, наиболее значимых для учебного рисования. Прежде всего представление является продуктом целенаправленного восприятия свойств модели, трактуемых субъектом впоследствии как свойства конструктивные, пластические, образные. Наряду с этим, при формировании представления пластическое содержание и пространственная структура конкретного объекта рассматриваются через призму обобщенных представлений о содержании и структуре всего класса объектов, к которому данный объект принадлежит. Наличие обобщенных представлений позволяет субъекту легче распознавать свойства конкретной модели и учитывать в процессе рисования наиболее существенные из них.

К характеристикам представлений также относятся:

- определенная схематизированность;

- постоянное изменение содержания, трансформация структуры;

- зависимость от субъективных оценок рисующего.

Необходимым условием формирования полноценного представления является также образная трактовка результатов восприятия. Становясь завершающим этапом чувственного познания, представления являются основой формирования художественного образа.

Наиболее существенным компонентом процесса изображения, концентрирующим в себе основные понятия реалистического учебного рисунка, является методическая последовательность ведения работы, соотносящаяся с задачами изображения, способствующая формированию и упорядочению представлений субъекта об основных этапах построения образа, определяющая смысловое и формальное содержание «рабочих» представлений и результатов их реализации.

Одной из основных в процессе изображения является композиционная задача. При ее решении требуется применение соответствующих знаний. С их помощью, помимо прочего, субъект определяет величину изображения, пластику абриса (контура), его местоположение в формате. Величина изображения, его расположение в формате, и прежде всего выбранная точка зрения,

9

должны наиболее полно выражать конструктивно-пластические и образные свойства модели, соответствовать характерной для учебной деятельности направленности на развитие и совершенствование практических навыков.

По мнению ученых, художников-методистов в содержании большинства изобразительных концепций и методик главным компонентом, предопределяющим всю структурную основу графического образа, признается форма модели, ее конструктивно-пластические характеристики. В разной степени проблемой представления формы головы и способов ее выражения в рисунке занимались еще В. де Оннекур, А. Дюрер, Г. Гольбейн, братья Карраччи, П. П. Рубенс, Ш.-А. Жомбер, Жюльен, позднее - братья Дюгаои, А. Ашбе, Ш. Холлоши. В истории русского, советского искусства над решением данной проблемы активно работали А. П. Лосенко, А. П. Сапожников, П. П. Чистяков, А. С. Голубкина,

A. О. Барщ, А. М. Соловьев и др. Д. Н. Кардовский, Н. Э. Радлов, Н. Н. Ростовцев считали проблему формы центральной, первостепенной для учебного рисунка. В процессе развития методики рисования, а также развития смежных знаний (перспективы, пластической анатомии, теории теней) совершенствовалось и представление о форме. До определенного времени была очевидна тенденция перехода от представлений, ориентированных на плоскостные стилизованные изображения (что характерно для эпохи средневековья) к представлениям трехмерным, пространственно выверенным и анатомически обоснованным. Об этом свидетельствуют широко известные рисунки А. Дюрера, Г. Гольбейна, Шона, разработки И. Д. Прейслера, А. П. Лосенко, В. К. Шебуева, А. П. Сапожникова, методические новации П. П. Чистякова, Ш. Холлоши, Д. Н. Кардовского, позднее -

B. Н. Яковлева, А. М. Соловьева, А. А. Дейнеки и многих других.

В современном учебном рисунке понимание термина «форма» отождествляется с термином «объем», который подразумевает емкость тела или ту часть пространства, которую данное тело занимает. Конструктивный анализ состоит в сопоставлении наиболее значимых для формообразования элементов модели с геометрическими телами. Так как фрагменты формы головы человека крайне редко могут полностью идентифицироваться с формой правильных геометрических тел, то начинающему художнику приходится манипулировать их различными комбинациями. С целью построения, уточнения представлений «объемной геометрии» модели обобщаются ее крупные фрагменты, одновременно акцентируются фрагменты, пригодные для выполнения функции пластических опор, границ формообразующих поверхностей.

Знания о конструктивных свойствах модели головы необходимо соотнести с задачей их объективации в двухмерном формате. Это потребует подробного осмысления пространственного положения модели, что невозможно без применения основ линейной перспективы, которая позволяет уверенно фиксировать положение модели в трехмерной системе координат, оценивать пространственно-структурное взаимодействие основных элементов, анализировать характер перспективных сокращений поверхностей. При этом в структуру модели добавляются воображаемые оси, плоскости, уточняющие конструктивный ха-

рактер, пространственное положение элементов, соотношение противолежащих («парных») поверхностей. Л. Ф. Худоногов констатирует, что изучение перспективы поможет изображению предметов на плоскости такими, какими они наблюдаются в натуре. Именно результат реализации представления о конструкции головы, консолидированного с представлениями ее пространственного положения и композиционного размещения в формате, является основой для

последующих стадий изображения.

Решение задачи приближения графического образа к реальным природным формам, осуществление детализации потребует привнесения в представление о конструкции модели целого ряда необходимых пластических характеристик. Отражение этих характеристик в рисунке происходит при активном применении основ пластической анатомии во взаимодействии с методом изображения объемной формы посредством моделировки переходов одних частей ее поверхности к другим (П. Я. Павлинов).

Формирование светотеневой конструкции, технико-тональная моделировка, образное обобщение потребуют дополнения представлений о конструктивно-пластических свойствах модели головы человека новыми знаниями. В их числе: особенности распределения светотени на поверхности головы, теория теней, закономерности воздушной перспективы. Мы убеждаемся, что (в соответствии с задачами построения рисунка) каждое вновь формируемое «рабочее» представление основывается на представлениях, сформированных ранее, и вбирает в свою структуру элементы смежных знаний. Дополняясь новыми характеристиками, представление неизбежно видоизменяется, совершенствуется, закономерно приближаясь к наиболее полному отражению свойств изображаемой модели. Непонимание значения или недоработка какого-либо из «рабочих» компонентов представления неизбежно приводит к искажению общего представления о модели и, как следствие, к снижению качества рисунка.

Представления лежат в основе изобразительных умений, т. е. устойчивой способности студента к выполнению сложных изобразительных действии. Структура изобразительного действия, его целевая направленность формируют изобразительные умения, развивают сопутствующие навыки. Осмысленность содержания действия (представления о действии) способствует выработке студентом наиболее рациональных стереотипов действия, достижению слитности всех его компонентов, освоению действия до степени автоматизма.

Концептуальной основой подбора критериев оценки сформированное™ у студентов графических представлений явились базовые положения реалистического рисунка. Задаче повышения качества выполнения рисунка, достижения пластического совершенства графического образа уделяется значительное место в трудах теоретиков изобразительного искусства: Г. В. Беды, В. П. Зинченко, Д Н Кардовского, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н Н Ростовцева, А. М. Серова. Большое значение решению данных вопросов придавалось в педагогической практике А. А. ДеЙнеки, П. Я. Павлинова, К. Ф. Юона, В. Н. Яковлева. Процесс учебного рисования - это сложная дина-

11

мичная система действий, имеющая свои цели, задачи, определенную последовательность, средства осуществления разнообразных по содержанию и назначению операций. Если изобразительное действие в целом состоит из отдельных звеньев, операций (мини-действий), то это означает, что в завершенном рисунке закрепляются результаты проведения этих действий, характеризующие качество сформированных представлений.

Зависимость качества рисунка от качества представлений прямо или косвенно отражается в научно-методических трудах А. М. Серова, Н. Э. Радлова, П. Я. Павлинова, Н. Н. Ростовцева и многих других известных художников-педагогов, ученых. Данные оценки непосредственно соотносятся с решением самых разнообразных задач изобразительного процесса. Это задачи композиционные, задачи выражения формы, плановости, а также детализация, технико-тональная моделировка, образное обобщение и т. д.

В результате обобщения характеристик, определяющих качественный уровень учебного рисунка головы человека, были выбраны наиболее часто упоминаемые, наиболее информативные из них. Анализ избранных характеристик позволил, в свою очередь, определить и наиболее существенные для процесса изображения представления. Далее возникла необходимость упорядочения, группировки данных представлений, их систематизации. Если представления являются базовым компонентом целенаправленных изобразительных действий, то за основу систематизации было принято их прямое соответствие методической последовательности процесса рисования, в которой ключевыми звеньями являются: композиционные действия, линейно-конструктивное построение и технико-тональная моделировка. Поэтому основными оценочными компонентами (группами критериев) завершенного учебного рисунка, характеризующими уровень сформированное™ графических представлений, были определены:

I. Представления, направленные на решение композиционных задач. (Композиционный компонент графического представления.) Основными показателями этой группы критериев являются: обоснованность выбора субъектом точки зрения на объект, выбор формата, величины изображения и местоположения изображения в формате.

II. Представления, направленные на выражение конструктивно-пластических свойств модели. (Конструктивно-пластический компонент графического представления.) В число основных показателей данной группы были включены: выражение обобщенного характера формы модели, определение основных элементов модели и характера их конструктивного содержания, определение структурно-пространственных соотношений-элементов модели, формирование пластического содержания модели, детализация, применение в рисунке основ линейной перспективы, владение выразительными свойствами линии.

III. Представления, направленные на технико-тональное решение образа (Светотеневой, тональный и образный компоненты графического представления.) К показателям данной группы было отнесено: построение светотеневой конструкции изображения, выражение тональных отношений основных по-

верхностей модели, соответствие изображения правилам воздушной перспективы, достижение необходимой степени адекватности объекту изображения, достижение необходимой степени образного обобщения в рисунке, рациональное использование свойств графических материалов.

Вторая глава «Пути формирования графических представлений у студентов на занятиях по рисунку» посвящена описанию подготовки и проведения экспериментальных работ. Она содержит: анализ результатов констатирующего эксперимента; описание методических направлений, активизирующих процесс формирования у студентов графических представлений в ходе рисования учебных моделей головы; анализ результатов формирующего эксперимента.

Основная задача констатирующего этапа экспериментальной работы состояла в выявлении исходного уровня сформированное™ графических представлений у студентов в процессе рисования гипсовых моделей головы. В практической фазе констатирующего эксперимента участвовали две учебные группы второго курса факультета искусств ОмГПУ. Задания выполнялись в рамках действующей учебной программы. Для заданий первого и второго контрольного срезов были определены гипсовые модели (Юнона, Аполлон), относительная простота и однозначность в трактовке формы которых позволили с большой долей объективности определить наиболее типичные ошибки. На выполнение заданий отводилось по 16 часов для каждого. В начале занятия и в ходе практической части проводились традиционные ознакомительные беседы, инструктажи и необходимые разъяснения.

Просмотр выполненных студентами рисунков позволил выявить ряд недостатков, допущенных на различных стадиях работы. В первую очередь (в соответствии с выработанными критериями) оценивался выбор величины и местоположения изображения в формате. По данному компоненту у 72 % студентов контрольной группы был выявлен ряд ошибок. В основном это недостаточная величина изображения (реже - явное преувеличение) и необоснованность определения места в формате (чрезмерное смещение изображения в нижнюю часть листа).

Характер формы модели (у 78 % студентов) передан неубедительно, отношение общей высоты модели к ширине и глубине передано неточно. Значительное число рисунков имеет недоработки в формировании конструкции как верхней (мозговой) части головы, так и нижней (лицевой). Попытки выражения конструкции наиболее сложных фрагментов (скулового выступа, нижней боковой части лица) в большинстве случаев также безрезультатны. Были выявлены ошибки в нахождении объемно-пропорциональных соотношений и крупных, и мелких фрагментов. Сопоставление конструктивной основы противолежащих фрагментов, как правило, неубедительно.

Толщина и сила тона нанесенных линий (в 64 % рисунков) не прибавляют выразительности конструкции. У большей части рисунков (до 74 %) технико-тональная моделировка не способствует должному выявлению объема. Светотеневая конструкция проявляется слабо или вообще отсутствует. Тональная

напряженность основных поверхностей, как правило, неверна. В большинстве рисунков (до 76 %) отсутствуют признаки полной завершенности, не сформирован целостный образ.

Анализ ошибок и недостатков, проявившихся в рисунках констатирующего задания, позволил определить причины их возникновения. К их числу были отнесены:

- отсутствие устойчивых представлений о композиционных задачах в контексте рисунка головы человека;

- отсутствие обобщенных апперцептивных представлений, направленных на вычленение предметно-функциональных и конструктивно-пластических свойств модели;

- недостаточный уровень сформированности представлений о конструктивных особенностях предложенных для изображения моделей;

- отсутствие устойчивых представлений о содержании и целевой направленности действий;

- отсутствие устойчивых представлений о критериях завершенности академического рисунка.

Иными словами, проявилось отсутствие умений планомерного формирования и реализации графических представлений.

Полноценные изобразительные действия при рисовании моделей головы человека могут выполняться только при наличии необходимых предпосылок. Главной из них является функциональная подготовленность студентов. Она предопределяется прежде всего наличием базовых изобразительных умений, т. е. способности методически последовательно, в соответствии с известными правилами реалистического изображения формировать на плоскости трехмерные графические образы. Задачи изображения головы человека (как пластически сложной модели) потребуют от рисующего на различных этапах рисования сочетать базовые умения и навыки с умением абстрагировать форму модели от второстепенных деталей, выбирать для определенных действий нужные элементы модели, вычленять и комбинировать их свойства.

Наряду с функциональной, важна готовность теоретическая, поскольку именно это условие является предпосылкой ориентации субъекта в складывающихся ситуациях, в планировании практических действий. Умение последовательно ставить и решать задачи придает действиям необходимую упорядоченность, позволяет избежать хаотизации в построении рисунка.

Процесс освоения студентами рисунка головы человека рекомендуется основывать на применении обучающей системы, активизирующей взаимодействие механизмов восприятия с формированием представлений, непосредственно связанных с изобразительными действиями. М. И. Еникеев подчеркивает, что упорядоченность действий обусловлена своей ориентировочной основой, т. е. «системой предварительных представлений индивида о цели, программе, средствах и критериях эффективности системы действий для успешного осуществления определенной деятельности». Исходя из сказанного, становится возмож-

ным обозначить ряд представлений, отражающих содержание и структуру изобразительных действий.

В первую очередь процесс реалистического рисования невозможен без направленного изучения формы объекта. Основой такого изучения является вычленение основных элементов общей формы и установление структурно-пространственных взаимосвязей между ними. Обучаемый рассматривает каждый элемент как носитель формы, как самостоятельную конструктивную единицу, обладающую общими для данного класса единиц свойствами формы, наличием определенного ряда поверхностей, пластических опор. Анализ мышечной системы головы позволяет выявить особенности ее объединительной, пластической функции. Достижение отчетливого представления о конструктивно-пластическом характере элементов, их пространственно-структурном взаимодействии позволяет субъекту на предстоящих отрезках деятельности формировать полноценные представления, обеспечивая необходимый уровень предметности и целостности графического образа.

Важнейшим условием формирования у студента графических представлений является понимание им конечной цели действия. Варианты достижения конечной цели изображения могут иллюстрироваться посредством рисунков, отображающих полную завершенность изобразительного цикла. В рисунке-алгоритме конечной цели отражается конструктивная сущность элементов модели, их взаимные пластические переходы, особенности пространственно-структурного взаимодействия, фиксированное положение модели относительно рисующего. Технико-тональная моделировка выражает направленность освещения, выявляет светотеневую конструкцию, подчеркивает пластические, образные свойства модели. Представляя конечную цель в формальном и смысловом аспектах, субъект действия подчиняет, в конечном итоге, все свои действия

достижению этой цели.

Одним из основных признаков наличия у субъекта устойчивой ориентировочной основы изобразительных действий являются представления о динамике формирования графического образа модели. Для этого полный цикл действий дифференцируется на относительно автономные рабочие этапы (мини-действия). Каждый рабочий этап в стадии завершения представляет собой локальную промежуточную цель, выраженную определенной суммой сформированных и объективированных представлений с методически регламентированным смысловым содержанием. Каждое последующее представление (опираясь на смысловое содержание и формально-пластическую основу предыдущего, а также ориентируясь на дальнейшее продвижение к конечной цели действия) в различной степени усложняется и требует применения более совершенных и разнообразных умений и навыков рисования в различных сочетаниях.

Ключевым компонентом изобразительного процесса является способ выполнения действия. С. Л. Рубинштейн, разделяет каждое относительно самостоятельное действие (этап) на составные части - операции. Осмысление содержания операции является, по сути, осмыслением способа действия. По мне-

нию С. Л. Рубинштейна, операция не рассматривается как полностью самостоятельное действие и ее результат не осознается как отдельно достигнутая цель. Вместе с тем, будучи элементами механизма действия, операции в сумме составляют полный цикл изобразительного действия, завершаемый достижением поставленной локальной цели действия. Обладая представлениями о способах действия, т. е. об операциях как средстве осуществления действий, и выполнив поочередно поставленные изобразительные задачи, субъект оказывается в состоянии достичь конечной цели действия.

Если изобразительное действие состоит из отдельных звеньев, операций, то это означает, что в законченном рисунке определенным образом находят свое отражение, закрепляются содержание и особенности отдельных, относительно самостоятельных элементов изобразительного процесса.

Одним из наиболее актуальных компонентов образовательного процесса в высшей школе является методика обучения. Она организует смысловое содержание подготовительных мероприятий преподавателя, направленных на постановку основных ориентиров в деятельности студента, во многом предопределяет представления относительно ожидаемых результатов в системе предпринимаемых действий и обуславливает характер результата конкретного учебного занятия, а также итогового результата при выполнении задания в целом.

Педагогические действия, направленные на формирование у студентов представлений о содержании процесса изображения, подкрепленные демонстрацией элементов соответствующего зрительного ряда, составляют основу объяснительно-иллюстративного метода. Применяя данный метод, преподаватель в течение сравнительно короткого отрезка времени доводит до сознания обучаемых значительный объем актуальной информации. Знания в относительно готовом виде предоставляются студентам на лекциях и во время кратких бесед, предшествующих непосредственно практической части занятия. Потенциальные возможности объяснительно-иллюстративного метода направляются прежде всего на помощь студенту в теоретическом осмыслении сущностных сторон избранной изобразительной концепции, включающей представления о способах выражения конструктивно-пластического строя модели, сведения о методической последовательности ведения рисунка.

Методические наглядные средства (схемы, рисунки, таблицы) раскрывают взаимосвязи элементов объекта, моделируют обобщенные образы представлений, выражают различные свойства объекта, иллюстрируют алгоритмы последовательности изобразительных действий. Наглядность способствует формированию у студентов представлений о направленности перцептивной деятельности, формирует оперативное знание, создает информационную базу, необходимую для принятия решений в процессе рисования.

Графические представления подготавливают действие, определяют его структуру. Смысловая направленность представлений, их точность и качество непосредственно отражаются на содержании и качестве рисунка. Основная задача формирующего эксперимента состояла в практической проверке эффек-

тивности предложенной методики, направленной на активизацию процесса формирования графических представлений посредством качественного формирования каждого из компонентов представления с последующей отработкой их взаимодействия в процессе рисования. Выявлялась степень зависимости содержания и качества изображения от содержания и качества формируемых представлений.

Методика формирования графических представлений для экспериментальной группы подготавливалась с опорой на результаты констатирующего эксперимента. Учитывалось содержание рабочей гипотезы исследования, поставленных задач. Основной частью практического задания формирующего эксперимента было выполнение двух длительных рисунков (по 16 часов каждый) гипсовых моделей головы человека (Гермес, Софокл) с акцентом на выражение их конструктивных и образно-пластических свойств. Определение моделей для изображения осуществлялось по принципу подбора учебного материала по его логическим характеристикам, предложенному П. Я. Гальпериным. В данном контексте первая модель (Гермес), помимо четких симметричных фрагментов и пластичного рельефа, содержит почти все необходимые, ясно выраженные признаки, присущие обобщенным представлениям о форме головы человека. Вторая модель (Софокл) также содержит все необходимые признаки плюс избыточные.

В ходе формирующего эксперимента были применены методические установки и наглядные материалы, направленные на активизацию процесса формирования графических представлений. Для первоначальной наработки представлений о конструкции студентам экспериментальной группы было предложено выполнить на отдельном листе (формата А-2) краткосрочный подготовительный рисунок конструктивного характера с частичным тональным разбором выявленных плоскостей. При выполнении данного рисунка были поставлены следующие задачи:

1. Выразить обобщенную (без подробной детализации основных поверхностей) конструкцию изображаемой головы с акцентом характерных особенностей ее формы и пространственного положения.

2. Провести дифференциацию общей формы головы на крупные фрагменты.

3. Сформировать обобщенную целостную конструктивную основу каждого крупного фрагмента (с первоначальным включением невидимых с избранной точки зрения поверхностей по аналогии с линейно-конструктивными рисунками геометрических моделей), соотнести эти фрагменты по величинам, местоположению и пространственному вектору.

4. Уточнить общие границы соприкасающихся крупных фрагментов.

5. Провести частичный тональный разбор основных поверхностей, определить их принадлежность свету, тени, полутонам, выявить светотеневую конструкцию.

Учет невидимых плоскостей при работе над конструкцией крупных фраг-I ментов усиливает в представлениях качества целостности и структурной упо-

17

рядоченности. Наличие подготовительного конструктивно-тонального рисунка позволило изначально получить наглядную картину синтеза композиционного, конструктивного и частично образного компонентов в общем представлении. В дальнейшем при выполнении основного рисунка данный подготовительный рисунок служил зрительной опорой, не позволяющей студенту разрушать конструктивную целостность формируемого образа на этапе детализации. Кроме того, студент обозначил проблемы, которые предстояло решить уже в ходе основной части работы. Завершение подготовительного конструктивного рисунка сопровождалось общим обсуждением студентами учебной группы полученных результатов. Проводился анализ обоснованности выбора тех или иных подходов в формировании объема, а также вариантов обобщения наиболее сложных поверхностей.

П. Я. Гальперин подчеркивает, что реальные действия есть производное от идеальных действий, т. е. образов, поэтому субъект прежде всего обязан представить качества будущего процесса, осознать условия, способы, результат, требования к действию. В соответствии с методикой была создана жесткая система условий для формирования действий с намеченными свойствами. В число условий входило четкое представление конечного продукта с его характерными показателями, указание частей продукта в порядке их выполнения, содержание операций, общий взгляд на всю систему действий (общая оперативная схема мышления) и т. д.

Представление конечной цели (продукта) формировалось при помощи рисунков из фонда преподавателя, раскрывающих варианты решения всей суммы изобразительных задач. Данные рисунки были разделены на две основные группы. Первую группу составляли рисунки с акцентом на выражение конструктивного компонента формы. Во вторую группу вошли рисунки с преобладанием тонально-живописных качеств. В ходе краткой беседы студенты изыскивали сходные черты и принципиальные различия представленных групп рисунков.

Представления о последовательности построения графического образа модели также формировались посредством учебных рисунков, таблиц и плакатов. В ходе обсуждения содержания плакатов выявлялись ключевые признаки формального решения основных задач каждого относительно автономного этапа действия.

Помимо рисунков, раскрывающих внешние изменения графического образа модели, применялись вспомогательные рисунки, отражающие сущностные стороны изобразительных действий, наиболее характерные операции, способы группировки различных фрагментов в представлении и т. п.

Основной направленностью в построении занятий экспериментальной группы было создание необходимых условий для осознания студентами каждого компонента представления в структуре общего представления об объекте, а также осознания важности представлений, акцентирующих методическую обоснованность действий, проводимых уже непосредственно в формате. Данные мероприятия способствовали приобретению студентами апперцептивных

(предварительных) представлений, которые, в свою очередь, явились информационной базой формирования представлений «рабочих», отражающих свойства конкретного объекта и определяющих направленность их графического выражения. Таким образом, посредством предварительных представлений студент ориентировался в наличной ситуации, принимал необходимые решения.

По мере продвижения основного рисунка к стадии детализации студентам было рекомендовано выполнить сопутствующие зарисовки фрагментов головы с акцентом на выявление наиболее значимых анатомических характеристик. Ставилась задача определения и уточнения формы фрагментов, образованных костной основой и фрагментов, образованных мышечной массой. Выявлялась связующая, пластическая функция наиболее значимых мышц и мышечных групп.

В дальнейшем ставилась задача проведения технико-тональной моделировки и образного обобщения.

По итогам формирующего эксперимента были получены следующие результаты (в среднем арифметическом выражении):

1. Приемлемое решение композиционных задач участников экспериментальной и контрольной группы: 72 и 34 % соответственно.

2. Приемлемое решение задач линейно-конструктивного построения участников экспериментальной и контрольной группы: 80,7 и 39,3 % соответственно.

3. Приемлемое решение задач технико-тональной моделировки и формирования образной составляющей участниками экспериментальной и контрольной групп: 66,3 и 30 % соответственно.

Анализ рисунков участников формирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что методические приемы и установки, направленные на активизацию процесса формирования графических представлений, оказали положительное влияние на качество работы. Стабилизировались представления о композиционных задачах в рисунке головы человека, была продумана их связь с процессом формирования замысла. На достаточно высоком уровне были сформированы представления о конструкции элементов головы, их пространственном взаимодействии. Данные представления приобрели качества целостности и структурности. Активизировалось взаимодействие представлений о конструктивно-пластических свойствах модели с представлением ее пространственного положения. Усилилось влияние линейной перспективы.

Активизация светотеневого, тонального компонентов способствовала дополнению и уточнению представлений о конструктивно-пластических качествах модели, предопределила достижение необходимой степени образного

обобщения в рисунке.

Актуализация представлений об основных этапах рисования и ключевых задачах данных этапов способствовала повышеншо качества изображения.

Процесс выполнения рисунка в целом несколько замедлился, однако возросла конструктивная содержательность, образная выразительность работ, укрепилась направленность на упорядоченность и осмысленность действий.

Проведенное исследование, включающее теоретическую и практическую части, позволило сделать выводы, подтверждающие правомерность сформулированной гипотезы, состоящей в том, что эффективность обучения академическому рисунку значительно повышается при активизации качественного формирования основных компонентов графических представлений в условиях практического освоения механизмов их взаимодействия в процессе рисования.

1. В соответствии с задачами исследования была раскрыта специфика формирования образов-представлений в процессе рисования. Она состоит в том, что образы-представления есть производные направленного восприятия свойств изображаемого объекта. В ходе последовательного восприятия объекта образы-представления последовательно трансформируются и в них отражается все более обобщающееся знание об объекте.

2. Был выявлен характер направленного взаимодействия основных компонентов графических представлений в процессе рисования головы человека. Он состоит в том, что на каждом последующем этапе рисования графическое представление взаимодействует с новыми компонентами, встраивает их в свою структуру, претерпевающую при этом качественные изменения. Было установлено, что качество сформированности каждого из компонентов представления существенно влияет на качество общей структуры графического представления.

3. Были разработаны критерии сформированности у студентов графических представлений, которые в основном отражают методическую последовательность изобразительных действий.

4. Были определены педагогические условия, активизирующие процесс формирования у студентов графических представлений в процессе рисования головы человека.

К их числу относятся функциональная подготовленность субъекта (предполагающая наличие базовых изобразительных умений) и его теоретическая готовность, тождественная наличию ориентировочной основы действия.

Теоретическая готовность включает:

- наличие представлений о конструктивных и образно-пластических свойствах модели;

- наличие представлений о конечной цели действия, программе практических действий, об условиях и способах осуществления действий.

В ходе исследования нашли подтверждение следующие характеристики представлений (применительно к процессу рисования), а также характеристики методических действий, направленных на активизацию процесса их формирования:

- представление как форма чувственного отражения индивидом предметов и явлений в виде наглядно-образного знания является неотъемлемой психической связующей сущностью всех компонентов изобразительного действия;

- качество формирования у студентов графических представлений улучшается при условии динамического взаимодействия представлений о свойствах модели с системными представлениями о цели, программе, частных задачах изобразительных действий;

- систему предварительных представлений о конечной цели и частных задачах процесса изображения, о последовательности формирования графического образа модели, средствах (методах, приемах) осуществления действия можно рассматривать как ориентировочную основу изобразительных действий

в учебном рисовании;

- в изобразительной деятельности система представлений, с одной стороны, исполняет роль установки, определяющей профессиональную направленность восприятия на объект для изображения, с другой стороны, представление (уже как результат восприятия) обуславливает содержание предметного действия и предопределяет результат этого действия;

- формирование устойчивых представлений об изобразительных действиях происходит посредством осмысления и практического освоения субъектом всей системы изобразительных действий;

- конкретизации задач восприятия и задач изобразительных действий способствует изучение и активное практическое применение субъектом представлений о смысловом и формальном содержании принятой к освоению изобразительной концептуальной модели;

- с целью осмысления студентом учебного материала на понятийном уровне, с целью придания представлениям качеств обобщенности и упорядоченности общезначимое смысловое содержание представления активно закрепляется посредством речевого оформления;

- активизации графических представлений способствует применение разнообразных по формальному содержанию и целевому назначению методических схем, рисунков и таблиц (на схемах и рисунках в опосредованной форме частично или полностью могут моделироваться профессионально обусловленные представления о направленности на восприятие конкретных свойств модели, представления о содержании изобразительных действий);

- активное применение на занятиях изобразительных схем и вербального сопровождения способствует конкретизации и упорядоченности представлений обучаемых;

- выполняя на различных стадиях учебного занятия краткосрочные малоформатные зарисовки с натуры, по памяти и представлению, студент формирует и совершенствует свое понимание конструктивно-пластического строя модели, одновременно содержанию изобразительных действий придаются качества обобщенности и устойчивости;

- наличие в арсенале студента концептуально обусловленной ориентировочной основы изобразительного действия, базовым компонентом которой является направленность на формирование представлений различного содержания и назначения, можно рассматривать как основное необходимое условие достижения приемлемых стабильных результатов в учебной деятельности.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ:

„ х Ьаженов, А. А. Элементы информационно-образовательной среды

в формировании ориентировочной основы деятельности студента на занятиях

Ul i"4 А" Баженов 11 Омский научный вестник. Серия «Общество История. Современность». - 2009. - № 5 (81). - С. 203-205.

Баженов- А. А. Рисование по представлению как дополнительное сред-,С™° осмысления и систематизации изобразительного материала / А. А. Баже-

ност.1 °2™ -ВСС2ТГ234еРИЯ <<0бЩеСТВ°- ИСТ°РИЯ- С0ВреМеН"

, д3" Баженов, А. А. Из опыта проведения занятий по рисунку головы человека / л. а. ьаженов // Омский научный вестник. - 2014. -№ 5 (132).

Научные статьи и материалы выступлений на конференциях: ,,^, / л AH°i' А" Закономерности восприятия в изобразительной деятельности / А. А. Баженов // Молодежь, наука, творчество - 2008 : межвуз науч -практ. конф. студентов и аспирантов : сб. статей / под общ. ред. проф Н У Ка-зачуна. - Омск: ОмГИС, 2008. - С. 5-6. '

5. Баженов, А. А. Осмысление пластических свойств изображаемого объема на занятиях по рисунку / А. А. Баженов // Декабрьские диалоги: материалы

ш™™*0" международным участием) науч. конф. памяти Ф. В. Меле-

ка>>, 2008 _^¿е224-228 ' ^ * * ЧуЙК°' ~ °МСК: Издат' *ом «НаУ"

6. Баженов, А. А. Информационно-методический зрительный ряд как оп-тимизирующии компонент учебного занятия по академическому рисунку / л. а. ьаженов // Профессионально-художественное образование: история теория, практика: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 50-

ПОД Ред" Л" Г - Омск:

Основные выставки:

?ппЛ™ТаЛп"аЯ Худ°жествеппая выставка «Сибирь - IX», Иркутск, Томск, ¿003 2004: «Портрет Натальи» Б., графит, 54x74, 2003.

8. Вторая Томская триеннале «Рисунок России», Томск, 2004: «Девушка из Большеречья», Б., графит, 60x42, 2001; «Таня», Б., графит, 60x42, 2003; «Таня

^^S^IS™»' Б" ГРЗФИТ' ?4Х55' 2°04; <<ДеВ^ -

9. III Томская всероссийская триеннале «Рисунок России»', Томск 2007' «Ирина - студентка института сервиса», Б., кар., 60x42, 2006; «Портрет'молодого человека», Б., кар., 60x42, 2006.

10. IV Томская всероссийская триеннале «Рисунок России», Томск 2010-

а-Г' Б" УГ0ЛЬ' 79'5х56' 2008; «Портрет Оксаны», Б.,'уголь; 04,эх44Д ДШ, «Серьезная девушка. Портрет Натальи», Б., уголь, 77x52,5,2008

и. V 1 омская всероссийская триеннале «Рисунок России», Томск, 2013" «Николаи Иванович. Асимметричный портрет», Б., сангина, 60x42, 2013; «Портрет Ольга», Б., сепия, 60x42, 2013; «Женщина в белом», Б., сепия 60x42 2013 22

Подписано в печать 30.10.2014. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,5 Тираж 100 экз. Заказ Ш-16.

Издательство ОмГПУ. Отпечатано в типографии ОмГПУ, Омск, наб. Тухачевского, 14, тел./факс (3812) 23-57-93