Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие профессиональных умений рисования портрета

Автореферат по педагогике на тему «Развитие профессиональных умений рисования портрета», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Голосай, Александр Викторович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие профессиональных умений рисования портрета», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие профессиональных умений рисования портрета"

На правах рукописи

ГОЛОСАЙ Александр Викторович

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ ПОРТРЕТА

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Омск-2012

005538047

005538047

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» на кафедре академической живописи

и рисунка

Научный руководитель: заслуженный деятель искусств РФ,

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Медведев Леонид Георгиевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Шаляпин Олег Васильевич;

заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор Гагарин Борис Григорьевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский городской

педагогический университет»

Защита состоится^^ в ' ' часов на засе-

дании диссертационного совета^ • при Омском государ-

ственном педагогическом университете по защите докторских и кандидатских диссертаций по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4а, ауд. 413.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, Набережная Тухачесвого, 14).

Автореферат разослан ^

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность. В свете реформирования системы общего, среднего и высшего профессионального образования и перехода вузов на многоуровневую систему обучения возрастают требования к качеству обучения студентов по специальным дисциплинам, и прежде всего по рисунку, поскольку именно он (рисунок) является стержнем и основой для успешной творческой деятельности во всех видах и жанрах изобразительного искусства. В связи с этим перед педагогической наукой стоят задачи разработки новых все более эффективных и интегрированных форм и методов обучения специалистов для различных сфер искусства и архитектуры (дизайна, декоративно-прикладного, монументального искусства, учителей дошкольного и школьного образования).

Проблем^ формирования профессиональных умений рисования сложна, многогранна и тесно связана с психологическими закономерностями процесса образного познания, где особое место занимают образы представлений. Поэтому ее методическое осмысление возможно лишь в контексте общих философских, психологических, педагогических концепций, касающихся различных аспектов многоплановой проблемы познания и отображения окружающей действительности, а также научного обоснования последовательности формирования профессиональных умений в системе многоуровневого обучения, где акцентируется проблема формирования компетентности будущего специалиста.

В философии представление рассматривается как чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление является необходимым элементом познания, поскольку оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей и дает возможность сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов (В. Ф. Асмус, И. А. Гризова, П. В. Копнин, Б. Г. Лукьянов, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт, Ю. А. Огородников и др.).

В психологии образы представления исследуются как динамичный процесс, тесно связанный с восприятием, эмоциями и памятью, хотя это образы предметов и явлений, не воспринимаемые в данный момент, но в представлениях фиксируются наиболее обобщенные и информативные признаки предметов и явлений (Б. Г. Ананьев, А. В. Бруш-линский, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, Б. Ф. Ломов, О. И. Никифорова, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, Ю. А. Самарин, П. М. Якобсон и др.). В представлении как вторичном образе

прежде всего сохраняются конструктивные точки объекта, определяющие строение его формы, т. е. происходит схематизация образа (Б. Ф. Ломов). Это обстоятельство подчеркивает важность образов представлений для творческой деятельности в любой сфере. В изобразительном искусстве оперирование образам представления дает возможность художнику сформировать замысел будущего произведения, а также наметить общие способы его материального воплощения в конкретном художественном материале, что представляет собой важнейший этап художественного творчества. Познавательную деятельность обучаемых исследуют известные ученые-педагоги. Существуют различные точки зрения к определению понятия «умения» (Б. М. Богоявленский, Ю. К. Бабанский, Н. А. Менчинская, Г. И. Щукина, и др.). Известные "авторы (К. К. Платонов, А. В. Петровский, Н. Д. Левитов, А. А. Степанов и др.) считают, что навыки формируются раньше умений, которые определяются как способность к овладению сложной системой психических и практических действий, необходимых для регуляции деятельности по достижению необходимого качества. Известные ученые (П. Я. Гальперин, В. О. Пунской, Н. Ф. Талызина и др.) считают, что общие умения и навыки могут развиваться не только эмпирическим путем, но и теоретически. Несмотря на существующие в педагогической науке различных точек зрения на процесс формирования умений, принцип проблемного обучения напрямую связан с развитием образов представления. Поскольку, известно, что созданная проблемная ситуация носит двусторонний характер, необходимо знать известное, уже изученное и представлять то, что подлежит дальнейшему познанию. Вполне очевидно, что профессиональное становление будущего художника на занятиях по рисунку невозможно без развития его пространственных представлений. Особенно это рельефно проявляется в процессе рисования портрета. В существующей методической литературе по рисунку исследуются различные аспекты рисования головы, как правило, они ориентированы на постижение пластических особенностей строения головы, изучение мимики лица, овладение техникой рисования. В частности, Н. Н. Ростовцев в основательном труде «Рисование головы человека» (М., 1989) достаточно обстоятельно описал важнейшие разделы изображения головы: основные закономерности строения формы головы человека; методическую последовательность работы над рисунком гипсовой головы; рисунок деталей головы; рисование живой головы человека и т. д. Существует ряд исследований, связанных непосредственно с развитием пространственных представлений на занятиях по рисунку (В. К. Лебедко, К. В. Макарова, А. Л. Павловский, В. В Хаб-ловский и др.) В работах этих авторов акцентировались возможности

качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога через систему изучения пространственных представлений межпредметных связей, объединяющих теоретические дисциплины (литературу, музыку, искусствоведение, психологию) с рисунком, живописью композицией, перспективой, скульптурой и др. Решалась проблема развития творческих способностей студентов на занятиях по рисунку посредством освоения умений и навыков рисования по представлению. Специальных же исследований, посвященных последовательному развитию пространственных представлений в процессе рисования портрета нет. Это обстоятельство придает особую актуальность и важность выявлению пространственных представлений в процессе рисования портрета.

Необходимо отметить имеющийся богатый эмпирический материал, а также теоретические рекомендации многих выдающихся художников по различным аспектам изображения портрета (А. А. Дейнека, А. Дюрер, Д. Н. Кардовский, И. Н. Крамской, В. Е. Савинский, В. А. Серов, П. П. Чистяков и др.). Все это позволяет методически осмыслить богатое наследие портретного искусства в контексте исследуемой проблемы.

Цель исследования заключается в научно-теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики обучения рисованию портрета студентами художественных специальностей.

Объектом исследования является процесс обучения студентов искусству рисунка в системе бакалавриата художественных факультетов в высшей школе.

Предмет исследования — профессиональное становление будущего дизайнера на занятиях по рисунку в системе бакалавра.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, эффективность профессионального становления будущих дизайнеров значительно повысится, если в процессе рисования портрета прежде всего активизировать развитие их пространственных представлений.

Задачи исследования:

- выявить психолого-педагогические особенности развития пространственных представлений на занятиях по рисунку;

- обосновать педагогические условия, эффективно способствующие развитию пространственных представлений;

- определить критерии и отдельные показатели оценки профессиональных умений рисования в процессе изображения портрета;

- в процессе констатирующего и формирующих экспериментов определить исходный уровень профессиональных умений рисования

портрета, выявить типичные ошибки студентов, а также научно обосновать методику их развития.

Методологической основой исследования послужили

- философские исследования, посвященные специфике художественного познания (В. Ф. Асмус, А. К. Дремов, М. С. Каган, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт, Б. Г. Лукьянов и др.)

- психологические исследования по проблемам образного восприятия, представления, воображения (Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.);

- педагогические исследования, посвященные многоаспектным дидактическим проблемам высшего образования (А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленский, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, Ю. К. Бабанский, Л. Я. Зорин, И. Я. Лернер и др.);

- методико-педагогические исследования, посвященные актуальным проблемам обучения изобразительному искусству студентов вузов (Г. В. Беда, В. П. Зинченко, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, В. К. Шабанов, О. В. Шаляпин, Е. В. Шорохов и др.).

Методы исследования:

- изучение, анализ, обобщение научной литературы (философия, психология, педагогика, методика обучения изобразительному искусству) по проблеме исследования;

- изучение современного состояния обучения рисунку в художественных и педагогических вузах;

-целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, просмотр учебных и творческих работ;

- проведение педагогического эксперимента, обработка и обобщение полученных результатов экспериментального исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- установлено, что развитие профессиональных умений рисования портрета происходит достаточно эффективно в условиях, когда у рисующих формируется целостный, пространственный образ представления о модели изображения, включающий в себя основные этапы воплощения этого представления на бумаге;

- установлена зависимость между развитием профессиональных умений рисования и умозрительным замыслом с освоением конкретных технических умений рисования;

-выявлены педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессиональных умений рисования в процессе изображения портрета;

- обоснованны основные критерии и отдельные показатели для сравнительно объективной оценки уровня развития профессиональных умений рисования портрета.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты позволили углубить и расширить научное представление о неиспользованных резервах развития профессиональных умений рисования портрета на основе взаимодействия пространственных представлений о воспринимаемой модели и поиском технических возможностей реализации этого представления конкретным художественным материалом и техникой исполнения.

Научно обоснована динамика последовательного развития профессиональных умений рисования в процессе изображения портрета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная теоретическая и практическая модель развития профессиональных умений рисования у студентов в процессе изображения портрета формирует у них пространственные представления, значительно активизирующие их творческую деятельность, что позволяет достаточно успешно развивать общие профессиональные компетенции будущего дизайнера.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в процессе проведения опытно-экспериментальной работы автора в Нижневартовском гуманитарном университете и в Омском государственном педагогическом университете. Основные положения диссертации обсуждались на международных научно-методических конференциях в Алматы (2011), Астане (2012), Новосибирске (2008), Омске (2010), Москве (2007). По материалам исследования были разработаны учебные программы по дисциплине «Рисунок для студентов по специальности 070600.65 - дизайн», а также по по специальности «050602.65 - изобразительное искусство». Программы апробированы на факультете искусств и дизайна Нижневартовского гуманитарного университета, института искусств Новосибирского государственного педагогического университета.

Результаты диссертационного исследования были опубликованы в научных статьях, отражены в докладах на научных конференциях, обсуждены на ученом совете института искусств Омского государственного педагогического университета, внедрены в учебный процесс Нижневартовского гуманитарного университета и ряда других высших учебных заведений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и выводов обеспечиваются исходными методологическими позициями; адекватностью применяемых методик, анализом сущест-

вующей педагогической практики; комплексным характером педагогического эксперимента; подтверждением гипотезы исследования, результатами экспериментальной работы. Теоретические выводы базируются на фундаментальных положениях философии, психологии, посвященных специфике процесса образного познания, а также на педагогических концепциях формирования умений и навыков; подтверждаются экспериментальной проверкой основных положений исследования, проведенного в Нижневартовском гуманитарном университете; анализом полученных исходных и конечных результатов исследования на основе научно-обоснованных критериев.

Основные положения, выносимые на защиту:

- обоснование последовательности обучения рисования портрета, опирающего на формирование пространственных представлений и соответствующих этому последовательных изобразительных действий;

— выявление взаимодействия пространственных представлений и развития профессиональных умений рисования;

- педагогические условия, стимулирующие процесс развития профессиональных умений рисования;

— экспериментальная проверка методики обучения студентов-дизайнеров по рисованию портрета, включающей в себя реализацию пространственного представления в конкретной художественной форме.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения и приложения, иллюстрирующего ход и результаты экспериментальной работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель, объект и предмет, формулируется гипотеза, ставятся задачи исследования, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Психолого-педагогические аспекты развития профессиональных умений рисования» анализируются особенности взаимодействия профессиональных умений и образов представления в учебном рисовании, выявляется специфика формирования образов пространственных представлений в процессе рисования портрета, обосновываются критерии оценки степени сформированности профессиональных умений рисования портрета.

Многочисленные проблемы формирования умений и навыков давно привлекают внимание известных ученых. Вместе с тем до сих пор в психологии и педагогике нет единства в определении понятия «умение». Многие авторитетные авторы (А. А. Степанов, М. Л. Данилов, К. К. Платонов, Ю. К. Бабанский, М. И. Ерецкий, Б. Ф. Ломов, М. М. Лернер, А. А. Смирнов, Н. М. Леонтьев и др.) выделяют три основные направления: 1) деятельностный подход, который рассматривает умение как категорию деятельности, т. е. умение определяется как знание в действии; 2) личностный подход, который рассматривает умение как способность личности к целенаправленной деятельности на основе конкретных знаний; 3) личностно-деятельностный подход, который предполагает, что умение формируется в деятельности и вместе с тем проявляет себя и как способность к целенаправленной деятельности, что является важной характеристикой личности. При таком подходе умения рассматриваются как способность и результат деятельности, с одной стороны, с другой — как способность и качество личности.

Традиционно считается, что умения предшествуют навыку и переходит в навык благодаря специальным упражнениям. По мнению А. В. Орлова, умение означает проявленную готовность к достижению цели под строгим контролем со стороны мышления. Навык же означает деятельность, осуществляемую без контроля со стороны мышления, поскольку способ выполнения автоматизирован. Ученые различают элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие определенную степень мастерства, которое возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация (А. А. Степанов). В основу развития учебных умений и навыков обучаемых положена теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Специальные умения и навыки обучаемых как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции проявляется в конкретной изобразительной деятельности. Развитие умений и навыков характеризуется переходом с одного уровня на качественно новый уровень развития. При этом знание представляет собой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражению в сознании в виде представлений, понятий, суждений.

Для нашего исследования важны знания, которые усваиваются и реализуются в изобразительной деятельности и трансформируются в собственные знания. Обучаемому необходимо знать о тех способах изобразительных действиях, умениях, навыках, которые позволяют ему

самостоятельно добывать все новые знания, а также развивать все более высокие уровни умений и навыков рисования.

Качественные изменения умений и навыков рисования обусловливаются психологическими особенностями механизмов восприятия трехмерной модели и двухмерного рисунка, изобразительными знаниями и конкретными задачами учебного рисования, объективным характером изображаемой модели, а также спецификой образного языка рисунка.

Успешное развитие умений рисования в значительной степени определяется знаниями последовательного восприятия модели, способностью к произвольным представлениям, а также сформированными двигательными навыками руки, позволяющими простые движения карандаша переводить в осмысленные изобразительные действия.

В отличие от восприятия в представления входят не только те признаки предмета, которые открываются непосредственно чувству, но и те, которые познаются при умственном анализе предметов. Воспроизводимый предмет не оказывает непосредственного действия на анализаторы человека, вместе с тем в представлении акцентируется то, что поразило человека, вызвало определенную эмоциональную реакцию.

Специальные исследования, проведенные Е. И. Игнатьевым, показали, что зрительные представления предмета без целенаправленного восприятия формируются медленно и неточно. После рисования предмета с натуры представление основывается на восстановлении в памяти этапа схематического построения предмета, затем выявляются основные пропорциональные отношения и далее восстанавливаются контур и детали. Еще Б. Г. Ананьев выявил, что контур предмета не только является главным признаком предмета, а прежде всего признаком взаимодействия предмета и его окружения. Для формирования пространственного представления о предмете важно выявить наиболее характерные признаки, составляющие его объемную форму. Умение вычленять в предмете наиболее информативные признаки, образующие основу пространственного образа является важнейшей задачей для художника.

В психологической науке выделяют два вида образов представления: воспроизведение образов предметов, которые прежде воспринимались; формирование новых образов в результате трансформации тех, которые сохраняются в памяти. В процессе обучения рисованию важно развивать эти представления для пространственного моделирования предмета. Важное значение для формирования пространственного представления имеет словесная установка, которая призвана обеспечить целенаправленность и последовательность изобразительных

действий. Многие исследователи считают, что формирование пространственных представлений во многом обусловливается процессами наблюдения, которые рассматриваются как деятельность целенаправленного восприятия на выявление характерных признаков воспринимаемого предмета. Последовательность наблюдения определяется конкретной задачей, стоящей перед художником. В зависимости от конкретной установки в одном и том же предмете возможно выделять разные признаки и свойства воспринимаемого. Например, для скульптурного, живописного или графического изображения возможна различная последовательность наблюдения, что приводит к формированию различных представлений. В процессе наблюдения портретируемого необходимо акцентировать внимание на его пространственные признаки: форму, пропорции, характер, что требует нахождение наиболее удачной точки зрения, а возможно, и несколько точек.

Вместе с тем формирование представления достаточного для успешного рисования требует последовательных умственных действий, направленных на сопоставление воспринимаемого с познанными предметами, а также способами их рисования. Именно мысленный выход за пределы воспринимаемого представляет основную трудность для начинающих художников. Разумеется, подобные умственные операции значительно ослабляют первоначальную эмоциональную оценку изображаемого, вместе с тем способствуют выявлению его сущностных взаимоотношений. В это время необходимо использовать самую разнообразную наглядность, позволяющую начинающему художнику увидеть динамичную связь между живой моделью, схематичной моделью умозрительного представления и возможностями технического воплощения в конкретном композиционном решении.

Изображение портрета требует совершенно нового, более высокого уровня пространственных представлений у художника, связанного как с необходимостью выявления эмоционально-образной характеристики портретируемого, так и нахождения, изучения соответствующих изобразительных и выразительных средств различных графических материалов. В тексте второго раздела первой главы достаточно подробно анализируется специфика рисования портрета, а также выявляется специфика пространственных представлений, основанная на синтезе эмоциональных и рациональных качал в процессе рисования портрета.

Профессиональные умения рисования портрета являются целостным процессом, обладающим определенными закономерностями построения и развития, где пространственные представления художника объединяют в виде замысла все составляющие элементы композиционного построения, а также готовность технического совершенствова-

ния в контексте совершенно нового образного содержания воспринятой модели. При этом сохраняется и развивается первоначальная эстетическая оценка изображаемого.

Установлено, что способность рисующих легко и быстро опознать наиболее существенные критерии для достаточно объективной оценки своего рисунка позволяет им точнее и более эффективно добиваться необходимой художественности и выразительности законченного изображения. Именно в рисовании портрета встает проблема гармоничного взаимодействия грамотности и выразительности рисунка. Традиционно под грамотностью понимается изображение внешнего мира, его предметов, явлений, а под выразительностью — отображение эмоционально-образного отношения художника к изображаемой модели.

Рисунок выражает объективный характер мышления и чувства художника, поэтому логика его построения, связанная с личностным отношением к модели, формируется прежде всего в замысле, который включает в себя все первоначальные представления об изображаемом. Замысел возможно сформулировать в словесной форме, затем сопоставить с композиционными поисками, техническими решениями и, наконец, сравнить с законченным портретом. Все это позволяет достаточно объективно оценить динамику изобразительного процесса.

Важным критерием оценки является узнаваемость портретируемого. Вместе с тем профессиональное рисование предполагает не только передачу внешней стороны изображения, но параллельно с этим сложную структуру формального художественного решения портрета: композиционные закономерности, предметность, многовариантность графического взаимодействия линии и тона, плоскости и пространства, контрастности и нюансировки и т. д. В тексте диссертации дается подробный анализ основных критериев и отдельных показателей оценки степени профессиональности рисования в изображения портрета.

Вторая глава «Пути развития профессиональных умений рисования портрета» посвящена опытно-экспериментальной работе со студентами старших курсов по учебному плану бакалавра. Прежде всего в разделе выявляются характерные особенности профессиональных умений рисования портрета, дается научно-теоретическое обоснование развития профессиональных умений рисования и на этой основе определяется динамика развития профессиональных умений рисования портрета.

В процессе проведения констатирующего эксперимента со студентами третьего курса факультета изобразительного искусства и дизайна Нижневартовского гуманитарного университета было проведено

несколько контрольных срезов во время рисования гипсовой анатомической головы, рисования головы человека, рисования портрета с руками. Было проанализировано 170 рисунков, а также весь подготовительный материал (кратковременные наброски с модели, зарисовки по представлению, композиционные поиски). Кроме очевидного результата рисования портрета, принимались во внимание важнейшие особенности изобразительной деятельности рисующих: степень соотнесенности изобразительных действий с поставленной задачей, наличие произвольных пространственных представлений, степень совмещения нескольких представлений о модели, сознательное стремление к воплощению первоначального замысла-представления в конкретном композиционном решении.

В целом, несмотря на частные особенности, в процессе рисования обнаружены следующие типичные ошибки:

- большинство студентов испытывают затруднения в формировании пространственного представления об изображаемой модели в конкретном композиционном решении;

— не наблюдалось попыток последовательного представления конечного результата рисования портрета, поскольку испытуемые оперируют умениями, достаточными для решения изобразительных задач натюрморта;

— изобразительные действия студентов носят не целенаправленный характер: нет соотнесенности с первоначальной установкой на формирование замысла, а подготовительный материал (наброски, зарисовки) носит самостоятельный характер, не ориентированный на окончательный результат рисования;

-стремления студентов к формированию произвольных представлений не отмечалось;

-большинство студентов не стремится к законченности своих рисунков, ограничиваясь попытками передачи внешней похожести, посредством выявления пропорциональных отношений;

— в рисунках не использовались приемы экспрессии (подчеркивание) тех деталей и пластических особенностей модели, которые подчеркивают выразительность портретного сходства;

- отсутствуют представления о модели с другой точки зрения;

- не наблюдалось представлений о средствах выражения, выбора графических материалов (карандаш различной мягкости, уголь, соус, мелки, сангина разная, пастель, акварель, «ретушь» и др.), а также совмещения в одном рисунке разнообразных материалов (когда это требовалось для решения конкретной задачи);

- при восприятии сложной формы головы затруднено проведение аналогий с более простыми уже познанными формами;

— технические приемы рисования ограничиваются известным однообразием в применении, не варьируются в зависимости от конкретных установок.

Таким образом, вполне очевидно, что большинство студентов ограничились решением задач технико-аналитического штудирования модели, что дает положительные результаты в процессе приобретения знаний, умений, навыков реалистического изображения натюрморта.

Освоение портретного образа человека требует достаточно высокого уровня пространственных и образных обобщений, творческого осмысления приобретенных умений и навыков рисования и нахождения выразительных средств выражения, соответствующих новому содержанию образных задач. Творческая деятельность рисующих на исследуемом уровне сводится к минимуму из-за ограниченности их пространственных представлений. Все это потребовало теоретического обоснования методики обучения профессиональному рисованию портрета с учетом выявленных пробелов в сфере образования пространственных представлений о сложных пластических взаимодействиях объемных форм, а также о гармоничности эмоционально-образных технико-аналитических начал в профессиональном рисовании.

Еще в тридцатые годы прошлого века известный советский график П. Я. Павлинов сформулировал психологические особенности процесса рисования, который состоит из нескольких этапов: рассматривания предмета, формирования в сознании образа этого предмета, придумывания изобразительной формы этого представления и реализации ее техническими средствами на бумаге. Соответственно этому возможны следующие виды ошибок: ошибки ясного представления качества изобразительной поверхности, ошибки рассматривания предмета и образования представления, ошибки технического овладения средствами изображения (П. Я. Павлинов).

Этот ,тезис нашел свое дальнейшее развитие в теоретических трудах Н. Э. Радлова, а также научное осмысление в трудах замечательного художника и авторитетного ученого в области изобразительного искусства Н. Н. Волкова. Вместе с тем на сегодняшний день однозначного решения поставленных проблем нет.

В главе анализируется процесс образования разнообразных представлений в учебном рисовании портрета, поскольку именно полнота сформированных пространственных представлений о модели во многом определяет осмысленное направление изобразительных действий, а также активизирует творческую деятельность рисующих.

В этом контексте анализируются возможности наблюдения как деятельности целенаправленного восприятия, выступающего как цепь направленных последовательных суждений о важнейших свойствах воспринимаемых предметов. Наблюдение нацелено на выявление пространственных признаков модели. Важную роль в процессе образования представлений занимает процесс выполнения разнообразных набросков и зарисовок. Психологические аспекты выполнения набросков исследовал В. С. Кузин. Он выявил существенные психологические различия между восприятием модели для быстрого рисования (наброска) и последовательного восприятия для длительного рисования. Это обстоятельство необходимо учитывать педагогу в процессе формирования пространственного представления о модели.

А. О. Барщ выделяет несколько видов учебных набросков, активизирующих формирование образов представления. Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев рассматривают наброски в контексте становления композиции, что возможно при наличии достаточно устойчивых образов представления о модели. Выявлено, что быстрота восприятия зрительной информации, ее мысленная обработка, умение быстро и точно определять главное в изображении, умение целостно воспринимать модель и достичь лаконизма и выразительности в длительном рисовании во многом зависит от оперативности выполнения различных набросков и кратковременных зарисовок.

В тексте диссертации достаточно подробно анализируется возможности различных видов быстрого рисования, набросков и кратковременных зарисовок в формировании пространственных и образных представлений о портретируемом.

Профессиональные умения рисования предполагают не только обучение студентов восприятию модели для рисования, образованию подвижных пространственных представлений, но и формирование умений и навыков соответствующих изобразительных действий. Все зрительные оценки, мыслительные операции, пространственные представления воплощаются в рисунке посредством конкретных изобразительных действий художника и конкретных технических умений и навыков рисования. Именно техническими приёмами рисования художник передает тончайшую нюансировку эмоционально-образного содержания модели. В диссертации подробно исследуются взаимодействие пространственных представлений о модели с возможностями материализации этих представлений в процессе практического рисования.

Кроме этого, необходимым фактором успешного развития профессиональных умений рисования являются адекватные педагогические условия, способствующие наиболее благоприятному освоению

всех изобразительных компетенций. Педагогические условия определяются конкретной педагогической установкой, конкретной организационно-педагогической формой, в которой эти условия будут целенаправленно создаваться. В нашем исследовании педагогические условия рассматриваются применительно к мотивации творческой самореализации художника. Замечено, что обучаемые прилагают все усилия в определенном направлении, если они полностью проникаются целью и содержанием изобразительной деятельности. Чем сильнее интерес, тем активнее и глубже осуществляется целенаправленная деятельность, что в значительной степени активизирует творческий потенциал.

Важнейшим педагогическим условием успешного развития профессиональных умений является мотивация к обучению, т. е. у студентов необходимо активизировать внутренние побуждения к обучению. Работа в этом направлении определяется взаимодействием систем воспитания и обучения и применяется во всех формах изобразительной деятельности. Ученые (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская) отмечают два типа мотивации: 1) цель мотивации лежит внутри профессиональной деятельности; 2) познавательная деятельность направлена на реализацию внешних целей, не связанных напрямую с профессиональной деятельностью. Таким образом, результаты учебной деятельности могут представлять двоякую ценность: как собственная конечная цель деятельности и как средство удовлетворения личных утилитарных и нравственных потребностей. Известно, что качественные изменения личности становятся реальными, когда переход от направленных действий к самостоятельным осуществляется последовательно и когда непосредственная помощь педагога со временем становится более обобщенной, менее детализированной, когда знания, умения и навыки успешно применяются в новых условиях, несходных с хорошо известными ранее, или вообще отличных от прежних (Т. С. Костюк, Н. А. Менчинская).

Следующим педагогическим условием повышения профессиональных умений рисования в процессе обучения является повышение удельного веса осознанности обучаемого к профессиональной направленности своей познавательной деятельности, самостоятельность, инициатива, личностно-творческая рефлексия. Все это рассматривается в контексте педагогической технологии, направленной на раскрытие субъективного опыта обучаемых, и прежде всего на формирование личностно значимых способов творческой и учебной работы, а также овладение умениями самостоятельной работы. Формирующий этап экспериментальной работы проводился с 2009 по 2011 г. на базе факультета искусств и дизайна Нижневартовского гуманитарного уни-

верситета в естественных условиях учебного процесса третьего и четверых курсов. Цель экспериментальной работы состояла в проверке эффективности обоснованных дидактических принципов, направленных на развитие профессиональных умений рисования, а также разработанных педагогических условий, обеспечивающих активизацию творческой деятельности студентов в процессе рисования портрета. Для проведения эксперимента были выбраны две равноценные группы: контрольная и экспериментальная. В контрольной группе занятия проводил опытный педагог по традиционной методике, в экспериментальной группе автор исследования проверял правомерность сформулированной гипотезы, а также выявлял эффективность методических установок на развитие пространственных представлений в процессе рисования портрета.

Рисование головы человека и портрета является качественно новой ступенью в процессе формирования художника, поэтому первоначальные умения и навыки рисования, приобретенные в процессе изображения натюрморта и гипсовых голов, нуждаются в творческом переосмыслении и дальнейшем развитии для передачи более тонких и трудно уловимых нюансировок взаимодействия объемных форм головы человека. Вместе с тем именно на этом этапе необходимо постичь образное содержание модели, ее эстетический и художественный смысл, и здесь без образных обобщений и пространственных представлений не обойтись.

Методика последовательного развития профессиональных умений рисования портрета требует подвижного восприятия, базирующегося на различных ассоциациях, служащих основой для сравнения и сопоставления воспринимаемой модели с образами представления и воображения, с активным участием как двигательных, так и художественно-технических обобщений. Достаточно полное представление о модели, для успешного рисования требует от рисующего не только обобщения второстепенных признаков, но и умения акцентировать главные, характерные черты портретируемого. Портретная композиция требует решения не только очевидных композиционных задач, но и выявления взаимодействия головы и рук, а также организации пространства между портретируемым и фоном. Важно не упрощать задачу рисующему, не давать возможности копировать модель по отдельным деталям, а стремится актуализировать весь его изобразительный опыт для формирования полноценного представления о модели. Этот умозрительный образ потребует поиска новых изобразительных и выразительных средств рисунка для передачи своего оценочного отношения к изображаемому человеку.

Фиксация результатов контрольных срезов проводилась посредством сопоставления законченных рисунков студентов контрольных и экспериментальных групп по обозначенным критериям и отдельным показателям. Для более объективного анализа представленных работ их оценка осуществлялась кафедрой изобразительного искусства в процессе проведения семестровых просмотров.

Оценка контрольных срезов по академическому рисованию головы позволила выявить, что использование разработанной методики в лекционных курсах и на практических занятиях по рисунку обеспечивает значительное развитие у студентов профессиональных умений рисования портрета и стимулирует самостоятельную творческую деятельность обучаемых.

В заключении диссертационной работы формулируются выводы по существу проведенного исследования, в которых подчеркивается:

— развитие профессиональных умений рисования портрета происходит достаточно эффективно, когда у рисующих формируется целостный, пространственный образ представления о модели изображения, включающего в себя основные этапы воплощения этого представления на бумаге;

— взаимодействие между развитием профессиональных умений рисования и формированием умозрительного замысла позволяет достаточно эффективно постигать конкретные технические умения рисования;

— благоприятные педагогические условия активизируют познавательную и профессиональную деятельность, способствуют эффективному развитию специальных умений рисования в процессе изображения портрета. Необходимыми педагогическими условиями для динамичного развития профессиональных умений рисования являются мотивация к творческому процессу, а также самостоятельность и инициативность, личностная ориентированность;

-знание студентами основных критериев и отдельных показателей для сравнительно объективной оценки своих рисунков позволяет им достаточно целенаправленно строить процесс рисования на различных уровнях: восприятия модели для изображения, образования достаточно полного представления об изображаемой модели, овладения техникой рисования и специальными двигательными навыками руки;

— процесс рисования портрета, опирающийся на сформированные пространственные представления о модели, диктует логическую последовательность наиболее целесообразных изобразительных действий;

— выявленные психолого-педагогические особенности развития пространственных представлений на занятиях по рисунку позволили определить наиболее эффективные направления развития профессио-

нальных умений рисования портрета, где значительное место отводится кратковременному рисованию, различным видам набросков и зарисовок, применению в процессе рисования различных графических материалов (угля, сангина, соуса, мела, гуаши, акварели);

- в процессе проведения констатирующего и формирующего экспериментов определен исходный уровень профессиональных умений рисования портрета, выявлены типичные ошибки студентов, а также научно обоснована методика развития профессиональных умения ри-сованиия портрета;

- развитие профессиональных умений рисования портрета происходит эффективно только в том случае, когда формируются пространственные представления, основанные на последовательном, целенаправленном восприятии изображаемого человека, обобщении несущественных характеристик и вместе с тем акцентировании наиболее важных черт, представляющих образную суть портретируемого. В этом процессе активно участвуют и представления о возможностях изобразительных и выразительных материалах;

- техника рисунка позволяет материализовать представляемые образы в зрительно воспринимаемую изобразительную форму и передавать тончайшие эмоциональные оттенки отношения художника к портретируемому, поэтому является важнейшим компонентом существования пространственных образов представления, требующих длительных специальных упражнений для руки. Сознательное овладение техникой рисунка, умениями и навыками рисования обусловливается уровнем сформированное™ представления художника об изображаемой модели. Изобразительные знания, умения, навыки рисования способствуют формированию более глубоких представлений;

- рисование портрета требует от художника глубоких научных знаний перспективы, пластической анатомии, теории теней, принципов формообразования, а также представлений об их функциональной значимости в портрете. Эти знания призваны служить достоверной и убедительной передачи образа портретируемого, но не для демонстрации их как таковых;

- в процессе рисования портрета необходимо представлять невидимые конфликты в рисунке (плоскости и пространства, симметрии и асимметрии, равновесия и неустойчивости, формы и содержания), что требует от художника наличия достаточно высокого уровня представлений. Представление -это динамический процесс, основанный на восприятии, и всякое новое восприятие модели дополняет, прояснеет представление о модели, поэтому чем глубже и разнообразнее познается модель при восприятии, тем глубже и содержательнее становятся обоб-

щения художника. В этом процессе выявляются конструктивные связи воспринимаемого, позволяющие художнику оперировать различными сопоставлениями для формирования полноценного представления;

- результаты исследования полностью подтвердили правомерность сформулированной гипотезы и позволяют говорить о целесообразности формирования пространственных представлений в процессе изображения портрета, эффективно развивающих профессиональные умения рисования.

Основные положения диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в журналах, утвержденных ВАК РФ:

1. Голосай, А. В. О развитии композиционной грамоты на занятиях по рисунку / А. В. Голосай // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». - 2011. - № 6(102). - С. 217-219.

2. Голосай, А. В. Развитие профессиональных умений рисования портрета / А. В. Голосай, Л. Г. Медведев // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». - 2012. - № 2(106). -С. 229-230.

Научные статьи и материалы выступлений на конференциях:

3. Голосай, А. В. Роль педагога в развитии творческих способностей студента / А. В. Голосай // Философия и образование (Третьи Соколовские чтения): материалы региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 17-19 мая 2000 г.). - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000. - С. 81.

4. Голосай, А. В. Использование метода обобщения форм и конструктивный анализ на начальном этапе обучения рисунку / А. В. Голосай // Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства: сб. науч. тр. - Нижневартовск: Изд-во «Приобье», 2001. -С. 167-172.

5. Голосай, А. В. Несколько критических замечаний по поводу основных тенденций в современном искусстве / А. В. Голосай // Искусство и культура: региональный компонент: материалы региональной науч,-практ. конф. (Нижневартовск, 7 декабря 2001 г.). - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-т, 2002. - С. 58-59.

6. Голосай, А. В. Воспитание эстетического восприятия у студентов художественно-графического факультета в процессе обучения рисунку / А. В. Голосай // Воспитательная работа в педагогических

вузах Западной Сибири: Современное состояние, перспективы развития: материалы региональной науч.-практ. конф. (Нижневартовск, 89 февраля 2005 г.). - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2005.- С. 246-247.

7. Голосай, А. В. Роль линии в набросках и зарисовках / А. В. Го-лосай // Синтез искусств и художественное творчество: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 35-летию г. Нижневартовска и 15-летию НГГУ (Нижневартовск, 15 марта 2007 г.). - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - С. 180-181.

Учебно-методические материалы:

8. Голосай, А. В. Учебная программа дисциплины «Рисунок» по специальности «050602.65 - Изобразительное искусство» / А. В. Голосай. - Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2009. - 33 с.

9. Голосай, А. В. Учебная программа дисциплины «Рисунок» по специальности «070600.65 - Дизайн» / А. В. Голосай. - Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2010. - 32 с.

Подписано в печать 08.10.2012. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ П-946.

Издательство ОмГПУ. Отпечатано в типографии ОмГПУ, Омск, наб. Тухачевского, 14, тел./факс: (3812) 23-57-93

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Голосай, Александр Викторович, Омск

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный педагогический университет

04201365871 ГОЛОСАЙ Александр Викторович

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ ПОРТРЕТА

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Л. Г. Медведев

Омск-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................3-10

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ

1.1. Профессиональные умения и образы представления

в учебном рисовании...................................................11-30

1.2. Специфика формирования образов представления

в процессе рисования портрета......................................30-46

1.3. Критерии оценки степени сформированности профессиональных умений рисования портрета.................46-57

Глава 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РИСОВАНИЯ ПОРТРЕТА

2.1. Характерные особенности профессиональных умений рисования портрета (констатирующий эксперимент)...........58-73

2.2. Научно-теоретические основы развития профессиональных умений рисования портрета............................................73-86

2.3. Динамика развития профессиональных умений рисования портрета (формирующий эксперимент)...........................86-107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................108-111

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................112-127

ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................128-136

Введение

Проблема исследования и ее актуальность. Реформирование системы общего, среднего и высшего профессионального образования и переход вузов на многоуровневую систему обучения привели к возрастанию требований к качеству обучения студентов, по специальным дисциплинам и прежде всего по рисунку. Поскольку именно он (рисунок) является стержнем и основой для успешной творческой деятельности во всех видах и жанрах изобразительного искусства. В связи с этим перед педагогической наукой стоят задачи разработки новых, все более эффективных и интегрированных форм и методов обучения специалистов для различных сфер искусства и архитектуры (дизайна, декоративно-прикладного, монументального искусства, учителей дошкольного и школьного образования).

Изображение портрета является важнейшим этапом в обучении профессиональному рисованию. Именно на этом этапе обобщаются все знания и умения рисования натюрмортов и гипсовых голов для постижения нового уровня художественного познания. В процессе рисования портрета необходимо уметь не только передавать внешние пропорции головы и характерных деталей, но и постигать индивидуальный облик конкретного портретируемого, сущность его характера, а также особенностей образной характеристики.

Передача индивидуального сходства портретируемого в рисунке достигается не столько определением внешних пропорций, сколько нахождением индивидуальных, обобщенных и типических черт, а также передачей личностного эмоционального отношения к человеку.

Следует подчеркнуть, что изображение рук в портретном образе значительно дополняет и раскрывает портретную характеристику. Руки обладают собственной образностью и выразительностью, поэтому являются важнейшей составляющей композиционного строя портрета.

Проблема формирования профессиональных умений рисования сложна, многогранна и тесно связана с психологическими закономерностями про-

цесса образного познания, где особое место занимают образы представлений. Поэтому ее методическое осмысление возможно лишь в контексте общих философских, психологических, педагогических концепций, касающихся различных аспектов многоплановой проблемы познания и отображения окружающей действительности, а также научного обоснования последовательности формирования специалиста в системе многоуровневого обучения, в котором акцентируется проблема формирования компетентности будущего специалиста.

В философии представление рассматривается как чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление - необходимый элемент сознания, поскольку оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей и дает возможность сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов (В. Ф. Асмус, С. Василев, И. А. Гризова, П. В. Копнин, Б. Г. Лукьянов, Ю. А. Огородников, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт и др.).

В психологии образы представления исследуются как динамичный процесс, тесно связанный с восприятием, эмоциями и памятью, хотя это образы предметов и явлений, невоспринимаемые в данный момент, но в представлениях фиксируются наиболее обобщенные и информативные признаки предметов и явлений (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, Б. Ф. Ломов, О. И. Никифорова, К. К. Платонов, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.). В представлении, как вторичном образе, прежде всего сохраняются конструктивные точки объекта, определяющие строение его формы, т. е. происходит схематизация образа (Б. Ф. Ломов). Это обстоятельство подчеркивает важность представлений для творческой деятельности в любой сфере. В изобразительном искусстве оперирование образами представления дает возможность художнику сформировать замысел будущего произведения, а также наметить об-

щие способы его материального воплощения в конкретном художественном материале, что представляет собой не только целенаправленную познавательную деятельность, но и важнейший этап художественного творчества.

Познавательная деятельность обучаемых исследуется многими учеными-педагогами. Существуют различные точки зрения к определению понятия «умения» (Ю. К. Бабанский, Б. М. Богоявленский, Н. А. Менчинская, Г. И. Щукина и др.). В то же время Н. Д. Левитов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, А. А. Степанов и другие утверждают, что навыки формируются раньше умений, которые определяются как способность к овладению сложной системой психических и практических действий, необходимых для регуляции деятельности по достижению нужного качества. Известный ученый П. Я. Гальперин считает, что общие умения и навыки могут развиваться не только эмпирическим путем, но и теоретически. Несмотря на существующие в педагогической науке различные точки зрения на процесс формирования умений, принцип проблемного обучения напрямую связан с развитием образов представления. Поскольку известно, что созданная проблемная ситуация носит двусторонний характер: необходимо знать известное, уже изученное и представлять то, что подлежит дальнейшему познанию.

Вполне очевидно, что профессиональное становление будущего художника на занятиях по рисунку невозможно без развития его образных представлений. Особенно рельефно это проявляется в процессе рисования портрета. В методической литературе по рисунку исследуются различные аспекты рисования головы, и, как правило, они ориентированы на постижение пластических особенностей строения головы, изучение мимики лица, овладение техникой рисования. В частности, Н. Н. Ростовцев в основательном труде «Рисование головы человека» [154] выделил важнейшие закономерности строения формы головы человека; достаточно обстоятельно описал методическую последовательность работы над рисунком гипсовой головы; подробно остановился на рисовании живой головы человека. Существует ряд исследований, связанных непосредственно с развитием пространственных

представлений на занятиях по рисунку (В. К. Лебедко, В. В Хабловский и др.). В работах этих авторов акцентировались возможности качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога через систему изучения пространственных представлений межпредметных связей, объединяющих теоретические дисциплины (литература, музыка, искусствоведение, психология) с рисунком, живописью композицией, перспективой, скульптурой и др. Решалась проблема развития творческих способностей студентов на занятиях по рисунку посредством освоения умений и навыков рисования по представлению. Специальных же исследований, посвященных последовательному развитию профессиональных умений рисования портрета нет. Это обстоятельство придает особую актуальность выявлению специфики развития творческих и аналитических начал в процессе рисования портрета.

Необходимо отметить имеющийся богатый эмпирический материал, а также теоретические рекомендации многих выдающихся художников по различным аспектам изображения портрета (А. А. Дейнека, А. Дюрер, Д. Н. Кардовский, И. Н. Крамской, В. Е. Савинский, В. А.Серов, П. П. Чистяков и др.). Все это позволяет методически осмыслить богатое наследие портретного искусства в контексте исследуемой проблемы.

Цель исследования заключается в научно-теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики обучения рисованию портрета студентов художественных специальностей.

Объектом исследования является процесс обучения студентов искусству рисунка в системе бакалавриата художественных факультетов в высшей школе.

Предмет исследования - профессиональное становление будущего художника на занятиях по рисунку в системе бакалавра.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность профессионального становления будущих художников значительно повысится, если в процессе рисования портрета прежде всего активизировать развитие пространственно - образных представлений студентов.

Задачи исследования:

- выявить психолого-педагогические особенности развития пространственных представлений на занятиях по рисунку;

- обосновать педагогические условия, эффективно способствующие развитию пространственных представлений;

- определить критерии и отдельные показатели оценки профессиональных умений рисования в процессе изображения портрета;

- в ходе констатирующего и формирующих экспериментов установить исходный уровень профессиональных умений рисования портрета, а также обосновать методику их развития.

Методологической основой исследования послужили философские работы, посвященные специфике художественного познания (В. Ф. Асмус,

A. К. Дремов, М. С. Каган, Б. Г. Лукьянов, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт и др.); психологические исследования по проблемам образного восприятия, представления, воображения (Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский,

B. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф.Ломов, Б. М.Теплов, П. М. Якобсон и др.); педагогические исследования, посвященные многоаспектным дидактическим проблемам высшего образования (Ю. К. Бабанский, Д. Б. Богоявленский, А. В. Брушлинский, Л. Я. Зорин, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин и др.); методико-педагогические исследования, посвященные актуальным проблемам обучения изобразительному искусству студентов вузов (Г. В. Беда, В. П. Зинченко, А. И. Иконников, В. С. Кузин, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, В. К. Шабанов, Е. В. Шорохов и др.).

Методы исследования:

- изучение, анализ, обобщение научной литературы (философия, психология, педагогика, методика обучения изобразительному искусству) по проблеме исследования;

- изучение современного состояния обучения рисунку в художественных и педагогических вузах;

- целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, просмотр учебных и творческих работ;

- проведение педагогического эксперимента, обработка и обобщение полученных результатов экспериментального исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- установлено, что развитие профессиональных умений рисования портрета происходит достаточно эффективно в условиях, когда у рисующих формируется целостный, пространственный образ представления о модели изображения, включающий в себя основные этапы воплощения этого представления на бумаге;

- установлена зависимость между развитием профессиональных умений рисования взаимодействием умозрительного замысла с освоением конкретных технических умений рисования;

- выявлены педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессиональных умений рисования в процессе изображения портрета;

- обоснованы основные критерии и отдельные показатели для сравнительно объективной оценки уровня развития профессиональных умений рисования портрета.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты позволили углубить и расширить научное представление о неиспользованных резервах развития профессиональных умений рисования портрета на основе взаимодействия пространственных представлений о воспринимаемой модели и поиском технических возможностей реализации этого представления конкретным художественным материалом и техникой исполнения. Научно обоснована динамика последовательного развития профессиональных умений рисования в процессе изображения портрета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная теоретическая и практическая модель развития профессиональных умений рисования у студентов-дизайнеров процессе изображения портрета формирует у них пространственные представления, значительно активизи-

рующие их творческую деятельность, что позволяет достаточно успешно развивать общие профессиональные компетенции будущего дизайнера.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялись в процессе проведения опытно-экспериментальной работы автора в Нижневартовском гуманитарном университете, в Омском государственном педагогическом университете. Основные положения диссертации обсуждались на международных научно-методических конференциях Москве (2007), Новосибирске (2008), Омске (2010), Алматы (2011), Астане (2012).

Результаты диссертационного исследования были опубликованы в научных статьях, отражены в докладах на научных конференциях, обсуждены на ученом совете института искусств Омского государственного педагогического университета, внедрены в учебный процесс Нижневартовского государственного университета и ряда других высших учебных заведений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и выводов обеспечиваются исходными методологическими позициями; адекватностью применяемых методик, анализом существующей педагогической практики; комплексным характером педагогического эксперимента; подтверждением гипотезы исследования результатами экспериментальной работы. Теоретические выводы базируются на фундаментальных положениях философии, психологии, посвященных специфике процесса образного познания, а также на педагогических концепциях формирования умений и навыков; они подтверждаются экспериментальной проверкой основных положений исследования, проведенной в Нижневартовском государственном университете; анализом полученных исходных и конечных результатов исследования на основе научно обоснованных критериев.

Основные положения, выносимые на защиту: - обоснование последовательности обучения рисования портрета, опирающегося на формирование пространственных представлений и соответствующих этому последовательных изобразительных действий;

- выявление взаимодействия пространственных представлений и развития профессиональных умений рисования;

- педагогические условия, стимулирующие процесс развития профессиональных умений рисования;

- экспериментальная проверка методики обучения студентов-дизайнеров по рисованию портрета, включающей в себя реализацию пространственного представления в конкретной художественной форме.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения и приложения, иллюстрирующего ход и результаты экспериментальной работы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель, объект и предмет, формулируется гипотеза, ставятся задачи исследования, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Психолого-педагогические аспекты развития профессиональных умений рисования» анализируются особенности взаимодействия профессиональных умений и образов представления в учебном рисовании, выявляется специфика формирования образов пространственных представлений в процессе рисования портрета, обосновываются критерии оценки степени сформированности профессиональных умений рисования портрета.

Вторая глава «Пути развития профессиональных умений рисования портрета» посвящена опытно-экспериментальной работе со студентами с�