Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественного восприятия на занятиях по рисунку у студентов начальных курсов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сафиулин, Рашит Асхатович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественного восприятия на занятиях по рисунку у студентов начальных курсов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сафиулин, Рашит Асхатович, 2005 год

Введение

Содержание

Глава 1. Психолого-педагогические основы процесса изображения

1.1. Особенности восприятия для рисования.

1.2. Творческие аспекты процесса рисования.

1.3. Критерии оценки художественного восприятия.

Глава 2. Методика формирования художественного восприятия в процессе рисования натюрморта.

2.1. Особенности процесса рисования на первом курсе (констатирующий эксперимент).

2.2. Наблюдение и замысел изображения как основа формирования художественного восприятия.

2.3. Динамика формирования художественного восприятия в процессе рисования натюрморта (формирующий эксперимент).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественного восприятия на занятиях по рисунку у студентов начальных курсов"

Современная педагогическая наука рассматривает изобразительную деятельность как сложный психолого-физиологический процесс формирования творческой личности. Известно, что дети начинают рисовать в самом раннем возрасте потому, что именно в это время изображение для них является преимущественно доступной формой мышления и познания, связанной со всеми процессами образования представлений и понятий, а также выявления связей, отношений и умозаключений о воспринимаемом.

Поэтому учитель изобразительного искусства в школе прежде всего призван обеспечить формирование высоких эстетических потребностей детей, стимулирование их творческой деятельности и художественного восприятия. Следовательно, самому учителю изобразительного искусства необходимо быть не только хорошим художником, но и понимать суть творческого процесса, знать его особенности и глубинные процессы изобразительной деятельности.

Академический рисунок как самостоятельная учебная дисциплина занимает ведущее место в процессе подготовки учителя изобразительного искусства для средней общеобразовательной школы. Процесс рисования, являясь образной формой познания и отображения объективной действительности графическими средствами, служит эффективным средством эстетического, творческого и нравственного воспитания личности, активно способствует становлению личностного мировоззрения обучаемых. Изучение основ академического рисунка является сложным познавательным процессом, в котором значительное место отводится процессу восприятия. Так, изображая предметы, явления природы, художник делает их объектом своего познания и эмоционального переживания. Глубина восприятия, осмысленность внутренних и внешних взаимосвязей изображаемого во многом определяет успешное решение сложных эстетических, учебных, художественных и творческих компонентов.

Еще Н.Н. Волков убедительно доказал, что центральной проблемой психологии процесса рисования является проблема восприятия. «Достаточно только начать преподавать рисунок, чтобы главная проблема методики обучения рисунку стала очевидной - научить видеть «как научить видеть - это не просто, и это главное . проблема восприятия оказывается центральной проблемой всего процесса рисования, как рисования с натуры, так и рисования по представлению (воображению)» [43].

Известно, что в различные периоды развития реалистического искусства формировались и различные педагогические системы обучения, например, широко известны школы А. Ашбе, А. Дюрера, Д. Кардовского, И. Прейслера, А. Сапожникова, П. Чистякова и др. Несмотря на их различия, все они строили обучение прежде всего на принципах формирования профессионального восприятия и последовательного, системного рисования.

Сложность исследования восприятия для продуктивного рисования заключается в том, что академический рисунок включает в себя творческие и аналитические аспекты. В процессе рисования эти начала неразделимы, поскольку творческие способности развиваются в процессе обучения, техническое мастерство выливается в творчество, а первые творческие задачи решаются на уровне технических упражнений. Если важнейшие учебно-аналитические основы рисования, отдельные вопросы аналитического восприятия достаточно обстоятельно анализируются в методической литературе (Г.В. Беда, Д.Н. Кардовский, К.Н. Корнилов, B.C. Кузин, О.В. Михайлова, Н. Н. Радлов, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, В.А. Филиппов, В.И. Яковлев и др.), описываются выдающимися художниками-практиками (А. Гончаров, И. Грабарь, А. Дейнека, В. Иогансон, Е. Кибрик, А. Лаптев, М. Манизер, Ю. Непринцев, П. Павлинов, В. Фаворский, С. Чуйков и др.), исследуются известными учеными-методистами (Г.В. Беда, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.К. Шабанов и др.), то творческие аспекты рисования стали объектом специальных научных исследований только в 80-е годы (В.П. Зинченко, B.C. Кузин, Л.Г. Медведев, Е.В. Шорохов и др.), поэтому требуют к себе пристального внимания исследователей, педагогов и художников. Различные проблемы восприятия изучаются не только психологами, но и художниками-педагогами, которые исследуют эти процессы в связи с различными задачами на изображение воспринимаемого. В методике наработан определенный опыт, позволяющий педагогам научно обосновать методические установки для восприятия студентами натурных постановок и говорить о необходимости формирования художественного восприятия художника-педагога.

Вместе с тем, важные методические аспекты многогранной проблемы восприятия в процессе рисования еще недостаточно исследованы и требуют обстоятельных теоретических и экспериментальных обоснований.

Психологические проблемы процесса восприятия давно привлекают внимание ученых и обстоятельно исследуются в различных методологических аспектах. Одни подчеркивают неразрывность процессов восприятия и визуального мышления, обнаруживают творческие процессы уже в перцептивных действиях (Р. Арнхейм, Ю. Вергилес, Н. Волоков, В. Зинченко, Е. Игнатьев и др.). В других исследованиях выявляются различные уровни взаимодействия вербальных установок и зрительного поиска, направленных на достижение конечной цели (О. Тихомиров, Д. Узнадзе и др.).

Выявлено, что эстетические требования на начальных этапах обучения обусловливаются стремлением рисующих к конструктивному анализу и точности определения пропорциональных и тональных отношений. По мере развития художественного восприятия и овладения необходимыми изобразительными умениями формируется эстетический взгляд на организацию графического листа, где наряду с четкими линиями построения и моделированием объемной формы замечается стремление к выявлению выразительных сторон рисования, а четкость и последовательность графического изображения укладывается в понятие « ритм рисунка».

Художественное видение есть способность к творческому видению, оно концентрирует наглядные и образно-эстетические функции восприятия. Сформированные эстетические потребности студентов заставляют их искать новые, более выразительные средства изображения, что повышает художественность рисунка. Например, своеобразие художественного восприятия Б.М. Теплов видел в эмоциональной окрашенности и оценочном моменте в нем. Оценочное отношение он считает одинаково важным и в восприятии художественных произведений, и в творчестве. Именно способность к активной и неразрывной связи эмоций и мышления определяет творческое начало изобразительного процесса [181].

Вместе с тем, целый ряд вопросов, связанных с взаимодействием эстетических, художественных, творческих и аналитических начал академического рисования остаются недостаточно изученными, что и порождает противоречия между:

- возрастанием сложности профессиональных функций учителя изобразительного искусства, связанных с первостепенной задачей педагога — развитием творческих способностей обучаемых и недостаточной разработанностью основополагающих принципиальных критериев художественности академического рисунка в системе высшего художественно-педагогического образования;

- необходимостью качественных изменений в обучении студентов в связи с новыми возросшими требованиями к учителям изобразительного искусства в средних общеобразовательных и художественных школах и недостаточно разработанной дидактической системой, соответствующей современным требованиям.

Указанное выше привело нас к выводу о необходимости исследования взаимодействия базовых основ академического рисования, формирующих художественное восприятие и творческое начало в изобразительной деятельности.

Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной целостной методики обучения академическому рисунку, основанной на формировании художественного восприятия модели и ее последовательного графического изображения.

Объектом исследования является процесс обучения рисунку студентов педвузов.

Предмет исследования: целостная художественно-творческая деятельность студентов в процессе академического рисования.

Гипотеза исследования: эффективность формирования художественного восприятия студентов начальных курсов значительно активизируется, если:

1. Выявлять возможности взаимодействия целенаправленного наблюдения модели для рисования и формировать замысел изображения.

2. Определять динамику этого взаимодействия на первоначальных этапах обучения.

3. Обосновать возможные методы обучения, стимулирующие системное освоение этих начал в практической деятельности студентов.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы:

- раскрыть сущность и содержание взаимодействия художественного восприятия предметов для изображения и формирования последовательных графических умений в процессе академического рисования;

- выявить основные параметры, критерии и показатели для оценки степени сформированности художественного восприятия;

- в процессе опытно-экспериментальной работы выявить оптимальные формы взаимодействия целенаправленного наблюдения и формирования замысла рисунка;

- проследить динамику взаимодействия этих начал в процессе рисования натюрморта;

- отметить изменения, которые произошли вследствие целенаправленного обучения.

Методы исследования:

- системный анализ учебной, научно-методической литературы по проблеме исследования;

- анализ учебных программ по рисунку различных лет, а так же дипломных работ по графике;

- педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, просмотр, опрос;

- проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных с последующей интерпретацией его результатов.

Методологической основой исследования являются: философские исследования по различным аспектам существования художественного образа как особой формы познания (Ю.В. Борев, P.JI. Грегори, А.Д. Зись, М.С. Коган, B.C. Кузин, В.А. Разумный, С.Х. Раппопорт); психологические труды по проблемам восприятия и образного мышления (Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.А. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.Я. Якобсон); педагогические и методические исследования по теории и методике обучения изобразительному искусству (JI.A. Ивахнова, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Б.Ф. Ломов, Л.Г. Медведев,

Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- выявлены, научно обоснованы методические особенности взаимодействия целенаправленного наблюдения и формирования замысла в процессе академического рисования на начальных этапах обучения;

- определены параметры, критерии художественного восприятия в академическом рисунке;

- выявлена динамика последовательного освоения графических умений и навыков рисования в процессе художественного восприятия.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке теоретической и методической моделей взаимодействия художественного восприятия объекта студентами и формирования конкретных графических умений рисования, что позволяет выявлять потенциальные способности студентов к творческой деятельности.

Результаты исследования включены в практику обучения студентов академическому рисунку на художественно-графическом факультете Магнитогорского университета, а также могут быть использованы в учебном процессе в художественных вузах, средних художественных учебных заведениях, в художественных школах, при разработке учебных программ по рисунку.

Этапы исследования. Исследование проводилось на базе художественно-графического факультета Магнитогорского государственного педагогического института, затем университета в течение 15 лет.

1-й этап (1990 - 1995 гг.). Проводился анализ состояния массовой практики и передового педагогического и методологического опыта по проблеме исследования. Обобщение опыта обучения академическому рисунку в педагогических и художественных вузах.

2-й этап (1995 - 2000 гг.). Велась опытно-экспериментальная работа по выявлению критериев и показателей степени целенаправленного художественного восприятия различных объектов рисования. Проведение констатирующего этапа экспериментальной работы и анализ полученных результатов. Проверка и уточнение исходной гипотезы исследования.

3-й этап (2000 - 2004 гг.). Теоретически обобщались полученные результаты, формулировались основные концептуальные положения исследования. Проводился формирующий этап экспериментальной работы, проходила апробация разработанной методики обучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обоснование последовательности обучения академическому рисованию, опирающееся на формирование художественного восприятия.

2. Динамика взаимодействия художественного восприятия и практических умений рисования в их постепенном техническом и художественном усложнении.

3. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка предлагаемой методики обучения студентов академическому рисунку.

Апробация результатов исследования осуществлялась: на региональных и межвузовских научно-практических конференциях (г. Магнитогорск 1998г., г. Омск 2000 г., 2004 г., г. Новосибирск 2002 г.); на заседаниях кафедр рисунка Магнитогорского государственного университета и Омского государственного педагогического университета.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

В учебном рисовании при формировании замысла правильная организация восприятия модели, направление изобразительных действий приобретают важное значение. Педагогу необходимо не просто организовывать последовательное наблюдение объекта студентами, но и давать методическую установку на последовательность восприятия модели. Полнота восприятия зависит не только от объективного содержания модели, но и от того, что рисующий способен увидеть в этом объекте. Способность увидеть в единичном, конкретном случае нечто общезначимое является важным этапом в формировании художественного восприятия. Эту способность педагогу необходимо развивать с первых шагов обучения искусству рисунка.

Логика формирования замысла диктуется логикой наблюдения; сопоставлением и обобщением информации о модели, включающими в себя: выделение предмета из фона, оценку пропорций, освещение, сопоставление данного предмета с уже познанными предметами подобного типа, определение изобразительных средств для решения поставленных задач.

При восприятии модели для изображения у рисующих формируется эмоциональный образ воспринимаемого. Но для успешного рисования этого образа недостаточно. Необходимо формировать четкое представление о хорошем законченном рисунке, об его художественной ценности, развивать умение упрощать технический процесс рисования. Визуальное восприятие не должно ограничиваться функциями распознавания предмета и его измерения (высота, ширина, объем). Необходимо умение оперировать разнообразными сопоставлениями в процессе восприятия и рисования.

Работу над формированием замысла необходимо начинать одновременно с первоначальным обучением умениям и навыкам рисования и усвоением изобразительной грамоты.

Выявление смыслового содержания модели, изучение объемной формы предметов, закономерностей взаимодействия их в пространстве, познание внутренней конструкции, индивидуальной характеристики каждого предмета в отдельности и выявление логики их пластического строения - с одной стороны; с другой - приобретение первоначальных изобразительных знаний; формирование умений и навыков реалистического изображения, отображающих предметность, сходство, функциональную сущность предметов натюрморта - все выше названное является логическим следствием последовательного наблюдения и формирования полноценного замысла.

- Усвоение новых изобразительных знаний, формирование навыков, соответствующих новым задачам, всегда требует от студента больших умственных усилий, серьезной творческой работы даже в тех случаях, когда теоретически все кажется простым и известным.

- Рисовать - это не только приобретать знания расположения света, тени, полутени, рефлексов, умения рисовать без ошибок в пропорциях и с надлежащей штриховкой, рисунок должен одновременно обрастать ассоциациями, дающими выход для решения более сложных задач.

- Работу над формированием художественного восприятия студентов необходимо начинать одновременно с обучения рисунку и усвоения изобразительной грамоты. Если рисующий успешно воспроизводит объемные предметы, необходимо добиваться выразительности, характерности его рисунка.

- Рациональное решение тех или иных изобразительных задач начинается после формирования замысла, когда задача умозрительно решена, остается только найти достаточно эквивалентные изобразительные и выразительные средства, возможности графических материалов.

Активизируя художественное восприятие студентов, мы развиваем их способности к самостоятельной творческой работе, что в изобразительной деятельности соответствует повышению уровня выразительности и грамотности графического изображения. В процессе формирования художественного восприятия, личность обогащается понятийным аппаратом, развивает мыслительные механизмы. Сформированный замысел является основой художественного восприятия, служит «мысленным эталоном», активизирует творческую деятельность рисующих.

Формирование замысла в рисовании является основой успешной творческой работы, сущностью которой выступает способность в единичном видеть всеобщее во всей сложности, противоречивости, многогранности и полноте отличительных черт.

Следовательно, целенаправленное наблюдение значительно обогащает процесс формирования художественного восприятия, дает импульс для самостоятельной сознательной творческой работы студентов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сафиулин, Рашит Асхатович, Омск

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. М.: Просвещение, 1984. - 160 е., ил.

2. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М.: Искусство, 1940.-132 е., ил.

3. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. — М.: Сов. художник, 1979.-297 с.

4. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Всесоюз. акад. арх., 1935-37.-Т. 2.-С. 792.

5. Ананьев Б.Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. - Т. 1 - 230 е.; Т.2-287 с.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. -486 с.

7. Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. -М.: Педагогика, 1972. С. 246, с черт.

8. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. - 456 е., ил.

9. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. АПН СССР. М.: Просвещение, 1968. -С.335.

10. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -255 с.

11. Анисимов Н.Н. Основы рисования. 2-е изд. - М.: Стройиздат, 1977. - 168 с.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М: Изд-во Прогресс, 1974. -С. 392.

13. Артомонов И.Д. Иллюзия зрения. —М.: Наука, 1969. С. 223.

14. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — С. 200.

15. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. - С. 384.

16. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. -654 с.

17. Бабанский Ю.К. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1989. - С 558.

18. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. - 166 с.

19. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1957.-С. 196, ил.

20. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977.- 186 с.

21. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.

22. Бернар Э. Поль Сезан. М., 1912. - С.32.

23. Бернпггейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. Л.-М.: Искусство, 1940. -48 с.

24. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н., Авдеев Ю.С. и др. Живопись: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 е., 32 с.ил.: ил.

25. Блонский П.Н. Избр. психол. произведения. М.: Просвещение, 1969. - 222 с.

26. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 200.

27. Борев Ю. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 299 е.; ил.

28. Брунер Дж. С. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 84.

29. Брунер Ф.Х. Психология познания / Пер. К.Н. Бабанского; под ред. А.Р. Лу-рия. М.: Прогресс, 1977.-411 с.

30. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. — М.: Мысль, 1970.- 190 с.

31. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983.-96 с.

32. Брюллов К.П. В письмах и воспоминаниях современников. М.: Академия художеств, 1961.-С. 174; с. 318.

33. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967

34. Ван Гог. Письма. Л.; М., 1966. - С. 379-380.

35. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. М.: Пргресс, 1970.-496 с.

36. Введение в психологию. / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М.: Изд. центр «Академия», 1996. - С. 496.

37. Веккер JI.M. Психические процессы. JI: Изд-во ЛГУ, 1974. - Т.1. - 334 с.

38. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.О. Психология восприятия. -М.: Изд-во МГУ, 1973. -245 е., ил.

39. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искуство, 1970. - 591 с.

40. Владимиров И. Трактат об искусстве. Мастера об искусстве. Т.6. — С.40.

41. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978.-С. 263.

42. Волков Н.Н. Восприятие картины. -М.: Просвещение, 1976.- С. 32, 1 л. ил.

43. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-С. 508.

44. Волков Н.Н. Геометрия в композиции картины. // Искусство. 1974. № 6. -С. 49-55.

45. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - С. 263.

46. Волков Н.Н. О константности восприятия величины и формы // Исследования по психологии восприятия. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - С. 201254.

47. Волков Н.Н. Цвет в живописи. 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1984. - 320 е.: ил.

48. Волошин М. Воспоминания о художнике // Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977. - С.169-190.

49. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования) // Ученые записки Mill И им. Ленина / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Красная звезда, 1963.-С. 368, ил.

50. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 96 с.

51. Выготский Л.С. Мышление и речь. Л.; М.: Соцэкгиз, 1934. - С. 323.

52. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 е., ил.

53. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1950.

54. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - С. 92.

55. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 152 е., ил.

56. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - С. 623.

57. Гильденбранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914.-С.196.

58. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. М.-Л.: Искусство, 1940.-203 с.

59. Годфруа Ж. Что такое психология? М.; 1996. - 194 с.

60. Гончаров А. О композиции // Художник. 1981.-№ 6. - С. 34-37.

61. Грегори В. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. - 290 с.

62. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. - С. 271.

63. Григорьев С.А. О композиции в живописи // Школа изобразительного искусства. М.: Искусство, АХ СССР, 1963. - Вып. 6. - С. 5-24.

64. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, Ленинград, отд., 1990. -С.224.

65. Движение глаз и зрительное восприятие / Под ред. Б.Ф. Ломова, Н.Ю. Вер-гилеса, А.А. Митькина. М.: Наука, 1978. - 277 с.

66. Дейнека А.А. № моей рабочей практики. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. -174 с.

67. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. — М.: Изд-во АХ СССР, 1961. 22 с.

68. Дембинский С.И. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. — М., 1970.

69. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Л.-М.: Искусство, 1957. - Т. 2. -253 с.

70. Елыпевская Г.В. Модель и образ. Концепция личности в русской и советской живописи. М.: Сов. художник, 1984. - С. 216.

71. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. — М.: Искусство, 1982. 272 с.

72. Ермолаева-Томилина Г.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект, 2003. - С. 302.

73. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. -С. 124. 50 л. ил.

74. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.

75. Зименко В.М. Станковый портрет // Советское станковое искусство. М., 1974. С. 53-69.

76. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа // Вопросы психологии. 1958. - № 5. - С. 63-76.

77. Зинченко В.П. Творческие проблемы психологии восприятия // Инженерная психология. М.: Изд-во МГУ, 1964. - С. 231-262.

78. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 106.

79. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

80. Игнатьев Е.И. Вопросы психологии анализа процесса рисования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - Вып. 23. - С. 71-112.

81. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представления и воображения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - Вып. 76. - С. 2-17.

82. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-3 изд. -М.: Учпедгиз, 1961.-224 с.

83. Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. М., 1971.

84. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1959.-348 с.

85. Каган М.С. Морфология искусства. JI.: Искусство, 1972. - С. 440.

86. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произаедению. М.: Изобразит, искусство, 1981. - 216 е., ил.

87. Кардовский Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма / Сост. и авт. примеч. Е.Д. Кардовская. М.: Изд-во АХ СССР, 1960. - 340 е., ил.

88. Кардовский Д.Н., Яковлев В.Н., Корнилов К.Н. Пособие по рисованию. — М.; Л., Госстройиздат, 1938. 162 с.

89. Кибрик Е.А. Об искусстве и художнике. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. - 311 е., ил.

90. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. М.: Искусство, 1984. - 255 е., ил.

91. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

92. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 1998.

93. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 392 с.

94. Колчина Д.З. Развитие художественной наблюдательности студентов 3-4 курсов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью портрета. М., 1999.

95. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. -М.: Педагогика, 1984. 120 с.

96. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. -324 с.

97. Коршунов А.И. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1971. -255 с.

98. Котова Е. Глаз и законы красоты // Искусство. 1966. - № 12. - С. 9.

99. Кравков С.В. Глаз и его работа. M.-JL, 1950, с. 58.

100. Крамской И.Н. Об искусстве // Сост. и вступ. ст. Т.М. Коваленской. М.: Изд-во АХ СССР, 1960. - С. 214.

101. Крамской И.П. Письма, статьи: В 2 т. М.: Искусство, 1965-66. - Т.1. -627 е.; Т.2.-529 с.

102. Крымов Н.П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания /Ред.-сост. И автор вступит статьи С.В. Разумовская. М.: изд-во АХ СССР, 1960.-264 с.

103. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.-С.144.

104. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. — 160 е., ил.

105. Кузин B.C. Психология. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

106. Кузин B.C. Психология: Учебник. М.: Агар, 1997. - С. 304, ил.

107. Лаптев А. Рисунок пером. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. -165 е., ил.

108. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.; Л.: Академия, 1935. -Т. 1-2.

109. Леонтьев А.Н, Деятельность, Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.-304 с.

110. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -557 с.

111. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-497 с.

112. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. — 497 с.

113. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.

114. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Изд-во Наука, 1984. 444 с.

115. Ломов Б.Ф. Об измерительной функции анализаторов // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б.Г. Ананьева. М., 1961.

116. Ломов Б.Ф. Психология восприятия. М.: Наука, 1989. - 194 с.

117. Ломов Б.Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы. — М.: Педагогика, 1972.-312 с.

118. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся / Под ред. В.Г. Ананьева. М.: АПН РСФСР, 1959. - 270 е., ил.

119. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Изд-во ЛГУ, 1966. - 266 с.

120. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-279 с.

121. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

122. Лукьянов Б.Г. Методологические проблемы художественной критики. — М.: Наука, 1980. 322 с.

123. Лукьянов Б.Г. Эстетическая оценка искусства. Сущность и критерии. — М.: Знание, 1977.-62 с.

124. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 110 с.

125. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство, 1965-1970. — Т.1-7.

126. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. - С. 159, ил.

127. Мейлах Б.С. Процесс творческого и художественного восприятия. М.: Искусство, 1985.-317 с.

128. Михайлова И.В. Чувственное отражение в современном научном познании. М.: Мысль, 1972. - 279 с.

129. Молева Н.М., Белюнин Э.М. Школа Ашбе. М.: Искусство, 1956. - 116 е., ил.

130. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков теоретик и педагог. - М.: Изд-во АХ СССР, 1953.-228 с.

131. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии Художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956. - С. 520.

132. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX- начала XX века. М.: Иск-во, 1967. - С. 390.

133. Морозов А.И. Художник и мир личности. М.: Сов. худ., 1981. - С.168.

134. Павлинов П.Я. Графическая грамота. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1953. - 86 с.

135. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. — М.: Советский художник, 1966. -104 с.

136. Павлов И.П. Избранные труды. М.: АПН СССР, 1951. - 615 с.

137. Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. - Т. 4. - С. 130.

138. Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982.-312 с.

139. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.

140. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 1972, С. 20-53.

141. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвуз. сб. науч. тр. Омск, 1998.

142. Программы педагогических институтов: Сб. № 14. Рисунок, живопись, композиция, пленэр. Для спец. № 030800. М.: Просвещение, 1988.

143. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. - С. 448.

144. Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. -282 с.

145. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Под общ. ред. Е.И. Игнатьева. М.: АПН РСФСР, 1954.-224 с.

146. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

147. Радлов Н.В. Рисование с натуры. 2-е изд. - Л.: Искусство, 1938. - 82 с.

148. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: сущность, формы, методы. -М.: Мысль, 1969.-188 с.

149. Ратонова Т.А. Экспериментальное исследование условий возникновения установки в зрительном восприятии. Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1965. - С. 19-123.

150. Раушенбах Б.В. Пространственное построение в живописи. Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. - 288 с.

151. Репин И.С. Далекое и близкое / Под общ. ред. и с предисл. К. Чуковского. 7-е изд. - М.: Искусство, 1964. - 512 е., ил.

152. Рисунок / Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1975. - 271 с.

153. Рисунок в высшей художественной школе / Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова . — М.: Искусство, 1957. — 46 е., ил.

154. Рисунок. Учебные постановки. 2-е изд. - М.: Изд-во АХ СССР, 1960.22 с. ■» «

155. Роден О. Молодым художникам. Одесса, Оморалос, 1918. - 12 с.

156. Рок И. Введение в зрительное восприятие: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. — Т.1.-309 е.; Т.2.-279 с.

157. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984.-240 с.

158. Ростовцев Н.Н. Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок, живопись, композиция: Хрестоматия. М., 1989.

159. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. М. Просвещение, 1982. - С. 240.

160. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

161. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.

162. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М.: Изобразит, искусство, 1983.-288 с.

163. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека. Учебное пособие. — М.: Изобразительное искусство, 1989. И.304, ил.

164. Рубинштейн C.JI. Воображение. Основы общей психологии. М., 1940.

165. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 448 с. -Т.2.-328 с.

166. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416 с.

167. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. — М.: Изобразительное искусство, 1970. 247 с.

168. Сапожников А.П. Курс рисования. 1-2 тетрадь. СПб., 1875-78. - Т.1. -С. 23.; Т.2.-С.107.

169. Сеченов И.М. Впечатление и действительность // Избр. фил. и псих, произв. М.: ОГИЗ, 1947. - С. 328-343.

170. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.- М.: АН СССР, 1948. -Т.1.-772 с.

171. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.- С. 94.

172. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя. // Советская педагогика. 1981. - № 4. - С. 76-84.

173. Смирнов Г.Б. Рисунок головы. М.: Просвещение, 1967. - 38 е., ил.

174. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.

175. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. М., 1997. - С. 242.

176. Соловьев А.Н., Смирнов Г.Б., Алексеева Е.С. Учебный рисунок. М.: Искусство, 1953. - 240 с.

177. Сомов Ю.С. Композиция в технике. — М., 1972.

178. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум для студентов вузов. -Ростов н/Д: Феникс, 2003.

179. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и метода обучения цвету). Серия «Школа дизайна». М.;-Ростов н/Д.: «МарТ», 2003. - 352 с

180. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. - С. 343.

181. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С. 536.

182. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М.: Учпедгиз, 1947. Вып. 2. - 325 с.

183. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1981. 175 с.

184. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 451 с.

185. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси: АН Гру. ССР, 1961. 210 с.

186. Физиология сенсорных систем / Под ред. В.П. Самсоновой. Л., 1971. -4.1 Физиология зрения.

187. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М.: Молодая гвардия, 1966. - 127 с, ил.

188. Фаворский В.А. О композиции // Творчество. 1967. - № 1. - С. 19-21.

189. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе: Киргизстан, 1966. -77 е., ил.

190. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания (1832-1919). -М.: Искусство, 1983. 599 е., ил.

191. Чуйков С.А. Заметки художника. — 2-е изд., доп. М.: Молодая гвардия, 1967.-143 е., ил.

192. Шевцов П.А. О роли ассоциаций в процессах мышления // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. - С. 388-436.

193. Шехтер М.С. Об участии второй сигнальной системы в процессах образования условных связей // Вопросы психологии. 1956. - № 1. - С. 4219^61.Школа изобразительного искусства: В 10 вып. 2-е изд. - М.: Искусство, 1964-1968.

194. Шорохов Е.В. Композиция. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986- 207 е., ил.

195. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979.

196. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. - С. 272., ил.

197. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. —М.: Высшая школа, 1982. 223 с.

198. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / Под ред. Иконникова А.В., ВТНИИТЭ. М.: Стройздат, 1990 - С.138.

199. Юон К.Ф. Об искусстве: В 2 т. М.: Сов. художник, 1959. - Т.1 - 384 е., 27 л. ил; Т.2. - 285 е., 14 л. ил.

200. Яблонский В.А. Преподавание предметов: «Рисунок» и «Основы композиции».-М., 1989.

201. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-С. 84.

202. Ярбус A.JI. Движение глаз при восприятии сложных объектов // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд-во МГУ, 1975. - С. 361-367.

203. Ярбус А.П. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. -166 е., ил.