Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сухарев, Андрей Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сухарев, Андрей Иванович, 1999 год

Введение.

Глава I. ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.1. Некоторые психологические закономерности визуального восприятия предметного мира.

1.2. Особенности визуального восприятия в процессе изобразительной деятельности.

Глава И. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ.

2.1. Основные критерии оценки учебных работ студентов начальных курсов, выявляющие уровень развития композиционно-пространственного восприятия.

2.2. Характерные особенности рисунков студентов начальных курсов (констатирующий эксперимент).

2.3. Педагогические особенности формирования композиционно-пространственного восприятия у студентов.

Глава 1П. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ.

3.1. Теория изобразительной грамоты как установка для формирования композиционно-пространственного восприятия студентов первых курсов.

3.2. Учебные постановки как условие формирования композиционно-пространственного восприятия студентов

3.3. Динамика формирования композиционно-пространственного восприятия у студентов начальных курсов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку"

Актуальность проблемы исследования. Учитель изобразительного искусства в школе должен обладать высокой профессиональной подготовкой, позволяющей развивать у детей эстетический вкус, образное восприятие, воображение, активизировать творческую деятельность и вместе с тем формировать практические умения рисования, достаточные для воплощения замысла. Основа подготовки такого специалиста закладывается на первых курсах, поэтому необходим дальнейший поиск новых форм и методов организации учебного процесса в создании такой системы обучения, которая давала бы эффективные результаты в теоретической, методической и практической подготовке художниковпедагогов. Академические занятия по рисунку являются важным звеном t в подготовке высококвалифицированного учителя изобразительного искусства. Постоянное совершенствование системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах является актуальной педагогической задачей.

Ведущее место в процессе обучения академическому рисунку на практических занятиях отводится рисованию с натуры. Е.В. Шорохов отмечает: «В работе с натуры, очевидно, больше будет непосредственного наблюдения, изучения натуры в процессе ее восприятия и изображения. Здесь художник имеет возможность глубже изучать свойства и сущность наблюдаемых изображаемых предметов и явлений».1 Основой рисования с натуры является визуальное восприятие, которое формируется и развивается в этом процессе и приобретает черты, характерные для данного вида деятельности человека. В изобразительной деятельности формирование композиционно-пространственного восприятия является

1 Шорохов Е.В. Композиция: Учеб, для студенов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - С. 66. одной из основных задач учебного рисунка на начальном этапе обучения.

Чтобы овладеть основами построения композиционно-пространственного рисунка, студенту необходимо усвоить систему специальных знаний по композиции, перспективе, теории теней, знать психофизиологические особенности зрительного восприятия. Все эти аспекI ты требуют углубленного и систематического изучения на практических занятиях по рисунку.

Фундамент подготовки квалифицированного специалиста закладывается на первых курсах. Необходимость поиска новых форм, методов, технологий подготовки учителя изобразительного искусства, оптимизации учебного процесса именно на начальной стадии обучения обусловливает наиболее эффективные результаты в области теоретической, методической и практической подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

Цели, задачи, методы, приемы обучения рисунку имеют богатую историю. Начиная с Возрождения, рисунок стал рассматриваться как серьезная научная дисциплина. Впервые художники изучали законы природы, перспективы, оптики, анатомическое строение тела человека. Например, Ч. Ченнини в «Трактате о живописи» пишет: «Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке».1 Для рисования с натуры необходимо научиться видеть и анализировать ее с позиций изобразительной деятельности.

1 Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов худож.' граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. -М.: Просвещение, 1989. - С. 6.

Рисование рассматривается как серьезная научная дисциплина, обладающая точными и доступными для изучения законами и правилами. Вместе с тем система обучения рисунку требовала дальнейшего развития и научного обоснования.

Научно обоснованная система преподавания академического рисунка стала формироваться в практике работы школ Просперо Фонтаны, Кальварта, в Академии рисунка во Флоренции, Академии св. Луки в Риме, в Академии братьев Карраччи (XVI - XVII вв.). Большой вклад в разI витие методики преподавания академическому рисунку внесла Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757 г.).1

Академическая система преподавания рисунка прошла долгий путь развития. В XIX веке рисунок в академической системе художественного образования рассматривается как самостоятельный учебный предмет, имеющий свою теорию, методику обучения. Основой обучения рисунку становится рисование с натуры как основной метод обучения. Главными задачами были: изучение законов академического рисунка, композиции, пластической анатомии человека, перспективы, теории теней, развитие практических умений рисования.

Русские художники-педагоги: А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов,

A.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов,

B.Г. Перов, А.К. Саврасов, А.П. Сапожников, П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.Е. Савицкий, Д.Н. Кардовский и др. считали рисование с натуры главной учебной дисциплиной и разработали акал демические методы обучения. Отечественная академическая система преподавания рисунка с натуры значительно обогатила методические

1 Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — 2-е изд., доп и перераб. - М.: Просвещение, 1980.-239 с.

2 Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. - 2-е изд. доп -М.: Просвещение, 1991.-416 с. достижения европейской художественной педагогически. Еще в XIX веке ведущие российские художники-педагоги отмечали большое значение качеств визуального восприятия в изобразительной деятельности. Развитие визуального восприятия и навыков передачи объемной формы на плоскости Д.Н. Кардовский считает главной задачей преподавания рисунка. Он утверждает: «В области преподавания рисунка основной задачей является изучение построения формы на плоскости графическими средствами по законам природы, как зрительно мы ее воспринимаем. Это есть основная задача при изучении рисунка. Все другие задачи построения рисунка, как, например, пропорции, характер и т.п., должны быть изучаемы, но эти задачи в начале обучения имеют второстепенное значение».1 Большое значение в академической системе преподавания рисунка отводилось изучению теоретических вопросов изобразительного искусства, и, главное, умению применять эти знания на практике. Например, П.П. Чистяков отмечает: «Знать анатомию и перспективу еще не очень много значит. Надо знать их и, умея смотреть на натуру, ловко и вовремя применять на практике, к делу - знать и уметь! Этому можно научиться.»2

Проблемы формирования визуального восприятия и изображения трехмерного пространства на плоскости, изучение законов изобразительной грамоты и практического их применения рассматривались и в XX веке. Пути их решения искали А.А. Дейнека, Н.Э. Грабарь, Б.В. Ио-гансон, Е.А. Кибрик, К.С. Петрова-Водкин, В.А. Фаворский и др. Например, В.А. Фаворский проблему изображения трехмерного пространства на плоскости видит как первоочередную: «Что такое уметь передавать пространство в искусстве? Пространство, несомненно, является I

1 Кардовский Д.Н. Об искусстве. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, I960. - с. 257.

2 Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож,-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989. - С.24. главным объектом живописи, и острое чувство его как будто необходимо, острое чувство, обнимающее всю его трехмерность, как можно сильней воспринимающее его расстояния, объемы - словом, круглоту».1

Психологические исследования изобразительной деятельности Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, К.И. Вересовской, Н.Н. Волкова, Л.С.Выготский, Э.Н. Гребникова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, B.C. Кузина и др. являются продолжением решения проблемы формирования композиционно-пространственного восприятия. Так, Н.Н. Волков визуальное восприятие при рисовании ставит на первое место: «Осмысленность рисования идет не от представления, а от восприятия».2

Для исследования большое значение имеет и то, что восприятие I пространства - это развивающийся процесс. B.C. Кузин отмечает: «Восприятие пространства не дается при рождении, а возникает и развивается в процессе жизни».3 Следовательно, на занятиях по рисунку возможно целенаправленно формировать у студентов композиционно-пространственное восприятие объекта рисования.

Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в научных работах Г.В. Беды, В.П. Зинченко, Л.А. Ивахновой, А.И. Иконникова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и др., рассматривающих некоторые вопросы теории изобразительной грамоты и визуального восприятия в изобразительной деятельности студентов художественно-графических факультетов. Данные исследования дают достаточно четкие ориентиры для постановки этой проблемы в ряд первоочеред

1 ФаворскийВ.А. Литературно-теоретическое наследие. -М.: Советский художник, 1988. -С. 57.

2 Волков Н.Н. Восприятие предмета ирисунка. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. - С. 18.

3 КузинВ.С. Психология. Учебник. 3-е изд. перераб. идоп. - М.: АГАР, 1997. - С. 142. ных. Например, В.К. Лебедко, исследуя развитие пространственных представлении студентов, отмечает: «Восприятие, как целенаправленный и особым образом организованный процесс, способствует успешному овладению различными видами рисунка, а для рисования с натуры, особенно начинающему, важно обладать «анализирующим» восприятием. Ведь в искусстве одного «надо знать» - недостаточно. Надо уметь «художественно видеть».1

В настоящее время практически нет научных трудов по теории и методике преподавания изобразительного искусства, где бы ни отмечалась необходимость основательных разработок проблемы формирования и развития визуального восприятия. Отдельные вопросы по данной проблеме затрагивались в диссертационных исследованиях В.В. Боос, Е.П. Зальцман, Н.С. Ищук, В.П. Климовича, Н.А. Короткова, A.M. Кру-пенникова, Е.Ф. Кузнецова, Н.П. Меньшикова, Н.Г. Назаровой, Л.А. Пановой, Д.П. Псурцева и др. Вместе с тем, специальных исследований по проблеме формирования композиционно-пространственного восприятия в процессе обучения рисунку на первом - втором курсах художественно-графического факультета не проводилось.

Исследования в области физиологии зрения (И.П. Сеченов, Г. Хар-тридж, М.С. Шехтер, А.Л. Ярбус), психологии зрительного восприятия и изобразительных способностей (Р. Арнхейм, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Г. Грегори, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе и др.) дают общетеоретическую базу в'разработке данной проблемы.

В системе отечественной художественной педагогики академический рисунок с натуры рассматривают как процесс познания, активного

1 Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. Дис. . доктора пед. наук. - М.; 1994. - С. 23. изучения окружающего мира и как процесс создания художественного графического произведения. Например, Н.Н. Ростовцев, анализируя рисование как динамичный процесс, отмечает: «Во время рисования человек воспринимает, познает, изучает реальную действительность и в то же время дает художественный образ этой действительности в виде рисунка».1 В этом контексте особенно отчетливо просматривается проблема композиционно-пространственной организации плоскости листа, что и предполагает изобразительную и выразительную трактовку пространственной среды, объемных форм, учета пропорции и конструкции каждого предмета. Решение этой проблемы зависит в первую очередь от уровня сформированности и развития композиционно-пространственного восприятия рисовальщика.

Изучение специальной психологической, педагогической и методической литературы показывает, что отдельные вопросы, связанные с решением проблемы формирования и развития визуального восприятия в изобразительной деятельности, давно привлекают внимание художни ков-практиков, ученых, методистов (Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, Б.Ф. Ломов, Д.Н. Кардовский, B.C. Кузин, П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, Е.В. Шорохов и др.). В этих исследованиях подчеркивается важность решения проблемы формирования композиционно-пространственного восприятия у обучаемых в процессе рисования, но конкретные пути ее решения не предлагаются.

Система методов формирования композиционно-пространственного восприятия на академических занятиях по рисунку позволит обеспечить дальнейшее повышение профессиональной подго

1 Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1984. - С. 19. товки учителя изобразительного искусства, поэтому заслуживает самостоятельного исследования.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка научно-обоснованных методов, способствующих эффективному решению проблемы формирования у студентов композиционно-пространственного восприятия на академических занятиях по рисунку.

Объект исследования - процесс обучения студентов академическому рисунку в системе художественно-педагогического образования (первый - второй курсы).

Предметом исследования являются методы совершенствования система обучения рисунку, способствующие формированию у студентов (первый - второй курсы) композиционно-пространственного восприятия на академических занятиях по рисунку.

Анализ научной литературы по философии, психологии, физиологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, истории искусств, а также осмысление опыта преподавания рисунка на художественно-графических факультетах позволили сформулировать гипотезу исследования. Если на академических занятиях по рисунку целенаправленно и последовательно формировать у студентов первых курсов композиционно-пространственное восприятие на основе научно разработанной методической системы, то уровень профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства повышается в значительной степени, так как:

- формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов приведет к более глубокому анализу объективного мира как источника информации и эстетических впечатлений;

- формирование композиционно-пространственного восприятия помогает в освоении и применении на практике теории изобразительной грамоты, которая является установкой для формирования этого восприятия;

- формирование композиционно-пространственного восприятия 'у студентов способствует развитию практических умений и навыков рисования с натуры.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:

- выявление особенностей визуального восприятия объемных предметов и пространства с целью их изображения графическими средствами;

- определение психолого-педагогических основ формирования композиционно-пространственного восприятия на академических занятиях по рисунку;

- определение понятия «композиционно-пространственное восприятие»;

- обоснование значения теории изобразительной грамоты как установки для формирования композиционно-пространственного восприятия студентов начальных курсов;

- определение критериев оценки учебных рисунков, выявляющих уровень развития композиционно-пространственного восприятия студентов;

- разработка системы обучения и методических рекомендаций, направляющих и интенсифицирующих формирование композиционно-пространственного восприятия модели и изображения на плоскости листа в процессе обучения рисунку.

Методологической основой исследования являются основополагающие законы и принципы философии (закон единства и борьбы противоположностей), психологии (теория развивающего обучения; концепция поэтапного формирования умственных действий), физиологии, педагогики (субъект - объектности и объект - субъектности педагогических отношений; концепция единой, многоступенчатой системы методов организации и самоорганизации учебно-воспитательного процесса). Методы исследования:

- анализ результатов и данных исследований по философии, эстетике, I психологии, педагогике, а также теории и методике обучения изобразительному искусству;

- анализ программ по рисунку, композиции, перспективы на художественно-графических факультетах;

- анализ и обобщение практического опыта обучения рисунку;

- анкетирование, опрос, беседы со студентами, педагогические наблюдения за их деятельностью на практических занятиях по рисунку;

- педагогический эксперимент;

- анализ учебно-творческих работ студентов;

- количественный и качественный анализ полученного экспериментального материала.

Исследование проходило в два этапа. На первом этапе (1991-1996 гг.) решались следующие задачи: теоретическое изучение проблемы исследования;

- определение целей и задач опытно-экспериментальной работы.

- определение исходных позиций исследования, его предмета, задач, рабочей гипотезы и методов экспериментальной работы;

- определение основных закономерностей процесса формирования композиционно-пространственного восприятия студентов начальных курсов;

- разработка системы обучения академическому рисунку, определение основных положений для проведения формирующего этапа эксперимента;

- проверка гипотезы исследования на занятиях по рисунку со студентами 1-2 курсов факультета изобразительного искусства Омского государственного педагогического университета;

- разработка экспериментальной программы и методических рекомендаций по организации и проведению академических занятий по рисунку.

На втором этапе (1996-1999 гг.) решались задачи:

- проведение формирующего эксперимента со студентами 1-2 курсов фа культета изобразительного искусства Омского государственного педагогического университета;

- систематизация полученных результатов, а также проверка отдельных положении и выводов, методических рекомендаций, разработанных в процессе исследования;

-уточнение теоретических основ формирования композиционно-пространственного восприятия студентов на академических занятиях по рисунку;

- внедрение материалов диссертационного исследования в практику работы кафедры рисунка Омского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Научно-теоретическое обоснование специфики визуального восприятия в изобразительной деятельности.

2. Результаты исследования условий формирования композиционно-пространственного восприятия студентов начальных курсов.

3. Качественный анализ результатов изобразительной деятельности студентов на академических занятиях по рисунку и выявление зависимости этого процесса от степени развития композиционно-пространственного восприятия.

4. Научно обоснованная методика проведения академически^ занятий по рисунку, ориентированная на формирование композиционно-пространственного восприятия, охватывающая первый - второй курсы и включающая, наряду с изучением теории изобразительной грамоты, работу с различными изобразительными материалами.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- проведен научный анализ психологических исследований по проблеме с позиций формирования композиционно-пространственного восприятия и на его основе сформулированы специфические особенности вое-приятия в изобразительной деятельности, дано определение композиционно-пространственного восприятия и разработаны критерии оценки учебных рисунков студентов, определяющие уровень развития композиционно-пространственного восприятия;

- разработана методическая система преподавания рисунка, направленная на формирование композиционно-пространственного восприятия у обучаемых;

- теория изобразительной грамоты рассмотрена как установка для формирования композиционно-пространственного восприятия предметов, предложены методы и приемы ее последовательного изучения на практических занятиях по рисунку;

- содержание учебного рисунка с натуры в вузе проанализировано с точки зрения композиционно-пространственного изображения, учитывающего содержательную направленность его выразительных и изобразительных средств;

- разработаны основные критерии оценки уровня сформированное™ композиционно-пространственного восприятия студентов первщх курсов.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- теоретически обоснована и практически подтверждена система формирования у студентов начальных курсов композиционно-пространственного восприятия, позволяющая повысить уровень црофес-сиональной подготовки учителей изобразительного искусства;

- разработанная методика проведения академических занятий и самостоятельной работы по рисунку и система краткосрочных упражнений направлены на эффективное формирование композиционно-пространственного восприятия, что позволяет значительно активизировать учебно-творческую деятельность студентов младших курсов;

- материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по рисунку в педагогических учебных I заведениях.

Достоверность исследования обеспечивается

- научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства;

- научно обоснованными критериями оценки учебных рисунков студентов;

- опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами йачаль-ных курсов художественно-графического факультета.

Апробация исследования и внедрение результатов. Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе практической работы над темой на заседаниях кафедр живописи и рисунка Омского государственного педагогического университета. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на первой областной научно-практической конференции "Научно-методические вопросы использования технических средств обучения в различных тицах образовательных учреждений" (ноябрь 1994, г. Омск), на областной научно-практической конференции "Инновационные процессы в образовательных учреждениях" (декабрь 1994, г. Омск), научно-практической конференции "Проблемы художественного образования и просвещения" (март 1996, г. Омск), Всероссийской научно-практической конференции художественно-графических факультетов (ноябрь 1996, г. Магнитогорск).

Апробация результатов проходила в Омском государственном педагогическом университете в работе со студентами 1-2 курсов факультета изобразительного искусства, а также на кафедре художественной культуры Омского областного института повышения квалификации работников образования в процессе чтения лекций и проведения практических занятий по рисунку для учителей изобразительного искусства средних общеобразовательных школ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложение составляют: экспериментальная программа по рисунку (1-2 курсы), включающая академические задания и систему краткосрочных упражнений, копии рисунков студентов, выполненных различными графическими материалами.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полнота и правильность изображения модели зависит не только от объективных условий восприятия, но и от того, что рисующий способен и готов воспринять в данный момент. Поэтому в рисовании с натуры большое значение имеет уровень развития визуального восприятия студентов. Оно формируется в процессе изобразительной деятельности на основе изучения теории изобразительной грамоты и развития практических умений и навыков рисования. Педагогу необходимо знать закономерности процесса формирования визуального восприятия и целенаправленно управлять этим процессом.

На первых курсах обучения аналитическая сторона рисования выступает на первый план, но это не отрицает творческого начала в изобразительной деятельности. Педагог направляет процесс восприятия студента на изучение формы, конструкции, пространственное взаиморасположение и взаимодействие предметов, на композиционно-пространственную организацию плоскости изображения. В процессе этой работы студент приобретает теоретические знания изобразительной грамоты и развивает практические умения и навыки реалистического рисования с натуры. Изучение конструкции предметов, закономерности их взаимодействия в пространстве, логики композиционной организации плоскости изображения, приобретение знаний изобразительной грамоты, развитие умений и навыков реалистического изображения является необходимым условием становления художника-педагога. Формирование композиционно-пространственного восприятия является важным фактором повышения уровня профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

Анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить особенности и константные свойства визуального восприятия в процессе рисования с натуры и раскрыть специфику его формирования.

Рисование с натуры, с одной стороны, задано объективными условиями: натурной постановкой, целями и задачами изображения. С другой стороны - эта деятельность представляет собой своеобразный сплав различных психических особенностей рисовальщика, в первую очередь -развитием визуального восприятия, определенным объемом теоретических знаний в области изобразительного искусства, уровнем развития практических умений и навыков в изобразительной деятельности.

В результате проведенного диссертационного исследования были определены особенности композиционно-пространственного восприятия модели и ее изображения на плоскости листа при рисовании с натуры и дано определение композиционно-пространственного восприятия как специфического восприятия человека при рисовании с натуры, одновременно учитывающего законы действительности и ее изображения. Специфичность композиционно-пространственного восприятия заключается в том, что оно композиционно при восприятии объективного пространства и пространственно при восприятии его изображения, также для него характерна гибкость процесса восприятия объект - его изображение. Разработаны критерии оценки учебных рисунков студентов, которые определяют уровень развития композиционно-пространственного восприятия у студентов и объединены в три группы: первая группа определяет уровень развития композиционно-пространственного восприятия рисующих (развивающий блок), вторая группа раскрывает осознанность и умение использовать знания теории изобразительной грамоты в практической работе (теоретический блок), третья группа определяет уровень рационального применения знаний, умений и навыков композиционно-пространственной организации плоскости рисунка (практический блок). Сделано теоретическое обоснование системы методической работы на академических и самостоятельных занятиях по рисунку, которая направлена на формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов первого - второго курсов; разработана экспериментальная программа по рисунку, адекватная поставленным учебным задачам (См. приложение). Констатирующий эксперимент показал:

- в ходе практических занятий по рисунку не всегда уделяется должное внимание процессу формирования и развития композиционно-пространственного восприятия у студентов первых курсов;

- на практических занятиях по рисунку теория изобразительной грамоты, как правило, не является установкой для формирования композиционно-пространственного восприятия рисовальщика;

- студенты на практических занятиях интуитивно постигают теоретические вопросы изобразительной грамоты, а такая работа не позволяет сформировать систему теоретических знаний;

- как правило, у студентов к концу второго года обучения теряется интерес к теоретическим вопросам рисунка и не формируется потребность к самостоятельному их изучению.

Как следствие вышеперечисленных фактов - уровень профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства недостаточно высок.

Следует отметить, что проведенное диссертационное исследование в целом подтвердило правильность выдвинутой нами рабочей гипотезы: если на академических занятиях по рисунку на первых курсах целенаправленно и последовательно формировать композиционно-пространственное восприятие студентов на основе научно разработанной методической системы, то уровень профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства повышается в значительной степени, что проявляется в повышении уровня теоретической подготовки и развития умений в изобразительной деятельности.

Для успешного формирования композиционно-пространственного визуального восприятия рисовальщика на основе изучения теории изобразительной грамоты, развития практических умений и навыков организации плоскости изображения необходимо определить эффективные методы и дидактические принципы. Последовательное их формирование и развитие должно осуществляться путем создания оптимальных условий и психологических установок в ходе педагогического руководства восприятия натурных постановок и их изображения. Такое руководство способствует целенаправленному, сознательному и эффективному формированию и развитию композиционно-пространственного восприятия натуры и организации плоскости изображения посредством изучения теории изобразительной грамоты и развития навыков и умений работы с различными изобразительными материалами.

Научно выверенные и методически проработанные положения по формированию и развитию композиционно-пространственного восприятия студентов первых - вторых курсов на академических занятиях по рисунку позволили сделать выводы:

1. Восприятие для изобразительной деятельности формируется и развивается в процессе обучения и приобретает особенности, специфические для данного вида деятельности человека. Поэтому на первом этапе обучения рисунку важно развивать у студентов композиционно-пространственное восприятие объекта изображения. Система формирования композиционно-пространственного восприятия направлена на изучение модели в соответствии с поставленными учебными задачами, основывается на изучении теории изобразительной грамоты и развитии практических умений реалистического рисования с натуры.

2. При этом определяющее значение в формировании и развитии композиционно-пространственного восприятия имеет целенаправленная организация учебного процесса, и, в частности, конкретная установка на определенных этапах изобразительной деятельности.

3. Формирование и развитие у студентов художественно-графических факультетов способности композиционно-пространственно воспринимать и изображать натуру является комплексным и многоэтапным процессом, требующим последовательного освоения закономерностей композиционно-пространственного построения на всех стадиях процесса рисования.

4. Обучение академическому рисунку предполагает последовательную реализацию трех взаимосвязанных психолого-педагогических аспектов этого процесса. Во-первых, формирование и развитие визуального восприятия трехмерного пространства и плоскости рисунка на основе знаний теории изобразительной грамоты как психологической установки. Во-вторых, развитие практических умений изображения трехмерного пространства на плоскости, использование различных изобразительных материалов. В-третьих, организация учебного процесса и методы педагогического воздействия, которые способствуют решению психологических и практических проблем.

5. Процесс формирования композиционно-пространственного восприятия у студентов первых - вторых курсов имеет свои особенности (низкий уровень развития визуального восприятия, несформированность установки на композиционно-пространственное восприятие при рисовании с натуры, плохое знание законов изобразительной грамоты, слабое развитие практических умений рисования). Знание этого процесса, умение управлять им позволяют поставить обучение на научную основу, планировать педагогическое воздействие, прогнозировать результаты.

6. При разработке долгосрочных заданий и комплекса краткосрочных упражнений необходимо руководствоваться следующими целевыми дидактическими установками: конкретное и точное определение учебных задач, стоящих перед каждым академическим заданием и тренировочным упражнением; применение разнообразных типов упражнений (подготовительных, краткосрочных, учебно-тренировочных, длительных, специальных и т.д.); активное и сознательное отношение студентов к выполняемым заданиям и упражнениям; тесная взаимосвязь изучения теории изобразительного искусства с практической работой по рисунку.

7. Развитие визуального композиционно-пространственного восприятия в обучении реалистическому рисунку активизируется в преемственной связи с другими предметами (композиция, живопись, скульптура, перспектива и т.д.). Занятия другими видами изобразительного искусства расширяют знания, полученные в процессе обучения рисунку, обогащают жизненный опыт студентов.

Настоящее исследование естественно не может решить все проблемы формирования композиционно-пространственного восприятия у студентов в процессе обучения рисунку на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Отдельные аспекты исследуемой проблемы требуют дальнейшего теоретического и методического углубления и уточнения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сухарев, Андрей Иванович, Омск

1. Азанов М. Практические занятия по рисованию с натуры: Учеб. пособие для самостоятельной работы студентов. Пермь: ПГПИ, 1976. - 64 с.

2. Аксенов К.Н. Рисунок. В помощь начинающему художнику-оформителю. М.: Плакат, 1987. - 192 с.

3. Аксенов Ю.Г. Рисунок и живопись. Руководство для самодеятельных художников. М.: Искусство, 1961. - 209 с.

4. Аксенов Ю.Г. Дополнительные материалы к учебным заданиям по рисунку и живописи. М.: Искусство, 1961. — 107 с.

5. Аксенов Ю.Г. Образ и материал / Ю.Г. Аксенов; Министерство культуры РСФСР, заочный народный университет искусств. М.: Советская Россия, 1977. - 112 с.

6. Аксенов Ю.Г. Практические советы самодеятельным художникам. К учебным заданиям по рисунку, живописи и композиции. Издание 2-е, доп. и перераб. М.: Искусство, 1964. - 147 с.

7. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский художник, 1986. - 253 с.

8. Алпатов М.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура / Сост. акад. М.В. Алпатов, доктор пед. наук Н.Н. Ростовцев, канд. искусствоведения М.Г. Неклюдова. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969. - 544 с.

9. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.-Л.: Искусство, 1940. -132 с.

10. Ананьев Б.Г. Восприятие пространства и времени // Материалы симпозиума. Отв. ред. действ, чл. АПР СССР проф. Б.Г. Ананьев и проф. Э.Ш. Айранетьянц. М.: Наука, 1969. - 135 с.

11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. А.И. Бодалева, Б.Ф. Ломова; (вводная статья А.И. Бодалева и др.). -М.: Педагогика, 1980. 517с.

12. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 334 с.

13. Ананьев Б.Г. Пространственное развитие. J1.:ЛГУ, 1955.-188 с.

14. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964

15. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.- 135 с.

16. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. - 167 с.

17. Анисимов Н.Н. Основы рисования. 2-е изд. - М.: Стройиздат, 1977.-168 с.

18. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокращенный пер. с англ. В.П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

19. Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание,1974. - 48 с.

20. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: изд. МГУ,1979. -151 с.

21. Базальянц С.В. Художник, пространство, среда. М.: Советский художник, 1983. - 239 с.

22. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опьгг исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925.-240 с.

23. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия / Отв. ред. Б.Ф. Ломов: АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1990 — 238 с.

24. Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия / РАН, Институт психологии. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1997. -382 с.

25. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. - 166 с.

26. Барышников А.П. Перспектива. М.: Искусство, 1949. - 132 с:

27. Беда Г.В. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства / Сб. статей. Ред. коллегия: Г.В. Беда (отв. ред. и др.). Карачаевск, 1970. - 195 с.

28. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и допол. М.: Просвещение, 1989.-188 с.

29. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П.В. Алексеева; Подгот. текста и прим. Р.К. Медвецкой. М.: Республика, 1995.- 383 с.

30. Бернштейн В.М. Проблемы учебного рисунка. M.-JI: Искусство, 1940.-49 с.

31. Бескин Н.М. Изображение пространственных фигур. М.: Наука, 1971.-80 с.

32. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. (Изображение вещи в живописи XVIII XX вв.). - М.: Советский художник, 1989. -192 с.

33. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрение. М.: Республика, 1994. - 415 с.

34. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. Перевод с болгарского О.И. Попова. Предисловие акад. Т. Павлова. -М.: Прогресс, 1970. 436 с.

35. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. -365с.

36. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 145 с.

37. Величковский Б.М. Психология восприятия. М.: Изд. Москв. университета, 1973. - 246 с.

38. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ,1982. - 336 с.

39. Вересовская К.И. Зрительное восприятие изображений предметов // Восприятие и изображение. (Под ред. Е.И. Игнатьева.) М.: Знание, 1963.-С. 93-123

40. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изобразительное искусство,1985. - 288 с.

41. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. - 32 с.

42. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд. Акад. Пед. наук РСФСР, 1950.-508 с.

43. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. -263 с.

44. Волошин А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. -335 с.

45. Восприятие и действие. / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

46. Вудворс Р.С. Зрительное восприятие глубины // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: МГУ, 1976. - С. 302-345

47. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968. -576 с.

48. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. - 147 с.

49. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд. ЛГУ, 1974. - 152 с.

50. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Перевод с англ. Т.М. Сокольской, общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. - 461 с.

51. Гильдербранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. Перевод Н.Б. Розенфельда, В.А. Фаворского. М.: Изд. «Мусагет», 1914. -121 с.

52. Гинзбург И. Чистяков П.П. и его педагогическая система. М. - Л.: Искусство, 1940. - 200 с.

53. Глезер В.Д. Зрение и мышление / Российская АН, Институт физиологии им. И.П. Павлова. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Наука. Санкт-Петербургская изд. фирма, 1993. - 283 с.

54. Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.-Л.: Наука, (Ленинград, отделение), 1966. - 204 с.

55. Горощенко Г.Т. Основные законы композиции в изобразительном искусстве. М.: Московский полиграфический институт, 1961. -48 с.

56. Гребникова Э.Н. Особенности зрительного восприятия и постановка глаза" начинающего живописца. // Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. -Карачаевск, 1971. Вып. 2 - С. 15-21

57. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Предисл. и общ. ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. (Перевод с англ.) -М.: Прогресс, 1970. 271 с.

58. Грегори P.JI. Разумный глаз. Перевод с англ. А.И. Когана. М.: Мир, 1972.-209 с.

59. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993. - 164 с.

60. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

61. Гусев Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск: Университетское, 1987.-253 с.

62. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.

63. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

64. Движение глаз и зрительное восприятие / Под ред. Б.Ф. Ломова, Н.Ю. Вергилеса, А.А. Митькина. М.: Наука, 1978. - 277 с.

65. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1961.-224 с.

66. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. - 368 с. (Классики мировой психологии).

67. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы / Ф.М. Достоевский; (Сост., автор вступ. ст. и коммент. Б.Н. Тарасов). М.: Современник, 1989. - 555 с.

68. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М.: Высшая школа, 1989. - 176 с.

69. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. / Перевод с англ. Н.М. Никольской под ред. Н.Д. Виноградова. М.: Совершенство, 1997.-204 с.

70. Ермаш Г.Д. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. -277 с.

71. Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на начальном этапе обучения композиции: Дис. . канд. пед. наук. М., 1986. -255 с.

72. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. Санкт-Петербург: Просвещение, 1995. - 234 с.

73. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в двух томах. -Т. 1 М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

74. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. -М„ 1969-358 с.

75. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке. -Ростов- на -Дону: РГПИ, 1989. 52 с.

76. Зрительные восприятия. Сб. ст. под ред. П.А. Шеварева. Вып. 1. -М.: Просвещение, 1974. 160 с.

77. Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачева. М.: Республика, 1994. - 428 с. - (Мыслители XX века)

78. Ивахнова J1.A. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов. Автореферат дис. . доктора пед. наук. М.: МПГУ, 1996. - 36 с.

79. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования // Известия АПН РСФСР. 1950. - вып. 25. - С. 71 -112

80. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М.: Просвещение, 1954.-254 с.

81. Иконников А.И. Обучение объемно-конструктивному академическому рисунку на художественно-графических факультетах пед. институтов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 175 с.

82. Иконников А.И. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузов. Автореферат дис. . доктора пед. наук. Хабаровск: ХГПУ, 1999. - 33 с.

83. Иогансон Б.В. Как понимать изобразительное искусство. М.: Знание, 1960. - 54 с.

84. Искусство рисунка: Сб. статей и публикаций. / Сост. Г.В. Елыпин-ская. М.: Советский художник, 1990. - 368 с.

85. Каменский А. А. Романтический монтаж. М.: Советский художник, 1989. - 336 с.

86. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1960.-340 с.

87. Катц Ю.И. Вопросы композиции в учебном рисунке. // Вопросы художественного образования. Вып.22. JL: Академия художеств СССР, 1978.-с. 58-75

88. Кеменов B.C. Художественное наследие и современность: От Леонардо да Винчи до Рокуэлла Кента / Сборник статей. М.: Изобразительное искусство, 1989. - 272 с.

89. Кибрик Е.А. Искусство и художник. М.: Молодая гвардия, 1959. -65 с.

90. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1961. - 312 с.

91. Кибрик Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе // Вопросы художественного образования. Вып. 3. Л.: Академия художеств СССР, 1972. - с. 3 - 22.

92. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

93. Клике, Фридхарт. Проблема психофизики восприятия пространства / Пер. с нем. В. Гайды. Под ред. и с предисл. Б.Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1965. - 465 с.

94. Козляков А .Я. Проблемы объемной формы в учебном рисунке: Дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 225 с.

95. Кольцов М.М. Учение И.П. Павлинова о сигнальных системах действительности. М.: Знание, 1955. - 30 с.

96. Константин Коровин вспоминает. / Авторы-составители Зильбер-штейн И.С., Самков В.А. М.: Изобразительное искусство, 1990. -608 с.

97. Короткое Н.А. Проблемы и методы развития познавательных способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе преподавания композиции: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1977.-197 с.

98. Котова Е. Глаз и закон красоты // Искусство. 1966. - № 12. - с. 8-14

99. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1970. - 256 с.

100. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. - 304 с.

101. Кузин B.C. Формирование пространственного представления средствами изобразительного искусства // Начальная школа. 1968. - № 2. - С. 65-68

102. Кузнецов Е.Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов педвузов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1986. -221 с.

103. Лаптев A.M. «В пути.». М.: Изобразительное искусство, 1972. -240 с.

104. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дис. . доктора педагогических наук. -М., 1994.-411 с.

105. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. M.i МГУ, 1981.-224 с.

106. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.: МГУ, 1987. - 81 с.

107. Ломов Б.Ф. К вопросу о физиологическом механизме восприятия рисунка. В сб. "Материалы совещания по психологии". М.: Изд. АПН РСФСР, 1957. - 247 с.

108. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - (Мыслители XX века)

109. Ю9.Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: МГУ, 1975. - 110 с.

110. О.Марков М.Е. Об эстетической деятельности. Некоторые закономерности процессов восприятия искусства и художественного творчества. М.: ВТО, 1957.- 168 с.

111. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

112. Медведев Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому искусству: Дис. . доктора педагогических наук. М., 1987. - 409 с.

113. ПЗ.Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: МГУ, 1986. -126с.

114. Мислер Н., Боулг Дж.Э. Филонов. Аналитическое искусство. М.: Советский художник, 1990. - 248 с.

115. Михайлова А.А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970 -300 с.

116. Пб.Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 416 с.

117. Мочалов J1.B. Пространство мира и пространство картины. М.: Советский художник, 1983. - 375 с.

118. Надирашвили Ш.А. Психическая природа восприятия в рисунке и живописи. Тбилиси: Изд. Мецниерета, 1976. - 254 с.

119. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия (с позиции теории установки). Тбилиси: Изд. Мецниерета, 1976. -256 с.

120. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

121. Назарова Н.Г. Формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку у студентов художественно-графических факультетов педвузов: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1986.-141 с.

122. Научно-теоретическая и художественная подготовка учителей рисования, черчения и труда. Межвузовский сборник научных трудов. -Уфа: БГПИ, 1988.- 168 с.

123. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. - М.: Искусство, 1991. - 396 с.

124. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - 152 с.

125. Нукало В.А. Постановка глаза в начальном обучении рисунку. // Материалы научно-методической конференции ХГФ педагогических институтов РСФСР, проведенной в Орловском ГПИ. Т. 79. Орел, 1979.-С. 73-90

126. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995 - 448 с.

127. Органов О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высшая школа, 1975. - 76 с.

128. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.-416 с.

129. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. Советы художника. М.: Советский художник, 1965.-71 с.

130. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика. М.: Советский художник, 1966. - 104 с.

131. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. М.: Детская литература, 1991.- 240 с.

132. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии // Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. - 271 с.

133. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 828 с.

134. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Ансимова, Е.Н. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. -142 с.

135. Познавательные процессы: ощущение, восприятие. Сб. ст. // НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР; под ред. А.В. Запорожца. М.: Педагогика, 1982. - 336 с.

136. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству // Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Медведева Л.Г.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 184 с.

137. Проблемы художественного образования: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Медведева Л.Г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.-107 с.

138. Программы педагогических институтов: Рисунок, живопись, пленэр: / Практика по искусству / М.: Просвещение, 1983, - 64 с.

139. Пространство картины: Сборник статей / Сост. И.О. Тамручи. М.: Советский художник, 1989. - 368 с.

140. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. - 224 с.

141. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

142. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3 изд. JL: Художник РСФСР, 1978.- 130 с.

143. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.-288 с.

144. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986. - 256 с.

145. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

146. Рисунок. Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов / Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1975. - 271 с.

147. Рисунок: Учебное пособие для вузов / В.В. Антонов, Н.П. Бесчаст-нов, Б.А. Бурмистров и др. М.: Легпромбьггиздат, 1988. - 176 с.

148. Рок И. Введение в зрительное восприятие. В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-588 с.

149. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.

150. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов ХГФ пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.

151. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1989. - 304 с.

152. Ростовцев Н.Н., А.Е. Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

153. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.

154. Руубер Г.О. О визуальном восприятии элементарных форм: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1971. - 381 с.

155. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1977. - 311 с.

156. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1970.-247 с.

157. Сарьян М.С. Из моей жизни / Под ред. Ш.Г. Хачатряна. 4-е изд. -М.: Изобразительное искусство, 1990. - 304 с.

158. Сеченов И.П. Избранные произведения / Ред. и послесл. Х.С. Коштоянца. Т. 1. М.: Изд. АН СССР, 1952. - 772 е., Т. 2. - М.: Изд. АН СССР, 1956.-942 с.

159. Смирнов Г.Б. Рисование с натуры. М.: Профиздат, 1960. - 32 с.

160. Смирнов Г.Б., Соловьев A.M. Начинающему художнику. Л.: Художник РСФСР, 1962. - 106 с.

161. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность / Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. - 176 с.

162. Триселев А.В. К вопросу о художественном восприятии // Пути повышения уровня теоретической и практической подготовкиучителя изобразительного искусства. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. Ленина, 1985. - С. 3-10.

163. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Сост. А.П. Поляков, П.П. Апрышко.- М.: Республика, 1994. 432 с.

164. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -235 с.

165. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.

166. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству / Под ред. доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Медведева.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. 98 с.

167. Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом. / Под ред. Б.С. Угарова; Авт. сост. Д.А. Сафаралиева. - М.: Изобразительное искусство, 1990. - 160 с.

168. Фаворский В.А Воспоминание современников. Письма художников. Стенограммы выступлений / Сост. и прим. Г.А. Зигянской и Е.С. Левитина. М.: Книга, 1991. - 384 с.

169. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе: Кыргызстан, 1966.-77 с.

170. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

171. Федоров М.Ф. Рисунок и перспектива. М.: Просвещение, 1960. -63 с.

172. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. - 400 с. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли.) Вып. 1

173. Хартридж Г. Современные успехи физиологии зрения / Под ред. и предисл. Г.Д. Смирнова. М.: Изд. Иностранная литература, 1952. - 326 с.

174. Хогарт У. Анализ красоты: Пер. с англ. / Вступ. ст. и примеч. М.П. Алексеева. 2-е изд., испр. и доп. - JL: Искусство, 1987. - 254 с.

175. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1976. - 368 с.

176. Художественное восприятие / Под ред. Мейлаха Б.С. JL: Наука, Лен. Отделение, 1971. - 387 с.

177. Цветаева М.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. - 479 с.

178. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. - 590 с.

179. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Просвещение, 1990. - 178 с.

180. Шагал М. Моя жизнь / Пер. с франц. Н.С. Мавлевич. Послесловие, коммент. Н.В. Алчинской. М.: Эллис Лак, 1994. - 208 с.

181. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

182. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов ХГФ пед. ин-тов. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

183. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Автореферат дис. . док. пед. наук. М., 1988. - 32 с.

184. Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры// Художник. -1971. -№ 1. С. 57-60. - № 2. - С. 57-59.

185. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. (Проблема руководства изобразительным творчеством детей). М.: Просвещение, 1969. - 272 с.

186. Эйдлин В.И. Формирование восприятия художественного произведения // Вопросы психологии. -1984. N 1. - С. 41-50.

187. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

188. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В. Иконников, М.С. Каган, В.Р. Пилипенко и др.: Под общ. Ред. А.В. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. -335 с.

189. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». М.: Высшая школа, 1989. - 78 с.

190. Якимская И.С. Развитие пространственного мышления (школьников). М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

191. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

192. Ярбус A.JI. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.-166 с.

193. Carterette Е.С., Friedman М.Р. // Handbook of perception. N.Y., 1974. -246 р.

194. Eysenck M. Human memoiy: Theoiy, research and individual differences. N.Y., 1977. 362 p.

195. Michaels C.F., Carello C. Direct perception. N.Y., 1981. 217 p.