Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции

Автореферат по педагогике на тему «Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Лобанов, Артем Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции"

на правах рукописи

□03053208

ЛОБАНОВ Артем Иванович

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ (на примере студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов)

Специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва — 2007

003053208

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре рисунка художественно-графического факультета

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор БАРЦИЦ Рауф Чинчерович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических, профессор ВЕТРОВА Ирэна Борисовна

кандидат философских наук, доцент

КОВАЛЕВ Александр Анатольевич

Ведущая организация: Московский государственный областной университет

Защита состоится 5 марта 2007 г. В 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. № 551

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д.1.

2007г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ИГНАТЬЕВ С.Е.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема исследования и ее актуальность. Совершенствование системы художественного образования, а также повышение эффективности художественно-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства во многом определяет успех в становлении и воспитании личности современного студента. В связи с этим особое значение приобретает проблема профессиональной и педагогической подготовки учителя изобразительного искусства, в совершенстве владеющего методами и принципами обучения.

Сегодня в решении образовательных задач, связанных с подготовкой педагогических кадров, особенно актуальными являются те установки, которые закладывают основы профессионального и специального художественно-изобразительного мастерства. Учебная дисциплина «Графическая композиция» в решении этой проблематики занимает одно из важных мест. В рамках этой дисциплины студенты должны приобретать практические умения и навыки по созданию оригинальных композиций с использованием графических средств изображения, материалов художественной и печатной графики.

Результаты анализа существующих сегодня подходов и методов преподавания дисциплины «Графическая композиция» показывают, что недостаточно используются современные знания в обучающих программах из области философии, психологии искусства, искусствоведения, художественной педагогики и других научных дисциплин, направленных на формирование творческих способностей. Научно доказанным является то, что проблема развития композиционно-творческих способностей не может быть решена в отрыве от самого процесса обучения графической композиции, от совершенствования содержания форм и методов обучения этой дисциплине.

Актуальность диссертационного исследования заключается в разработке эффективных методов и приемов формирования композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов в процессе обучения предмету «Графическая композиция». Вопросы методического обеспечения процесса обучения студентов ХГФ способам и приемам изображения в графической композиции частично рассмотрены в исследованиях отечественных и зарубежных художников-педагогов H.H. Волкова, Е.А. Кибрика, Е.В. Шорохова, А.Е. Терентьева, В.К. Лебедко, Р.Ч. Барцица, И.Б. Ветровой, A.A. Мажуга, К. Николаидиса, Б. Баммеса и др. Однако, следует отметить, что проблема формирования композиционных способностей у студентов художественно-графического факультета на занятиях графической композицией, специально не изучалась.

Анализ опубликованного материала по предмету «Графическая композиция» показывает необходимость интеграции знаний и представлений о природе и механизмах для формирования композиционных способностей на основе исследования содержания изобразительной графической деятельности, ее составляющих элементов и их значения для создания выразительного художественного образа. Систематизация учебного материала на основе современных представлений о принципах изображения композиции позволяет уточнить содержание предмета «Графическая композиция» и определить последовательность процесса формирования композиционных способностей.

Сегодня многими учеными, методистами, художниками осмыслены результаты использования законов организации восприятия, воображения и изображения, в процессе изобразительной деятельности. Для нас важными являются результаты исследования, посвященные искусству графики, представленные в трудах П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского, К.Ф. Юона, В.В. Кандинского, М.В. Алпатова, H.H. Волкова, Е.А. Кибрика, В.А. Фаворского, И.Г. Сапего, Б.В. Раушенбаха, B.C. Турчина, В.П. Бранского, К. Николаидиса и других. Для разработки педагогического эксперимента нам помогло изучение процесса организации и проведения научно-исследовательских работ современных специалистов в области художественной педагогики, которые внесли существенный теоретический вклад в развитие методики изображения: B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, С.П. Ломова, А.Е. Терентьева, В.К. Лебедко, Р.Ч. Барцица, С.Е. Игнатьева, Е.Г. Речицкой, C.B. Арановой, И.Б. Ветровой, О.Л. Голубевой, A.A. Ковалева и других.

Эффективность создания выразительного графического образа зависит от способностей студента к нахождению своего индивидуального художественного почерка, характер которого обусловливается развитием общих и специальных способностей. Исследование индивидуальных особенностей работы с графической композицией определяет метод и приемы формирования композиционных способностей в процессе обучения предмету «Графическая композиция». В диссертационной работе проводится исследование общих и специальных способностей, обеспечивающих художественную выразительность графической композиции. Знание психологических принципов создания художественного образа и изображение его в графической форме позволяет разработать метод формирования композиционных способностей студентов.

На тесную взаимосвязь результатов изображения и организации процесса восприятия и воображения указывали такие ученые как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, H.A. Бернштейн, В.П. Зинченко, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, H.H. Волков, а также P.C. Вудвортс, Р. Арнхейм, Дж. Гибсон, Р.Л. Грегори, Ч. Осгуд и другие. Из вышесказанного следует, что проблема формирования композиционных

способностей на занятиях по учебной дисциплине «Графическая композиция» требует своего научное решение.

Проблема исследования заключается в разработке теоретической базы и методической системы формирования композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов в процессе обучения 1рафической композиции.

Объектом исследования являются пути формирования композиционных способностей на занятиях графической композицией.

Предмет исследования - методы формирования композиционных способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по «Графической композиции».

Целью исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка методической системы формирования композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов, интегрированной в практику учебно-творческого процесса обучения графической композиции.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективное формирование композиционных способностей на современном этапе модернизации художественно-педагогического образования в системе подготовки художника-педагога возможно при условии:

♦ психолого-педагогического обоснования системы методов формирования композиционных способностей в процессе обучения графической композиции;

♦ всестороннего и глубокого раскрытия природы и содержания процесса формирования композиционных способностей применительно к искусству художественной и печатной графики;

♦ исследования процесса создания произведений графики известных отечественных и зарубежных художников;

♦ разработки и экспериментальной проверки педагогических путей, методов и средств формирования композиционных способностей студентов в процессе обучения графической композиции в современных условиях.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

♦ изучить развитие представлений о композиционных формах графического изображения в истории становления искусства графики;

♦ сформировать и обосновать понятия «композиционные способности» и «выразительность графической композиции»;

♦ проанализировать дидактические принципы обучения ■ дисциплине «Графическая композиция»;

• определить процесс формирования композиционных способностей на занятиях графической композицией;

• определить психолого-педагогические факторы, влияющие на эффективность формирования композиционных способностей у студентов в процессе обучения графической композиции;

• разработать и экспериментально проверить практическую систему заданий и упражнений по формированию композиционных способностей и теоретически обосновать комплекс педагогических мер и установок.

Методологической основой исследования являлись:

зарубежные и отечественные психолого-педагогические труды, связанные с художественно-педагогическим образованием;

• рекомендации научно-методического содержания художников, педагогов и ученых по формированию композиционных способностей, как части процесса подготовки художника-педагога;

• разработки и исследования отечественных и зарубежных ученых-педагогов по общйм и частным вопросам методики обучения графической композиции, подготовки художников-педагогов.

Методы исследования:

анализ учебно-методической литературы, различных методик, диссертационных исследований, содержащих сведения и положения по обучению графической композиции;

• изучение литературы по философии, психологии, педагогике, истории, теории и методике формирования композиционных способностей в практике обучения студентов ХГФ графической композиции;

• изучение опыта мастеров искусства, художников прошлого и настоящего в области формирования композиционных способностей с целью создания произведения графики;

• анкетирование, опросы, беседы с преподавателями, учителями, художниками, студентами;

• изучение педагогического опыта в области графической композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова ведущих преподавателей МГГГУ, ВГУ им. П.М. Машерова, методистов системы школьного образования;

• отбор и анализ работ студентов, выполненных на занятиях по графической композиции в мастерской графики, а также домашних работ (наброски, зарисовки, варианты и эскизы композиционных поисков и решений);

• поисковый, констатирующий, формирующий и сравнительный педагогические эксперименты как база для дальнейшей разработки методических рекомендаций по формированию композиционных способностей, практических умений и навыков на занятиях по графической композиции в мастерской графики;

♦ анализ и статистическая обработка итогов исследования на разных этапах. Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа: на первом

этапе (2003 - 2004 учеб. год) проводилось теоретико-аналитическое исследование вопросов формирования композиционных способностей и содержания художественно-графической деятельности студентов, включающее:

♦ изучение принципов и законов изображения графической композиции;

♦ исследование предмета графического изображения в историческом срезе;

♦ исследование процесса развития техник графического изображения.

На втором этапе (2004 — 2005 учеб. год) — поисково-констатирующего эксперимента — были исследованы следующие вопросы:

♦ выявление критериев выразительности графической композиции на основе исследований теории восприятия, воображения и изображения;

♦ анализ изображений, выполненных студентами 1, 3 курсов художественно-графического факультета Mili У, на основе исследования критериев выразительности графической композиции;

♦ разработка метода изображения в графической композиции, построенного на основе законов восприятия, воображения и изображения.

На третьем формирующем этапе эксперимента (2005 - 2006 учеб. год) разработана и внедрена в практику работы педагогическая система формирования композиционных способностей у студентов ХГФ, проведен анализ результатов исследования и определены методические рекомендации по формированию композиционных способностей студентов ХГФ в обучении предмету графической композиции.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

проведен комплексный анализ современного состояния подготовки художников-педагогов средствами художественной и печатной графики в связи с проблемой исследования формирования композиционных способностей;

♦ обоснованы и экспериментально подтверждены методы формирования композиционных способностей, как одного из важных средств профессиональной и специальной подготовки художника-педагога;

♦ исследована природа композиционных способностей, ее основные характеристики, а также определены критерии выразительности графической композиции и уровни развития композиционных способностей;

♦ выявлены психолого-педагогические условия формирования композиционных способностей студентов на занятиях графической композицией в мастерской графики;

♦ разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система проведения практических занятий, моделирующая творческий процесс создания графической композиции, включающая

упражнения и задания, разработку эскизов с параллельными задачами закрепления знаний методических принципов «от простого к сложному», «от абстрактного к конфетному»;

• разработана экспериментальная программа для студентов по формированию композиционных способностей, приобретению практических умений и навыков по созданию графической композиции в материалах и техниках художественной и печатной графики.

Теоретическая значимость:

• проанализирована история развития представлений о композиционных формах графического изображения;

разработана и теоретически обоснована методическая система обучения студентов ХГФ предмету графической композиции, обеспечивающая успешное овладение средствами и формами создания графической композиции, что качественно повышает уровень подготовки художника-педагога;

• раскрыты психолого-педагогические аспекты формирования композиционных способностей студентов на занятиях графической композицией в современных условиях художественно-педагогического образования;

разработана и экспериментально проверена методическая модель обучения предмету «Графическая композиция» для эффективного формирования композиционных способностей студентов;

• разработана учебно-методическая экспериментальная программа практических заданий и упражнений, способствующих формированию композиционных способностей студентов;

• результаты данного исследования обеспечивают повышение качества подготовки специалистов в области художественно-педагогического образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке системы упражнений и заданий, направленных на повышение эффективности работы со студентами по освоению методических принципов выполнения графической композиции с применением выразительных графических средств изображения, а также графических техник и материалов.

Практическая сторона исследования проявляется в разработке на основе существующей программы по учебному предмету «Графическая композиция» специальной экспериментальной программы, включающей в себя комплекс упражнений и заданий по формированию композиционных способностей. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в учебно-творческом процессе: в ходе педагогической работы студентов в средней общеобразовательной школе, профессиональной педагогической деятельности

художника-педагога, в качестве методических указаний и психолого-педагогических рекомендаций при разработке учебных программ и пособий, служить материалом для практической работы со студентами.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена соответствием теоретическим положениям искусствоведения, психологии, педагогики раскрывающим проблематику формирования композиционных способностей. Достоверность теоретического и эмпирического исследования подтверждена эффективным использованием результатов работы в учебно-творческом процессе по созданию графической композиции.

Базой для исследования явился художественно-графический факультет МПГУ. В эксперименте участвовали студенты 1, 3 курсов (150 человек). Результаты исследования регулярно публиковались в научно-педагогических изданиях и обсуждались на кафедре рисунка художественно-графического факультета МПГУ.

На защиту выносятся теоретически обоснованные, разработанные и экспериментально проверенные положения методической системы формирования композиционных способностей у студентов ХГФ на занятиях графической композицией; дидактические принципы, методические приемы, формы организации теоретической и практической работы по теме исследования. Средства обеспечения включают различные виды наглядных пособий - образцы, репродукции работ мастеров, дипломные и курсовые работы студентов ХГФ методического фонда мастерской графики, схемы, таблицы и т.д.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась:

1) в практике преподавания предметов «Графическая композиция» и «Рисунок» на 3 и 1 курсах художественно-графического факультета МПГУ;

2) в обсуждении материала проведенного исследования на заседаниях кафедры рисунка МПГУ, с преподавателями и аспирантами смежных специальностей;

3) в опубликованных методических работах и программах для студентов художественно-графического факультета МПГУ, Института психологии и педагогики г. Москвы;

4) в выступлениях и докладах на научно-практических конференциях МПГУ, ВГУ им. П.М. Машерова.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа содержит 175 страниц текста, более 40 иллюстраций, 11 таблиц, 10 диаграмм, отражающих результаты экспериментального исследования. Приложение включает анкету, иллюстрированный материал по экспериментальной работе со студентами художественно-графического факультета МПГУ, таблицы и результаты расчета статистического критерия.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе диссертационной работы «Методические принципы и подходы в формировании композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по графической композиции» осуществлен анализ принципов изображения графической композиции в истории становления искусства графики, определено понятие «композиционные способности», исследованы методические и научно-психологические аспекты процесса формирования композиционных способностей у студентов ХГФ на занятиях по предмету «Графическая композиция».

Значение понятия «композиционные способности» вытекает из определения содержания понятия «композиция». Композиция представляет собой интегративное образование, связанных друг с другом элементов. Графическая композиция есть целостное художественное образование, сформированное на основе графического изображения предметных и пространственных свойств ее элементов. Исследование процесса создания структуры графической композиции, осуществленное на основе анализа посвященных данной тематике работ отечественных и зарубежных художников-педагогов, показало определяющую роль в формировании композиционных способностей специальных способностей, связанных со спецификой графической деятельности. Специальные способности -это способности к представлению и воображению графического образа, к изображению и анализу пространственных отношений в композиции.

Исследование принципов изображения композиции в истории становления графики осуществлялось на основе теоретических подходов в области художественной композиции, представленных в работах ЕА. Кибрик (1959), H.H. Волкова (1964), Г. Баммеса (1984), Е.В. Шорохова (1987), B.C. Кузина (1997), Раушенбаха (2001), BJC. Лебедко (1994), Р.Ч. Барцица (2003), И.Б. Ветровой (2004), О.Л. Голубевой (2004) и других. Анализ литературных источников показал, что характер и способы изображения графической композиции обусловлены культурно-историческими особенностями развития общества, определяющими средства, формы и содержание графического изображения. Композиционные способности развивались как путем расширения границ воображения и представления художественного графического образа, так и посредством изучения пластических средств выразительности в художественной деятельности.

Особое внимание в диссертационной работе уделяется исследованию принципов формирования композиционных способностей. Исследование природы художественных способностей получило развитие в трудах российских психологов и педагогов С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.Н. Теплова, Б.Г.

Ананьева, A.B. Петровского, ГШ. Чистякова, ПЛ. Павлинова, В.А. Фаворского, B.C. Кузина и других, в которых формирование способностей рассматривается в рамках исследования процесса становления личности. Художественные способности представляют собой совокупность психологических свойств личности, обеспечивающих успешность ее творческой деятельности. Индивидуальные личностные особенности студентов определяют формирование тех креативных способностей, которые обусловливают развитие способности к графической изобразительной деятельности, включая способность к композиционному, построению.

На основе анализа содержания графической деятельности нами выделены дидактических принципы, опираясь на которые возможно осуществить последовательное формирование композиционных способностей на занятиях по предмету «Графическая композиция». Описанные принципы работы с графической композицией определяют процесс формирования композиционных способностей по следующим направлениям художественно-педагогической деятельности:

• исследование опыта композиционного изображения в графике;

• анализ значений типологических характеристик графической композиции;

• систематизация знаний о принципах композиционного изображения в графике.

В рамках диссертационного исследования проведен анализ методов формирования и развития композиционных способностей студентов ХГФ в российских художественных школах. В научно-исследовательских материалах по методологии преподавания предмета «Графическая композиция» определено содержание основных понятий и категорий, разработаны общие принципы развития композиционных способностей. Анализ научно-педагогических публикаций по данной тематике, композиционного построения в графических работах из фонда мастерской графики и методического обеспечения учебной дисциплины «Графическая композиция» позволил нам выделить основные методические подходы в формировании композиционных способностей у студентов художественно-графического факультета, определяющих условия и факторы формирования композиционных способностей.

О способности к композиционной учебно-творческой деятельности студентов свидетельствует уровень теоретических знаний, практических умений и навыков по композиции. На основе существующих методических подходов и принципов формирования художественно-изобразительных способностей, нами было уточнено содержание понятия «композиционные способности», определены приемы и формы их развития, проведено исследование процесса изображения графической композиции. С нашей точки зрения композиционные способности -это художественно-изобразительные способности, определяющие создание

целостной структуры художественного произведения, единство которой обеспечивается установлением пространственно-смысловых связей между ее элементами.

Во второй главе диссертационного исследования «Экспериментальное исследование композиционных способностей в графической деятельности» описываются результаты констатирующего эксперимента, выполненного на основе выделенных нами критериев выразительности графической композиции. Исследование структуры графической композиции может быть осуществлено посредством аналитической оценки смысловых отношений между элементами композиции с учетом типологических предметных и пространственных характеристик художественного образа. При определении форм и методов анализа изображения графической композиции мы опирались на положения теорий восприятия, разработанных отечественными и зарубежными психологами, позволяющие осуществить научно-аналитическое исследование и обоснование последовательности изучения структуры художественно-графического образа.

При разработке системы оценок художественного композиционного изображения мы опирались на выделенные B.C. Кузиным (1997) характеристики зрительного восприятия - целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность, которые определяют возможность воображения и изображения целостного художественного образа на плоскости листа. Типология зрительного восприятия позволила нам разработать пять критериев выразительности графической композиции: «фигура на фоне», «предметность», «обусловленность», «соотнесенность», «выразительность», которые обеспечивают последовательность в оценке структуры композиции. Данные критерии позволяют осуществить системную дифференциацию и интерпретацию впечатлений от восприятия художественного графического образа.

На основании поставленных задач поисково-констатирующего эксперимента были определены контрольные и экспериментальные группы студентов, которые по результатам констатирующего эксперимента являлись однородными. Оценка качества графических работ, способности студентов к созданию целостной графической композиции осуществлялась экспертной группой преподавателей ХГФ по разработанным критериям оценки композиционного изображения (по трехбалльной шкале). На основе оценки композиционного изображения можно говорить об уровне развития композиционных способностей студентов, определяющих изображение предметных и пространственных отношений в структуре композиции.

Для исследования способности к определению элементов и деталей композиции студенты выполняли упражнения по темам: «Мое рабочее место», «Интерьер» (1 курс), «Иллюстрация к художественному произведению» (3 курс). Анализ выполненных графических работ по критерию «фигура на фоне» выявил

проблемы в определении элементов композиции, обеспечивающих раскрытие художественного замысла произведения (65% студентов 1 курса и 40% студентов 3 курса затрудняются определить смысловые значения элементов композиции).

Для исследования способности к изображению свойств предметов студенты выполняли три задания: проработку формы (очертания), света (освещения) и фактуры (отражения). В качестве объектов изображения рассматривались предметы интерьера, прорисовка которых обеспечивает возможность наполнения смысловым содержанием композиции. Наибольшую трудность вызывает изображение фактуры, связанная со способностью светотеневых отношений и знанием изобразительных свойств графического материала.

Для выявления способности к изображению тех или иных свойств и качеств предметов для целей композиционного изображения студенты выполняли тестовое упражнение «Натюрморт с предметами искусства». Данные эксперимента показали, что прорисовка свойств предметов композиции осуществляется без детального исследования характера связей между ними, которые должны обеспечивать предметное соответствие теме произведения. Данную задачу решают только 5% студентов 1 курса и 24% студентов 3 курса.

В качестве основания для выявления и анализа ошибок пространственного изображения композиции студенты создавали графические работы по восприятию и по воображению с проработкой трех составляющих пространства: глубины, масштаба и подобия. Основной проблемой изображения глубины пространства, по нашему мнению, является неспособность создавать целостный образ композиции в воображении. В свою очередь, это обусловливает ошибки в выборе ракурса зрения и типа перспективы при изображении предметов графической композиции. Проблемы изображения графической композиции на основе воображения связаны с доминированием в обучающем процессе методов по развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В то время как работа с пространственными характеристиками композиции требует развития способности к абстрагированию и воображению, обеспечивающих возможность представления объектов в стилизованной графической форме. Мы считаем, что умение работать с разными видами перспективы, находить эффективное пространственное решение композиции, прежде всего, строится на способности к аналитическому мышлению и ассоциативному мышлению. То есть развитие абстрактно-логического мышления обеспечивает способность' выстраивать ассоциативные ряды, способность к комбинаторике элементов композиции.

Развитие способностей изображения выразительной графической композиции является целью процесса обучения предмету «Графическая композиция». По мнению Р.Ч. Барцица (2003), композиционные способности обеспечивают схематизацию, стилизацию и обобщение, то есть видение главного и «устранение» второстепенного, мешающего целостному отражению

художественного образа. Выразительность художественного образа проявляется в переживании чувств, связанных с темой изображения. Поэтому создание выразительного графического образа, связано с нахождением тех художественных средств и приемов, которые помогают раскрыть смысл произведения. В качестве задания студентам предлагалось проиллюстрировать образы художественных произведений. Анализ работ показал, что оценка композиции по критерию «выразительность» наиболее низкая. Это указывает на необходимость развития у студентов способности к интуитивному представлению и воображению художественного графического образа путем исследования его смысловых и эмоционально-чувственных значений.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показывает, что в обучении графической композиции у студентов ХГФ 1, 3 курсов существуют проблемы в воображении и представлении структуры композиции. При изображении графической композиции студенты, как правило, выбирают наиболее простые, более доступные изобразительные формы. Недостаточное знание теории восприятия и воображения, принципов работы с графическими средствами и материалом, проблемы в аналитической сфере обусловливает ошибки в определении композиционных вариантов графического изображения. Анализ тестовых заданий, показал, что представления о способах изображения графической композиции строятся на основе отрывочных, несистематизированных знаний, умений и навыков в области художественно-изобразительной деятельности.

В третьей главе «Экспериментальное исследование методики формирования композиционных способностей у студентов ХГФ 1, 3 курсов на занятиях по предмету «Графическая композиция» осуществляется анализ результатов формирующего эксперимента и обосновывается метод изображения графической композиции. Структура формирующего эксперимента была разработана с учетом выделенных критериев композиции и состояла из пяти блоков.

На первом этапе формирующего эксперимента (анализ композиционного изображения) для каждой группы студентов было проведено исследование графических произведений известных отечественных и зарубежных художников, графических работ студентов с анализом предметных, пространственных и выразительных отношений в композиции.

На основании разработанных критериев выразительности графической композиции описан метод изображения графической композиции, который включающий следующие этапы работы: 1) определение темы изображения (на этом этапе создаются графические зарисовки образов);

2) анализ структуры предполагаемой композиции (на основе эскизных рисунков по теме изображения проводится соотнесение выбора элементов композиции с темой произведения);

3) прорисовка свойств объектов композиции в эскизах с дальнейшим сопоставлением характера изображения их формы, освещения, фактуры с темой произведения;

4) определение пространственной модели композиции (выбор точки зрения и форм перспективного построения);

5) определение выразительных средств изображения графической композиции. Предлагаемая последовательность работы позволяет систематизировать

процесс композиционного изображения, определять значение каждого этапа его прорисовки. Представленная модель помогает студентам определить качественные и формальные характеристики графического образа, ракурсы изображения предметов композиции, элементы планов композиции и отношения между ними.

По окончанию формирующего эксперимента был проведен сопоставительный анализ графических работ студентов экспериментальных и контрольных групп по критериям композиционного изображения. Статистический анализ результатов оценки изображения графической композиции, выполненный до и после эксперимента по непараметрическому критерию Мак-Немара, показал достоверное улучшение качества работ студентов экспериментальных групп в среднем по четырем показателям (р=0,01). В качестве примера (таблица 1) представлены результаты расчета критерия Мак-Немара по положительным и отрицательным сдвигам в оценке работ студентов 3 курса, выполненных по воображению до и после эксперимента в экспериментальных и контрольных группах.

Таблица 1. Расчет количества положительных, отрицательных и нулевых сленгов в экспериментальной н контрольной группах студентов

{на примере работ студентов 3 курса художественно-графи ческот факультета МП ГУ, выполненных по воображению за период 2004 — 2006 учеб. гг.)

Критерии композиции

Количестве сдвигов в группах «Фигур! на фоне« «П релмгпилть» «Обусловленность* «Соотнесенность» «Выразительность»

Экспериментальная группа

Положительный К 11 ¡2 11 12

Отрицательный 0 1 0 1 I

Нулевой 9 5 5 4

Сумма сдвигов - и » 12 12 12 13

Контрольная группа

Положительный 4 2 4 4 4

Отрицательный 0 0 1 0 0

Нулевой 11 13 10 11 11

Сумма сдвигов - п 4 2 5 4 4

Результаты расчета показали, что в экспериментальной группе улучшение способности к изображению композиции, является неслучайным (р=0,01), то есть достоверным. Для контрольной группы студентов - случайным. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что системное исследование процесса изображения графической композиции обусловливает развитие способности у студентов к композиционному изображению.

В заключение диссертации подводятся итоги проделанной исследовательской работы. Анализ результатов диссертационного исследования по теме «Формирование композиционных способностей у студентов ХГФ в процессе обучения графической композиции (на примере студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов)» показывает, что основной функцией графической композиции является ее объединяющее начало. Ощущение и понимание единства композиции является условием для создания выразительного графического образа. Ощущение единства элементов композиции должно возникать с начала ее построения и длиться непрерывно в процессе работы над художественным произведением.

На основе поисково-констатирующего и формирующего экспериментов, проведенных со студентами 1, 3 курсов художественно-графического факультета Mill У, были получены следующие результаты:

1. Определено и конкретизировано понятие «композиционные способности». Композиционные способности складываются из общих психологических и специальных - художественно-изобразительных способностей, определяющих процесс изображения графической композиции. Значение специальных способностей, отвечающих за формирование композиционных способностей, зависит от индивидуальных характеристик личности художника, его социально-культурной принадлежности.

2. Анализ научно-педагогических исследований в области психологии искусства и изобразительного творчества позволил выявить объективные критерии выразительности графической композиции: «фигура на фоне», «предметность», «обусловленность», «соотнесенность», «выразительность», используя которые можно осуществить последовательную оценку изображения графической композиции.

3. По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что выразительность графической композиции достигается благодаря интуитивному представлению целостного графического образа и изображению в соответствии с идеей произведения предметно-пространственных характеристик композиции.

4. При изображении графической композиции студенты должны научиться выделять основные черты и свойства предметов изображения. Прорисовка предметных характеристик образа не может быть успешной без развития

зрительно-двигательной координации в художественно-изобразительной деятельности.

5. Формирование композиционных способностей связано со способностью к изображению пространства композиции, которая определяется развитием у студентов воображения и абстрактно-логического мышления в процессе обучения графической композиции.

6. На основании исследований результатов формирующего эксперимента разработана модель построения графической композиции, включающая несколько этапов:

♦ определение главного элемента композиции, вокруг которого в соответствии с художественным замыслом структурируется пространство композиции (этап выделения «фигура» на «фоне»);

♦ изучение свойств и характеристик предметов композиции на уровне зарисовок (этап «предметность»);

♦ определение структурных элементов композиции на основе сопоставления темы изображения с выделенными в эскизах свойствами предметов композиции (этап «обусловленность»);

♦ расположение выделенных элементов композиции в пространстве с учетом выбора перспективного решения (этап «соотнесенность»);

♦ стилизация графического образа на основе индивидуального видения формы воплощения художественного замысла (этап «выразительность»).

7. Сопоставление результатов работа студентов контрольных и экспериментальных групп до и после эксперимента позволяет говорить о решающем значении в развитии композиционных способностей систематизации знаний из различных областей научно-педагогической и художественно-изобразительной деятельности. Системность в образовании позволяет последовательно развивать все формы внимания и мышления, воображение и интуицию. Значение каждого фактора для развития композиционных способностей не может быть строго определено, так как процесс изобразительного творчества является интегративньгм актом, включающим процесс восприятия, воображения, представления, изображения и анализа.

8. Успешное развитие композиционных способностей может быть обеспечено в рамках существующих методических подходов по формированию художественных способностей студентов, учитывающих уровень развития общих и специальных способностей у студентов младших и старших курсов.

9. Разработанный для целей диссертационного исследования метод изображения графической композиции позволяет осуществлять

последовательное изображение графической композиции на основе выделенных критериев ее выразительности.

10. Инновационная программа обучения предмету «Графическая композиция» позволяет систематизировать знания студентов в области графического изображения, последовательное применение которых обеспечивает процесс формирования композиционных способностей.

Основное содержание диссертации отражено в следующих работах:

1. Лобанов А.И. Экспериментальное исследование процесса формирования композиционных способностей у студентов художественно-графического факультета / Преподаватель XXI век. № 3. М., 2006. - С. 18 - 20. (0.2 п.л.)

2. Лобанов А.И. Дидактические принципы и метод изображения графической композиции. М.: Когито-центр, 2006. - 78 с. (4.9 п.л.)

3. Лобанов А.И. К вопросу о последовательности работы с композицией в графике // Научные труды МПГУ. М„ 2005. С. 689 - 690. (0.13 п.л.)

4. Никитин В.Н., Лобанов А.И. Онтологические предпосылки выразительности художественного образа (выразительность как феномен арт-терапевтического воздействия) / Актуалогенез: эмпирические структуры личности. Сборник научных статей под общей редакцией С.Л. Богомаза. Витебск: Изд-во УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2006. - С. 44 - 51. (0.5 п.л., авторский вклад - 50%)

Подл, к печ. 01.02 2007 Объем 1 п.л. Заказ №. 29 Тир 100 экз.

Типография МПГУ

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лобанов, Артем Иванович, 2007 год

Введение

Глава 1. Методические принципы и подходы в формировании композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по графической композиции

1.1. Развитие представлений о композиционных формах 13 графического изображения в истории становления искусства графики

1.2. Основные композиционные принципы и средства изображения 32 художественного графического образа

1.3. Научно-психологические аспекты и методические подходы в 49 формировании композиционных способностей на занятиях по предмету графическая композиция

Выводы к первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование композиционных способностей в графической деятельности

2.1. Разработка художественных критериев выразительности 65 графической композиции

2.2. Экспериментальное исследование общих способностей, 80 обеспечивающих создание выразительной графической композиции

2.3. Роль специальных художественно-изобразительных 98 способностей в формировании композиционных способностей

Выводы ко второй главе

Глава 3. Экспериментальное исследование методики формирования 112 композиционных способностей у студентов ХГФ 1,3 курсов на занятиях по предмету «Графическая композиция»

3.1. Формирование способностей к выделению центральной фигуры 112 и к прорисовке дополнительных элементов в композиции

3.2. Формирование способностей к пространственному мышлению 130 и выразительному построению графической композиции

Выводы к третьей главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование композиционных способностей в процессе обучения графической композиции"

Проблема исследования и ее актуальность. Совершенствование системы эстетического воспитания, а также повышение эффективности художественно-педагогического образования средствами изобразительного искусства во многом определяет успех в становлении и воспитании личности современного студента. В связи с этим особое значение приобретает проблема коренного повышения качества образования общепрофессиональной и специальной подготовки будущего учителя изобразительного искусства, в совершенстве владеющего новыми формами и методами обучения и воспитания.

Сегодня в решении образовательных задач, связанных с подготовкой педагогических кадров, особенно актуальными являются те установки, которые закладывают основы профессионального и специального художественно-изобразительного мастерства. Учебная дисциплина «Графическая композиция» в решении этой проблематики занимает одно из важных мест. На занятиях по графической композиции студенты художественно-графического факультета знакомятся с различными видами и подвидами художественной и печатной графики. В рамках этой дисциплины студенты должны приобретать практические умения и навыки по созданию оригинальных композиций с использованием выразительных графических средств изображения, материалов художественной и печатной графики.

Результаты анализа существующих сегодня подходов и методов преподавания дисциплины «Графическая композиция» показывают, что недостаточно используются современные знания в обучающих программах из области философии, психологии искусства и творчества, искусствоведения, художественной педагогики и других научных дисциплин, направленных на формирование творческих способностей. Научно доказанным является то, что проблема развития композиционно-творческих способностей не может быть решена в отрыве от самого процесса обучения графической композиции, от совершенствования содержания форм и методов обучения этой дисциплине.

Актуальность диссертационного исследования заключается в разработке эффективных методов и приемов формирования композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов в процессе обучения предмету «Графическая композиция». Вопросы методического обеспечения процесса обучения студентов ХГФ способам и приемам изображения в графической композиции частично рассмотрены в исследованиях отечественных и зарубежных художников-педагогов H.H. Волкова, Е.А. Кибрика, Е.В. Шорохова, А.Е. Терентьева, В.К. Лебедко, Р.Ч. Барцица, И.Б. Ветровой, A.A. Мажуга, К. Николаидиса, Г. Баммеса и др. Однако, следует отметить, что в настоящее время проблема формирования композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях графической композицией недостаточно изучено.

Анализ опубликованного материала по предмету «Графическая композиция» показывает необходимость интеграции знаний и представлений о природе и механизмах формирования композиционных способностей на основе исследования содержания изобразительной графической деятельности, ее составляющих элементов и их значения для создания выразительного графического художественного образа. Систематизация учебного материала на основе современных представлений о принципах изображения композиции позволяет уточнить содержание учебной дисциплины «Графическая композиция» и определить эффективные формы и методы поэтапного и последовательного формирования композиционных способностей средствами искусства графики.

Сегодня многими учеными, художниками-педагогами, методистами исследованы и осмыслены результаты изучения законов организации учебного процесса на занятиях по графической композиции, в области восприятия, воображения и представления с целью изображения художественного замысла, в процессе изобразительной деятельности. Для нас важными являются результаты исследований, посвященные искусству графики, представленные в трудах П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского, К.Ф. Юона, В.В. Кандинского, М.В. Алпатова, H.H. Волкова, Е.А. Кибрика, В.А. Фаворского, И.Г. Сапего, Б.В. Раушенбаха, B.C. Турчина, В.П. Бранского, К. Николаидиса и других. Для разработки теоретической и практической базы педагогического эксперимента мы опирались на научные труды современных специалистов в области художественной педагогики, которые внесли существенный теоретический и практический вклад в развитие теории методики обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в области графической композиции: B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, С.П. Ломова, А.Е. Терентьева, В,К. Лебедко, Р.Ч. Барцица, В.А. Еремина, М.И. Сухарева, Е.Г. Речицкой, C.B. Арановой, И.Б. Ветровой, О.Л. Голубевой, A.A. Ковалева, A.M. Прокофьева и других.

В процессе учебно-творческой деятельности в мастерской графики студенты художественно-графических факультетов получают теоретические знания и практические умения и навыки в работе над созданием графической композиции средствами графики, знакомятся с традициями и приемами работы в области художественной и печатной графики. Однако, эффективность создания выразительного графического образа зависит от способностей студента к нахождению своего индивидуального художественного композиционного подхода, почерка, характер которого обусловливается знанием основ изобразительного искусства, развитием общих и специальных композиционных способностей. Исследование индивидуальных особенностей работы с графической композицией определяет метод и приемы формирования композиционных способностей в процессе обучения предмету «Графическая композиция». В диссертационной работе проводится исследование общих и специальных способностей, обеспечивающих знание основ изобразительной грамоты, общей художественной подготовки, влияющих на художественную выразительность графической композиции. Знание психологических и изобразительных принципов создания художественного образа и способов его изображения в графической форме позволяет разработать специальные методы формирования композиционных способностей студентов.

На тесную взаимосвязь результатов изображения и организации процесса восприятия и воображения указывали такие ученые как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, H.A. Бернштейн, В.П. Зинченко, Б.М. Теплов, А.Н.

Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, H.H. Волков, а также P.C. Вудвортс, Р. Арнхейм, Дж. Гибсон, Р.Л. Грегори, Ч. Осгуд и другие. Из вышесказанного следует, что проблема формирования композиционных способностей на занятиях по учебной дисциплине «Графическая композиция» достаточно широко распространена и отражает противоречия сегодняшнего процесса реформирования системы образования и соответственно требует продолжение поиска новых научных и практических решении.

Проблема исследования заключается в разработке теоретической базы и методической системы формирования композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов в процессе обучения графической композиции.

Объектом исследования являются пути формирования композиционных способностей на занятиях графической композицией.

Предмет исследования - методы формирования композиционных способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по «Графической композиции».

Целью исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка методической системы формирования композиционных способностей у студентов художественно-графических факультетов, интегрированной в практику учебно-творческого процесса обучения графической композиции.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективное формирование композиционных способностей на современном этапе модернизации художественно-педагогического образования в системе подготовки художника-педагога возможно при условии: психолого-педагогического обоснования системы методов формирования композиционных способностей в процессе обучения графической композиции; всестороннего и глубокого раскрытия природы и содержания процесса формирования композиционных способностей применительно к искусству художественной и печатной графики; исследования процесса создания произведений графики известных отечественных и зарубежных художников; разработки и экспериментальной проверки педагогических путей, методов и средств формирования композиционных способностей студентов в процессе обучения графической композиции в современных условиях.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: изучить развитие представлений о композиционных формах графического изображения в истории становления искусства графики; сформировать и обосновать понятия «композиционные способности» и «выразительность графической композиции»; проанализировать дидактические принципы обучения дисциплине «Графическая композиция»; определить процесс формирования композиционных способностей на занятиях графической композицией; определить психолого-педагогические факторы, влияющие на эффективность формирования композиционных способностей у студентов в процессе обучения графической композиции; разработать и экспериментально проверить практическую систему заданий и упражнений по формированию композиционных способностей и теоретически обосновать комплекс педагогических мер и установок.

Методологической основой исследования являлись: зарубежные и отечественные психолого-педагогические труды, связанные с художественно-педагогическим образованием; рекомендации научно-методического содержания художников, педагогов и ученых по формированию композиционных способностей, как части процесса подготовки художника-педагога; разработки и исследования отечественных и зарубежных ученых-педагогов по общим и частным вопросам методики обучения графической композиции, подготовки художников-педагогов.

Методы исследования: анализ учебно-методической литературы, различных методик, диссертационных исследований, содержащих сведения и положения по обучению графической композиции; изучение литературы по философии, психологии, педагогике, истории, теории и методике формирования композиционных способностей в практике обучения студентов ХГФ графической композиции; изучение опыта мастеров искусства, художников прошлого и настоящего в области формирования композиционных способностей с целью создания произведения графики; анкетирование, опросы, беседы с преподавателями, учителями, художниками, студентами; изучение педагогического опыта в области графической композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова ведущих преподавателей МПГУ, ВГУ им. П.М. Машерова, методистов системы школьного образования; отбор и анализ работ студентов, выполненных на занятиях по графической композиции в мастерской графики, а также домашних работ (наброски, зарисовки, варианты и эскизы композиционных поисков и решений); поисковый, констатирующий, формирующий и сравнительный педагогические эксперименты как база для дальнейшей разработки методических рекомендаций по формированию композиционных способностей, практических умений и навыков на занятиях по графической композиции в мастерской графики; анализ и статистическая обработка итогов исследования на разных этапах.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа: на первом этапе (2003 - 2004 учеб. год) проводилось теоретико-аналитическое исследование вопросов формирования композиционных способностей и содержания художественно-графической деятельности студентов, включающее: изучение принципов и законов изображения графической композиции; исследование предмета графического изображения в историческом срезе; исследование процесса развития техник графического изображения.

На втором этапе (2004 - 2005 учеб. год) - поисково-констатирующего эксперимента - были исследованы следующие вопросы: выявление критериев выразительности графической композиции на основе исследований теории восприятия, воображения и изображения; анализ изображений, выполненных студентами 1, 3 курсов художественно-графического факультета МПГУ, на основе исследования критериев выразительности графической композиции; разработка метода изображения в графической композиции, построенного на основе законов восприятия, воображения и изображения.

На третьем формирующем этапе эксперимента (2005 - 2006 учеб. год) разработана и внедрена в практику работы педагогическая система формирования композиционных способностей у студентов ХГФ, проведен анализ результатов исследования и определены методические рекомендации по формированию композиционных способностей студентов ХГФ в обучении предмету графической композиции.

Научная новизна исследования заключается в следующем: проведен комплексный анализ современного состояния подготовки художников-педагогов средствами художественной и печатной графики в связи с проблемой исследования формирования композиционных способностей; обоснованы и экспериментально подтверждены методы формирования композиционных способностей, как одного из важных средств профессиональной и специальной подготовки художника-педагога; исследована природа композиционных способностей, ее основные характеристики, а также определены критерии выразительности графической композиции и уровни развития композиционных способностей; выявлены психолого-педагогические условия формирования композиционных способностей студентов на занятиях графической композицией в мастерской графики; разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система проведения практических занятий, моделирующая творческий процесс создания графической композиции, включающая упражнения и задания, разработку эскизов с параллельными задачами закрепления знаний методических принципов «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному»; разработана экспериментальная программа для студентов по формированию композиционных способностей, приобретению практических умений и навыков по созданию графической композиции в материалах и техниках художественной и печатной графики.

Теоретическая значимость: проанализирована история развития представлений о композиционных формах графического изображения; разработана и теоретически обоснована методическая система обучения студентов ХГФ предмету графической композиции, обеспечивающая успешное овладение средствами и формами создания графической композиции, что качественно повышает уровень подготовки художника-педагога; раскрыты психолого-педагогические аспекты формирования композиционных способностей студентов на занятиях графической композицией в современных условиях художественно-педагогического образования; разработана и экспериментально проверена методическая модель обучения предмету «Графическая композиция» для эффективного формирования композиционных способностей студентов; разработана учебно-методическая экспериментальная программа практических заданий и упражнений, способствующих формированию композиционных способностей студентов; результаты данного исследования обеспечивают повышение качества подготовки специалистов в области художественно-педагогического образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке системы упражнений и заданий, направленных на повышение эффективности работы со студентами по освоению методических принципов выполнения графической композиции с применением выразительных графических средств изображения, а также графических техник и материалов.

Практическая сторона исследования проявляется в разработке на основе существующей программы по учебному предмету «Графическая композиция» специальной экспериментальной программы, включающей в себя комплекс упражнений и заданий по формированию композиционных способностей. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в учебно-творческом процессе: в ходе педагогической работы студентов в средней общеобразовательной школе, профессиональной педагогической деятельности художника-педагога, в качестве методических указаний и психолого-педагогических рекомендаций при разработке учебных программ и пособий, служить материалом для практической работы со студентами.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена соответствием теоретическим положениям искусствоведения, психологии, педагогики раскрывающим проблематику формирования композиционных способностей. Достоверность теоретического и эмпирического исследования подтверждена эффективным использованием результатов работы в учебно-творческом процессе по созданию графической композиции.

Базой для исследования явился художественно-графический факультет МПГУ. В эксперименте участвовали студенты 1, 3 курсов (150 человек). Результаты исследования регулярно публиковались в научно-педагогических изданиях и обсуждались на кафедре рисунка художественно-графического факультета МПГУ.

На защиту выносятся теоретически обоснованные, разработанные и экспериментально проверенные положения методической системы формирования композиционных способностей у студентов ХГФ на занятиях графической композицией; дидактические принципы, методические приемы, формы организации теоретической и практической работы по теме исследования. Средства обеспечения включают различные виды наглядных пособий - образцы, репродукции работ мастеров, дипломные и курсовые работы студентов ХГФ методического фонда мастерской графики, схемы, таблицы и т.д.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась:

1) в практике преподавания предметов «Графическая композиция» и «Рисунок» на 3 и 1 курсах художественно-графического факультета МПГУ;

2) в обсуждении материала проведенного исследования на заседаниях кафедры рисунка МПГУ, с преподавателями и аспирантами смежных специальностей;

3) в опубликованных методических работах и программах для студентов художественно-графического факультета МПГУ, Института психологии и педагогики г. Москвы;

4) в выступлениях и докладах на научно-практических конференциях МПГУ, ВГУ им. П.М. Машерова.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа содержит 175 страниц текста, более 40 иллюстраций, И таблиц, 10 диаграмм, отражающих результаты экспериментального исследования. Приложение включает анкету, иллюстрированный материал по экспериментальной работе со студентами художественно-графического факультета МПГУ, таблицы и результаты расчета статистического критерия.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы к третьей главе

Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует о возможности научного обоснования последовательного развития композиционных способностей в графической деятельности. Благодаря выделенным на этапе поисково-констатирующего эксперимента критериям выразительности композиции была создана обучающая программа по формированию композиционных способностей, учитывающая уровень знаний студентов 1, 3 курсов ХГФ в изображении графической композиции.

Формирование композиционных способностей строится на основе содержания учебных программ по изобразительным дисциплинам для каждого курса. Для 1 курса акцент в формировании композиционных способностей необходимо ставить на изучении и прорисовке свойств и качеств предметов, на изучении приемов перспективного изображения пространства. Для студентов третьего курса основное внимание уделялось освоению графических техник изображения художественного пространства, умению находить содержательные связи между элементами композиции для создания выразительного графического образа. Необходимость развития композиционных способностей на 3 курсе связана с проблемами в изображении выразительного графического образа, создание которого опосредовано видением композиции в разных ракурсах, способностью использовать в одной композиции разные техники перспективного построения.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет выделить необходимые предпосылки и условия формирования композиционных способностей у студентов ХГФ, которые могут быть сведены к следующим положениям:

1. Формирование композиционных способностей есть комплексный процесс, включающий развитие способностей к художественно-изобразительной деятельности.

2. Развитие композиционных способностей в художественно-изобразительной деятельности предполагает развитие внимания, памяти, мышления, воображения и интуиции, благодаря которым осуществляется процесс формирования художественно-графического образа.

3. Особенности графического изображения обусловливают необходимость развития способности к обобщению и символизации, что обеспечивает выразительность графической композиции.

4. Выразительность графического образа является интегративным качеством, возникающим благодаря соотнесению значений художественных элементов в пространстве композиции.

5. Способность к созданию выразительной композиции зависит от способности к целостному ее представлению, воображению и умения его изображать на плоскости листа с помощью графических средств.

6. Формирование композиционных способностей не может быть успешным без системного развития способностей и навыков к изобразительной деятельности, качество которой обусловливается умением работать с художественным материалом и графическим инструментом. Для овладения техническими приемами и способами графического изображения необходимо развитие способностей к сенситивному и кинестетическому чувствованию. Решение этой задачи связано с изучением студентами теории построения движений и формированием навыка работы с художественным материалом.

7. Понимание смысловых отношений между элементами композиции обусловливает осознанное использование студентами в графической деятельности основных средств художественного выражения, таких как линии, пятна, точки, тональности, градиента, что позволяет создавать выразительный художественный образ.

8. Формирование сенсорно-кинестетических способностей у студентов определяется развитием их способностей к зрительно-, образно-, эмоционально-двигательной координации движения.

9. В педагогической практике с целью формирования способностей к композиционному построению необходимо учитывать личностные особенности характера студентов, включая их мотивацию к художественно-графической деятельности и направленность их внимания на целостное развитие себя.

Таким образом, анализ графических работ, выполненных в экспериментальных группах, показал, что благодаря системному подходу в исследовании принципов изображения композиции возросло понимание студентами значения композиционных способностей для создания выразительного графического образа.

Заключение

Анализ результатов диссертационного исследования по теме «Формирование композиционных способностей у студентов ХГФ в процессе обучения графической композиции (на примере студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов)» показывает, что основной функцией графической композиции является ее объединяющее начало. Ощущение и понимание единства композиции является условием для создания выразительного графического образа. Ощущение единства элементов композиции должно возникать с начала ее построения и длиться непрерывно в процессе работы над художественным произведением.

На основе поисково-констатирующего и формирующего экспериментов, проведенных со студентами 1, 3 курсов художественно-графического факультета МПГУ, были получены следующие результаты:

1. Определено и конкретизировано понятие «композиционные способности». Композиционные способности складываются из общих психологических и специальных - художественно-изобразительных способностей, определяющих процесс изображения графической композиции. Значение специальных способностей, отвечающих за формирование композиционных способностей, зависит от индивидуальных характеристик личности художника, его социально-культурной принадлежности.

2. Анализ научно-педагогических исследований в области психологии искусства и изобразительного творчества позволил выявить объективные критерии выразительности графической композиции: «фигура на фоне», «предметность», «обусловленность», «соотнесенность», «выразительность», используя которые можно осуществить последовательную оценку изображения графической композиции.

3. По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что выразительность графической композиции достигается благодаря интуитивному представлению целостного графического образа и изображению в соответствии с идеей произведения предметно-пространственных характеристик композиции.

4. При изображении графической композиции студенты должны научиться выделять основные черты и свойства предметов изображения. Прорисовка предметных характеристик образа не может быть успешной без развития зрительно-двигательной координации в художественно-изобразительной деятельности.

5. Формирование композиционных способностей связано со способностью к изображению пространства композиции, которая определяется развитием у студентов воображения и абстрактно-логического мышления в процессе обучения графической композиции.

6. На основании исследований результатов формирующего эксперимента разработана модель построения графической композиции, включающая несколько этапов: определение главного элемента композиции, вокруг которого в соответствии с художественным замыслом структурируется пространство композиции (этап выделения «фигура» на «фоне»); изучение свойств и характеристик предметов композиции на уровне зарисовок (этап «предметность»); определение структурных элементов композиции на основе сопоставления темы изображения с выделенными в эскизах свойствами предметов композиции (этап «обусловленность»); расположение выделенных элементов композиции в пространстве с учетом выбора перспективного решения (этап «соотнесенность»); стилизация графического образа на основе индивидуального видения формы воплощения художественного замысла (этап «выразительность»).

7. Сопоставление результатов работы студентов контрольных и экспериментальных групп до и после эксперимента позволяет говорить о решающем значении в развитии композиционных способностей систематизации знаний из различных областей научно-педагогической и художественно-изобразительной деятельности. Системность в образовании позволяет последовательно развивать все формы внимания и мышления, воображение и интуицию. Значение каждого фактора для развития композиционных способностей не может быть строго определено, так как процесс изобразительного творчества является интегративным актом, включающим процесс восприятия, воображения, представления, изображения и анализа.

8. Успешное развитие композиционных способностей может быть обеспечено в рамках существующих методических подходов по формированию художественных способностей студентов, учитывающих уровень развития общих и специальных способностей у студентов младших и старших курсов.

9. Разработанный для целей диссертационного исследования метод изображения графической композиции позволяет осуществлять последовательное изображение графической композиции на основе выделенных критериев ее выразительности.

10. Инновационная программа обучения предмету «Графическая композиция» позволяет систематизировать знания студентов в области графического изображения, последовательное применение которых обеспечивает процесс формирования композиционных способностей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лобанов, Артем Иванович, Москва

1. Алпатов М.В. Композиция в живописи // Проблемы композиции: Сборник научных трудов. М.: Изобразительное искусство, 2000. С. 233 -280.

2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. 2-ое изд. - М.: АПН РСФСР, 1960.-486 с.

3. Асмус В.Ф. Проблемы интуиции в философии математики. Очерк истории XVII начало XX в. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.

4. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004. - 176 е.: ил.

5. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Право на полушарный образ мыслей // Человек. 1991. - №4. С. 102 - 106.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 392 с.

7. Арнхейм Р. Виктор Ловенфельд и тактильность // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: «Прометей», 1994. - 352 с.

8. Бабияк В.В. Неоклассицизм в русском станковом искусстве нач. XX века: Дис. канд. искусств, наук. М., 1989. 250 с.

9. Бабияк В.В. Искусство уникальной графики // Анализ и интерпретация произведения искусства. М.: Высшая школа, 2005. С. 273 - 322.

10. Баммес Г. Изображение фигуры человека. Берлин: Изд-во «Фольк унд виссен», 1984. 336 е.: ил.

11. Барциц Р.Ч. Специфика методов преподавания художественной графики на художественно-графических факультетах пед. вузов: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.-175 с.

12. Барциц Р.Ч. Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов пед. вузов: Дис. . д-ра пед. наук. М., 2001.-543 с.

13. Барциц Р.Ч. Специальная и профессиональная подготовка художника-педагога средствами художественной и печатной графики эстампа. Теория и практика. М.: Изд-во «Прометей», 2003. - 320 е.: ил.

14. Барциц Р.Ч. Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах (теория и практика). М.: Изд-во «Прометей», 1999. -103 е.: ил.

15. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. -495 с.

16. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 е.: ил.

17. Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учеб. пособие. -М.: Изд-во «Ижица», 2004. 174 е.: ил.

18. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1950. - 508 е.: ил.

19. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: «Искусство», 1977. - 264 с.

20. Волков H.H. О понятии композиции // Проблемы композиции: Сборник научных трудов. -М.: Изобразительное искусство, 2000. С. 7 30.

21. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Изд. иностр. лит., 1950.-799 с.

22. Вудвортс Р. Зрительное восприятие глубины // Психология ощущений и восприятия. М.: «ЧеРо», 2002. С. 343 - 382.

23. Выготский JI.C. Психология искусства. 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.

24. Гадамер Г.-Г. Понятийная живопись // Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 18-36.

25. Гельмгольц Г. О восприятии вообще // Психология ощущений и восприятия. М.: «ЧеРо», 2002. - С. 21 - 46.

26. Герчук ЮЛ. История графики и искусства книги. М.: Аспект-Пресс, 2000.

27. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.

28. Гете В. Статьи и мысли об искусстве. JI. М.: Искусство, 1936.

29. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.-464 е.: ил.

30. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 1999.-90 с.

31. Голубева O.JI. Основы композиции: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд. дом «Искусство», 2004. - 120 е.: ил.

32. Грегори P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-291 с.

33. Грегори P.JI. Нужно ли нам учиться видеть// Психология ощущений и восприятия. М.: «ЧеРо», 2002. С. 585 - 617.

34. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-237 с.

35. Демосфенова Г.Л. Как иллюстрируется книга. М.: Академии худож. СССР, 1961.-65 с.

36. Дехтерев Б.А. Теория композиции в изобразительном искусстве // Проблемы композиции: Сборник научных трудов. М.: Изобразительное искусство, 2000. С. 51 - 76.

37. Еремин В.А. Формирование умений и навыков в работе над эстампом у студентов художественно-графического факультета: Дис. . канд. пед. наук. М., 1992.-198 с.

38. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусств. М.: Искусство, 1977. - 320 с.

39. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. - 304 с.

40. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа // Вопросы психологии. 1958. №5.

41. Зинченко В.П. Восприятие как действие: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 1966.-49 с.

42. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971. №6. С. 47-61.

43. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: Дис. д-ра пед. наук. М., 1996. 327 с.

44. Зинченко В.П. Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке, учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1989.-51 с.

45. Иванова A.A. Гравюры с линейной перспективой и их воздействие на развитие пейзажа в японской ксилографии XVII XIX веков: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - СПб., 2002.

46. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // Психология рисунка и живописи. М.: Просвещение, 1954.-224 с.

47. Илющенко B.JI. Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. 162 с.

48. Илющенко B.JI. Некоторые аспекты активизации композиционного мышления в работе над рисунком портрета // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. М.: «Прометей», 2005. С. 667-671.

49. Кайнова Э.Б. Основы организации научного исследования в педагогике. -М.:ИПР СПО, 2004.-75 с.

50. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 111 с.

51. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2003. -240 с.

52. Кардовская Е.Д. Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. С. 252 - 253.

53. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Проблемы композиции: Сборник научных трудов. М.: Изобразительное искусство, 2000. С. 32 - 33.

54. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 303 с.

55. Кириллова О.С. Педагогические условия активизации художественно-познавательной деятельности студентов на занятиях по книжной графике: (на примере худ.-граф. факультетов пед. вузов): Дис. канд. пед. наук. М., 2004. 211 с.

56. Ковалев A.A. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над композицией. Монография. М.: «Прометей» МПГУ, 2005. -120 с.

57. Кожевникова И. Варвара Бубнова. Русская художница в Японии. М.: Искусство, 1989.

58. Корнилов П.Е. Офорт в России VII XX вв. Краткий очерк. - М.: Академия художеств СССР, 1953. - 144 е.: ил.

59. Коростин А.Ф. Русская литография XIX века. М.: Искусство, 1953. -184 е.: ил.

60. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Агар, 1997.-304 е.: ил.

61. Курил ко М.И. Рисовать значит рассуждать, мыслить // Проблемы композиции: Сборник научных трудов. - М.: Изобразительное искусство, 2000. С. 119-121.

62. Ковтун Е.В. Что такое эстамп. JI.: Художник РСФСР, 1963. - 95с.: ил.

63. Кристеллер П. История европейской гравюры. XV XVIII века. - М.: Искусство. 1939. - 520 е.: ил.

64. Ланщикова Г.А. Развитие перспективной грамотности у студентов начальных курсов на художественно-графических факультетах: Дис. . канд. пед. наук. Омск, 2004.

65. Лебедко В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: Дис. канд. пед. наук. -М„ 1985.-231 с.

66. Лебедко В.К. Пространственное представление в творческом развитии художника-педагога: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. - 410 с.

67. Лебедянский М.С. Гравер Петровской эпохи Алексей Зубов. М.: Искусство, 1973.-49 е.: ил.

68. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.-574 с.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

70. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. -144 е.: ил.

71. Ломов Б.Ф., Ботвинников А. Д. Научная основа формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979.-225 с.

72. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Наука, 1966.

73. Ломов С.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства. М.: Мол. Гвардия, 1997.

74. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Дис.д-ра пед. наук. М.: 2000. - 404 с.

75. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - 944 с.

76. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд. Моск. ун-та, 1998. - 335 с.

77. Мажуга A.A. Учебная программа и методические рекомендации по композиции в искусстве графики. Л., 1988. 28 с.

78. Мажуга A.A. Печатная графика // Анализ и интерпретация произведения искусства. М.: Высшая школа, 2005. С. 323 - 359.

79. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Питер, 2000. - 582 с.

80. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход, опыт. -М.: Искусство, 1985.-385 с.

81. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: «Ювента» «Наука», 1999. - 606 с.

82. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.

83. Михайлова A.A. Сценография: теория и опыт. М.: Советский художник, 1989.-336 е.: ил.

84. Молева Н., Белютин Э. П.П. Чистяков. Теоретик и педагог. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953.

85. Николаидис К. Естественный путь к рисованию. Мн.: ООО «Попурри», 2003.-208 е.: ил.

86. Новоселов Ю.В. Академический рисунок фигуры человека в подготовке художника педагога: Дис. канд. пед. наук. М., 1970. - 236 с.

87. Осгуд Ч. Значение термина «восприятие» // Психология ощущений и восприятия. М.: «ЧеРо», 2002. С. 113 - 116.

88. Осгуд Ч. Перцептивная организация // Психология ощущений и восприятия. М.: «ЧеРо», 2002. С. 322 - 336.

89. Осенмук В.В. Чань-буддийская живопсиь и академический пейзаж периода Южная Сун (XII XIII века) в Китае. - М.: Смысл, 2001. - 384 с.

90. Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. - 312с.

91. Раушенбах Б.В. О логике триединости / Вопросы философии. №11. 1990. С. 166-169.

92. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 320 с.

93. Ренчлер И. Обратим взгляд на искусство // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Прогресс, 1995. С. 191 -215.

94. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -128 е.: ил.

95. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989.

96. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

97. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.: АН СССР, 1957. 294 с.

98. Русская графика начала XX века. Очерки, история и теория. М., 1969. -251 е.: ил.

99. Сапего И.Г. Предметы и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984. - 304 е.: ил.

100. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 е.: ил.

101. Смит Р.К. Перспектива: Глубина и реалистичность изображения. М.: Кристина & К0, 2002.

102. Степуленок Я.А. Перспективное изображение: учеб. пособие. СПб.: СПбГАСУ, 2005.

103. Суворов П.И. Искусство литографии. Практическое руководство для художников. М.: Искусство, 1964. - 248 е.: ил.

104. Сухарев М.И. Пути совершенствования специальной подготовки студентов ХГФ педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике: Дис. . канд. пед. наук. М., 1999.- 191 с.

105. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. - 224 с.

106. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного творчества / Известия АПН РСФСР. М., 1947. Вып. II. С. 26.

107. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М.: Наука, 1961. -198 с.

108. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку: Дис. . канд. пед. наук. М., 1977. -254 с.

109. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.- 176 е.: ил.

110. Трубецкой Е.А. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия и ее икона. М.: Инфа APT, 1991.-112 с.

111. Турчин B.C. Образ двадцатого. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 648 с.

112. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 451 с.

113. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Азбука, 2000.

114. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти томах. М., Т.2. 1988. С. 8-26.

115. Фаворский В.А. Офорт и гравюры резцом. М., 1925. - 122 е.: ил.

116. Фаворский В.А. О рисунке и композиции. Фрунзе: Изд-во «Кыргыстан», 1966.

117. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Просвещение, 1960. - 63 с.

118. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI XX веков. - М.: Искусство, 1987. - 368 с.

119. Флоренский П.А. Анализ пространственное™ и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. -324 с.

120. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. - 366 с.

121. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Работы и размышления разных лет. -М.: Гнозис, 1993. С. 50- 132.

122. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. M.: Искусство, 1953.-591 е.: ил.

123. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук. М., 1988. - 461 с.

124. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на урока изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. - 110 с.

125. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 е.: ил.

126. Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х томах. М.: Советский художник, Т.1. -1959. - 348 с; Т.2. - 1959. - 285 с.

127. Яковлева H.A. Сотворческое восприятие произведения искусства // Анализ и интерпретация произведения искусства. М.: Высшая школа, 2005. С. 13-90.

128. Н. von Helmholtz. Handbuch der Physiologischen Optik, Bd. 3. Hamburg und Leipzig, Verlag von Leopold Voss, 1910, SS. 3 33.

129. Rubin E. Synsoplevede Figurer. Kobenhavn, 1915.

130. C.E. Osgood. Method and Theory in Experimental Psychology, ch. 5. N.Y., 1953, pp. 193-212.