Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Данилушкина, Светлана Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алматы
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Данилушкина, Светлана Николаевна, 1999 год

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития композиционно-творческих способностей студентов художественного факультета педвуза

1.1. Проблема формирования композиционно-творческих способностей (психологический аспект).

1.2. Педагогическое руководство развитием композиционно-творческих способностей студентов

1.3. Развитие композиционных способностей в методике т обучения композиции

Глава 2. Формирование композиционно-творческих способностей студентов в процессе преподавания на художественных факультетах педвузов.

2.1. Методика организации учебных занятий по композиции на художественных факультетах педвузов.

2.2. Содержание учебной программы по композиции

раздел "Композиция пейзажа")

2.3. Динамика развития композиционно-творческих способностей студентов в процессе экспериментального обучения

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции"

Среди широкого круга проблем, решаемых современной художественной педагогикой, одной из наиболее значительных является задача подготовки квалифицированных специалистов, способных не только успешно реализовывать приобретенные за годы учебы теоретические знания, профессиональные умения и навыки, но и умеющих применять их в собственной композиционной деятельности в процессе создания картины. В этой связи, задача формирования способности к творческой интерпретации натурных наблюдений является одной из основных в процессе обучения студентов художественных факультетов педвузов.

Особую роль в формировании у студентов способности к художественно-творческому переосмыслению предметов и явлений окружающей действительности играют учебные занятия по композиции. В настоящее время наработан определенный опыт преподавания данной дисциплины. Ведущие преподаватели художественных факультетов, опираясь на типовую учебную программу /141/, на существующие учебные пособия по композиции, на собственный опыт и опыт коллег, занимаются поиском приемов и методов обучения композиции с учетом специфики культурных и национальных традиций каждого региона. Однако, наряду с положительными, наблюдаются и некоторые отрицательные тенденции. К сожалению, довольно часто преподаватели, имеющие большой опыт педагогической деятельности, активно занимающиеся творчеством, разработавшие индивидуальную методику преподавания композиции (на которой был подготовлен целый ряд интересных молодых художников-педагогов), не проявляют должного интереса к научно-теоретической разработке методических рекомендаций, распространению и широкому внедрению собственных идей в практику преподавания. По этой причине в настоящее время очень мало публикаций по вопросам преподавания композиции в учебных заведениях художественной направленности.

Разработкой научных основ преподавания композиции на ХГФ педвузов занимается E.B. Шорохов - автор широко известных учебных пособий по данной дисциплине. Отдельные теоретические и методические рекомендации и указания по проблемам композиции различных видов и жанров изобразительного искусства содержатся в работах Г.В. Беды, А.Д. Гончарова, Н.Г. Козлова, A.C. Пучкова, A.B. Триселева, А.П. Яшухина и других авторов; в диссертационных исследованиях Ю.М. Алиева, В.Н. Есипова, В.В. Иванченко, H.A. Короткова, В.П. Климовича, Ю.Н. Окунева, И.А. Павлюка,

A.A. Сихаева.

Для становления современных методов преподавания композиции большое значение имеет опыт педагогической деятельности таких известных художников-педагогов, как П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик,

B.А. Фаворский, К.Ф. Юон, считавших главной целью обучения развитие у обучающихся гибкости композиционного мышления, формирование способности к самостоятельной творческой деятельности на базе целенаправленного освоения языка изобразительного искусства. Созвучные им мысли сегодня высказывают многие ученые, педагоги. Однако, анализ практики преподавания композиции показывает, что, несмотря на значительное количество работ, в которых рассматриваются вопросы активизации композиционной деятельности студента, сложившаяся система преподавания не отвечает современным требованиям к подготовке будущих художников-педагогов.

Переход художественно-педагогического образования на новое содержание, ориентированное на подготовку квалифицированных специалистов, способных к созданию высокохудожественных произведений по изобразительному искусству, требует совершенствования традиционной системы преподавания дисциплины "Композиция" на художественных факультетах педвузов. Наличие у молодого художника-педагога способности к свободной интерпретации натурных наблюдений в творческой композиции, умения передавать средствами искусства собственные мысли, эмоции, чувства во многом зависит от уровня развития его композиционно-творческих способностей - комплекса специфических художественных способностей, оказывающих влияние на качество протекания процесса сочинения и практического исполнения картины. Вопросы развития композиционных способностей студентов на этапе перехода от учебных натурных зарисовок к творчеству, поднимаемые в диссертации, в настоящее время мало изучены, что указывает на актуальность выбранной темы нашего исследования.

Проблема способностей занимает ведущее место в трудах ученых, исследующих вопросы художественного творчества (В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, Я.А. Пономарев, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.). Ряд работ посвящен вопросам формирования изобразительных способностей в процессе целенаправленного обучения и воспитания (B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, Т.С. Комарова, Е.В. Шорохов, С.Е. Игнатьев, A.C. Пучков, A.B. Триселев и др.). Особого внимания заслуживают исследования Е.В. Шорохова, в которых впервые было произведено научно-теоретическое обоснование учебного предмета "Композиция" в системе художественно-педагогического образования, раскрыто содержание данной учебной дисциплины, разработана методика ее преподавания, описаны теоретические основы композиции. Е.В. Шорохов указал также пути дальнейшего исследования данной проблемы, среди которых необходимость разработки вопросов целенаправленного развития композиционных способностей студентов ХГФ названа в числе приоритетных направлений художественной педагогики /185,186/.

В диссертационных исследованиях последних лет заметно возросло внимание художников-педагогов к проблеме развития композиционных способностей студентов. Так, вопросы формирования способности к композиционной организации изображения на картинной плоскости в процессе рисования с натуры рассмотрела в своем исследовании Н.Г. Назарова, акцентировавшая внимание на специфических вопросах целостности рисунка и разработавшая методику формирования у студента умения согласовывать все изобразительно-выразительные средства в соответствии с содержанием учебной постановки /123/.

Проблемы развития композиционно-творческих способностей студентов на занятиях по рисунку касается в своей диссертации Н.С. Ищук, которая в ходе исследования доказывает, что использование в процессе обучения специальной научно-обоснованной методики, в основу которой положен творческий композиционный подход к рисунку, позволяет активизировать художественно-образное мышление и творческое воображение студентов /73/.

Влияние композиционных задач на оптимизацию процесса обучения живописи с натуры анализирует в своем исследовании Н.П. Меньшиков. Автор данной работы проводит мысль о необходимости комплексного планирования учебного процесса на занятиях живописи и композиции, включения ряда взаимодополняющих специальных заданий, качественно повышающих решение композиционных задач в учебной работе /117/.

Однако, как показывает анализ, в данных работах вопросы развития композиционных способностей затрагиваются в связи с исследованием композиционной деятельности студентов в процессе натурного рисования на занятиях по рисунку и живописи.

Интересующие нас вопросы развития композиционно-творческих способностей студентов в процессе освоения ими курса композиции впервые были исследованы В.Н. Есиповым, который проанализировал структуру композиционных способностей и экспериментально доказал возможность целенаправленного формирования различных компонентов этих способностей. Решение данной проблемы он видит в использовании комплекса разнообразных, оптимально сочетающихся форм и методов целенаправленного обучения и воспитания на фоне широкого общего развития студентов с учетом их индивидуальных особенностей. В.Н. Есипов справедливо указывает, что "не существует одного какого-либо совершенного способа, который сразу бы коренным образом улучшил способности" /58, с. 3/. Формы и методы обучения с различной степенью эффективности обеспечивают решение задач по развитию различных компонентов композиционных способностей. Следовательно, проблема формирования способностей, в значительной степени, состоит в поиске способов (форм и методов) обучения и вариантов их оптимального сочетания. Данный исследователь предлагает один из возможных способов решения проблемы на начальном этапе обучения композиции, не касаясь вопросов развития композиционных способностей студентов в процессе изучения ими раздела "Композиция пейзажа". Таким образом, в исследованиях по композиции остается неразработанной проблема формирования способностей на этапе перехода от репродуктивной изобразительной деятельности к творческой интерпретации образов восприятия, памяти и представления, которые являются центральными в нашем исследовании.

Поскольку данная проблема сложна и многогранна, поиск методов и приемов обучения, обеспечивающих активное развитие композиционно-творческих способностей студентов, по-прежнему, остается одной из основных задач художественной педагогики. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности и необходимости дальнейшей научной разработки обозначенной проблемы.

Эффективное развитие композиционных способностей студентов возможно только в результате направленного педагогического воздействия и определяется характером организуемой композиционной деятельности, выполнение которой создает возможности для постепенного продвижения студента по уровням деятельности от натурного изображения к композиционному экспериментированию, осознанию эмоционально-выразительного воздействия формальных средств языка изобразительного искусства и к формированию у студента способности правильно выбирать художественные средства в зависимости от конкретных учебно-творческих задач и содержания будущей картины.

Анализ ныне действующей программы по композиции для педвузов /141/, дает основание для вывода о том, что учебные задания не способствуют решению задачи по организации целенаправленного освоения студентами композиционных закономерностей и, в частности, приемов и способов композиционного построения картины, разработанных художниками различных стилевых течений и направлений, не всегда отвечают требованию постепенного усложнения композиционной деятельности студента на каждом конкретном этапе обучения. В результате чего, студент испытывает определенные трудности в процессе самостоятельной композиционно-практической деятельности, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии его способностей. В существующей методике преподавания композиции имеют место и такие недостатки, как отсутствие четкой систематизации теоретического материала, нерациональное использование учебного времени, недостаточная взаимосвязь между теоретическим и практическим разделами курса.

Выявленные противоречия между современными требованиями к подготовке специалистов, характером стоящих перед данной дисциплиной задач и недостаточной разработанностью методики формирования композиционно-творческих способностей студентов, как фактора повышения качества их профессиональной подготовки в процессе изучения курса композиции, обусловили актуальность выбранной темы исследования. Поиск условий эффективного развития композиционно-творческих способностей студентов в процессе изобразительной деятельности на учебных занятиях по композиции составил проблему нашего исследования.

Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке методики развития композиционно-творческих способностей студентов художественных факультетов педвузов.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции.

Предметом исследования является процесс развития композиционно-творческих способностей студентов художественных факультетов педвузов на занятиях по композиции.

В результате изучения теории вопроса, анализа различных систем преподавания композиции, учебных программ, практических работ студентов мы пришли к убеждению, что интенсивное развитие композиционных способностей возможно только в специально организованной педагогически управляемой композиционно-творческой деятельности студентов. Системный подход к содержанию учебной дисциплины предполагает использование исторически наработанного художественного опыта. В данном исследовании предполагается усвоение художественного опыта в виде вычлененных композиционных закономерностей, освоение которых и должно стать предметом композиции. Под композиционными закономерностями мы понимаем те компоненты языка изобразительного искусства, на которых основывается структурная, стилистическая, эмоционально-смысловая организация художественного произведения. Исходя из вышесказанного, нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие творческих способностей будет эффективным, если процесс обучения композиции строить на выполнении студентами системы постепенно усложняющихся заданий, требующих осознанного отношения к выполняемым композиционным действиям и высокой активности в решении учебно-творческих задач, направленных:

- на изучение традиционных способов построения композиции;

- на анализ натуры и поиск приемов ее стилистической и ассоциативной трансформации;

- на использование собственного интеллектуально-творческого и эмоционального опыта;

- на создание стилистически законченного произведения в рамках учебного процесса.

Исходя из общей цели, объекта, предмета и сформулированной гипотезы, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

- выявить психологические закономерности развития композиционно-творческих способностей студентов и произвести классификацию композиционных способностей;

- определить педагогические условия развития композиционно-творческих способностей в процессе обучения композиции;

- изучить состояние проблемы преподавания композиции в теории и практике высшей школы;

- разработать содержание учебной программы по композиции (раздел "Пейзаж"), на основе системы усложняющихся заданий;

- разработать методику развития композиционно-творческих способностей студентов на занятиях по композиции;

- проверить в ходе эксперимента влияние разработанных педагогических решений на эффективность развития композиционно-творческих способностей студентов.

Методологическую основу исследования составляют ведущие положения психологии и педагогики по проблемам развития способностей, положения о специфике художественно-образного восприятия и художественно-творческой деятельности, теоретические исследования методики преподавания композиции.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1989 по 1997 год в три условно разграниченных этапа. На всех этапах проводился анализ работ по дидактике, психологии и методике преподавания композиции, изучалась литература по теории изобразительного искусства, имеющая отношение к проблеме исследования.

На первом этапе (1989-1990 гг.) осуществлялось изучение состояния процесса преподавания дисциплины "Композиция" и других специальных дисциплин на художественных факультетах педвузов, была сформулирована проблема и определены методы исследования.

На втором этапе (1990-1993 гг.) в теоретическом плане была сформулирована гипотеза, определены задачи исследования, уточнены понятия "композиционные способности" и "композиционные закономерности". Для реализации педагогических решений было разработано содержание новой учебной программы, происходил поиск и отбор приемов и методов обучения, определялись педагогические условия, которые могут служить целям развития композиционных способностей студентов. В практическом плане проводился поисковый эксперимент.

На третьем этапе (1993-1997 гг.) в теоретическом плане была произведена классификация композиционных способностей, выведены возможные уровни их развития; проведена работа по уточнению принципов, положенных в основу учебной программы, и содержания учебных заданий; подготовлены учебно-методические рекомендации по развитию композиционных способностей студентов в процессе освоения ими языка изобразительного искусства. В практическом плане был проведен массовый обучающий эксперимент в Кокшетауском педагогическом институте имени Ш. Уалиханова и Алматинском государственном Университете имени Абая, осуществлялась обработка и анализ результатов опытной работы, формулировались окончательные выводы и предложения.

На каждом этапе использовался комплекс методов исследования, адекватных поставленным задачам:

- теоретический анализ проблемы;

- изучение педагогического опыта по развитию композиционных способностей студентов художественного факультета педвуза; наблюдение, беседы и анкетирование студентов и педагогов;

- проведение педагогического эксперимента по разработанной методике;

- математическая обработка и анализ количественных результатов "срезов" на начальном, промежуточном и завершающем этапах обучения.

Научная новизна выполненного исследования:

- в исследовании произведена классификация композиционных способностей на основе психических функций и процессов;

- выявлена взаимозависимость между интенсивностью развития композиционно-творческих способностей студентов и включением их в постепенно усложняющуюся композиционную деятельность от репродуктивного воспроизведения натуры к творческой ее интерпретации;

- выведены уровни развития композиционных способностей, отображающие степень сформированности у студента способности к самостоятельной композиционно-творческой деятельности;

- сформулированы принципы составления программы по композиции и предложена система учебных заданий, предполагающая последовательное изучение студентами традиционных приемов построения композиции, способов стилистической и ассоциативной трансформации натуры с постепенным выходом на создание общественно значимой картины.

Основные положения, выносимые на защиту:

- классификация композиционных способностей, произведенная на основе психических функций и процессов;

- комплекс психолого-педагогических условий и методов обучения, содействующих эффективному развитию композиционно-творческих способностей студентов;

- программа по композиции (раздел "Пейзаж"), включающая серию постепенно усложняющихся заданий, основывающихся на анализе студентом натуры, освоении традиционных приемов композиционного структурирования изображения, изучении способов стилистической трансформации натуры, активном использовании эмоционального и интеллектуального опыта студента;

- методика обучения композиции, обеспечивающая эффективное развитие композиционно-творческих способностей студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации произведено обоснование нового подхода к решению проблемы развития композиционно-творческих способностей студентов на учебных занятиях по композиции, основанного на целенаправленном их вовлечении в постепенно усложняющуюся композиционную деятельность от натурного изображения наблюдаемых объектов к их стилистической трансформации, поиску вариантов композиционно-структурного построения с выходом на образное решение учебно-творческой композиции; сформулированы основные принципы построения системы постепенно усложняющихся заданий.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- научно обоснована и проверена на практике методика обучения композиции, направленная на эффективное развитие творческих способностей студентов;

- предложены конкретные методические рекомендации по развитию композиционно-творческих способностей студентов, которые могут использоваться при создании учебных программ, учебных пособий по композиции на художественных факультетах педагогических вузов и в других учебных заведениях художественного профиля;

- разработана и введена в программу система учебных заданий и упражнений по композиции пейзажа, обеспечивающая развитие композиционно-творческих способностей студентов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием методов, адекватных задачам исследования, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, полученными результатами опытно-экспериментальной работы со студентами; объемом материала исследования; опорой на научные труды по педагогике, психологии, искусствознанию.

База исследования: факультет изобразительного и прикладного искусства Алматинского Государственного Университета имени Абая, художественно-графический факультет Кокшетауского педагогического института имени Ш. Уалиханова. Общее количество студентов, участвовавших в эксперименте - 250.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Разработанные автором научно-методические рекомендации по решению проблемы развития композиционных способностей студентов применяются в практике работы художественно-графического факультета Кокшетауского педагогического института им. Ш. Уалиханова, факультета изобразительного и прикладного искусства Алматинского Государственного Университета им. Абая, художественного отделения Белгородского колледжа культуры и искусств, университета "Бизнеса моды" Сымбат" (г. Алматы), в школах г. Ал-маты (№ 46, 95).

Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры рисунка и живописи Кокшетауского пединститута и на кафедре графики АГУ им. Абая; на методической конференции АГУ им. Абая в 1995 году; на научной конференции профессорско-преподавательского состава АГУ им. Абая в 1996 году; на научно-методической конференции преподавателей ХГФ КПИ им. Ш. Уалиханова в 1993 году. С 1993 по 1999 года по теме диссертационного исследования проводилась методическая работа со слушателями городского института усовершенствования учителей (г. Алматы).

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения в четырех частях. Объем диссертации 173 страницы машинописного текста.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень современного развития общества требует от вузовского художественно-педагогического образования подготовки молодых специалистов, способных к творческой интерпретации образов восприятия и представления в самостоятельной изобразительно-творческой деятельности. Одной из основных задач процесса обучения студентов художественного факультета педвуза является развитие их композиционно-творческих способностей.

Исследование проблемы показало, что психолого-педагогические условия развития композиционных способностей основаны на общем подходе к сущности способностей и их развитию и заключаются в следующих обоснованных в данной работе положениях: а) способности, необходимые для полноценной композиционно-творческой деятельности, формируются постепенно в длительном образовательном процессе, который основан на постоянной изобразительной практике; б) активизация процесса развития композиционных способностей обеспечивается вовлечением студентов в выполнение специально организованной композиционной деятельности, сопровождающейся осознанным овладением предметом деятельности, при этом изобразительная деятельность должна быть оптимальной степени трудности; в) наиболее эффективное совершенствование психических свойств личности студента и, следовательно, развитие его композиционных способностей происходит в результате многократного повторения близких по структуре способов композиционной деятельности; г) целенаправленное развитие творческих способностей студента происходит в процессе выполнения им постепенно усложняющейся системы учебной композиционной деятельности, направленной на поэтапное овладение содержанием изучаемого материала на уровне репродуктивного воспроизведения, композиционного экспериментирования на основе образца, более свободного преобразования объекта восприятия на продуктивном уровне с выходом на собственно творческий уровень композиционной деятельности. Последовательное продвижение по уровням способствует постепенному возрастанию творческого элемента выполняемой деятельности, увеличению доли самостоятельности, познавательной активности студента и качественному росту его способностей; д) процесс развития композиционных способностей студентов становится управляемым, если система учебных заданий построена в соответствии с дидактическими принципами последовательности и постепенности усложнения учебного материала, приведены в соответствие учебные цели, задачи, содержание теоретического и практического разделов курса композиции и адекватна степени сложности организуемой композиционной деятельности студентов; е) решению задачи постепенного продвижения студентов по уровням деятельности от репродукции к творчеству способствует система учебных заданий, основывающаяся на методах программированного обучения с элементами проблемного обучения, которая позволила повысить активность студентов, основательность, систематичность и скорость усвоения ими нового материала, более эффективно использовать учебное время, четко контролировать процесс овладения студентами композиционной деятельностью, стимулировать постепенное развитие их композиционных способностей; ж) основным условием успешного развития творческих способностей студентов выступает адекватная содержанию обучения педагогическая организация учебной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями, способами умственной и практической деятельности; з) интенсивность развития композиционных способностей студента в значительной степени зависит от его мотивационной готовности к выполнению композиционно-творческой деятельности, наличия склонности к данному виду изобразительной деятельности.

Художественная интерпретация натуры в процессе самостоятельной композиционной деятельности возможна лишь на основе свободного владения языком искусства. Поэтому освоение студентами принципов композиционного построения картины должно, на наш взгляд, пройти через этап изучения традиционных приемов композиционного структурирования изображения и опыта композиционной организации картин известными художниками, этап поиска схем построений, с последующей интерпретацией на их основе собственных натурных наблюдений. Систематическое целенаправленное освоение способов композиционной организации картины, построенное на одновременном изучении теории и практики, обеспечивает последовательное овладение студентами композиционной деятельностью в соответствии с основными фазами творческого процесса и способно оказать положительное влияние на интенсивность развития композиционных способностей студентов. В основе развития творчества студента лежит освоение закономерностей построения картины, а также практических навыков работы над творческой композицией. Все вышеизложенное явилось базой для разработки новой методики преподавания композиции, основывающейся на принципах развивающего обучения, эффективность которой была доказана в ходе экспериментального исследования.

Итоги формирующего эксперимента показали положительное воздействие предложенной методики организации художественно-творческой деятельности студентов на учебных занятиях по композиции на развитие их творческих способностей, на активизацию процессов мышления и воображения и формирование индивидуального опыта творческой деятельности. Выполнение специально организованной композиционной деятельности привело к активному накоплению студентами профессионально-художественных знаний в области композиционного построения картины, практических навыков технического выполнения композиции, к осознанию изобразительно-выразительных возможностей языка изобразительного искусства, к свободному оперированию образами восприятия, памяти и представления, к их трансформации в соответствии с собственными ассоциациями, эмоциональным и интеллектуальным опытом. Постоянное возрастание уровня творческих требований обеспечило развитие гибкости мышления студентов, способности к вариациям и творческим интерпретациям, способности анализировать и критически относиться к творческому продукту, способности к постоянному самосовершенствованию.

Опытная работа подтвердила правильность нашего предположения о том, что: а) выполнение постепенно усложняющейся композиционной деятельности по освоению закономерностей композиции и языка изобразительного искусства в целом обеспечивает накопление студентом опыта творческой деятельности и дает ему необходимую степень свободы в реализации своих изобразительных возможностей. Так выполнение студентами системы краткосрочных упражнений по освоению закономерностей искусства, опыта композиционных построений и способов стилистического решения изображения, способствует активизации логических функций, развитию гибкости композиционного мышления, комбинаторных способностей, чувства ритмической организации картинной плоскости, оптического равновесия, чувства пластики и стилистической целостности изображения. Усложнение характера композиционной деятельности требует сознательного отбора композиционных закономерностей, обращения к собственным ассоциациям и интеллектуальному опыту, обеспечивает повышение мыслительной активности студентов, развитие у них способности к самостоятельному композиционному поиску, способности свободно манипулировать зрительными образами и образами памяти, преобразовывать и перекомбинировать их в новые художественные сочетания, и создает благоприятные условия для выхода композиционных способностей на собственно творческий уровень; б) введение в учебную программу специальных заданий, направленных на изучение студентами приемов стилизации, ознакомление с различными изобразительными системами, принципами создания стилистически целостного изображения, способствует овладению практическими приемами работы различными изобразительными материалами, развитию у студентов чувства ритма, равновесия, пластической увязки форм, способности к стилизации, к использованию различных видов контраста, формирует способность к созданию законченного произведения, в котором используемые изобразительные средства, технические приемы служат усилению выразительного звучания композиции; в) объединение заданий каждого семестра одной темой и одним мотивом изображения активизирует поисковую деятельность студентов и выступает в качестве одного из условий развития внимания, воображения, вариативности композиционного мышления, способности к композиционному экспериментированию; г) использование в процессе обучения метода сравнительного анализа задач и заданий повышает внимание и интерес студентов к процессу работы над композиционным заданием. Композиционные задания, построенные на противопоставлении, активизируют композиционную деятельность, формирует способность к сравнительному анализу, художественной оценке, к эмоционально-чувственному переживанию, ассоциативному мышлению, вызывают необходимость изучать разнообразные способы композиционного построения картины, сопоставлять новую информацию с образами памяти, знаниями и личным опытом.

Произведенное экспериментальное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить основное условие успешного развития композиционных способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на учебных занятиях по композиции: необходимость организации постепенно усложняющейся композиционной деятельности, предполагающей соблюдение преемственности в восхождении от уровня воспроизведения к уровню творческой интерпретации изображаемого. Знание основных признаков каждого уровня позволяет педагогу верно определить наличный уровень развития композиционных способностей каждого студента и целенаправленно и последовательно воздействовать на их дальнейшее развитие.

2. Педагог имеет возможность планировать интенсивность и качество усвоения студентами учебного материала и постепенность развития их способностей от низших уровней к высшим, целенаправленно вовлекая их в выполнение системы заданий, акцентирующей внимание на взаимодействии в процессе обучения нового и исторического художественного опыта, на последовательном увеличении доли самостоятельности и мыслительной активности студента.

3. Для успешного решения проблемы целенаправленного развития композиционных способностей студентов важное значение приобретает последовательность предъявления им композиционных заданий, содержание которых отвечает требованию постепенного продвижения по уровням деятельности от прямого воспроизведения натуры, изучения исторически сложившихся способов композиционной организации картинной плоскости и самостоятельной переработки натурного мотива при помощи различных вариантов композиционных схем, освоения способов стилистической трансформации натуры к уровню продуктивной и продуктивно-творческой композиционной деятельности, сопровождающихся активным включением интеллектуального и эмоционального опыта студента.

4. В исследовании была выявлена и экспериментально доказана взаимозависимость между интенсивностью развития композиционных способностей студентов и организацией постепенно усложняющейся композиционной деятельности по освоению композиционных закономерностей в системе языка изобразительного искусства. Композиционные закономерности, рассматриваемые в исследовании как средство развития композиционных способностей студентов, изучаются ими "порционно" и целенаправленно в процессе практической работы над заданием. Было установлено, что использование предложенной методики преподавания композиции активизирует композиционную деятельность студента на каждом этапе обучения, в результате выполнения которой он оказывается подготовленным к свободной творческой интерпретации натурных наблюдений и образов представления в самостоятельной изобразительной деятельности в процессе сочинения картин.

5. Результаты данного исследования подтвердили то, что разработанная методика преподавания композиции позволяет более рационально использовать учебное время, в течение которого происходит целенаправленное освоение студентами опыта прежних поколений, накопленного историей развития изобразительного искусства, овладение теоретическими знаниями о закономерностях композиционной организации картины и практическими навыками их использования в собственной композиционно-творческой деятельности.

6. Результаты проведенного исследования показали положительную динамику развития композиционно-творческих способностей студентов, подтвердив тем самым справедливость гипотезы о том, что развитие творческих способностей студентов будет эффективным, если процесс обучения композиции строить на выполнении студентами системы заданий, основанной на знании традиционных приемов построения композиции, на анализе натуры и ее стилистической трансформации, на глубоком использовании интеллектуального и эмоционального опыта студентов, ориентируя их при этом на создание стилистически законченного произведения, целенаправленно вовлекая в постепенно усложняющуюся композиционную деятельность от уровня прямого воспроизведения натуры к уровню творческой ее интерпретации.

7. Представленная в диссертационном исследовании методика развития композиционно-творческих способностей студентов в процессе изучения ими курса композиции может найти применение, как на художественных факультетах педвузов, так и в художественных училищах, специализированных колледжах, художественных школах, студиях с учетом возрастных особенностей обучаемых. Выводы, полученные в ходе данного исследования, могут оказать значительную помощь в решении общих проблем развития изобразительно-творческих способностей студентов художественных факультетов.

Следует отметить, что рассматриваемый в диссертации круг вопросов не исчерпывает всего многообразия проблемы, которая требует дальнейшей разработки. Так дальнейшего исследования требуют вопросы, связанные с освоением студентами материально-фактурных, стилистических приемов решения изображения на картинной плоскости. Исследование данной проблемы необходимо производить на стыке различных дисциплин изобразительного цикла (рисунок, живопись, композиция, и др.). Требуют согласования со всей системой профессионально-художественной подготовки также вопросы, направленные на изучение студентами различных стилистических систем изображения, освоение цветовых закономерностей и ряд других.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Данилушкина, Светлана Николаевна, Алматы

1. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства. Автореферат дисс. д.п.н. М., 1992. - 32 с.

2. Алиев Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Автореферат дисс. к.п.н.-М 1992. 16 с.

3. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк М., Искусство, 1940.- 132 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977.-380 с.

5. Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г. Ананьева и Е.И. Степановой. М., Педагогика, 1972. - 246 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1968. - 339 с.

7. Анцыферова Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М., АН СССР, 1961. - 151 с.

8. Араухо, Игнасио. Архитектурная композиция. М., Высшая школа, 1982. -208 с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. -392 с.

10. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., Наука, 1977.- 184 с.

11. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., Высшая школа, 1980. - 368 с.

12. Бабанский Ю.К., Ильина Т.А., Жантекеева З.У. Педагогика высшей школы. Алма-Ата, Мектеп, 1989. - 176 с.

13. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М., Советский художник, 1981.-238 с.

14. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1989. -188 с.

15. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М., Искусство, 1955. -38 с.

16. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М., Советская Россия, 1961.-231 с.

17. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. JI.-M., Искусство, 1940. -162 с.

18. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М., Высшая школа, 1970. 289 с.

19. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. 1968, № 4. - С. 52-69.

20. Беспалько В.П. Педагогическая технология // Новые методы и средства обучения. М., Знание, 1989. - С. 3-54.

21. Бодалев A.A. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов М., АПН СССР, 1984. - С. 5-17.

22. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М., Советский художник, 1989. - 192 с.

23. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М., Искусство, 1956. -369 с.

24. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М., Знание, 1973. - 96 с.

25. Венгер JI.A. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов. М., АПН СССР, 1984. - С. 57-75.

26. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Искусство, 1985.-283 с.

27. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., Искусство, 1989.-250 с.

28. Волков H.H. Восприятие картины. М., Просвещение, 1976. - 52 с.

29. Волков H.H. Геометрия и композиция картины // Искусство, № 6, 1975.1. С. 49-55.

30. Волков H.H. Композиция в живописи. М., Искусство, 1977. - 263 с.

31. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М., МГУ, 1976.-288 с.

32. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991. - 90 с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986. - 572 с.

34. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.З. М., Педагогика, 1983. - 367 с.

35. Гаврилов О.М. Ритм в композиции // Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. Краснодар, 1975.-С. 19-33.

36. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., МГУ, 1985. - 45 с.

37. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., ЛГУ, 1974. - 150 с.

38. Гильдебранд А. Проблемы формы в изобразительном искусстве. М., Искусство, 1991. - 161 с.

39. Глазычев В.Л. Гемма Коперника: Мир науки в изобразительном искусстве. -М., Советский художник, 1989. 414 с.

40. Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии. № 4, 1980.-С. 23-37.

41. Гончаров А.Д., Котляров A.C. Теория композиции. М., Просвещение, 1978. - 59 с.

42. Гончаров А.Д. О композиции // Художник, № 6, 1981. С. 34-37.

43. Грановская P.M., Березная И.Я., Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы. М., Наука, 1981.-206 с.

44. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., Прогресс, 1970.-271 с.

45. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М., Мир, 1972. - 209 с.

46. Григорьев С.А. О композиции в живописи // Школа изобразительного искусства. Вып. 6. М., АХ СССР, 1963. - С. 5-24.

47. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний: Пособие для творческих вузов, учреждений искусства и культуры / Под общей редакцией К.К. Платонова М., ИВ Магистр, ч. 1, 1993. - 120 с.

48. Громов Е.С. Художественное творчество. М., Политиздат, 1970. - 263 с.

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986. - 239 с.

50. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., Педагогика, 1982. - 216 с.

51. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М., Искусство, 1990. - 221 с.

52. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи 17 века. Л., Искусство, 1986. - 199 с.

53. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. трудов / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., АПН СССР, 1981.-157 с.

54. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., Искусство, 1962. - 314 с.

55. Дроздецкий А.Г. Введение в композицию // Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. -Краснодар, 1975. С. 83-94.

56. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. М., Искусство, 1972. - 184 с.

57. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М., Искусство, 1982. - 277 с.

58. Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов вузов на начальном этапе обучения композиции. -Автореф. дисс. к.п.н. М., 1986. -16 с.

59. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., Искусство, 1970. - 124 с.

60. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы. Челябинск, ЧПИ, 1990. - 95 с.

61. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., Педагогика, 1982. - 159 с.

62. Зальцман Е.П. Формирование художественного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства у студентов пединститутов. Дисс. к.п.н. Алма-Ата, 1979. - 178 с.

63. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. Т. 2. М., Педагогика, 1986.-296 с.

64. Запорожец A.B., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие / Под ред. A.B. Запорожца. М., Просвещение, 1967. - 323 с.

65. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, РГПИ, 1983. - 67 с.

66. Зинченко В.П. Функциональная структура зрительной памяти. М., МГУ, 1980.-271 с.

67. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., МГУ, 1969.-160 с.

68. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., АПН РСФСР, 1961. -562 с.

69. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов. Алматы, Ралым, 1995. - 192 с.

70. Ивахнова Л.А. Совершенствование дидактической подготовки учителя изобразительного искусства (в процессе обучения рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов). Дисс. к.п.н. Алма-Ата, 1981.

71. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.-223 с.

72. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., Знание, 1968. - 32 с.

73. Ищук Н.С. Формирование у студентов творческого композиционного подхода к рисунку (на материале художественно-графического факультета педагогического института). Автореферат дисс. к.п.н. М., 1988. - 17 с.

74. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М., Знание, 1981.-96 с.

75. Кандинский В.В. О духовном искусстве. М., Архимед, 1992. - 107 с.

76. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., АХ СССР, 1960.-340 с.

77. Кибрик Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе // Вопросы художественного образования: Сб. науч. трудов. -JI., Институт живописи, скульптуры и архитектуры, 1972. С. 3-22.

78. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М., АХ СССР, 1961. - 311 с.

79. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. № 10,1966. - С. 103-113.

80. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

81. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., Просвещение, 1980. - 159 с.

82. Климович В.П. Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на ХГФ педвузов. Диссертация к.п.н. М., 1985. - 176 с.

83. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей: Сб. науч. трудов. М., АПН РСФСР, 1962.-С. 153-164.

84. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. 2.- Л., ЛГУ, 1960.-304 с.

85. Козлов Н.Г. Композиция. Вводные лекции. М., Просвещение, 1968. -29 с.

86. Композиция в декоративно-прикладном искусстве: Методическое пособие. М., Образование, 1992. - 87 с.

87. Короткое H.A. Проблемы и методы развития познавательных способностей студентов ХГФ педвузов в процессе преподавания композиции. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1978. - 16 с.

88. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.- M., Просвещение, 1968. 431 с.

89. Крутецкий В.А. Развитие умственных способностей школьника в процессе обучения // Советская педагогика, № 8, 1971. С. 88-101.

90. Костин В.Н., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. М., Знание, 1978.- 110 с.

91. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., Просвещение, 1971. 144 с.

92. Кузин B.C. Психология: Учебник. M., Агар, 1997. - 304 с.

93. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М., Просвещение, 1965. - 207 с.

94. Лакост Мишель. Кандинский. М., Слово, 1995. - 96 с.

95. Левин С.Д. Беседы с юным художником. М., Советский художник, 1988.- 285 с.

96. Лейтес Н.С. Об умственной активности как условии развития способностей // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов. -М, АПН СССР, 1984. С. 45-57.

97. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М., Знание, 1961. - 32 с.

98. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971. -277 с.

99. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Наука, 1977. -304 с.

100. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981. - 584 с.

101. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., Знание, 1976. - 64 с.

102. Ломов Б.Ф., Завалова Н.Д. и др. Образ в системе психической регуляции деятельности / Отв. ред. Ю.М. Забродин. М., Наука, 1986. - 172 с.

103. Лотман Ю.М. Семиотика и искусствометрия. М., Мир, 1972. - 364 с.

104. Лунина И.Г. Композиция на первоначальном этапе обучения // Вопросытеории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. Краснодар, 1975. - С. 24-30

105. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., МГУ, 1976. - 255 с.

106. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М., МГУ, 1989.-239 с.

107. Майер Шапиро. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. М., Мир, 1972. - С. 136-163.

108. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Педагогика, 1972. - 208 с.

109. Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов. М., АПН СССР, 1984. - С. 18-24.

110. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., Просвещение, 1977. - 240 с.

111. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М., Педагогика, 1975. - 367с.

112. Маца И.Л. Художественное наследие и эстетическое воспитание. М., Искусство, 1959. - 84 с.

113. Медведев Л.Г. Критерий оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов. Алма-Ата, 1980. - 88 с.

114. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., Искусство, 1985. -318 с.

115. Мелик-Пашаев A.A. Ступеньки к творчеству. М., Педагогика, 1987. -126 с.

116. Менчинская H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика, №6, 1968. С. 21-38.

117. Меньшиков Н.П. Влияние композиционных задач на оптимизацию процесса обучения живописи с натуры (на материале начального этапа обученияна художественно-графических факультетах). Автореферат дисс. к.п.н. М., 1991.-17 с.

118. Мистлер Н., Боулт Дж. Э. Филонов. Аналитическое искусство. М., Советский художник, 1990. - 248 с.

119. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств 18 века. М., Искусство, 1956. - 519 с.

120. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины 19 века. М., Искусство, 1963. - 408 с.

121. Мочалов JI.B. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. М., Советский художник, 1983. - 375 с.

122. Мясищев В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей: Сб. науч. трудов. М., АПН РСФСР, 1962.-С. 5-14

123. Назарова Н.Г. Формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку у студентов ХГФ педвузов. Дисс. к.п.н.-М., 1986.-146 с.

124. Назарова Н.Г. Организация кияпозиционной деятельности студентов художественно-графического факультета на занятиях по рисунку (методическое пособие для начальных курсов). Алма-Ата, АГУ, 1989. - 38 с.

125. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. -М., Просвещение, 1991. -191 с.

126. Неменский Б.М. Культура, искусство, образование: Цикл бесед. М., Московский Центр художественной культуры, 1993. - 79 с.

127. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М., Просвещение, 1987. - 253 с.

128. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М., Просвещение, 1978. - 119 с.

129. Нестеренко В.Е. Влияние рисования по памяти на развитие образного мышления студентов 1 курса ХГФ. Автореф. дисс. к.п.н. М., 1979. - 17 с.

130. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., МГУ, 1972. - 156 с.

131. Ньюэлл А., Шоу Дж. и Саймон Г.А. Процессы творческого мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М., Прогресс, 196 1 - 288 с.

132. Обучение и развитие / Под ред. J1.B. Занкова. М., Педагогика, 1975. -440 с.

133. Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В.В. Столина. М., МГУ, 1987.-303 с.

134. Окунев Ю.Н. Пути освоения ритма живописной композиции. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1989. - 16 с.

135. Павлюк И.А. Упражнения по композиции как средство развития образного мышления студентов 1-2 курсов ХГФ педагогических вузов. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1988. - 16 с.

136. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., Наука, 1972. - 312 с.

137. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.-280 с.

138. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., АПН РСФСР, 1960.-352 с.

139. Пономарьков С.И. Контраст как средство композиции // Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. трудов. Ставрополь, 1973. - С. 112-115.

140. Программа для университетов и педагогических институтов. Сб. № 45. -Алматы, Министерство образования PK, 1994. 200 с.

141. Программы педагогических институтов. Сб. № 14. М., Просвещение, 1988.-152 с.

142. Психологические критерии качества знаний школьников: Сб. науч. трудов / Отв. ред. И.С. Якиманская. М., АПН СССР, 1990. - 142 с.

143. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом. М., Просвещение, 1982. - 160 с.

144. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: Сб. науч. трудов. М., МШИ, 1983. - 173 с.

145. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М., Сов. художник, 1978. - 257 с.

146. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М., Наука, 1980. - 288 с.

147. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М., Наука, 1986. - 254 с.

148. Рисунок. Учебное пособие / Под. ред. A.M. Серова. М., Просвещение, 1975. - 270 с.

149. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Под ред. Б.Ф. Егорова, Б.С. Мейлаха, М.А. Сапарова. Д., Наука, 1974. - 299 с.

150. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Т. 2 М., Педагогика, 1980. -280 с.

151. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., Просвещение, 1987. - 176 с.

152. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., АН СССР, 1957. - 328 с.

153. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М., АПН РСФСР, 1958.- 147 с.

154. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шо-рохова. М., Педагогика, 1976. - 416 с.

155. Руубер Г.Р. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин, Валгус, 1985. - 344 с.

156. Серебряный И.А. Учебная композиция как основа воспитания личности художника // Вопросы художественного образования: Сб. науч. трудов. Д., ЛГУ, 1972. - С. 23-49.

157. Сихаев A.A. Активизация формирования художественных интересов студентов художественно-графического факультета в процессе занятий композицией. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1994. - 16 с.

158. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., Просвещение, 1984. - 96 с.

159. Смирнов A.A. Избранные психологические труды. Т. 1. М., Педагогика, 1987.-271 с.

160. Соколов А.Н. Теория стиля. М., Искусство, 1968. - 221 с.

161. Солтанбекова О.Т. Методика интенсивного обучения практическому русскому языку студентов отделения казахского языка в русской школе. Диссертация к.п.н. Уральск, 1995. - 188 с.

162. Способности и интересы / Под ред. Н.Д. Левитова, В.А. Крутецкого. -М., АПН РСФСР, 1962. 204 с.

163. Стариченко Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1984.- 17 с.

164. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. М., МГУ, 1987. - 64 с.

165. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., Наука, 1978. -278 с.

166. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., Педагогика, 1989. - 320 с.

167. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., Педагогика, 1983. - 352 с.

168. Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1. М., Педагогика, 1985. - 328 с.

169. Терентьев А.Е. Вопросы композиции пейзажа // Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. Вып. 2. М., МГПИ, 1964. - С. 223-250.

170. Терентьев А.Е. Роль и специфика курса композиции на художественно-графических факультетах пединститутов // Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. Вып. 3. М., МГПИ, 1967. - С. 143-157.

171. Токарев С.Е. Развитие творческих способностей студентов ХГФ пединститута на занятиях пленэрной живописью. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1987. - 16 с.

172. Ушакова Л.Г. Активизирующее воздействие занятий рисованием пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1991. - 17 с.

173. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., Книга, 1986. -237 с.

174. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе, 1966. - 77 с.

175. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных образов геометрии: (опыт нового истолкования мнимостей). М., Альманах "Лазурь", 1991. - 95 с.

176. Фомина Н.Н. Всемерное развитие способности видеть (искусство и педагогика в жизни B.C. Щербакова) // Искусство в школе, № 2,1993. С. 60-64.

177. Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект деятельности учителя. -Алма-Ата, КазПИ, 1978. 115 с.

178. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., Искусство, 1953.-592 с.

179. Чистяков П.П. и Савинский В.Е. Переписка. Л., Искусство, 1939. -288 с.

180. Шабоук Сава. Искусство система - отражение. - М., Прогресс, 1976. -224 с.

181. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" // Психологический журнал, № 5,1983. С. 3-9.

182. Шадриков В.Д. К проблеме развития способностей // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов. М., АПН, 1984. - С. 33-44.

183. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М., Педагогика, 1990. - 175 с.

184. Шорохов E.B. К вопросу об исследовании проблем композиции в изобразительном искусстве // Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. трудов. Вып. 3. Ставрополь, 1973.-С. 125-131.

185. Шорохов Е.В. Композиция. М., Просвещение, 1986. - 207 с.

186. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования. Автореферат дисс. д.п.н. М., 1988. - 32 с.

187. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М., Просвещение, 1969. 271 с.

188. Юон К.Ф. Об искусстве. Т. 1. М., Советский художник, 1959. - 384 с.

189. Юсов В.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. Луганск, 1990. -180 с.

190. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., Педагогика, 1989. - 221 с.

191. Якиманская И.С. Развивающее обучение. M., Педагогика, 1979. - 144 с.

192. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., Искусство, 1964.-86 с.

193. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1971.-48 с.