автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией
- Автор научной работы
- Воробьева, Марина Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Воробьева, Марина Васильевна, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ «ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
1.1. Мышление как психологический процесс на примере создания графической композиции
1.2. Основные качества художественно-творческого мышления
1.3. Активизация творческого мышления в процессе создания графической композиции
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ
2.1. Использование специфических особенностей графической композиции, способствующих активизации творческого мышления
2.2. Особенности художественной формы графической композиции
2.3. Роль представления, ассоциаций и воображения в процессе создания графической композиции
Выводы по главе II
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ
3.1. Методика и ход проведения эксперимента (констатирующий, поисковый, формирующий)
3.2. Констатирующий эксперимент
3.3. Поисковый эксперимент
3.4. Формирующий эксперимент ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ
Введение диссертации по педагогике, на тему "Активизация творческого мышления на занятиях графической композицией"
Проблема исследования и ее актуальность
В связи с радикальным изменением подходов к решению проблем образования, в современном обществе как никогда остро возникает потребность в активно мыслящей творческой личности, способной не только найти собственное место в жизни и реализовать свои профессиональные возможности, но и решать сложные образовательные и культурные задачи. Для того чтобы осуществить решение этих задач в современной России, необходимо помочь каждому молодому человеку в формировании прочной духовной основы, базирующейся на традициях духовной культуры, запасе интеллектуальных знаний, этическом и эстетическом опыте.
Мы живем в век высоких технологий, культурных революций и научных открытий, в век виртуальной реальности и постоянно растущих объемов информации. В связи с этим повышаются требования к интеллектуальным качествам молодого педагога, его мыслительной активности и творческой созидательности. На сегодняшний момент практика педагогической работы показывает снижение творческой мыслительной активности молодых людей, получающих образование в педагогических сферах деятельности.
Будущие преподаватели становятся бессознательными потребителями накопленных человечеством знаний, манипуляторами и «опытными пользователями» достижений технического прогресса; так пишет об этом ректор МИУЗ Перетрутова Л.В.: «Молодой человек может иметь высшее образование, но без раскрытия способности мыслить, сопоставлять, анализировать и синтезировать полученные знания такое образование не представляет ценности для современного человечества. Поэтому в наше время перед системой образования стоит задача воспитания нового поколения будущих учеников, способных к активной творческой, ментальной работе, новому видению и осмыслению окружающей действительности, обладающих твердым универсальным мировоззрением, высокой культурой и нравственной стойкостью, воспитанных в школе высшего образования в духе высоких идеалов».
Данная проблема прослеживается и на художественно-графических факультетах педагогических вузов, где также встает необходимость воспитания художников-педагогов нового поколения, чувствующих и размышляющих, испытывающих глубочайшие переживания, которые направляют их на осмысление жизни; творчески мыслящих, способных осознать истинное предназначение педагога в жизни общества и, исходя из этого, четко определять педагогические цели и задачи. Молодые художники-педагоги должны ясно осознавать мотивы, побуждающие их обучаться в педагогическом вузе.
Очерчивая круг проблем современного обучения изобразительному искусству на художественно-графических факультетах, мы озвучим в нашем диссертационном исследовании наиболее значимую проблему, связанную с повышением творческой мыслительной активности будущих художников-педагогов в процессе создания графической композиции. Графическая композиция, как специальная учебная дисциплина, обладает богатейшим исторически сложившимся арсеналом методов и принципов визуальной организации и средств образной выразительности. Являясь результатом творческой изобразительной деятельности студентов, композиция служит мощным фактором активизации и развития творческого мышления в профессиональной деятельности будущего художника-педагога, являясь способом интеллектуально-образного познания и отображения окружающей действительности, т.е. продуманным и прочувствованным произведением, возникшим в результате тщательного логического отбора условных знаковых элементов.
На сегодняшний момент педагогическая практика показывает, что на занятиях графической композицией наиболее актуальной является проблема преодоления «инертности» мышления студентов. «Инертность», «пассивность», «шаблонность» проявляются в отсутствии у студентов способности к активной творческой мыслительной работе как к пониманию, осмыслению, рассуждению и поиску нового видения окружающей действительности. Творческое мышление характеризуется взаимодействием субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир и в соответствии с требованиями объективных закономерностей создает новый, социально значимый продукт.
Из рассмотренного ряда определений и периодических характеристик анализа работ (В.К.Зарецкий, С.Н.Орлова, Г.В.Дмитриев, Д.Н.Завалишина, ИЛ.Лернер, Л.Ньюэлл, А.З.Рахимов, А.Н.Ростовцев, В.С.Шубинский, Б.А.Парахонский, Е.А.Алексеева, Д.И.Широканов, Э. де Боно, З.И.Калмыкова, Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд и Е.Торранс) мы выделили основные качества творческого мышления, характерные для изобразительной деятельности: ценность для индивида и культуры; новизна как способность отказа от стереотипов мыслительных процессов; индивидуальность, выраженная в оригинальной независимой оценке явления; самостоятельность как способность переноса имеющихся знаний в новую ситуацию, способность видеть объекты под новым углом зрения; вариантность - количество идей, возникающих в единицу времени; способность к интерпретации, образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы открывались его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Художественно-творческая деятельность, осуществляемая в процессе освоения предмета «Графическая композиция», имеет свою специфику, позволяющую раскрывать основные черты и качества творческого мышления студентов: активность и гибкость, вариантность, новизну, самостоятельность и индивидуальность.
Проблема активного, самостоятельного творческого мышления студентов является центральным звеном современной педагогики. В процессе создания графической композиции требуется поставить студентов перед необходимостью принимать собственные решения, предлагая им учебные задачи, само содержание и структура которых должны быть направлены на повышение творческой мыслительной активности, чтобы приобретенные знания, умения и навыки студентов на художественно-графическом факультете становились руководством к творческому осмысленному действию.
Анализ диссертационных исследований последних лет, наблюдения за проблемами преподавания изобразительного искусства в вузах и школах, изучение периодических изданий показали, что те затруднения и противоречия, с которыми мы столкнулись в нашей преподавательской практике, имеют не только субъективные, но и объективные причины. Проблема достаточно широко распространена и отражает противоречия сегодняшнего процесса реформирования системы образования. Таким образом, мы констатируем актуальность предпринятого нами исследования. Нерешенность данной проблемы влечет за собой подготовку неполноценных специалистов - учителей изобразительного искусства, так как без проявления творческой мыслительной активности выпускники художественно-графических факультетов не смогут на должном уровне осуществлять обучение школьников основам графической композиции и развивать их художественно-творческое мышление. Объектом исследования являются учебно-воспитательные и развивающие процессы активизации творческого мышления на занятиях графической композицией.
Предметом исследования являются теоретические и методические основы использования эффективных методов активизации творческого мышления на занятиях графической композицией.
Цель исследования заключается в решении проблемы активизации творческого мышления на занятиях графической композицией. Гипотеза исследования основана на том предположении, что для активизации творческого мышления студентов третьего курса ~ художественно-графических факультетов возможно использовать целостную методическую систему обучения, основой которой являются учебно-творческие задания, базирующиеся на сбалансированной работе двух типов мышления: образно-чувственного и понятийно-логического. Данная методическая система отвечает целям и задачам учебного предмета, объединяет в себе принципы, формы, методы обучения, способствующие достижению этих целей, использует средства обеспечения учебно-воспитальных творческих процессов на занятиях графической композицией (ТСО, наглядные пособия, таблицы, схемы и т.д.) и является вспомогательной и не противоречащей базовым принципам основной академической системы. Применение данной методической системы позволит повысить уровень профессиональной и специальной подготовки учителей изобразительного искусства и в определенной степени усилит академическую систему, сделает ее более мобильной, универсальной и соответствующей современным требованиям. Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
• на основе анализа научной и искусствоведческой литературы определить содержание понятий «графическая композиция» и «творческое мышление»;
• проанализировать научно-методическую литературу, связанную с проблемой исследования;
• изучить традиционную методику преподавания графической композиции;
• выявить существенные факторы, влияющие на активность творческого мышления студентов в процессе создания графической композиции;
• выявить особенности и уровни сформированности творческого мышления у студентов художественно-графических отделений;
• разработать эффективную систему заданий и упражнений, направленную на проявление активности творческого мышления студентов художественно-графических отделений;
• экспериментально оценить эффективность данной методической системы.
Для решения задач, поставленных в диссертации, использовались следующие методы исследования:
• изучение литературы по интересующей нас проблеме;
• анализ программ по рисунку, художественной графике и живописной композиции в художественных и педагогических вузах;
• беседы со студентами, преподавателями и художниками по интересующей нас проблеме;
• наблюдение и педагогический контроль за обучением студентов;
• применение метода моделирования учебно-творческих ситуаций, создание ситуаций проблемного обучения;
• сбор практического материала для проведения исследования (работы студентов по графической композиции на разных стадиях завершенности);
• сравнительный анализ материала (работ студентов) по специально разработанным критериям оценки в соответствии с задачами, поставленными перед студентами;
• оценка учебно-творческих работ студентов на зачетных кафедральных просмотрах по рисунку и графике;
Практическая значимость диссертации состоит в реализации созданной в результате исследования программы преподавания курса «Композиция по художественной графике» на ХГФ педагогических вузов. Научная новизна результатов исследования определятся возможностью решения проблемы активизации творческого мышления студентов третьего курса художественно-графических факультетов на занятиях графической композицией путем применения методической системы обучения, основанной на сбалансированной работе двух типов мышления: образно-чувственного и понятийно-логического. В рамках решения научно-педагогической задачи подготовки художественно-педагогических кадров:
1. Исследована природа творческого мышления, его основные характеристики и сфера функционирования, а также определены критерии уровней сформированности творческого мышления у студентов художественно-графических факультетов.
2. Разработаны и научно обоснованы формы и методы проведения практических занятий, моделирующие творческий процесс создания графического произведения по принципу «от простого к сложному». Задания включают в себя краткосрочные упражнения, направленные на закрепление знания теоретических основ композиции и навыков применения разнообразных графических материалов и техник художественной графики; длительные «тематические задания», развивающие эмоциональную и интеллектуальную сферу студентов; задания по выстраиванию своей идейно-образной концепции в графическом произведении.
3. Выявлены психолого-педагогические условия активизации творческого мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях графической композицией.
Апробация и внедрение результатов на конференциях МПГУ, МОСУ, МИУЗ. Результаты исследования, его отдельные положения и теоретические выводы обсуждались на заседаниях кафедры рисунка МПГУ и кафедры синтеза искусств МИУЗ. Научные труды и рекомендации отражены в публикациях.
Теоретическую основу исследования составляют труды известных ученых в области общей педагогики и психологии: Л.В.Перетрутовой, М.Н.Скаткина, А.А.Смирнова, В.А.Сластенина, С.И.Архангельского, Л.Ф.Колесникова, А.И.Пискунова, В.И.Андреева, В.К.Дьяченко, И.Я.Лернера и др., авторитетных ученых-психологов, таких специалистов, как: Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Р. Арнхейм, B.C. Кузин, В.И. Киреенко, Я.Л. Пономарев, Б.Г. Ананьев, П.М. Якобсон, В.К.Зарецкий, С.Н.Орлова, Г.В.Дмитриев, Д.Н.Завалишина, И.Я.Лернер, ЛЛьюэлл, А.З.Рахимов, В.С.Шубинский, Б.А.Парахонский,
Д.Б.Богоявленская, Э. де Боно, Дж.Гилфорд, Е.Торранс и др.
Важное место в разработке методической базы исследования заняли труды известных ученых в области методики и преподавания изобразительного искусства: Н. Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, B.C. Кузина, А.Д.Алёхина, Е.В. Шорохова, A.M. Серова, В.В.Алексеевой, Л.Г. Медведева, Б.Ф. Ломова, Н.Н.Анисимова, Т.В. Беды, Э.М. Белютина, Н.М. Молевой, Б.Н. Неменского, В.К.Лебедко и др.
Исследуя теоретические основы композиции в изобразительном искусстве, мы опирались на труды таких авторов, как: В.А. Фаворский, К.Ю.Юон, Б.В.Иогансон, М.В.Алпатов, Б.Р.Виппер, Г.К.Савицкий, Н.Н.Волков, Е.А.Кибрик, А.М.Лаптев, Е. В.Шорохов, Ю.Я.Герчук, Е.Левитин, Р.Ч.Барциц, С.М.Сухарев и др.
Теоретическую основу исследования составили произведения таких отечественных философов, как: Н.Л.Бердяев, И.Н.Ильин, В.В.Розанов, П.А.Флоренский, В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев, В.М. Федоров и др.
Теоретическая значимость результатов исследования. Научно-теоретическое исследование состоит в том, что решена важная научно-педагогическая проблема активизации творческого мышления студентов третьего курса художественно-педагогических факультетов на занятиях графической композицией, разработана методическая система решения данной проблемы, которая в значительной мере способствует совершенствованию профессиональных качеств специалистов. Результаты исследования могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов на занятиях по графической композиции. Материалы исследования могут быть учтены при разработке учебных программ, создании учебных пособий и спецкурсов по художественной графике на художественно-графических факультетах. Было установлено, что в процессе применения данной методики преподавания предмета «Графическая композиция» существенно развиваются и повышаются способности студентов к активной творческой мыслительной работе, заключающейся в понимании, осмыслении, рассуждении и выходе на новое видение окружающей и изображаемой действительности, а также:
• совершенствуются специальные исполнительские навыки и способности в области искусства художественной графики;
• развиваются психическая и умственная сферы учащихся;
• проявляются сознательные мотивации при создании творческих произведений;
• выстраиваются цели и методы решения поставленных творческих задач;
• развиваются способности к синтетической творческой работе с натуры, по памяти, представлению, воображению и ассоциациям.
Достоверность и обоснованность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого- педагогической литературы, посвященной проблемам творческого мышления, активно задействованного в процессе создания графической композиции, что подтверждено экспериментальной проверкой основных положений данного диссертационного исследования в условиях художественно-графических факультетов, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
• практическое применение метода активизации творческого мышления студентов на основе сбалансированной работы двух типов мышления: образно-чувственного и логико-понятийного;
• методическая система проведения занятий по графической композиции, позволяющая на основе специально разработанных теоретических и практических заданий и упражнений влиять на повышение творческой мыслительной активности студентов; • критерии диагностики уровня сформированности творческого мышления у студентов на занятиях графической композицией. Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из трех глав, введения и заключения, библиографии и методической программы с приложением.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключительной части диссертации отмечается, что в ходе проведения работы была достигнута цель - определен, теоретически, практически и экспериментально обоснован комплекс специальных и педагогических методов, обеспечивающих эффективную графическую подготовку художника-педагога средствами художественной графики.
Педагогический эксперимент, осуществленный в три этапа, подтвердил гипотезу исследования, что построение учебного процесса должно базироваться на методической системе, учитывающей структуру творческого мышления как процесса, основанного на сбалансированной 9 работе двух типов мышления: чувственно-образного и понятийнологического, происходящего в результате синтеза знаний на базе натурного материала, образно-чувственных представлений и понятийно-логического осмысления при создании графической композиции.
В общей цели программы формирующий эксперимент показал и доказал наше предположение, что для склада профессионального мышления художника-графика характерно преобладание интеллектуально-образного начала. В связи с этим, каждое задание по графической композиции должно активизировать две области мышления: понятийно-логическую и Ш чувственно-образную, являющиеся составляющими частями творческого мышления учащихся.
В диссертации решены следующие задачи исследования:
1 .Исследованы теоретические и практические основы, структура и специфика работы над графической композицией;
2. Исследованы теоретические основы процесса творческого мышления;
Ф З.Дан анализ современного состояния обучения по предмету
Графическая композиция»;
4. Разработана эффективная программа преподавания графической композиции, включающей в себя программу, методику и учебные пособия;
5. Осуществлена экспериментальная проверка эффективности предлагаемого метода активизации творческого мышления на занятиях графической композицией.
Доказано, что экспериментальная методика, основанная на пяти видах рисования: с натуры, по памяти, представлению, воображению и ассоциациям, представляет собой вариант моделирования ситуаций творческого процесса, она включает в себя последовательность выполнения заданий, определяет их продолжительность и содержание занятий - «пронизанных» сразу несколькими интеллектуально-психологическими установками, подводящих учащихся к «внутреннему», осознанному, осмысленному плану действия в решении творческой задачи по графической композиции.
Предлагаемые задания данной программы направлены на выполнение заданной системы установок: размышление и проживание темы задания, т.е. соединение эмоционально-чувственной и умственной сфер в процессе создания графического произведения, в процессе выполнения данного задания смещаются акценты с установки на выражение главной идеи графического произведения на композиционное построение и техническое исполнение.
Применение установок, соответствующих учебной цели, приводит студентов к осознанию творческой сверхзадачи в выполнении графической композиции и умению выражать свои мысли и чувства графическим языком, в котором содержательная сторона и техническое мастерство слиты в единое целое.
Нашими студентами были изобретены разнообразные графические техники, дающие эффектные фактуры для наиболее точного исполнения замысла: графическая техника с использованием резинового клея; масляная монотипия с использованием растительного масла, монотипия с использованием копирующей бумаги через проглаживание ее горячим утюгом и т.д., а также использование различных типов бумаги: обоев, газет различных фактур оберточной бумаги.
Эффективность использования новой методики доказана и подтверждена следующими результатами педагогического эксперимента.
Активизация творческого мышления учащихся 3-го курса ХГФ влияет на формирование личностной сферы учащихся и способствует:
• умению самостоятельно ставить цели и планировать их достижение;
• приобретению эстетического вкуса;
• выработке собственной позиции в области культуры;
• появлению потребности в самообразовании и самовоспитании;
• усилению потребности в самореализации в педагогическом и художественном творчестве.
В экспериментальных группах средний уровень специальных графических знаний, умений и активности творческого мышления превысил в два раза уровень контрольных групп.
Говоря о теоретических выводах исследования, мы коснулись только частей исследуемой проблемы, таких как:
• механизм возникновения художественной идеи и художественного образа в художественной графике;
• специфика воздействия искусства графических форм на личность;
• проблема воспитательного воздействия символов графики на человека.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Воробьева, Марина Васильевна, Москва
1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - М.: Сов. художник, 1986. -326 с.
2. Алиев Ю.М. Повышение эффективности художественной деятельности студентов в учебном процессе по композиции: Автореф. канд. дис. -М., 1992.-16 с.
3. Алпатов М.В. Композиция в живописи.- М.: Искусство, 1940.
4. Алътшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. - 175 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Л., Изд-во АПНРСФСР, I960.- 486 с.
6. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. - Кн. 1. - 318 с; Кн.2. - 295 с.
7. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / Я. Принципы системной организации функций. М.: Наука,1973.-С. 5-59.
8. Арганисян В.М. Развитие творческого мышления студентов-педагогов / Вопросы психологии. 1982. - №6. - С. 97-100.
9. Арнхейм Р. Визуальное мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, В.В. Петухова. -М., 1981.- С.97-108.
10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс,1974.-393 с.
11. И. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994.-352 с.
12. Архангельский С.М. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. - 48 с.
13. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1985. - 208 с.
14. Бабанский Ю.К. Проблемы эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М., Педагогика, 1982. - 192 с.
15. Барышников А.П., Лялин К.В. Основы композиции. М.: Трудрезервиздат, 1951. - 190 с.
16. Батоге Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся на материале их изобразительной деятельности. Улан-Уде: Бурят, кн. изд-во, 1966. - 114 с.
17. Боголюбов К.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Докт. дис. М., 1993. - 390 с.
18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983.
19. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фелынтейна. М.: Международная пед. академия, 1995. -212 с.
20. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979.-255 с.
21. Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедия: XV т. СПб., 1895.
22. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
23. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956.-371 с.
24. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1989.- 328 с.
25. Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. - 190 с.
26. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Пронина и др.; под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984.-256 с.27.