Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ахадуллин, Вадим Фагимович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ахадуллин, Вадим Фагимович, 1999 год

Введение.

Глава 1. Теоретическое обоснование путей формирования творческого воображения студентов на занятиях композицией. 15 1.1 .Философско-эстетическое обоснование проблемы исследования.

1.2. Психологические основы развития воображения в процессе композиционной деятельности художника.

1.3. Методический аспект формирования творческого воображения студентов на занятиях композицией.

Краткие выводы по главе 1.

Глава 2. Разработка методической системы преподавания композиции, направленной на формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета.

2.1. Выявление и оценка творческого воображения студентов в результате анализа их композиционной деятельности.

Проведение пробного и поискового эксперимента.

2.2. Построение модели методической системы, направленной на формирование творческого воображения студентов. Ю

Краткие выводы по главе 2.

Глава 3. Экспериментальная проверка разработанной методической системы по формированию творческого воображения студентов.

3.1. Констатирующий и обучающий этапы педагогического эксперимента.

3.2. Результаты обучения по композиции, направленного на формирование творческого воображения студентов (сравнительный этап эксперимента).Ц

Краткие выводы по главе 3.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией"

Современная действительность предъявляет высокие требования к уровню научно-технической и культурной образованности и соответственно к уровню подготовленности молодежи к профессиональной деятельности. Для настоящего времени характерны сложность, изменчивость, «крутые повороты» общественных процессов и т.д., что вызывает необходимость воспитывать в современном человеке такие качества, как умение прогнозировать (предсказывать на несколько ходов вперед), способность к «лавированию», поиску оптимальных путей в решении проблемных ситуаций, умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую и т.п. Все это требует хорошо развитого воображения - важного психического процесса, необходимого для раскрытия творческого потенциала человека.

Проблема развития воображения продолжает быть особенно актуальной в области подготовки людей творческой профессии, в частности к профессиональной художественной деятельности и преподаванию художественных дисциплин. Искусство на современном этапе идет в ногу со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большая аллегоричность (наблюдается тенденция к доминированию «объективизации субъективного» по сравнению с «субъективизацией объективного»); большая символичность, рождающая новые, более изощренные пути изобразительного иносказания; многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст произведения. Понимание проблемных произведений изобразительного искусства и тем более их создание возможно только для людей с высоким уровнем развития творческого воображения.

Универсальность воображения для продуктивной деятельности человека в различных областях доказана в научных трудах многих ученых: Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, Е.И.Игнатьева, Ю.АХамарина, Б.Ф.Ломова, Л.С.Коршуновой, И.М.Розета, А.Я.Дудецкого, И.В.Страхова, И.С. Якиманской и др. Воображение как «преобразующее отражение», способность к многократному оперированию представлениями и синтезированию новых образов «является одним из существенных условий успешности творческой деятельности в различных областях теории и практики» [Z0 ; 106].

Однако на сегодняшний день учащиеся школ, студенты средних специальных и высших учебных заведений имеют недостаточный уровень развития воображения (по результатам Е.Фишбейна, М.П.Титовой, И.С. Якиманской, Н.С.Боголюбова и др.). Они используют ограниченный круг представлений о пространственных и физических свойствах предметов и явлений, слабо устанавливают связи между различными явлениями действительности. Для их восприятия характерна пассивная созерцательность, а синтетическая деятельность несовершенна. Одной из основных причин такого положения вещей является, видимо, недостаточно гибкая система преподавания творческих дисциплин на различных этапах подготовки художников-педагогов, в частности, преподавания композиции на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Психологическая наука достигла больших результатов в изучении проблем создания и преобразования представлений (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Е.И.Игнатьев, Е.В.Шорохов, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.С. Боголюбов и многие другие), но поиск педагогических мер воздействия на воображение был ограничен, затрагивались лишь отдельные аспекты проблемы. Сегодня педагоги и методисты недостаточно занимаются вопросами формирования у учащихся умений оперировать образами, трансформировать их по заданным условиям и произвольно, совершенствованием приемов создания новых, оригинальных образов. Поэтому мы считаем необходимым заняться исследованием воображения студентов в психологическом и методическом ключе. Эта проблема действительно актуальна на сегодняшний день.

Наиболее перспективным направлением в плане развития творческого воображения студентов является совершенствование методической системы преподавания композиции. Композиция как синтетический учебный предмет тесно связывает все способы познания мира человеком и определяет пути его преобразования. С давних времен композиционные формы выступают как «некие автономные художественные организмы, которые представляют собой определенный микрокосм их создателей», «способ кодирования, хранения и переноса мировоззрения человека», «своеобразный способ создания пространства и времени путем материализации «мыслеформ человека» [34'Л 50-151].

Конкретное назначение композиционного образования исходит из разнообразия точек зрения на композицию, из которых основными являются философские категории «форма» и «содержание» (композиция как главная художественная форма произведения искусства, либо диалектическое единство формы и содержания); деятельность (композиция как процесс художественной деятельности человека либо ее результат); теория (композиция как объект научных исследований, а также учебный предмет). Создание студентами эстетически ценных художественных образов в процессе творческой деятельности объединяет все точки зрения и наиболее плодотворно активизирует их воображение.

Активная работа над образом способствует раскрытию внутреннего духовного богатства студентов, проявлению их индивидуальных особенностей и накоплению творческого опыта. Чем разнообразнее будет творческая деятельность студентов на занятиях композицией, организованная педагогом с учетом индивидуальности психологических типов, механизма творческого процесса и особенностей его протекания у каждого из них, тем благодатнее будет почва для развития их образного мышления и формирования творческого воображения, и как результат - максимальная выразительность художественного образа, гармоничное единство «изобразительности и выразительности» в творческих работах. Поэтому для данного диссертационного исследования мы выбрали следующую тему: «Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией».

Проблема исследования заключается в поиске оптимальных педагогических условий, способствующих развитию творческого воображения студентов в процессе продуктивной композиционной деятельности.

Цель исследования состоит в решении проблемы исследования, а именно в разрешении противоречия между имеющимися возможностями студентов к более продуктивной деятельности воображения, необходимой для создания художественного образа, и недостаточным его функционированием в нынешних условиях вузовской системы обучения композиции.

Объект исследования: творческое воображение студентов художественно-графического факультета в процессе создания нового образа средствами композиции.

Предмет исследования: методическая система преподавания композиции, направленная на формирование и совершенствование творческого воображения студентов.

Гипотеза. Формирование творческого воображения студентов, способствующего появлению нестандартных образных решений и формальносодержательной целостности создаваемых художественных произведений, возможно при соблюдении следующих условий обучения композиции:

1) обогащение чувственного опыта студентов, заключающегося в эмоциональном восприятии, эстетической оценке действительности и перекодировании образов из одной знаковой системы в другую (синтез искусств);

2) развитие психических процессов студентов, связанных с деятельностью представливания ( представления в мышлении, памяти, воображении) и ассоциативными процессами (образное мышление);

3) освоение композиционной грамоты и практическое закрепление её при выполнении специально разработанной системы заданий, активизирующих творческое воображение студентов;

4) расширение опыта самостоятельной творческой работы студентов.

Задачи исследования:

1) изучить специальную научную литературу по теме исследования с целью:

- определения теоретической базы композиции (основные понятия и категории);

- выделения и сравнения различных методов преподавания композиции (определение путей решения проблемы развития воображения в традиционных методиках);

- определения физиологических, психологических и философских основ воображения;

- выявления отличительных черт воображения студентов художественно-графического факультета по индивидуальным особенностям создания ими художественных образов;

2) теоретически обосновать условия активизации творческого воображения студентов и возможности создания их на занятиях композицией;

3) выявить критерии оценки творческого воображения студентов по их композиционной деятельности, основанные на анализе произведений изобразительного искусства и результатов специального диагностирующего исследования;

4) теоретическим путем разработать методическую систему, направленную на формирование творческого воображения студентов в процессе работы над художественным образом; провести обучающий эксперимент с первого по четвертый курс и на основе выводов, сделанных относительно эффективности предложенных методов, проследить влияние специального обучения на формирование творческого воображения студентов;

5) разработать комплекс учебно-творческих заданий для студентов I-V курсов по композиции.

Методы исследования:

1) метод изучения психолого-педагогической и специальной литературы по проблемам исследования;

2) метод анализа реального педагогического процесса (ознакомление с различными программами по композиции, беседы с педагогами, анкетирование, наблюдение, анализ занятий и т.д.);

3) метод теоретического поиска (аналитико-синтетическая деятельность, методы обобщения, сравнения, комбинирования, систематизации, установления диалектических, причинно-следственных, логических и прочих связей между основными понятиями предмета исследования, их компонентами и т.д.);

4) метод эксперимента и опытной проверки (диагностирующий эксперимент, констатирующий и обучающий эксперименты);

5) метод анализа процесса и продуктов творческой изобразительной деятельности студентов;

6) метод графического моделирования теоретических концепций;

7) статистический и графический методы обработки результатов эксперимента;

8) продуктивно-творческий метод (создание ряда новых заданий на создание новых образов различными путями и с использованием разных способов и приемов воображения).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1) сбор эмпирического материала по проблемам творческого воображения студентов I-V курсов в период педагогической работы на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (1994-95 гг.);

2) изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ реального педагогического процесса (1995-96 гг.);

3) этап теоретического осмысления и обобщения собранного материала, определение основных понятий предмета исследования, установление различных взаимосвязей между ними, определение условий их развития и т.д.; разработка программы экспериментального исследования (1995-97 гг.);

4) проведение опытно-экспериментальной работы со студентами I-V курсов художественно-графического факультета педвуза:

- лабораторный индивидуальный эксперимент, имеющий целью отработку заданий диагностирующей методики (сентябрь 1994 г.);

- лабораторный групповой эксперимент, направленный на изучение индивидуальных особенностей творческого воображения студентов (октябрь 1994 г.);

- констатирующий эксперимент со студентами I-IV курсов, выявляющий актуальный уровень развития творческого воображения, а также индивидуально-психологические особенности создания новых образов и оперирования ими (октябрь 1994 г.);

- обучающий (генетико-моделирующий) эксперимент, предполагающий реализацию на практике теоретической модели системы активизации творческого воображения студентов (ноябрь 1994 г. - март 1998 г.);

- контрольный эксперимент, направленный на сравнение результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах с целью проверки выдвинутой рабочей гипотезы (апрель 1998 г.);

5) заключительный этап, предполагающий систематизацию теоретического и экспериментального материалов и написание диссертации по теме исследования (1997-98гг.)

Полученные результаты исследования можно считать достоверными,поскольку методика исследования соответствовала поставленной цели и задачам; кроме того, достоверность экспериментальных данных подтверждена с помощью методов описательной и индуктивной статистики.

Научная новизна данной диссертационной работы заключается в том, что:

1) установлены взаимосвязи творческого воображения с другими психическими процессами и определена их роль на различных этапах композиционной деятельности художника;

2) дан структурный анализ художественного образа с точки зрения философских категорий «форма» и «содержание»; классифицированы виды изображений в изобразительном искусстве, а также вычленены «операциональные» приемы изображения и приемы воображения, необходимые для создания художественного образа;

3) выявлены критерии оценки творческого воображения студентов художественной специальности;

4) с позиций современных достижений психолого-педагогической науки обоснован выбор наиболее благоприятных условий для развития воображения студентов и создана теоретическая модель методической системы, обеспечивающая формирование и развитие творческого воображения студентов в процессе создания ими художественного образа на занятиях по композиции.

Практическая значимость исследования обусловлена ориентацией его на внедрение в учебный процесс художественно-графических факультетов педвузов. Предложенная методическая система, направленная на развитие творческого воображения студентов, не требует дополнительных учебных часов, специальной подготовки педагогов и т.д. Благодаря своей гибкости и вариативности, она пригодна для функционирования в любых регионах страны и удобна для внедрения на любом этапе обучения композиции. Эффективность предложенных мер педагогического воздействия на такой сложный психический процесс, как творческое воображение студентов, доказана в ходе тщательно организованного экспериментального исследования. В результате его мы действительно добились создания студентами более оригинальных и выразительных художественных образов, свидетельствующих о качественном скачке в развитии воображения студентов. В этом нам помогает специальная диагностирующая методика. Она рассчитана на минимальные усилия в процессе получения данных и их обработки, но тем не менее позволяет создать полную картину относительно умений студентов оперировать образами и синтезировать новые, эстетически значимые и эмоционально насыщенные.

Структура диссертации: диссертационная работа включает в себя введение; основную часть, состоящую из трех глав; заключение; библиографию и приложение.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования творческого воображения студентов художественно-графического факультета не случайно выбрана нами для диссертационного исследования, так как будущие педагоги не могут оставаться в стороне от сложностей современных общественных процессов, влияющих на культурную жизнь страны, в том числе и на искусство. Оно сегодня очень неоднозначно: наряду с произведениями академического характера все чаще появляются новые, так называемые, «проблемные», отличающиеся большей символичностью, многозначностью образов, облаченные в нестандартные, иносказательные пластические формы. Поэтому не только для их создания, но и для их понимания человеку художественной специальности необходимо иметь высокий уровень интеллекта, а также творческого воображения.

Основываясь на научных исследованиях по проблемам создания зрительных образов, различной их трансформации, а также создания выразительных, оригинальных художественных образов, мы пришли к выводу, что формирование творческого воображения студентов происходит в результате развития их образного мышления - оперирования ассоциативно рождающимися образами в рамках определенной творческой задачи. Создав для этого необходимые условия на занятиях композицией, мы сможем добиться от студентов более интересных, выразительных образно-пластических решений их творческих работ.

Научным обоснованием «развития образного мышления студентов и формирования у них творческого воображения послужил анализ художественного образа по философским категориям «форма» и «содержание» и путей его создания (ассоциативный, логический, ассоциативно-логический), установление ассоциативной природы образного мышления, выявление индивидуальных, прежде всего аналитико-синтетических особенностей создания зрительных образов и их творческой переработки, а также новый подход к анализу средств выразительности, необходимых для создания композиционной целостности произведения.

В результате теоретического исследования мы установили некоторые предпосылки формирования творческого воображения у студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией: накопление чувственного опыта (обогащение его посредством разнообразного перекодирования информации); развитие «художественного видения» (синтез избирательности и целостности при восприятии); развитие ассоциативного и образного мышления; активизация мыслительных процессов, лежащих в основе воображения; обогащение опыта пластической обработки образов с помощью различных композиционных средств, приемов, а также художественных материалов и техник изображения и т.д.

Реализации этих предпосылок на практике способствовало проведенное нами экспериментальное исследование. Оно состояло из двух основных этапов:

1) разработка диагностирующей методики, позволяющей оценить уровень развития образного мышления студентов художественно-графического факультета, выявить наличие у них творческого воображения и его индивидуальные особенности у каждого студента; проведение поискового эксперимента с целью дальнейшего изучения психологического механизма создания образа, его творческой переработки и выявления динамики развития некоторых характеристик образного мышления от курса к курсу;

2) проведение констатирующего и обучающего этапов педагогического эксперимента, нацеленных на проверку эффективности предложенной методической системы обучения композиции, которая специально направлена на развитие образного мышления и формирование творческого воображения студентов.

Поисковый эксперимент показал, что некоторые характеристики образного мышления действительно развиваются под влиянием обучения: в большей степени - характеристика художественного образа (соответствие формы содержанию), образность и уровень ассоциирования; в меньшей степени -продуктивность содержательного характера (количество метафор, сравнений) и оригинальность художественного образа, но это развитие происходит неравномерно и скачкообразно (скачок в развитии образного мышления происходит, в основном, на третьем курсе). Количество (продуктивность) и оригинальность образов, возникших по ассоциациям на абстрактное пятно, практически не изменились в процессе обучения, что характеризует их как индивидуальные особенности воображения (творческие способности), так же как и аналитико-синтетические особенности восприятия зрительных образов и оперирования ими.

Практически все студенты, создавшие в творческом задании полноценный художественный образ (основные его характеристики оценены высшим баллом), показали высокий уровень образного мышления. Мы считаем, что эти студенты обладают творческим воображением. Их немного, но число их увеличивается с каждым курсом, что подтверждает возможность формирования творческого воображения в процессе обучения.

Данные поискового эксперимента помогли в разработке методической системы обучения композиции, где были приведены в соответствие все ее элементы: руководящая идея обучения, цель, задачи, содержание, средства, методы, приемы обучения и дидактические принципы (основные и специальные) - все это подчинено логике усвоения социального опыта творческого воображения в процессе обучения на художественно-графическом факультете. На основе выводов проведенных теоретического и поискового экспериментального исследований была разработана специальная программа по композиции (теоретический и практический курсы), которая, действуя в рамках методической системы, предполагает усиленное воздействие на умения студентов работать со зрительными образами в процессе создания художественного произведения.

Апробация данной методической системы проходила на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института в течение четырех лет. За это время полностью доказана ее эффективность. Во-первых, это наглядно демонстрирует сравнительный анализ показателей развития образного мышления студентов контрольной и экспериментальной групп, полученных в процессе проведения первого контрольного среза (констатирующий эксперимент) и второго контрольного среза (по окончании обучающего эксперимента). При помощи методов описательной и индуктивной статистики мы убедились, что рост уровня развития образного мышления значительно выше там, где проводилось специальное обучение. ч

Более того, те характеристики, на которые обращалось особое внимание (развивающие ассоциативное мышление и умение создавать выразительный художественный образ) показали более существенные изменения под влиянием разработанной нами методической системы обучения композиции.

Во-вторых, к концу обучения студенты экспериментальной группы показали себя более активными в творческой деятельности, а художественные образы, созданные ими, отличаются большей эмоциональной силой, смелостью композиционных решений, большей глубиной и многозначностью идеи, раскрытой с помощью точных, оригинальных изобразительных метафор. Так, развивая образное мышление студентов, применяя в комплексе все специальные меры педагогического воздействия, мы добились формирования творческого воображения у многих студентов художественно-графического факультета. Цель исследования была нами достигнута, а гипотеза подтвердилась.

Таким образом, мы выделяем следующие пути формирования творческого воображения студентов художественно-графического факультета пед-шстшута на занятиях композицией:

1) обогащение чувственного опыта (помимо пополнения эмоционально воспринимаемой информации, мы включаем сюда накопление опыта перекодирования - перевода образов из одной знаково-изобразительной системы координат в другую);

2) развитие образного мышления (прежде всего, через совершенствование ассоциативных процессов, влияющих на эмоциональную и содержательную глубину, оригинальность создаваемых образов, а также на легкость оперирования ими в решении творческих задач);

3) расширение опыта творческой работы (поиск разнообразных и нестандартных способов создания образов и их пластического воплощения с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого студента и особенностей его воображения и образного мышления, в частности, аналити-ко-синтетических);

4) овладение профессиональными композиционными умениями и навыками (теоретическое и практическое освоение композиционной грамоты, а также использование разнообразных способов создания образов воображения неоперациональных приемов с целью достижения формально-содержательной целостности и выразительности художественного образа).

Данные пути формирования творческого воображения, рассчитанные на комплексное применение, приведены в соответствие друг с другом согласно требованиям методической системы преподавания композиции, благодаря чему имеют научно обоснованный и последовательный характер. Это обеспечивает управляемость и контролируемость процессов творческого воображения студентов на разных этапах его формирования и развития.

Однако, проблема создания зрительных образов и их пластической обработки в художественном произведении до сих пор остается не до конца изученной. Это объясняется тем, что деятельность воображения, в основном протекающая в уме, недоступна для наблюдения и всестороннего изучения. В то же время «пробелы» в изучении таких сложных психических процессов, как образное мышление, воображение, творческое воображение, представляют большие возможности для дальнейших исследований с использованием новых путей и нестандартных подходов к научному поиску.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ахадуллин, Вадим Фагимович, Москва

1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. - М.: Сов. художник, 19В6. -326 с.

2. Алиев ЮМ. Повышение эффективности художественной деятельности студентов в учебном процессе по композиции: Автореф. канд. дис. М., 1992.- 16 с.

3. Алпатов М.В. Композиция в живописи.- М.: Искусство, 1940.

4. Алътшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979.- 175 с.

5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн./Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1982. Кн.1. - 318 е.; Кн.2. - 295 с.

7. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем//Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. -С.5-59.

8. Арганисян В.М. Развитие творческого мышления студентов-педа-гогов//Вопросы психологии. 1982. - №6. - С.97-100.

9. Арнхейм Р. Визуальное мышление/ТХрестоматия по общей психологии: Психология мышления/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтор, В.В. Петухова. -М„ 1981. С.97-108.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-393 с.

11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.

12. Архангельский С.Я. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. - 48 с.13. jЧабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. -208 с.

13. Бабанский Ю.К. Проблемы эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

14. Барышников А. П., Лялин И.В. Основы композиции. М.: Трудре-зервиздат, 1951. - 190 с.

15. Батоге Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся на материале их изобразительной деятельности. Улан-Уде: Бурят, кн. изд-во, 1966.-114 с.

16. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Докт. дис. М., 1993. - 390 с.

17. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983.

18. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности/Под ред. Д.И. Фельштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. -212 с.

19. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. -255 с.

20. Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедия: XV т. СПб., 1895.

21. Бурлачук 77. Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.

22. Вансчов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956.-371 с.

23. Вансчов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1989.-328 с.

24. Вейдь Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. - 190 с.

25. Возрастная и педагогическая психологияУМ.В. Манохина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Пронина и др.; под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984.-256 с.

26. Возрастная и педагогическая психология: Тексты/Сост. О. Шуаре Марта М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 272 с.

27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

28. Волков В.П. Организация восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству (в системе внеклассных и внешкольных занятий): Автореф. канд. дис. М., 1982. - 16 с.

29. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950. - 508 с.

30. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.

31. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 288 с.

32. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. Вып. 2. М.: Прометей, 1998 - 226 с.

33. Вопросы композиции: Сб. науч. тр./Под ред. В.Б. Кошаева. -Ижевск, 1992.-160 с.

34. Вопросы методики преподавания композиции. Л., 1972. - 128 с.

35. Вопросы психологии творчества: Сб. науч. тр. Саратов, 1968.112 с.

36. Вопросы экспериментальной психологии и ее истории; Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 353 с.

37. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 174 с.

38. Восприятие и воображение: Экспериментальные исследования/Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: МГПИ им. В.И. Ленина: Ученые записки. - 1963. -№194.-368 с.

39. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления//Хрестоматия по общей психологии. Психология мыпшения/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Пету-хова. -М„ 1981.-С. 255-258.

40. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

41. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

42. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя.-3-е изд. М.: Просвещение, 1991. -93 с.

43. Выготский JI.C. Психология искусства/Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987.-344 с.

44. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач//Вопросы психологии. -1980. -№!.- С. 31-38.

45. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. 1982. - №5. - С. 80-84.

46. ГшьфордДж. Три стороны интеллектаШсихология мышления/Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. - 532 с.

47. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-Т.1.-496 е., Т.2.-376 с.

48. Гончаров А.Д., Котляров А.С. Теория композиции. М.: МПИ, 1986.-57 с.

49. Гордеева Н.А. Педагогическое стимулирование саморазвитая творческого воображения студентов будущих учителей: Автореф. канд. дис. -Казань, 1996. - 16 с.

50. Григорьева В.Б. Формирование композиционного мышления у студентов-заочников художественно-графического факультета/Повышение эффективности методов обучения на заочном отделении ХГФ: Тез. докл. Все-росс. науч.-практ. конф. - Уфа, 1993. - С. 22-23.

51. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-239 с.

52. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1993.

53. Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего/В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. -С. 109-118.

54. Даниелъ СМ.\ Искусство видеть: О творческих способах восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

55. ДудецкийА.Я. Воображение. Смоленск, 1969. - 94 с.

56. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. -М.: Прогресс, 1965. 286 с.

57. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977.320 с.

58. Ермолаева А.Н. Опыт исследования взаимоотношений воображения и восприятия/В сб.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории/Под ред. М.М. Нудельман. М., 1975. - С. 284-294.

59. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей: По материалам зарубежных исследований//Вопросы психологии. -1975,-№5.-С. 166-167.

60. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970.- 125 с.

61. Загвязинский ВЖ Методология и методика дидактического исследования. М.: Педогогика, 1982.

62. Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта: К проблеме прочтения символа. М.: Наука, 1997, - 160 с.

63. Злотншов ВТ. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. канд. дис. М., 1966. - 160 с.

64. Знамеровская Г.П. Направления, творческий метод, стиль в искусстве.-Л., 1978.

65. Зязюн И. А. Особенности становления и развития эстетического восприятия: Автореф. канд. дис. Киев, 1968. - 20 с.

66. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению/В кн.: Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа: Сб. науч. тр. М.: Ин-т психологии, АПН РСФСР, 1954. - С. 5-58.

67. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

68. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения/Известия АПН РСФСР. Вып.76. - 1956. - С. 3-17.

69. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

70. Из творческого опыта советских художников: По страницам журнала «Творчество». М.: Сов. художник, 1972. - 160 с.

71. Изергина Н.Э. О развитии воображения на занятиях по композиции/Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Прометей, 1995. - С. 100-105.

72. Изергина Н.Э. О новых подходах к преподаванию композиции на художественно-графическом факультете /Художественно-педагогическое образование: Сб. науч. тр. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. - С. 11-12.

73. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента: Исследование проблем программированного обучения. М.: Знание, 1975.- 123 с.

74. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.

75. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168 с.

76. Каменский А. А. Романтический монтаж. М.: Советский художник, 1989.-336 с.

77. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобраз. искусство, 1981.-216 с.

78. Кейра Ф. Воображение и его разновидности у ребенка: Этюд по экспериментальной психологии применительно к интеллектуальному воспитанию. -М., 1984.- 105 с.

79. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве//Вопросы философии. 1967. - №106.

80. Кириллова Н.Н. Творчество. Личность. Образование. М.: Изд-во Рос. эк. ак-я, 1995. - 103 с.

81. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем./Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1987. - 176 с.

82. Климович В.П. Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов/Раздел «Композиция портрета»: Автореф. канд. дис. М., 1985. - 46 с.

83. Короткое НА. Проблемы и методы развития познавательных способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе преподавания композиции: Автореф. канд. дис. М., 1978. - 16 с.

84. Коршунова JI.C. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 145 с.

85. Коршунова JI.C. Творчество и мировоззрение (методологический аспект). М., 1982.-40 с.

86. Коршунова Л.С., Пруоюинина Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 180 е.,

87. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве М.: Изобразительное искусство, 1994. - 272 с.

88. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1974. - 280 с.

89. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты.-2-е изд. М.: Ось-89, 1997. - 208 с.

90. Кулебякин Г.И. Рисунок и основы композиции. М.: Высшая школа, 1988.-128 с.

91. Лаптев A.M. О композиции. -М., 1959.

92. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. - 208 с.

93. Лейтес Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных разли-чий//Вопросы психологии. 1982. - №4. - С. 36-49.

94. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 575 с.

95. Леонтьев А.Н. Психология образа//Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. -1979. №2. - С. 3-13.

96. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-213 с.

97. Лимонченко В.В. Продуктивное воображение: Философско-педагогический аспект проблемы: Автореф. канд. дис. Киев, 1991. - 17 с.

98. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1990. - 528 с.

99. Ломаева #.#. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях композицией: Автореф. канд. дис. М., 1998. - 16 с.

100. Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - 296 с.

101. ЛукА.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 125 с.

102. ЛукА.Н. Творческое мышление. М.: Политиздат, 1978. - 144 с.

103. Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения: Автореф. канд. дис. М., 1984. - 22 с.

104. Мартынов В.М. Анализ произведений изобразительного искусства. -М., 1984.

105. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности/УВопросы психологии. 1989. - №6. - С.29-33.

106. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

107. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978.44 с.

108. Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции: Проблема синтеза искусств/С.-Пет-г. высшее худ.-пром. училище. СПб.: Изд-во С.-Пет-г. ун-та, 1994. - 77 с.

109. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. М.: Сов.художник, 1983. - 375 с.

110. На грани тысячилетий: Судьба традиций в искусстве XX в. М.: Наука, 1994.-256 с.

111. Неменский Б.М. Культура. Искусство. Образование: Цикл бесед. -М.: Центр ХКО, 1995.-79 с.

112. Никитенков С.А. Композиционное мышление и его потенциал/Совершение психолого-педагогической, методологической и художественной подготовки студентов художественно-графического факультета к работе в школе: Тез. докл. Т.1. - Уфа, 1991. - С. 31-33.

113. Никитин В.Ф. Генезис искусства и формирование художественно-образного мышления/Искусство, наука, техника: пути сопряжения: Тез. докл. -Уфа, 1990.-С. 130-133.

114. Никифоров В.М. Путь к картине. М.: Искусство, 1971. - 142 с.

115. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 155 с.

116. Николаева В.И. От наброска с натуры к композиционному решению в материале. М., 1982.

117. Ниреиберг Р. Искусство творческого мышления. М., 1996.

118. Образование будущее России: Тез. докл. Российской науч.-практ. конф.-Т.1,Т.2. - Уфа, 1996.

119. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование/Под ред. И.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

120. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/Под ред. AJB. Петровского. М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

121. Оганов А.А. Произведение искусства и художественный образ. -М.: Знание, 1978.-64 с.

122. Окунев Ю.К Пути освоения ритма живописной композиции: На материале художественно-графического факультета: Автореф. канд. дис. М., 1989.- 16 с.

123. Охитина JI.T. Психологические особенности деятельности воображения: Автореф. канд. дис. М., 1968. - 16 с.

124. Павлюк И.А. Упражнения по композиции как средство развития образного мышления студентов 1-2 курсов художественно-графического факультета: Канд. дис. М., 1988. - 201 с.

125. Панкратова Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством: Автореф.канд.дис. М., 1998. - 24 с.

126. Патрина К.Т. Воображение/В кн.: Курс общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982. -Вып.2. - С.97-108.

127. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание,1961.

128. Платонов R.K. Психологический практикум. М.: Высшая школа, 1980.- 165 с.

129. Познавательные процессы и способности в обучении/В.Д. Шадри-ков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др./Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

130. Пономарев ЯЛ. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.

131. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

132. Популярная художественная энциклопедия/Под ред. В.П. Полевого. М.: Советская энциклопедия, 1986. - Т.1. - 447 е., Т.2. - 432 с.

133. Психологические исследования представлений и воображения /Отв. ред. Е.И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 248 с.

134. Психологические исследования творческой деятельности /Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 253 с.

135. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М., 1990.

136. Ратнер-Кирнос, Дина И. Вдохновение и откровение. М.: Интор, 1995.-207 с.

137. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия/Сост. Н.Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

138. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества: Учебное пособие С.-Пет-г. ун-та. СПб.: Яз. центр, 1995. - 270 с.

139. Розет ИМ. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1991. - 312 с.

140. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., 1997.

141. Рубинштейн C.JI. Воображение/Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. - 596 с.

142. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. - 352 с.

143. Сашина Н. Г. Знак и символ в обучёнии. М.: Знание, 1988.286с.

144. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-504 с.

145. Скоробогатов В. А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Сравнительно-исторический анализ: Монография/Рос. сос. пед. ун-т им. Герцена А.И. СПб.: Образование, 1992. - 115 с.

146. Совершенствование профессиональной и методической подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Ростов-на-Дону, 1989. - 158 с.

147. Стариков М.М. Воображение и талант в живописи//Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией: Сб. науч. тр./Под ред. Е.В. Шорохова. М.: Прометей, 1994.-С. 226-234.

148. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. JL: Художник РСФСР, 1984. - 319 с.

149. Страхов ИВ. Психология воображения: Пособие для студентов педагогических институтов. Саратов, 1971. - 78 с.

150. Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития: Тез. докл. Целиноград, 1991. - 96 с.

151. Третьяков Н.Н. Композиция в станковой живописи и кинокадре. -Ижевск, 1987.

152. Трохименко К.Д. О методе преподавания композиции. О композиции. М., 1959.

153. Тюхтин B.C. Содержание и форма в искусстве. М.: Знания, 1984.

154. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.224с.

155. Фаворский В.А. О композиции. М.: Искусство, 1933.

156. Фатеев С.В. Воображение как фактор продуктивности деятельности: Автореф. докт. дис. Новосибирск, 1996. - 36 с.

157. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. - 324 с.

158. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр./Свердл. Инж.-пед. ин-т/Отв. ред. С.З. Гончаров. -Свердловск, 1990. 153 с.

159. Фрейд 3. Художник и фантазирование/Отв. ред. Р.Ф. Додельцева. -М.: Республика, 1995. 396 с.

160. Художественное творчество и психология/АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. М.: Наука, 1991. -189 с.

161. Чередниченко С.И. Композиция: Практический курс. Программа. -М.: Изд-во МЭГУ, 1992. 15 с.

162. Школа изобразительного искусства: в 10 т-х. М.: Изобразительное искусство, 1993.

163. Шорохов Б.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1970. - 303с.

164. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

165. Шорохов Е.В., Стариков М.М. Воображение и композиция в живописи/Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией: Сб. науч. тр. М.: Прометей, 1994. -С. 67-77.

166. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.-141 с.

167. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований/ Педагогика и логика. М., 1993. - 385 с.

168. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. - 272 с.

169. Эренберг Р. Развитие возможностей интеллекта. Минск, 1969.

170. Эстетика: Словарь. -М., 1989.

171. Юон К.Ф. Об искусстве. -М., 1959. 81 с.

172. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

173. Якиманская И.С. О механизмах создания чувственного образа //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. - №2. -С. 9-13.

174. Якиманская КС. О разработке метода диагностики развития пространственного мышления/В кн.: Проблемы диагностики умственного развития учащихся/Под ред. З.И. Калмыковой. М., 1975. - С.156-206.

175. Якиманская КС., Зархин В.Г., Кадая С.Х. Тест пространственного мышления: Опыт разработки и применения//Вопросы психологии. 1991. -№1. - С. 128-134.

176. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.-224 с.

177. Durand G. L'imagination symboligue. Par Gilbert Durand. 2-me ed. Paris, Presses universitaires de France, 1968, 128 c.

178. Imagery: Current theory, research, a application/Ed. by Anees A.Sheikh. New York etc.: Wiley, cop. 1983.-XIV, 582 c.

179. Kaufmann G. Visual imagery and problem solving/Geir Kaufmann.-Bergen, 1973.

180. Marcus S. frnaginatia/Stroe Marcus. Bucuresti: Ed.sti.si encicl., 1980.-95 c.

181. Oatley K., Ienkins I.M. Understanding Emotions.-Cembridge, Mass.: Blackwell Publichers Ins., 1996.