автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией
- Автор научной работы
- Ломаева, Наталия Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией"
на правах рукописи
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ КОМПОЗИЦИЕЙ.
Специальность 13.00.02 Теория и методика обучения изобразительному искусству
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1998
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре живописи
Научный руководитель:
Доктор педагогических наук, профессор ШОРОХОВ Е.В.
Официальные оппоненты:
Доктор философских наук, профессор ЛУКЬЯНОВ Б.Г.
Кандидат педагогических наук, профессор УНКОВСКИЙ А. А.
Ведущая организация - Московский педагогический университет.
Защита состоится "-^У." ,<г?Г?г!?^'-гП998г. в .^.^1часов на заседании диссертационного Совета Д 053.01.12 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд №526.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Mill У но адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан ".......".................1998 года.
ИГНАТЬЕВ С.Е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема исследования и ее актуальность.
В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает качество профессиональной подготовки художника-педагога. Нынешнее время - это достаточно сложный переходный период быстроменяющегося общества, который требует высоко- профессионально подготовленных специалистов, соответствующих запросам социально-общественной практики настоящего времени. Вместе с тем высшая школа закладывает основы специальной грамотности и мастерства формирует мировоззрение художника-педагога. В осуществлении этих глобальных задач на наш взгляд особая роль отводится формированию образного мышления, способствующего осмыслению формы, объёма на качественно новом трансформационном уровне создания художественного образа, понимание и сравнение конструктивных составляющих, анализ, синтезация компонентов композиции их последующее обобщение и классификация по различным показателям определённых групп, которые успешно применяются при создании художественного образа произведения.
Занятия изобразительной деятельностью рассматривается как одно из важнейших средств развития личности человека, способствующее формированию эстетического понимания сути происходящего, развитию творческого, образного мышления, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического отношения к действительности окружающего мира. Важное значение для успешного овладения профессиональным запасом знаний, умений, навыков художественного цикла имеет формирование образного мышления студентов на занятиях композицией.
Видение, изображение, образное мышление человека подвергается изменению под влиянием систематической тренировки и
приобретения жизненного опыта. Художник, систематически наблюдая окружающее приобретает навыки специфического восприятия предметов и явлений, посредством сформированное™ образного мышления, которое позволяет ему не только познавать окружающий мир, но и его изображать.
Смысл процесса образного мышления - научиться видеть и воспринимать окружающее с последующей трансформацией увиденного с целью создания художественного образа.
К числу не достаточно решённых проблем специальной подготовки художника-педагога в системе образования педагогических вузов мы относим проблему формирования их образного мышления в процессе освоения курса композиции.
Наряду с задачами освоения общих законов композиции особого внимания заслуживают умения и навыки выражения вещей и предметов не только самих по себе, но и отношение к ним человека данной эпохи и окружающего мира вообще. Всё это возможно при определенном уровне сформированное™ образного мышления. Всем этим вопросам уделялось не достаточное внимание в процессе системно-целостного обучения изобразительного цикла при подготовке специалиста как художника-педагога. Это особенно прослеживается у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на более старших курсах. Поэтому одной из актуальнейших проблем в процессе работы над композицией произведения является определённый уровень образного мышления.
Анализ практики освоения композиции выявил трудности, с которыми сталкиваются студенты в творческом процессе работы над композиционным произведением.
При отсутствии творческого подхода в понимании художественного образа, составляющего основу особого языка создаваемого произведения, наследие мастеров прошлых поколений воспринимается догматично, что в свою очередь приводит к бези-
А
нициативному, шаблонному отношению студентов к умению анализировать, обобщать и конкретизировать особенности любого предмета и явления.
В этой связи для целенаправленного формирования представлений и развития образного мышления в изобразительной деятельности на занятиях композицией мы обратились к трудам известных учёных, внесших значительный вклад в отечественную науку таких как Л.Д.Алехин; Г.В.Беда; В.Г.Волклв; В.П.Зннченко; С.Е.Игнатьев; В.С.Кузин; Л.Г.Медведев; А.С.Пучков; H.H.Ростовцев; А.Е.Терентьев; А.В.Триселев; А.А.Унковский; Е.В.Шорохов;А.П.Яшухин и д.р.
Вопросы формирования образного мышления разносторонне освещены ведущими специалистами в области психологии и педагогики. Практическую ценность для нашего исследования представляют работы ученых таких как - Б.Г.Ананьева; Л.С.Выготского; В.П.Зннченко; А.Н.Леонтьева; А.Р.Лурия; А.Я. Пономарева; С.Л.Рубинштейна; Д.Н.Узнадзе и т.д.
В настоящее время теоретический вклад по отдельным проблемам теории композиции, методики обучения, формирования и развития образного мышления на занятиях изобразительного цикла исследуется и пополняется работами следующих исследователей В.Н.Есиповым; В.П.Зннченко; С.Е.Игнатьевым; В.С.Кузиным; В.К.Лебедко; Л.Г.Медведевым; Н.Н.Ростовцевым; А.С.Пучковым; А.В.Триселевым; А.Е.Терентьевым; Е.В.Шороховым и т.д.
Необходимость данного исследования актуальна тем, что многие выпускники художественно-графических факультетов слабо владеют основами композиции, у них нет достаточно развитых умений и навыков использования средств композиции, что в конечном результате отражается на их профессиональном подходе в решении задач художественного творчества на современном уровне развития общества. Поэтому изучение основ формирования об-
разного мышления на всех этапах подготовки художников - педагогов, продуманность системы учебного процесса по композиции с учетом специфики подготовки художников-педагогов в педагогических вузах позволит найти наиболее оптимальные средства и условия совершенствования подготовки данных специалистов.
Объектом исследования - является процесс обучения композиции студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов.
Предмет исследования - методика формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов на занятиях композицией.
Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов на занятиях композицией, посредством специально разработанной системы упражнений по композиции, способствующей эффективному формированию у студентов способности к образному мышлению.
Изучение специальной литературы, обобщение опыта работы в системе подготовки художников - педагогов, анализ предварительных материалов исследования проблемы формирования образного мышления позволили выдвинуть гипотезу исследования: если в процессе обучения композиции принять разработанную нами целостную методическую систему, включающую в себя: а) цели и задачи содержания обучения композиции, в том числе основные задания по композиции и специально разработанную нами систему практических упражнений, предполагающую поэтапное усложнение ее теоретического и практического содержания заданий, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно - художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами
композиции в эскизах - как результате упражнений.
b)формы и методы обучения, методические приемы
c) средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.п.),
то это позволит активизировать формирование и развитие образного мышления студентов, что в целом окажет положительное влияние на раскрытие творческой индивидуальности личности потому, что отобранные известные в педагогике формы и методы обучения удачно сочетаются в данной методической системе и позволяют успешно развивать творческие способности студентов, а разработанная нами подсистема практических упражнений и методика ее использования обладает большими возможностями формирования образного мышления.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические и методические основы разработки методики развития образного мышления студентов в процессе обучения композиции;
2. установить особенности и исходные уровни образного мышления студентов;
3. определить основные принципы создания экспериментальной системы упражнений, нацеленной на развитие компонентов образного мышления, выделить ее основные характеристики;
4. определить пути активизации учебно-творческого процесса на основе использования упражнений по композиции;
5. провести экспериментальное исследование с целью выявления эффективности системы упражнений по композиции как дидактического средства развития образного мышления студентов;
6. разработать на основе экспериментального обучения методические рекомендации по формированию образного мышления студентов, посредством использования специальной системы упражнений.
Методической основой исследования является научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященных методологии научных и педагогических исследований.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами исследовались следующие методы исследования:
• теоретическое изучение и анализ литературы по этике, философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства;
• изучение и анализ учебных программ по композиции педагогических ВУЗов и обобщение педагогического опыта;
• анализ живописных произведений мастеров изобразительного цикла;
• педагогическое наблюдение за процессом деятельности преподавателей и студентов на занятиях по композиции;
• изучение и обобщение педагогического опыта на основе анкетирования, беседы со студентами и преподавателями ВУЗов;
• проведение и обработка данных педагогического эксперимента.
Научное исследование проводилось на базе Витебского педагогического университета, Магнитогорского педагогического института, Красноуфимского педагогического колледжа.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. разработана методическая система формирования образного мышления студентов, которая включает в себя:
• цели и задачи содержания обучения композиции, в том числе основные задания по композиции, и специально разработанную нами систему практических упражнений, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно -художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в эскизах - как результате упражнений;
• формы и методы обучения, методические приемы;
• средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.п.);
2. выявлены и определены индивидуальные и типовые уровни сфор-мированности образного мышления по разработанным критериям и параметрам, разработаны содержание и последовательность упражнений, составлена методика целенаправленного развития композиционных представлений.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
a)рассмотрен комплексный подход формирования общего и индивидуального образного мышления у студентов;
b)результаты данного исследования могут быть использованы в других исследованиях смежных проблем.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания, в разработке и совершенствовании процесса обучения композиции, при корректировке учебно-творческих и учебных программ по композиции и дисциплинам специального цикла. Материалы исследования могут быть учтены при изучении смежных проблем творческой подготовки художников-педагогов, а так же учащихся педагогических колледжей, студий. В основном практическая значимость результатов и выводов заключается в разработке комплексного подхода для формирования общего и индивидуального образного мышления у студентов на занятиях композицией и методики его использования с целью повышения эффективности курса композиции, совершенствования профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
Достоверность и обоснованность полученные результаты обусловлены теоретической базой исследования, а так же данными, полученными в ходе проведения экспериментальной работы, выразившимися боле высоким уровнем профессионально-композиционной подготовки студентов художественно-графических факульте-
тов и умением самостоятельно создавать выразительные творческие произведения.
Апробация и внедрение результатов.
Основные результаты исследования внедрены в практику обучения композиции на художественно-графическом факультете Витебского педагогического университета, Магнитогорского педагогического института, Красноуфимского педагогического колледжа, отражены в публикациях и выступлениях на научно практических конференциях по итогам работы за год. (г. Москва, МПГУ им. В. И. Ленина - 1994, 1995, 1996 г.г.)
На защиту выносится:
Разработанная, научно-методически обоснованная, экспериментально проверенная система формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов, которая включает в себя:
•цели и задачи содержания обучения композиции, в том числе основные задания по композиции, и специально разработанную нами систему практических упражнений, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно -художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в эскизах - как результате упражнений;
• формы и методы обучения, методические приемы;
• средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.п.);
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем диссертации 187 страниц основного текста, 1Ц страниц библиографии, 9 страниц приложения.
Основное содержание диссертации.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, проблема, цель, задачи, формируется гипотеза, характеризуется методическая основа, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические и методические основы процесса развития и формирования образного мышления студентов на занятиях композицией.» рассматриваются, анализируются и обобщаются основные научно-теоретические положения философии, психологии и педагогики по проблеме формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов.
Мышление является наиболее сложной ступенью среди других форм отражения материи человеческого мозга. Мыслительный процесс связан с обнаружением проблемной ситуации, выдвижением вопроса, задачи, цели и поиском решения задач, а так же созданием концептуальных моделей, отражающих закономерности реальностей. Ощущение, впечатления, память «представляют» в распоряжение мыслительной деятельности материал непосредственных восприятий деятельности.
Продуктивность мышления воплощается в двух видах преобразования впечатлений действительности: идеальном - создание мысленно-понятийной и мысленно-образной картины действительности и материальном - изменений материи, предметное воплощение мыслительного содержания.
Творческий процесс художника рассматривается как взаимодействие мышления художника с эстетической деятельностью.
Мышление является высшим продуктом человеческого интеллекта. Специфика мышления как ступени отражения действительности заключается в переработке информации и получении вывода.
Мышление и фантазия являются теми «механизмами» творческого процесса, которые обеспечивают переработку материала действительности в произведения искусства. Из разнообразных впечатлений художник создает произведение, превращая жизненный материал в образы искусства.
Роль мышления возрастает в процессе разработки замысла и становится решающей по мере окончательного становления компонентов произведения: его содержания, образов, структуры, стиля.
Учебно-творческая деятельность по композиции характеризуется прежде всего тем, что студентам необходимо научится «представлять» то, что будет в результате выполнения изображения, то есть им необходимо выработать способности мыслить «образно».
Формирование образного мышления рассматривается в диссертации как деятельность студента в процессе создания субъективно нового продукта, художественного образа, в который обучаемый вложил свои знания, приобретенные посредством практической деятельности - умения и навыки в качественно новой ситуации, проявляя при этом эмоциональную отзывчивость на создаваемое произведение.
В работе выделены параметры личности студента при составлении художественного образа.
• Уровень художественной подготовки.
• Уровень сформированное™ художественного образа
• Особенности эмоционально-эстетической рефлексии.
Анализ трудов современных педагогов и психологов показал, что более успешное усвоение знаний, умений и навыков в различных видах деятельности предполагает определенную организацию творческо-познавательного процесса, в результате которого происходит качественное изменение их образных представлений.
Рассмотрены и выделены три основных типа упражнений (аналитические, синтезированные, творческие), способствующих формированию образного мышления.
Анализ основных источников, изучение особенностей композиционной деятельности студентов позволило сделать следующие выводы:
• учебно-творческая работа по композиции включает в себя отражение образов действительности на уровне изобразительных представлений;
• при выполнении учебно-творческих задач по композиции происходит формирование определенного круга композиционных представлений;
• анализ и обобщение - специфическая особенность мышления;
• зависимость уровня художественной подготовки от познавательной деятельности студента.
Во второй главе «Разработка модели методики формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях композицией» рассматриваются цели, задачи, содержание и ход эксперимента. Описывается содержание, методика и результаты экспериментальной части нашего исследования.
В констатирующем эксперименте выяснялось:
• сущность методов формирования образного мышления, используемого художниками-педагогами;
• принципы использования содержания упражнений по композиции;
• организация условий для всех видов упражнений.
Содержание эксперимента представляло собой комплекс исследовательских работ направленных на выявление уровней сформированное™ образного мышления по специально выделенным параметрам: художественное восприятие, зрительная память, об-
разность представлений, умения и навыки использования средств композиции.
Эксперимент проводился в течении 1994-1997 года.
С целью получения более объективных данных нами было проведено несколько дополнительных срезов, которые позволили уточнить существенные признаки сформированное™ образного мышления. В определении уровней художественного восприятия мы использовали признаки и критерии, которыми определяет уровни художественного восприятия Е.П.Зальцман.
Методика констатирующего эксперимента включала в себя наблюдение,-анкетирование, собеседование .Целью констатирующего эксперимента было выявить исходный уровень подготовки, качество и особенности развития образного мышления студентов и на основании этого определить контрольные и экспериментальные группы.
Итоги констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:
• уровень художественно-образного мышления студентов определяется степенью художественной подготовки поступающих на ху-дожественно-грфические факультеты педагогических вузов
• ассоциативность и воспроизведение восприятия зависит от степени специальных знаний по изобразительному циклу;
• степень развитости композиционных представлений зависит от методически разработанной системы упражнений;
• уровень художественно-теоретической подготовки находится в прямо-пропорциональной зависимости от уровня практической деятельности;
• степень формирования компонентов образного мышления зависит от поставленных задач и упражнений направленных на решение специфических проблем композиции.
Выполнение аналитических, синтезированных и творческих
упражнений основывалось на разработанных нами методических принципах обучающей системы упражнений формирующих образное мышление. Подробно описана экспериментальная программа использования упражнений, как вид общей системы формирования образного мышления, выделена последовательность композиционных задач, определяющих цельность и направленность упражнений, находящихся в тесной взаимосвязи с общими целями и задачами обучения композиции.
В экспериментальной программе освещены проанализированы композиционные задачи определяющие выявление основных средств композиции изучаемого раздела (жанра) в соответствии с видами творческого процесса. Разработанная нами система практических упражнений дополняет программное содержание учебно-творческого процесса по композиции и на её основе построено последовательное, системное, интегрированное использование упражнений, формирующих компоненты образного мышления.
Третья глава «Экспериментальная проверка эффективности методической системы формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов» (формирующий эксперимент).
Обобщая данную главу, можно выделить основные моменты:
• формирование образного мышления студентов первых и последующих курсов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов с использованием целостной модели, в том числе и с учетом определенной системы упражнений по композиции, всецело зависит от формы, методов руководства развития художественного восприятия;
• использованию практических упражнений и достижению целей и задач общей методической системы формирования образного мышления студентов должно предшествовать их полное понимание и осознание;
• использование методической модели по композиции с учетом упражнений по композиции, должно основываться на индивидуально-личностном подходе к студенту как к субъекту, в соответствии с качеством и количеством в обучении, исходя из уровня профессионально-художественной подготовки студентов;
• экспериментальное обучение показало эффективность использования разработанной нами научно-методически обоснованной модели формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов, включающей в себя: цели и задачи содержания обучения композиции, в том числе основе задания по композиции и специальную систему упражнений, как составляющую при, формировании образного мышления;
• формирование образного мышления осуществляется в условиях активизации интереса к предмету композиции и полного осознания актуальности осуществления тех или иных композиционных действий по художественному восприятию в теоретической и практической работе над созданием художественного образа произведения;
• сравнительный анализ результатов эскизных разработок студентов экспериментальных и контрольных групп показывает на значительные изменения в формирования образного мышления, проявляющееся в знаниях, умениях, навыках композиционной работы студентов над созданием художественного образа при решении теоретических и практических целей и задач в основных заданиях по композиции, занимающихся по экспериментальной программе. По отдельным параметрам положительные изменения превышали 1 -2 балла.
В заключении излагаются общие выводы исследования. Экспериментальное исследование показало, что в целях оптимизации учебного процесса по композиции следует использовать возможности межпредметных связей, интеграцию специальных дисциплин
цикла изобразительное искусство, специально оборудованные для этого кабинеты с наглядными пособиями и ТСО, использование которых создает качественное выполнение аналитических и синтезированных упражнений.
Уровень практической подготовки студентов экспериментальных групп увеличился за счет конкретизации последовательных композиционных действий, соблюдение принципа системности и преемственности в обучении, осуществляемых в процессе восприятия образца и закрепляемых в практической работе по выполнению синтезированных и творческих упражнений.
Экспериментальное исследование особенностей формирования образного мышления студентов ХГФ на основе специально разработанных упражнений позволило выявить узловые моменты, обеспечивающие качество усвоения дисциплины "Композиция". К ним мы относим:
• связь и зависимость уровней сформированных композиционных представлений и уровней, глубины осмысления средств композиции в процессе выполнения художественного восприятия произведений искусства по изучаемому жанру;
• обусловленность художественного восприятия действительности художественным уровнем подготовки по композиции;
• зависимость уровней мыслительных процессов, сопровождающих этапы композиционной работы над эскизом, от характера "установок";
• зависимость выражения художественного образа в эскизе от уровня развития умений и навыков использования средств композиции;
• уровень эмоционально - эстетической отзывчивости на художественный образ от широты историко - литературных и жизненных знаний определяется личностными и образовательными данными обучающихся;
• способность выполнять композиционную работу по памяти и по представлению создает основные предпосылки активного формирования образного мышления.
Вместе с тем, проведенное исследование эффективности предложенной нами целостной методической системы обучения, позволило нам убедиться в том, что ее использование повлияло на качественный уровень параметров композиционной деятельности, определяющих специфические свойства образного мышления, и обеспечило тем самым решение поставленных в исследовании задач.
Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить основой для продолжения более глубокого изучения проблемы формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов по всем дисциплинам изобразительного цикла.
По теме исследования опубликованы следующие работы:
1. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов на занятиях композицией. (Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: Межвузовский сборник научных трудов -М.: Прометей,1995. - с.98-99.
2. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов на занятиях композицией. (Научные труды МПГУ им. В.И.Ленина Серия: гуманитарные науки. - М. Прометей, 1996. -с. 200-201.
3. Роль образного мышления в творческой деятельности художника. (Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительной деятельности. Выпуск 1. -М. Прометей, 1996 , - с. 91-93
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ломаева, Наталия Николаевна, 1998 год
Введение 3-
Глава I. Теоретические и методические основы процесса развития и формирования образного мышления студентов на занятиях композицией. 14-
§1. Философские аспекты процесса развития образного мышления у художника в работе над произведением искусства. 14-
§2. Психолого-педагогические основы формирования образного мышления в процессе обучения композиции 27-
§3. Методические основы системы формирования образного мышления студентов на занятиях композицией. 49-
Глава П. Разработка методической системы формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях композицией. 65-
§1. Особенности развития образного мышления студентов на занятиях по композиции. Поисковый и констатирующий этап педагогического эксперимента. 65-
§2. Предлагаемая модель экспериментальной методической системы формирования образного мышления студентов на занятиях композицией. 83-
Глава Ш. Экспериментальная проверка эффективности методической системы формирования образного мышления студентов художественно-графического факультета (формирующий и сравнительный этапы эксперимента). 114-
§1. Формирование образного мышления студентов в процессе выполнения основных заданий, в сочетании с целенаправленными упражнениями по композиции (1 курс). 115-
§2. Развитие образного мышления студентов на последующих курсах (4 курс) обучения на художественно-графическом факультете педагогических вузов. 140-157 Заключение. 158162 Библиография. 163-177 Приложение. 178
Введение.
Проблема -исследования и ее актуальность.
Социально-экономическое развитие нашей страны, создание рыночной экономики, особенности современного этапа научно-технического прогресса обуславливают творческий характер труда. В свою очередь это требует повышение эффективности и качества обучения, воспитания творческой активности и творческих способностей у подрастающего поколения, что является важным и необходимым условием развития нашего общества. Эту ответственную задачу призваны решать и художественно-графические факультеты институтов и университетов, поскольку изобразительное искусство является одним из важнейших средств формирования творческих способностей человека и воспитания его социальной активности. Формирование образного мышления будущих учителей изобразительного искусства требует повышения эффективности и качества подготовки специалистов для современной школы.
К числу не достаточно решенных проблем подготовки учителей изобразительного искусства в системе педвузов мы относим проблему формирования их образного мышления на этапе обучения композиции.
Эта проблема обуславливается рядом специфических, проблем, проистекающих из самого предмета «Композиция», так и определяющихся условий подготовки художников-педагогов в системе педвузов.
Изучая особенности композиционной учебно-творческой деятельности студентов, анализируя результаты их работы, нельзя не согласиться с тем, что человек, занимающийся изобразительным творчеством, формирует свое мышление в ключе специфики искусства и деятельности, детерминированной образными представлениями. Поэтому неслучайно специалисты подчеркивали и подчеркивают значение сформированности образного мышления в развитии творческих способностей человека. Так, Н.К Крупская писала: «Необходимо развивать образное мышление. Оно связано с силой зрительного восприятия, с умением наблюдать,развитием памяти и образного воображения» Л1/. «художественная школа должна трудиться над воспитанием образного мышления», - отмечает Н.Н. Волков /23,7/. Уделявший много внимания этому вопросу А.В. Луначарский говорил, что «.язык образов гораздо ближе к жизни по лестнице абстрагирования, чем публицистика и чем научная обработка действительности. Внизу, как общая почва, лежит действительность. Как наука, так и искусствоть воем роде познавательная обработка действительности. Материал, даваемый действительностью, перерабатывается в выразительности и яркости. Но в то время как наукаарается влитьои выводы в обобщения логического характера, в законы и формулы, художник делает такие обобщения, вкладывая их в типы и типичные предложения» /98,42/. Следовательно, рассмотрение проблемы формирования образного мышления в процессе обучения изобразительному искусству должно опираться на методологические принципы теории познания, теории отражения, раскрывающейщество взаимоотношениябъективного и объективного в художественном творчестве, выявляющей активную роль художника и в то же время предупреждающей абсолютизацию этой роли. При этом важно опираться на учение о двухупенях, познания (чувственного и рационального) в ихотношениях и взаимодействии. Основываясь на этих общефилософских положениях, отдельные исследователи творчества и обучения творчеству гипертрофируют ту или инуюупень, пытаясь теммым достичь особых результатов, хотя большинство опытных педагогов-исследователей признают нерасчленимость двух - рационально-логического и эмоциональных начал в развитии полноценныхойств художественного восприятия, образного осмысленияедств выражения художественного образа.
Различное понимание форм и методов художественного воспитания вызвано еще и тем, что в последние годы преобразовывается и сама художественная практика искусства. Художники-профессионалы, стремясь к поиску новых форм выражения проблематики жизни, экспериментируют, что не всегда совпадает с представлением об искусстве, как сложной формой выражения мыслей и чувств, а вызывает уверенность в том, что художником можноать и без особых усилий, перешагнув нелегкий путь приобретения профессионального мастерства в обучении. Проблема методики подготовкиециалистов по изобразительному искусству, таким образом, поделилась на две тенденции: одна - поиск возможностей творческого развития вответствиирешением определенного кругаециальных учебных задач, другая - поиск возможностей активизации художественного восприятия на основе усиления роли эмоциональной отзывчивости обучающихся. Здесь важно помнить одно, что художественный образ - «понятиеожное, многогранное и многомерное,язанноепредставлениями об отношении искусства к действительности, о роли художника, о внутренних законах искусства,проблемой художественного восприятия» /160,241/. «Его основные функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная. Только воейвокупности они раскрываютецифические особенности образа» /Там же/. Следовательно, для его «создания» требуется определеннаяециальная подготовка, определенные знания, умения и навыки восприятия действительности и использованияедств образного выражения в искусстве.
Рассмотрение проблемы формирования образного мышления студентов на занятиях по композиции требует учета данных философии и эстетики, психологии и физиологии, педагогики и методики искусства, которые в той или иной степени раскрывают процесс формирования у человека образного мышления в изобразительном творчестве. При этом важно учитывать, что для философии мышление выступает прежде всего, как историческое развитие познавательных способностей человека. Философию (теорию познания) интересуют прежде всего конечный результат (продукт) познавательной деятельности, по которому можно судить об особенностях выражения художественного, а, следовательно, и восприятия и осмысления жизни художником. Художественный образ исторически изменчивое понятие: в каждую эпоху (исторический отрезок развития общества) отмечается своеобразие художественного отражения мира. Поэтому художественный образ античности отличается от образа искусства эпохи Возрождения
И т.д.
В отличии от философов, психологов интересует сам процесс порождения продуктов творчества. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты мышления. Эстетика изучает «законы красоты» в искусстве и деятельности, эстетическое восприятие и познание жизни через искусство, творчество людей, пользуясь данными философии и психологии творчества. На основе данных этих наук педагогика строит содержание основ обучения и воспитания, определяет формы и методы учебного процесса. Поэтому при рассмотрении проблемы развития образного мышления важно опираться на труды искусствоведов-философов, как: «Художественный образ и гносеологическая специфика искусства». М. (1981) Андреева А.А.; «Эстетика. Искусство. Искусствознание» (1983) Ванслова В.В.; «теория отражения в художественном творчестве» (1970) Васильева С.; «Искусство как мышление» (1982) Ермаш Г.Л.; «Искусство и эмоции», «От художника к зрителю» (1978) Раппопорт С.Х. pi др.
Важно опираться на данные современной психологии, ибо в ней содержится ключ к решению проблемы. Так, вьщающийся советский психолог JI.C. Выготский и его ученики: А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др. детально рассматривают сложнейшие механизмы мышления как творческого процесса. Но эти исследования не касаются методики развития образного мышления, характеризуя его как процесс взаимодействия субъекта и объекта познания и специфическое его своеобразие.
Решению проблемы совершенствования методики образного мышления студентов художественно-графических факультетов в процессе обучения композиции способствуют теоретические и методические разработки художников-педагогов, непосредственно занимающихся в системе подготовки учительских кадров по изобразительному искусству (Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Г.В. Беда, Е.В. Шорохов, А.А. Унковский, Н.Н. Анисимов, А.С. Пучков, А.Е. Терентьев, А.Д. Алехин, А.П. Яшухин, Т.С. Комарова, А.В. Триселев, Л.Г. Медведев и др.)
Весьма полезным материалом служат работы Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко и др.
Исследование осуществлялось на основе изучения теоретического наследия художников-практиков: В.А. Фаворского, Е.А. Кибрика, А.А. Дейнеки, К. Пет-рова-Водкина, К.Ф. Юона, Б.В. Иогансона и др., а также материалов в работах М.В. Алпатова, Н.Н. Волкова, Е.О. Котовой, Р. Арнхейма, Е. Розенблюма, В.Н. Козлова и др.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией"
Знание студентами и педагогами приемов и способов создания художественных образов позволит раскрыть творческую индивидуальность каждого студента, поможет преподавателю найти индивидуальный подход к каждому студенту на занятиях по композиции. На ряду с этим, практическое решение данной задачи не возможно без знания студентами и педагогами особенностей самого процесса образного мышления, методики и способов создания художественных образов. Указанное противоречие и определило проблему исследования - формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетах педагогических вузов на занятиях композицией.
Цель исследования - теоретическое и практическое решение данной проблемы формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов на занятиях композицией, посредством специально разработанной системы упражнений по композиции, способствующей эффективному формированию у студентов способности к образному мышлению.
Объект исследования -является процесс обучения и композиции студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Предмет исследования - методика формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией.
Изучение специальной литературы, обобщение опыта работы в системе подготовки художников-педагогов, анализ предварительных материалов исследования проблемы формирования образного мышления позволили выдвинуть гипотезу исследования: если в процессе обучения композиции принять разработанную нами целостную методическую систему, включающую в себя: а) цели и задачи обучения композиции, в том числе основные задания по композиции и специально разработанную нами систему практических упражнений, предполагающую поэтапное усложнение ее теоретического и практического содержания заданий, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно - художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в эскизах - как результате упражнений; б) формы и методы обучения, методические приемы; в) средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т. п.), то это позволит активизировать формирование образного мышления студентов, потому, что отобранные известные в педагогике формы и методы обучения удачно сочетаются в данной методической системе и позволяют наиболее успешно развивать творческие способности личности, а разработанная нами подсистема практических упражнений и методика ее использования обладает большими возможностями и значительно повышает уровень сформированности образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов.
Задачи исследования:
• выявить теоретические и методические основы разработки методики развития образного мышления студентов в процессе обучения композиции;
• установить особенности и исходные уровни образного мышления студентов;
• определить основные принципы создания экспериментальной системы упражнений, нацеленной на развитие компонентов образного мышления, выделить ее основные методические характеристики;
• определить пути активизации учебно-творческого процесса на основе использования упражнений по композиции;
• провести экспериментальное обучение с целью выявления эффективности системы упражнений по композиции как дидактического средства развития образного мышления студентов;
• разработать на основе экспериментального обучения методические рекомендации по формированию образного мышления студентов посредством использования специальной системы упражнений.
Методологической основой исследования являются научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященных методологии научных и педагогических исследований.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами исследовались следующие методы исследования'.
• анализ литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства.
• анализ действующей и экспериментальных программ по композиции и обобщение педагогического опыта.
• анализ живописных произведений мастеров изобразительного искусства.
• педагогическое наблюдение за процессом деятельности преподавателей и студентов на занятиях по композиции.
• изучение и обобщение педагогического опыта на основе анкетирования, беседы со студентами и преподавателями ВУЗов.
• проведение и обработка данных педагогического эксперимента. Экспериментальному исследованию предшествовало изучение специальной литературы по проблемам, связанным с формированием и развитием творческих способностей и творческого мышления в обучении изобразительному искусству. Кроме того, использовался метод наблюдения и анализа композиционной деятельности студентов, опрос, анкетирование студентов и педагогов-художников, метод срезов по Игнатьеву Е.И., проведение экспериментально-опытного обучения и выполнение отдельных специальных заданий по композиции.;.
Научное исследование проводилось на базе Витебского педагогического университета, Магнитогорского педагогического института , Красноуфимского педагогического колледжа.
Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Разработана методическая система формирования образного мышления студентов, которая включает в себя:
•цели и задачи обучения композиции, в том числе основные задания по композиции, и специально разработанную нами систему практических упражнений, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно - художественного восприятия произведений искусства (образцов) , углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в эскизах- результатах упражнений;.
•формы и методы обучения, методические приемы;
•средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.п.)
2. Выявлены и определены индивидуальные и типовые уровни сформиро-ванности образного мышления по разработанным критериям и параметрам, разработаны содержание и последовательность упражнений, составлена методика целенаправленного развития композиционных представлений.
На основе экспериментальной работы по использованию системы упражнений выявлены основные условия педагогического и методического руководства композиционной деятельностью студентов, а также определены возможности поуровневого использования в системе занятий и самостоятельной подготовки.
Исследование позволило определить индивидуальные и типовые уровни сформированное™ образного мышления по разработанным критериям и параметрам, установлены содержание и последовательность упражнений, доказано положительное влияние на развитие компонентов образного мышления, наконец, разработана методика целенаправленного развития композиционных представлений, определена структура «модели» функционирования компонентов образного мышления в упражнениях по композиции в соответствии изучаемых разделов (жанров) композиции.
Теоретическая значимость заключается в том, что: а) рассмотрен комплексный подход формирования общего и индивидуального образного мышления у студентов; б) результаты данного исследования могут быть использованы в других исследованиях смежных проблем.
Практическая значимость работа заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания, в разработке и совершенствовании процесса обучения композиции, при корректировке учебнотворческих и учебных программ по композиции и дисциплинам специального цикла. Материалы исследования могут быть учтены при изучении смежных проблем творческой подготовки художников-педагогов, а также учащихся педагогических колледжей. В основном практическая значимость результатов и выводов заключается в разработке комплексного подхода для формирования общего и индивидуального образного мышления у студентов на занятиях композицией и методики его использования с целью повышения эффективности курса композиции, совершенствования профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены теоретической базой исследования, а также данными, полученными в ходе проведения экспериментальной работы, выразившимися в более высоким уровнем профессионально-композиционной подготовки студентов художественно-графических факультетов и умением самостоятельно создавать выразительные творческие произведения.
Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования внедрены в практику обучения композиции на художественно-графических факультетах Витебского Педагогического университета, Магнитогорского педагогического института, а также Красноуфимского педагогического колледжа, отражены на Научных чтениях (1994, 1995, 1996, 1997), в МПГУ, в тезисах и статьях. На защиту выносится разработанная, научно-методически обоснованная, экспериментально-апробированная система формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетах педагогических вузов, которая включает в себя: цели и задачи содержания обучения композиции, в том числе основные задания по композиции испециально разработанную нами систему практических упражнений, предполагающую поэтапное усложнение ее теоретического и практического содержания, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно - художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражение средствами композиции в эскизах - как результате упражнений; формы и методы обучения, методические приемы; средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.)
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, выполненное исследование подтвердило гипотезу, согласно которой внедрение в учебно - творческий процесс по композиции целостной методической системы, направленной на формирование образного мышления студентов ХГФ в поэтапном усложнении ее теоретического и практического содержания, является эффективным средством их профессиональной подготовки.
Доказательство истинности гипотезы было связано с решением поставленных перед исследованием задач и достижения общей цели работы. Так, нами было проведено достаточно широкое изучение теоретических основ развития образного мышления и творческого воображения, рассмотрены искусствоведческие и психолого - педагогические предпосылки решения проблемы исследования в рамках специфики обучения будущих художников - педагогов по композиционным упражнениям. Разработана структура модели функционирования основных компонентов образного мышления в экспериментальной методической системе (с включением аналитических, синтезированных и творческих упражнений), выделенной нами в соответствии с особенностями композиционной работы над созданием художественного образа в эскизе.
Анализ программ по композиции, методической литературы, наблюдение за процессом композиции на занятиях, беседы с преподавателями свидетельствуют о том, что педагоги не имеют достаточных знаний о методике формирования образного мышления, и как следствие этого, студенты в своей практической деятельности отдают приоритет решению технической стороны в решении стоящих перед ними образных задач, что несомненно приводит к снижению уровня специальной подготовки художников - педагогов, их творческий профессиональный потенциал.
На основе пробных, поисковых и констатирующего экспериментов, нами был получен материал, отражающий различные уровни сформированности образного мышления студентов до основного экспериментального обучения, параметры их художественного восприятия действительности и произведений искусства и отражения результатов образного мышления в их композициях, а также критерий оценки умений и навыков использования средств композиции и отражения образного мышления в практических работах. Этот материал позволил нам построить экспериментальную методическую систему формирования образного мышления студентов на занятиях по композиции, использование которой позволило решить ряд вопросов, связанных с проблемой формирования образного мышления, композиционных представлений, умений и навыков выполнения действий по использованию средств композиции, что в конечном счете обеспечивает эффективное развитие компонентов образного мышления.
Разработанная и экспериментально проверенная нами методическая система включает в себя: 1) цели, задачи и содержание, которое представлено разработанной нами экспериментальной программой формирования образного мышления, 2) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы, 3) средства обеспечения всех учебно-воспитатешлтых и развивающих процессов на занятиях композицией (ТСО, наглядные пособия и т.д.).
Использование методической системы по композиции как средства формирования образного мышления студентов по разделам учебной программы: "Натюрморт", "Интерьер", "Тематическая композиция", "Одно и двухфигурная композиция" показало, что проблема подготовки художников - педагогов может осуществляться более эффективно в процессе оптимизации условий развития композиционных представлений студентов, которые содержат в себе:
1) художественное восприятие произведений искусства (образца) и его углубленное изучение в аналитических заданиях и упражнениях;
2) художественное восприятие действительности с активным использованием синтезированных и творческих упражнений.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что рациональное объединение в пределах разрабатываемой темы по композиции различных приемов активизации эмоционально - эстетических и познавательных сторон восприятия и логического осмысления способов образного отражения в произведении (эскизе, этюде, зарисовках) способствует развитию профессионально - художественных качеств студентов. Использование выделенных нами аналитических, синтезированных и творческих упражнений служило развивающим фактором, создающим условия для более свободного хода творческой мысли, формированию образного мышления, композиционности и изобразительности представлений и воображения. При этом важно и необходимо изучать природу формирования "изобразительных" представлений. На наш взгляд это может осуществляться в последовательных и непрерывных упражнениях, развивающих образную память на основе закрепления образов восприятия в регулярных набросках и эскизах, усложняющихся по мере индивидуального усвоения познавательного и практического материала обучающимися. Так, в процессе освоения "Натюрморта", студенты приобретают способность и навыки композиционного представления простых по форме предметов. Формирование композиционных и изобразительных представлений происходит на материале основных форм: квадрат, призма, пирамида, шар. Выполнение композиционной работы по жанру "Интерьер" усложняется специфическими внешними и внутренними особенностями и образными смыслами, что требует наличия определенного уровня развития образного мышления, соответствующей подготовки по художественному восприятию и в выполнении действий по реализации средств композиции. Композиционное освоение жанра "Однофигурная композиция" обуславливается сложностью задач аналитических знаний в этой области изучения специальных дисциплин, необходимостью достаточно широкого круга теоретических знаний и практических навыков использования средств композиции в работе с натуры, по памяти и по представлению. Тематическая многофигурная композиция объединяет в себе весь комплекс сложностей знания "языка" искусства, развитости художественного восприятия, воображения и фантазии. Поэтому для эффективного использования методической системы обучения по композиции следует опираться не на общие положения, предусматривающие широчайший спектр форм и методов художественного образования, требующие несколько лет специальной подготовки по композиции, а исходить из реальных уровней подготовки будущих учителей и условий их подготовки. Дифференцированный индивидуальный личностный подход, основанный на высоком психологб - педагогическом уровне педагога - художника и его профессиональной подготовке по композиции, позволяет решать задачи обучения композиции на достаточно высоком методическом использовании форм и средств развития способностей, необходимых для создания художественного образа произведения. Так, например, важно, чтобы преподаватель композиции соотносил знания студентов с теми "образцами", которые он демонстрирует как наглядные средства. Вряд ли будет рациональным рассматривать в качестве наглядности сложную работу профессионала в процессе изучения таких средств как линия, штрих, тон. Здесь более уместным и продуктивным будет использование несложной работы художника, но доступной для понимания обучающихся. Сложные же работы художников должны рассматриваться с целью развития их общего круга художественно - эстетического восприятия. В случае же освещения какой-либо закономерности композиции важно находить те оптимальные формы анализа, которые способствуют развитию композиционных представлений студентов. Формирование же композиционных представлений осуществляется не только в процессе анализа, но и на основе практическошл опыта использования изучаемых средств в эскизной работе по тому или иному жанру.
Экспериментальное исследование показало, что в целях оптимизации учебного процесса по композиции следует использовать возможности межпредметных связей, интеграцию специальных дисциплин цикла изобразительное искусство, специально оборудованные для этого кабинеты с наглядными пособиями и ТСО, использование которых создает качественное выполнение аналитических и синтезированных упражнений.
Экспериментальное исследование особенностей формирования образного мышления студентов ХГФ на основе специально разработанных упражнений позволило выявить узловые моменты, обеспечивающие качество усвоения дисциплины "Композиция", К ним мы относим:
• связь и зависимость уровней сформированных композиционных представлений и уровней, глубины осмысления средств композиции в процессе выполнения художественного восприятия произведений искусства по изучаемому жанру;
• обусловленность художественного восприятия действительности художественным уровнем подготовки по композиции;
• зависимость уровней мыслительных процессов, сопровождающих этапы композиционной работы над эскизом, от характера "установок";
• зависимость выражения художественного образа в эскизе от уровня развития умений и навыков использования средств композиции;
• уровень эмоционально - эстетической отзывчивости на художественный образ от широты историко - литературных и жизненных знаний определяется личностными и образовательными данными обучающихся;
• способность выполнять композиционную pa6oiy по памяти и по представлению создает основные предпосылки активного формирования образного мышления.
Проблема систематизации упражнений, развивающих компоненты образного мышления студентов на начальном этапе подготовки по композиции, требует дальнейшего исследования в рамках учета сложных и специфических условий подготовки художников - педагогов в системе педвузов.
Вместе с тем, проведенное исследование эффективности предложенной нами целостной методической системы обучения, позволяет нам фактически убедиться в том, что ее использование повлияло на качественный уровень параметров композиционной деятельности, определяющих специфические свойства образного мышления, и обеспечило тем самым решение поставленных в исследовании задач.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ломаева, Наталия Николаевна, Москва
1. Авсиян О.Н. Натура и рисование по представлению: учеб. Пособие для студентов средних худож. учеб. Заведений. - М.: Изобраз. Искусство, 1985. - 151 е., илл.
2. Аксенов Ю.Г. Образ и материал. М.: Сов. Россия, 1977. -111 с.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. -160 е., илл.
4. Алпатов М.В. Камиль Коро: Монография. М.: Изобраз. Искусство, 1984-176 е., илл.
5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. методич. Пособие. - М: Высшая школа, 1980. -386 с.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: Сокр. Пер. с англ. В.П. Самохина. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
7. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Эмоции и воображение. -Новосибирск, 1975. -123 с.
8. Беда Г.В. К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им В.И.Ленина, 1983.-С.46-51.
9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 "Черчение, рисование и труд" 2-е изд. Перераб. И доп. - М.: Посвящение, 1981. - 239 е., илл.
10. Блох М.А. Творчество в науке и технике. ПГ.: 1920. -140 с.
11. П.Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.:1. Просвщение, 1964. 547 с.
12. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта (Изображение вещи в живописи XYIII XX вв.). - М.: Советский художник, 1989. -192с., илл.
13. Борев Ю.Б. Эстетика, 3-е изд. М.: Политиздат, 1981. - 399 е., илл.
14. Брушлинский А.В. Воображение и познание // Вопросы философии. -М.: 1967. № 11. С. 18-43.
15. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Наука, 1970.-157 с.
16. Ван-Гог В. Письма. M.-JL: Ис-во, 1966. - 602 с.
17. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобраз. Искусство, 1989. -328 е., илл.
18. Васильев А.А. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника -педагога: Ав-тореф. Дис. канд. пед .наук. М., 1983. -16 с.
19. Верхитина-Васютина А.И. Органы чувств в онтогенезе // Известия АПН РСФСР. Вып. 9. - М., 1958. - С.46-72.
20. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. - 591 с.
21. Возрастная и педагогическая психология (Под ред. Гомезо М.В., Ма-тюхиной В.В., Михальчук Т.С.) учебное пособие для студ. пед. институтов по спец. №2121 "Педагогика и методика начального обучения". М.: Просвещение, 1984.-256с.
22. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во МГУ, 1982.173 с.
23. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1984. - 220 е.,илл.
24. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 508 е., с илл.
25. Вожов Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. - 320 е., илл.
26. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. Изд-во Мо-сковск. ун-та, 1984. - 376 с.
27. Вопросы психологии способностей // Сб. Статей / Под ред. В.А. Кру-тецкого. М.: Педагогика, 1973. -216 с.
28. Вопросы педагогики художественных дисциплин // Сб. науч. тр. / Ред.кол.: Г.В. Беда, Ю.К. Боджанов, В.И. Денисенко, Р.Г. Ломоносов, А.П.Яшухин. -Краснодар: Кубан. ун-т, 1982. -142 с.
29. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С.67 - 88.
30. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. ВВ. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
31. Выготский С.Л. Структурная психология. Основные течения современной психологии. М.-Л., 1930.206 с.
32. Гегель Г. Эстетика: В 4-х т. / Под ред. Мих. Лившица. М.: искусство,1969.
33. Гете И.-В. Об искусстве. Сост., вступит. Статья и примеч. А.В. Гулыги. -М.: Искусство, 1975. 663 с.
34. Глезер В Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. - 246 с.
35. Говорун Д.И, Природа художественного воображения: Дис. . канд. фил. Наук. Киев, 1975. -175 с.
36. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. -432 с.
37. Георги Р. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970269 с.
38. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 239 с.
39. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Сов. художник, 1984. - 272 е., илл.
40. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 399 с.
41. Дейнека А. Из моей рабочей практики. М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1961.-148 с.
42. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. -М.: АХ СССР, 1961.-224 е., шш.
43. Денисюк А.С. Развитие воображения. Киев: 1972. -173 с.
44. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. 2-е изд.,перераб. И доп. -М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс). - 240 с.
45. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / Цикл лекций дня студентов педагогических вузов и учителей общеобразовательной школы. Смоленск: 1974. -152 с. с илл.
46. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск: 1969 - 94 с.
47. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. -320 с.
48. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. -184 с.
49. Ермеев А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987. - 319с.
50. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 124с., илл.
51. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. -М.: Искусство, 1986. 158 е.,шш.
52. Загянская Г.А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника.- М.: Искусство, 1976. -1199 е. , илл.
53. Зальцман Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия /Совершенствование учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе. Алма-Ата, 1978. С.64-71.
54. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобраз. Искусство, 1986. - 328 е., илл.
55. Зинченко В.П., Вергйлюс Н.Ю. Формирование зрительного образа. -М.: Изд-во МГУ, 1969. -106 с.
56. Золотников В.Г. Прогресс воображения в художественном творчестве: Дис. канд. философ. Наук. М., 1966. -162 с.
57. Золотников В.Г. Художественное творчество как особый вид эстетической деятельности // Эстетическая деятельность в социалистическом обществе / Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1986. - С. 97-128.
58. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 19916- 242 с. (Зарубежная школа и педагогика).
59. Игнатьев Е.И. Возрастные особенности формирования зрительного образа у детей //Учен. Зап. № 194 / МПГУ им. В.И. Ленина. -1963 С. 5-36.
60. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Дис. . канд. пед. наук. -М.: 1981. -264 с.
61. Игнатьев Е.И. Психологическое исследование представления и воображения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -196 с.
62. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Изобразит, искусство, 1968. - 32 с.
63. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Психологические исслед. представлений и воображения. М.: Известия АПН РСФСР. - АПН РСФСР. - Вып. 76.1956. - С. 3-17.
64. Илиади А.Н. Природа художественного таланта. М.: Сов. писатель, 1985.-535 с.
65. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: АХ СССР, 1959.-247 с.
66. Кайфа Ф. Воображение и память СПб. 1886. 97 с.
67. Казин A.JI. Художественный образ и реальность. JL: ЛГУ, 1985. -119 с.
68. Капланова С.Г. Психологический анализ работы художника над картиной // Психология рисунка и живописи / Вопросы психологического исследования формирования образа /. М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954.-С. 141-196.
69. Капланова С.Г. Процессы воображения в создании произведений живописи / Вопросы психологического исследования формирования образа/, М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954. - С. 197-224.
70. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: 1. Суриков. 2. Врубель. 3. Петров-Водкин. М.: Изобраз. Искусство, 1981. -216 е., илл.
71. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. / Сост.,автор примеч. Е.Д. Кардовская. М.: АХ СССР, 1960. - 340 с.
72. Криенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 е., илл.
73. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Тип. ГА ВС, 1992.- 172 с.
74. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности // проблемы способностей / Отв. Ред. В.Н. Мясищев. М.: АПН РСФСР 1962.-С. 153-164.
75. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая промышленность, 1981. - 260 с.
76. Компеирэ Г. Основания элементарной психологии. СПб. 1895. -117 с.
77. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979-144 с.
78. Коршунова Л.С., Пружинин В.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М.; Изд-во МГУ, 1989. -182 с.
79. Коровин В.И. Художественный талант. -М.: Знание, 1980.48 с.
80. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск: Изд-во Наука, сиб. Отделения, 1975. - 110 е., илл.
81. Костин В., Юматов В. Язык изобразит, ис-ва. М.: Знание, 1978. - 109 с.
82. Кочик О.Я. Живописная система Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980.-319 с.
83. Крамской об искусстве / Сост., авт. Вступ. стати Т.М. Коваленская. 2-е изд., доп. - М.; Изобраз. Искусство, 1988. -176 е., илл.
84. Кристофанелли Роландо. Дневник Микелоанджело Неистового / М.: Радуга, 1985. 416 с.
85. Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условия формирования и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под. ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. - С. 206-221.
86. Кузин B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности // Учен. Записки № 150 Свердловского пед. ин-та. Свердловск, 1971. - С. 52-66.
87. Кузин B.C. Психология / Под. ред. Б.Ф. Ломова: Учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.
88. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М.: Изд-во Наука, 1978.184с.
89. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1986.159 е., илл.
90. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1962. - 32 с.
91. Лилов А. Природа художественного таланта. М.: Искусство, 1981.480 с.
92. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т. Т.2/ Под общ. ред. Б.В. Леграна и A.M. Эфроса. М.-Л.: Академия, 1935.- 490 е., илл.
93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 340 с.
94. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. / Под ред. В.В. Давыдова и др.: Автор очерка об Леонтьеве В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391с. - Т. 2. 318 е., шт.
95. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. -1960.-№1.-С. 7-16.
96. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Англиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.-279 с.
97. Марев Иван. Методические основы дидактики: Пер. с болг. / Предисл. И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1987. - 224 с.
98. Луначарский А.В. Собрание сочинений. В 3 т. М.: 1964. - Т.2.
99. Марков Н.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теорииискусств. М: Изд-во "Искусство", 1970. - 240 с.
100. Мастера искусств об искусстве. В 7 т. Т. 7-М.: Искусство. 1969 654 с.
101. Маслов Н.Я. Плейер. Практика по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 1984. -110 е., илл.
102. Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. М.: Сов. художник. 1982. - 328 е., илл.
103. Медведев В.Г. О формировании подвижного образа восприятия на занятиях по рисунку // Межвуз. сб. научных трудов. М.: Ростов-на-Дону, 1986. -С. 39-46.
104. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учебн. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
105. Методы педагогических исследований // Пол ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
106. Михайлов М.И. Природа художественного воображения: Дис. . канд. фил. Наук. М., 1978. -169 с.
107. Минский М. Фреймы для представления знаний. Пер. с анг. М.: Энергия, 1979. -187 с.
108. Мирикян А.И. Психология пространственного восприятия: (истор.-метод. анализ) / Ред. А. Наддчаджан. Ер.: Айсатан, 1990. - 206 с.
109. Молева Н., Белютин Э. П.П. Чистяков теоретик и педагог. - М.: Академия худ. СССР, 1953. - 228 е., илл.
110. Мочалов Л.В. Неповторимость таланта. М.-Л.: Искусство, 1966. -168 е., илл.
111. Морозов И.М. Природа интуиции. Мн.: Университетское, 1990. -141 с.
112. Морозов А.И. Художник и мир личности. Творческие проблемы современной советской портретной живописи. М.: Сов. художник, 1981. -168 с.
113. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983. - 264 е., илл.
114. Мочалов Jl.В. Дидактика натюрморта // Советское искусство -знание. Сб. статей. 1988. - вып. 24. - С. 229-260.
115. Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. Изд-во Московского университета, 1986. -128 с.
116. Нейман М.Л. П.П. Кончаловский. М., 1967. -167 с.
117. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца ХЕК начала XX века. - М: Искусство, 1991. - 396 е., илл.
118. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 е., илл.
119. Никулина О.Р. Природа глазами художника: проблемы развития современной пейзажной живописи. М.: Сов. художник, 1982. - 175 с. ^
120. Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. - 2-е изд. искр, и доп. - М.: Изобаз, искусство, 1989 - 224 е., с илл.
121. Никифоров А.С. Эподы о разуме. М.: Изд-во Сов. Россия, 1981.-208 с.
122. Никифоров Б.М. Путь к картине. М.: Искусство, 1971. -142 с.
123. Никифоров В.Н. Интуиция и замысел художественного произведения // Проблемы эстетического воспитания: тезисы докладов 2-го симпозиума молодых ученых. М.: Ин-т эстетического воспитания педагогического общества РСФСР, 1970.-С. 149-152.
124. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. -155 с.
125. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. - Рус. Яз., 1990.- 911 с.
126. Островский Г.С. Как создается картина. М.: Изобраз. искусство, 1976. - 96 е., илл.
127. Петров-Водкин КС. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркан-дия. 2-е изд., доп. - Л.: Искусство, 1982. - 665 е., портр.
128. Пименов Ю. Необыкновенность обыкновенного. М.: Искусство,1964. -129 с.
129. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 372 с.
130. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Щадриков, Н.П.Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Щадрикова. М.: Просвещение, 1990. -142 е., вилл.
131. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.- 224 с.
132. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. -144 с.
133. Полонский В. Сознание и творчество. Л.: Изд-во писателей, 1934.212 с.
134. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М.Г. Ярщенко М.: Наука, 1971.-334 с.
135. Прокофьев В.Н. Живопись Эдуарда Мане между прошлым и будущим. (Некоторые вопросы поэтики и стилистики) // Об искусстве в искусствознании. Статьи разных лет. Прогресс, 1979. - С. 115-136.
136. Проблемы художественной подготовки учителя изобразительного искусства: Сб. статей/ Ред. кол.: Ю.И. Преображенский (отв. ред.). -Смоленск: Смоленский пед. ин-т им . К. Маркса, 1979. 62 с.
137. Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Композиция. Плейер. Скульптура и пластическая анатомия. История. Искусств: Сб. № 14. М.: Просвещение, 1988.-150 с.
138. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
139. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа/ Отв. ред. Е.И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. -224 с., шш.
140. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. №2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1982 -160 с., илл.
141. Пучков А.С. Основные положения системы Д.Н. Кардовского В преподавании живописи // Вопросы теории, истории и методики преподавания ху-дож.-графич. Дисцигшин: учен. Записки № 258. Вып. 1. - М.: МГПИ им В.И.Ленина, 1968. - С. 75-87.
142. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. художник, 1978. -238с., с илл.
143. Раппопорт С. X. Художественное представление и художественный образ. // Сборник. Эстетические очерки. Вып. 3. М.: Музыка,1973. - С. 45-94.
144. Раушенбах С.Х. Пространственные представления в живописи. М.: Наука, 1980. - 288 е., илл.
145. Рибо Ж. Творческое воображение. СПб.: 1901.-128 с.
146. Рибо Ж. Опыт исследования творческого воображения. СПб: 1901.136 с.
147. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Б. Развитие творческих способностей на занятиях рисования: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987. -176 е., илл.
148. Ростовцев Н.Н. Очерки истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. Изобраз. искусство, 1983. - 288 е., илл.
149. Ростовцев Н.Н. Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - С. 3-24.
150. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 е., илл.
151. Розет И.М. Психология фантазии. Минск: Наука, 1977. -114 с.
152. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. / Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинского ун-та, 1990. - 256 с.
153. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза, и обобщения. М.: Изд-во АН СССР, 1960. -168 с.
154. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.-М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-448 е., Т.2.-328 с.
155. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения /Подред. В.М. Казанова. М.: ОГИЗ, 1947. - 647 с.
156. Самохин В.Н. Эстетическое воспитание: вопросы методологии и критика. М.: Мысль. - 208 с.
157. Сезанн. П. Переписка. Воспоминания современников /Сост., автор вступ. статьи Н.В.Яворская. M.-JI.: Ис-во, 1972. - 367 с.
158. Сведерский М. О диалектике элементов и структуры. М.: Соцэгиз, 1962.-192 с.
159. Скалакова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. (Зарубежная педагогика). -224с.
160. Словарь литературоведческих терминов /Рес. Л.И.Тимофеев и С.В.Турас В. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
161. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психологического образа. Изд. Моск. ун-та, 1985. - 232 с.
162. Смирнов Г.Б. Живопись: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975.- 143 с.
163. Смольянинов И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1974.-30 с.
164. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие // Григинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979 - С. 332-352.
165. Стариченко Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художествено-графического факультета: Автореф. дне. канд. пед. наук. -М.: 1984. -17 с.
166. Стариков М.М. Творческое воображение в различные периоды жизни и творчества художника-живописца // Матер. Научной сессии по итогам науч.-исслед. работы МПГУ за 1991 -1992 г.г. М: Прометей, 1992. -С. 186-188.
167. Стариков М.М. Художественный образ в живописи и воображении // Ленинские чтения: Тез. докл. Часть 2. М: Прометей, 1991.-116.с.
168. Страхов И.В. Психология воображения // Пособие для студентов пед. ин-тов. Саратов, 1971 -78 с.
169. Суворов Н.Н. Воображение в художественном творчестве: Дис. . канд. философ. Наук. Л., 1980. - 212 с.
170. Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М.: Изобраз. искусство, 1986. - 328 е., илл.
171. Столяров И.М. Материалы и способы письма. Мн.: Вышэйшая школа, 1980.-110 е., илл.
172. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике./ Вступ. статьи Н.А. Радзимовской, С.Н. Гольдштейн. Сост. и комментарии Н.А. и З.А. Радзи-мовских, С.Н. Гольдштейн. Л.: Искусство, 1977. -384 е., илл.
173. Тарабукин Н.Б. Опыт теории живописи. М.: Всероссийский пролеткульт, 1923. - 69 с.
174. Творческий процесс и художественное восприятие / Ред. коллектив: Д.Д. Благой, Б.Ф. Егоров (отв. ред.) и др.-М.: Наука, 1978. 278 с.
175. Теория и практика педагогического эксперимента / Под. ред. А.И.Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.
176. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека /Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1967. -31 с.
177. Тугенхольд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Сов. художник, 1987. - 320 е., илл.
178. Тюхтин B.C., Ларкин Ю.Д. Содержание и форма в искусстве. М.:1. Знание, 1984. 63 с.
179. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси, 1961-210 с.
180. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
181. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита: Учебн. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. -128 е., илл.
182. Унковский А.А. Живопись. Изображение фигуры. Портрет. М.: Провещение, 1983. - 47 е., илл.
183. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVII начала XX века. - М.: Сов. художник, 1986. - 304 е., илл.
184. Философский энциклопедический словарь, 2-е изд. М.: Сов.энцикл., 1989.-815 с.
185. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Рига: БФ Паритет, 1990. - 94 с.
186. Харламова Л.А. Формирование творческого воображения учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы на уроках тематического рисования: Дис. канд. педагог, наук. М., 1986. -192 с.
187. Халминский Ю.Я., 3.А.Фаворский. М.: Искусство, 1964. - 291 с.
188. Художественное восприятие /Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - 387 с.
189. Шабельников В.Е. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата: Мек-теп, 1982. -151 с.
190. Шегель Г.М. Колорит в живописи: заметки художника. М.: Искусство, 1957. - 76 с.
191. Шорохов Е.Б. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. - 302 с.
192. Шорохов Е.Б. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и. доп. М.: Просвещение.
193. Шорохов Е.Б. Тематическое рисование в школе. 2-е изд. перераб. и доп. - М: Просвещение, 1975. - 70 е., илл.
194. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Монография. М.:
195. Высш. школа, 1982. -143 с.
196. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. / Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. - 272 с., илл.
197. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
198. Эстетика и пути творчества: Сб. статей / Под ред. В.В. Ванслова и М.Т. Кузьминой. М.: Изобраз. искусство, 1977. - 286 с.
199. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-247 с.
200. Юон К.Ф. Об искусстве /В 2 т. М.: Советский художник, 1959. - Т. 1.384с.
201. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. -160 с.
202. Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 85 с.
203. Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.166с.
204. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2003 "Преподавание черчения и изобразит, искусства". М.: Просвещение, 1985. - 288 е., илл.
205. Яшухин А.П. Живопись. Этюд с натуры: Учеб. пособ. Ростов н/Д: РГПИ, 1987.-80 с.