автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией
- Автор научной работы
- Брагина, Дарья Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Брагина, Дарья Викторовна, 2006 год
Введение
Глава 1. История становления и решения проблемы образного мышления в творческом процессе (в жанре натюрморт).
1.1 История становления жанра натюрморт. Анализ лсивописно-пластических решений произведений известных художников.
1.2 Роль натурного материала в творческом процессе художников. Выводы по первой главе.
Глава 2. Научно-теоретические основы процесса образного мышления.
2.1 Возникновение и развитие теории художественного образа.
2.2 Характеристика образного мышления как психологического процесса.Физиологические предпосылки образного мышления. Выводы по второй главе
Глава 3. Методика формирования образного мышления.
3.1 Разработка критериев оценки работ студентов по композиции.
3.2 Разработка методической системы преподавания композиции по формированию образного мышления студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов. Выводы по третьей главе
Глава 4. Ход и результаты опытно-экспериментального исследования формирования образного мышления студентов.
4.1 Ход и результаты констатирующего эксперимента.
4.2 Ход и результаты формирующего эксперимента.
4.3 Сравнителъный(контрольный) эксперимент и его результаты. Выводы по четвёртой главе 148 Заключение 153 Список литературы 159 Приложения
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией"
Проблема исследования и её актуальность
Искусство, как форма общественного сознания, представляет собой художественно - образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человечества. Современная действительность предъявляет высокие требования к уровню интеллектуальной и творческой развитости человека, к технической и культурной образованности и соответственно к уровню подготовленности молодёжи к профессиональной деятельности.
Развитие технократической цивилизации, практикуемых в ней методов воспитания и образования привело к тому, что в работе головного мозга доминирует левое полушарие, которое обеспечивает формально-логическое (понятийное) мышление и речь. Правое полушарие, отвечающее за непосредственное чувственное восприятие мира, ориентацию в пространстве, художественное мышление, творчество и интуицию, у большинства людей находится в угнетенном состоянии - это показали исследования английского физиолога Экклза (26, с.7). Этим объясняется столь малое число людей с ярко выраженными талантами. Дисбалансом активностей полушарий объясняется и растущая дегуманизация нашей цивилизации, о чем свидетельствует глобальный экологический кризис, военная конфронтация между государствами, насилие и жестокость, царящие в быту, поскольку жизненными принципами «левополушарного» человека являются: «цель оправдывает средства». Гармонизировать работу головного мозга, повысив активность правого полушария, возможно с помощью различных методик развивающих образное мышление.
Для нашего времени характерна изменчивость, сложность, хаотичность жизненных явлений, что определяет необходимость воспитывать в современном человеке такие качества личности, как умение обобщать (это ускоряет процессы поиска оптимальных путей в решение проблемных ситуаций); умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую. Всё это требует хорошо развитого образного мышления - важного психического процесса, определяющего творческий потенциал человека. Проблема развития образного мышления продолжает быть особенно актуальной в области подготовки людей к художественной деятельности и преподаванию художественных дисциплин. Искусство на современном этапе идёт в ногу со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большая символичность, многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст произведения. Однако большинство даже образованных людей ориентированы до сих пор на поверхностно-натуралистическое восприятие произведения изобразительного искусства. В современном мире, с его бешеным темпом жизни это становиться ненужным. Многолетний труд над одной картиной теперь неактуален. Остается только суть искусства, сама идея -художественный образ, почти знаковый и сильно воздействующий на сознание и подсознание человека. Образное мышление как цельное отражение, способность к многократному оперированию представлениями и синтезированию новых образов «является одним из существенных условий успешности творческой деятельности в различных областях теории и практики».
Основной целью художественного образования в учебном процессе является формирование духовной культуры личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям, к художественно-культурным национальным традициям, развитию творческого, образного мышления, памяти, художественных способностей, формирования эстетического понимания сути происходящего. В этом процессе многое зависит от духовной и художественной культуры учителя изобразительно искусства, хорошо сформированным у него образным мышлением. Осуществляющий художественно-эстетическое обучение и развитие учеников, он должен формировать и развивать их художественное восприятие, через практическую, творческую деятельность, совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Проблема исследования заключается в слабой развитости образного мышления студентов, вследствие чего, они оказываются в затруднении создавать художественные образы в композиционных работах. Преподаватели большое значение уделяют обучению технике, законам композиции, а развитие образного мышления и эстетическое воспитание остается, как правило, в тени. Студенты занимаются срисовыванием натуры, не вкладывая в свои работы основ художественного образа.
В ходе изучения опыта преподавания композиции на художественно-графическом факультете и анализа работ студентов 1-2 курса Ml И У выявлена значительная нерешенная научно-педагогическая задача - слабая развитость образного мышления студентов, как одной из ведущих художественно-творческих способностей. Недостаточное внимание уделяется практической деятельности и теоретической подготовке в отношении формирования образного мышления.
В процессе исследования проблемы развития художественно-образного мышления рассматривался ряд аспектов - изучение причин слабого роста мыслительного процесса и разработка новых методов диагностики данного вида деятельности, устранение и предупреждение этих нерешенных задач на ранних этапах творческого развития студента. Проблема эта общепедагогическая и она связана со многими теоретическими и практическими художественными дисциплинами. С давних пор над решением её работают не только художники-педагоги, но и архитекторы, дизайнеры и представители многих других специальностей.
Смысл процесса образного мышления - научиться видеть и воспринимать окружающее с последующей трансформацией увиденного с целью создания художественного образа. Наряду с задачами освоения общих законов композиции особого внимания заслуживают умения и навыки выражения вещей и предметов не только самих по себе, но и отношение к ним человека данной эпохи и окружающего мира вообще. Всё это возможно при определенном уровне сформированности образного мышления. При отсутствии творческого подхода в понимании художественного образа, составляющего основу особого языка создаваемого произведения, наследие мастеров прошлых поколений не воспринимается с художественно-образной точки зрения, что в свою очередь приводит к безынициативному, шаблонному отношению студентов к умению анализировать и обобщать особенности любого предмета и явления.
На занятиях живописью студенты работают в основном самостоятельно, за исключением редких советов преподавателей и ни о каком художественном мышлении многие и не подозревают - просто срисовывают натуру: начиная с отдельных предметов и вырисовывая все без разбора, как фотоаппарат. А ведь в задачи эволюции, прежде всего, входит развитие умственных способностей человека. И потому человек-«творец» становится актуальным в XXI веке.
Академическая школа, пройденная ребятами в художественных школах, уже дает навыки в художественном ремесле. В Университете эти же знания углубляются, закладываются основы специальной грамотности и мастерства, формируется мировоззрение художника-педагога, развивается способность преобразовывать, обобщать реальность, анализировать, синтезировать компоненты композиции, обобщать и классифицировать по различным показателям определенных групп для создания художественного образа. Художник не тот, кто может списать точно с натуры - это ремесленник, а тот, кто может преобразовать, обострить реальность, мыслить образами -«Творить». У «творцов» особый тип мышления, который нужно упорно развивать. Однако эта сфера деятельности очень сложна для студента, и он не может ещё охватить такой широкий спектр проблем, а преподаватели в этом направлении не в полной мере объясняют и показывают студентам как надо работать. Следовательно, необходимым становится хорошая подготовка учителей изобразительного искусства, владеющих всеми методами и приёмами творческой деятельности и эффективными формами обучения. Поэтому, кроме теоретических основ композиции и их практического применения в работах, ему необходимо суметь в доступной для студентов форме рассказать о процессе художественного творчества, вовлечь учеников в творческие поиски. Необходимо воздействие на эстетическую природу зрительного восприятия студентов, способствующее эмоциональному настрою и возрастанию потребности в осуществлении творческой деятельности.
Эффективным методом такого воздействия является наблюдение учащихся за созданием изображения. Наглядный показ процесса получения творческой работы является одним из приёмов работы учителя изобразительного искусства, активизирующим мыслительно-творческую деятельность учеников и развивающим творческие способности. Существует необходимость в подготовке такого специалиста по ИЗО, чтобы он мог преподавать не только в обычной школе, но и в художественных, так как на данный момент в таких школах очень мало или вообще отсутствуют преподаватели с педагогическим образованием и тем самым художники без педагогического образования калечат психику детей, а специалистам с педагогическим образованием часто недостает художественного, особенно с практической стороны. Главная задача современного преподавателя ИЗО не только чётко и понятно объяснить ученикам теорию композиции, но главное научить творчески мыслить, выявить в ребенке его творческую индивидуальность. Выполнение творческих работ с художественной точки зрения студентами художественно-графических факультетов педвузов имеет ценное значение в формировании и развитии у будущих учителей изобразительного искусства знаний, умений и навыков показа приемов и последовательности рассуждения и выполнения творческой работы. Поэтому методически осмысленная и обоснованная творческая деятельность является средством формирования художественно педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Анализ практики обучения студентов на художественно-графических факультетах педвузов показал, что вопрос формирования и развития образного мышления недостаточно разработан. Конкретные задания на развитие образного мышления на занятиях композицией (натюрморта) студентов не просматривают, за исключением домашних заданий в которых студенты делают множественные ошибки, порой, не представляя смысла сделанного.
От нерешенности этой проблемы в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства.
Теоретический анализ существующих исследований, посвященных вопросам художественно-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства, также не освещает данной проблемы.
Например, профессиональной и художественной подготовке студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов посвящены научные труды известных деятелей образования: B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Г.В. Беды, Е.В. Шорохова, В.П. Зинченко, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, А.А. Унковского.
Исследований художественно-педагогических способностей, творческого таланта, объединяющих специальные дисциплины и методику их преподавания, в настоящее время недостаточно. В основном, труды в данном направлении, посвящены проблемам в преподавании по живописи. Таковы научные разработки Ю.П. Шашкова, Г.В. Беды,В.С. Кузина, А.А. Унковского, Б.Г. Смирнова, Е.В. Шорохова и др. Педагогический аспект формирования образного мышления на примере выполнения системы композиционных упражнений рассматривал Д.В. Маслов.
П.П.Чистяков заложил основы методической системы преподавания композиции в частности художественного образа. Огромный вклад в исследование вопросов композиции внес Н.Н. Волков.
В своем исследовании Е.В. Шорохов разработал систему формирования композиционных навыков. Раскрыл многие творческие понятия, ранее не изученные.
Но специальных исследований по формированию у студентов художественно-образного мышления в процессе преподавания композиции не проводилось.
Выше изложенное определило проблему исследования.
Актуальность проблемы состоит в том, что от недостаточной развитости образного мышления у студентов художественно-графического факультета в значительной степени страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства.
Предметом исследования является методическая система преподавания композиции, направленная на формирование образного мышления студентов, а так же учебно-творческий процесс по композиции и живописи.
Целью исследования является разработка рациональной, максимально эффективной, основанной на достижениях педагогической науки методики по развитию образного мышления на занятиях композицией и живописью.
Объектом исследования - стал процесс обучения композиции на художественно-графическом факультете МИГУ.
Гипотезой исследования является следующее предположение о том, что: если в учебном процессе по предмету композиция применить специальную методическую систему, направленную на формирование образного мышления студентов 1-2 курсов и включающую в себя: а) - цели, задачи и содержание учебного предмета «композиция» б) - отобранные нами из известных в педагогике дидактические принципы, формы, методы и методические приемы организации занятий по композиции и по методике преподавания изобразительного искусства (практические занятия), которые как мы считаем, в их взаимодействии наилучшим образом могут решать данную проблему; в) - средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (методические таблицы, раскрывающие основные свойства и закономерности взаимодействия цветов, репродукции с картин художников, композиции выполненные студентами на занятиях и дома, слайды, способствующие накоплению зрительного композиционного опыта), -то это будет способствовать значительному развитию художественно-педагогических способностей студентов, потому что данная методическая система обладает такими ценными качествами как единство целей и задач, взаимодействующих принципов, единство и взаимосвязь художественного и педагогического, теоретического и практического.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить особенности подготовки студентов художественно-графических педагогических вузов к творческой работе.(1-2 курс);
3. Определить совокупность педагогических условий эффективного формирования художественных и педагогических способностей студентов в процессе занятий композицией;
4. Разработать задания: по композиции натюрмортов, по методике их выполнения, по изучению живописных техник, композиционных приемов, последовательности ведения работы, выполнения этюдов совместно с демонстрацией выполнения творческой работы;
5. Разработать критерии оценки художественных и педагогических способностей студентов по определению уровней их развития;
6. Экспериментально проверить модель разработанной методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов на занятиях по композиции и по методике преподавания изобразительного искусства, включающую в себя цель и задачи обучения, содержание обучения, дидактические принципы, формы и методы обучения, обеспеченные необходимыми средствами, повышающими эффективность ее использования.
Методологической основой исследования являются психолого-педагогические труды ученых по вопросам подготовки педагогических кадров по эстетическому и художественному образованию, раскрывающие суть процесса формирования способностей художественно-образного мышления, по теории деятельности, по вопросам цветоведения, по истории и теории композиции, по психологии зрительного восприятия, по физиологии человека.
Для решения поставленных задач мы использовали комплекс методов педагогического исследования:
-теоретический анализ литературы по этике, философии, педагогике, психологии, теории и методике изобразительного искусства по проблеме исследования;
-теоретический анализ искусствоведческой, исследовательской и специальной литературы;
-анализ вузовских программ по предметам «композиция и живопись» и «изобразительное искусство»;
-анализ композиционных работ студентов (творческие натюрморты и эскизы), созданных в процессе экспериментальной работы;
-метод наблюдения за работой студентов во время демонстрации последовательности выполнения компоновки натюрморта, и способов работы красками;
-беседы со студентами и преподавателями ВУЗов;
-опытно-экспериментальное обучение;
-анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой стал художественно-графический факультет Ml И У. В общей сложности опытно-экспериментальным исследование было охвачено около 200 студентов. Исследование проходило в 4 этапа:
Первый этап (2000-2001г.г.) носил наблюдательно-аналитический характер. Осуществлялась работа по наблюдению за проведением уроков композиции в период прохождения студентами педагогической практики; изучались специальная литература по развитию мышления; изучались психологические основы быстрого восприятия и специальная искусствоведческая литература, включающая сведения о композиции натюрморта. На данном этапе также определялась цель и задачи исследования, а также сформировалась его гипотеза.
Второй этап (2002-2004г.г.) включал в себя теоретическую разработку и проведение констатирующего эксперимента; внедрение элементов поискового эксперимента с целью определения исходного уровня способностей студентов, выявления и отбора наиболее эффективных разработанных нами заданий.
Третий этап (2004-2005г.) заключал в себе опытно-экспериментальную работу - формирующий и контрольный эксперименты. Были проведены обучающий эксперимент, включающий содержание экспериментальных заданий по композиции и по методике преподавания изобразительного искусства, и сравнительный эксперимент, в ходе которого анализировались работы студентов.
Четвертый этап (2005г.) - период обобщения и систематизации полученных данных, подведения итогов проведенного исследования и подготовка соответствующих выводов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В ходе педагогических экспериментов решена значительная научно-педагогическая задача: осуществилось развитие образного мышления студентов на занятиях композицией;
2. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы формирования художественно-образного мышления на занятиях композицией натюрморта.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная нами методическая система формирования художественно-образного мышления студентов художественно-графических факультетов в значительной мере способствует повышению качества подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства и успешно решает проблему развития образного мышления.
Данные исследования могут служить материалом для дальнейших теоретических разработок и практических исследований по отдельным вопросам теории и методики преподавания в педвузах, а также в художественных училищах и в школах.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что материалы исследования, показывающие эффективность данного процесса, раскрывающие методы по проблеме исследования, могут быть использованы преподавателями и студентами в их подготовке к практической деятельности учителя изобразительного искусства.
-методические рекомендации выполнения композиции натюрморта и методических разработок могут быть использованы при организации занятий по композиции, живописи и на практических занятиях по методике преподавания изобразительного искусства со студентами художественно-графических факультетов;
-методические разработки и выполненные композиции могут быть использованы в качестве наглядного материала на занятиях композицией в системе художественно-изобразительного образования.
-практическая значимость результатов и выводов заключается в разработке комплексного подхода для формирования индивидуального образного мышления у студентов на занятиях композицией и методики его использования с целью повышения эффективности курса композиции, совершенствования профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической, психологической наук, достижениями искусствознания и основывается на материалах исследований, подтвержденных опытно-экспериментальным путем. Выводы и результаты исследования подвергались проверке и корректировались при проведении опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Индивидуальный подход в формировании образного мышления с учетом уровня развитости образного мышления и уровня художественной подготовки будет иметь должный эффект в том случае, если его применение будет основываться на позициях грамотности, научной обоснованности, систематичности;
2. Применение методики проведения занятий по композиции на материале натюрморт с использованием демонстрации последовательности выполнения творческой работы, способов и приемов работы над композицией живописными материалами способствует формированию художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства; 3. Модель методической системы формирования художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в натюрморте, и последовательное ведение творческого процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования и ход поискового и формирующего экспериментов обсуждались на кафедре живописи Mill У;
Результаты эксперимента внедрены на художественно-графический факультет Mill У в практике преподавания композиции на 1-2 курсах в 20042005 учебных годах.
Основные идеи и результаты исследования отражены в 6 публикациях.
15
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по четвёртой главе
Выявление эффективности экспериментальной системы упражнений по формированию образного мышления студентов 1-2 курсов позволили нам сделать следующие выводы:
Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов на основе системы упражнений по композиции зависит от взаимодействия и взаимопереплетения форм и методов руководства развитием художественного анализа композиции преподавателем;
Развитие композиционных представлений осуществляется в поэтапном формировании способностей студентов представлять, сперва простые формы, цветовые пятна, а затем, формируются более сложные композиционные представления, развивается образное мышление;
Экспериментальное обучение показало эффективность использования упражнений аналитического характера и анализ копий произведений старых мастеров. Правильная организация этого вида упражнений, основанная на обязательном закреплении знаний, умений и навыков использования средств композиции в работе с натуры, а затем по памяти и по представлению, позволяет значительно ускорить образование необходимых компонентов образного мышления;
Сравнительный анализ результатов эскизных разработок студентов ЭГ и КГ указывает на значительные изменения в развитии компонентов образного мышления у студентов ЭГ и доказывает правильность экспериментальных методических разработок, что отражают количественные показатели. Средний показатель качества композиции натюрморта возрос за семестр на 30 %. Так же это подтверждает правильность гипотезы о том, что специальная методическая система, направленная на формирование образного мышления студентов, способствует не только значительному развитию его, но и художественно-педагогических способностей.
Заключение
Основы восприятия искусства будущего закладываются уже сегодня, в современной художественной жизни. Будущее производит пока неизвестный нам отбор, накопление ценностей. Оно участвует в наших дискуссиях и спорах, незримо спорит с прошлым. Оно всегда на стороне живого, творческого, оно не любит поспешности. Будущее включает в себя и преемственность. И в основе восприятия искусства будущего - образное мышление. Оно станет присуще еще более широкому кругу людей, и оттого диалог искусства и зрителя примет еще более интересный и многообразный характер. В нем найдут место художественное наследие, традиционные виды творчества, хотя, конечно, они могут заметно видоизмениться.
Выполненное исследование подтвердило предположение о том, что внедрение в учебно-творческий процесс по композиции (на материале натюрморт) специальной методической системы, направленной на формирование образного мышления студентов 1-2 курсов, обладающей такими ценными качествами как единство целей и задач взаимодействующих принципов, единство и взаимосвязь художественного и педагогического, теоретического и практического содержания, а также учёт индивидуальных способностей студентов является эффективным средством подготовки будущих профессионалов.
Доказательство состоятельности гипотезы было связано с решением поставленных перед исследованием задач и достижения общей цели работы. Так нами было проведено на первом этапе достаточно широкое изучение теоретических основ развития творческого мышления и воображения, рассмотрены искусствоведческие и психолого-педагогические предпосылки решения проблемы исследования в рамках специфики обучения будущих художников-педагогов композиции натюрморта.
Разработана структура модели функционирования основных компонентов образного мышления в системе аналитических, преобразовательных и самостоятельных упражнений, выделенных нами в соответствии с особенностями композиционной работы над эскизом.
В диссертации представлен экспериментальный материал, отражающий различные уровни развития образного мышления студентов, а так же умений и навыков использования средств композиции. Этот материал позволил нам построить экспериментальную программу системы упражнений, использование которой позволит решить ряд вопросов связанных с проблемой формирования композиционных представлений, умений и навыков выполнения действий по использованию средств композиции, что в конечном счете обеспечит эффективное развитие компонентов образного мышления.
Использования комплекса упражнений по композиции как средства развития образного мышления студентов 1-2 курсов по заданиям учебной программы: «Композиция несложного тематического натюрморта» (Цветы, Овощи, Фрукты.), «Композиция сложного тематического натюрморта» (Вещи человека какой либо профессии, вида деятельности, рода занятий.), «Натюрморт в интерьере», показало, что проблема подготовки художников-педагогов может осуществляться более эффективно в процессе оптимизации условий развития композиционный представлений студентов, которые содержат в себе:
1) художественное восприятие произведения искусства и его углубленное изучение в аналитических заданиях и упражнениях;
2) художественное восприятие действительности с активным использованием преобразовательных и самостоятельных упражнений.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствует о том, что рациональное объединение в пределах разрабатываемой темы по композиции различных приемов активизации эмоционально-эстетических и познавательных сторон восприятия и логического осмысления способов образного отражения в произведении (эскизе, этюде, композиции натюрморта) способствует развитию профессионально-художественных качеств студентов. Использование выделенных нами аналитических, преобразовательных и самостоятельных упражнений служило развивающим фактором, создающим условия для более свободного хода творческой мысли, формированию композиционности и изобразительности представлений и воображения. При этом важно и необходимо изучать природу формирования изобразительных представлений. На наш взгляд это может осуществляться в последовательных и непрерывных упражнениях, развивающих образную память и эмоциональность восприятия на основе закрепления образов восприятия в регулярных зарисовках композиционных поисков, набросков и эскизах, усложняющихся по мере индивидуального усвоения познавательного и практического материала обучающимися. Так, в процессе освоения «Натюрморта» студенты приобретают способность и навыки композиционного представления простых по форме предметов. Формирование композиционных и изобразительных представлений происходит на материале основных форм: квадрат, призма, пирамида, шар. Выполнение композиционной работы по «Натюрморту в интерьере» усложняется специфическими внешними и внутренними особенностями и образными смыслами, сложностью построения композиционного пространства, что требует соответствующей подготовки по художественному восприятию и умению применять композиционных средств.
Тематическая композиция объединяет в себе весь комплекс сложностей знания языка искусства, развитости художественного восприятия, воображения и фантазии. Поэтому для эффективного использования упражнений следует опираться не на общие положения, предусматривающие широчайший спектр форм и методов художественного образования, требующие несколько лет специальной подготовки по композиции, а исходить из реальных уровней подготовки будущих учителей и условий их подготовки. Индивидуальный подход, основанный на высоком психолого-педагогическом уровне педагога-художника и его профессиональной подготовке по композиции, позволит решать задачи обучения композиции на достаточно высоком методическом использовании форм и средств развития, необходимых способностей. Таким образом, очень важно чтобы преподаватель композиции соотносил знания студентов с теми образцами, которые он демонстрирует как наглядное средство в процессе обучения, подбирая несложные, но в тоже время интересные работы. В процессе объяснения, какой либо закономерности композиции важно найти оптимальные формы анализа, которые способствуют развитию творческого мыслительного процесса у студентов, формирование которого происходит в практическом опыте использования изучаемых средств в работе.
В проведенном исследовании были в определенной степени решены следующие задачи:
1. Анализ развития истории жанра натюрморт показывает большие возможности в изучении художественного образа. В этой работе играет огромную роль натурный материал, к которому обращаются художники.
2. Осуществлен анализ теоретических исследований, касающихся области формирования образного мышления в философии, психологии, изобразительном искусстве и его преподавании, в частности композиции. Проведен сравнительный анализ преподавания композиции в Mill У и МГАХИ им. В. И. Сурикова. Выявлены ключевые моменты, характерные для учебно-творческой работы студентов художественно-графического факультета педвуза, что позволило определить содержание экспериментальной программы с использованием системы упражнений как средства развития образного мышления по разделам программы, изучаемой на 1-2 курсах.
3. Разработана и экспериментально проверена авторская учебная программа, в которой используются упражнения и система теоретических данных по композиции на факультете ХГФ Ml И У, что позволило выявить отдельные стороны методики, ранее не применяемой в практике обучения композиции на 1-2 курсах, в том числе: условия оптимизации обучения композиции, влияние копирующих заданий на развитие композиционных представлений студентов, а также влияние психолого-педагогической культуры и творческой личности преподавателя на активизацию творческого интереса студентов к предмету.
4. Упражнения по композиции использовались на основе разработанной нами методической модели функционирования компонентов образного мышления и показали целесообразность конкретизации типов и видов в соответствии с целями и задачами композиционных видов деятельности.
5. Использован индивидуальный подход в обучении композиции, который потребовал поуровневого планирования заданий на основе учета психологических и личностных качеств студентов и уровней их художественной подготовки (в частности уровня развитости образного мышления) и условий обучения в вузе.
6. Экспериментальное исследование показало, что в целях активизации учебного процесса по композиции следует использовать возможности межпредметных связей, специально оборудованные для этого кабинеты с наглядными пособиями и ТСО, использование которых создает качественное выполнение аналитических и преобразовательных упражнений и способствует активизации формирования образного мышления.
7. Педагогический эксперимент показал, что применение методики конкретизации последовательных композиционных действий, осуществляемых в процессе восприятия образца и закрепляемых в практической работе по выполнению преобразовательных и самостоятельных упражнений, позволило значительно поднять уровень практической подготовки студентов экспериментальных групп и степень развитости их образного мышления.
8. Экспериментальное исследование особенностей формирования образного мышления студентов начальных курсов на основе специально разработанных упражнений позволило выявить ключевые моменты, обеспечивающие высокое качество усвоения дисциплины «Композиция».
К ним мы относим:
1) связь и зависимость уровней сформированных композиционных представлений и уровней, глубины осмысления средств композиции в процессе выполнения художественного восприятия произведений искусства по натюрморту;
2) обусловленность художественного восприятия действительности художественным уровнем подготовки по композиции;
3) зависимость уровней мыслительных процессов, сопровождающих этапы композиционной работы над эскизом, от характера «установок»;
4) зависимость выражения художественного образа в работе от уровня развития умений и навыков использования средств композиции;
5) уровень эмоционально-эстетической отзывчивости на художественный образ от широты историко-литературных и жизненных знаний определяется личностными и образовательными данными студентов;
6) способность выполнять композиционную работу по памяти и по представлению создает основные предпосылки активного формирования образного мышления.
Проведенное исследование эффективности предложенной нами методической системы позволяет фактически убедиться в том, что ее использование положительно повлияло на качественный уровень композиционной деятельности, на проявление параметров определяющих специфические свойства образного мышления, и обеспечило тем самым решение поставленных в исследовании задач и проблемы в целом.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Брагина, Дарья Викторовна, Москва
1. John Wilmerding. The Art of John F. Peto and the idea of Still-Life Painting in Nineteenth-Century America // Harper&Row. Publishers National Gallery of Art, Washington, 1983.- P. 37-54.
2. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. -М.: Изобразительное искусство, 1985.
3. Агостон Ж.А. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. Перевод с английского канд. физмат, наук И.В. Пеновой.
4. Аксенов Ю.Г. Образ и материал. -М.: Советская Россия, 1977.-С. 111.
5. Аксенов Ю.Г., Левидова М.Н. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. Вып. 1. -М.: Советский художник, 1976.-С. 301 308.
6. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. Вып. 2. М.: Советский художник, 1968.-С. 286 - 272.
7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1984.-С. 160.
8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: Акад. пед. наук, 1960. 1
9. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. -Л.: ЛГУ, 1961.
10. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Просвящение,1968.
11. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. -М.: Наука, 1981.-С. 192.
12. Анисимов Н.Н. Основы рисования. 2-е изд.-М.: Стройиздат,1980.
13. Алпатов М.В. Композиция в живописи в 2-х частях. -М.: Искусство, 1940
14. Аритас А. Как я работаю. Художник. 1985. №3. -С.13-17.
15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1974.
16. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. -М.: Прометей, 1994.
17. Батракова С. Художественное содержание // Вопросы эстетики. Вып. 5. -М. 1962.- С. 28-44.
18. БедаГ.В. Живопись.-М.: Просвещение, 1986.
19. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -М.: Просвещение, 1981.
20. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений. -JL: Просвещение, 1962.
21. Беспалов Б.И. Психологический механизм действия визуального мышления. -М.: МГУ, 1984.
22. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964.
23. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. Изображение вещи в живописи 18-20 веков. Исследования и статьи. -М.: Просвещение, 1978.
24. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. -М.: Мысль, 1979.
25. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. -М.: Мысль, 1970.
26. Будза А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника. -М.: ACT, 2002.
27. Будилова Е.А. Учение И.М.Сеченова об ощущениях и мышлении. -М.: АН СССР, 1954.
28. Быкова Г.Ф. Гегелевское понимание мышления. -М., 1990.
29. Ван-Гог В. Письма. -М.: Искусство, 1966.
30. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. // Вопросы теории и истории. М.: Искусство, 1983.
31. Васильев С. Теория отражения в художественном творчестве. -М.: Прогресс, 1970.-С.496.
32. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия.- М.: МГУ, 1973. -С. 245.
33. Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Знание, 1973.- С. 96.
34. Вергилес Ю.П., Зинченко В.П. Проблемы адекватности образа // Вопросы философии. №4. 1967.
35. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. -М.: Искусство, 1970.
36. Волков Н.Н. Композиция в живописи в 2-х частях. -М.: Искусство, 1985.
37. Волков Н.Н. Цвет в живописи. -М.: Искусство, 1984.
38. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.- М.: АПН РСФСР, 1950.
39. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. -М.: Советский художник, 1973. -С. 139- 144.
40. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976.
41. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. -М.: Знание, 1974.
42. Вопросы психологии способностей. Сб. статей под ред. В.А.Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973.
43. Вопросы художественного образования. // Тематический сборник трудов. Вып.27. -Л.: Педагогика, 1973. -С.216.
44. Восприятие и деятельность. -М.: Московский университет, 1976.
45. Восприятие и изображение. Экспериментальное исследование. Под ред. Е.И.Игнатьева. -М.: АПН, 1963. -С.368.
46. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.: Лабитинт, 1996.
47. Выготский Л.С. Психология искусства. Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. -С. 334.
48. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. №6. -С.58-70.
49. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. -Л.: ЛГУ, 1974. -С. 152.
50. Герчук Ю. Живые вещи. -М.: Советский художник, 1977. -С. 141.
51. Гинзбург И. Чистяков и его педагогическая система.-Л.-М.:1940.-С. 203.
52. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. -М. 1962.
53. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. -М.: Прогресс, 1970.-С. 271.
54. Григорян К.К., Никифорова О.И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач. //Вопросы психологии. 1974. №2. -С.141-144.
55. Гризова А.И. Художественный образ как система. -Одесса.: 1970. -С.282.
56. Громов Е.С. Природа художественного творчества. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -С.239.
57. Громов Е.С. Художественный замысел и его претворение. Искусство, 1965. №5. -С. 45-50.
58. Груздев В.В. Метод освоения некоторых понятий композиции. -М.: 1974.
59. Даниэль С.М. Искусство видеть. -Л.: Искусство, 1990.
60. Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. -М.: АН, 1961.
61. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3 . -М.: Искусство, 1992.
62. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. -М.: Искусство, 1962.
63. Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. -М.: Высш. школа, 1980.
64. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. -М.: Лабиринт, 1999.
65. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. В 2 т. -М.-Л.: Искусство, 1957.
66. Дятлева Г.В. Мастера натюрморта. -М.: Вече, 2002.
67. Ермаш Г.Л. Художественный образ.-М.: 1965.
68. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. -М.: Искусство,!982.
69. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. -М.: Знание, 1982.
70. Зальцман Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Алма-Ата, 1978.
71. Землякова Г.М. Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов
72. ХГФ педагогических институтов. Автореферат диссертации на соискание ученой степ. канд. пед. наук. -М.: Ml И У, 2001.
73. Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания. Выступление на заседании Круглого стола. // Вопросы философии. -М. 1973.
74. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа. // Вопросы психологии. 1958. №5. -С.63-76.
75. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вутетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. -М.: Московский университет, 1980.
76. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. -М.: МГУ, 1969.
77. Зинченко В.П., Ломов Б.Ф. О функции движения руки и глаза в процессе восприятия//Вопросы психологии. 1960. №1. -С.29-41.
78. Зинченко В.П., Мунипов В.М., Гордон В.М. Исследования визуального мышления//Вопросы психологии. -М. 1973.
79. Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. Автореферат диссертации на соискание ученой степ. канд. пед. наук. М.,: 1959.
80. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.-С.32.
81. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.
82. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.
83. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: АПН РСФСР, 1961.-С.223.
84. Иогансон Б.В. Изобразительность и выразительность. -М.: Искусство, 1964. №4. -С.25-28.
85. Иогансон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве // О композиции. -М.: АХ СССР, 1959.
86. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.-М.: Просвещение, 1968.
87. Казаринова В., Федоров А. О композиции: Основные категории и закономерности // Техническая эстетика. 1965. №2. -С.2-7.
88. Какунин П.Н. Система упражнений по развитию творческой активности студентов ХГФ при обучении основам композиции // Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Уфа,1984. -С.39-65.
89. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981.
90. Кардовский Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма.-М.: АХ СССР, 1960.
91. Кедров Б.М., Гиндилис H.JI. Творческий процесс и ступени познания // Природа, 1981. №7. -С. 14-22.
92. Кибрик Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе // Вопросы художественного образования. Выпуск 3. -Л.: АХ СССР, 1972. -С.3-21.
93. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции: О композиции. -М.: АХ СССР, 1959. -С.37-58.
94. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. -М.: АХ СССР, 1961.
95. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Академия педагогических наук, 1959.
96. Кириенко В.И. Целостное видение и художественные способности // Вопросы психологии. 1956. №5. -С.67-77.
97. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М.: 1992.
98. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М.: Легкая промышленность, 1981. -С.260
99. Козлов Н.Г. Композиция: Вводные лекции (для заочников) -М.: Просвещение, 1968. -С.29
100. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. // Учебное пособие для педучилищ. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1985. -С.271.
101. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. №9, 1970.
102. Коротков Н.А. Развитие художественно-познавательных способностей студентов на занятиях по композиции. // Пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин. -Карачаевск, 1972. -С.149.
103. Коршунов A.M. Теория отражения и творчества. -М.: Политиздат, 1971. -С. 254.
104. Косенко Н.А. Индивидуальный подход в обучении акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов). Автореферат на соискание ученой степ. канд. пед. наук. -М.: МИГУ, 1998.
105. Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. -М.: Знание, 1978
106. Костин В.И. Что такое художественный образ. -М.: Советский .художник, 1962. -С. 14-15.
107. Котова Е. Глаз и законы красоты. Искусство, 1966. №12. -С.8-12.
108. Крамской об искусстве. Сост., автор вступит. Ст. и примеч. Т.М.Ковалевская. -М.: АХ СССР, 1960.
109. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя. Под редакцией М.Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983.
110. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. -М.: Советский художник, 1965.
111. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. и др. Объемно пространственная композиция в архитектуре. Под ред. А.В. Степанова и М.А. Туркуса. -М.: Стройиздат, 1975.
112. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. -М.: Просвещение, 1971.
113. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педучилищ по спецальности. №2001: Преподавания в начальных классах общеобразовательной школы. -М.: Просвящение, 1984.
114. Кузин B.C. Психология. Под ред. Б.Ф.Ломова: Учебник. -М.: Высшая школа, 1998.
115. Кузин B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности // Ученые записки №50 Свердловского государственного педагогического института. -Свердловск, 1971. -С.52-66.
116. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. -М.: Наука,1974. -С. 207.
117. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. Под ред. В.В. Леграна и A.M. Афроса.- М.-Л.: Академия, 1935. Т.1. -С.363, Т.2 -С.491.
118. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.
119. Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления: Доклады на совещании по вопросам психологии. 3-8 июня, 1953. -М.: АПН РСФСР,1954.
120. Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности. -М.: МГУ, 1978.
121. Лернер И .Я. О построении логики дидактического исследования // Советская педагогика, 1970. №5. -С. 106-107.
122. Ломаева Н.Н. Формирование образного мышления студентов ХГФ педвузов на занятиях композицией. Дис. канд. педнаук. -М.: 1998.
123. Ломов Б.Ф. Движение глаз и зрительное восприятие. -М.: Наука,1978.
124. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова. -М.: АПН РСФСР, 1961.
125. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. Под ред. Б.Г.Ананьева. -М.: АПН РСФСР, 1959.
126. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.
127. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978.
128. Лук А.Н. Мышление и творчество. -М.: Изд-во политической литературы, 1976.
129. Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8 т. -М.:1964. т.2.
130. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. -М.: МГУ, 1975.
131. Лурия А.Р. Психология памяти: Курс общей психологии. -М.: МГУ, 1970.
132. Манизер М.Г. Об основах композиции (сочинения): О композиции. -М.: Академия художеств, 1959.
133. Мастера искусств об искусстве: Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми т. Под ред. А.А. Губера и др. -М.: Искусство, 1965-1970.
134. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. -М.: Искусство, 1985.
135. Мигунов А.С. Художественный образ. Эстетический анализ: Материалы к спецкурсу. -М.: МГУ, 1981.
136. Молева Н.М, Белютин Э.М. П.П.Чистяков. Теоретик и педагог. -М.: Академия художеств, 1953.
137. Молева Н.М, Белютин Э.М. Педагогическая система Академии Художеств XVIII века. -М.: Искусство, 1956.
138. Молева Н.М, Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. -М.: Искусство, 1967.
139. Молева Н.М, Белютин Э.М Русская художественная школа первой половины XIX века. -М.: Искусство, 1963.
140. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение, 1991.
141. Небылицин В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы // Вопросы психологии. 1986. №4. -С. 13-26.
142. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981.
143. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972.
144. Органова О.Н. Специфика эстетического воспитания. -М.: Высшая школа, 1975.
145. Платонов К.К. Занимательная психология. 2-е изд., доп. -М.: Молодая гвардия, 1964.
146. Полуянов Ю.А. Формирования способностей целостного видения цвета у детей//Вопросы психологии, 1980. №1. -С.101-111.
147. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. -М.: АПН РСФСР, 1960.
148. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. -М.: АПН РСФСР, 1960.
149. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976.
150. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. -JI.: Знание, 1972.
151. Практикум по композиции. Техническая эстетика, №11, 1965. -С. 16-17.
152. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под ред. С.Л.Рубинштейна. -М.: Просвещение, 1960.
153. Психологические исследования представлений и воображения. Сборник статей под ред. Е.И.Игнатьева. -М.: Академия педагогических наук, 1956.
154. Психологический словарь. -М.: Педагогика, 1983.
155. Психология процессов художественного творчества. Отв. ред. Б.С.Мейлах, А.Н. Хренов. -Л.: Наука, Ленингр. отдел., 1980.
156. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа. Сборник статей под ред. Е.И.Игнатьева. -М.: Академия педагогических наук, 1954.
157. Пучков А.С., Триселёв А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пос. для студентов. -М.: Просвещение, 1982.
158. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Пол итиз дат, 1967.
159. Радлов В.А. Рисование с натуры. 3-е изд. -Л.: Художник, 1978.
160. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвуз. сборн. Научных трудов. -М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1983.
161. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. -М.: Госполитиздат, 1961.
162. Ракитин В.И. Искусство видеть. -М.: Знание, 1973. -С. 44-65.
163. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. -М.: Музыка,1972. -С. 167.
164. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. -М.: Советский художник, 1978.
165. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. -М. 1959.
166. Рид Г. Воспитание искусством. -Нью-Йорк, 1945. -С. 57-58.
167. Рисунок в высшей художественной школе. Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. -М.: Искусство, 1957.
168. Рожкова Г.И., Токарева B.C. Геометрические зрительные иллюзии и механизмы константности восприятия размера у детей // Сенсорные системы. -М. 2004. т. 18. № 4. -С. 330 338.
169. Розенблюм Е. Художник в дизайне. -М.: Искусство, 1974. -С.174.
170. Ростовцев Н.Н. Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству// Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983.
171. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение,! 987.
172. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. -М.: АН СССР,1958.
173. Рыбак JI.A. Образное мышление и урок литературы. -М.: Просвещение, 1966.
174. Рязанцева И.М. Формирование художественного воображения у студентов художественно-графических факультетов. -М.: Искусство и образование, №3,2003.
175. Сапего И .Г. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. -М.: Советский художник, 1984.
176. Севостьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобразительное искусство, 1970.
177. Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. Сост., автор вступит. Статьи Н.В. Яворская. Пер. Е.Р. Классон. -M.-JL: Искусство, 1972. -С. 82.
178. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. Под ред. В.М, Коганова. -М.: ОГИЗД947.
179. Скаткин М. На пути к единой системе. -М.: Творчество, 1982. №7. -С. 15-17.
180. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. -М.: Политиздат, 1971.
181. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.
182. Словарь литературоведческих терминов. Ред. Л.И. Тимофеева и С.В. Тураев. -М.: Просвещение, 1974.
183. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. -М.: Вестник МГУ, 1981, №2. -С. 15-30.
184. Советы мастеров: Живопись и графика. 2-е изд. -Л.: Художник, 1979.
185. Сокольникова Н.М. Основы композиции. 3 часть. -Обнинск: Титул, 1996.
186. Сомов Г., Черенков В. Возможный путь в изучении композиции. // Техническая эстетика, 1969, №10. -С.9-11.
187. Творческий процесс и художественное восприятие. Под ред.: Б.М. Галлеева и др. -Д.: Наука, 1978.
188. Терентьев А.Е. Занятия рисованием по памяти, по представлению и по воображению действенное средство развития творческих способностей студентов. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М.: Mi НИ им. В.И. Ленина, 1983.
189. Терентьев А.Е. Изображения животных и птиц средствами рисунка и живописи: Учебное пособие для студентов заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. -М.: Просвещение,1980.
190. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1981.
191. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогический наук. -М.: 1967.
192. Трислев А.В. К вопросу о художественном воспитании. Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина,1985. -С.3-10.
193. Трофименко К.Д. О методе преподавания композиции: О композиции. -М.: Академия художеств, 1959. -С.11-25.
194. Тютюнова Ю.М. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. Автореферат на соискание ученой степ. канд. педагогических наук. -М. 2000.
195. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси,1961. -С.210.
196. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита: Учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение,1980.
197. Унковский А.А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства: Диссертация канд. педагогических наук. -М.: 1972.
198. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Вступит, ст. А.Н. Михалева. -Фрунзе: Киргизстан, 1966.
199. Фарбер Д.А. Развитие мозга и познавательная деятельность. -М.: Вентана-Граф. Министерство образования РФ. Институт возрастной физиологии РАО, 2002.
200. Халминский Ю.Я. Владимир Андреевич Фаворский. -М.: Искусство, 1964.
201. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. -М. 1981.
202. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. -М.: Искусство,1953.
203. Чуйков С.А. Заметки художника. 2-е изд., доп. -М.: Молодая гвардия, 1967.
204. Шабельников В.Е. Формирование быстрой мысли. -Алма-Ата: Мектеп, 1982.
205. Шестобитов В. Восприятие дизайнера и воспитание фантазии. Техническая эстетика. 1966. №3. -С.7-21.
206. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педвузов. -М.: Просвещение, 1986.
207. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. -М.: Просвещение, 1977.
208. Шорохов Е.В. Основы композиции. -М.: Просвещение, 1979.
209. Шорохов Е.В. Предмет композиции// Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -М.: Ml НИ им. В.И. Ленина,1983. -С.125-135.
210. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. -М.: Просвещение, 1978.
211. Шорохов Е.В., Лебедко В.К. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. -М.: Прометей, 1999.
212. Шорохов Е.В., Павлюк И.А. Индивидуальный подход в обучении композиции как важнейший фактор развития образного мышления // Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Межвузовский сборник научных трудов. -М. 1988.
213. Щербаков А.В. Изобразительное творчество. Обучение и творчество. -М.: Просвещение,1969.
214. Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры: Руководителю изостудии. -М.: Художник, 1971. №1. -С.57-60.
215. Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры: Руководителю изостудии. -М.: Художник, 1971. №2. -С.57-59.
216. Энгр об искусстве. Сост. А.Н. Изоргила. -М.: Академия художеств, 1962.
217. Энциклопедия символизма. Сост. Г.В.Дягилева, Е.Н.Биркина. Под ред. Т.Е.Ширма. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
218. Эстетика: Учебное пособие для вузов. Под редакцией А.А. Радугина. -М.: Центр, 2000.
219. Юон К.Ф. Об искусстве. В 2 т. -М.: Советский Художник, 1959. Т.1 -С.384, Т.2 -С.285
220. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964.
221. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971.