автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие образного мышления студентов 4-5 курсов художественно-графических факультетов педвузов средствами колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции
- Автор научной работы
- Болычева, Татьяна Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие образного мышления студентов 4-5 курсов художественно-графических факультетов педвузов средствами колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции"
па правах рукописи
□03069862
БОЛЫЧЕВА Татьяна Владимировна
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ 4-5 КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ СРЕДСТВАМИ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ЭСКИЗА ЖИВОПИСНОЙ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Специальность 13 00 02 — теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва — 2007
003069862
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре живописи художественно-графического факультета
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор ШОРОХОВ Евгений Васильевич
Официальные оппоненты
доктор философских наук, профессор ЛУКЬЯНОВ Борис Георгиевич
кандидат педагогических наук, профессор УНКОВСКИЙ Андрей Алексеевич
Ведущая организация Московский государственный областной университет
Защита состоится 21 мая 2007 г В 15 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 154 03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д 88, ауд № 551
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу 119992, Москва, Малая Пироговская, д 1
Автореферат разослан апреля 2007г
Ученый секретарь диссертационного совета
ИГНАТЬЕВ С Е
Проблема исследования и ее актуальность Русская школа изобразительного искусства всегда несла в себе черты глубокого осмысления изображаемого и отличалась обострённой эмоциональностью цветового решения Наиболее полно эти особенности раскрылись в сюжетной картине В настоящее время в среде художников и зрителей наблюдается отсутствие внимания к сюжетной картине - одному из самых сложных и интересных жанров в мире изобразительного искусства Мы считаем, что художники и педагоги - представители русской школы живописи должны сохранить и передать большой объём знаний о сюжетной картине своим преемникам С этой целью, прежде всего надо пробудить в них познавательную активность, творческие способности, одной из которых является образное мышление
Чувство цвета, как вспомогательная художественная, способность оказывает воздействие на развитие образного мышления, а в живописном произведении наиболее полно раскрыть художественный образ позволяет колорит Цвет является одним из изобразительных средств, создающих форму живописного произведения, а также существенным образом передающих его содержание Выдающиеся художники-живописцы сознательно использовали не только его изобразительные, но и выразительные свойства
Композиция - такая художественная форма произведения, где очень важно передать собственные впечатления от увиденного Большинство художников считает, что в творческом процессе важна не только рисовальная и живописная выучка, но не менее значимым является желание сказать что-то свое, глубоко волнующее, а это возможно лишь в том случае, когда чувства и мысли художника напряжены, способны искренне воспринимать и отзываться на увиденное Если образ вызывает определенные эмоции у художника, то произведение получается ярким, заставляет зрителя переживать события, запечатленные на картине Большую роль в передаче эмоций в живописном произведении играет цвет
Рисунки детей поражают обычно тем, что в них, в большинстве своем, чувства передаются наиболее широко с помощью живописи Цвет здесь раскрывает отношения человека и окружающего мира (доброе -светлые, теплые цвета, злое - тяжелые цвета и т д), таким образом, дети пытаются изобразить предметы, явления, используя несобственные характеристики цвета, символическое значение его Взрослых обычно поражает такое глубокое осмысление действительности ребенком Если изображения по цветовой трактовке вялые, неубедительные, то причину неудачи следует искать в нежелании или неспособности ребенка глубоко почувствовать и осмыслить тему, которую следует изобразить, или в недостаточном внимании учителя к данной задаче
Таким образом, перед будущим учителем - сегодняшним студентом, стоит задача - самому научиться живо откликаться на увиденное событие, созерцаемое анализировать с точки зрения художественного образа, уметь характеризовать его не только графически, но и колористически
Курсу «Композиция» на художественно-графических факультетах педвузов отведено небольшое количество часов Поэтому студенты вынуждены, главным образом, работать дома, а выполненные эскизы и этюды обсуждать с преподавателем Из-за недостатка времени многие вопросы попросту не могут быть решены Часто студент не задумывается о цветовой трактовке будущей работы Студенты останавливаются в своих поисках, раз и навсегда избрав конкретный цветовой строй будущего произведения В результате, окончательный эскиз композиции является маловыразительным по живописи, а в конечном счете, содержание произведения становится неясным Из большого количества эскизов живописной композиции лишь единицы обращают на себя внимание цветовой характеристикой образа
Часто бывает и так, что студенты, которые являются хорошими рисовальщиками и живописцами, не проявляют интереса к композиции Рисунок и живопись являются для них самоцелью Им трудно представить и изобразить с помощью графических и живописных средств конкретный сюжет Это говорит о том, что отдельные познавательные процессы, такие
как образное мышление, творческое воображение не получают своего развития в деятельности этих студентов Для того чтобы изобразить определенный сюжет, передать его смысл, нужно отобрать в натуре самое характерное, обобщить свои впечатления, и, опираясь на знания в области композиции, живописи, цветоведения, психологии зрительного восприятия, перспективе создать эскиз на конкретную тему
Обратившись к процессу создания живописного произведения зрелыми художниками, можно отметить, что живописная трактовка образа возникала подчас наряду с линейно-пространственной Впоследствии же претерпевала различные изменения или не менялась Рассматривая многочисленные эскизы, предваряющие создание картины, можно наблюдать динамику развития творческого поиска художника
Проблеме развития образного мышления студентов средствами цветового решения эскиза композиции уделяется, как нам кажется, недостаточное внимание
Вопросами мышления, характеризуемого как «визуальное», «продуктивное», «творческое», «художественное», «художественно-образное» занимались Кьеркегор, Р Арнхейм, В П Зинченко, Б М Величковский, Г Г Вучетич, В М Мунипов, В М Гордон, В И Жуковский, Д В Пивоваров, Б И Беспалов, М Вертгеймер, Я А Пономарев, В В Столин, А Н Соколов, Д Дьюи, П П Блонский, Л С Выготский
Проблемам развития и формирования данного вида мышления на занятиях композицией и портретом посвящены диссертационные исследования А А Голуба, В Л Илющенко, Н Н Ломаевой
Характеристика зрительным образам была дана в трудах В П Зинченко, Н Ю Вергилеса, П П Блонского, художественным образам в работах Г Л Ермаш, Е В Шорохова, В С Кузина
Вопросы содержания композиции рассматривались в работах Н Н Волкова, Ю Я Герчук, С В Коровкевич, Г М Манизер, Н А Дмитриевой, М Каган, Р С Кауфман, С М Даниэля, Е В Шорохова Значительная информация по этим вопросам содержится в переписке П П Чистякова
В нашем исследовании мы рассматриваем вопросы раскрытия содержания произведения с помощью цвета Поэтому мы проанализировали ряд работ касающихся цветоведения, колорита и живописной композиции С Алексеева, М В Алпатова, Г В Беды, Н Н Волкова, А А Унковского, К Ф Юона, А С Зайцева, Ж Вибера, Г М Шегаля, Б В Иогансона
Нами были изучены диссертационные исследования Ю В Коробко и Е А Хижняк касающиеся обоснования живописного понимания и колористического видения
Мы ознакомились с рядом искусствоведческих исследований, в которых производился анализ творческого процесса по созданию сюжетной композиции русскими художниками XIX века Э Ацаркиной, М В Алпатова, А Г Верещагина, И Э Грабаря, А С Давыдовой, С М Даниэля, С Г Каплановой, В С Кеменова, В Никольского, М М Раковой, А Н Савинова, Т В Юровой, диссертационным исследованием М Г Неклюдовой
Для того, чтобы выяснить проблему возникновения и исчезновения интереса к сюжетной композиции мы проанализировали труды по истории преподавания композиции в различных учебных заведениях И Гинзбург, Н А Дмитриевой, Н М Молевой, Э Белютина, Н Н Ростовцева
Проблемы развития и формирования образного мышления на занятиях композицией рассматривались в ряде исследований, в том числе изучался процесс развития живописного видения цвета на занятиях живописью Были получены результаты, которые положительно повлияли на качество развития образного мышления и подготовки специалистов, однако проблема развития образного мышления средствами колорита в сюжетной композиции остается слабой стороной подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства
В результате студент ХГФ - будущий учитель изобразительного искусства в школе не может создать выразительную живописную трактовку сюжетной композиции Живописные работы многих учеников 15 классов наоборот удивляют необычностью и свежестью цветового
решения Однако, учитель изобразительного искусства сам недостаточно подготовленный в художественном творчестве, неспособен развивать образное мышление школьников Отсюда мы можем сделать вывод о том, что от нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства В этом и заключается актуальность проблемы
Цель исследования - изучение, решение проблемы раскрытия колористических способностей, служащих развитию образного мышления студентов
Объектом исследования является процесс развития образного мышления студентов 4-5 курсов средствами цвета на занятиях композицией
Предметом исследования является система методических средств, направленная на развитие образного мышления в процессе цветовой разработки эскиза композиции
Гипотеза исследования - развить образное мышление студентов с помощью выполнения цветных эскизов живописной композиции можно если
• научить студентов находить образы в окружающей действительности и запечатлевать увиденное с помощью эскизов,
• каждое новое задание рассматривать как определенную ступеньку к раскрытию образа средствами цвета,
• знакомить студентов с теоретическими знаниями по цветоведению, колориту, психологии зрительного восприятия,
• руководить эмоциональной и духовной сферой личностей студентов,
• разнообразить формы и методы раскрытия темы с целью активизации творческой деятельности студентов
Задачи исследования - изучить научно-теоретическую и учебно-методическую литературу, обобщить и систематизировать сведения о развитии образного мышления средствами колористического решения эскиза композиции,
- определить психолого-педагогические основы развития образного мышления средствами колорита,
- проанализировать состояние преподавания живописной композиции и уровень учебно-творческой деятельности студентов по композиции,
- научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему развития образного мышления средствами эскиза композиции, выполненного в цвете
- на основе педэксперимента разработать методику развития образного мышления средствами колористического решения эскиза композиции
Методы исследования
- изучение и анализ теоретических трудов по педагогике, психологии, теории и истории изобразительного искусства в русле исследуемой проблемы,
- анализ программ для ХГФ по композиции и живописи ( дисциплинам изобразительного цикла),
- изучение практического опыта преподавания композиции на художественно-графических факультетах педвузов,
- наблюдение за художественно-творческой деятельностью студентов,
- анализ учебных и учебно-творческих работ студентов по композиции,
- беседы со студентами, преподавателями и профессиональными художниками,
- проведение анкетирования со студентами,
- педагогический эксперимент
Этапы исследования
Исследование проводилось с 1997 по 2007 год и состояло из трех этапов
На первом этапе (1997-1999 гг) был выполнен анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цель, задачи и методы исследования
На втором этапе (1999-2002 гг) проводился констатирующий эксперимент с целью выяснения проблем и трудностей, возникающих при
работе над цветовым строем эскизов будущего произведения, осуществлялся поисковый эксперимент, где была подвергнута первичной проверке и уточнению гипотеза, определялись критерии оценки студенческих работ, определялась база для формирующего эксперимента
На третьем этапе (2002-2007 гг) в результате проведения поискового и формирующего этапов эксперимента была проверена эффективность методической системы, проведены анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследований
Научная новизна исследования заключается в том, что наряду с анализом и систематизацией теоретических основ в области образного мышления в процессе работы над живописным эскизом композиции, в том числе психолого-педагогических закономерностей, связанных конкретно с обучением живописной композиции, разработана методическая система развития образного мышления студентов средствами колористического решения эскиза сюжетной композиции
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами изобразительного искусства, что разработанная методика развития образного мышления средствами колористического решения эскиза сюжетной композиции доказывает необходимость более глубокого изучения данной проблемы Результаты данного исследования могут служить материалом для дальнейших теоретических разработок и исследований по вопросам теории и методики преподавания живописной сюжетной композиции на ХГФ
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в области преподавания композиции, при разработке новых программ и создании учебных пособий
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, применением методической системы,
соответствующей задачам и логике исследования, экспериментальной проверкой хода и результатов опытной работы
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось на ХГФ МПГУ
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры живописи, в выступлениях на научных сессиях МПГУ Результаты исследования опубликованы в печати в виде тезисов, научной статьи в количестве 3 работ
Объем и структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения
Основное содержание работы
Во введении раскрывается проблема исследования и обосновывается ее актуальность, определяются цель, объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, задачи, конкретизируются методы исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, выдвигаются основные положения, выносимые на защиту '
В первой главе «Теоретические основы развития образного мышления средствами колористического решения эскиза сюжетной композиции» произведен анализ психолого-педагогической литературы, затрагивающей вопросы образного мышления, рассматриваются вопросы содержания и формы сюжетной картины, анализируются программы преподавания живописи и композиции в различных учебных заведениях с XVIII по XXI вв., где мы ставим перед собой задачу выявить наиболее эффективные методы развития образного мышления, изучается процесс творческой работы по созданию живописных эскизов к картинам русских художников XIX в
В первом параграфе первой главы рассматриваются различные взгляды на образное мышление философов, психологов, педагогов, дается характеристика образного мышления Опираясь на восприятие реального мира, и, получая впечатления, которые являются объективными, человек наделяет их субъективными чертами и способен на основе этих
впечатлений создать новые образы, несущие новую смысловую нагрузку Данные образы художник делает видимыми Образы, возникающие в процессе восприятия, и, переработанные впоследствии, носят черты эмоционально-эстетической оценки Черты художественного образа зависят от психологических особенностей личности художника, его установок
Работа над сюжетной картиной требует включения не только образного, но и абстрактно-логического мышления Процесс работы по созданию произведения данного жанра охватывает такие области знания как история, литература, история искусств, цветоведение, вопросы композиции Поэтому для того, чтобы раскрыть содержание своего произведения, художник чаще всего оперирует образами, используя при этом речь в качестве регулятора собственной деятельности Образное мышление нельзя рассматривать изолированно от таких средств формирования образа как память и воображение Они обобщают зрительные впечатления и дают возможность впоследствии оперировать ими Деятельность художника будет более продуктивной если перед ним будет стоять задача активного восприятия
Во втором параграфе первой главы мы поставили задачу уяснить разницу терминов характеризующих содержание композиции При первом взгляде на живописное полотно зритель отмечает форму, т е композицию, цветовое решение произведения, затем анализирует сюжет Отличительной особенностью сюжетной картины является ее большая информативность К сожалению, именно эта отличительная особенность делает картину непопулярной в настоящее время Современному зрителю хочется чтобы живописное произведение затрагивало, главным образом, его чувства, а не разум, поэтому его обременяет задача отыскивать явный и скрытый смысл сюжетной композиции Однако, и художнику, и зрителю, желающему научиться понимать язык живописной картины, необходимо обратить внимание на вопросы содержания
Так как живописные произведения выполняются красками, то одной из задач, стоящих перед художником, является создание цветового строя, а
не простого воспроизведения окраски предметов, художник определяет каким будет цветовое решение, опираясь на интуицию Цвет в картине, как мы уже говорили, является не только изобразительным, но и выразительным средством Иногда он приобретает символическое значение Выбор цветового строя, колорита зависит от вкусов, требований эпохи, но талантливые художники всегда находили новое решение, которое было созвучно не вкусам публики, а внутренним переживаниям автора и героев, изображаемых им Гораздо проще ознакомить студентов с цветовыми строями различных эпох и научить применять готовые сочетания, однако не имеет смысла ограничивать студентов и сужать поле их деятельности Мышление начинает работать тогда, когда студент самостоятельно ищет ответы на предлагаемые ему вопросы Мы считаем, что колорит живописного произведения состоит из колориметрических характеристик, светотоновых градаций цветового ритма, контрастов, валеров, живописной манеры мастера и подчинен художественной задаче, т е является выразительным средством художественного образа
В третьем параграфе первой главы мы рассмотрели процесс работы над живописными эскизами к картинам русских художников XIX в А А Иванова, К П Брюллова, В Д Поленова, В И Сурикова, И Е Репина Мы считаем, что знакомство с процессом работы над многофигурной религиозной или исторической картиной значительно обогатит знания студентов ХГФ В творческом процессе вышеназванных художников обращает на себя внимание то что они выполняли большое количество подготовительных эскизов, в которых решали разнообразные задачи, эскизы выполнялись различными живописными материалами, идеи и сюжеты будущих картин были близки художникам, что позволило им раскрыть содержание эмоционально и убедительно Образы главных героев или целого произведения возникали, казалось бы, внезапно, но долго обдумывались и являлись результатом сильного зрительного впечатления
Во второй главе «Экспериментальное исследование методов развития образного мышления в процессе колористического решения
эскиза сюжетной композиции» раскрываются особенности педагогического эксперимента, анализируется экспериментальная работа
В первом параграфе второй главы выясняются особенности эмоциональной сферы, тип темперамента, зрительный тип, наличие интереса к сюжетной композиции, анализируются программы по живописи и композиции различных вузов на наличие интереса, уделяемого цветовому решению этюдов и эскизов композиции, анализируются текущие работы по живописи и композиции, определяется уровень теоретических знаний по живописи и композиции Были сделаны выводы, что в среде студентов больше экстравертов, опирающихся на интеллект более чем для 1/3 студентов цветовая характеристика возникающего образа не является важной Среди студентов преобладает зрительный тип графиков и живописцев, который является для нас наиболее интересным, так как это именно те, кто способен работать над сюжетной композицией, и они осознают необходимость изучения данной дисциплины Проанализировав знание студентами законов, правил, средств живописной композиции, мы пришли к выводу, что наиболее полно студенты знакомы с контрастами, подчинением средств идейному замыслу, воздушной и цветовой перспективой Ритм и сюжетно-композиционный центр вовсе не упоминались Мы выяснили, что в работе над композицией студенты опираются на память, а не на воображение, причём они вспоминают не только форму, но и цветовое состояние
Ознакомившись с учебными программами по живописи и композиции, мы пришли к выводу, что большое внимание уделялось сюжетной композиции и умению писать по представлению в Санкт-Петербургской Академии художеств в XVIII в , в настоящее время данные проблемы успешно решаются в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества В конце XIX -начале XX вв в Санкт-Петербургской Академии художеств, Московском училище живописи, ваяния и зодчества возрос интерес к вопросам колорита, что повлекло спад интереса к раскрытию сюжета Мы ознакомились с упражнениями и заданиями, выдвигаемыми
перед студентами вышеперечисленных учебных заведений, и постарались использовать их опыт в своей экспериментальной программе
Во время пробного эксперимента нами была разработана и апробирована система заданий и упражнений, методов и приёмов развития образного мышления студентов 4-5 курсов ХГФ средствами колористического решения эскиза сюжетной композиции, проведён итоговый сравнительный анализ развития образного мышления студентов экспериментальных и контрольных групп Программа по композиции включала в себя элементы проблемного обучения Так как именно проблемная ситуация способна заставить активно работать эмоциональную сферу Именно с этой целью перед выполнением отдельных упражнений мы читали студентам отрывки литературных произведений, ставили для прослушивания музыкальные произведения, предлагали просмотреть фрагменты кинофильмов Работая в аудитории, студент получал конкретное задание, это позволяло сосредоточить его внимание на отдельном слагаемом композиции, в результате, студент добивался лучшего результата при выполнении каждого конкретного задания В итоге повысился уровень образного мышления
Нами были проанализированы уровни изобразительных умений и образно-эмоционального осмысления постановки при работе с натуры, по памяти и по представлению Мы отметили, что студенты заинтересованно работали по представлению, труднее давалась работа по памяти, при анализе уровней образно-эмоционального осмысления постановки мы выяснили, что самый высокий и самый низкий уровни были выявлены при работе по представлению При работе по памяти большее количество студентов осмысливает постановку на среднем уровне Мы сделали вывод, что наряду с этюдами с натуры надо выполнять этюды по памяти и по представлению Это помогает активизировать творческий процесс
Сравнивая уровни знаний в живописи и композиции, мы пришли к выводу, что студенты лучше оперируют знаниями по живописи
Во втором параграфе второй главы рассмотрена модель предполагаемой методической системы Главное в ней практическая
деятельность студентов. При формировании экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) групп учитывался начальный уровень знаний, умений, навыков обучаемых по живописи и композиции. В экспериментальных группа* находилось большее количество интровертов и экстравертов, опирающихся на интеллект.
В связи с увеличением объёма знаний по композиции, возросло количество эскизов, что способствовало развитию наблюдательности, памяти, позволило студентам больше работать по представлению и воображению, у большинства студентов ЭГ накопилось большое количество подготовительного материала: набросков, зарисовок, этюдов, что позволило создавать более продуманные и совершенные эскизы композиции.
изменение уровней изобразительных умений по композиции студентов
4 курсов КГ и ЭГ
КГ 4хурс Тсем. ЭГ ¿курс 7 сем КГ "(курс всем. ЭГ 4курс всем.
Контрольные срезы по композиции проводились в середине и конце 7. 8 семестров 4 курса, 9 семестра 5 курсов.
Мы пришли к выводу, если ¡1а занятиях по живописи ставить перед студентами задачи по раскрытию художественного образа, просить домыслить отдельные детали постановки или заострять внимание на психологическом состоянии изображаемого, этюд получается более выразительным. В КГ живописные этюды представляли собой невыразительные академические постановки. Особое внимание мы уделяли развитию живописной техники и этюдах и эскизах композиции, знакомя студентов с творчеством выдающихся живописцев, мы обращали внимание на разнообразие живописной техники у одного и того же автора в зависимости от выбора сюжета и отсутствие однообразия техники в пределах одной картины. В конце 7 семестра студенты ЭГ стали уделять
больше внимания развитию живописной техники, интерес к данным вопросам возрастал на протяжении всего 4 курса.
Выдвинутая гипотеза о том, что, ведя поиски колорита в небольших эскизах будущего произведения, можно развить образное мышление при использовании: введения серии практических заданий по живописи и композиции, помогающих более глубоко осознать связь содержания и формы, выявить конкретные элементы колорита, которые могли бы передать
изменение уровней образно-эмоционального осмысления композиции студентами 4 курса КГ и ЭГ
□ низкий уровень Ш средним уровень
□ высокий уровень
КГ 1курс ЭГ 4курс КГ 4курс ЭГ 4курс 7сем. 7сем. всем. всем.
содержание в конкретном эскизе; группы методов, приёмов, которые вызвали бы интерес не только к восприятию произведений искусства, но и окружающей жизни с позиций изобразительного искусства и трактовки зтих явлений с помощью живописных средств нашла свое подтверждение.
В заключении подводятся итоги и обобщаются основные выводы исследования.
• Ё исследовании проанализирована психолого-педагогическая литература, выявлено наличие интереса студентов к сюжетной композиции и раскрытию её содержания с помощью живописных средств, На основе изучения вышеперечисленных компонентов была разработана методическая система, развивающая образное мышление в данном разделе композиции
• Психологическое диагностирование выявило особенности деятельности образного мышления у студентов с различными типами характера,
темперамента, зрительными установками и доказало значимость индивидуального подхода Данный подход был проверен в процессе экспериментальных занятий
Во время проведения экспериментальных занятий использовались элементы проблемного обучения, большое внимание уделялось использованию сведений из других видов искусства с целью развития эмоциональной восприимчивости и образного мышления Составленная нами экспериментальная программа по живописи и композиции для студентов 4-5 курсов ХГФ была направлена на активизацию работы памяти, творческого воображения, образного мышления, в результате чего возрос уровень образно-эмоционального осмысления собственной деятельности, в связи с установкой на использование различных живописных материалов и разнообразием заданий по живописи и композиции возрос уровень владения навыками и умениями
Анкетирование и тестовые задания, примененные нами во время поискового эксперимента, позволили выявить уровень знаний, умений, навыков студентов 4-5 курсов и могут быть использованы для первоначального знакомства педагога с возможностями студентов и подборе правильной методики для последующей работы студентов в области сюжетной композиции
В процессе исследования были определены критерии, характеризующие расположенность студента и нацеленность на выявление содержания композиции
В исследовании был проведен анализ программ по живописи и композиции различных вузов, в результате чего сделан вывод о закономерности возникновения и исчезновения интереса к сюжетной композиции
Разработанный нами краткий лекционный курс, в состав которого входило сообщение информации о методах работы над картинами выдающихся художников, прочитанный студентам, в значительной мере стимулировал их деятельность и позволил быть более активными
и заинтересованными в процессе работы над живописной сюжетной композицией
• Экспериментально доказано, что решать проблему развития образного мышления средствами цвета в композиции можно в том случае, если обращать внимание студентов на занятиях по живописи и композиции В связи с недостатком времени, выделяемого на изучение композиции, отдельные вопросы можно решать, работая над живописными этюдами
• В результате проведённого нами исследования повысился уровень образного мышления студентов экспериментальных групп на 30%, что отразилось на качестве этюдов и эскизов Количество эскизов увеличилось, они стали более выразительными и разнообразными Наряду с эскизами жанровых композиций возросло количество эскизов на исторические, религиозные и батальные сюжеты
Основное содержание диссертации отражено в следующих
публикациях автора
1 Болычева Т В Развитие образного мышления студентов 4-5 курсов средствами колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции// Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Изобразительное искусство» - 2007. - №2 -М Изд-во МГОУ - С 79-81 (0,3 п л )
2 Болычева Т В Роль колорита в раскрытии художественного образа в работе над живописной композицией //Матер Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы провинциальной художественной культуры» - Курск, 1998 - С 147-149(0,1 пл)
3 Болычева Т В Динамика поиска колористического решения живописного произведения с помощью эскиза композиции //Сб статей Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства Вып IV М Прометей, 2000 - С 51-53(0,1п л)
4 Болычева Т В О развитии зрительной памяти студентов на занятиях по композиции //Научные труды МИГУ Серия гуманитарные науки Сб статей -М Прометей, 2000 -С 410-411 (0,06пл)
Подл к печ 16 04 2007 Объем 1пл Заказ № 100 ТирЮОэкз
Типография МПГУ
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Болычева, Татьяна Владимировна, 2007 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ЭСКИЗА СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ.
1.1. Роль образного мышления в творчестве художника.
1.2. О содержании сюжетной композиции и колорите как одном из средств реализации художественного образа.
1.3. Динамика поиска колористического решения живописного произведения с помощью эскиза композиции в творчестве русских художников XIX века.
Выводы по главе 1.
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
КОЛОРИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ЭСКИЗА СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ. 66 2.1. Методика и ход опытно-экспериментальной работы по изучению уровня развития образного мышления студентов.
2.2. Модель предполагаемой методической системы.
2.3. Методика и ход опытно-экспериментальной работы по развитию образного мышления средствами колористического решения эскиза сюжетной композиции.
Выводы по главе 2.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие образного мышления студентов 4-5 курсов художественно-графических факультетов педвузов средствами колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции"
Проблема исследования и её актуальность. Русская школа изобразительного искусства всегда несла в себе черты глубокого осмысления изображаемого и отличалась обострённой эмоциональностью цветового решения. Наиболее полно эти особенности раскрылись в сюжетной картине. В настоящее время в среде художников и зрителей наблюдается отсутствие внимания к сюжетной картине -одному из самых сложных и интересных жанров в мире изобразительного искусства. Мы считаем, что художники и педагоги - представители русской школы живописи должны сохранить и передать большой объём знаний о сюжетной картине своим преемникам. С этой целью, прежде всего надо пробудить в них познавательную активность, творческие способности, одной из которых является образное мышление.
Чувство цвета, как вспомогательная художественная, способность оказывает воздействие на развитие образного мышления, а в живописном произведении наиболее полно раскрыть художественный образ позволяет колорит. Цвет является одним из изобразительных средств, создающих форму живописного произведения, а также существенным образом передающих его содержание. Выдающиеся художники-живописцы сознательно использовали не только его изобразительные, но и выразительные свойства.
Композиция - такая художественная форма произведения, где очень важно передать собственные впечатления от увиденного. Большинство художников считает, что в творческом процессе важна не только рисовальная и живописная выучка, но не менее значимым является желание сказать что-то свое, глубоко волнующее, а это возможно лишь в том случае, когда чувства и мысли художника напряжены, способны искренне воспринимать и отзываться на увиденное. Если образ вызывает определенные эмоции у художника, то произведение получается ярким, заставляет зрителя переживать события, запечатленные на картине. Большую роль в передаче эмоций в живописном произведении играет цвет.
Рисунки детей поражают обычно тем, что в них, в большинстве своем, чувства передаются наиболее широко с помощью живописи. Цвет здесь раскрывает отношения человека и окружающего мира (доброе - светлые, теплые цвета, злое - тяжелые цвета и т.д.), таким образом, дети пытаются изобразить предметы, явления, используя несобственные характеристики цвета, символическое значение его. Взрослых обычно поражает такое глубокое осмысление действительности ребенком. Если изображения по цветовой трактовке вялые, неубедительные, то причину неудачи следует искать в нежелании или неспособности ребенка глубоко почувствовать и осмыслить тему, которую следует изобразить, или в недостаточном внимании учителя к данной задаче.
Таким образом, перед будущим учителем - сегодняшним студентом, стоит задача - самому научиться живо откликаться на увиденное событие, созерцаемое анализировать с точки зрения художественного образа, уметь характеризовать его не только графически, но и колористически.
Курсу «Композиция» на художественно-графических факультетах педвузов отведено небольшое количество часов. Поэтому студенты вынуждены, главным образом, работать дома, а выполненные эскизы и этюды обсуждать с преподавателем. Из-за недостатка времени многие вопросы попросту не могут быть решены. Часто студент не задумывается о цветовой трактовке будущей работы. Студенты останавливаются в своих поисках, раз и навсегда избрав конкретный цветовой строй будущего произведения. В результате, окончательный эскиз композиции является маловыразительным по живописи, а в конечном счете, содержание произведения становится неясным. Из большого количества эскизов живописной композиции лишь единицы обращают на себя внимание цветовой характеристикой образа.
Часто бывает и так, что студенты, которые являются хорошими рисовальщиками и живописцами, не проявляют интереса к композиции. Рисунок и живопись являются для них самоцелью. Им трудно представить и изобразить с помощью графических и живописных средств конкретный сюжет. Это говорит о том, что отдельные познавательные процессы, такие как образное мышление, творческое воображение не получают своего развития в деятельности этих студентов. Для того чтобы изобразить определенный сюжет, передать его смысл, нужно отобрать в натуре самое характерное, обобщить свои впечатления, и, опираясь на знания в области композиции, живописи, цветоведения, психологии зрительного восприятия, перспективе создать эскиз на конкретную тему.
Обратившись к процессу создания живописного произведения зрелыми художниками, можно отметить, что живописная трактовка образа возникала подчас наряду с линейно-пространственной. Впоследствии же претерпевала различные изменения или не менялась. Рассматривая многочисленные эскизы, предваряющие создание картины, можно наблюдать динамику развития творческого поиска художника.
Проблеме развития образного мышления студентов средствами цветового решения эскиза композиции уделяется, как нам кажется, недостаточное внимание.
Вопросами мышления, характеризуемого как «визуальное», «продуктивное», «творческое», «художественное», «художественно-образное» занимались Кьеркегор, Р. Арнхейм, В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, В.М. Мунипов, В.М. Гордон, В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров, Б.И. Беспалов, М. Вертгеймер, Я.А. Пономарёв, В.В. Столин, А.Н. Соколов, Д. Дьюи, П.П. Блонский, J1.C. Выготский.
Проблемам развития и формирования данного вида мышления на занятиях композицией и портретом посвящены диссертационные исследования А.А. Голуба, B.JT. Илющенко, Н.Н. Ломаевой.
Характеристика зрительным образам была дана в трудах В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилеса, П.П. Блонского, художественным образам в работах Г.Л. Ермаш, Е.В. Шорохова, B.C. Кузина.
Вопросы содержания композиции рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Ю.Я. Герчук, С.В. Коровкевич, Г.М. Манизер, Н.А. Дмитриевой, М. Каган, Р.С. Кауфман, С.М. Даниэля, Е.В. Шорохова. Значительная информации по этим вопросам содержится в переписке П.П. Чистякова.
В нашем исследовании мы рассматриваем вопросы раскрытия содержания произведения с помощью цвета. Поэтому мы проанализировали ряд работ касающихся цветоведения, колорита и живописной композиции: С. Алексеева, М.В. Алпатова, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, А.А. Унковского, К.Ф. Юона, А.С. Зайцева, Ж. Вибера, Г.М. Шегаля, Б.В. Иогансона.
Нами были изучены диссертационные исследования Ю.В. Коробко и Е.А. Хижняк касающиеся обоснования живописного понимания и колористического видения.
Мы ознакомились с рядом искусствоведческих исследований, в которых производился анализ творческого процесса по созданию сюжетной композиции русскими художниками XIX века: Э. Ацаркиной, М.В. Алпатова, А.Г. Верещагина, И.Э. Грабаря, А.С. Давыдовой, С.М. Даниэля, С.Г. Каплановой, B.C. Кеменова, В. Никольского, М.М. Раковой, А.Н. Савинова, Т.В. Юровой, диссертационным исследованием М.Г. Неклюдовой.
Для того, чтобы выяснить проблему возникновения и исчезновения интереса к сюжетной композиции мы проанализировали труды по истории преподавания композиции в различных учебных заведениях: И. Гинзбург, Н.А. Дмитриевой, Н.М. Молевой, Э. Белютина, Н.Н. Ростовцева.
Проблемы развития и формирования образного мышления на занятиях композицией рассматривались в ряде исследований, в том числе изучался процесс развития живописного видения цвета на занятиях живописью. Были получены результаты, которые положительно повлияли на качество развития образного мышления и подготовки специалистов, однако проблема развития образного мышления средствами колорита в сюжетной композиции остается слабой стороной подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства.
В результате студент ХГФ - будущий учитель изобразительного искусства в школе не может создать выразительную живописную трактовку сюжетной композиции. Живописные работы многих учеников 1-5 классов наоборот удивляют необычностью и свежестью цветового решения. Однако, учитель изобразительного искусства сам недостаточно подготовленный в художественном творчестве, неспособен развивать образное мышление школьников. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что от нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства. В этом и заключается актуальность проблемы.
Цель исследования - изучение, решение проблемы раскрытия колористических способностей, служащих развитию образного мышления студентов.
Объектом исследования является процесс развития образного мышления студентов 4-5 курсов средствами цвета на занятиях композицией. Предметом исследования является система методических средств, направленная на развитие образного мышления в процессе цветовой разработки эскиза композиции.
Гипотеза исследования - развить образное мышление студентов с помощью выполнения цветных эскизов живописной композиции можно если:
• научить студентов находить образы в окружающей действительности и запечатлевать увиденное с помощью эскизов;
• каждое новое задание рассматривать как определенную ступеньку к раскрытию образа средствами цвета;
• знакомить студентов с теоретическими знаниями по цветоведению, колориту, психологии зрительного восприятия;
• руководить эмоциональной и духовной сферой личностей студентов;
• разнообразить формы и методы раскрытия темы с целью активизации творческой деятельности студентов.
Задачи исследования:
- изучить научно-теоретическую и учебно-методическую литературу, обобщить и систематизировать сведения о развитии образного мышления средствами колористического решения эскиза композиции;
- определить психолого-педагогические основы развития образного мышления средствами колорита;
- проанализировать состояние преподавания живописной композиции и уровень учебно-творческой деятельности студентов по композиции;
- научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему развития образного мышления средствами эскиза композиции, выполненного в цвете.
- на основе педэксперимента разработать методику развития образного мышления средствами колористического решения эскиза композиции. Методы исследования:
- изучение и анализ теоретических трудов по педагогике, психологии, теории и истории изобразительного искусства в русле исследуемой проблемы;
- анализ программ для ХГФ по композиции и живописи ( дисциплинам изобразительного цикла);
- изучение практического опыта преподавания композиции на художественно-графических факультетах педвузов;
- наблюдение за художественно-творческой деятельностью студентов;
- анализ учебных и учебно-творческих работ студентов по композиции;
- беседы со студентами, преподавателями и профессиональными художниками;
- проведение анкетирования со студентами;
- педагогический эксперимент. Этапы исследования:
Исследование проводилось с 1997 по 2007 год и состояло из трёх этапов. На первом этапе (1997-1999 гг.) был выполнен анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цель, задачи и методы исследования.
На втором этапе (1999-2002 гг.) проводился констатирующий эксперимент с целью выяснения проблем и трудностей, возникающих при работе над цветовым строем эскизов будущего произведения, осуществлялся поисковый эксперимент, где была подвергнута первичной проверке и уточнению гипотеза, определялись критерии оценки студенческих работ, определялась база для формирующего эксперимента.
На третьем этапе (2002-2007 гг.) в результате проведения поискового и формирующего этапов эксперимента была проверена эффективность методической системы, проведены анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследований.
Научная новизна исследования заключается в том, что наряду с анализом и систематизацией теоретических основ в области образного мышления в процессе работы над живописным эскизом композиции, в том числе психолого-педагогических закономерностей, связанных конкретно с обучением живописной композиции, разработана методическая система развития образного мышления студентов средствами колористического решения эскиза сюжетной композиции.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами изобразительного искусства, что разработанная методика развития образного мышления средствами колористического решения эскиза сюжетной композиции доказывает необходимость более глубокого изучения данной проблемы. Результаты данного исследования могут служить материалом для дальнейших теоретических разработок и исследований по вопросам теории и методики преподавания живописной сюжетной композиции на ХГФ.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в области преподавания композиции, при разработке новых программ и создании учебных пособий.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, применением методической системы, соответствующей задачам и логике исследования, экспериментальной проверкой хода и результатов опытной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось на ХГФ МПГУ.
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры живописи, в выступлениях на научных сессиях МПГУ. Результаты исследования опубликованы в печати в виде тезисов, научной статьи в количестве 4 работ.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по главе 2
Разработанная нами и экспериментально проверенная модель методической системы позволила достигнуть цели развития образного мышления у студентов 45 курсов ХГФ средствами колористического решения эскиза сюжетной композиции:
• на раннем этапе ознакомления студентов с таким предметом как композиция преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности эмоциональной сферы, темперамента, характера, зрительного типа, выявлять студентов с различными уровнями знаний, умений, навыков и ставить перед ними конкретные цели и задачи;
• студенты должны быть знакомы с примерами создания живописных эскизов сюжетной композиции старыми мастерами и современными живописцами;
• преподаватель должен давать студентам установку на поиски не только сюжетов в окружающей жизни, но и ставить задачу изучить каким образом наблюдаемая сцена характеризуется с помощью цвета, в том числе и с помощью колорита;
• студенты не должны ограничиваться только работой в аудитории, но также должны заниматься композицией дома; это позволит им найти сюжеты близкие своему мироощущению;
• на занятиях по живописи и композиции преподавателю необходимо обращать внимание студентов на цветовое решение этюда или эскиза, студентам должна быть дана возможность домысливать в цвете натурные постановки, то есть во время работы с натуры возникнет возможность деятельности воображения, памяти, представления, те же процессы должны протекать при работе по созданию эскиза композиции;
• курс обучения живописи должен завершаться двухфигурной постановкой с задачей передачи смысла изображаемой сцены с помощью цвета с решением задач создания образа; на более ранних этапах нужно давать задание выполнить краткосрочный этюд двухфигурной постановки;
• для большего уяснения специфики работы над сюжетной композицией студенты должны изучать процесс копирования подобных произведений, принадлежащих кисти выдающихся художников;
• студентам необходимо пользоваться широким спектром живописных материалов, а также разнообразить живописную технику, выполняя этюды с натуры и эскизы композиций, осмысленно выделяя главное с помощью характера мазка, применяя знания о контрастах, цветовом ритме, сюжетно-композиционном центре и т.д.;
• не ограничиваться только выполнением больших законченных этюдов и эскизов, а находить цветовое решение в ряде форэскизов небольшого формата, то есть чередовать длительные и краткосрочные задания;
• во время пленэрной практики студенты должны выполнять этюды фигуры человека, преследуя задачи передать цветовые отношения фигуры и среды, настроение, сюжетную завязку.
• необходимо создание условий знакомства студентов с литературными, музыкальными, историческими источниками;
• студенты должны изучать вопросы теории живописи и композиции;
• работа по изучению особенностей сюжетной композиции должна делиться на две взаимодополняющие друг друга части: знакомство с вопросами раскрытия смысла в произведении и выявления средств, обеспечивающих раскрытие смысла;
• приступая к выполнению этюда с натуры, студент должен определится с тем, какое состояние натурщика он хочет передать и дать название будущему этюду;
• наряду с живописью с натуры необходимо выделение времени для создания этюдов по памяти, по представлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время значительный раздел композиции - сюжетная композиция не вызывает достаточного интереса со стороны преподавателей и студентов ХГФ. Однако, она представляет собой сложное образование, в основе которого лежат вопросы связи формы и содержания. Решение проблем по выявлению сюжетной стороны с помощью цветового решения эскиза требует подключения творческих способностей. Вопросы, связанные с уяснением смысла будущего произведения стимулирует работу мышления. Способность эмоционально-эстетической оценки создаёт предпосылки нахождения наиболее выразительного сюжетного решения. Эта же способность заставляет художника раскрывать изображаемую сцену с помощью цвета, который бы пробуждал в зрителе эмоциональный отклик. Следовательно, колористическое решение эскиза сюжетной композиции напрямую зависит от уровня развития художественно-образного мышления.
• В своём исследовании мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, оценили наличие интереса к сюжетной композиции и раскрытию её содержания с помощью живописных средств. На основе изучения вышеперечисленных компонентов была разработана методическая система, развивающая художественно-образное мышление в данном разделе композиции.
• Психологическое диагностирование выявило особенности деятельности художественно-образного мышления у студентов с различными типами характера, темперамента, зрительными установками и доказало значимость индивидуального подхода. Данный подход был апробирован в процессе экспериментальных занятий.
• Во время проведения экспериментальных занятий использовались элементы проблемного обучения, большое внимание уделялось использованию сведений из других видов искусства с целью развития эмоциональной восприимчивости.
• Составленная нами экспериментальная программа по живописи и композиции для студентов Ц-5 курсов ХГФ была направлена на активизацию работы памяти, творческого воображения, художественно-образного мышления, в результате чего возрос уровень образно-эмоционального осмысления собственной деятельности, в связи с установкой на использование различных живописных материалов и разнообразием заданий по живописи и композиции возрос уровень владения навыками и умениями.
• Анкетирование и тестовые задания, применённые нами во время поискового эксперимента, позволили выявить уровень знаний, умений, навыков студентов 2-4 курсов и могут быть использованы для первоначального знакомства педагога с возможностями студентов и подборе правильной методики для последующей работы студентов в области сюжетной композиции.
• В процессе исследования были определены критерии характеризующие расположенность студента к нацеленности на выявление содержания композиции или её формы.
• В исследовании был проведён анализ программ по живописи и композиции различных вузов, в результате чего сделан вывод о закономерности возникновения и исчезновения интереса к сюжетной композиции.
• Разработанный нами краткий лекционный курс, в состав которого входило сообщение о методах работы над картинами выдающихся художников, прочитанный студентам, в значительной мере стимулировал их быть более активными и заинтересованными в процессе выполнения живописной сюжетной композиции.
• Экспериментально доказано, что решать проблему развития художественно-образного мышления средствами цвета в композиции можно в том случае, если обращать внимание студентов на эту проблему на занятиях по живописи и композиции. В связи с недостатком времени, выделяемого на изучение композиции, отдельные вопросы можно решать, работая над живописными этюдами.
• В результате проведённого нами исследования повысился уровень художественно-образного мышления студентов экспериментальных групп на 30%, что отразилось на качестве этюдов и эскизов. Количество эскизов увеличилось, они стали более выразительными и разнообразными. Наряду с эскизами жанровых композиций возросло количество эскизов на исторические, религиозные и батальные сюжеты.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Болычева, Татьяна Владимировна, Москва
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М.: Изобразительное искусство, 1985. -152 е.: илл.
2. Акимова И.Г. Советская жанровая живопись. М.: Советский художник, 1962. -60 е.: 12 л. илл.
3. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования. Сб. статей. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 1998. —19 с.
4. Александр Андреевич Иванов. Каталог выставки. М.: Искусство, 1956.
5. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 176 е.: илл.
6. Алиев Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. педнаук. М.: 1992.- 16 с.
7. Алпатов М.В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество. 1806-1858. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Искусство, 1956. - 334 е., илл.; 23 л. илл.
8. Алпатов М.В. Композиция в живописи в 2-х частях. М.: Искусство, 1940. -129 е.: илл
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с. Ю.Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994.352 е.: илл.
10. П.Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1963. - 536 е.: илл.
11. БедаГ.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986. -192 е.: илл.
12. БедаГ.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. М.: Просвещение, 1981. - 239 е.: илл.
13. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. / Введ. в теорию живописи /. -Краснодар: Книжное изд-во «Краснодар», 1967. -184 с.
14. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 189 е.: илл.
15. Блонский П.П. Память и мышление. M.-JL: Соцэкгиз, 1935. - 214 с. П.Брюллов Карл Павлович. «Гибель Помпеи». Работа художника над картиной.
16. М.: Искусство, 1941. 67 с.
17. Бубнов Александр. М.: Советский художник, 1987. - 67 е.: илл., фот.
18. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т.1. редакторы, составители, авторы вступительной статьи, очерков о мемуаристах И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Д.: изд-во «Художник РСФСР», 1971. -720 с.
19. Василий Дмитриевич Поленов 1844-1927. Каталог выставки в Выставочном зале Союза Советских художников СССР. М.: Советский художник, 1950. -85 е.: илл.
20. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. М.: Искусство, 1990. - 232 е.: илл.
21. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. /Вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. - 335 е.: илл.
22. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 288 с.
23. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961.-232 с.
24. Волков Н.Н. Композиция в живописи в 2-х частях. М.: Искусство, 1977. -263 с.
25. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. - 320 е.: 80 л. илл.
26. Восприятие и деятельность. М.: Изд-во Московского университета, 1976. -320 с.
27. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.
28. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987. 345 с.
29. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: Учебная литература, 1998.-208 с.
30. Гинзбург И. Чистяков и его педагогическая система. J1.-M.: 1940. - 204 е.: илл. и черт.
31. Голу б А. А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования. Дисс. канд. педнаук. М.: 1997. -174 с.
32. Грибакин Н.В. Формирование образного мышления у студентов худ.-граф. фак. пед. вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа. Дисс. канд. педнаук. -М.: 2000. -193 с.
33. Грабарь И. Репин. Монография в 2-х томах. Т. 2. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1964.-331 е.: ил.
34. Давыдова А.С. Запорожцы: Картина Репина. М.: Искусство, 1962. - 74 е.: илл.
35. Данилов А.В. Проблема взаимосвязи обучения, воспитания и развития творческих способностей студентов 1-2 курсов ХГФ педвузов на занятиях по живописи. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. педнаук. М.: 1997,- 16 с.
36. Даниэль С.М. Библейские сюжеты. С-Пб.: Художник России, 1994. -216 е.: илл.
37. Даниэль С.М. Искусство видеть. JL: Искусство, 1990. - 223 с.
38. Даниэль С.М. Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в. JL: Искусство, 1986. - 199 е.: илл., 12 л. илл.
39. Дейнека А. Из моей рабочей практики. М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1961. - 79 е.: илл; 49 л. илл.
40. Дмитриева И.А. Краткая история искусств. Вып. III. М.: Искусство, 1992. -361 е.: илл.
41. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. - 192 с.
42. Ермаш Г.JI. Художественный образ. М.: 1965. 44 с.
43. Живопись: Учебное пособие для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1993. -256 е.: илл.
44. Живопись. Учебные постановки. М.: Академия художеств СССР, 1960. 67 е., илл.
45. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность ( визуальное мышление в изобразительном искусстве ). Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.-284 с.
46. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - 158 е.: илл.
47. Запорожцы: Картина И.Е. Репина. Л.: Художник РСФСР,1960. - 52 е.: илл.49.3ернецкий А.Ф. Вопросы композиционной работы по живописи в высшей архитектурной школе ( на опыте кафедры живописи МАИ ). Дисс. канд. архитектуры. М.: 1996. - 199 с.
48. Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания. / Выступление на заседании Круглого стола // Вопросы философии. М.: 1973, №11.
49. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.
50. Илья Ефимович Репин. Каталог юбилейной выставки. М.: ГТГ, ГРМ, изд-во «Красная площадь». - 311 е.: илл.
51. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. Сб. статей и докладов. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1952. - 224 с.
52. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959. - 248 с.
53. История искусства зарубежных стран 17-18 веков: Учебник (под ред. Раздольской В.И.). М.: Изобразительное искусство, 1988. — 512 е.: илл.
54. История искусства народов СССР в 9 томах. Т. 7, т. 9, кн. 1. М.: Изобразительное искусство, 1982.
55. История русского искусства: в 3 т. Т. 1. М.: Изобразительное искусство, 1991.- 508 е.: илл.
56. Капитана Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX веков.- Л.: Иэд-во ЛГУ, 1990. 274 е.: илл.
57. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 1981. - 216 е.: илл.
58. Кауфман Р.С. Советская тематическая картина 1917-1941. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. - 172 е.: илл.
59. Кеменов B.C. В. И. Суриков: Историческая живопись, 1870-1890. М.: Искусство, 1987. - 568 е.: илл.
60. Кибрик Е.А, Искусство и художник. -М.: Молодая гвардия, 1959. 121 е.: илл.
61. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 1998. - 503 с.
62. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959. 304 с.
63. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: 1992. - 171 с.
64. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 1992. - 269 е.: илл.
65. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224 с.
66. Ковалёв Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев: Выща школа, 1989. - 143 е.: илл.
67. Коробка Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета. Дисс. канд. педнаук. Краснодар: 1997. -216 е.: илл.
68. Коровкевич С.В. Анализ картины. Л.: 1975.
69. Крамской И.И. Письма, статьи. В двух томах. Т. 2. М.: Искусство, 1966. - 532 е.: илл.
70. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова /. -М.: Просвещение, 1983. 223 с.
71. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1965. - 191 с.
72. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.
73. Кузин B.C. Психология: Учеб. для худож. училищ. М.: Высшая школа, 1982. -256 е.: илл.
74. Ломаева Н.Н. Формирование образного мышления студентов ХГФ педвузов на занятиях композицией. Дисс. канд. педнаук. М.: 1998. - 187 с.
75. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Изд-во политической литературы, 1976. -144 с.
76. Манизер Г.М. Сюжет в советской жанровой живописи. Дисс. канд. искусствоведч. наук. М.: 1957. - 225 с.
77. Манизер М.Г. Об основах композиции. Из сборника «О композиции». М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959.
78. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. - 408 е.: илл.
79. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX -начала XX века. М.: Искусство, 1967. - 390 е.: илл.
80. Молева Н., Белютин Э. П.П. Чистяков, теоретик и педагог. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953. - 228 е.: 39 илл.
81. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991.-416 с.
82. Москалюк М.В. Суриков и русское искусство начала XX века. Екатеринбург: АСМ-офсет, 1996. - 90 с.
83. Неклюдова М.Г. А.А. Иванов. Зрелый период творчества. ( Исследование творческого процесса, эстетической и религиозно-философской концепции уникальной творческой личности ). Дисс. докт. Искусствоведения. М.: 1992. - 298 с. с прил.
84. Нестеренко В.Е. Влияние рисования по памяти на развитие образного мышления студентов первых курсов ХГФ. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. педнаук. -М.: 1979.- 16 с.
85. Никифоров Б.М. От замысла к картине. JI.: Художник РСФСР, 1964. - 64 е.: илл.
86. Никольский В. Творческие процессы В.И. Сурикова. М.: Издание Всекохудожника, 1934. - 124 с.910 композиции. Сборник статей. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959. -160 е.: илл.
87. Островский Г. С. Рождение картины. М.: Советский художник, 1965. - 152 е.: илл.
88. Подобедова О. Дмитрий Николаевич Кардовский. М.: Советский художник, 1957.- 182 е.: илл.
89. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-352 с.
90. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологии исследования формирования образа. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 224 е.: илл., 28 л. илл.
91. Психология. Словарь под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. -М.: Изд-во «Политическая литература», 1990. 494 с.
92. Пути творчества и критика: Актуальные проблемы. М.: Изобразительное искусство, 1990. -304 с.
93. Ракова М.М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. -М.: Искусство, 1979. 243 е.: илл.
94. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов худож. граф. фак. пединститутов. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
95. Ростовцев Н.Н. История методов преподавания рисования. М.: Просвещение, 1981.
96. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. худ.- граф. фак. пед. институтов и университетов. М.: Агар, 1998.-250 е., 1 е.: илл.
97. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. М.: Искусство, 1974. - 215 е.: илл.
98. Савинов А.Н. Карл Павлович Брюллов. М.: Искусство, 1966. - 131 е.: илл.
99. Савицкий Г.К. Молодым художникам о мастерстве. М.: Изд-во Академии художеств, 1953. - 48 е.: илл.
100. Смирнов Г. Б. Живопись. Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пединститутов. - М.: Просвещение, 1975. - 143 е.: 48 л. илл.
101. Советский энциклопедический словарь. / Гл. редактор A.M. Прохоров /. 3-е издание. М.: Советская энциклопедия, 1984. - 1600 е.: илл.
102. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. - 248 е.: ил.
103. Сокольников М.П. Борис Владимирович Иогансон. Жизнь и творчество. -М.: Советский художник, 1957, 199 с.
104. Стариченко Н.А. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
105. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. фак. пед. институтов. -М.: Просвещение, 1980. 126 е.: илл.
106. Унковский А.А. Цвет в живописи: Учеб.-метод. Пособие для студентов-заочников худ.-граф. фак. пед. институтов. М.: Просвещение, 1983. - 64 с.
107. Урванцев Л.П. Психология цвета. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного университета, 1981. - 65 с.
108. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. 588 е.: илл.
109. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе: 1966.
110. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. - 335 с.
111. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов художественно- графических факультетов на занятиях по живописи. Дисс. канд. педнаук. М.: 1992.
112. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. / Пер. с англ. и вступ. статья А. Майкапара/. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 655 е.: 32 л. илл.
113. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М.: Искусство, 1953. - 592 е.: илл., 12 л. илл.
114. Шегаль Г.М. Колорит в живописи. Заметки художника. М.: Искусство, 1957.-76 е.: илл.
115. Шорохов Е.В. Композиция. Учеб. пособие для студентов ХГФ пединститутов. М.: Просвещение, 1986. - 285 е.: илл.
116. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изоискусства в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. - 144 е.: илл.
117. Шорохов Е.В. Основы композиции. Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979. - 303 е.: илл.
118. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1978. - 159 е.: илл.
119. Эстетика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина /. М.: Центр, 2000.-240 с.
120. Юон К.Ф. Об искусстве. М.: Советский художник, 1959.
121. Юон К.Ф. О живописи. Л.: Изогиз, 1937. - 282 с.
122. Юрова Т.В. Василий Дмитриевич Поленов. М.: 1961. - 168 е.: илл.
123. Яковлева Н.А. Жанры русской живописи: Основы теории и методики системно-исторического анализа. Л.: 1986. - 83 с.
124. Яшухин А.П. Живопись: Учебник для худ.-граф. фак. пед. институтов и университетов. М.: Агар: Рандеву - AM, 1999. - 227 с.139