Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сухарев, Михаил Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сухарев, Михаил Иванович, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПОЗИЦИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКЕ

§1. Определение понятия "композиция" а). Содержание учебного предмета

Композиция по художественной графике". б) Определение понятия «композиция», как главной художественной-формы произведения.

§2. Теоретические основы творческого процесса создания художественного композиционного произведения.

ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ I.

ГЛАВА

КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХГФ НА

ЗАНЯТИЯХ КОМПОЗИЦИИЕЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКЕ.

§1.*Исследование организации и методов проведения занятий композицией по художественной графике на ХГФ констатирующий эксперимент).

1. Определение методов исследования, основной базы исследования и основных параметров исследования.

2. Исследование программ и методики-преподавания на; ХГФ композиции по художественной графике.

3. Исследование результатов учебно-творческой деятельности студентов ХГФ в области композиции по художественной графике. а) Исследование результатов учебно-творческой деятельности студентов 1-2 курсов ХГФ в области композиции по художественной графике. б) Исследование результатов учебно-творческой деятельности студентов 3-4 курсов ХГФ в области композиции по художественной графике.

4. Анализ теоретических и методических работ, связанных с темой исследования.

5. Выводы констатирующего исследования процесса развития профессионально-художественных качеств учащихся ХГФ при прохождении курса композиции по художественной графике.

6. Результаты исследования связи и взаимовлияния процессов специальной подготовки студентов на занятиях академическим рисунком и занятиях композицией по художественной графике.

7. Основные направления совершенствования специальной подготовки студентов в процессе прохождения курса композиции по художественной графике.

§2. Поиски методов совершенствования специальной подготовки студеное в процессе прохождения курса композиции по художественной графике

Поисковый эксперимент).

План и задачи поискового эксперимента.

Описание поискового эксперимента.

Работа преподавателя над аспектом развития у учащихся способностей и качеств для работы над сочинением композиций.

ГЛАВА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКЕ СО СТУДЕНТАМИ

3-4 КУРСОВ ХГФ (формирующий эксперимент).

§1. Задачи, содержание и методика проведения формирующего эксперимента.

• §2. Практическая реализация формирующего эксперимента.

§3. я). Выводы эксперимента на 3 курсе. б). Выводы эксперимента на 4 курсе. в). Выводы о теоретических письменных работах по композиции в искусстве графики.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Пути совершенствования специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе преподавания курса композиции по художественной графике"

Работа над графической композицией в системе подготовки художниковпедагогов на ХГФ играет очень большую роль. Она заключается в активном развитии творческих способностей учашихся, их образно-художественного мышления, художественного вкуса, развитии умений и навыков практической работы художника-графика.

Проблемма исследования и ее актуальность.

Диссертация посвящена проблеме специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения ими учебного курса по дисциплине "Композиция по художественной графике".

В диссертации исследуется комплексное воздействие разных видов практических и теоретических занятий в области композиции по художественной графике на качество специальной подготовки студентов.

Актуальность исследования методики преподавания композиции по художественной графике, в системе подготовки профессиональных художников-педагогов заключается в необходимости развития их творческих способностей, художественного мышления, формирования умений и навыков практической работы в области художествен ной графики и композиции, поскольку речь идет о закладке основ специальной подготовки студентов, об их художественном образовании и эстетическом воспитании. Исследование методов преподавания композиции по художественной графике актуально, • поскольку направлено на применение широкого потенциала воспитательных, образовательных, развивающих возможностей занятий композицией по художественной графике в процессе специальной подготовки художников-педагогов.

В настоящее время уровень подготовки студентов в области композиции по художественной графике не достаточно высок. Занятия проводятся преимущественно в области графики и композиционный аспект работы ограничивается созданием графических пейзажей, натюрмортов, портретов, реже -однофигурных композиций; исключение составляют редко создаваемые двух-трех фигурные композиции. Для подъема работы в этой области, для того, чтобы усовершенствовать и дополнить уровень профессиональной подготовки художников-педагогов, мы поставили следующую задачу: создать систему преподавания композиции на 3-м и 4-м курсах ХГФ в ее связи и преемственности с системой преподавания графики студентам 1-го и 2-го курсов. Система преподавания композиции по художественной графике должна включать научно обоснованную и апробированную последовательность специальных, практических и теоретических занятий, заданий, методик преподавания и использование учебных пособий, как для студентов, так и для преподавателей этого предмета.

Основополагающее значение для нашего исследования имели труды известных ученых в области обшей педагогики. Ю К. Бабанского. ¡VI.Н. Скаткина.

A.A. Смирнова, В А. Сластенина, С И. Архангельского, Л.Ф. Колесникова. А И Пискунова. В И. Андреева, В.К. Дьяченко, И.Я. Лернер, И.Э. Унт, В.Н. Михеева. В И Леднева и др., авторитетных специалистов ученых-психологов, таких, как Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, А Н. Леонтьев, Р. Арнхейм, B.C. Кузин, В.И. Киреенко. Я.Л. Пономарев, Б.Г. Ананьев. И.П. Фарман, П.М. Якобсон, Б.Ф.Ломов.

Важное место в разработке методической базы исследования заняли труды известных ученых в области методики преподавания изобразительного искусства H.H. Ростовцева, А.Е. Терентьева, B.C. Кузина, А.Д. Алёхина, Е.В. Шорохова, А.М Серова. В В. Алексеевой, Л.Г. Медведева, Б.Ф. Ломова. H.H. Анисимова, Т.В. Беды. Э М Белютина. Н.М. Молевой, Б.Н. Неменского. В К. Лёбедко.

Исследуя теоретические основы композиции в изобразительном искусстве, мы опирались на труды таких авторитетных в этой области авторов как В А Фаворский. К.Ф. Юнон, Б.В. Иогансон, М.В. Алпатов, Г.К. Савицкий, H.H. Волков. Е.А. Кибрик, М.А. Волошин, А.А: Дейнека, A.M. Лаптев, Е.В. Шорохов, А. Мажуга. С Г Капланова, Н Г. Козлов и др.

Исследуя своеобразие искусства графики, законы ее языка, ее теорию и практику, мы углубленно изучали работы таких авторов, как A.A. Сидоров. А Д Гончаров. В А. Фаворский, П И Суворов, В.М. Звонцов, В Н. Докучаев, Б.Р Виппер. Ю Я Герчук. ¡VI H. Алексич, Е. Левитин, Л.Р. Варшавский, О.Д. Авсиян. Б. Клабуковский, В И. Анисимов, П.Я. Павлинов, И.В. Доброклонский, Н. Машковцев.

Теоретическую основу исследования составили произведения таких отечественных и зарубежных философов, как Н.Л.Бердяев, И.Н. Ильин, В.В. Розанов. П.А Флоренский, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, С.Н. Булгаков. АФ Лосев. Г Г Гадамер. Ж. Деррида, а также труды по эстетике таких ученых, как Б Р

Виппео. Н И Кияшенко. Н.Л. Лензеров, M C. Каган, Б.Г. Лукьянов. М.С. Овсянников,

B.К. Скагершиков.

- В настоящее время уровень подготовки студентов в области композиции по художественной графике не достаточно высок. Занятия проводятся преимущественно в области графики1, и композиционный аспект работы ограничивается созданием графических пейзажей, натюрмортов, портретов, реже -однофигурных композиций; исключение составляют редко создаваемые двух-трех фигурные графические композиции. Для подъема работы в этой области, для того, чтобы применить более широко потенциал воспитательных, образовательных, развивающих возможностей учебного предмета "Композиция по художественной графике", чтобы усовершенствовать и дополнить уровень профессиональной подготовки художников-педагогов, мы поставили следующую. задачу: создать систему преподавания композиции на ХГФ (3-й, 4-й курсы)2 в ее связи и преемственности с системой преподавания графики студентам 1-го и 2-го курсов'. Система преподавания композиции по художественной графике должна включать научно обоснованную и апробированную последовательность специальных, практических и теоретических занятий, заданий, методик преподавания и использование учебных пособий, как для студентов, так и для преподавателей этого предмета.

Объектом исследования является учебно-творческая работа студентов ХГФ над композициями по художественной графике, их деятельность в области графики, а также теория художественного творческого процесса создания композиционных графических произведений.

Предмет исследования: Теория, методика и практика преподавания композиции по художественной графике студентам ХГФ.

Цель исследования: Изучить и проанализировать следующие факторы: историю, теорию и практику творческой деятельности мастеров изобразительного искусства, историю, теорию и практику художественной педагогики и методики, историю и теорию изобразительного искусства и в частности - теорию композиции и специфику искусства станковой и книжной графики, теоретически обосновать.

1 Углубленно занятия композицией по .художественной графике ведутся лишь факультативно, для ограниченного количества студентов, не являются обязательными, не охвачены целенаправленной системой преподавания графической композиции, хотя предусмотрены занятия и работы в области подготовки сту дентов по графике, эстампу, для 1-го. 2-го курсов по станковой и книжной графической композиции.

1 3-й курс - "Станковая и книжная графика". 4-й курс - спецсеминар для дипломников ка<$>едры рисунка. Предмет "Художественная графика" апробирован и введен в учебную практику на ряде ХГФ пед. вузов. (См.: Барциц Р.Ч. Специфика методов преподавания художественной графики на художественно-графических факультетах педагогических вузов. - Дисс. на соиск. уч. ст. к.пн. - М .

1997). разработать, п экспериментально подтвердить систему преподавания композиции по художественной графике на ХГФ.

В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что занятия графикой и композицией на художественно-графических факультетах педагогических вузов будут содействовать повышению эффективности и качества профессиональной подготовки студентов, более полному развитию их творческих способностей, воображения, образного мышления, исполнительских умений гщи условии разработки и применения найденной и проверенной в процессе исследования целенаправленной, научно и методически обоснованной системы преподавания композиции по художественной графике.

Новизна работы состоит в том, что в диссертации , в результате педагогического эксперимента найдено оптимальное соотношение взаимосвязанных, целенаправленных, по новому составленных и подготовленных практических и теоретических занятий, их содержание, направленность, степени сложности последовательность, продолжительность, цели и задачи.

В процессе практической апробации мы стремились "пронизать" каждое занятие, каждое- задание по курсу "Композиция по художественной графике" сразу несколькими установками, преследуя цель равномерного и гармоничного развития способностей учащихся В практических заданиях воспроизводятся различные варианты процесса работы над замыслом и исполнением. Используется метод моделирования процесса сочинения и исполнения, воплощения замысла графической станковой композиции.

На основе созданной в результате исследования теоретической концепции (в виде научно обоснованной схемы творческого процесса создания художественных произведений, на которую "наложены" специфические качества творческой работы над графическими композициями), в итоге проведенных наблюдений, поисков, проб, выработан наиболее эффективный комплекс образовательно-воспитательных мероприятий, (сочетающий определенным образом подобранные практические занятия со специальными теоретическими занятиями), посредством которого су щественно улучшаются результаты профессиональной подготовки студентов ХГФ в процессе прохождения ими курса композиции по художественной графике, совершенствуются их профессиональные качества в главных для нашего исследования областях: повышается уровень культуры и знаний учащихся. параллельно с этим развивается эмоциональная сфера их сознания, а также образное мышление, вместе с лежащей в его основе способностью к воображению, совершенствуются профессиональные исполнительские способности и навыки в области искусства графики.

Задачи исследования: 1) Исследовать теоретические и практические основы, структуру, специфику работы над композицией в художественной графике. 2) Дать анализ современного состояния обучения студентов ХГФ педвузов композиции по художественной графике. 3) Разработать эффективную систему преподавания композиции по художественной графике (включающую программу, методику, .учебные пособия) студентам ХГФ. 4) Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой системы.

В научно-теоретическую основу диссертации вошли некоторые материалы и положения, содержащиеся в теоретических работах по философии, теории и истории искусства, истории методов преподавания изобразительного искусства, трудах по психологии, современной методики преподавания графики.

Для решения поставленных в диссертации целей и задач использовались следующие методы исследования:

1) Изучение литературы по интересующей нас проблеме и кругу вопросов, с ней связанных. Анализ программ по рисунку, графике, живописной и композиции по художественной графике на ХГФ педагогических ВУЗов, и программа по графике и композиции на графических факультетах художественных институтов

2) Сбор и анализ графических и композиционных работ студентов.

3) Беседы со студентами преподавателями и художниками-графиками по интересующей нас теме.

4) Наблюдение и педагогический контроль за работой студентов в нериод проведения эксперимента.

5) Применение метода моделирования учебно-творческой ситуации, создание ситуации проблемного обучения.

6) Текущая оценка работ студентов в соответствии с поставленными перед ними задачами по специально разработанным критериям оценки результатов их деятельности.

7) Фотографирование и ксерокопирование работ студентов на разных стадиях завершенности.

8) Метод сравнений работ учащихся.

9) Оценка учебно-творческих работ студентов на зачетных кафедральных просмотрах по рисунку, графике, композиции по художественной графике. Практическая значимость диссертации состоит в реализации созданной и апробированной в результате исследования системы преподавания композиции по художественной графике на 3-4 курсах художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились с 1992 по 1999 год в учебно-воспитательной работе со студентами первого-третьего курсов и дипломниками кафедры рисунка художественно-графического факультета MITIN' им. В.И. Ленина, на заседании кафедры рисунка МГПУ им. В.И. Ленина, нл заседании Уче-ного Совета ХГФ MILI У, изложены в опубликованных тезисах и статьях, нашли свое отражение в создании композиций по художественной графике для оформления нескольких серий учебно-методических изданий по направлениям -философия, эстетическое воспитание, психология, история.

Основное исследование проводилось на базе Художественно-графического факультета МПГУ.

Был обобщен практический опыт преподавания композиции по художественной графике на ХГФ Санкт-Петербургского Педагогического Государственного Университета им. Герцена, Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, МГХИ им. В.И. Сурикова, Детской художественной школы Краснопресненского РОНО г. Москвы и Школы Искусств Красногвардейского р-на г. Москвы На основной базе исследования - ХГФ МПГУ проведено • 7 серий эксперимента (в его констатирующем, поисковом и формирующем этапах): в 1991/92, 1992/93, 1993/94, 1994/95,1995/96, 1996/97, и в 1997/98 учебных годах.

В целом экспериментом было охвачено около 1300 студентов ХГФ МПГУ: в констатирующем эксперименте - около 600 наблюдаемых студентов, в поисковом эксперименте - примерно 230 студентов в экспериментальных и около 220 студентов - в контрольных группах, в формирующем эксперименте - 84 студента в экспериментальных группах и около 200 студентов в контрольных группах. На основе созданной в результате исследования теоретической концепции (в виде на\чно обоснованной схемы творческого процесса создания художественных произведений, на которую "'наложены" специфические качества творческой работы над графическими композициями), в итоге проведенных наблюдений, поисков, проб, выработан наиболее эффективный комплекс образовательно-воспитательных мероприятий, (сочетающий определенным образом подобранные практические занятия со специальными теоретическими занятиями), посредством которого существенно улучшаются результаты профессиональной подготовки студентов ХГФ в процессе прохождения ими курса композиции по художественной графике, совершенствуются их профессиональные качества в глазных для нашего исследования областях: повышается уровень культуры и знаний учащихся, параллельно с этим развивается эмоциональная сфера их сознания, а также образное мышление, вместе с лежащей в его основе способностью к воображению, совершенствуются профессиональные исполнительские способности и навыки в области искусства графики.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

в) Выводы о теоретических письменных работах.по курсу графической композиции

За весь курс графической композиции/3-й и 4-й курс/ учащиеся должны были написать три теоретические работы по проблемам станковой и книжной графической композиции, проблемам графики, ее истории и теории.

Поскольку по существующей программе предмет графической композиции занимает свое место в двух семестрах третьего курса и /для дипломников/ в двух семестрах четвертого курса, то теоретические задания распределяются в соответствии с этим курсом следующим образом:

1. Одно теоретическое задание /реферат/ в первом семестре 3-го курса. Эта теоретическая работа должна сочетаться с лекционными занятиями и с беседами по теоретическим, историческим и практическим вопросам графической композиции. Объем реферата не должен быть большим, но в нем должна быть раскрыта проблемная постановка темы. Как показал поисковый эксперимент, написание реферата по теме, сформулированной по принципу исторического обзора, по принципу персоналий художников, дает меньшую образовательную пользу, чем тот, который написан под действием установки на решение некоторой теоретической проблемы. Формулировка темы для реферата по графической композиции должна, таким образом, создавать проблемную ситуацию. При этом важно, чтобы суть этой проблемы была непосредственно связана с профессиональными вопросами, возникающими перед учащимися во время выполнения практических заданий по графической композиции. Это относится ко всем теоретическим заданиям курса. Исходя из этого, в темах для рефератов первого семестра охватывается - преимущественно проблематика станковой графики и станковой графической композиции.

2. Во втором полугодии, когда учащиеся выполняют задания по иллюстрированию литературных произведений, тематика рефератов заключает в себя круг проблем, связанных с книжной графикой, книжной графической композицией.

3. На 4-м курсе теоретическая письменная работа является подготовительной перед выполнением дипломной работы на 5-м курсе. Реферат представляет собой часть методической записки к дипломной работе. На протяжении 2-х семестров учащиеся проходят спецпрактикум по дипломной работе, где кроме практических заданий по графической композиции, теоретически разрабатывают ту часть методической записки, в которой требуется показать знания в области истории и специфике избранного жанра, избранной графической техники, избранной тематики дипломной работы. Этот материал должен составить отдельную, историко-теоретическую главу в дипломной записке. На зачет по дипломному спецпрактикуму учащиеся должны представить рукописный экземпляр законченного черновика этой главы. Направление теоретического исследования для каждого дипломника является разным, зависит от темы дипломной работы и определяется с помощью преподавателя - руководителя дипломной работы. Возможные варианты тематики письменных теоретических работ для 4-го курса и список тем с постановкой проблемы для 3-го курса приводятся в приложении.

Параллельно с написайием историко-теоретической главы дипломниками 4-го курса под контролем руководителя, дипломной графической работы - преп. каф. рисунка, учащиеся пишут также теоретическую работу по вопросу преподавания, методического использования изобразительной части дипломной работы и умений, знаний и навыков учащихся, связанных с тематикой, образами, жанрам и техническим выполнением дипломной серии графических композиций. Этот материал пишется под равным контролем двух руководителей - руководителя дипломной работы и руководителя педагогической практики - преподавателя кафедры методики ХГФ. Таким образом осуществляется связь с практической, педагогической направленностью обучения предмету графической композиции. В конечном итоге, оценивает эту работу и ставит зачет по ней преподаватель кафедры методики, руководивший педагогической практикой дипломников.

Педагогическая ценность предлагаемого метода проблемного обучения, метода моделирования учебно-творческих ситуаций для создания графической композиции, состоит также в апробированной студентами во время педагогической практики возможности использовать этот же метод для преподавания в школе, для обучения детей графической /и живописной/ композиции, тематическому рисованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для успеха нашей работы мы стремились вначале выявить роль занятий графической композицией в процессе профессиональной подготовки художника-педагога. Для анализа этого мы исследовали вопрос развития комплекса профессиональных качеств по всем взаимосвязанным аспектам учебно-творческой работы студентов ХГФ в области графической композиции, совершаемой в рамках предмета "Графическая композиция". Эта роль оказалась принципиально важной и многозначной для профессионального обучения и воспитания.

Четыре главных и взаимосвязанных аспекта этой деятельности учащихся в своей сумме и взаимовлиянии раскрывают механизм творческого процесса создания графической композиции с точки зрения задач художественной педагогики, и вместе с тем составляют схему психолого-педагогического анализа процесса работы учащихся над композицией. /См. схему в "Приложениях"./

На создание этой схемы, отражающей наш анализ творческого процесса с учебно-педагогической точки зрения, нас подвинула обнаруженная в процессе исследования необходимость дальнейшего фундаментального изучения теоретических вопросов графики, графической композиции, вопросов их преподавания, необходимость дальнейшего теоретического углубленного изучения, анализа специфики и механизма действия творческого процесса, в частности - процесса создания графических композиций в изобразительном искусстве.

Процесс творчества изучался нами, как синтетический познавательно-созидательный процесс. Процесс: 1. познания мира и 2. процесс создания нового, т.е. материального запечатления результатов познания.

1. Когда мы рассматривали первую сторону творческой деятельности, как процесса образного познания мира, иначе - восприятия мира, то этот процесс был проанализирован нами, как процесс а/, интеллектуального его познания и б/, процесс его духовного, /чувственного, эмоционального/ и интуитивного познания.

2. Когда же мы рассматривали вторую сторону творчества, как созидательного процесса, ее анализ представился нам в виде двух других взаимосвязанных процессов: а/, процесса появления замысла произведения работы над ним т.е. - поиск содержания и б/, процесса исполнения замысла, материального его воплощения средствами изобразительного искусства т.е. - поиск и создание формы, в частности - средствами графики.

В процессе работы над замыслом учащиеся преимущественно разрабатывают содержание своих будущих композиций, а работая над исполнением замысла, воплощая задуманное содержание, учащиеся преимущественно заняты поиском и созданием художественной формы для этого содержания.

Таким образом наш методический поиск основан и сосредоточен на этих четырех аспектах профессионального обучения и воспитания. Развивая и совершенствуя профессиональные способности студентов на занятиях по графической композиции, преподаватель должен гармонично уделять внимание 1/. совершенствованию интеллектуальной сферы учеников, увеличивая количество и качество необходимых профессиональных знаний, уделять внимание развитию их общей культуры . 21, совершенствованию эмоционально-духовной сферы сознания учащихся, сферы их чувств, как применительно к восприятию действительности, так и применительно к восприятию произведений искусства, своих и чужих произведений. 3/. Развитию и совершенствованию сочинительских способностей учащихся, их композиционного образного мышления, воображения. 4/. Развитию и совершенствованию исполнительских умений и навыков работы художника -графика.

Коротко и условно эти четыре фундаментальных для нас основы исследования можно обозначить как 1. "Знания", 2. "Чувства", 3."Замысел". 4. "Исполнение".

На этой основе нами разработана и предлагается некоторая система преподавания курса графической композиции на 3 и 4 курсах, имеющая назначение существенно усовершенствовать профессиональную подготовку учащихся ХГФ. На этих четырех аспектах базируется разработка основных составляющих систему учебно-методических мероприятий по организации, руководству, предметно-содержательному наполнению курса графической композиции, также разработка критериев оценки, конкретных задач каждого задания в их взаимосвязи и взаимопреемственности, разработка взаимодополняющих теоретических и практических занятий в области графической композиции, а также использование межпредметных связей в учебно-творческой работе учащихся /связей с такими предметами, как рисунок, живопись, графика, история искусства, декоративное искусство, методика преподавания изо и т.д./

Для работы с учащимися мы использовали метод создания установок, сопровождающих каждое аудиторное или домашнее, самостоятельное, практическое или теоретическое занятие, каждое учебное задание.

В процессе практической апробации мы стремились "пронизать" каждое занятие, каждое задание по курсу "Композиция по художественной графике" сразу несколькими установками, преследуя цель равномерного и гармоничного развития профессиональных способностей учащихся по всем четырем фундаментальным направлениям исследования /"Знания", "Чувства", "Замысел", "Исполнение"/.

В нашей системе нет ни одного задания или занятия, где бы изолированно "работала" единственная установка по одному лишь направлению развития профессионализма. Даже теоретические лекционные занятия и самостоятельные письменные теоретические задания не ставят перед учащимися одну лишь установку на получение знаний, развитие эрудиции, культуры, вкуса /хотя в этих занятиях она -главная/, но и обязательно развивают эмоциональное восприятие, чувства, развивают способности к работе над замыслом композиции, давая примеры такой работы из истории изобразительного искусства, способствуют повышению исполнительского мастерства и грамотности пластического композиционного выражения, давая конкретный материал показывающий примеры нахождения выразительного художественного решения, передающего замысел автора. Это происходит во время анализа художественной формы изучаемого произведения. На теоретических занятиях исполнительское мастерство повышается, благодаря ознакомлению учащихся с конкретным действием /на известных примерах/ теоретических законов композиционной выразительности, в их связи с содержательным контекстом замысла рассматриваемых произведений.

В каждом занятии присутствуют установки по всем четырем направлениям специальной подготовки. В зависимости от специфики того или иного теоретического или практического занятия, задания, создается, разумеется, одна главная установка - по одному из 4-х направлений. Но кроме этого, внутри задания содержатся установки по 3-м другим аспектам профессионального развития; менее акцентированные, чем главная, но поддерживающие гармоничность и взаимосвязанность учебно-воспитательного процесса, в русле предмета "Композиция по художественной графике".

Обобщая результаты проделанной методической и педагогической работы, подводя итоги проведенных исследований и экспериментов, можно отметить следующее.

1. В результате проверки в педагогическом эксперименте подтвердилась обоснованность теоретической базы исследования, "фундаментом" которой являлось представление о творческом процессе, как о процессе познавательно-созидательном, включающим в себя образное /интеллектуально-эмоциональное/ познание действительности, а также создание нового, закрепление результатов познавательной деятельности, воплощение их в художественных образах.

Подтвердилась также целесообразная обоснованность и практическая целесообразность применения в организационно-методической работе со студентами своеобразного организационного метода, моделирующего процесс творчества, проявлением которого является процесс осмысления и практического создания графической композиции.

Подтвердилась также целесообразность вести методическую, воспитательную, учебно-воспитательную, учебно-творческую работу со студентами ХГФ по соответствующим этому методу моделирования творческого процесса четырем направлениям. Являющиеся производными из двух главных составляющих творчества - образного познания и художественного созидания, эти четыре начала понимались и выражались нами как 1. Уровень и качество знаний студентов, 2. Их эмоциональное восприятие, 3. Их исполнительское мастерство.

2. Хорошие результаты дали комплексные практические и теоретические занятия по предложенной программе, преследовавшие цель совершенствования профессиональной подготовки студентов ХГФ в процессе освоения курса графической композиции. Программа построена, исходя из теоретически и экспериментально, практически доказанной нами необходимости развивать как общую художественную культуру студентов, так и их профессионализм в области графической композиции по 4-м изученным и взаимосвязанным направлениям перечисленным выше и условно названных "Знания", "Чувства", "Замысел", "Исполнение".

3. В результате исследования мы пришли к выводу о том, что для успеха учебно-воспитательной работы со студентами в области графической композиции программа по этому предмету должна состоять из комплекса специальных последовательно проводимых и постепенно усложняющихся практических и теоретических занятий, упражнений, контрольных и экзаменационных работ, связанных единой логикой взаимозависимого профессионального совершенствования учащихся по разработанным 4-м направлениям. В результате педагогического эксперимента найдено оптимальное соотношение практических и теоретических занятий, их содержание, направленность, степени сложности последовательность, продолжительность, цели и задачи.

При прохождении курса графической композиции по предлагаемому нами комплексу занятий у учащихся развиваются следующие профессиональные качества.

1. Повышается уровень и качество профессиональных знаний, в частности - знание теории и истории искусства, в том числе графической композиции и графики в целом, повышается знание выразительных возможностей графических техник, специфики графической композиции. В первую очередь целесообразно опираться на изучение творчества отечественных художников, учитывать и использовать наследие национальной художественной культуры, опираться на закономерности творческого мышления, характерные для русского искусства.

2. Развивается эмоциональное восприятие. Развивается зрительная память, творческая интуиция, способность к представлению. В комплексе интеллектуальных и эмоциональных профессиональных качеств активно развивающихся учащихся, проходящих курс графической композиции по предлагаемой системе, входит также следующее:

1. Способность создавать идейный замысел, осуществлять интеллектуальный контроль за созданием смыслового содержания художественного образа. Способность проводить интеллектуальный контроль над средствами и приемами воплощения художественного образа. Осмысленное владение языком, изобразительными приемами графического искусства, приемами композиции в соответствии со смысловым содержанием создаваемого произведения.

2. Развитая способность осуществлять эмоциональную оценку, эмоциональный контроль над созданием художественного образа. Способность к эмоциональному контролю над отбором и использованием средств графического художественного выражения. Развитое "чувство материала", способность и умение находить и отбирать под контролем чувств необходимые приемы композиционной и графической выразительности в соответствии с эмоциональным содержанием художественного образа.

3. Развивается способность сочинять художественный образ, создавать замысел будущей композиции, формируется способность к синтетическому образному мышлению, к переработке впечатлений в цельный образ,. дающий толчок работе над замыслом. В практических заданиях воспроизводятся различные варианты процесса работы над замыслом и исполнением. Используется метод моделирования процесса сочинения и исполнения, воплощения замысла графической станковой композиции. В целом при помощи такого моделирования активизируется художественно-познавательная деятельность учащихся, активизируется их образное мышление, воображение, наблюдательность, ассоциативное мышление, совершенствуются эмоциональные реакции, обогащается эрудиция.

4. Совершенствуются исполнительское мастерство, навыки практической работы над эскизами, сбором материала, профессиональное мастерство рисовальщика, специфическое мастерство художника-графика, совершенствуется умение и профессиональный навык выразительной и гармоничной компоновки элементов графического изображения. Совершенствуются практические умения и навыки работы в различных графических техниках, умение профессионально использовать их выразительные возможности, развитие "мышления в материале".

В итоге мы можем отметить, что в процессе освоения предлагаемого нами курса и методики графической композиции развиваются и совершенствуются обе профессиональные стороны творческой личности учащихся ХГФ, проходящих курс графической композиции: - 1. развивается и совершенствуется способность к творческому образному /интеллектуально-эмоциональному/ познанию действительности, 2. способность к профессиональному воплощению художественных образов - творческому созиданию.

Таким образом можем констатировать, что работа учащихся под руководством преподавателя по предлагаемой нами системе способствует и активизирует процесс достижения главной цели профессионального обучения и воспитания на ХГФ, - а именно - формирование развитой, активной творческой личности будущего художника-педагога, что осуществляется посредством прохождения разработанного нами курса графической композиции.

Следуя поступательной логике нашего исследования, можно также сделать вывод о том, что дальнейшего исследования требуют некоторые аспекты, вопросы, связанные с проблематикой нашей работы. А именно:

- Требует дальнейшего изучения проблема творческой /познавательно-созидательной/ деятельности студентов в области графики и графической композиции. В частности аспект дальнейшего развития образного восприятия /эмоционального и интеллектуального/. Необходим дальнейший поиск и экспериментальная проверка, исследование методических приемов, способов, общих методических перспектив, новых концепций методики развития способности учащихся к восприятию; как явлений действительности, окружающего мира, так и произведений искусства, в особенности -изобразительного искусства и в частности - произведений графического искусства.

- Требует дальнейшего решения проблема методики и содержания теоретических занятий со студентами в области графики, и композиции, особенно в их сочетании с практическими занятиями.

- Всегда актуальна проблема развития образного мышления учащихся в связи с исследованием проблем развития современного отечественного и зарубежного графического искусства, в связи с такими проблемами, как стиль, "дух времени", проблема художественных, художественно-технических достижений и открытий, развития изобразительного языка, в связи с необходимостью создания новых художественных образов. Проблема влияния на образно-художественное мышление учащихся таких факторов, как мировоззрение, мироощущение личности, ее уровень культуры, направленность развития личности.

- В связи с этим, остается актуальной проблема воспитания личности художника-педагога /в процессе занятий графической композицией/ в лучших традициях мировой и национальной культуры, национального мировосприятия /менталитета/, выраженного в религии, философии, искусстве, науке.

Нуждается в постоянном развитии решение проблемы совершенствования исполнительских способностей, умений и навыков в области графики и графической композиции, а также проблема развития межпредметных связей между занятиями графикой, графической композицией, академическим, натурным рисунком, работой во время пленэрной практики, изучением истории художественной культуры, а также занятиями декоративным искусством и скульптурой в общем художественно-педагогическом процессе на ХГФ.

- В целом проблема совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе прохождения курса графической композиции также требует дальнейшего исследования как в части изучения теории творческого процесса создания графических композиций, так и в аспекте поиска эффективных методических приемов практической работы со студентами в области графики и графической композиции, актуальность чего определяется важностью и специфичностью роли такого профилирующего предмета, как Композиция по \>дожественной графике в учебном процессе на ХГФ.

В перспективе, в свете всего, сказанного выше, дальнейшее решение теоретических, методических и практических вопросов преподавания графической композиции должно будет все более способствовать совершенствованию профессиональной подготовки учащихся ХГФ.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сухарев, Михаил Иванович, Москва

1. Авсиян О.Д Натура и рисование по представлению М., 1985.

2. Айзеншер И Я. Техника офорта М., 1939.

3. Акимов И. Клименко В. О природе таланта Т. 1. Концепция. М., 1994.

4. Аксенов Ю.Г. Левидова М.М. Цвет и линия. М., 1976.

5. Алексеева В.В. Что такое искусство? Вып. 1. М.,1973.

6. Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990.

7. Алексич М.И. Анатомические рисунки русских художников М., 1952.

8. Алехин А.Д. Изобразительное искусство, Художник, Педагог, Школа. М., 1984.

9. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М. ,1993.

10. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства М., 1973.

11. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.-Л., 1940.

12. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. 1925-1927.

13. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во Акад. пед. наук. 1960.

14. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань. 1988.

15. Анисимов В.И. Графическое искусство и репродукция М., 1923.

16. Анисимов H.H. Основы рисования. М., 1977.

17. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

18. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

19. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.

20. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. /Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев," В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. М., 1988.

21. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.

22. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и др.; Под. ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988.23. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М., 1963.

23. Барщ О. Наброски и зарисовки. М., 1976.

24. Баскова И. А. Как возможно творческое мышление?/ Рос. акад. наук, Ин-т. философии. -М., 1993.

25. Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты. Л., 1963.

26. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М., 1961.

27. Бердяев Н.Л. Философия творчества, культуры и искусства, в 2 т. М., 1994.

28. Бердяев Н.Л. Философия творчества, культуры и искусства. М., т.1. 1994.

29. Бердяев Н.Л. Философия творчества, культуры и искусства. М., т.1. 1994.

30. Беренштейн Б.М. Эстонская графика. М., 1970.

31. Биенале на графиката Варна 83, 2-0. Варна. 1983. Каталог.

32. Боос В.В. Роль самостоятельной работы по рисунку в профессиональной подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: НИИ ВО Гос. ком. по нар. образ. №30/916, деп. 613-91 от 17.09.91.

33. Боос В.В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М, 1991.

34. Боос B.B. Самостоятельная работа студентов по рисунку в период летней пленерной практики. //Ленинские чтения. Тезисы докладов, 4.2,- М., 1991. с. 118.

35. Бродский И. Константин Рудаков. Графика. М., 1985.

36. Брунер, Джером. Психология познания: За пределами непосредственной информации. /Пер. с англ./М., 1977.

37. Бубнова Л.С. Май Митурич. /Живопись. Графика. Книжная иллюстрация./ М., 1980.

38. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994.

39. Булгаков С.Н. Сочинения в 2 т. т2: Избранные статьи. М., 1973.

40. Варшавский Л.Р. Очерки по истории современной гравюры в России. М., 1923.

41. Верейский О. Г. Выставка произведений. М., 1966.

42. Верейский О.Г. Рисунки и литографии. М., 1959.

43. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1972.

44. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.

45. Волков H.H. Восприятие картины. М., 1976.

46. Волков H.H. Восприятия предмета в рисунке. М., 1950.

47. Волков H.H. Композиция в живописи.-М., 1977.

48. Волошин М.А. Избранные произведения. Суриков. М., 1987.

49. Вопросы истории, теории, и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 1. М., 1996.

50. Вопросы психология познавательной деятельности. Межвуз. сб. науч. тр. МГПИ. М„ 1984.

51. Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов. Вопросы методики преподавания композиции. Л., 1972.

52. Воронкова Л.П. В поисках истины и красоты: (Культурология П.А. Флоренского). М., 1992

53. Врубель М.А. Письма к сестре. М., 1963.

54. Выготский Л.С. Психология искусства, М., 1987.

55. Выставка цветной гравюры на металле. ХУШ-ХХ в. Каталог. /Вступ. статья О.И. Лавровой. Москва 1959. — •

56. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.М., 1988.

57. Галанов Б.Е. Платье для Алисы: Художник и писатель: Диалоги. М., 1990.

58. Галицкая Л.К. Феномен творчества в процессе взаимодействия общества и личности. Дисс. канд. филос. наук. Mill У. М., 1997.

59. Гамаюнов В.И. Рисунок и живопись. М., 1971.

60. Герчук Ю.Я. Советская книжная графика. М., 1986.

61. Гинсбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Л.-М., 1940.

62. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. /Пер с англ./М., 1976.

63. Гончаров А.Д. Об искусстве графики. М., 1960.

64. Гончарова H.H. Корнеев Е.М. Из истории русской графики начала 19 века. М., 1987.

65. Государственный Эрмитаж. Графика ./Авт. и сост. М.В.Доброклонский. Л., 1961.

66. Грабарь И.Э. Серов-рисовальщик. М., 1961.

67. Гравюры и литографии советских художников. Сост. В.Н. Докучаева. М., 1975

68. Грейнер Л.К. Общие основы композиции промышленных изделий. Л., 1970.

69. Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. М., 1980.

70. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных, т.5. М., 1952.

71. Дейнека А. Из моей рабочей практики. М., 1961.

72. Дейнека A.A. Живопись, графика, скульптура, мозаика. Л., 1982.

73. Дейнека A.A. Жизнь, искусство, время. Л., 1961.

74. Дейнека A.A. Учитесь рисовать. М., 1961.

75. Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М., 1960.

76. Дневник Делакруа. М., 1950.

77. Доброклонский М.В. Классическая гравюра. Академия Художеств. Л., 1928.

78. Докучаев В.Н. Гравюра и литографии советских художников. М., 1975.

79. Докучаев В.Н. Нивинский И.М., 1969.

80. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., Педагогика. 1989.

81. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты: В 2 т. М., 1957.

82. Дюрер А. Трактаты, письма, дневники. Л.-М., 1967.

83. Ельшевская Г.В. Новый альбом графики. М., 1991.

84. Западноевропейская графика ХУ-ХХ веков: Сб. статей. /Гос. Эрмитаж. Редкол.: A.C. Кантор-Чуковская и др. -Л., 1985.

85. Западноевропейская художественная культура XVIII века. /Отв. ред. В.Н. Прокофьев. М., 1980.

86. Западноевропейский и австралийский рисунок XVI-XX веков. Выставка. М.-Л., 1979. Каталог.

87. Звонцов В.М. Основы понимания графики М., 1963.

88. Звонцов В.М. Офорт. М., 1971.

89. Игнатьев В.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., 1968.

90. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

91. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М., 1954.

92. Игровое моделирование: Методология практика. / АН СССР. Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск. 1987.

93. Избрани графични творби на носители на награди от биенале на графиката. Варна. 1987. /Лауреаты международной биенале графики в Варне. Альбом./

94. Иконников A.B., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. М., 1971

95. Ильин И.Н. Одинокий художник. Речи. Статьи. Лекции. М., 1993.

96. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М., 1959.

97. Иогансон Б.В. Работа над картиной/ Советы мастеров. Живопись и графика. Л., 1973. с 33-39.М., 1959.

98. Иончев, Васил. Книгата през вековете. -София. 1976. /История книги. От свитка к кодексу. От рукописной книги до современных форм печати. Искусство оформления книги. Иллюстрированный очерк./

99. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: В 3 ч. /Сост. М.В.Алпатов и др. -М., 1987-1989.

100. Исследование проблем психологии творчества АН СССР, Ин-т психологии. М„ Наука 1973.

101. История зарубежного искусства. /Под ред. М.Т. Кузиной, Н.М. Мальцевой./М„ 1980.

102. История и теория мировой художественной культуры. Вып.2. Образ человека в литературе и искусстве. Межвузовский сборник научных трудов,- М., 19961997.10^. Каган М.С. Искусство в системе культуры. М., 1987.

103. Каган М.С. Морфология искусства. Ист.-теоретич. исследование внутреннего строения мира искусств. ;. 1, 2, 3. Л., "Искусство", 1972.

104. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.

105. Каменева Е.О. Какого цвета радуга,- М., 1971.

106. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М., 1981.

107. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М., 1960.

108. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М., 1961.

109. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. // Вопросы философии. 1967 № 106.

110. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. М., 1984.

111. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

112. Кириенко В.Н. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

113. Кирилло A.A. Учителю об изобразительных материалах. -М., 1971.

114. Кирнос Д.И, Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

115. Киященко Н.И. Пути и средства эстетического воспитания. М., 1989.

116. Киященко Н.И. Эстетика, жизнь, искусство. М., 1977.

117. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983. Пути и средства эстетического воспитания. М., 1989.

118. Козлов Н.Г. Композиция. Обзорные лекции. М., 1968

119. Кокорин A.B. Ленинградский альбом. Л., 1967.

120. Колесников Л.Ф: и др. Эффективность образования. М., Педагогика, 1991.

121. Коломиец A.C. Современная гравюра Японии и ее, мастера. М. ,1974.

122. Коненков С.Т. Слово к молодым. М., 1958.

123. Короленко С.П. Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. /Эмоции, Поведение. Адаптация/Новосибирск. Наука 1979.

124. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения: /Воображение в норме и патологии/. Новосибирск. 1975.

125. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

126. Костерин H.H. Учебное рисование. М., 1984.

127. Крамской И.Н. Об искусстве. М., 1988.

128. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1965.

129. Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVI вв. М., 1939.

130. Крымов Н.П. художник и педагог. Статьи и воспоминания. М., 1960.

131. Крымов Н.П. Художник и педагог. М„ 1989.

132. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.

133. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М., 1970.

134. Кузин B.C. Основы изобразительного искусства в школе. М., 1977.

135. Кузин B.C. Психология М„ 1997.

136. Кузминский К.С. Русская реалистическая иллюстрация 18-19 веков. М., 1937.

137. Кульчинская П.Л., Медведева Е.Б. Путешествие в мир искусства: Пособие для учащихся. М., 1994.

138. Лазаревский М.В., В. Мате. М.-Л., 1952.

139. Ламброзо Ц. Гениальность и помешательство. Изд. К. Тетюшиновой См.: ТПО. ТАМП., 1990.

140. Лансере Е.Е. Альбом репродукций. М., 1964.

141. Лапин Ю.В. Теоретические основы рисования по представлению. М., 1981.

142. Лаптев A.M. В пути. М„ 1972.

143. Лаптев A.M. Как рисовать лошадь. М., 1953.

144. Лаптев A.M. Рисунок пером. М., 1962.

145. Лебёдко В.К. Психолого-педагогические основы формирования предметных представлений на занятиях по рисунку. //Сб. тр. М., 1985.

146. Левин С.Д. Беседа с юным художником. М., 1988.

147. Левитин Е. Очерки по истории и технике гравюры. М., 1987.

148. ЛеднёвВ.С. Содержание образования: Учеб. пособие. М. Высш. школа. 1989

149. Леман И.И. Гравюра и литография. М., 1913.

150. Леман И.И. Очерки по истории и технике гравюры. М., 1987.

151. Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1962.

152. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1935.

153. Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность. М, 1976.

154. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

155. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.В 2 т. М., 1983.

156. Леонтьев А.Н. Психологические исследования: Вып. 6. Проблемы психологии восприятия. 1976

157. Леонтьев Д. Методика изучения ценностных ориентации. М.„ Смысл. 1992.

158. Лернер И.Л. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.

159. Лернер И.Л. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

160. Лернер И.Я. Проблемы обучения. М., 1974.

161. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

162. Логвиненко. АД. Измерения в психологии: математические основы. Учеб. пособие для вузов, М., Изд. Моск. ун-та. 1993.

163. Ломов Б.Ф. и др. Психология восприятия. /Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. М., 1989.

164. Ломов Б.Ф. История становления экспериментально-психологических исследований. М., 1990.

165. Ломов Б.Ф., Кузин и др. Психология восприятия и искусство плаката. М., 1987.

166. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

167. Лосев А.Ф. и культура XX века. М., 1991.

168. Лосев А.Ф. История Античной эстетики. М.,1992.

169. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. /Теория художественного стиля/ Киев. 1994.

170. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 1994.

171. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

172. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.

173. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

174. Львов С. Альбрехт Дюрер. М., 1985.

175. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

176. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981.

177. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М., 1982.

178. Мастера искусств об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми томах. М., 1965-1970.

179. Мастера современной гравюры и графики. М., 1928.

180. Материалы и техника рисунка. /Под ред. В. А. Королева,- М., 1984.

181. Материалы и техники рисунка. Под ред. В. А. Королева. М., 1984.

182. Медведев Л.Г. Рисунок. М., 1965.

183. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа в процессе академического рисования. М., 1985.186187188189190191192193194195,196.197.198.199.200.201.202.203.204.205.206.207.208.209.210.211.212.213.214.215.216.217.218.219

184. Медведев Л.Г. Формирования графического художественного образа на занятиях по рисунку. М., 1986.

185. Мельникова Т.Ю. Формирование отношения к учебному предмету через целенаправленную по характеру учебную деятельность. Дисс, на соиск. уч. ст. канд. психол. наук МПГУ. М., 1992.

186. Мерлин B.C. Очерк интегрального исслевдования индивидуальности. М., 1986. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Воронеж. 1996. Методология и методы педагогического исследования. /Я. Скалкова и др./ М., Педагогика. 1989.

187. Модернизм. /Под ред. В.В. Ванслова./ М., 1980.

188. Молева Н.М. Белютин Э.М. Педагогическая система Академии XVIII века. М , 1956.

189. Молева Н.М. Белютин Э.М. Русские художественные школы второй половины XIX века начала XX века. М., 1967.

190. Молева Н.М., Белютин Э.М., П.П. Чистяков теоретик и педагог. М., 1953. Научные труды Московского Педагогического Государственного Университетам., 1996. Неменский Б.М. Доверие. М., 1984.

191. Неменский Б.М. Мудрость красоты. (О проблемах эстетического воспитания) М„ 1987.

192. Никанорова H.A. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством.-М., 1975.

193. Никанорова H.A. Наглядные пособия, и оборудование для занятий изобразительным искусством. М., 1988.

194. Новое педагогическое мышление. /Под. ред. A.B. Петровского/ М., Педагогика. 1989.

195. Нурок А.Ю. Мастера советской станковой графики. М., 1962.

196. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительномискусстве. М., 1970.

197. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. М., 1969. Осетров Е.И. Живая Древняя Русь. М. ,1985.

198. Павлинов П Я. Для тех, кто рисует: советы художника. М., 1965.

199. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., 1966.

200. Павлинская А.П. Графика вокруг нас. Л., 1962.

201. Пайгусов А. И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения (на материале гуманитарного и художественно-эстетического циклов): Автореф. дисс. Чебоксары. 1997.

202. Педагогическая энциклопедия. /Гл. ред. И.А. Каиров и др. тт. 1-4/, М., 1964-98.

203. Педагогический поиск. /Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др. Предисловие М.Н. Скаткина. М, 1989.

204. Педагогический словарь, в 2 т. /Гл. ред. И.А. Каиров/.

205. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1991.

206. Пискунов А.И. Советская историко-педагогическая литература (1918-1957). Сист. указатель. /Под ред. В.З. Смирнова/ М., 1960.

207. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. м автор вводных статей А.И. Пискунов. М., 1971. М., 1960.

208. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /В.Д. Шадринов, Н.П. Анисимов, E.H. Корнеева и др./ М. Просвещение. 1990.

209. Полякова Е.И. Город Остроумовой-Лебедевой. М., 1983.

210. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. М., 1969.

211. Пономарев Я.Л. Психология творчества. М., Наука 1976.

212. Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1,2 /Гл. ред. В.М. Полевой. М., 1986./

213. Пособие по рисованию. Под ред. Д.Н. Кардовского, В Н. Яковлева, К Н. Корнилова. М„ 1969.

214. Пособие по рисованию. Под ред. Д.Н. Кардовского, В Н. Яковлева. М„ 19

215. Практикум по педагогике: Учеб. пособие для чтуд. пед. ин-тов. /З.И. Васильева, Т.К. Ахаян, Е.П. Белозерцев и др./. М., 1988.

216. ПреттеМ.К. Творчество и выражением Т.1, 2. М., 1981-1985.

217. Проблемы развития зарубежной графики. Тематический сборник научных трудов. /Академия художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина; науч. ред. В.И.Раздольская,- Л., 1986.

218. Просецкий П.А. Сермиченко В.А. Психология творчества. М., 1989.

219. Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе /Ред. кол.: Т.А. Хмель и др./ М., 1990.

220. Психологические основы художественного образования. Mill У. М., 1986.

221. Психология восприятия: Материалы сов.-норв. симпоз. М., 1992.

222. Психология исследования творческой деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова/М., 1975.

223. Психология процесса художественного творчества./ Сб. статей. Л., 1980

224. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологических исследований формирования образа. /Отв. ред. Е.И. Игнатьев/ М., 1954.

225. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная /АН СССР, Ин-т психологии/. М., Наука 1990.

226. Пушкарёв В. А. Акварели и рисунки в Государственном Русском музее. XVIII начало XX века. М., 1987.252253254255.256257258259260261262.263.264.265.266.267.268.269.270.271.272.273.274.275.276.277.278.279.280.281.282.283.284.285.

227. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. М„ 1978.

228. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.

229. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1983.

230. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительного восприятия М., 1994.

231. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М., 1959.

232. Рисунки старых мастеров в Музее изящных искусств при Московском гос.университете. /Под ред. A.A. Сидорова. М., 1923.

233. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия /Сост. H.H. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. М., 1989./

234. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.

235. Родари Джанни. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумыванияисторий. /Пер. с ит./ М., 1978.

236. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., 1987.

237. Русская гравюра. Сост. Холодовская М., Смирнова Е. М., 1960.

238. Русское искусство. X начало'ХХ века. /М.М. Алленов, О С. Евангулова, Л И.1. Лившиц. М., 1989.

239. Русское советское искусство. М., 1954. Рылов A.A. Воспоминания. М., 1960.

240. Савицкий Г.К. О картине. //Советы мастеров: живопись и графика. Л., 1973 с. 349-354.

241. Серов Валентин. Офорт, литография, каталог. Автор вступ. статьи Е.Ф. Ковтун. Очерки по истории и технике гравюры. /ГМИИ им. АС. Пушкина. М„ 1987. Сидоров A.A. Графика. М., 1949,

242. Сидоров A.A. Мастера современной гравюры и графики. М., 1928. Сидоров A.A. Русская графика начала 20 века. М., 1969. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М., 1986.

243. Скаткин М.Н. Некоторые вопросы дидактики в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Стенограммы лекций. М., 1952.

244. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. Скаткин М.Н. Формализм в знаниях учащихся и пути его преодоления. М., 1947. М., 1952.

245. Сластёнин В. А. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. Сластёнин В. А. Педагогические задачи и ситуации по теории и методике воспитания. М., 1991.

246. Сластёнин В. А. Формироание личности учителя Межвуз. сб. науч. тр. /МГЛУ/ Под. ред. В.А. Сластёнина. М., 1995.

247. Смирнов A.A. Избранные психологические труды: в 2 т. /Под. ред.

248. Б.Ф. Ломова; Акад. пед. наук СССР. М., 1987.

249. Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

250. Смирнов A.A. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.,1977.

251. Смирнов A.A. Психология. М., 1962. Советская графика. 1917-1957. М, 1957.

252. Советы мастеров: Живописью Графика. /Сб. сост. A.C. Зайцев, Л., 1979. Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. /Авт. и сост. Е.Левитин. М., 1959.

253. Сокольникова Н.М. Основы композиции 5-8 классы. Обнинск. 1996. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., Искусство. 1991.

254. Соловьев B.C. Философская публицистика. Сочинения в 2 т. М„ 1989. М., Искусство. 1991.

255. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л., .1989. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М„ 1972.

256. Способности и склонности: комплексные исследования /Э.А. Голубева, В.В. Печенков, Е.П. Гусева и дрю; под ред. Э.А. Голубевой/ М., Педагогика. 1989. Стегликова, Бианка. Современная иллюстрация детских книг. /Пер. с чеш. Прага. Одеон, 1980.

257. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., Педагогика. 1991. Суворов П.И. Искусство литографии. М., 1952.

258. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1977. Телегина Э.Ф. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра психологич. наук. МПГУ. М., 1993.

259. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. М, 1980.

260. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М., 1980.

261. Тихомиров А.К. Психология исследования творческой жеятельности. М., 1975 Трубецкой E.H. Три очерка о русской школе. М., 1991. Трубецкой E.H. Умозрение в красках: Вопр. о смысле жизни в древнерус. религиоз. живописи. М., 1990. М., 1991.

262. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. Педагогика, 1990.

263. Фаворский В.А. О композиции. М., 1928.

264. Фаворский В.А. О рисунке, о композиции. Фрунзе., 1966.

265. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М., 1966.

266. Фаворский В.А. Офорт и гравюры резцом. М., 1925.

267. Фаворский В.А. Рассказы художника-гравера. М., 1965,

268. Фаворский В.А. Рассказы художника-гравера. М., 1965.

269. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. Рос. Акад. Наук. Ин-тфилософии. М., 1994.

270. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1983. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. М., 1987.320321322323.324325326327328329330331332333.334.335.336.337.338.339.340.341.342.343.344.345.346.347.348349.350351

271. Флоренский П.А. Иконостас. М. 1995.

272. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В.Я. Ляудис. М., 1989.

273. Формирование учебной деятельности студентов. /Под. ред. В.Я. Ляудис. М., 1989.

274. Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. М., 1990.

275. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. /Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Пеиухова/М., 1981.

276. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. /Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова/ М., 1979.

277. Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М Б. Михалевской/ М., 1975.

278. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи. М., 1933. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси,- М., 1997.-432с. (105 ч/б и 64 цв. иллюстр.)

279. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953. Чихольд, Ян. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. Пер. с нем. М„ 1980.

280. Чтобы ожили стены. М., 1977.

281. Чуховски, Петър. Рисунката, същностт, проблематика, достижения насъвремените български художници. София 1976.

282. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. М., 1990.

283. Шистко В.В. Гравюра или репродукция.

284. Школа изобразительного искусства. Вып. 1-10. М., 1987-1991.

285. Шорохов Е.В. Композиция. М., 1986.

286. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции в школе. М., 1977.

287. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на урокахизобразительного искусства в школе. М., 1974.

288. Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979.

289. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. М., 1975.

290. Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция. В кн. Пути повышенияэффективности преподавания изобразительного искусства. М., 1995.

291. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. М., 1978.

292. Экспериментальная и прикладная психология: Сб. ст. -Л., Изд-во Ленингр. унта. 1975.

293. Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии: Сб. науч. тр. /Науч. исслед. Ин-т общей педагогики Акад. наук СССР. М„ 1975.

294. Юон К.Ф. Об искусстве. В 2-х томах. М., 1959.

295. Яблонский В. А. Преподавание предметов "Рисунок" и "Основы композиции" М„ 1989.

296. Яблонский В. А. Преподавание предметов "Рисунок" и "Основы композиции" М„ 1989.

297. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.

298. Albertina. Musñe. Vienne. Dessins de maotres (XV-e-XVIII-e siesles), de l'Arbertinade Vienne. Texe de Gerard Ваилг. Plon. 1952.

299. Ais das Papier kam, entstand die Kunst der Grafik. Mbnchen. 1969. (Европейская графика XV-XX вв. Альбом с краткими сведениями о художниках.) Apell A. Handbuch ñ»r Kupferstichsammler. L. 1880.

300. Bien6!e ilustracii. Bratislava. 1971. (Иллюстрации к детским книгам, награжденным на Биенале в Братиславе в 1971 и 1973 гг.)

301. Вгьскпег, Wolfgang. Populäre Druckgraphik Europas. Deutschland. Von 15 bis zum 20. Jahrhundert. Mbnchen. 1969

302. Bucheim, Lothar Gbnter. Mahlerbuch. Lbbbe. 1988. (Развитие мировой живописи и графики в конце XIX-XX вв.)

303. Cento indici disegni di maestri stranieri. Mondadori, 1972. (111 рисунков европейских художников (кроме итальянских) от Я.Ван Эйка до Пикассо.)

304. Cleaver, James. А history of graphic art. London, Owen 1963. (История графики с древнейших времен до наших дней.)

305. Contemporary graphic artists. Vol. 1-3. Detroit. 1987. (Художники-графики XX в. Энциклопедический справочник.)

306. Das Bauhaus, 1919 bis 1933. Ausstellung. 3. Leipzig. 1976. (Работы мастеров и учащихся Баухауза. 1933 г.).

307. Elderfield, John. The modern drawing: 100 works on paper from the museum of modern art. London. 1983. (Рисунки европейских художников XX в. Альбом с комментарием из Музея современного искусства г. Нью-Йорка.)

308. Ex libris: Ripartizione cultura. Biblioteca communale di Milano. Milano. 1981.

309. Figura 3: Zyklen. Internationale Buchkunst Ausstellung. Leipzig. 1982.

310. Graphic Bbcherei. Hrsg. von Dr. Heinrich. Weimar. Mock, Mock 1949.

311. Graphik aus sechs Jahrhundert. Mbnchen. 1979.

312. Gravures etrangeres contemporaines. Bruxelles. 1989.

313. Hoberg, Reinhold. Die graphischen Techniken und ihre Drucrverfahren. Eine Darstellung von Reinhold Hoberg. Brl., Gurlitt, 1923.

314. II catalogo della grafica. Roma. 1972. (Гравюры и литографии художников Италии и др. стран. Каталог, подготовленный Международным центром графики в Венеции с целью популяризации и распространения произведений графического искусства.)

315. Kampmann, С. Die graphischen Kbnste. Von С. Kampmann. Brl., De Gruyter, 1941

316. L'estampe. Michel, Melot, Antony Griffiths, Richard S. Field, Andre Bfiguin. -Geneve: Skira. 1981. (Эстамп: его история, его возможности как вида изобразительного искусства.)

317. Mager, Friedel. Computergrafik: Grundlagen, Bildformen und Anwendungen in Kunstunterricht: Inang. Diss. - Bonn, 1990. (Компьютерная графика. Теория. Применение компьютера в обучении основам графики.)

318. Magnns, Gbnter Hugo. Du Mont's Handbuch ft>r Grafiker. Кц1п: Du Mont, 1988. (Техника графики.)

319. Russische Zeichnung 18. bis Anfang 20 Jahrhundert. Leningrad. 1989.