автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов
- Автор научной работы
- Блуднов, Григорий Павлович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов"
На правах рукописи
БЛУДНОВ Григорий Павлович
ВЕБ-ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО - ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство).
АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 2004
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна художественно -графического факультета
Научный руководитель:
Доктор педагогических наук, профессор КАТХАНОВА Юлия Федоровна
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор МАРЧЕНКО Марина Николаевна
Член корреспондент АПСН, кандидат технических наук АВЕТИСЯН Джавад Давидович
Ведущая организация:
Курский государственный педагогический университет
Защита состоится «24» мая 2004 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. № 529)
С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская,
д.1.
Автореферат разослан
2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ИГНАТЬЕВ СЕ.
« »
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема исследования и ее актуальность. Ознакомление будущих учителей изобразительного искусства с новейшими информационными технологиями, которые, стремительно развиваясь, все глубже интегрируются в повседневную жизнь современного человека, является одной из задач педагогического образования.
Как результат стремительного роста глобальной сети Интернет, появилась новая область информационных технологий - Веб-дизайн, одна из самых динамично развивающихся систем, которая позволяет формировать особую художественно-графическую информационную среду не только для творческой работы художников, конструкторов, дизайнеров, но и педагогов.
Интегрируя средства мультимедиа и новые информационные технологии, Веб-дизайн является «лицом» современного Интернета и выступает в роли связующего звена, благодаря которому происходит эффективный доступ к глобальной мировой системе информации. Умение работать с этой информацией, без сомнения, является составляющим компонентом обучения студентов художественно-графического факультета, которые, начиная с третьего курса изучают информационные технологии и компьютерную графику, в том числе и специальный курс Веб-дизайн.
По нашему мнению, возможности Веб-дизайна имеют особое значение в образовании, поскольку является уникальным средством специальной подготовки студентов художественно-графического факультета, позволяя аккумулировать теоретические и практические знания по таким дисциплинам как «Начертательная геометрия и основы черчения», «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Информационная графика», «Компьютерная графика» и др.
Вместе с тем, Веб-дизайн в настоящее время еще не нашел свое достойное место в практике обучения студентов педагогических учебных заведений, несмотря на то, что в последнее время технологии Веб-дизайна интуитивно используются не только студентами художественно-графического факультета при подготовке курсовых и дипломных работ, но и учащимися школ. Наряду с этим, педагогическое значение Веб-дизайна и Интернет технологий никем не изучались. Также отсутствуют специальные исследования, посвященные содержанию и методике обучения Веб-дизайну учащихся школ и студентов педагогических вузов. Существуют лишь несколько диссертаций, посвященных Интернет образованию. Например, докторская диссертация Симоновой И.В., в которой рассматриваются концептуальные модели обучения практико-ориентированных учащихся в условиях Интернет образования. Диссертация Шейниса А.И., где раскрывается методика использования сети Интернет при дистанционном изучении глобальных проблем человечества в школьном курсе географии. Другие научно-методические исследования, в основном, посвящены близким к Веб-дизайну мультимедийным средствам обучения, возможностям Интернет в дистанционном обучении (Н.В.Клемешова, О.Ф. Велислава., И.В. С и др.).
Таким образом, имеется противоречие между объективно существующими предпосылками включения специального курса Веб-дизайна в систему подготовки студентов художественно-графического факультета и отсутствием научно-обоснованной методики обучения этой дисциплине. Необходимость разрешения этого противоречия делает актуальной проблему разработки содержания и методики обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну, позволяющих повысить эффективность их профессиональной мобильности в контексте с современными требованиями к качеству высшего педагогического образования.
Объект исследования: процесс обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.
Предмет исследования: содержание и методика обучения студентов Веб-дизайну.
Гипотеза исследования: повышение эффективности специальной подготовки студентов художественно-графического факультета возможна если:
- будет разработано содержание курса «Веб-дизайн», включающее три этапа обучения:
1.Виды компьютерной графики, структура глобальной сети Интернет, растровая графика.
2.Язык HTML, оптимизированная графика, Интернет анимация, векторная графика.
3.Flash анимация, трехмерная графика в Веб-дизайне.
- будет использована методика, предусматривающая индивидуальный подход к обучению, межпредметные связи со специальными дисциплинами (перспектива, основы начертательной геометрии и черчения, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика и др.).
Целью исследования: является разработка и экспериментальная проверка возможности применения Веб-дизайна как средства специальной подготовки студентов художественно-графического факультета.
Задачи исследования:
1 .Выявить влияние компьютерных технологий и дидактические возможности применения Интернет технологий, в частности, Веб-дизайна, на специальную подготовку студентов художественно-графического факультета.
2.Определить возможности межпредметных связей между такими специальными дисциплинами как перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.
3.Разработать методику обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.
4.Экспериментально проверить методику обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.
Методы исследования:
- изучение и теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, живописи, рисунку, начертательной геометрии и основам черчения, композиции, компьютерной графики/дизайну в контексте проблемы исследования.
- изучение отечественного опыта работы преподавателей информатики и компьютерной графики, их логический и психолого-педагогический анализ.
- анализ работ студентов, выполненных с применением Интернет технологий.
- беседы со студентами, преподавателями, учителями информатики и компьютерной графики.
- анкетирование.
- тестирование по различным методикам.
- педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
На первом этапе (1999-2000 г.) изучался отечественный опыт использования Интернет технологий в учебном процессе высших учебных заведений и в школьной практике. Анализировалось содержание глобальной сети Интернет, обобщался и накапливался теоретический материал. На этом этапе были сформулированы проблема и гипотеза исследования, обозначена структура диссертации. Проведен констатирующий и поисковый эксперимент с целью выявления эффективности обучения Веб-дизайну студентов художественно-графического факультета на базе знаний и умений, полученных при изучении специальных дисциплин.
На втором этапе (2000-2001 гг.) были скорректирована цель диссертационного исследования и гипотеза, проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение эффективности специальной подготовки студентов художественно-графического факультета за счет включения в обучение курса «Веб-дизайн», в ходе которого были уточнено влияние данного спецкурса на повышение эффективности специальной подготовки студентов художественно-графического факультета. Было также экспериментально проверено разработанное нами пособие по созданию Веб-страниц с использованием Интернет технологий. Уточнялась и дополнялась учебная программа, а также методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну. Причем, содержание обучения студентов Веб-дизайну уточнялось на основе динамики развития сети Интернет.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) осуществлялась систематизация и интерпретация результатов экспериментального обучения, корректировалось учебное пособие по созданию Веб-страниц, завершалось техническое оформление диссертационного исследования.
Методологической основой исследования являются положения о социальной роли информации, ее всеобщем и опережающем практику характере, обеспечивающем реализацию развивающих возможностей образовательного процесса. Методологическую функцию в исследовании обеспечивали общенаучные (историко-логический, системный, кибернетический и информационный) подходы к познанию и преобразованию практики.
На защиту выносятся содержание и методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну, базирующихся на индивидуальном подходе к каждому студенту, включающем: вариативное содержание учебного материала с учетом личной программы учебной деятельности студента; возможность выбора им определенной компьютерной технологии, соответствующей уровню его специальной подготовки.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- впервые обоснована необходимость включения в обучение студентов художественно-графического факультета специального курса «Веб-дизайн»;
- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методика преподавания курса Веб-дизайн, включающего три этапа обучения:
1.Виды компьютерной графики, структура глобальной сети Интернет, растровая графика.
2Язык HTML, оптимизированная графика, Интернет анимация, векторная графика.
3.Flash анимация, трехмерная графика в Веб-дизайне.
- выявлена взаимосвязь теоретических знаний и практических умений, полученных студентами ХГФ на занятиях по начертательной геометрии и основам черчения, компьютерной графики, рисунку, живописи, композиции с компьютерными технологиями, в частности, с Веб-дизайном.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен значительный вклад в теорию и методику обучения и воспитания будущих учителей изобразительного искусства средствами Веб-дизайна.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания Веб-дизайна как средства специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов. Некоторые положения разработанной экспериментальной программы по Веб-дизайну могут быть использованы и в общеобразовательных школах.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на занятиях по Веб-дизайну при Московском Педагогическом Государственном Университете на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна по итогам научно исследовательских работ MПГУ (1999 - 2003 гг.), на научно практических конференциях: «Образовательные технологии XXI века» Москва 2001 г.; Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 60-летию ХГФ, МПГУ, 2002; «Образовательные технологии XXI века» Москва 2002 г.; «Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников». МПГУ, межвузовская научно-практическая конференция. Москва 2002 г.; «Образовательные технологии XXI века» Москва 2003 г.; «Образовательные технологии XXI века» Москва 2004 г.
По результатам исследования опубликовано 8 работ.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержит 167 страниц основного машинописного текста, 6 таблиц, 15 рисунков. Список литературы насчитывает 215 наименований, Приложение составляет 10 страниц.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, основные задачи и методы исследования, характеризуется ее научная новизна и практическая значимость, указываются положения, выносимые на защиту, описывается область апробации и внедрения результатов проведенной работы.
В первой главе «Научно-педагогические основы обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну» рассмотрена история Веб-дизайна и глобальной системы информации - Интернет. Проведен анализ развития сети Интернет и Веб-дизайна в России и за рубежом. Определены перспективы развития и возможности современных Интернет-технологий. Рассмотрены особенности восприятия человеком экрана компьютера, композиции элементов экрана, психологии цвета, шрифта, фона, навигации, эргономики и т.д..
В ходе исследования выявлено, что технически Интернет развивается быстрыми темпами, компьютерный инструментарий постоянно совершенствуется. Воспользоваться грамотно и эффективно способам предоставления информации средствами Интернет, может лишь ограниченное количество пользователей. Нет методик преподавания Веб-дизайна в вузах. Методика обучения, которая используется в МГТУ имени Баумана, неприемлема для студентов художественно-графического факультета.
В связи с нехваткой специалистов со специальным образованием в области Интернет технологий, изучение студентами художественно-графического факультета курса «Веб-дизайн» позволило бы не только повысить уровень профессиональной подготовки студентов, но и осуществить компьютерную по вдержку таких специальных дисциплин, как информационная и компьютерная графика, начертательная геометрия и черчение, живопись, рисунок, композиция и др. Данные, полученные в ходе нашего исследования позволили составить схему межпредметной связи Веб-дизайна со специальными дисциплинами, изучаемыми на художественно-графическом факультете.
Межпредметная связь WEB-дизайна со специальными дисциплинами изучаемыми на ХГФ.
Живопись Першению И^рия
искусств
Выявлено, какие художественные навыки используются при создании Вебстраниц. Какие существуют способы проектирования Веб-страниц, с помощью компьютерной графики или с помощью рисунка. Особое внимание уделено возможностям применения Веб-технологий, как средства контроля знаний студентов. Например, грамотно расположить все важнейшие элементы страницы, подобрать соответствующий по замыслу и в то же время эффективный по восприятию цвет, может лишь студент, обладающий развитым художественным вкусом. В некоторых случаях при разработке дизайна Веб-страницы необходимы элементарные знания в области рисунка и гравюры, так как с применением векторной компьютерной графики Веб-страницу можно стилизовать под классическую технику рисунка. Можно также использовать в дизайне Вебстраницы рисунки и наброски, выполненные от руки, а потом отсканированные и обработанные.
Раскрыты перспективы, которые дает Веб-дизайн и Интернет для кафедр художественно-графического факультета. Среди них возможности создания обучающих программ, мультимедийных пособий, интерактивных презентаций, оформление курсовых и дипломных работ.
Проанализированы работы студентов, выполненные с применением Веб-дизайна. Необходимо отметить, что студенты, самостоятельно изучают Веб-технологии, и используют их в учебном процессе, например, при создании дипломных проектов. Особенно часто Веб-технологии при выполнении дипломов используются на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна (в настоящее время более 80% дипломов выполнены с применением Интернет технологий, таких как гипертекст, Flash, Java Applet, динамичный HTML и т.д.). Студентами был разработан Веб-сайт художественно-графического факультета. Веб-сайт не только рассказывает о кафедрах факультета со страниц Интернета, но и позволяет будущим студентам определится с выбором высшего учебного заведения, факультета, на котором они хотели бы продолжить свое обучение.
Выявленная взаимосвязь Веб-дизайна с основными специальными дисциплинами, изучаемыми на художественно-графическом факультете, позволила прийти к выводу, что Веб-дизайн нужно рассматривать как отдельную учебную дисциплину.
В основу содержания курса Веб-дизайн должно быть положено методическое проектирование учебной дисциплины, позволяющее произвести преобразование уже имеющихся условий ее становления на начальном этапе с определением перспектив развития.
Для определения целей, задач и условий специальной дисциплины нами были выявлены ее ведущие функции. Имеющийся опыт преподавания Веб-дизайна на художественно-графическом факультете указывает на две ведущие функции:
1. Формирование у студентов современных знаний и умений, позволяющих работать с Интернет-технологиями:
2. Развитие информационной художественно-графической культуры и развитие творческого подхода к интеграции Веб-технологий в уже существующие
специальные дисциплины, такие как компьютерная графика, живопись, композиция, рисунок, декоративно - прикладное искусство, история искусств и др.
В соответствии с ведущими функциями были определены основные цели обучения Веб-дизайну:
1. Сформировать теоретические представления об информационных процессах в современном обществе, о понятие графической информации, нюансах ее использования в сети Интернет (поиска, передачи и приема);
2. Приобщить студентов к работе с сетью Интернет и научить их пользоваться современными Интернет технологиями;
3. Развивать средствами Веб-технологий творческий потенциал студентов;
4.Всестороннее развивать творческую индивидуальность будущих учителей на основе свободного выбора более высокого уровня обучения;
5. Обучить студентов использовать Веб-технологии как средства поддержки специальных дисциплин, изучаемых на художественно-графическом факультете;
6. Обучить студентов использовать Веб-технологии в их будущей профессиональной деятельности.
Основными задачами обучения Веб-дизайну являются:
1. Ознакомление студентов с аппаратными и программными средствами, применяемыми в области Веб-дизайна, а также с информационными технологиями и возможностями этих технологий в сфере образования и культуры;
2. Формирование у студентов творческого подхода к процессу создания Вебстраниц;
3. Формирование умений и навыков, которые помогут самостоятельно пополнить свои знания, уметь ориентироваться в потоке научной информации, развивать и совершенствовать навыки освоения программного обеспечения, а также работы с компьютерной техникой при освоении специальных дисциплин.
Методика обучения Веб-дизайну должна учитывать конечные результаты деятельности студентов, придавая ей характер устойчивого целенаправленного процесса познания. Для этого необходимо реализовать в Веб-дизайне три уровня обучения студентов, позволяющих к каждому из них найти индивидуальный подход.
Первый уровень - должен включать в себя изучение основ растровой, векторной, трехмерной графики, принципы работы в глобальной сети Интернет, электронной почты. На этом этапе студенты должны освоить растровый редактор компьютерной графики Adobe Photoshop, так как без элементарных знаний по этой программе изучение курса Веб-дизайн невозможно.
Второй уровень - должен использовать знания и умения, полученные на первом уровне. Изучение основ HTML является здесь наиболее важным этапом, так как не имея представления о структуре Веб-страницы невозможно создать эффективный дизайн. Помимо продолжения изучения программ компьютерной графики, студенты должны изучить способы оптимизации графических файлов и познакомиться с Gif анимацией, работая в программе Adobe ImageReady.
Третий уровень - должен огаграться на знания, полученные студентами после прохождения первых двух уровней обучения. Здесь должны изучаться последние разработки в области компьютерной графики и анимации на примере Macromedia Flash, VRML технологий, JAVA приложений 3DStudio plasma.
На этом этапе изучаются способы создания обучающих программ и мультимедийных презентаций средствами компьютерных технологий.
После того, как мы определили сущность индивидуально-ориентированной технологии, этапы обучения и разработали в соответствии с ней содержание обучения, стало возможным создать базу для экспериментальной методики обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.
Во второй главе диссертации «Экспериментальное исследование и методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну» раскрываются вопросы организации констатирующего, поискового и формирующего экспериментов.
Основной целью экспериментального исследования являлась экспериментальная проверка индивидуально-ориентированной технологии обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну в отведенное учебным планом время. Данная технология определялась рядом факторов: содержанием курса Веб-дизайн, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составов обучающихся, уровнем профессионально-педагогической подготовленности преподавателя.
Реализация данной цели достигалось апробацией двух вариантов учебных программ по Веб-дизайну, а также индивидуально-ориентированной технологии обучения, которая реализовывалась на базовом этапе обучения (1 и 2 семестр). В задачи эксперимента входило:
1. Определение экспериментальных и контрольных подгрупп.
2. Разработка содержания учебного материала, изучаемого студентами в экспериментальных и контрольных подгруппах, а также комплекса практических заданий, в том числе, с элементами творчества.
3. Отбор рациональных форм организации и контроля за учебной деятельностью студентов в работе с Интернет технологиями.
4. Определение средств обучения, которые использовались в экспериментальном обучении.
5. Подведение итогов проведенной экспериментальной работы и анализ ее результатов.
На первом этапе обучения формировались две группы. Сформированные группы были разделены на четыре подгруппы, две из которых являлись экспериментальными, а оставшиеся подгруппы - контрольными. При этом экспериментальные и контрольные группы были разделены на основе проведенного анкетирования, которое позволило выявить студентов хорошо знакомых с компьютерной графикой и студентов, незнакомых с этой дисциплиной.
В контрольных группах обучение велось по программе «Основы Веб-дизайна. Введение в HTML». Данная программа была разработана для изучения основ Веб-дизайна и опиралась на базовые знания языка гипертекста HTML. Учебная программа «Основы Веб-дизайна. Введение в HTML» являлась специально адаптированной для студентов художественно-графического факультета
программой обучения «Веб-дизайн», и была рассчитана на 2 семестра. В содержание дисциплины были включены основы Интернет технологий, информатики, компьютерной графики.
В обучение контрольных подгрупп входил учебный материал, относящийся к основам работы в сети Интернет и созданию Веб-сайтов средствами языка гипертекста HTML. В содержание первого раздела вошли: краткая история сети Интернет; способы подключения к сети Интернет; браузеры и программы для работы в сети Интернет; основы безопасности в глобальной сети Интернет, алгоритм и языки программирования, используемые при создания Веб-страниц; синтаксис языка гипертекста HTML; основные теги языка HTML стандарта 4.0 и др.
Индивидуальные задания включали выполнение набор программного кода с клавиатуры, редактирование гипертекста и составление Веб-страниц на основе изученных тегов. Второй раздел включал: углубление знаний в области языка гипертекста HTML; обзор основных видов компьютерной графики используемой в Веб-дизайне, изучение адаптированной к глобальной сети Интернет палите цветов, правилам навигации и компоновке гиперссылок на Веб-странице, выполнением графических элементов Веб-страницы.
Заметим, что разработанный курс для контрольных групп позволял глубоко изучить основы языка гипертекста HTML и с его помощью создавать достаточно сложные Веб-страницы. Однако данный способ создания Веб-страниц имел ряд недостатков и трудностей, связанных с владением навыками программирования и вниманием к синтаксису. Это в значительной степени отвлекало студентов от решения с помощью Веб-дизайна практических и творческих задач, интеграцией Интернет технологий с другими специальными учебными дисциплинами. Много времени тратилось на устранение синтаксических ошибок, допущенных студентом в гипертексте.
В экспериментальных группах обучение студентов осуществлялось на основе межпредметных связей. В основном, это отразилось на содержании творческих работ, где студентам предлагалось (с применением Веб-инструментов) решать задачи, традиционные для специальных художественно-графических учебных дисциплин. Комплексное воздействие различных знаний и умений на художественно-графическую деятельность студентов, связанную с использованием графических редакторов и программ верстки Веб-сайтов, осуществлялось на основе сравнения, графического и геометрического анализа объектов. Также сравнивались изобразительные возможности и технологические особенности различных традиционных техник рисования и адекватных им способов создания и использования изображений в Веб-дизайне.
Вместо углубленного изучения языка программирования HTML, студенты экспериментальных подгрупп изучали программу Macromedia Dreamweaver версии 4.0. Это отличие является одним из самых главных в учебной программе контрольных и экспериментальных групп. Студенты заинтересовались возможностями программы сразу же. Это было особенно характерно для студентов, которые уже были знакомы с принципом написания кода HTML вручную. Использование программы позволило в первую очередь сэкономить время обучения, а также активировать внимание студентов при создании Веб-страниц.
При этом множество функций Dreamweaver оказались уникальны. Для их достижения, при кодировании HTML вручную, студентам потребовалось бы много времени и специальных знаний.
После изучения первостепенных возможностей программы Dreamweaver студенты приступили к изучению базовых понятий компьютерной графики. Особое внимание здесь уделялось изучению графического редактора Adobe Photoshop. На лекциях студенты получали важные первоначальные сведения о типовой организации графического редактора, его основных модулях и их назначении, инструментах рисования (карандаш, пульверизатор, кисть, ластик, выбор цвета, выделение области, заливка и др.), цветовой палитре, кистях, способах создания, хранения и открытия графического документа.
После овладения студентами способами создания и редактирования изображений с помощью графического редактора Adobe Photoshop, им было выдано первое творческое задание, «Оформление титульной Веб-страницы», выполняемое в течение 6 учебных часов. Целью творческой работы был поиск с помощью инструментария графического редактора Adobe Photoshop наилучшего композиционного решения главной страницы Веб-сайта и интеграция полученных знаний в программу Dreamweaver. Здесь студенты впервые использовали полученные на занятиях компьютерной графикой знания и умения для решения задач Веб-дизайна, которые являлись хорошо знакомыми им из таких специальных дисциплин, как композиция, рисунок и живопись.
На этапе завершения изучения растрового графического редактора Adobe PhotoShop студентам была предложена программа, входящая в комплект этого растрового редактора, предназначенную специально для создания анимации и оптимизации графических файлов для Веб.
На втором этапе обучения экспериментальных групп студентов, изучались основные принципы векторной компьютерной графики и применения ее в Веб-дизайне. Заметим что у векторной графики особые перспективы использования в сети Интернет. Благодаря своему математическому алгоритму, векторная графика в несколько раз меньше растровой графики по объему. Это крайне важно, например, для анимации и сложных элементов Веб-страницы. Кроме этого, некоторые изображения проще и быстрее делать именно в программе векторной графики. В качестве программ этой графики студентам были предложены две (самые распространенные) - Corel DRAW и Adobe Illustrator.
Векторная графика является основой Flash анимации. Поэтому на заключительном этапе обучения экспериментальных подгрупп, без изучения программ Corel DRAW или Adobe Illustrator студенты не поняли бы принципа и алгоритма работы во Flash технологии, которая открывает перед студентами художественно-графических факультетов множество новых возможностей, начиная от создания сложной системы навигации Веб-сайта до полноценных мультимедийных обучающих программ.
Необходимо подчеркнуть, что Flash требует разработки собственной программы обучения и отдельного изучения, возможно вне рамок Веб-дизайна, ак как потенциал этой технологии раскрыт не полностью, дидактические возможности
этой программы для студентов художественно-графического факультета еще необходимо определить.
Помимо перспективной и развивающейся Flash технологии студентами экспериментальных подгрупп были также изучены основы VRML технологии, а создавать трехмерные сцены студентам помогала известная и широко распространенная программа 3DStudio MAX R3. Этот трехмерный графический редактор позволял им создавать объемные модели и сцены, формировать из этих объектов анимационные последовательности и высококачественные трехмерные объекты.
Вместе с тем, достаточно эффективно освоить 3DStudio MAX R3 (в рамках программы обучения Веб-дизайну) студентам не удалось. Поэтому мы ограничились изучением средств импорта трехмерных сцен в VRML с демонстрацией принципов работы с трехмерным редактором, изучением таких важных понятий трехмерной графики, как «полигон», «вершины», «плоскость», «текстуры», «рендеринг», а также созданием простых трехмерных сцен. Созданные в трехмерном редакторе сцены импортировались в VRML, переносились с помощью Macromedia Dreamweaver в Веб-страницу, а затем просматривались с помощью Cortona VRML клиента.
На последнем этапе эксперимента проводился подбор наиболее понятных инструментальных объектно-ориентированных средств Веб-дизайна для создания обучающих программ. Эти средства были использованы в качестве подготовленной и методически разработанной компьютерной поддержки обучения студентов по специальным учебным дисциплинам для всех академических курсов.
Завершающий этап экспериментального обучения курса Веб-дизайн планировал выполнение практической работы, в которой использовалось максимальное количество изученных на всех этапах обучения приемов и технологий.
Учитывая, что большинство обучаемых в экспериментальных подгруппах были студенты пятого курса, работающие над дипломными проектами, завершающая тема обучения была для них особенно актуальна.
Основное преимущество Веб-инструментов при создании обучающих программ, методических пособий, дипломных работ состоит в том, что эта технология предусматривает возможность просмотра материала на всех компьютерах без применения дополнительных программных средств. Кроме того, после дополнительной оптимизации существовала возможность их публикации в сети Интернет. Большая часть дипломных работ, выполненных ранее с использованием программных средств, имели проблемы в виде нестабильной работы на различных компьютерах, сбоях в демонстрации при переносе на другие компьютерные платформы.
Помимо полной совместимости с различными операционными системами технология создания Веб-страниц имеет в своем арсенале множество мультимедийных, анимационных, интерактивных возможностей, что позволяет эффективно использовать их при создании обучающих программ, презентаций, дипломных работ. Наряду с этим эта технология проста в изучении, не требуя навыков программирования при использовании таких вспомогательных программ, как Macromedia Dreamweaver.
При проведении обучающего эксперимента соблюдались общепринятые требования к объективности и надёжности получаемых результатов Особое внимание в экспериментальном обучении уделялось контролю. Во время обучения контрольных и экспериментальных подгрупп применялся самоконтроль (внутренний) и оценка преподавателем или сокурсниками (внешний). В основном, форма контроля учебной деятельности студентов в соответствии с желаниями студентов, была рейтинговая (в качестве интегральной оценки) в баллах всех видов деятельности студентов. Преимуществом этой системы оценок было то, что она не требовала какой-либо существенной перестройки учебного процесса, поскольку по этой системе уже много лет работали преподаватели кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна, проводились спецкурсы по компьютерной графике. Эта система сочеталась с индивидуально-ориентированной технологией обучения студентов Веб-дизайну. Набранные баллы за правильные ответы и выполненные работы суммировались в конце семестра. В итоге студенты для получения «отличной» оценки должны были набрать в течение семестра 200 баллов, «хорошо» - 175 баллов, «удовлетворительно» - 150 баллов. При этом была разработана шкала рейтинга по каждой изучаемой теме или практическому заданию
Особо отметим тот факт, что рейтинг-контроль увеличивал самостоятельность студентов, позволял организовать ритмичную учебную работу, содействовал реализации индивидуально-ориентированной технологии обучения, побуждая студентов к проявлению личностной позиции по отношению к своим учебным действиям и индивидуального стиля работы.
Сравнительный анализ результатов контрольного тестирования первого уровня обучения показал, что общее количество набранных баллов в экспериментальных подгруппах был выше, нежели чем в контрольных подгруппах. Это объясняется тем, что студенты экспериментальной подгруппы раньше изучали растровый редактор на спецкурсах по компьютерной графике, и им было проще работать с этой программой на уроках по Веб-дизайну. В остальном подготовка контрольных и экспериментальных подгрупп находилась на одном уровне. Мы объяснили это наличием интуитивно понятного графического интерфейса операционной системы, широким освещением темы Интернет в средствах массовой информации, а также тем, что большее число студентов интересовалось Интернет ранее.
На втором уровне изучения студентами теоретического материала, посвященного языку гипертекста HTML, проведенное контрольное тестирование показало, что студенты экспериментальных подгрупп, которые использовали программу Macromedia Dreamweaver, как средство создания Веб-страниц, выполнялись задания значительно быстрее и лучше справились с контрольными работами, чем студенты контролыгых подгрупп, работающие с языком гипертекста HTML вручную.
На третьем уровне обучения Веб-дизайну (при оценке творческих работ) обращалось внимание на их оригинальность, с точки зрения композиционного и цветового решения Веб-страницы, выразительность и лаконичность элементов Вебстраницы, оправданность и правильность применения компьютерного
инструментария, наличие нескольких вариантов решения заданий, не имеющих повторений.
В заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования, сформулированны основные выводы по проблеме исследования.
Подтверждено, что обучение курсу Веб-дизайн, с учетом изложенных в работе принципиальных подходов, обеспечит повышение эффективности специальной подготовки студентов художественно-графического факультета.
Результаты исследования могут считаться перспективными в связи с возможностью разработки новых направлений обучения студентов не только художественно-графического факультета, но и других специальностей. Это обогатит учебный процесс, выявит новые возможности совершенствования технологии обучения будущих учителей различных учебных заведений, повысив качество их специальной и профессиональной подготовки к творческой педагогической деятельности.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. В соответствии с задачами исследования было выявлено влияние компьютерных технологий и дидактические возможности применения Интернет-технологий, таких как Веб-дизайн, для специальной подготовки студентов художественно-графического факультета. Проведенный анализ развития Веб-инструментов позволил определить характерные способы использования этих средств в различных видах деятельности человека, особенно в такой области, как изобразительное и графическое искусство.
2. Были изучены возможности межпредметных связей между такими специальными дисциплинами как перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.
3. Разработана методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну предусматривающая три этапа:
1-й этап - изучение основных видов компьютерной графики, устройства сети Интернет, изучение растрового редактора Adobe Photoshop.
2-й этап - изучение языка гипертекста HTML, оптимизации компьютерной графики, Gif-анимация, изучение программ векторной графики.
3-й этап - основы Hash анимации, трехмерная графика, VRML, Java Applets, скрипты, изучение технологии создания обучающих программ и методических пособий средствами Веб-инструментов.
4.Индивидуально-ориентированная технология обучения направлена на признание индивидуальности и самобытности студента, развитие его не как «коллективного субъекта», а как индивида, наделённого личным опытом жизнедеятельности. Разработанная технология включает также индивидуальное развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.
5.Экспериментальное апробирование методики обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну показало, что разработанное содержание учебного материала по курсу Веб-дизайн, формы организации учебного процесса можно считать эффективными и адекватными целям и задачам, поставленным в исследовании. Причем, обучение Веб-дизайну может быть
продолжено на старших курсах для того, чтобы обеспечить студентов знаниями и умениями применения этих средств для создания обучающих программ, мультимедиа приложений, выполнения дипломных работ.
По теме исследования опубликованы следующие работы:
1. Блуднов Г.П. «Интенсификация процесса обучения студентов ХГФ при использовании Интернет-технологий». - Проблемы развития и практика использования интенсивных методов игрового обучения. MПГУ, международная академия наук информации, информационных процессов и технологий. Москва, 2003. с. 13-14 (1,0 п.л.).
2. Блуднов Г.П. «Интернет и решение проблем информационного потенциала».-Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников. МПГУ Материалы межвузовской научно-практической конференции. Москва 2002. - с. 177-179 (1,25 п.л.).
3. Блуднов Г.П. «Трехмерные технологии в Интернете» Художественно-педагогическое образование. История, современное состояние, перспективы развития. Материалы всероссийской научно-практической конференции посвященной 60-летию ХГФ, МПГУ, 2002. - с. 167-168 (1,0 п.л.).
4. Блуднов Г.П. «Ограничения и преграды на пути Веб-дизайна».-Образовательные технологии XXI века. Материалы городской научно-практической конференции. Институт общего среднего образования РАО. Московский государственный университет. Московский комитет образования. Учебно-методический центр Южного округа. Москва, 2001. - с. 67-69 (2,0 п.л.).
5. Блуднов Г.П. «Преграды на пути Интернет-технологий».- Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам. Выпуск II. Межвузовский сборник научных трудов. МПГУ, 2001. - с. 136-138 (1,75 п.л.).
6. Блуднов Г.П. «VRML в Интернет». - Современные проблемы совершенствования художественного образования. Материалы научно практической конференции. Липецкий Государственный Педагогический Университет, ХГФ, 2001. - с. 43-45 (2,0 п.л.).
7. Блуднов Г.П. «Технологические ограничения в Веб-дизайне». Научные труды. Учебно--научный центр высшего педагогического образования МПГУ Министерство Образования Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Интеграция» , серия гуманитарные науки, 2001.- с. 332-333 (1,0 п.л.).
8. Блуднов Г.П. «Интернет-информация сегодня и завтра». Научные труды. МПГУ Министерство Образования Российской Федерации, серия гуманитарные науки, 2000. - с. 422-423 (1,25 п.л.).
Подл, к печ. 21.04.2004 Объем 1.0 п.л. Заказ №156 Тир. 100 Типография МПГУ
Р-95 64
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Блуднов, Григорий Павлович, 2004 год
to, Введение.
ГЛАВА I. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВЕБ-ДИЗАЙНУ.
1.1. Из истории Веб-дизайна и глобальной системы информации - Интернет.
1.2. Веб-дизайн как специальный учебный курс.
1.3. Особенности процесса обучения Веб-дизайну.
If Выводы по I главе.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВЕБ-ДИЗАЙНУ.
2.1. Организация констатирующего, поискового и формирующего экспериментов.
2.2. Особенности методики экспериментального обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения Веб-дизайну.
Выводы по II главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов"
Проблема исследования и ее актуальность. Ознакомление будущих учителей изобразительного искусства и черчения с новейшими СФ информационными технологиями, которые, стремительно развиваясь, все глубже интегрируются в повседневную жизнь современного человека, является одной из задач педагогического образования.
Как результат стремительного роста глобальной сети Интернет, появилась новая область информационных технологий - Веб-дизайн, одна из самых динамично развивающихся систем, которая позволяет формировать особую графическую информационную среду не только для творческой работы художников, конструкторов, дизайнеров, но и педагогов.
I*
Интегрируя средства мультимедиа и высоко художественно-графические информационные технологии, Веб-дизайн является «лицом» современного Интернета и выступает в роли связующего звена, благодаря которому происходит эффективный доступ к глобальной мировой системе информации. Умение работать с этой информацией, без сомнения, является обязательным составляющим компонентом обучения студента художественно-графического факультета, которые, начиная с третьего курса (а изучают информационные технологии и компьютерную графику. Веб-дизайн в экспериментальном порядке был предложен студентам как специальный курс. По нашему мнению, возможности Веб-дизайна имеют особое значение в художественно-графическом образовании, поскольку является уникальным средством специальной подготовки студентов художественно-графического факультета, позволяя аккумулировать теоретические и практические знания по таким специальным дисциплинам, как «Начертательная геометрия и основы черчения», «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Компьютерная графика» и др.
Следует отметить тесную взаимосвязь Веб-дизайна и компьютерной графики, которая является великолепным средством моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного и графического творчества. Наряду с этим, Веб-дизайн и компьютерная графика формирует умение перекодирования визуального образа в вербальную или перцептивную форму, что способствует развитию творческого потенциала студентов.
Вместе с тем, Веб-дизайн в настоящее время еще не нашел свое достойное место в практике обучения студентов педагогических учебных заведений, несмотря на то, что в последнее время технологии Веб-дизайна интуитивно используются не только студентами художественно-графического факультета при подготовке курсовых и дипломных работ, но и учащимися школ. Наряду с этим, педагогическое значение Веб-дизайна и Интернет технологий никем не изучались. Также отсутствуют специальные исследования, посвященные содержанию и методике обучения Веб-дизайну учащихся школ и студентов педагогических вузов. Существуют лишь несколько диссертаций посвященных Интернет образованию. Например, докторская диссертация Симоновой И.В., в которой рассматриваются концептуальные модели обучения практико-ориентированных учащихся в условиях Интернет образования. Диссертация Шейниса А.И., где раскрывается методика использования сети Интернет при дистанционном изучении глобальных проблем человечества в школьном курсе географии. Другие научно-методические исследования, в основном, посвящены близким к Веб-дизайну мультимедийным средствам обучения, возможностям Интернет в дистанционном обучении (Н.В.Клемешова, О.Ф. Велислава., И.В. Симонова, Н.В. Майкевич и др.).
Таким образом, имеется противоречие между объективно существующими предпосылками включения специального курса Веб-дизайна в систему подготовки студентов художественно-графического факультета и отсутствием научно-обоснованной методики обучения этой дисциплине. Необходимость разрешения этого противоречия делает актуальной проблему разработки содержания и методики обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну, позволяющих повысить эффективность их профессиональной мобильности в контексте с современными требованиями к высшему педагогическому образованию.
Объект исследования: процесс обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.
Предмет исследования: технология обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.
Гипотеза: повышение эффективности специальной подготовки студентов художественно-графического факультета возможна если:
- будет разработано содержание курса Веб-дизайн, включающего три этапа обучения; а) Виды компьютерной графики, структура глобальной сети Интернет, растровая графика. б) Язык HTML, оптимизированная графика, Интернет анимация, векторная графика. в) Flash анимация, трехмерная графика в Веб-дизайне.
- будет использована методика обучения, предусматривающая индивидуальный подход к обучению;
- в процессе обучения используются межпредметные связи со специальными дисциплинами, таких как перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.
Целью данного исследования является разработка и экспериментальная проверка возможности применения Веб-дизайна как средства специальной подготовки студентов художественно - графического факультета.
Задачи исследования:
1. Выявить влияние компьютерных технологий и дидактические возможности применения Интернет технологий, в частности, Веб-дизайна, на специальную подготовку студентов художественно-графического факультета.
2. Определить возможности межпредметных связей между такими специальными дисциплинами как перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.
3. Разработать методику обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.
4. Экспериментально проверить методику обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну.
Методологической основой исследования являются положения о социальной роли информации; ее всеобщем и опережающем практику характере, обеспечивающем реализацию развивающих возможностей образовательного процесса. Методологическую функцию в исследовании обеспечивали общенаучные (историко-логический, системный, кибернетический и информационный) подходы к познанию и преобразованию практики.
В работе использовались теоретические положения общей теории обучения отечественных и зарубежных ученых (Ю.К.Бабанский, Дж.Брунер, Т.А.Ильина, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Краевский, В.Оконь), теории и практики применения дистанционного обучения в образовании (Д.Д.Аветисян, АВ.Могилева, А.В.Хуторской, В.С.Цетлин, А.К.Маркова, З.И.Калмыкова, В.Ф.Харьковская, В.П.Пазина, И.П.Подласный, В.С.Токарева) системного анализа педагогических явлений (Ю.К.Васильев, В.С.Ильин, Ю.А.Конаржевский), информационного подхода к педагогическим явлениям (В.А.Извозчиков, И.А.Липский), сравнительной педагогики (Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова, М.А.Соколова), теории информатики и использования информационных технологий
Б.С.Гершунский, А.П.Ершов, В.А.Трайнев, И.К.Ермаков, С.Р.Доманова, Е.И.Машбиц, В.М.Монахов, Б.Ф.Скиннер, С.Паперт, Д.Лауриллард).
Методы исследования.
- изучение и теоретический анализ литературы по педагогике, психологии, живописи, рисунку, основ черчения и начертательной геометрии, композиции, компьютерной графике, дизайну в контексте проблемы исследования.
- изучение отечественного опыта работы преподавателей информатики и компьютерной графики, исследования, логический, психологический анализ;
- изучение и анализ информации доступной в сети Интернет;
- анализ работ студентов, выполненных с применением Интернет технологий;
- беседы со студентами, преподавателями, учителями информатики и компьютерной графики;
- анкетирование;
- тестирование по различным методикам;
- педагогический эксперимент.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась с 1999 по 2002 гг. на базе кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна художественно-графического факультета Московского Педагогического Государственного Университета. В экспериментальной работе приняли участие 167 студентов художественно-графического факультета.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1999-2000 г.) изучался отечественный и зарубежный опыт использования Интернет технологий в учебном процессе вуза и школьной практике. Анализировалось содержание глобальной сети Интернет, обобщался и накапливался теоретический материал. На этом этапе были сформулированы проблема и гипотеза исследования, обозначена структура диссертации. Разработан поисковый эксперимент по выявлению эффективности обучения Веб-дизайну студентов художественно-графического факультета на основе знаний и умений, полученных при изучении специальных дисциплин перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.
На втором этапе (2000-2001 гг.) были скорректированы цель и гипотеза диссертационного исследования, проводились занятия по курсу Веб-дизайн со студентами художественно-графического факультета, в ходе которых были получены первые результаты экспериментального обучения, направленного на определение влияния Веб-дизайна на профессиональную подготовку студентов художественно-графических факультетов. Были также разработаны темы проектов и осуществлена экспериментальная проверка на занятиях по курсу Веб-дизайн. Разрабатывались пособия по созданию Вебстраниц с использованием Интернет технологий. Уточнялась и дополнялась учебная программа по Веб-дизайну, а также технология обучения студентов художественно-графического факультета, направленная на специальную подготовку к будущей профессиональной работе в школе. Помимо этого содержание обучения студентов художественно-графического факультета дорабатывалось с учетом динамики развития сети Интернет.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) осуществлялась систематизация и интерпретация результатов, полученных в ходе экспериментальной работы. Происходила доработка содержания курса Веб-дизайн и учебного пособия для студентов художественно-графического факультета. Завершалось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- впервые обоснована необходимость включения в обучение студентов художественно-графического факультета специального курса «Веб-дизайн»;
- разработано и научно обосновано содержание курса Веб-дизайн, включающее: изучение структуры сети Интернет, программу растровой графики, язык гипертекста HTML, анимацию, векторную графику, Flash, трехмерную графику;
- выявлена взаимосвязь теоретических знаний и практических умений, полученных студентами ХГФ на занятиях по начертательной геометрии и основам черчения, компьютерной графики, рисунку, живописи, композиции с компьютерными технологиями, в частности, с Веб-дизайном;
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания Веб-дизайна как средства специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов; некоторые положения разработанной экспериментальной программы по Веб-дизайну могут быть использованы и в общеобразовательных школах.
На защиту выносятся методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну, базирующаяся на личностно-ориентированном подходе к обучению, включающая: вариативное содержание учебного материала, индивидуальную форму организации учебной деятельности, возможность выбора компьютерных технологий, работу студента по личной программе учебной деятельности.
Внедрение результатов исследования:
Методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну внедрена в практику работы художественно-графического факультета Ml If У.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на занятиях по Веб-дизайну при Московском Педагогическом Государственном Университете на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна по итогам научно исследовательских работ МПГУ (1999 -2003 гг.), на научно практических конференциях:
• «Образовательные технологии XXI века», Москва, 2001.
• «Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 60-летию ХГФ», Москва, МПГУ, 2002.
• «Образовательные технологии XXI века», Москва, 2002.
• «Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников». МПГУ. Межвузовская научно-практическая конференция. Москва, 2002.
По результатам исследования опубликовано 8 работ.
Научные выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, обоснованны и достоверны, так как получены в результате анализа и обобщения психолого-педагогической, методической, специальной литературы, а также результатами педагогического эксперимента. Личное участие автора в разработке курса «Веб-дизайн» как средства специальной подготовки студентов художественно-графического факультета состоит в теоретической разработке поставленной проблемы исследования, в подготовке материалов для экспериментального обучения, анализа и обобщения полученных результатов эксперимента, разработке рекомендаций по развитию специальных способностей студентов в процессе обучения Веб-дизайну.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержит 160 страниц основного машинописного текста, 4 диаграммы, 3 схемы, 30 рисунков. Список литературы насчитывает 241 наименование, 14 приложения составляют 10 страниц.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования могут считаться перспективными в связи с возможностью разработки новых направлений обучения студентов не только художественно-графического факультета, но и других специальностей. Это обогатит учебный процесс, выявит новые возможности совершенствования методики обучения будущих учителей различных специальностей, повысив качество их профессиональной подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В соответствии с задачами исследования было выявлено влияние компьютерных технологий и дидактические возможности применения Интернет-технологий, таких как Веб-дизайн, для специальной подготовки студентов художественно-графического факультета. Проведенный анализ развития Веб-инструментов позволил определить характерные способы использования этих средств в различных видах деятельности человека, особенно в такой области, как изобразительное и графическое искусство.
2. Были изучены возможности межпредметных связей между такими специальными дисциплинами как перспектива, основы начертательной геометрии, технический рисунок, композиция, живопись, рисунок, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство и др.
3. Разработана методика обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну предусматривающая три этапа:
1-й этап — изучение основных видов компьютерной графики, устройства сети Интернет, изучение растрового редактора Adobe Photoshop, 2-й этап-изучение языка гипертекста HTML, оптимизации компьютерной графики, Gif-анимация, изучение программ векторной графики, 3-й этап — основы Flash анимации, трехмерная графика, VRML, Java Applets, скрипты, изучение технологии создания обучающих программ и методических пособий средствами Веб-инструментов.
4. Индивидуально-ориентированная технология обучения направлена на признание индивидуальности и самобытности студента, развитие его не как «коллективного субъекта», а как индивида, наделённого личным опытом жизнедеятельности. Разработанная технология включает также индивидуальное развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.
5. Экспериментальное апробирование методики обучения студентов художественно-графического факультета Веб-дизайну показало, что разработанное содержание учебного материала по курсу Веб-дизайн, формы организации учебного процесса можно считать эффективными и адекватными целям и задачам, поставленным в исследовании.
Причем, обучение Веб-дизайну может быть продолжено на старших курсах для того, чтобы обеспечить студентов знаниями и умениями применения этих средств с целью создания обучающих программ, мультимедиа приложений, оформления дипломных работ.
Однако экспериментальное обучение выявило некоторые недостатки содержания базового уровня обучения, заключающиеся в последовательности изложения учебного материала, которые впоследствии были скорректированы. Содержание творческих работ по Веб-дизайну было дополнено и расширено на основе пожеланий студентов.
Выполненные в процессе экспериментального обучения курсовые и дипломные работы студентов были отмечены не только на защитах дипломных работ, как наиболее оригинальные и творческие, но и на российских выставках («Образовательные технологии XXI века» Москва
2001 год, Всероссийская научно-практическая конференция посвященная 60-летию ХГФ, МПГУ, 2002,«Образовательные технологии XXI века» Москва
2002 год, «Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников». МПГУ, межвузовская научно-практическая конференция. Москва 2002 год.). Методической основой для их выполнения послужила учебная деятельность на спецкурсах по компьютерной графике и экспериментальный курс по Веб-дизайну.
В результате этой работы студенты овладели необходимыми знаниями и умениями профессиональной работы с компьютерным инструментарием, направленным на подготовку и структурирование учебного материала, разработку графического интерфейса обучающих программ и способов создания мультимедиа презентаций.
Подтверждено, что обучение курсу Веб-дизайн, с учетом изложенных в работе принципиальных подходов, обеспечит развитие у студентов художественно-графического факультета способностей к абстрактно-логическому и образному мышлению, чувства цвета, творческое воображение, целостность восприятия и перекодирования визуального образа в вербальную или знаковую перцептивную форму для творческого самовыражения в работах, выполненных с помощью персонального компьютера.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Блуднов, Григорий Павлович, Москва
1. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией /Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. - 229 с.
2. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебно-методическое пособие. — М., 1989;
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.
4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: "Сов. Радио", 1979. -184 с.
5. Алексей Гончаров. Самоучитель HTML,, 2000 г.
6. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Наука, 1968. 320 с.
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и саморазвития творческой личности. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1988. 238 с.
8. Анисимова Л.Н. О творческих способностях студентов ХГФ при решении задач по начертательной геометрии //Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединститутах и в средней школе. М.: Прометей, 1987. С. 14-16.
9. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. -М.: Знание, 1970.-46 с.
10. Ю.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании,-М.,1994.
11. П.Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. - 183 с.
12. Артемьева Т.М. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. Т.5. №3. С. 46-55.
13. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. - 528 с.
14. М.Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека. -М.: Знание, 1979.-64 с.
15. Ажгихин С. Г. О роли компьютерной графики в развитии творческих способностей студентов ХГФ // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1998. - С. 331-332.
16. Азимов Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий: Дис.д-ра пед наук. -М., 1997.
17. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.- 48 с.
18. Басин. М.А. И.И. Шилович. Синергетика и INTERNET. СПб 1999. 71с.
19. Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей //Психологический журнал. 1994. Т. 15. №6. С. 90-99.
20. Бальцюк Н. Б., Буняев М., Матросов B.JI. Некоторые возможности использования, электронно-вычислительной техники в учебном процессе. М.: Прометей. 1989.
21. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вища школа, 1978. 142 с.
22. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964. 547 с.
23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1979. 399 с.
24. Богомолова Г.Н. Мотивационно-ценностное отношение студентов к учебному труду // Совершенствование психолого-педагогической,методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе. Том 1. Уфа, 1991. С. 17-19.
25. Богоявленская Д .Б. Интеллектуальная активность как условие продуктивного мышления //Экспериментальное исследование продуктивных творческих процессов мышления. — М., 1973.
26. Ботвинников А. Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. -М.: Педагогика, 1979. -255 с.
27. Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал. 1984. №1. Т.5. С. 15-18.
28. БрунерДж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977.-396 с.
29. Булатова И.М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно-познавательной активности студентов // Дисс. к.п.н., Казань, 1985. 148 с.
30. Варфоломеева Л.Е., Вишнякова Н.Ф. Творческий потенциал и творческая готовность //Энциклопедия профессионального образования в трех томах. М.:РАО, 1999 С.216-217.
31. Василевская A.M. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. — М., 1978;
32. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: МГУ, 1980. 192 с.
33. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 117 с.
34. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора психологических наук. — М., 1996;
35. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
36. Веб-дизайн, Стив Круг, Символ-Плюс, 2001г.
37. Волков И.П. Учим творчеству. -М.: Педагогика, 1982. 85 с.41 .Вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов. Черкесск.: НКЦ "Истоки", 1992.-75 с.
38. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. - 332 с.
39. Выготский J1.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте /Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1956. -449 с.
40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1994.
41. Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. — М., 1982;
42. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. !994. №4. С. 73-81.
43. Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С. 149-159.
44. Гильбурх Ю.З. Зрительная память и ее формирование в трудовом обучении // Школа и производство. №6. 1989. С. 26-30.
45. Гогические технологии). — М., 1996;
46. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей 7/ Вопр. Псих. 1986.№5.-С. 18-30.
47. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. -306 с.
48. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. - 249 с.бЗ.Готсдинер A.J1. К проблеме многосторонних способностей // Вопр. Псих. №4, 1991.-С. 82-88.
49. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Д., 1988.
50. Григорьев Э.П., Заец Р.В., Моляко В.А. Психологические аспекты художественного конструирования. Киев: Знание, 1975. 17 с.
51. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. -237 с.
52. Давыдов Г.А. Творчество и диалектика. -М.: Наука, 1976. 176 с.
53. Дадашева М.Р. Воспитание творческого воображения студентов педагогического факультета: дисс. Канд.пед.наук. Баку, 1989. 156 с.
54. Дружинин В.Н. Психодиагностика: личность и ситуация // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В.Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. -С.6-14.
55. Елисеев В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983.-С.247-266.
56. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований). //Вопросы психологии. -1975. N5. с. 166-176.
57. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследования факторов, детерминирующих индивидуальное различия в проявлении творческой активности //Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1990.-С. 117-130.
58. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. //Вопросы психологии, 1967. N1. с. 11-26.
59. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1961. - 223 с.
60. Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопросы психологии. 1986. №3. С. 16-19.
61. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. -72 с.
62. История педагогики. (Сост. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева). М.: Просвещение, 1974. - 446 с.
63. Интернет: первые шаги, В.В. Беркгаута, И.С. Чардина М.: Р Валент, 2000.
64. Использование HTML 4, М. Браун, Д. Ханикат, 2000 г
65. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
66. Кадыров Б.Р. Способности и склонности (психофизиологие исследования). Ташкент, 1990.-170 с.
67. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. 168 с.
68. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. - 35 с.
69. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. -М.: Молодая гвардия, 1974. 188 с.
70. Кирсанов Д. Веб-дизайн. Символ-плюс. СПб., 1999.
71. Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М.:. Педагогика. 1964.
72. Коваленко А.Б., Литвинова Н.И., Моляко В.А. Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990. 16 с.86.Компьютеруик. 1996. № 21
73. Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект //Вопросы псих. №1, 1992.-С. 138-146.
74. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества общая. Дифференциальная, прикладная /Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1990.-С.131-148.
75. Колесов Д.В., Соколов Е.Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. Т. 13. 1992. №6. С. 43-53.
76. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. т.1. - 636 е., т.2. - 576 с.
77. Компьютер и мы. 1997. № 1.
78. Концепция информатизации образования //Информатика и образование. 1988. №6.
79. Корешков В. В. Формирование личности школьников в процессе художественно-эстетической организации среды. /Докт. Диссертация, 1994.
80. Кролл Э. Все об Интернет. — Киев, 1995;
81. Кент П. Интернет. — М., 1996.
82. Кузин B.C. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Агар, 1997. - 303 с.
83. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972.
84. Кузнецов Ю.Г., Толмачев А. Л. Психология формирований основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ. — М., 1990;
85. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М., 1989;
86. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. — М., 1979.
87. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: педагогика, 1972. Т.7. С. 223-231.
88. Лейтес Н.С., Грановская P.M. Элементы практической психологии.-.: изд-во Ленинград. Университета, 1988.-560 с.
89. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-304 с.
90. Лебедев С.В. Веб-дизайн: Полное руководство.- Харьков: Торнадо, МТК-книга,2001.-736 с.
91. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. т.1. 392 е., т.2. - 320 с.
92. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
93. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. — М., 1969.
94. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -М.: АПН СССР, 1959. 270 с.
95. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. — М., 1980
96. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.-127с.
97. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-640 с.
98. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. -495 с.
99. ИЗ. Лучшие психологические тесты // Пер. С анг. Е.А. Дружининой. -Харьков, 1994. 320 с.
100. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М:: 1990. 110 с.
101. Матюшкин А.М. К характеристике продуктивных процессов мышления ^ //Экспериментальное исследование продуктивных (творчески) процессовмышления. М.: Знание, 1973. С. 4-8.
102. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. -256 с.
103. Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. докг. дис. С. Петербург, 1993. - 18 с.
104. Михайленко Л.Б. Формирование мотивации профессионально-^ педагогической деятельности на факультете изобразительного искусства //
105. Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия: гуманитарные науки. М.: Прометей, 1995. С. 186-189.
106. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. №5.-С.86-95.Знание. 1978.-47 е.;)
107. Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: Знание, 1978. 26 с.
108. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, Знание, 1978. -47 с.
109. Моносова Л.Ф. Индивидуальный подход в обучении как мера педагогического воздействия //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. С.26-31.
110. Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. №5. С. 134-140.
111. Наукоемкие технологии образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. Том 2 \ Под общей редакцией К.И. Курбакова. — М.: Изд-во Рос. Эконом. Акад., 1999. 199 с.
112. Наукоемкие технологии образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. Том 3 \ Под общей редакцией К.И. Курбакова. М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики., 2000. - 105 с.
113. Наин А. Я. Формирование и развитие, технического мышления учащихся. — М., 1983;
114. Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. — Екатеринбург, 1997;
115. Обуховский К. Психология влечений человека. -М.: Прогресс, 1972 -237 с.
116. Общая психология. М.: Просвещение, 1986. - 203 с.
117. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1988. - 189 с.
118. Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество. М : Прогресс, 1967.- 102 с.
119. Павлов И.П. Избранные труды. М.: АПН РСФСР, 1951. - 616 с.
120. Пархоменко В ,П . Основы рационализаторской работы: Учебное пособие для школ молодого рационализатора системы профтехобразования. — Минск, 1984.
121. Педагогика. //Под ред. Ю.К. Кабанского. -М.: Просвещение, 1983. 600 с.
122. Перепелкина К.Е. Стимул. //Энциклопедия профессионального образования, М., 2000.
123. Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избранные психологические труды. — М., 1994.
124. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. -М.: Высш. школа, 1977. -247 с.
125. Платонов К.П. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.
126. Поддержка мышления (Азбука ТРИЗ). — М., 1997.
127. Подкатилин А.В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: Учебное пособие. М., 1997.
128. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. -С. 13-37.
129. Попов И.И., Храмцов П.Б. Мировые информационные ресурсы и сети: Методы доступа к ним: Учебное пособие \Под общей редакцией К.И. Курбакова. -М.:Изд-во Рос. Эконом. Акад., 1999. 190 с.
130. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям. СПб. Питер 2002. 480с.
131. Пономарев Я.А. Психология творчества.—М. 1976.
132. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития //Психологический журнал. 1994. Т.15. №6. С. 38-50.
133. Психологические и психофизиологические особенности студентов /Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1977. 296 с.
134. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. //Межвузовский сборник научных трудов. М.: МПГУ, 1983.
135. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М., 1994.
136. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.
137. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. -294 с.
138. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.-416 с.
139. Рузавин Г.Н. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975. - 237 с.
140. Самоучитель HTML 4, И. Шапошников, BHV-СПб, 2001г.
141. Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления//Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Пономарева Я.А. М.: Наука, 1983. С. 27-61.
142. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная /Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Навка, 1990.-С. 64-91.
143. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политиздат, 1947. - 648 с.
144. Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой. Автореф. канд. дис., 1994. 16 с.
145. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-216 с.
146. Симонов В.П. Мозг и творчество //Вопр. Философии. №11.-1992.-С. 38.
147. Симонов П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966. - 93 с.
148. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 96 с.
149. Словарь по этике. //Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1975. - 391 с.
150. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -422 с.
151. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. - 232 с.
152. Соломенчук В. Интернет: краткий курс, 2-е издание,- СПб: Питер, 2001.-320 с.
153. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации, изд. 2-е, испр. И доп. М.: Плакат, 1988.-192 с.
154. Способности и склонности: комплексные исследования //Под ред. Голубевой Э.А.; научные исследования ин-та общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 200 с.
155. Талызина Н. Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации • учебного процесса. М.: Знание, 1977.
156. Теплов Б.М. Избранные труды. T.l. М.: Педагогика, 1985. 328 с.
157. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси.: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
158. Философский словарь.//Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
159. Фресс П, Пиаже Ж. Экспериментальная психология. //Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1978. - 300 с.
160. Хафизова Д.А. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Дисс. Канд. Псих.наук. Казань, 1990. 185 с.
161. Хитрости и секреты работы в Photoshop 7, С. Келби, Вильяме, 2003
162. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973.-256 с.
163. Шорохов Е.В. Основы композиции. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 1988.
164. Щербаков B.C. Изобразительное искусство, обучение и творчество.-М.:Просвещение,1969, с.ЗО.
165. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. -351 с.
166. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышление //Под ред. А.М. Матюшкина и др. М.: Знание, 1973. - 145 с.
167. Эстетика, искусство, человек. //Отв. ред. М.Ф. Овсянников и др. М.: Наука, 1977. - 334 с.
168. Эстетика: Словарь. //Под ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. -447 с.
169. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. //Сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
170. Эстетическое воспитание студентов. //Под ред. М.Ф. Овсянникова. -М.: Высш. школа, 1980. 248 с.
171. Эстетическое воспитание. //Под ред. В.И. Толстых. М.: Высш. школа, 1979.-384 с.
172. Эффективная работа: Photoshop 7 (с CD-ROM), А. Тайц, М.Петров, Питер, 2002г.
173. Юнг К.Г. Психологические типы. /Пер. с нем. М.: ГИЗ, 1924. - 96 с.
174. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика, 1997. 104 с.
175. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. №2. С. 64-76.
176. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.
177. Янышин П.В. Введение в психосемантику цвета. Самара. 2000г. 200с.
178. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976.-459 с.
179. Ястебова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. - 296 с.
180. Якиманская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. — М., 1979;
181. Якоб Н. Веб-дизайн. Символ-плюс. -СПб., 2000.
182. Adobe Photoshop 7, С. Пономаренко, BHV-СПб, 2002
183. Adobe Photoshop 7.0 Classroom in a Book — by Adobe Creative Team
184. Customer-Centered Web Experience — by Douglas K. van Duyne
185. Creating Web Pages for Dummies (6th Edition) — by Bud Smith
186. Dynamic HTML секреты создания интерактивных Web страниц, С. Айзеке, Microsoft Press, 1998 г.
187. Photoshop 6 для профессионалов: классическое руководство по цветокоррекции, Д. Маргулис, РТВ-Медиа, 2002
188. Flash 4, анимация в Интернете, Д. Франклин, Б. Паттон, 2000 г.
189. HTML for the World Wide Web with XHTML and CSS: Visual QuickStart Guide, Fifth Edition by Elizabeth Castro
190. HTML Utopia: Designing Without Tables Using CSS by Dan Shafer
191. HTML & XHTML: The Definitive Guide, Fifth Edition by Chuck Musciano, Bill Kennedy
192. HTML и XHTML. Подробное руководство, Муссиано Ч., Кеннеди Б., Символ-Плюс, 2002г.
193. HTML/XML/CSS, Г. Штайнер, Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.
194. HTML 4.0, А. Матросов, А. Сергеев, M. Чаунин, 2000 г.
195. HTML 3.2 в подлиннике, М. Браун, Д. Ханикат, 1996 г.
196. Learning Web Design: A Beginners Guide to Html Graphics and Beyond by Jennifer Niederst
197. The Design of Sites: Patterns, Principles, and Processes for Crafting a
198. The Photoshop 7 Wow! Book — by Jack Davis
199. Web Design in a Nutshell by Jennifer Niederst
200. Real World Adobe Photoshop 7 by David Blatner, Bruce Fraser