автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов
- Автор научной работы
- Климович, Валентин Петрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1985
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Климович, Валентин Петрович, 1985 год
ЕВЩДЕШЕ
Глава I. ИЗ ИСТОШ РАЗВИТИЯ ТЕОРИЙ И МЕТОДШ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ й КОШСВИЩОННЫМ ОСНОВАМ ПОРТРЕТА
1. Обзор основных методических источников по проблеме исследования
2. Современное состояние обучения разделу "композиция портрета" на художественно-графических факультетах
Глава П. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАШЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Композиция и композиционная деятельность и их диалектическая взаимосвязь
2. Система основных задач в освоении специфики композиции портрета
Глава Ш. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ОБЪЕМУ й МЕТОДИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ СПЩШОД РАЗДЕЛА "КОМПШЩШ ПОРТРЕТА" В КУРСЕ УЧЕБНОЙ КОМПОЗЙЩЙ
1. Поисковый эксперимент
2. Структура и содержание формирующего эксперимента
3. Результаты формирующего эксперимента
ЗАКЛШЕШЕ
ЩБЛЙОГРАШЙЯ
Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов"
Постановление апрельского /1984 г*/ Пленума ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", отмечая способность искусства воздействовать на человека, участвовать в формировании его духовного мира, его взглядов и установок, способность содействовать развитию творческих наклонностей и творческих черт личности, ставит перед системой народного образования задачу значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания будугцих строителей коммунистического общества. Решить эту задачу могут высококвалифицированные художественно-педагогические кадры, что и обуславливает возрастание требований к высшим учебным заведениям, готовящим преподавателей изобразительного искусства для общеобразовательной средней школы.
Проблема подготовки кадров высокой квалификации по изобразительному искусству, обладающих максимально развитыми творческими, изобразительными и педагогическими способностями, требует научной разработки как теории искусства, так и поисков, и внедрения новых методов и приемов преподавания отдельных художественных дисциплин. На это ориентируют решения ХХУ и ХХУХ съездов КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О работе с творческой молодежью", и0 дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов", где подчеркивается, что советская высшая школа должна предъявлять к учебному процессу постоянно возрастающие требования как в части совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в части его оптимальной научной организации, для которой должна быть характерна логическая и дидактическая определенность. Изменения в содержании, структуре, формах и методике внешего образования должны быть направлены на повышение качества процесса обучения студентов, организацию их самостоятельной познавательной деятельности, научного и художественного творчества. Поэтому дальнейшее развитие теории и методики преподавания изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педагогических институтов связано с расширением исследований путей, методов и условий развития творческих способностей студентов в ходе обучения дисциплинам изобразительного цикла и, прежде всего, композиции, как одного из основных учебных предметов.
Дело в том, что при всем разнообразии видов и форм изобразительного искусства и изобразительной деятельности, они имеют единую творческую основу - композицию, в которой отражена общность всевозможных проявлений, присущих всякому художественному организму и процессу художественного творчества, К тому же "именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений" /143, с.75/. В силу этого, композиция, как учебный предмет, занимает особое место среди предметов специального цикла по формированию творческих черт личности будущего учителя изобразительного искусства, а обучение композиционной деятельности и композиционному мышлению является самым существенным и необходимым среди других форм изобразительной деятельности, которые имеют место при преобразовании материала действительности в процессе художественного творчества.
Однако, как отмечает Н.Н.Ростовцев, в системе подготовки учителя изобразительного искусства вопросы преподавания композиции представляют собой сложную и недостаточно исследованную область художественно-педагогического образования /179, с.38/,
К тому же ни в одной области изобразительного искусства не ведется столько споров и так по разному понимаются цели, задачи, формы и методы обучения, как в области учебной композиции. Авторы одной точки зрения всю природу композиционной деятельности, как процесса творчества, сводят к спонтанному, интуитивному моменту, проявляют мистифицированное иррациональное понимание сущности композиции. Эта точка зрения ярко выражена в работах буржуазных исследователей по проблемам художественного творчества: эстетика Б.Кроче, философов А.Камю и А.Бергсона, психолога З.Фрейда и других, в некоторых высказываниях наших художников и художников-педагогов. Этот существующий скептицизм относительно возможностей сознательного истолкования процесса творчества можно объяснить объективными сложностями, присуЕцими этом/ процессу. Интуитивный момент в творчестве оказывается таинственным, бессознательным лишь по форме своего возникновения, ибо даже появлению аффективного первого толчка всегда предшествуют наблнщения и логические размышления, сходные во многом с процессом исследования. Само состояние аффекта, возникающее в начале творческого процесса, еще не дает ясности образа и цели, в психике доминируют рефлекторные реакции. Только при переходе от состояния аффекта к дискурсивному мышлению на уровне сознания происходит выход композиционного мышления на уровень семантики и целостного представления о создаваемом образе. Подобная деятельность нашего мозга несет большую гносеологическую функцию и находит свое выражение в автоматическом развертывании определенных форм восприятия, мышления и воображения как в виде операций со зрительно-восприни-маемыми образами воспринимаемого предмета, так и в форме ассоциативных представлений памяти об объектах, которые постоянно имеют место в сознании человека. Поэто*«у рассмотрение интуиции с позиции психологической науки показывает, что первая - не что иное, как форма непосредственного, бездоказательного знания /26, с.З; 65, с.212; 140, с.47-49/.
Советский психолог Л.С.Выготский писал: "Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные, .4" /48, с.327/.
Поэтому другая диалектико-материалистическая точка зрения предполагает возможность обучения композиции и композиционной деятельности и, следовательно, развитие творческих способностей в условиях целенаправленного педагогического руководства.
Однако и здесь для определенной части теоретиков и педагогов-художников обучение композиции фактически сводится к определению суммы более или менее элементарных формальных приемов построения на картинной плоскости, то есть только к компоновке. Такое узкое понимание и толкование вопроса в отрыве от содержания произведения искусства может быстро привести всю нашу педагогику в тенета формального метода или пассивного натуралистического изображения.
Основная груша исследователей придерживается такой точки зрения, которая одной из важнейших: сторон овладения композиционным мастерством полагает изучение творческого опыта peaдиетического искусства прошлого в сочетании с живым наблюдением окружагацего мира. Превде всего - это воспитание чувства современности, умение накапливать богатство зрительных впечатлений, серьезное знакомство студентов с принципами построения и процессом создания произведений крупнейших мастеров и тщательный профессиональный их разбор как по содержанию, так и по конкретному композиционному и пластическое решению, развитие сознательного отношения студентов к выбору выразительных композиционно-изобразительных средств при работе над эскизом и дипломной работой.
Такая точка зрения сегодня представляется для нас единственно правильной. К тому же, в настоящее время понятие "композиция" все чаще рассматривается как явление диалектическое в своей сущности, так как оно впитало в себя и структурную организацию художественного образа, и систему идейно-тематических и формально-пластических связей и зависимостей, и важнейшие закономерности принципа построения художественного произведения, а также процесса его создания и восприятия. Эти основные уровни понятия "композиция1*, теоретические положения которых достаточно полно раскрыты в трудах М.В.Алпатова, Е.Б.Волковой, Н.Н.Волкова, В.Н.Ляхова, Е.А.Кибрина, Н.Г.Козлова, В.В.Шорохо-ва, В.А.Фаворского и некоторых других авторов, являются и основными направлениями композиционной деятельности.
Усилилось внимание не только к общим вопросам теории композиции и методике ее преподавания, но и к проблемам теории и методике композиции жанра, так как каждый жанр изобразительного искусства - натюрморт, пейзаж, портрет и т.д. - характеризуется определенным комплексом общих и внутрижанровых закономерностей, проявляющихся именно через композицию художественного произведения.
Исходя из этого, наряду с задачами освоения общих основ композиции особого внимания заслуживает освоение студентами композиционной специфики отдельных видов и жанров изобразительного искусства.
Однако вопросам, касающимся теории и методики преподавания композиции жанра на художественно-графических факультетах, пока еще не уделяется должного внимания. Исключение могут составить работы таких авторов, как: Е.В.Шорохов - учебное пособие "Основы композиции", А.С.Пучков - глава "Композиция натюрморта" в учебном пособии "Методика работы над натюрмортом", А.Е.Терентьев - статья "Вопросы композищи пейзажа", Н.Н.Ростовцев - проблемы развития творческих способностей /методологические аспекты/, В.С.Кузин - вопросы творческой деятельности, А.А.Унковский - "Швопись. Вопросы колорита11, а также статьи Л.А.Брынцева, В.В.Груздева, Ю.Й.Преображенского.
Поэтому возникла необходимость обратить внимание на специфику композиции портрета с точки зрения проблем, возникающих при изучении данного раздела в курсе учебной композиции в системе художественно-графических факультетов, так как композиция портрета - наименее изученная область теории и методики преподавания композищи жанра»
В настоящее время нет специальных исследований и методических разработок по проблемам профессиональной подготовки в области теории и методики преподавания раздела "композиция портрета" в курсе учебной композиции на художественно-графических факультетах педагогических институтов страны.
Существующая в настоящий момент теоретическая литература дает нам определенные представления по отдельным проблемам те ории жанра портрета, которые раскрыты в работах М.В.Алпатова, Б.В.Виппера, А. Г, Габричевского, И .Е. Данилов ой, Н.Н.Евреинова, Л.С.Зингера, М.И.Андрониковой, Н.И.Жинкина, В.А.Леняшна, А.И.Морозова, В.Н.Стасевича, Н.М.Тарабукина, В.Н.Лазарева и драгах«
Существенный вклад в становление и развитие учебно-методических вопросов обучения искусству портрета внесли исследователи и художники-педагоги: Н,Н.Анисимов, Г.В.Беда, Д.Н.Кардовский, К.М.Максимов, Н.Э.Радлов, Н.Н.Ростовцев, Г.Б.Сшрнов, А.А.Унков-ский, К.Н.Финогенов, В.Н.Яковлев и некоторые другие. Однако в этих работах, предназначенных для обучения изображению человека с натуры, даются лишь общие сведения о композиции портрета в тезисном изложении, Оез всестороннего анализа специфики портретной композиции и ее внутрижанровой художественной природы, непосредственно связанной с созданием целостного художественного образа конкретного человека.
Эти знания по композиции, необходимые для успешного освоения учебно-аналитических основ изобразительной грамоты, явно недостаточны для работы над образом человека в жанре портрета.
Анализ современного состояния обучения композиции портрета на художественно-графгаеских факультетах показывает, что студенты встречаются с большими трудностями в понимании и освоении сущности и специфики композиции реалистического портрета. Ориентация и учебно-творческая установка на несущественность портретного сходства в учебных работах по композиции портрета, а в связи с этим и игнорирование диалектической взаимосвязи главных проблем портрета - идеи, образа и сходства с конструктивно-пластическими закономерностями композиции портрета, неизбежно приводит к созданию слабых портретных композиций, где распространенним недостатком выступает заданность портретной композиции, ее упрощенный схематизм либо постановочная вялость в трактовке образа. Требования к практической части по разделу "композиция портрета" по своей сути повторяют учебно-методические установки, предъявляемые к разделу "Однофигурная композиция". Одним из существенных методических недостатков является подмена изучения вопросов специфики композиции портрета, с учетом его многогранной внутрижанровой модификации, работой над набросками с натуры. Недостаточно учитываются связи между предметами специального цикла.
Вместе с тем в творчестве студентов отчетливо ощущается установка на логическую стройность и рациональную возвышенность художественной формы, что указывает на усиление оценочных моментов в композиционном мышлении, на аналитическое вхождение в тему. Студентов остро интересует вопрос конструирования, создания художественного произведения на определенных принципах и закономерностях, действующих в любом полноценном творческом акте.
Неслучайно, современное искусствознание вновь обращается к проблеме так называемого "композиционного портрета". Поднимая эту тему, искусствоведы стремятся обратить внимание на один из главных моментов творческой работы в этом жанре.
Однако изучение композиционных особенностей портрета связано с определенными трудностями, обусловленными прежде всего спецификой многогранной внутрижанровой модификации портрета, где связь с конкретной человеческой индивидуальностью, влияние ее внешних черт, выразительных жестов и характерных действий человека, система формально-пластических отношений и специфический характер разработки художественного образа в портрете сказывается на особенностях построения и процессе создания портрета и его композиционной структуры.
Следовательно, на теоретических и практических занятиях очевидна необходимость концентрации внимания на композиционной специфике жанра портрета, на его особых структурных свойствах, устанавливающих и определяющих его границы. Активизация процесса обучения в области композиции портрета и искусства портрета вообще существенно обогатит знания, умения и навыки студентов и, несомненно, окажет позитивное влияние на понимание ими задач сю-жетно-тематической картины, композиционной графики и скульптуры.
Вше сказанным обусловлена актуальность обращения к проблеме композиции портрета, как к одной из наименее изученных областей теории и методики преподавания композиции жанра в системе художественно-графических факультетов педагогических институтов.
Изучение теоретических трудов и литературных источников по проблеме исследования, многолетний опыт наблюдения за композиционно-изобразительной деятельностью студентов, анализ композиционных качеств учебных и творческих работ по разделу "композиция портрета", анализ действующей программы позволили построить следующую рабочую гипотезу исследования:
- научно обоснованное акцентирование творческих и композиционных задач при обучении искусству портрета является не только важнейшим фактором формирования навыков композиционной деятельности и композиционного мышления, но и помогает будущему учителю изобразительного искусства глубже вникать в идейно-содержательную сущность композиции и основные ее закономерности, правила и приемы организации изобразительного материала;
- успешное формирование навыков композиционно-творческой деятельности студентов находится в прямой зависимости от содержания и места упражнений в общей системе программных заданий, а также соответствии определенного объема учебных и творческих задач каждому этапу работы в процессе изучения данного раздела.
Объектом исследования является процесс обучения композиции портрета и композиционно-изобразительной деятельности студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.
Предметом исследования является формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе композиционно-изобразительной деятельности при освоении композиционной специфики портрета.
Цель данного исследования - на основе теоретического анализа и экспериментального исследования дать научно-педагогическое обоснование содержания, форм и методов преподавания раздела "композиция портрета" в курсе учебной композиции, разработать рациональную систем специальных упражнений, способствующую эффективному освоению композиционной специфики портрета и формированию умений и навыков композиционно-творческой деятельности студентов.
Цель исследования определила следующие задачи:
- выявить основные требования к подготовке студентов по разделу "композиция портрета";
- выявить систему основных художественных задач, возникающих при освоении композиционной спещфики жанра портрета;
- определить наиболее характерные ошибки при решении учебных и творческих композиционных задач в портрете;
- исследовать специфику художественно-композиционного языка портрета;
- определить структуру, содержание, объем и методику обучения разделу "композиции портрета" и его место в курсе учебной композиции;
- разработать систему последовательно усложняющихся упражнений, определить их методическую значимость, цели и задачи, обеспечивающие воспитание и формирование творческих способностей студента, исходя из исследуемой проблемы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, ленинская теория отражения и его концепция о единстве в творческой деятельности человека объективного и субъективного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного; научные труды специалистов по эстетическому воспитанию и художественному образованию, физиологии и психологии зрительного восприятия, рассматриваемых в глубокой взаимной обусловленности их теории, истории и практики, а также программные документы ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам дальнейшего развития высшей школы и улучшения идеологической и политико-воспитательной работы, в частности, с творческой молодежью.
Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников из различных областей знания: философии; марксистско-ленинской эстетики; педагогики; психологии; искусствознания; теории, истории и методики преподавания академического рисунка, живописи и композиции, с позиции темы исследования;
- анализ действующей программы по композиции;
- педагогическое наблюдение за кошозиционно-изобразитель-ной деятельностью студентов на практических аудиторных занятиях и их самостоятельной творческой деятельностью;
- собеседование и анкетный опрос студентов, участвующих в эксперименте;
- изучение студенческих учебно-творческих и творческих работ по композиции с их последующей статистической обработкой и анализом;
- анализ композиционной структуры и основных композиционных приемов организации изобразительного материала в портрете;
- педагогический эксперимент, состоящий из констатируицего, поискового и формирующего этапов.
Для обработки данных применялись методы количественного и качественного анализа эмпирических результатов: шкалирование, вычисление среднего арифметического, матрица рангов и ранжирование. Использование данного комплекса взаимодополняющих методов обеспечивало достаточную надежность полученных результатов.
Выработка оптимальных путей и средств обучения, разработка системы занятий и упражнений по формированию композиционных навыков, творческой фантазии, художественно-образного мышления студентов была осуществлена в результате экспериментальной работы, проводившейся в течение восьми лет, которая включала в себя ряд этапов.
Научная новизна работы заключается в решении ряда задач по совершенствованию методики преподавания раздела "композиция портрета", а именно:
- систематизирован теоретический материал по проблеме специфики композиции портрета, исходя из задач подготовки художника-педагога в системе художественно-графических факультетов;
- разработана концепция, структура и содержание раздела "композиция портрета";
- разработана и экспериментально проверена система упражнений, способствующая поступательному развитию композиционного мышления и творческих способностей студентов;
- определена система методов комплексного обучения композиционной деятельности, активизирующих формирование творческих способностей студентов в процессе освоения раздела "композиция портрета";
- разработаны практические рекомендации и методика проведения аудиторных занятий по разделу "композиция портрета".
Результаты проведенного исследования апробированы и внедрены в опытный учебно-педагогический процесс: на художественно-графическом факультете Витебского пединститута имени С,М.Кирова; на художественно-графических факультетах Ростовского и Криворожского педагогических институтов; а также нашли свое отражение в программах педагогических институтов в курсе композиции.
Основное содержание диссертации отражено с достаточной полнотой в следующих работах:
- К вопросу специфики композиции портрета. - В кн.: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - М., МПМ, 1980, с.41-55.
- Композиция в изобразительном искусстве как учебный предмет. - В кн.: Актуальные проблемы эстетического воспитания детей и молодежи: Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции /апрель 1982 г,/, часть I. - Могилев, 1982, с,103-104.
- Методические рекомендации по изучению раздела "композиция портрета" в курсе учебной композиции на художественно-графичес-ном факультете. - Витебск, 1983. - 30 с.
- Программы педагогических институтов. Композиция. - В кн.: Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Пленер практика по изобразительному искусству/. Композиция. Для специальности № 2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд". Сборник № 16. - М.: Просвещение, 1983, с.34-62 /в соавторстве/*
Кроме этого, данные, выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, направленного на поиски оптимальных возможностей управления композиционной деятельностью студентов, нашли свое отражение:
- в докладах и сообщениях на ежегодных научных конференциях преподавателей Витебского педагогического института им.С.М. Кирова на секции изобразительного искусства;
- в лекциях и практических занятиях в курсе композиции для студентов художественно-графического факультета;
- в курсе лекций и практических занятий в областном ИУУ города Витебска по повышению педагогической квалификации учителей изобразительного искусства.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования представлены в таблицах 13, 14, 15, из которых видно, что использование в процессе обучения экспериментальной группы системы упражнений, раскрывающих проявления общих и специфических свойств композиции в портрете, позволило сократить число однотипных ошибок как в процессе композиционной деятельности, так и в самом конечном варианте эскиза. Изменения происходят также и в темпе формирования замысла, качестве композиционных решений на всех этапах творчества, в быстроте и успешности мысленного композиционного эскизирования, первых этапах композиционно-пластического выражения замысла и т.д.
Отмеченные особенности свидетельствуют о том, что предлагаемая нами система упражнений, домашних заданий и методы комплексного обучения соответствуют специфике работы по освоению общих и в ну т рижанровых закономерностей композиции в портрете, способствуют усвоению студентами основополагающих знаний, приобретению навыков и умений, предусмотренных этим разделом учебной композиции.
Психологически это объясняется тем, что выделение специфических свойств композиции в портрете, указание на практических аудиторных занятиях на характерные ошибки, допускаемые в творческом процессе, повышает активность студентов, делает процесс обучения и процесс композиционной деятельности более целенаправленным, фиксирует сознание обучаюнргсся на наиболее уязвимых этапах умственного и композиционного действия, заставляет внимательнее и критичнее подходить к определению тех композиционных параметров, которые наименее ясно отражены в представлениях о характере человеческой модели. Знание характерных ошибок, повторяющихся в процессе творчества, вносит определенные коррективы в логику оперирования моделью, делает процесс творчества более последовательным и обоснованным. fi Г
1 ^
I»tf w g ■ Hи S a ro D 9
Qi ? s s - M|¡¡ n n I g I > il » I
S I « fl a
S a
5 s 3 s 1 о в * Я
Sí la n S № s N О w
0 «
10
•il » « # Г » t t » i l il il i i m i
W |
I 1 1-4
1 H-1 I t I H 1
111
1 I < I г
I t I
1 I I I I 1 t I 1 I 1
I t г i >-1 • I t cji er a» w л ц n CT> ib О' "Г' 0"> W ■(,!
M »Э (il J> I-H fj M ГО
I I
M I ■■■< Г
1 I ■ I I t I t I
03 CC vj -J -О <Л - Í С.П --T
О fJ M •-} Ù> M -I o сл ся гл сл ел я с." Ir. *r f t i i i i i + i 1 i +<+■«+ i + + i +■ i + i i i i l i i t i t i i t i i + +■ i i i i + p* ^ oo ht* »t^ ^ 0> ^Tl
Испытуемые
Идейно-содержа тел ьный уровень композиция
Уровень
Kounoainw oftHod организации плоскостн общие ксчетозкциокнне закономерности
ВЧуТрНЯМфОЕЫв коипоэиционнна
Художественная образность lioptpSTHOP СХОДСТВО
Г'исунок
Гйропясь
Компоэиниочно-ч з об f ia аи т е п ьннА мате pian композит онн&я аавервениост!I о S
Всего омтибог
9 ,
Средний уроввнь правильности / /.
Портрет- пт-к>д
Погрудный
Поясной
Поколекний
В рост а о
Решите задания В
Оценив ca'eíKssKfcaeitX'-íEa WHÍSt=iÉM!b£EerÍ»W
Испытуемые iiiiii iiii t t i t i iii ii i i i N
I I
I I I I I
I I
Идейно-содеритвльная уровень композиции
Уровень композиционной организации плоскости
Общие закономерности
I I Í
Вну г рижднровиб коилозифюнные закономерности
Художественная образность
Портретное сходство t » i
Рисунок t ^ i * i i t i
Ьтопиеь
Км^эв tflwt™»-" иэобраяйтеяьжй метимая to n to to о W
Общая и оппозиционная завершенность
Всего омийо*
П) '.г> ПЗ tO Oí W it* íO i—f
О О I
J f-j i t.¡ i i t I ¡V1 ÍO i i i i i i i i i i i i i i i
8 о
D iQ '-О Л С) 45 м
ГО -О СП -J ÍT tn Q f>* СЛ Q
•* * * » 4 ^^ * « Q fJ1 O cfi O O (Ti o
Средний уровень правильности / * /. i i i í i i
Портрет - эпод lili tilt
Погрудиый < * I I 1 + t + I
Поясной
4 1 ' + + +■ i I I +
ПоволенннЯ + t I I I r 1 It t pOtJT I
JS. * cfl + + + + + t f + елся iPeneitre задания в срок
Quefma
- m '
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цели и задачи высшей педагогической школы состоят в подготовке через систему художественно-графических факультетов учителей изобразительного искусства, обладающих глубокими и разносторонними теоретическими знаниями и способными на высоком профессиональном уровне решать сложные задачи современной художественной и педагогической практики.
В связи с многообразием требований к профессии учителя изобразительного искусства и усложнением учебно-воспитательных задач в процессе целенаправленного преобразования общеобразовательной средней школы в соответствии с Постановлением апрельского /1984 г./ Пленума ЦК КПСС, перед системой художественного образования встает задача повышения качества и эффективности подготовки художественно-педагогических кадров. Эта задача может быть решена путем реализации в учебном процессе художественно-графических факультетов педагогических институтов системы комплексного формирования художника-педагога, обеспечивающей синтез научно-теоретического и художественно-композиционного образования на общей основе развития творческих способностей.
Проведенное диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме совершенствования методики преподавания раздела "композиция портрета" в курсе учебной композиции на художественно-графических факультетах педагогических институтов.
Применяя разнообразные методы научного исследования, было установлено, что решение проблемы основных, центральных задач в освоении специфики композиции портрета при подготовке учителя изобразительного искусства должно исходить из освоения диалектической взаимосвязи главных проблем портрета - идеи, образа и сходства с конструктивно-пластическими закономерностями и свойствами композиции в портрете. Особо следует акцентировать внимание студентов на наличие своеобразной и сложной композиционной структуры портрета, на его специфических композиционных закономерностях, правилах и приемах организации изобразительного материала, на многогранную внутрижанровую модификацию и дифференциацию видов, форм и типов портрета, определяющих его жанровые и композиционные границы.
При этом, центральным ядром учебного процесса следует считать формирование профессиональных творческих навыков в отыскании главной идеи портрета, вытекающей из внешних черт личности портретируемого, его внешних экспрессивных проявлений характера и их эмоциональной оценке, определяющих формирование образа изображаемого и влияющих на композиционное решение портрета.
Кроме того, в ходе диссертационного исследования удалось:
- определить общую систему художественных задач и разработать принципиальную структурно-логическую модель учебно-творческой деятельности по освоению композиционной специфики портрета;
- подтвердить выводы ряда исследований художников-педагогов и художников-практиков о ведущей роли обучения искусству портрета в общехудожественном обучении и воспитании студентов и характеризовать этот вид учебной, творческой и композиционной деятельности как важнейшее составное звено профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства;
- вскрыть роль конкретных внешних черт человека как эстетически-образной установки, влияющей на весь композиционно-творческий процесс; показать неразрывность этого влияния на разных этапах композиционно-творческой деятельности; отметить, что уровень понимания образности и сходства в портрете влияет на разработку конструктивно-пластической характеристики модели;
- выявить уровень художественной и композиционной подготовки студентов перед изучением раздела "композиция портрета" в курсе учебной композиции и показать эффективность эксперт-ментального пути обучения композиционной специфике портрета;
- разработать основные требования к содержанию, объему и методике учебного процесса по разделу "композиция портрета" в курсе учебной композиции, в том числе: X/ курс теоретического изложения основ композиции портрета, активизирующий творческое воображение и композиционное мышление студентов; 2/ систему упражнений по освоению взаимосвязи главных проблем портрета -идеи, образа и сходства и композиционной специфики жанра.
При разработке рациональной системы упражнений по изучению специфики композиции портрета учитывалась задача обеспечения мыслительной активности студентов, тесной взаимосвязи теории с практикой.
Действенность системы упражнений в процессе обучения зависит от соблюдения следукхцих условий: четкого определения дидактических задач, стоящих перед каждым упражнением; правильного определения места, объема и времени выполнения того или иного упражнения; правильного выбора натурного материала и его методического оформления; соблюдения взаимосвязи содержания работ по композиции портрета со всей системой профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
Апробированная в ходе исследования система упражнений показала свою перспективность в следующем: своевременное проведение устного, письменного и изобразительного композиционного анализа произведений портретного жанра активно влияет на развитие логического, образного и композиционного мышления студентов, вырабатывает у них навыки логических операций - анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.п.; знакомство студентов со спецификой проявления в композиции портрета всеобщих закономерностей композиции - симметрии, асимметрии, статики, динамики, пропорциональности, масштабности, равновесия, ритма, контраста и т.д., способствует расширению понимания их роли и места в процессе создания произведения изобразительного искусства и общему композиционному развитию студентов. Предложенная система упражнений значительно повышает интерес студентов к изучению нового материала, активно развивает их мыслительные и композиционные способности, обеспечивает оптимальные условия протекания учебного процесса.
В ходе экспериментальной работы в основу обучения были положены методы, объединяющие приобретение технического мастерства, освоение изобразительной и композиционной грамоты и развитие творческих способностей студентов. На этой основе сделан вывод о единстве учебных и творческих задач в ходе выполнения упражнений по изучению композиционной специфики жанра портрета.
Методы формирования творческой активности в ходе композиционной деятельности наиболее успешны в тех случаях, когда носят проблемный характер и направлены на гносеологическую и аксиологическую стороны композиционной деятельности студентов, развивают мыслительные процессы как на уровне образного, так и на уровне абстрактно-логического мышления.
Реализация принципов управления развитием творческих способностей студентов со стороны педагога возможна лишь при условии понимания им индивидуальных способностей и возможностей каждого обучаемого по решению стоящих перед ним композиционных задач, эффективного стимулирования творческих действий студентов, знания структуры и этапов динамики композиционно-творческих действий. При этом развитие композиционного мышления и навыков композиционной деятельности в процессе обучения, формирование у студентов необходимых знаний закономерностей, правил и приемов композиции находится в прямой зависимости от применения педагогом дидактических материалов и технических средств обучения.
Предложенная комплексная система методов развития творческих способностей и композиционных навыков на аудиторных занятиях по композиции дает возможность удучшить качество подготовки учителей изобразительного искусства при освоении раздела "композиция портрета" на 50-60^.
Эффективность предложенной методики изучения раздела "композиция портрета" подтверждается высокими результатами выполненных студентами учебных заданий, сознательным использованием основных принципов, закономерностей и приемов взаимосвязи идеи, образа и сходства с композиционной стороной работы, наличием установки на вариантивный подход к решению композиционного строя портрета всем комплексом композиционно-изобразительных средств.
Все это позволило высказать рекомендации для возможного совершенствования содержания учебных программ по композиции.
Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость разработки теории, методики и практики преподавания раздела "композиция портрета", необходимость научно-теоретических и учебно-методических рекомендаций руководителям факультативов, кружков и студий изобразительного искусства, а также преподавателям, ведущим курс учебной композиции на художественно-графических факультетах педагогических институтов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Климович, Валентин Петрович, Москва
1. Маркс К. Капитал. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.23, кн.1. 1960, с.41-900.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.: Искусство, 1967, тЛ. 584 е., т.2. - 724 с.
3. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т,20, 1961, с.313-626,
4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли.собр.соч.,т.18, с.7-384.
5. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма.
6. Полн.собр.соч., т.23, с.40-48.
7. Ленин В.И. Философские тетради. ЕГолн.собр.соч., т.29, с.77218.
8. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.
9. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
10. О работе с творческой молодежью. Правда, 1976, 12 октября.
11. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. Правда, 1979, 12 июля.
12. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984 , 29 апреля.
13. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.-Л.: Искусство, 1937. 59 е., ил,
14. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.-Л.: Искусство,1940. 132 с.
15. Алпатов М.В. А,А.Иванов. М.; Искусство, 1956, т.2. - 334 с.
16. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976, - 287 с.
17. Алпатов М.В, Истолкование живописных произведений. Творчество, 1980, № 10, с.20-21.
18. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: в 2-х т. М.: Всес.акад.архитектуры, 1935-37, т.2. 792 с.
19. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: йзд-во Ленинградского ун-та, 1968. 339 с.
20. Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М.: Искусство,1975. 326 е., ил.
21. Анисимов H.H. Основы рисования. М.: Стройиздат, 1977.168 с.
22. Анохин П»К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. В кн.: Принципы системной организации функций. - М.: Наука, 1973, с.5-61.
23. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс,1974. 392 с.
24. Артамонов И.Д. Иллюзия зрения. М.: Наука, 1969. - 223 с*
25. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
26. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебногопроцесса в высшей школе. М,: Высшая школа,1976.-200 с.
27. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. U.:1. Соцэкгиз, 1965. 312 с.
28. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1957. 196 е., ил.
29. Басин Е. К критике теории художественного творчества в эстетике Б.Кроче. В кн.: Проблемы художественного творчества. Критический анализ. - М., Наука, 1975, с.62-77.
30. Бассин Ф.В. Проблема "бессознательного". М,: Медицина,1968. 468 с.- 201
31. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.:
32. Просвещение, 1977. 188 е., ил,
33. Виблер B.C. Мышление как творчество. М. ¡ Политиздат,1975. 339 с.
34. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982. 200 с.
35. БрушлинскиЙ A.B. Психология мышления и проблемное обучение.- М,: Знание, 1983. 96 с.
36. Брынцев Л. А. Проблемы учебной композиции как системы задач.- В кн.: Преподавание спеццисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Вып. 190. Курск, 1978, с.П-29.
37. Брюллов К,П. в письмах и воспоминаниях современников. М.:
38. Академия художеств, 1961. 3X8 с.
39. Ванслов В.В. О сюжете в живописи. Советское искусствознание -73.-М., Советский художник, 1974, с.76-92,
40. Вельфлин Г» Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. M.-JLsAftfdemU , 1930. - 290 с.
41. Виннер A.B., Лактионов А.Й. Техника советской портретной жичвописи. М,: Профиздат, 1961. - 192 с.
42. Виппер Б,Р. Проблема сходства в портрете. В кн.: Статьиоб искусстве. М., Искусство, 1970, с.342-351.
43. Волков Й.Ф. Творческие методы и художественные системы.
44. М,: Искусство, 1978. 263 с.
45. Волкова Е.В. Композиция как эстетическая категория, М.:
46. Вестник МГУ, 1969, £ 6, с.32-39.
47. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетическогоанализа. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976. - 288 с.- 202
48. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: йэд-во1. АПН РСФСР, 1950. 508 с.
49. Волков Н.Н. Геометрия и композиция картины. Искусство,1975, Г б, с.49-55.
50. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976.- 32 с. II л.ил,
51. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977,- 263 с.
52. Волошин М. Воспоминания о художнике, В кн.: Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике.- М., Искусство, 1977, с.169-190.
53. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство,1968. 576 с.
54. Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения. В кн.
55. Искусство портрета. М., ГАХН, 1928, с,53-75.
56. Гавркяов О.М. Рйтм в композиции. В кн.: Вопросы теории иметодики преподавания художественно-графических дисциплин. Краснодар, 1975, сЛ9-33,
57. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблемеформирования умственных действий и понятий. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1965. - 92 с.
58. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975, - 623 с.
59. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве,- М.: 1914. 196 с.
60. Гинзбург И.В. П.П.Чистяков и его педагогическая система.-Л,-М.: Искусство, 1940. 204 с,
61. Гончаров А. О композиции. Художник, 1981, IP 6, с.34-37,
62. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия,- М.: Прогресс, 1970. 271 с.- 203
63. Григорьев С,А. 0 композиции в живописи. Школа изобразительного имсусства, В десяти выпусках:, Вып.У1. -М.: йзд-во АХ СССР, 1963, с,5-24.
64. Грицай A.M. О преподавании композиции. Вопросы художественного образования. Вып.З. Л.: Изд-во АХ СССР, 1972, с.I18-128.
65. Груздев В.В. Метод освоения некоторых понятий композиции.- В кн.: Преподавание спецдисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов, Выл Л 90, Курск, 1978, с.30^4.
66. Громов Е.С. Мировоззрение, мастерство, поиск в творчествехудожника. М.: Советский художник, 1965. - 200 с.
67. Данилова Й.Е. Портрет в итальянской живописи кватроченто.- Советское искусствознание 74. - М.: Советский художник, 1975, с.141-154.
68. Дейнека A.A. Учитесь рисовать. М.: йзд-во АХ СССР, 1961.- 224 с,
69. Дмитриева H.A. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. - 172 с.
70. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.- 272 с.
71. Дубровский Д.И, Психические явления и мозг. М.: Наука,1971. 385 с.
72. Дурылин С.Н. Нестеров портретист, - M.-JT.: Искусство,1949, 272 с.
73. Дьяченко М.И., Кащыбович Л.А. Психология высшей школы.- Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383 с.
74. Дюрер Альбрехт. Дневники, письма, трактаты, т. 1-2. M.-JI.:
75. Искусство, 1957, тЛ. 227 е.; т.2. - 254 с.69, Евреинов Н.Н. Оригинал о портретистах. К проблеме субъективизма в искусстве. М.: Гос.изд-во, 1922. 110 с.
76. Елыпевская Г.В. Модель и образ. Концепция личности в русской и советской живописи. М.: Советский художник, 1984. - 216 е., ил.
77. Ермаш Г,Л* Творческая природа искусства, М,: Игс^усство,1977. 320 с.
78. Зингер Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусствепортрета. М«: Советский художник, 1969. -464 с,, ил,77, Зингер Л,С, Советская портретная живопись: 1917 начала
79. Г930 годов. М.: Изобразительное искусство,1978. 296 с.
80. Зиновьев С,И. Учебный процесс в советской высшей школе.- М.: Высшая школа, 1975. 314 с.
81. Зинченко В.П,, Вергилюс Н.Ю, Формирование зрительного образа. М.: йзд-во МГУ, 1969, - 106 с.80, Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: йзд-во Моск.ун-та, 1980, - 272 с.- 205
82. Иванченко B.B. Проблемы теории композиции в русском и советском искусствознании первой трети XX века. Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.искусство-знания. М., 1983. - 16 с. - В над заг.: МОТ В.И. Ленина.
83. Игнатьев Е.Й. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. В кн.: Психологические исследования представления и воображения. - М.: Известия АПН РСФСР, вып.76, 1956, 0.3-17,
84. Игнатьев Е.Й. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.
85. Ингарден Р. Исследование по эстетике. Перевод с польского.- М.: Иностранная литература, 1962. 572 с.
86. Иогансон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. В кн.: 0 композиции. - М,, АХ СССР, 1959, с.21-29.
87. Искусство портрета. Внп.З под ред. А.Г.Габричевского. М.:1. ГАХН, 1928. 193 е., ил.
88. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.- 440 с.
89. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат,1974. 328 с.
90. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Изд-во АХ СССР, I960.- 340 с.
91. Кеменов B.C. О задачах современного портрета. К проблемесходства в искусстве портрета. Искусство, Х977, 18 II, с.44-57.
92. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Изд-во АХ1. СССР, 1961. 311 с.
93. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. Вопросы философии, 1966, № 10, C.I0B-II3.
94. Кибрик Е.А. Вопросы преподавания композиции в изобразительном искусстве. В кн.: Вопросы художественного образования. Вып.З. - Л., АХ СССР, 1972, с.3-22.
95. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительнойдеятельности. М.: йзд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
96. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца искульптора флорентийского. Пер.на русск.язык А.А.Губерта и В.К.Шилейко. М,: ОГИЗ-ИЗОШЗ, 1934. - 384 с.
97. Кондаков Н.И. Логический словарь, М.: Наука, 1971. - 658 с.
98. Козлов Н.Г, Композиция. М.: Просвещение, 1968. - 28 е.,6 л. ил.
99. Конник М. Курс композиции на Сенеже. Декоративное искусство СССР, 1973, № II, с.36-39.
100. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.:
101. Советский художник, 1965. 192 с.
102. Краткий словарь по эстетике. М.: Госполитиздат, 1964.- 542 с.
103. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. Собр.соч. в IX тт., т.З. 81.: йзд-во АПН КЖЗР, 19571963, с.313-317.
104. Крюковский Н.й. Homo jxttchei*. Человек прекрасный: Очерктеоретической эстетики человека. Шнек: Изд-во БГУ, 1983. - 303 с.
105. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.:1. Просвещение, 1971. 144 с.
106. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с, ПО. Купцов И.й. Максимов K.M. - Л.: Художник РСФСР, 1984,- 135 с.
107. Лазарев В.Н. Портрет в европейском искусстве ХУП века.- М.-Л.: Искусство, 1937. 98 е., ил.
108. Лаптев A.M. Некоторые вопросы композиции. В кн.: О композиции. М,, Академия художеств СССР, 1959, C.9B-II0.
109. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974.- 207 с.
110. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.-Л.: Дкаdenua , 1935. т.1-2.
111. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1. Политиздат, 1975. 304 с.
112. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.:1. Педагогика, 1981. 186 с.
113. Леняшин В. Проблемы портрета. Художник, 1976, W 3, с.39-41 и с.64,
114. XI8. Леняшин В. "Композиционный" портрет сегодня. Творчество, 1974, №4, с. 16-17.
115. Лилов А. О природе искусства. Критика современных концепций буржуазной эстетики, М.: Искусство, 1977.- 200 с,
116. Лилов А. Природа художественного творчества, М.: Искусство, 1981. 480 с.
117. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. - 277 с.
118. Лук А.Н. Творчество. Наука и жизнь, 1973, ¡P I, с.76-80.
119. Лук А.Н. Мышление и творчество. М,: Политиздат, Х976.- 144 с.
120. Лукьянов Б. Идейно-содержательная сущность композиции.- Художник, 1979, 1Р 2, с.29-32.
121. Макаравичус К. Место мысленного эксперимента в познании,- М.: Мысль, 1971. 78 с.
122. Максимов К.М. Живопись головы. В кн.: Шкода изобразительного искусства. Вып.З. М,, Искусство,1965, с.51-86.
123. Манизер М.Г. Об основах композиции /сочинения/. В кн.:
124. О композиции. М.: Академия художеств СССР, 1959, с.3-20,
125. Маньновская Н, Проблема художественного творчества в эстетике А.Камю. В кн.: Проблемы художественного творчества. Критический анализ. - М., Наука, 1975, с.323-346.
126. Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1979. - 404 с.- 209
127. Методы педагогических исследований. Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
128. Митрофанов A.C. Кибернетика и художественное творчество.- ÍÍ.: Йзд-во Моск.ун-та, 1980. 216 с.
129. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогическоготруда в высшей школе. Минск: Вышэйшая школа, 1975. - 288 с.
130. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Изд-во АХ СССР, 1953. - 228 с.
131. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академиихудожеств ХУШ века. М,: Искусство, 1956. - 520 с.
132. Молева Н.М,, Белютин Э.М. русская художественная школапервой половины XIX века. М.: Искусство, 1963.- 408 е., 173 л. ил.
133. Молева Н.М., Белютин Э.М, русская художественная школавторой половины XIX начала XX века. - М.: Искусство, 1967. - 390 е., 171 л. ил.
134. Морозов А.И. Художник и мир личности. М,: Советскийхудожник, 1981. 168 с.
135. Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философскиепроблемы интуитивного познания. М.: Мысль, 1972. - 272 с«
136. Непомнящий В.Ы., Смирнов Г.Б. Практическое применение ,перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978. - XI9 с.
137. Непринцев D.M. Некоторые вопросы преподавания композиции. В кн.: О композиции. - М., Академия художеств СССР, 1959, с.126-147.
138. Никифоров Б,М. Цуть к картине. М.: Искусство, 1971.- 142 с.
139. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 155 с.
140. Новиков А. Мифотворческая концепция искусства в интуитивистской эстетике А.Бергсона. В кн.: Проблемы художественного творчества. Критический анализ.- М., Наука, 1975, с.49-61.
141. Новикова Л.Й. Эстетическое в структуре научной деятельности, В кн.: Художественное и научное творчество. - Л., Наука, 1972, с.67-84.
142. Оленин А.И, Краткое историческое сведение о состоянии
143. Императорской Академии художеств с 1764 по 1829 г. СПб., 1829. - 86 с.
144. О композиции. М.: Академия художеств СССР, 1959. - 151 с.
145. Островский Г.С. Как создается картина. М,: Изобразительное искусство, 1976. 96 е., ил.
146. Очерки по истории русского портрета первой половины
147. XIX века. Под ред. И.М.Шмидта. М.: Искусство, 1966. - 350 е., ил.
148. Очерки по истории русского портрета второй половины
149. XIX века. Под ред. Н.Г.Машковцева. М.; Академия художеств СССР, 1963. - 486 е., ил.
150. Озерки по истории русского портрета конца XIX начала
151. XX века. Под ред. Н.Г.Машковцева и Н.Н.Соколовой. М.: Искусство, 1964. - 471 е., ил.
152. Павлов И. П. Лекции по работе больших полушарий головного мозга. М.-Л.: 1927. - 371 с.
153. Павловские среды. тЛ. М. ; Изд-во АН СССР, 1949. - 360 с.
154. Пономарев Я.А, Психология творческого мышления. M. :
155. Изд-во Акад.пед.наук, i960. 352 с.
156. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Педагогика,1976. 303 с.
157. Пособие по рисованию. Под ред. Д.Н.Кардовского, В.Н.Яковлева, К.Н.Корнилова. М.-Л.: Госстройиздат, 1938. - 164 с.
158. Портрет. В кн.: Большая советская энциклопедия, т.20.- М., Советская энциклопедия, 1975, с.382-386.
159. Преображенский В.Й. 0 некоторых формах обучения композиции на художественно-графическом факультете. -В кн. : Вопросы художественно-педагогического образования. Смоленск, 1976, с. 18-28.
160. Проблемы методологии педагогики и методики исследований.
161. Под ред. М. А.Данилова, Н.Й.Болдырева. М. : Педагогика, 1971. - 349 с.
162. Проблемы портрета. Материал научной конференции /1972/.- M.î Советский художник, 1974. 328 с.
163. Проблемы художественного творчества. Критический анализ.- М. : Наука, 1975. 368 с.
164. Программы педагогических институтов. Композиция. Дляспециальности № 2109 "Черчение, рисование и труд".- М. : Просвещение, 1971. 22 с.
165. Программы педагогических институтов, йгсунок. Живопись.
166. Пленер. Для специальности № 2109 "Черчение, рисование и труд". М. : Просвещение, 1978, - 40 с.
167. Программы педагогических институтов. Композиция. Дляспециальности fP 2109 "Черчение, рисование и труд".- М.: Просвещение, 1980, с.18-38.
168. Программы педагогических институтов. Рисунок, Живопись.
169. Пленер, Композиция. Для специальности № 2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд".- М.: Просвещение, 1983. 64 с.
170. Психология мышления. M. s Прогресс, 1965. - 532 с.
171. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. - 160 е., ил,
172. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М. :1. Политиздат, 1967. 271 с.
173. Радлов Н.Э. В$сование с назуры. Л.: ЗДожник РСФСР,1978. 130 с.
174. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено икак функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978. - 238 с.
175. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.- М.: Наука, 1980. 288 с.
176. Репин И.Е. Далекое-близкое. M.: Ис1сусство, 1964. - 512 с.
177. Рерих Н.К, Зажигайте сердца. М. : Молодая гвардия, 1978.- 206 с.
178. Ffc6o Т. Творческое воображение. СПб.: 1901. - 232 с.
179. Роже де Шль. Понятие о совершенном живописце, служащееоснованием судить о творениях живописцев; и примечание о портретах. Переведены Коллежским Ассесором Архипом Ивановым. СПб.: 1789. - 226 с,
180. Розенблш Е.А. Художник в дизайне. М. : Искусство,1974. 176 е., 24 л. ил.
181. Роль мировоззрения в художественном творчестве. М. :1. Мысль, 1966. 424 с.
182. Ростовцев Н.Н. Актуальные проблемы педагогики в областиэстетического воспитания и художественного образования. В кн.: Пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин. - Карачаевок, 1972, с.25-38.
183. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М. : Просвещение,1973. 303 е., ил.
184. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. M,î Просвещение, 1980. - 239 с.
185. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
186. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 240 е., ил.
187. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М. : Изд-во АН СССР, I960. - 168 с.
188. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М. ; Йзд-во АПН1. РСФСР, 1962. 504 с.
189. Сапожников А.П. Курс рисования. I и 2-ая Тетрадь.-СПб.,1875-1878, тетр.1. 23 е., тетр.2. - 107 с.
190. Сарабьянов Д#В. К концепции русского автопортрета. Советское искусствознание-77. Вып.1. М., 1978, сЛ94-209.
191. Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. - 364 с.
192. Серебрянный И.А. Учебная композиция как основа воспитания личности художника. Б кн.: Вопросы художественного образования, Вып.З. - Л., Академия художеств СССР, 1972, с.23-49.
193. Серов Валентин в воспоминаниях, дневниках и перепискесовременников: 2-х тт., Л.: Художник РСФСР,1971, т.1. 717 е., т.2. - 599 с.
194. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН
195. СССР, 1952, т.1. 772 е.; т.2. - 942 с.
196. Сидоров A.A. Портрет как проблема социологии искусства.- В кн.: Искусство, журнал ГАХН, кн.2-3. М., 1927, с,5-15.
197. Ситник К.А. Портрет в живописи и его особенности. Искусство, 1956, IP 4, с.12-15.
198. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. 94 с.
199. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советскойшколы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, Х976. 160 с.
200. Смирнов Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1975. - 143 с.
201. Смирнов Г.В. Рисунок головы. М.: Просвещение, 1976.- 38 с.
202. Соболевский Н.Д. Константин Мефодьевич Максимов. Л.:
203. Художник РСФСР, 1962. 66 е., ил.
204. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение,1977. 271 с.
205. Стасевич В.Н. Искусство портрета. М.: Просвещение,1972. 80 с.
206. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.:йзд-во МГУ, 1975. 343 с.
207. Тарабукин Н.М. Опыт теории живописи. М.: Всероссийскийпролеткульт, 1923. 69 с.
208. Тарабукин Н.М. Портрет как проблема стиля. В кн.: Искусство портрета. М., ГАХН, 1928, с .159-193.
209. Творческие проблемы современного портрета в станковойживописи. /Стенографический отчет о состоявшемся 8 апреля 1974 года обсуждении/. Художник, 1974, № 10, с.27-35.
210. Теплов B.ÜÍ. Проблемы индивидуальных различий. М.:
211. Изд-во АПН РСФСР, I96X. 563 с.
212. Терентьев А.Е. Вопросы композиции пейзажа. В кн.: Уч.зап.МГШ. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Вып.2. М., 1964, с. 223-250.
213. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М,: йзд-во МГУ, 1969. - 304 с.
214. Тома Л.А. К вопросу о дифференциации портрета как жанраживописи. Советское искусствознание - 77. Вып.1. - М., Советский художник, 1978, с.233-247.
215. Томский Н.В. О композиции в скульптуре. В кн.: Школаизобразительного искусства, В 10-ти вып. М., Искусство, 1963, с.89-126.
216. Трохименко К.Д. О методе преподавания композиции. Вкн.: О композиции. М., Академия художеств СССР, 1959, O.III-I25.
217. Тугендхольд Я. О портрете. В кн.: Проблемы и характеристики. Петроград, 1915, с.55-86.
218. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси, 196I. - 210 с. 2X4. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М. : Наука, 1966. - 451 с,
219. Унковский A.A. ЗЕивопись; Изображение фигуре. Портрет.
220. М.: Просвещение, 1983. 48 е., ил.
221. Унковский A.A. Живопись: Вопросы колорита, М.: Просвещение, 1980. 128 е., ил. 8 л, цв.ил.
222. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисованияи живописи, основанные на умозрении я опытах.- СПб. : Тип. Морского Шляхетского Кадетского корпуса, 1793, 133 с,
223. Успенский Б,А, К исследованию языка древней живописи.- В кн,: Л.Жегин. Язык живописного произведения.- М., Искусство, Ï970, с.4-34.
224. Фаворский В.А. О композиции. Искусство, 1933, № 1-2,с.1-7.
225. Фаворский В.А. О композиции, Творчество, 1967, 1Р I,с.18-20,
226. Фолль К. Опыты сравнительного изучения картин, М,:1916. 207 с.222.'Фриче В.М. Очерки социальной истории искусства. М. :
227. Новая Москва, 1923. 216 с.
228. Хогарт В. Анализ красоты. М. : Искусство, 1958, - 338 с.
229. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевской. М. : йзд-во МГУ, 1975. - 400 с.
230. Щрес А.Г. Язык портретного изображения. В кн. : Искусство портрета. Вып.З. И., ГАХН, 1928, с.86-158.
231. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи. М.: ИЗОГИЗ, 1933. - 139 с.
232. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания.
233. X832-1919. М.: Искусство, 1953. - 592 с,
234. Шапошников Б.В. Портрет и его оригинал. В кн.: Искусство портрета. М., ГАХН, 1928, с.76-85.
235. Шеварев П.А. О роли ассоциаций в процессах мышления. Вкн.: Исследование мышления в советской психологии. М.,Наука, 1966, с. 388-436.
236. Шехтер M.G. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. М.: Педагогика, 1981. - 264 с.
237. Школа изобразительного искусства. В 10-ти вып., 2-е изд.- М., Искусство, I964-1968.
238. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. М. : Просвещение,1978. 160 с.
239. Шорохов Е.В. Основы композиции. М, : Просвещение, 1979.- 303 с.
240. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти тт., т.2.- И.: Искусство, 1964. 567 с.
241. Эккерман И. Разговоры о Гете. M.-JI.: Академия, 1934» -965с,
242. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М. : Высшая школа. 1982. - 223 с.
243. Экспериментальная психология. Под ред. Фресс П., Пиаже Ж.
244. Пер, с фр. М.: Прогресс, 1978. - 301 с.
245. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.:1. Наука, 1978. 39Г с.
246. Юон КЖ Об искусстве. В 2-х тт. Н.: Советский художник, 1959, т.1. 384 е.; т.2. - 285 с.
247. Яковлева Н.А. 1^сский живописный исторический портрет:к проблеме формирования жанра. М.: Искусство, 1973. - 29 с.
248. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.:
249. Искусство, 1964. 85 с. 242» Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971, - 46 с.
250. Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.:1. Наука, 1965. 166 с.
251. WiWvtCw Waeteoldt. Du Kunst des?c*t*ats.- LeLp*^.: -1908,
252. TycKoCs>ki H. BiCol{(ache mot Mass. -Dresden.:1. Wi ,