Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов

Автореферат по педагогике на тему «Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Оспанов, Баймурат Ермагамбетович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов"

На правах рукописи

ОСПАНОВ Баймурат Ермагамбетович

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительному искусству в общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школе)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Омск - 2006

Работа выполнена на кафедре рисунка ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Леонид Георгиевич Медведев

Официальные оппоненты:

член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Станислав Петрович Ломов;

кандидат педагогических наук, профессор Борис Григорьевич Гагарин

Ведущая организация: Московский городской педагогический

университет

Защита состоится 26 октября 2006 года в 9.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.177.01. при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4-а, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, ул. Набережная Тухачевского, 14).

Автореферат разослан 25 сентября 2006 года

Ученый секретарь диссертационного совета

Е.С. Лыкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется современными требованиями к качеству эстетического воспитания и творческому развитию учащихся общеобразовательных школ на занятиях по изобразительному искусству, обеспечивающими их полноценное творческое развитие и самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.

Исследования по педагогике и психологии [Н.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская, И.Б. Кордонская] позволили выявить, что в школе зачастую акцентируются усилия на развитие вербально-логичес-кого (левополушарного) мышления в ущерб эмоционально-образному (правополушарному). Вместе с тем, очевидно, что гармоничное взаимодействие обоих мозговых полушарий является условием полноценного развития человека. Устранение этой односторонности в образовании требует организации обучения, обеспечивающего гармоничное развитие личности.

Важную роль здесь играют предметы эстетического цикла и прежде всего живопись, декоративно-прикладное искусство, рисование. В процессе обучения у рисующих формируются базовые визуальные умения зрительного восприятия трехмерных объектов и пространственного соотнесения их с изобразительной плоскостью, что развивает навыки восприятия и умения переводить визуальные образы в наглядные графические формы.

Рисунок позволяет формировать, развивать, систематизировать пространственные представления школьников в процессе изучения трехмерных объектов и получения знаний о методах и правилах их изображения в рисунке. В этом отношении никакой другой предмет изобразительного искусства не может сравниться с рисунком, поскольку он является универсальным средством художественно-образного освоения мира.

Все это требует неустанного повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в средних общеобразовательных школах, которая осуществляется на художественно-графических факультетах педагогических вузов. В связи с этим необходимо обеспечить постоянное совершенствование профессиональной подготовки студентов по специальным творческим предметам и прежде всего рисунку, являющимся универсальным средством развития творческих способностей обучаемых.

Традиционный путь обучения студентов академическому рисунку предполагает первоначальное формирование умений и навыков реалистического изображения, и на этой основе предусматривается постепенный переход к собственно творческим заданиям. Известно, что на этих

же занятиях формируются эстетические принципы и вырабатывается творческая позиция студентов. Однако нередко эти две стороны профессионального обучения существуют изолировано друг от друга, без органического взаимодействия, которое возникает только в постоянном, посильном творческом процессе, направленном на развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку.

Процесс рисования, являясь сложным психологическим процессом взаимодействия активного восприятия, образования представлений этого восприятия и специальной умелости руки (П.Я. Павлинов), обусловлен синкрегичностью эмоционально-образных и технико-аналитических начал, реализация которых в практической деятельности требует постоянного развития композиционной грамоты в процессе рисования. Исследование возможностей развития композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку, в свою очередь, позволит выявить неиспользованные резервы творческого развития студентов.

Именно в композиции отражены закономерности творческих проявлений индивида. Именно композиционными средствами, в первую очередь, художник раскрывает замысел своей работы, подчеркивает и выделяет основное в произведении, последовательно направляет восприятие зрителя по картинному полю. Поэтому композиция как учебный предмет, занимает особое место среди предметов специального цикла по формированию творческих черт личности будущего учителя изобразительного искусства, а обучение композиционной грамоте и организации ком-■ позиционных принципов на практике является необходимым звеном в системе обучения специальным дисциплинам.

Понятие «Композиция» рассматривается как явление диалектическое в своей сущности, поскольку оно впитало в себя и структурную организацию художественного образа, и систему идейно-тематических, и формально-пластических связей и зависимостей, и важнейшие принципы построения художественного произведения, а также процесс его создания и восприятия.

За многовековую историю развития изобразительного искусства сформировались известные школы рисования Альберта, Ч. Ченнино, А. Ашбе—Ш. Холлоши, Д. Рейнольдц, А. Дюрера, А. Сапожникова, братьев Карраччи, Д. Кардовского, И. Прейслера, П. Чистякова и др., в основу обучения которых положены научные основы изображения, а также первостепенные композиционные задачи.

Для развития методики обучения композиции огромное значение имеет опыт педагогической деятельности и творческой работы таких выдающихся художников и педагогов, как П.П.Чистяков, Д.Н. Кардов-

ский, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, К.Ф. Юон, считавших основной целью обучения изобразительному искусству развитие у обучающихся гибкости композиционного мышления.

Вместе с тем еще Н.И. Ростовцев подчеркивал, что вопросы преподавания композиции представляют собой главную и недостаточно исследованную область художественно-педагогического образования, где так по-разному понимаются цели, задачи, формы и методы обучения.

В исследованиях Б.Г. Ананьева, B.C. Кузина, Е.И. Игнатьева, H.H. Волкова, О.И. Никифоровой и др. рассмотрены психологические основы процесса рисования, а также принципы формирования пространственных представлений и воображения.

Следует подчеркнуть, что различным проблемам композиции посвящены фундаментальные исследования известных художников и ученых: М.В. Алпатова, H.H. Волкова, Е.А. Кибрика, Е.В. Шорохова, В.А. Фаворского.

Отдельные вопросы композиции освещены в методических трудах по рисунку, живописи в контексте конкретных исследований Г.В. Беды,

A.Д. Гончарова, В.П. Зинченко, Н.Г. Козлова, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, A.C. Пучкова, H.H. Ростовцева, A.B. Триселева, А.П. Яшухина; в диссертационных исследованиях, посвященных специальным проблемам композиции, Ю.М. Алиева, С.Н. Данилушкина, H.A. Долгих, В.Н. Еси-пова, В.В. Иванченко, Н.С. Ищук, Т.К. Кабижанова, H.A. Короткова,

B.Н. Клещева, В.П. Кшмовича, Н.П. Меньшикова, Н.Г. Назарова, Ю.Н. Окунева, И.А. Павлюка, Л.А. Пановой, A.A. Сихаева, Л.К. Сырова, А.И. Сухарева, И.Н. Тихоненко, Н.Р. Геворгян, Н.Г. Торлопова, В.Г. Шаповалова, A.B. Ударцевой и др. Во всех исследованиях подчеркивается творческий характер композиционной деятельности, выделяется работа пространственного восприятия, представления и воображения. Вместе с тем проблемы пропедевтики композиции в соотнесении с последовательностью рисования не рассматривалось.

Особую ценность для методического решения данной проблемы на художественно-графических факультетах педвузов представляют основательные труды Е.В. Шорохова, где раскрыты содержательные методические аспекты композиции в системе художественно-педагогического образования, обобщен ценнейший эмпирический материал, наработанный выдающимися художниками различных времен.

Вместе с тем сложившаяся система обучения требует дальнейшего научно-методического осмысления и разработки пропедевтического курса композиции. В настоящее время нет специальных исследований и методических разработок по проблемам пропедевтики композиции на занятиях по

рисунку. Существующая в настоящий момент теоретическая и методическая литература не дает четкого обоснования специфики пропедевтического раздела и применительно к системе подготовки художника-педагога.

Анализ современного состояния обучения композиции на художественно-графических факультетах показывает, что студенты первого курса сталкиваются с большими трудностями в понимании, освоении сущности и специфики композиции на занятиях по рисунку, что неизбежно приводит к снижению творческой активности и решению более частных задач учебного рисунка. В результате возникает противоречие между необходимостью освоения композиционной грамоты и отсутствием научно обоснованной методики обучения композиции на занятиях по рисунку. Данное противоречие выявило необходимость исследования проблемы пропедевтики композиции на первоначальных этапах обучения рисунку.

Изучение теоретических трудов и литературных источников по проблеме исследования, обобщение опыта обучения академическому рисунку в вузах, средних художественных учебных заведениях, анализ учебных программ позволили сформулировать гипотезу исследования:

Композиционная грамотность на занятиях по рисунку заметно повышается, если:

1) в процессе обучения рисунку использовать систему заданий, направленных на формирование композиционного строя рисунка;

2) последовательность рисования соотносить с последовательностью освоения композиционных закономерностей.

Объектом исследования является процесс обучения академическому рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования - процесс развития композиционной грамоты студентов на начальном этапе обучения рисунку.

Цель исследования - на основе теоретического анализа и экспериментального исследования научно обосновать и экспериментально проверить методику развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку у студентов художественно-графических факультетов педвузов на начальном этапе обучения.

Задачи исследования:

- проанализировать и обобщить накопленный опыт работы над композицией;

- уточнить сущность понятия «композиционная грамота» в академическом рисунке;

- выявить и обосновать критерии, разработать показатели, характеризующие уровень развития композиционной грамоты студентов начальных курсов;

— выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию композиционной грамоты студентов в процессе обучения академическому рисунку;

— разработать задания и упражнения, направленные на развитие композиционной грамоты студентов на занятиях по рисунку;

— экспериментально проверить воздействие разработанных упражнений и методов на развитие композиционной грамоты и активизацию творческой деятельности на занятиях по рисунку.

Методологической основой исследования являются основополагающие теории философии, психологии о закономерностях и особенностях процесса познания и специфики художественно-образного отображения реальной действительности (трупы Б.Г. Ананьева, J1.C. Выготского, А.И. Гризовой, А.К. Дремова, М.С. Коган, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Лукьянова, Б.Ф. Ломова, ВА.Разумного, С.Х. Раппопорта, С.Л. Рубинштейна, М.М. Сеченова, Б.М. Теплова и др.), а также научно-теоретические исследования ведущих ученых, художников-педагогов, искусствоведов, посвященных художественному образованию, творческой деятельности и методики обучения композиции (М.В. Алпатов, H.H. Волков, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохов, П.Я. Якобсон и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ научно-теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

2. Анализ учебных программ по рисунку и композиции;

3. Изучение современного состояния обучения рисунку на художественно-графических факультетах педагогических вузов;

4. Анализ учебно-творческих работ по рисунку студентов начальных и старших курсов, а также дипломных работ по графике;

5. Анализ и обобщение передового педагогического опыта;

6. Экспериментальное исследование.

Разработка оптимальных путей и средств обучения, разработка методики, выявление развития композиционной грамоты студентов первого курса осуществлялись в процессе экспериментальной работы, проводившейся в течение 10 лет с 1995 по 2005 г.

На первом этапе исследования (1995 - 2000 гг.) осуществлялось изучение состояния процесса обучения рисунку и композиции на художественно-графических факультетах педвузов; изучена и проанализирована имеющаяся литература по проблеме исследования; проанализирован опыт работы преподавателей рисунка и композиции художественно-графических факультетов педвузов.

На вторам этапе исследования (2000 - 2002 гг.) проводился констатирующий и поисковый эксперимент, позволивший выявить исходный уровень подготовки обучаемых и определить содержательные и методические основы обучения композиционной грамоты на начальном этапе обучения.

На третьем этапе исследования (2002 — 2005 гг.) был проведен формирующий эксперимент на базе художественно-графического факультета Казахского национального педагогического университета города Алматы, проводилась обработка и анализ результатов экспериментальной деятельности, сформулированы теоретические и практические выводы, подтвердившие гипотезу исследования.

Научная новизна исследования:

— разработана пропедевтика композиции на занятиях первого курса по рисунку;

— сформулированы принципы развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку;

— разработаны критерии оценки композиционной грамоты студентов первого курса на занятиях по рисунку.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащаяся в ней методика развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку значительно повышает эффективность творческого саморазвития студентов, а также учащихся художественных школ.

Основные положения, выносимые на защиту:

— теоретические и методические принципы развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку,

— определение последовательности освоения композиционной грамоты на занятиях по рисунку;

— методика обучения академическому рисунку, направленная на развитие композиционной грамоты.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием методов, адекватных задачам исследования, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, полученными результатами опытно-экспериментальной работы с обучаемыми; объемом материала исследования; опорой на научные труды в данной области.

Апробация и внедрение результатов исследования:

— материалы исследования обсуждались на международных межвузовских научно-теоретических конференциях в Китае (Ганжоу, Хань-шань), Казахстане (Алматы, Семипалатинск, Аркалык), России (Омск, Белград, Новосибирск), сообщались на научно-практических конференциях Казахского национального педагогического университета имени Абая;

— основные положения отражены в статьях, опубликованных в международных и межвузовских сборниках научных трудов;

— результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического факультета национального педагогического университета г. Алматы, Института искусств Омского государственного педагогического университета;

— отдельные методические рекомендации и практические результаты внедрены в практику обучения рисунку в Алмаатинском колледже декоративно-прикладного искусства имени О.Тансыкбаева.

Структура диссертационного исследования:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения* списка использованной литературы и приложения. В приложение включены рисунки студентов первого курса, иллюстрирующие основные положения экспериментальной работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Научно-теоретические аспекты развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку» раскрывается сущность понятия «композиционная грамота», выделяется специфика композиционной деятельности студентов на занятиях по рисунку, обосновываются критерии и наиболее важные показатели опенки композиционной грамоты студентов начальных курсов на занятиях по рисунку.

Подчеркивается, что для анализа понятия «композиционная грамота» с педагогической позиции наиболее важна профессиональная сторона процесса, ее формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа, к которым относятся: точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, размер, масштаб, движение. Присутствуя в той или иной степени в любом зрительном образе, эти элементы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком зрительной информации (Д.А. Дондис).

В процессе развития композиционной грамоты у рисующих совершенствуется воссоздающее и творческое воображение, развивается пространственное и визуальное мышление, имеющее значение в любом творческом процессе, поскольку новое решение формируется в представлении в виде замысла.

Особенностям пространственного мышления, создания и оперирования пространственными образами посвящены исследования известных психологов: H.H. Волкова, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова и др. (выявление и описание необходимых качеств в той или иной

профессиональной деятельности); А.Д. Ботвинникова, E.H. Кабановой-Меллер, И.С. Якиманской и др. (анализ условий, необходимых для усвоения знания с учетом разнообразия методических, индивидуальных и возрастных особенностей). Р. Арнхейм, А. Бергсон, М. Вертгеймер рассматривали пространственное и визуальное мышление как средство формирования замысла, идеи, гипотезы, схемы перехода к новому образу.

Творческие задачи подразделяются на пропедевтические и задачи с элементами проектной деятельности. В.А. Гервер считает, что творческий следует считать задачу с вариативным результатом решения, алгоритм которого неизвестен исполнителю, и выделяет следующие компоненты развития творческих качеств личности в процессе графической подготовки: осознание цели; организованный поиск; применение и расширение графических знаний; овладение способами действия и сопутствующими приемами мышления; графический результат; самоконтроль.

Анализ теоретико-методических обоснований и концепций позволяет определить понятие «композиционная грамота» как совокупность знаний, умений и творческих качеств рисующего, необходимых для активной и самостоятельной творческой деятельности, связанной с процессом реализации замысла в графическую форму (восприятие трехмерного предмета для изображения в двухмерном листе бумаги, выбор оптимальной точки зрения на модель для выявления образной сути, графическое выражение замысла, собственного творческого решения, владение графической грамотой ).

Различают следующие уровни грамотности: элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность. Данные уровни разработаны учеными (Н.Ю. Конасова, O.E. Лебедев, Н.И. Не-упокоева, Н.И. Роговцева, А.П. Тряпицына и др.). Разница, определяемая уровнем образованности, касается круга и уровня решения проблем, значимых для личности, освоенного образовательного пространства, усвоенных методов деятельности и сформированной познавательной базы.

Соответственно, организацию учебного процесса на занятиях по рисунку необходимо направлять на максимальную индивидуализацию обучения, усиление самостоятельности в деятельности студентов. Необходимо создать такие педагогические условия, в которых рисующий может занять активную творческую позицию и относиться к своей деятельности как художник.

К изобразительно-выразительным средствам графической композиции относятся: точка, линия, пятно (тональное и цветовое). С помощью этих средств художник материализует свой замысел. В графической деятельности художник оперирует линией и тоном, а точку

возможно воспринимать как пятно малого размера. Линия является условным и самым первоначальным средством изображения во всех видах изобразительного искусства. Линия участвует в организации формы, в ее внутренней разработке, т. е. является основным формообразующим элементом, участвующим в создании любых композиций.

^ Равновесие, являющееся одной из основных закономерностей композиции, особо значимо. Различают два вида равновесия: статические и динамические. К статическим относятся композиции, которые организованы по принципу симметричного расположения мотивов на плоскости. К динамическим относятся асимметричные композиции, в которых целостность обеспечивается за счет ритмической и пластической организации структуры и выделения композиционного центра. Сказанным обосновывается включение в содержание обучения теоретического материала, раскрывающего более подробно отмеченные особенности, и практические упражнения, направленные на достижение статического и динамического равновесия композиционных элементов на изобразительной плоскости. Это задания на равновесие, статику, динамику, ритмическую организацию множества фигур с выделением композиционного центра. Выполнение подобных композиций не является самоцелью. Они дают возможность развить чувство формата и изучить наиболее общие и значимые вопросы, к которым будущий художник-педагог будет постоянно обращаться в своей творческой деятельности.

Трансформация объемных форм в плоские пропорциональные тоновые пятна — является целенаправленным процессом формирования опыта по художественному обобщению композиционной деятельности. Организация такой деятельности имеет большое значение для развития творческих способностей, образного мышления и воображения, для понимания процессов создания композиции. Проблема переосмысления художником объемных форм является достаточно сложной и одним из главных вопросов композиционной подготовки художников на занятиях по рисунку.

Большую роль для понимания процессов стилизации играет работа по преобразованию объемных форм. С изображения объемных форм, составляющих натюрморт, начинается профессиональное художественное образование студентов. Изображение трехмерного предмета в натурном рисунке обусловлено выводом его из предметной среды посредством помещения его в двухмерную плоскость листа воображением художника. Пространство в таком изображении становится условной категорией и предметы связываются между собой по законам ритмической организации, а не по законам свето-воздушной перспективы, как в

законченном реалистичном рисунке. Учитывая это обстоятельство, композиционную деятельность следует направлять на формирование различных подходов к восприятию натюрморта.

Известно, что первоначальное восприятие изображаемого объекта выражается в эмоционально-образной оценке, где в первую очередь внимание обучающегося привлекают контрастные по форме, тону и цвету предметы, которым зачастую и уделяется основное внимание рисующих. В результате нередко упускается из поля зрения композиционно-смысловой аспект изображения. Для того чтобы графические формы обрели выразительность и единство, их необходимо привести в определенные взаимоотношения, выявить смысловую и ритмическую последовательность.

Композиционная деятельность начинается с выбора формата. Известно, что самым неподвижным и уравновешенным является квадрат, вместе с тем он является достаточно трудным и редко встречающимся форматом. Обычный формат — с соотношением сторон 3:4 иди 2:3. Как правило, расстояние от крайних предметов до края листа разные справа, слева, снизу и сверху. Равновесно выгаядит композиция, у которой расстояние до бокового края меньше с той стороны, с которой размещаются более крупные или заметные элементы. Увеличенное расстояние сверху придает большую изысканность и торжественность, увеличенное снизу - большую приземленность, обыденность. Чем больше сдвинуто изображение, тем большую оно приобретает экспрессивность.

Графические средства, благодаря разнообразию графических материалов и технических приемов исполнения, обладают большими выразительными возможностями. Варьируя характер использования в рисунке тех или иных графических средств, рисующий имеет реальную возможность воздействовать на интеллектуально-эмоциональную сферу воспринимающего.

Для диагностики композиционной грамоты рисующего необходима система показателей, включающая достаточно объективные критерии оценки рисунков. Поскольку обобщающим результатом развития композиционной грамоты является ее проявление в изобразительной деятельности, то при обосновании критериев и показателей мы исходили из общей психологической и педагогической сущности деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.). В главе подробно раскрываются принципы отбора критериев и показателей, характеризующих степень развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку, учитывающие способы графической деятельности студентов.

Во второй главе «Развитие композиционной грамоты студентов на начальных этапах обучения рисунку» подробно описывается содержание констатирующего и формирующего экспериментов, научно обосновывается методика развития композиционной грамоты в последовательном усложнении содержательной стороны академического рисунка.

В процессе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен общий уровень композиционной грамоты студентов первого курса, определены наиболее типичные ошибки в композиционной работе студентов, что позволило обосновать научно-теоретическую базу, направленную на дальнейшее совершенствование методики обучения академическому рисунку.

Установлено, что в процессе выполнения академических заданий по рисунку студенты испытывают затруднения, прежде всего связанные с решением композиционных задач, начиная от зарождения содержательного замысла, формирования полноценного представления о натюрморте вплоть до практической реализации замысла графическими средствами сначала в набросках-зарисовках, форэскизе, затем в окончательном формате. Было замечено, что студенты очень много времени тратят на организацию перспективных построений.

В результате тестирования студентов первого курса было выявлено, что в процессе обучения они. испытывали следующие трудности: непонимание в целом специфики композиции - 65 %; незнание законов и закономерностей построения композиции -60%; неумение добиться целостности и равновесия изображаемых элементов на изобразительной плоскости — 72 %; незнание приемов обобщения объемных форм — 82 %; недовольство результатами своей деятельности выразили 96 % студентов.

Среди причин, препятствующих композиционному рисованию, указаны следующие: незнание особенностей композиционных закономерностей в целом — 95 %, недостаток теоретических знаний и практических умений и навыков по обобщению сложных объемных форм с целью выявления гармоничной комбинации на изобразительной плоскости — 60 %, несформированность специальных художественно-творческих умений и навыков - 74 %, недостаток опыта изобразительной деятельности - 75 %. Среди других причин названы: недостаток учебного времени - 25 %.

В процессе определения уровня специальных знаний в области композиции у студентов первого курса было установлено, что они имеют весьма туманные представления о теоретических основах композиции. Из всех протестированных студентов только 23 % ответили правильно на ключевые вопросы композиционного построения, остальные либо не знают, либо не могут сформулировать ответ. Так, около 25 % студентов

имеют отрывочные представления о законах и закономерностях композиций. Более 60 % студентов сводили задачи композиции к компоновке предметов в формате.

В процессе разработки эскизов композиции выявлены следующие проблемы: неумение трансформировать реальные объемные формы в условно-плоскостные соотношения, незнание принципов целостности композиции, несформированность образного мышления; неумение сформулировать замысел, шаблонность композиционных решений. Анализ технической стороны исполнения рисунков показал, что студенты недостаточно хорошо владеют графическими средствами (линией, тоном) и навыками работы с графическими материалами.

В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что исходное состояние подготовки студентов первых курсов характеризуется, в основном, средним и низким уровнями. Деятельность студентов носит преимущественно репродуктивный характер.

Известно, что композиция содержит теоретическую и практическую части, которые тесно взаимосвязаны, последовательное освоение студентами теоретического материала и закрепление его в практической работе над конкретными учебными заданиями, направленными на развитие композиционной грамоты, является содержанием формирующего этапа экспериментальной работы. В содержание теоретического материала включены вопросы, раскрывающие особенности функционирования в изображении композиционных закономерностей, характер использования закономерностей изображения различными стилистическими системами, предусматривается знакомство студентов с объективными закономерностями зрительного восприятия, оказывающими влияние на композиционно-пластическое, тональное и цветовое решение изображения, а также выявление особенностей взаимодействия формально-структурных и эмоционально-содержательных аспектов композиции.

Содержание практической части курса рисунка направлено прежде всего на организацию композиционной деятельности, в процессе выполнения которой студенты могли бы целенаправленно осваивать композиционные закономерности в рисунке, учились использовать их выразительные возможности в самостоятельной творческой деятельности, оптимально выбирать графические средства в зависимости от конкретных учебно-творческих задач. В процессе практической работы предполагается отработка студентами технических приемов работы с различными графическими материалами. Практическая деятельность направлена на развитие композиционной грамоты студентов, способности мысленно конструировать процесс изображения в замысле, искать оптимальные

варианты его графического воплощения. Для решения этих задач наиболее целесообразно использовать краткосрочные задания и упражнения. В течение семестра студенты выполняют целую серию заданий, направленных на решение конкретных композиционных задач.

В основу практической части курса композиции были положены следующие принципы ее организации:

- практическая работа студентов по рисунку нацелена на развитие композиционной грамоты обучаемых;

- основным условием развития композиционной грамоты студентов является организация посильной творческой деятельности, нацеленной на формирование первоначального замысла и последовательной реализации его в рисунке;

- освоение композиционных закономерностей в рисунке осуществляется последовательно с усложнением каждого задания, содержащего конкретные цели и задачи, направленные на формирование у студентов конкретных знаний, практических умений, композиционных знаний, обеспечивающих изучение студентами трехмерной объемной формы и способов ее трансформации в двухмерную изобразительную плоскость листа, освоение способов графического изображения.

На первом этапе студенты выполняют ряд специальных заданий предполагающих изучение основных закономерностей композиционного построения в пределах изобразительной плоскости (равновесие, статика, динамика движение, ритм, контраст и т. д.).

На втором этапе студенты выполняют задания, направленные на выявление композиционного центра различными способами и методами [посредством формы, тона, формы и тона, с использованием принципа золотого сечения, контрастов (величин) и т. д.]. Ход занятий сопровождается структурным анализом классических произведений графического искусства.

Последующие задания направлены на формирование замысла, включающего трансформацию объемных предметов в плоскостные геометрические формы и выполнение на этом этапе образно-пространственных преобразований.

На первоначальном этапе рисования замысел представляется нечетко и приблизительно, что объясняется неопределенностью ситуации. На этом этапе умозрительные композиционные построения базируются на непроизвольном или произвольном воображении, сопровождаются активным поиском рабочего материала и композиционной формы изображения, т. е. происходит не просто протокольная фиксация постановки, а замыкаются главные композиционные линии, которые формируют гра-

ницы будущей композиции, не выходя за пределы картинной плоскости, определяется конструктивная идея будущего изображения, включая его формат по ширине и высоте. Здесь проявляется и другая закономерность: в направлении главного движения остается некоторое свободное пространство, не нарушающее равновесия композиционного рисунка. Это пространство как бы заполняется развивающимся движением и всегда мотивируется замыслом художника.

Одновременно с определением конструктивной идеи формируется смысловой и изобразительный центры изображения, на этой стадии помимо композиционного центра определяется значимость каждого элемента изображения. Одни образуют центр композиции, другие — обстановку, среду, третьи - изобразительные связи и т. д. Здесь главная задача - определить степень взаимосвязи цвето-тоновых контрастов на главных и второстепенных элементах изображения.

Основная задача подобных заданий состоит в том, чтобы актуализировать все композиционные знания, полученные студентами в течение семестра, для создания выразительных, стилистически целостных и содержательных композиций. Это предполагает наличие замысла, включающего эмоционально-смысловую трактовку, композиционно-пластическое решение, выбор материала и технических приемов исполнения. При этом важное значение имеет нацеленность студентов на сознательный выбор выразительных средств рисунка для передачи конкретного замысла.

Выполняя рисунок натюрморта, студенты зачастую сталкиваются с проблемой ритмической организации двухмерной плоскости. Поэтому необходимо ставить перед студентами композиционные задачи, не отвлекая их внимание на решение обьемно-пространственных задач, т. е. учить распределять предметы на тональные плоскостные цветовые пятна, ритмично распределять их пропорциональные и функциональные отношения, заполнять пространственные пустоты между ними и т. д.

Формирующий этап экспериментальной работы подтвердил правомерность сформулированной гипотезы. Результаты исследования показали, что в процессе экспериментального обучения были достигнуты поставленные цели и задачи:

- проанализирован и обобщен накопленный опыт работы над композицией;

- уточнена сущность понятия «композиционная грамота» в академическом рисунке;

- выявлены и обоснованны критерии, разработаны показатели, характеризующие уровень развития композиционной грамоты студентов начальных курсов;

- выявлены и обоснованны педагогические условия, способствующие развитию композиционной грамоты студентов в процессе обучения академическому рисунку;

- разработаны задания и упражнения, направленные на развитие композиционной грамоты студентов на занятиях по рисунку;

- экспериментально проверено воздействие разработанных упражнений и методов на развитие ком позиционной грамоты и активизацию творческой деятельности на занятиях по рисунку.

В заключении сформулированы выводы по существу проведенного исследования:

1. В подготовке художника-педагога к профессиональной деятельности и творческой работе первостепенное значение имеют занятия композицией, поскольку в композиционной работе эффективно развиваются творческие способности личности, образное мышление, воображение, фантазия и память.

2. Композиция является универсальным средством познания и художественно-эстетического освоения действительности, постижения сущности творческого процесса и практического овладения выразительными средствами рисунка.

3. Композиционная деятельность на занятиях по рисунку имеет специфику, которая выражается в том, что действительность не изображается реально по образу и подобию, а переосмысливается и пересоздается в условных графических формах. Содержание рисунка передается через условный, графический язык рисунка.

4. Композиция в рисунке основывается на закономерностях композиционных принципов и включает в себя как посильный творческий процесс, так и систему освоения графических средств, нацеленных на выражение замысла.

5. Методика обучения рисунку на начальных курсах базируется на системе научных знаний по рисунку и композиции, а также на посильной творческой деятельности, включающей в себя процесс формирования первоначального замысла и основные этапы его реализации в конкретном графическом материале, а также отработку специальных умений и навыков рисования.

Основные положения диссертации, результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Учебно-методические пособия

1. Оспанов Б. Е. Методическое пособие по пластической анатомии (для студентов художественных факультетов). — Алматы: А ГУ им. Абая, 1998.-33 с.

2. Оспанов Б.Е. Натюрморт: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов (на каз. языке). -Алматы: Изд-во: «АЛУА», 2005,- 107 с.

3. Оспанов Б.Е. Развитие композиционной грамоты на занятиях . по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов: Учебно-методическое пособие. - Алматы: Изд-во: «Нур — Принт», 2006.-32 с.

Научно-методические статьи и тезисы докладов

4. Оспанов Б.Е. Некоторые вопросы развития зритатъной памяти в процессе обучения композиции на младших курсах ХГФ педвузов // Материалы XI науч.-теор. конф. ППС АрПИ.-Аркалык, 1989.-С. 18-25.

5. Оспанов Б.Е. К вопросу развития зрительной памяти студентов ХГФ педвузов в процессе обучения композиции // Тезисы Республиканской научно-теоретической конференции преподавателей педвузов: Межвузовский сборник научных трудов. - Семипалатинск, 1993. - С. 57—59, с. 260-261.

6. Оспанов Б.Е. Теориялык, гылыми-танымдык, жумыстарга к;ой-ылатын талап-тшектер // Методические проблемы художественного образования и эстетического воспитания учителя в процессе обучения в высших учебных заведениях: Межвузовский сборник научных трудов. -Алматы: АТУ им. Абая, 1994. - С. 59-64.

7. Оспанов Б.Е. Жиек агаш пен формат композициялык; элемент ретшде // Проблемы художественно-педагогического образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов: Межвузовский сб. науч. трудов. - Алматы: АТУ им. Абая, 1996 - С. 84-89.

8. Оспанов Б.Е. Некоторые формы организации СРС по рисунку на кафедре «Академического рисунка» ФИЛИ // Художественно-педагогическое образование: проблемы и решения: Сборник науных трудов. — Алматы: АГУ им. Абая, 1998. - С. 29-35.

9. Оспанов Б.Е. Живопись головы человека (некоторые практические советы в решении графических и цветовых задач) // Вестник АГУ им." Абая. Серия «Художественное образование: искусство - теория — методика». 2002. - № 1 (1). - С.3-9.

10. Оспанов Б.Е. Художественно-графический факультет — новое содержание художественного образования в вузах Казахстана // Художники мира: Международный журнал - КНР. Гуанжоу, 2002. — 7 с.

11. Оспанов Б. Е. Новое содержание образования госстандартов по специяльностям ХГФ: планирование и обучение ИЗО в вузах РК // Искусство Казахстана и его роль в диалоге культуры: Науч.-метод. сб. - Семипалатинск, 2002. — 6 с.

12. Оспанов Б.Е. Фигура человека как объект изучения и изображения // Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы: Тез. докладов Международной науч.-практич. конф. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. Ч. 2. - С. 142-147.

13. Оспанов Б.Е. 35-летний опытработы подготовки учителей труда и черчения в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая // Технология в школе. - Алматы: Изд-во «Алжан», 2004. - № 11.-

14. Оспанов Б.Е. Болашак, технология пот мамандарын дайында-уда ксшданбалы коленерд! окьпу масел елер1 // Технология в школе. -Алматы: Изд-во «Алжан», 2004.—№ 11. — С. 21—24.

15. Оспанов Б.Е. Окушыларга колданбалы коленерд1 окыту аркы-лы эстетикалык тэрбие беру жуйеа // Материалы Международной научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, тенденции и перспективы». — Алматы: КазНПУ им. Абая, 2005. -№ 1 (5). - С. 67-70.

16. Оспанов Б.Е. История становления и развития художественно-графического факультета // Материалы Международной науч.-практич. конф. «Художественно- педагоги че с ко е образование: состояние, тенденции и перспективы». - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2005. - № 2 (5). - С. 3-7.

17. Оспанов Б.Е. Новое содержание художественно-педагогического образования в Республике Казахстан // История, проблемы и перспективы художественно-педагогического образования: Науч.-метод. сб. по материалам международной конф. — Омск: Изд-во ОмГПУ, «Академия», 2005. - С. 15-24.

18. Оспанов Б.Е. Сурет онершдеп композиция//Республиканский науч.-метод. журнал Минобразования «Кдзакстан мектебш. 2006. Сентябрь. 8/1.-С. 42-47.

С. 12-14.

Лицензия ЛР № 020074

Подписано в печать 08.09.06 Бумага офсетная Печ. л. 1,25 Тираж 100 экз.

Формат 60784/16 Ризография Уч.-изд. л. 1,05 Заказ Т—079-06

Издательство ОмГПУ: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Оспанов, Баймурат Ермагамбетович, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ

1.1. Сущность понятия «композиционная грамота».

1.2. Специфика композиционной деятельности студентов на занятиях по рисунку.

1.3. Критерии оценки композиционной грамоты в академическом рисунке.

Глава 2. РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЫ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ

2.1. Типичные ошибки студентов в композиционной работе на занятиях по рисунку (констатирующий эксперимент).

2.2. Научно-методические основы развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку.

2.3. Развитие композиционной грамоты у студентов первых курсов на занятиях по рисунку (формирующий эксперимент).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов"

Актуальность исследования определяется современными требованиями к качеству эстетического воспитания и творческому развитию учащихся общеобразовательных школ на занятиях по изобразительному искусству, обеспечивающих их полноценное творческое развитие и самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.

Исследования по педагогике и психологии (Н.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская, И.Б. Кордонская) позволили выявить, что в школе зачастую акцентируются усилия на развитие вербально-логического (левополушарного) мышления в ущерб эмоционально-образному (правопо-лушарному). Вместе с тем, очевидно, что гармоничное взаимодействие обоих мозговых полушарий является условием полноценного развития человека. Устранение этой односторонности в образовании требует организации обучения, обеспечивающего гармоничное развитие личности.

Важную роль здесь играют предметы эстетического цикла и прежде всего живопись, декоративно-прикладное искусство, рисование. В процессе обучения у рисующих формируются базовые визуальные умения зрительного восприятия трехмерных объектов и пространственного соотнесения их с изобразительной плоскостью, что развивает навыки восприятия и умения переводить визуальные образы в наглядные графические формы.

Рисунок позволяет формировать, развивать, систематизировать пространственные представления школьников в процессе изучения трехмерных объектов и получения знаний о методах и правилах их изображения в рисунке. В этом отношении никакой другой предмет изобразительного искусства не может сравниться с рисунком, поскольку он является универсальным средством художественно-образного освоения мира.

Все это требует неустанного повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в средних общеобразовательных школах, которая осуществляется на художественно-графических факультетах педагогических вузов. В связи с этим необходимо обеспечить постоянное совершенствование профессиональной подготовки студентов по специальным творческим предметам, и прежде всего рисунку, являющимся универсальным средством развития творческих способностей обучаемых.

Традиционный путь обучения студентов академическому рисунку предполагает первоначальное формирование умений и навыков реалистического изображения, и на этой основе предусматривается постепенный переход к собственно творческим заданиям. На этих же занятиях формируются эстетические принципы и вырабатывается творческая позиция студентов. Однако нередко эти две стороны профессионального обучения существуют изолировано друг от друга, без органического взаимодействия, которое возникает только в постоянном, посильном творческом процессе, направленном на развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку.

Процесс рисования, являясь сложным психологическим процессом взаимодействия активного восприятия, образования представлений этого восприятия и технического воплощения образа представления на изобразительную поверхность (П.Я. Павлинов), обусловлен синкретичностью эмоционально-образных и технико-аналитических начал, реализация которых в практической деятельности требует постоянного развития композиционной грамоты в процессе рисования. Исследование возможностей развития композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку, в свою очередь, позволит выявить неиспользованные резервы творческого развития студентов.

Последовательное развитие теории и методики обучения изобразительному искусству неразрывно связано с расширением и углублением основополагающих принципов и методов обучения в первую очередь рисунку, поскольку именно рисунок является основой любого вида изобразительной деятельности и включает в себя все известные принципы изображения, а также возможности творческой самореализации. В академическом рисовании формирование творческих начал, прежде всего, на композиционной деятельности, поэтому в системе подготовки художника-педагога проблема обучения композиции является всегда актуальной.

Именно в композиции отражены закономерности творческих проявлений индивида. Именно композиционными средствами, в первую очередь, художник раскрывает замысел своей работы, подчеркивает и выделяет основное в произведении, последовательно направляет восприятие зрителя по изобразительному полю. Поэтому композиция как учебный предмет занимает особое место среди предметов специального цикла по формированию творческих черт личности будущего учителя изобразительного искусства, а обучение композиционной грамоте и организации композиционных принципов на практике является необходимым звеном в системе обучения специальным дисциплинам, и прежде всего рисунку.

Понятие «композиция» рассматривается как явление диалектическое в своей сущности, поскольку оно впитало в себя и структурную организацию художественного образа, и систему идейно-тематических и формально-пластических связей и зависимостей, и важнейшие принципы построения художественного произведения, а также процесса его создания и восприятия.

За многовековую историю развития изобразительного искусства сформировались известные школы рисования Альберти, Ч. Ченнино, А. Ашбе -Ш. Холлоши, Д. Рейнольдц, А. Дюрера, А. Сапожникова, братьев Карраччи, Д. Кардовского, И. Прейслера, П. Чистякова, в основу обучения которых положены научные основы изображения, а также первостепенные композиционные задачи.

Для развития методики обучения композиции огромное значение имеет опыт педагогической деятельности и творческой работы таких выдающихся российских художников и педагогов, как П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, К.Ф. Юон, считавших основной целью обучения изобразительному искусству развитие у обучающихся гибкости композиционного мышления. Вместе с тем еще Н.И. Ростовцев подчеркивал, что вопросы преподавания композиции представляют собой главную и недостаточно исследованную область художественно-педагогического образования, где так по-разному понимаются цели, задачи, формы и методы обучения.

В исследованиях Б.Г. Ананьева, B.C. Кузина, Е.И. Игнатьева, H.H. Волкова, О.И. Никифоровой рассмотрены психологические основы процесса рисования, а также принципы формирования пространственных представлений и воображения.

Различным проблемам композиции посвящены фундаментальные исследования известных художников и ученых М.В. Алпатова, H.H. Волкова, Е.А. Кибрика, Е.В. Шорохова, В.А.Фаворского. Отдельные вопросы композиции освещены в методических трудах по рисунку, живописи в контексте конкретных исследований Г.В. Беды, А.Д. Гончарова, В.П. Зинченко, Н.Г. Козлова, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, A.C. Пучкова, H.H. Ростовцева,

A.B. Триселева, А.П. Яшухина; в диссертационных исследованиях, посвященных специальным проблемам композиции, Ю.М. Алиева, С.Н. Данилуш-кина, H.A. Долгих, В.Н. Есипова, В.В. Иванченко, Н.С. Ищук, Т.К; Кабижа-нова, H.A. Короткова, В.Н. Клещева, В.П. Кшмовича, Н.П.Меньшикова, Н.Г. Назарова, Ю.Н. Окунева, И.А. Павлюка, Л.А. Пановой, A.A., Сихаева, Л.К. Сырова, А.И. Сухарева, И.Н. Тихоненко, Н.Р. Геворгян, Н.Г. Торлопова,

B.Г. Шаповалова, A.B. Ударцевой и др. Во всех исследованиях подчеркивается творческий характер композиционной деятельности, выделяется работа пространственного восприятия, представления и воображения. Вместе с тем проблемы пропедевтики композиции в соотнесении с последовательностью рисования не рассматривалось.

Особую ценность для методического решения данной проблемы на художественно-графических факультетах педвузов представляет монография Е.В. Шорохова, где раскрыты содержательные методические аспекты композиции в системе художественно-педагогического образования, обобщен ценнейший эмпирический материал, наработанный выдающимися художниками различных времен.

Вместе с тем, сложившаяся система обучения требует дальнейшего научно-методического осмысления и разработки пропедевтического курса композиции. В настоящее время нет специальных исследований и методических разработок по проблемам пропедевтики композиции на занятиях по рисунку. Существующая в настоящий момент теоретическая и методическая литература не дает четкого обоснования специфики пропедевтического раздела и применительно к системе подготовки художника-педагога.

Анализ современного состояния обучения композиции на художественно-графических факультетах показывает, что студенты первого курса сталкиваются с большими трудностями в понимании, освоении сущности и специфики композиции на занятиях по рисунку, что неизбежно приводит к снижению творческой активности и решению более частных задач учебного рисунка. В результате возникает противоречие между необходимостью освоения композиционной грамоты и отсутствием научно обоснованной методики обучения композиции на занятиях по рисунку. Данное противоречие выявило необходимость исследования проблемы пропедевтики композиции на первоначальных этапах обучения рисунку.

Изучение теоретических трудов и литературных источников по проблеме исследования, обобщение опыта обучения академическому рисунку в вузах, средних художественных учебных заведениях, анализ учебных программ позволили сформулировать гипотезу исследования.

Композиционная грамотность на занятиях по рисунку заметно повышается, если:

1) в процессе обучения рисунку использовать систему заданий, направленных на формирование композиционного строя рисунка;

2) последовательность рисования соотносить с последовательностью освоения композиционных закономерностей.

Объектом исследования является процесс обучения академическому рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования - процесс развития композиционной грамоты студентов на начальном этапе обучения рисунку.

Цель исследования - на основе теоретического анализа и экспериментального исследования научно обосновать и экспериментально проверить методику развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку у студентов художественно-графических факультетов педвузов на начальном этапе обучения.

Задачи исследования:

- проанализировать и обобщить накопленный опыт работы над композицией;

- уточнить сущность понятия «композиционная грамота» в академическом рисунке;

- выявить и обосновать критерии, разработать показатели, характеризующие уровень развития композиционной грамоты студентов начальных курсов;

- выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию композиционной грамоты студентов в процессе обучения академическому рисунку;

- разработать задания и упражнения, направленные на развитие композиционной грамоты студентов на занятиях по рисунку;

- экспериментально проверить воздействие разработанных упражнений и методов на развитие композиционной грамоты и активизацию творческой деятельности на занятиях по рисунку.

Методологической основой исследования являются основополагающие теории философии, психологии о закономерностях и особенностях процесса познания и специфики художественно-образного отображения реальной действительности (работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.И. Гри-зовой, А.К. Дремова, М.С. Когана, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Лукьянова, В.А. Разумного, С.Х. Раппопорта, С.Л. Рубинштейна, М.М. Сеченова, Б.М. Теплова и др.), а также научно-теоретические исследования ведущих ученых, художников-педагогов, искусствоведов, посвященные художественному образованию, творческой деятельности и методике обучения композиции (М.В. Алпатов, H.H. Волков, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохов, П.Я. Якобсон и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы исследования:

1) изучение и анализ научно-теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

2) анализ учебных программ по рисунку и композиции;

3) изучение современного состояния обучения рисунку на художественно-графических факультетах педагогических вузов;

4) изучение учебно-творческих работ по рисунку студентов первого курса с последующим их анализом;

5) анализ и обобщение передового педагогического опыта;

6) экспериментальное исследование.

Разработка оптимальных путей и средств обучения, разработка методики, выявление развития композиционной грамоты студентов первого курса осуществлялась в процессе экспериментальной работы, проводившейся в течение 10 лет с 1995-го по 2005 г.

На первом этапе исследования (1995-2000 гг.) изучалось состояние процесса обучения рисунку и композиции на художественно-графических факультетах педвузов; изучена и проанализирована литература по проблеме исследования; проанализирован опыт работы преподавателей рисунка и композиции художественно-графических факультетов педвузов.

На втором этапе исследования (2000-2002 гг.) проводился констатирующий и поисковый эксперимент, позволивший выявить исходный уровень подготовки обучаемых и определить содержательные и методические основы обучения композиционной грамоте на начальном этапе обучения.

На третьем этапе исследования (2002-2005 гг.) был проведен формирующий эксперимент на базе художественно-графического факультета Казахского национального педагогического университета Алматы, проводилась обработка и анализ результатов экспериментальной деятельности, сформулированы теоретические и практические выводы, подтвердившие гипотезу исследования.

Научная новизна исследования:

- разработана пропедевтика композиции на занятиях по рисунку первого курса;

- сформулированы принципы развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку;

- разработаны критерии оценки определения композиционной грамоты студентов первого курса на занятиях по рисунку.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащаяся в ней методика развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку значительно повышает эффективность творческого саморазвития студентов вузов, а также учащихся художественных школ. Основные положения, выносимые на защиту:

- теоретические и методические принципы развития композиционной грамоты на занятиях по рисунку;

- определение последовательности освоения композиционной грамоты на занятиях по рисунку;

- методика обучения академическому рисунку, направленная на развитие композиционной грамоты.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием методов, адекватных задачам исследования, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, результатами опытно-экспериментальной работы с обучаемыми; объемом материала исследования; опорой на научные труды в данной области. Апробация и внедрение результатов исследования: - материалы исследования обсуждались на Международных межвузовских научно-теоретических конференциях в Китае (Ганжоу, Ханьшань), Казахстане (Алматы, Семипалатинск, Аркалык), России (Омск, Белград, Новосибирск), сообщались на научно-практических конференциях Казахского национального педагогического университета имени Абая;

- основные положения отражены в статьях, опубликованных в международных и межвузовских сборниках научных трудов;

- результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического факультета национального педагогического университета Алматы, Института искусств Омского государственного педагогического университета;

- отдельные методические рекомендации и практические результаты внедрены в практику обучения рисунку в Алмаатинском колледже декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева.

Структура диссертационного исследования:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

-109-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование и анализ полученных результатов полностью подтвердили положения сформулированной нами гипотезы о том, что композиционная грамота на занятиях по рисунку заметно повышается, если последовательность обучения рисованию соотносить с последовательностью освоения композиционных закономерностей. Композиционная грамота включает в себя теоретическую и практическую части, которые тесно взаимообусловлены и формируют творческое начало в изобразительной деятельности студентов.

Освоение композиционной грамоты на занятиях по рисунку необходимо осуществлять одновременно с первоначальным обучением изобразительной грамоты. В первых учебных натюрмортах изучение объемной формы предметов, познание внутренней конструкции, закономерностей взаимодействия их в пространстве и тональных взаимоотношений необходимо соотносить с первоначальным композиционным замыслом, включающим в себя трансформацию объемных тел в плоскостные формы и затем построение трехмерного изображения.

Активное освоение студентами умений и навыков академического рисования находится в прямой зависимости от творческой активности, которая стимулируется последовательной композиционной деятельностью по реализации конкретного замысла. Условность первоначального композиционного построения предполагает изучение реальной трехмерной действительности, направленной на ее обобщение и соотнесение с изобразительными и выразительными возможностями природных материалов. Композиционная грамота может формироваться только в результате активной практической деятельности рисующих посредством изучения закономерностей и правил композиционного построения и формирования утилитарных умений и навыков рисования. Развитие композиционной грамоты невозможно без овладения графической грамотой, умениями и навыками рисования, поскольку они поднимают композиционные умения на новый, более высокий уровень.

Развитие композиционной грамоты будет происходить успешно только в условиях творческого поиска, включающего формирование замысла, освоение композиционных принципов его воплощения и отработку практических умений и навыков рисования. Передачу композиционного и предметного пространства на плоскости бумаги необходимо осуществлять последовательно через упрощение сложных объемных форм до условных плоскостных пропорциональных отношений предметов в натюрморте. И на этом этапе решить первые композиционные задачи. Формированию у студентов первоначального композиционного замысла способствуют разнообразные краткосрочные наброски и зарисовки, выполненные в контексте установки на решение конкретной творческой задачи.

Результаты проведенного исследования подтвердили, что содержательная сторона академического рисования значительно повышается, если активизируется композиционно-графическая деятельность рисующих, направленная на усвоения теоретических принципов композиционного построения в условиях аудиторной и самостоятельной работы.

Важное значение в развитии композиционной грамоты студентов имеет четкая организация пропедевтического курса по композиции в рисунке, основанного на решении формальных композиционных упражнений, предваряющих задания на реалистическое рисование. Трансформация объемных форм в плоские тоновые и пропорциональные отношения является целенаправленным процессом формирования опыта по художественному обобщению композиционной деятельности.

В связи с композиционным пониманием специфики рисунка меняется и отношение студентов к изобразительной деятельности. Нарушаются и ломаются старые представления, новые еще не успевают закрепиться, и поэтому в этот период возможно некоторое несоответствие между замыслом и техническим воплощением. Именно в это время необходимо максимально повысить интенсивность педагогических воздействий, направленных на повышение композиционной грамоты.

-Ill

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Оспанов, Баймурат Ермагамбетович, Омск

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М., 1984.

2. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М., 1940.

3. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.

4. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М., 1935-1937. Т. 2. -С. 792.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человека. М., 1996.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

8. Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. -М., 1972.

9. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961.

10. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. АПН СССР. -М., 1968.

11. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.

12. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М., 1989.

13. Анисимов H.H. Основы рисования. 2-е изд. - М., 1977.

14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

15. Артомонов И.Д. Иллюзия зрения. М., 1969.

16. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974.

17. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

18. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1989.

19. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

20. Баранников A.B. Содержание общего образования: Компетентностный подход.-М., 2002.

21. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., 1970. - 166 с.-11222. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.

22. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1981.

23. Белютин Э.Н. Основы изобразительной грамоты. М., 1961.

24. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. JI; М., 1940.

25. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Изб. психол. тр. / Под ред. A.B. Брушлицкого, В.А. Кольцовой М; Воронеж, 1977.

26. Блонский П.Н. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1969. - 222 с.

27. Богоявленская Д.Б. Индивидуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.

28. Борев Ю. Эстетика. Эстетика. 3-е изд. - М., 1981.

29. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников; НИИ содержания методов обучения. Акад. пед. наук СССР. М., 1979.

30. Брунер Ф.Х. Психология познания / Перевод К.Н. Бабанского, под ред. А.Р. Лурия.-М., 1977.

31. Брушлинский A.B. Деятельностный подход и психологическая наука// Вопр. философии. 2001. - № 2. - С. 89-95.

32. Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М: Мысль, 1970.- 190 с.

33. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.- 96 с.

34. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. М., 1970.

35. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. A.B. Петровского. М., 1996.

36. Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1974. - Т. 1.

37. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.О. Психология восприятия.-М., 1973.

38. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.40.