автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи
- Автор научной работы
- Старикова, Елена Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи"
На правах рукописи
СТАРИКОВА Елена Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПЕЙЗАЖА В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
005010770
АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
1 ш Яи2
Москва - 2012
005010770
Работа выполнена на кафедре живописи художественно - графического
факультета
в Московском педагогическом государственном университете
Научный руководитель:
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
ШОРОХОВ Евгений Васильевич
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор РОЩЙН Сергей Павлович
кандидат педагогических наук, доцент МАКАРОВА Ксения Викторовна
Ведущая организация: Курский государственный университет
Защита состоится 19 марта 2012 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. №551).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан «• февраля 2012г.
Учёный секретарь Диссертационного совета
Общая характеристика работы.
Проблема исследования и её актуальность. Искусство во все времена играло важную социально - общественную роль. В XXI веке в связи с информационным глобализмом эта роль стала исключительно важной. Задачей подготовки специалиста изобразительного искусства является формирование умения экстраполировать реальные и нереальные образы. Художник - педагог призван формировать творческий потенциал учащихся, развивать творческие способности, изобразительные навыки, художественно -образное мышление, чувство цвета, композиционную культуру, приобщать к наследию отечественного и мирового искусства.
Целостное восприятие действительности - основной принцип изобразительного искусства, позволяющий видеть объект изображения и само изображение синкретично, одновременно, во всём единстве и взаимообусловленности многообразия пластических форм, свойств, качеств, признаков и особенностей, способствующий передаче художественного образа. Поэтому умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении -необходимое профессиональное качество художника.
В настоящее время в методической, научно-теоретической, искусствоведческой, философской литературе находят отражение различные трактовки понятия «художественный образ», имея в виду его содержательную сторону. Фактор этот немаловажный, прежде всего потому, что различные трактовки понятия «художественный образ» ведут к различному пониманию форм и методов художественного воспитания.
Важной проблемой, которая всегда волновала учителя искусства в процессе обучения живописи - это ответы на вопросы, что должен видеть художник, чем его видение отличается от видения обычного зрителя. Видение художника, в отличие от «житейского» видения, имеет качественное своеобразие. Так, одним из необходимых условий в практике живописи считается цельность зрительного восприятия. Именно на этом базируется основное требование в обучении - умение цельно видеть даже в тот момент, когда работа ведётся над деталями изображения. В живописи нельзя воспринимать целое, не видя частностей, как нельзя воспринимать отдельные участки натуры, не видя объект в целом. Способность к целостному восприятию, или широкому смотрению, которому учил П.П. Чистяков, сильнее проявляется у людей с художественными способностями. Целостность зрительного восприятия нужно считать необходимым требованием, как для учебного этюда, так и для картины. Она вырабатывается путём систематических упражнений, когда решаются вопросы постижения свойств живописи.
Анализ существующей на сегодняшней день практики обучения студентов художественных вузов показывает, что необходимо более подробно рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с последовательной системой заданий и упражнений, с наиболее эффективным сочетанием методов и
приёмов, способствующих формированию у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.
Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но и в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной творческой работе. Овладение живописным мастерством невозможно без формирования целостного восприятия натуры и умения его передавать.
Степень изученности проблемы исследования. В настоящем исследовании мы опирались на фундаментальные труды в области психологии восприятия, мышления Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина,
A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова (роль практики в развитии процесса восприятия, константность восприятия), Р. Арнхейма (принципы организации художественной формы и её восприятия в процессе визуального познания мира. Зрительное восприятие - активный, динамический процесс), В. Бенусси (важность центральных факторов в восприятии формы и особенно установок на целостное и анализирующее восприятие. Восприятие пространства, перцептивные иллюзии), H.A. Берштейна (концепция «физиологии активности», механизм формирования навыка), Д. Брунера (категориальность перцептивного акта), К. Бюлера (процесс восприятия как процесс построения образа при помощи активных действий, развивающихся в онтогенезе), Л.М. Веккера (создание целостной концепции психических процессов, объясняющей механизмы, при помощи которых осуществляется построение объективного образа окружающей действительности), М. Вертгеймера (законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления), Л.С. Выготского (теория онтогенетического развития мышления, теория художественного восприятия), Г. Гельмгольца (теория бессознательных умозаключений), Д. Гибсона (экологическая теория), Р.Л. Грегори (теория перцептивных гипотез), A.A. Дергача (специфика профессионального становления), К. Дункера (исследования продуктивного мышления, исследования научения), Ю.П. Зинченко ( информационные технологии, глобализация образования), ■ Д. Миллера (теория мышления как системы обработки информации), Ж. Пиаже (исследования активных действий при восприятии, моторные компоненты перцептивных действий), В.Д. Шадрикова (системогенез деятельности и теория способности), Д.И. Фелыитейна (концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе), а также физиологов И.П. Павлова (учение о высшей нервной деятельности), И.М. Сеченова (рефлекторное «кольцо» - основа механизма формирования образа).
Философско - эстетический аспект исследования в области восприятия, процесса творчества, создания художественного образа основывался на трудах
B.П. Бранского, Н. Гартмана, Г. Гегеля, Леонардо да Винчи, А.Ф. Лосева, А. Михайловой, A.A. Органова, Г.Н. Поспелова, И. Фолькельта, Н.Г. Чернышевского, Ф. Шеллинга.
Основой для изучения проблемы исследования в области истории искусств стали труды искусствоведов М.В. Алпатова, Э.М. Белютина, К.Г. Богемской, С.Н. Дружинина, Г.В. Дятлевой, Ю.К. Золотова, O.A. Лясковской, B.C. Манина, E.H. Матусовской, Н.М. Молевой, В.Н. Стасевича, A.A. Фёдорова-Давыдова, А.Д. Чегодаева, Н.В. Яворского; статьи и книги художников - педагогов H.H. Волкова, И.Э. Грабаря, Е.А. Кибрика, Н.П. Крымова, B.C. Кузина, A.C. Пучкова, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохова, К.Ю. Юона, А.П. Яшухина.
Основные положения исследования являются продолжением достижений научных школ в области теории и методики обучения изобразительному искусству, нашедшие отражение в трудах С.С. Алексеева, А.Д. Алёхина, А.О. Барща, Г.В. Беды, H.H. Волкова, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, A.A. Ковалёва, В.И. Козлова, B.C. Кузина, В.К. Лебёдко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, A.C. Пучкова, H.H. Ростовцева, А.Е. Терентьева, A.A. Унковского, Н.К. Шабанова, Ю.П. Шашкова, Е.В. Шорохова, К.Ф. Юона,
A.П. Яшухина и других.
Для нашего исследования особый интерес представляют диссертационные исследования Ю.В. Коробко, Н.Я. Маслова, A.C. Рындина (разработка методики формирования у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи); A.A. Васильева, Р. Мизанбаева, Е.А. Хижняк (методика подготовки студентов к пленэру); Н.В. Грибакина,
B.М. Соколинского (с точки зрения значимости композиции в формировании целостного восприятия пейзажа), Е.В.Ворониной, С.Б.Никитина (определение критериев формирования у студентов целостного восприятия пейзажа).
Анализ диссертационных исследований указывает на то, что проблема формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи на начальном этапе обучения решена частично и требует дальнейшей разработки.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа результатов исследований по психологии, педагогике, методике живописи и экспериментального поиска определить, научно обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия и методы, стимулирующие развитие целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи у студентов 2-ых курсов (техника масляной живописи) художественных факультетов.
Объектом исследования является процесс развития целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи у студентов 2-ых курсов художественных факультетов.
Предметом исследования являются теоретические основы, пути, формы, методы и средства, способствующие формированию целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.
Гипотеза исследования является предположение, что для эффективного формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи необходимо обеспечить
учебный процесс целостной методической системой, где все её компоненты находятся в неразрывном единстве, объединены общим направлением и отвечают современным требованиям подготовки специалиста, которая включает:
- цели и задачи учебно-творческой деятельности в области живописи пейзажа, содержание этой деятельности, критерии профессиональной подготовки будущего специалиста;
- систему эффективных методов и методических приёмов, обеспечивающих усвоение специальных знаний студентов;
- рациональные формы организации процесса обучения живописи пейзажа и условия, способствующие формированию целостного восприятия пейзажа;
- средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (НИТ, наглядные пособия), применение которых эффективно сочетается с ходом занятий живописью в условиях пленэра;
- единство учебно-творческих задач рисунка, живописи и композиции пейзажа с другими дисциплинами (историей искусств, цветоведением, эстетикой, психологией, методикой и др.), обеспечивающих системный подход к развитию творческих способностей студентов;
Мы предполагаем, что эффективность формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи может быть достигнута при реализации следующих условий:
- если основополагающим, систематизирующим и определяющим фактором всех частей системы будет являться единство цели и содержания;
- если центральным вопросом методической системы станет практическая работа над пейзажем и будет выработан единый и цельный метод преподавания живописи пейзажа, построенный на изучении натуры;
- если практическое освоение курса живописи пейзажа в пленэрных условиях будет базироваться на теоретическом знании и практическом освоении таких художественных дисциплин, как рисунок, композиция, перспективные построения в живописи пейзажа и т.д.
- если обучение живописи пейзажа в условиях пленэра будет ориентировано на повышение качества художественно-педагогической подготовки студентов и будет рассматриваться как процесс, средство и результат художественно-творческого и нравственно-эстетического развития
Совокупность вышеперечисленных условий, на наш взгляд, позволит усовершенствовать методику обучения живописи пейзажа в условиях пленэра, активизировать процесс формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, передать студентам профессиональное мастерство.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования в данной диссертации поставлены следующие задачи:
1. Исследовать философскую, психолого - педагогическую, методическую литературу по проблеме диссертации для совершенствования методики формирования целостного восприятия пейзажа у студентов художествен ных вузов в условиях пленэрной живописи.
2. Выявить характерные ошибки в работах студентов начальной ступени обучения живописи;
3. Найти оптимальное сочетание методов и приёмов, наиболее активно способствующих формированию у студентов вторых курсов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи;
4. Определить параметры, разработать критерии развития у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, разработать учебные задания и упражнения, способствующие формированию у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи;
5. Разработать, апробировать и внедрить экспериментальную программу пленэрной практики по живописи для студентов вторых курсов художественных факультетов (144 ч.).
Методологической основой исследования являются основные научные положения в области цветоведения, фундаментальные труды специалистов в области теории и методики обучения живописи, искусствоведения, философии, психологии, педагогики.
Методы педагогических исследований:
- изучение и анализ литературы по теории, методики живописи, цветоведению, психологии, педагогике, эстетике по проблеме исследования;
- ознакомление с программами по живописи художественных учебных заведений;
- анализ и оценка студенческих работ, полученных в процессе практической и экспериментальной работы;
- целенаправленное наблюдение за процессом создания работы студентами в условиях пленэра;
- анкетирование студентов художественных факультетов;
- метод беседы;
- изучение опыта преподавания пейзажной живописи на художественных факультетах.
Базой для исследования стали художественно - графический факультет Московского педагогического государственного университета (МПГУ), художественно - педагогический факультет Ивановского областного художественного училища им. М.И. Малютина (ИОХУ), факультет изобразительного искусства и народных ремёсел Московского государственного областного университета (МГОУ).
Организация и этапы исследования. На первом этапе исследования (2008-2009 гг.) шло изучение научно - теоретических материалов, анализировалась литература по проблеме исследования; определялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; велась работа над теоретической частью диссертации; определялись параметры анализа работ студентов; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе исследования (2009-2010 гг.) осуществлялся поиск эффективных путей и методов педагогического воздействия на студентов художественных факультетов с целью развития у них целостного восприятия; проходила апробация отдельных заданий и упражнений, направленных на формирование целостного восприятия пейзажа и передачи его в пленэрной живописи; проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы {поисковый эксперимент).
На третьем этапе исследования (2010-2011 гг.) проводился формирующий и сравнительный эксперименты, шла доработка теоретической и практической части исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- найдено оптимальное сочетание методов и приёмов, наиболее активно способствующих формированию у студентов вторых курсов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи;
- разработаны критерии сформированности у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в пленэрной живописи;
- разработана программа пленэрной практики ХГФ по живописи для
2-ых курсов художественных факультетов с учётом заданий и упражнений, направленных на формирование у студентов целостного восприятия пейзажа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесён вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, в частности, живописи пейзажа, в методику и теорию формирования у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи. Результаты научной работы могут быть использованы в смежных исследованиях, посвященных проблемам подготовки художников - педагогов и развития творческих способностей, послужить толчком к дальнейшей разработке темы в педагогической науке.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов, самостоятельной работе студентов, при разработке учебных программ, создании учебных пособий, спецкурсов по живописи. Предложенная методическая разработка применима не только при подготовке художников - педагогов, но и дизайнеров. Кроме того, она может быть использована в обучении как высших, так и в средних профессиональных учебных учреждениях.
Достоверность научных результатов обеспечена многократной экспериментальной и практической проверкой методической разработки её основных положений, объективным анализом, соблюдением требований к ведению научного исследования, опорой на многолетний опыт теоретиков и практиков в области психолого-педагогической науки.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2008-2011 гг. в ходе экспериментальной работы на художественно -графическом факультете МПГУ, художественно - педагогическом факультете ИОХУ, на факультете изобразительного искусства и народных ремёсел МГОУ.
Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования регулярно обсуждались на заседаниях кафедры живописи МПГУ «Московский педагогический государственный университет». Непосредственно материалы диссертации отражены в публикациях автора, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система формирования у студентов целостного восприятия пейзажа и передачи его в пленэрной живописи, включающая:
- цели, задачи и содержание процесса формирования целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи;
- группу методов и методических приёмов, способствующих успешному решению задач, определяющих процесс формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи;
- критерии оценки сформированности у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи;
- средства обеспечения учебно - воспитательных и развивающих процессов (НИТ, наглядные материалы и т.д.)
- авторская экспериментальная учебная программа пленэрной практики по живописи для студентов второго курса художественных факультетов (144 ч.).
и обладающая следующими качествами:
- единство процессов обучения, воспитания и развития на занятиях живописью пейзажа;
- поэтапное усложнение учебных и творческих задач живописи пейзажа.
Структура и объём диссертации.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Она содержит таблицы и графики, отражающие результаты экспериментальной работы, также наглядные пособия и фотографии студенческих работ, выполненных в ходе исследования, авторскую экспериментальную учебную программу пленэрной практики по живописи для студентов вторых курсов художественных факультетов (144ч.).
Основное содержание диссертации
Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, выбраны объект и предмет исследования, определена гипотеза, сформулированы цель и задачи, указаны методы исследования, раскрыта новизна, представлена практическая значимость работы.
В первой главе «Живопись пейзажа как отражение окружающего мира: исторический и философский аспекты» рассмотрены основные этапы формирования пейзажа как жанра в западноевропейской живописи. Исследован процесс возникновения и развития пленэрной живописи как сложного и многогранного процесса, в результате которого, в зависимости от мировоззрения человечества, менялась роль пейзажа, который из элемента орнаментальной композиции превратился в самостоятельный сюжет.
В Античности пейзаж - орнаментальная композиция с элементами природы. Во времена расцвета христианского искусства в мозаичных картинах остались элементы пейзажа, но главную роль играли фигуры святых.
В конце XIV - начале XV веков наряду с пейзажами в иллюстрациях рукописей развивалось искусство изображения элементов естественной природы, помогавших прочтению религиозного образа.
Для итальянских художников этого периода пейзаж - источник вдохновения. В эпоху Возрождения появляется светская живопись и зарождается пейзажный жанр. Пейзаж становится важен как сам сюжет. Геральдические звери и цветы обретали реальную среду обитания, а символические мотивы получали очертания реального ландшафта.
Для мастеров дунайской школы (XVI век) пейзаж основан на восприятии природы как живого одухотворённого организма подобно человеку.
Тенденция математизации знаний распространялась в эпоху Возрождения и на познание эстетическое, на изобразительное искусство. Появляется огромное количество трактатов, посвященных композиции, пропорции. Открываются законы линейной и воздушной перспективы, закономерности изменения цвета под воздействием освещения.
Представители венецианской школы сочиняют и компонуют пейзаж не только в мотивах, но и в красках, оттенках. Именно в Италии XV века пейзаж формируется как самостоятельный жар живописи.
В XVI веке в Нидерландах пейзаж рассматривается как выражение философии жизни. Идея микрокосмоса, человека как органической части мироздания, малого мира, отражающего закономерности большой вселенной, становится ведущей, поэтому человеческая фигура и пейзаж оказываются в неразрывном единстве.
С XVI века определённая цветовая схема изображения пространства (на первом плане - жёлтый цвет, на втором - зелёный, на третьем - сине-голубой) отражает реальность восприятия природы, таким образом, в живописи художников разных стран складывается система построения пространства в картине и код прочтения пейзажей. Новая художественная система получила
воплощение в классицизме. В XII веке классический пейзаж - идеал эстетически прекрасного и этически образцового единства природы и человека.
Наряду с идеальным пейзажем в живописи зарождается другой тип изображения природы - эмоциональный, драматический.
Самые разные течения искусства XIX столетия свидетельствуют о разрушении целостности содержания и формы. Фовизм создал последнюю целостную концепцию пейзажа. Новое мировосприятие (XIX - XX вв.) привело к зарождению новых способов художественного постижения мира. Происходит окончательный распад пространства, при этом сами произведения носят типичные для пейзажа названия.
В первой главе сделан также анализ основных этапов развития жанра пейзажа в России. Рассмотрены разные концепции восприятия пейзажа русскими художниками начиная с XVIII века и заканчивая XX веком. В исследовании проведены параллели с европейской живописью, что позволило выделить специфику русского пейзажа, выявить особенности овладения средствами передачи световоздушной среды, которые во многом определили путь развития реалистического искусства в русской живописи.
Пейзаж в России XVIII века как самостоятельный жанр станковой живописи зарождается в виде гравюрных изображений и отражает то, что в культурном и политическом плане было завоеванием русского государства.
Русская пейзажная живопись первой половины XIX века развивалась по трём направлениям: на основе работы с натуры, изучение природы на итальянской почве, открытие самобытного национального пейзажа.
Становление пейзажного жанра позволяет проследить развитие целостного восприятия поколений художников от эпохи к эпохе. Изучение творчества выдающихся художников-пейзажистов даёт ценный материал для совершенствования методики формирования целостного восприятия пейзажа у студентов художественных факультетов в условиях пленэрной живописи.
В первой главе исследуются также вопросы, связанные с искусством и художественным образом как отражением объективной реальности.
Конкретным проявлением искусства является художественное произведение, в связи с чем возникает вопрос о специфике его бытия или способе его существования.
Произведения искусства являются продуктами художественного творчества и предстают перед людьми не только как материал (например, краска), но и как художественный образ или изображение разнообразных явлений действительности, жизни общества. Шеллинг и Гегель указывали на свойство художественных произведений быть образами действительности, видимостью жизни.
Диалектическое понимание объективности существования художественного образа произведения искусства признаёт присущее всей материи свойство отражения. Художественные образы оказываются разновидностью объективных образов, объективной видимости; однако, они качественно отличаются от всех других видов объективной видимости
действительности, так как созданы художниками в соответствии с их представлениями о действительности, эстетическим отношением к ним. Следовательно, по способу своего существования художественный образ произведения искусства является объективным, а по своему источнику -субъективным, то есть произведения искусства - противоречивое единство.
Художественный образ как отражение действительности есть такое её целостное изображение, которое выражает духовный мир людей. В художественном образе синтезируются целостное отображение объективного и субъективного в плане изобразительном и выразительном.
Во второй главе «Психолого-педагогические особенности формирования целостного восприятия пейзажа» исследуются общие закономерности процесса восприятия и изобразительная деятельность, роль закономерностей ощущения цвета в формировании целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, целостность как основной закон композиции, педагогические основы формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.
Восприятие - сложный психический процесс, в результате которого мы получаем целостный образ предмета или явления. Восприятие не даётся при рождении, а развивается в процессе ежедневной практической деятельности художника. В изобразительной деятельности особое значение приобретает апперцепция восприятия, которая определяется влиянием опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определённого отношения человека к действительности на восприятие, ставя её в зависимости от указанных факторов. Устойчивая апперцепция образуется в ходе продолжительной практики художника. Умение выбирать главное в объекте восприятия является профессиональной апперцепцией у художника и имеет устойчивый характер. В процессе целостного восприятия художника активную роль играет аконстантное восприятие цвета. Определённая последовательность этапов процесса восприятия имеет место как в восприятии, протекавшем в очень короткое время, так и в восприятии, которое характеризуется значительным протеканием во времени. И.М. Сеченов делил зрительные восприятия на два основных вида: «реакцию детального видения» и «первый общий эффект внешнего импульса». В изобразительной деятельности ведущую роль в познании существенных свойств и сторон изображаемого объекта имеет моментальное восприятие. Такое восприятие воспитывает у рисующих цельность видения, отбора только необходимого, способствует эффективному развитию чувствительности зрительного анализатора к мельчайшим изменениям цвета, светотеневых отношений, пропорций. В формировании целостного восприятия пейзажа в пленэрной живописи большое значение имеют знание характеристик цвета (светлота, цветовой тон, насыщенность), законов смешения цветов, знание законов контраста (цветового, светлотного, хроматического, краевого). Усвоение законов контраста помогает художнику ориентироваться в изменениях цвета изображаемого им объекта, которые
происходят часто и с трудом фиксируются глазом, обогащает технические возможности. Для формирования и передачи целостного восприятия пейзажа необходимо видеть и передавать не абсолютную силу света, цвета натуры, а пропорциональные отношения между ними, учитывая общий тон. Большое значение в передаче целостности имеет тональность - соподчинённость всех цветов живописного произведения, то есть когда ни один из цветов нельзя ни изменить по яркости или насыщенности, не увеличить или уменьшить по размерам для сохранения целостности и согласованности произведения, её колорита. Формированию и передаче целостности пейзажа в пленэрной живописи способствует владение законами воздушной перспективы. В нашем исследовании целостность также рассматривается как один из основных законов композиции, который обладает такими свойствами как неделимость, связь и взаимная согласованность всех элементов, неповторимость элементов. Одним из важнейших средств композиции является ритм. Ритм одновременно расчленяет компоненты произведения и объединяет их. Это указывает на связь ритма с композиционным законом целостности. Действенность ритма основывается на тональных и цветовых контрастах. Кроме того, ритм - это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое. Через ритм произведению сообщаются поэтические свойства, неотделимые от художественности.
На основе вышеперечисленных психолого - педагогических особенностях формирования целостного восприятия пейзажа для выявления уровня сформированности у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи на начальных этапах обучения масляной живописи, нами были разработаны параметры: умение выбрать; компоновка: степень точности выбора формата, компоновка в формате; проявление образности в работе: образный строй в этюде пейзажа (лиричность, монументальность, камерность), наличие эстетического отношения к пейзажу, наличие характерного, индивидуального; степень проявления композиционного центра; работа тональными отношениями; работа цветовыми отношениями; степень проявления колорита; передача пространства воздушной перспективой; передача пространства линейной перспективой.
В третьей главе «Экспериментальное исследование путей и методов формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи» предлагается оптимальное сочетание методов и приёмов, наиболее активно способствующих формированию у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, разрабатываются критерии оценки работ студентов на предмет проявления в них целостного восприятия пейзажа, предлагается программа пленэрной практики по живописи для студентов вторых курсов художественных факультетов, составленная с учётом заданий и упражнений, направленных на формирование у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.
В констатирующем эксперименте на основе разработанных параметров проведён анализ работ студентов на предмет проявления в них целостного восприятия пейзажа. В ходе констатирующего эксперимента выявлены характерные ошибки, допущенные студентами в процессе изображения пейзажа: у большинства студентов нет определённости творческого замысла. Это сразу влияет и на выбор формата, и на компоновку, и на отбор главного в содержании сюжета; не хватает эстетического начала в работах. Это выражается в отсутствии пластики, что делает работу вялой, не интересной; в этюдах присутствует излишняя детализация, нет отбора, соподчинения деталей; большие трудности вызывает определение тоновых и цветовых отношений. В работах присутствует много белил, за основу берётся предметный цвет травы и неба.
Опираясь на существующую в современном образовании пятибалльную систему оценивания знаний и умений учащихся, составлена шкала баллов для определения уровня работ студентов на предмет проявления в них целостного восприятия пейзажа. Затем, по степени значимости определены параметры с четырнадцатью баллами и с пятью. Четырнадцатью баллами мы обозначили параметры, которые определяют проявление образности в этюде пейзажа (умение выбрать натурный мотив; компоновка: степень точности выбора формата, компоновка в формате; образный строй (лиричность, монументальность, камерность); наличие эстетического отношения к пейзажу; наличие характерного, индивидуального). Следующим этапом был анализ работ студентов с применением системы баллов, опираясь на раннее полученные результаты. На основе проведённого анализа учебных работ по живописи было выявлено пять основных уровней сформированное™ у студентов целостного восприятия пейзажа: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. На основе параметров и выявленных уровней целостного восприятия студентов разработаны 5 таблиц критериев оценок работ студентов: 1) высокий уровень с семью вариантами; 2) выше среднего с шестью вариантами; 3) средний с шестью вариантами; 4) ниже среднего с шестью вариантами; 5) низкий уровень с восьмью вариантами.
В констатирующем эксперименте проанализированы действующие программы по пленэрной живописи: «Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - Изобразительное искусство и черчение»; программа Маслова Н.Я. «Пленэр»; программа Ивановского областного художественного училища по учебной дисциплине «Пленэр» (летняя учебная практика), составленная Московским государственным академическим художественным училищем памяти 1905 года.
Анализ выше перечисленных программ позволил сделать вывод о том, что проблема целостности восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи решается частично. Программа пленэрной живописи для 2-ых курсов требует дальнейшей разработки заданий и упражнений на предмет формирования у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.
На основании проведённой диагностики уровня сформированности у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, возникла необходимость в создании научно обоснованной и методически выверенной системы заданий и упражнений, экспериментальной проверке её на практике.
В ходе поискового эксперимента необходимо было предложить систему упражнений, разработанную для обучения пленэрной живописи на втором году (техника масляной живописи), формирующую у студентов целостное восприятие пейзажа; проверить эффективность блока заданий, направленных на преодоление константности восприятия, на работу тональными и цветовыми отношениями, на решение композиционных задач; определить оптимальное сочетание методов и приёмов, способствующих формированию целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.
Так как в результате исследования выяснилось, что основной проблемой в работах студентов является проблема определения цветового тона, которая нарушает целостность изображения, то в течение пленэрной практики применялось специальное тренировочное формирующее упражнение. Оно носило кратковременный характер (15 минут) и выполнялось в абстрактной форме. Чтобы обеспечить процесс перевода информации из внешнего во внутренний план, понятие должно быть выделено и абстрагировано от объекта (материального носителя). Абстрактная форма изображения является наиболее адекватной этому процессу, позволяя выделить понятие в чистом виде. Упражнение выполнялось ежедневно в помещении перед началом работы на пленэре. При выполнении упражнения имеется два набора эталонных карточек. Один вариант окрашен в локальные цвета. Другой - представляет тональные аналоги цветов. Карточки соответственно нумеруются. Вначале выполняется эскиз композиции на локальные цвета исходя из набора цветных эталонов -карточек. Затем выполняется тональный вариант цветовой композиции с определением тона соответствующих цветов. Далее студентам выдаётся набор пронумерованных тональных карточек, посредством которых студент самостоятельно сверяет и при необходимости корректирует свой тональный эскиз с эталоном. Педагог должен чётко отследить последовательность операций. Эта последовательность отражает один из методов профессионального мышления специалиста, которым они пользуются в своей деятельности, но в результате накопления опыта работы этот метод доводится до автоматизма, процесс сворачивается и проявляется как мгновенное решение (то есть определение тона художником во время работы над пейзажем).
Задача, которую предстояло решить - научить студентов выстраивать систему наблюдений над пейзажем. Для этого нами использовался в ходе беседы приём анализа натурного мотива по предложенному преподавателем плану. Суть вопросов заключалась в следующем: что вас особенно взволновало в выбранном мотиве? Ради чего вы будете писать его?; каково общее настроение в пейзаже?; как это настроение выражено в колорите?; что будет зрительным центром?; сравните тональные, цветовые отношения на свету и в
тени. Что будет самым светлым и самым тёмным?; какой формат позволит наиболее полно выразить художественный замысел?
Пленэрная практика 2 курса предполагает работу в технике масляной живописи. Как преодолеть сопротивляемость материала, как вести работу, с чего начинать - проблемы, с которыми столкнулись студенты в самом начале пленэрной практики. В экспериментальной группе демонстрация поэтапного выполнения этюда проходила на глазах у студентов с подробным разъяснением всего процесса написания этюда, включая выбор мотива, формата и так далее. Первый этап работы над этюдом оказался самым сложным для студентов, поэтому мы его выделили в отдельное задание. Для этого предлагали ряд краткосрочных упражнений на 10-15 мин, которые выполнялись на небольших форматах (20x15 см) крупным размером кисти, передавая при этом точные по пластике формы, не изображая детали. Эти задания вынесены как отдельные в системе упражнений в целом, так и выполнялись на протяжении всей пленэрной практики как тренировочные.
В ходе эксперимента выделили блок заданий на выявление композиционного центра, который включает упражнения: 1. Этюды деревьев одной породы (например, сосновый бор). В этом упражнении необходимо сделать композиционным центром одно или несколько деревьев. 2. Используя один мотив с несколькими планами сделать два этюда. На одном выделить композиционный центр на первом плане, на другом - на втором. 3. Этюды сельской улицы с изображением архитектуры частных домов. Композиция этюда должна решаться в двух вариантах: фризовый характер и композиция с использованием линейной перспективы.
Блок заданий на преодоление константности восприятия. Здесь применялись упражнения на состояния пейзажа в разное время суток с белым объектом при различных погодных условиях. Для преодоления константности восприятия в экспериментальных группах применяли научное объяснение природных явлений.
В экспериментальных группах применялся метод параллельной работы преподавателя на пленэре. Для того, чтобы студенты имели представление о конечном результате, объяснение каждого упражнения сопровождалось показом иллюстраций работ художников на примере работ К. А. Коровина, И.И. Левитана, графики Г.С. Верейского, современных художников на примере работ А.Н. Ермолаева, работ студентов из методического фонда.
Второй этап эксперимента показал эффективность использования в формировании у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи краткосрочных, кратковременных, специальных формирующих упражнений; в использовании комплекса методов, в их чередовании. Мы особо выделяем метод параллельной работы преподавателя на пленэре, приём анализа натурного мотива по предложенному преподавателем плану. Формированию целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи способствует научное обоснование природных явлений.
Формирующий и сравнительный этапы эксперимента. В контрольной группе занятия продолжали проводиться по традиционной методике, а в экспериментальной - по разработанной нами методической системе. На данном этапе эксперимента нам необходимо было проверить и усовершенствовать предложенную методику формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, сравнить показатели уровня сформированное™ целостного восприятия пейзажа контрольных и экспериментальных групп.
На занятиях по живописи в период практики на пленэре было определено следующее оптимальное сочетание методов и приёмов: метод работы отношениями; метод сравнения; метод работы от общего к частному; словесный метод - беседа. Приём - анализ натурного мотива по предложенному преподавателем плану; наглядные методы - метод личного показа. Приём - демонстрация преподавателем поэтапного выполнении этюда; параллельная работа преподавателя на пленэре. Средства - работы из методического фонда, иллюстрации работ художников; практический метод -упражнения (краткосрочные, кратковременные, длительные, специальные, формирующие тренировочные); метод стимулирования и мотивации учебно -познавательной деятельности. Приём - анализ работ с участием студентов (текущий просмотр в конце занятия).
Для формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи в данном научном исследовании были разработаны система учебных заданий и упражнений. Каждое задание представляет собой часть программы живописи пленэра с чётко поставленными целями, задачами и методическими указаниями, необходимыми для выполнения работы на данном этапе обучения. Продуманная и научно - обоснованная рациональная система заданий способствует глубокому освоению теоретического материала, являющегося фундаментом практики, активизирует мыслительную и практическую деятельность, создаёт необходимые условия для результативного проведения учебной практики «пленэр». Для каждого задания и упражнения определён круг теоретических вопросов, которые необходимо прокомментировать студентам на очередном занятии. Практические задания постепенно усложняются, каждое последующее основывается на предыдущем.
Комплекс упражнений начинается с заданий с неглубоким пространством. 1 задание - состояние в пейзаже. Упражнение 1 - умение передать состояние пейзажа при различных погодных условиях: солнце, дождь, туман в изображении простых пейзажных мотивов, используя два - три отношения. Упражнение 2 - умение передать состояние пейзажа при различных погодных условиях, включая изображение воды в простых пейзажных мотивах с неглубоким пространством. 2 задание - детали в пейзаже. Упражнение 1 -использование тех же мотивов, с которыми работали в предыдущем задании, только в этом упражнении прибавляется выборочная проработка деталей. Упражнение 2 - этюды деревьев различных пород, а также одной породы.
Упражнение 3 - этюды сельской улицы с изображением архитектуры частных домов: характер композиции фризовый характер, использование линейной перспективы. 3 задание - композиционный центр пейзажа. Упражнение 1 -используя один мотив с несколькими планами сделать два этюда. На одном выделить композиционный центр на первом плане, на другом этюде - на втором плане. 4 задание - цвет освещения и колористическое единство объектов пейзажа. Упражнение 1 - умение передать состояние пейзажа в разное время суток (раннее утро, день, вечер, сумерки). Для выполнения этюда выбирается несложный мотив с белым объектом. 5 задание - передача глубокого пространства. Упражнение 1 - пейзаж с чётко выраженными планами. Упражнение 2 - панорамный пейзаж. 6 задание - ритм как организующий и эстетический элемент композиции. Упражнение 1 - наброски фрагментов городского пейзажа: остановка, продажа цветов в материале тушь, техника сухой кисти. Упражнение 2 - Зарисовки городских улиц в целом (материал тушь, техника сухой кисти). Упражнение 3 - краткосрочные этюды фрагментов городского пейзажа. Упражнение 4 - Длительные этюды городского пейзажа. 7 задание - решение художественно - образных задач в изображении городского пейзажа. Упражнение 1 - студенты распределяются на несколько групп. Каждой группе даётся задание написать этюд городского пейзажа и передать тот или иной художественный образ: лирический, монументальный и так далее.
Результатом разработанной системы заданий и упражнений стала программа пленэрной практики по живописи для второго курса (144 ч.).
Количество студентов, принимавших участие в экспериментах, составило 200 человек, Из них 40 человек в ИОХУ им. М.И. Малютина (по 20 человек в контрольной и экспериментальной группах); 80 человек в МПГУ (по 40 человек в контрольной и экспериментальной группах); 80 человек в МГОУ (по 40 человек в контрольной и экспериментальной группах).
Результаты сравнительного этапа следующие:
1. Констатирующий эксперимент в ИОХУ.
Экспериментальная группа (20 человек): высокий уровень - 5%; выше среднего - 15%; средний - 30%; ниже среднего - 40%; низкий -10%. Контрольная группа (20 человек): высокий уровень - 5%; выше среднего - 15%; средний - 25%; ниже среднего - 45%; низкий - 10%.
2. Формирующий эксперимент в ИОХУ.
Экспериментальная группа (20 человек): высокий уровень - 25%; выше среднего - 45%; средний - 20%; ниже среднего - 10%; низкий - 0%. Контрольная группа (20 человек): высокий уровень - 5%; выше среднего - 15%; средний - 45%; ниже среднего - 30%; низкий - 5%.
3. Констатирующий эксперимент в МПГУ.
Экспериментальная группа (40 человек): высокий уровень - 10%; выше среднего - 10%; средний - 40%; ниже среднего - 25%; низкий - 15%. Контрольная группа (40 человек): высокий уровень - 5%; выше среднего -5%; средний - 40%; ниже среднего - 35%; низкий - 15%.
4. Формирующий эксперимент в МПГУ.
Экспериментальная группа (40 человек): высокий уровень - 20%; выше среднего - 45%; средний - 30%; ниже среднего - 5%; низкий - 0%. Контрольная группа (40 человек): высокий уровень - 5%; выше среднего - 5%; средний - 60%; ниже среднего - 25%; низкий - 5%.
5. Констатирующий эксперимент в МГОУ.
Экспериментальная группа (40 человек): высокий уровень - 7.5%; выше среднего - 7.5%; средний - 42.5%; ниже среднего - 27.5%; низкий - 15%. Контрольная группа (40 человек): высокий уровень - 2.5%; выше среднего -7.5%; средний - 37.5%; ниже среднего - 42.5%; низкий - 10%.
6. Формирующий эксперимент в МГОУ.
Экспериментальная группа (40 человек): высокий уровень - 17.5%; выше среднего - 40%; средний - 27.5%; ниже среднего - 15%; низкий - 0%. Контрольная группа (40 человек): высокий уровень - 2.5%; выше среднего -7.5%; средний - 45%; ниже среднего - 37.5%; низкий - 7.5%.
Результаты исследования в экспериментальных группах показали более высокий уровень сформированности целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи по сравнению с контрольными группами. Полученные результаты являются подтверждением эффективности предлагаемой методической системы.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы по диссертации.
Проведённое нами исследование в целом подтвердило правильность выдвинутой рабочей гипотезы, общую результативность предложенной методической системы. Подтвердилась правомерность наших предположений об эффективности приоритетного развития целостного восприятия, когда содержание и форма учебных заданий, характер заданий и упражнений по живописи пейзажа выступает как средство познавательного, личностного, эстетического и творческого развития студентов. В результате поставленная цель была достигнута.
В ходе исследования удалось решить следующие задачи:
1. Изучить философскую, психолого - педагогическую, методическую литературу по проблеме диссертации для совершенствования методики формирования целостного восприятия пейзажа у студентов художественных факультетов в условиях пленэрной живописи;
2. Выявить характерные ошибки в работах студентов начальной ступени обучения живописи;
3. Найти оптимальное сочетание методов и приёмов, наиболее активно способствующих формированию у студентов вторых курсов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи;
4. Определить параметры, разработать критерии развития у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, разработать учебные задания и упражнения, способствующие
формированию у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи; 5. Разработать, апробировать и внедрить экспериментальную программу пленэрной практики по живописи для студентов вторых курсов художественных факультетов (144ч.). Реализация проблемы и задач формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи в рамках нашего исследования не снимает актуальности её дальнейшего изучения и развития.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Старикова £.А. Анализ развития русской пейзажной живописи. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика», - М.: МГОУ, 2011. - №1.- С. 185-190 (0.3 п.л.).
2. Старикова Е.А. Формирование у студентов художественно-графических факультетов целостного восприятия пейзажа. // Преподаватель XXI век. - М.: Прометей, 2011. - №4. - С. 105 -110 (0.3 п.л.).
3. Старикова Б.А. Анализ развития западноевропейской живописи пейзажа. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика», - М.: МГОУ, 2011. - №4. - С. 194 - 201 (0.4 п.л.).
4. Старикова Е.А. Критерии оценки работ студентов художественно-графических факультетов на выявление целостного восприятия пейзажа. // Изобразительное искусство в школе. Научно-методический журнал. - М., 2011. -J61.-C. 51-58 (0.4 пл.).
Участие в художественных выставках:
1. «Клин 4» (выставка молодых театральных художников), Москва, 2005 г., филиал ГЦТМ им. A.A. Бахрушина.
2. «Я люблю тебя, Россия», Москва, 2006 г., музей B.C. Высоцкого.
3. Всероссийская художественная выставка «Молодые художники России», Москва, 2007 г., ЦДХ.
4. Региональная выставка изобразительного искусства «Салют Победы», Воронеж, 2009 г.
5. В рамках проекта «Художники земли Ивановской», Орехово - Зуево, 2010 г.
6. Областная молодёжная выставка, Иваново, 2010 г., Дом художника.
7. Областная выставка «Плёсу посвящается» в рамках проекта «Летний вернисаж», Иваново, 2010 г., Дом художника.
8. «Прекрасная Сербия» в рамках проекта «Культурный мост Россия - Сербия», Иваново, 2010., Дом художника.
Заказ № 80-П/02/2012 Подписано в печать 15.02.2012 Тираж 100 экз. Усл. п.л.1
ООО "Цифровичок", тел. (495) 649-83-30 www.cfr.ru; е-таИ:т/о@с/г.ги
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Старикова, Елена Александровна, Москва
61 12-13/659
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
СТАРИКОВА Елена Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПЕЙЗАЖА В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(изобразительное искусство)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор I Е.В. Шорохов
Москва-2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................ 4
ГЛАВА I. ЖИВОПИСЬ ПЕЙЗАЖА КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ................................................................................ 14
1.1 Пейзажный жанр как философско-мировоззренческая составляющая западноевропейской живописи.................................................... 14
1.2 Становление и развитие русской пленэрной живописи пейзажа, сложного многопланового процесса............................................. 34
1.3 Произведение искусства и художественный образ как отражение объективной реальности............................................................ 44
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ........................ 54
%
2.1 Общие закономерности процесса восприятия и изобразительная деятельность.......................................................................... 54
2.2 Роль закономерностей ощущения цвета в формировании целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи....................... 62
2.3 Целостность как основной закон живописной композиции................ 74
2.4 Педагогические основы формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи...............................................................................
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПЕЙЗАЖА В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ............................................................................ 90
3.1 Разработка критериев оценки работ студентов на предмет проявления в них целостного восприятия пейзажа (констатирующий эксперимент).......................................................................... 90
3.2 Оптимальное сочетание методов и приёмов, способствующих формированию у студентов целостного восприятия пейзажа в
в условиях пленэрной живописи (поисковый эксперимент)................ 104
3.3 Методическая система формирования у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи
(формирующий и сравнительный эксперименты)............................ 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования и её актуальность.
Искусство во все времена играло важную социально - общественную роль. В XXI веке в связи с информационным глобализмом эта роль стала исключительно важной. Задачей подготовки специалиста изобразительного искусства является формирование умения экстраполировать реальные и нереальные образы. Художник - педагог призван формировать творческий потенциал учащихся, развивать творческие способности, изобразительные навыки, художественно - образное мышление, чувство цвета, композиционную культуру, приобщать к наследию отечественного и мирового искусства.
Целостное восприятие действительности - основной принцип изобразительного искусства, позволяющий видеть объект изображения и само изображение синкретично, одновременно, во всём единстве и взаимообусловленности многообразия пластических форм, свойств, качеств, признаков и особенностей, способствующий передаче художественного образа. Поэтому умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении -необходимое профессиональное качество художника.
В настоящее время в методической, научно-теоретической, искусствоведческой, философской литературе находят отражение различные трактовки понятия «художественный образ», имея в виду его содержательную сторону. Фактор этот немаловажный, прежде всего потому, что различные трактовки понятия «художественный образ» ведут к различному пониманию форм и методов художественного воспитания.
Согласно реалистической трактовке, художественный образ -диалектическое единство мира и человека, духовного и материального, рационального и эмоционального, типичного и индивидуального, объективного и субъективного. В этом его специфика и уникальность. Такая трактовка художественного образа предполагает видение образа как высшего проявления духовности и практической деятельности художника. Воплощенный в
материале замысел средствами изобразительного искусства и свойственной ему образностью соединяет в себе воедино понятие общего, особенного и единичного.
При определении понятия «художественный образ» актуально положение диалектики о единстве формы и содержания. Художественный образ всегда объединяет форму и содержание изображаемой действительности. Форма, как таковая, целиком направлена на наилучшее выражение идеи, содержания произведения.
Она соответствует содержанию и подчиняется ему. Но только совершенная форма может по-настоящему выражать воплощенные в ней идеи. Ни одна самая значительная идея не может быть донесена до зрителя, если произведение слабо по форме, если форма не соответствует содержанию. Вот почему работа над формой, совершенствование мастерства художника занимают такое большое место в его творчестве.
Единство формы и содержания предполагает абсолютную целостность всех компонентов художественной формы.
Природа во всём многообразии её естественных проявлений даёт неисчерпаемый материал для формирования творческой личности художника, способствует не только накоплению профессиональных навыков, но и служит основой развития зрительных восприятий. Следует особо отметить, что развитие зрительного восприятия происходит не само по себе, в отрыве от практической работы с натуры, а через изобразительную деятельность, в процессе этой деятельности. Натура является отправным моментом формирования профессиональных качеств художника, объектом изображения; изображение же выступает, в свою очередь, активным катализатором восприятия, мерилом качества этого восприятия. Отсюда очень важно не только то, что и как видит человек, но и то, как он это видение реализует в изображении. Процесс восприятия, следовательно, и процесс развития этого восприятия сложный, а задача художественного образования состоит в том,
чтобы, с одной стороны, учить видеть и, с другой - учить технике изображения с тем, чтобы рука, технические средства живописи способствовали наибольшему и полному выражению того, что видит глаз художника.
Важной проблемой, которая всегда волновала учителя искусства в процессе обучения живописи - это ответы на вопросы, что должен видеть художник, чем его видение отличается от видения обычного зрителя. Видение художника, в отличие от «житейского» видения, имеет качественное своеобразие. Так, одним из необходимых условий в практике живописи считается цельность зрительного восприятия. Именно на этом базируется основное требование в обучении - умение цельно видеть даже в тот момент, когда работа ведётся над деталями изображения. В живописи нельзя воспринимать целое, не видя частностей, как нельзя воспринимать отдельные участки натуры, не видя объект в целом. Способность к целостному восприятию, или широкому смотрению, которому учил П.П. Чистяков, сильнее проявляется у людей с художественными способностями. Целостность зрительного восприятия нужно считать необходимым требованием, как для учебного этюда, так и для картины. Она вырабатывается путём систематических упражнений, когда решаются вопросы постижения свойств живописи.
Анализ существующей на сегодняшней день практики обучения студентов художественных вузов показывает, что необходимо более подробно рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с последовательной системой заданий и упражнений, с наиболее эффективным сочетанием методов и приёмов, способствующих формированию у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.
Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но и в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной
творческой работе. Овладение живописным мастерством невозможно без формирования целостного восприятия натуры и умения его передавать.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что несформированность у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи ведёт к некачественной подготовке специалистов-учителей изобразительного искусства.
Анализ работ по исследуемой проблеме.
В настоящем исследовании мы опирались на фундаментальные труды в области психологии восприятия, мышления Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, A.B. Запорожеца, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова (роль практики в развитии процесса восприятия, константность восприятия), Р. Арнхейма (принципы организации художественной формы и её восприятия в процессе визуального познания мира. Зрительное восприятие - активный, динамический процесс), В. Бенусси (важность центральных факторов в восприятии формы и особенно установок на целостное и анализирующее восприятие. Восприятие пространства, перцептивные иллюзии), H.A. Берштейна (концепция «физиологии активности», механизм формирования навыка), Д. Брунера (категориальность перцептивного акта), К. Бюлера (процесс восприятия как процесс построения образа при помощи активных действий, развивающихся в онтогенезе), Л.М. Веккера (создание целостной концепции психических процессов, объясняющей механизмы, при помощи которых осуществляется построение объективного образа окружающей действительности), М. Вертгеймера (законы и свойства восприятия (законы гештальта, механизмы творческого мышления), Л.С. Выготского (теория онтогенетического развития мышления, теория художественного восприятия), Г. Гельмгольца (теория бессознательных умозаключений, Д. Гибсона (экологическая теория), Р.Л. Грегори (теория перцептивных гипотез), A.A. Дергача (специфика
профессиональногостановления), К. Дункера (исследования продуктивного
мышления, исследования научения), Ю.П. Зинченко (информационные технологии, глобализация образования), Д.Миллера (теория мышления как системы обработки информации), Ж. Пиаже (исследования активных действий при восприятии, моторные компоненты перцептивных действий), В. Д. Шадрикова (системогенез деятельности и теория способности), Д.И. Фелыптейна (концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе), а также физиологов И.П. Павлова (учение о высшей нервной деятельности), И.М. Сеченова (рефлекторное «кольцо» - основа механизма формирования образа).
Философско - эстетический аспект исследования в области восприятия, процесса творчества, создания художественного образа основывался на трудах В .П. Бранского, Н. Гартмана, Г. Гегеля, Леонардо да Винчи, А.Ф. Лосева,
A. Михайловой, A.A. Органова, Г.Н. Поспелова, И. Фолькельта, Н.Г. Чернышевского, Ф. Шеллинга.
Основой для изучения проблемы исследования в области истории искусств стали труды искусствоведов М.В. Алпатова, Э.М. Белютина, К.Г. Богемской, С.Н. Дружинина, Г.В. Дятлевой, Ю.К. Золотова, O.A. Лясковской, B.C. Манина, E.H. Матусовской, Н.М. Молевой,
B.Н. Стасевича, A.A. Фёдорова-Давыдова, А.Д. Чегодаева, Н.В. Яворского; статьи и книги художников - педагогов: H.H. Волкова, И.Э. Грабаря, Е.А. Кибрика, Н.П. Крымова, B.C. Кузина, A.C. Пучкова, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохова, К.Ю. Юона, А.П. Яшухина.
Основные положения исследования базировались на достижениях современной науки в области теории и методики обучения изобразительному искусству, нашедшие отражение в трудах С.С. Алексеева, А.Д. Алёхина, А.О. Барща, Г.В. Беды, H.H. Волкова, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, A.A. Ковалёва, В.И. Козлова, B.C. Кузина, В.К. Лебёдко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, A.C. Пучкова, H.H. Ростовцева, А.Е. Терентьева,
A.A. Унковского, H.K. Шабанова, Ю.П. Шашкова, E.B. Шорохова, К.Ф. Юона, А.П. Яшухина и других.
Для нашего исследования особый интерес представляют диссертационные исследования Ю.В. Коробко, Н.Я. Маслова, A.C. Рындина (разработка методики формирования у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи); A.A. Васильева, Р. Мизанбаева, Е.А. Хижняк (методика подготовки студентов к пленэру); Н.В. Грибакина, В.М. Соколинского (значимость композиции в формировании целостного восприятия пейзажа); Е.В.Ворониной, С.Б.Никитина (определение критериев формирования у студентов целостного восприятия пейзажа диссертационные исследования).
Анализ диссертационных исследований указывает на то, что проблема формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи на начальном этапе обучения решена частично и требует дальнейшей разработки.
Объектом исследования является процесс развития целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи у студентов 2-х курсов художественных факультетов.
Предметом исследования являются теоретические основы, пути, формы, методы и средства, способствующие формированию целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа результатов исследований по психологии, педагогике, методике ^живописи и экспериментального поиска определить, научно обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия и методы, стимулирующие развитие целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи у студентов 2-х курсов (техника масляной живописи) художественных факультетов.
Гипотеза исследования является предположение, что для эффективного формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи необходимо обеспечить учебный процесс целостной методической системой, где все её компоненты находятся в неразрывном единстве, объединены общим направлением и отвечают современным требованиям подготовки специалиста, которая включает:
- цели и задачи учебно-творческой деятельности в области живописи пейзажа, содержание этой деятельности, критерии профессиональной подготовки будущего специалиста;
систему эффективных методов и методических приёмов, обеспечивающих усвоение специальных знаний студентов;
- рациональные формы организации процесса обучения живописи пейзажа и условия, способствующие формированию целостного восприятия пейзажа;
- средства обеспечения учебно - воспитательных и развивающих процессов (НИТ, наглядные пособия), применение которых эффективно сочетается с ходом занятий живописью в условиях пленэра;
- единство учебно-творческих задач рисунка, живописи и композиции пейзажа с другими дисциплинами (историей искусств, цветоведением, эстетикой, психологией, методикой и др.), обеспечивающих системный подход к развитию творческих способностей студентов;
Мы предполагаем, что эффективность формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи может быть достигнута при реализации следующих условий:
- если основополагающим, систематизирующим и определяющим фактором всех частей системы будет являться единство целей и содержания;
- если центральным вопросом методической системы станет практическая работа над пейзажем и будет выработан единый и цельный метод преподавания живописи пейзажа, построенный на изучении натуры;
- если практическое усвоение курса живописи пейзажа в пленэрных условиях будет базироваться на теоретическом знании и практическом освоении таких художественных дисциплин, как рисунок, композиция, перспективные построения в живописи пейзажа и т.д.
- если обучение живописи пейзажа в условиях пленэра будет ориентировано на повышение качества художественно - педагогической подготовки студентов и будет рассматриваться как процесс, средство и результат художественно - творческого и нравственно - эстетического развития.
Совокупность вышеперечисленных условий, на наш взгляд, позволит усовершенствовать методику обучения живописи пейзажа в условиях пленэра, активизировать процесс формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, передать студентам профессиональное мастерство.
В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования в данной диссертации поставлены следующие задачи:
1. Исследовать философскую, искусствоведческую, психолого -педагогическую, методическую литературу по проблеме диссертации для совершенствования методики формирования целостного восприятия пейзажа у студентов художественных �