автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности
- Автор научной работы
- Сатарова, Лариса Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сатарова, Лариса Алексеевна, 1997 год
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТ НОШЕ' ПИЯ ПОДРОСТКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ..
1.1. Природа ухода подростка от занятий изобразительной деятельностью,,,,.
1.2, Специфика приобщения к изобразительному искусству учащихся подросткового возраста,.
1. 3. Сущность творчества в процессе изобразительной деятельности и развитие способности к нему у подростков,.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ.
2.1. Выявление мотивации и интереса к обучению изобразительному искусству у подростков (констатирующий эксперимент.,.'.
2. 2. Формирование положительного отношения подростков к изобразительной деятельности (формирующий эксперимент).
2. 3. Обоснование методов организации изобразительной деятельности,.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности"
Проблема исследования и ее актуальность.
Среди "вечных проблем"подроеткового вовраста,теоретиков и педагогов-практиков по изобразительному искусству5 озадачивает потеря интереса и потребности потростков в изобразительной деятельности, дазт при наличии определенных способностей к ней у отдельных учащихся «Изобразительная деятельность, к которой инстинктивно стремится ребенок, как к средству саморазвития, становится для него непривлекательной, как и детские подвижные игры, хотя ее развивающая функция остается неизменной. От подвижных игр в подростковом возрасте ребёнок переходит к спортивным, от пассивного получения знаний - к активному их добыванию, от адаптации к социальным требованиям - к поиску своей индивидуальности,
В подростковом возрасте происходит переход на новый виток развития и саморазвития, который требует ноеых методов преподавания, е том числе и изобразительного искусства.
Отсюда - проблема поиска методов формирования интересов и потребностей подростков в изобразительной деятельности остается актуальной и на сегодняшний день, с учетом влияния социальных перемен на психологию современного подростка,
Для решения данной проблемы необходимо, предще всего, разобраться в природе потери интереса к изобразительной деятельности, Потеря подростками интереса к изобразительной деятельности, как Факт, отмечается многими учеными, но,к сожалению,до сих пор нет единой точки зрения на причины кризиса и пути его преодоления.
А. В, Бакушинский связывает этот процесс с ослаблением внешней физической активности подростка и усилением умственной, А. Б. Фаворский видит причину в изменений специфики зрительного восприятия подростка по сравнению с детьми младшего Еизраста, Е- И. Игнатьев объясняет этот кризис отсутствием достаточной техники изображения при переходе к новому способу передачи формы - к сложной линии.
Существует также мнение о том, что в изобразительной сфере детское творчество во всех своих вариантах тяготеет к авангарду и примитиву, а не к классическим образцам; что на данном этапе обучения детей академическому рисунку не адекватно перестраивающемуся мышлению ребенка и совершенно непродуктивно (А. Г, Раппа-порт),
Все перечисленные аспекты рассмотрения причин затухания интереса подростков к изобразительной деятельности,касались одной из специфических особенностей подросткового возраста.
Мы полагаем ,что для глубокого изучения проблемы, необходимо рассмотреть отношение к данному виду деятельности подростка с позиции онтогенеза, в связи с кардинальными преобразованиями в сфере направленности возрастного развития,
В данном возрасте кончается определенный период естественной адаптации к среде и наступает период индивидуального поиска себя, своих возможностей и способностей. Спонтанно и неосознанно возникающая потребность в изобразительной деятельности также неосознанно исчезает в этом возрасте.
Проблема формирования интересов и потребностей к изобразительной деятельности у подростков, выходит за рамки одного учебнго предмета, т, к, формирование интереса и потребности в учебной деятельности касается и другихих школьных дисциплин,
То, что делает привлекательной любую форму деятельности имеет общие корки, общие принципы в каждом возрастном периоде.
Также привлекательность любой формы деятельности органически связана с ее необходимостью, жизненной значимостью,
В этом отношении изобразительная деятельность, не входящая в структуру обязательных учебных предметов,находится на особом положении в обычной школе. У подростков складывается на уровне подсознания определенное отношение к предметам, дополнительными и необязательными.
Ученики часто не понимают, с какой целью вообще преподается изобразительное искусство в школе,зачем нужно заниматься км, и никак не связывают это в сознании с необходимостью в саморазвитии,с поиском своей индивидуальности.
Вместе с тем,именно изобразительная деятельность в наибольшей степени способствует развитию индивидуальности, и в большой мере соответствует по своей природе тому периоду, в который вступают подростки.
Одинаковые знания,умения, навыки по тому или иному "основному" предмету не определяют индивидуальных различий между учениками. Вместе с тем, те же одинаковые знания, умения, навыки в изобразительной деятельности способствуют проявлению индивидуальности в продуктах их творческой деятельности. В работе Н. С. Боголюбова, например, развитие индивидуальности рассматривается как обязательный компонент учебного процесса, направленного на формирование изобразительных навыков (17).
От того, насколько в этот период ученик включается в процесс саморазвития,зависит его дальнейший путы либо он будет опираться на свои природные задатки и останется во всем зависимым от них,либо он всегда будет ориентироваться на совершенствование и достижение новых результатов» либо начнет деградировать ( п. Д. Успенский. Р. Филлипс и др.),
Поэтому очень важно не пропустить данный возраст и сформировать у учащихся интерес и потребность к изобразительной деятельности как к одному из наиболее доступных видов творчества.
Поэтому занятия изобразительным искусством, как и другие художественные дисциплины, особенно нуждается в новых формах организации, учитывающих возрастные особенности и направленность на саморазвитие.
Проблема заключается в том, как это сделать. Идеи высокой эффективности развития школьников средствами изобразительного искусства положены в основу исследований: Е. И. Игнатьева, Е Е Ростовцева» В. С, Кузина» Е С, Боголюбова, Е. В, Шорохова, Т. Я, Шпикадовой» Л Б. Ермолаевой-Томиной и др.
В настоящее время сушрствует ряд программ обучения изобразительному искусству в школе. К их числу относится программа"Изобра-зительное искусство 1-9 классы"» созданная коллективом авторов; В, С. Кузиным, Е Е Ростовцевым, Е, В, [Пороховым и др. Программа Б, М. Не-менского"Изобразительное искусство и художественный труд"»программа для школ с углубленным изучением изобразительного искусства Т. Я. Шпикаловой ''Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства", программа полихудошственного развития на основе взаимодействия искусств Б, П. Юсова и другие,
Авторы перечисленных программ» по-разному подходят к процессу обучения изобразительному искусству школьников, Одни исходят из принципов развития изобразительных навыков, которые в разные возрастные периоды отрабатываются, главным образом, в результате усложнения заданий. Другие базируются, главным образом, на формировании личностных качеств через систему заданий»провоцирующих развитие творческого воображения и фантазии, на всем протяжении обучения. У третьих обучение строится на основе интеграции искусств (музыки, литературы, театрального искусства и т.д.).
Традиционная программа, разработанная под руководством В. С. Кузина, требует в преподавании высокого профессионализма, глубокого знания изобразительной грамоты и методов обучения в разные возрастные периоды. Именно последнее - владение педагогическими приемами, наиболее часто является слабым местом художников-педагогов. Особенно зто касается работы с учащимися сложного переходного возраста.
Поэтому в настоящей работе перед нами стояла задача поиска наиболее действенных приемов, стимулирующих интерес к изобразительному искусству, осмыслению его социальной и индивидуальной значимости для саморазвития со стороны учащихся, и способствующих организации привлекательности самого процесса, деятельности, с целью формирования потребности в ней у подростков, со стороны учителя.
Для создания такой методики необходимо, прежде всего,опираться на общие положения, по которым любая форма деятельности становится для человека привлекательной,а также на психологические особенности, потребности и направленность интересов детей данного возраста.
В связи с выше изложенным,проблема настоящего исследования заключается в том,чтобы найти те приемы обучения, которые, опираясь на глубокие знания психологической специфики подросткового возраста, способствовали бы формированию интереса и потребности к изобразительной деятельности и развитию специальных и творческих способностей у учащихся 6-8 классов.
Поиск приемов, экспериментальная проверка их эффективности в процессе обучения, составили цель исследования.
Объектом исследования стада изобразительная деятельность подростков 6-8 классов средней школы.
Предметом исследования - методические приёмы, способствующие активизации интересов подростков к изобразительной деятельности,
На основании теоретического исследования, анализа педагогического опыта была выдвинута следующая гипотеза ; сохранить и сформировать интерес и мотивировать подростков к изобразительной деятельности возможно на основе приемов обучения, соответствующих возрастным тенденциям поиска, средств для саморазвития, испытания своих возможностей и потребности в самостоятельной, социально-значимой деятельности,
Проблема, цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили з адачи ис с ле дования,
1, Ознакомиться с методической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературой по исследуемой проблеме,
2, Изучить особенности подросткового возраста по литературным источникам и е практической изобразительной деятельности.
3, Рассмотреть изобразительную деятельность как средство обучения, воспитания и развития в подростковом возрасте.
4, Разработать экспериментальную программу, созданную на основе премов, направленных на формирование интересов и потребностей подростков к изобразительной деятельности с учетом возрастных особенностей,
5, Проверить эффективность разработанных приемов на практике,
Ме т о д ы и с с л е д о в ан ия:
1) теоретический анализ литературы, относящейся к содержанию исследования по методике преподавания изобразительного искусства в школе» возрастной психологии, педагогике, вопросам теории и практики художественного воспитания, по искусствоведению;
2) наблюдение, анкетирование, анализ продуктов детского творчества;
3) проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных.
Методологической основой работы является концепция деятельности, разработанная отечественными психологами А. К Леонтьевым, С.Л Рубинштейном, труды и результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования личности в процессе худо же с т ве нно й д е я т е ль нос т и.
Этапы исследования. Исследование проводилось в средних школах NN 32,34,37, гимназии N 2 города Астрахани.
На первом этапе (1993-1994 гг.) определялась проблема, предмет и задачи исследования; был проведен анализ литературы по теме.исследования.
На втором этапе (1994-1996 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий и формирующий э кс пе риме нт ы.
На третьем этапе (1996-1997гг,) осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Научная новизна исследования и его теоретическая значимость.
Изучена и выявлена степень синтонности (соответствия) изобразительной деятельности и возрастных потребностей подростков, на основе установления взаимосвязи между функциями искусства и возрастными потребностями; найдены пути удовлетворения этих потребностей
- 1и в процессе изобразительной деятельности,
Научно обоснованы приёмы активизации интереса к искусству,формирования потребности в изобразительной деятельности,опирающиеся на специфические особенности подросткового возраста.
Разработан комплекс методических приемов поэтапно включающих учащихся в выполнение разных типов заданий для постижения специфики изобразительного творчества.
Разработана содержательная основа приёмов обучения изобразительному искусству, направленная на изучение языка искусства и овладение им как средством общения.
Практическая значимость, Разработана экспериментальная программа, в основу которой положены приемы активизации интереса подростков к искусству в сложном переходном возрасте,ориентированная на новый тип взаимоотношений подростков с изобразительной деятельностью.
Программа может оказать педагогам практическую помощь в организации процесса обучения,позволяющего в определенной последовательности использовать приемы, способствующие формированию потребности подростков в изобразительной деятельности и развитии специальных и творческих способностей к ней. Разработаны методические рекомендации по проведению уроков.
Большое внимание в них уделено вводным урокам: "Введение б предмет", "Введение в тему года", которые способствуют осознанию учащимися роли изобразительного искусства в жизни общества и отдельного человека, осознанию значимости изучаемого предмета, через самостоятельное открытие этого,
Составлены методические пособия для учителей, облегчающие процесс подготовки к урокам: "Искусство как сообщение и как общение",
Язык живописи".
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, опытно-экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях средней школы и инновационных учебных заведений, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования } проверкой эффективности предложенных приемов обучения.
Апробация и внедрение. Основные выводы и результаты исследования докладывались на научных конференциях по итогам работы за год (г.Астрахань - 1993, 1994, 1995, 1996 гг.) на преподавательском научном семинаре кафедры педагогики и частных методик (АГШ - 1994, 1995 гг.)} на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства (г. Астрахань, МИУ - 1994, 1995, 1996 гг.)
Результаты работы над диссертацией отражены в методических пособиях, которые используются в практике работы школы N 34 и гимназии N 2 города Астрахани, Результаты исследования используются студентами АГПУ, обучающимися по дополнительной специальности: "Преподаватель изобразительного искусства и черчения", при написании курсовых и дипломных работ.
Материалы исследования включены в содержание лекций дисциплин по выбору на отделении "Педагогика и психология начального обучения" АГПУ, Внедрение результатов исследования в педагогическую практику осуществлялось на основе публикации программы и тезисов докладов,
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации были сформулированы основные теоретические выводы и даны практические рекомендации.