Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Передача замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кулакова, Ольга Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Передача замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кулакова, Ольга Викторовна, 2002 год

Введение -

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы передачи замысла литературного произведения в изобразительной деятельности школьников

1.1. Иллюстрирование как процесс передачи замысла литературного произведения --------------------------------------------------------------------------- И

1.2. Иллюстрирование как изобразительно-творческая деятельность школьников, его становление в педагогическом процессе обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства

1.3. Психолого-педагогические и методические проблемы передачи замысла литературного произведения при его иллюстрировании школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства

Краткие выводы по главе

Глава 2. Методическая система обучения школьников 5-6 классов передаче замысла литературного произведения (на примере иллюстрирования сказок)

2.1. Определение критериев оценки художественно-образной передачи замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства

2.2. Определение исходного уровня способностей школьников 5-6 классов к передаче замысла литературного произведения при его иллюстрировании

2.3. Разработка методической системы обучения школьников 5-6 классов передаче замысла литературного произведения на на примере иллюстрирования сказок

2.4. Апробирование методической системы обучения школьников 5-6 классов передаче замысла литературного произведения на уроках изобразительного искусства

Краткие выводы по главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Передача замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов"

Проблема исследования и её актуальность.

Существует насущная необходимость приобщения подростающего поколения к миру искусства как источнику духовности и нравственности. Кризис духовности в современном мире приводит ко всё большему осознанию того, что развитие и благополучие общества невозможно без его духовного роста. Духовность включает в себя три начала - познавательное, нравственное, эстетическое, и три сферы духовной деятельности - знание, нравственность, искусство. Им соответствуют духовные ценности - истина, добро, красота. Формирование культуры эстетической, нравственной, духовной осуществляется через широкую художественную грамотность -через уроки искусства в школе: литературу, музыку, изобразительное искусство.

Художественное иллюстрирование как процесс передачи замысла литературного произведения на уроках изобразительного искусства осуществляет введение школьников в «большое» искусство через их собственную изобразительную деятельность. Школьники приобретают определенные знания, умения и навыки, открывают для себя окружающую действительность и самих себя через эстетическое осмысление произведений искусства, предметов и явлений окружающей действительности. Являясь источником познания, духовного обогащения и формирования мировоззрения (эстетические понятия и представления об окружающем мире в целом), изобразительное искусство и изобразительная деятельность школьников, таким образом, всесторонне воздействует на становление личности подростка.

Проблемой данного диссертационного исследования является способность школьников 5-6 классов передавать замысел литературного произведения при его иллюстрировании на уроках изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы. Решение данной проблемы связано с поиском рациональных педагогических методов и приёмов, средств и форм обучения школьников в процессе создания сюжетной композиции, для наиболее полной реализации их творческого потенциала в передаче замысла литературного произведения художественно-изобразительными средствами. Для передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения от школьника требуются разнообразные знания, творческое воображение, фантазия, умение внимательно читать текст и, главное, умение убедительно выражать замысел на бумаге.

Присутствие обучающего начала в творческой изобразительной деятельности школьников положительно сказывается на результатах их творчества и на их образовании и воспитании. Психические качества, развитые в процессе изобразительно-творческой деятельности (иллюстрировании), становятся личностными качествами подростка. Как показала практика, целенаправленная деятельность в творческом процессе меняет и сознание подростков, расширяет их мировоззрение, стимулирует работоспособность и волю в достижении цели, меняет и эмоциональную сферу личности. Ведь для передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения от школьника требуются разнообразные знания, творческое воображение, фантазия, умение внимательно читать текст и, главное, умение убедительно выражать замысел на бумаге изобразительными средствами. Известно, что художественный замысел в сочетании с изобразительными умениями (мастерством - в профессиональной деятельности) рождает произведение.

Общепризнанно, что уровень способностей школьников - это всегда результат их учебно-познавательной деятельности. Известные психологи, исследователи детского изобразительного творчества, А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Е.И.Игнатьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие отмечали, что развитие изобразительных и творческих способностей подростков осуществляется продуманной системой педагогического руководства их творческой деятельностью с учётом особенностей возростного развития. Важно эту деятельность систематически совершенствовать, развивая у школьников способность художественного видения окружающей действительности, её художественного осмысления, способность усваивать специальные знания, умения и навыки в изображении объектов, воспитывать их активность, трудолюбие. Именно эти факторы обуславливают положительные результаты художественно-творческой деятельности школьников.

Первыми указали на общеобразовательное и воспитательное значение детской изобразительной деятельности и раскрыли пути развития личности выдающиеся педагоги-мыслители своего времени: Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци. Сначала это были общие умозаключения на основе личной практики и философских размышлений. Они мечтали привести «к всеобщей культуре всех», чтобы человек «умел находить истину и видеть ложь, любить добро и не позволять склонять себя к злу» (Я.Коменский).

Общеобразовательное и воспитательное значение изобразительной деятельности в развитии детей, обоснованное и в трудах наших отечественных теоретиков педагогики - К.Д.Ушинского и Каптерева, получило основательное подтверждение в настоящее время.

Отечественная художественная педагогика за последние столетие обогатилась значительными исследованиями по вопросам изобразительной деятельности детей. Была разработана и представлена в педагогической литературе методика преподавания всех видов изобразительного искусства. Содержались там и рекомендации по художественному иллюстрированию на уроках тематического рисования в той или иной степени полноты освещения. Авторы: В.С.Иванов, Е.С.Кандахчан, В.Н.Кожухов, Р.И.Коргузалова, В.В.Колокольников, В.С.Кузин, Т.И.Кутепова, К.М.Лепилов, В.Мурзаев, Г.А.Назаревская, И.Г.Орловский, Н.Н.Ростовцев, Е.Е.Рожкова,

Н.М.Сокольникова, Е.А.Херсонская, К.А.Шестаков, Т.Я.Шпикалова, Е.В.Шорохов, и др.

В научных исследованиях рассмотрены и отдельные проблемы художественного иллюстрирования: восприятие иллюстраций школьниками (Л.И.Олефиренко), о художественной ценности иллюстраций (Е.Н.Колокольцев), использование возможностей иллюстрирования литературных произведений в воспитании художественно-творческой активности школьников (Н.М.Сокольникова), о взаимосвязи слова и изображения (Л.А.Брынцев) и другие.

Рассматривая проблему обучения школьников художественному иллюстрированию, мы опирались на творческий опыт художников-иллюстраторов А.Н.Бенуа, И.Я.Билибина, О.Г.Верейского, А.Д.Гончарова,

A.А.Гончарова, А.А.Дейнека, Б.А.Дехтярёва, Д.Н.Кардовского, Е.А.Кибрик, Б.И.Кустодиева, В.В.Лебедева, Ю.Лебедева, Д.Митрохина, В.А.Фаворского, С.Чехонина, Д.А.Шмаринова и др. и на искусствоведческие исследования о природе книжной иллюстрации Э.З.Ганкина, Н.А.Дмитриевой,

B.В.Пахомова, В.И.Петрова, О.И.Подобедовой, А.Д.Чегодаева и др., дающие основание строить обучение школьников передаче замысла иллюстрируемого литературного произведения по системе закономерностей творческого процесса, т.е. адекватно творческому поиску художника. Основной принцип процесса художественного иллюстрирования в профессиональном искусстве - разделение сложной многоэтапной работы на ряд последовательно решаемых частных задач и объединение их в целое: анализ замысла литературного произведения, поиск выражения замысла в эскизах, поиск изобразительно-образной характеристики отдельных элементов и всей композиции в целом, воплощение замысла в изобразительном материале. Обучение подростков иллюстрированию по тому же принципу поможет им «увидеть» образ в конкретной временной т обстановке, подведёт учащихся к созданию образа изобразительными средствами, будет способствовать разнообразному и самостоятельному построению композиции иллюстрации и постижению школьниками понятия «формы для содержания», где форма - то, как и какими средствами передать замысел литературного произведения.

Целесообразность организации процесса художественного творчества подростков приближенно к профессиональному искусству, следуя его системе закономерностей, обосновывают в своих научных работах многие психологи и педагоги (Е.И.Игнатьев, Е.В.Шорохов, Цветкова, Н.М.Сокольникова и другие). Наличие познавательных интересов у подростков, интенсивно развивающееся логическое мышление, произвольность внимания, способность работать целенаправленно и последовательно дают основание учить их грамотно вести творческую работу, последовательно осуществлять процесс создания композиции иллюстрации, учить уверенному раскрытию замысла литературного произведения. Организация процесса художественного иллюстрирования подростками, приближенного к профессиональному, с успехом осуществляется в условиях детской художественной школы, изостудии. А возможно ли это на уроках изобразительного искусства в 5-6 классах общеобразовательной школы? Возможно ли всё положительное, что накоплено в практике художественных школ, перенести в общеобразовательные школы?

Организация процесса художественного иллюстрирования по логической ^ закономерности творческой деятельности (замысел, поиск, исполнение) с успехом осуществляется в условиях системы художественного образования. В общеобразовательной школе отводится мало времени на предмет «Изобразительное искусство», поэтому творческая работа над тематическим рисунком (иллюстрацией) осуществляется школьниками в классе под руководством учителя частично. Учебный процесс осуществляется примерно следующим образом: 1-й урок - беседа по теме, эскиз, начало выполнения композиции карандашом; 2-й урок - беседа, уточнение рисунка композиции, цвет; а наблюдения, зарисовки, завершение композиции в цвете ученики выполняют дома. Педагогическое руководство обучением школьников творческому процессу передачи замысла иллюстрируемого литературного ш произведения является неполным. Выпадает важное звено из обучения творческому поиску изобразительного решения замысла - осмысление идейной сущности конкретных образов литературного произведения и освоение изобразительных средств их выражения. Подростки, у которых развивается критическое отношение к результату своей деятельности, особенно нуждаются в обучении технике изображения для передачи смысловой характеристики отдельных образов и замысла композиции в целом. Этому может научить только учитель.

В последние годы одной из проблем образования стала проблема целостного обучения в общеобразовательной школе. В это понятие входят: единство обучения и воспитания, межпредметные связи, тематическое т планирование учебного материала. Тематический принцип планирования учебного материала, положенный в основу школьных программ «Изобразительное искусство» 1994 и 1996 годов, позволил нам объединить различные виды изобразительной деятельности школьников (рисование с натуры, по памяти, по представлению, декоративное рисование, беседы по искусству) определённой темой, например, «Иллюстрирование русской народной сказки.». Блок занятий по теме даст возможность осуществить обучение подростков процессу иллюстрирования по принципу творческого поиска передачи замысла - последовательного решения ряда творческих задач с параллельным освоением техники изображения.

В научных исследованиях рассмотрены отдельные проблемы художественного иллюстрирования: восприятие иллюстраций школьниками • (Л.И.Олефиренко), о художественной ценности иллюстраций

Е.Н.Колокольцев), использование возможностей иллюстрирования литературных произведений в воспитании художественно-творческой активности школьников (Н.М.Сокольникова), о взаимосвязи слова и изображения в художественном иллюстрировании (Л.А.Брынцев) и другие. Эти исследования содержат много ценных практических советов, раскрывают большие возможности занятий иллюстрированием в формировании способностей школьников, в эстетическом и идейно-патриотическом их воспитании. Но не ставился ещё вопрос об обучении школьников творческому процессу иллюстрирования - творческому поиску изобразительно-образной передачи замысла иллюстрируемого литературного ^ произведения как целостному процессу, выработанному практикой профессиональных иллюстраторов: замысел, поиск, исполнение. В связи с этим нет разработанной методической системы обучения, и, следовательно, не решена проблема передачи замысла литературного произведения в процессе его иллюстрирования школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что отсутствие разработанной методики развития творческих процессов передачи школьниками замысла иллюстрируемого литературного произведения не позволяет стимулировать интерес подростков к изобразительной деятельности, раскрыть их творческий потенциал, развить аналитические и» способности образного восприятия литературного произведения и окружающей действительности, вооружить их знаниями и умениями в области композиции и изобразительной выразительности для передачи замысла литературного произведения. От нерешённости данной проблемы в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания школьников, их общее развитие как личности.

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить педагогические условия и основные методы, способствующие передаче замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства (на примере иллюстрирования сказок).

Объект исследования - процесс обучения художественному иллюстрированию школьников 5-6 классов и их художественно-творческая деятельность на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования - педагогические условия и методы обучения, способствующие формированию и развитию способностей учащихся 5-6 классов передавать замысел иллюстрируемого литературного произведения. Методическую основу исследования составили положения возрастной психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства.

В работе над диссертацией мы руководствовались гипотезой, выдвинутой нами на основе изучения искусствоведения, теории и практики преподавания художественного иллюстрирования и на основе личного опыта: передача замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства будет выразительной и полной, если:

• произведения для иллюстрирования подбирать с учётом интересов учащихся, с учётом обеспечения обучения и воспитания: малая форма (сказка), эстетическая и морально-идейная направленность, богатый сюжет, яркие образы, действие, среда и др.;

• повышать творческую активность учащихся эмоциональным усвоением идеи, заложенной в основу произведения, правильным пониманием замысла;

• занятия разными видами изобразительной деятельности объединить в тематический блок, направляя их на решение творческих задач в процессе иллюстрирования; использовать формы, средства и методы их проведения для успешного усвоения учащимися принципа последовательной работы над передачей замысла иллюстрируемого литературного произведения:

1) изучение литературного текста и выбор эпизода для иллюстрирования;

2) поиски композиционного решения содержания эпизода в эскизах;

3) осознание школьниками значимости подготовительной работы, заключающейся в единстве изучения основ изобразительной грамоты и предметного мира иллюстрируемой сказки;

4) усвоение основных закономерностей построения композиции и подчинённость их замыслу и др.;

В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педаогической и искусствоведческой литературы по проблеме обучения школьников художественному иллюстрированию и передаче ими замысла литературного произведения.

2. Проанализировать творческий процесс создания художественной иллюстрации профессиональными художниками.

3. Изучить и обобщить опыт обучения иллюстрированию в детских художественных школах и в общеобразовательных школах на уроках тематического рисования.

4. Определить психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей школьников 5-6 классов в процессе иллюстрирования и влияние развития изобразительных и композиционных знаний, умений и навыков на передачу замысла литературного произведения.

5. Разработать систему критериев оценки творческих работ школьников, учитывая закономерности возрастных особенностей.

6. Разработать, педагогически обосновать и апробировать методическую систему обучения школьников 5 и 6 классов передаче замысла иллюстрируемого литературного произведения на уроках изобразительного искусства. Разработать и апробировать методику проведения комплекса занятий, направленную на решение взаимосвязанных психолого-педагогических и творческих задач: развитие у школьников осознанного восприятия, зрительной памяти, образного и композиционного мышления; учить замысливать будущую композицию, приобщая школьников к эскизированию - логическому стержню в работе над иллюстрацией; при рисовании с натуры и по памяти объектов будущей композиции подвести школьников к осознанию необходимости владеть изобразительной грамотой и определёнными приёмами композиции для передачи замысла литературного произведения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования;

• изучение и анализ литературы по искусству, психологии, педагогике и методике, учебных программ по изобразительному искусству, педагогических изданий, диссертационных исследований, материалов конференций по нашей проблеме для обоснования теоретических положений исследования;

• наблюдение учебного процесса, анализ результатов творческой деятельности школьников 5-6 классов по разработанной шкале оценочных критериев;

• проведение педагогических экспериментов;

• обработка результатов, полученных в ходе экспериментов.

Этапы исследования:

1-й этап (1996-1999 гг). Теоретическое изучение проблемы исследования. Знакомство с практикой преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных и художественных школах. Определение целей и задач, разработка методов эксперимента. Проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня развития художественно-творческих способностей учащихся, их потребностей в творческой деятельности (общеобразовательные школы №№ 176, 113, 20, 930 г. Москвы). Определение критериев оценки художественно-творческих работ учащихся. К концу этого этапа были определены рабочая гипотеза и методы проведения формирующего эксперимента.

2-й этап (1999-2001 гг.).Теоретическое изучение проблемы исследования (продолжение). Разработка программы формирующего эксперимента и экспериментальная работа с учащимися 5-6 классов общеобразовательных школ (№№ 930, 20).

3-й этап (2000-2002 гг.). Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение, обобщение и оформление данных экспериментальной работы, формулирование выводов, подтверждающих гипотезу исследования.

Научная новизна исследования:

- обоснована психолого-педагогическая целесообразность и возможность обучения подростков творческому процессу передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения по принципу творческого поиска: разделение сложной многоэтапной работы на ряд последовательно решаемых частных творческих задач и объединение их в целое - воплощение замысла в изобразительном материале;

- разработана и экспериментально проверена методическая система обучения подростков передаче замысла иллюстрируемого литературного произведения как целостному творческому процессу; данная методическая система обучения строится по тематическому блоку занятий и включает в себя цель, задачи и содержание творческой работы над замыслом, а также методы, приёмы и средства, обеспечивающие учебные, творческие и воспитательные процессы;

- выявлено, что увеличение активности подростка в процессе творческого поиска и успешное овладение совокупностью изобразительно-выразительных средств и приёмов повышает эффективность формирования и развития их творческих способностей передавать замысел иллюстрируемого литературного произведения.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- разработана и апробирована эффективная методическая система обучения подростков творческому процессу передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения на уроках изобразительного искусства с целью развития их творческих способностей;

- разработаны критерии оценки передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения учащимися 5-6 классов;

- разработан и апробирован интегративный подход к обучению подростков творческому процессу иллюстрирования литературных произведений, дающий возможность разные виды изобразительной деятельности объединять одной темой (метод тематического планирования занятий) и направлять на решение творческих задач;

- разработаны тематические блоки занятий по обучению учащихся среднего школьного возраста творческому процессу иллюстрирования сказок и методика проведения отдельных занятий, входящих в блок;

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методической системы обучения учащихся 5-6 классов творческому процессу передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения и использования её для дальнейшего совершенствования методики обучения подростков иллюстрированию литературных произведений.

Достоверность исследования обеспечивается: опорой на теоретические положения искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию учащихся среднего школьного возраста; проведённой опытно-экспериментальной работой в условиях общеобразовательной школы; объективным анализом полученных исходных и конечных результатов данного исследования, показывающих эффективность разработанной методической системы обучения подростков.

Апробация исследования. Материалы и результаты исследования периодически докладывались и обсуждались на кафедре методики МГПУ. Экспериментальная работа с учащимися 5 и 6 классов проводилась на базе общеобразовательных школ №№ 176, 113, 20, 930 г. Москвы в период с 1998 по 2001 гг.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

«Изобразительная деятельность занимает в жизни современного подростка незначительное место, хотя формирование мировоззрения, ^ требуемой обществом идейной направленности личности во многом связано с её приобщением к такой деятельности. ...Существует необходимость формировать позитивное отношение к художественной деятельности и развивать мотивационную потребностную сферу подростка в этом направлении» (167, -с. 144).Таким образом, существует насущная необходимость приобщения подростающего поколения к миру искусства как источнику духовности и нравственности. Кризис духовности в современном мире приводит ко всё большему осознанию того, что развитие и благополучие общества невозможно без его духовного роста.Художественное иллюстрирование как процесс передачи замысла »* литературного произведения на уроках изобразительного искусства осуществляет введение школьников в «большое» искусство через их собственную изобразительную деятельность. Школьники приобретают определенные знания, умения и навыки, открывают для себя окружающую действительность и самих себя через эстетическое осмысление произведений искусства, предметов и явлений окружающей действительности. Являясь источником познания, духовного обогащения и формирования мировоззрения (эстетические понятия и представления об окружающем мире в целом), изобразительное искусство и изобразительная деятельность школьников, таким образом, всесторонне воздействует на становление личности подростка. ••^ Настоящее исследование направлено на выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий воспитания и обучения подростков изобразительно-творческой деятельности в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства.Для того, чтобы управлять процессом обучения изобразительному творчеству, надо знать «объект», на который направлено обучение, то есть, знать ученика-подростка, его возможности и способности к творчеству.Подросток - это, прежде всего, личность с огромным набором своих потребностей, желаний, трудностей, проблем. Одна из главных задач настоящего эксперимента - воспитать у подростка чувство удовлетворения от результатов учения, от выполняемой работы, даже от выполнения простых '^ заданий. В процессе обучения мы стремились к тому, чтобы знания и умения по изобразительному искусству постепенно переходили в личную значимость их для учащегося, связанную с потребностями и интересами личности. Достичь этого возможно при правильно организованном обучении, лишённом формализма. Когда объективная значимость знаний, умений и навыков действительно понимается подростками, вызывает у них положительное отношение, то эти знания и усваиваются более успешно.Настоящее экспериментальное исследование разработанной нами методической системы обучения подростков творческому процессу передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения, подтвердило нашу гипотезу о том, что, создавая условия для целенаправленного, осознанного овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками в изобразительно-творческой деятельности, мы создаём условия для развития творческих способностей подростков выразительно и эмоционально передавать замысел иллюстрируемого произведения.Настоящее исследование показало, что передача замысла иллюстрируемого литературного произведения (сказки) осуществляется школьниками наиболее удачно в том случае, если обучение творческому процессу проводится в достаточно полном объёме. Свёрнутый характер творческого акта у подростков на уроках тематического рисования (в течение двух занятий) не позволяет им в полной мере выразить замысел с помощью изобразительных средств. Для удовлетворения познавательных потребностей подростков необходимо организовать обучение творческому процессу иллюстрирования так, чтобы направить их изобразительную деятельность на осознание структуры процесса работы над замыслом литературного произведения и понимания специфики прохождения его основных этапов. В условиях общеобразовательной школы это возможно при тематическом планировании занятий и объединении их в блоки. Если все уроки тематического блока объединить ясной творческой целью и соответствующей дидактической структурой, то каждый урок в блоке будет нести свою функцию с позиций общей цели.Если направить изобразительную деятельность школьников по пути творческого поиска (по принципу творческого поиска в профессиональном

творчестве) в следующей логической последовательности: • анализ текста иллюстрируемого литературного произведения с выявлением его замысла, • осмысление творческой цели, обдумывание и композиционное решение будущей иллюстрации в поисковом эскизе, • конкретизация образов представления по теме на основе предметов и явлений действительности, создание образов персонажей и среды, осуществление в материале замысла иллюстрируемого литературного произведения на основе подготовительной работы, то учащиеся 5 и 6 классов, владеющие изобразительными умениями, приёмами и принципами художественного иллюстрирования, способны выразительно и убедительно передать замысел иллюстрируемого литературного произведения.Потенциал подростков достаточно высок. Изобразительный уровень иллюстраций, выполненных по условиям формирующего эксперимента, показал возможность роста творческого потенциала у подростков при их систематической изобразительно-творческой деятельности. Значительно повысилась выразительность композиций и образов, проявилась определённая индивидуальность в выражении замысла иллюстрируемого произведения.Обучение школьников творческому процессу по разработанной методической системе усиливает обучающее, развивающее и воспитательное зв. значение занятий художественным иллюстрированием на уроках изобразительного искусства.Определяющий главный принцип обучения изобразительно-творческой деятельности учащихся при иллюстрировании заключается в том, что их интеллект нужно направить на эмоциональное восприятие и осмысление текста литературного произведения и определённых, связанных с сюжетом, частных объектов и явлений действительности в процессе их изображения.Важно дать ученикам понимание диалектической взаимосвязи содержания и формы на основе реалистического творческого процесса, что является ключевой функцией в преподавании изобразительного искусства. Только активный сознательный процесс анализа специфических художественно Ф эстетических отношений содержания и формы и есть воспитательный, образовательный и развивающий потенциал предмета «Изобразительное искусство».В настоящем эксперименте на первых занятиях тематического блока акцент делался на введении учащихся в тему, раскрывалась общая цель предстоящей изобразительной и творческой деятельности на уроках.Благодаря этому создавались условия для целенаправленной, осознанной последующей практической деятельности: композиционные поиски, изучение пластической формы элементов композиции.После введения в тему на уроках начиналась постоянная практическая работа. Деятельность подростков теперь концентрировалась на А целенаправленном изобразительном выражении замысла иллюстрируемого литературного произведения: изучалась определённая натура (соответственно тексту) и изобразительные средства и приёмы для создания образов персонажей и среды действия. Познавательной деятельности подростков уделялось достаточное внимание, чтобы формировать у них представления о предметном мире, с тем, чтобы закрепить эти представления в практической деятельности. Все поисковые работы учащихся были направлены на конкретизацию образов представления по теме на основе предметов и явлений действительности, создание образов персонажей и среды, на осуществление в материале замысла иллюстрируемого литературного произведения на основе подготовительной работы.«... ничто не проникает в глубины человеческой личности, если оно не **^ приобретается в процессе его собственной деятельности, если он не приходит к соответствующим выводам сам, путём собственных наблюдений, переживаний. Раздумий, в ходе собственных поисков, ценою своих ошибок и достижений» (170, -с. 25).Для углубления познаний в изобразительном искусстве и для стимулирования композиционных и изобразительных поисков передачи замысла литературного произведения в каждое занятие включалось рассматривание произведений живописи и книжных иллюстраций с глубоким искусствоведческим анализом. Благодаря анализу живописных и графических произведений подростки постигали возможности изобразительного искусства, учились обосновывать композиционные и изобразительные средства выражения идейного замысла произведений, усваивали художественные термины, без которых невозможно озвучить свои суждения.Единство знаний и способностей к изобразительному творчеству не происходит автоматически, спонтанно. Формирование и развитие способностей подростков к изобразительно творческой деятельности возможно только на основе постоянного совершенствования знаний и стабильных изобразительных навыков.Проведённое нами исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы обучения подростков изобразительному творчеству в условиях общеобразовательной школы. Оно может послужить для дальнейшего поиска эффективных методов преподавания изобразительного искусства.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кулакова, Ольга Викторовна, Москва

1. 1000-летие русской художественной культуры. / Авторы вступ. Статей: О.И.Победова и др., - М. - Schloss Gottorf, 1988. - 448 с.

2. Авдеева М.К. Особенности формирования графического образа в рисунках подростков.// Дис. канд. пед. наук. М., 1983. - 195 л.: ил.

3. Авсиян О.А. Избирательная память. / Ж. Юный художник, № 11 1987. - С.

4. Авсиян О.А. Композиция картины и сбор материалов к ней.// Художник -№7, 1960.

5. Авсиян О.А. Рисование по памяти. / Ж. Юный художник, № 5 1987. - С.

6. Адамов Е.А. Иллюстрация в художественной литературе. М.: Иск-во,1959.-88 с.: ил.

7. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. J1, наука, 1982. - с.

8. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. -М: Просвещение, 1984. 158 с.8 а. Алёхин А.Д. Архитектура в пейзаже.//Юный худ., №12 1987. - С. 38 - 41.

9. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худож. лит., 1984. - 176 е.: ил.

10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925. - 240 е., XXII табл.

11. Барчаи Е. Анатомия для художников. Рисунки и объяснения. Будапешт:Корвина, 1959. 343с.

12. Барышников А.П. Перспектива. Изд. 4-е, испр., доп. М.: Искусство, 1955,- 198 с.

13. Беда Г.В. Живопись: Учебник для пед. институтов. М.: Проев. 1986. -191с.,

14. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиц- М.: Просвещение, 1969. 239 е., ил.

15. Бейер В. Рисование и лепка, как средства художественного воспитания. // Художественно-педагогический ж. №17, 1910. с.4-8.

16. Бейер В. Сущность художественного воспитания. // худ.-пед. ж. № 3, 1913.- с. 37-41.

17. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. -М.:Сов.Россия, 1961. -232

18. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений.- JL: Учпедгиз, Ленингр. Отдел, 1962. 69 е.: ил.

19. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 475с.

20. Билибин И .Я. Статьи. Письма. Воспомтнания о художнике.-Л.:Художник,1970. 375с.

21. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. Псих, труды. М.:МПА, 1995.-209с.

22. Бойко С.А. Методика обучения изображению пейзажа учащихся 1-7 классоЕ Дис. канд. пед. наук, М., 1992. - 247 л.: ил.

23. Бродский И.А. Репин-педагог. М.: АХ СССР, 1960. - 125 с. ил.

24. Брынцев JI.A. Основные задачи в освоении художественной книжной иллюстрации: Дис. канд. пед. наук. М.,1974. - 230 л.: ил.

25. Былины./Сост., вступ. ст. Ю.Г.Круглова. -М.: Просвещение, 1993.-207с.: ил.

26. Валентин Серов. В воспоминаниях, дневниках и переписке современников. В 2-х т. Л.: Худ. РСФСР, 1971. т. 1 - 707 е., т.2 - 599 с.

27. Васильев А.И. Педагогический рисунок в системе методической подготовки студентов худ.-граф. факультетов педвузов.//Вопросы истории, теории и ме тодики преп. Изобр. искусства. Вып.Н М.: Пром., 1998. - с.56-58.

28. Васнецов В.М. Письма. Дневник. Воспоминания. Суждения художников. / Сост. Н.Я.Ярославский, М.: Искусство, 1987. - 496 е., ил.

29. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд. МГУ, 1976.- 143 с.

30. Витин Л. Исследования детских рисунков. // Худож.-пед. журнал №9, 1910.- с. 2-7.

31. Владимир Андреевич Фаворский. Воспоминания современников. Письма ху дожника. Стенограммы выступлений. М.: Книга, 1991. - 384 е.: ил.

32. Владимирский Л. Некоторые секреты композиции. // Юн. Художник № 11- 12, 1997. -с. 38-39.

33. Возростные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред.Д.Б.Эльконина/, М.: просвещение, 1967. - с.

34. Волков В.Г. Организация восприятия действительности в обучении подрост ков изобразительному искусству (в системе внеклассных и внешкольных занятий): Дис.канд. пед. наук. М., 1981. - 174 л.: ил.

35. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. /Из опыта работы/ М.: Проев., 1982. - 135 с.

36. Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителей. / Под ред. И.П.Глинской, изд. 2-е, доп. М., Просвещение, 1976. - 32с.: 12 ил., цв. ил.

37. Волков Н.Н. Восприятие предметов и рисунка. М.: АПН СССР, 1950.- 508с

38. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., Искусство, 1977. - 364 е.: ил.

39. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Изд 2-е, доп. -М.: Искусство, 1984. -320с., ил.

40. Волынский JI.H. Лицо времени. Книга о русских художниках, М.: Дет. лит., 1971. -238с., ил.

41. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искус ства. /Сб. статей. Выпуск 1 М.: Прометей, 1998. - 172 с.

42. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искус ства. /Сб. статей. Выпуск 2 М.: Прометей, 1998. - 226 с.

43. Вопросы психологии личности. /Под ред. Е.И.Игнатьева. М., Учпедгиз,1963.-215 с.

44. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства./Сб. статей, Курск, 1998. - с.

45. Врубель. Переписка.Воспоминания о художнике.Авт. вступ. ст. Э.Гомберг-Вержбинская. М.: Искусство, 1963. - 362 е., ил.

46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. /Книга для учителя. М., Просвещение, 1991.-93 е.: ил.

47. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., Педагогика-пресс, 1996.- 533с.

48. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968. -576 с.

49. Гальперина Э. Иллюстраторы народных сказок. М.: Сов.худ., 1967. - с.

50. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М., Сов. Худ., 1963.- 278с.: ил., 9л. ил.

51. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. М., Сов. Худ., 1977. - 215с.: ил., цв. ил.

52. Герчук Ю.Я. Советская книжная графика. М.: Знание, 1986. - 128с.

53. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. Л.-М., Искусство, 1940. - 203 с.

54. Голуб А.А. Развитие художественно-творческого мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования: Дис.канд.пед.наук. М.,1997.- 203 л.: ил.

55. Голынец Г.В. Голынец С.В. Иван Яковлевич Билибин. М.: Изобразит. Искусство, 1972. - 224с., ил.

56. Голынец С.В. Иван Билибин. // Художник, №8, 1966. с. 50-57., ил.

57. Грановитая палата Московского Кремля. Альбом (на англ. Яз.) / изд.З-е,- Л.: Аврора, 1982. 101ил.

58. Гусарова А.П. Михаил Врубель.Альбом. -М.:Трилистник, 1997. -48с., 38 ил. 61. Гусев B.C. Эстетика фольклора. Л., Наука, 1967. - с.

59. Давыдов Б.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер, 1996.- 544с.

60. Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. М., АХ СССР, 1961. -176 е.: ил.

61. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., АХ СССР, 1961.-е.

62. Дмитренко Ф.Н. Особенности восприятия живописи учащихся 5-6 классов (требования к отбору произведений). / Дис.канд.пед.наук, М., 1971. - 232 л.: ил.

63. Дмитриева А.А. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков: Дис.канд.пед.наук. М., 1984. 254 л.: ил.

64. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., Искусство, 1962. - 314 е.: ил.

65. Дневник Делакруа: в 2-х т. / пер. Т.М.Пахомовой./ ред. и предисловие М.В.Алпатова. М.: АХ СССР, 1961. т. 1 - 453с., т.2 - 441с.: ил.

66. Древнерусское искусство./ Ред.: В.Н.Лазарев, О.И.Подобедова, В.В.Косто-+ чкин. М.,Наука, 1968. - 231с.: ил.

67. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М., Искусство, 1982. - 277 с.

68. Ермолаева-Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводкина В.К. Обучение через развитие познавательных процессов. М., 1998. - 176 с.

69. Иваницкий М.Ф. Очерк пластической анатомии человека, М.: Искусство,1955.-89с.: 25 ил.

70. Иванов К.А. Всё начинается с учителя, учебное пос. для пед. инст. / под ред. З.И.Равкина. М.: Просвещение, 1983. - 175с.

71. Иванова Н.С. Активизация познавательно-творческой деятельности у учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству: Дис. канд.пед.наук. М.: 1993. - 138 л.: ил.

72. Игнатьев Е.И.Возростные особенности зрительного образа у детей.// Восприятие и воображение: Ученые записки МГПИ им.В.И.Ленина М:, № 194,1963. С.5-36.

73. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.Изд.2-е, доп. М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.

74. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Дис.канд.пед. наук. М., 1982. - 264 л.: ил.

75. Игнатьев С.Е. Процессы создания художественного образа в изобразительной деятельности детей. // Совершенствование методики преподавания художественно-графических дисциплин. Межвузовский сборник трудов.- М.: Прометей, 2001. с.88-104.

76. Изучение ребёнка и художественное воспитание. // худож.-пед. журнал. №11, 1910. -с. 8-11.

77. История русского искусства: в 3-х т.: т. 1: "Искусство X первой половины XIX века: учебник, - М.: Изобр. иск., 1991. - 508 е.: ил.

78. Кандахчан Е.С. Методика рисования. М.: Учпедгиз, 1947. - с.

79. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: Суриков, Врубель, Петров-водкин. М.: Изобр.иск., 1981. - 215 е., ил.

80. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения./ Вступ. ст. П.А.Лебедева, М.: Педаг., 1982. - 704 с.

81. Кардовский Д.Н. Об искусстве.Воспоминания, статьи, письма. -М.: Изд-воАХ СССР, 1960. -340с.

82. Кеменов B.C. Историческая живопись Сурикова. М., Искусство, 1963.- 507 е.: ил.

83. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребёнка. / пер. с нем. М.:Типография И.Д.Сытина, 1914. - 214 е.: ил.

84. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. / под ред. О.Верейского М.: Искусство, 1984. - 255с.: ил.

85. Книжное искусство СССР. 1-й выпуск, М.: 1984, - е., ил.

86. Коган Д.З. М.А.Врубель. М.: Искусство, 1980. - 352с.,ил.

87. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1 т. - 1982, -656 е.; 2 т. - 1989, - 576 с.

88. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. Л.: МП РСФСР,1969,-64 с.

89. Коровкевич С.В. Анализ картины. Л.: Знание, 1975. - 32 с.

90. Короткина Л.В. Николай Константинович Рерих. СПб.:Худ. России; Золотой век, 1996. - 192с., ил.

91. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возростной Педагогической психологии М.: МГУ, 1981.-е.

92. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. М.: Изд. Моск. Унив., 1976. - 262 с.

93. Краткий словарь по эстетики: Кн. для учителя. / Под ред. М.Ф.Овсянникова.- М.: Просвещение, 1983. 223 с.

94. Крымов. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. -М.: АХ СССР, 1960.- 364 е.: 24 л. ил.

95. Кубышкина Э.И.Проблема цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов общеобразовательной школы: Дис.канд.пед.наук. М.:1980,- 225 л. + Прилож. 74 л.: ил.

96. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.:Просвещение, 1971.- 144с.: ил.

97. Кузин B.C. Некоторые особенности развития творческого воображения у школьников. М.: 1971.

98. Кузин B.C. Психология. Учебник./ 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР,1997. -304 е.: ил.

99. Кузнецов A.M. Рисунок фигуры. // Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. Выпуск IV. Изд. 2-е, испр, доп. М.: Искусство, 1965.- с. 5 61.

100. Кузьмин Н.В. Художник и книга: Заметки об искусстве иллюстрирования.- М.: Детская лит., 1985. 190с., ил.

101. Культура Древней Руси./ Сост. Э.С.Смирнова, под ред. Д.С.Лихачёва. Л.: Просвещение, 1967. - 302 е.: ил.

102. Кутепова Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования. -Л.:Учпедгиз,1962.- 108 с.

103. Лаптев А. Как рисовать лошадь. М.: Искусство, 1953. - 154 е.: ил.

104. Лебедев В.В. 10 книжек для детей. Л.: Худ. РСФСР, 1976. - 132 е.: ил.

105. Левицкий Э. Рациональное рисование по памяти, как средство к общему образованию. Пер. с нем. // Худож.-пед. ж. № 16, 1913. с.245-249.

106. Леман Л. О детских сказках. //Худож.-пед.ж. №12, 1913.-е. 184-186.

107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.- 304 с.

108. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. -М.: Политиздат, 1971. -304с

109. Лепилов К.М. Школьники-иллюстраторы. Пг.: Начатки знаний, 1924. -48с. 7л. табл.

110. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 198- 186 с.

111. Лернер И .Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1972. - 64с., ил.

112. Лившиц К. Эсстетическое чувство у детей. // Худож.-пед. журнал № 8, 1910.- с. 2-5.

113. Липатов B.C. Краски времени: Очерки. М.: Мол. Гвардия, 1983. - 319 е., ил

114. Локк Джон. Сочинения: в 3-х т. Пер. с англ. М.: Мысль: т.1- 1985. - 622 е.;т.2- 1985. 560 е.; т.З- 1988. - 668 с.

115. Ломов С.П. Формирование художественных потребностей учащихся 4-6классов средствами изобразительного искусства: Дис.канд.пед.наук. М.: 1986,-210 л.: ил.

116. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Дис.канд.пед.наук. М., 1996. - 310 л.: ил.

117. Люц И.Ф. Взаимосвязь познавательной и художественно-изобразительной де ятельности младших подростков в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук. Л., 1991.-211 л.

118. Маврина Т.А. Пути-дороги. Из путевых альбомов художника. Л.: Худ. РСФСР, 1980.- 179 е.: ил.

119. Маврина Т.А. Сказочная азбука. / Под ред. М.Ф.Киселёв. М.: Гознак, 1969,- 20 л.: ил.

120. Маврина Т.А. За тридевять земель. Русские народные сказки. / Под ред.Л.Я.Либер. -М.: Детская литература, 1970. - 80 е.: ил.

121. Мегаи Л.,Рекашши Ч. Книжка о книжке.-Будапешт: Корвина, 1976. -36 с.:ил

122. Методика обучения рисованию в 8-летней школе. / Под ред. А.П.Фомичёва./ -М., 1963.-е.

123. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература"для 5 классов./Т.Ф.Курдюкова и др., 5-е изд. -М.: Просвещение. 1990. -240с

124. Милюков А.А. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся 4-6 классов в процессе обучения основам изобразительной грамоты в общеобразовательной школе (тематическое рисование): Дис.канд.пед. наук. М.,1975.

125. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Худ. РСФСР, 1963.- 360 е.: ил.

126. Михаил Врубель. Альбом. Авт. А.В.Журавлёва. Изд. 2-е, М.: Изобразитель ное искусство, 1971. - 28 е., 19 ил.

127. Михаил Врубель: жизнь и творчество./ для среднего и старшего школьного возроста. М.: Дет. Лит., 1984. - 183с., ил.

128. Михайлов A.M. Любителям рисования. М.: Мол. гвардия, 1963. - 88с.: ил.

129. Михайлов М.Л. Два мороза. Худ. Н.Шеварёв. М.: Махаон, 1997. -16с.: ил.

130. Михайлов Н.А. Павел Корин. М.: Изобр. Искусство, 1982. - 103 е.: ил.

131. Михайлов О.В. Заметки о рисовании человека: Рисунок головы./Библиотека начинающего художника. М.: Искусство, 1960. - 64 е., 31с. Ил.

132. Мищенко Л. Основа творчества воображение. // Худож.-пед. ж. № 18,1912.-е. 273-278.

133. Мищенко Л. Фантастические образы в искусстве.// Худ.-пед. журнал, № 4,1912.-е. 53-56.

134. Морозов В. Азбука композиции. // Юн. Художник. №2, 1992. С. 41-43.

135. Мурзаев B.C. Творческое рисование. М.: Пед. Обозрение, 1913. - 46с., ил.

136. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева/Вст.ст.В.Аникина.- М.: Правда, 1982. 576 е., ил.

137. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания.Книга для учителя. 2-е изд.перераб. и доп. -М.: Проев., 1987. 253 е.: ил.

138. Николай Рерих. Альбом репродукций. Авт. вступ. статьи А.Юферова. М.: Гознак, 1972. -11с., ил. 42 л.

139. О композиции./ Сборник статей. Авт.: М.Г.Манизер, Б.В.Иогансон и др.- М., изд. АХ СССР, 1959. 151 с.: ил.

140. ОлеффиренкоЛ.И. Воспитание эстетических оценок у младших школьников средствами искусства книжной графики: Дис.канд.пед.наук. Киев, 1971.

141. Орловский Г.И. О художественном образовании учителя рисования. Л., Учпедгиз, 1961. - 165с.: ил., 2л.ил.

142. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. -М.: Проев. 1969. 119с., ил.

143. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителей. / под ред.Н.А.Кушаева. М.: Просвещение, 1985. - 238с.

144. Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. М., Изд. Детской литературы, 1963.- 118 е.: ил.

145. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. Ист. пед. очерки. М.,Педагогика, 1979. 215 с.

146. Перцев Д. Роль детали в создании образа. Советы школьному учителю. //Художник, № 12, 1960.

147. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.:Педагог., 1981. т. 1 334 е.; т.2 - 416 с.

148. Петрухин В.Я. Славяне. М.: Росмэн, 1999. - 112с.: ил.

149. Пластов Аркадий Александрович. / Советские художники / М.: Искусство,1962. -30с., ил.

150. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. - 191 е.: ил.

151. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского о детском художественном творчестве. // Вопросы психологии. № 1, 1997. с.

152. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления.- М.: АПН РСФСР,1960,- 352с.: ил.

153. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика,1976,-С.-280с.: ил.

154. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., Наука, 1976. - 304 с.

155. Проблема эстетического воспитания подростков. / Сборник статей. Под ред.Л.В.Богомолова. М., Новая школа, 1994. - 95 с.

156. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федера ции: Литература. Средняя школа. -М.: Просвещение, 1994. -143 с.

157. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство1.9 классы. / Авт.: В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов и др. М.: АГАР, 1996. - 160 с.

158. Программы средней общеобразовательной школы: Литература 4-10 классы.- М.:Просвещение, 1987. 94 с.

159. Проект программы рисования в начальных школах. // Худож.-пед. журнал №6, 1910. с. 14.

160. Пророкова С.А. Илья Репин. М.: Терра, 1997. - 480 е., ил.

161. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.- 253с.

162. Психология современного подростка. /Под ред. Д.И.Фельдштейна/, М.: Педагогика, 1987. - 236с.

163. Разумовская С. Аполлинарий Михайлович Васнецов. // Художник, с. 56-61

164. Разыграев Е. К вопросу об эстетическом воспитании. // Худож.-пед. ж. № 7,1914.-с. 97-100.

165. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М.: Сов. Художник, 1978. - 237 е.: 44 ил.

166. Рисование человеческой фигуры в общеобразовательной школе. // Худ.-пед. ж. № 16, 1912. -с. 244-247; № 17, с.257-259.

167. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. / Сост. Н.Н.Ростовцев и др./М.: Просвещение, 1989. 204с.

168. Риччи К. Дети-художники. М., Изд. В.И.Саблина, 1911. - 84 с.

169. Рожкова Е.Е. Работа по памяти, её место и значение в обучении рисованию:Дис.канд.пед.наук. М., 1949. - 165 л.

170. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школ- М., АГАР, 1998.-256 е.: ил.

171. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподаваниия рисунка: Учебное пособие. М.: Изобраз. Искусство, 1983. - 288 е.: 193 ил.

172. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1971. - 416 с.

173. Румянцев Н.Е. Развитие эстетического чувства у детей. // Ху.-пед. журнал, №5 1910.-с. 2-4.

174. Сухомлинский Рождение граждонина. м.: Мол. гв., 1971. - 339с.; 9л. ил.

175. Старкова З.С. Литература и живопись: Книга для учащихся, М.: Просвещ.,1985.- 112 с., ил.

176. ТастемировК. Методика обучения учащихся 1-7 классов гуашевой живописи: Дис.канд.пед.наук. М., 1992. - 144 л.:ил.

177. Телингатор С.Б. Искусство оформления книги. // Школа изобразительногоискусства. Выпуск VII. М.: Изд. АХ СССР, 1963. - с. 149 - 198, ил.

178. Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования. М., 1977.

179. Тропинина Т.Н. Русский народный костюм в контексте народной художественной культуры: Дис. канд. пед. наук. М., 1988, - 152 л.+Прилож. -л.153 -193, ил.

180. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. Уч. пособие для ХГФ пед. инст. М.: Просвещение, - 1980. - 127с., ил.

181. Уроки Сурикова. /Гр.авт. // Юн.худож. №1.- 1998. с. 16-33, ил.

182. Учебный рисунок. Авторы: А.М.Соловьёв, Г.Б.Смирнов, Е.С.Алексеева, -М. Искуство, 1953. 239с.: 228 ил.

183. Ушинский К Д. Педагогические сочинения: в 6 т. -М.: Педаг.: т.1- 1988. 41-ил.; т.2 - 1988. - 492 е.; т.З - 1988.; т.4 - 1989. - 526 е.: ил.; т.5 - 1989.-511 е.; т.6 1990.-527 е.: ил.

184. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М., Молодая гвардия,1966.-М.: 1975.-243 л.: ил.

185. Фаворский В.А. Рассказы художника-гравёра.- М.: Дет. лит., 1965. -102с.:ил

186. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. - 287с.:ил.

187. Харламова Л.А. Формирование творчческого воображения учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы на уроках тематического рисования: Дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 192 л.:ил.

188. Хроника. Рисование в начальных школах. //Худож.-пед. ж. № 6, 1910. -с. 14.

189. Хрестоматия по возростнойи педагогической психологии / Работы советскипсихологов периода 1946-1980 годов. / Под ред. И,И,Ильясова, В.Я.Ляурис -М.: МГУ, 1981. -304с.

190. Художественно-педагогическое образование: история, современное состоянперспективы развития./ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сб. статей, М.: Век книги, 2002. - 60 с.

191. Цветкова Л.Н. Педагогическое руководство художественной деятельностью подростков.//Дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 250 л.: ил.

192. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. М.: Сов. Художник, 1984. - 485 е., ил.

193. Чеголаев А. Пути развития советской книжной графики. М.: искусство,1955.-220 е.: ил.

194. Черемных Г.В. Школа абитуриента. Будущий учитель: профессионал и приз вание. // Юный художник, 1998. с. 42-44.

195. Чернявская М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития выразительности детских художественных работ: Дис.канд.пед. наук. М.: 1974. - 207 л.: ил.

196. Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников. Альбом. М.: Искусство, 1969. - 135 е.: 39 л. цв. ил.

197. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. М.: Педа гогика, 1980. - т. 1 - 304 е., т. 2 - 414 с.

198. Шегаль Г.М. Колорит в живописи. / Заметки художника. М., Искусство,1957. 75 е., 33 л. цв. ил.

199. Шедевры Древнерусской живописи. Авт. Е.Ф.Каменская. М.: Сов. художник, 1971, - 55с.: 24 ил.

200. Шестаков К.А. Давайте рисовать. Пособие для учащихся. Изд. 2-е перераб. Доп. Л., Учпедгиз, 1963. - 75 с.

201. Шишкин. Альбом. Авт. С.С.Степанова М.: Изобразительное искусство,1996,-41с., 37 ил.

202. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. -М.: Проев., 1977. -112с.:ил.

203. Шорохов Е.В. Проблемы композиции в детском изобразительном творчестве и методические обоснования преподавания тематического рисования в школе (5-7 классы): история, теория, методика: Дис.канд.пед.наук, -М.,196£

204. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. М.: Проев., 1975. -72с.:ил.

205. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Дис.канд.пед.наук., -М.,1965. -151л.+альбом ил.-71.

206. Щепинский А.А. Подготовка учащихся к пониманию художественных произведений. // Худож.-пед. ж. № 6, 1914. с. 86-89.

207. Щепинский А.А. К вопросу о постановке занятий иллюстративным рисованием. // худож.-пед. ж. № 5, 1913. -с. 67-69.

208. Щепинский А.А. Детские изображения деревьев и значение их в общей системе занятий с детьми. // Худож.-пед. ж. № 15, 1913.-е. 228- 232.

209. Щепинский А.А. К вопросу о подготовке учащихся к иллюстративному рисованию. // Худож.-пед. ж. № 12, 1914.-е. 184-188.

210. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Проев., 1969.-е.

211. Щербаков B.C. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей -М., Проев., 1969.-е.

212. Щербаков B.C. Эскиз в учебной работе.// Художник № 1, 1975. с. 61-62.

213. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962. - 230с.

214. Юон К.Ф. О пейзажной живописи. // Юн. Художник № 1, 1998. с. 10-11.

215. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.

216. Результаты констатирующего эксперимента --------------------------------------------------175

217. Результаты формирующего эксперимента --------------------------------------------------------176

218. Наглядные дидактические пособия ------------------------------------------------------------------------209