Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Полынская, Ирина Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Полынская, Ирина Николаевна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

1.1 Своеобразие жизни, быта и культуры хантыйского народа.

1.2 Интерес как психолого-педагогическая проблема в аспекте изобразительной деятельности.

1.3 Специфика формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

1.4 Критерии оценки рисунков младших школьников по определению сформированное™ интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству в начальных классах.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

2.1 Исследование проявлений знаний и интереса к национальной культуре хантов младших школьников на уроках изобразительного искусства (констатирующий этап эксперимента).

2.2 Формирующий этап эксперимента.

2.3 Методика формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству"

Среди важнейших задач, выдвигаемых перед школой, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания и художественной культуры, традиций различных поколений.

Как известно, эстетическое воспитание и художественное образование ставит перед собой задачу всестороннего и гармонического развития личности. Специфическая задача эстетического воспитания и художественного образования заключается в формировании творческой, эстетически развитой личности, личности в ее неповторимой индивидуальности.

Необходимо отметить, что искусству принадлежит здесь особая, ничем не заменимая, исключительно активная роль.

В настоящее время искусствознание, эстетика, педагогика рассматривают национальное искусство как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих совокупность знаний, опыта народа, являющихся важнейшим средством, развивающим и закрепляющим народный опыт воспитания.

Приобщение к национальной культуре, изучение народного декоративно-прикладного искусства хантов в условиях Крайнего Севера в начальной школе являются актуальным и своевременным. В условиях духовного возрождения общества создались определенные предпосылки качественного изменения содержания образования в районе Крайнего Севера, в частности, Ханты-Мансийского автономного округа. В этой связи народное декоративно-прикладное искусство хантов, имеющее самобытные многовековые традиции, должно быть достойно отражено в содержании современной школы района Крайнего Севера.

Значение данной проблемы определяется все более возрастающей ролью народного искусства в художественно-эстетическом и духовно-нравственном воспитании школьников.

Народное декоративно-прикладное искусство может служить эффективным средством воспитания и обучения детей в общеобразовательной школе, если оно тесно связано с образами родной природы, с отражением жизненного уклада народа, с его культурой и искусством. Декоративно-прикладное искусство хантов в котором отражается окружающая природа, жизнь, быт, национальная культура, является богатым источником материала для формирования различных сторон личности школьников и руководства его изобразительной деятельностью.

Национальная культура хантов является неразрывным звеном мировой культуры. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство хантыйского народа. Ситуация, в которой оказался хантыйский народ к концу XX века, вызывает тревогу. Эта ситуация характерна и для других малочисленных народов Севера, и она активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой информации. Вот как оценивает бюллетень "Сибирские вопросы", выпускаемый Центром по изучению Сибири Института Советского мира в Париже: "Судьба Сибирских народов - это вопрос номер один среди всех тех, которые ставит Сибирь. Народы Сибири и Севера исчезают в результате варварской эксплуатации природных ресурсов, и территории, на которой жили их предки, превращаются в реальные пустыни, перерезанные газопроводами, залитые нефтью и теряющие всякую экономическую ценность. Такого рода пустыни несут к тому же экологическую угрозу планетарного масштаба" (218).

Хант Еремей Айпин в книге "Обреченные на гибель" пишет о трагическом положении малочисленных народов Севера, обреченных на вымирание под натиском нефте- и газодобывающих ведомств, - "Их со всех сторон обложили нефтепромыслами. Сдвинули с насиженных мест. Вот и мечутся коренные обитатели этих мест, убегая от буровых, от трасс нефтепроводов, от зимников и бетонок. С семьями, со всем хозяйством. Пошли на убыль зверь, птица, рыба. Не стало земли" (1,19).

Сокращается территория проживания хантов, манси, ненцев, которые вынуждены перебираться в поселки, где оторванные от родной среды обитания и привычной жизни, деградируют от неспособности найти свое место в чужом им мире, забывают свой язык, культуру.

Поэтому перед цивилизацией и всем человечеством стоит глобальная задача сохранения малочисленных народов, его культуры, искусства. Для школы эта проблема является своевременной и актуальной. Национальная культура малочисленных народов Севера, в частности хантов, может быть сохранена и жить в веках в том случае, если формировать интерес к национальной культуре у молодого подрастающего поколения. Формирование интереса к национальной культуре хантов позволит наиболее полно сохранить и передавать новым поколениям национальные традиции, воспитывать отзывчивость к народной эстетике, приучать школьников к овладению образным языком народного декоративно-прикладного искусства, прививать уважение к другой культуре. Но формирование интереса не должно быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у учащихся, иначе человечество может потерять не только народные традиции, ремесла, рукоделие, но и культуру, и народ как этнос, что происходит в современной жизни Крайнего Севера.

Уникальные произведения народного искусства хантов хранятся в коллекциях музея антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге, Тобольского государственного музея-заповедника, Томского областного краеведческого музея и музея археологии и этнографии Сибири при Томском государственном университете.

Одно из наиболее сильных впечатлений, которое выносили все, кто соприкоснулся с настоящей жизнью хантов, - это их декоративно-прикладное искусство" - отмечал В.М.Кулемзин (109,128).

Возрождение и сохранение культуры народов Севера является важнейшей проблемой современного общества и школы, в том числе.

Важным и целесообразным является введение в учебный процесс по изобразительному искусству углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методики преподавания изобразительного искусства, учитывая особенности региона.

Прежде всего, чтобы эффективность обучения декоративно-прикладному искусству хантов была высокой, необходимо сформировать интерес к национальной культуре хантов у учащихся.

Проблема формирования интереса к национальной культуре нашла широкое отражение в работах педагогов В.С.Кузина, А.СХворостова, Н.С.Боголюбова, Т.Я.Шпикаловой и др. и рассматривалась как эстетическое воспитание и художественное образование учащихся.

Большие возможности для осуществления формирования интереса к национальной культуре хантов содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся. Следовательно, необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству в начальных классах, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре.

Психологи - Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, В.А.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др., разрешают проблемы формирования интереса как психологической категории, потребности, мотива, лежащих в основе деятельности учащихся.

В исследованиях педагогов Г.И.Щукиной, А.К.Марковой, Н.Г.Морозовой и др. раскрываются теоретические основы формирования интереса и положительного отношения учащихся к учебной, творческой, общественнополезной видам деятельности.

Анализ педагогической, психологической, методической литературы показывает, что проблема обучения национальному искусству различных народов разработана и освещена с достаточной полнотой, однако вопросы, затрагивающие проблему формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству в начальных классах до настоящего времени не были разработаны. В школах Северного региона, в частности, Ханты-Мансийского округа не проводится работа по приобщению детей к культуре того народа, на территории которой проживают учащиеся, педагоги не знакомят последовательно и систематически учащихся общеобразовательных школ с жизнью и бытом хантыйского народа, его проблемами. Не разработаны по изобразительному искусству и общеобразовательным дисциплинам программы, способствующие формированию интереса к национальной культуре хантов, и не разработаны методические указания по проведению данных занятий. Не подготовлены педагоги в школах по осуществлению данной проблемы.

В практике работы учителями начальных классов и изобразительного искусства не используются методы воздействия на учащихся средствами изобразительного искусства по формирование интереса к национальной культуре хантов.

Если в некоторых школах и дается хантыйская тематика на уроках изобразительного искусства, то это происходит стихийно, случайно, либо по необходимости, например, к предстоящему юбилею или выставке рисунков о родном крае, с целью отчета. Как правило, детские рисунки без систематической и последовательной подготовки на хантыйскую тему, или тему родного края бедны и скучны по содержанию.

Систематической и последовательной работы в этом направлении не ведется. Все это приводит к тому, что уровень сформированное™ интереса к национальной культуре хантов у учащихся остается достаточно низким, а порой учащиеся ничего не знают и не имеют никакого представления о самобытной жизни и своеобразии быта хантыйского народа, его уникальной истории и культуры.

Следовательно, в работе по формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству требует своего обоснования и раскрытия в специальном исследовании теоретических, методических и практических вопросов.

Проблема исследования - заключается в разработке теоретических и методических основ эффективного формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

Цель исследования - является разработка путей и методов формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству, приобщение детей к художественному творчеству, обучения изобразительной грамоте, развитие образного мышления в начальных классах.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс и художественно-творческая деятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования - пути и средства, методические приемы и условия процесса формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

Методологической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области психологии и педагогики, учебные программы по изобразительному искусству и специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественного образования, исследования по этнографии и краеведению.

Задачи исследования:

1) изучить труды ведущих специалистов, психологов, искусствоведов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству;

2) раскрыть характеристику интереса к национальной культуре в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству;

3) выявить учебно-методические возможности изобразительного искусства, определить содержание, формы и методы формирования интереса к национальной культуре хантов;

4) разработать шкалы оценочных критериев рисунков младших школьников по определению сформированности интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству в начальных классах;

5) теоретически обосновать и практически разработать систему упражнений и заданий на занятиях изобразительного искусства по формированию интереса к национальной культуре хантов;

6) разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на формирование интереса младших школьников к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству.

В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания изобразительного искусства, анализа практических работ младших школьников была выдвинута следующая гипотеза: формирование интереса к национальной культуре хантов в начальных классах будет происходить наиболее эффективно, если учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству организован как специальная деятельность, характеризующаяся формированием у младших школьников положительно-эмоционального отношения к хантыйскому народу; если у школьников будет выработана активная познавательная направленность на овладение знаниями о жизни и быте хантыйского народа (его обычаях, обрядах, традициях); если учащиеся поймут значение сохранения культуры хантов как уникальной культуры малочисленных народов Крайнего Севера; если развитие изобразительных способностей учащихся, направлены на создание самостоятельных творческих произведений на хантыйскую национальную тематику. Это возможно на основе организации тесной связи межпредметного обучения, систематического и последовательного обучения в данной проблеме на уроках изобразительного искусства в, частности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

1) теоретическое изучение и анализ научных трудов по психолои гии, педагогике, теории изобразительного искусства, эстетике, искусствоведению, этнографии, анализ программ по изобразительному искусству; изучение состояния преподавания изобразительного искусства в начальной школе и экспериментальное преподавание с целью проверки, выдвинутой гипотезы;

2) наблюдение за учащимися в процессе их изобразительной деятельности, беседы с учащимися;

3) критический анализ детских анкет и рисунков, направленных на выявление знаний о жизни и быте хантыйского народа и на выявление интереса к национальной культуре данного народа;

4) разработка методических указаний в виде системы заданий и упражнений направленных на формирование интереса к национальной культуре;

5)возможность практического приобщения младших школьников к предметам хантыйской культуры;

6) обработка полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в общеобразовательных школах №№ 2; 6; 7 города Нижневартовска. Эксперимент охватил 285 учащихся начальных классов. Исследование состояло из нескольких этапов: на первом этапе (1993 - 1995 гг.) определялась проблема, предмет и задачи исследования; был проведен анализ литературы по теме исследования. На втором этапе (1995 - 1997 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента. На третьем этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования и оформление диссертации.

Научно-теоретическая новизна исследования заключается:

1) в раскрытии характеристики интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству;

2) в разработке оценки критериев рисунков младших школьников по выявлению сформированное™ интереса к национальной культуре хантов;

3) в выявлении педагогических путей, средств и условий, способствующих эффективному формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству;

4) в разработке и экспериментальной проверке научно-обоснованной методики формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию интереса к национальной культуре хантов могут быть использованы в общеобразовательных школах региона; полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования этапа формирования интереса к национальной культуре других народов.

Программа, позволяющая в определенной последовательности использовать пути, средства и условия, способствующие формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству, может оказать педагогам практическую помощь в организации процесса обучения. Материалы исследования могут быть использованы для корректировки учебных планов и программ по изобразительному искусству, при написании учебников и учебных пособий для школ.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по художественному развитию и воспитанию детей, экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях средней общеобразовательной школы, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных приемов, условий, путей и средств обучения.

Апробация и внедрение. Основное содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ Московского педагогического государственного университета, на заседаниях Совета художественно-графического факультета Mill У, на заседаниях кафедры изобразительного искусства ХГФ Нижневартовского педагогического института.

Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в публикациях.

Основные положения диссертации и материалы, полученные в ходе экспериментальной части исследования внедрены в практику работы учителей начальных классов средних школ № 2; 6; 7 г. Нижневартовска.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложение включает ксерокопии наглядных рисунков, выполненных детьми в ходе педагогического исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о реальности получения качественных изменений в мотивационной сфере художественно-творческой деятельности и о возможности управлять через эти изменения возрастанием интереса к национальной культуре младших школьников.

Сформированность умений и навыков художественно-творческой деятельности является первоосновой в формировании интереса к национальной культуре хантов учащихся начальных классов и обеспечивает его возрастания по мере удовлетворения потребности. Этапы формирования интереса прослеживаются в связи с ростом знаний учащихся о жизни, быте, традициях хантыйского народа, формированием умений и навыков художественно-творческой деятельности, развитием изобразительных способностей и качественным изменением в компонентах мотивационной сферы.

Формирующий этап эксперимента позволил внести определенную ясность в последовательность ознакомления детей с национальной культурой хантов, их бытом, жизнью, традициями, конкретизировать формы работы по формированию интереса к национальной культуре. В связи с этим мы проанализировали ход формирующего этапа эксперимента, который, на наш взгляд, позволил показать, как построение нашей программы и специально организованная художественно-творческая деятельность учащихся приводит к возникновению качественно-нового положительного отношения детей к хантыйской культуре и формирование у них интереса.

Результаты формирующего этапа эксперимента показали, что учащиеся с особым вниманием и интересом воспринимают новую, необычную информацию о жизни и быте хантыйского народа. Эффективность подобного восприятия, на наш взгляд, объясняется внесением элементов новизны, необычности трактовки изложенного познавательного материала, неожиданных привлекательных сторон жизни коренных жителей Севера - хантов. В ходе изложения материала, создается положительно-эмоциональный психологический настой, что оказывает большое влияние на формирование интереса к национальной культуре хантов.

Новая, необычная информация о самобытной жизни хантыйского народа вызывает у учащихся активную заинтересованность материалом, требующую своего дальнейшего закрепления и развития в собственной творческой деятельности детей. В соответствии с этим, мы стремились максимально использовать на формирующем этапе эксперимента такие методы, которые активизировали бы познавательно-творческий процесс на уроках изобразительного искусства, углубление знаний о жизни и быте хантыйского народа, на основе которых формируется у учащихся интерес к национальной культуре хантов.

Каждое занятие включало в свое содержание конкретные знания о жизни и быте хантыйского народа, что, по нашим наблюдениям, успешно способствовало формированию интереса к национальной культуре и активизации их изобразительной деятельности. В ходе выполнения заданий важно было не только ознакомить детей и дать новую информацию о жизни и быте хантыйского народа, но и вызвать у них чувство понимания значения сохранения уникальной культуры хантыйского народа, способствовать развитию у школьников положительного эмоционально-эстетического отношения к хантыйской культуре.

В ходе сравнительного анализа рисунков учащихся констатирующего и формирующего этапов эксперимента, мы выявили значительную разницу в результатах их изобразительной деятельности, которая в большей степени проявилась в содержательной стороне композиций.

Благодаря специально организованным занятиям, учащиеся получили более глубокие и расширенные знания о жизни и быте хантыйского народа, следовательно, их рисунки стали более содержательны и более глубже отражают хантыйский быт. Следует отметить, что изобразительные способности детей повысились в ходе специально подобранных заданий и упражнений.

Итак, анализ рисунков, анкет, сравнительная характеристика результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемой методики по формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству. Таким образом, проведенное нами исследование, в целом, подтвердило правильность вьщвинутой рабочей гипотезы и показало, что предлагаемая система заданий и упражнений, реализованная в ходе формирующего этапа эксперимента, оказывает существенное влияние на художественный уровень развития детей и формирование интереса к национальной культуре хантов.

2.3 Методика формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству

Методика формирования интереса к национальной культуре хантов построена с учетом результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента. На основе формирующего этапа эксперимента мы составили программу, характеризующуюся следующими особенностями:

1. В основу программы по формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству положена общепринятая действующая программа по изобразительному искусству в 1 - 3 классах, дополненная в соответствии с целями и задачами исследования необходимыми экспериментальными заданиями. Мы предлагаем в дополнение к действующей учебной программе ряд специальных заданий и тем уроков, способствующих по нашему мнению, формированию интереса к национальной культуре хантов. Эти задания и темы уроков составлены с учетом преемственности в обучении и могут быть реализованы в процессе таких видов учебных занятий по изобразительному искусству, как рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, беседы об искусстве хантов.

2. В программе предусмотрено знакомство с жизнью, бытом, культурой, традициями, обычаями, обрядами, фольклором хантыйского народа, развитие изобразительных способностей детей.

3. Темы заданий подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, последовательности и систематичности излагаемой информации, целей и задач исследования.

При этом конечной целью предлагаемой методики является развитие конкретньгх знаний о жизни и быте хантов и на основе этих знаний формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

Календарно-иллюстрированный план по изобразительному искусству в 1 - 3 классах.

1 класс 2 класс 3 класс

1 Беседа "В гостях у хантов". Рисование с натуры макета ха нты^^^^^^^^^^^ Эскиз хантыйского пояса (1ч.) Эскиз нациоь одеж т Д1 ль ной хантыйской 1ч.)

2 Рисование хантыйского прямолинейного орнамента (1ч.) ******** Сюжетно-тематическая композиция "На оленях по снегу" (1ч.) Рисование с натуры хантыйского берестяного туеска (1ч.)

3 Эскиз хантыйской рукавички (аппликация из цв. бумаги) (1ч.) Рисование с натуры хантыйского берестяного туеска (1ч.) Объемная композиция из бумаги "Олень-верный спутник хантов"(1ч.)

4 Рисование по представлению хантыйской девочки (1ч.) Беседа "Декорат! ладное искусство хан хантыйского нагруд! шения (апплика 1ВН0-ПРИК-тов". Эскиз гого укра-щя) (1ч.) Рисование по воображению .)

5 Иллюстрирование сказки "Мышонок-путешественник"(1ч.) Изображение криволинейного орнамента "глухарки" (1ч.) Ш Эскиз хантыйской сумки (аппликация из меха,ткани) (1 ч.)

6-7 Сюжетно-тематическая композиция "Один день из жизни хантов" (2 ч.) Сюжетно-тематическая композиция "Ханты на рыбалке" (2 ч.) Беседа "Хантыйские праздники". Сюжетно-тематическая композиция "Медвежий праздник" (2 ч.)

1 к л а с с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, общий замысел нашего исследования заключался в разработке и апробации в процессе экспериментального обучения научно разработанной методики формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству. Материалы исследования позволяют сделать теоретические, методические, экспериментальные и прикладные выводы о формировании интереса к национальной культуре.

Теоретический итог исследования состоит, прежде всего, в том, что выявлен один из возможных механизмов формирования интереса к национальной культуре хантов, который состоит в многоступенчатом процессе качественных изменений: в становлении активной позиции младшего школьника как субъекта художественной деятельности; в появлении на этой основе интереса к национальной культуре, возрастающего по мере усиления преобразующего характера учебной и художественной деятельности; в возникновении новых характеристик (действенности, осознанности, самостоятельности, активности) разных видов побуждений (смыслов, мотивов, целей, эмоций); в появлении на этой основе устойчивого интереса к национальной культуре хантов. Тем самым предложена некоторая объяснительная модель формирования интереса к национальной культуре хантов.

Проведен анализ материалов, содержащихся в трудах по педагогике, психологии, искусствоведению, этнографии, методике преподавания изобразительного искусства. Исследования ученых в области педагогической психологии доказали, что формирование интереса обусловлено социальным положением, сферой и характером деятельности самого человека, процессами обучения и воспитания, которые располагают особыми силами возбуждения интереса, активностью самой личности. Интерес предполагает активную, творческую предметно-преобразующую деятельность, которая основывается на обширных и глубоких знаниях, на способности творчески их использовать для решения стоящих перед школьниками задач. Сконцентрированный на одной области деятельности, интерес будет являться стержневой основой, вокруг которой может сгруппироваться достаточно развитая система интересов.

Выявлено, что интерес развивается и реализуется прежде всего в предметно-преобразующей деятельности, зависит от ценностных ориентация личности, ее положительной мотивации. Интерес углубляется, обретая личную значимость, если учащийся занимается той деятельностью, содержание которой совпадает с областью приобретенных знаний, умений и навыков.

Раскрыто теоретическое обоснование психолого-педагогических проблем, связанных с формированием художественного интереса учащихся. Установлено, что художественный интерес - это избирательная направленность личности на искусство, на художественно-творческую деятельность. В ходе теоретического исследования выявлено, что художественный интерес, активизируя стремление личности к познанию и эмоциональной оценке сущности объекта искусства, становится мощным "двигателем" развития потенциальных возможностей младшего школьника. Основой художественного интереса является эстетическое отношение к искусству и художественно-творческой деятельности, что позволяет выделить его специфические черты: эмоциональное восприятие искусства и стремление к интеллектуальному познанию художественного явления. Особенно ярко единство эмоционального и интеллектуального компонентов проявляется в процессе художественно-творческой деятельности. Следовательно, участие субъекта в одном из видов художественного творчества - показатель активности проявления интереса.

Дальнейшее теоретическое исследование показало, что художественный интерес следует в развитии за состоянием мотивационной сферы художественно-творческой деятельности, которая определяется для каждого конкретного ученика его мотивами (познавательными, творческими, социальными), умением ставить и реализовать цели, проявлением эмоций в процесс творческой работы. То есть, художественный интерес рассматривается нами как интегральное проявление активности младшего школьника, вызванной совокупностью процессов мотиво-целеобразования в творческой деятельности, их эмоциональным тоном.

Методические результаты исследования показали перспективность формирующего эксперимента не только при изучении операционной стороны обучения изобразительному искусству, но и при исследовании его мотивационных компонентов, таких сложных личностных характеристик, как интерес к национальной культуре. Создана и апробирована методика, позволяющая эффективно формировать интерес к национальной культуре хантов, позволяющая школьникам создать самостоятельные творческие работы на хантыйскую тематику. Эти методические средства, пути, приемы могут быть использованы учителями изобразительного искусства в начальных классах в реальном процессе обучения.

В результате изучения начального этапа формирования интереса к национальной культуре выявлены его специфические характеристики, обусловленные психолого-возрастными особенностями учащихся. При этом следует обращать особое внимание на сферу эмоций и чувств младших школьников. Методика экспериментального обучения осуществлялась на основе использования различных видов и форм занятий по изобразительному искусству: рисование с натуры, тематическое рисование, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве; посещение музеев этнографических, краеведческих, просмотр фотодокументов и видеофильмов и т. д.

Методические рекомендации и комментарии к занятиям, основанные на общих дидактических принципах обучения, ориентируют учителя изобразительного искусства в выборе средств и методов формирования мотивации художественного творчества детей и наиболее эффективному формированию интереса к национальной культуре хантов.

Экспериментальные результаты исследования в том, что подтверждена наша гипотеза о реальности получения качественных изменений в моти-вационной сфере и о возможности управлять через эти изменения формированием и возрастанием интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству и, что формирование интереса к национальной культуре хантов находится в прямой зависимости от развития художественных способностей и знаний о жизни и быте хантыйского народа. Выявленные результаты позволяют в определенной мере преодолеть умозрительный характер психологических представлений о возможности формировать интерес к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

Так, получены материалы об изменениях интереса учащихся на основе динамики мотивов, а также при перестраивании в эмоциональной сфере. Интерес к национальной культуре хантов возрастает, если более действенными, личностно значимыми и осознанными становятся мотивы учащихся (т.е. положительно-эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства хантов; активной познавательной направленности на овладение искусствоведческими, историческими, этнографическими знаниями, связанных с хантыйским народом; понимание учащимися значения сохранения хантыйской культуры, как исчезающей культуры малочисленных народов; уважение к хантыйскому народу, как уникальной и древней народности, населяющей нашу страну), если усиливается предвосхищающая роль эмоций, если учащиеся могут проявить себя в художественно-творческой деятельности.

В ходе экспериментального обучения были установлены наиболее эффективные формы работы с учащимися начальных классов на занятиях изобразительного искусства по формированию интереса к национальной культуре хантов. Включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности по изобразительному искусству, связанные с возможностью непосредственного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства хантов, знакомство с устным народным творчеством, традициями, обрядами, национальными праздниками и выполнение практических творческих работ учащимися обеспечили существенный эффект по формированию интереса к национальной культуре хантов, развитие эстетического побуждения учащихся.

Художественно-творческая деятельность создает общий положительный фон для формирования интереса к национальной культуре хантов, благоприятствует возрастанию интереса по мере его удовлетворения.

Формирующий этап эксперимента дал положительные результаты, результаты значительно выросли по всем показателям.

Таким образом, в ходе исследования решены следующие основные задачи:

1. Обоснована и раскрыта характеристика интереса к национальной культуре хантов, разработаны его критерии и показатели применительно к учащимся начальных классов.

2. Выявлены и экспериментально апробированы учебно-воспитательные возможности уроков изобразительного искусства. Определены содержание, формы и методы формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

3. Разработаны конкретные методические рекомендации по эффективному формированию интереса к национальной культуре хантов.

4. Разработана программа, способствующая формированию интереса к национальной культуре хантов в системе общепринятой программы по изобразительному искусству.

Опираясь на выделенные психолого-педагогические и методические принципы построения учебного процесса обучения младших школьников изобразительному искусству нами выявлены пути и методы формирования интереса к национальной культуре хантов. В рамках данного исследования нами была сделана попытка оптимизировать процесс формирования интереса к национальной культуре хантов. Проведенное теоретическое исследование показало необходимость систематизации подхода к проблеме формирования интереса к национальной культуре хантов. Обработка результатов изобразительной деятельности и анкет младших школьников, выполненных в ходе формирующего этапа эксперимента по предложенной экспериментальной программе показала эффективность данной методической системы. Тем самым подтверждена гипотеза нашего исследования. Разработка и психолого-методическое обоснование рекомендаций по эффективному формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству подтверждают практическую значимость данной работы как для учителей изобразительного искусства, так и исследователей детского творчества, художников, искусствоведов и т. д.

Экспериментальный материал, и это представляется особенно важным, позволяет сделать конструктивные выводы о формировании интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству.

Прикладные выводы нашего исследования представлены в виде приложения (таблицы, детские работы). То обстоятельство, что исследование проводилось в реальных условиях учебного процесса, облегчают выработку таких практических выводов, которые уже были по сути дела апробированы в ходе формирующего эксперимента.

Экспериментальная проверка показала эффективность предлагаемой методики формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству, а также целесообразность ее применения в школах Северного региона.

Однако многие аспекты проблемы формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству требуют дальнейшего исследования. Нам представляется необходимым исследование путей и методов формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству включая внеклассную деятельность по данному предмету и кружковую работу.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Полынская, Ирина Николаевна, Москва

1. Айпин Е.Д. Обреченные на гибель. М.: 1994. -111 с.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И.Щукиной, М.: - Просвещение, 1984, - 176 с.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. -М.: Просвещение, 1984. 158 с.

4. Алехин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993. - 160 е., ил.

5. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Учен. зап. Вып. 16 ЛГУ, 1959, №265, С. 39-58.

6. Аничкин С.А. Эстетическое воспитание младших школьников. -Свердловск, 1987. -178 с.

7. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. М.: 1982.-420 с.

8. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. /Сост. М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с. (Труды д. чл. и чл-кор. АПН СССР).

9. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925. - 228 е., ил.

10. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-348 е., ил.

11. Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю., Чурилов В.А. Общественное мнение о судьбах народов Севера: Поиск справедливого решения. -Тюмень; Ханты-Мансийск, 1989. С. 34-41.

12. Басин Е.Я. Психология творческого воображения у учащихся (личностный подход): Серия Эстетика. -1985. №5. - 64 с.

13. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Б-ка учителя изобразит.иск-ва. М.: Просвещение, 1989. - 192 е., ил.

14. Берг А.И. Воспитание потребностей. //Вопросы философии, 1973, № 10, С. 42-43.

15. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации. Вопросы психологии, 1966, № 3.

16. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981.-64 с.

17. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. Спб.: Типография ПП.Сайкина, 1910.-50 е., ил.

18. Блонский П.П. Развитие мышления школьников. М.: Учпедгиз, 1935. -148 с.

19. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979, т. 2. - 399 с.

20. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис. док. пед. наук. М. 1993. - 387 с.

21. Богоявленская Д.Б. О диагностике художественного творчества. /Сб. Художественное творчество. Л.: Наука, 1983. - С. 220-224

22. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. -Известия АПН РСФСР, 1955, № 73. 260 с.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

24. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. М.: Педагогика, 1972,7-44 с.

25. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 223 с.

26. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -396 с.

27. Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников: Автореф. дис. . кан. пед. наук. Л., 1976.- 18 с.

28. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Дис. кан. пед. наук. М., 1993. - 197 с.

29. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В.Петровского. -М.: Просвещение, 1973. 288 с.

30. Вопросы психологии личности. Сборник статей. /Под ред. Е.И.Игнатъева. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960. - 215с.

31. Восприятие и воображение. Экспериментальные исследования. /Под ред. Е.И.Игнатьева. М.: Красная звезда, 1963. - 368 с.

32. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. Психологический очерк. М.: Государственное издательство РСФСР, 1930. - 79 е., ил.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

34. Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе: Психолого-педагогическое исследование. М.: Изд-во АПН РСФСР, МГЗПИ, 1953.- 100 с.

35. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. М.: Издательство Моск. ун-ва. 1978.- 118 с.

36. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Издательство МГУ. 1985. - 45 с.

37. Гартман Н. Эстетика. /Под ред. А.С.Васильева. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. - 692 с.

38. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края. Новосибирск, 1989. - 173 е., ил.

39. Гемуев И.Н. Мировоззрение финно-угорских народов: Сб. науч. тр.

40. АН. СССР. Новосибирск, 1990. - 216 е., ил.

41. Гильфорд Д. Три стороны интеллекта. /Сб. Психология мышления. -М.: Прогресс, 1965. 443 с.

42. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-376 е., ил.

43. Головлев А.И. Говорящие культуры. Екатеринбург, 1995. - 606 е., ил.

44. Гольдентрихт С.С., Гальперин С.Н. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974. -102 с.

45. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: Издательство МГУ, 1977. - 246 с.

46. Гордон JI.A. Потребность и интересы. М.: Сов. педагогика, 1939. -С.129-143.

47. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

48. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. В кн. Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1978. - С.108-205.

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

50. Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сб. ст. М.: Типо-литогр. т-ва И.Н.Кушнерева и К, 1911. - 200 с.

51. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М.: Изд-во МПГУ, 1990. - 168 с.

52. Декоративное творчество школьников и художественные промыслы. /Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. М., -1973. - 101 е., ил.

53. Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956.-208 с.

54. Добрынин Н.Ф. О воспитании интереса. Педагогическое образование.1936. №6 С. 87-103.

55. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию. -М.: Советская педагогика, 1971. № 9 С. 72-81.

56. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) /Вопросы психологии. -1975. № 5 С. 166-176.

57. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. /Вопросы психологии. -1977. № 4 С. 74-84.

58. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. -307 с.

59. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.

60. Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников // Начальная школа. 1995. - №10. - С.4-5.

61. Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII века. М. - Л., 1947. - 85 с.

62. Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека. Учен. зап. ЛГУ 1956. вып. 9 № 214.

63. Иванов C.B. Материалы орнамента к проблеме культурно-исторических связей хантов и манси. Советская этнография, 1952. № 3.

64. Иванов C.B. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX начала XX в. - М. - Л; 1954. /Издательство Академии наук СССР. Т. 22.-838 с.

65. Иванов C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник. -М.-Л., 1963.-52 с.

66. Иванов C.B. Одежда народов Сибири. Л. -1970.

67. Иванов C.B. Традиционное искусство финно-угорских народов. Будапешт. -1975.

68. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника. Психология младшего школьника. /Под ред. Е.И.Игнатьева. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. - С. 283-303.

69. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. Изд. 2-е, дополненное. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1961. - 224 е., ил.

70. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

71. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 264 с.

72. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей и критерии ее оценки //Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: Межвузовский сборник научных трудов. -М.: Изд-во "Прометей", 1995. С. 26-36.

73. Изделия остяков Тобольской губернии, Тобольск, 1911.- ЕГТМ, вып. 19.

74. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя /Под ред. Б.П.Юсова, Н.Д.Минц. 2-е изд. перераб. и доп. - Минск: Народ. Асвета, 1992. -192 е., ил.

75. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе. Экспериментальный материал НИИ школ /Сост. В.С.Кузин и др. М.,1987. -19 с.

76. Изобразительное искусство: Методические разработки уроков к типовой программе по изобразительному искусству 1-3 классы /Под ред. Б .П.Юсова. М.: АПН СССР, НИИХВ, 1983. - 88 с.

77. Изобразительное искусство 1-3 классы. Программы общеобразовательных учебных заведений в РСФСР. М.: Просвещение, 1991. - 28 с.

78. Изобразительное искусство 1-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: "Агар", 1996. -160 с.

79. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников /Сборник научных трудов. Отв. ред. B.C. Кузин. М.: Изд. НИИ школ, 1981.-120 с.

80. Исакова Н.В. Культура народов Севера. Новосибирск, 1989. - 208 с.

81. Искусство и фольклор народов Западной Сибири: сб. ст. /Под ред. Н.В.Лукиной. Томск, 1984. -127 е., ил.

82. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. /Под ред. общ. H.A. Кушаева, В.П. Сомовой. М.: Просвещение, 1978.-95 с.

83. Искусство и школа: Кн. для учителя /Сост. А.К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.-288 с.

84. Исследование художественных интересов школьников. /Под ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. -160 с.

85. Казаков Ю.В. Хождения в Югру. Сургут, 1993. - 258 с.

86. Канев В.Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства: Дис. . доктора пед. наук. -М, 1995.-234 с.

87. Каплан Н.И. Традиционное искусство и современные художественные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М., 1981. -118 с., ил.

88. Карьялайнен К.Ф. У остжов. Путевые записки. Сибирские вопросы, 1911. Т. 6, № 30-52. Спб., С. 122-146.

89. Кастерн A.M. Путешествие по Лапландии, Северной России и Си бири //Магазин землеведения и путешествий. М., - Спб., 1860. Т. 6, ч. 2.-186 с.

90. Кершенпггейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. -М.: тип. И.Д. Сытина, 1914. 214 с.

91. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1968.-206 с.

92. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1959. - 304 е., ил.

93. Ковалевская Л.П. Роль эмоций в формировании способности к рисованию //Проблемы эстетического воспитания: Сб. науч. тр. М., 1970

94. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976. -156 е., ил.

95. Копнин Б. Г. Эксперимент и его роль в познании. Вопросы философии, 1955, № 4 С. 29-41.

96. Коренблит М., Надольская М. Уроки рисования, как метод исследования личности. "Русская школа", 1914, № 4.

97. Коршунова A.C. Воображение и его роль в познании. М.: МГУ, 1979. -144 с.

98. Крупник Е.П. Исследование художественных интересов школьников. -М.: Педагогика, 1974. С. 89-100.

99. Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей, их структура и условий формирования и развития. В кн.: Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1978. С. 206-221.

100. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

101. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. -М.: Просвещение, 1983. 191 с.

102. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984.

103. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство: 1-2 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Из-во "Дрофа", 1995.-238 е., ил.

104. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997.-307 е., ил.

105. Культура народностей Севера: Традиция и современность. /Под ред. ИЛЗ.Бойко. Новосибирск, 1986. - 276 с.

106. Кузнецова JI.C. Гармоническое развитие личности младшего школьника. М.: Просвещение, 1988. - 223 с.

107. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты (этнографические очерки). Томск, 1977. - 224 с.

108. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984. -187 с.

109. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомтесь: ханты. Новосибирск, 1992. -136 с.

110. Лабунская Г.В., Назаревская Г., Сакулина Н.П. Развитие образа и сюжета в детском рисунке //Искусство детей: Б-ка журнала Искусство /Под ред. О.М.Бескина. Л., 1935. - С.33-64.

111. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964. - 478 с.

112. Лейбсон В.Н. Уровни эстетического развития и вопрос о замерах литературно-творческих способностей. В кн.: Теория эстетического воспитания. /Сб. научных трудов. - М.: 1977. - С.23-25.

113. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-38 с.

114. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.

115. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. - 38 с.

116. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.

117. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

118. Ломов С.П. Формирование художественных потребностей у учащихся4.6 классов средствами изобразительного искусства: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1986. -210 с.

119. Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. Томск, 1979. - 238 с.

120. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985.-363 е., ил.

121. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. - 415 с.

122. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. - 224 с.

123. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. - 158 с.

124. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

125. Марков М.Е. Искусство как прогресс. Основы функциональной теории искусств. М.: Искусство, 1970. - 239 с.

126. Марнет Г. О значении эстетических потребностей и интересов в эстетическом воспитании. В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи. М.: Педагогика, 1981. - С. 35-40.

127. Методы изучения ребенка. /Сб. статей под ред. Н.А.Рыбникова. Орел. Изд-во "Красная книга", 1923. -140 с.

128. Методы педагогических исследований. Лекции /Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972. - 160 с.

129. Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990. - 217 с.

130. Молданова ТА. Линейный орнамент хантов реки Казым. Материалы по этнокультурной истории Западной Сибири. Томск, 1988. - 79 с.

131. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. -47 с.

132. Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов детей младшего школьного возраста. М.: "Известия АПН РСФСР", вып. 73, 1955.

133. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения специального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 238 с.

134. Народное искусство и современная культура. /Под ред. М.А.Некрасовой, К.М.Макаровой. М. 1991. - 378 с.

135. Некрасова М.А. Современное народное искусство. JL: Художник РСФСР, 1980.-205 с.

136. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 е., ил.

137. Новикова Л.И. Путь к творчеству. М.: Просвещение, 1976. - 186 с.

138. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. Сочиненное Г.Новицким в 1715 году. Изд-во: Л.Майков. Спб. - 1884. -116 с.

139. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1971. -269 с.

140. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование /Под ред. ЛВ.Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

141. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. Л.: Лениздат, 1974. -199 е., ил.

142. Основы декоративного искусства в школе. /Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина. М.: Просвещение, 1981. - 175 е., ил.

143. Петровский A.B. О психологии личности. М.: Знание, 1971. - 64 с.

144. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

145. Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и его учеников. М. 1993. 67 с.

146. Прыткова Н.Ф. Одежда хантов. //Сборник Музея антропологии и этнографии. М., Л. 1953. Т.15.

147. Психология процессов художественного творчества. /Под ред. Б.СМеилЕйа, АЛ.Хренова. М.: Наука, 1980. - 284 с.

148. Развитие художественных способностей: Сб. ст. /Под ред. Н.П.Сакулиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. -368 с.

149. Романова С.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. - 256 е., ил.

150. Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993. - 208 с.

151. Ростовцев H.H. Некоторые актуальные проблемы эстетического воспитания школьников. /Отв. ред. Н.Н.Ростовцев/. М., 1871. - 88 с.

152. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 е., ил.

153. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-485 с, Т.2.-322 с.

154. Рыбников H.A. Детские рисунки и их изучение. М. - JL, 1926. - 47 с.

155. Семенова М.Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников. В кн.: Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сб. науч. трудов /Под ред. БЛЮсова. - М, 1981. - С. 29-49.

156. Симаковская М.С. Развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности младших школьников: Кн. для учителя /Под ред. М.П.Осиповой, Н.И.Качановской. Минск: Нар. асвета, 1987. - С.88-89.

157. Сирелиус У.Т. Домашние ремесла остяков и вогулов. Тобольск, ЕТГМ. 1906-1907, вып. 15,16.

158. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. - 96 с.

159. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

160. СоколоваЗ.П. Путешествие в Югру. М.: Мысль, 1982. -173 е., ил.

161. Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в XV11I-X1X вв.: Проблемы фратрии и рода. М.: Наука, 1983. - 325 с.

162. Соколова З.П. На просторах Сибири. М., 1986. - 239 е.,ил.

163. Соколова З.П. Легенды Вут-Ими: Путешествие по Оби и ее притокам к ханты и манси. Сургут, 1993. - 76 е., ил.

164. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-1У классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. -16 с.

165. Старцев Г. Остяки. Л., 1928. - 96 с.

166. Сухова Т.Н. Некоторые характерные особенности детского художественного творчества. В кн.: Теория эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1978, С. 25 -38.

167. Сысоева Л.С. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. -Томск.: Изд-во Томского университета, 1980. -160 с.

168. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

169. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -В кн.: Вопросы художественного воспитания. М.: Изв. АПН РСФСР, вып. 11,1947.-C.7-26.

170. Титова З.П. Дневник Т.Кенигсфельда этнографический источник первой половины ХУШ в. по народам Сибири //Сов. этнография. - 1975. -№6.

171. Традиционные верования и быт народов Сибири XIX начало XX в. /Под ред. И.Н.Гемуева, А.М.Сагалаева. - Новосибирск, 1987. - 202 е., ил.

172. Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М.: НИИХН, 1981. -118 е., ил.

173. Тульвисте П.Э. Типы мышления и традиционные занятия. /Культура народностей Севера: Традиция и современность. Новосибирск, 1986. -194 с.

174. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. М., 1882. - 358 с.

175. ФлерйнаЕ.А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. - 80 с.

176. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изд-во1. АПН РСФСР, 1961.-333 с.

177. Формирование интересов учащихся в области искусства. Проблемы восприятия искусства. Казань.: Изд-во Казанского университета, 1970.- 107 с.

178. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К.Марковой. М.: Педагогика, 1986. -192 с.

179. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя /А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

180. Фрадкина Ф.И. Роль игры в формировании учебных интересов. М.: Известия АПН РСФСР, вып, 73,1955.

181. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

182. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Дис. доктора пед. наук. Орел, - 1982. - 572 с.

183. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

184. Чемякин Ю.П. Новый могильник в Сургутском Приобье. //Сов. археология. 1980. № 3. - 277 с.

185. Чернецов В.Н. Быт хантов и манси по рисункам XIX в. Л.: СМАЭ. Т.10.1949.

186. Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров. М. Т. 15. С. 116156.

187. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. /Под ред. Н.Н.Кузина, М.Н.Скаткиной. М.: Педагогика, 1980 - Т. 2. - 416 с.

188. Шевчук Л.В. Дети и народное искусство. М.: Просвещение, 1985. -128 с.

189. Шесталов Ю.Н. Мы живем на Севере. Л., 1961. - 34 с.

190. Шесталов Ю.Н. ЗемляЮгория. М., 1985.

191. Шесталов Ю.Н. Крик журавля. Свердловск, 1990.

192. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Изд. 2-е., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975. - 72 е., ил.

193. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, !977. -112 е., ил.

194. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1979. - 303 е., ил.

195. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов 2-е изд., перераб., и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 285 е., ил.

196. Шостакович Б. Поездка по р. Васюгану и Чижапке в 1876 году. -Томск. Газета "Томские губернские ведомости", № 46-48, 50-51.1877.

197. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979. -192 с.

198. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. доктора пед. наук. М., -1988. - 346 с.

199. Шульц Л.Г. Салымские остяки //Зап. Тюменского о-ва научного изучения местного края. -1924. Вып. 1. -183 с.

200. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество /Проблемы руководства изобразительным искусством детей. М.: Просвещение, 1975. - 272 е., ил.

201. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

202. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. -160 с.

203. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 206 с.

204. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В.В.Давыдова, ВЛ.Зинченко; Сост. Б.Д.Эльконин. М.: Педагогика, 1989.-554 с.

205. Эстетическое воспитание школьников /Под ред. А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.

206. Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г.С.Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

207. Этнические культуры Сибири. Проблемы эволюции и контактов. Сборник науч. трудов. / Отв. ред. И.Н.Гемуев, А.М.Сагалаев. Новосибирск, 1986. -155 с.

208. Юсов Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах. Минск, 1986.

209. Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

210. Якобсон П.Н. Эмоциональная жизнь школьника (Психологический очерк). М.: Просвещение, 1966. - 291 с.

211. Якобсон П.Н. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-47 с.

212. Sirelius U.T. Reise zu den Ostjaken. Helsinki, 1983.

213. Kaijalainen K.F. Die Religion der Jugra-Volker. Helsinkie;"Porvoo, 19211927. - T.l-3.

214. KarjalainenK.F., Toivonen Y.H. Ostjakisches Worterbuch. Helsinki, 1948. - T.1,2.

215. Vahter T. Ornamentik der ob-ugrier. Helsinki, 1953.

216. Honti L. Chrestomatia Ostiacica. Budapest, 1982.

217. Karjalainen K.F. Die Raligion der Yugra. Volker. - S. 40.

218. Questions sibériennes. Paris, 1990. - № 1. - P. 5.

219. Tschernetzow V.N. 1974. Barenfest bei den Ob-Ugrier. Acta Ethnographica Acadeviae Scientiarum Hungaricae, tomus 23 (3-4). Budapest, S. 285-319.246