автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста
- Автор научной работы
- Егорова, Лариса Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Егорова, Лариса Васильевна, 2004 год
Введение.
Глава I Теоретические основы формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста.
1.1. Якутский музыкальный фольклор как основа развития певческих навыков детей.
1.2. Содержание певческих навыков и особенности их формирования в процессе освоения якутского песенного фольклора.
Глава II Методика исследования развития певческих навыков на основе якутского музыкального фольклора.
2.1. Обоснование системы певческого репертуара на материале якутского музыкального фольклора.
2.2. Исходное состояние певческих навыков у детей (констатирующее исследование).
2.3. Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста"
В современных условиях перестройки жизни общества по принципам демократизации и гуманизации, расширения процессов децентрализации государственного управления, перехода от унитарной модели образования к многополярной предусматривается введение культурного и национально-регионального компонентов, исходящих из природно-климатических, культурно-исторических, экологических и народно-хозяйственных характеристик республики, социально-психологических особенностей ее населения.
Обновленная национальная школа призвана обеспечить трансляцию из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять влиянию чуждых народу псевдокультурных тенденций.
Курс на гуманизацию образования, развитие нового мышления и высокой художественной культуры невозможен без приоритета этико-эстетического, художественно-нравственного образования подрастающего поколения.
Художественное обучение и воспитание - основа возвышения человека как гармонически развитой творческой личности.
В соответствии с идеями концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) возникает необходимость формирования у детей традиций духовной культуры родного народа как неотъемлемой части общечеловеческой культуры. Приобщение к общечеловеческим ценностям успешно лишь тогда, когда ребенок имеет возможность с детства пройти через восприятие родной национальной культуры.
Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей, в частности, в совершенствовании вокально-хоровой работы.
Якутские народные песни, передаваемые из поколения в поколение, всегда испытывали на себе воздействие национальных особенностей певческого и речевого аппарата и дошли до нас как эталон вокального и речевого совершенства. Поэтому, изучение влияния традиций песенного фольклора народа на формирование певческих навыков детей младшего школьного возраста на примере материалов современной школы Якутии является актуальной научной проблемой.
Якутские народные песни всегда отличало ладовое своеобразие, особая выразительность и ярко выраженное импровизационное начало. Есть два компонента, доказывающие целесообразность использования якутского музыкального фольклора в педагогической практике. Во-первых, песня несет в себе характерные особенности музыкальной культуры того народа, к которому она принадлежит, и, таким образом, заставляет проникаться этими особенностями. А во-вторых, являясь в большинстве своем несложным, доступным для многих произведением, народная песня построена на естественных мелодических интонациях и оборотах музыки, что, по утверждению многих исследователей, в вокально-педагогической практике способствует правильному развитию голоса и слуха у детей младшего школьного возраста.
Народная педагогика мудро создавала ребенку условия для освоения им традиционных духовных ценностей народа, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые и разнообразные музыкальные переживания и впечатления.
Эстетические музыкальные впечатления ребенок получает с детства. Усваивается многокрасочный музыкальный язык родной национальной культуры.
Практика показывает, что якутский песенный фольклор
1 используется эпизодически в музыкально-певческом воспитании детей в общеобразовательной школе. Существующее положение необходимо преодолевать, что еще более подтверждает мысль о необходимости основательного изучения методики использования якутского песенного фольклора в обучении пению детей с самого начала обучения в школе.
Методика включения якутских народных песен в процесс учебных занятий сложна по многим параметрам и требует особо пристального внимания педагогов.
9 Во-первых, данное положение связано с недостаточной распространенностью якутских народных песен в быту, особенно среди городского населения. Это обусловливает проведение специальной работы по созданию необходимого запаса слуховых впечатлений, что требует дополнительного времени.
Во-вторых, использование якутских народных песен затруднено из-за неразработанности конкретно-методических приемов работы с песенным материалом в певческой деятельности детей младшего школьного возраста.
• Особое значение в развитии певческого голоса детей имеет правильно отобранный учебный репертуар, который необходим для обеспечения процесса обучения пению. Помимо развития специальных певческих навыков, он должен соответствовать различным качественным критериям: быть художественно значимым, доступным и интересным детям, стимулировать развитие эмоционального восприятия и творческого мышления.
Большую помощь в организации необходимых педагогических условий в певческой деятельности может оказать якутский песенный фольклор.
Актуальность темы исследования обусловлена:
- недостаточностью основательного изучения методики использования якутского песенного фольклора в процессе обучения пению детей младшего школьного возраста;
- важностью использования якутских народных песен, содержащих богатый идейно-художественный потенциал, для формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста;
- значимостью изучения якутского песенного фольклора в музыкально-педагогическом аспекте, то есть возможностью использовать новые методы и приемы, формы воспитания и обучения в формировании певческих навыков у детей.
Степень научной разработанности* Становление и развитие методической мысли в области школьного хорового пения в России происходит в 60-х годах XIX века.
Основные педагогические идеи, в том числе и в области вокальной методологии, выдвигаются такими выдающимися деятелями, как В. Одоевский, А. Серов, Н. Брянский, Д. Зарин.
В отечественной музыкально-педагогической науке проблемам совершенствования методологических основ музыкально-эстетического воспитания детей, изучению детского голоса и методов его развития посвящены исследования ведущих ученых и деятелей музыкального воспитания - Э.Б. Абдулина, О.А. Апраксиной, Н.К. Баклановой,
Е.Я. Гембицкой, H.JI. Грозденской, В.И. Закутского, JI.C. Зориловой, 6
А.Д. Кастальского, Д.Л. Локшина, Е.И. Максимова, Н.Д. Орловой, М.А. Руммер, В.Г. Соколова, В.Н. Шацкой.
Также в силу сложных условий вокально-хоровой работы в школе, отдельными педагогами разрабатывались такие нетрадиционные методы, способы, приемы, как например, применение алгоритмизации, начальное обучение пению с одного звука, тактильные приемы - В.В. Емельянов, Д.Е. Огородное и др.
Изучение работ по проблеме развития певческого голоса детей в целом показало, что к настоящему времени в отечественной музыкальной науке накоплен значительный опыт и выявлены особенности их формирования, на что опираются многие существующие программы и методы обучения пению (С.Н. Гладкая, Т.И. Глушакова, Н.Н. Добровольская, И.И. Левидов, Е.М. Малинина, М.А. Медведева, К.Ф. Никольская-Береговская, Т.Н. Овчинникова, Н.Д. Орлова, В.И. Сафонова, В.Г. Соколов, Г.П. Стулова, П.В. Халабузарь, B.C. Попов, Н.Н. Добровольская и др.).
Проблемам совершенствования учебно-воспитательного процесса в вокально-хоровой деятельности детей младшего школьного возраста посвящены диссертационные исследования (А.К. Брыль, Л.В. Варламова, С.Н. Гладкая, Н.Л. Гродзенская, Л.М. Жарова, Э.С. Заруба, Б.Д. Критский, А.Г. Ряписова, Л.М. Седунова, А.А. Сенюрин, В.М. Шепелев, В.А. Якунина).
Значительный вклад в изучение народной педагогической культуры внесли Я.-А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.
О необходимости использования в музыкальном воспитании и обучении народого музыкального творчества говорили многие педагоги, музыканты, фольклористы прошлого - С.И. Миропольский, А.Н. Карасев, А.Л. Маслов, Е.Линева. В трудах видных деятелей музыкального образования - Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, Н.А. Ветлугиной,
О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского рассматривались разные аспекты приобщения школьников к народному искусству.
Опора на национальный музыкальный фольклор является важнейшей особенностью музыкально-педагогических систем 3. Кодая, К. Орфа.
Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования Э.Е. Алексеева, Б.В. Асафьева, И .Я. Богуславской, И.П. Василенко, B.C. Воронова, Д.Б. Кабалевского, Н.Т. Климовой, А.Г. Ларионовой, Г.С. Масловой, И.П. Работновой, Ф.А. Фалеевой и др. Исследования авторов отражают народную художественную культуру в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и музыкально-педагогическом аспектах.
Обращает на себя внимание тот факт, что при значительном разнообразии научных концепций и содержания ведущих исследований по данной проблеме практически отсутствуют исследования, направленные на изучение якутской национальной песенной культуры в педагогическом аспекте. Особенно остро ощутима эта проблема в использовании якутского песенного фольклора, в обучении пению детей.
Объект исследования: музыкальное обучение детей на уроке музыки в школах Якутии.
Предмет исследованиях процесс формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста на образцах якутского музыкального фольклора.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой достичь интереса к певческой деятельности, а также художественной выразительности в процессе исполнения возможно в результате развития певческих навыков, формируемых в результате следующих условий: обучение должно проводиться в определенной системе, в основу которой положено последовательное формирование певческих навыков; формирование певческих навыков целесообразно осуществлять на основе народных певческих интонаций стиля дэгэрэн ырыа; для развития интереса к певческой деятельности и более эффективного усвоения певческих навыков целесообразно введение элементов игровых ситуаций, характерных для якутского фольклора.
Цель исследования - научно-педагогическое обоснование и экспериментальная проверка наиболее оптимальной методики формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста на основе якутского песенного фольклора.
Задачи исследования: осуществить анализ якутского музыкального фольклора и методической литературы с целью уточнения теоретических подходов к формированию певческих навыков у детей младшего школьного возраста; разработать и обосновать построение системы певческого репертуара на материале якутского народного мелоса; выявить психолого-педагогические условия формирования певческих навыков детей Якутии в процессе освоения системы певческого репертуара; разработать экспериментальную методику по формированию певческих навыков у детей младшего школьного возраста на основе разработанной системы певческого репертуара; провести опытно-экспериментальную работу, в ходе которой уточнить и апробировать степень эффективности специальной методики формирования певческих навыков у детей.
Методологическую основу исследования составляют философские идеи о высших ценностях в развитии личности, этических и эстетических аспектах музыкального искусства, разработанные в философских трактатах мыслителей античности — Демокрита, Платона, Аристотеля; работах философов средневековья — Августина, Боэция, Н. Орема; немецкой классической философии — И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля; отечественных философов — Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева.
Теоретической базой явились положения, выдвинутые ведущими учеными в области педагогики, психологии, физиологии высшей нервной деятельности Б.Г. Ананьевым, Ю.К. Бабанским, М.П. Блиновой, JI.C. Выготским, И.Я. Лернером, Б.М. Тепловым, музыкознания Б.В. Асафьевым, А.А.Егоровым, А.Д. Кастальским, В.И. Краснощековым, В.Г. Соколовым, П.Г. Чесноковым, труды по проблемам духовного развития личности А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Л.С. Зориловой и др., общие принципы музыкально-педагогической науки, сложившиеся в процессе исторического развития и нашедшие отражение в трудах педагогов-исследователей, ведущих преподавательскую деятельность: Н.К. Баклановой, В.И. Закутского, Л.С. Зориловой, Е.И. Максимова; детского вокально-хорового исполнительства (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, B.C. Попов, Н.А. Ветлугина, Е.Я. Гембицкая, Д.Б. Кабалевский, Л.Л. Куприянова, М.А. Медведева, Г.П. Стулова); исследования фольклористов И.И. Зелидовского, Е.В. Гиппиуса, Э.Е. Алексеева, А.И. Ларионовой и др.
Диссертантом использовались следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической, философской, психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; изучение и анализ учебно-методической документации средних общеобразовательных и музыкальных школ: учебных планов, программ и учебно-методических пособий по хоровому пению; опрос-интервью преподавателей музыкальных школ, общеобразовательных школ и детей младшего школьного возраста; педагогический эксперимент, состоящий из подготовительного, констатирующего, поисково-формирующего и контрольного этапов, включающих педагогическое наблюдение, беседы, срезовый, текущий и итоговый контроли, моделирование конкретных профессиональных ситуаций. Исследование проводилось в несколько этапов: Первый этап включал анализ и оценку современного состояния проблемы исследования в теории и практике музыкального воспитания, изучение новейших технологий в области вокального развития детей младшего школьного возраста. Был посвящен изучению философской, искусствоведческой, психологической, музыкально-педагогической литературы, а также анализу якутского песенного фольклора. Формулировались цель, задачи, общая гипотеза исследования. Разрабатывалась методика экспериментальной работы с детьми -определялись диагностические задания, выявляющие уровень певческих навыков детей младшего школьного возраста, отбирались и систематизировались образцы музыкального фольклора.
Второй этап был связан с осуществлением опытно-экспериментальной работы. Был проведен констатирующий эксперимент, с целью выявления состояния общего музыкального и вокального развития детей, а также степени ознакомления детей и преподавателей с якутским фольклором. В нем участвовало 78 учеников младших классов и более 50 педагогов.
Третий этап — проведение формирующего эксперимента, в процессе которого проводилось опытно-экспериментальная работа, с целью проверки эффективности экспериментальной методики, включающей овладение детьми младшего школьного возраста певческими навыками на основе якутских народных песен, по разработанным критериям (мягкая звуковая атака, напевное звуковедение, правильное фонационное дыхание, четкая дикция, чистота интонации, хоровой ансамбль, умение корректировать ошибки в пении); на обобщающем этапе проводилось подведение итогов, полученных результатов и оформление диссертации.
Данное исследование по специальности 13.00.02 - "Теория и методика обучения и воспитания (музыка)" включало опытно-экспериментальную работу, позволившую выявить влияние якутских народных песен на формирование певческих навыков на начальном этапе обучения.
Научная новизна заключается в разработке методологических и методических положений, определяющих пути формирования певческих навыков детей Якутии. осуществлен анализ якутского музыкального фольклора в соответствии с методической литературой с целью уточнения теоретических подходов к формированию певческих навыков у детей; определены психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста, опирающиеся на особенности накопления и освоения интонационного опыта и последующего воплощения в исполнительской вокальной деятельности (наличие художественного образа, вокальные особенности якутских народных песен и т.д.); разработана и теоретически обоснована система певческого репертуара на материале якутского народного мелоса, в основе которой лежит последовательное расширение певческого диапазона; разработана и экспериментально проверена методика формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста на материале песен стиля дэгэрэн ырыа и характерных этому стилю особенностей (ладотональность, четкая ритмическая структура, малый звуковой объем и т. д.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен теоретический материал, раскрывающий характерные особенности якутского певческого фольклора. Показана эффективность использования якутских народных песен при формировании певческих навыков у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса «Методика музыкального воспитания» в высших и средних специальных учебных заведениях Якутии в целях усовершенствования учебно-воспитательного процесса, при создании программ по курсу «Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах», при разработке лекционных курсах по методике обучения пению.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивались опорой на научно-методологические положения, на разнообразие методов исследования и большой фактический материал, полученный в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения: певческая деятельность детей рассматривается как психологический познавательный процесс, в основе которого находится образно-чувственное, эмоциональное и субъективное начало, являющееся важным условием последующего развития;
- важным условием последующего развития певческой деятельности детей является формирование знаний об особенностях певческого музыкального этноса якутов и. усвоение и закрепление в певческой деятельности характерных музыкальных интонаций;
- введение в процесс работы игровых ситуаций, являющихся составной частью национальной культуры якутов, побуждает детей к более эмоциональному восприятию мелодического материала и способствует закреплению мелодических оборотов в певческой деятельности.
Апробация и внедрение результатов основных положений диссертационного исследования осуществлялись в процессе обсуждения материалов исследования на кафедре «Музыкальное образование» МГУКИ; в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях (1999-2003 гг.); публикации статей в межвузовских сборниках.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Настоящее исследование показало, что в педагогической практике общеобразовательных школ основополагающим является использование классического академического певческого материала, далекого от национальной основы якутского этноса. Народные песни используются в фольклорных классах музыкальных школ и детских фольклорных ансамблях. Поэтому актуальность данной темы неоспорима.
2. Использование якутских народных песен в некоторых общеобразовательных школах носит бессистемный, эпизодический характер в силу весьма ограниченного изучения якутского песенного фольклора в целом и полного отсутствия анализа якутского песенного фольклора в педагогическом аспекте.
3. Изучение якутского музыкального фольклора показало преимущество стиля дэгэрэн ырыа перед дьиэрэтии: в дьиэрэтии ырыа используются своеобразные гортанные призвуки — кылысаха, в дэгэрэн ырыа предполагаются иные способы звукоизвлечения; дьиэрэтии ырыа основано на свободном метроритмическом развитии, дэгэрэн четко ритмизован.
4. В процессе работы были изучены психофизиологические особенности детей, якутского региона, которые способствовали определению подхода к формированию певческих навыков. Для этого было выявлено, что: песни в стиле дэгэрэн ырыа являются наиболее приемлемыми в качестве методической основы для решения педагогических задач. в певческой деятельности детей наиболее целесообразно использование песен дэгэрэн ырыа позднего происхождения, основанных на определенных ладовых образованиях, которая позволяет, которая позволяет ориентировать музыкальный слух детей на накопление интонаций связанных с мажорно—минорной системой. Также указывается, что аутентичный фольклор в этом случае явился бы резким диссонансом.
5. Особенности якутского музыкального фольклора способствуют выработке своеобразного вокального стереотипа значительно облегчающего последующее усвоение певческого репертуара.
6. В процессе исследования было выявлено, что монодийность мелодики якутских народных песен при коллективном исполнении предполагает унисонное пение, то есть овладения детьми специфическими для хорового звучания навыками.
7. Исследование якутских народных песен показало, что она обладает не только необходимыми качествами, способствующими развитию певческих навыков детей (ладово-интонационная основа и эмоциональный настрой), но и является дидактическим материалом для реализации нравственного и эстетического воспитания учащихся.
8. Результат опытно-экспериментальной работы показали, что художественность и доступность музыкального и поэтического языка якутских народных песен активизирует процесс формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста.
9. Исследования показали некоторые особенности формирования музыкального слуха на основе ладотонального своеобразия якутского мелоса.
10. Процесс освоения певческих навыков детьми требует комплексного подхода, выделяя в каждом конкретном случае ведущий навык (артикуляция, дикция, дыхание, звукообразование и некоторые типы голосоведения).
11. Опытно-экспериментальная методика формирования певческих навыков у детей основывается на двухпериодах: донотный — активизирует процесс развития музыкально-слуховых представлений на начальном этапе обучения; нотный, приобретенные теоретические знания способствуют навыку сольфеджирования, что выводит процесс на образовательный уровень.
12. В процессе исследования непременным условием является опора на историко-этнографические, национально-художественные факторы, связанные со спецификой региона.
13. Впервые разработана система певческого репертуара в соответствии с возрастными и региональными особенностями детей младшего школьного возраста Якутии. Выявлены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста (общие и специальные (ментальные)) и определены критерии системы певческого репертуара: иметь художественно-эстетическую направленность; учитывать вокальные особенности детского голоса; способствовать развитию интереса детей и стимулировать их эмоциональное восприятие; строится на основе расширения детского певческого диапазона; способствовать развитию музыкально-слуховых навыков.
14. В процессе создания певческого репертуара учитывался принцип саморегуляции певческого голоса.
15. Исследования подтвердили, что качество музыкального развития детей младшего школьного возраста может быть существенно повышено при соблюдении следующих педагогических условий: включение детей в самобытную художественную систему народной культуры; взаимосвязи трех компонентов народного искусства (поэтического слова, музыки, движения).
16. Результаты настоящего исследования показали, что наибольшая эффективность формирования у детей младшего певческих навыков средствами народного искусства достигается лишь при условии установлении взаимосвязи между комплексом методических приемов и различными формами организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
17. В результате проведенного исследования возникают необходимости: в пересмотре программы для средне-специальных и высших учебных заведений Республики Саха (Якутия) по подготовке учителей музыки с целью формирования у будущих педагогов интереса к народному искусству и умения использовать его как средство обучения детей младшего школьного возраста; продолжения разработки методических рекомендаций по формированию навыков у детей на материале якутской народной песни; дает основание к созданию специальной хрестоматии якутской народной песни для детей младшего школьного возраста.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Егорова, Лариса Васильевна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования. - М.: Прометей, 1997. - 18 с.
2. Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994.-608 с.
3. Азаров Ю.П. Педагогика отечественной культуры и современность //Проблемы отечественной культуры и судьба молодого поколения: Тезисы международной научно-практической конференции. М.: МГУКИ, 1997
4. Алексеев Э.Е. Якутская песня в прошлом и настоящем // Социалистическая музыкальная культура: Традиции. Проблемы. Перспективы. -М.: Музыка, 1974. С. 294 - 319
5. Алексеев Э.Е. Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора //Популярная звезда. 1965. - № 4. - С. 123-128
6. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. М.: Музыка, 1976.-287 с.
7. Алексеев Э.В., Николаева Н.Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск, 1982. - 100 с.
8. Алексеев Э.Е. Раннее фольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. М.: Советский композитор, 1986. - 239 с.
9. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. - 239 с.
10. Алексеева Г.Г. Якутский музыкальный фольклор в записи М.Н.Жиркова //Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Межвуз. сб. науч. тр.: Вып. 3. Новосибирск, 1986. - С. 131-153
11. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж: НПО «МДЭК», 1998. - 352 с.
12. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя -музыканта: Учебное пособие. М.: Владос, 2000. - 336 с.
13. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи //Развитие детского голоса: Сборник. -М.: АПН РСФСР, 1963. С. 3 - 18
14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: Т. 2. М.: Педагогика, 1980.-284 с.
15. Андреева Л. Л., Локтев B.C. О самодеятельном детском хоре: Методическое пособие //Искусство хорового пения (ГМПИ им. Гнесиных): Сборник. -М., 1963. С. 23 - 31
16. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. М.: Музыка, 1967. - 215 с.
17. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск: ЧИФ «Ситим», 1995. - 54 с.
18. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1983.-222 с.
19. Апраксина О. А. О праве учителя-музыканта на эксперимент //Музыкальное воспитание в школе. 1978. - Вып. 13. - С. 66-76
20. Аристотель О душе. М.: Соцэкгиз, 1937. - 179 с.
21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс- М.: Музыка, 1971-376 с.
22. Асафьев Б.В. О народной музыке /Сост. Земцовский И., Кунакбаева А. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.
23. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М. -Л., 1965. - 156 с.
24. Аспелунд Д.Л. Основы постановки голоса в хоркружке. Теория и практика вокальной культуры в хоровой работе. М.: Гос. изд-во, 1930.-83 с.
25. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса /Под ред. Львова М. М. - Л.: Музгиз, 1952. - 192 с.
26. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 184 с.
27. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
28. Бабенко J1.C. Методы и приемы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста //Музыкальное воспитание в школе. 1979.-Вып. 13.-С. 17-26
29. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: АПН РСФСР, 1953. - 96 с.
30. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. М.: МГУКИ, 2001. - 122 с.
31. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе. М., 1994. - 94 с.
32. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учебное пособие. -М.: МГИК, 1992. 160 с.
33. Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учетом специфики учебного процесса //Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Сборник. Ч. 2. - М.: Советский композитор, 1989. - С. 27 - 41
34. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки: Сборник- М.: Просвещение, 1993. С. 126-228
35. Баренбойм JI.M. Музыкальная педагогика и исполнительство. -JI.: Советский композитор, 1974.-215 с.
36. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки. JL: Музыка, 1968. - 66 с.
37. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук: Собр. соч. в 7 т. Т. 5: Работы 1940 - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1996. - 731 с.
38. Беляев В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. Статьи и заметки. Доклады. М., 1971. - 73 с.
39. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 605 с.
40. Беркман Т.Д., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению. -М.: АПН РСФСР, 1961. Вып. 1 - 83 с.
41. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентиры отечественной педагогики (начало XX века) //Педагогика. 1998. - № 7. - С. 82 - 87
42. Бочев Б. Работа с детскими голосами в хоре. Бодрая смена //Музыкальное воспитание в странах социализма: Сборник. М., 1975. - С. 229-336
43. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса- М.: Наука, 1983.—411с.
44. Брянский Н.П. Учебник пения для школ. 7-е изд. - СПб: Юргенсон, 1904. - 88 е.: нот.
45. Варламов А.Е. Полная школа пения.- М.:Музгиз, 1953.105 с.
46. Вербов A.M. Техника постановки голоса. 2-е изд. - М.: Музыка, 1961. - 47 с.
47. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость //Восприятие музыки: Сб. Статей. М.: Музыка, 1980. - С. 229 - 244
48. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.- 207 с.
49. Виноградов Г.С. Народная педагогика /Под ред. Огородникова И.Т. Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1926. - 104 с.
50. Воинова А.Д. Вопросы певческого воспитания в школе. -М.: Музыка, 1953. 132 с.
51. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974. - 376 с.
52. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966.
53. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 4 Детская психология.- М.: Педагогика, 1984. 432 с.
54. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: Собр. соч. в 14 т. Т. 14, кн. З.-М., 1958.-440 с.
55. Гейнрихс И. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. М.: Музгиз. - 1962. - 245 с.
56. Гембицкая Е.Я. Из опыта работы с хором учащихся средней школы. М.: АПН РСФСР, 1960. - 167 с.
57. Гениуш А.Б. Фонетический метод в обучении пению. Материалы VI Всесоюзной научной конференции ИХВ АПН СССР. М., 1982.-С. 41
58. Гладкова С.Н. Исследование формирования певческих навыков у младших школьников (1-2 классы общеобразовательной школы): Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1975. - 20 с.
59. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. II Поли. собр. соч. Т. 2. М., 1952
60. Глушакова Т.И. Комплексы вокально-хоровых упражнений в формировании певческих навыков школьников //Работа хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей /Под ред. Стуловой Г.П.- М.: Прометей, 1992. С. 47-65
61. Гневышева В.К. Вокальное воспитание в хоре начальной школы //Музыкальное воспитание в школе. 1963. - Вып. 2. - С. 67 - 84
62. Гоголева С.В., Лепчикова Л.Г., Саввина М.Н. Хамсаныылаах оонньуулар, эргиллиилэр. (Подвижные игры). Якутск, 1961. -24 с.
63. Горюнова Л.В. Мир народного творчества //Музыка в школе. 1990. -№1. - С. 3-8
64. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Магистр, 1993. -190 с.
65. Григорьева А. А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха: Автореферат диссертации д-ра пед. наук. М, 1999.-32 с.
66. Григорян Г.А. Музыкальная культура Якутской АССР //Музыкальная культура автономных республик РСФСР: Сборник. М.: Музгиз, 1957.-С. 331 -351
67. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993
68. Гусев В.Е. О специфике восприятия фольклора (К проблеме синестезии в искусстве) //Творческий интерес и художественное восприятие: Сборник. М. - Л.: Советский композитор, 1978. - С 14-21
69. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /Академия педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
70. Далецкий О.В. Саморегуляция голоса певцов //Музыкальная Академия. 1999. - № 1. - С. 143-145
71. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе. Якутск: Издательство Якутского ун-та, 1991. - 64 с.
72. Детский голос. Экспериментальное исследование /Под ред. Шацкой В.Н. М.: Педагогика, 1970. - 132 с.
73. Детский голос: Экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1970. - 132 с.
74. Дистервег А. Собр. соч. Т. 2. - М., 1961. - С. 68
75. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. - 368 е.: нот., ил.
76. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.-675 с.
77. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. училищ по спец. 03.05.00 «Муз. воспитание», 03.07.00 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школ». -М.: Просвещение, 1989.-207 е.: ил.
78. Добровольская Н.Н. Распевание в детском хоре начальной школы. М.: АПН РСФСР, 1959. - 96 с.
79. Дьяченко В.И. Воспитание детей у якутов //Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сборник. Л., 1988
80. Егоров A.M. К вопросу о дыхании в пении //Вестник отоларингологии. 1953. - № 3. - С.
81. Егорова А.А. Теория и практика работы с хором. М. - Л.: Музгиз, 1951. - 239 е.: нот.
82. Емельянов В.В. Фонопедические упражнения для стимуляции голосового аппарата, профилактики и устранения расстройств певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков: Методическая разработка. М., 1988. - 35 с.
83. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению //Работа с детским хором: Сб. статей /Под ред. проф. Соколова В.Г. М.: Музыка, 1981.-С. 12-19
84. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. - 288 с.
85. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. -239 с.
86. Жирков М.Н. Якутская народная музыка-Якутск, 1981.-176с.
87. Жиркова P.P. Хомус тардыытыгар уорэнээччилэргэ комо. -Якутск, 1991. (В помощь юным хомусистам). - 32 с.
88. Закутский В.И. Учебно-воспитательный процесс и его совершенствование в хоровых коллективах Подмосковья: Методическое пособие. -М.: МГИК, 1990. 122 с.
89. Зарин Д.И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом. Год 1-й. М.: Унив. тип., 1907. - 152 е.: нот.
90. Заринская М.Ф. Работа над звучанием детского хора //Воспитание и охрана детского голоса: Сборник. -М.: АПН РСФСР, 1953.
91. Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. 3-е изд. - М.: Музгиз, 1935.
92. Засорина JI.H. Голос в развивающем обучении: Книга для педагога. СПб.: Лицей, 199. - 132 с.
93. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 338 с.
94. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: Теория, история и современные проблемы формирования: Дис. д-ра культурологии. М., 1999.-506 с.
95. Зорилова Л.С. Духовные основы музыкальной культуры //Музыкальная педагогика. Исполнительство: Вып. 1-2. М.: МГУКИ, 1998. - С. 16-23
96. Илларионов В.В. Чыыбы-чаабы чыбыргахтар. (Скороговорки). Якутск, 1992.-29 с.
97. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа средней общеобразовательной школы. Музыка, 1-3 класс. -М.: Просвещение, 1990. -С. 1-32
98. Каменский В.В. О певческих навыках в 1-2 классах. //Вопросы певческого воспитания школьников: Сборник. JL: Учпедгиз, 1959
99. Кант И. О педагогике. Избранное в 3 т. Т. 1. - О воспитании разума. - Калининград: Кн. Изд-во, 1995. - 248 с.
100. Капица О.И. Детский фольклор. JL: Музгиз, 1928. - 134 с.
101. Карасев А.Н. Методика пения. Ч. 1-2. 3-е изд. - Пенза, 1897.-260 с.
102. Кастальский А. Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. -М. Пг., 1923. - С. 58
103. Киселева Т.Г. Народное образование в России во второй половине XIX начале XX веков //Мир образования - образование в мире . -2002.-№3.-С. 123-136
104. Кодай 3. Венгерская народная музыка. Будапешт, 1961.134с.
105. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Под ред. Красновского А.А. М., 1955. - С. 651
106. Комиссаров О.В. Артикуляционные характеристики формирования гласных в речи и Пении у младших школьников //Материалы VI Всесоюзной научной конференции ИХВ АПН СССР. М., 1982. - С. 41
107. Кондратьев С.А. Якутская народная песня. М.: Советский композитор, 1963. - 180 с.
108. Корнилов Ф.Г. Саха бастакы ырыалара. Якутск, 1969.60 с.
109. Корнилов Ф.Г. Сборник якутских песен. Для голоса без сопровождения. М.: Музгиз, 1936. - 121 с.
110. Корнилова А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде (На материалах Республики Саха).- М.: Сахалолиграфиздат, 1997. 14 с.
111. Кочетов H.P. Вокальная техника и ее значение. М.: Музгиз, 1930
112. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. - 264 с.
113. Краевский В.В. Методология педагогики. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2001. - 244 с.
114. Краснощекое В.И. Технические и художественные приемы работы с самодеятельными хорами: Учебное пособие. М., 1980. - 84 с.
115. Кряжевских В.К. Народное песенное творчество и подготовка учителя музыки. М., 1998
116. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: В 2 т. Якутск: Национальное книжное изд-во, 1992
117. Куприянова JI.JI. Формирование исполнительско -творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор //Музыкальное воспитание в школе. 1986. - Вып. 17. - С. 34 - 48
118. Куприянова JI.JI., Шамина JI.B. Музыкальный фольклор. 14 классы. М., Просвещение, 1992. - 15 с.
119. Ларионова А.С. Дэгэрэн ырыа (песенная лирика якутов)-Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.- 152 с.
120. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. Л.: Тритон, 1936. - 53 с.
121. Левидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей. Л.: ДХВД, 1935.-72 с.
122. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. Л. - М.: Гос. Муз. Изд-во, 1939. - 111 с.
123. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М., Знание, 1976.-64 с.
124. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. - 96 с.
125. Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации /Под. ред. Корша О.Е. СПб., 1904. - Вып. 1. - 90 с.
126. Линева Е.Э. Начальные основы музыки. Лекцш Е.Э.Линевой. Первого курса хоровыхъ классовъ Народной консерваторш: Вып. 1.-М., 1909.-С. 27
127. Локшин Д.Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М.: АПН РСФСР, 1957. - 296 с.
128. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной школе. М.: АПН РСФСР, 1957. - 296 с.
129. Ломакин Г.Я. Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам. СПб., 1895. - С. 26
130. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.
131. Маак Р.К. Випюйский округ Якутской области. СПб., 1887.-192 с.
132. Мазель Л. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. - 300 с.
133. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. - 164 с.
134. Максимов Е.И. Российские музыканты самородки.- М.: Советский композитор, 1987. -199 с.
135. Малаховский В. ., Виноградов Г.С. Детские тайные языки //Просвещение Сибири. 1928.
136. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967. - 88с.
137. Маслов А.Я. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913
138. Медведева М.А. О влиянии некоторых вокальных школ на формирование певческих навыков у детей //Тезисы научно-практической конференции «Традиции и современность». М.: МГУКИ, 1995. - С. 45 - 49
139. Медведева М.А. Система упражнений в формировании певческих навыков у детей 5-7 лет. Аврореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед.наук. -М., 1986. 25 с.
140. Медведева М.А. Упражнение как метод активизации обучения пению детей дошкольного и школьного возраста //Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. М., 1983. - С. 65 - 72
141. Медушевская В.В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования //Теория и методика музыкального воспитания детей: Научно-методическое пособие /Школер JI.B., Красильникова М.С., Еритская Е.Д. и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 260-289
142. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно- генетическая основа //Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: Сборник. Киев, 1988. - С. 81-139
143. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики //Сибирский фольклор: Сборник. Вып. 2. - Новосибирск: Кн. Изд-во, 1971.
144. Мельников М.Н. К вопросу об эстетике детского фольклора. Улан-Удэ: Кн. Изд-во, 1969
145. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми //Музыкальное воспитание в школе. 1978. - Вып. 3. - С. 8 -37
146. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. -СПб., 1878.-С. 619-835
147. Миропольский С.И. Народная песня в воспитании //Беседа. 1872. -№ 10-С. 240-279
148. Мордовская А.В., Игнатьев В.П. Этнопедагогические основы регионализации системы непрерывного педагогического образования в Республике Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. - 111 с.
149. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. — JT.: Музыка, 1965. - 147с.
150. Морозов В.П. К Проблеме эмоционально-психологческого воздействия музыки на человека //Вестник РГНФ. 1997. - № 3. - С. 234-243
151. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. JL: Наука, 1967.232 с.
152. Назаренко И.К. Искусство пения. 3-е изд. - М.: Музыка, 1968.-622с.
153. Никольская-Береговская К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми: Методическое пособие в помощь обучающим пению. 2-е изд. -М.: Советская Россия, 1969. - 15 е.: нот.
154. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором //Музыкальное воспитание в школе. 1975. - Вып. 10. - С. 17-23
155. Овчинникова Т.Н. К вопросу об особенностях и происхождении пения //Развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб. тезисов VI научной конференции. М., 1982. - С. 174 - 178
156. Одоевский В.Ф. Музыкальная азбука. Избранные педагогические сочинения. -М., 1955. 120 с.
157. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. - 147 с.
158. Орлова Н.Д. О детском голосе М.: Просвещение, 1966.56 с.
159. Орлова Н.Д. О детском певческом голосе в условиях нормального его развития //Музыкальное воспитание в школе. 1965. - Вып. 4.160. Орлова Н.Д. О певческом рабочем диапазоне школьников
160. Музыкальное воспитание в школе. 1971. - Вып. 7.
161. Осенева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студ. муз. пед. отд. и фак. сред, и высш. пед. учеб заведении. - М.: Академия, 1999.-24 с.
162. Осокин П.И. Вокально-хоровые зарядки.-М.: АПН РСФСР,1951
163. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3-х т. Т. 3. - М., 1961.- С. 350
164. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997.-383 с.
165. Платон. Диалоги (Определения). М.: Мысль, 1986. - 607 с.
166. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии.- Якутск: Мин-во образ. PC /Я, 1994. 138 с.
167. Попов B.C. О развитии певческого голоса младших школьников //Музыкальное воспитание в школе. 1985. - Вып. 16. - С. 31-37
168. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение айыы. Школа кут - сюр : Учебное пособие. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1994. - 70 с.
169. Разумный В.А. Творчество народа и современность. М., 1990.-126с.
170. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Л., .1980. - 11 с.
171. Рудаков Е.А. Некоторые проблемы акустики и физиологии детского голоса ПО детском голосе: Сборник /Под ред. Орловой Н.Д. М.: Просвещение, 1966.-С. 17-22
172. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании /Пер. с французского М.А.Энгельгардта. СПб., 1912. - С. 50 - 51
173. Садовников В.И. Орфоэпия в пении. М.: Музгиз, 1958.80 с.
174. Сафонова В.И. Вокальное воспитание в хоре и некоторые акустические закономерности пения //Работа хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей /Под ред. Стуловой Г.П. М.: Прометей, 1992.-С. 107-121
175. Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса //Работа с детским хором: Сб. статей /Под ред. Соколова В.Г. М.: Музыка, 1981. - С. 33-39
176. Саха народыай ырыалара. Якутск: Кн. Изд-во, 1975. - 135с.
177. Семенова А.Д. Система учебно-воспитательной работы национальной школы по приобщению подрастающего поколения к традиционным видам труда (На материале школ Якутской АССР): Автореферат диссерт. канд., пед. наук.-Якутск, 1989. -161 с.
178. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1950. - 124 с.
179. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993. - 713 с.
180. Сийрдэ Э.Г. О дыхании при фонации //В кн. «Развитие детского голоса». М., 1963
181. Скрябин А.В. Саха ырыаларын ноталара. М.: Музгиз, 1927. - 28 с.
182. Соколов В.Г. Вопросы вокального воспитания в детском хоре //Работа хормейстера в детском хоре: Сборник научно-методических статей /Под ред. Стуловой Г.П. М.: Прометей, 1992. - С. 8 -19
183. Соколов В.Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1967. - 228 с.
184. Соколов З.В. Значение теории «социального характера» и коллективного бессознательного для понимания массовых социальных процессов //Стиль и традиции в развитии культуры: Сборник. JL, 1989. - С. 38-51
185. Старчеус М.С. Музыкальная психология. М.: Изд-во Московской государственной консерватории, 1993
186. Стулова Г. П. Дидактические основы обучения пению: Учебное пособие М., МГПИ им. Ленина, 1988. - 69 с.
187. Стулова Г.П. Методологические основы развития вокального слуха у детей /Научные труды Mill У. М.: Прометей, 1998. -(Серия «Гуманитарные науки»). - С. 438 - 441
188. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М.: Прометей, 1992. 270 с.
189. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения. Т. 1.- М.: Просвещение, 1979.- 163 с.
190. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.-303с.
191. Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М., 1975
192. Тегоюв Б.М. Психология музыкальных способностей. М., -Л, 1947.-345 с.
193. Толстой Л.Н. О народности образования. М., 1953.- С.238.280
194. Туллук-туллук доготтор. Якутск: Кн. Изд-во, 1968. - 176с.
195. Уткин К.Д. Чыычаахтаах хомус. (Напевы хомуса). Якутск, 1990-56с.
196. Ушинский К.Д. О народности в воспитании //Дошкольное воспитание 1993. - № 3. - С. 16 - 18
197. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб.: Типография Меркушева М., 1894. - 54 с.
198. Ушинский К.Д. Родное слово. Собр. соч. Т. 6. - М.: АПН РСФСР, 1949.-446 с.
199. Федоров А.С. Обугэлэрбит оонньуулара. (Игры предков). -Якутск, 1992.-45 с.
200. Федорова Т.Т. Тойукка огону уэрэтии методиката. (Методика обучения детей тоюку). Якутск, 1992 - 31 с.
201. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская Н.Н. Методика вокального воспитания. М.: Музыка, 1989. - 175 е.: нот.
202. Чесноков П.Г. Хор и управление им. 2-е изд. - М.: Музгиз, 1952. - 224 с.
203. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. — М.: Музыка, 1996. 184 с.
204. Шахназарова Н. О национальном в музыке М.: Советский композитор, 1963.- 131 с.
205. Шацкая В.Н. Музыкально эстетическое воспитание детей и юношества. .-М.: Просвещение, 1975. - 136 с.
206. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколениям народного искусства и традиционной кулыуры России. Шуя, 1994
207. Элементы музыкального воспитания по системе К. Орфа /Под ред. Баренгойма JI.A. М.: Просвещение, 1978. -184 с.
208. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. - 167 с.
209. Элькопин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. - 64 с.
210. Юдин С.П. Формирование голоса певца: Учебное пособие для высш. и средн. муз. учеб. зав. -М.: Музгиз, 1962. 167 с.
211. Юссон Рауль Певческий голос. М.: Музыка, 1974. - 262 с.
212. Якиманская И.С. Развивающее обучение М.: Педагогика, 1979. -144 с.
213. Ярославцева J1.K. Зарубежные вокальные школы: Учеб. пособие. М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1981. - 90 с.
214. Система певческого репертуара (донотный период)1. Сырдык куммут тыклыт1. Я J