автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование представлений о комическом в литературе у учащихся 5-7 классов
- Автор научной работы
- Белова, Анна Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование представлений о комическом в литературе у учащихся 5-7 классов"
Министерство народного образования РСФСР
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА
На правах рукописи УДК 8 / 077.2 /
Белова Анна Викторовна
Формирование представлений о комическом в литературе у учащихся 5-7 классов
13.00.02. - методика преподавания литературы
Автореферат диссертации ка соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург -
1992
Работа выполнена на кафедре методики преподавания русского языка и литературы Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени А.И.Герцена
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор Б.Г.Марандаан
Официальные оппоненты - доктор филологических наук,
профессор Е.И.Анненкова кандидат педагогических наук, доцент Е.С.Роговер
Ведущая организация - Новгородский государственный
педагогический институт
Зашита состоится " г. в^часов
на заседании специализированного совета К 113.05.02. по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герде-на / 191186, Санкт-Петербург, наб.реки Мойки, 48, корп. 6, ауд. 42 /
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного совета кандидат педагогических наук
ЖМШм.
Ы.А.МаАсурян
Определяемая метакатегорией эстетического, проблема выражения и восприятия комического несоответствия рассматривается в философском, психологическом, историко-литературном аспектах, и хотя остается недостаточно изученной на всех теоретических уров-' нях, не менее актуальным является ее методическое решение.
Как известно, В.Г.Белинский считал признаком зрелости литературы развитие в ней сатирического направления, а постижение комического читателем вершиной эстетического образования.
Актуальность работы обусловлена также процессами, происходящие в современной обшественной и культурной жизни, которые во многом определили изменение критериев оценки уровня литературного развития школьников.
Сегодня делаются попытки восстановления литературных генеалогических рядов, возвращается творчество таких писателей, как Ы.Булгакова, А.Платонова, И.Бабеля, ДДармса и др.
Появление названных и других ранее запрещенных,чнеопубликованных, повторно реабилитированных имен, воссоздавая культурный контекст прошлого, раскрепощая его, меняет обшее представление об историко-литературном процессе, смещает ориентиры на шкале художественных и духовных ценностей.
Безусловно, полвека издательской немоты не могли не оказать своего разрушительного влияния На формирование литературных вкусов школьников: была нарушена живая связь времен и литератур, порвана нвть литературной преемственности. У учащихся средней школы не могло сложиться адекватного представления о развитии сатирического яаяра в литературе.
С одной стороны, необходимо дать возможность нахлынувшему потоку сатирических произведений занять свое место в двух совершенно разных временных контекстах, при соотнесении которых они только а могут быть поняты, но, с другой - нельзя откладывать разговор о сатире на потом, уроки сатиры нужны сегодня - это уроки, воспитывающие вкус к исторической и эстетической подлинности.
Иное толкование получают а гшогие теоретические понятия,составлявшие суть комического, - понятия норш, меры, идеала.
Подобные процессы определили своего рода новый этап в поникании сатиры, которые требует современного анализа и оценки, а также соответствия содержания школьной программы по литературе
эстетическим критериям настоящего времени.
В современной методической литературе отмечается, что наиболее острые конфликты между читательским восприятием и художественным мышлением автора возникают при анализе сатирических произведений.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что учащихся средней школы привлекают в основном "внешние", "элементарные", формы комизма / Г.И.Данилова, А.М.Доку-сов, А.С.Елеонская, Е.Е.Зубарева, М.Г.Качурин, А.Р.Крайванова, В.Г.Марандаан, А.Мирзоев, В.И.Митрохина, И.Н.Назимов, В.В.Прозоров, В.С.Путинцев, Л.С.Шакирова и др. /, что предопределяет актуальность методических поисков.
В истории методики преподавания литературы названная проблема всегда была не только методической, но одновременно и историко-литературной, и социокультурной.
Демократизм жанра вызвал отношение к сатире как к "источнику свободомыслия". На протяжении веков сатирические произведения и в литературе, и в методике оценивались неоднозначно, обсуждался вопрос о возможности их включения в учебные программы.
Одним из первых в методической науке о важности эстетического воспитания заговорил в ХУ111 веке Н.И.Новиков, который считал, что такие жанры, как трагедия и комедия, требуют эстетически образованного читателя.
Проблема формирования представлений о комическом в методике преподавания литературы долгое время рассматривалась в связи с анализом отдельного сатирического или юмористического произведения, при этом каждый из исследователей, предлагая путь изучения того или иного текста, видел преимущества своего метода: филологического / Ф.И.Буслаев /, реального / В.И.Водовозов /, критического / В.Я.Стоюнии /, эстетического / В.П.Острогорс-кий /, сравнительного / В.П.Скопин /, объяснительного / В.П.Ше-реметевсклй / и т.д.
В качестве самостоятельной проблема оформляется в работах методистов конца 50-х годов XX века / И.Н.Назимов /, особенно остро возникает в методических исследованиях 60-х - 70-х годов в связи с осмыслением проблемы восприятия / А.М.Докусов, A.C. Елеонская, В.Г.Маранцман, Л.С.Шакарова и др./, возможностей
проблемного изучения литературных произведений / В.Г.Марагадаан, Т.В.Чирковская и др./.
В методической науке не ставился достаточно основательно вопрос о своеобразии восприятия и анализа сатирического текста в 5 - 7 классах. Диссертационные исследования Г.И.Даниловой, А.Р.Крайвановой, А.Мирзоева, В.И.Митрохиной, И.Н.Назимова, B.C. Путинцева посвящены методам и приемам анализа сатирического произведения, формирования понятий о сатире и юморе, читательской восприимчивости к сатире, воспитания средствами сатиры на уроках и во внеклассной работе в старших классах.
Цель нашего исследования: теоретическое я экспериментальное обоснование системы формирования представлений о комическом,в литературе у учащихся 5-7 классов.
Объектом исследования является процесс восприятия, а такяа стадии "активно-диалогического понимания" / М.Бахтин / учениками-подростками сатирических произведений.
Прета/ет исследования: методические условия в способа развития читательского восприятия комического несоответствия в худо-яественном произведении.
Научной гипотезой послужило предположение о том, что эстетический уровень восприятия художественных произведений юмористического я сатирического жанра может быть достигнут пра условна:
- рассмотрения периода литературного и возрастного развития учащихся 5-7 классов как сензитнвного для формирования представлений о комическом в литературе;
- соотнесения деятельности восприятия сатирического произведения с особой дяпольной природой комического;
- целостного анализа сатирического текста icaic "организованного единства всех сред" / П.А.Флоренский / ;
- взаимодействия структурных компонентов системы формирования представлений о комическом в литературе у учащихся 5-7 классов, построенной с ориентацией на отсутствие нн-вараанта комического, инварианта его Еоспраятая, с учетом возрастных а индивидуально-психологических особенностей школьников; которая может быть представлена как огагг сопоставления разнообразных
-б -
проявлений комического в художественных произведениях различной жанровой принадлежности/аналогично опыту накопления образных обобщений / по 0.И.Никифоровой /, процессу "действенного оперирования со звучаниями" / по С.Л.Рубинштейну /, включенных в обновленный историко-литературный и культурный контекст; ^рторая предполагает определенную последовательность изучения сатирических произведений : от адекватно воспринимаемых жанров - к текстам трудным для восприятия, от литературных "лабораторных моделей к художественным произведениям со сложным структурным построением; и определенную последовательность освоения комического несоответствия при анализе конкретного текста - от "внешних" форм комического - к пониманию сатирического подтекста / путь осознания комического противоречия может быть общепринятым в том смысле, что это путь от простого к сложному, но этот путь должен быть пройден не на протяжении всех лет обучения, а на каждом тексте каждый раз; условия проявления комического, многообразие его форм определяет литературное произведение /; связи внутри системы могут быть неодновариантными и неоднолинейными.
Избранное направление работы позволило поставить следующие основные исследовательские задачи:
1/ найти методические основания для решения проблемы;
2/ выявить особенности восприятия комического учащимися 5-7 классов;
3/ определить последовательность изучения текстов юмористического и сатирического жанра в 5 - 7 классах;
4/ обнаружить наиболее эффективные приемы анализа сатирического произведения в 5 - 7 классах.
Думается, научной новизной нашей работы является
- определение периода возрастного и литературного развития учащихся 5-7 классов как сензитивного для формирования представлений о комическом в литературе;
- признание необходимости целостного анализа сатирического текста в 5 - 7 классах;
- организация системы формирования представлений о комичес-: ком в литературе у учащихся 5-7 классов, предполагавшей, что для того, чтобы действие осмысленного восприятия стало самостоятельным мотивом, необходимо в процессах предыдущего восприятия
выявить определенный "стержневой ход", который "закрепляется" в ходе сопоставительного анализа - повторение дает узнавание и узнавание в новом качестве; признание необходимости определенной последовательности изучения сатирических произведений - от адекватно воспринимаемых жанров, от литературных "лабораторных моделей" - к текстам сложным для восприятия, сложным по своей структуре / "лабораторными моделями" и одновременно адекватно воспринимаемыми жанрами для учащихся 5-7 классов оказываются сатирическая сказка и басня /, определенной последовательности анализа отдельного сатирического произведения - от внешних проявлений комического - к осмыслению скрытого сатирического подтекста; признание возможности изучения текстов, "демонстрируюишх"црием, до изучения произведений, в- которых он становится на столь очевидным, тем самым признание возможности неодиолинейиых и неоднова-риантных связей внутри системы;
- выделение двух этапов в восприятии комического учащимися названного возраста: от радости, от удовольствия погружения в игру комического-к обнаружению трагической сущности сатиры;
- определение возрастных доминант в восприятии комического несоответствия / учащиеся 5 класса активнее воспринимают наглядность, театральность, игровое начало комического; шестиклассники-эмоциональнее в выражении отношения к сметному, комическому; семиклассники отличают прием, "смешное" слово, км доступно "стилистическое декодирование',' и вместе с тем она почти не делают попыток буквальной расшифровки текста /; доминант в восприятия сатирического приема / для учащихся 5 класса - преувеличение, повторение; для шестиклассников - комическая ситуация; для семиклассников - комическая деталь /,
На защиту выкосятся следующие положения:
- период возрастного и литературного развития учащихся 5 -7 классов является сензитивным для формирования представлений о комическом в литературе;
- условием адекватного восприятия должен стать целостный анализ сатирического произведения в 5 - 7 классах;
- обнаружение художественного приема - один из критериев понимания комического;
- проблема формирования представлений о комическом в лнте-
ратуре у учашихся 5-7 классов может быть решена при условии действия заявленной системы.
В работе были использованы следующие основные методы и приемы исследования:
- метод непосредственного наблвдения за читательскими реакциями;
- анкетирование;
- групповые.и индивидуальные беседы с учащимися и учителями;
- анализ творческих работ учащихся;
- изучение читательских формуляров;
- констатирующий эксперимент / эксперимент проводился в школах г.Череповца й 1, 4, 8, 14, 29 в течение 5 лет /;
- формирующий эксперимент / проводился в школах 4, 8» 14 г.Череповца / ;
- анализ различных видов деятельности школьников в ходе работы кружка " Как делается,смешное " / занятия кружка проходил* в школе * 14 г.Череповца /.
Птактическая значимость исследования связана с разработкой новой программы по литературе, с возможностью использования системы изучения комического в средней школе, материалов диссертации при подготовке курсов " Методика преподавания литературы", "Детская литература", спецкурсов и спецсеминаров в вузе.
Апробация шботы . Тема апробировалась в лекциях для студентов, на практических и лабораторных занятиях в курсах " Методика преподавания литературы","Детская литература", во время педагогической практики, иа спецсеминарах на педагогическом, дошкольном, филологическом факультетах Череповецкого государственного педагогического института им. А.В.Луначарского, в лекциях для учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных детских учреждений - слушателей заочных отделений Череповецкого пединститута.
По основным проблемам исследования сделаны сообщения на Гер-ценовских чтениях ЛШИ им.А.И.Герцена, на учебно-методическом семинаре кафедры литературы ЧПШ им.А. В.Луначарского.
Материалы диссертации использовались в работе учителей школ г.Череповца, садом диссертантом в работе в школах Ш 4, 8, 14 г.Череповца.
Основное содержание диссертации
Объем и структура. Диссертация содержит 141 страницу- машинописного текста и состоит из введения, двух глав, выводов, списка используемой и цитируемой литературы.
Во введении охарактеризованы предает и объект, цель и задачи, научная гипотеза и новизна, практическая значимость и методика исследования.
Проблема осознания логики комического несоответствия веками занимала представителей эстетики, философии, ставился вопрос о природе восприятия произведений сатирического жанра в психологии.
Не менее настойчивыми были и остаются поиски решения этой проблемы в методике преподавания литературы. Научить обнаруживать и понимать комическое также сложно, как и найтв некий эстетический, философский, психологически? эквивалент одной из самых изменчивых категорий.
В перрор гларе "Формирование представлений о комическом как методическая проблема" мы пытаемся выявить причины расхождения между авторской мыслью и читательским восприятием при анализе произведений сатирического жанра и наметить пути решения проблемы в методике.
Результаты многочисленных экспериментов, анализируемых в § 1 "О восприятии комического в литературе учащимися средней школы", приводят нас к выводу о том, что восприятию учащихся в большей степени адекватен так называемый "открытый" комизм, комизм положений / подобные формы комизма уже фиксируются в восприятии дошкольников и детей младшего школьного возраста, что подтверждается исследованиями Е.А.Бондаренко, Е.Е.Зубаревой, О.М.Концевой и др., не происходит значительного роста уровня восприятия комического учащимися на протяжении обучения в школе, некоторый рост объясняется лич'ь механизмом творческой активности /по О.И.Никяфоровой /, труднее осознается противоречивое единство смешного и печального, различаются приемы сатирического изображения, оттенки иронии, ее семантико-стилистическая двуплановость.
Во второй части § 1 пытаемся наметить пути преодоления обозначившихся трудностей в восприятии.
На наш взгляд, определявшим при изучении произведений сатирического, юмористического яанра должен стать разговор о личност-
ной природе искусства, литературы, так как этот жанр не только задан индивидуальностью писателя, его мировоззрением, но самый характер личностной природы р сатирическом, юмористическом тексте достаточно сложен и причудлив. Сатирический текст обладает известной степенью "закодированное™", и автор порой скрыт за системой сложных фантастических нагромождений. Отношения,которые складываются между автором как конкретным реальным историческим лицом и автором как особой эстетической категорией, как структурным компонентом, организующим текст, очень противоречивы в комической стихии произведений данной жанровой модификации.
"Мениппова" природа сатиры, которая заставляет вести философский диалог, то рассказывая притчи, то толкуя мифы, то исполняя стихи или прозу, предоставляет возможность названным "авторам" в рамках одного текста выразить себя одновременно во всех жанрах.
Подобная авторская полифоничность, точнее синкретическая по-. лифоничность, с одной стороны, с другой - авторская же приверженность к идее / "сатирик всегда несколько фанатик своих воззрений-М.Е.Салтыков-Щедрин /, стремление занять четко выраженную позицию требуют специального разговора об авторском начале в произведениях сатирического и юмористического жанра.
Особое значение в сатирическом произведении приобретает и самый способ организации структуры текста - его форма.
Форма становится стихией эзопова.языка сатиры. " Раскодирование" формы - это обнаружение смысла произведения,путь к автору.
В школьной практике преподавания литературы сложилась достаточно неплодотворная тенденция не просто рассматривать содержание отдельно от формы произведения, но и отдавать предпочтение так называемому идейному анализу. Во многом именно эта тенденция привела к тому, что учащиеся, как правило, отождествляют литературу и живую действительность, тем самым стирают грань условности художественного произведения.
Особый характер личностной природы, многослойность / как известно, самое слово сатира от латинского $а1ига, что означает мешанина, смесь /, неразрывное единство содержания и формы, предельная взаимообусловленность всех художественных компонентов в сатирическом произведении предполагают анализ "смысла" и всех выражающих его сред / текст - "организованное единство всех сред" -П.А.Флоренский / в подобного рода текстах и включение ученика на
всех этапах в концептуальный анализ литературного произведения.
Одной из причин наметившегося конфликта между авторской мыслью и читательским восприятием называют неизученность природы комического в эстетике. Думается, необходимо говорить, не столько о неизученности данной категории в эстетике, сколько о многообразии подходов к решению этой проблемы в науке, существовании большого числа толкований, интерпретаций комического. Хотелось бы воспринимать данное многообразие не как препятствие, а как возможность для более плодотворного разговора о комическом, сь-ысл существования которого в проявлении подобного многообразия.
Долгие годы методика стремилась опереться на некий эстетический инвариант комического, подобрать найденному инварианту методический антиалгоритм. По т?сей вероятности, инварианта комического все же нет.
Немецкий писатель конца ХУ111 - начала XIX века Жан-Поль в своей работе " Приготовительная школа эстетики" заметил: "Смешное испокон века не желало укладываться в определения фалософов-если только не против своей воли, просто потому, что чувство сметного принимает столько разных обликов, сколько есть на свете всякой невидали; среди всех чувств у него одного неисчерпаемый материал, равный числу кривых линий"/ Жан-Поль.Приготовительная школа эстетика. -Ы., 1981. - С. 127 - 128 /.
йлесте с тем при всем многообразии теорий комического все исследователи связывают эту категорию с понятием противоречия.
Необходимо показать детям механизм возникновения в действия противоречия в литературном тексте.
На наш взгляд, для этого должна быть выбрана.своего рода "лабораторная модель", и такой "лабораторной моделью" может быть басня, " в которой сосуществуют или, вернее, находятся одна в другой тв единстве две оси, сосуществующие в художественном тексте в единстве, в басне еше разъединенные" / М.Я.Подяков /.
Детям понятен и интересен повествовательный текст басни, необходимо открыть им другой - поучительный.
Должно состояться и знакомство с баснями Эзопа, родоначальника жанра, в которых подобная раздвоенность текстов более очевидна, а мораль более декларативна, тем салзш очевидным становится и процесс создания эзопова языка - языка сатирической литера-
туры.
Для учащихся 5 класса басня после соответствующего "ыотива-ционного" / А.В.Запорожец / анализа - адекватно воспринимаемый жанр, о чем свидетельствуют результаты проведенного наш эксперимента.
Басня "демонстрирует" и все возможные виды противоречий:це-ли-средствам/ басни И.А.Крылова "Квартет","Демьянова уха" /,дей-ствия-результатам / басня "Лебедь, Щука и Рак" / и т.д.
Противоречие дети воспринимают как противоположность, и противоположность двухполюсную. Необходимо формировать представление о том,что различие,противоположность - это ступени противоречия.
Возможным представляется путь осознания противоречия - от "предельных точек множеств" / Ф.Лимантов /, по которым они соприкасаются /подобными "предельными точками множеств" могут стать "внешние" формы комического /.
Комическое противоречив соотносится с понятиями нормы, меры, идеала, которые могут быть доступны учащимся. Если комическое -отклонение от нормы, то нужно говорить и о норме для каждой конкретной художественной реальности.
Природа комического противоречия необычна. На наш взгляд, можно говорить о некой ее дипольности. Дипольность предполагает наличие полюсов, которые не только отталкиваются друг от друга, но и взаимно притягиваются, отражаясь сами в себе и друг в друге. Дипольная структура не замыкается в заявленном противопоставлении, она мобильна и подвижна, а полюса ее открыты. Дипольность дает начало и многовалентному сатирическому образу, приему, символу, тем самым делая многовалентной "заданность" сатиры.
Думается, дипольность эстетической природы комического обусловливает многообразие оттенков смеха и его меру.
Учитель, отказавшись от поисков инварианта комического, инварианта его восприятия, ориентируясь на дипольность природы комического и на дипольность его восприятия, может показать это "многообразие оттенков смеха - эстетическое богатство комического" / Ю.Борев/.
Обшей "осью" диполя,соединяющей плюсы/норма,мера,идеал/ и минусы/отклонение от нормы,меры,идеала/ комического является индивидуальность писателя, поэтому, как мы уже отмечали, разговор о личностной природе при анализе сатирического, юмористического
текста должен стать определяющим.
Восприятие комического / по Жан-Полю / должно стать "поэтическим фантазированием рассудка, выпушенного на полную свободу".
С одной стороны, без свободу мышления, свобода восприятия невозможно проникнуть в суть комического, с другой - именно приобщение к комическому дает эту свободу:"...Смех не связывает человека, он освобождает его" / М.Бахтин /.
Односторонность восприятия и мышления во многом предопределена тем монологическим миром, в котором, по утверждению М.Бахтине, "все идеологическое распадается на две категории: одни мысли верные, значительные гасли, такие мысли не изображаются, а утверждаются. Другие неверные или безразличные".
Необходимо формировать и так называемое "Янусово мышление", которое "состоит в одновременном и активном постижении двух или более противоположных или противоречащих концепций!'
Все психические процессы взаимосвязаны, тем самым необходимо формировать и названное Л.С.Выготским "противочувствие"/ активное протекание процессов зависит от условий их протекания,т.е. раскрепощения мышления, воображения, эмоциональной деятельноеги/.
Как известно, в', эстетике нет однозначного ответа на вопрос, разграничивать ли понятия "комическое" и "смешное".
Мы принимаем точку зрения тех исследователей, которые определяют эти понятия как неравнозначные. Ка наш взгляд, комическое универсальнее смешного. Комическое в отличие от сменного может, соседствуя с трагическим, прекрасным, возвышенным, заполнять все художественное пространство текста, где-то обнаруживая себя явно, где-то оставаясь невыраженным, но имея при этом свои способа обнаружения. У смешного же есть определенные границы, оно в большей степени связывается с каким-то событием, происшествием, эпизодом, конкретной ситуацией. Но при своей неравнозначности эти понятия близки: "смешливость, т.е. готовая охота посмеяться, бывает часто причиною, а сознание контраста следствием" / С.Тормазов /.
Нет единодушия и в определении сатиры и юмора / сатиру рассматривают как угол зрения, форму комического, жанр, вид, род литературы /, установления соотношения между ними и общим понятием комического, в разграничении форм и приемов сатирического комизма в комизма юмористического.
Рассматривая юмор и сатиру как типы или формы комического противоречия, мы говорим о том, что в юморе и сатире норма и отклонение от нормы потенциально сближаются, в юморе это сближение очевидно, в сатире труднопреодолимо.
Думается, в школьной практике преподавания литературы не надо стремиться к изложению какой-то одной точки зрения, напротив, при разговоре о комическом многообразие суждений - условие для формирования наиболее полных представлений о комическом, своего суждения о нем.
Учителю необходимо дать учашимся и понятие о взаимообусловленности комического и трагического. Целесообразным представляется обращение к истокам жанра, так как и трагедия, и комедия, как известно, произошли из одного источника.
На наш взгляд, при изучении литературы в школе все понятия, связанные с общим понятием комического / мы рассматриваем все явления комического как родственные / требуют разграничения в зависимости от конкретного литературного материала. Условия проявления комического, способ его существования, границы комического, многообразие его форм определяет литературный текст.
Безусловно, единичные обращения к сатирическому тексту не решат проблему, необходима система формирования представлений о комическом в литературе / на необходимость системы изучения комического обращала внимание Л.С.Шакирова /.
Система должна складываться на самых ранних этапах знакомства с литературой. Предлагая вариант организации системы формирования представлений о комическом как опыта сопоставления разнооб- , разных проявлений комического в произведениях различной жанровой и родовой принадлежности, мы исходили из положений психологов, утверждавших, что именно в процессе сопоставления происходит "отбор небольшого числа стержневых ходов" / ¿¡Тс.Рубинштейн /."актуализация какого-либо следа" / И.М.Сеченов /, "действие установки предыдущего опыта" / А.В.Запорожец /.
Тем самым на уровне повторения происходит "закрепление хода? но это действие становится действием осмысленного восприятия, и повторение не является механическим: " присоединяется незначительное количество не отобранных, а счастливо заново найденных..." / "ходов" - А.Б./ лГс.Рубинштейн /.
Формирование представлений так асе происходит на уровне сопоставления: "возникающее представление становится заместителем и представителем всего ряда следов впечатлений от действительности" / К.М.Сеченов /.
Сатирический текст в каком-то смысле "сделан" из приемов. Художественному приему как "коду", как способу обнаружения подтекста, как средству эзопова языка в сатирическом тексте придается особое значение.
Обнаружение приема можно считать и критерием понимания комического.
Учащиеся должны овладеть определенным "набором" приемов сатирического изображения, "словарем" комического.
Прием сатирической литературы максимально условен. В-сатирическом тексте условность белее значима и более причудлива.
Условность сатирического произведения во многом аналогична условности игры, которую так любят и понимают дети. Условность-это то обшее, что объединяет игры разного талка.
Думается, и процесс восприятия сатирического,юмористического текста во многом аналогичен восприятию игры. Необходимо показать родство комического с игрой. По сути все приемы комического являются игровыми или носят игровой характер: переодевание, маски, бутафорский набор, театральность, наглядность,зримость, игра в животных, веши; игра допускает и деформацию предметов:преувеличение, преуменьшение и т.д.
Игровое поведение во многом аналогично пог-едению по отношению к сатирическому тексту. Необходимо проводить эти аналогии.
Овладение приемом параллельно может идти через приобщение к литературному творчеству: написать сатирическую сказку, басню, юмористический, сатирический рассказ. Это могут быть и упражнения по сознательному конструированию комедийных ситуаций, комедийной внешности, оценки их с позиции меры, нормы, конструированию остроумия.
И само по себе конструирование и осознание приема даст возможность узнавания и включения его в анализ текста.
Необходимо сделать прием, условность сатирического произведения узнаваемыми.
Когда-то Л.К.Герцен говорил о том, что"написать историю смеха было бы чрезвычайно интересно". И в этом смысле заявленная система могла бы быть представлена как "история смеха",т.о.,сатирические, юмористические произведения должны были бы располагаться в хронологическом порядке. Но часто другие критерии выступают в качестве определявших. Порой детям проше оттолкнуться от восприятия более узнаваемых произведений в стремлении понять, какую роль они играют в общем историко-литературном контексте и в какие отношения вступают в контексте историко-функциональном.
На наш взгляд, народная сатирическая сказка - это жанр, осмысление которого создает условия для последующего серьезного разговора о сатире.
По нашим наблюдениям, порой Н.В.Гоголь становится .более поня1 ным детям после изучения "стихов малодоступных", "случаев" Д.Харм-са, т.о., очевидным оказывается парадоксальный "закон" - чем ближе литература к современному читателю, чем откровеннее алогизм комического, чем заостреннее экспрессия литературных образов, тем легче вхождение читателя в причудливый и сложный мир сатирической литературы'.
Необходимо научить детей определенным приемам "раскодирования" сатирического произведения, с одной стороны, но, с другой -воспринимать сатирический текст как "код", не требующий расшифровки.
В организации процесса восприятия, комического мы выделяем два этапа: от радости, от удовольствия погружения в игру комического - к обнаружению трагической сущности сатиры.
Теория литературы должна изучаться на всех этапах. С учащимися 5 - ? классов можно говорить обо всех явлениях комического, но на их "языке".
Сатира - это жанр, изучение которого предоставляет возможность широкого выхода за ратаи одного предмета. И во многом именно этот "выход" позволяет осознать особую значимость языка сатиры в литературном контексте.
Рисунок и живопись наглядно демонстрируют, как все виды и фор мы комического "эксплуатируют" друг друга, как они все взаимозависимы.
Существуют синтетические жанры, которые владеют и словом, а рисунком, как бы раскладывая изначальную и последующую зримость комического на составные части. Это русский лубок. Не случайно в
этом жанре работал К.Малевич, во многом вышел из него П.Филонов. Новая форма как новое содержание для этих художников была особенно важна, и осмысление их работ приблизит к пониманию сатиры.
Зримым делает комическое и театр.
Комическое можно не только увидеть, но и услышать. Музыка использует те же приемы комического, безусловно, по-своему воплощенные: несоответствие ожиданию, нарушение гармонического сочетания звуков и т.д.
Необходима и особая психологическая атмосфера восприятия комического, о которой говорят ученые, - это и настрой на восприятие смешного, и "коллективное" восприятие комического / замечено, что человек не склонен воспринимать комическое в одиночестве/ и т.д.
В § 2 "Методические и психологические предпосылки формирования представлений о комическом в литературе у учашихся 5 -7 классов" мы говорим о том, что система изучения комического должна быть соотнесена с возрастными и индивидуальными особенностями восприятия учащихся. Более того, внимание к индивидуальному восприятию должно стать необходимым и обязательным.
Анализируя работы психологов, исследующих подростковый возраст / Л.С.Выготский, В.А.Крутеикий, Н.С.Лукин, Т.В.Драгунова и др./, приходим к выводу о том, ^то он является сензитивным для формирования представлений о комическом в литературе.
.Значительное развитие получают читательские интересы, привлекают внимание книги с научно-фантастическим и приключенческим сюжетом. На наш взгляд, этот момент заслуживает осдбого внимания. У детей сложился известный читательский'опыт восприятия фантастики, предопределенный повышенным интересом к этому жанру.
* Используя возможности реалистической образности, сатира и фантастика всегда обогащали друг друга, той же реалистической образностью определялась и их взаимная необходимость. Учащиеся видят и узнают это родство жанров, необходимо показать им секрет этой стилистической близости, объяснить, из чего возникает это ошушение родства, сделать для них подсказанное интуитивно теоретически понятным, тем самым подвести к пониманию природы реалистического повествования, всего богатства подтекста сатирической литературы, неоднозначности связи между формой и содержанием произведения.
Психологи, связывая процесс формирования чувства шора, чувства комического прежде всего с интеллектуальной деятельностью, отмечают, что "интеллект играет у подростка решающую роль"/Д.С.Выготский /, указывают на "бурное развитие самостоятельности, критичности мышления" у детей этого возраста, на восприимчивость их в отношении воспитания эстетических чувств, активность к усвоению норм, ценностей / В.А.Крутецкий, Н.С.Лукин, Т.В.драгунова /.
Ваяно для нас и положение психологов о том, что названный возраст - это возраст формирования нравственных идеалов, пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Любознательность и любопытство открывают путь к восприятию нового, интересного, значительного.
Не утрачивает в этом возрасте своего значения и игра.
Способность взглянуть на себя со стороны - это еще одно из завоеваний подростка.
Кроме того, эмоциональная активность и сила перекивания, которыми наделяет читателя "наивный реализм" смогут стать предпосылками для развития чувства юмора, чувства комического: "психическая структура-чувства юмора и чувства сострадания если не одна и та же, то очень близка " / А.Н.Лук /.
Думается, и природа комического, и природа представлений во * многом наложимы и близки природе возрастных возможностей восприятия комического учащимися 5-7 классов.
Период возрастного и литературного развития учащихся 5-7 классов рассматривается в методике преподавания литературы как пропедевтический. Думается, все периоды должны рассматриваться квк потенциально равнозначные, каждый период может восприниматься как сензитивный в определенном отношении, задача исследователей выявить максимальные возможности каждого периода, предполагая необязательность линейности и поступательности литературного развития.
• На наш взгляд, тенденция рассматривать процесс литературного развития как линейный явилась одной из причин такого долгого непонимания сатирического произведения учащимися средней школы.
Во второй главе " Особенности восприятия и методика анализа сатирического произведения в 5 - 7 классах" мы пытаемся показать, как могут быть применены общие положения системы формирования представлений о комическом, сформулированные в 1 главе, в анализе отдельного текста.
- 19 -
В § 1 " Восприятие и приемы анализа народной сатирической сказки как наиболее адекватного детскому восприятию жанра" мы пытаемся обобщить результаты проведенного наш эксперимента, выявляющего особенности восприятия учащимися 5-7 классов народной сатирической сказки, и приходим к выводу о том, что сатирическая сказка, так же, как и сказка вообше, адекватно воспринимается детьми названного возраста.
Сатирическая сказка использует все приемы, которые впоследствии будет использовать сатирическая литература, более того, сказка обнаруживает и делает очевидным механизм возникновения и движения комического противоречия в тексте. Адекватно воспринимая сказку, дети тем самым адекватно воспринимают и сатирический прием, который становится узнаваемым.
Эксперимент показал, что уровень восприятия сказки от класса к классу становился вше,во многом каждый новый более высокий уровень задавала именно сказка. Учащиеся разных возрастных групп продемонстрировали свои особые возможности восприятия сатирической сказки: ученики 5 класса воспринимают смешное живее и непосредственнее, острее чувствуют игровое начало сказки, ее наглядность, они с удовольствием погружаются в смешную стихию текста; шестиклассники более активны в выражении своего отношения к смешному, чувство сострадания, которое они испытывают к героям»настолько сильно, что они легче и охотнее воспринимают этих героев в юмористическом контексте,нежели в сатирическом; семиклассники способны на обобщение наблюдений над проявлениями комического, они отличают гиперболу как прием, чувствуют сатирический подтекст, поникают "язык сатиры", осуществляют попытки его " раскодирования" и вместе с тем не стремятся к буквальной расшифровке.
Эти особенности восприятия комического учащимися 5-7 классов, выявленные в констатирующем эксперименте, легли в основу системы формирования представлений о комическом и предопределили заявленную последовательность изучения сатирических произведений.
Возрастной уровень восприятия сатирической сказки преобладал над индивидуальным, хотя, безусловно, среди учащихся 5,6, 7 классов были дети, которые воспринимали различные проявления
комического индивидуально, но по отношению к сказке мы могли бы все же говорить о некой "исторической всеобщности" восприятия.
Положение психологов о том, что сказка во всех отношениях адекватно воспринимаемый жанр, 'что при включении, в контекст сказки непонятных детям образных выражений удается достичь их понимания .стало для нас определяющим при обнаружении наиболее эффективных приемов анализа сказки. Освоение всего"еловаря"комического / алогизм, комическое противоречие,несоответствие норме, мере, идеалу и т. д. / на материале одного текста через обнаружение художественного приема - " узнавание " приема в других текстах, осмысление его роли и значимости - использование его в своем тексте,- таким может быть путь анализа сатирической сказки.
Сопоставление сказки с древнерусскими повестями с аналогичными сюжетами, размышления над природой подтекста в животной сказ ке, над проявлениями комического г. жанрах русского народного юмора, создание лубочных картин по мотивам сюжетов народных сатирических сказок поможет сделать сатирический прием узнаваемым.
Изучение сатирической сказки - это очень важный этап, подготавливающий ребенка к осмыслению сложного сатирического произведения. Изучение сатирической сказки - это и еще один путь вынести разговор о сатире на более раннюю возрастную ступень.
§2 " Восприятие и пути анализа " Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя в 6 - 7 классах.
Констатирующий эксперимент, выявляющий особенности восприятия " Повести..." учащимися средних классов, подтвердил выводы, сделанные в ходе предыдущего эксперимента, обобщая его результаты,мы приходим к выводу о том, что восприятие "Повести..." в бсш шей степени становится индивидуальным процессом.
#Изучая гоголевский текст в шестом классе, необходимо использовать преимущества детей зтого возраста: умение слышать смешное слово, включаться в смешную ситуацию, " видеть " смешное, ошушаи его наглядность, театральность,карнавальность,определить свое отношение к смешному.
Читая " Повесть..." с семиклассниками, учитель должен учитывать то, что учащиеся этого класса уже способны занять отстраненную по отношению к тексту позицию, увидеть смешное со стороны,
- 21" просчитать " критическое пространство между автором и читателем, но они во многом теряют те качества, которыми обладают шестиклассники.
Особенности восприятия определили путь анализа " Повести..."-в 6 - 7 классах - " вслед за рассказчиком "
Необычный образ рассказчика, многослойность повествовательной структуры, установка на своего рода театральность, использование мимико-интонационного жеста, всепроникающая ирония, характерные обороты речи - все это приметы сказа, и обо всех из тх необходимо говорить с детьми.
думается, задача учителя - показать своеобразие форм выражения эстетического отношения писателя к изображаемой им действительности, расширить представление об авторе сатирического'Ьроиз-ведения, который усматривается в системе нагромождений сатирических приемов, условностей, преувеличений, порой, нелепых образов и ситуаций, расширить представление о жанре комического сказа -" Повесть..." Н.В.Гоголя открывает так называемый сказовый ряд в 6-7 классах.
Формирующий эксперимент показал, что учащиеся 7 класса ьидят и узнают рассказчика, чувствуют природу сказа.
§ 3 " От комической детали - к пониманию авторского замысла / изучение рассказа А.ПЛехова "' Хамелеон" в 7 класса /".
В поисках возможного пути анализа рассказа А.П.Чехова "Хамелеон" мы также провели эксперимент, выявлявший уровень восприятия произведений писателя учащимися 7 класса.
Ны обратили внимание на то, что особое отношение вызвали у детей внешние комические детали. Этот вывод совпадает с выводом
В.Г.Маранпмана, который утверждает, что при минимальном внимании к автору семиклассники проявляют повышенный интерес к художественной детали.
Данное положение стало для нас определяющим при выборе методики анализа чеховских сатирических и юмористических рассказов в 7 массе.
Анализируя текст, подводам учащихся к мысли о том, что в использовании характерной образной детали, помогающей усалить звучание внутреннего действия / деталь - средство создания сатирического подтекста /, сказывается сознательный прием писателя-
сатирика, говорим о том, что с помощью детали внешнее несоответствие / незначительный случай становится значительным событием в жизни обывателей / переходит во внутреннее, раскрывавшее сущность социально-психологического явления.
Реализуя все названные в 1 главе положения системы формирования представлений о комическом в литературе каждый раз на каждом тексте, мы стремимся показать своеобразие проявлений комического у конкретного писателя.
§4 " Смех и логика комического в произведениях Д.Хармса: "стихи малодоступные" на уроках литературы в 5 - 7 классах
На наш взгляд, при всей сложности восприятия произведений Д.Хармса его тексты - это также своего рода "лабораторная модель" комического: подвергая все сомнению, абсолютизируя сомнение,автор дает представление о норме, мере, идеале.
Д.Хармс обнажил приемы комического, сделал их выпуклыми,наглядными, демонстративными.
Говоря о трудностях восприятия текстов писателя, ны отмечаем, что ребенок воспринимает абсурд и включает его в свой мир как все яркое и необычное, о одной стороны, с другой -острее чувствует условность абсурдного мира, ешэ не отказавшись от той же сказки и игры.
Литература Д.Хармса оказывается вовлеченной в общую знаковую систему комического.
Отправной точкой для разговора с детьми о Хармсе должно стать обсуждение невозможности знака равенства между логикой житейской и логикой художественного текста.
Хармс предоставляет возможность увидеть, как комическое трансформирует другие эстетические категории: трагическое, прекрасное, возвышенное и т.д.
Д.Хармс освобождает слово, образ, тем самым освобождает и читателя: читатель принимает его условную логику. Дети умеет создавать атмосферу ирреальности, умеют ориентироваться в ней, хотя, безусловно, у ирреального мира детства и ирреального мира Хармса своя система убедительности, но существуют точки их взаимного отталкивания и соприкосновения» и ш пытаемся их найти.
Писатель предоставляет возможность избавления от "наивного реализма", свойственного школьникам этого возраста, отказываясь
от событийности, переосмысляя событие, описывая жизнь, в которой "ничего не происходит".
Для лингво-смыслового анализа мы предлагаем детям стихи: "Случай на железной дороге", " Человек устроен из трех частей...*% "Звонить - лететь:логика бесконечного небытия" и др.
Именно Д.Харкс демонстрирует и то, что смысл существования его произведений в несостоятельности расшифровки.
"Изначальная нетождественность жизни и литературы"в причудливых формах нашла свое подтверждение в сатирической, юмористической литературе."Меру своего правдоподобия" названная литература всегда "черпала в условностях'; а провозглашенная условность всегда была сопряжена с "поисками истинной реальности!;
Но условности - это одновременно и некие"правила", при обнаружении которых литература комического несоответствия становится узнаваемой.
Но в творческой системе писателя эти "правила" обретают самостоятельную жизнь.
Знание всеобщего и осознание индивидуального - это то, что соединяет все звенья заявленной системы, с одной стороны, а, с другой - делает каждое звено самозначимым.
По теме диссертации имеется публикация:
Смех и логика комического в произведениях Д.Хармса: "Стихи малодоступные" на уроках литературы в 5 - 7 классах / к проблеме формирования представлений о комическом в литературе /. // Тезисы докладов ХП научной конференции. - Череповец, 1392. - С.80 - 82.
Белова Анна Викторовна АВТОРЕФЕРАТ
Подписано в печать 28.04.92. Формат 60x84 1/6 Печ.л. 1,25 Тираж 100 Заказ В 887 Бесплатно
162614, гЛереповец, ул.Ломоносова, 23 Ротапринт ЧНХС