Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Каримова, Ирина Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Хабаровск
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Каримова, Ирина Сергеевна, 2005 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ

1.1. История методов обучения дизайну.

1.2. Психологические закономерности образного мышления студентов-дизайнеров в процессе обучения проектированию.

13. Использование графического искусства в проектном творчестве студентов-дизайнеров.

Выводы по первой главе.

Глава 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методика проведения экспериментального исследования процесса формирования проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики.

2.2 Изучения уровня сформированности проектно-образного мышления студентов-дизайнеров. Констатирующий и поисковый эксперимент.

23 Пути активизации формирования проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики. Формирующий эксперимент.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики"

На современном этапе развития общества признание приоритета человеческих, культурных ценностей для реализации социальных, экономических и технологических программ поднимает значение дизайна на качественно иной уровень. Наряду с основными задачами дизайна: повышение потребительских и эстетических качеств товаров народного потребления, особую актуальность получают: гуманизация научно-технического прогресса, обеспечение культурной преемственности образа жизни в условиях интенсивной модернизации общества.

Дизайн сегодня рассматривается как деятельность проектная, являющаяся составной частью проектной культуры, где овладение концептуальными и образно-пластическими способами решения творческих задач выступают как приоритетные умения дизайнера. Все это указывает на существенную роль личностного начала в проектном творчестве. Творческий и общекультурный фундамент личности дизайнера, его профессионально-мировоззренческие позиции формируются именно в студенческую пору. В связи с чем, педагогические проблемы обучения дизайну особо актуализируются на нынешнем этапе развития профессии.

Большинство современных школ отечественного и зарубежного дизайна исходят из того, что в процессе обучения решающее значение приобретают не столько овладение частными умениями и знаниями, сколько способность их интеграции на высоком профессиональном уровне, что указывает на необходимость формирования целостных познавательных структур личности.

Сегодня среди многих недостаточно разработанных педагогических проблем обучения дизайну мы выделяем - формирование профессионального мышления. От нерешенности данного вопроса в значительной мере страдает качество подготовки специалиста-дизайнера. Почти нет исследований, направленных на изучение сущностных характеристик мышления дизайнера. Зачастую оно определяется такими терминами, - как «проектное» или «дизайнерское». При таком подходе учитывается профессионально-деятельностная характеристика мышления, но не раскрывается сущность познавательного процесса в художественно-проектном творчестве.

Для педагогики дизайна изучение профессионального мышления требует, прежде всего, обращения к специфике художественно-проектного творчества. Психологической основой проектирования в дизайне являются познавательные процессы, в которых исходные ценности переживаются и осмысливаются в образах будущего - проектных образах, представляющих по своей сути замыслы о будущих состояниях жизни и предметной среды. Для дизайнера проектировать - значит вмешиваться во взаимосвязь образа жизни и предметной среды, влиять на ее значение, на ценностный смысл жизненных событий. В свою очередь «проектный образ», рассматривается как сплав различных сторон теоретической и практической деятельности дизайнера, что дало основание ряду авторов характеризовать мышление дизайнера как проектно-образное.

Понятие «проектно-образное мышление», столь часто употребляемое в теоретических исследованиях по дизайну, недостаточно раскрыто на уровне познавательных процессов личности. Его специфика заключается в особом преобразовании информации, где проблема, представленная словесно-логически, наглядно воплощается в целостный концептуально-пластический образ. На наш взгляд для психолого-педагогического исследования и поиска путей формирования профессионального мышления дизайнера определение его как проектно-образного, как одной из форм образного мышления является наиболее целесообразным. Формирование проектно-образного мышления рассматривается в диссертации как деятельность студента в процессе создания субъективно нового продукта, проектного образа, в который обучаемый вложил свои знания, умения и навыки, приобретенные посредством практической деятельности в качественно новой ситуации.

Проектно-образное мышление - это познавательная деятельность, направленная на преобразование проектной проблемы посредством последовательного и целенаправленного оперирования образами. Такой подход открывает новые пути исследования, дает возможность рассматривать процессуальный состав мышления и операциональную структуру, обеспечивающие его протекание. Обозначая профессиональное мышление студента-дизайнера как проектно-образное, мы можем определить пути и средства его формирования. Так анализ практики проектного творчества показывает, что графическая деятельность, являясь одной из технологий формообразования, способом постижения проектного образа и репрезентации проектного замысла, не достаточно целенаправленно используется в профессиональном обучении как средство формирования профессионального мышления студента-дизайнера. Мы рассматриваем проблему формирования проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики, как важнейшее условие профессиональной подготовки. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему настоящего исследования.

Основополагающее значение для нашего исследования имели труды известных ученых в области общей педагогики: Архангельского С.И., Бабанского Ю.К., Лернер И .Я., Сластенина В.А., Скаткина М.Н., Смирнова А.А. и др. При изучении вопросов общей психологии мы обращались к трудам ученых-психологов: Ананьева Б.Г., Блонского П.П., Брушлинского А.В., Веккер JI.M., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Игнатьева Е.И., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., и др.

При анализе структуры познавательных процессов в художественном творчестве и вопроса образного мышления мы опирались на работы: Волкова Н.Н., Игнатьева Е.И., Зинченко В.П., Кузина B.C., Лебедко В.К., Шорохова Е.В., Якиманской И.С. и др.

Теория и методология проектного творчества, а также основы познавательных процессов дизайнера представлены работами: Аронова В.Р.,

Бархина Б.Г. Безмоздина Л.Н., Генисаретского О.И., Глазычева В.Л., Кантора К.М., Курьеровой Г.Г., Назарова Ю.В., Пузанова В.И., Хан-Магомедова С.О. и др.

К вопросу мышления как познавательному процессу в проектном творчестве дизайнера обращались в диссертационных исследованиях: Бандуристый Ф.Ф., Дроздецкий А.Г., Коваленко Ю.Г., Ковешников А.И., Ковешникова Е.И., Маслова И.И., Спичак И.А. и др.

Объект исследования - процесс обучения проектированию студентов-дизайнеров.

Предмет исследования - теоретические основы, педагогические условия, методика обучения, способствующие формированию проектно-образного мышления студентов-дизайнеров на занятиях проектированием.

Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы формирования проектно-образного мышления студентов-дизайнеров на занятиях по проектированию средствами графики, - как проектно-графических действий, на основе разработанной системы заданий.

Гипотеза исследования - если в процессе обучения проектированию принять разработанную нами методическую систему, включающую:

- цели и задачи графики в процессе обучения проектированию;

- систему графических заданий как практических проектных действий, направленных на целостное овладение студентами методом и объектом дизайна в процессе создания проектного образа, основанных на поэтапном формировании компонентов проектно-образного мышления - восприятие и анализ проблемы, поиск и выдвижение проектной концепции, ее разработка, доказательство и проверка, и, ведущих к системному функционированию познавательных процессов студентов-дизайнеров;

- формы и методы обучения, методические приемы;

- средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (методический и дидактический материалы), то это позволит активизировать формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров, будет способствовать более успешному процессу познавательной деятельности учащихся на занятиях проектированием, положительно скажется на развитии творческой индивидуальности личности.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

1. Изучить теоретические и методологические основы обучения художественно-проектному творчеству в дизайне.

2. Изучить педагогическую, методическую, психологическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.

3. Выявить закономерности проектно-образного мышления студентов. Определить структурные компоненты мышления в соответствии с фазами учебно-творческого процесса и овладения проектными знаниями.

4. Определить структуру графических средств в проектировании и их формирующее значение на развитие проектно-образного мышления студентов.

5. Определить пути активизации учебно-творческого проектного процесса на основе использования графических заданий.

6. Провести экспериментальное исследование с целью выявления эффективности системы графических заданий по проектированию как дидактического средства формирования проектно-образного мышления студентов.

7. Разработать на основе экспериментального обучения методические рекомендации по формированию проектно-образного мышления студентов, посредством использования системы графических заданий и упражнений в процессе обучения проектированию.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение за познавательной и творческой деятельностью студентов на занятиях по проектированию.

3. Изучение и обобщение педагогического опыта.

4. Анализ и оценка студенческих работ по проектированию.

5. Анкетирование и беседы, направленные на выявление психолого-педагогических условий формирования проектно-образного мышления у студентов.

6. Разработка методических указаний в виде системы графических заданий по проектированию, направленных на формирование проектно-образного мышления.

8. Экспериментальная работа со студентами.

9. Обработка и обобщение результатов экспериментального исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Выявлены закономерности и компоненты проектно-образного мышления.

2. Дано рабочее определение проектно-образного мышления.

3. Установлено, что формирование проектно-образного мышления активизируется, если процесс обучения основывается на целостном овладении студентом методом и объектом проектирования.

4. Установлено, что процесс формирования проектно-образного мышления происходит на основе поэтапного овладения студентом структурой творческого проектного процесса.

5. Разработана методика обучения проектированию в системе графических заданий, включающая:

- цели и задачи графики в процессе обучения проектированию;

- систему графических заданий как практических проектных действий, направленных на целостное овладение студентами методом и объектом дизайна в процессе создания проектного образа, основанных на поэтапном формировании компонентов проектно-образного мышления - восприятие и анализ проблемы, поиск и выдвижение проектной концепции, ее разработка, доказательство и проверка, и, ведущих к системному функционированию познавательных процессов студентов-дизайнеров;

- формы и методы обучения, методические приемы; - средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (методический и дидактический материалы).

Теоретическая значимость заключается в том, что рассмотрен и обоснован подход к формированию проектно-образного мышления студентов средствами графики с учетом специфики художественно-проектного творчества в дизайне. Дано рабочее определение проектно-образного мышления, которое может стать основанием для дальнейшей разработки психолого-педагогических вопросов обучения дизайну. Определены типологические основы проектно-графических навыков и умений, систематизирующие обучение художественно-проектному творчеству, что может стать основой дальнейшего научного исследования, направленного на системный подход в формировании проектно-образного мышления и развития творческих способностей студентов средствами графики.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная научно-обоснованная система графических заданий, направленная на формирование профессионального мышления и совершенствования учебного процесса по проектированию, может быть использована в различных специализациях дизайна. Система графических заданий может стать основой для совершенствования учебных программ «Проектная графика», «Ведение в специальность» и «Спецрисунок». Материалы исследования могут быть учтены при изучении смежных проблем подготовки педагогов-дизайнеров, художников-педагогов, а также учащихся педагогических колледжей, студий.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены комплексом взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией экспериментальной работы, использования достижений науки, методики преподавания проектирования в дизайне и смежных областях проектного творчества, непосредственным участие диссертанта в экспериментальном исследовании на всех стадиях его *>) проведения.

Апробация основных результатов настоящего исследования докладывалась на заседаниях кафедры дизайна Амурского государственного университета г. Благовещенск, на кафедре изобразительного искусства Хабаровского государственного педагогического университета (2002 - 2005 г.г.), на межвузовских конференциях «Управление качеством образования в вузе: проблемы и решения» (2003 г.) и > «Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии» (2005 г.) в г. Благовещенске. Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе кафедры дизайна Амурского государственного университета г. Благовещенска. Ь К

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по теоретической и экспериментальной части исследования.

1. Изучение вопроса методов обучения дизайну показывает, что их развитие обусловлено социальной значимостью дизайна, разработкой его методологической базы и определением статуса дизайна как деятельности проектной.

2. Психологическим основанием проектирования в дизайне служат познавательные процессы личности, которые имеют место в художественном, архитектурном и техническом творчестве.

3. Познавательный процесс в проектировании представляет особую форму образного мышления, результатом которого является концептуально-пластическое образование - проектный образ.

4. Проектно-образное мышление - познавательная деятельность, направленная на решение проблемы, посредством последовательного и целенаправленного оперирования эстетически осмысливаемыми пространственными образами.

5. Графическая изобразительная деятельность является средством наглядного преобразования пространственных характеристик проектного образа.

6. Художественно-образная выразительность графического изображения служит основой эстетического осмысления и возможных преобразований пластических пространственных образов.

7. Графика является наглядным средством проектно-образного мышления, позволяющим приходить к завершенным проектным решениям, а также может служить средством формирования мышления в процессе обучения проектированию студентов-дизайнеров.

8.Экспериментальное исследование подтвердило необходимость разработки методической системы, активизирующей познавательные процессы студентов-дизайнеров в обучении проектному творчеству. ^ 9. При отсутствии специальных педагогических мер, направленных на формирование проектно-образного мышления студентов, формирование его компонентов происходит бессистемно и медленно.

10. Разработанная система проектных графических заданий активизирует формирование проектно-образного мышления, а также заключает большие возможности для развития других психических процессов личности; способствует аргументированному подходу к результатам проектной деятельности студентов; дает возможность творчески •у подходить к учебному процессу.

И. Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что предложенная нами методика обучения, при использовании ее в процессе является эффективным средством формирования проектно-образного мышления студентов-дизайнеров.

В ходе эксперимента подтвердилась гипотеза нашего исследования, что разработанная нами методика проектно-графических заданий, положенная в основу практической деятельность студентов в обучении проектированию,

А; активизирует познавательные процессы студентов-дизайнеров, ведет к овладению проектными навыками и умениями и формированию проектно-образного мышления студентов-дизайнеров. f

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный ретроспективный анализ обучения дизайну как проектному искусству позволяет понять принципы его развития. Становление и развитие обучения дизайну тесно связано с профессиональной сферой дизайнерского творчества, вобравшего проблемы социального и материального переустройства общественной жизни. В условиях активных преобразований и пересмотра методологических принципов определился профессиональный метод дизайна - проектирование, что позволяет говорить о дизайне как составной части проектной культуры.

Анализ методологических принципов современной проектной культуры показывает, что произошел перенос акцента с проектного моделирования, с конструктивного пафоса, характерных для рациопал-функционального и системного дизайна, на анализ, рефлексию средств, целей, приемов, методов, критериев проектного творчества как такового, на гносеологический потенциал проектного мышления.

Проектное творчество - дизайн, становясь в большей степени не «концептуальным», а «перцептивным», активизирует все уровни сознания, и проектно-образное отношение к форме поднимается на приоритетные позиции в творчестве дизайнера. Дизайн сближается с искусством в постижении образов окружающего мира. Обращается к изобразительному искусству как средству проектных представлений.

В дизайне проектирование реализуется благодаря традиционным формам художественного сознания, где художественность рассматривается как высший тип целесообразности; красота - как показатель ценности и полезности проектных решений; а их выражение в виде художественных концептов, программ как одна из наиболее важных проектных процедур.

Язык изобразительного искусства в художественном проектировании может выступать как средство критической рефлексии, объяснения мира и обнаружения его внутреннего механизма, как средство усиления и стимулирования эмоций, интенсификации перцептивных способностей, -оказывать формирующее значение на развитии личности студента-дизайнера.

Рассматривая мышление в единстве субъекта и деятельности, мы установили, что проектирование - аналитическая и интуитивная деятельность, направленная на решение проблемы, в основе которой лежит метод сознательного предвидения. В процессе проектирования создается «проектный образ», целостная структура, характеризующая образ решения проектной проблемы, он реализуется как в материальном, так и в идеальном плане. В дизайне, как формообразующем виде проектного творчества, материальным носителем проектного образа выступает новая проектная форма, выраженная в графической (графика проекта) и объемно-пластической форме (макет, модель). Идеальным носителем проектного образа в дизайне является авторская концепция решаемой проблемы, представленная языком словесно-логической информации (пояснительная записка). В проектном образе интегрируются интуиция и логика, чувства и разум, отражающие два вида познания мира.

Способность дизайнера преобразовать проблему, представленную в виде вербальной информации, в целостный концептуально-пластический образ составляет особенность профессионального проектно-образного мышления дизайнера.

Изучение психологических закономерностей мышления в проектном творчестве на основе анализа трудов по психологии, теории дизайна и проектирования показало, что оно носит системный характер и основывается на целостном функционировании теоретического (теоретическое понятийное и теоретическое образное) и практического мышления (наглядно-образное и наглядно-действенное). Мы рассмотрели общие закономерности мышления: системность, проблемность, процессу ал ьность, операциональность, обратимость и их проявление в проектном творчестве. Мы установили, что познавательная деятельность в проектировании выходит из понятийной структуры мысли, выраженной проблемной ситуацией, и поступает в практический план, в наглядную познавательную деятельность.

Творчество дизайнера, протекая как теоретическая и практическая познавательная деятельность, совершает переходы от понятия к теоретическому образу, от теоретического к наглядному образу, ведущего затем к целостному суждению - проектному образу. Границей взаимного перехода теоретического и практического мышления и установление системных связей служит образ. Он присутствует в теоретическом образном и наглядно-образном мышлении. В проектном творчестве дизайнера мысль воплощается в наглядном образе. Это подвело нас к заключению о существенном значении изобразительной графической деятельности в процессе обучения проектному творчеству.

Изучение мышления в процессе деятельности по созданию субъективно нового проектного образа позволило заключить: локальный цикл проектирования - решение проектной проблемы и создание проектного образа проходит следующие этапы (стадии): предпроектный (подготовительный) этап, этап творческого поиска, этап творческой разработки, заключительный этап. Этапы соответствуют фазовой динамике мышления в проектировании, а содержание этапов отражает состояние преобразования проектной проблемы-уровень «проблемности» мышления.

Проведенное теоретическое исследование привело нас к выводу, что в основу обучения проектной деятельности положен принцип трансформации этапов познавательной деятельности в структурные уровни проектного образа, что позволило определить структурные компоненты проектно-образного мышления: восприятие и анализ проблемы, поиск и выдвижение проектной концепции, ее разработка, доказательство и проверка.

Изучение трудов современных педагогов и психологов показало, что более успешное усвоение знаний, умений и навыков в различных видах деятельности предполагает определенную организацию творческо-познавательного процесса, в результате которого происходит их формирование и качественное изменение. На основе анализа источников по методике обучения художественному проектированию в дизайне и смежным областям проектного творчества, рассмотрено значение изобразительной графической деятельности в формировании проектно-образного мышления студентов.

Мы заключили, что в процессе графической проектной деятельности проектный образ объективно воплощается в виде зрительно воспринимаемого и эстетически осмысливаемого пространственного образа. Проектный образ, образование процессуальное, являющееся результатом последовательного преобразования пластических пространственных образов, отображающих состояние решения проектной проблемы на различных этапах творческого процесса. Пространственный образ, представляемый и представливаемый, воспринимаемый и осмысливаемый студентом в проектировании является основой его творческо-познавательной деятельности.

Изучение проектной деятельности, проектного знания и закономерностей мышления студентов в обучении дало следующее основание для выработки системы оценки студенческих работ: проектирование - процесс, имеющий фазовую динамику, а также - система операций, поддерживающая его функционирование. Поэтому в оценочные факторы необходимо вводить как динамические характеристики проектных этапов, так и полноту их операционального состава.

Мы выделили две группы факторов, дающих возможность верифицировать процесс обучения проектированию и определить уровень сформированности проектно-образного мышления.

К ним относятся: динамический фактор проектно-образного мышления и факторы полноты операций проектно-образного мышления.

Критерием динамического фактора выступает преемственность образных трансформаций и действия в выбранном студентом смысловом поле проектной проблемы. Показателем критерия служат пластические характеристики пространственных образов, степень их конкретизации и насыщенности в рамках смыслового поля.

Факторы полноты операций проектно-образного мышления соответствуют этапам проектного процесса, критерии - задачам этапов, показатель - глубине и полноте их решения при последовательном и целенаправленном оперировании пространственными характеристиками проектного образа.

На основе показателей критериев мы определили уровни проектно-образного мышления: высокий, средний, низкий.

В экспериментальном исследовании, направленном на поиск путей формирования проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами графики, мы исходили из того, что количество возможных проектных проблем и соответственно объектов проектирования в дизайне неограниченно. Поэтому методика обучения не может сводиться к овладению проектированием «объекта-продукта». Но и освоение метода проектирования возможно лишь применительно к объекту дизайна. Следовательно, пути совершенствования методики обучения проектированию следует искать в совмещении этих векторов, в целостном подходе. Овладение студентом в процессе обучения проектированию профессиональным методом и объектом дизайна мы рассматривали как последовательное формирование проектно-образного мышления на основе его структурных компонентов: восприятие и анализ проблемы, поиск и выдвижение проектной концепции, ее разработка, доказательство и проверка.

Нами было определено, что единицей учебного проектного процесса, являются проектные действия, которые представлены теоретическими или практическими действиями. Графические проектные действия, будучи единицей проектирования, при объединении в систему ведут к решению задачи проектной ступени. Интеграция графических проектных действий ступеней проектирования позволяет решить задачу проектного этапа, выраженную в наглядно-образной форме. Формирование проектного образа на каждом проектном этапе, путем выполнения системы графических действий, служит основанием для трансформации последующего этапа творческой деятельности и завершается целостным концептуально-пластическим решением. Проектные действия в системе учебной проектной деятельности могут служить минимальной дидактической единицей.

Познавательные процессы в проектном творчестве основываются на умении выразить мысль в наглядно-образной форме, и предполагают владение проектно-графическом языком дизайна, который отображает проектные понятия визуально, достигая при этом адекватности содержания.

Успешное обучение проектированию в дизайне возможно при сформированности у студентов устойчивой системы специальных графических навыков и умений: изобразительных, аналитических, метафорических, концептуальных. Осмысленное проектно-графическое действие, выполняемое на основе разработанных заданий, оказывает в процессе обучения формирующее значение на личность студента-дизайнера.

Исследование показало, графика является эффективным дидактическим средством в учебном проектировании. Обучение дизайнерскому творчеству на основе системы графических заданий способствует овладению проектно-графическими навыками, активизирует познавательную деятельность студентов, ведет к формированию структурных компонентов проектно-образного мышления, положительно сказывается на развитии творческой индивидуальности личности.

В ходе диссертационного исследования мы заключили, что: проектно-образное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении проектных задач дизайна.

В своих наиболее развитых формах - это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные, временные и эстетические свойства и отношения.

Оперируя исходными образам и, созданными на различной информационной основе (как наглядной, так и вербально-логической) мышление обеспечивает их трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Каримова, Ирина Сергеевна, Хабаровск

1. Акин О. Психология архитектурного проектирования / Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1996. - 156 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.

3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 335 с.

4. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981.- 192 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. М.: Прогрессе, 1974.-392 с.

6. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Пер. с англ. М: Стройиздат, 1984.- 193 с.

7. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. М.: Советский художник, 1987. - 230 с.

8. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. М.: Знание, 1984. - 64 с.

9. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992.-122 с.

10. Ю.Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.11 .Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности основы и методы. М.: Знание, 1980. - 218 с.

11. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.-237 с.

12. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

13. Бабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. -238 с.

14. Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. Новосибирск: Наука, 1990. - 200 с.

15. Бандуристый Ф.Ф. Оптимизация обучения художественному проектированию в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства в педвузах (университетах). Дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. Хабаровск, 2004. - 778 с.

16. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1982.-224 с.

17. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. -М.: Просвещение, 1981.-239 с.

18. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество / Пер. с нем. М.: Мир, 1969. -167 с.

19. Безмоздин J1.H. В мире дизайна. Ташкент: ФАН, 1990. - 313 с.

20. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. -М.: МГУ, 1984. 189 с.

21. Беспалько В.П. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. - 141 с.

22. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС. 2002. - 272 с.

23. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2004. - 287 с.

24. Богданов Г.М. Проектирование изделий: организация и методика постановки задачи. М.: Изд. Стандартов, 1995. - 141 с.

25. Боно Эдвар де. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. / Пер с англ. М.: Прогресс, 1976. - 143 с.

26. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания. М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

27. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Воронеж, 1996.-392 с.

28. Быков З.И., Крюков Г.В., Минервин Г.Б., Филимонов И.А., Холмянский Л.М. Художественное конструирование и моделирование промышленных изделий М.: Высшая школа, 1986.-321 с.

29. Быстрова Т.Ю. Вещь в дизайне. Екатеринбург: Архитектон, 1999. - 117 с.

30. Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. - 685 с.

31. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. - 336 е.

32. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне / Метод, материалы. - М.: ВНИИТЭ, 1990. - 87 с.

33. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. -506 с.

34. Выготский JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1987.

35. Выготский JI.C. Анализ эстетической реакции / Сбор, трудов. М.: Лабиринт, 2001.-480 с.

36. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Исследования мышления в советской психологии. М.: Педагогика, 1966. - 277 с.

37. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М: Книжный дом Университет: Высшая школа, 2002. - 400 с.

38. Гаптилл А.Л. Работа пером и тушью / Пер. с англ. Минск: ООО Попурри, 2001.-256 с.

39. Гарибян С.А., Мещанинов А.А. Требования производства к подготовке дизайнеров. // Техническая эстетика, 1982, № 5.

40. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна. Автореф. дис на соиск. уч. ст. канд. искусств. М., 1988.-22 с.

41. Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра искусств. М., 1990.-36 с.

42. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: книга для учителя. М.: ВЛАДОС, 1998.-114 с.

43. Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII начала XX в. в. Л.: ЛГУ, 1978. - 278 с.

44. Глазычев B.J1. О дизайне. Очерки о теории и практике дизайна на западе. М.: Искусство, 1970. 114 с.

45. Глезер В.Д. Зрение и мышление. СПб., 1993. - 283 с.

46. Голин АЛ. Личность и творчество: психологические этюды. -Новосибирск, 1989. 128 с.

47. Гропиус В. Границы архитектуры / Пер. с англ. М.: Искусство, 1971. -286 с.

48. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. -327 с.

49. Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2005. - 136 с.

50. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. Л.: Искусство, 1990. -223 с.

51. Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фран. М.: Академия, 1995. - 297 с.

52. Дижур А.Л., Мунилов В. М. Художественное конструирование: состояние и перспективы. М.: Знание, 1976. - 64 с.

53. Дизайн в высшей школе. М.: ВНИИТЭ, 1994. - 183 с.

54. Дизайн и проектная наука: Теоретический курс. М.: МЭГУ, 1997. -157 с.

55. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

56. Дизайн на западе. М.: ВНИИТЭ, 1992. - 96 с.

57. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Пер. с англ. М.: Мир, 1986. -326 с.

58. Дроздецкий А.Г. Принципы и методы построения учебных планов по основам дизайна для внешкольного обучения старшеклассников. Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1982. - 182 с.

59. Дроздецкий А.Г. Принципы и методы построения учебных планов и программ по основам дизайна для внешкольного обучения старшеклассников. Дис. на соиск. ст. к.п.н. М., 1982. - 182 с.

60. Дункер К. Психология продуктивного творческого мышления: Сб. переводов / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: искусство, 1982. - 212 с.

61. Дьяченко И.М., Кандыбович J1.A. Психология высшей школы. Минск, 1982.

62. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1983. - 277 с.

63. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. - 384 с.69.3инченко Ф.Н., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969.-104 с.70.3ись А .Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975. - 446 с.

64. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.-288 с.

65. Иконников А.И. Системный подход в теории и практике обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузов: Монография. Хабаровск: ХГПУ, 1998.- 160 с.

66. Иоффе В.Г. «Метод полярных проб в художественном конструировании». // Техническая эстетика, 1984, №11.

67. Искусствознание и психология художественного творчества / Сб. статей АН СССР ВНИИ искусствознания. Ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988.-352 с.

68. Итген И. Искусство формы / Пер. с нем. М.: Д. Аронов, 2004. - 136 с.

69. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.- 200 с.

70. Кант Э. Критика способности суждения. Собр. Соч., т. 5. М.: Мысль, 1966.

71. Коваленко Ю.Г. Активизация дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1998. - 16 с.

72. Ковешников А.И. Теория и методика изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства. Дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. М., 1992. - 356 с.

73. Ковешникова Е.И. Теория и методика художественного профессионального образования (на примере подготовки дизайнеров). Дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. М., 2000. - 388с.

74. Козырева АЛО. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-340 с.

75. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. М.: Питер, 2000. - 987 с.

76. Кригер В.Ф. Пространственно-графическое моделирование и развитие творческих способностей студентов. Воронеж, 1989. - 183 с.

77. Кринский В.Ф. Введение в архитектурное проектирование. М.: Госстройиздат, 1962. - 205 с.

78. Кудряшов КВ., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектора. М.: Стройиздат, 1985. - 239 с.

79. Кудряшов К.В. Архитектурная графика. Учебное пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1990. - 312 с.

80. Кузин B.C. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник 2-е изд. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

81. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 232 с.

82. Куликов А.Д. Архитектурный чертеж в развитии композиционного мышления архитектора. Учебное пособие. Казань: КГ АСА, 2002. - 96 с.

83. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. М., ВНИИТЭ, 1993. - 154с.

84. Ладыгин Е.В. развитие творческих способностей учащихся в итегративном деятельностном поле дизайна. Авротеф. дис. на соиск. ст. к.п.н.-М., 2000.- 16 с.

85. Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика. М.: Стройиздат, 1990. - 269 с.

86. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.

87. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерность. М., 1980. - 96 с.

88. Лернер И.Я. Прогностическая концепция целей с содержания образования. М., 1994.

89. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). М.: МГУ, 1980.- 136 с.

90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Просвещение, 1977. - 304 с.

91. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. - 210 с.

92. Линдсей Н. Переработка информации у человека. М., 1974.

93. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. -279 с.

94. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - 295 с.

95. Ломов Б.Ф. Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. - 204 с.

96. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1998. - 335 с.

97. Марченко М.Н. Развитие художественно-конструкторских способностей студентов педвузов в процессе изучения изображений на чертежах. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1998. - 16 с.

98. Маслова И.И. Развитие творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием. Авротеф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 2001.-16 с.

99. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и общении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

100. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. М., Воронеж, 2003.-718 с.

101. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения / Исследование мышления в советской психологии. М.: Высшая школа, 1966. - 387 с.

102. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1978. -336 с.

103. Михайлов Н.Г. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения. Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1998.- 196 с.

104. Михайлов С.М. История дизайна (Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности). М.: Союз диз. России, 2000. - 260 с.

105. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991.-461 с.

106. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ.- М.: ВНИИНЭ, 1992.-180 е.

107. Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М.: Логос, 2001. - 356 с.

108. Наков А.Б. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство / Пер. с франц. М.: Искусство, 1997.-416 с.

109. Наука и практика. Диалоги нового века / Материалы конференции. -Набережные Челны, 2003.

110. Нельсон Д. Проблемы дизайна / Пер. с англ. М.: Искусство, 1970. -207с.

111. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. -688 с.

112. Нешумов Б.В., Щедрин Е.Д, Художественное проектирование. М.: Просвещение, 1979. - 174 с.

113. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1973. - 343 с.

114. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер.с англ. М.: Д.Аронов, 2004.-416 с.

115. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. - 207 с.

116. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 416 с.

117. Пищев С.Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-групп. Дис. на соиск. ст. к.п.н. Бийск, 2000. -186 с.

118. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: АПИ РСФСР, 1960.-352 с.

119. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса / Исследование проблемы психологии творчества. М.: Педагогика, 1983. - 261 с.

120. Пономарев Я.А. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. - 222 с.

121. Психология рисунка и живописи (Вопросы психологического исследования формирования образа). Отв. ред. Игнатьев Е.И. М.: АПН РСФСР, 1954.-224 с.

122. Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск: Харвест, 2003. - 752 с.

123. Пузанов В.И. «Интеллект дизайнера: проектное предпринимательство в эпоху модерна». // Техническая эстетика, 1992, № 4.

124. Путляева JI.B. Мышление в проблемном обучении. М.: 1990. - 34 с.

125. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд. JI.: Художник РСФСР, 1978. -121 с.

126. Раппопорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии. М.: Стройиздат, 1990. - 344 с.

127. Ратцка X., Розенталь Р. История прикладного искусства нового времени. (Пер. с англ.). М.: Искусство, 1971. - 223 с.

128. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенерже. М.: Искусство, 1974. 176 с.

129. Розетт И.М. Психология фантазии. Минск, 1991. - 339 с.

130. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1973. -294 с.

131. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 245 с.

132. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

133. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973. - 337 с.

134. Рунге В.Ф., Сенковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. -М.: ПРЕСС, 2001.-252 с.

135. Салтыкова Г.М. Научно-методическое обоснование системы обучения школьников дизайну на базе черчения. Дис. на соиск. ст. к.п.н. М., 2004. -251 с.

136. Сидоренко В.Ф. «Модель «опережающего» образования».// Техническая эстетика, 1986, № 9.

137. Сидорина Е.В. «Производственное искусство» 20-х годов и современный дизайн.//Техническая эстетика, 1980, № 10.

138. Синицын Е.С. Теория творчества: структурный анализ мышления, метод микрооткрытий. Новосибирск, 2001. - 427 с.

139. Славская К.А. Мысль в действии. М.: Политиздат, 1968. - 208 с.

140. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Академия, 2003. - 302 с.

141. Сомов Ю.К. Композиция в технике. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1977.-271 с.

142. Спичак И.А. Некоторые вопросы взаимосвязи проектной графики и художественно-графической подготовки художников-конструкторов. Автореф. дис. на соиск. ст. к. иск. М.: МВХПУ, 1981. - 18 с.

143. Сто дизайнеров запада. М.: ВНИИТЭ, 1994. - 190 с.

144. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». М.: МатР, 2003.-352 с.

145. Теоретические и методологические исследования в дизайне: избранные материалы Школы культурной политики. / Сост. О.И. Генисаретский, Е.М. Бизунова. М.: Шк. культур, политики, 2004. - 371 с.

146. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.

147. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте. М. ВНИИТЭ, 1992. - 116 с.

148. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1990. - 534 с.

149. Халперден Д. Психология критического мышления. М., СПб.: «Питер», 2004. - 503 с.

150. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС и ИНХУК (к проблематике становления сферы дизайна в 20-е годы). // Техническая эстетика, 1980, № 12.

151. Хан-Магомедов С.О. Психоаналитический метод Н. Ладовского -основа пропедевтической дисциплины «Пространство» во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. //Техническая эстетика, 1982, № 4.

152. Хан-Магомедов С.О. Пропедевтическая дисциплина «Пространство» в структуре Основного отделения ВХУТЕМАа-ВХУТЕИНа. // Техническая эстетика, 1982, № 7.

153. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. -432 с.

154. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Харьковском художественно-промышленном институте. М.: ВНИИТЭ, 1992.- 116 с.

155. Холмянский Л.М. Макетирование и графика в художественном конструировании. М.: Просвещение, 1978. - 23 с.

156. Холмянский Л.М., Щипачев А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985240 с.

157. Художественное проектирование / Сост. О.И. Генисаретский. М.: Сов. художник, 1987. - 165 с.

158. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. М.: Архитектура-С, 2003. - 296 с.

159. Шифман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003. - 928 с.

160. Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов художественно-графических факультетов педвузов. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

161. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 84 с.

162. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

163. Якиманская И.С. Развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1979. - 88 с.

164. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.

165. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989.

166. Констатирующий эксперимент. Анкета на выявление осознанности студентами-дизайнерами проектного процесса