Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции

Автореферат по педагогике на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Щеглов, Алексей Вячеславович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тула
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции"

На правах рукописи

005042646

Щеглов Алексей Вячеславович

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Тула-2012

005042646

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

Ранних Виктор Николаевич

Официальные оппоненты: Фокин Владимир Андреевич

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого», зав. кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии

Савушкин Николай Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент, ФГОУ СПО «Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса», директор

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина».

Защита диссертации состоится ^ 2012 г. в часов_минут на заседании диссертационного совета ДМ 212.271.15 при Тульском государственном университете по адресу: 300612, г. Тула, просп. Ленина, 92, 9-101.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тульского государственного университета по адресу: 300612, г. Тула, просп. Ленина, 92

Автореферат разослан "«'Л 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Леонтьева Мария Сергеевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, одним из главных показателей которого выступает такое личностное качество, как профессиональная компетентность, характеризующаяся совокупностью специальных знаний и умений необходимых для решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность является целью и результатом во вновь разработанных ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки студентов в вузе. Вследствие этого в настоящее время существует социальный заказ на формирование профессиональной компетентности специалистов. Не исключением является и направление подготовки 072500 «Дизайн». Необходимость профессиональной компетентности у выпускников вуза требует и работодатель, и потребитель, и сам будущий профессионал-дизайнер.

Ориентация дизайна в современном социокультурном пространстве на различные компоненты материальной и духовной культуры общества предъявляет высокие требования к деятельности специалиста-дизайнера, которая направлена на гармонизацию с окружающей средой. Основной задачей на этом пути является проектирование элементов предметно-пространственной среды соответствующих уровню и содержанию социальных и культурных ценностей' формирующих художественный вкус потребителя.

Главную роль в постижении профессии дизайна и воспроизводстве профессиональных компетенций играет высшее профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных направлений дизаина. Одним из основных методов в дизайн-образовании, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы в качестве специалистов-дизайнеров, является композиция. По определениям теоретиков и практиков дизайна, композиция в дизаин-образовании есть специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. Кроме того объемно-пространственная композиция способствует формированию творческого мировоззрения, развитию пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профессиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса - необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров. В этой связи объемно-пространственная композиция рассматривается нами в качестве одного из средств формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональных компетенций рассматри-

валась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия; выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества; анализировались особенности данного процесса. Изучению профессиональной компетентности личности уделено значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях В. М. Басовой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, A.B. Хуторского, М.А. Чошанова и др. Компетентность специалиста промышленного производства изучали H.A. Банько, О.Н. Ларионова, Г-Н. Синицына и др.

Дизайн-образование в высшей школе исследовали В.Р. Аронов, В.Г. Бан-дорин, АЛ. Дижур, А.Н. Лаврентьев, Л.Б. Переверзев, В.И. Пузанов, С.И. Серов, А.Г. Устинов, С.О. Хан-Магомедов и др. Профессионально значимые качества и способности, необходимые дизайнеру, изучали исследователи И.В. Афанасьева, Е.М. Базилевич, И.М. Верткин, В.П. Зинченко, И.С. Каримова, Т.М. Кауда, В.Ф. Колейчук, В.Т. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.Д. Полтавская, H.A. Федорова, Ю.А. Фильчакова. Некоторые вопросы подготовки дизайнеров отражены в работах О.В. Арефьевой, У.В. Аристовой, С.Г. Мизевича, Р.Ф. Му-хутдинова, В .В. Соловьевой, И.П. Постникова, О.Ю. Прудовской. Проблемы формирования профессиональной компетентности дизайнера по костюму рассматривались в исследованиях Ю.М. Бундиной, E.H. Ковешниковой, Л.А. Са-финой, Е.Ю. Усенковой; инженерно-технической компетентности — C.B. Фроловой; компетентности будущего специалиста в процессе обучения живописи — A.A. Вилковой, профессиональной культуры дизайнера - Т.В. Матвеевой, С.М. Мурзиной; профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе -А.И. Кулешовой; профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже - И.Р. Абсалямовой. Тематика объемно-пространственной композиции рассматривалась в пособиях и методиках A.B. Степанова, В.Ф. Кринского, И .В. Ламцова, Г.Н. Любимовой, О.Л. Голубевой, В.Б. Устина, Г.Л. Леденевой и др.

Большое количество работ, посвященных проблеме формирования профессиональной компетентности у специалистов различных сфер деятельности, свидетельствует об интересе ученых к данной проблеме. Но, несмотря на обширность научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности, а также успехи, достигнутые в её решении, эта тема остаётся актуальной. Отсюда следует что, изучение проблемы формирования профессиональных компетенций средствами объемно-пространственной композиции у студентов-дизайнеров как компонента профессиональной компетентности требует изучения и освещения в теории и практике профессионального образования. Необходимость исследования процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции обусловлена следующими противоречиями:

— между потребностью практики в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, и недостаточной разработанностью теории и методики формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в педагогической науке;

— между необходимостью повышения формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной

композиции и отсутствием структурно-функциональной модели процесса ее формирования в образовательном процессе вуза;

— между необходимостью повышения качества формирования профессиональных знаний, умений, навыков студентов-дизайнеров, а также развития творческих качеств их личности и неразработанностью педагогических условий их формирования средствами объемно-пространственной композиции.

— между сложившейся практикой зарубежного дизайн-образования и социокультурными условиями развития отечественного дизайна.

Выявленные противоречия определили выбор темы нашего исследования: «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние средств объёмно-пространственной композиции на качество процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Предмет исследования: средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров будет эффективным, если:

— на основе научно-теоретического анализа проблемы исследования будет определена сущностно-содержательная характеристика и выявлена специфика формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

— в качестве фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции;

— разработан и реализован деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студетгов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса;

— разработан и проверен на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированное™ профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

— в качестве ресурсной базы разработан и внедрен в процесс обучения учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, выявить специфику в рамках предмета исследования.

2. Определить и реализовать в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции как фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

3. Разработать и реализовать деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса;

4. Разработать и проверить на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированное™ профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

5. В качестве ресурсной базы разработать и внедрить в процесс обучения авторский учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретические обоснования сущности понятий «компетентность», «профессиональная компетентность» В.М. Басовой, Ю.Г. Татура, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, И.А. Зимней, Н.А.Шайденко, Л.А.Ядвиршис; идеи ключевых, базовых и специальных компетенций; философские идеи природы креативности, доказывающие возможность обучения творчеству (М.Я. Ярошевский, М. Синтонен, Дж. Аллан, Д. Перкин, Г. Груббер, В.И. Самохвалова); положения психологии творчества (Л.С. Выгодский, Я.А. Пономарев), психологии одаренности (A.M. Матюшкин); психологии зрительного восприятия и образного мышления (Р. Арнхейм, В.П. Зинченко, ИЛ. Кап-лунович, И.С. Якиманская); исследования проблемы развития творческого воображения последователей Г.С.Альтшуллера и его научной школы (М.И. Мее-рович, Л.И. Шрагина); теория, методика, методология дизайна (В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, В.Т. Шимко, Л.М. Холмянский, A.C. Щипанов и др.), промышленной графики.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация и др.); общепедагогические методы (анализ документов, рукописей, литературных источников, материалов на электронных носителях, изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, констатирующего и формирующего экспериментов и др.); прогностическо-верификационные методы (экспертные оценки, публикационный метод, обсуждение в форме конференций, научно-методических семинаров); методы математической статистики.

Исследование проводилось в период 2007 - 2011 гг.

Первый этап (2007-2009 гг.) - теоретический анализ научных трудов в сфере педагогического, психологического и социального знания. Определение проблемного поля исследования, осуществление работы по формированию понятийного аппарата исследования; диагностика уровня профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, определение проблемного поля исследования, уточнение цели, гипотезы и основных задач.

Второй этап (2009-2010 гг.) - организация и осуществление экспериментальной части исследования; реализация теоретико-деятельностного алгоритма формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса; разработка и проверка на практике критериально-оценочного аппарата определения качества сформированности профес-

сиональных компетенций студентов-дизайнеров; разработка и внедрение в процесс обучения авторского учебно-методического комплекса дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Третий этап (2010-2011 гг.) - анализ и обобщение экспериментальных данных и результатов; оформление диссертационного исследования.

Базой экспериментального исследования явились: студенты кафедры «Дизайн» Тульского государственного университета. В исследованиях участвовало 150 студентов 1, 2 и 3 курсов, обучающихся дисциплинам «Скульптура и пластическое моделирование» и «Академическая скульптура и пластическое моделирование» для профилей подготовки: графический дизайн, промышленный дизайн и дизайн интерьера по специальности 072500 Дизайн.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- раскрыта научная сущность и дополнено практическое содержание профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, научно обоснована новизна их специфики в рамках предмета исследования;

- по новому с научной точки зрения определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

- разработан и реализован научно обоснованный эксклюзивный деятель-ностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дополнены научные положения о сущности профессиональной подготовки студентов-дизайнеров: уточнено определение понятия «профессиональные компетенции дизайнеров»; обоснованы эффективные технологии подготовки студентов-дизайнеров, что является вкладом в разработку содержания, форм и методов профессионального образования дизайнеров и служит основой для дальнейших исследований в области профессиональной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и созданное содержательное, организационное и методическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, разработанный курс «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров» могут быть использованы при изучении спецкурсов повышения квалификации и в процессе самообразования преподавателей вузов, могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов-дизайнеров.

Достоверность результатов и надежность полученных результатов исследования обеспечиваются системно-целостным, личностно-деятельностным, практико-ориентированным подходами; комплексным использованием методов исследования, соответствующих объекту, целям и задачам исследования; экспериментальной и практической проверкой и адаптацией основных теоретических положений исследования, подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы; репрезентативностью выборки при обследовании студентов; логикой построения доказательных выводов.

Личный вклад автора в исследование заключается в самостоятельном выполнении всех этапов исследования:

теоретического анализа научных трудов в сфере педагогического, психологического и социального знания; определение проблемного поля исследования; осуществление работы по формированию понятийного аппарата исследования;

диагностика уровня профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; определение проблемного поля исследования, уточнение цели, гипотезы и основных задач; организация и осуществление экспериментальной части исследования; реализация деятельностного алгоритма формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса; разработка и проверка на практике критериально-оценочного аппарата определения качества сформированное™ профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; разработка и внедрение в процесс обучения авторского учебно-методического комплекса дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях и конференциях кафедры «Дизайн» Тульского государственного университета, на Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн 2005» в 2005 г., на межвузовской научно-практической студенческой конференции «Гендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи» в 2006 г., на XVI, XVII, XVIII и XX Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» в 20062011 гг. и др.

Результаты исследования внедрялись автором в учебном процессе в Тульском государственном университете на кафедре «Дизайн».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции - вид интегративного личностного образования специалиста, отражающее качество его общеобразовательной, общехудожественной и специальной профессиональной подготовки, индивидуально-личностные характеристики, креативность, ценности, обеспечивающие успешность в профессиональной деятельности.

Наиболее значимые, с точки зрения предмета исследования, профессиональные компетенции:

- целостные представления о науке дизайна (знать и владеть изобразительными средствами; определять стилевые особенности в искусстве разных эпох и направлений; знать научные основы дизайна);

- способность системно применять полученные знания на практике (способность участвовать в работе всего цикла создания готового продукта и внедрения его на рынок; способность продолжать обучение и вести профессиональную деятельность; уметь взаимодействовать с коллегами);

- готовность к деятельности в сфере дизайна (знать закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия, принципы и методы работы над дизайн-проектом; способность на основе приобретенных знаний ставить цели, составлять планы достижения целей и выполнять их);

- готовность к творческой деятельности (знать способы разработки и внедрения инновационных технологий в сфере дизайна; способность генерировать новые идеи);

- готовность к инновационной деятельности в области дизайна (уметь применять инновационные методы и технологии в профессиональной деятельности уметь разрабатывать (проектировать и апробировать) свои инновации; уметь анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в сфере дизайна).

2. Средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров — специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров способствует формированию творческого мировоззрения, развитию пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профессиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса — необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров.

Средства объемно-пространственной композиции включают в себя когнитивное, деятельностное и личностное владения: объемной композицией (форма, имеющая относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон; глубинно-пространственной композицией (складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а так же интервалов между ними); художественными средствами композиции (достижение художественной выразительности формы); основными закономерностями и средствами гармонизации (согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, достижение целостного и глубокого от нее впечатления); основными принципами художественного формообразования (рациональность, тектонич-ность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность).

3. Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции - это последовательное взаимосвязанное исполнение преподавателем и студентом научно-поискового, организационно-педагогического и оценочно-исследовательского видов деятельности с целью реализации профессионального заказа работодателей, обусловленного готовностью будущего специалиста эффективно проектировать элементы предметно-пространственной среды, соответствующих уровню и содержанию социальных и культурных ценностей, формирующих художественный вкус потребителя.

4. К основным компонентам критериальной характеристики сформированности профессиональных компетенций студента-дизайнера в нашем исследовании относятся: когнитивный, деятельностный и личностный.

При обозначении уровней нами были выделены четыре: низкий, средний, ниже среднего и высокий.

Низкий уровень сформированности профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: бессистемные знания о средствах объемно-пространственной композиции; характерная примитивная готовность к деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление фрагментарно.

Средний сформированности профессиональных компетенций студента-

дизайнера характеризуется следующими показателями: фрагментарные знания о средствах объемно-пространственной композиции; формальная готовность к деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление сформировано на уровни созерцания.

^ Ниже среднего уровень сформированное™ профессиональных компетенции студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: достаточные знания о средствах объемно-пространственной композиции; характерная готовность к творческой деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление имеет аналитическую составляющую.

Высокий уровень сформированное™ профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: эвристические знания о средствах объемно-пространственной композиции; характерная инновационная готовность к деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление системно и комплексно.

_ Структура диссертации определяется поставленными задачами и логи-кои раскрытия темы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования и определены основные характеристики научного аппарата исследования: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; показана научная новизна, теоретаческая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации, достоверности и внедрении результатов исследования в практику.

Глава 1. «Научно-теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции».

Для того чтобы понять процесс и особенное™ формирования профессиональной компетентности будущего графического дизайнера в вузе и возможности качественной их подготовки, необходимо раскрыть психолого-педагогическую сущность понятия «компетентность» и определить основные структурные компоненты профессиональной компетентности специалиста раскрывается сущность и структура профессиональных компетенций студентов-дизаинеров, влияние передового отечественного и зарубежного опыта дизайн-образования на формирование профессиональных компетенций, роль и место объемно-пространственной композиции в процессе обучения студентов-дизайнеров.

Раскрытие механизма влияния средств объемно-пространственной композиции на качество формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера, привел нас к определению и созданию теоретико-деятельностный алгоритма формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса (рис 1.)

Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции.

Профессиональный заказ работодателей, обусловленный готовностью специалиста эффективно проектировать элементы предметно-пространственной среды, соответствующих уровню и содержанию социальных и культурных ценностей, формирующих художественный вкус потребителя.

Профессиональные компетенции студентов-дизайнеров, качественно зависящие от использования средств объемы о-пространственной композиции

Целостные представления о науке дизайна

Способность системно применять полученные знания на практике

Готовность к деятельности в сфере дизайна

Готовность к творческой деятельности

Готовность к инновационной деятельности в области дизайна

Интегрированные компоненты компетенций:

4

Когнитивная Деятельностная Личностная

1. Постановка цели и задач формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

2. Отбор содержания дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Определение форм и методов учебного взаимодействия: лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, диспут, дискуссия, учебные тренинги, ролевые игры, защита ККР и проекта, выступление на студенческих конференциях.

X

Определение нормативных источников и средств обучения: стандарты образования, УМК, ресурсы Интернет; средства владения объемно-пространственной композицией.

Разработка критериально-оценочного аппарата определения качества сформиро-ванности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров

Целостный учебный процесс

т

Выполнение заданий диагностического характера, ориентированных на оценку качества сфориированносга профессиональных компетенций студентов.

Критерии: когнитивный; деятельностный; личностный

Уровни: низкий; ниже среднего; средний; высокий.

Исследование и оценка результатов

сформировашюсти средствами объемно-пространственной композиции профессиональных компетенций студентов.

Л

и

' я

а

Рис. №1. Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции.

_ Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенции студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции это последовательное взаимосвязанное исполнение преподавателем и студентом научно-поискового, организационно-педагогического и оценочно-исследовательского видов деятельности с целью реализации профессионально-г"аказа работодателей, обусловленного готовностью будущего специалиста эффективно проектировать элементы предметно-пространственной среды, соответствующих уровню и содержанию социальных и культурных ценностей

формирующих художественный вкус потребителя.

1. Научно-поисковая деятельность.

Понятие «компетентность» определяется такими понятиями как «компетентный», «компетенция». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «компетентный» определяется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какои-либо области человек (компетентный специалист; компетентное суждение)», а также «обладающий компетенцией». В свою очередь, «Малый толковый словарь русского языка» раскрывает понятие «компетенция» как «круг совокупность чьих-нибудь полномочий, прав, обязанностей»; «круг вопросов, в

которых кто-нибудь хорошо осведомлен, или знания и опыт в той или иной области».

Многие российские ученые исследовали различные аспекты феномена компетентности, и синтез их точек зрения позволяет создать целостную картину того, что же такое «компетентность». Так, В.В. Сериков определяет компетентность как способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире. Н.В. Кузьмина считает, что компетентность является одним из субъективных факторов продуктивной деятельности специалиста наряду с типом направленности личности и уровнем способностей.

_ В трактовке исследователя Н.С. Розова компетентность представляет собой достаточно общее понятие, в содержание которого включаются три аспекта: проблемно-практический, смысловой и ценностный. Проблемно-практическии аспект - это адекватность распознавания и понимания ситуации адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной ситуации Смысловой аспект представляет собой адекватное осмысление ситуации в более общем культурном контексте. Ценностный аспект - это способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.

Поскольку современное профессиональное образование ориентируется прежде всего на проблемно-практический аспект компетентности, то применительно к сфере высшего образования обычно выделяют профессиональную и общекультурную компетентности. При этом регулирующей образовательной ценностью является профессиональная компетентность.

Если Р.Х. Тугушев почти отождествляет компетентность и профессионализм, то, по мнению Э.Ф. Зеера, профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Рассматривая

профессиональную компетентность как одну из четырех подструктур личности субъекта деятельности, Э.Ф. Зеер понимает профессиональную компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

Необходимо отметить здесь общий большой вклад в разработку проблем компетентности в целом и социальных компетенций и компетентностей отечественных исследователей Л.П. Алексеевой, В.М. Басовой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, В.Г. Подзолкова, А.Н. Сергеева, A.B. Сергеевой, Г.И. Сивковой, Н.С. Шаблыгиной, H.A. Шайденко, Л.А. Яд-виршис.

Теоретический анализ позиций различных авторов, исследовавших профессиональную компетентность, позволяет выделить в ее структуре следующие компоненты:

- когнитивный - владение знаниями содержания (Банько НА TarvD Ю.Г. и др.); yv

- деятельностный, или поведенческий, - формирование умений, опыт проявления компетенций (Банько H.A., Маркова А.К., Татур Ю.Г. и др.);

-личностный - необходимые для выполнения деятельности способности (Н.В. Кузьмина), в том числе психологические качества личности (Макарова А.К., Мищенко Л.И); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетенций (Татур Ю.Г.).

Данные компоненты структуры профессиональной компетентности, по нашему мнению, могут выступать и в качестве критериев оценки ее сформиро-ванности.

В нашем случае, с учетом базы исследования - дисциплина «Скульптура и пластическое моделирование» и «Академическая скульптура и пластическое моделирование» для профилей подготовки: графический дизайн, промышленный дизайн и дизаин интерьера по специальности 072500 Дизайн, интересны следующие профессиональные компетенции будущего дизайнера и соответствующие показатели их сформированное™

1. Целостные представления о науке дизайна - знать и владеть изобразительными средствами; определять стилевые особенности в искусстве разных эпох и направлений; знать научные основы дизайна;

2. Способность системно применять полученные знания на практике -способность участвовать в работе всего цикла создания готового продукта и внедрения его на рынок; способность продолжать обучение и вести профессиональную деятельность; уметь взаимодействовать с коллегами.

3. Готовность к деятельности в сфере дизайна - знать закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия, принципы и методы работы над дизайн-проектом; способность на основе приобретенных знаний ставить цели, составлять планы достижения целей и выполнять их;

4. Готовность к творческой деятельности - знать способы разработки и внедрения инновационных технологий в сфере дизайна; способность генерировать новые идеи;

5. Готовность к инновационной деятельности в области дизайна - уметь применять инновационные методы и технологии в профессиональной деятельности уметь разрабатывать (проектировать и апробировать) свои инновации; уметь анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в сфере дизайна.

Подводя итоги исследования сущности и структуры профессиональной компетентности специалиста, можно сделать следующие выводы:

Профессиональная компетентность специалиста представляет собой сложное личностное образование, определяющее его деятельность и основанное на общекультурных и профессиональных знаниях, умениях и навыках, имеющее профессиональную, творчески мотивированную и социальную направленность личности, обеспечивающее эффективное решение профессиональных задач.

2. Организационно-педагогическая деятельность.

Придерживаясь логики, предложенного нами алгоритма исследования (Рис.1), организационно-педагогическую деятельность мы представляем как последовательные шаги, включающие следующую последовательность организационно-педагогический действий:

- Постановка цели и задач формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

- Отбор содержания дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

- Определение нормативных источников и средств обучения: стандарты образования, УМК, ресурсы Интернет; средства владения объемно-пространственной композицией;

- Определение форм и методов учебного взаимодействия: лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, диспут, дискуссия, учебные тренинги, ролевые игры, защита ККР и проекта, выступление на студенческих конференциях;

Определив сущность и структуру профессиональной компетентности специалиста в рамках предмета исследования, мы отвечаем на вопрос: Что представляют собой средства объемно-пространственной композиции и каков механизм их активного влияния на качество формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера?

Средства о&ьемно-пространственной композиции, по определениям теоретиков и практиков дизайна, это специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. Кроме того, объемно-пространственная композиция способствует формированию творческого мировоззрения, развитию пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профес-

сиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса - необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров. В этой связи объемно-пространственная композиция рассматривается нами в качестве одного из средств формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров.

Средства объемно-пространственной композиции включают в себя когнитивное, деятельностное и личностное владения: объемной композицией (форма, имеющая относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон; глубинно-пространственной композицией (складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а так же интервалов между ними); художественньши средствами композиции (достижение художественной выразительности формы); основными закономерностями и средствами гармонизации (согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, достижение целостного и глубокого от нее впечатления); основными принципами художественного формообразования (рациональность, тектонич-ность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность).

3. Оценочно-исследовательская деятельность.

К основным компонентам критериальной характеристики сформированное™ профессиональных компетенций студента-дизайнера в нашем исследовании относятся: когнитивный, деятельностный и личностный.

При обозначении уровней нами были выделены четыре: низкий, средний, ниже среднего и высокий.

Результаты оценки упорядочивались в 100-балльную шкалу 4-х уровней:

низкий - 0-40 баллов, средний - 41-60 баллов, ниже среднего - 61-80 баллов высокий - 81-100 баллов.

Низкий уровень сформированное™ профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: бессистемные знания о средствах объемно-пространственной композиции; характерная примитивная готовность к деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление фрагментарно.

Средний сформированное™ профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: фрагментарные знания о средствах объемно-пространственной композиции; формальная готовность к деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление сформировано на уровни созерцания.

Ниже среднего уровень сформированное™ профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: достаточные знания о средствах объемно-пространственной композиции; характерная готовность к творческой деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление имеет аналитическую составляющую.

Высокий уровень сформированное™ профессиональных компетенций студента-дизайнера характеризуется следующими показателями: эвристаческие знания о средствах объемно-пространственной композиции; характерная инновационная готовность к деятельности в сфере дизайна; объемно-пространственное мышление системно и комплексно.

Следующий шаг исполнения нашего алгоритма по осуществлению оценочно-исследовательской деятельности в процессе формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции предусматривает организацию и проведение экспериментальной части исследования.

Глава 2. «Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности средств объемно-пространственной композиции в совершенствовании процесса формирования профессиональных компетенций будущего графического дизайнера».

Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию процесса формирования профессиональных компетенций графического дизайнера средствами объемно-пространственной композиции вузе включала следующие основные этапы.

1. Констатирующий эксперимент. Диагностика состояния и возможностей совершенствования исследуемого процесса формирования профессиональных компетенций будущего графического дизайнера в вузе, заключавшаяся в разработке критериев, уровней, показателей для мониторинга эффективности исследования, а также в диагностике исходного уровня сформированности компетенций студентов, подборе для этого существующих или конструировании собственных методик и проведении диагностических процедур, отборе контрольной и экспериментальной групп.

2. Формирующий эксперимент. Практическое преобразование исследуемого процесса формирования профессиональных компетенций графического дизайнера составило суть формирующего этапа эксперимента. Данный этап включал в себя отбор содержания курса «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студенггов-дизайнеров», разработку авторской педагогической технологии, комплексный их «запуск» в учебный процесс подготовки графических дизайнеров.

3. Заключительная диагностика эффективности процесса формирования процесса формирования профессиональных компетенций графического дизайнера средствами объемно-пространственной композиции осуществлялась на контрольном этапе эксперимента, на котором производилось измерение уровней сформированности компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп, анализ, обобщение результатов эксперимента и определение основных направлений дальнейшей работы по совершенствованию исследуемого процесса.

Констатирующий этап эксперимента. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы принимали участие 190 студентов 1—3 курсов со специализацией «графический дизайн», в том числе 100 студентов экспериментальной группы и 90 студентов контрольной группы.

Отбор участников для экспериментальной работы осуществлялся с учетом соблюдения принципа частоты эксперимента и принципа добровольности.

Учебный процесс в контрольных группах характеризовался традиционным содержанием подготовки будущих специалистов-дизайнеров, традиционным порядком работы, формами и методами учебной деятельности. Данные констатирующего эксперимента, приведенные ниже, показали, что уровни сформированности особенностей исследуемых компетенций у студентов контрольной и экспериментальных групп близкие.

На данном этапе мы использовали опросные методы: анкетирование, тес-

тирование (тест учебных достижений), тест речемыслительной креативности. Полученные письменные ответы анализировались, обрабатывались методами математической статистики и послужили для выявления имеющих место тенденций, для дальнейшей ориентации в проблеме и формулирования определенных выводов.

Обработка полученных данных показала следующее.

На констатирующем этапе общий анализ результатов диагностики показал почти у половины участников эксперимента средний уровень сформированное™ различных показателей компетенций, который практически совпадал в обеих (экспериментальной и контрольной) группах:

- когнитивный: у 18%-20%% испытуемых низкий уровень; 29%-30% -уровень ниже среднего; 40%-41% - средний уровень; 11% высокий уровень;

- деятельностный: у 10% испытуемых низкий уровень; 30%-33% - уровень ниже среднего; 50%-52% - средний уровень; 10% высокий уровень;

- личностный: у 4% испытуемых низкий уровень; 34% - уровень ниже среднего; 54%-56% - средний уровень; 6%-7% высокий уровень.

Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о различном уровне сформированное™ профессиональных компетенций. Он показал, что не в достаточной степени развиты особенности креативности, про-ектно-профессиональная идеология дизайнера, теоретические и методические основы когнитивного и деятельностного критериев. Проведенный нами констатирующий срез позволил составить общее представление об исходном уровне сформированное™ профессиональных компетентний графического дизайнера, доказал необходимость нашей опытно-экспериментальной работы, конкретизировал ее задачи доказал необходимость использования в подготовке студентов-дизайнеров курса «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Формирующий этап эксперимента. В процессе изучения данного курса студенты должны были:

- освоить новые знания, специальные технологии, в ходе которых развивались креативность и воображение, установки на творчество;

- научиться самооценивать творчество, общественную значимость художественной, дизайнерской деятельности, ее' влияние на культуру, развить стремление к постоянному самосовершенствованию в дизайне;

- интегрировать содержание общехудожественных, специальных дисциплин вокруг ключевых понятий дизайна, что способствовало бы осознанию ими места и значения изучаемых дисциплин специальности для будущей профессиональной деятельности.

Отбор содержания курса производился согласно профессиональной направленности (развитая профессиональной мотивации и профессионально значимых качеств), ориентации на самообразование, самореализацию в рамках профессии, формирования мировоззренческих ценностей, гуманитаризации курса (придания личностного смысла представляемому материалу, опоры на субъектный опыт учащегося и др.), вариативности (учета психологических особенностей и стиля учебной деятельности, начальной подготовки студентов); экологической направленности (формирования экологического сознания, рассмотрения профессиональных задач с точки зрения экологии); творческой направленно-

ста, вероятносгности (неоднозначности) предъявляемого материала, создания проблемных ситуаций и др.; коммуникативной направленности (развития навыков делового общения, терпимости к чужому мнению и др.).

Освоение когнитивного компонента позволило формировать теоретические знания средств объемно-пространственной композиции, включающие в себя когнитивное владение: объемной композицией (форма, имеющая относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон; глубинно-пространственной композицией (складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а так же интервалов между ними); художественными средствами композиции (достижение художественной выразительности формы); основными закономерностями и средствами гармонизации (согласованность, соразмерность частей (элементов) и целого, достижение целостного и глубокого от нее впечатления); основными принципами художественного формообразования (рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, целостность).

Формирование деятельностного компонента осуществлялось путем развития у студентов умений объемно-пластического моделирования объектов дизайна. Поэтому студентам предлагалось выполнить серию эскизов объемных композиций, а к ним объемные макеты как из бумаги и картона, так и из других материалов. Обращаясь к выразительным возможностям материала (категория технологической формы), мы рисовали и делали макеты на разных видах бумаг, картона, обращая внимание на их фактуру. Использовались инструменты от традиционных (ручка, кисть, карандаш, мягкий материал, картон, ПХВ) до самых необычных, вернее, разные объекты превращались в изобразительные инструменты. Одной из особенностей нашего курса следует назвать «высокую насыщенность» разнообразным визуальным материалом, примерами графических подач, объемно-пространственных и рельефных композиций студентов и специалистов-профессионалов.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы использовали различные формы, методы, приемы, локальные педагогические технологии, направленные на формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Личностный компонент формировался на основе:

- проведения практических заданий на создание образа, символа, понятия, ощущения (изобразить графически и в объеме звук, вкус и т.д.), направленные на развитие особенностей креативности, согласованности логики с чувствами, воображением, фантазией;

- использования творческих педагогических технологий (креативные технологии, технологии формообразования на основе силуэтного поиска, применялась студентами также при разработке объемных инсталляций из различных материалов).

- использования тренингов, которые реализовывали следующие принципы: принцип активности, принцип исследовательской творческой позиции, принцип объективации (осознания) поведения, принцип партнерского (субъект-субъектного) общения, специфический принцип работы тренера, заключающийся в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе.

Таким образом, обращаясь к субъективному опыту студентов, данные технологии развивали мотивационно-ценностные особенности профессиональных компетенций (проектная установка, эстетическая направленность), умения пользоваться объемно-графическими средствами моделирования объектов дизайна, в том числе компьютерной графикой, и другие когнитивно-

деятелыюстные особенности.

Контрольный этап эксперимента. Мы исследовали эффективность разработанного нами алгоритма. Для этого мы сравнили результаты обучения студентов в экспериментальных и контрольных группах. В качестве объектов контроля были выбраны те же знания, умения, мотивы, ценности, личностные качества студентов, которые оценивались во время констатирующего эксперимента и на развитие которых была направлена наша опытно-исследовательская работа.

Результаты, полученные на контрольном этапе, подтвердили:

- достаточно высокие показатели развития когнитивного параметра в экспериментальной группе, а именно устойчивое повышение уровня теоретических знаний в области объемно-пространственной композиции;

- значительную динамику показателей творческой активности таких уровней, как среднего и высокого;

- положительную динамику показателей объемно-пространственное мышление таких уровней, как ниже среднего и высокого.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов представлены в таблице №1.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (количество испытуемых в %)

Таблица №1

Показатели интегрированных компонентов компетенций студента

Уровни Качество знаний Творческая активность Обьемно-пространственное мышление

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

высокий И/15 11/12 10/68 7/8 7/23 6/7

средний 40/54 41/40 50/20 51/50 55/47 56/55

ниже среднего 29/25 30/29 30/12 31/30 34/27 34/35

низкий 20/6 18/19 10/0 11/12 4/3 4/3

» --- I— ^---— - «•«»4 ^псиу^лшVII1 и, дишп^пи

тель - результат контрольного этапа эксперимента).

Положительная динамика результатов экспериментальной работы подтвердила заявленную гипотезу.

Полученные эмпирические данные анализировалась с использованием методов вариационной статистики. Для определения статистической достоверности разности между средними значениями показателей в экспериментальной и контрольной группах был использован {-критерий Стьюдента. При обработке результатов исследования использовался пакет прикладных программ 81ай&1са. В результате различия между выборками оказались достоверными (для уровня значимости 0,05).

Полученные результаты исследований подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы: процесс формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров стал эффективным, так как:

- на основе научно-теоретического анализа проблемы исследования определена сущностно-содержательная характеристика и выявлена специфика формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

- в качестве фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции;

- разработан и реализован деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса;

- разработан и проверен на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

- в качестве ресурсной базы разработан и внедрен в процесс обучения учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Заключение. Тем самым, в данном диссертационном исследовании решены поставленные задачи, достигнута поставленная цель и доказана эффективность выдвинутой гипотезы.

Однако в ходе проведения опытно-экспериментальной работы и осмысления ее результатов обозначились другие направления исследования данной проблемы: межпредметные связи как средство совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров (при освоении дисциплин «Пропедевтика», «Проектирование в графическом дизайне», «Рисунок», «Живопись», «Основы производственного мастерства» и др.); роль учебной группы в развитии творчества студентов; влияние других факторов на процесс формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в вузе.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Щеглов, A.B. Роль и место объемно-пространственной композиции в процессе обучения студентов-дизайнеров / A.B. Щеглов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч. 2-Тула: ТулГУ, 2012.-С. 360-367.

2. Щеглов, A.B. Развитие пространственного мышления студентов средствами наглядности в дизайн-образовании / A.B. Щеглов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 2. - Тула: ТулГУ, 2011.- С. 366-373.

3. Щеглов, A.B. Технология бумажной глины «paperclay» / A.B. Щеглов // Известия ТулГУ. Серия: Дизайн. Искусство интерьера. Изобразительное искусство. Инженерная и компьютерная графика. Вып. 1. - Тула: ТулГУ, 2006.- С. 40-44.

Статьи, тезисы докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах:

4. Щеглов, A.B. К вопросу о значимости объемно-пространственной ком-

позиции в дизайн-образовании / A.B. Щеглов // Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы: сб. науч. тр. по мат-ам междунар. заоч. науч.-практ. конф. 26 декабря 2011 г.: Часть 5. - Тамбов: Бизнес-Наука-Творчество, 2012,-С. 161-162.

5. Щеглов, A.B. Роль пространственного мышления при подготовке будущих дизайнеров / A.B. Щеглов Н XX Международные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых.—Тула: ТулГУ, 2011.—С. 496-498.

6. Щеглов, A.B. Развитие объемно-пространственного мышления студентов на кафедре «Дизайн» Тульского государственного университета / A.B. Щеглов // XVIII Всероссийские чтения студентов, аспирантов и молодых ученых,- Тула: ТулГУ, 2009.- С. 407-409.

7. Щеглов, A.B. Технология матирования стекла / A.B. Щеглов // XVII Всероссийские чтения студентов, аспирантов и молодых ученых.— Тула: ТулГУ, 2008.-С. 408-411.

8. Щеглов, A.B. Структура развития объемно-пространственного мышления у студентов специальности «Дизайн» на примере дисциплины «Пластическое моделирование» / A.B. Щеглов // Педагогическое мастерство: проблемы, поиски, решения: сборник материалов преподавателей ТулГУ, получивших диплом «Преподаватель высшей школы» / Под ред. В.М. Петровичева.- Тула: ТулГу, 2007-С. 145-153.

9. Щеглов, A.B. О роли тендерных стереотипов в процессе преподавания проектных дисциплин специальности «Дизайн» / A.B. Щеглов, Т.Н. Куренкова // Тендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи.- Тула: ТГПУ, 2006.— С. 161-164.

10. Щеглов, A.B. О развитии объемно-пространственного мышления будущих дизайнеров на занятиях по рисунку / A.B. Щеглов // XV Всероссийские чтения студентов, аспирантов и молодых ученых: Тезисы выступлений.- Тула: ТулГУ, 2006,- С. 440-442.

11. Щеглов, A.B. Основные принципы моделирования из бумаги и картона. Роль дисциплины «Пластическое моделирование» в процессе обучения студентов-дизайнеров / A.B. Щеглов // Дизайн 2005. Сборник трудов Всеросс. науч.-практ. конференции-Тула: ТулГУ, 2005- С. 71-74.

Изд. лиц. ЛР № 020300 от 12.02.97. Подписано в печать 6.04.2012 Формат бумага 60x84 Vie. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 029 Тульский государственный университет 300012, г. Тула, просп. Ленина, 92 Отпечатано в Издательстве ТулГУ 300012, г. Тула, просп. Ленина, 95

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Щеглов, Алексей Вячеславович, Тула

61 12-13/1330

Тульский государственный университет

Щеглов Алексей Вячеславович

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор В.Н. Ранних

Тула-2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ................................................................................................

1.1. История становления дизайн-образования за рубежом и в России как профессионального заказа общества.................................13

1.2. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров как предмет педагогического исследования....................59

1.2.1 Сущность и структура профессиональной компетентности

специалиста................................................................................................59

1.2.2. Объемно-пространственное мышление в сфере дизайн-образования................................................................................................80

1.3. Роль и место объемно-пространственной композиции в процессе обучения студентов-дизайнеров...............................................................96

1.4. Деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции..............................................................104

Выводы по 1 главе.....................................................................................112

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ...............................................................................................116

2.1. Констатирующий этап эксперимента............................................117

2.2. Формирующий этап эксперимента.................................................125

2.3. Контрольный этап эксперимента...................................................135

Выводы по 2-й главе.................................................................................141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................145

БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................150

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................166

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, одним из главных показателей которого выступает такое личностное качество, как профессиональная компетентность, характеризующаяся совокупностью специальных знаний и умений, необходимых для решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность является целью и результатом во вновь разработанных ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки студентов в вузе. Вследствие этого в настоящее время существует социальный заказ на формирование профессиональной компетентности специалистов. Не исключением является и направление подготовки 072500 «Дизайн». Необходимость профессиональной компетентности у выпускников вуза требует и работодатель, и потребитель, и сам будущий профессионал-дизайнер.

Ориентация дизайна в современном социокультурном пространстве на различные компоненты материальной и духовной культуры общества предъявляет высокие требования к деятельности специалиста-дизайнера, которая направлена на гармонизацию с окружающей средой. Основной задачей на этом пути является проектирование элементов предметно-пространственной среды, соответствующих уровню и содержанию социальных и культурных ценностей, формирующих художественный вкус потребителя.

Главную роль в постижении профессии дизайна и воспроизводстве профессиональных компетенций играет высшее профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных

направлений дизайна. Одним из основных методов в дизайн-образовании, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы в качестве специалистов-дизайнеров, является композиция. По определениям теоретиков и практиков дизайна, композиция в дизайн-образовании есть специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе с тем художественной выразительностью. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. Кроме того, объемно-пространственная композиция способствует формированию творческого мировоззрения, развитию пространственного мышления, овладению различными материалами и композиционным мастерством, накоплению основных профессиональных умений, развитию творческой индивидуальности и художественного вкуса - необходимых компонентов успешной профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров. В этой связи объемно-пространственная композиция рассматривается нами в качестве одного из средств формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональных компетенций рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия; выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества; анализировались особенности данного процесса. Изучению профессиональной компетентности личности уделено значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях В. М. Басовой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, A.B. Хуторского, М.А. Чошанова

и др. Компетентность специалиста промышленного производства изучали H.A. Банько, О.Н. Ларионова, Г.Н. Синицына и др.

Дизайн-образование в высшей школе исследовали В.Р. Аронов, В.Г. Бандорин, A.JL Дижур, А.Н. Лаврентьев, Л.Б. Переверзев, В.И. Пузанов, С.И. Серов, А.Г. Устинов, С.О. Хан-Магомедов и др. Профессионально значимые качества и способности, необходимые дизайнеру, изучали исследователи И.В. Афанасьева, Е.М. Базилевич, И.М. Верткин, В.П. Зинченко, И.С. Каримова, Т.М. Кауда, В.Ф. Колейчук, В.Т. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.Д. Полтавская, H.A. Федорова, Ю.А. Фильчакова. Некоторые вопросы подготовки дизайнеров отражены в работах О.В. Арефьевой, У.В. Аристовой, С.Г. Мизевича, Р.Ф. Мухутдинова, В.В. Соловьевой, И.П. Постникова, О.Ю. Прудовской. Проблемы формирования профессиональной компетентности дизайнера по костюму рассматривались в исследованиях Ю.М. Бундиной, E.H. Ковешниковой, Л.А. Сафиной, Е.Ю. Усенковой; инженерно-технической компетентности -C.B. Фроловой; компетентности будущего специалиста в процессе обучения живописи - A.A. Вилковой, профессиональной культуры дизайнера - Т.В. Матвеевой, С.М. Мурзиной; профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе - А.И. Кулешовой; профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже -И.Р. Абсалямовой. Тематика объемно-пространственной композиции рассматривалась в пособиях и методиках A.B. Степанова, В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, Г.Н. Любимовой, О.Л. Голубевой, В.Б. Устина, Г.Л. Леденевой.

Большое количество работ, посвященных проблеме формирования профессиональной компетентности у специалистов различных сфер деятельности, свидетельствует об интересе ученых к данной проблеме. Но, несмотря на обширность научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности, а также успехи,

достигнутые в её решении, эта тема остаётся актуальной. Отсюда следует что, изучение проблемы формирования профессиональных компетенций средствами объемно-пространственной композиции у студентов-дизайнеров как компонента профессиональной компетентности требует изучения и освещения в теории и практике профессионального образования. Необходимость исследования процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции обусловлена следующими

противоречиями:

между потребностью практики в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, и недостаточной разработанностью теории и методики формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в педагогической науке;

между необходимостью повышения формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции и отсутствием структурно-функциональной модели процесса ее формирования в образовательном процессе вуза;

между необходимостью повышения качества формирования профессиональных знаний, умений, навыков студентов-дизайнеров, а также развития творческих качеств их личности и неразработанностью педагогических условий их формирования средствами объемно-

пространственной композиции;

- между сложившейся практикой зарубежного дизайн-образования и социокультурными условиями развития отечественного дизайна.

Выявленные противоречия определили выбор темы нашего исследования: «Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние средств объёмно-пространственной композиции на качество процесса формирования профессиональных компетенций

студентов-дизайнеров.

Объект исследования: процесс формирования профессиональных

компетенций студентов-дизайнеров.

Предмет исследования: средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров будет эффективным, если:

- на основе научно-теоретического анализа проблемы исследования будет определена сущностно-содержательная характеристика и выявлена специфика формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

- в качестве фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции;

разработан и реализован деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса;

разработан и проверен на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированное™ профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

в качестве ресурсной базы разработан и внедрен в процесс обучения учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены

следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание профессиональных компетенций

студентов-дизайнеров, выявить специфику в рамках предмета исследования;

2. Определить и реализовать в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции как фактора эффективного формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров;

3. Разработать и реализовать деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса;

4. Разработать и проверить на практике критериально-оценочный аппарат определения качества сформированности профессиональных

компетенций студентов-дизайнеров;

5. В качестве ресурсной базы разработать и внедрить в процесс обучения авторский учебно-методический комплекс дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретические обоснования сущности понятий «компетентность», «профессиональная компетентность» В.М. Басовой, Ю.Г. Татура, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, И.А. Зимней, Н.А.Шайденко, Л.А.Ядвиршис; идеи ключевых, базовых и специальных компетенций; философские идеи природы креативности, доказывающие возможность обучения творчеству (М.Я. Ярошевский, М. Синтонен, Дж. Аллан, Д. Перкин, Г. Груббер, В.И. Самохвалова); положения психологии творчества (Л.С. Выгодский, Я.А. Пономарев), психологии одаренности (A.M. Матюшкин); психологии зрительного восприятия и образного мышления (Р. Арнхейм, В.П. Зинченко, И.Я. Каплунович, И.С.

Якиманская); исследования проблемы развития творческого воображения последователей Г.С.Альтшуллера и его научной школы (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина); теория, методика, методология дизайна (В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, В.Т. Шимко, Л.М. Холмянский, A.C. Щипанов и др.),

промышленной графики.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация и др.); общепедагогические методы (анализ документов, рукописей, литературных источников, материалов на электронных носителях, изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, констатирующего и формирующего экспериментов и др.); прогностическо-верификационные методы (экспертные оценки, публикационный метод, обсуждение в форме конференций, научно-методических семинаров); методы математической статистики.

Исследование проводилось в период 2007 - 2012 гг.

Первый этап (2007-2009 гг.) - теоретический анализ научных трудов в сфере педагогического, психологического и социального знания. Определение проблемного поля исследования, осуществление работы по формированию понятийного аппарата исследования; диагностика уровня профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, уточнение цели,

гипотезы и основных задач.

Второй этап (2009-2011 гг.) - организация и осуществление экспериментальной части исследования; реализация теоретико-деятельностного алгоритма формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса; разработка и проверка на практике критериально-оценочного аппарата определения качества сформированное™ профессиональных компетенций студентов-дизайнеров; разработка и внедрение в процесс

обучения авторского учебно-методического комплекса дисциплины «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров».

Третий этап (2011-2012 гг.) - анализ и обобщение экспериментальных данных и результатов; оформление диссертационного исследования.

Базой экспериментального исследования явились: студенты кафедры «Дизайн» Тульского государственного университета. В исследованиях участвовало 190 студентов 1, 2 и 3 курсов, обучающихся дисциплинам «Скульптура и пластическое моделирование» и «Академическая скульптура и пластическое моделирование» для профилей подготовки: графический дизайн и дизайн интерьера по специальности 072500 Дизайн.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- раскрыта научная сущность и дополнено практическое содержание профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, научно обоснована новизна их специфики в рамках предмета исследования;

- по новому с научной точки зрения определены и реализованы в учебном процессе средства объёмно-пространственной композиции как фактор эффективного формирования профессиональных компетенций

студентов-дизайнеров;

- разработан и реализован научно обоснованный эксклюзивный деятельностный алгоритм формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в рамках предметного учебного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дополнены научные положения о сущности профессиональной подготовки студентов-дизайнеров: уточнено определение понятия «профессиональные компетенции дизайнеров»; обоснованы эффективные технологии подготовки студентов-дизайнеров, что является вкладом в разработку содержания, форм и методов профессионального образования дизайнеров

и служит основой для дальнейших исследований в области

профессиональной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и созданное содержательное, организационное и методическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров, разработанный курс «Объемно-пространственная композиция как средство формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров» могут быть использованы при изучении спецкурсов повышения квалификации и в процессе самообразования препода�