Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование живописной подготовки будущих дизайнеров в процессе изображения натюрморта

Автореферат по педагогике на тему «Совершенствование живописной подготовки будущих дизайнеров в процессе изображения натюрморта», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Краснобородкин, Василий Петрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Совершенствование живописной подготовки будущих дизайнеров в процессе изображения натюрморта», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Совершенствование живописной подготовки будущих дизайнеров в процессе изображения натюрморта"

На правах рукописи

КРАСНОБОРОДКИН Василий Петрович

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 4 КОЯ ¿013

Омск-2012

005538045

005538045

Работа выполнена на кафедре академической живописи и рисунка ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Медведев Леонид Георгиевич

доктор педагогических наук, профессор Буровкина Людмила Александровна;

заслуженный художник РФ, кандидат педагогических наук, профессор Сафиулин Рашит Асхатович

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Защита состоится 28 ноября 2013 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.06 при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4а, ауд. 413.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, наб. Тухачевского, 14).

Автореферат разослан 28 октября 2013 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловливается современными проблемами реформирования всей системы российского образования, в том числе и высшего профессионального художественного обучения. В контексте новой образовательной парадигмы разработаны новые образовательные стандарты, в которых существенно поменялись акценты в построении образовательного процесса, форм, методов и средств обучения в высшей профессиональной школе. В этой связи актуализировалась проблема содержательного обновления образования, ориентирующая на формирование самостоятельной, творчески активной личности выпускника, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями.

В последние годы в педагогической науке заметно возрос интерес ученых к разнообразным проблемам компетентностного подхода в обучении. Одни ученые определяют компетентность как способность применять знания в конкретных условиях (А. М. Прохорова, Л. А. Ши-пилина), другие (Л. Ю. Бусурина, М. Д. Ильязова) называют свойством личности или областью деятельности, в которой специалист должен проявить определенные знания, умения, навыки, способности. Основным содержанием компетентности, по мнению многих ученых, являются знания или же совокупность знаний, умений и навыков (Э. Г. Азимов, Т. Ф. Ефремова, Е. О. Иванова, А. М. Кузьмина, В. М. Ростовцева, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, А. Н. Щукин и др.). Вместе с тем нет четких ориентиров и рекомендаций относительно того, что надо знать студенту, в каком объеме и в какой последовательности формировать эти компетенции. Все эти проблемы требуют конкретного методического наполнения по конкретным образовательным направлениям и специальностям.

В этом ключе востребованная в последние десятилетия специальность «Дизайн» нуждается в специальных исследованиях практически по всем художественным дисциплинам, составляющим ту эстетическую основу, на которой зиждется эстетическая культура и гармоничность восприятия будущего специалиста, призванного вносить красоту и гармонию в повседневную жизнь.

Многоуровневая система обучения предполагает различные уровни профессионального становления специалиста: начальное профессиональное образование, среднее и высшее. На каждом уровне обучения решаются свои специфические задачи, связанные с последовательностью освоения конкретной специальности, а также формированием необходи-

мых личностных качеств обучаемых, нацеленных на эффективную самостоятельную работу по достижению основной цели обучения.

В системе многоуровневого обучения изобразительному искусству первоначальные пропедевтические знания, а также элементарные умения владения техническими приемами изображения обучаемый получает в художественной школе, которая призвана формировать общую эстетическую культуру обучаемых, развивать их творческие потенции, не обязательно связанные с профессиональной художественной деятельностью. Хотя следует подчеркнуть, что в последнее время в художественных школах наметилась тенденция профессиональной художественной ориентации учащихся на заключительных стадиях обучения, когда формируются специальные подготовительные классы с углубленным изучением специальных предметов: рисунка, живописи, композиции.

Начальное, среднее профессиональное образование обеспечивает подготовку специалистов, способных к совершенствованию своего профессионального развития на все более высоких уровнях, тем самым обеспечивая устойчивость непрерывного художественного образования в интегрированном образовательном процессе и мотивируя обучаемых на постоянное профессиональное самосовершенствование. Таким образом актуализируется стремление студентов к продуктивной творческой деятельности на основе формирования у них базовых знаний, умений и навыков профессионального изображения.

Высшие художественные учебные заведения строят образовательный процесс на совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных на базе начального либо среднего художественного образования, что дает простор для акцентирования ведущей роли творческих начал в изобразительной деятельности.

Вместе с тем профессиональная живописная подготовка дизайнеров по специальностям (дизайн среды, графический дизайн, искусство интерьера, промышленный дизайн, дизайн костюма и т. д.) требует учета специфики этих направлений уже на пропедевтическом уровне обучения. Однако отсутствие начального и среднего звена в дизайнерском образовании значительно замедляет формирование проектной культуры дизайнеров, которая зиждется на познании закономерностей проектного и художественного творчества в контексте сформированного гармоничного восприятия и эстетической культуры обучаемых.

Вполне очевидно, что существующая методика обучения академической живописи, дающая положительные результаты в системе художественного образования, не всегда дает ожидаемый эффект в системе обучения дизайнеров, поскольку здесь необходимо учитывать

специфические особенности дизайнерских направлений, связанные с психологическими особенностями формирования проектной культуры и гармоничного восприятия предметного мира.

Теоретическая и методическая разработка системы художественного обучения дизайнеров - это сложная и многогранная проблема, требующая совместных усилий ученых в области психологии, педагогики, а также методики обучения конкретным художественным дисциплинам. И несмотря на наличие определенных единичных исследований в этом направлении, проблема остается нерешенной.

Следует подчеркнуть, что определением специфики художественного познания, выявлением его образной сути, а также обоснованием наиболее эффективных принципов обучения занимались известные философы, психологи, педагоги, методисты, а также выдающиеся художники-практики, что дает достаточно обширный материал для его методического осмысления в контексте исследуемой проблемы.

Философско-эстетические исследования (Ю. Г. Борев, А. И. Гри-зова, А. К. Дремов, Л. Н. Зеленов, М. С. Коган, В. И. Костин, Б. Г. Лукьянов, В. А. Разумный С. X. Раппорт и др.) рассматривают искусство (в том числе и изобразительное) с различных точек зрения и в различных аспектах: социальной природы и назначения, связи теории отражения и теории познания, зависимости эстетической значимости конкретного произведения от мировоззрения художника, его профессиональной зрелости и т. д.

Психология, исследуя структуру мышления (Б. Г. Анапьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, П. О. Гальперин, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Б. А. Ломов, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Якобсон и др.), раскрывает специфические особенности образного мышления как реальный процесс взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом, подчеркивает наличие эмоциональных и рациональных начал в процессе его формирования и развития.

В педагогических теориях обосновывается несколько концептуальных подходов к процессу обучения: компетентностный, деятель-ностный, личностный, лично-деятельностный, системный и т. д. В контексте многоуровневого обучения опубликованы обстоятельные научно-теоретические труды, раскрывающие сущность компетентностно-го подхода (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспаржак, Н. В. Кузьмина, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская). Важной особенностью этого подхода является ориентация обучаемых на результат образования, на способность человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях.

Фундаментальные методические исследования по совершенствованию художественного образования в вузе (Г. В. Беда, В. П. Зинчен-ко, В. С. Кузин, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, О. В. Шаляпин, Е. В. Шорохов и др.) представляют значительный интерес для осмысления методической концепции обучения живописи студентов-дизайнеров. Вместе с тем в последние годы расширилась тематика методических исследований, посвященных многогранной проблеме обучения живописи на различных уровнях профессионального становления обучаемых (Е. В. Боброва, О. А. Думская, А. А. Исаев, Т. М. Кожагу-лов, Р. Н. Моисеев, Н. К. Пронина, Е. В. Ромашко, Р. А. Сафиуллин и др.).

Различные проблемы дизайнерского образования исследуются в трудах известных ученых: А. А. Белова, Н. В. Воронова, В. И. Га-маюнова, А. И. Ковешникова, Е. Н. Ковешниковой, Б. В. Нешумова, Н. К. Соловьева и др. Все это дает возможность проанализировать степень интеграции специальных художественных дисциплин в развитие профессиональных компетенций дизайнеров. Вместе с тем методических исследований по этой проблеме на занятиях по живописи до сих пор не проводилось.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научного анализа психологических особенностей цветовосприятия, выявления специфики живописного восприятия предметов для их изображения на живописной плоскости и экспериментальной проверки выявить наиболее эффективные методы обучения живописи студентов-дизайнеров.

Объект исследования - процесс обучения академической живописи студентов-дизайнеров.

Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения академической живописи.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность процесса профессиональной подготовки дизайнеров существенно повысится, если определить содержание и направление живописной подготовки в контексте их будущей проектной деятельности, а также определить основные компетенции, необходимые для творческой самореализации студентов в живописном процессе.

Задачи исследования:

- проанализировать современное состояние теории, методики и практики обучения академической живописи студентов-дизайнеров;

- выявить функции академической живописи в процессе формирования профессиональной компетентности дизайнеров;

- определить критерии оценки академической живописи в контексте профессиональной деятельности дизайнеров;

- обосновать методические пути живописной подготовки дизайнеров в системе многоуровнего обучения;

- определить педагогические условия, способствующие эффективному развитию живописной подготовки дизайнеров.

Методологическую основу исследования составили:

- фундаментальные философские положения о сущности художественного познания (В. С. Асмус, Е. С. Громов, А. И. Гризова, А. К. Дремов, П. В. Копнин, Б. Г. Лукьянов и др.);

-психологические исследования, посвященные многогранным проблемам художественного восприятия (Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов и др.);

- педагогические теории учебной деятельности как необходимого условия развития личности (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. Я. Лер-нер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов и др.);

-базовые методические исследования по обучению студентов изобразительному искусству в высшей школе (Г. В. Беда, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Л. А. Ивахнова, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. В. Корешков, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка исходной гипотезы потребовали использовать комплекс взаимодополняющих методов исследования:

- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- целенаправленное наблюдение за ходом учебного процесса (опрос, анкетирование, беседа);

-диагностические методы (тестирование, обобщение полученных материалов);

- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий эксперименты);

- анализ, обобщение и статистическая обработка результатов эксперимента.

Этапы исследования. Исследование выполнялось в три этапа на базе факультета искусств и дизайна Нижневартовского гуманитарного университета, параллельные экспериментальные работы были организованы на базе института искусств Омского государственного педагогического университета.

На первом этапе (2005-2007 гг.) изучался и анализировался теоретический материал по проблеме исследования, выявлялась степень

разработанности проблемы в теории и методике обучения в художественных и педагогических вузах.

На втором этапе (2007-2008 гг.) была сформулирована гипотеза исследования, определены задачи исследования, теоретически обоснована методика обучения.

На третьем этапе (2008-2012 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по проверке основных положений исследования. Были обобщены и систематизированы результаты экспериментальной работы, обоснованы методические рекомендации, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику обучения студентов ряда художественных факультетов педагогических и специальных вузов.

Научная новизна исследования:

- выявлены специфические особенности формирования живописного видения у студентов-дизайнеров, заключающиеся в последовательной трансформации объектов изображения в конкретном колористическом и композиционном решении;

- теоретически обоснована и экспериментально проверена методика обучения живописи, основанная на принципах обобщения и стилизации цветовых взаимодействий воспринимаемых трехмерных предметов натюрморта на двухмерную живописную плоскость листа;

- обоснованы критерии и отдельные показатели оценки живописных компетенций дизайнеров;

- обоснованы педагогические условия, способствующие активизации процесса формирования живописной составляющей в становлении дизайнера.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании принципиально нового подхода к живописной подготовке дизайнеров, основанной на принципах стилизации живописной композиции.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные научные результаты используются для совершенствования живописного образования студентов по специальности «Дизайн». Материалы исследования могут быть использованы для корректировки учебных программ по живописи для студентов специальных вузов, а также в практике пропедевтической подготовки будущих дизайнеров различных специализаций.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются исходными методологическими позициями, связанными с целостным подходом к решению поставленных проблем; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели,

задачам и логике; положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в Нижневартовском гуманитарном университете и Омском государственном педагогическом университете. Основные положения диссертации были обсуждены на научно-практических конференциях по проблемам художественного образования в Алматы (2009), Омске (2007, 2009, 2010), Москве (2007), Нижневартовске (2010). Результаты диссертационного исследования были опубликованы в статьях, отражены в докладах на научных конференциях, апробированы и внедрены в учебный процесс факультета искусств и дизайна Нижневартовскго гуманитарного университета и ряда других факультетов.

На защиту выносятся следующие положения:

— научно обоснованная, последовательная система заданий и упражнений, направленная на совершенствование живописной подготовки студентов-дизайнеров, основанная на последовательном формировании гармоничного восприятия;

- методика обучения живописи, нацеленная на развитие профессиональных живописных умений в их последовательном техническом и художественном усложнении;

— педагогические условия, активизирующие формирование профессиональной компетентности дизайнеров;

- научно-теоретическое обоснование критериев и показателей уровня сформированное™ художественного обобщения и живописной стилизации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, последовательно раскрывающих основные положения диссертации; заключения; списка литературы и приложения, иллюстрирующего направление и ход экспериментальной работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируется гипотеза, определяется объект, предмет, цели и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические аспекты живописной подготовки дизайнеров» анализируются теоретические принципы живо-

писной подготовки дизайнеров, обосновывается содержание живописного процесса как важнейшего фактора профессионального становления дизайнера, рассматриваются критерии оценки живописной подготовки дизайнеров.

Дизайнер является прежде всего специалистом в области формы изделий, способным в конкретном материальном объекте полноценно развить свое понимание, свое представление о социальных потребностях, функциональности, конструктивности и технологичности изделий. Для успешной профессиональной деятельности дизайнеру необходимо учитывать в своих проектах не только технологические возможности производства, но и эстетические потребности общества. Создавая новые формы, необходимо решать задачи, обеспечивающие эстетическую и конструктивную функциональность конкретного изделия. Поэтому дизайнеру необходимо не только знать особенности зрительного восприятия, уметь выявлять конструкционные закономерности конкретных объектов, но и уметь находить гармоничные решения пропорциональных и цветовых отношений, что является важным фактором становления профессиональной компетентности дизайнера.

Дизайнерское образование базируется не только на изучении проектного ремесла, но и прежде всего на формировании высокой эстетической культуры, гармоничного восприятия, стремления к творческому самовыражению. Не случайно образовательные стандарты предусматривают базисное образование, состоящее из общетеоретического блока (эстетика, этика, история искусства, архитектура, психология и т. д.) и общехудожественного блока (рисунок, живопись, скульптура, композиция, цветоведение и т. д.). Работа дизайнеров различных направлений предусматривает общие для всех умения: разрабатывать оригинальные по художественному замыслу и исполнению произведения; творчески решать композиционные колористические и технические задачи; владеть техникой живописного и графического письма, навыками художника-станковиста, художника декоративно-прикладного искусства, выполнять макеты и готовые произведения в материале и т. д. Очевидно, что в профессиональную деятельность дизайнера входит не только проектирование высокохудожественных объектов, но и формирование высокой эстетической культуры населения. Исходя из этого, обучение академической живописи в системе подготовки дизайнера требует методического осмысления в контексте профессиональной направленности будущего специалиста.

Известно, что в процессе обучения живописи развиваются все важнейшие составляющие творческого становления человека, и в первую очередь целостность и гармоничность мировосприятия. Стержнем

активной творческой деятельности является понимание художником сущности гармонии и стремление постигнуть ее вершины. В эстетике термин «гармония» трактуется как связь, стройность, соразмерность, согласованность отдельных сторон предметов и явлений, как специфическое единство в многообразии.

В живописи гармония проявляется в одновременном выразительном сочетании цвета и тона, в пропорциональности, согласованности отдельных частей изображаемых объектов, в соразмерности деталей, в закономерном объединении тоновых и цветовых контрастов, связанных между собой замыслом художника в единое композиционное решение, которое определяет последовательность восприятия основных и второстепенных составляющих живописного произведения. В этом контексте техника становится проводником эстетической оценки художником объекта изображения, важнейшим фактором постижения гармонии, а овладение техническим мастерством обретает осмысленный творческий характер, нацеленный на передачу эстетической сущности изображаемого.

Очевидно, что для успешного живописного процесса необходимы осознанные изобразительные действия, направленные на реализацию конкретного замысла или установки. Необходимым условием становления живописного образа является совершенствование всех компонентов творческой деятельности: целенаправленное восприятие модели и ее живописного изображения на плоскости; формирование представления о воспринятой модели, пригодного для живописного изображения; наличие соответствующих двигательных навыков и способов изображения; развитие технических умений изображения.

Специфической особенностью организации живописного процесса у дизайнеров является направленность его на выявление живописной формы объекта изображения с акцентировкой колористической составляющей в конкретном композиционном решении. Композиционная деятельность рассматривается как сложнейший творческий процесс, включающий в себя специфику восприятия, образование образов представления и воображения, дающих обобщенное и абстрагированное понимание сущности изображаемого.

Безусловно, успех этой деятельности во многом зависит от содержательности пропедевтики всего композиционного курса, дающего возможность переводить трехмерные объемные формы в стилизованные двухмерные изображения и на этом этапе добиваться гармоничности взаимодействий основных цветовых плоскостей с окружающим пространством.

Необходимым условием успешного живописного процесса является знание основных критериев и отдельных показателей для оценки

конечного живописного изображения. Критерии призваны выявить весь изобразительный ряд, связанный не только с внешними показателями, но и с внутренними психологическими процессами. Это предполагает прямую связь с организацией целенаправленного восприятия объекта изображения, конкретной личностной установкой, целостным живописным представлением о переводе трехмерной объемной формы в плоскостные двухмерные изобразительные формы.

В существующей методической литературе по изобразительному искусству уже наработан определенный материал по оценке эффективности методических воздействий, который может быть использован в нашем исследовании. Вместе с тем сложность определения критериев в контексте нашей проблемы обусловливается акцентировкой взаимодействия творческих и аналитических начал в живописном процессе, а также специфическими особенностями живописной подготовки дизайнеров.

Очевидно, что критерии оценки призваны отражать достаточно объективную художественную и познавательную ценность живописного изображения, поскольку они содержат обобщенные представления о признаках существования живописной композиции и условиях ее восприятия. При восприятии живописного изображения первоначально воспринимается некоторое общее эмоциональное впечатление, обобщенная оценка в целом по принципу «нравится или не нравится». Затем анализируются наиболее важные содержательные компоненты композиционного решения, включающие в себя грамотность и выразительность всех живописных составляющих, а также определенное представление о художественной ценности изображения, что дает основание для конкретной оценки.

В процессе анализа законченных живописных заданий прежде всего оцениваются следующие параметры: композиционная организация листа и гармоничное взаимодействие цветовых пятен; соразмерность и предметность живописной формы изображаемого; наличие соответствия между представлением о предмете и его реальной сущностью, техника живописного изображения, а также использование выразительных возможностей различных живописных материалов. Вместе с тем уже известно, что содержательность живописных постановок во многом предопределяет последовательность и осмысленность целенаправленного восприятия для живописного обобщения. В тексте диссертации дается подробная характеристика конкретных показателей, позволяющих оценить живописные достоинства по всем перечисленным параметрам.

Во второй главе «Динамика живописной подготовки дизайнеров» прежде всего выявляются типичные пробелы в живописной

подготовке дизайнеров, научно обосновывается содержание живописной компетенции дизайнеров, описывается методика обучения живописи дизайнеров на уровне подготовки бакалавров.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе факультета искусств и дизайна Нижневартовского гуманитарного университета в 2008-2012 гт. На первом этапе констатирующего эксперимента ставилась задача выявить исходный уровень живописной подготовки дизайнеров, а также определить степень соотнесенности учебных заданий с будущей профессиональной деятельностью. Необходимо было выяснить, какими живописными умениями студенты обладали на время поступления на первый курс, а также динамику их развития на начальных этапах обучения. Следует отметить, что на констатирующем этапе экспериментального исследования предварительной подготовки обучающего характера по специальной методике не проводилось. Это позволяет считать опытный контингент типичными учебными группами.

Контрольные срезы проводились в начале и в конце первого семестра, затем в начале и в конце второго семестра. Подобная выбороч-ность позволяет оценить целостную живописную систему в процессе последовательно усложняющихся учебных постановок и заданий, требующих адекватного осмысления и нахождения соответствующих живописных решений.

В результате проведения констатирующего эксперимента было проанализировано 140 живописных работ на первом курсе и 135 работ на втором курсе. Для их оценки были использованы критерии и отдельные показатели, подробно описанные в разделе 1.3 диссертации. Нам удалось выявить состояние исследуемой проблемы, а также сформулировать основные задачи для дальнейшей методической разработки.

Несмотря на частные особенности, в живописной подготовке испытуемых обнаружены следующие типичные недостатки:

- ошибки психологического порядка, связанные с непониманием принципа перевода трехмерного воспринимаемого предмета в плоскостные изобразительные формы;

- непонимание большинством студентов универсального смысла основных композиционных задач;

- отсутствие представления о возможностях использования композиционных средств в организации целостной живописной системы как средств передачи сюжетного смысла постановки;

- отсутствие целостного восприятия цветовых отношений, их нюансировки, пластических характеристик в контексте конкретного замысла;

— стремление большинства студентов к протокольному изображению отдельных предметов натюрморта;

— неумение упрощать «технический» процесс изображения, поскольку оперирование различными сопоставлениями было затруднительно.

Итоги констатирующего эксперимента позволили подтвердить правомерность сформулированной гипотезы, а также дать научно-теоретическое обоснование содержанию живописной подготовки студентов-дизайнеров, нацеленной на развитие их профессиональной компетентности.

Прежде всего подчеркивается, что создание комфортных педагогических условий значительно активизирует учебную и творческую деятельность обучаемых. В этом контексте подробно анализируется педагогика, ориентирующая на передачу знаний, формирование умений и навыков, и педагогика личностно ориентированного образования (В. В. Сериков, В. А. Шкуратов, И. С. Якиманская и др.), нацеленная не только на развитие познавательных процессов (восприятие, мышление), но и на выработку своих личностных знаний, собственного мнения, своего мировоззрения, своего стиля, собственной структуры творческой деятельности.

Важным педагогическим условием является создание проблемных ситуаций, когда выполнение поставленной задачи не ограничивается однозначным решением, а рассматриваются различные пути, средства и методы решения. В этом процессе новые знания формируются благодаря структурированию прежних знаний посредством развития представлений, постановки все новых вопросов и выдвижения гипотез. Эти условия требуют от обучаемых самостоятельного пополнения своих знаний и развития умений, формируют познавательный интерес студентов к решению конкретных проблем, возникающих в практической деятельности.

Подчеркивается, что в постижении живописного мастерства важное значение придается выбору живописного материала на первоначальных этапах обучения. Обосновывается целесообразность работы гуашевыми красками либо их комбинирование с акварелью, акрилом, поскольку этот материал достаточно динамичен, быстро сохнет, выдерживает многослойное покрытие, а также обладает высоким качеством цветового и тонового покрытия плоскости, что соотносится с проектной работой будущего дизайнера. Выбор живописных материалов, технических приемов не может быть случайным. Он диктуется объективным характером жанра натюрморта, психологическими особенностями механизма восприятия модели и ее живописного изображения,

изобразительными и выразительными задачами живописного процесса, а также спецификой живописного языка.

Безусловно, обучение живописи требует учета качеств, наиболее адекватных характеру профессиональной деятельности дизайнера. Следовательно, занятия по живописи необходимо интегрировать с композицией, цветоведением, рисунком.

Композиция в живописи является составной частью живописной культуры, признаком профессиональной компетенции художника, которая со всей очевидностью проявляется и в рисунке, и в проектной деятельности дизайнера. Композиционная составляющая в живописном процессе является общим способом целостного опредмечивания художественного замысла. Следовательно, на занятиях по живописи необходимо осваивать композиционные принципы как общий способ организации смысла, содержания изображаемого.

Проблема композиции в изобразительном искусстве является одной из важнейших как в теории, художественной практике, методике обучения художественным дисциплинам, так и в профессиональной деятельности дизайнера. Не случайно многие выдающиеся художники разных времен оставили свои ценные суждения о принципах и закономерностях существования композиции (Ж. Б. Альберта, Леонардо да Винчи, Э. Делакруа, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, Е. А. Кибрик, Д. Рейнольде, В. А. Фаворский, К. Ф. Юон и многие другие). Известные ученые (М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер, Н. Н. Волков, Е. В. Шорохов) провели обстоятельные научные исследования, посвященные различным аспектам этой многогранной проблемы. В последние годы заметно возрос интерес методистов к развитию композиционного мышления, композиционных способностей и т. д. Вместе с тем проблема интеграции композиционных принципов в живописи в контексте профессиональной подготовки дизайнеров специально не исследовалась, поэтому во второй главе достаточно подробно анализируются возможности такой интеграции.

Продуктивная профессиональная деятельность дизайнера требует основательных знаний по колористике, которая обеспечивает научные знания объективных закономерностей цветовосприятия и использование их в профессиональной подготовке в области проектной культуры. Психологические и физиологические исследования ведущих ученых в этих областях (В. Г. Ананьев, Р. Арнхейм, В. Вунд, Г. Гельмгольц, Дж. Гибсон, Р. Грегори и др.) позволили выявить многие особенности зрительного восприятия цвета, индивидуальные особенности цветовосприятия, а также эмоциональные реакции на цвет. Колористическая подготовка является составной частью обучения живописи, поскольку

она эффективно способствует осознанному освоению колористической культуры, являющейся необходимым компонентом при решении дизайнерских задач, следовательно, эта проблема требует методического осмысления по конкретным художественным специальностям.

Проведенный анализ научных трудов в этой области свидетельствует о том, что на сегодняшний день многоплановая методическая проблема совершенствования колористической подготовки специалистов на занятиях по живописи, нацеленной на активизацию творческой деятельности обучаемых, не исследована.

В колористической грамоте важнейшее значение приобретает понимание цветовой выразительности в живописи. Н. Н. Волков убедительно доказывал, что именно выразительность цвета составляет главную внутреннюю основу колорита картины. Известный психолог С. Л. Рубинштейн считал, что цветам свойственна определенная выразительность, которая не является результатом ассоциации и переносом символики цвета, а качеством, принадлежащим самому цвету, зависящим в значительной степени от установки испытуемых.

Основу цветовой выразительности составляет зрительное восприятие, обусловленное ощущениями, затрагивающими эмоциональную и интеллектуальную сферы личности, а также всем ее прошлым опытом. Следовательно, колористическая подготовка, включающая в себя понимание сущности явления цветовой выразительности и использование ее качеств в живописных работах, требует выявления особенностей зрительного восприятия цвета, включающего физические и психологические стимулы.

Основные принципы обучения колористике на занятиях по живописи обусловливаются целенаправленным изучением цвета от простого к сложному посредством целостной системы упражнений, позволяющих освоить содержание понятий из области цвета. Освоение цветовых закономерностей следует осуществлять через упражнения стилизованного характера и сопоставления цветовых материалов в различных характеристиках цветовых оттенков. В нашей работе теоретические занятия о цвете включают рассмотрение физических основ цвета, физиологии зрительного восприятия, психологии восприятия цвета и теории гармонии. Практические занятия направлены на развитие комбинаторных способностей обучаемых, умений анализировать качество цветовой гармонии.

При этом будущим дизайнерам необходимо знать опробирован-ные в художественной практике цветовые системы, на основе которых производится анализ цветосочетаний по различным характеристикам. Это дает возможность обучаемым одновременно изучить научную

основу оценки цветовых явлений и подготовиться к предстоящей проектной деятельности.

Особое место в живописном процессе занимает рисунок. Будучи основой изобразительного искусства и ведущей дисциплиной в системе художественного образования и эстетического воспитания, он имеет специфические особенности в становлении живописного образа. Замечено, что зачастую студенты на занятиях по живописи тщательно прорисовывают все подробности изображаемого объекта, затем добросовестно «закрашивают» этот рисунок более или менее удачным подбором соответствующего колера. Подобный подход к живописному рисованию сдерживает творческую инициативу художника, обедняет композиционные поиски живописных взаимоотношений цветовых плоскостей, препятствует развитию эмоционального образа.

Представляется, что в живописи рисунок призван не выявлять конструктивные особенности изображаемых предметов или их объемных и тональных взаимодействий, а прежде всего определять общие пропорциональные отношения и выразительный абрис предметов. В живописном процессе нередко приходится исправлять предварительный рисунок непосредственно кистью в соответствии со становящимся живописным изображением, поэтому живописцу необходимо овладевать искусством рисования непосредственно кистью.

Таким образом, живописный процесс начинается с восприятия предметов или их совокупности, которые представляют определенное явление, процесс. Затем познается сущность следующего порядка: выделяется живописная доминанта предметов, устанавливается их связь с явлением, процессом, визуально не воспринимаемым, но реально существующим. От того, что художник выделит в предметах главное, зависит и сама возможность наиболее полного его живописного познания. Если в представлении сформировался достаточно полный живописный образ, то художнику необходимо наличие целенаправленной деятельности для его материального воплощения, и в этом процессе именно кисть является основным как рисовальным, так и живописным инструментом.

Формирующий этап экспериментальной работы продолжался в течение четырех семестров 2009-2011 гг. Для проведения эксперимента были сформированы две равноценные группы обучаемых - контрольная и экспериментальная. Время обучения было одинаковым для всех испытуемых. Эксперимент носил естественный характер, автор являлся преподавателем в экспериментальной группе, в контрольной группе занятия проводили квалифицированные преподаватели по традиционной методике.

Все экспериментальное исследование проводилось на учебном материале, предусмотренном программой, в соответствии с которой и составлялись учебные задания. В целом методика обучения в контрольной группе соответствовала традиционной методике.

В экспериментальной группе содержание работы определялось также действующей учебной программой, однако содержание лекционных и практических занятий разрабатывалось в соответствии с гипотезой, задачами исследования, а также согласно научно-теоретическому обоснованию предложенной методики.

В целом в экспериментальной группе исследование проводилось по двум направлениям: проверка эффективности создания педагогических условий в процессе живописной подготовки дизайнеров; определение основных методических путей живописной подготовки в системе многоуровневого обучения.

Методика обучения живописи строилась с учетом межпредметных связей живописи с композицией, рисунком, цветоведением и стремлением обеспечить целостное и гармоничное взаимодействие этих дисциплин в условиях аудиторной и самостоятельной работы студентов. Важно отметить, что резкое сокращение аудиторной нагрузки в государственных стандартах нового поколения заставляет нас выявлять неиспользованные резервы активизации живописной деятельности студентов в процессе организации целенаправленной самостоятельной работы. Наша задача состояла в определении наиболее последовательных заданий и упражнений для самостоятельного выполнения, а также способов их выполнения. Например, в заданиях, нацеленных на наблюдение характерной жизненной ситуации («Беседующие», «Дети», «Сушка белья» и т. д.), требовалось трансформировать натурные зарисовки в стилизованные двухмерные живописные формы с акцентировкой композиционного центра теплыми или холодными цветовыми контрастами.

Следует отметить, что в этом процессе не достаточно целенаправленного наблюдения, поскольку сам образ не существует в готовом виде, его необходимо прежде всего выявить, схематично представить, а затем уже этот обобщенный образ конкретизировать характерными деталями, доступными восприятию. Восприятие, обогащенное образами представления, состоит из целого ряда действий, направленных на мысленное удержание первоначального образа, фиксирование его различных преобразований с учетом поставленной живописной задачи.

Важнейшей составляющей живописного процесса, а также эффективным фактором развития восприятия, представлений и воображения является последовательная система выполнения живописных

набросков и зарисовок. В экспериментальной группе этой работе уделялось пристальное внимание как на академических занятиях, так и в самостоятельной работе, поскольку именно в этой деятельности наиболее очевидно проявляется интеграционная составляющая живописи, рисунка, композиции, цветоведения. Занятия набросками и зарисовками начинаются с зарисовок простых предметов быта, геометрических тел, простых натюрмортов, овощей и фруктов, животных, птиц, интерьера, пейзажа, головы и фигуры человека и заканчиваются самыми разнообразными композиционными заданиями. Особое внимание уделялось обоснованному выбору живописных или графических материалов (уголь, сангина, цветные мелки, карандаши, пастель, мел, акварель, гуашь, а иногда использование в одной работе смешанной техники). Кроме этого, в процессе выполнения каждой длительной постановки первый час отводился на наброски и зарисовки по непосредственному кратковременному восприятию, а также по представлению и воображению. Все это значительно активизирует творческую деятельность начинающего художника, а также обеспечивает полноту формирования живописного образа.

В исследовании раскрываются наиболее важные методические направления, обосновывается последовательность заданий и упражнений, направленных на формирование живописной подготовки дизайнеров, дается научно-методическое обоснование системы выполнения самостоятельных заданий.

Сопоставление результатов выполнения живописных заданий экспериментальной и контрольной группами показало, что использование разработанной методики на практических занятиях обеспечивает повышение качества профессиональной живописной подготовки студентов по всем направлениям.

В заключении диссертационной работы по результатам исследования формулируются выводы:

- Предложенная научно обоснованная, последовательная система заданий и упражнений, направленная на совершенствование живописной подготовки студентов-дизайнеров, основанная на принципах обобщения и стилизации воспринимаемых трехмерных предметов натюрморта, дает качественную динамику в совершенствовании живописной подготовки будущих дизайнеров.

- Методика обучения живописи, нацеленная на развитие профессиональных живописных умений в их последовательном техническом и художественном усложнении, опирающаяся на интеграцию межпредметных связей живописи, композиции, цветоведения, колорис-тики, значительно активизирует творческую деятельность обучаемых.

- Педагогические условия, основанные на создании проблемных ситуаций, личностно ориентированном образовании, активизируют формирование профессиональной компетентности дизайнеров.

- Научно-теоретическое обоснование критериев и показателей уровня сформированности художественного обобщения и живописной стилизации достаточно объективно оценивает живописный процесс, обусловленный конкретной личностной установкой.

- Цветовосприятие всегда связано с действием сложного комплекса внутренних и внешних факторов, в результате чего создается определенная эмоциональная тональность восприятия. Подтверждена прямая зависимость между эмоциональным воздействием цвета на человека и его личностными характеристиками, а также уникальным опытом освоения символического пространства культуры.

- Специфика профессиональной деятельности дизайнера заключается в наличии творческого начала как доминирующего компонента. Профессиональная компетентность дизайнера включает в себя целостное состояние личности, выражающее проектную культуру, знания, практические умения, навыки и опыт художественно-творческой деятельности. Ядро профессиональной компетенции составляет воспитание дизайнерского мышления, а также формирование проектной культуры. Все это предполагает необходимость подготовки дизайнера по художественным дисциплинам, и прежде всего живописи, рисунку, композиции, цветоведению. Именно в процессе живописной деятельности формируется гармоничность восприятия и профессиональная культура художника, поскольку в живописи гармонично интегрируются все эти дисциплины.

- Интеграционный характер обучения на занятиях по живописи требует достаточно устойчивых образов воображения, формирующихся на основе уже созданных первичных образов, без непосредственной опоры на восприятие, оперируя образами представления. Различное преобразование воспринимаемых предметов может осуществляться не только практическими действиями, но и прежде всего умозрительно, посредством оперирования образами представлений, или воображения. Любое живописное изображение требует представлений, связанных с переводом реальных пространственных (трехмерных) предметов с их собственным цветом в двухмерную изобразительную плоскость с условно взятыми цветовыми взаимоотношениями. Подобное преобразование возможно лишь посредством усвоения художником теоретических знаний о различных способах выполнения, а также формирования необходимых практических умений условного изображения.

- Постигая в процессе живописного изображения объективную действительность, будущий дизайнер овладевает профессиональными живописными умениями и навыками, последовательно переходя на все более высокие уровни познания.

- Логика восприятия предметов для живописного изображения во многом определяет направление изобразительных действий, поэтому последовательность восприятия обусловливается установкой, а также первоначальным живописным замыслом.

- Основным содержанием живописных компетенций является, с одной стороны, изучение возможностей передачи объемных форм предметов, закономерностей их цветового взаимодействия в пространстве, познание их предметной сущности и выявление логики композиционного построения, а с другой - приобретение живописных знаний, формирование умений и навыков изображения.

- Живописная подготовка дизайнеров ориентирована на творческое применение знаний, умений, навыков в разнообразных условиях. Важно, что это востребовано в контексте избранной специальности.

- Определив содержание и направление живописной подготовки студентов в контексте их будущей проектной деятельности, а также основные ориентиры для самостоятельной творческой деятельности студентов, мы получили значительное повышение эффективности процесса обучения на занятиях по живописи.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ:

1. Краснобородкин, В. П. К вопросу о специфике восприятия тона и цвета в живописи [Текст] / В. П. Краснобородкин // Ом. науч. вестн. - 2011. - № 4 (96). - С. 191-193.

2. Краснобородкин, В. П. Специфика подготовки дизайнеров на занятиях по живописи [Текст] / В. П. Краснобородкин, Л. Г. Медведев // Ом. науч. вестн. - 2012. -№ 2 (106). - С. 231-233.

Научные статьи и материалы выступлений на конференциях:

3. Краснобородкин, В. П. Формирование пространственных представлений на занятиях по живописи [Текст] / В. П. Краснобородкин // Философия и педагогика (вторые Соколовские чтения): материалы регион, науч.-практ. конф. - Нижневартовск : Изд-во НГПИ, 1999. -С. 128-129.

4. Краснобородкин, В. П. Научно-теоретические основы зрительного восприятия цвета [Текст] / В. П. Краснобородкин // В мире научных открытий (Красноярск). - 2010. — № 3, ч. 2. - С. 49-51.

5. Краснобородкин, В. П. Значение источников цвета в живописи с натуры [Текст] / В. П. Краснобородкин // Сборник научных трудов молодых ученых. Вып. 5 / отв. ред. К. Г. Рожко, Л. Ф. Балина. - Тюмень : РИЦ ТГАКИСТ, 2011. - С. 115-120.

Учебно-методические материалы:

6. Краснобородкин, В. П. Учебная программа дисциплины «Живопись» по специальности 070601.65 - Дизайн [Текст] / В. П. Краснобородкин. - Нижневартовск : Изд-во НГГУ, 2009. - 21 с.

7. Краснобородкин, В. П. Учебная программа дисциплины «Композиция» по специальности 050602.65 - Изобразительное искусство. [Текст] / В. П. Краснобородкин. — Нижневартовск : Изд-во НГТУ, 2009. — 35 с.

8. Краснобородкин, В. П. Методические рекомендации «Станковая живопись» (акварель) [Текст] / В. П. Краснобородкин. — Нижневартовск : Изд-во НГГУ, 2009. - 22 с.

Подписано в печать 08.10.2012. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ П-953.

Издательство ОмГПУ. Отпечатано в типографии ОмГПУ, Омск, наб. Тухачевского, 14, тел./факс: (3812) 23-57-93

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Краснобородкин, Василий Петрович, Омск

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет»

На правах рукописи 0420136551 8 *

КРАСНОБОРОДКИН Василий Петрович

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения

и воспитания (изобразительное искусство)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -заслуженный деятель искусств РФ,

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Л. Г. Медведев

2013-Омск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................... 3-11

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

1.1. Цвет в формировании живописной грамоты.............................12-26

1.2. Композиция в живописной подготовке дизайнеров....................27-35

1.3. Критерии оценки живописной подготовки дизайнеров...............36^45

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

2.1. Типичные пробелы в живописной подготовке дизайнеров

(констатирующий эксперимент)............................................ 46-59

2.2. Содержание живописной подготовки дизайнеров.................... 60-76

2.3. Методика обучения дизайнеров на занятиях по живописи (формирующий эксперимент)................................................77-98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................... 99-103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................... 104-115

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................... 116-128

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обуславливается современными проблемами реформирования всей системы российского образования, в том числе и высшего профессионального художественного обучения. В контексте новой образовательной парадигмы разработаны новые образовательные стандарты, в которых существенно поменялись акценты в построении образовательного процесса, форм, методов и средств обучения в высшей профессиональной школе. В этом контексте актуализировалась проблема содержательного обновления образования, ориентирующая на формирование самостоятельной, творчески активной личности выпускника, обладающей необходимыми профессиональными компетенциями.

Дизайнерское образование базируется не только на изучении проектного ремесла, но и прежде всего на формировании высокой эстетической культуры, гармоничного восприятия, стремления к творческому самовыражению. Не случайно образовательные стандарты включают достаточно объемный общехудожественный блок (рисунок, живопись, скульптура, композиция, цветоведение и т. д.). Профессиональные умения дизайнера включают в себя широкий диапазон знаний и навыков по конкретным специальностям, которые содействуют развитию способностей разрабатывать оригинальные по художественному замыслу и исполнению произведения, творчески решать композиционные, колористические и технические задачи. А также, предусматриваются умения, относящиеся к профессиональному художественному мастерству, - владеть техникой живописного и графического письма, навыками художника-станковиста, прикладника, выполнять макеты и готовые произведения в материале и т. д. В задачи дизайнера входит не только проектирование и внедрение высокохудожественных изделий, посредством которых происходит формирование высокой эстетической культуры населения. Все это предполагает необходимость подготовки дизайнера по художественным дисциплинам и прежде всего живописи, рисунку, композиции, цве-товедению. Именно в процессе живописной деятельности наиболее эффективно

формируется гармоничность восприятия и профессиональная культура художника, поскольку в живописи гармонично интегрируются все эти дисциплины.

В последние годы в педагогической науке заметно возрос интерес ученых к разнообразным проблемам компетентностного подхода в обучении. Одни ученые определяют компетентность как способность применять знания в конкретных условиях (А. М. Прохорова, Л. А. Шипилина), другие (Л. Ю. Бусурина, М. Д. Ильязова) называют свойством личности, или областью деятельности, в которой специалист должен проявить определенные знания, умения, навыки, способности. Основным содержанием компетентности, по мнению многих ученых, являются знания или же совокупность знаний, умений и навыков (Э. Г. Азимов, Т. Ф. Ефремова, Е. О. Иванова, А. М. Кузьмина, В. М. Ростовцева, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, А. Н. Щукин и др.). Вместе с тем нет четких ориентиров и рекомендаций относительно того, что надо знать студенту, в каком объеме и в какой последовательности формировать эти компетенции. Все эти проблемы требуют конкретного методического наполнения по конкретным образовательным направлениям и специальностям.

В этом ключе (востребованная в последние десятилетия) специальность «Дизайн» нуждается в специальных исследованиях практически по всем художественным дисциплинам, составляющим ту эстетическую основу, на которой зиждется эстетическая культура и гармоничность восприятия будущего специалиста, призванного вносить красоту и гармонию в повседневную жизнь.

Многоуровневая система обучения предполагает различные уровни профессионального становления специалиста это, начальное профессиональное образование, среднее и высшее. На каждом уровне обучения решаются свои специфические задачи, связанные с последовательностью освоения конкретной специальности, а также формированием необходимых личностных качеств обучаемых, нацеленных на эффективную самостоятельную работу по достижению основной цели обучения.

В системе многоуровневого обучения изобразительному искусству первоначальные пропедевтические знания, а также элементарные умения владения техническими приемами изображения обучаемый получает в художественной школе,

которая призвана формировать общую эстетическую культуру, развивать творческие потенции, не обязательно связанные с дальнейшей профессиональной художественной деятельностью. Хотя следует подчеркнуть, что в последнее время в художественных школах наметилась тенденция профессиональной художественной ориентации учащихся на заключительных стадиях обучения, когда формируются специальные подготовительные классы с углубленным изучением специальных предметов: рисунка, живописи, композиции.

Начальное и средне-специальное образование обеспечивают функцию подготовки специалистов, способных к совершенствованию своего профессионального развития на все более высоких уровнях, обеспечивая устойчивость непрерывного художественного образования в интегрированном образовательном процессе и мотивируя обучаемых на постоянное профессиональное самосовершенствование. Таким образом, актуализируется стремление студентов к продуктивной творческой деятельности на основе формирования у них базовых знаний, умений и навыков профессионального изображения.

Высшие художественные учебные заведения строят образовательный процесс на совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных на базе начального либо среднего художественного образования, что дает простор для акцентирования ведущей роли творческих начал в изобразительной деятельности.

Вместе с тем профессиональная живописная подготовка дизайнеров, разделяющаяся по специальностям (дизайн среды, графический дизайн, искусство интерьера, промышленный дизайн, дизайн костюма и т. д.) требует учета специфики этих направлений уже на пропедевтическом уровне обучения. Однако отсутствие четкой системности обучения в начальном и среднем звене дизайнерского образования значительно замедляет формирование проектной культуры дизайнеров, которая базируется на познании закономерностей проектного и художественного творчества в контексте общей эстетической культуры обучаемых.

Вполне очевидно, что существующая методика обучения академической живописи, дающая положительные результаты в системе художественного образования, далеко не всегда дает ожидаемый эффект в системе обучения дизайне-

ров, поскольку здесь необходимо учитывать специфические особенности дизайнерских направлений, связанных с психологическими особенностями формирования проектной культуры и гармоничностью восприятия предметного мира.

Теоретическая и методическая разработка системы художественного обучения дизайнеров - это сложная и многогранная проблема, требующая совместных усилий ученых в области психологии, педагогики, а также методики обучения конкретным художественным дисциплинам. И, несмотря на наличие определенных единичных исследований в этом направлении, проблема до сих пор остается нерешенной.

Следует подчеркнуть, что определением специфики художественного познания, выявлением его составляющей, а также обоснованием наиболее эффективных принципов обучения занимались известные философы, психологи, педагоги, методисты, а также выдающиеся художники-практики, что дает достаточно обширный материал для его методического осмысления в контексте исследуемой проблемы.

Философско-эстетические исследования (В. С. Асмус, Е. С. Громов, А. И. Гри-зова, А. К. Дремов, П. В. Копнин, Б. Г. Лукьянов и другие авторы); рассматривают искусство (в том числе и изобразительное) с различных точек зрения и в различных аспектах: социальной природы и назначения, связи теории отражения и теории познания, зависимости эстетической значимости конкретного произведения от мировоззрения художника, его профессиональной зрелости и т. д.

Психологи, исследуя структуру мышления. (Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов и другие ученые), раскрывают специфические особенности образного мышления как реальный процесс взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом, подчеркивают наличие эмоциональных и рациональных начал в процессе его формирования и развития.

В педагогических теориях обосновывается несколько концептуальных подходов к процессу обучения: компетентностный, деятельностный, личностный, лично-деятельностный, системный и т. д. В контексте многоуровневого обучения

опубликованы обстоятельные научно-теоретические труды, раскрывающие сущность компетентностного подхода (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л. Ф. Иванова,

A. Г. Каспаржак, Н. В. Кузьмина, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская). Важной особенностью этого подхода является ориентация обучаемых на результат образования, на способность человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях.

Фундаментальные методические исследования по совершенствованию художественного образования в вузе (Г. В. Беда, В. П. Зинченко, Л. А. Ивахнова,

B. С. Кузин, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.) представляют значительный интерес для осмысления методической концепции обучения живописи студентов-дизайнеров.

Различные проблемы дизайнерского образования исследуются в трудах известных ученых (А. А. Белова, Н. В. Воронова, В. И. Гамаюнова, А. И. Ковешни-кова, Е. Н. Ковешиковой, Б. В. Нешумова, Н. К. Соловьева и других авторов). Все это дает возможность проанализировать степень интеграции специальных художественных дисциплин в развитии профессиональных компетенций дизайнеров. Вместе с тем методических исследований по этой проблеме на занятиях по живописи до сих пор не проводилось.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научного анализа психологических особенностей зрительного восприятия, выявления специфики дизайнерской деятельности и особенностей живописного процесса обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные методы обучения живописи студентов-дизайнеров.

Объект исследования - процесс обучения академической живописи студентов-дизайнеров.

Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения академической живописи.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность процесса профессиональной подготовки дизайнеров существенно повысится, если определить содержание и направление живописной подготовки в контексте их

будущей проектной деятельности, а также определить основные компетенции, необходимые для творческой самореализации студентов в живописном процессе.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретические аспекты живописной грамоты;

- выявить функции академической живописи в процессе формирования профессиональной компетентности дизайнеров;

- определить критерии оценки академической живописи в контексте профессиональной деятельности дизайнеров;

- обосновать методические пути живописной подготовки дизайнеров в системе высшего профессионального образования;

- определить педагогические условия, способствующие эффективному развитию живописной подготовки дизайнеров.

Методологическую основу исследования составили:

- фундаментальные философские положения о сущности художественного познания (В. С. Асмус, Е. С. Громов, А. И. Гризова, А. К. Дремов, П. В. Копнин, Б. Г. Лукьянов и другие авторы);

• - психологические исследования, посвященные многогранным проблемам художественного восприятия (Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов и другие ученые);

- педагогические теории учебной деятельности как необходимого условия развития личности (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, И. Я. Лернер, А. М. Матюш-кин, М. И. Махмудов и другие педагоги);

- базовые методические исследования по обучению студентов изобразительному искусству в высшей школе (Г. В. Беда, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Л. А. Ивахнова, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. В. Корешков, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов).

Методы исследования: решение поставленных задач и проверки исходной гипотезы потребовало использовать взаимодополняющий комплекс методов исследования:

- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- целенаправленное наблюдение за ходом учебного процесса (опрос, анкетирование, беседа);

- диагностические методы (тестирование, обобщение полученных материалов);

- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий эксперименты);

- анализ, обобщение и статистическая обработка результатов эксперимента.

Этапы исследования: исследование выполнялось в три этапа на базе факультета искусств и дизайна Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Параллельные экспериментальные работы были организованы на базе института искусств Омского государственного педагогического университета.

На первом этапе (2005-2007) осуществлялось изучение и анализ теоретического материала по проблеме исследования, была изучена степень разработанности проблемы в теории и методике обучения в художественных и педагогических вузах.

На втором этапе (2007-2008) была сформулирована гипотеза исследования, определены задачи исследования, теоретически обоснована методика обучения.

На третьем этапе (2008-2012) осуществлялась экспериментальная работа по проверке основных положений исследования. Были обобщены и систематизированы результаты экспериментальной работы, обоснованы методические рекомендации. Осуществлялось внедрение результатов исследования в практику обучения студентов ряда художественных факультетов педагогических и специальных вузов.

Научная новизна исследования:

- впервые в практике обучения академической живописи сформулированы специфические особенности формирования живописного видения у студентов-дизайнеров;

- теоретически обоснована и экспериментально проверена методика обучения живописи, основанная на принципах обобщения и стилизации цветовых взаимодействий воспринимаемых трехмерных объектов;

- обоснованы критерии и отдельные показатели оценки живописных компетенций дизайнеров;

- обоснованы педагогические условия, способствующие активизации процесса формирования живописной составляющей в становлении дизайнера.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании принципиально нового подхода к живописной подготовки дизайнеров, основанной на принципах стилизации живописной композиции в процессе обучения студентов академической живописи.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные научные результаты используются для совершенствования живописного образования студентов по специальности «Дизайн». Материалы исследования могут быть использованы для корректировки учебных программ по живописи для студентов специальных вузов, а также в практике пропедевтической подготовки будущих дизайнеров в различных специализациях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается исходными методологическими позициями