автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Декоративная стилизация в живописной подготовке студентов начальных курсов
- Автор научной работы
- Карнаев, Михаил Анатольевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Декоративная стилизация в живописной подготовке студентов начальных курсов"
На правах рукописи
!
/
КАРНАЕВ Михаил Анатольевич
ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
14 НОЯ 2013
005538434
Омск-2013
005538434
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» на кафедре академической живописи и рисунка
Научный руководитель:
заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Медведев Леонид Георгиевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Игнатьев Сергей Евгеньевич;
кандидат педагогических наук, доцент Солодухин Иван Васильевич
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Защита состоится 27 ноября 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.06 при ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4-а, ауд. 413.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Омск, ул. Набережная Тухачевского, 14).
Автореферат разослан 26 октября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обосновывается происходящими в современной системе образования инновационными процессами, связанными с переходом высшего профессионального образования на многоуровневую систему обучения. Известно, что занятия по живописи являются универсальным средством формирования высокой эстетической и художественной культуры студентов, эффективным стимулом развития их творческой деятельности и гармоничности восприятия; на них синтезируются и развиваются знания, умения, навыки по рисунку, композиции, цветоведению, проектированию.
Специфика живописной подготовки будущих дизайнеров заключается не только в обучении основам профессиональной грамоты, но и в активизации самостоятельной творческой деятельности, поскольку итоговой целью дисциплины «Живопись» является формирование у будущего дизайнера гармоничности цветового восприятия. Психологические особенности процесса восприятия исследовали Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.
«Живопись», наряду с «Проектированием» и «Рисунком» - одна из важнейших дисциплин базовой части общепрофессионального цикла, которая изучается студентами-дизайнерами на протяжении всего периода обучения, именно поэтому одним из главных условий эффективной подготовки бакалавров, следует считать разработку перспективных методик обучения живописи с учетом специфики дизайнерского образования. Большой вклад в исследование теоретических положений и концепций теории и методики обучения изобразительному искусству внесли Г. В. Беда, Л, А, Ивахнова, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В.Шорохов и др.
Актуальность исследования подтверждается необходимостью анализа специфических особенностей обучения живописи студентов-дизайнеров, выявления различий между методиками подготовки художников-дизайнеров и учителей изобразительного искусства, обоснования основных условий эффективной живописной подготовки студентов начальных курсов в процессе изучения основ декоративной стилизации. Проблемы организации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров, в контексте изучения декоративной стилизации представлены в работах Л. П. Ермолаевой, В. П. Козлова, Г. М. Логвиненко. Отдельные вопросы живописной подготовки учителей изобразительного искусства раскрыты в диссертационных исследованиях Е. М. Кожагулова, С. М. Кожуковской, К. А. Кравченко, А. В. Новиковой, Н. К. Прониной, Р. Н. Шайхулова, но теоретических и практических исследований, выявляющих специфику методики обучения живописи студентов-дизайнеров в системе высшего профессионального образования, недостаточно.
Анализ традиционной подготовки специалистов, показал, что она направлена на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, и
предполагает шестилетнее обучение, образовательный же процесс подготовки бакалавров предусматривает формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в течение четырех лет. В связи с изменением концепции образования очевидна необходимость пересмотра и научного осмысления содержания методики обучения живописи.
Проблема исследования - выявление теоретических положений и методических концепций в русле современных образовательных тенденций, направленных на обучение декоративной стилизации в процессе живописной подготовки студентов начальных курсов.
Объект исследования - процесс обучения студентов живописи в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования - методика обучения, направленная на совершенствование живописной подготовки студентов по специальности «Дизайн».
Цель исследования - на основе анализа психологических особенностей зрительного восприятия, дидактических принципов обучения, современных методик в области живописи, рисунка, композиции теоретически обосновать и экспериментально проверить методику обучения живописи для специальности «Дизайн», основанную на развитии возможностей декоративной стилизации цветовых пластических, композиционных составляющих живописного образа.
Задачи исследования:
- выявить специфику декоративного восприятия цвета, тона, композиции в процессе живописного изображения;
- определить последовательность перевода трехмерных предметов в двухмерные стилизованные декоративные образы;
- обосновать критерии и отдельные показатели оценки живописных работ;
- сформулировать научно-теоретические принципы развития живописной подготовки студентов-дизайнеров;
- экспериментально проверить эффективность предложенной методики обучения живописи.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что если в процессе обучения студентов-дизайнеров живописи акцентировать педагогические воздействия на развитие их умений трансформировать цветовые отношения в стилизованные декоративные образы, то эффективность профессиональной подготовки дизайнеров значительно повысится.
Методологическую основу исследования составили:
- фундаментальные исследования по философии, посвященные различным аспектам эстетического восприятия, специфики существования художественного образа (В. С. Асмус, Е. С. Громов, И. С. Кон, Б. Г. Лукьянов, М. С. Каган, Н. П. Пищулин, Ю. А. Огородников, В. А. Разумный и др.);
- основополагающие труды по психологии художественного творчества и восприятия (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Н. Н. Волков, В. П. Зин-
ченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.);
- теоретические положения и концепции теории и методики обучения изобразительному искусству (Г. В. Беда, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.)
Методы исследования: 1) теоретические - анализ и синтез научно-методической и специальной литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, государственных стандартов, учебных программ по живописи, рисунку, композиции; 2) эмпирические - длительное педагогическое наблюдение, беседы, анализ аудиторных и самостоятельных заданий, сопоставительный анализ работ на семестровых и промежуточных просмотрах; обобщение практического опыта обучения специальным дисциплинам в художественных и педагогических вузах; педагогический эксперимент, статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- впервые в практике обучения академической живописи исследованы возможности декоративной стилизации для профессионального становления дизайнеров в системе бакалавриата;
- установлена зависимость между процессом формирования образов представления и развитием живописных умений по стилизации объемных форм в плоскостные живописные пятна;
- научно обоснована принципиальная методическая модель последовательной живописной подготовки будущих дизайнеров.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты настоящего исследования позволили расширить научное представление о возможностях живописной подготовки будущего дизайнера:
- научно обоснованы возможности декоративной стилизации в живописной подготовке студентов, раскрыта содержательная и формальная составляющая декоративной стилизации в живописном процессе художественно-образного познания;
- определены основные этапы декоративной стилизации в процессе перевода воспринимаемых трехмерных предметов в условные живописные формы;
- сформулированы теоретико-методические положения, активизирующие творческую деятельность студентов на академических занятиях и в самостоятельной работе.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что:
- на основе сформулированных теоретических положений разработана методика обучения живописи, направленная на активизацию и раскрытие резервных возможностей творческой деятельности студентов-дизайнеров;
- обоснованы методические рекомендации по живописному изображению натюрморта, учитывающие психологические особенности восприятия,
представления и воображения художника в процессе декоративной стилизации предметов натюрморта в конкретном композиционном решении;
- основные положения диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и дают положительную динамику в профессиональном становлении студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
Научно-методическое обоснование психолого-педагогических аспектов декоративной стилизации в живописной подготовке студентов.
Определение содержательной функции декоративной стилизации в живописном процессе.
Обоснование критериев и отдельных показателей оценки декоративной стилизации в живописной подготовке студентов.
Научно-теоретическое обоснование экспериментальной методики, стимулирующей профессиональное становление будущего дизайнера в живописном процессе.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, подтвержденных практикой:
- адекватностью цели, задач, логики исследования, разработанной последовательной методики обучения, а также экспериментальной проверкой основных положений диссертационной работы;
- обоснованием основных критериев и отдельных показателей, позволяющих достаточно объективно оценивать живописные качества учебных работ;
- сопоставлением полученных экспериментальных данных с методической практикой, существующей в художественных и педагогических вузах;
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в течение ряда лет и отражены в публикациях, в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня в Горно-Алтайском государственном университете (2006, 2011), Омском государственном педагогическом университете (2012), а также в ежегодных отчетах Ученого совета Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и др. Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры изобразительного искусства и дизайна Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и были успешно использованы в процессе выполнения студентами курсовых и дипломных работ. Экспериментальные материалы апробированы в процессе обучения студентов отделения «Декоративно-прикладного искусства» Омского филиала Высшей школы народных искусств (2010 - 2011), художественно-графического отделения Бийского педагогического колледжа (2010 - 2012), отделения «Декоративно-прикладное искусство» Алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса (2010-2012).
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих ход экспериментальной работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность проблемы и степень ее изученности, определяются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, аргументируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указаны основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты живописной стилизации»
охарактеризованы психолого-педагогические особенности живописного процесса, специфика живописной подготовки дизайнеров, обосновываются критерии оценки живописной подготовки. Анализируются основные характеристики процесса восприятия и его специфические особенности в творческой деятельности.
Проблемам восприятия в процессе творческой деятельности посвящены исследования Н. Н. Волкова, В. С. Кузина, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева и др. Восприятие рассматривается как творческая способность выявления предмета из пространственной среды, постижение его наиболее существенных деталей, уникальных признаков, а также определение ключевых взаимосвязей, ведущих к созданию художественного образа. Деятельность художественного восприятия является необходимым условием для развития профессиональных живописных умений, способствующих построению декоративного стилизованного изображения, а их взаимодействие - исходной составляющей творческого процесса,
В этом процессе особенность восприятия состоит в том, что в сознании отражаются и фиксируются состояния и изменения изучаемого объекта, его количественные, качественные, структурные признаки. При рассмотрении восприятия как активного процесса выявления логики, синтеза и осознания информации о воспринимаемом объекте, прежде всего, выявляются закономерности, которые часто связаны не только с формой, величиной, фактурой или текстурой предмета, но и с опытом восприятия по отношению к данному объекту. Восприятие выступает как осмысленный синтез различного рода ощущений, получаемых от предметов или явлений независимо от сложности их формы и происхождения. Такое соединение всех ощущений выступает в виде образа предмета или явления, который формируется в процессе активного их отражения.
Важнейшая специфическая, профессиональная характеристика художника - целостность восприятия, т. е. способность воспринимать натурную среду, выделяя самое характерное и существенное, определяя взаимосвязь между разрозненными частями. Необходимо уточнить, что восприятие художника фиксирует не всю предметно-пространственную среду во всем ее изменчивом многообразии, а выборочно, самое характерное: особые выразительные качества или конструктивные особенности, оригинальную пластику формы, присущую только одному предмету или явлению. Соответственно, только целостное восприятие позволяет удерживать в поле зрения индивидуальные особенности, объединяющие натуру, исключая ее фотографическое копирование в живописном этюде.
Целенаправленность восприятия рассматривается как в целостности образного видения, так и в умении воспроизводить предметно-пространственную среду не только с натуры, но и по памяти, воображению. Развитие творческого восприятия включает способность осознанно проводить анализ строения формообразующих элементов предметов, сравнение и оценку пропорциональных, цветовых и тональных отношений, композиционных связей и т. д.
Необходимо отметить, что сложность создания живописного этюда на начальном этапе обучения студентов заключается в том, что целостное восприятие и возможность технического воплощения умозрительного образа в материале имеют существенное различие. Перед студентом возникает проблема преодоления стереотипов, связанных с понятием, локальный цвет предмета, так как при живописном изображении важным акцентом выступает аконстантное восприятие цвета. По мнению психологов, константность восприятия является одной из главных затруднений студентов в определении цвета изображаемого предмета, измененного условиями освещения или удаления. Знание о локальном цвете предмета, хранящееся в памяти студента в момент зрительного восприятия, мешает увидеть градации тепло-холодных оттенков в окраске реальных предметов, находящихся под воздействием пространственной среды.
Целенаправленная педагогическая установка влияет на выбор объектов, которые воспринимаются, а также на отбор и поиск изобразительных средств для реализации замысла живописного произведения. В зависимости от педагогической установки в одном и том же натюрморте можно выделить разные свойства и признаки объемно-пространственной среды. Например, если в академической живописи поставлена задача на углубленное изучение натурной постановки, значит, установка направлена на восприятие колористических особенностей с учетом воздушной перспективы, композиционных связей, т. е. на живописно-пластическое построение объемной формы натюрморта. В процессе декоративной стилизации натюрморта задачи меняются на создание обобщенного, видоизмененного, трансформированного изображения натурной постановки. Следовательно, и установка направлена на силуэтно-плоскостное восприятие формы предметов.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований показал, что в основе обучения живописи студентов начальных курсов лежит целенаправленное творческое восприятие, основанное на таких свойствах образа, как предметность, целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность и категориальность. В контексте нашего исследования целостность художественного восприятия рассматривается важным условием для развития у студентов творческого мышления. Под целостностью восприятия понимается способность видеть предмет или явление, определяя при этом основное и второстепенное в объекте восприятия, раскрывая структурную взаимосвязь между отдельными частями.
Мышление дизайнеров отличается своими специфическими особенностями. В нем особое место занимают представление и воображение, что обогащает целенаправленное восприятие наглядными образами и тем самым стимулирует мотивацию на конкретную деятельность. Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые необходимо наглядно представлять, а также воображать невидимые ранее комбинации, будущий дизайнер должен постоянно насыщать свой мыслительный процесс наглядными целостными образами.
В настоящее время существует проблема калькирования приемов и методов подготовки художников-станковистов и учителей изобразительного искусства в образовательный процесс художников-дизайнеров. В связи с этим необходимо отметить, что методика преподавания курса «Живопись» для художников-дизайнеров должна отличаться от методики подготовки художников-станковистов и учителей изобразительного искусства, основанной на изучении объемно-пространственных и перспективных построений. Приоритетным направлением в подготовке студентов-дизайнеров выступает акцент на включение в процесс обучения заданий, направленных на применение декоративных приемов ведения живописной работы.
В творческой деятельности художника-дизайнера декоративный подход служит для выявления гармоничной внутренней согласованности дизайн-проекта, соразмерности всех его частей и формообразующих конструкций, стилистического единства, силуэтной упорядоченности и применяется не только в проектной графике, но и в специальном рисунке, живописи, скульптуре.
Дизайнер работает с образами, взятыми из той же реальной, объективной действительности, что и художник-станковист, но отбирает самые выразительные, характерные свойства и качества натуры, которые в наибольшей степени соответствуют специфическому ассоциативно-образному языку. Необходимо отметить, что при создании декоративной живописной композиции решающее значение приобретает то, насколько креативно художник-дизайнер может переработать окружающую действительность в емкую знаковую систему, отражающую его мысли, идеи, индивидуальные особенности. Данный процесс и называется стилизацией.
Стилизацию обычно подразделяют на внешнюю, поверхностную, не имеющую индивидуального характера и предполагающую наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля, и декоративную, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (Г. М. Логвиненко).
Декоративная стилизация отличается от поверхностной главным образом тем, что является одним из методов организации предметно-пространственной среды. Декоративность - художественное качество живописного изображения, находящегося в гармоническом взаимодействии с предметно-пространственной средой, для которой оно задумывается и выполняется как элемент композиционной схемы.
Одним из главных условий эффективной подготовки будущих дизайнеров является овладение такими важными изобразительными приемами декора-
тивной стилизации, как плоскостное решение пространственной среды, упрощенные цветовые и тональные отношения, силуэтная линия, ритм, орнаментальное заполнение плоскостей, фактуры, текстуры, усиление тональных и цветовых контрастов и т. д. Благодаря организации дизайнером целенаправленного творческого процесса, результаты деятельности приобретают индивидуальный характер и, следовательно, оригинальную стилистику.
Анализ теоретических трудов Н. Н. Волкова, П. Я. Павлинова, а также исследование практики преподавания живописи в вузах художественного образования позволили нам обосновать критерии оценки живописной подготовки студентов. Исходя из этого, мы определили три основные группы критериев оценки живописного изображения натюрморта: уровень развития декоративного восприятия, уровень образования представлений об изображаемом и степень практических умений создавать стилизованное изображение натуры.
Важнейшим критерием оценки декоративной живописи является композиционное решение, лежащее в основе стилизованного изображения и направленное на создание композиционной схемы, построение силуэтных форм, цветовых пятен, всех ритмически выстроенных элементов натюрморта.
Декоративная стилизация определяется нами в качестве одного из главных критериев, поскольку основана на систематизации приемов перевода реальной объемно-пространственной среды в обобщенное плоскостное изображение. Стилизация включает в себя всестороннее декоративное обобщение натуры с помощью условных приемов видоизменения, трансформации формы, усиления колористических отношений, что способствует созданию образно-выразительной композиции.
Еще одним качественным показателем подготовки студентов-дизайнеров является уровень технического исполнения стилизованного изображения. Наиболее значимым на данном этапе является способность студента разработать оригинальную авторскую стилистику изображения, в соответствии с идейно-образным содержанием постановки.
В методической литературе по изобразительному искусству уже освоены многие теоретические положения. Вместе с тем субъективные, эмоциональные живописные образы нередко оценивались с точки зрения эстетических предпочтений конкретного отрезка исторического времени. Однако существуют художественные ценности, связанные с гармоничностью взаимодействия содержания и формы. Поэтому в диссертации достаточно полно обосновываются критерии, оценивающие как непосредственное эмоциональное восприятие предметов натурной постановки, так и последовательность становления декоративной стилизации в конкретной условной форме.
Во второй главе ^Декоративная стилизация в процессе обучения живописи» определяются цель и задачи опытно-экспериментальной работы, выявляются типичные пробелы в живописной подготовке студентов, дается научно-теоретическое обоснование возможностей совершенствования живописной подготовки бакалавров, описывается формирующий этап экспериментальной работы.
Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и реализация живописной подготовки студентов проводились на базе художественно-графического факультета Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина с 2010-го по 2012 учебные годы. Экспериментальной базой диссертационного исследования явились группы студентов 2-х курсов специальности «Дизайн» обозначенной академии. Выбор срока проведения эксперимента обусловлен тем, что к этому времени испытуемые уже получили базовые академические знания по живописному изображению натюрморта, имеют определенный изобразительный опыт, а также овладели техническими живописными приемами. Поэтому контрольные срезы были выполнены в начале третьего семестра, когда студенты, обладая знаниями, умениями и навыками академической акварельной живописи, переходят к выполнению более сложных творческих заданий, связанных с декоративной стилизацией при помощи гуашевой живописи.
Данное исследование предусматривало реализацию методики обучения декоративной стилизации в процессе живописной подготовки:
- разработку и корректировку методики выполнения декоративного натюрморта в учебном процессе;
— создание условий для самостоятельной работы студентов по выполнению предварительных упражнений;
- акцентирование педагогического воздействия направленного на овладение приемами декоративной стилизации;
— выявление динамики подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения живописи.
На констатирующем этапе экспериментальной работы было важно оценить динамику формирования профессиональных умений обучаемых, а также выявить типичные пробелы в их живописной подготовке. Контрольные срезы осуществлялись в два срока - в начале и в конце третьего семестра, также анализировались оценки, полученные студентами в результате промежуточной сессии. Все это позволило получить достаточно полное представление по существу поставленной проблемы.
В результате проведения всех этапов констатирующего эксперимента обнаружилось, что большинство студентов при изображении более сложных заданий затрудняются творчески использовать имеющиеся знания, сформированные живописные умения в новых условиях, поэтому ограничиваются решением задач, свойственных первоначальному этапу обучения. Творческая деятельность студентов-дизайнеров сводится к минимуму из-за ограниченности живописных обобщений и низкого уровня целостного восприятия, недостаточности образов представления и воображения, а также непонимания образной сути художественной условности в живописной композиции в контексте профессиональной направленности будущего дизайнера. Именно профессиональная направленность дизайнера тесно связана с личностной мотивацией и во многом обусловливает целенаправленную деятельность в живописной подготовке студентов.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что декоративное восприятие начинается с общего эмоционального впечатления, получения целостного образного представления о натурной постановке и основывается на знании закономерностей стилизации, а также композиционной организации силуэтно-плоскостного изображения.
Таким образом, в контексте нашего исследования особое значение в подготовке дизайнеров приобретает акцент на включение в программное обеспечение заданий, направленных на применение приемов декоративной стилизации. Трактовка декоративности как специфической особенности дизайна и развитие художественно-образного мышления являются основополагающей теоретической предпосылкой преподавания курса «Живопись» при обучении бакалавров-дизайнеров.
Результаты контрольных срезов констатирующего эксперимента послужили основанием для теоретического обоснования возможностей совершенствования живописной подготовки дизайнеров.
Изучение состояния обучения живописи выявило недостаточную эффективность «академического» подхода, зачастую сводимого к освоению определенной суммы знаний, умений и навыков реалистического изображения натуры. При этом практически не рассматривается сфера художественно-образных возможностей декоративной живописи.
В этой связи следует подчеркнуть, что методика обучения живописи дизайнеров отличается от методики обучения художников-станковистов и учителей изобразительного искусства. Содержание методики обучения живописи будущих дизайнеров необходимо строить на изучении принципов декоративной стилизации - плоскостно-орнаментальном видении натуры и образно-ассоциативном мышлении. Студентам необходимо понимать приемы организации силуэтных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, сущность орнаментального заполнения плоскости, выразительность фактуры материалов. При выполнении декоративной стилизации на начальных этапах подготовки студентам нужно стремиться к тому, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности - выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность изображения.
Специфической особенностью декоративной стилизации является условный подход к решению композиции, формы и цвета предметной постановки. В декоративной живописи, в отличие от академической, где изображение объемной формы в основном передается за счет основных и второстепенных контрастов, применяется формальный - плоскостной подход к организации предметно-пространственной среды.
На занятиях по декоративной живописи при работе над натюрмортом студенты-дизайнеры решают следующие творческие задачи, связанные с изучением основ стилизации:
- плоскостного решения объемного пространства,
- условности изображения предметов постановки,
- трансформации объемных форм,
— силуэтного решения предметно-пространственной среды,
- членения плоскости на части,
— наполнения плоскостей орнаментом,
- ритмической организации пространства натюрморта и т. д.
В процессе стилизации предметов натюрморта студенты применяют такие приемы, как переработка натуры и ее видоизменение с целью выявления характерных особенностей. В зависимости от замысла можно трансформировать форму предметов постановки, доводя ее до максимальной выразительности. Создание выразительного образа в декоративной композиции происходит за счет некоторого утрирования второстепенных особенностей натуры для усиления степени выразительности характерных элементов. Образная трансформация должна производиться за счет выявления и усиления природных качеств объекта, его индивидуальных особенностей.
Для создания гармоничной декоративной композиции важным аспектом выступает стилевое единство всех элементов изображения. Пластическая организация линий и орнаментального декора должна соответствовать характерным формам натурной постановки.
Обучение декоративной стилизации направлено на развитие у обучаемых воображения, умения трансформировать объемные формы реалистических предметов и объектов в плоскостные, орнаментальные мотивы, творческих навыков создания цветовых гармоний. Необходимо отметить, что в декоративном живописном изображении натюрморта важную роль играет овладение принципами стилизации, специфическими особенностями живописного языка, которое развивает у студентов творческие способности, абстрактное мышление, умение различными способами стилизовать предметы натурной постановки.
Поэтому на занятиях декоративной живописи необходимо учитывать основополагающие процессы формирования целостного восприятия натуры, представления и технического изображения. Владение основами декоративной стилизации в данном случае содержит в себе большие возможности не столько для изучения изобразительной грамоты, сколько для создания художественного образа живописного изображения.
Для проверки наших теоретических положений проводился формирующий этап экспериментальной работы со студентами, обучающимися по стандартам бакалавра, где значительная часть учебных заданий отводится на самостоятельную работу студентов. Начальный этап формирующего эксперимента проводился со студентами второго курса в начале третьего семестра. Причины выбора этого срока проведения формирующего эксперимента такие же, как при выборе сроков констатирующего эксперимента. Промежуточное контрольное задание формирующего эксперимента проводилось в конце третьего семестра, его целью была проверка правильности экспериментальной методики и выявление необходимых корректирующих действий. Итоговое контрольное задание формирующего эксперимента проводилось в конце четвертого семестра (2-ой курс). Для проведения эксперимента были отобра-
ны равноценные группы обучаемых, которые делились на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ).
В экспериментальной группе занятия проводились автором, где вся учебная работа строилась в русле проблемы исследования, в контрольной группе - педагогом по традиционной методике обучения. Для объективной оценки результатов обучения все учебные задания (аудиторные и самостоятельные) оценивались кафедрой изобразительного искусства и дизайна в процессе внутрисеместровых и итоговых просмотров.
Основная цель экспериментально-исследовательской работы заключалась в организации учебного процесса по освоению специфических особенностей декоративной живописи. В связи с этим предлагаемая нами методика живописной подготовки студентов-дизайнеров направлена на приобретение опыта изобразительной деятельности и специальных знаний, в основе которых лежит овладение основными приемами декоративной стилизации, итоговым результатом которой выступает возможность создания оригинального художественного образа.
Предлагаемая нами экспериментальная методика предполагает как систему традиционных занятий, включающих лекцию, беседу и выполнение практических упражнений; так и дополнительные задания, состоящие из клаузур и форэскизов, направленных на разработку композиционных поисков, приемов стилизации, цветовых гармоний, выявляющих характерные особенности натурной постановки.
В экспериментальной группе лекционный материал включал в себя изучение основ декоративной стилизации - теоретические знания и сведения о специфических особенностях организации картинной плоскости в декоративной композиции, о способах перевода трехмерных объемных форм натурной постановки в декоративно-плоскостное, орнаментальное изображение; а также о влиянии цветовых гармоний как на эмоциональное состояние зрителя, так и на создание выразительного художественного образа живописного произведения.
В экспериментальной группе проводились беседы, опросы, промежуточные (внутрисеместровые) просмотры работ студентов, анализ аудиторных и самостоятельных заданий, направленные на декоративную стилизацию живописных изображений.
На первоначальном этапе обучения декоративной стилизации студенты выполняли специальные подготовительные упражнения -клаузуры. В обучении будущих дизайнеров клаузура служит, прежде всего, для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков отражения творческих замыслов на бумаге в виде абстрактных цветовых пятен и линий. Применение такого вида учебных упражнений позволяет студентам осуществлять творческие поиски в виде неизобразительных живописных композиций, направленных на передачу настроения и субъективного восприятия. Нами отмечено, что умение фиксировать в клаузуре общее ассоциативное восприятие от стилистического, колористического, композиционного строя натурной постановки дает возможность сознательно ис-
пользовать приобретенный навык в последующей длительной работе над декоративным натюрмортом.
Следующий важный этап - работа над форэскизами, т. е. кратковременно-тренировочными упражнениями, ориентированными на поиск наиболее эффектных, выразительных схем элементов композиционного решения и одновременно приемов стилизации. В связи с этим особое внимание уделялось обучению студентов приемам выполнения форэскизов декоративно-композиционных решений натюрморта. Их цель - не только дать студентам сумму конкретных знаний и практических навыков, но и научить их видеть и передавать декоративную сущность натурной постановки. Поэтому в содержание учебного процесса по живописи нами были включены обязательные предварительные практические упражнения - клаузуры и форэскизы, направленные на изучение и применение приемов декоративной стилизации, обеспечивающие решение композиционно-ритмических, колористических и др. разнообразных учебно-творческих задач.
Наконец, выполнение живописного задания по теме «Декоративный натюрморт» дало возможность подробно проанализировать характерные особенности натурной постановки и выполнить декоративную стилизацию всех формообразующих элементов на высоком уровне.
Анализ программ обучения художественным специальностям показал, что задания по выполнению декоративного натюрморта являются их неотъемлемой частью, однако выполняются они, как правило, на занятиях по декоративной композиции или цветоведению. В данном исследовании предложена методика, основанная на применении декоративного изображения натюрморта на занятиях по живописи, так как совершенствование живописной подготовки у студентов-дизайнеров, по нашему мнению, возможно лишь в процессе обучения декоративной стилизации.
В ходе формирующего эксперимента студентами экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп были выполнены контрольные задания по теме «Декоративный натюрморт» (занятия проводились по экспериментальной методике, а в контрольной группе по традиционной).
Анализ работ студентов ЭГ наглядно продемонстрировал повышение уровня развития декоративного восприятия, взаимодействия восприятия с представлением, показал профессиональный рост практических умений и способности применять приемы декоративной композиции при создании стилизованного изображения натуры при помощи технических приемов построения декоративно-живописного изображения.
Сопоставление результатов констатирующего и формирующего эксперимента позволили обнаружить положительную динамику живописной подготовки бакалавров и подтвердили эффективность разработанной системы методических заданий и упражнений по декоративной стилизации.
В заключении подводятся итоги работы и делаются следующие выводы:
В основе обучения живописи на начальных этапах лежит целенаправленная деятельность, основанная на таких познавательных процессах, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Деятельность художественного восприятия следует считать важнейшим условием для формирования профессиональных живописных умений, способствующих построению декоративного живописного изображения.
Формирование целостного восприятия у студентов ходе живописной подготовки студентов-дизайнеров должно исходить из особенностей восприятия натуры и освоения закономерностей декоративной стилизации. Процесс формирования целенаправленного восприятия основан на мысленном преобразовании натуры, результатом которого является создание декоративного образа. Процесс целенаправленного восприятия включает фиксацию результата мысленного процесса и требует выполнения студентами ряда конкретных упражнений, направленных на развитие основ декоративной стилизации, приобретение практического опыта по трансформации - переводу объемных, трехмерных предметов в условное, обобщенное, плоскостное изображение.
В ходе диссертационного исследования определены основные этапы декоративной стилизации в процессе перевода воспринимаемых трехмерных предметов в условные живописные формы. Одним из приемов активизации целенаправленного декоративного восприятия является способность специфического видения натуры, поскольку в декоративной стилизации объемные трехмерные предметы постановки изображаются в виде ритмически организованных цветовых плоскостей. На начальном этапе акцент делается на разработку силуэтных контуров предметов, т.е. форма очерчивается линией, например, как в витраже, тем самым отделяя его от пространственной среды. На этапе колористической гармонизации живописной постановки происходит четкое, плоскостное разграничение цвето-тоновых пятен по линиям светотени на предметах и драпировках, затем выполняется орнаментальное заполнение плоскостей, что придает изображению повышенную степень декоративности.
К специфическим особенностям обучения живописи студентов-дизайнеров на начальных этапах подготовки относятся следующие:
- трактовка декоративности как особенности дизайнерского, образного мышления должна рассматриваться в качестве основополагающей теоретической предпосылки в живописной подготовке студентов, где содержание заданий акцентируется на использование декоративных приемов ведения живописной работы;
- декоративная стилизация является методом ритмической организации картинной плоскости, а изображение приобретает признаки повышенной выразительности;
- важнейшей специфической особенностью обучения декоративной живописи дизайнеров выступает абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных признаков изображаемых объектов;
— в обучении дизайнеров живописи необходимо учитывать специфику проявления условности, изобразительности и выразительности в декоративном изображении;
— развитие колористического видения в процессе выполнения декоративных стилизаций - важное условием подготовки будущего дизайнера, так как способствует расширению профессиональных компетенций, позволяет добиваться решения различных задач при разработке дизайнерских проектов.
В работе научно-методически обоснованы психолого-педагогические аспекты декоративной стилизации в живописной подготовке студентов-дизайнеров. Декоративная стилизация - это творческий процесс, основанный на целенаправленном восприятии натуры и ее сознательном преобразовании, результатом которого является создание оригинального художественного образа, построенного на приёмах обобщения, трансформации, орнаментально-плоскостного решения пространства.
Содержательной функцией декоративной стилизации в живописном процессе является логически выстроенный учебный процесс, способствующий активизации профессионального восприятия, овладению конкретными приемами создания декоративных живописных композиций, приемами стилизации, приобретению практического опыта по трансформации - переводу объемных предметов на условное обобщенное решение, анализу и приемам силуэтно-плоскостного обобщения натуры.
Важное средство активизации познавательной и творческой деятельности студентов - педагогическое управление художественным процессом, которое выражается в создании педагогических установок, направленных на осознание целей и задач декоративной стилизации. Педагогическая установка является одним из основных условий развития целостного восприятия у студентов, формирования умений трансформации живописных отношений в стилизованные композиционные, декоративные образы, которое происходит последовательно и постепенно, развиваясь из простых форм в более сложные, ритмически и стилистически разработанные формальные живописные композиции.
В представленном исследовании обоснованы критерии оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров на этапе декоративной стилизации, композиционного и технического решения. При разработке критериев оценки за основу были взяты такие особенности обучения декоративной живописи, как специфика восприятия студентов, особенность их представления, отражающегося в стилизованном изображении. В степени владения практическими умениями учитываются композиционное решение декоративного изображения, стилизованное решение, владение техническими приемами декоративной живописи.
Уровень владения приемами декоративной стилизации выделяется нами как важный критерий, основанный на принципах перевода трехмерных предметов в плоскостные изображения. Следующий критерий оценки - композиционное решение декоративного изображения, которое направлено на
создание выразительной ритмической схемы построения всех элементов натюрморта. К качественным показателям декоративных живописных композиций относится техника исполнения, включающая в себя профессиональные умения в работе живописными материалами. Выявление динамики профессиональной подготовки основывается на анализе оценки творческих работ и представляет собой систематизированный процесс сравнения теоретических знаний и практических умений выполнения декоративной стилизации.
Научно-теоретически обоснована и экспериментально проверена принципиальная методическая модель подготовки студентов-дизайнеров, состоящая из последовательной системы занятий, включающая два этапа. На первоначальном этапе обучения декоративной живописи необходимо выполнение специальных подготовительных упражнений - клаузур, которые направлены, прежде всего, на развитие воображения, образного мышления, фантазии, навыков отражения творческих замыслов в виде абстрактных цветовых пятен и линий. Умение фиксировать в клаузуре общее цветовое и тоновое состояние натуры является подготовкой к следующему шагу - форэскизам декоративно-композиционных решений натюрморта, ориентированным на поиск выразительных схем композиционного и стилистического решения, и дающим студентам сумму конкретных знаний и практических навыков, обучающим их видеть и передавать декоративно-образное и эмоциональное решение в композиции.
Второй этап экспериментальной методики, состоящий из выполнения длительного декоративного натюрморта, показал, что создание декоративной композиции расширяет творческий кругозор и позволяет перейти на новый уровень профессиональной подготовки студента.
Разработанные методические задания и упражнения по декоративной стилизации значительно повышают интерес студентов к изучению нового материала, активно развивают их умения трансформировать цветовые отношения в стилизованные декоративные образы, способствуя решению главной задачи - совершенствованию профессионального уровня подготовки будущего дизайнера.
Проведенное исследование процесса живописной подготовки студентов-дизайнеров не является исчерпывающим. Предложенный теоретический и экспериментальный материал позволяет, на наш взгляд, продолжить дальнейшие разработки, направленные на интегрирование межпредметных связей в решении данной темы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Публикации в научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ: 1. Карнаев, М. А. Исторический аспект развития методов обучения этюдам на пленэре в художественной педагогике России 19 века [Текст] / М. А. Карнаев, С. А. Жук // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2007. - №1(4). - С. 106 -107 (0,15 п. л.).
2. Карнаев, M. А. Подготовка студентов-дизайнеров к проектной деятельности на начальных этапах обучения живописи [Текст] / М. А. Карнаев // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4 (29), август. - С. 156 - 158 (0,4 п. л.).
3. Карнаев, М. А. О критериях оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров [Текст] / М. А. Карнаев // Омский научный вестник. - 2012. - № 3 (109).-С. 191-193 (0,4 п. л.).
Научные статьи и материалы выступлений на конференциях:
4. Карнаев, М. А. Пленэрная практика в системе профессионального обучения студентов художественно-графического факультета [Текст] / М. А. Карнаев // В. И. Эдоков и художественная культура Республики Алтай второй половины XX в. : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения искусствоведа В. И. Эдокова. - Горно-Алтайск, 2006. - С. 106 -108.
5. Карнаев, М. А. Пленэр как компонент профессиональной подготовки будущих учителей изобразительной деятельности [Текст] i М. А. Карнаев // Языки и литературы Горного Алтая : междунар. Ежегодник - 2006. - Горно-Алтайск, 2006. - С. 277 - 278.
6. Карнаев, М. А. Теоретические аспекты развития колористического видения у студентов-дизайнеров в условиях пленэра [Текст] / М. А. Карнаев // Педагог как ключевая фигура развития личности в образовательном пространстве : материалы 8-й Всерос. науч.-практ. конф., Бийск, 26 марта 2010 г. /БПГУим. В. М.Шукшина.-Бийск, 2010.-Ч. 1.-С. 100- 103.
7. Карнаев, М. А. Специфика обучения живописи студентов-дизайнеров [Текст] / М. А. Карнаев // Профессионально-художественное образование: история, теория, практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию факультета искусств ОмГПУ / под ред. проф. Л. Г. Медведева. -Омск,2010.-С. 85-88.
8. Карнаев, М. А. Взаимосвязь современного искусства и дизайна [Текст] / М. А. Карнаев // Дизайн в системе современного образования : материалы региональной науч.-практ. конф., Бийск, 19 ноября 2010 г. / ГОУ ВПО «АГАО». - Бийск, 2011. - С. 39 - 45.
9. Карнаев, М. А. Специфические особенности обучения живописи студентов-дизайнеров [Текст] / М. А. Карнаев // Формирование картины мира человека XXI века : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Горно-Алтайск, 1 - 4 февраля 2011 г. / под ред. А. И. Гурьева. - Горно-Алтайск, 2011. —Ч. 1. : сб. - С. 79-84.
10. Карнаев, М. А. Теоретические принципы совершенствования живописной подготовки студентов-дизайнеров [Текст] / М. А. Карнаев // Подготовка учителя изобразительного искусства и черчения в условиях модернизации системы СПО : материалы XIII Всерос. научн.-практ. конф. (13 - 15 октября 2012). - Бийск, 2013. - С. 36 - 39.
Учебно-методические материалы:
П.Карнаев, М. А. Дипломная работа по рисунку [Текст] : методические рекомендации. - Бийск : НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2003. - 34 с.
12. Карнаев, М. А. Академическая живопись [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / М. А. Карнаев. — Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. - 125 с.
13. Карнаев, М. А. Архетипы, символы, орнаменты Горного Алтая [Текст]: монография / М. А. Карнаев, И. Н. Карнаева ; Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина. - Бийск : ГОУ ВПО «АГАО», 2011. - (4,8 п.л.).
Основные художественные выставки:
1. Международная художественная выставка, посвященная 85- летию установления дипломатических связей между Россией и Монголией «Земля Алтайская». Монголия, Улан-Батор, арт-галерея «Чингисхан» Союза художников Монголии, 2006.
2. Международная художественная выставка «Дни алтайской культуры». Китайская Народная Республика, Урумчи, 2006.
3. Выставка, посвященная 65-летию Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России». Барнаул, 2006.
4. Краевая художественная выставка «Художник и модель». Барнаул, 2006.
5. Краевая художественная выставка. Барнаул, 2007.
6. Персональная выставка «Край, где уже не свернуть». Барнаул, 2007,
7. Персональная выставка живописных работ. Новокузнецк, 2008.
8. Персональная выставка живописных работ «Дыхание родного края». Новосибирск, 2008.
9. Региональная художественная выставка «Сибирь-10». Новосибирск, Иркутск, Омск, 2008.
10. Международная художественная выставка «10.000 km ostwärts». Германия, Кассель, галерея «Dokumente Halle», 2008.
11. Краевая художественная выставка «Осень 2008». Барнаул, 2008.
12. Персональная выставка живописных работ «Наедине с природой». Павловский музей изобразительного искусства им. Г. Ф. Борунова, 2008.
13. Международная художественная выставка, посвященная 60-летию установления дипломатических отношений между Россией и КНР, Китайская народная республика, Далянь, 2009.
14. Краевая художественная выставка «Пленэр». Барнаул, 2009.
15. Международная художественная выставка, посвященная Году российской культуры. Китайская Народная Республика, Шеньян, 2009.
16. Краевая художественная выставка «Россия. История и современность». Барнаул, 2010.
17. Краевая художественная выставка. Барнаул, 2010.
18. Краевая художественная выставка «Краски мая». Барнаул, 2011.
19. Персональная выставка живописных работ «Восток - Запад». Барнаул, Бийск, 2011-2012.
20. Персональная выставка живописных работ «Russian evenings in Paris» в «Cite internationale des arts». Франция, Париж, 2012.
21. Международная художественная выставка «Workshop - 2012». Словакия, Полтар, 2012.
22. Персональная выставка живописных работ «Окно в Европу». Барнаул, 2013.
23. Международная художественная выставка «Art festival Paris - Bratislava - Bacinska jezera 2013». Хорватия, Меткович, 2013.
Подписано в печать 06.09. 2013. Формат 60x90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная. Усл. печ. л, 1,25. Тираж 100 экз. Заказ 62.
Отпечатано в типографии ИП Платонова В.Ф., свид. 22 № 001508126 от 23.09.2004 -659303, г. Бийск, ул. Промышленная, 4-48, тел. (3854)40-31-83.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Карнаев, Михаил Анатольевич, Омск
На правах рукописи
04201365970
КАРНАЕВ Михаил Анатольевич
ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ
Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(изобразительное искусство)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л. Г. Медведев
Омск-2013
Содержание
Введение..............................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты живописной стилизации
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения живописи на начальных этапах обучения.........................................................9
12. Специфика профессиональной живописной подготовки на начальных курсах обучения................................................................23
13. Критерии оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров..36
Глава 2. Декоративная стилизация в процессе обучения живописи
2.1. Типичные пробелы в живописной подготовке студентов (констатирующий эксперимент)..................................................49
2.2. Теоретические принципы совершенствования живописной подготовки студентов..........................................................................68
2.3. Методика обучения живописи на начальных курсах (формирующий эксперимент).......................................................................81
Заключение............................................................................119
Список литературы................................................................124
Приложения..........................................................................142
Введение
Актуальность исследования обосновывается происходящими в современной системе образования инновационными процессами, связанными с переходом высшего профессионального образования на многоуровневую систему обучения. Известно, что занятия по живописи являются универсальным средством формирования высокой эстетической и художественной культуры студентов, эффективным стимулом развития их творческой деятельности и гармоничности восприятия; на них синтезируются и развиваются знания, умения, навыки по рисунку, композиции, цветоведению, проектированию.
Специфика живописной подготовки будущих дизайнеров заключается не только в обучении основам профессиональной грамоты, но и в активизации самостоятельной творческой деятельности, поскольку итоговой целью дисциплины «Живопись» является формирование у будущего дизайнера гармоничности цветового восприятия. Психологические особенности процесса восприятия исследовали Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.
«Живопись», наряду с «Проектированием» и «Рисунком» - одна из важнейших дисциплин базовой части общепрофессионального цикла, которая изучается студентами-дизайнерами на протяжении всего периода обучения, именно поэтому одним из главных условий эффективной подготовки бакалавров, следует считать разработку перспективных методик обучения живописи с учетом специфики дизайнерского образования. Большой вклад в исследование теоретических положений и концепций теории и методики обучения изобразительному искусству внесли Г. В. Беда, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.
Актуальность исследования подтверждается необходимостью анализа специфических особенностей обучения живописи студентов-дизайнеров, выявления различий между методиками подготовки художников-дизайнеров и
учителей изобразительного искусства, обоснования основных условий эффективной живописной подготовки студентов начальных курсов в процессе изучения основ декоративной стилизации. Проблемы организации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров, в контексте изучения декоративной стилизации представлены в работах Л. П. Ермолаевой, В. П. Козлова, Г. М. Логвиненко. Отдельные вопросы живописной подготовки учителей изобразительного искусства раскрыты в диссертационных исследованиях Е. М. Кожагулова, С. М. Кожуховской, К. А. Кравченко, А. В. Новиковой, Н. К. Прониной, Р. Н. Шайхулова, но теоретических и практических исследований, выявляющих специфику методики обучения живописи студентов-дизайнеров в системе высшего профессионального образования, недостаточно.
Анализ традиционной подготовки специалистов, показал, что она направлена на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, и предполагает шестилетнее обучение, образовательный же процесс подготовки бакалавров предусматривает формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в течение четырех лет. В связи с изменением концепции образования очевидна необходимость пересмотра и научного осмысления содержания методики обучения живописи.
Проблема исследования - выявление теоретических положений и методических концепций в русле современных образовательных тенденций, направленных на обучение декоративной стилизации в процессе живописной подготовки студентов начальных курсов.
Объект исследования - процесс обучения студентов живописи в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования - методика обучения, направленная на совершенствование живописной подготовки студентов по специальности «Дизайн».
Цель исследования - на основе анализа психологических особенностей зрительного восприятия, дидактических принципов обучения, современных методик в области живописи, рисунка, композиции теоретически
обосновать и экспериментально проверить методику обучения живописи для специальности «Дизайн», основанную на развитии возможностей декоративной стилизации цветовых пластических, композиционных составляющих живописного образа.
Задачи исследования:
- выявить специфику декоративного восприятия цвета, тона, композиции в процессе живописного изображения;
- определить последовательность перевода трехмерных предметов в двухмерные стилизованные декоративные образы;
- обосновать критерии и отдельные показатели оценки живописных работ;
- сформулировать научно-теоретические принципы развития живописной подготовки студентов-дизайнеров;
- экспериментально проверить эффективность предложенной методики обучения живописи.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что если в процессе обучения студентов-дизайнеров живописи акцентировать педагогические воздействия на развитие их умений трансформировать цветовые отношения в стилизованные декоративные образы, то эффективность профессиональной подготовки дизайнеров значительно повысится.
Методологическую основу исследования составили:
- фундаментальные исследования по философии, посвященные различным аспектам эстетического восприятия, специфики существования художественного образа (В. С. Асмус, Е. С. Громов, И. С. Кон, Б. Г. Лукьянов, М. С. Каган, Н. П. Пищулин, Ю. А. Огородников, В. А. Разумный и др.);
- основополагающие труды по психологии художественного творчества и восприятия (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Н. Н. Волков, В. П. Зин-ченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.);
- теоретические положения и концепции теории и методики обучения
изобразительному искусству (Г. В. Беда, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.)
Методы исследования: 1) теоретические - анализ и синтез научно-методической и специальной литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, государственных стандартов, учебных программ по живописи, рисунку, композиции; 2) эмпирические - длительное педагогическое наблюдение, беседы, анализ аудиторных и самостоятельных заданий, сопоставительный анализ работ на семестровых и промежуточных просмотрах; обобщение практического опыта обучения специальным дисциплинам в художественных и педагогических вузах; педагогический эксперимент, статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- впервые в практике обучения академической живописи исследованы возможности декоративной стилизации для профессионального становления дизайнеров в системе бакалавриата;
- установлена зависимость между процессом формирования образов представления и развитием живописных умений по стилизации объемных форм в плоскостные живописные пятна;
- научно обоснована принципиальная методическая модель последовательной живописной подготовки будущих дизайнеров.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты настоящего исследования позволили расширить научное представление о возможностях живописной подготовки будущего дизайнера:
- научно обоснованы возможности декоративной стилизации в живописной подготовке студентов, раскрыта содержательная и формальная составляющая декоративной стилизации в живописном процессе художественно-образного познания;
- определены основные этапы декоративной стилизации в процессе перевода воспринимаемых трехмерных предметов в условные живописные
формы;
- сформулированы теоретико-методические положения, активизирующие творческую деятельность студентов на академических занятиях и в самостоятельной работе.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что:
- на основе сформулированных теоретических положений разработана методика обучения живописи, направленная на активизацию и раскрытие резервных возможностей творческой деятельности студентов-дизайнеров;
- обоснованы методические рекомендации по живописному изображению натюрморта, учитывающие психологические особенности восприятия, представления и воображения художника в процессе декоративной стилизации предметов натюрморта в конкретном композиционном решении;
- основные положения диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и дают положительную динамику в профессиональном становлении студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
Научно-методическое обоснование психолого-педагогических аспектов декоративной стилизации в живописной подготовке студентов.
Определение содержательной функции декоративной стилизации в живописном процессе.
Обоснование критериев и отдельных показателей оценки декоративной стилизации в живописной подготовке студентов.
Научно-теоретическое обоснование экспериментальной методики, стимулирующей профессиональное становление будущего дизайнера в живописном процессе.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, подтвержденных практикой:
- адекватностью цели, задач, логики исследования, разработанной по-
следовательной методики обучения, а также экспериментальной проверкой основных положений диссертационной работы;
— обоснованием основных критериев и отдельных показателей, позволяющих достаточно объективно оценивать живописные качества учебных работ;
- сопоставлением полученных экспериментальных данных с методической практикой, существующей в художественных и педагогических вузах;
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в течение ряда лет и отражены в публикациях, в выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня в Горно-Алтайском государственном университете (2006, 2011), Омском государственном педагогическом университете (2012), а также в ежегодных отчетах Ученого совета Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и др. Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры изобразительного искусства и дизайна Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина и были успешно использованы в процессе выполнения студентами курсовых и дипломных работ. Экспериментальные материалы апробированы в процессе обучения студентов отделения «Декоративно-прикладного искусства» Омского филиала Высшей школы народных искусств (2010 - 2011), художественно-графического отделения Бийского педагогического колледжа (2010 - 2012), отделения «Декоративно-прикладное искусство» Алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса (2010 - 2012).
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих ход экспериментальной работы.
Глава 1. Теоретические аспекты живописной стилизации
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения живописи
на начальных этапах обучения
В контексте исследования необходимо выявить специфику целостного восприятия, цвета, тона, композиции в процессе живописного изображения, определить взаимодействие целостного восприятия и возможности технического воплощения умозрительного образа в материале и выявить особенности обучения живописи студентов-дизайнеров на начальных этапах.
Восприятие в психологической литературе рассматривается как процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, которые непосредственно воздействуют на органы чувств человека (Б. Г. Ананьев, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон и др.), как результат перцептивной деятельности объекта (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др.).
Результаты применения современных педагогических методик экспериментально показывают возможность развития творческого мышления, активизации творческой деятельности в процессе целенаправленного обучения. В связи с этим актуальными являются исследования, посвященные выявлению психологических особенностей художественного восприятия. Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Теплов значительное внимание уделяют изучению в процессе творческой деятельности художника особенностей восприятия, выражающихся в целенаправленном, целостном восприятии и отражении действительности как эстетической ценности.
В современной психологии процесс восприятия характеризуется как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения [125, с. 182]. Необходимо отметить, что такое целостное
отражение складывается в результате взаимодействия анализаторов, с подключением памяти и мыслительных операций, в результате чего восприятие представляет собой систему перцептивных действий, для овладения которыми требуется специальное обучение и практические навыки.
Л. С. Выготский доказывает, что сам акт восприятия является процессом сопоставления воспринимаемого с хранящимся в памяти образом, т. е. с уже имеющимся знанием относительно этого объекта [42].
Анализ работ отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) позволил выявить, что первичными данными восприятия являются структурные особенности воспринимаемого объекта. Известно, что зрительное восприятие связано с обнаружением общих структурных особенностей объекта. Первоначально воспринимаются предметы по отношению к пространству. Затем осваиваются отношения между предметами, далее между деталями предметов и т. д. Можно утверждать, что особенностью зрительного восприятия является процесс создания конкретного представления о целом.
По словам Р. Л. Грегори, зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. В процесс восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта не только с помощью зрения, но и с помощью других ощущений [54, с. 14].
Сложившийся зрительный образ объекта, находящийся в памяти человека, является образцом для последующего осознанного восприятия, иными словами, создается в результате многочисленных повторных воздействий. Формирование способности к восприятию отождествляется с формированием сознания. Информация, которая в восприятии не опирается на знание, не воспринимается, а просто фотографически отражает его внешнюю форму. В отличие от такого отражения объекта, восприятие предполагает постоянное получение новой информации, которая поступает в том случае, если объект по формальным признакам вызывает отличительную реакцию или отражает новые грани своего содержания.
Известный ученый и художник Н. Н. Волков утверждает, что всякое восприятие есть отражение действительности. Но существуют разные виды отражения дейст�