Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кабижанова, Гульжанат Какеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алматы
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кабижанова, Гульжанат Какеевна, 1999 год

на материале текстильного искусства/

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения изобразительному искусству

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор JI.A. Ивахнова

Алматы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

1.1. Специфика и понятие декоративной композиции.

1.2. Место и роль обучения основам декоративной композиции в подготовке художника-педагога.

1.3. Исходное состояние подготовки художника-педагога по текстилю.

Выводы.

ГЛАВА И. РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ

ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

2.1. Структура и содержание учебного предмета

Основы декоративной композиции".

2.2. Методика обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога"

Актуальность исследования. Динамика современной жизни, изменяющиеся условия работы во всех сферах деятельности человека предъявляют высокие требования к уровню профессионализма специалиста, способного творчески подходить к решению социально значимых проблем. В связи с этим становятся актуальными процессы совершенствования и модернизации системы профессиональной подготовки специалистов художественно-педагогического профиля. Реформы высшего образования предполагают необходимость пересмотра содержания образования, разработки новых предметов и методов преподавания дисциплин художественного цикла, отвечающих задачам подготовки художника-педагога интегративного типа, способного к творческой деятельности в области создания художественных произведений и организации педагогического процесса с целью развития творчества учащихся, приобщения их к изобразительному и декоративному искусству.

Декоративно-прикладное искусство имеет давние традиции и является наиболее характерной областью национальной культуры, обладающей высокими возможностями воздействия на эстетическое воспитание, художественное и духовное развитие личности. Поэтому в системе среднего и высшего образования широко практикуется изучение различных видов декоративного творчества. Соответственно, возрастают требования к уровню профессиональной подготовки художника-педагога по декоративному искусству, в том числе, по текстилю.

Художественное оформление текстильных материалов представляет собой один из самых распространенных видов декоративного творчества, а текстильные изделия знакомы каждому человеку с детства - это одежда, ткани, убранство интерьера. Как и любая область культуры, текстильное искусство имеет свой художественный язык, который определяет особенности композиционной деятельности и которым необходимо владеть для успеха в этой деятельности. Специфика языка текстиля заключается в том, что предметы реального мира подвергаются стилизации, перерабатываются в части формы, объема, цвета и решаются плоскостно, декоративно, орнаментально. Это связано с необходимостью учитывать художественные свойства материала, технологические приемы его обработки, прикладной характер изделий и сложившиеся традиции трактовки образов в народном искусстве. Верно найденное решение декоративного образа в соответствии с материалом и технологией определяет художественные достоинства текстильных изделий. Сказанное означает, что для повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю недостаточно обучать его технологическим приемам изготовления изделий и традиционной орнаментальной системе. Необходимо изучать композиционные и колористические основы создания произведений текстильного искусства, осваивать закономерности создания декоративных образов, т.е. овладеть основами декоративной композиции.

Композиция признана одной из основных художественных дисциплин, способствующих формированию творческих качеств личности, поэтому композиция как учебный предмет занимает особое место в системе подготовки художника-педагога. Но в существующих программах по композиции на художественно-графических факультетах не учитывается специфика композиционной деятельности в декоративном искусстве.

Изучением композиции занимались многие искусствоведы, художники, педагоги (М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, А.Д. Гончаров, А.А. Дейнека, Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, В.П. Климович, Н.Г. Назарова, JI.A. Панова, Е.В. Шорохов, В.А. Фаворский). Композиционным вопросам в различных видах изобразительной деятельности уделяли внимание В.В. Алексеева, А.Д. Алехин, Г.В. Беда, Н.К. Гончарова, К. Ералин, В.Н. Есипов, JI.A. Ивахнова, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, Н.К. Шабанов, B.C. Щербаков и др. Психологические основы художественного творчества исследовали Л.С. Выготский, Г.Л. Ермаш, B.C. Кузин, Д.П. Узнадзе, П.М. Якобсон. Исследования названных авторов внесли большой вклад в разработку научных основ композиции, в становление общей теории композиции, в вопросы практики и методики преподавания композиции при обучении изобразительному искусству. Однако в их трудах вопросы декоративной композиции не были предметом специальных исследований.

Проблемы подготовки учителя средствами декоративного искусства исследовали К.Ж. Амиргазин, А.С. Асылханов, Б.Б. Байметов, А.В. Баку-шин-ский, Ю.К. Беджанов, JI.B. Ершова, В.В. Корешков, Б.В. Нешумов, И.М. Рязанцева, К.А. Скворцов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. В своих работах они раскрывают значение декоративного искусства, излагают пути и способы активизации учебного процесса, предлагают содержание и методы обучения различным видам декоративного искусства, но не поднимают вопросы системного изучения основ декоративной композиции.

В ряде исследований (Е.В. Болотских, Р.А. Гильман, J1.B. Ершова, П.Н. Магомедова, О.Н. Попова) сделан акцент на необходимости формирования специальных композиционных знаний и умений в процессе подготовки художника-педагога по текстилю, но не ставилась задача раскрыть содержание и методы обучения основам декоративной композиции.

Итак, анализ различных источников показал, что самым неисследованным звеном в профессиональной подготовке художника-педагога является область декоративной композиции. Имеющийся методический материал по композиции, представленный в учебных пособиях для студентов художественных и технологических вузов (В.Н. Козлов, И.И. Емельянович, С.А. Малахова), требует интерпретации применительно к специфике подготовки художника-педагога.

Изучение состояния методики обучения текстильному искусству показало, что деятельность студентов направлена на разработку изделий в материале без учета особенностей создания декоративных образов. Поэтому в учебной деятельности часто встречаются примеры механического переноса композиционных решений, характерных для живописных и графических работ, на плоскость ковра или войлока. Такой подход не отвечает требованиям условно-плоскостного языка декоративных композиций. Следовательно, наблюдается потребность в организации специальной композиционной подготовки для комплекса предметов по текстилю.

Таким образом, проведенный анализ теории и практики преподавания декоративного искусства свидетельствует о том, что специальные исследования в области подготовки художника-педагога по основам декоративной композиции не проводились. Не определено место и роль основ декоративной композиции в подготовке художника-педагога по текстилю. Не разработаны содержание и методы обучения декоративной композиции. В итоге сложилось противоречие между необходимостью изучения основ декоративной композиции и отсутствием научно-обоснованных методов их формирования в системе профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю. Данное противоречие вызвало необходимость исследования проблемы разработки содержания и методики обучения основам декоративной композиции, способствующих повышению уровня профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю. Сказанное определяет актуальность темы исследования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная разработка содержания и методики обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю.

Предмет исследования: содержание и методика обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю.

Гипотеза исследования: уровень профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю повысится, если:

- разработать специальный курс "Основы декоративной композиции", обеспечивающий базу творческой деятельности художника-педагога по текстилю;

- в содержание предмета включить компоненты художественной культуры, соответствующие специфике декоративного искусства;

- научно обосновать методику обучения, направленную на формирование композиционной грамоты и творческо-композиционного мышления в системе языка текстильного искусства.

Задачи исследования:

- выявить специфику декоративной композиции и определить место и роль основ декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю;

- изучить исходное состояние подготовки художника-педагога по декоративной композиции;

- определить структуру и содержание учебного предмета "Основы декоративной композиции";

- разработать методику обучения основам декоративной композиции и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования явились ведущие положения в области философии, психологии, эстетики, искусствоведения; работы по общей педагогике, художественному образованию, эстетическому воспитанию и методике обучения изобразительному и декоративному искусству; исследования известных художников и педагогов по вопросам обучения композиции.

Методы исследования:

- изучение литературы по вопросам художественно-эстетического образования и воспитания, по проблемам композиции и творчества;

- наблюдение и анализ реального состояния учебного процесса по изучению декоративной композиции;

- беседы, анкетирование, тестирование студентов, преподавателей вуза и учителей школ и лицеев;

- педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 1991-1998 гг. на художественно-графических факультетах Алматинского и Таразского университетов, на отделении "Текстиль" театрально-художественного института г. Алматы, в школах, колледжах и на производстве, где работают выпускники педвузов. Всего было охвачено около 300 студентов и учителей школ.

На первом этапе (1991-1993гг.) разрабатывался научный аппарат исследования, изучались необходимые теоретические источники; была построена теоретическая модель, определены критерии и уровни подготовки художника-педагога к творческой деятельности; проводились констатирующий и поисковый эксперименты, позволившие выявить исходный уровень подготовки художника-педагога и определить содержательные и методические основы обучения декоративной композиции.

На втором этапе (1993-1996гг.) разрабатывалась и корректировалась учебная программа по декоративной композиции с ориентацией на профессиональную подготовку художника-педагога по текстилю; проводился формирующий эксперимент, в ходе которого апробировалась методика обучения основам декоративной композиции; определялось влияние композиционной подготовки на решение творческих задач в процессе обучения спецпредметам и профессиональной деятельности художника-педагога.

На третьем этапе (1996-1998гг.) осуществлялись обобщение, анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие гипотезу исследования; разрабатывались методические рекомендации и осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно-педагогического образования.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования:

- выявлена специфика композиционной деятельности в декоративном искусстве и предложено определение понятия "декоративная композиция";

- обоснована роль обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю;

- разработана модель подготовки художника-педагога в творческой деятельности и критериальный аппарат;

- сконструировано содержание нового учебного предмета "Основы декоративной композиции";

- разработана методика обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю.

Практическая значимость исследования:

- на базе теоретических и практических результатов исследования разработана учебная программа, которая внедрена в систему подготовки художника-педагога по текстилю;

- учебный курс "Основы декоративной композиции" введен в Госстандарт и учебный план по специальности, которые используются в образовательном процессе художественно-педагогических заведений Республики Казахстан;

- материалы исследования могут быть использованы для модернизации учебных программ по композиции и разработки пособий и рекомендаций по текстилю в системе высшего и средне-специального художественно-педагогического образования;

- разработанные практические задания, направленные на развитие творческих способностей личности, можно вводить в процесс обучения изобразительному и декоративному искусству в школах, лицеях и художественных колледжах.

Достоверность исследования обеспечена теоретической и методологической базой, практической проверкой основных положений, использованием комплексной методики исследования и результатами опытно-экспериментального обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования:

- материалы исследования обсуждались на кафедрах декоративного искусства и графики Алматинского государственного университета им. Абая, сообщались на ежегодных научно-методических конференциях университета (1992-1998 гг.) и международной конференции МАН ВШ (сентябрь 1998 г.);

- основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов университета;

- результаты исследования внедрены в педагогический процесс художественных факультетов Алматинского, Таразского и других университетов Республики Казахстан;

- отдельные теоретические положения и практические результаты внедряются выпускниками университета в практику обучения школьников г. Алматы (средние школы № 135, № 10, № 45, "Алатау", художественный колледж).

На защиту выносятся следующие положения:

- специфика композиции в декоративном искусстве и определение понятия "декоративная композиция";

- обоснование необходимости обучения основам декоративной композиции и модель подготовки художника-педагога к творческой деятельности;

- содержание учебного предмета "Основы декоративной композиции", включающие компоненты художественной культуры (знания, умения, навыки и опыт творческой деятельности);

- методика обучения основам декоративной композиции, направленная на формирование композиционной грамоты и композиционного мышления в системе языка текстильного искусства.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы

Изложенный материал, раскрывающий содержание, формы и методику обучения основам декоративной композиции и анализ результатов опытно-экспериментальной работы дают основание для следующих выводов:

1. Для решения задач повышения качества профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю разработан новый учебный предмет "Основы декоративной композиции" с учетом положений системного подхода и рассмотренных в теоретической части исследования концептуальных идей, обосновывающих его содержание, место и роль.

2. Разработанный предмет является базовым для комплекса спецдисциплин по текстилю. В его содержание включены компоненты художественной культуры, соответствующие специфике текстильного искусства и имеющие универсальный характер - это знания, умения, навыки и опыт творческой деятельности по декоративной композиции. Усвоение данного содержания обеспечивает фундамент творческой деятельности художника-педагога по текстилю.

3. Методика обучения основам декоративной композиции направлена на формирование композиционной грамоты и композиционного мышления художника-педагога в системе языка текстильного искусства в три последовательных этапа. На первом этапе изучаются общие вопросы композиции и теории орнамента, принципы построения орнаментальных композиций на основе организации формальных элементов в черно-белом линейном изображении; на втором этапе изучаются теория цвета, принципы построения цветовых гармоний и осваивается пятно (тоновое, цветовое) как изобразительное средство; на третьем этапе усваиваются общие принципы трансформации растительных, животных и предметных форм в орнаментальные мотивы и формируется опыт творческой деятельности в области создания декоративных образов.

4. Опора на теоретическую базу по вопросам психологии художественного творчества, композиции, изобразительного и декоративного искусства, а также использование фундаментальных теорий поэтапного формирования умственных действий и развивающего обучения делает результативной разработанную методику обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога по текстилю.

5. В ходе опытной работы установлено, что от сформированности композиционной грамоты зависит успех решения целого комплекса творческих задач на всех этапах обучения специальности и в процессе выполнения дипломного проекта по текстилю. Об этом свидетельствуют полученные данные итогового среза: сформированность научных знаний в области декоративной композиции в опытной группе в 10 раз выше, чем в контрольной; владение способами проектной деятельности в опытной группе выше на 50%, чем в контрольной; сформированность опыта творческой деятельности соответственно поднялась с 9% в контрольной группе до 50% в опытной. Следствием такой основательной подготовки явилась активизация творческой деятельности студентов, участие их в республиканских и международных выставках, увеличение количества выпускников, успешно и с интересом работающих в школах, на производстве и в индивидуальном творчестве.

Таким образом, разработанные в данной диссертации содержание и методика обучения основам декоративной композиции являются эффективными и способствуют повышению уровня профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю, что подтверждает гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из главных задач педагогической науки в условиях реформирования системы высшего образования является поиск новых и эффективных средств совершенствования профессиональной подготовки специалистов, в том числе, художников-педагогов. Творческий характер профессиональной деятельности художника-педагога предъявляет высокие требования к уровню его специальной подготовки и развитости творческих способностей. Поскольку в художественной деятельности формирование данных аспектов связано в основном с композиционной деятельностью, то в системе подготовки художника-педагога по любой специальности проблема обучения композиции является актуальной.

Качество подготовки художника-педагога по текстилю должно отвечать современным требованиям общества к эстетическому воспитанию учащихся и художественному уровню декоративных произведений. Творческая деятельность в области текстильного искусства предполагает освоение особенностей языка текстиля, которое возможно в том случае, если язык выразительности становится предметом специального изучения в системе организованной композиционной деятельности и если обеспечивается связь языка со всеми видами текстильной деятельности.

Для определения теоретических позиций в исследовании были рассмотрены сущность композиционной деятельности, содержание базового понятия "композиция", особенности образно-выразительного языка декоративного искусства. В результате была выявлена специфика композиционной деятельности в декоративном (текстильном) искусстве, которая выражается в том, что формы и явления действительности подвергаются значительным обобщениям и трактуются условно, орнаментально. Всестороннее рассмотрение проблемы композиции и творчества в декоративном искусстве позволило дать определение понятию "декоративная композиция", отражающему общие и специфические черты композиционной деятельности.

На основе анализа композиции в различных видах текстильного искусства выявлен состав основ декоративной композиции (комплекс универсальных знаний, умений в области орнамента, цвета и стилизации). Дано обоснование необходимости формирования композиционной грамоты в системе в рамках базового учебного предмета на начальном этапе подготовки художника-педагога по текстилю.

Обоснование ведущей роли обучения основам декоративной композиции и рассмотрение современных (культурологических) подходов к содержанию образования послужили основой для разработки модели подготовки художника-педагога к творческой деятельности. Модель отражает три уровня: уровень спецпредметов (здесь на уровне базового предмета формируются и на других спецдисциплинах применяются и закрепляются компоненты культуры - это знания, умения, навыки и опыт творческой деятельности по декоративной композиции), уровень дипломного проекта (творческая самореализация студента) и уровень профессиональной деятельности (творческая самореализация художника-педагога). В диссертации дана характеристика компонентов модели, определены критерии, показатели и уровни, по которым изучалось состояние исследуемой подготовки до и после экспериментального обучения.

Изучение исходного состояния профессиональной подготовки художника-педагога выявило: преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности по всем предметам текстильного искусства, низкий художественный уровень композиционных работ в материале и недостаточный уровень общей профессиональной подготовки. Такое положение связано с незнанием специфики декоративного творчества, неразвитостью образного мышления, недостаточностью теоретических знаний, несформированностью практических умений и навыков, т.е. отсутствием композиционной грамотности в целом. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости разработки содержания и методики обучения основам декоративной композиции.

Для разрешения назревших в практике подготовки художникапедагога по текстилю противоречий был обоснован и разработан учебный предмет "Основы декоративной композиции". В его состав включены необходимые для творчества инвариантные элементы художественной культуры по декоративной композиции: знание теории и законов, специфики способов изобразительной и декоративной деятельности, средства выразительности языка текстильного искусства, творческий опыт создания декоративных образов. Учебный предмет конструировался в соответствии с теоретическими положениями данного исследования, компонентами разработанной модели подготовки художника-педагога к творческой деятельности и требованиями системного подхода к содержанию образования. Структура предмета состоит из десяти взаимосвязанных тем, объединенных в три больших раздела.

В соответствии с логикой предмета разработана методика обучения основам декоративной композиции, направленная на поэтапное формирование необходимой композиционной грамоты и творческо-композиционного мышления художника-педагога по текстилю. Суть методики заключается в том, что обучение начинается с изучения теории орнамента и принципов построения орнаментальных композиций, затем усваивается теория цвета и принципы гармонизации цветов в текстильном искусстве, завершается обучение предметным усвоением приемов стилизации реальных форм и разработкой декоративных образов. Итогом обучения по разработанной методике является формирование обобщенных знаний и обобщенных способов проектной деятельности в области декоративной композиции, которые создают базу для творческой деятельности в материале на спецпредметах по текстилю и профессиональной деятельности художника-педагога.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что уровень исследуемой подготовки у студентов опытной группы значительно выше, чем у студентов контрольной группы, не изучавших специально композиционные основы в декоративном искусстве. Исследование продуктов творческой деятельности студентов опытной группы на всех спецпредметах и в ходе дипломной работы свидетельствовало о развитости композиционного мышления, стремления к творчеству, способности решать творческие задачи и, как следствие, улучшение художественных качеств текстильных изделий, увеличение доли творческих удач. Выпускники вуза успешно самореализуются в художественно-выставочной и педагогической деятельности. Об этом свидетельствую высокие показатели итогового уровня по всем компонентам подготовки художника-педагога.

Таким образом, в ходе опытной работы получено подтверждение, что научно-разработанный спецкурс "Основы декоративной композиции", ориентированный на перспективную профессиональную деятельность, является эффективным средством повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Творческая деятельность в области декоративного искусства предполагает знание и владение спецификой декоративной композиции, которая заключается в познании и художественном освоении объективной реальности в обобщенных, условно-плоскостных образах. В определении понятия "декоративная композиция" отражается общее и особенное в композиционной деятельности в декоративном искусстве.

2. В повышении уровня профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю значительную роль играет обучение основам декоративной композиции в рамках спецкурса на начальном этапе специализации. Это позволяет сформировать необходимую композиционную грамоту и композиционное мышление в системе языка декоративного искусства.

3. Включение в содержание предмета "Основы декоративной композиции" универсальных для всех видов текстильного искусства знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности в области орнамента, цвета и стилизации делает его одним из главных предметов учебного комплекса по художественной обработке текстильных материалов.

4. Методика обучения основам декоративной композиции, направленная на поэтапное формирование композиционной грамоты, овладение языком текстильного искусства и развитие творческих способностей, закладывает прочный фундамент для успешной профессиональной деятельности художника-педагога по текстилю.

5. Полученные по итогам опытно-экспериментального обучения высокие результаты подтвердили эффективность разработанной методики обучения основам декоративной композиции.

6. Положительная динамика подготовки художника-педагога по текстилю на всех уровнях (спецпредметы, дипломный проект, профессиональная деятельность) доказывает верность гипотезы исследования.

7. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные содержание и методы обучения основам декоративной композиции можно использовать для совершенствования системы художественного и художественно-педагогического образования.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога по текстилю. Дальнейших исследований требуют следующие вопросы: влияние специфики конкретной технологии и материала на композиционный процесс; влияние изучения декоративной композиции на качество методической подготовки художника-педагога; соотношение традиционного и современного в процессе обучения декоративному искусству в высшей школе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кабижанова, Гульжанат Какеевна, Алматы

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. -М.: Просвещение, 1990. 139с.

2. Абишев К.А. О категориях "форма" и "содержание" в духовной культуре // Материалистическая диалектика как методология. -Алма-Ата: Наука, 1981.-С. 285-291.

3. Авсисян О.Н. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие для ср.худ.уч.заведений. -М.: Изобр. искусство, 1985. 151 е., ил.

4. Адаскина H.JI. Формальный метод в художественной пропедевтике как преломление творческой концепции // Труды ВНИИТЭ, вып. 28. -М., 1981.- 112с.

5. Аксенов Ю.Г. Образ и материал. -М.: Советская Россия, 1977. -111с.

6. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

7. Алехин А.Д. Нужна ли грамота творцу?: записки худ.-педагога // Молодая гвардия. 1986. - №11. - С. 241-245.

8. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. -М.: Знание, 1973. 48 е., ил.

9. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Автореф. . докт. пед. наук. -М., 1992. -32 с.

10. Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. -М.: Искусство, 1940. 132 е., ил.

11. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. -М.: Просвещение, 1990 302с.

12. Амиргазин К.Ж. Научно-теоретические основы и методика обучения казахскому ДНИ в общеобразовательных школах: Автореф. докт. пед.наук. -М., 1995. 31с.

13. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства / Художественное творчество. -Л.: Художник, 1982. С. 234-245.

14. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. -М.: Политехника, 1992.-64с.

15. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. -М.:16