Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства

Автореферат по педагогике на тему «Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Дунаева, Наталия Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства"

На правах рукописи

005061053

Дунаева Наталия Юрьевна

Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства

Специальность 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования

(педагогические науки)»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Б НЮН 2013

Санкт-Петербург 2013

005061053

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учре ждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусст (институт)».

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, доцент Дружкова Наталия Ивановна

доктор педагогических наук, профессор, проректор п научно-методической работе Федерального государ ственного бюджетного образовательного учрежден* дополнительного профессионального образован! «Институт повышения квалификации специалисте профессионального образования» Дракина Ирина Константиновна

кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой рисунка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»

Леднев Валерий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственная академия славянской культуры»

Защита состоится 20 июня 2013 г. в 11.00 на заседании диссертационного совета К 212.349.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» и на сайте www.vshni.ru.

Автореферат разослан 20 мая 2013 г. И.о. ученого секретаря диссертацио] кандидат педагогических наук

овета

О. П. Рыбникова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. История возникновения народного декоративно-прикладного искусства в России уходит в глубину веков. Лучшие традиции народного творчества никогда не умирали, а сохранялись и передавались из поколения в поколение как образцы эстетических предпочтений, национальных особенностей, как часть культуры народа. Сегодня как никогда традиционное прикладное искусство играет важную роль в формировании художественного вкуса человека, воспитании его уважения к культурным традициям, формированию способности апеллировать к исторической памяти. Сохранение и приумножение духовного потенциала нации, к которому по праву относится и традиционное прикладное искусство, является одной из приоритетных государственных задач развития общества. В настоящее время в связи с открытием в 2003 г. первого высшего учебного заведения в России в области традиционного прикладного искусства — Высшей школы народных искусств в Санкт-Петербурге_и созданием на ее базе филиалов в Москве и большинстве центров народных художественных промыслов в России, целью которых стало не только сохранение, но и изучение и дальнейшее развитие этого искусства, требуется теоретическое и практическое обоснование необходимости высшего профессионального образования в этой сфере, переосмысление ранее накопленного опыта обучения, его модернизация в соответствии с современными требованиями. В обновлении нуждается и такой базовый в художественной педагогике предмет обучения, как рисунок.

Традиционно рисунок является важнейшей дисциплиной в обучении художников разного профиля. Главные выразительные средства рисунка (точка, линия, контур, силуэт, плоскость и т.д.) составляют основу любого изображения, это его первоэлементы. Профессор Российской академии художеств П.П. Чистяков — учитель целой плеяды знаменитых художников, среди которых были И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и М.А. Врубель — часто повторял своим ученикам: «Всё мужественное, твердое, благородное в искусстве выражается рисунком... Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке».

Сегодня существует объективная потребность в научной разработке и внедрении в учебный процесс инновационных программ по рисунку, учитывающих специфику конкретных видов традиционного прикладного искусства. Учитывая низкий уровень художественной подготовки абитуриентов, поступающих учиться традиционному прикладному искусству, обучение приходится начинать практически с нуля, при этом в итоговых заданиях необходимо достичь уровня, сопоставимого с требуемыми компетенциями выпускника вуза. Всё это требует высокой профессиональной подготовки преподавателя. Будущие художники должны пройти полный курс обучения академическому рисунку, а также изучить и освоить широкий спектр графических техник и материалов, свободно владеть приемами художественной стилизации и графической организации изображения на плоскости, необходимой им в будущей художественной деятельности, а это сфера декоративного рисунка. Применяемые до недавнего времени учебные программы обучения рисунку в сфере традиционного прикладного искусства имели существенные недостатки, основной из которых - недостаточно четко выстро-

енная система академических и прикладных заданий, несоответствие сложности зада ния выделенным на него учебным часам. В подавляющем большинстве учебных заве дений, ведущих подготовку по направлению 070802 («Декоративно-прикладное искус ство и народные промыслы»), преподается только академический рисунок, дающн сумму знаний и умений лишь реалистического изображения натуры, не учитываете прикладной характер деятельности будущих художников данного направления искус ства, при этом отсутствует связь с такими важнейшими предметами подготовки худож ника в высшем учебном заведении, как композиция и проектирование.

Актуальная задача высшего профессионального образования в этой области формирование у студентов визуального мышления, пространственного видения, навы ков аналитического восприятия натуры, ее художественно-творческого преобразова ния. Более того, при подготовке бакалавров по направлению «Декоративно-прикладно искусство и народные промыслы» сокращены учебные часы по рисунку.

Таким образом, существующие противоречия между возросшими требованиям к уровню подготовки по рисунку художников традиционного прикладного искусства современным состоянием обучения по этому предмету (устаревшие программы и мето дики обучения рисунку, отсутствие необходимого в данной области специального кур са — «Декоративный рисунок») обусловливают необходимость создания эффективно современной концепции обучения рисунку, учитывающей специфику различных видо традиционного прикладного искусства.

Степень разработанности научной проблемы. Анализ научных трудов и прак тики — профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (В.Ф. Максимович, С.П. Ломов, О.В. Федотова, М.Р. Белоусов, Е.И. Васильева, Л.П. Калинина, Н.Р. Казанская, Ю.С. Салтанова, Н.В. Севрюкова, Н.Ф. Каратайева, Т.Е. Лончинская, Д.С. Дронов, Е.А. Лапшина, П.Е. Серов); различных аспектов обучения академическому рисунку (В.Н. Яковлев, А.О. Барщ, A.M. Соловьёв, М.Н. Алексич, И.М. Лейзеров, Г.Б. Смирнов, H.H. Ростовцев, Н.В. Селивёрстова, В.В. Перцов, В.А. Могилевцев и др.) послужили теоретическим основанием для нашего исследования. Однако ни в одном из исследований проблема обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства в высшем профессиональном образовании не рассматривалась, что определило научную проблему нашего исследования. Актуальность и недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы обусловили выбор темы данного исследования: «Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства».

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать, экспериментально проверить педагогическую концепцию обновления содержания и методов обучения рисунку художников традиционного прикладного искусства.

Объект исследования — профессиональная подготовка художников в сфере традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования — обучение рисунку как основа профессионального образования будущего художника традиционного прикладного искусства.

Гипотеза исследования. Преподавание рисунка в учебных заведениях традиционного прикладного искусства приобретет высокий качественный уровень и будет эффективным, если:

- историческая сущность рисунка будет соотнесена с особенностями профессионального образования в традиционном прикладном искусстве и необходимостью обучения будущих художников в этой области как академическому, так и декоративному рисунку;

- будет разработана педагогическая концепция обновления содержания и методов обучения рисунку, учитывающая лучшие традиции отечественной художественной школы и современные подходы поисково-исследовательского характера, рассчитанные на инициативу и творческую интуицию обучающихся;

- методика обучения рисунку будет направлена на обучение как академическому рисунку, так и декоративной графике (декоративному рисунку);

- обучение рисунку отражает специфику и сущность будущей художественно-творческой деятельности студентов;

- стимулировать осознанное использование средств художественной выразительности рисунка для раскрепощения творческих способностей и развития собственного визуального мышления будущих художников в конкретном виде традиционного прикладного искусства.

Задачи исследования.

1. Изучить историю и теорию рисунка как самостоятельного вида изобразительного искусства. Раскрыть главные средства художественной выразительности, разнообразие техник и материалов, находящихся в распоряжении рисунка, которые необходимо учитывать при обучении художников.

2. Рассмотреть генезис обучения академическому рисунку. Проанализировать теоретические и практические основы современного содержания обучения рисунку в высших учебных заведениях декоративно-прикладного искусства.

3. Разработать и теоретически обосновать педагогическую концепцию обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций.

4. Экспериментально проверить на основе разработанной педагогической концепции содержание и методические рекомендации к авторским учебным программам по академическому и декоративному рисунку в условиях конкретных видов традиционного прикладного искусства.

Методологическая основа исследования — системный подход (М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.), деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), общенаучные принципы исследования педагогических объектов (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько).

Теоретическая основа исследования:

- концепция развития народного искусства и сохранения общенациональной культурной традиции (A.B. Бакушинский, В.М.Василенко, В.С.Воронов, Д.С. Лихачёв, И.Я. Богуславская, М.А. Некрасова);

- культурно-историческое истолкование художественной формы, положения эстетических теорий нового визуального мышления (К. Фидлер, Г. Вёльфлин,

A. Гильдебранд, В.В. Кандинский, А.Г. Габричевский, Р. Арнхейм, H.H. Волков);

- исследования по теории и истории изобразительного искусства, по теории и практике обучения рисунку (Н.М. Молева, Э.М. Белютин, H.H. Ростовцев, Б.Р. Виппер,

B.Н. Гращенков, В.Д. Дажина, О.Б. Дубова, Н.И. Дружкова, И.А.Пронина, E.H. Шульгина, Ф.И. Чувашев, В.В. Перцов);

- традиции отечественной школы художественного образования (П.П. Чистяков, М.А. Врубель, Н.П. Кардовский, A.A. Дейнека, В.А. Фаворский, А.Д. Гончаров,

A.Е. Хитров, А.О. Барщ, A.M. Соловьёв, Н.Э. Радлов, A.JI. Королёв, B.JI. Боровик, Ф.Ф. Волошко, Ю.А. Атавин, В.Ф. Зива, В.В. Пугин, В.А. Леднев, Н.П.Бесчастнов);

- исследования по теории и методике профессионального образования художников традиционного прикладного искусства (В.Ф. Максимович, H.H. Шамрай, О.В. Федотова, М.Р. Белоусов, Е.И. Васильева, Л.П. Калинина, Н.Р. Казанская, Ю.С. Салтанова, Н.В. Севрюкова, Н.Ф. Каратайева, Т.Е. Лончинская, Д.С. Дронов, Е.А. Лапшина, П.Е. Серов);

- положения современной педагогической науки, ориентирующие преподавателя на воспитание студента в духе идей гуманизма и толерантности, раскрытия индивидуальных творческих задатков через активный деятельный подход в обучении искусству (В.В. Давыдов, A.A. Мелик-Пашаев, Д.Б. Эльконин, Н.Д. Никандров, В.П. Зинченко,

B.Ф. Максимович, С.П. Ломов, Л.В. Школяр и др.).

Методы исследования включают: комплексный анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; исторический анализ обучения рисунку в системе профессионального художественного образования; сравнительный анализ педагогической деятельности художников-педагогов в области отечественного и зарубежного профессионального образования; сравнительно-исторический метод исследования; метод теоретического моделирования; метод педагогического наблюдения за творческим развитием и профессиональным ростом студентов; беседы с преподавателями и студентами; анализ учебной, художественно-творческой деятельности обучающихся до и после введения экспериментальной программы; сопоставление полученных в результате исследования данных; обработку результатов художественно-творческой учебной и выставочной деятельности студентов разных специализаций.

В качестве экспериментальной базы исследования выступили Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» и её филиалы.

Этапы исследования. Первый этап (2000-2003) — анализ педагогической, искусствоведческой литературы по проблемам художественного образования в России и за рубежом, методологическое обоснование исследования, определение состояния исследуемой проблемы, выбор темы исследования.

На втором этапе (2003-2009) определялись исходные позиции исследования, проводился анализ состояния обучения рисунку в высших художественных учебных заведениях, анализировался педагогический опыт, методики обучения рисунку, разра-

6

батывались учебные программы по предметам «Рисунок», «Академический рисунок», «Декоративный рисунок», публиковались статьи по теме исследования.

На третьем этапе (2009-2012) разрабатывалась концепция обновления содержания и методов обучения рисунку в сфере традиционного прикладного искусства, разрабатывались учебные программы по предметам «Академический рисунок», «Декоративный рисунок» для бакалавров традиционного прикладного искусства и осуществлялась их экспериментальная проверка. Подведение итогов исследования, оформление выводов, текста и приложений диссертации.

Научная новизна исследования. Систематизирован и теоретически обобщен исторический опыт обучения рисунку в области художественного образования, и в частности в сфере традиционного прикладного искусства. Теоретически обоснована необходимость преподавания в высшем учебном заведении данного направления искусства, помимо академического рисунка, рисунка специального — декоративного (декоративной графики). Доказано, что знание первоэлементов изображения и умение пользоваться закономерностями его построения важно для художников прикладного искусства и положительным образом влияет на их проектную деятельность, так как графическое изображение является одним из главных средств художественного проектирования. Впервые разработана педагогическая концепция обучения рисунку, учитывающая специфику выразительных средств и способов формообразования в различных видах традиционного прикладного искусства, направленная на развитие визуального мышления и проектного видения.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогической концепции освоения рисунка будущими художниками традиционного прикладного искусства, основанной на системном подходе к обучению; аргументации современного подхода к преподавании рисунка как мощного фактора развития художественного сознания и основы изобразительной грамоты.

В исследовании представлен обширный научно-понятийный аппарат, применяемый в области художественной педагогики и конкретно в сфере обучения рисунку. Определяются и уточняются основные средства художественной выразительности рисунка, его основные элементы (точка, пятно, линия, штрих, контур, силуэт, основная плоскость), их взаимодействие с учетом соотношения плоскости и объема, светлого и темного, ритма и движения, симметрии и асимметрии, статики и динамики, масштаба и пропорций, равновесия масс. Даются определения таких понятий, как «академический рисунок», «учебный рисунок», «декоративный рисунок», «стилизация форм» и т.д.

Практическая значимость исследования. В процессе исследования определен комплекс учебных заданий курсов «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы», учитывающий специфику обучения художников традиционного прикладного искусства, а также различия в программах подготовки студентов отдельных направлений этого вида искусства по предметам «Проектирование», «Композиция», «Мастерство». Результаты исследования и разработанные программы курсов «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» направлены на улучшение качества преподавания рисунка и могут быть применены в практике обучения в Высшей школе

7

народных искусств и других высших учебных заведениях в этой области. Сформулиро ванные в диссертации критерии оценки учебных работ по рисунку могут быть исполь зованы для развития визуальной культуры, художественного вкуса и образного мыш ления студентов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответстви с формулой специальности 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образо вания (педагогические науки)» — результаты научного исследования соответствую таким пунктам паспорта специальности, как генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.

Достоверность исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, теоретическим обоснованием исходных позиций в методике обучения рисунку, одобрением материалов ученым советом и кафедрой рисунка Московского филиала Высшей школы народных искусств, многолетней практикой педагогической работы диссертанта, проведением педагогических исследований и эксперимента в условиях реального педагогического процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследовательской работы освещались на I Международной научной сессии в Институте художественного образования РАО (2007), на Г/ Международной научно-практической конференции «Народная художественная культура в контексте современного освоения культурного пространства Русского Севера» (2007), на научно-практических международных, всероссийских конференциях, проводимых Высшей школой народных искусств (Санкт-Петербург, 2005; Москва, 2008; Санкт-Петербург, 2011; Санкт-Петербург, 2012).

Работы учащихся, выполненные в ходе апробации учебных программ по рисунку, экспонировались в выставочных залах г. Москвы, в частности в Государственном выставочном зале «Галерея "Беляево"», Государственном выставочном зале «Тушино», в выставочном комплексе «Экспоцентр», а также в выставочном центре Санкт-Петербургского отделения Союза художников России.

Внедрение результатов исследования осуществлено в ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», в Московском филиале и Федоскинском филиале лаковой миниатюрной живописи данного вуза, в Суздальском филиале ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств».

Основные положения, выносимые па защиту:

1. Рисунок, как мощный развивающий фактор художественного сознания, способ передачи на бумаге наблюдений, мыслей и чувств художника, располагает собственными средствами художественной выразительности (точка, линия, плоскость, основные формы, контур, силуэт, пятно, ритм, масштаб, пропорции и т.д.), составляет основу любого изображения и является базовой художественной дисциплиной в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства, способствуя формированию

8

осознанного использования выразительных средств рисунка, композиционного визуального мышления и пространственного видения студентов как способа их творческой самореализации в каждом конкретном виде данного искусства.

2. Традиционное прикладное искусство, основой которого исторически являются стилизация изображаемых элементов (деревьев, животных, птиц, людей, горок, одежды, складок и т.д.), декоративно-орнаментальный характер изображения и линейно-плоскостное начало, требует подготовки художников в этой области, способных творчески использовать средства художественной выразительности декоративной графики при создании произведений декоративно-прикладного искусства, что подтверждает необходимость обучения студентов этого профиля не только академическому, но и специальному декоративному рисунку.

3. Разработанная педагогическая концепция обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства учитывает специфику обучения в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций как условие ее успешной реализации и включает:

-исходную теоретико-методологическую базу как основу обновления обучения рисунку;

-дифференцированные и интегрированные цели, задачи обучения академическому и декоративному рисунку на основе их взаимодействия через общность и различия;

-содержание и методы обучения академическому рисунку как достоверному изображению натуры и декоративному рисунку как творческому преобразованию натуры через обобщение, художественную стилизацию форм, декоративную переработку и закономерности построения графического изображения на плоскости;

-пути формирования и реализации художественно-творческой совместной деятельности преподавателя и студента через междисциплинарную интеграцию декоративного рисунка с такими дисциплинами, как технический рисунок, исполнительское мастерство, пластическая анатомия, живопись, декоративная живопись, моделирование, история искусств, композиция, проектирование.

4. Методика освоения средств художественной выразительности декоративного рисунка - первоэлементов изображения и их взаимодействия, фактуры и текстуры поверхности, композиции, владения широким спектром графических средств и материалов рисунка реализуется через:

-изучение и копирование лучших образцов русского искусства, проведение пленэрных практик в исторических центрах народных художественных промыслов и музеях декоративно-прикладного искусства с обязательными зарисовками и декоративными переработками предметов, соотнесенных с сущностью конкретных видов традиционного прикладного искусства;

-выполнение выпускной квалификационной работы, включающей предварительно выполненные форэскизы, зарисовки, отрисовку в формате и окончательный графический проект с последующей его материализацией, что способствует формированию социально активной творческой личности, способной осознанным выбором средств художественной выразительности рисунка преобразовывать свои ощущения и впечатления от реальной действительности и, таким образом, решать художественные задачи

9

освоения окружающего мира через глубинное проникновение в природу традиционно го прикладного искусства.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заюпоче ния, приложений. Список используемой литературы включает 180 наименований. Объ ем диссертации 140 страниц, 4 рисунка, 1 таблицы.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснованы актуальность исследования, сформулированы цел объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теорети ческая и практическая значимость, изложены положения, выносимые на защиту.

В I главе — «История и теория обучения рисунку в профессиональной ху дожественной школе»— осуществлен теоретический анализ зарубежной и отече ственной исторической, философской и психолого-педагогической литературы; рас смотрен рисунок как самостоятельный вид изобразительного искусства и проанализи рованы исторические этапы его становления; даны определения рисунка и средств ег художественной выразительности; представлены значение и задачи академического рисунка в контексте истории становления академического образования, важные этапы формирования системы обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства в России в период с XVII до начала XX столетия. Выявлено, что работа каждого художника начинается с рисунка— подготовительного эскиза, наброска и т.д. С помощью рисунка художник воплощает на бумаге свои наблюдения, мысли и чувства. С рисунка начинается и обучение изобразительному искусству, который составляет основу изобразительной грамоты, способствует развитию художественного видения, поиску подходящего пластического выражения.

. Так обучали искусству и в Древнем Египте, и в Древней Греции, и в эпоху Возрождения. Художники Возрождения не только открыли новую эру в истории развития всего изобразительного искусства, но и достигли огромных успехов в обучения рисованию. В XVI столетии появляются частные школы рисования, называемые академиями. В дальнейшем академическая система образования распространяется по всей Европе.

В процессе исследования определено, что рисунок как учебный предмет приобретает самостоятельное значение в XVI в. с появлением Академий художеств. В течение последующих трех веков (до конца XIX в.) развиваются и совершенствуются система и методика преподавания рисунка. Благодаря отработанной научной обоснованной методике преподавания рисунка он как учебный предмет получает специальное название — «Академический рисунок» — это длительная учебная работа с натуры с подробной передачей конструкции и светотеневых отношений предметов и фигур. Основой являются учебно-аналитические задачи, такие как изучение строения формы, пластики, движения, применение в рисунке законов перспективного построения изображения на плоскости, знаний пластической анатомии и т.д. Система академического рисования построена на последовательном изучении законов и правил рисования с натуры и поэтапном овладении профессиональными навыками передачи формы изображаемых предметов.

В ходе исследования рассмотрены изобразительные средства рисунка — история появления и значение для рисования таких материалов и инструментов, как бумага, уголь, сангина, чернила (орешковые, бейц, сепия, бистр, тушь), серебряный и свинцовый грифели, итальянский карандаш, графитный карандаш, соус, перо, кисть. Последовательно проанализированы изобразительно-выразительные возможности точки, линии, штриха, пятна в связи с эволюцией содержания и предназначения самого рисунка и развитием инструментов и материалов для рисования.

Особую роль в обучении академическому рисунку сыграла Российская Академия художеств, учрежденная в 1757 году. Здесь сложилась новая фундаментальная методика обучения рисунку (А.П. Лосенко, В.К. Шебуев, Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов, А.Е. Егоров, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, С.К. Зарянко, И.Н. Крамской, П.П. Чистяков, И.Е.Репин, Д.Н. Кардовский и др.).

Обучение будущих художников традиционного прикладного искусства также начинается с рисунка. Так происходило и при наглядном практическом обучении в семье или у мастера, так обстояло дело в XVII столетии при подготовке мастеров декоративно-прикладного искусства в Оружейной палате, в начале XVIII в. при Петре I в светских специальных школах (в школе при Морской академии, в Карповской школе, в Канцелярии от строений и др.), в школах при фабриках и заводах, в Рисовальной палате Российской Академии наук и в дальнейшем в классах «мастерств» при Российской Академии художеств.

В процессе исследования установлено, что к началу XX в. в России сложилась сеть учебных заведений, состоящая из средних, низших, ремесленных училищ, школ, учебных мастерских, в том числе, Санкт-Петербургская школа народного искусства императрицы Александры Фёдоровны (основу подготовки в этом заведении составляли предметы «Рисунок» и «Составление рисунков»). Особое внимание уделялось обучению рисунка в Строгановском училище технического рисования в Москве и училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Многие выпускники этих учебных заведений преподавали рисование, черчение, художественные ремесла в центрах художественных промыслов, а также на различных курсах рисования и черчения.

Обязательным в программе по рисунку было рисование растений, цветов, животных, архитектурных памятников с натуры. Кроме общего курса рисования были и специальные курсы: рисования цветов, орнаментов, графического воспроизведения изделий декоративно-прикладного искусства. Именно в этот период преподавание одного из основных предметов в художественно-промышленных учебных заведениях - рисования становится предметом методического исследования - привнесение в учебные программы обучения рисунку метода художественной стилизации, в создание которого существенный вклад внес М.А. Врубель, впервые включивший в обучение упражнения в стилизации растений, что явилось важной предпосылкой для введения в дальнейшем в профессиональную подготовку будущих художников традиционного прикладного искусства не только академического, но и декоративного рисунка, одной из задач которого стало создание стилизованного изображения.

Исторически традиционному прикладному искусству свойственны праздничность, орнаментальностъ и декоративность, ясность рисунка, контурность, выразительность линии, силуэта, чувство связи с вещью, приводящее к плоскостности. Известный исследователь народного искусства В.М. Василенко выделял следующие его черты: «необычайное чувство реальности, сочетаемое с задачами декоративно-орнаментального характера, неисчерпаемой фантазией; повышенное чувство целесообразности формы, сильного ритма, колористических решений».

В каждом виде традиционного прикладного искусства (художественная вышивка, художественное кружевоплетение, художественная резьба по кости и дереву, лаковая миниатюрная живопись, художественная роспись по металлу и дереву и т.д.) присутствуют геометрический и растительный орнамент, изображения фигур зверей, птиц, человека, жанровые сценки, используются различные орнаментальные приемы. И здесь важны содержание и методы обучения предмету «Декоративный рисунок», обязательно соотнесенные со спецификой каждого из указанных видов этого искусства. В то же время преподавание предмета «Академический рисунок» будущим художникам традиционного прикладного искусства является также необходимым, поскольку в своей художественно-творческой работе при проектировании росписей, узоров, орнаментов художник должен с самого начала работы прекрасно чувствовать объемную форму предмета.

На этом основании была разработана педагогическая концепция обновления содержания и методов обучения как академическому, так и декоративному рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства, учитывающая изобразительно-выразительные возможности графических средств рисунка в связи с эволюцией содержания и предназначения рисунка, развитием материалов и инструментов для рисования.

Таким образом, исследование показало, что рисунок, будучи мощным развивающим фактором художественного сознания, способом передачи на бумаге наблюдений, мыслей и чувств художника и располагая собственными средствами художественной выразительности (точка, линия, плоскость, основные формы, контур, силуэт, пятно, ритм, масштаб, пропорции и т.д.), составляет основу любого изображения и является базовой художественной дисциплиной в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства, способствуя формированию осознанного использования выразительных средств и закономерностей их взаимодействия, композиционного визуального мышления и пространственного видения у студентов как способа их творческой самореализации в каждом конкретном виде данного искусства.

В то же время традиционное прикладное искусство, основу которого исторически составляют стилизация изображаемых объектов окружающего мира (деревьев, животных, птиц, людей, горок, одежды, складок и т.д.), декоративно-орнаментальный характер изображения и линейно-плоскостное начало, требует подготовки художников, способных творчески использовать средства художественной выразительности декоративной графики при создании произведений декоративно-прикладного искусства, что подтверждает необходимость обучения студентов этого профиля не только академическому, но и специальному, декоративному рисунку. Результаты исследования, представ-

ленные в I главе, стали основой разработки педагогической концепции обновления содержания и методов обучения рисунку, сущность и практическая эффективность которой представлена в следующей главе.

Во П главе— «Содержание и методы обучения рисунку в традиционном прикладном искусстве» — на основе рассмотрения принципов обучения рисунку в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Баухаузе, не утративших своей актуальности по сей день, а также современного состояния обучения рисунку в вузах исследуемого профиля, разработана и экспериментально проверена педагогическая концепция обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства.

На основе анализа необходимости обучения как академическому, так и декоративному рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства, установлено, что обучение академическому и декоративному рисунку имеют черты сходства и различия. (Рис. 1)

В преподавании академического рисунка будущим художникам традиционного прикладного искусства на первое место выступают конструктивно-аналитические задачи. На основе логических размышлений и конкретных знаний в рисунке нужно выявить сущность формы предмета, понять его конструкцию и положение в пространстве. Для этого рисунка также характерны: изображение трехмерного реального пространства на двухмерной плоскости бумаги, тональный рисунок (нюансы тона в техниках работы карандашом и мягкими материалами), наиболее достоверная передача натуры, выявление объема и трехмерности формы, формирование пространственного видения.

Преподавание декоративного рисунка характеризуется линейно-плоскостным изображением на двухмерной плоскости бумаги, контрастом белого и черного, декоративной переработкой натуры, стилизацией, развитием композиционного мышления.

Кроме этого в работе проанализированы законы композиции, средства выразительности, технические приемы и материалы академического и декоративного рисунка. Подчеркнута взаимосвязь предметов «Декоративный рисунок» и «Проектирование» на основе общности законов графики и композиции: целостность, единство и соподчинение, равновесие.

При создании графической работы и проекта применяются одни и те же средства художественной выразительности: ритм, контраст, тождество, пропорции, масштаб. Средства упорядочения (организации) основных элементов графики или предметных форм, примененные в полном объеме, создают композицию работы.

Определено, что декоративный рисунок — создание на листе бумаги методом художественной стилизации декоративного образа любых предметов и фигур окружающего мира с учетом законов композиции и выразительных средств графики. При этом художнику традиционного прикладного искусства необходимо свободно владеть приемами художественной стилизации, что в этом виде искусства обозначает обобщение, преобразование реальных фигур и предметов, через упрощение рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений с помощью ряда условных приемов. В работе проанализированы единство и различия законов композиции и выразительных средств графики для различных видов традиционного прикладного искусства, представленные

Различия

--—

Изображение трехмерного реального пространства на двухмерной плоскости бумаги

Тональный рисунок (нюансы тона в техниках работы карандашом и мягкими материалами) и линейно-конструктивный рисунок

Используется тонированная бумага, крафт, пастельная для мягких мате-сиалов

Материалы — мягкие: уголь, сепия, сангина, соус

Задача — наиболее достоверная передача натуры, выявление объема и трехмерности формы

Формирование пространственного видения

Линейно-плоскостное изображение на двухмерной плоскости бумаги

Контраст белого и черного; серое создается с помощью нанесения первоэлементов на плоскость бумаги

Применяется цветная бумага (в основном нейтральных тонов)

Материалы — черная краска: гуашь, темпера, акрил, белила, иногда акварель и другие материалы для передачи фактуры

Задача — декоративная переработка натуры, стилизация (преобразование с помощью обобщения)

Развитие композиционного мышления

Рисунок 1. Общность и различия средств художественной выразительности академического и декоративного рисунка

на рис. 2, и рассмотрены современные учебные программы, методики и содержание обучения рисунку В.Ф. Губко, В.В. Пугина, Ф.И. Чувашева, Н.П. Бесчастного. Проведенный анализ современного состояния в исследуемой области выявил, что в настоящее время академический рисунок и декоративный рисунок для всех специализаций декоративно-прикладного искусства, преподаются только в Высшей школе народных искусств и ее филиалах.

При разработке концепции обновления содержания и методов обучения академическому и декоративному рисунку учитывались дифференцированно: теория первоэлементов и основных форм В.В. Кандинского, художественная стилизация формы (М.А. Врубель, Н.С. Курдюков, П.П. Пашков), конструктивно-аналитический смысл рисунка (С.В. Герасимов, Ф.Ф. Волошко), декоративно-плоскостный подход (В.А. Фаворский, А.Д. Гончаров и др.). Кроме теоретико-методологической базы концепция включает авторские учебные программы по академическому и декоративному рисунку, методы обучения академическому рисунку как достоверному изображению натуры и декоративному рисунку как творческому преобразованию натуры через обобщение, художественную стилизацию форм, декоративную переработку, а также пути реализации художественно-творческой интеграции декоративного рисунка с такими дисциплинами, как технический рисунок, исполнительское мастерство, пластическая анатомия, живопись, декоративная живопись, моделирование, история искусств, композиция, проектирование.

В методику освоения средств художественной выразительности декоративного рисунка кроме аудиторных упражнений включены изучение и копирование лучших образцов русского искусства, проведение пленэрных практик в исторических центрах и музеях народных художественных промыслов с обязательными зарисовками и декоративными переработками предметов, соотнесенных с сущностью конкретных видов традиционного прикладного искусства, что стало важным предварительным условием для выполнения форэскизов, отрисовки в формате и окончательной графической части дипломного проекта как условия его материализации.

В диссертации приводятся ход и результаты экспериментальной работы и описывается педагогический эксперимент, анализируются результаты экспериментального обучения по предметам «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок», которые подтверждают эффективность разработанной педагогической концепции обучения рисунку, учитывающей специфику используемых

выразительных средств и способов формообразования в различных видах традиционного декоративно-прикладного искусства: художественной вышивке, художественном кружевоплетении, художественной росписи по металлу и папье-маше, художественной резьбе по кости, ювелирном искусстве и др.

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях обучения и воспитания на базе ФБГОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)» и шести её филиалов в центрах народных художественных промыслов. В связи с уникальностью специализаций, малочисленностью учебных групп и индивидуальным подходом к каждому студенту в эксперименте приняли участие 108 студентов следующих

Рисунок 2. Средства художественной выразительности декоративного рисунка, законы композиции, специфика народного искусства с учётом конкретных видов традиционного прикладного искусства

специализаций: «Художественная вышивка», «Художественная роспись тканей», «Ювелирное искусство», а также 12 преподавателей.

В ходе проведения педагогического эксперимента решены следующие задачи:

1. Изучены состояние проблемы исследования, выявления художественного опыта, исходного уровня знаний и умений по академическому и декоративному рисунку у студентов, поступивших на 1-й курс вуза.

2. Разработана методика освоения средств художественной выразительности декоративного рисунка через изучение и копирование лучших образцов русского искусства.

3. Определены пути формирования и реализации художественно-творческой совместной деятельности преподавателя и студента через междисциплинарную интеграцию декоративного рисунка с такими дисциплинами, как технический рисунок, исполнительское мастерство, пластическая анатомия, живопись, декоративная живопись, моделирование, история искусств, композиция, проектирование.

4. Разработаны основные критерии оценки качества выполнения учебных работ на этапах констатирующего и формирующего экспериментов.

3. Проведена оценка эффективности разработанной концепции обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства.

В соответствии с задачами педагогического эксперимента была разработана программа, состоящая из констатирующего и сравнительного экспериментов.

На первом этапе констатирующего эксперимента проводилась оценка исходного уровня знаний и умений по академическому и декоративному рисунку. Работы, выполненные студентами контрольной и экспериментальной групп, сопоставлялись и оценивались по следующим разработанным критериям: 1) теоретические знания в академическом рисунке (знание законов линейной перспективы, средств светотени, законов композиции, методики ведения академического рисунка), 2) практические умения и навыки в академическом рисунке (умение компоновать изображение на листе бумаги, верная передача пропорций, масштаба, формы предметов, пространства, уровень технического исполнения академического рисунка), 3) теоретические знания в декоративном рисунке (знание выразительных средств графики, законов композиции, средств взаимодействия и организации на плоскости первоэлементов изображения, методики ведения декоративного рисунка), 4) практические умения и навыки в декоративном рисунке (умение создавать декоративные художественные образы предметов или мотивов, с использованием средств графики и приемов стилизации, уровень технического исполнения декоративного рисунка).

В ходе анализа полученных результатов при помощи разработанных критериев определялись уровни развития умений и навыков студентов по академическому и декоративному рисунку: 1) творческий (высокий) уровень теоретических и практических знаний и умений в области рисунка, 2) интерпретирующий (средний) уровень теоретических и практических знаний и умений в области рисунка, 3) репродуктивный (низкий) уровень теоретических и практических знаний и умений в области рисунка.

С целью проверки эффективности разработанной педагогической концепции обновления содержания и методов обучения рисунку художников традиционного прикладного искусства был проведен сравнительный эксперимент. Задачами данного этапа являлись апробация экспериментальных учебных программ по академическому и декоративному рисунку в условиях конкретных видов традиционного прикладного искусства, сравнительный анализ учебных работ, выполненных в экспериментальных и контрольных группах в соответствии с разработанными критериями.

Сравнительный эксперимент проводился в вузе в 2009-2011 гг. среди первокурсников. Одна из групп, контрольная, обучалась рисунку по старым программам, включающим задания по академическому рисунку и ограниченное число заданий по декоративной графике; другая группа, экспериментальная, обучалась по авторским программам, разработанным по двум дисциплинам: «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок». Сравнение работ студентов экспериментальной и контрольной групп показало, что степень сформированности изобразительной грамотности, визуального композиционного мышления имеет более высокие показатели в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. В учебных работах студентов экспериментальной группы наблюдалось умение применять на практике законы линейной перспективы, законы композиции, средства светотени, выразительные средства графики. В целом работы студентов экспериментальной группы по академическому и декоративному рисунку отличались достаточно высоким уровнем знаний и мастерства (результаты представлены в табл.). Таким образом, оценка знаний и умений студентов, проводившаяся на начальной и завершающей стадиях эксперимента, позволила выявить исходный уровень и динамику сформированности умений и навыков в рисунке.

Таблица

Сравнение развития уровня знаний, умений и навыков в академическом и декоративном рисунке у студентов контрольной и экспериментальной групп па заключительной стадии эксперимента

Кршерш сн кики Группа

гахпрольвая экспериментальная

Высокий % Овдний % Низкий % Высокий % Овдиий % Низкий %

Тесрепяэскиг знания в швдмитеском ргеун-ке 56 32 12 62 28 10

Пракшчесюв умения и гавыки в академическом ригункв 54 36 10 66 26 8

ТесрешчажиззганиявдексратавтасркункЕ 60 30 10 75 17 8

ЦвкшчесмЕуменияишвыкивдаирашвнэм рисунке 62 32 6 78 16 6

В ходе апробации разработанных в вузе учебных программ «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» подтвердилась эффективность новой предложенной концепции обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства, актуальность выбора темы и практическая ценность результатов данного диссертационного исследования; методики освоения средств художественной выразительно-

18

сти декоративного рисунка (первоэлементы изображения и их взаимосвязь, фактура и текстура поверхности, композиция, владение широким спектром графических средств и материалов рисунка) через изучение и копирование

лучших образцов русского искусства, проведение пленэрных практик в исторических центрах народных художественных промыслов и музеях декоративно-прикладного искусства с обязательными зарисовками и декоративными переработками предметов, соотнесенных с сущностью конкретных видов традиционного прикладного искусства; пути формирования и реализации художественно-творческой совместной деятельности преподавателя и студента через междисциплинарную интеграцию декоративного рисунка с такими дисциплинами, как технический рисунок, исполнительское мастерство, пластическая анатомия, живопись, декоративная живопись, моделирование, история искусств, композиция, проектирование.

Результаты эксперимента подтвердили правомерность гипотезы исследования и положений, выносимых на защиту.

В заключении на основании обобщения результатов, полученных на различных этапах исследования, сформулированы основные выводы исследования.

Определено, что рисунок как мощный развивающий фактор художественного сознания, способ передачи на бумаге наблюдений, мыслей и чувств художника, располагая собственными средствами художественной выразительности (точка, линия, плоскость, основные формы, контур, силуэт, пятно, ритм, масштаб, пропорции и т.д.), составляет основу изображения и является базовой художественной дисциплиной в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства, способствуя формирова- нию осознанного использования выразительных средств и закономерностей их взаимодействия, композиционного мышления у студентов как способа творческой самореализации в каждом конкретном виде данного искусства.

Выявлено, что традиционное прикладное искусство, основу которого исторически составляют стилизация изображаемых элементов (деревьев, животных, птиц, людей, горок, одежды, складок и т.д.), декоративно-орнаментальный характер изображения и линейно-плоскостное начало, требует подготовки художников в этой области, способных творчески использовать средства художественной выразительности декоративной графики при создании произведений декоративно-прикладного искусства, что подтверждает необходимость обучения студентов не только академическому, но и специальному, декоративному рисунку.

Доказано, что разработанная педагогическая концепция обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства, учитывающая специфику обучения в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций как основное условие ее успешной реализации, способствовала преодолению выявленных противоречий между:

- современными требованиями, предъявляемыми к преподаванию рисунка, и существующей системой образования в области традиционного прикладного искусства;

- современным содержанием обучения рисунку и целями профессионального об разования художников конкретных видов этого искусства;

- отсутствием базовой художественной подготовки у студентов и необходимо стью уже на начальном этапе обучения использовать средства художественной выразительности рисунка.

Предлагаемая концепция включает:

- исходную теоретико-методологическую базу как основу обновления обучения рисунку и дифференцированные и интегрированные цели, задачи обучения академическому и декоративному рисунку на основе их взаимодействия через общность и различия;

-содержание и методы обучения академическому рисунку как достоверному изображению натуры и декоративному рисунку как творческому преобразованию натуры через обобщение, художественную стилизацию форм, декоративную переработку и закономерности построения графического изображения на плоскости; -пути формирования и реализации художественно-творческой совместной деятельности преподавателя и студента через междисциплинарную интеграцию декоративного рисунка с такими дисциплинами, как технический рисунок, исполнительское мастерство, пластическая анатомия, живопись, декоративная живопись, моделирование, история искусств, композиция, проектирование.

Методика освоения средств художественной выразительности декоративного рисунка - первоэлементов изображения и их взаимосвязи, фактуры и текстуры поверхности, композиции, владения широким спектром графических средств и материалов рисунка реализована через:

-изучение и копирование лучших образцов русского искусства, проведение пленэрных практик в исторических центрах и музеях народных художественных промыслов с обязательными зарисовками и декоративной переработкой предметов, соотнесенных с сущностью конкретных видов традиционного прикладного искусства;

-выполнение выпускной квалификационной работы, включающей предварительно выполненные форэскизы, зарисовки, отрисовку в формате и окончательный графический проект с последующей его материализацией, что способствует формированию социально активной творческой личности, способной осознанным выбором средств художественной выразительности рисунка преобразовывать свои ощущения и впечатления От реальной действительности и, таким образом, решать художественные задачи освоения окружающего мира через глубинное проникновение в природу традиционного прикладного искусства.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило эффективность педагогической концепции обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства, способных на создание высокохудожественных произведений в этой области искусства.

Содержание и основные выводы диссертации нашли отражение в 14 публикациях автора, объёмом 9,3 п. л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобр-науки России:

1. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку в Московском филиале ВШНИ // Эл. журнал «Педагогика искусства». 2012. № 1 (www//art-education/ru). 0,5 п. л.

2. Дунаева Н.Ю. Основы обучения рисунку в декоративно-прикладном искусстве // Там же. № 3 (www//art-education/ru). 0,5 п. л.

3. Дунаева Н.Ю. Рисование растений как важный этап в обучении художников декоративно-прикладного искусства // Человек и образование. СПб.: ИОВ РАО, 2012. № 4. С. 119-124.0,5 п. л.

4. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку в сфере декоративно-прикладного искусства // Изобразительное искусство в школе. М., 2012. № 2. С. 66-71. 0,5 п. л.

5. Дунаева Н.Ю. Учебная программа «Рисунок» // Там же. № 5. С. 59-71. 0,8 п. л.

6. Дунаева Н.Ю. Рисунок как общепрофессиональная дисциплина в образовании художника традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование: мат-лы XI Научно-практич. конференции. СПб.: ВШНИ (И), 2006 С 57-61. 0,3 п. л.

7. Дунаева Н.Ю. Сочетание учебного академического рисунка и декоративной графики как метод подготовки художников традиционного прикладного искусства // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания, ч. III: мат-лы I Междунар. научн. сессии (29-31 мая 2007 г.). М.: ИХО РАО, 2007. С. 56-60. 0,4 п. л.

8. Дунаева Н.Ю. Академический рисунок и декоративная графика. Программа по специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Срок обучения 3 года 10 месяцев. М.: МФ ВШНИ (И), январь 2009. 0,5 п. л.

9. Дунаева Н.Ю. Академический рисунок и декоративная графика. Программа по специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Срок обучения 6 лет. М.: МФ ВШНИ (И), январь 2009. 0,6 п. л.

10. Дунаева Н.Ю. Академический рисунок. Программа для направления подготовки 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Квалификация (степень) выпускника — бакалавр. М.: МФ ВШНИ (И), июнь 2011. 1,6 п. л.

11. Дунаева Н.Ю. Декоративный рисунок. Программа для направления подготовки 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Квалификация (степень) выпускника — бакалавр. М.: МФ ВШНИ (И), июнь 2011. 1,4 п. л.

12. Дунаева Н.Ю. Рисунок. Программа по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». М.: МФ ВШНИ (И), январь 2009. 1,7 п. л.

13. Дунаева Н.Ю. Рисунок. Программа по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Срок обучения 2 года 10 месяцев. М.: МФ ВШНИ (И), 2009.1,4 п. л.

14. Дунаева Н.Ю. Рисунок. Программа по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Срок обучения 3 года 10 месяцев. М.: МФ ВШНИ (И), 2011. 1,6 п. л.

Natalia Dunaeva

Specifics of Drawing Education for Future Traditional Applied Art Designers

13.00.08. - theory and methods of the professional education (pedagogical sciences)

The present state of the traditional applied art education as well as the opening of the first Russian specialized higher education institute - the High School of Folk Arts of St. Petersburg has required a revision of the previously acquired experience in drawing education for future traditional applied art designers.

The accomplished study presents a pedagogical conception of the drawing education content and methods renewal, based on accounting of the expressive means and shaping methods specifics in different kinds of the traditional applied arts, which conception includes a complex of tasks relative to two basic courses: "Academic drawing" and "Decorative drawing". The proposed drawing related educative programs and educative works appreciation criteria formulated in the thesis may be expediently used to develop the visual culture, artistic flair, and creative thinking of the future traditional applied art designers.

Natalia Dunajewa

Besonderheiten der Ausbildung in der Grafik der zukünftigen Künstler im Bereich der traditionellen angewandten Kunst

13.00.08. -Theorie und Methodik der Berufsausbildung (Pädagogische Wissenschaften)

Der moderne Zustand der Bildung in der traditionellen angewandten Kunst, die Gründung der ersten in Russland Hochschule auf diesem Gebiet - Staatshochschule für Volkskünste in Sankt Petersburg hat die Überprüfung der aufgehäuften Erfahrung der Ausbildung in der Grafik der zukünftigen Künstler im Bereich der traditionellen angewandten Kunst gefordert.

In der Dissertation wurde die pädagogische Konzeption der Erneuerung des Inhalts und der Methoden der Ausbildung in der Grafik ausgearbeitet. Sie beruht in der Berücksichtigung der Besonderheiten der ausdrucksvollen Mittel und der Weisen der Formgebung in verschiedenen Arten der traditionellen angewandten Kunst und schließt den Komplex der Aufgaben für zwei grundlegenden Kursen: «Akademische Zeichnung» und « Dekorative Zeichnung» ein. Die Lehrprogramme für die Grafik und Kriterien der Einschätzung der Lehrarbeiten, die in der Dissertation formuliert wurden, kann man förderlich in der Praxis für die Entwicklung der visualen Kultur, des künstlerischen Geschmacks und der Raumvorstellung der zukünftigen Künstler im Bereich der traditionellen angewandten Kunst verwenden.

г

Заказ № 224. Объем 1 пл. Тираж 100 экз.

Отпечатано в ООО «Петроруш». г.Москва, ул .Палиха 2а.тел.(499)250-92-06 www.postator.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дунаева, Наталия Юрьевна, Санкт-Петербург

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)»

На правах рукописи

04201357636

Дунаева Наталия Юрьевна

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Специальность 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования

(педагогические науки)»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения,

доцент

Дружкова Наталия Ивановна

Санкт-Петербург 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ.................15

1.1. Рисунок как вид искусства. Средства художественной выразительности рисунка.......................................................................................15

1.2. Рисунок в академической системе образования...............................36

1.3. Теория и история обучения рисунку будущих художников декоративно-

прикладного искусства...................................................................52

Выводы по главе 1........................................................................63

ГЛАВА П. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ТРАДИЦИОННОМ ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.......................64

2.1. Современное состояние высшего художественного образования в традиционном прикладном искусстве................................................64

2.2. Обновление содержания и методов обучения рисунку......................84

2.3. Экспериментальная проверка педагогической концепции обновления содержания и методов обучения рисунку в традиционном прикладном

искусстве...................................................................................110

Выводы по главе II.....................................................................120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................123

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................126

ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................141

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. История возникновения народного декоративно-прикладного искусства в России уходит в глубину веков. Лучшие традиции народного творчества никогда не умирали, а сохранялись и передавались из поколения в поколение как образцы эстетических предпочтений, национальных особенностей, как часть культуры народа. Сегодня как никогда традиционное прикладное искусство играет важную роль в формировании художественного вкуса человека, в воспитании его уважения к культурным традициям, формированию способности апеллировать к исторической памяти. Сохранение и приумножение духовного потенциала нации, к которому по праву относится и традиционное прикладное искусство, является одной из приоритетных государственных задач. В настоящее время в связи с открытием в 2003 г. первого высшего учебного заведения в России в области традиционного прикладного искусства — Высшей школы народных искусств в Санкт-Петербурге — и созданием на ее базе филиалов в Москве и большинстве центров народных художественных промыслов в России, целью которых стало не только сохранение, но и изучение и дальнейшее развитие этого искусства, требуется теоретическое и практическое обоснование необходимости высшего профессионального образования в этой сфере, переосмысление ранее накопленного опыта обучения, его модернизация в соответствии с современными требованиями. В обновлении нуждается и такой базовый в художественной педагогике предмет обучения, как рисунок.

Традиционно рисунок является важнейшей дисциплиной в обучении художников разного профиля. Главные выразительные средства рисунка (точка, линия, контур, силуэт, плоскость и т.д.) составляют основу любого изображения, это его первоэлементы. Профессор Российской академии художеств П.П. Чистяков — учитель целой плеяды знаменитых художников, среди которых были И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и

М.А. Врубель — часто повторял своим ученикам: «Всё мужественное, твердое, благородное в искусстве выражается рисунком... Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке».

Сегодня существует объективная потребность в научной разработке и внедрении в учебный процесс инновационных программ по рисунку, учитывающих специфику конкретных видов традиционного прикладного искусства. Учитывая низкий уровень художественной подготовки абитуриентов, поступающих учиться традиционному прикладному искусству, обучение приходится начинать практически с нуля, при этом в итоговых заданиях необходимо достичь уровня, сопоставимого с требуемыми компетенциями выпускника вуза. Всё это требует высокой профессиональной подготовки преподавателя. Будущие художники должны пройти полный курс обучения академическому рисунку, а также изучить и освоить широкий спектр графических техник и материалов, свободно владеть приемами художественной стилизации и графической организации изображения на плоскости, необходимой им в будущей художественной деятельности, а это сфера декоративного рисунка. Применяемые до недавнего времени учебные программы обучения рисунку в сфере традиционного прикладного искусства имели существенные недостатки, основной из которых — недостаточно четко выстроенная система академических и прикладных заданий, несоответствие сложности задания выделенным на него учебным часам. В подавляющем большинстве учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 070802 («Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»), преподается только академический рисунок, дающий сумму знаний и умений лишь реалистического изображения натуры, не учитывается прикладной характер деятельности будущих художников данного направления искусства, при этом отсутствует связь с такими важнейшими предметами подготовки художника в высшем учебном заведении, как композиция и проектирование.

Актуальной задачей высшего профессионального образования в этой

области является формирование у студентов визуального мышления, пространственного видения, навыков аналитического восприятия натуры, ее художественно-творческого преобразования. При этом при подготовке бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» сокращены учебные часы по рисунку.

Таким образом, существующие противоречия между возросшими требованиями к уровню подготовки по рисунку художников традиционного прикладного искусства и современным состоянием обучения по этому предмету (устаревшие программы и методики обучения рисунку, отсутствие необходимого в данной области специального курса — «Декоративный рисунок») обусловливают необходимость создания эффективной современной концепции обучения рисунку, учитывающей специфику различных видов традиционного прикладного искусства.

Степень разработанности научной проблемы. Анализ научных трудов и практики — профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (В.Ф. Максимович, С.П. Ломов, О.В. Федотова, М.Р. Белоусов, Е.И. Васильева, Л.П. Калинина, Н.Р. Казанская, Ю.С. Салтанова, Н.В. Севрюкова, Н.Ф. Каратайева, Т.Е. Лончинская, Д.С. Дронов, Е.А. Лапшина, П.Е. Серов); различных аспектов обучения академическому рисунку (В.Н. Яковлев, А.О. Барщ, A.M. Соловьёв, М.Н. Алексич, И.М. Лейзеров, Г.Б. Смирнов, H.H. Ростовцев, Н.В. Селиверстова, В.В. Перцов, В.А. Могилевцев и др.) послужили теоретическим основанием для нашего исследования. Однако ни в одном из исследований проблема обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства в высшем профессиональном образовании не рассматривалась, что определило научную проблему нашего исследования. Актуальность и недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы обусловили выбор темы данного исследования — «Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства».

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать, экспериментально проверить педагогическую концепцию обновления содержания и методов обучения рисунку художников традиционного прикладного искусства.

Объект исследования — профессиональная подготовка художников в сфере традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования — обучение рисунку как основа профессионального образования будущего художника традиционного прикладного искусства.

Гипотеза исследования. Преподавание рисунка в учебных заведениях традиционного прикладного искусства приобретет высокий качественный уровень и будет эффективным, если:

- историческая сущность рисунка будет соотнесена с особенностями профессионального образования в традиционном прикладном искусстве и необходимостью обучения будущих художников в этой области как академическому, так и декоративному рисунку;

- будет разработана педагогическая концепция обновления содержания и методов обучения рисунку, учитывающая лучшие традиции отечественной художественной школы и современные подходы поисково-исследовательского характера, рассчитанные на инициативу и творческую интуицию обучающихся;

- методика обучения рисунку будет направлена на обучение как академическому рисунку, так и декоративной графике (декоративному рисунку);

- обучение рисунку отражает специфику и сущность будущей художественно-творческой деятельности студентов;

- стимулировать осознанное использование средств художественной выразительности рисунка для высвобождения творческих способностей будущих художников и развития их собственного визуального мышления в конкретном виде традиционного прикладного искусства.

Задачи исследования

1. Изучить историю и теорию рисунка как самостоятельного вида изобразительного искусства. Раскрыть главные средства художественной выразительности, разнообразие техник и материалов, находящихся в распоряжении рисунка, которые необходимо учитывать при обучении художников.

2. Рассмотреть генезис обучения академическому рисунку. Проанализировать теоретические и практические основы современного содержания обучения рисунку в высших учебных заведениях декоративно-прикладного искусства.

3. Разработать и теоретически обосновать педагогическую концепцию обновления содержания и методов обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций.

4. Экспериментально проверить на основе разработанной педагогической концепции содержание и методические рекомендации к авторским учебным программам по академическому и декоративному рисунку в условиях конкретных видов традиционного прикладного искусства.

Методологическая основа исследования — системный подход (М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.), деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), общенаучные принципы исследования педагогических объектов (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько).

Теоретическая основа исследования:

- концепция развития народного искусства и сохранения общенациональной культурной традиции (A.B. Бакушинский, В.М. Василенко, B.C. Воронов, Д.С. Лихачёв, И.Я. Богуславская, М.А. Некрасова);

- культурно-историческое истолкование художественной формы,

положения эстетических теорий нового визуального мышления (К. Фидлер, Г. Вёльфлин, А. Гильдебранд, В.В. Кандинский, А.Г. Габричевский, Р. Арнхейм, H.H. Волков);

- исследования по теории и истории изобразительного искусства, по теории и практике обучения рисунку (Н.М. Молева, Э.М. Белютин, H.H. Ростовцев, Б.Р. Виппер, В.Н. Гращенков, В.Д. Дажина, О.Б. Дубова, H.H. Дружкова, И.А. Пронина, E.H. Шульгина, Ф.И. Чувашев, В.В. Перцов);

- традиции отечественной школы художественного образования (П.П. Чистяков, М.А. Врубель, Д.Н. Кардовский, A.A. Дейнека, В.А. Фаворский, А.Д. Гончаров, А.Е. Хитров, А.О. Барщ, A.M. Соловьёв, Н.Э. Радлов, A.JI. Королёв, B.J1. Боровик, Ф.Ф. Волошко, Ю.А. Атавин, В.Ф. Зива, В.В. Пугин, В.А. Леднев, Н.П. Бесчастнов);

- исследования по теории и методике профессионального образования художников традиционного прикладного искусства (В.Ф. Максимович, H.H. Шамрай, О.В. Федотова, М.Р. Белоусов, Е.И. Васильева, Л.П. Калинина, Н.Р. Казанская, Ю.С. Салтанова, Н.В. Севрюкова, Н.Ф. Каратайева, Т.Е. Лончинская, Д.С. Дронов, Е.А. Лапшина, П.Е. Серов);

- положения современной педагогической науки, ориентирующие преподавателя на воспитание студента в духе идей гуманизма и толерантности, раскрытия индивидуальных творческих задатков через активный деятельный подход в обучении искусству (В.В. Давыдов,

A.A. Мелик-Пашаев, Д.Б. Эльконин, Н.Д. Никандров, В.П. Зинченко,

B.Ф. Максимович, С.П. Ломов, Л.В. Школяр и др.).

Методы исследования включают: комплексный анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; исторический анализ обучения рисунку в системе профессионального художественного образования; сравнительный анализ педагогической деятельности художников-педагогов в области отечественного и зарубежного профессионального образования; сравнительно-исторический метод исследования; метод теоретического

моделирования; метод педагогического наблюдения за творческим развитием и профессиональным ростом студентов; беседы с преподавателями и студентами; анализ учебной, художественно-творческой деятельности обучающихся до и после введения экспериментальной программы; сопоставление полученных в результате исследования данных; обработку результатов художественно-творческой учебной и выставочной деятельности студентов разных специализаций.

В качестве экспериментальной базы исследования выступили Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» и его филиалы.

Этапы исследования. Первый этап (2000-2003) — анализ педагогической, искусствоведческой литературы по проблемам художественного образования в России и за рубежом, методологическое обоснование исследования, определение состояния исследуемой проблемы, выбор темы исследования.

На втором этапе (2003-2009) определялись исходные позиции исследования, проводился анализ состояния обучения рисунку в высших художественных учебных заведениях, анализировался педагогический опыт, методики обучения рисунку, разрабатывались учебные программы по предметам «Рисунок», «Академический рисунок», «Декоративный рисунок», публиковались статьи по теме исследования.

На третьем этапе (2009-2012) разрабатывалась концепция обновления содержания и методов обучения рисунку в сфере традиционного прикладного искусства, разрабатывались учебные программы по предметам «Академический рисунок», «Декоративный рисунок» для бакалавров традиционного прикладного искусства и осуществлялась их экспериментальная проверка. Подведение итогов исследования, оформление выводов, текста и приложений диссертации.

Научная новизна исследования. Систематизирован и теоретически обобщен исторический опыт обучения рисунку в области художественного образования и в частности в сфере традиционного прикладного искусства. Теоретически обоснована необходимость преподавания в высшем учебном заведении данного направления искусства, помимо академического рисунка, рисунка специального — декоративного (декоративной графики). Доказано, что знание первоэлементов изображения и умение пользоваться закономерностями его построения важно для художников прикладного искусства и положительным образом влияет на их проектную деятельность, так как графическое изображение является одним из главных средств художественного проектирования. Впервые разработана педагогическая концепция обучения рисунку, учитывающая специфику выразительных средств и способов формообразования в различных видах традиционного прикладного искусства, направленная на развитие визуального мышления и проектного видения.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогической концепции освоения рисунка будущими художниками традиционного прикладного искусства, основанной на системном подходе к обучению; аргументации современного подхода к преподаванию рисунка как мощного фактора развития художественного сознания и основы изобразительной грамоты.

В исследовании представлен обширный научно-понятийный аппарат, применяемый в области художественной педагогики и конкретно в сфере обучения рисунку. Определяются и уточняются основные средства художественной выразительности рисунка, его основные элементы (точка, пятно, линия, штрих, контур, силуэт, основная плоскость), их взаимодействие с учетом соотношения плоскости и объема, светлого и темного, ритма и движения, симметрии и асимметрии, статики и динамики, масштаба и пропорций, равновесия масс. Даются определения таких понятий, как «академический рисунок», «учебный рисунок», «де