автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства
- Автор научной работы
- Серов, Пётр Евгеньевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства"
На правах рукописи
Серов Пётр Евгеньевич
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ОБУЧЕНИЕМ ЖИВОПИСИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА
13.00.08-теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 2012
Санкт-Петербург 2012
005044093
005044093
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)»
Научный руководитель: кандидат искусствоведения
Кузнецов Николай Григорьевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Александрова Наталья Михайловна
доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, доцент
Дружкова Наталия Ивановна
Ведущая организация: Российский государственный педагогический
университет им. А.И.Герцена
Защита состоится 28 мая 2012 г. в 16.30 часов на заседании диссертационного совета К 212.349.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: 191186 г. Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д.2А
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» и на сайте www. vshni.ru
Автореферат разослан 27 апреля 2012 года
И.о. ученого секретаря диссертационного совета, кандидат педагогических наук
О. П. Рыбникова
Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современного художественного образования является приобщение молодого поколения к истокам отечественной культуры, традиционному прикладному искусству России. Сохранение и развитие традиций требует обязательного творческого подхода к источникам прошлого, художественного переосмысления ярких образцов народного искусства.
Умение создать высокохудожественное изделие, в котором традиционное искусство получает совершенно новое, современное звучание - главная задача художника-мастера. Путь от возникновения замысла до его воплощения требует от обучаемого самых различных умений - от создания грамотного эскиза до разбора сложнейших колористических отношений в работе. Художник-мастер должен владеть выразительными средствами живописи, знать закономерности колорита и правила построения формы, выполнять эскизы своего изделия и, в конечном итоге, представить грамотный проект.
Как показал предварительный анализ анкет абитуриентов и последующих учебных работ по живописи в образовательных учреждениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства за период с 2006 по 2009 г.г., студенты поступали без какой-либо художественной подготовки в основном на специализацию ювелирное искусство, художественную вышивку и только 33% с начальной художественной подготовкой. При этом на такие специализации как лаковая миниатюрная живопись, роспись ткани, роспись по металлу более 51% абитуриентов поступали без достаточной подготовки по живописи. У студентов отсутствуют теоретические знания и практические умения декоративной переработки живописных этюдов, в процессе выполнения которой обучающиеся выявляют наиболее характерные свойства и признаки предметной формы, осуществляют процесс переработки реалистического изображения в декоративно-условную композицию на плоскости, обобщают, создают художественный образ. В связи с этим система подготовки студентов в этой области нуждается в качественных изменениях в деятельности учебных заведений, в новом осмыслении содержания и формы учебно-воспитательного процесса, в фундаментально подготовленных преподавательских кадрах.
Существующие программы по живописи, используемые в учебных заведениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства, отражают в основном элементы академической живописи, в то время как подготовка художников-мастеров традиционного прикладного искусства ведется более чем по двадцати специализациям, не связанным между собой (например, лаковая миниатюрная живопись, художественная вышивка или художественное кружевоплетение), что является большой практической проблемой при обучении
будущих художников-мастеров. Кроме того, их профессиональная подготовка предполагает овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками в области живописи, понимание специфики выразительных средств живописи, наличие опыта реализации художественного замысла в создании произведения традиционного прикладного искусства.
Степень разработанности проблемы. Анализ научных трудов и практики профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (И.Э. Агапова, М.Р. Белоусов, В.Ю. Борисова, Е.А. Лапшина, В.Ф. Максимович, О.В. Федотова) и изучение проблем содержания и методики преподавания живописи (Г.В. Беда, Е.И. Васильева, B.C. Кузин, С.П. Ломов, М.В. Одаряев, H.H. Ростовцев, Л.И. Рындина, Г.Б. Смирнов, A.A. Унковский, А.П. Яшухин и др.) послужило теоретическим основанием для нашего исследования.
Вопросам обучения живописи студентов, изучающих декоративно-прикладное искусство, посвящено исследование Е. И. Васильевой, в котором исследуются специфика содержания и разработана концепция преподавания «Академической живописи» будущим художникам традиционного прикладного искусства в высшем профессиональном учебном заведении и отмечается ведущее значение использования декоративно-плоскостного метода в процессе преподавания живописи.
Проблема педагогического руководства обучением рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях. В частности, Н.Ф. Талызина считает, что в функции преподавателя всегда входило не только сообщение знаний, но и управление процессом их усвоения, Е.К. Амергазин рассматривает педагогическое руководство как средство повышения эффективности профессиональной подготовки студентов художественных, художественно-промышленных колледжей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Однако до настоящего времени в научно-педагогических исследованиях отсутствует модель педагогического руководства обучением живописи в средних профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства, что определило необходимость решения данной научной проблемы.
Исследование процесса обучения живописи будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства посредством педагогического руководства обусловлено следующими противоречиями между:
- возрастающими требованиями к качеству подготовки художников-мастеров и созданию высокохудожественных произведений в каждом виде традиционного прикладного искусства и существующими учебными программами и методикой преподавания живописи как предмета общепрофессионального цикла, не связанного с видами традиционного прикладного искусства;
- необходимостью формирования профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения живописи и недостаточной степенью подготовленности преподавателей живописи, имеющих подготовку в области академической живописи и недостаточные знания в области традиционного прикладного искусства.
Актуальность и недостаточная разработанность практической и научной проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства».
Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров.
Объект исследования: профессиональное образование в средних учебных заведениях традиционного прикладного искусства.
Предмет исследования: обучение живописи будущих художников-мастеров в традиционном прикладном искусстве.
Поставленная цель, выявленные объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу: педагогическое руководство обучением живописи в учебных заведениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства будет эффективным и способствовать профессиональному становлению обучающихся при следующих условиях:
- изучения и анализа философской, психолого-педагогической литературы и выявления на этой основе значения и специфики обучения живописи студентов -будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства;
- разработки модели педагогического руководства обучением живописи, включающей содержание, средства и методы подготовки студентов и педагогические условия ее реализации;
- разработки и внедрения в учебный процесс инновационной учебной программы по предмету «Живопись», методических рекомендаций, наглядных и электронных учебно-методических пособий, обеспечивающих формирование профессиональных умений и навыков будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы, отечественного и зарубежного исторического опыта художественного образования определить специфику изучения живописи в подготовке студентов, изучающих традиционное прикладное искусство, и значение педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров.
2. Разработать модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров, соотнесенную с конкретным видом традиционного прикладного искусства, и определить педагогические условия ее реализации.
3. Выявить и обосновать содержание и методы обучения живописи, реализуемые в учебной программе и способствующие формированию профессиональных компетенций будущих художников-мастеров.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели педагогического руководства обучением живописи в процессе профессиональной подготовки обучающихся по конкретному виду традиционного прикладного искусства.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория творчества в ее различных аспектах - философском (Г. Гегель, М.С. Каган.); педагогическом (В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер.); психологическом (JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев.); теория и методика художественного образования (И.В. Алексеева, B.C. Бадаев,
A.B. Бакушинский, H.H. Волков.); исследования об особенностях народного искусства и культуры России (Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, B.C. Воронов,
B.Ф. Максимович, М.А. Некрасова, А.Б. Салтыков.); педагогика профессионального образования (С.Я. Батышев, Т.Г. Новикова, A.M. Новиков, Н.М. Александрова, H.H. Шамрай.); история изобразительного искусства (И.Э. Грабарь, Н.И. Дружкова).
Методы исследования. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта; моделирование; педагогический эксперимент. Эмпирические: выявление особенностей обучения живописи; изучение учебно-творческой деятельности обучающихся на занятиях по мастерству, композиции и проектированию; наблюдение; опрос студентов; анализ учебной, художественно-творческой деятельности обучающихся до и после введения экспериментальной программы, метод экспертных оценок; статистические методы обработки результатов исследования.
Организация и этапы исследования. I этап исследования - поисково-теоретический (2006-2007 гг.). Изучение и анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей традиционного прикладного искусства по проблеме живописной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства, поиск методологической и теоретической основ исследования, моделирование. II этап научно-экспериментальный (2008-2009 гг.). Разработка модели, критериально-оценочного инструментария для определения эффективности учебного процесса, апробация комплекса организационно-педагогических условий оптимизации процесса обучения живописи. III этап - формирующий (2009-2011 гг.).
Решение задач исследования и проверка основных положений выдвинутой гипотезы; апробация и внедрение модели педагогического руководства обучением живописи, систематизация полученных данных, корректировка основных положений и выводов исследования.
Научная новизна исследования заключена в следующих положениях:
- выявлена специфика обучения живописи в развитии профессионально значимых умений и навыков обучающихся традиционному прикладному искусству, отличительной особенностью которой является взаимодействие декоративных и объемно-пространственных выразительных средств живописи, направленных на развитие профессиональных и творческих способностей будущих художников-мастеров;
- разработана модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров на основе как общедидактических принципов, так и принципа соотнесенности содержания обучения живописи с будущей профессией в конкретном виде традиционного прикладного искусства, реализующаяся при следующих педагогических условиях: создание на занятиях по живописи художественно - творческой среды, высокопрофессиональная подготовка преподавателей, владеющих не только средствами живописи, но и понимающих суть традиционного прикладного искусства, взаимодействие декоративных и объемно-пространственных средств живописи;
обоснована взаимосвязь подготовительного, репродуктивного и продуктивного этапов с объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым и проблемным методами обучения, в соответствии с которой проведен отбор и структурирование содержания по типам заданий (кратковременные этюды, многосеансные длительные этюды, декоративные решения), представленных в учебной программе «Живопись».
Теоретическая значимость. Уточнено содержание понятия «педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров» как деятельность преподавателя, направленная на организацию и управление образовательным процессом, развитие образного мышления, индивидуальности, формирование профессионально значимых знаний, умений, и навыков самостоятельной творческой деятельности. Дано определение и выявлена роль декоративных и объемно-пространственных средств живописи в профессиональном становлении будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства с учетом особенностей выразительных средств конкретных специализаций. Результаты исследования являются теоретической базой для создания условий формирования собственного творческого опыта обучающихся, понимания художественно-эстетических достижений историко-культурного наследия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика обучения живописи, способствующая овладению системой знаний, умений и навыков в области живописи, необходимых в профессиональной деятельности художников-мастеров традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе образовательных учреждений, на курсах повышения квалификации и педагогического мастерства в процессе преподавания живописи.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки) результаты научного исследования соответствуют таким пунктам паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретическим и практическим обоснованием философских, психологических, педагогических аспектов обучения живописи студентов, изучающих традиционное прикладное искусство, а также экспериментальной проверкой, теоретическим анализом полученных результатов исследования, обобщением выводов и многолетним педагогическим опытом соискателя.
Апробация и внедрение осуществлялась на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (Санкт-Петербург 2007г., 2008г., 2009г., 2010г., 2011г.), на мастер-классах в рамках выставки «Традиционное прикладное искусство и образование», 2010 г. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры живописи и заседаниях ученого совета Высшей школы народных искусств (института) в 2007 - 2011гг. Проверка выдвигаемых положений осуществлялась с помощью эксперимента, который проводился в 2009-2011 году в образовательных учреждениях: Высшей школе народных искусств (институте) и Российском колледже традиционной культуры Санкт-Петербурга. Результаты диссертационного исследования отражены в 8 публикациях автора общим объемом 6,9 п.л.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Традиционное прикладное искусство требует адекватного содержания профессионального образования, важным фактором которого является обучение живописи, которое не может сводиться только к созданию реалистического
изображения - необходимо овладение навыками его декоративной переработки - что соответствует историческим декоративно-композиционным и колористическим традициям этого искусства.
2. Педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров представляет собой деятельность преподавателя по организации, управлению и контролю за процессом обучения живописи, своевременной корректировки учебных программ, по развитию образного мышления студентов через проблемно-творческие задания, декоративные переработки натурных этюдов и самостоятельную творческую деятельность обучающихся в области традиционного прикладного искусства.
3. Модель педагогического руководства обучением живописи основана на принципе взаимосвязи содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями традиционного прикладного искусства и включает цели, содержание, этапность и методы обучения, уровни развития живописных знаний и умений, а также критерии их оценки. Педагогическими условиями реализации разработанной модели является: создание на занятиях по живописи художественно-творческой среды, учитывающей особенности конкретных видов прикладного искусства (художественная вышивка, художественное кружевоплетение, роспись по металлу и т.д.) и способствующей формированию профессиональных умений; индивидуально-групповая форма учебных занятий; высокопрофессиональная подготовка преподавателей, не только владеющих средствами живописи, но и сущностью исторических, художественно-композиционных и колористических традиций народного искусства.
4. Разработанная учебная программа, содержание предмета «Живопись», методические рекомендации, тщательно отобранный натурный фонд для живописных постановок направлены на выполнение колористических, тональных, декоративно-композиционных и объёмно-пространственных изображений различных предметов, создание декоративных композиций, развитие умений переосмысливать и декоративно перерабатывать натуру, стилизовать, анализировать и производить отбор и выявление основных пластических признаков предметов, формировать навыки гармонизации цветовых отношений. В основу обучения живописи положены следующие методы: объяснительно-иллюстративный, в т. ч. компьютерный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский; методы эскизного поиска, поэтапного освоения живописи и промежуточного контроля; анализа, обсуждения и обобщения выполняемой учебной работы (тоновые и цветовые отношения, колерованная палитра, техника и технология живописи, степень декоративности, композиционные закономерности в живописи). Все вышесказанное позволяет рассмотреть обучение живописи как продуктивную среду
для будущей художественно-творческой деятельности художника в конкретном виде этого искусства.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Список используемой литературы включает 250 наименований. Объем диссертации 187 страниц, 5 таблиц, 3 схемы, 6 диаграмм.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы, выявлены противоречия и сформулирована проблема, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Психолого-педагогические основы обучения живописи в области традиционного прикладного искусства» осуществлен теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определены основные базовые понятия теории живописи, знания и умения, которыми должен обладать будущий художник-мастер традиционного прикладного искусства в своей практической деятельности. В ходе анализа научных трудов ученых-педагогов установлено, что Русская Академия Художеств к началу XIX века являлась центром художественного образования и воспитания, в ней была создана фундаментальная система и методика обучения живописи. Носителями традиций преподавания были такие художники-педагоги как Б.И. Иогансон, Д.Н. Кардовский, И.Е. Репин, П.П. Чистяков и др.
В процессе исследования выявлено, что в XX веке происходит формирование новых течений в изобразительном искусстве и возникновение принципиально новых подходов в художественном образовании, которые наиболее отчетливо проявились в Баухаузе и во ВХУТЕМАСе. Так преподаватели Баухауза (В. Гропиус, И. Иттен, В. Кандинский, П. Клее и др.) разработали новые принципы обучения, стремились создать творческую атмосферу, при которой обучаемые должны были почувствовать уверенность в своих силах и понять свое будущее призвание. Например, отличительной чертой методики И. Иттена было изучение контрастов, которые предлагалось воплотить в форме, ритме, цвете, конструкции, текстуре, в пространственных построениях и пластике.
Различные аспекты обучения живописи студентов, изучающих декоративно-прикладное искусство, разрабатывали выдающиеся русские художники: проблеме значения тона в живописи посвятил свои исследования Н.П. Крымов, благодаря педагогической деятельности A.B. Куприна, A.M. Родченко, P.P. Фалька, Д.П. Штеренберга и др. была разработана оригинальная методика подготовки художников декоративно-прикладного искусства, основанная на применении в
процессе обучения результатов научно-теоретических исследований основных элементов живописи: цвета, фактуры, формы, композиции и конструкции.
Анализ учебных программ по живописи для обучения в области традиционного прикладного искусства (Холуйского художественного училища имени. H.H. Харламова, Мстерского художественного техникума имени Ф.А. Модорова, Палехского художественного училища имени М. Горького) показал отсутствие проблемно-творческих заданий, заданий на декоративную переработку живописных этюдов, упражнений на декоративно-условное изображение предметного мира, что явилось основой для разработки модели педагогического руководства обучением живописи.
В процессе решения второй задачи было выявлено, что практически на всех этапах обучения живописи необходимо сочетать изучение теории изобразительной грамоты с приобретением практических навыков, формирующих определенные профессиональные и личностные качества.
Таким образом, теоретический анализ проблемы исследования позволил уточнить содержание понятия «педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров» как деятельность преподавателя, направленная на организацию и управление образовательным процессом для достижения целей обучения, развитие образного мышления путем выполнения проблемно-творческих заданий, декоративных переработок натурных этюдов, которые формируют профессионально значимые знания, умения, и навыки, содействующие самостоятельной творческой деятельности в области традиционного прикладного искусства.
Анализ научных трудов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.П. Беспалько,
A.M. Новикова и др., учет требований к деятельности и профессиональной компетенции художника-мастера, уточнение содержания понятия «педагогического руководства обучением живописи», опыт обучения живописи в учебных заведениях традиционного прикладного искусства (Е.И. Васильева, Н.Г. Кузнецов, В.А. Леднев,
B.В. Прошкин и др.) позволил осуществить построение, а затем внедрение в учебный процесс модели педагогического руководства обучением живописи, представленной на схеме 1.
Процесс обучения живописи предусматривает использование современных активных методов обучения (объяснительно-иллюстративный, частично -поисковый, проблемный и исследовательский методы) и технических средств (компьютерной технологии) их поэтапное применение, разработка системы усложняющихся творческих заданий, включающих элементы проблемных ситуаций.
Схема 1. Модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников - мастеров традиционного прикладного искусства.
Было установлено, что спецификой изучения живописи является использование объемно-пространственных средств живописи (умение передавать на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов, знание теоретических основ линейной и воздушной перспективы, законов светотени, умение работы методом тоновых и цветовых отношений, знание закономерностей построения композиции) и средств декоративной переработки натуры (стилизация, трансформация, прием ограниченной палитры, плоскостное решение пространства, ритм, силуэт, орнамент, художественная условность, использование сильных цветовых и цвето-тональных контрастов, а также построение колорита на определенной заданной гамме цветов или гамме оттенков одного цвета), соотнесенных с конкретной специализацией традиционного прикладного искусства. Учебное задание включает в себя выполнение этюда с натуры и его дальнейшую переработку с использованием декоративных средств живописи, при этом предметы изображаются более условными и обобщенными, без иллюзорной передачи пространства. В процессе выполнения натурных этюдов происходит изучение формы и пластических качеств предметов, которые в процессе их декоративной переработки используются в произведениях традиционного прикладного искусства.
В ходе решения первой и второй задачи исследования проведен анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучен опыт художественного образования, исторических декоративно-композиционных и колористических традиций традиционного прикладного искусства, который показал, что спецификой обучения живописи является взаимодействие декоративных и объемно-пространственных выразительных средств живописи, направленных на развитие профессиональных и творческих способностей будущих художников-мастеров. Дано определение понятию «педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров». Разработана модель педагогического руководства обучением живописи, основанная на принципе взаимосвязи содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями традиционного прикладного искусства, включающая цели, содержание, этапность и методы обучения, уровни развития живописных знаний и умений.
Во второй главе «Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном образовании традиционного прикладного искусства» определены содержание, формы и методы обучения живописи, экспериментально проверены критерии и показатели, позволяющие дифференцировать обучающихся колледжа на уровневые группы по развитию их живописных знаний, умений и навыков; рассмотрен ход экспериментальной деятельности и подведены ее итоги. В ходе решения третьей задачи было установлено, что традиционные формы художественного образования в области живописи, обеспечивая
общехудожественную подготовку обучающихся традиционному прикладному искусству, недостаточно ориентированы на специфику профессиональной деятельности будущих художников-мастеров, в связи с этим возникла необходимость разработки инновационной программы.
С этой целью нами были проанализированы дидактические принципы, художественного и профессионального образования: научности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности обучения, прочности, сознательности и активности, связи теории с практикой, личностно-ориентированного обучения, фундаментальности образования и его профессиональной направленности, сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. В данных принципах сформулированы требования к процессу профессионального и художественного образования как к целостному явлению, они определяют деятельность преподавателя и обучающегося в реальной художественно-творческой среде, выполняют связующую роль между целями, методами, формами и средствами обучения живописи.
В процессе разработки учебной программы проведен научно обоснованный отбор и структурирование содержания обучения живописи по видам традиционного прикладного искусства: художественной росписи по металлу, лаковой миниатюрной живописи, художественной вышивки, художественному кружевоплетению, ювелирному искусству, косторезному искусству.
На основе структурирования содержания, с учетом дидактических принципов, которые являются «системой теоретических обобщений, призванных организовать содержание и формы обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось более плодотворно» (Л.В. Школяр) и активных методов обучения разработана учебная программа «Живопись», методические рекомендации, наглядные и учебные пособия.
В обучении живописи существуют как общехудожественные, так и специальные, узконаправленные задачи, связанные со спецификой видов традиционного прикладного искусства. Студентам, будущая профессия которых связана с изображением человека, обучающимся на специализации «Лаковая миниатюрная живопись» необходимо дать основательные знания о построении, пропорциях и пластических особенностях человеческой фигуры. Для этого существуют такие постановки как этюды фигуры, портрет в головном уборе и т.д. Эти постановки помогают формировать профессиональное мышление и навыки самостоятельной работы, знакомят обучаемых с ритмическими и пластическими характеристиками фигуры, закономерностью распределения светотени. В этих заданиях предметная форма передается в световой среде и пространстве при помощи метода тональных и цветовых отношений, а также объемно-пространственных выразительных средств живописи.
Для специализаций «Художественная вышивка» и «Художественное кружевоплетение», «Ювелирное искусство», «Художественная роспись по металлу», «Художественная резьба по кости» в программе по живописи особый акцент делается не только на постановках, где предметы находятся в единой живописно-пластической среде и взаимодействуют друг с другом, но и на отдельных предметах. Обучаемые выполняют этюдные задания на изображение цветов, насекомых, животных, предметов быта, фруктов и овощей вне какой-либо постановки. Затем идут задания на переработку изображенных объектов в плоскостную, декоративную форму. Таким образом, осуществляется переход от натурного этюда к условному, плоскостному изображению, к силуэту, живописному пятну.
Разработанная модель позволила нам провести теоретическое исследование, а впоследствии реализовать ее в формирующем эксперименте при поэтапном (подготовительным, репродуктивном и продуктивном) обучении живописи будущих художников-мастеров, путем выполнения специально разработанных заданий: по овладению и применению декоративных и объемно-пространственных выразительных средств живописи; по освоению приемов художественно-образного отображения действительности.
Педагогический эксперимент проводился на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы народных искусств (институт). В нем приняли участие 64 обучающихся специализаций художественной росписи по металлу, лаковой миниатюрной живописи, художественной вышивки, художественному кружевоплетению, ювелирному искусству, косторезному искусству и три преподавателя кафедры живописи. Проведение педагогического эксперимента предусматривало решение следующих задач:
1.Изучение состояния проблемы исследования, выявление исходного уровня знаний, умений по дисциплине «Живопись».
2.Разработка методики апробации творческих заданий, учебных и наглядных пособий.
3. Проверка и оценка эффективности модели педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров.
В соответствии с задачами педагогического эксперимента была разработана программа, состоящая из констатирующего, контрольного и формирующего экспериментов.
На первом этапе констатирующего эксперимента проводилась диагностика исходного уровня знаний и умений по живописи. Работы, выполненные контрольными и экспериментальными группами, сопоставлялись и оценивались по разработанным критериям:
- композиционное решение (композиция, в которой уравновешены и соразмерны все элементы в формате, найден ракурс, с которого постановка выглядит наиболее выигрышно, наиболее выразительно; наличие эскизов, в которых определена композиция, а также основные тональные и цветовые соотношения; методически верное, поэтапное ведение работы);
точность построения (передача правильного пропорционального соотношения всех деталей и элементов изображения в учебной работе, ритма, конструктивно- пластических связей между композиционным центром и второстепенными частями изображения);
- живописные умения (решение реалистического живописного изображения, где верно переданы тоновые и цветовые отношения (тепло-холодность); степень передачи на картинной плоскости цветом объема и формы, ее фактуры, плановости; различие по тону между всеми плоскостями изображаемых предметов; колористическое состояние, качества цвета - яркость и насыщенность основных цветовых масс; рефлексная взаимосвязь, пластическая и цветовая цельность работы, техника владения изобразительными средствами живописи);
профессиональная и художественная компетентность (умение преобразовывать учебные задания, написанные в реалистической манере в условно-плоскостные изображения; знание декоративных выразительных средств и приемов; способность создавать оригинальные и выразительные художественные образы, применять полученные знания и навыки в процессе учебно-творческой работы над художественными изделиями традиционного прикладного искусства).
В ходе анализа полученных результатов, при помощи разработанной системы критериев, определялись уровни развития живописных умений и навыков обучающихся:
- творческий (высокий) уровень владения живописными изобразительными средствами (студент уверенно и точно изображает объекты, создает оригинальные и выразительные декоративные художественные образы, уверенно владеет основными приемами и технологией живописи);
- интерпретирующий (средний) уровень теоретических и практических знаний и умений в области живописи (умение грамотно выполнять живописные решения натурных постановок, создавать художественные образы, используя декоративные средства живописи);
- репродуктивный (низкий) уровень (обучаемый воспроизводит предметный мир на удовлетворительном уровне, недостаточно владеет учебным материалом, имеет пробелы в знаниях и умениях, необходимых для реализации учебных задач по живописи).
На втором этапе контрольного эксперимента осуществлялась апробация учебно-творческих заданий, была проведена проверка уровня живописной грамоты по итогам выполнения отдельных учебных заданий по каждой теме программы. В эксперименте участвовали две контрольные группы. Оценка знаний проводилась в начале и на завершающей стадии эксперимента, что позволило выявить исходный уровень и динамику сформированное™ живописных умений. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, показали, что развитие живописных навыков и умений обучающихся находится на недостаточно высоком уровне. Часто встречаются ошибки в передаче тоновой и цветовой окрашенности предметов, передачи формы, отсутствие гармонической взаимосвязи, объединяющей все элементы постановки. Ошибки в учебных работах, выявленные в контрольных группах, объясняются в большей степени недостатками дидактических материалов в процессе выполнения учебной программы, что послужило основанием для теоретической разработки методики обучения живописи посредством введения в программу учебных заданий, нацеленных на повышение эффективности учебной деятельности. Анализ данных, полученных в процессе контрольного эксперимента, позволил определить задачу формирующего эксперимента - разработать задания и методику, направленную на формирование профессиональных качеств, применительно к предмету исследования.
На третьем этапе проводился формирующий эксперимент с целью проверки эффективности предлагаемой модели педагогического руководства обучения живописи будущих художников-мастеров. Задачами данного этапа являлись: апробация экспериментальной учебной программы, проверка эффективности разработанных методик, сравнительный анализ учебных работ, выполненных в экспериментальных и контрольных группах в соответствии с разработанными критериями.
Для объективного определения уровня теоретических знаний и практических умений, в целях конкретизации и большей достоверности результатов экспериментальной работы было проведено аналитическое сравнение работ обучающихся экспериментальных и контрольных групп, которое показало, что степень сформированности изобразительной грамотности и развития художественно-творческой активности обучающихся в области живописи имеет более высокие показатели в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами.
В работах экспериментальной группы наблюдалась гармоничность и соподчиненность цветовых решений, конструктивный анализ формы предметов, цельное художественно-образное решение учебного этюда, оригинальное решение декоративных художественно-пластических задач.
Формирующий эксперимент показал, что уровень развития живописных умений в результате обобщения всех показателей по разработанным критериям выше в экспериментальных группах, чем в контрольных группах. Разработанная программа позволяет реализовать поставленные образовательные и воспитательные задачи - развить творческую активность и овладеть навыками художественного мастерства (см.таблица 1).
Таблица 1.
Сравнение развития уровня живописных умений и навыков контрольных и экспериментальных групп на заключительной стадии эксперимента (второй контрольный срез).
Критерий Контрольные группы Экспериментальные Группы
Высокий % Средний % Низкий % Высокий % Средний % Низкий %
1 .Композиционное решение 32 41 27 64 25 И
2.Точность построения 47 36 17 72 16 12
3. Живописные умения 46 39 15 71 20 9
4. Профессиональная и художественная компетентность 49 35 16 79 15 6
Из таблицы 1 видно, что в экспериментальных группах 71% студентов способны отражать в живописном изображении законченный образ на высоком уровне (критерий, отражающий уровень формирования живописных умений), тогда как в контрольных группах 46%. В экспериментальных группах 79% студентов уверенно и точно используют декоративные средства живописи и только 49% студентов в контрольных группах, 72% учебных работ в экспериментальных группах характеризуются точностью построения предметов постановки, а в контрольных группах 47%.
Это отличие связано с тем, что в экспериментальных группах последовательно и систематично выполнялись учебные задания согласно разработанной методике и совокупности приемов и способов педагогического руководства. Результаты формирующего эксперимента подтвердили правомерность гипотезы.
Разработанная методика обучения, основанная на поэтапном формировании знаний и умений, объединяющая учебные задания по типам направлена на развитие способности обучающихся свободно оперировать объемно-пространственными и декоративными средствами живописи, а также на активизацию поиска нестандартных, ярких художественных решений. В ходе апробации разработанной учебной программы подтвердилась эффективность методов преподавания живописи
будущим художникам-мастерам, изучающим традиционное прикладное искусство и актуальность выбора темы нашего диссертационного исследования.
В процессе решения третей и четвертой задачи исследования разработана и экспериментально проверенна инновационная учебная программа, содержание предмета «Живопись», методические рекомендации, в основу которых положены следующие методы: объяснительно-иллюстративный, в т.ч. компьютерный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский; методы эскизного поиска, поэтапного освоения живописи, что обеспечивает профессиональную подготовку студентов, изучающих традиционное прикладное искусство.
В заключении излагаются основные выводы по итогам проведенного исследования:
¡.Выявлено, что традиционное прикладное искусство требует адекватного содержания профессионального образования, важным фактором которого является обучение живописи, которое не может сводиться только к созданию реалистического изображения - необходимо овладение навыками его декоративной переработки, что соответствует историческим, декоративно-композиционным и колористическим традициям народного прикладного искусства.
2. Определена специфика обучения живописи в развитии профессионально значимых умений и навыков, обучающихся традиционному прикладному искусству, отличительной особенностью, которой является взаимодействие декоративных и объемно-пространственных выразительных средств живописи, направленных на развитие профессиональных и творческих способностей будущих художников-мастеров.
3. Определено понятие «педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров» как деятельность преподавателя по организации, управлению и контролю за процессом обучения живописи, своевременной корректировки учебных программ, развитию образного мышления студентов через проблемно-творческие задания, декоративные переработки натурных этюдов и самостоятельную творческую деятельность обучающихся в области традиционного прикладного искусства.
4. Разработанная модель педагогического руководства обучением живописи основана на принципе взаимосвязи содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями традиционного прикладного искусства, включающая цели, содержание, этапность и методы обучения, уровни развития живописных знаний и умений и критерии их оценки, подтвердила свою значимость. Педагогическими условиями реализации разработанной модели являются: создание на занятиях по живописи художественно-творческой среды, учитывающей особенности конкретных видов прикладного искусства
(художественная вышивка, художественное кружевоплетение, роспись по металлу и т.д.) и способствующей формированию профессиональных умений; индивидуально-групповая форма учебных занятий; высокопрофессиональная подготовка преподавателей, владеющих не только средствами живописи, но и сущностью исторических художественно-композиционных и колористических традиций народного искусства.
5. Проведен отбор содержания и разработаны учебная программа предмета «Живопись», методические рекомендации, в основу которых положены следующие методы: объяснительно-иллюстративный, в т.ч. компьютерный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский; эскизного поиска, поэтапного освоения живописи и поэтапного промежуточного контроля; анализа, обсуждения и обобщения выполняемой учебной работы (тоновые и цветовые отношения, колерованная палитра, техника и технология живописи, степень декоративности, композиционные закономерности в живописи), что обеспечивает профессиональную подготовку студентов, изучающих традиционное прикладное искусство.
6. В результате проведенного экспериментального исследования подтвердилась эффективность предлагаемой модели педагогического руководства обучением живописи, которая способствует профессиональному становлению художника-мастера традиционного прикладного искусства.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе образовательных учреждений традиционного прикладного искусства, на курсах повышения квалификации и педагогического мастерства в процессе преподавания живописи.
Основное содержание диссертации отражено в 8 публикациях объемом 6,9 п.л. в том числе изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Серов ПЕ. Изучение живописи для специализаций «Художественная вышивка» и «Художественное кружевоплетение» традиционного прикладного искусства (журнал ВАК)/ Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2009.- № 105.- С. 101-105. 0,3 п.л.
2. Серов ПЕ. Преподавание живописи будущим художникам традиционного прикладного искусства (журнал ВАК)/ Известия РГПУ им. А.И.Герцена. -2009.- № 112.- С. 186-189. 0,3 п.л.
3. Серов НЕ. Изучение живописи и ее значение в формировании творческой личности (журнал ВАК)/ Человек и образование ИОВ РАО. 2009, №2., С. 173176. 0,3 п.л.
4. Серов П.Е. Начальный этап обучения живописи художника традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. СПб. : ВШНИ (и), 2007, С. 236-245. 0,6 п.л.
5. Серов ПЕ. Живопись в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства для специализаций: «Художественная вышивка» и «Художественное кружевоплетение» // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. СПб.: ВШНИ (и), 2008, С.233-237. 0,3 п.л.
6. Серов ПЕ. Учебная дисциплина «Живопись» в системе среднего профессионального образования будущих художников традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XV Международной научно-практической конференции. СПб. : ВШНИ (и), 2009, С.203-212. 0,6 п.л.
7. Серов ПК Формирование образного мышления учащихся образовательных учреждений традиционного прикладного искусства в процессе изучения живописи // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XVI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.А.Тихомирова. - СПб.: ВШНИ (и), 2010, С. 114-121. 0,5 п.л.
8. Серов ПЕ. Преподавание живописи в Высшей школе народных искусств. П.Е.Серов и его ученики (на 3-х языках). Учебно-методическое пособие, СПб. : ВШНИ (и), 2009, 64 с.4 п.л.
Pyotr Serov
Pedagogical tutoring of future artists masters painting training in secondary professional educational establishment of traditional applied arts
13.00.08 - theory and methodology of professional education In the study the specific of painting training in the development of professionally significant knowledges and skills of college of traditional applied arts is researched; the integrative model of pedagogical tutoring of future artists masters painting training in the college of traditional applied arts based on cooperation and synthesis of decorative applied and realistic kinds of fine arts are substantiated.
The content of components of future artists of traditional applied arts professional formation is found out. Those components are: professional purposefulness (motives, interests, ambitions in decorative activity); professional authority (competences in the field of painting and decorative language); professionally significant qualities (artistic and creative abilities, associativeness, capacity for work).
Methodology of painting training which conduces to acquiring the system of knowledges and skills necessary in professional decorative applied activity is elaborated. The dissertation materials can be used in training process of traditional applied arts educational establishments and qualification and pedagogical mastership improvement courses in teaching of painting.
Pjotr Serow
Die pädagogische Führung der Ausbildung der Malerei an der Fachschule für traditionelle angewandte Kunst
13.00.08 -Theorie und Methodik der Berufsausbildung In der Dissertation wurden die Besonderheiten der Malerei-Ausbildung in der Entwicklung der wichtigen beruflichen Fähigkeiten und der Fertigkeiten der Studenten der Fachschule fur traditionelle angewandte Kunst gezeigt. Das integrative Modell der pädagogischen Führung der Malerei-Ausbildung der zukünftigen Künstler der Fachschule für traditionelle angewandte Kunst wurde ausgearbeitet. Dieses Modell stützt sich auf die Wechselwirkung und die Synthese der angewandten dekorativen Kunst und der realistischen Arten der bildenden Kunst. Im Modell sind auch die Prinzipien, die Methoden und die Technologien seiner Realisation begründet.
In der Dissertation wurde der Inhalt der Komponenten des beruflichen Werdens der zukünftigen Maler der traditionellen angewandten Kunst präzisiert: berufliche Ausrichtung (Motive, Interessen, Bestrebung zur dekorativen Kunst); die Berufskompetenz (Kompetenzen auf dem Gebiet der realistischen und dekorativen Malerei); die beruflich wichtigen Qualitäten (die künstlerischen-schöpferischen Fähigkeiten, die Ideenassoziationen, die Arbeitsfähigkeit). Die Methodik der Malerei-Ausbildung wurde ausgearbeitet. Sie trägt zur Beherrschung vom Wissenssystem, von den Fähigkeiten und Fertigkeiten auf dem Gebiet der Malerei bei. Das sind notwendige Bestandteile der beruflichen Tätigkeit des Künstlers. Die Forschungsergebnisse der Dissertation kann man im Lernprozess der Lehranstalten im Bereich der traditionellen angewandten Kunst, für die Fortbildungskurse und in der Fortbildung der pädagogischen Meisterschaft im Unterricht der Malerei verwenden.
Подписано в печать с оригинал-макета 26.04.2012. Формат 148x210. Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,33. Тираж 100. Заказ № 1666. Отпечатано в типографии «Любавич». ООО «Первый издательско-полиграфический холдинг», Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., 60, лит. «У». Тел.: (812) 603 25 25.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Серов, Пётр Евгеньевич, Санкт-Петербург
61 12-13/1195
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Высшая школа народных искусств (институт)»
На правах рукописи
Серов Пётр Евгеньевич
/
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ОБУЧЕНИЕМ ЖИВОПИСИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Специальность 13.00.08-теория и методика профессионального
образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, Кузнецов Николай Григорьевич
Санкт-Петербург 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы обучения живописи в области традиционного прикладного искусства.
1.1. История и теория обучения живописи: отечественный и зарубежный опыт.... 12 12. Современное состояние обучения живописи в учебных заведениях
традиционного и декоративно-прикладного искусства.............................................30
1.3. Модель педагогического руководства обучением живописи в колледже
традиционного прикладного искусства................................................38
Выводы по первой главе...................................................................55
ГЛАВА П. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании традиционного прикладного искусства.
2.1. Методика обучения живописи художников-мастеров...............................58
2.2. Методические рекомендации по педагогическому руководству обучения живописи......................................................................................92
2.3. Экспериментальная проверка эффективности апробации модели педагогического руководства обучением живописи будущих
художников-мастеров.........................................................................117
Выводы по второй главе..........................................................................131
Заключение...............................................................................................133
Список литературы..........................................................................................137
Приложения..................................................................................................159
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современного художественного образования является приобщение молодого поколения к истокам отечественной культуры, традиционному прикладному искусству России. Сохранение и развитие традиций требует обязательного творческого подхода к источникам прошлого, художественного переосмысления ярких образцов народного искусства.
Умение создать высокохудожественное изделие, в котором традиционное искусство получает совершенно новое, современное звучание - главная задача художника-мастера. Путь от возникновения замысла до его воплощения требует от обучаемого самых различных умений - от создания грамотного эскиза до разбора сложнейших колористических отношений в работе. Художник-мастер должен владеть выразительными средствами живописи, знать закономерности колорита и правила построения формы, выполнять эскизы своего изделия и, в конечном итоге, представить грамотный проект.
Как показал предварительный анализ анкет абитуриентов и последующих учебных работ по живописи в образовательных учреждениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства за период с 2006 по 2009 г.г., студенты поступали без какой-либо художественной подготовки в основном на специализацию ювелирное искусство, художественную вышивку и только 33% с начальной художественной подготовкой. При этом на такие специализации как лаковая миниатюрная живопись, роспись ткани, роспись по металлу более 51% абитуриентов поступали без достаточной подготовки по живописи. У студентов отсутствуют теоретические знания и практические умения декоративной переработки живописных этюдов, в процессе выполнения которой обучающиеся выявляют наиболее характерные свойства и признаки предметной формы, осуществляют процесс переработки реалистического изображения в декоративно-условную композицию на плоскости, обобщают, создают художественный образ. В связи с этим система
подготовки студентов в этой области нуждается в качественных изменениях в деятельности учебных заведений, в новом осмыслении содержания и формы учебно-воспитательного процесса, в фундаментально подготовленных преподавательских кадрах.
Существующие программы по живописи, используемые в учебных заведениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства, отражают в основном элементы академической живописи, в то время как подготовка художников-мастеров традиционного прикладного искусства ведется более чем по двадцати специализациям, не связанным между собой (например, лаковая миниатюрная живопись, художественная вышивка или художественное кружевоштетение), что является большой практической проблемой при обучении будущих художников-мастеров. Кроме того, их профессиональная подготовка предполагает овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками в области живописи, понимание специфики выразительных средств живописи, наличие опыта реализации художественного замысла в создании произведения традиционного прикладного искусства.
Степень разработанности проблемы. Анализ научных трудов и практики профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (И.Э. Агапова, М.Р.Белоусов, В.Ю.Борисова, Е.А.Лапшина, В.Ф.Максимович, О.В.Федотова) и изучение проблем содержания и методики преподавания живописи (Г.В. Беда, Е.И. Васильева, B.C. Кузин, С.П. Ломов, М.В. Одаряев, H.H. Ростовцев, Л.И. Рындина, Г.Б. Смирнов, A.A. Унковский, А.П. Яшу хин и др.) послужили теоретическим основанием для нашего исследования.
Вопросам обучения живописи студентов, изучающих декоративно-прикладное искусство, посвящено исследование Е. И. Васильевой, в котором рассматривается специфика содержания и разработана концепция преподавания «Академической живописи» будущим художникам традиционного прикладного искусства в высшем профессиональном учебном заведении и отмечается ведущее значение использования декоративно-плоскостного метода в процессе преподавания живописи.
Проблема педагогического руководства обучением рассматривалась в психолого-
педагогических исследованиях. В частности, Н.Ф. Талызина считает, что в функции преподавателя всегда входило не только сообщение знаний, но и управление процессом их усвоения, Е.К. Амергазин рассматривает педагогическое руководство как средство повышения эффективности профессиональной подготовки студентов художественных, художественно-промышленных колледжей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Однако до настоящего времени в научно-педагогических исследованиях отсутствует модель педагогического руководства обучением живописи в средних профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства, что определило необходимость решения данной научной проблемы.
Исследование процесса обучения живописи будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства посредством педагогического руководства обусловлено следующими противоречиями между:
- возрастающими требованиями к качеству подготовки художников-мастеров и созданию высокохудожественных произведений в каждом виде традиционного прикладного искусства и существующими учебными программами, а также методикой преподавания живописи как предмета общепрофессионального цикла, не связанного с видами традиционного прикладного искусства;
- необходимостью формирования профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения живописи и недостаточной степенью подготовленности преподавателей живописи, имеющих подготовку в области академической живописи и недостаточные знания в области традиционного прикладного искусства.
Актуальность и недостаточная разработанность практической и научной проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства».
Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров.
Объект исследования: профессиональное образование в средних учебных
заведениях традиционного прикладного искусства.
Предмет исследования: процесс обучения живописи будущих художников-мастеров в традиционном прикладном искусстве.
Поставленная цель, выявленные объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу: педагогическое руководство обучением живописи в учебных заведениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства будет эффективным и способствовать профессиональному становлению обучающихся при следующих условиях:
- изучения и анализа философской, психолого-педагогической литературы и выявления на этой основе значения и специфики обучения живописи студентов -будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства;
- разработки модели педагогического руководства обучением живописи, включающей содержание, средства и методы подготовки студентов и педагогические условия ее реализации;
- разработки и внедрения в учебный процесс инновационной учебной программы по предмету «Живопись», методических рекомендаций, наглядных и электронных учебно-методических пособий, обеспечивающих формирование профессиональных умений и навыков будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы, отечественного и зарубежного исторического опыта художественного образования определить специфику обучения живописи в подготовке студентов, изучающих традиционное прикладное искусство, и значение педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров.
2. Разработать модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров, соотнесенную с конкретным видом традиционного прикладного искусства, и определить педагогические условия ее реализации.
3. Выявить и обосновать содержание и методы обучения живописи, реализуемые в учебной программе и способствующие формированию профессиональных
компетенций будущих художников-мастеров.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели педагогического руководства обучением живописи в процессе профессиональной подготовки обучающихся по конкретному виду традиционного прикладного искусства.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория творчества в ее различных аспектах - философском (Г. Гегель, М.С. Каган.); педагогическом (В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер.); психологическом (JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев.); теория и методика художественного образования (И.В. Алексеева, B.C. Бадаев, A.B. Бакушинский, H.H. Волков.); исследования об особенностях народного искусства и культуры России (Т.К.Вагнер, В.М.Василенко, В.С.Воронов, В.Ф.Максимович, М.А. Некрасова, А.Б. Салтыков.); педагогика профессионального образования (С.Я. Батышев, Т.Г. Новикова, А.М. Новиков, Н.М. Александрова, H.H. Шамрай.); история изобразительного искусства (Н.Э. Грабарь, Н.И. Дружкова).
Методы исследования. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта; моделирование; педагогический эксперимент. Эмпирические: выявление особенностей обучения живописи; изучение учебно-творческой деятельности обучающихся на занятиях по мастерству, композиции и проектированию; наблюдение; опрос студентов; анализ учебной, художественно-творческой деятельности обучающихся до и после введения экспериментальной программы, метод экспертных оценок; статистические методы обработки результатов исследования.
Организация и этапы исследования. I этап исследования - поисково-теоретический (2006-2007 гг.). Изучение и анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей традиционного прикладного искусства по проблеме обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства, поиск методологической и теоретической основ исследования, моделирование. II этап научно-экспериментальный (2008-2009 гг.). Разработка модели, критериально-
оценочного инструментария дня определения эффективности учебного процесса, апробация комплекса организационно-педагогических условий оптимизации процесса обучения живописи. Ш этап - формирующий (2009-2011 гт.). Решение задач исследования и проверка основных положений выдвинутой гипотезы; апробация и внедрение модели педагогического руководства обучением живописи, систематизация полученных данных, корректировка основных положений и выводов исследования.
Научная новизна исследования заключена в следующих положениях:
- выявлена специфика обучения живописи в развитии профессионально значимых умений и навыков обучающихся традиционному прикладному искусству, отличительной особенностью которой является взаимодействие декоративных и объемно-пространственных выразительных средств живописи, направленных на развитие профессиональных и творческих способностей будущих художников-мастеров;
- разработана модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров на основе как общедидактических принципов, так и принципа соотнесенности содержания обучения живописи с будущей профессией в конкретном виде традиционного прикладного искусства, реализующаяся при следующих педагогических условиях: создание на занятиях по живописи художественно-творческой среды, высокопрофессиональная подготовка преподавателей, владеющих не только средствами живописи, но и понимающих суть традиционного прикладного искусства, взаимодействие декоративных и объемно-пространственных средств живописи;
- обоснована взаимосвязь подготовительного, репродуктивного и продуктивного этапов с объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым и проблемным методами обучения, в соответствии с которой проведен отбор и структурирование содержания по типам заданий (кратковременные этюды, многосеансные длительные этюды, декоративные решения), представленных в учебной программе «Живопись».
Теоретическая значимость. Уточнено содержание понятия «педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров» как деятельность преподавателя, направленную на организацию и управление образовательным
процессом, развитие образного мышления, индивидуальности, формирование профессионально значимых знаний, умений, и навыков самостоятельной творческой деятельности. Дано определение и выявлена роль декоративных и объемно-пространственных средств живописи в профессиональном становлении будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства с учетом особенностей выразительных средств конкретных специализаций. Результаты исследования являются теоретической базой для создания условий формирования собственного творческого опыта обучающихся, понимания художественно-эстетических достижений историко-культурного наследия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика обучения живописи, способствующая овладению системой знаний, умений и навыков в области живописи, необходимых в профессиональной деятельности художников-мастеров традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе образовательных учреждений, на курсах повышения квалификации и педагогического мастерства в процессе преподавания живописи.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки) результаты научного исследования соответствуют таким пунктам паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретическим и практическим обоснованием философских, психологических, педагогических аспектов обучения живописи студентов, изучающих традиционное прикладное искусство, а также экспериментальной проверкой, теоретическим анализом полученных результатов исследования, обобщением выводов и
многолетним п