автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретическое и методическое обеспечение обучения живописи студентов 1-2 курсов факультетов искусств в высших учебных заведениях Ирака
- Автор научной работы
- Сафа Хатам Садун
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Краснодар
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сафа Хатам Садун, 2003 год
ВВЕДЕНИЕ.
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛ ЖИВОПИСИ ИРАКА И РОССИИ.
1.1 Исторический очерк развития живописи в Ираке.
1.2. Исторический очерк становления школы живописи в России.
2. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ
В ВУЗАХ ИРАКА И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗОВ РОССИИ.
2.1 Особенности развития современной школы обучения живописи в Ираке.
2.2. Анализ сложившейся системы обучения живописи на факультетах искусств Ирака в соотношении с системой художественно-графического образования России.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРАКА.
3.1. Основы теории живописи.
3.2. Методическая система практических заданий по живописи с натуры на 1-2 курсах в программе 4-х летнего обучения факультетов искусств Ирака.
3.3. Педагогический эксперимент.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретическое и методическое обеспечение обучения живописи студентов 1-2 курсов факультетов искусств в высших учебных заведениях Ирака"
Искусство - это, прежде всего, воспитание души, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче душу человеческую.
Искусство - это еще и память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает соучастником событий и давно минувших, и нынешних. Без искусства и вне искусства мы не сможем понять величие наших дней. Оно отражает жизнь. Родившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. В художественном образе, как правило, выражаются общие черты многих явлений. Но, отображая мир, художник одновременно воплощает в произведениях и свои мысли, чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Так создаются произведения всех видов искусства, в том числе и изобразительного.
Художник должен быть человеком беспокойным, пытливым, отзываться на чужую боль и разделять радость других. Он всегда видит свое гражданское предназначение в том, чтобы зажигать сердца людей правдой, верой, любовью, состраданием.
Кто хочет стать профессиональным художником-педагогом должен постоянно обогащать свои знания об искусстве, изучать природу, уметь видеть и открывать прекрасное в искусстве и окружающей действительности и передавать свое уменйе другим. Поэтому так важно, чтобы студенты, изучающие живопись, обладали багажом теоретических знаний, приемами и методами практической работы.
История изобразительного искусства Ирака имеет много ярких и многочисленный ряд трагических страниц. Современная живопись нашей страны практически создается заново в последние 50-60 лет.
Древнейшие художники Ирака оставили на стенах жилищ красочные рисунки, которые и сегодня поражают достоверностью изображения и оригинальностью композиции, они надолго останутся в декоративном и прикладном творчестве многих народов.
Художники еще до исламского периода для украшения стен религиозных и жилых зданий, использовали клеевые краски и мозаику. После этого художники в области культового искусства ислама оставили потомкам прекрасные миниатюры, где рисовали человека, животных и природу. В это время появилась знаменитая Багдадская школа миниатюрной живописи ХП в.
Однако, пришло так называемое «темное время» многовекового порабощения Ирака и национальное искусство практически прекратило не только развитие, но и само существование вплоть до начала XX века.
Современная школа в XX веке могла начать активно формировать свой характер лишь после второй мировой войны. Иракские художники соединили в своих произведениях современную школу изобразительного искусства с национальными особенностями родной культуры. Это стало возможным после окончания их обучения в академиях искусств Европы. Это время можно считать началом строительства новой школы живописи в Ираке.
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVH в.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. Однако это время не было утрачено для становления национальной живописи. Не случайно М.А. Врубель считал, что в России было три гениальных художника (А. Рублев, А. Иванов, Г. Семирадский) и иконописец А. Рублев первый среди них. В XVII - начале XVIII в. широкий размах приобретает формирование иконописных школ России. Иконописное мастерство стало основой быстрого (по историческим меркам) и успешного освоения светской живописи.
В России XIX начала XX века было удивительно много выдающихся живописцев: К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.А. Федотов, И.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, Г.И. Семиродский, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, А.Е. Архипов, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.И. Суриков, К. А. Коровин, М.В. Нестеров, Д.Н. Кардовский, И.Э. Грабарь, и еще много замечательных имен, составивших славу национальному изобразительному искусству. Каждый из них, имея неповторимое творческое лицо, внес богатейший вклад и в русскую живописную школу.
Советские живописцы, продолжили традиции этой школы. Это А.П. Остроумова-Лебедева, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, С.В. Герасимов, Б.В. Ио-гансон, А.А. Дейнека, Н.А. Тырса, А.А Пластов, П.Д. Корин, А.В. Фонвизин, Е.Е. Моисеенко, В.М. Орешников, А.А. Мыльников, Г.М. Коржев и многие другие.
Академическая школа живописи России прошла достаточно быстрое и успешное освоение светского искусства и опыта обучения молодых художников в лучших учебных мастерских Европы, поэтому она представляет для молодого художественного образования вузов Ирака прекрасный пример путей становления собственной системы подготовки живописцев.
Начинающие художники в процессе обучения должны освоить опыт художественной деятельности, накопленный предшествующими поколениями и закрепленный в произведениях изобразительного искусства, а также хранимые книгами правила и законы реалистического мастерства. Без них невозможно выразить творческий замысел в изобразительной форме. Не освоив на занятиях под руководством педагога знаний основ изобразительной грамоты, практических навыков и умений, любой начинающий живописец оказывается беспомощным и пишет не то, что задумал, а то, что получается. Это вызывает все усиливающуюся с возрастом скованность, неудовлетворенность собой.
Профессиональная реалистическая школа заключается в целенаправленном и разностороннем познании законов окружающего мира средствами рисунка и живописи. Рисунок и живопись с натуры являются обязательными составными элементами реалистической профессиональной школы изобразительного искусства. Только путем постоянной практики в живописи с натуры развивается чувствительность глаза к многообразию светлотных и цветовых градаций, что позволяет художнику превращать цвет, заключенный в краске, в выразительное средство живописи. В процессе натурного изображения в памяти накапливается существенный запас впечатлений от натуры, который проявляется в творческой практике как опыт эмоционального зрительного восприятия мира.
Живопись является одним из самых важных и трудных видов изобразительного искусства. Поэтому, чтобы овладеть профессиональным мастерством, необходимо изучить теоретические вопросы изобразительной грамоты, такие как: метод работы цветовыми отношениями; основы линейной и воздушной перспективы; закономерности распределения светотени, правила передачи на изобразительной плоскости объема, материала и пространства; особенности создания гармоничного цветового строя этюда и другие.
Но кроме теоретических знаний, начинающему художнику необходимо приобрести целый ряд практических умений и навыков: чувство пропорций и тончайших градаций светотени и цвета, их разнообразных оттенков, необходимо научиться «ставить» глаз на цельность профессионального видения, развивать наблюдательность, композиционное чувство и вкус, знать, чувствовать и использовать возможности живописных материалов. Все это приобретается лишь в результате многочисленных и регулярных практических упражнений в живописи с натуры.
В художественном образовании реалистическое профессиональное мастерство передачи предметов и объектов природы - главный фактор творческого развития художника любого профиля. Школа реалистического мастерства основана на строгих законах и правилах живописного изображения. Если эти правила и законы изучить и выработать необходимые навыки мастерства, то можно будет грамотно изображать с натуры натюрморт, пейзаж, голову и фигуру человека, обрести творческую свободу и найти собственные пути создания художественных образов.
Выдающиеся мастера западноевропейского натюрморта Хеда, Снейдерс, Сурбаран, Шарден, Сезанн - пользуются мировой известностью, хотя на их картинах изображены обыденные вещи, предметы домашнего обихода, овощи, фрукты. Но все написано с необычайным мастерством в передаче материальности и объема, цвета сгармонированы, чувствуется, что художники постигли мир поэтических взаимоотношений человека и окружающей среды, предметная среда стала для них эстетической средой, источником творческого вдохновения.
Работа с натуры имеет еще один важный аспект. Чувство прекрасного пробуждается при общении с природой. Наше зрительное восприятие отражает не просто образ объекта. Восприятие, схватывая общий облик предмета или явления и давая представление о воспринимаемом объекте, одновременно способствует его эмоциональному воздействию. Еще в детстве человек начинает чувствовать прелесть окружающей природы и его наполняет бессознательное чувство радости жизни, в нем пробуждается эстетическое чувство, которое в дальнейшем ассоциативно возникает в соприкосновении с искусством.
Изображая натуру, художник раскрывает и ее чувственно-эмоциональную значимость. Путь художника, ведущий к раскрытию эмоциональной значимости объекта, начинается с того, что в первую очередь он тщательнейшим образом изучает существенные стороны изображаемого предмета. Пройдя такой путь изучения натуры, художник стремится свой восторг и духовный подъем выразить формой, правдивым цветом, живописной гармонией. Если художник потеряет контакт с природой, перестанет писать натуру, произойдет оскудение творческой энергии, растрата художественных способностей, утрата общего языка разговора со зрителем.
С точки зрения школы живописи России такой акцент на теоретической подготовке и значении работы с натуры, как основам формирования профессионального мастерства, может показаться не актуальным. Для русской системы обучения живописи это значение очевидно, тем более, что Россия имеет опыт отхода в сторону формальных (беспредметных) методов обучения и творческой работы и опыт возврата к ним. Если значение художественных достоинств произведений беспредметного искусства расценивается неоднозначно, то работа с натуры и реалистическая направленность прочно утвердились в России как главные принципы обучения начинающих художников. Во всяком случае, к такому выводу мы пришли, знакомясь с литературой по истории становления русской школы живописи, обучаясь здесь в магистратуре и аспирантуре художественно-графического факультета Кубанского государственного университета, анализируя педагогическую практику ведущих художников-педагогов Кубани, беседуя со своими коллегами из Багдадского и Вавилонского художественных факультетов, обучавшихся в Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) художественном институте им. И.Е. Репина.
Для системы художественного образования Ирака эта проблема не только актуальна, но и имеет возрастающее значение. Получив художественное образование в учебных заведениях Европы, многие художники-педагоги нашей страны не овладели опытом и методикой педагогической работы. Это приводит к тому, что если в своем творчестве они и придерживаются реалистической направленности, то в методах обучения все более ощутимы тенденции формалистической направленности, которая менее чувствительна к бессистемности построения учебного процесса. Поэтому теория и методика обучения живописи, четкость и ясность постановки учебных задач в составлении учебных программ так важны сегодня для системы высшего художественного образования Ирака.
Развитие интеграционных процессов в области образования между современной Россией и Ираком выходит на качественно новый уровень и дает возможность подвести некоторые итоги. В советский период художественные связи осуществлялись практически на всех уровнях и по многим направлениям.
Сразу же после революции 1958 года иракские художники впервые показали советскому зрителю свои работы (1959 г.). В последующем творческие встречи стали периодически проводиться через 3-4 года (1971,1974,1977 и т.д.).
В художественные вузы СССР были направлены молодые, талантливые выпускники Багдадского института искусств Махуд Ахмед, Махмуд Сабри, Мухамед Ариф, Шамсаддин и др. Исследованиями творчества иракских живописцев занялись не только национальные искусствоведы Низар Салим, Джебра Ибрагим, Шауката ар Руби, но и советские ученые Б.В. Веймарн, Т.П. Каптере-ва и А.А. Богданов, и другие авторы.
Было защищено несколько диссертационных работ, посвященных искусствоведческому исследованию различных аспектов изобразительного искусства стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе и современного Ирака (Э.Р. Салманов, Э.М. Тума, Шалсаддин Фарис и др.). Однако до настоящего времени не было проведено исследования влияния российского теоретического и методического опыта художественного образования на постановку обучения живописи на художественных факультетах Ирака.
Влияние традиций российской реалистической школы живописи на современное искусство Ирака трудно переоценить. Уже первое знакомство иракских художников в далекие 60-е годы с СССР, с его музеями и особенно с системой художественного образования, позволило по новому оценить свои искания и свой небольшой изобразительный опыт.
Вся последующая история развития живописи Ирака, связана с открытием отечественных художественных учебных заведений (1939, Багдадский институт изящных искусств; 1960, Академия Художеств ) и установлением новых связей с художественно-образовательными центрами Европы, Америки и, конечно, с СССР. Выпускники советских художественных вузов, получившие высокую академическую подготовку, стали не только развивать многовековые традиции предков, но и реалистической направленностью своего творчества противоборствовать засилью формалистического абстрактного искусства.
Преобладание антиреалистических направлений живописи Ирака 50-60-х гг. XX в. обусловлено тем обстоятельством, что большинство выпускников художественных учебных заведений Ирака, продолжая обучение в институтах и Академиях Италии, Франции, Англии, выбрали ориентацию на формалистические направления и школы изобразительного искусства.
Опыт российской системы полготовки художников-педагогов в Ираке практически не известен, но может иметь огромное значение. Связано это с тем, что в художественных вузах Ирака одновременно ведется подготовка как художников, скульпторов, дизайнеров, так и учителей изобразительного искусства. Более того, на 1-ми большей части 2-го курса учебный план подготовки по живописи одинаковый для всех и только с 3-го курса начинается резкая дифференциация по специализациям. Поэтому система обучения живописи на художественно-графических факультетах России, дающая полноценную базу профессиональной подготовки так важна для становления иракской школы живописи.
Данные обстоятельства определили теоретическую основу нашей работы, которую составили труды известных теоретиков и художников-педагогов: Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, Ю.И. Гренберга, А.С. Зайцева, Н.П. Крымова, B.C. Кузина, В.А. Лепикаша, С.П. Ломова, Н. Я. Маслова, П.П. Ревякина, Н.Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова, А.П. Яшу-хина и других.
Фундаментальной базой формирования теоретических основ, содержания и методических установок разрабатываемой системы обучения живописи явилась докторская диссертация Г.В. Беды «Живопись как учебный предмет», его учебник «Живопись» и учебные пособия.
Обучение живописи в художественных вузах (академиях) России построено на значительно большем объеме аудиторной часовой нагрузки, чем у нас, а в учебных планах худграфов, так же как и у нас - около шести часов в неделю. Если к этому добавить, что студенты Ирака учатся четыре года, то становится понятным, что фактор времени в выборе ориентиров при формировании иракской школы обучения основам живописи становится определяющим.
Необходимо добавить, что в Ираке не только студенты, но и преподаватели не имеют систематизированной подготовки по теории живописи. Собственной литературы по этой проблеме просто не существует, а переводной мало и она трудно доступна. На этом фоне выбор и содержательность литературы по истории, теории и методике обучения живописи и изобразительному искусству в целом, которой располагает, на пример, только библиотека ХГФ КубГУ (более 10 тыс. экземпляров хранения), для иракского художника-педагога сегодня представляется несбыточной мечтой и позволяет осознать проблему, решению которой есть проверенный практикой пример.
Опыт художественно-графического образования России ценен еще и тем, что здесь прочно утвердилось реалистическое направление в обучении живописи и работа с натуры и по законам профессионального восприятия натуры, как прочного, проверенного временем фундамента образования.
Проблема исследования - формирование целостной научно-методической системы живописной подготовки студентов в системе высшего художественного образования Ирака. Формируемая база призвана обеспечить общие принципы обучения живописи, определить последовательность построения учебных заданий, реалистическую направленность живописной подготовки, теоретическое и методическое обеспечение обучения.
Актуальность исследования определяется потребностью высшего художественного образования Ирака в формировании школы академической живописной подготовки, построенной на общепринятых основополагающих принципах теории и методики обучения студентов.
Существующая система обучения живописи Ирака во многом субъективна. Она подчинена художественному мировоззрению и творческому методу ведущего практические занятия педагога. Основы теории живописи постигаются здесь в процессе практического обучения и ограничиваются формой пояснений к работе над натурной постановкой или композицией. Этим обусловлено отсутствие основы для формирования учебных программ по живописи и их методического обеспечения. Существует только учебный план, определяющий самое общее направление обучения по курсам (акварель - масло, натюрморт - портрет - фигура - пленэр, композиция, современная живопись).
Сложившаяся ситуация затрудняет выработку единых, обязательных для всех требований к формированию профессиональных навыков, так как методы и направленность живописи студентов, обучающихся у разных педагогов даже одного факультета, могут существенно отличаться.
Ведущие центры художественного образования Ирака утрачивают реалистическую школу, умение и интерес студентов к работе с натуры, как основам творческих поисков художников. Это приводит к размыванию единых требований к формируемым у студентов живописным навыкам, снижению уровня их профессионализма, эклектизм, стилистические метания и попытки подражания самым модным направлениям западной культуры, захлестнувшие молодых художников.
В последние годы в высшем образовании Ирака проявилась тенденция к поиску оптимальных методов обучения, основанных на достижениях мирового опыта художественного образования и на традициях национальной художественной культуры. В этой связи тема настоящего диссертационного исследования представляется своевременной и отвечающей потребностям художественных ВУЗов Ирака.
Исследуя историю становления и развития академического художественного образования, а также систему подготовки художников-педагогов в России, мы утвердились во мнении, что этот ценнейший опыт может быть в нашей стране применим и чрезвычайно полезен.
Целью диссертационной работы является разработка целостной педагогической модели теоретического и методического обеспечения начального курса обучения живописи на художественных факультетах вузов Ирака. Эта модель должна определять содержание, формы, методы и приемы обучения живописи на 1-2 курсах. Достижение поставленной цели призвано повысить эффективность учебного процесса и качество живописной подготовки иракских студентов на этапе, предшествующем их дальнейшей специализации в различных областях художественной практики на старших курсах.
Учитывая, что разрабатываемая модель содержит много новых элементов в организации учебного процесса иракских вузов, в нее включена и разработка наглядных примеров выполнения всего объема рекомендуемых практических заданий по живописи с натуры. Это призвано решить проблему адаптации сложившейся педагогической практики, наглядно представив результаты новой для педагогов и студентов организации учебных занятий.
Кроме того, предлагаемая система обучения предполагает около четверти предусмотренного учебным планом времени на изучение живописи оставлять на свободный выбор преподавателя в постановке учебных заданий и их задач, исходя из его личного опыта и предпочтений.
Объектом исследования являются теоретические и практические занятия по живописи студентов 1-3 курсов художественно-графических факультетов России и 1-2 курсов факультетов искусств Ирака, закладывающих живописную составляющую общепрофессиональной базы для дальнейшей специализации учащихся (педагогика, живопись, дизайн, керамика и т.д.) на 3-4 курсах.
Высшее художественное образование Ирака ограничено 4-мя годами обучения и присваивает выпускникам степень бакалавра.
Предметом исследования являются процессы овладения иракскими студентами профессиональными основами реалистического живописного изображения и возможности научно-методической организации данных процессов с использованием опыта российских художников-педагогов.
Гипотеза исследования исходит из того, что качество живописной подготовки студентов художественных факультетов Ирака может быть повышено при наличии научно-обоснованной системы теоретического обучения основам живописной грамоты, а также разработке и внедрении общих принципов построения методики практического обучения реалистическому живописному изображению, основанных на опыте российского художественно-педагогического образования.
Решение выделенной проблемы, подтверждение гипотезы и достижение поставленной цели возможно, если будут решены следующие задачи исследования:
1. Исследована историческая основа становления живописи Ирака от материальных памятников культуры Месопотамии до развития живописных школ и национальных особенностей художественного образования в XX веке;
2. Изучена история становления Российской школы живописи;
3. Разработана педагогическая система, включающая основы содержания курса теории живописной грамоты, а также методику практического обучения живописи на 1-2 курсах факультетов искусств Ирака;
4. Сформирован методический фонд, обеспечивающий предлагаемую педагогическую модель обучения живописи;
5. Проведена экспериментальная апробация разработанной системы теоретического и практического обучения живописи на занятиях со студентами художественных факультетов вузов Ирака.
Методологическую базу исследования составили труды российских, иракских художников-педагогов и ученых других стран, посвященных изучению процессов живописного изображения, методологии живописи как учебного предмета, а также методы научных исследований из областей смежных наук: искусствоведения, психологии, педагогики и философии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Аналитический метод изучения: теоретической и методической литературы по живописи, передового педагогического опыта и художественно-творческой практики живописи, учебных планов и программ обучения по данной дисциплине в высших художественных и художественно-педагогических учебных заведениях России и Ирака, архивных материалов по изученной проблеме;
2. Метод научного наблюдения за процессом обучения живописи в ВУЗах России и Ирака";
3. Метод обобщения и синтеза теоретических и методических материалов исследования;
4. Педагогический эксперимент на художественном факультете института искусств г. Вавилона по апробации разрабатываемой системы обучения живописи;
5. Анализ живописных качеств учебных и творческих работ студентов ХГФ Кубанского государственного университета (Россия) и художественных факультетов вузов Ирака;
Основной базой исследования стал художественно-графический факультет Кубанского государственного университета и факультет искусств университета г. Вавилона (Ирак).
Основные этапы исследования:
I этап (1986-1999 гг.) - изучение теоретической базы и методов обучения живописи на художественных факультетах вузов Ирака и ХГФ Кубанского государственного (Россия) в период обучения автора исследования в бакалавриате (Ирак), магистратуре и аспирантуре (Россия). Сбор научно-методических материалов по проблеме исследования.
Проведение констатирующего эксперимента, давшего возможность определить основные направления организации учебного процесса на занятиях по живописи 1-2 курсов факультетов искусств Ирака; организации, основанной на опыте художественно-педагогического образования России.
П этап (1999-2000 гг.) - разработка экспериментальной педагогической системы, направленной на поиск более эффективной методики обучения живописи. Проведение педагогического формирующего (обучающего) эксперимента по апробации данной системы в учебном процессе на факультете искусств университета г. Вавилона (Ирак) и использованию научно-методических разработок исследования в педагогической практике других художественных факультетов вузов Ирака.
Определение на основе данного опыта оптимального для высшего образования Ирака соотношения содержания разделов предлагаемой системы с аналогичными разделами программы обучения живописи на художественно-графических факультетах России.
Ш этап (2000-2003 гг.) - проведение контрольного педагогического эксперимента на факультете искусств университета г. Вавилона с целью определения эффективности разработанной системы в обучении живописи 1-2 курсов художественных факультетов иракских вузов. Научная новизна исследования:
1. Впервые исследованы возможности применения теоретических и методических разработок российских художников-педагогов в практике обучения живописи студентов иракских художественных ВУЗов;
2. Дан анализ положительного взаимовлияния двух культур на формирование профессиональных качеств иракских художников-педагогов, обучавшихся в художественных и художественно-педагогических учебных заведениях России в период с 1960 по 2002 г.г.;
3. Разработана и экспериментально апробирована педагогическая система теоретического и практического обучения живописи для 1-2 курсов художественных факультетов Ирака, учитывающая опыт российской школы обучения реалистической живописи и опирающаяся на традиции иракской художественной школы;
4. Теоретический курс основ живописной грамоты впервые разработан и внедрен в программу обучения живописи высших художественных учебных заведений Ирака;
5. Впервые в художественно-педагогической практике вузов Ирака предложена целостная педагогическая модель систематизации начального этапа бучения живописи, основанная на единых принципах и требованиях к содержанию и организации учебного процесса, а также формированию живописных навыков студентов.
Теоретическая значимость работы определяется:
- первым опытом диссертационного исследования в области теории и методики обучения живописи в Ираке, выполненного на основе научно-методической школы художественно-графического образования России;
- результаты исследования стали основанием и содержательной базой включения в учебную программу факультетов искусств Ирака теоретического курса основ живописной грамоты.
Практическая значимость результатов исследования заключена:
- в их применении в педагогической практике художественных факультетов Ирака (Вавилона, Багдада и других центров художественного образования);
- в совершенствовании на основе материалов исследования учебных программ по живописи данных факультетов;
- в создании научно-методической базы для выпуска первых в истории художественного образования Ирака методических пособий по живописи для студентов факультетов искусств;
- в формировании первых национальных методических фондов живописи как учебной дисциплины;
- в применении предложенных научно-методических принципов обучения живописи при составлении учебно-методических программ других дисциплин специальной подготовки;
- в развитии международных связей систем художественного и художественно-педагогического образования России и Ирака.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечена соответствием исследования основополагающим методам научной работы, соответствием методических разработок фундаментальным положениям педагогики и психологии, а также законам реалистического живописного изображения, выработанным и проверенным многовековым опытом художественной практики.
Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры живописи Кубанского госуниверситета (1999-2003 гг.), художественном факультете искусств г. Вавилона, были представлены на всероссийских научно-практических конференциях художественно-педагогического образования (Краснодар, 1999 г., Ростов/2001 г., Москва 2002 г.).
В Диссертационном исследовании представлены образцы учебных работ студентов Вавилонского университета, выполненные по всему комплексу практических заданий, вошедших в предлагаемую систему обучения живописи.
На защиту выносятся:
- содержание курса основ теории живописной грамоты и обоснование необходимости его введения в программу обучения живописи (1-й курс) художественных вузов Ирака;
- методическая система построения практических занятий по живописи, формы и методы их организации на 1-2 курсах художественных вузов Ирака, утверждающие реалистическое направление живописи с натуры, как основы профессионального мастерства начинающих художников;
Апробация и внедрение результатов исследования в педагогическую практику.
Разработанная система теории и методики обучения основам живописи, прошла проверку в педагогической работе автора со студентами 1-2 курсов художественного факультета Вавилонского университета в 2000-2003гг.
Материалы исследования по истории и методике живописной школы России вызывали широкий интерес художников-педагогов Ирака и постоянно включались в программы семинаров преподавателей дисциплин изобразительного искусства иракских ВУЗов.
Диссертационные научно-методические разработки были использованы в педагогической практике высших художественных учебных заведений городов Вавилона и Багдада.
Объем, структура и основное содержание исследования.
Диссертация изложена на 145 страницах основного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сафа Хатам Садун, Краснодар
1. Виленская рисовальная школа Основана И.П. Трутневым в 1866 г., просуществовала 46 лет. Имела класс живописи. Трутнев был, практически, единственным педагогом.
2. Школа рисования и живописи в ведении Академии Организована художником Швабским, субсидировалась Академией.
3. Частная мастерская в г. Петербурге Организована Я.С. Гольдблатом. Готовила абитуриентов к поступлению в Высшее художественное училище. Поддерживалась Академией.
4. Рисовальная школа в г. Севастополе Основана А.Е. Карпеевым. Просуществовала более 25 лет.
5. Начальная школа с первого по шестой класс.
6. Подготовительная школа с шестого по девятый класс.
7. История Живописи История Искусства Живопись' Проект, композиция
8. Перспектива Национальная Национальная НациональнаяКультура культура культура
9. Рисунки и Живопись Анатомия Эстетика Живопись
10. Скульптура Технология Живописи История арабского и исламского искусства Фреска
11. Керамика Перспектива Практическая Графика Современная живопись
12. Студент проводит акварельные опыты, которые помогают ему понять прозрачность цвета и его характер.
13. Определение студентом характера выполняемой акварельной работы, а именно формирования фактуры поверхности акварельной плоскости.
14. Определение студентом способов смешения цветов, в результате чего получаются новые («комбинирование цветов»),
15. От студента требуется в акварельных работах составлять различный цветовой строй. Для этого они создают сначала теплую цветовую гамму, затем холодную.
16. Формируется способность к работе многочисленными и различными способами.
17. Закладывается общее развитие способностей к художественному творчеству и овладение достижениями художественных школ классических и современных.
18. Достигается сочетание практических занятий с достижениями современной живописи.
19. Современная живопись (свободная работа).
20. Констатирующий эксперимент;
21. Формирование школы живописного мастерства в высших учебных заведениях нашей страны возможно, если утвердится реалистическая направленность в обучении основам живописи и работа с натуры, как основная форма практического обучения.
22. Главная задача в формировании школы живописи систематизация составных компонентов учебного процесса, построенная на общих принципах и требованиях к его организации.
23. Сафа Хатам Садун художественное образование и изучение изобразительного искусства в школах Ирака /материалы Всероссийской научно-практической конференции/. Ростов-на-Дону, 2001 с 322-324
24. Сафа Хатам Садун состояние двух систем образования Ирака и России на примере 'обучения живописи /сборник статей Кубанского отделения Российского философского общества при РАН/, Краснодар, 2003 с. 24-30
25. Сафа Хатам Садун эстетические особенности иракской школы живописи XX столетия/сборник статей Кубанского отделения Российского философского общества при РАН/, Краснодар, 2003 с. 38-41
26. Сафа Хатам Садун . ^У/S^o^.^ С^ (Живописная школа Фаека Хасана. Вавилон, 1994)
27. Сафа Хатам Садун , ^i/^—(Каллиграфияв тради- ционной живописи Ирака.- Вавилон, 1998)СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. 225 лет Академии художеств СССР. Акад. художеств СССР, Союз художников СССР. М., 1985.
28. Аврора Л. Натюрморт в русской и советской живописи. М., 1982.
29. Академия художеств ССР, в надзаг: Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. М., 1983.
30. Академия художеств СССР 1950-1952. М.: «Искусство», 1953.
31. Алексеев А.Д. Русская художественная культура конца XIX- начала XX века. М., 1968.
32. Алексеев С.С. О колорите. М., 1974.
33. Алленов М.М. История русского и советского искусства. 1989.
34. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: «Искусство», 1948.
35. Антонова И.А. Музей: Худож. собр. СССР. М., 1980.ф Ю.Арган Джулио Карло /Современное искусство М.: «Искусство», 1770-1970.П.Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. М., 1979.
36. Басманов В.О. О взаимодействии цветов. Художник. М., 1979.
37. Беда Г.В. Введение в теорию живописи. Краснодар, 1987.
38. Беда Г.В. Живопись портрета: начальный этап обучения. М., 1981.
39. Беда Г.В. Живопись. М., 1986.
40. Беда Г.В. основы изобразительной грамоты. М., 1989.
41. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М., 1955.
42. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М., 1961.
43. Богданов А.А. Современное искусство Ирака. Л., 1982.
44. Богданов А.А. Традиции и современность в живописи Ирака. Творчество. М., 1977.
45. Борисович С.А. /Избранные труды. М.: "Советский художник", 1962.
46. Валериановна И.Г. Русское искусство XVIII века. М., 2001.
47. Ванслов В.В. О реализме социалистической эпохи. М., 1982.
48. Вартанова О. Основы живописи: полный курс живописи и рисунка. М., 1994.
49. Васильев А.А. Акварель (живопись натюрморта). Краснодар, 1999.
50. Васильев А.А. Живопись пленэра. Краснодар, 1981.
51. Веймарн Б. Зарубежных странах, искусство Египта, Сирии и Ирака. М., 1975.
52. Веймарн Б.В. История искусств народов СССР. М., 1971.
53. Виннер А.В. Как пользоваться масляными красками. М., 1960.
54. Виннер А.В. Как работают мастера живописи. М., 1965.
55. Виннер А.В. Фресковая и темперная живопись. М., 1948.
56. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1965.
57. Голубева Э.И. и др. Беседы о русских художниках. М., 1960.
58. Гофман И.М. Госуда. Третьяковская галерея. М., 1983.
59. Даен М.Е. Вологодская областная картинная галерея. Путеводитель. Архангельск, 1982.
60. Дмитриева Н.А. Училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1950.
61. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. 1970.
62. Журнал художник № 12, М., 1971.
63. Зайцев А.С. Советы мастеров. М., 1973.40.3именко В.М. Советская портретная живопись. М., 1951.
64. Изогиз М. Начинающему художнику. М., 1937.
65. Ильф А.И. Все о технике: живопись маслом. М., 1998.
66. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М., 1959.
67. Иогансон Б.В. О живописи. М., 1960.
68. Искусство древнего мира. М., 1980.
69. История педагогики. М., 1940.
70. Кальнич А.К. Акварельная живопись. М., 1968.
71. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи. М., 1981.
72. Каптерева Т.П. К вопросу об искусстве развивающихся стран (современный Магриб). В кн.: Советское искусствознание. М., 1978.
73. Каптерева Т.П. Проблемы современного искусства. М., 1980.
74. Крадовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., i960.
75. Киллик Д.И. Техника живописи. М., 1948.
76. Константин Коровин вспоминает. М., 1971.
77. Кончаловский П.П. Мысли о художественном творчестве М., 1964.
78. Коровин К.А. Жизнь и творчество. М., 1963.
79. Костомарова В.Г. Русский язык для всех. М., 1984.
80. Крымов Н.П. Художник и педагог. Статью, воспоминания. М., 1961.
81. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М., 1981.
82. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. М., 1998, 1999.
83. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.
84. Мальшев В.И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума. М., 1980.
85. Мастера искусства об искусстве. М., 1936. Т. 1.
86. Мастера искусства об искусстве. М., 1936. Т. 2.
87. Матье М.Э. и др. Искусство древнего востока. М., 1968.
88. Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусского монументального искусства половины XIV в. до начала XVIII в. М.-Л. 1941.
89. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX- начала XX века. М., 1967.
90. Молева Н.М. и др. Живописных дел мастера. М., 1965.
91. Недошивина Г.А. Искусство Советского Союза. М., 1982.
92. Никитина С.Н. Методические указания по изучению терминологии изобразительного искусства. Краснодар, 1991.
93. Павлова Е. Государственный музей А.С. Пушкина. М., 1982.
94. Подбедова О.И. Древнерусское искусство. М., М., М., 1977.
95. Предисл М.С. Античность в европейской живописи XV-начала XX веков. М., 1984.
96. Проблемы развития советского искусства. Темат. сб. науч. тр. /Акад. художеств СССР. М., 1972.
97. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М., 1982.
98. Ракова М.М. История русского искусства. Учебник для художественных вузов. М., 1978.
99. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980.
100. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М., 1959.
101. РивкинБ.И. Античное искусство. М., 1972.
102. Ростовцев Н.Н. и др. Рисунок, живопись, композиция. М., 1989.
103. Ростовцева Н.Н. Натюрморт. М., 1974.
104. Романов Б.В. Любимов Л.Д. Русско-арабский учебный словарь с иллюстрациями. М., 1978.
105. Садаев Д.И. История древней Ассирии. М., 1978.
106. Салько Н.Б. Живопись Древней Руси XI- начала ХШ века. М., 1982.
107. Сарабьяков Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989.
108. Сергеев А. Учебный натюрморт. М., 1955.
109. Словарь иностранных слов /ЛехинаИ.В. и др. М., 1981.
110. Смирнов Г.Б. Живопись. М., 1975.
111. Смирнов Г.Б. Изобразительное искусство. Учебно-методическое пособие для студентов. 1977. М.,
112. Сокровища искусства стран Азии и Африки сборник статей. Вып. 1. М.: Изобразительное искусство, 1975.
113. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины века. М., 1991.
114. Толочко П.П. Древний Киев. Киев, 1976.
115. Фальк Р. Беседы об искусстве. М., 1981.
116. Федоров А.Г., Шафранская Н.В. и др. История искусства зарубежных стран 17-18 веков. М., 1988.
117. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья. Л-М., 1958.
118. Шорохов Е.В. Композициям., 1986.
119. Яшухин А.П. и др. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством. М., 1986.
120. Art and the Future, by Douglas Davis Perger publishers. New York. 1975. 3rd print.
121. Basic color an Intepretation of the "Ostwald" color system by Egbert Jacobson. Publication by Paul The bald Chicgaco, 1948.
122. Creswell, K.A.C, A Shont Account of Early Muslim Architecture, London, 1958.
123. Famous Artists Course for talanted People, vol. of courses 1 to 27 .e. by Famous Artists school, westport Connecticut U.S.A. 1964.
124. Feeling and form (theory of art) by, Susanne K. Langer. pub. by Routledge and Kegan Paul Ltd. fifth impression, 1973. Britain.
125. Form and Space by Eduard Trier Thames and Hudson pub. London. 1961. printed in Germany.
126. Jabra I.J. Iraq art today. Bagdad, 1972/
127. Late modern, The visual arts since 1945. second edition by Edward Lucie Smith (preager publishers New York, 1976).
128. Lane A. Early amic Pottery, London, 1947.
129. Painting Materials, Ashort Encyclopaedia, by Rutherford. J. Gettens. 1966. Dovedr publications INC. 180 Varick ST. New York.
130. The Art of color by- Johannes Itten-tras- by Ernest Van Haggen. Pub. by Rein-hold Co. New York, 1973.
131. The Art of Drawing, by bernard chaet pub. Holt Rinehart and Winston, New York, copyright, 1978.
132. The Art of light and color by Tom Douglas Jones- Pub. by Reinhold Co. New York, 1972.
133. The dutch painters by Christopher Wright. Orbis publishing London, 1978. Brinted in Itali by Igda Novara.
134. The Painter's Methods and Materials by A.P. Laurie. Dover publishers, Ins. New York, 1967-.
135. Абстракционизм. 1960 С ^-л • u 1 ^^ x
136. Аль Васити, художник. 1971^^ ^^ ^ 'Cf /
137. Арабская живопись. 1973. 5 " ^ *
138. Арабское и исламское искусство. 1979. * / >
139. Арабское изящное искусство. 1963. ^ч'ч-чч' ^/ Lb^'Vvf
140. Багдадская школа живописи. 1955. ^f^—^
141. Багдадский фольклор. 1972. с v\\K ^^/J^^o^^y
142. Влияние арабов в современной живописиJ^ \
143. Восточное искусство. 1980.W- v с^^У>
144. Воспитание вкуса в искусстве.1979. ^/s
145. Восточная живопись. 1973. * < ^ ^^^ (cjJ^^л ^
146. Восточная живопись. 1942. f \-\1 ^ ^^ ' ' \
147. Живописец Фаек Хасан. 1982. -<\<\/\< /■—-fW^
148. Живопись у арабов. 1975. < W-J « I31. Живопись. 1977. v
149. Живопись в пласте искусства. 1963. .-^w4^
150. Журнал Арабское изящное искусство № (1, 2, 3, 4, 5). ^г^- ^ с I С ^ i ^ и \ ) ^ uji / Г^ ^
151. Зеркало истории. 1951. ^ ^^ ^ '
152. Иракское древнее искусство. 1960. ^ л ^^ v
153. Искусство в жизни арабского народа до ислама. 1968. ^^ ,/v г ^^ 4
154. Искусство в нашем мире. 1965. \я- ^ /
155. Искусство и народ. 1975. °
156. Искусство и творчество. 1983. ~ —
157. Искусство Ирака сегодня. 1970. К • Vf ffVN ViTl < ^ ^у
158. Исламское искусство. 1958. . ^ о ■ ь / ^^vt—^\
159. История города Мэка. 1976(4^ к Г^^С С
160. История искусства. 1981. . "c^^-sj^ ^ ) ^^
161. История цивилизации. 1967. \ <\ / ^ ^^
162. Как понимать живопись. 1978. . {\\чл J^^ r^
163. Композиция в живописи. 1986. ^ 'ч~\ j>b/ '
164. Минатория в эпохе абасидов халифат. 1981. р ^— v
165. Основы теории живописи. 1972. ч { \ < ^ / —^
166. Основы эстетики в искусстве модерна. 1977. ч \\ ^ —**
167. Понимание и цвет в современной живописи. 1975. \К \ ° /v^Vf ' ^ ^) г
168. Пластическое искусство. 1978. • л (^ ^
169. Пластическое искусство. 1983. Л ^ ^ X / v '
170. Произведение и идея. 1976. I У^
171. Развитие искусства. 1973. V ^- i <■ - ч ' 'i
172. Реализм в искусстве. 1982. ~ ^ л<- /
173. Свет, как видеть и почему. 1975. f ^( Ч Ч Ч <3 Ц^^ ^^ ■ ? 1
174. Современные направления в живописи Ирака. О Фаек Хасане. 1972.1., Iч (\<\vyc I ^ . ^^ z
175. Современная живопись Ирака. 1984. • ( wа?- ^ ^V^-Wy^wW
176. Современное искусство Ирака (живопись). 1977.х. \ <4 V Vi Ч^г /
177. Сыклубчр и живописец Джавад Салим. 1974. VP^f^oV-^ /У, с
178. Тема в искусстве. 1981. < ч \ i\ \ ^ /г- ^
179. Теория живописи. 1973. -Г \ ^ ^ >
180. Технология живописи. 1973. y^J
181. Точка зрения в современной живописи. 1989. v ^ ' ^ 1С ч ^ ^ / ^^