Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Косенко, Надежда Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Орел
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Косенко, Надежда Анатольевна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ Общая характеристика работы.

ГЛАВА 1. Категориально-понятийный аппарат исследования.

§1. Понятие "мастерство" в искусствознании и в методике обучения

Iшобризн-1-олыюму искусству.

§ 2. Показатели, критерии и оценка мастерства акварельной живописи.

§3 Характеристика индивидуального подхода в обучении изобразительному искусству.

Выводы по материалам I главы.

ГЛАВА 11 История становления и решения проблемы индивидуального подхода в обучении акварельной живописи.

§ 1. Творчество выдающихся мастеров акварельной живописи (от ее истоков до наших дней).

§ 2. Историческая характеристика индивидуального подхода в теории и практике обучения изобразительному искусству и акварельной живописи.

Выводы по материалам II главы.

ГЛАВА 111 Основные научно - теоретические положения индивидуального подхода в обучении студентов художественно-графического факультета мастерству акварельной живописи

§ Г Индивидуальный поход в обучении акварельной живописи - важнейший принцип активизации формирования творческих способностей студентов.

§ 2 Теоретические и методические основы организации обучения акварельной живописи исходя из индивидуальных особенностей личности сIулета.

Выводы по материалам III главы.

ГЛАВА IV Исследование путей и методов индивидуального подхода к личности студента, и их значение в повышении эффективности обучения мастерству акварельной живописи на художественно-графическом факультете.

§ 1. 1 loncKOBo-KOHCiaiируннцнй эксперимент.

§ 2. Формирующий эксперимент.

Выводы по материалам IV главы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи"

В настоящее время система образования в стране оказалась поставленной в принципиально новые условия: экономические, политические, духовные. В такой обстановке личности Учителя придается первостепенное значение, особенно, когда мы говорим о людях, преподающих дисциплины эстетического цикла, раскрывающих тайны Красоты. Как здесь не вспомнить слова Ф. М. Достоевского: "Красота спасет мир". Но для того, чтобы Красота стала основным критерием жизни каждого человека, необходимы глобальные изменения в сфере образования.

Изобразительному искусству отводится огромная роль: оно должно помочь человеку познать мир и самого себя, выступить средством воспитания добра, гуманности, способности эмоционально воспринимать и находить прекрасное в человеке, природе. В связи с этим повышаются требования к профессиональному уровню специалистов, которые призваны обучать изобразительному искусству в школах, лицеях, колледжах, других учебных заведениях.

Значительную роль в подготовке учителей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах отводят преподаванию акварельной живописи. Во многом это объясняется тем, что материалы для акварельной живописи относительно доступны, не требуют длительной и 'трудоемкой подготовки к работе, не слишком сложны в применении. Кроме того, акварель обладает многими замечательными свойствами, не присущими другим видам живописи - легкостью, прозрачностью, выразительностью и т. д.

Умело сочетая акварель с другими художественными материалами, ученики могут использовать ее в работе над композицией. Акварель широко применяется на занятиях изобразительным искусством в различных художественных учебных заведениях, в общеобразовательных школах: на уроках, кружках, факультативах, в оформительской работе.

Но учебному плану акварельная живопись изучается на художественно-графических факультетах только на 1 - 2 курсах. Однако, отдельные студенты в течении пяти лег обучения, осваивая мастерство акварельной живописи, выполняют в этой технике учебные и творческие работы, выбирают акварель для работы над дипломом.

В настоящее время в русле нашего исследования наиболее разработанным оказались общие вопросы методики обучения основам живописного мастерства, акварельной живописи на художественно-графическом факультете, что нашло отражение в работах таких известных ученых, художников-педагогов, как Л.Л.Унковскпй, 'Ml.Беда, Т.Г.Безголова, Б.Г.Гагарин, А.П.Яшухип, Г.Б.Смирнов и др.

Научно-теоретическим основам методики преподавания живописи в процессе подготовки художника-педагога посвящена кандидатская диссертация А.А.Упковекого; формированию профессионально-педагогических интересов у студентов художественно-графических факультетов - исследование Л.П.Дехтяренко; роль и значение учебных натурных постановок по рисунку и живописи рассматривается в исследовании М.Ф.Харитонова; В.Н.Клещев делает попытку обосновать основные, наиболее эффективные пути активизации обучения живописи и композиции студентов художественно-графических факультетов; о проблеме взаимосвязи обучения, воспитания и развития творческих способностей студентов 1-2 курсов художест-веппо-графических факультетов на занятиях по живописи идет речь в диссертации А.В.Данилова.

11а сегодняшний день в арсенале исследователя, художника-педагога имеется достаточное количество специальной литературы по педагогике и психологии, посвященной отдельным вопросам теории и практики индивидуального подхода в обучении изобразительной деятельности. В этой связи необходимо отметить работы Б.Г.Ананьева, А.А.Бударного, Л.С.Выготского, Н.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Кузина, А.И.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.Н.Лук, В.С.Мерлина, Е.С.Рабунского, Б.М.Теплова, Н.Э.Унт и др., диссертационные груды А.В.Свешникова, Б.Н.Тамбиева.

В историческом обзоре методов преподавания изобразительного искусства, акварельной живописи надо отдать должное значение художественно-педагогическому наследию таких известных мастеров, как 11.11.Чистяков, Д.И.Кардовский, Н.П.Крымов, В.А.Савинский, В.А.Серов, М.А.Врубель, И.Н.Репин, В.И.Суриков, И.А.Бродский и др.

Однако, необходимо учитывать, что современная направленность в преподавании акварельной живописи на художественно-графическом факультете требует поиска новых форм, и методов обучения .Это во многом объясняется тем, что, хотя отдельные элементы индивидуального подхода уже применялись в практике обучения изобразительному искусству, упоминались в лшерачурпых источниках, трудах известных художников-педагогов, но до сих пор никто из исследователей не обращал должного внимания на проблему применения принципа индивидуального подхода к студентам художественно-графических факультетов в процессе обучения мастерству акварельной живописи, основываясь на определенные особенности личности, на стержневые ее качества: мировоззрение, духовный потенциал, учитывая при этом ряд психических свойств и уровень развития художественных способностей студентов.

Сегодня всем понятно, что введение многоуровневой системы подготовки специалистов па художественно-графических факультетах невозможно без индивидуализации и дифференциации обучения, которые заложены в самом принципе построения этой системы. Так как в основе создания многоуровневой системы находится принцип деления студентов по уровням профессиональной подготовки, в связи с чем должны разрабатыватьея специальные программы, различающиеся по содержанию, объему учебного материала и срокам обучения, рассчитанные на разных студентов, то индивидуализация обучения является неизбежной.

Хотя каждому мало-мальски опытному педагогу понятно, что неучет принципа индивидуального подхода, поверхностное отношение к проблеме работы с конкретными студентами, у каждого из которых - свои личностные особенности, взгляд на окружающий мир и т. д., - тормозит развитие творческих способностей, сдерживает проявление эффективности различных современных методов и форм обучения мастерству акварельной живописи.

Исходя из вышеизложенного и определяется актуальность темы настоящего исследования, обозначенной: " Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов) ".

Проблема исследования состоит в поиске рациональных и эффективных nyieii активизации процесса обучения мастерству акварельной живописи, среди которых основную роль мы отводим индивидуальному подходу, как одному из важнейших дидактических принципов.

Цель исследования научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы индивидуального подхода в обучении мастерству акварельной живописи на художественно-графических факультетах.

Объект исследования: процесс обучения акварельной живописи на художественно-графическом факультете.

Предмет исследования: содержание, формы и методы индивидуального подхода в обучении мастерству акварельной живописи на 1 - 5 к.к. художественно-графических факультетов.

Гинотешй исследования явилось предположение о том, что если в процессе обучения предмекш изобразительного цикла, и акварельной живописи, в частности, на художественно-графических факультетах, педагог будет грамотно применять принцип индивидуального подхода к студентам, беря за основу мировоззренческий аспект, ядром которого являются духовные качества личности обучаемого, то должны повыситься уровень профессиональной подготовки будущего художника-педагога, степень его мастерства владения акварельной техникой, гак как сам процесс обучения живописи направлен на формирование особых профессиональных и лучших общечеловеческих качеств личности, обусловленных смыслом жизни, вечными ценностями, потому что законы Красоты, высшие цели жизни человека связаны с самоусовершенствованием, стремлением к серьезным достижениям в своей педагогической и творческой деятельности.

В соответствии с указанной проблемой, объектом и гипотезой, были поставлены следующие задачи исследования:

1-Уточнить смысл основных категорий и понятий исследования, таких, как "мастерство" в акварельной живописи, "индивидуальный подход" в обучении изобразительному искусству и акварельной живописи, в частности.

Определить критерии мастерства владения акварельной техникой будущих художников-педагогов.

3. Проанализировать и обобщить опыт исторически сложившихся, традиционных методов обучения акварельной живописи в плане возможности использования их в обучении с применением индивидуального подхода.

4. Выявить и систематизировать индивидуальные особенности, присущие различным студен uim и определить характер проявления их в учебном процессе освоения мастерства акварельной живописи.

5. Обозначить основные духовные качества личности, те индивидуальные особенности студен job художественно-графического факультета, которые играют первостепенную роль в индивидуализированном обучении и в соответствии с этим определить и разработать наиболее рациональное содержание форм и методов обучения слудентов на занятиях акварельной живописью.

6. Разработать и апробировать методику индивидуального подхода к студентам в процессе обучения мастерству акварельной живописи.

Методологической основой исследования явились груды ведущих ученых, педагогов, психологов, физиологов, искусствоведов, теоретические и методические работы художников-педагогов в области преподавания акварельной живописи.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:

- изучение и анализ искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- анализ исторического наследия мастеров акварельной живописи па художественно-графических факультетах;

- обобщение фактов собственной педагогической и творческой деятельности, наблюдение за процессом учебной деятельности студентов в освоении мастерства акварельной живописи и анализ их живописных работ, экспериментальные исследования.

Ьазой для исследования явился художественно-графический факультет ОГУ, кроме того, отдельные экспериментальные исследования проводились в МШ У, ВГУ.

Организация и этапы исследования:

Па нервом этане исследования (1992-95 г.г.) шло изучение научно-теоретических материалов и обрабатывалась литература по проблеме исследования. Была выработана структура диссертации, определены гипотеза, задачи, объект и предмет исследования, намечалось содержание теоретической части, частично была выстроена методика экспериментального обучения.

Па втором этапе исследования (1995-96 г.г.) основное внимание было уделено экспериментальному изучению эффективности путей и методов обучения студентов технике акварельной живописи.

На третьем этапе исследования (1996-98 г. г.J проводился обучающий эксперимент, осуществлялся анализ результатов экспериментальных исследований, вносились необходимые поправки в текст диссертации, который сложился к этому времени.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исходя из понимания мастерства, его двухсторонней сути: субъективной и объективной сторон, - в художественно-педагогическом аспекте, в обучении сгудешов художественно-графических факультетов мастерству акварельной живописи, в организации дидактического процесса необходимо учитывать индивидуальные качества личности, основываясь на классические завоевания искусства, преследуя цели формирования основ мастерства, как гармоничного, цельного слияния ремесленничества с духовной сутью творца. Поэтому в обучении мастерству акварельной живописи одним из важнейших дидактических принципов является индивидуальный подход.

2. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи будет иметь должный эффект только в том случае, если его применение будет основываться на позициях грамотности, научной обоснованности, систематичности.

3. Индивидуализированное обучение мастерству акварельной живописи - это использование наиболее эффективных форм и методов обучения во всех видах аудиторных и самостоятельных занятий студентов, поэтому грамотное и систематичное применение индивидуального подхода предполагает обязательный учет индивидуальных особенностей студентов в специально разработанной рабочей программе обучения мастерству акварельной живописи, включающей индивидуализированные задания и упражнемим, элементы диагностики тех индивидуальных качеств личности студента, которые оказывают определяющее влияние на процесс обучения.

Научная повита и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- сделана попытка обозначить индивидуальный подход, как один из важнейших дидактических принципов в обучении мастерству акварельной живописи;

- дано научное обоснование путей и методов индивидуального подхода в обучении мастерству акварельной живописи на художественно-графических факультетах;

- подготовлена рабочая программа и методические рекомендации обучения мастерству акварельной живописи с учетом индивидуальных особенностей личности студента.

Практическая значимость исследования:

- предложены конкретные методические рекомендации, которые рассчитаны на закрепление традиций русской реалистической художественной школы в системе преподавания акварельной живописи на художе-ствеппо-графическом факультете, вплавление известных принципов обучении в современный дидактический процесс, предусматривающий наличие духовно-личностного аспекта, лежащего в основе обучения;

- разработана диагностическая методика - это методика изучения индивидуальности студента, включенного в процесс обучения, которая поможет выявить основные особенности и качества личности будущего художника-педагога, влияющие па формирование основ мастерства владения акварельной техникой;

- представлены методические разработки занятий, программа индивидуальных занятий акварельной живописью со студентами , направленная на формирование у будущего художника-педагога основ художественного мастерства акварелиста.

Достоверность исследования обеспечена: а) избранной методологией, б) опорой на достижение передовой педагогической науки, в) экспериментальной проверкой и объективным анализом основных положений исследования на практике, в работе со студентами 1 - 5 к.к.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в 1993-98 г.г. в ходе экспериментальной работы ria художественно-графических факультетах г. Москвы , г. Орла, г. Витебска.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ОГПИ (с 1995г. - ОГПУ; с 1996г. ОГУ), в 1994 98 г.г. на заседаниях кафедры изобразительного искусства Орловского госупиверсигета.

Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из двух час гей: первой части - текста диссертационного исследования, состоящего из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и второй части - приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы но материалам IV главы.

1. Любое обучение изобразительному искусству и особенно мастерству акварельной живописи не может проходить без учета индивидуальных особенностей студентов. Это связано с тем, что одинаковый подход педагога к учащимся и одна система учебных заданий для всех студентов с их различными личностными качествами, характером и мировоззрением, различиями в уровнях профессиональной довузовской подготовки, не дает высокоэффективного результата обучения. Грамотное применение принципа индивидуального подхода прежде всего связано с методически верной диагностикой индивидуальных особенностей студентов (анкеты, наблюдения, беседы, анализ студенческих работ, использование в диагностическом плане психолого-педагогических дневников). В процессе такого исследования выявляется ряд особенностей, которые оказывают свое определяющее воздействие на весь ход обучения мастерст ву акварельной живописи.

2. Индивидуальный подход позволяет педагогу определить степень сложности учебного материала, определить индивидуальную учебную нагрузку и требования к студенту; варьировать учебные задания, умело распоряжаться учебными темами, заданиями, постановками, объединив их в систему экспериментальной рабочей программы; эффективно использовать учебное время. При этом следует отметить, что индивидуализированное обучение мастерству акварельной живописи в виде эпизодических включений в процесс подготовки художника-педагога не имеет должного эффекта.

3. Индивидуальный подход целесообразно применять в различных фирмах проведения учебных занятий: на аудиторных практических занятиях студентов, на аудиторных индивидуальных занятиях студентов, в домашних занятиях; и в различных формах обучения: групповая работа (дифференцированное обучение) и самостоятельная работа,- При этом дифференцированное обучение осуществляется в микрогруппах ("сильные", "средние", "слабые", де студенты объединены по уровням довузовской профессиональной подготовки и по степени развития художественных способностей).

4. Студенты получают серьезную довузовскую подготовку в области акварельной живописи, если в их обучении применялась методика индивидуального подхода, В этом плане большую роль играют разнообразные методы индивидуализированного обучения: методы объяснения нового материала (лекция, беседа, рассказ, наглядный показ);методы практической работы студентов (в домашних и ауди торных занятиях); методы контроля и оценки (общая и индивидуальная оценка).

5. Процесс экспериментального обучения студентов на занятиях акварельной живописью с применением принципа индивидуального подхода был направлен на формирование мастерства акварелиста в единстве двух его сторон: технической и духовной, поэтому критерии мастерства выступили в качестве критериев оценки при проведении экспериментальных срезов нашего исследования.

6. Предложенная в данном диссертационном исследовании рабочая программа индивидуализированного обучения мастерству акварельной живописи, представляющая собой систему учебно-воспитательных воздействий на личность будущего художника-педагога, показала свои положительные свойства в процессе ее применения в учебном процессе на художественно-графическом факультете ОГУ, открыв большие возможности принципа индивидуального подхода в освоении мастерства акварельной живописи. Результаты эксперимента включали качественные и количественные показачъпн; в экспериментальных группах повысился уровень успеваемости студентов, вырос уровень мастерства будущих художников-педагогов, включающий технические и духовные признаки мастерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу, что индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи имеет очень большое значение. Этот принцип не является новым в педагогической науке. Изучение исторического опыта художественно-педагогического образования показал, что в русском, советском и зарубежном художественном образовании индивидуализация обучения существовала очень давно. Но применение принципа индивидуального подхода во многом основывалось на практическом опыте, интуиции и мастерстве известных художников-педагогов. До наших дней дошли идеи и отдельные высказывания выдающихся педагогов по данному вопросу.

Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения дисциплинам изобразительною цикла применяется довольно широко и в наши дни. Современные педагоги предлагают свои пути и методы применения лого дидактического принципа . Однако, теоретических исследований по проблеме применения индивидуального подхода в обучении мастерству акварельной живописи практически пе проводилось.

Освоение мастерства акварельной живописи является одной из важнейших задач в практике подготовки художника-педагога. Это связано не только с тем, что будущий учитель изобразительного искусства должен отлично владеть технической стороной мастерства в области акварельной живописи, но и с проблемой его формирования как духовно богатой личности с высокой профессиональной культурой.

Изучение истории развития акварельной живописи и формирования мастерства выдающихся художников-акварелистов показали большое разнообразие и богатство в индивидуально-творческом плане личностей художников, которые могут выступать в качестве творческих эталонов, раскрывающих смысл мастерства и его индивидуальную характеристику в этом виде изобразительного искусства.

В процессе нашего исследования были определены объективные и субъективные критерии мастерства владения акварельной техникой.

Данные современной психолого-педагогической науки, которые касаются проблемы индивидуального обучения, распространенные на область обучения дисциплинам изобразительного цикла, помогли нам развернуть научно-теоретическое обоснование принципа индивидуального подхода в освоении мастерства акварельной живописи, а экспериментальные исследования позволили предложить ряд практических рекомендаций в этом плане.

В первую очередь, были выделены индивидуальные особенности студентов, которые играли решающую роль в обучении на занятиях акварельной живописью:

- специальные художественные способности:

- педагогические особенности(обученность и обучаемость);

- особенности психологического плана (свойства психики и психические процессы, связанные с изобразительной деятельностью);

- основные свойства личности (свойства характера, темперамента, мировоззрение, интересы)

Отдельно мы обозначили менее существенные, обычно, особенности биосоциального плана.

Исходя из полученных данных нами были определены критерии идентификации студентов для распределения их по группам дифференцированного обучения (уровень профессиональной подготовки и степень развития художественных способностей). Нами предлагаются диагностические методики изучения тех индивидуальных особенностей студентов, которые оказывают существенное влияние на организацию учебного процесса, организацию занятий по освоению мастерства акварельной живописи (беседы, анкеты, наблюдения, анализ студенческих работ, психолого-педагогические дневники).

В результате исследования нами разработана рабочая программа индивидуализированного обучения мастерству акварельной живописи, основанная на взаимосвязи изучения вопросов изобразительной грамоты и формирования умений и навыков работы акварелью, отраженной а практических заданиях и упражнениях для аудиторных и домашних занятий, нацеленная не только на развитие технической стороны мастерства акварелиста, но и на воспитание чувств, формирование идеалов, необходимых в профессиональной деятельности художника-педагога.

Проведено:

• изучение данных и информации о развитии акварельной живописи и применении принципа индивидуального подхода в обучений изобразительному искусству в художественном образовании;

• проведен анализ форм, методов и приемов преподавания акварельной живописи с применением принципа индивидуального подхода на примере художественно-графических факультетов;

• разработана подробная рабочая экспериментальная программа обучения мастерству акварельной живописи и обоснованы диагностические методы изучения индивидуальных особенностей студентов, необходимых для их учета в процессе обучения;

• организована экспериментальная проверка действенности разработанных мер педагогического воздействия и проведен анализ результатов эксперимента.

Исследования показали, что - обучение художников-педагогов мастерству акварельной живописи - не частная педагогическая задача, а неотъемлемая часть решения общей задачи - обучение дисциплинам живописи и изобразительного искусства вообще на художественно-графическом факультете, так как наряду с техническими навыками в области акварельной живописи предполагается получение студентами художественно-графического факультета глубоких теоретических знаний в области живописи (цветоведение, перспектива, технология художественного материала и т.д.), и формирование таких личностных качеств, как направленность, особенности характера, мировоззрение;

- в результате экспериментального исследования мы выяснили, что грамотное применение принципа индивидуального подхода означает следующее:

• определение, диагностика основных индивидуальных особенностей студентов, оказывающих существенное влияние на процесс обучения студентов мастерству акварельной живописи;

• разработка в рамках существующей учебной программы рабочей программы обучения мастерству акварельной живописи с использованием индивидуального подхода;

• использование индивидуального подхода в различных формах проведения занятий (аудиторные практические занятия студентов, аудиторные индивидуальные занятия студентов, домашние занятия студентов), в различных видах учебной работы (коллективная, групповая; самостоятельная);

• применение разнообразных методов индивидуализированного обучения, соответствующих индивидуальным особенностям студентов (методы объяснения нового материала; методы организации практической работы студентов; методы оценки, стимулирования и контроля);

• использование системы учета знаний, умений и навыков студентов, включающей общую и индивидуальную оценку;

• готовность педагога к осуществлению принципа индивидуального подхода в обучении, предполагающая его профессиональную грамотность и наличие особых личных качеств.

- грамотное применение индивидуального подхода к студентам на занятиях акварельной живописью повышает эффективность процесса обучения, так как все студенты без исключения находятся под пристальным и чутким вниманием преподавателя; исходя из знаний индивидуальных особенностей студентов, педагог может таким образом организовать обучение, чтобы все его подопечные получили не только минимальный необходимый багаж знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, акварельной живописи, но, кроме того, максимально развили свой творческий потенциал, свои художественные способности, достигая определенной степени мастерства владения этим художественным материалом; благодаря индивидуализации обучения акварельной живописи активизируется учебная и творческая деятельность студентов, возрастает степень их самостоятельности в работе, ин терес к обучению и приобретению новых знаний становится более действенным и стойким.

Затронутая в нашем исследовании проблема индивидуализированного обучения изобразительному искусству чрезвычайно многогранна и глубока. Предлагаемое решение данной проблемы отнюдь не является исчерпывающим. Но мы сделали попытку научно обосновать и экспериментально проверить на практике основные аспекты индивидуализированного обучения, связанные с освоением мастерства акварельной живописи, выяснив при этом что, используя принцип индивидуального подхода в обучении мастерству акварельной живописи можно добиться повышения эффективности учебных занятий в целях формирования самостоятельной, творчески активной, профессионально подготовленной личности будущего художника-педагога, который призван будет сохранить и преумножить духовные ценности подрастающего поколения страны.

Мы надеемся, что проведенная нами исследовательская работа, показавшая положительное значение применения принципа индивидуального подхода в обучении мастерству акварельной живописи, будет хоть в некоторой степени полезна при организации процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла в педагогическом вузе, поможет педагогам в поиске новых творческих подходов обучения студентов художественно-графических факультетов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Косенко, Надежда Анатольевна, Орел

1. Акварель и рисунки. Государственный Русский музей. - Л.:Аврора, 1972. - 24репр.

2. Акварель и рисунок 2-й пол. XIX начала XX века в собрании Государственной Третьяковской галереи/Альбом. Авт. всгуп. ст. и сост. М.А.Нсмироискаи . - M.: Изобразительное искусство, 1988. -270 е., ил.

3. Акварели и рисунки русских и советских художников из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. / Альбом/. -М.Изобразительное искусство, 1982. 16 е., ил.

4. Акварели советских художников. / Альбом/. М.: Советский художник, 1977. - 6с., ил.• 5. Акварели В.И.Сурикова 1848 1916. / Каталог выставки/. - М.: Искусство, 1973. - 78с.

5. Акимова М.К., Гуревнч К.М., Зархин В.Г. Диагностика индивидуальных различий в обучении.// Вопросы психологии, №6, 1984. с 71 -78

6. Акимова М.К., Козлова B.T. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. - 80с.

7. Аксенов Ю.Г., Лсиидона М.М. Цвет и линия практическое руководство по рисунку и живописи. 2-е изд. иенр. и доп .- М.: Советский художник, 1986. 253с. ил.

8. Алексеев С.С. О колорите. -М.: Изобразительное искусство, 1974. 175с. нл.• 10. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1964. - 52с., ил.

9. Алеши А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. -160с., ил

10. Алехин А.Д. Когда начннае1ся художник. 2-е ищ. М.: Просвещение. "Владос", 1994. -160с., ил.

11. Алпатов М.В. Александр Иванов. Жизнь и творчество М.: Искусство, 1956. - т.1. - 419с., т.2. -335с.

12. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: -11росвещение, 1990. - 302с.

13. Ананьев Б.Г., Дворянина М.Д., Кудрявцева 1LА. Индивидуальное развитие человека и констант* ность восприятия. М.: Просвещение. 1968, - 334с., нл.

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познании Л.: Издательство Ленинградского университета, 1968.- 339с.

15. Английские рисунки и акварели XYII1 XIX в.в Выставка. Ленинград 1974 /Каталог выставки. Всг. ст. Ф. Хаукрофг ,нер. с англ. - Л.: Аврора, 1974. - 67с., ил.

16. Андреев АЛ. Место искусства в познании мира. -М.: Политиздат, 1980. 255с.

17. Андреев Д., Кожевников А. Техника акварельной живописи. Архитектурная огмывка. // Юный художник, №3, 1995. с.41 -44.

18. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М : Прогресс, 1974. - 392с ил.

19. Ацаркнна Э.Н. К.П.Брюллов. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1963. - 53 1с.

20. Бабанскин Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследовании. М.: Педагогика, 1982 - 92с.

21. Бабанскин Ю.К. Оптимизация учебно-восшпа icjilhoi о процесса, методические основы. М.: Просвещение, 1982. -192с

22. Бакушинскин А.В. Исследования и статьи. М.: Педагогика, 1981. - 351 с , ил

23. Басин Е.Я. Психология художественного творчества ./Личностный подход/. М.: Знание, 1985. -64с.

24. Баранов С.П. Принципы обучения./ Лекции по дидактике,- М.: МГТ1И. 1975. 94с.

25. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. / Учебно-методическое пособие для художественных училищ и училищ декоративно-прикладного искусства. М: Искусство, 1970. - 166с , ил.

26. Беда Г.В. Живопись: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2109 " Черчение, изобразительное искусство и труд". М. Просвещение, 1986. - 190 е., ил

27. Беда Э.Н. Обучение живописи на первоначальной стадии в системе художественно-графических факультетов педвузов / Дисс. канд. нед. наук. М., 1977. - 146с

28. Без годов а Т.В. Формирование основ художественного мастерства в процессе обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов./ Дисс. канд. пед. наук. М., 1974. -201с.

29. Белюгин Э.М. Основы изобразительной грамоты. 2-е изд., доп. М: Советская Россия, 1961. -229с.

30. Беспалый А.А. Белорусская акварель 19L7 сер. 1980-х г.г.- Минск. Наука и техника, 1989. -132с.

31. Бем Р. Латышским советская акварельная живопись Рига. Lalvilas valsis isdivnieciba, Г961. - 154с.

32. Беиуа А. История живописи.- Санкз-Петербург " Шиповник", 1912. ч. I. выи 1 - пейзажная живопись. - 136с.; ч.1.,вын.2 - пейзажная живопись. - 248с.

33. Беиуа А. Мои воспоминания . / в 5 кн./. кн. 1- 3. нзд.2-е, доп. М.: Наука. 1993 - 712с.

34. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода / Дисс. канд. нед. паук. VI., 1993. - 380с.

35. Бродский И.А. Репин педагог. - М.: из - во АХ СССР, 1960. - 127с.

36. Бродский И.И. Статьи. Письма. Документы. М.: Советский художник, 1956. - 327с.

37. Будариый А.А. Индивидуальный подход в обучении. // Советская педагогика, .\1>7. 1965. с. 70 -83.

38. DaucJiOB В. Всестороннее развитие лнчносш н виды искусства М.: Совеiскип .художник, 1966. -118с.

39. Внбср Ж. Живопись и ее средства. М.: из-во АХ СССР, 1961. - 232с.

40. Виппер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. М.: Искусство, 1951 - 55с.

41. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М. Искусство, 1977. - 263с.

42. Волков 11.11. Мысли об искусстве М.: CoueicKiiii художник, 1973 - 140с и.ч

43. Волков Н.Н. Цвет в живописи. 2-е изд. доп. М.: Искусство, 1985. - 320с. пл.

44. Волком Ю.А. Работа над живописными этюдами: учебно-методическое пособие для студентов-заочников худ.-граф. фак-гов пед ин-гов М : Просвещение, 1984. - 31с.

45. Волошин 14.Я. Суриков Л : Художник РСФСР, 1895 - 223с.

46. Вопросы психологии способностей / Сб. старей под ред П.А. Крузецкого . М Педагогика, 1973. -216с.

47. Востриков А. Серов педагог. // Искусство в школе, №3-4. 1992. - с. 60 - 67.

48. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. М. - Л.: Искусство, 1963. - 362с.

49. Выготский B.C. Психология искусства. / под ред. М.Г.Ярошеиского . М.: Педагогика, 1982. -345с., ил.

50. Выставка русской акварели конца XYH1 начала XIX века из собрания ГТГ. Москва 1966- 67г.г. / Каталог. Бегу п. ег.Е. Плотитковоп . -М.: Советский художник, J966. - 167с.

51. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи в системе подготовки учителей изобразительного искусства /Дисс.канд. лед наук. М., 1974. - 158с.

52. Галулшскии В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев.: Радянска школа, 1982 . - 136с.

53. Ганжаго Т. Акварель./ / Юный художник, №10, 1989. с. 41 - 42/.

54. Ганжаго Т. Натюрморт. Этапы работы. // Юный художник, №5. 1990. с. 41- 42.

55. Герасимов С. / Альбом репродукций. Авт. встуи. ст. и сост. И. Ростоицсиа. -Л.: Аврора, 1975. 41с., ил.

56. Гиисбург И.11. Чистяков и ею педагогическая система. М. - Л. : Искусство, 1940. - 203с.

57. Головатын Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. - 142с.

58. Голубева Э. Школа Венецианова. -М.: Художник РСФСР, 1976. 54с.

59. Гильдшсйн С.II. Крамской Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1965. - 439с.

60. Горбенко А.А. Акварельная живопись для архитекторов. Киев. : Буднвзльннк, 1991. - 127с.

61. Горелов Р.Г. Рисунок и живопись интерьера. / Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов .Московский заочный госпедпнстнтут. М.: Просвещение, 1968. - 56с., ил.

62. Горощенко Г. Акварель. // Художник, №2, 1968. с. 34 - 38/.

63. Г рафика А.П.Оороумоаой-Лебедевой . Гравюры и акварель. / Альбом. Сост М.Ф.Киселей . М.: Искусство, 1984. - 134с.

64. Греиберг Ю.И. Гехнолошя станковой живописи. М.: Изобразительное искусство, 1982. - 319с., с ил.

65. Григории К.К., Никифорова О.И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач. // Вопросы психологии, №2, 1974. с. 141 - 144.

66. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М; Просвещение, 1986. - 249с.

67. Громов Е.С. Мировоззрение, масгерсгво, поиск и творчество художника. М.: Советский художник, 1965. -200с.

68. Гусев В.11. Акварель М. - Л.: Гнзместиром, 1939. - 76с.

69. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения . опыг теорешческнх и экспериментальных исследований. М.: Педагогика, 1986. - 239с.

70. Данилов А.В. Проблема взаимосвязи обучения, воспитания и развития творческих способностей студентов 1 2 курсов художественио-графнческих факультетов педвузов на занятиях по живописи. /Авгореф. дисс .канд. нед. наук. - М.,1997. - 16с.

71. Даниэль С.М. Искусство видеть./ о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя/. Л.: Искуссгво. 1990. - 223с.

72. Два века русской художественной школы / Программы и дипломные работы. Л.: Искусство, 1991. -246с.

73. Дсйнска А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. М.: Из-во АХ СССР, 1961. -224с., ил.

74. Дмитриева Н.А. Краткая нсгормя искусств / Вып. 2.Семерное Возрождение: страны Зап. Европы XY11- XY1J1 в.в., Россия XYUI в. 3-е изд., доп. - М: Искусство, 1990. - 318с.

75. Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Л.: Художник РСФСР, 1984. - 183с., ил.

76. Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. - 172с.

77. Долг Ф. Французская акварель XIX- первой половины XX века./ пер. с фр- М.: Искусство, 1981. -172с.

78. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975. - 64с.

79. Езсрскаы Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России. М.: Изобразительное искусство, 1987. - 288с., ил.

80. Ермаш Г.В. Творческая природа искусства М.: Искусство, 1977. - 320с.

81. Ершол Г.В. Активизация процесса формирования умении и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педвузов художественно-графических факультетов / Дисс.канд. пед. наук,- М., 1993. 130с.

82. Живопись: кн. для уч-ся Уроки изобразительного искусства. / сост. Л.А.Шнтои, В.П.Ларионов . -М.: Просвещение, АО" Учебная литература", 1995. 192с.,ил.

83. Живопись. Практическое руководство для начинающих и самодеятельных художников. М.: Искусство. 1964. -400с., ил.

84. Живопись. Учебные постановки. М.: Издательство АХ СССР, 1963. - 20с.

85. Запцен А. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - 159с., пл.

86. Заиадскан Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. - 440с., ил.

87. Завгородини Е. О мотивах художественного творчества.// Искусство в школе, №3-4, 1992. с. 56 -60.

88. Загннзнпский В.А. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. -160с.

89. Заглзннская Г.А. А.В.Фонвизин. М.: Советский художник, 1970. -45с., ил.

90. Заким Р. Обучение и творчество. Беседы с руководителем изостудии. Л.: Художник РСФСР, 1965.- 155с.

91. Заикой Л.В. Избранные педагогические труды./ сосг. М.В.Звереиа -Ml 1едагогика, 1990. 424с.

92. Иванов А./ Из собрания ГГГ. Акварель. Авт. сост. Е.Л.Плотникова. - М. Изобразительное искусство, 1984. - 48с.

93. Игнагьеи Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 196 1. - 223с.

94. Игнатиеи С. Наброски акварелью.// Юный художник, №8, 1981. с.25 - 27.

95. Изобразительное искусство 1 курс./ Учебно-методическое пособие для студентов-заочников худ-граф. фак-тов нед. ин.-тов. под ред. А.А.Ункоиского. М.: Просвещение, 1977. -112с.

96. Изобразительное искусство 2курс/ учебно-методическое пособие для студентов-заочников худ -граф. фак.-тов нед ин.-тов., под ред. А.А.Ункоискою, 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Просвещение, 1986. 143с.

97. Изобразительное искусство. Зкурс./учебно-методнческое пособие для студентов-заочников худ,-граф. фак.-тов нед. ин.-тов, под ред А.А.Ункоиского, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. - 116с.

98. Изобразительное искусство .4 курс / учебно-методическое пособие для студентов-заочников худю-граф. фак.-тов пед. ин.-тов, под ред. Н.С.Богомолоиа. М.: Просвещение, 1980. - 133с.

99. Изобразительное искусство. 5курс./ учебно-методическое пособие для студентов-заочников худ,-граф. фак.-тов пед. ин-тов, под ред.Р.Г.Горелоиа, 2-е изд., перераб и доп. М.:Просвещенне, 1989. -7бс.

100. Интенсификация творческой деятельности студентов. / В.Андреев н др.- Казань. :Из-во Казан, унта, 1990. 197с.

101. Иоганеон Б.В. За мастерство в живописи М.: нз-во АХ СССР, 1952. - 223с.

102. Кабанова- Меллер fc.Il. Формирование приемов умственно» деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968, - 288с.

103. К'алышнт А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.: Искусство, 1968. -76с., ил.

104. Калпчава О.А. Стимулы повышения учебных занятий со студентами педвуза. М.: Просвещение, 1981. - 28с.

105. Каилшиша С.Г. Русская акварельная живопись конца XIX начала XX века. - М. Искусство, 1968. - 38с., ил.1.l Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: нз-во АХ СССР, 1960, - 340с.

106. Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования Л.: Учпедгиз, 1959. - 95с., ил.

107. Ксменон B.C. В.И.Суриков. Историческая живопись. (1870 1890 г.г.). - М.: Искусство, 1987. -567с.

108. Ксмснов B.C. Венецианов художник-педагог. АГруды Академии художеств СССР. Т. 1,- М.: Изобразительное искусство, 1983 - 272с.

109. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М : из-во АХ СССР, 1961. - 311с., ил.

110. Кинлнк Д.И. Техника живописи. М.-Л.: Искусство, 1950. - 503с.

111. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М. из-во АПН РСФСР, 1959. - 304с., ил.

112. Кирилла А. Учшелю об изобразительных материалах. М.; Просвещение, 1971. - 32с,, ил.

113. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань.: Из-во Казан, ун-та, 1980. - 170с.

114. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Высшая школа, 1997. -271с. ил.

115. Клсщсн В.Н. Активизация процесса обучения на занятиях живописью и композицией по разделу "Натюрморт". / Дисс. канд. пед. наук Ростов-на-Дону., 1995. - 200с.

116. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Казань.: Из-во Казан, ун-та, 1969. - 278с.

117. Ковалев А.Г. Психология личности 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1970. - 391с.

118. Коган Д. Коровин К. М. Изобразительное искусство, 1964. - 360с.

119. Козлеиков Ю.А. Методика проведения некоторых практических занятий по рисунку, живописи и композиции на художественно-графическом факультете. Орел, 1985. - 30с.

120. Козлив Н.Г. Композиция Обзорные лекции Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов М.:Г1росвещение, 1968. - 28с.

121. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобразительное искусство, 1964. - 360с.

122. Корнилов П. Арзамасская школа живописи I пол. XIX в. Л.-М.: Искусство, 1947. -'215с.

123. Корнилов II. А.11.Остроумова-Лебедева. М : Искусство, 1950. - 23с.

124. Кочнк О.Я. Живописная система В.Э.Борисова-Мусатова. М. . Искусство, 1980. - 234с.

125. Крамской И.Н. 1837 1887. Выставка произведений к 150 - летию со дня рождения. Каталог. - М.: Советская Россия, 1971.- 256с.

126. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. -М.: Советский художник, 1965. 191с.

127. Кривцун О.А. Искусство и мир человека. М.: Знание, 1986. - 112с.

128. Кругсцкнй В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 256с.

129. Крымов Н.П. художник-педагог. Статьи, воспоминания /ред. - сост. вст. ст. С.В.Разумовская. -М : пз-во АХ СССР, I960. - 264с.

130. Кугач 10.11. Прекрасная пора учебы. II Юный художник, № 9, 1984. с.8 - 11.

131. Куинджи А.И. и его школа ./ Альбом Авт. Текста и сост. В.С.Манип. Л.: Художник РСФСР, 1987. -215с.

132. Кузни B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. - 142с.

133. Кузни B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1972. - 270с.,ил.

134. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. - 256с.

135. Лазарев М. Акварель семидесятых годов. // Творчество, №11, 1972. с. 17 - 21.

136. Лебсдко В.К. Об организации экспериментально-творческих мастерских на художественно-графических факультетах. / Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства Выи 1., с 37-40 М : Прометей, 1996 - 171с.

137. Лебсдко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. / Ав-тореф. дисс. докт. пед наук. М., 1984. - 27с.

138. Левснфнш Е.Г. Константин Апполонович Савицкий М.-Л.: Искусство, 1959 - 176с.

139. Левнн С.Д. Беседы с юным художником М.: Советский художник, 1988. - 317с., ил.

140. Левитан И И. 1861 1900. Воспоминания и письма. - М.: Искусство, 1950. - 127с.

141. Левитан И И. Рисунок. Акварель. / Альбом репр. Текст А.А. Федорова-Давыдова. М.: из-во АХ СССР, 1963. - 24с., нл.

142. Левонтнн Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда . / пер. с англ., общ. ред и предисловие Ю.Г.Рычкова и И.В. Равнч-Щербо М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. -208с.,ил.

143. Ленишнн В.А. Портретная живопись В.А.Серова 1900-х годов: основные проблемы Л.: Художник РСФСР, - 1986. - 255с., ил.

144. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. - 304с.

145. Леонтьев А. 11. Проблемы развития психики. 4-е изд. М. из- во МГУ, 1975. - 304с.

146. Лериер И.Я. Дидактическая система методов обучения. M : Знание, 1976. - 64с.

147. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186с.

148. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64с.

149. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. - 95с.

150. Лук А.Н. Психология творчества. M.: Наука, 1978. - 124с.

151. Лында А.С. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников. / Методическое пособие. M.: Моск. обл. нед. нн-т им. Н.К.Крупской, 1970. - 160с.

152. Малый В. Акварель. Этюд головы. // Юный художник, №12, 1985. с.36 - 40.

153. Малый В. Акварельная живопись. Портрет. // Юный художник, №6, 1987. с.39 - 40.

154. Малый В. Миниатюрный акварельный портрет. // Юный художник, №9, 1991. с.31 - 33.

155. Мамонтов B.C. Воспоминания о русских художниках. /Абрамцевский художественный кружок.-М.: из-во АХ СССР, 1950. 73с.

156. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. /Кн. для учителя А.К.Маркова, Т.А.Магие, А.Г.Орлов. М : Просвещение, 1990. - 191с.

157. Маслов 11.Я. Пленэр : практика но изобразительному искусству / Уч. пособие для худ. граф. фактов нед. нн-гов. - М.: Просвещение, 1984. - 112с.

158. Мастера искусства об искусстве. / Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов/ в 7-мн т.т. -М.: Искусство, Т1 1965. - 269с.,ил,T 3 - 1967. - 503с„ ил.; T4 - 1967. - 622с.,нл.;Т5 - 1969. -448с.,ил., Т6 - 1969. - 543с.,ил.; Т7- 1970 - 626с.,ил.

159. Материалы и техники рисунка /под ред. В.А.Королсна Уч. пособие для худож. вузов. М.: Изобразительное искусство, 1987. - 93с.

160. Матусовскам Е. Э. Уайет и традиции американской живописи / Советское искусствознание: сб. статей. М.: Советский художник, 1976. - 463с.

161. Машковцеи Н.Г. В И Суриков М : Искусство, 1994. - 192с.

162. Менчннекан 11.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. /Избр. труды. Ред. сост. и авг. вст. ст. И.С. Якнемекаи. - М.: Педагогика, 1989. - 224с.

163. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. - 304с.

164. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - 253с.

165. Мерлнн B.C. Психология индивидуальности / Избр исихол труды под ред. Е.А.Клнмоиа. Воронеж.: Ин-тпракт. психологии НПО"МОДЭК", 1996. - 448с.

166. Мнкац О.В. К вопросу о художественном образовании в России в XYIII XIX в в. Копирование в Эрмитаже / Сб. Труды Академии художеств СССР, вып 3. ,с. 195 - 200 - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 228с.

167. Михаленко Л.Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах./ Днсс. канд. пед.наук. М, 1984. - 163с.

168. Михайлов A.M. Искусство акварели. / Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1995. -200с., ил.

169. Михайлова О.М. Учебный рисунок в Академии художеств XYI11 века. М.: Из-во АХ СССР, 1959,- 82с., ил.

170. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. Книга для учителя., 2-е изд., доп. М.: 11росвещение, 1991 - 41 Зс.

171. Молева Н.М.,Бсл1отни Э.М. Педагогическая система Академии художеств XY111 века. М.: Искусство, 1956. - 519с.

172. Молева Н.М., Белютни Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963 -406с., ил.

173. Молева Н.М., Белютни Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX в. начала XX в - М.: Искусство, 1967 . - 391с., ил.

174. Молева Н.М., Еелютии Э.М. Школа Антона Ашбе. / К вопросу о путях развития художественной педагогики. М.: Искусство, 1958. - 116с., нл.

175. Молева Н.М., Бслюгин Э.М. П.П.Чистяков теоретик и педагог. - М.: из-во АХ СССР, 1953. -229с.

176. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Советский худоджник, 1983. - 375с.

177. Натюрморт. Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов псд. ин-тов.- М.-Л.:Просвещение, 1964. 54с

178. Нсдоишили Г.А. Беседы о живописи. 2-е изд., персраб и доп. М.: Молодая гвардия, 1964. - 144с. , ил.

179. Некрасова Е.А. Тернер. (1775 1851). - М.: Изобразительное искусство, 1976. - 207с.

180. Немнроискан М.А. Акварель и рисунок XYIII первой пол. XIX в.в. в собрании ГТГ. /АльбомУ. -М.: Изобразительное искусство, 1984. - 164с.

181. Никаиороиа H.11. Наглядные пособия и оборудование для занятии изобразительным искусством. -М.: Просвещение, 1975. 136с.

182. Никифоров Б.М. Живопись. Кн. I. -М.-Л.: Искусство, 1948. 174с.

183. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М : из-во МГУ, 1972. - 155с.

184. О живописи. / Сб.статей. .- М.: из-во АХ СССР, 1959. 167с.

185. Одиоралов Н.В. материалы в изобразительном искусстве. М. Просвещение, 1983. - 144с.

186. Окоиь В. Введение в общую дидактику, /пер. с польск. Л.Г.Кашкурсвнча, Н.Г.Горнна. М.: Высшая школа, 1990 - 382с.

187. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. /Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972. - 80с.

188. Орловский Г.И. О художественном образовании учителя рисования. / Из опыта работы. -Л :Учпедгиз, 1961. 163с.

189. Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. М.: Изобразительное искусство, 1974.1. Т. 1-2 -632с.,Т.З. -495с.

190. Павлинов II.Я. Для rex, кто рисует. Советы художника. М.: Советский художник, 1965. - 71с.

191. Партии С. Мир искусства. М.: Изобразительное искусство, 1993. - 79с.

192. Педагогическая диагностика в школе. / А.И.Кочетов, Я.Л.Коломенский и др. Минск.: Народная асвета, 1987. - 223с.

193. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. М.: Советская энциклопедия. - Т.1. - 1964. - 832 стлб.; Т.2. - 1965. - 912 стлб.

194. Педагогический словарь. М.: из-во АПН СССР, 1960. - Т.1. - 774с.

195. Петрова Т.Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников. // Советская педагогика, №12, 1991. с.48 - 50.

196. Платонов К.К. Проблема способностей. -М.: Наука,1972. 312с.

197. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука,1986. - 254с.

198. Плотникова Е. Русская акварель.// Художник, №1, 1968. с. 42-56/.

199. Нодобедона О.И. Д.Н.Кардовский. М : Советский художник, 1957. - 183с.

200. Пономарей И.Я. Психология творчества и педагогика М. Педагогика, 1976. - 280с.

201. Нретте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение : курс художественного воспитания. / пер. с ига л. А. Б. Махов а.- М.: Советский художник. Т.1. - 1981. - 113с., Т.2. - 1985. - 166с.

202. Программы педагогических институтов. / Сб. №14. Рисунок, живопись, композиция,-пленэр, скульптура и пластическая анатомия. -М.: Просвещение, 1988 150с.

203. Нружан И. Константин Сомов / Альбом/.- М.: Искусство, 1972 127с.

204. Нружаи И. Лев Самуилович Бакст. Л.: Искусство, 1975. - 232с.

205. Нружан И., Князева В. Русский портрет конца XIX начала XX века. - М. изобразительное искусство, 1980. - 295с.

206. Психология индивидуальных различий./ Тексты. Уч. пособие для психолог, фак. ун-тов,- М.: из-во МГУ, 1982. 288с.

207. Психология процесса художественного творчества./ Сб. статей. Л.: Наук;», - 1980. - 285с.

208. Психология рисунка н живописи Вопросы психологических исследований формирования образа. / отв. ред Е.И.Игнатьев. М : из-во АНИ СССР, 1954. - 56с.

209. Психология исследования творческой деятельности. / иод ред. O.K.Тихомирова. М.: Наука, 1975. -252с.

210. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная./отв ред. В.А.Пономарей. М.: Наука, 1990. - 222с.

211. Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гшшеинрейтер, А.А.Пузырей. М.: из-во МГУ, 1982. -288с.

212. Пусгь цвет запое г. Главы из книги Джейн Добье, англ. акварелистки. //Юный художник, № 7, 1994. -с.40 -43.

213. Пучков А.С., Триселей А.В. Методика работы над натюрмортом./Уч. пособие для ст-тов пед. ин-тов по специальности 2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1982. - 160с., ил.

214. Рабу не кий Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. / На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. -М.: Педагогика, 1975. 180с.

215. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством/ Межвузовск. сб. научи, трудов. Ростов-на-Дону.,1986. - 163с.

216. Puicoua М.М. Брюллов-портретист М.: Искусство, 1956. - 159с.

217. PemiKiui 11.11. Техника акварельной живописи/ Учебн. Пособие для архитектурных вузов и фактов. М.: Государств, из-во по строительству, архитектуре и строит, материалам, 1959. - 223с., ил.

218. Репин И.Е. Далекое близкое. - Л.: Художник РСФСР, 1986. - 486с.

219. Рисунок. Акварель / Всгуп. ст. Е.Плогпнкоиой . М.: Советский художник, 1966. - 46с.

220. Рисунок. Живопись Композиция /Хрестоматия Сосг. Н.Н.Ростовцен, 1 С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов ., уч. пособие для студентов худож граф. фак-тов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1989.-207с.

221. Рисунок и акварель передвижников. Выставка. JI- М. 1971 72 / Каталог выставки. Предисловие Е.А.Фурцсиои, всгун ст. И.М.Бнииоиой. - J1.: Искусство, 1971 - 124с., ил.

222. Рисунок и акварель. О.А.Кипренский, А Г Венецианов, В А.Тронннин, К.П.Брюллов, П.А.Федотов./ КаталогГП7. М.: Искусство, 1956. - 135с.

223. Рисунок и акварель. В.Г.Перов, И.Н.Крамской, В.В.Верещагин./Каталог ГТГ/ М.: Искусство, 1950 - 131с.

224. Рисунок н акварель. В.Д.Поленов, В.А.Серов, М.А.Врубель. / Каталог ГТГ/. М.: Искусство. - 1950 -217с.

225. Ростовцев II. 11. История методов обучения рисованию : зарубежная школа. / уч. пособие для студентов пед. ин-тов но специальности 2109 " Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1981. -191с, ил.

226. Ростовцев 11.11. Истории мегодов преподавании рисования Русская и советская школы рисунка./ Уч. пособие для студентов худож-граф. фак-тов пед ин-тов. М.: Просвещение, 1982. 239с.

227. Росговцеи Ы.Н., Терентиев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: уч. пособие для студентов худжож,- граф. фактов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 176с., ил.

228. Рубинштейн CJ1. Основы общей пенхолошн/ в 2-х т т./. М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 486с., Т.2. -323с.

229. Русский карандашный а акварельный портрет I пол. XIX века из музеев РСФСР. М.: Искусство.330с.

230. Савинов А.И. Письма. Документы. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, - 1983. - 332с.

231. Савицкий Г.К. Молодым художникам о мастерстве Изд. 3-е, нспр М.: из-во АХ СССР,1953. -48с.

232. Сарабьннои Д.В. История русского искусства конца XIX- начала XX века / Учебн пособие. М : из-во МГУ, 1993. - 320с.

233. Сарабышои Д.В. Русская живопись XIX века среди Европейских школ. М.: Советский художник, . 980. -263с.

234. Сахарова Е.В. Д.В. 11оленов Письма. Дневники. Воспоминания. -M.-JI.: Искусство, 1948. 535с.

235. Слобода Л.Ф. Роль и характер домашних заданий по живописи студентов 1 курса художественно-графического факультета./ Вопросы художественно-педагогического образования. с.54-58. - Смоленск, 1976. - 78с.

236. CuciHiiHKOu А.В. Зависимость методов формирования творческой активносги на занятиях академическим рисунком от индивидуальных особенностей личности студента / Дисс.канд. пед. наук. М., 1985.- 199с.

237. Секу и В.И. Индивидуалыю-пснхо логические особенности и взаимоотношения студентов: опыт соц. ненхологнч. исследования. Минск. : Вышейшая школа. 1976. - 188с.

238. Валентин Серов ./ Альбом. Авт. вступ. сг. Д.В.Сарабыищи. Л.: Аврора, 1987. - 272с.

239. В.Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. / в 2-х т.т., ред. сост, авт. вступ. ст. . очерков о мемуаристах и коммент. И.С. Зпльбенштепп и В.А.Сашков.-- Л.: Художник РСФСР, 1977. -T.I 717с.,Т.2. - 599с.

240. Серова Г.Г. В.Е.Савинскнй. художник и педагог. Монография. - М.: Изобразительное искусство, 1983 - 144с , ил.

241. Серова О. Воспоминания о моем отце В.А.Серове. 2-е изд., доп. Л.: 'Искусство, 1986. - 199с.

242. Скаткнн М.11. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. - 206с.

243. C.iianeuiiii 1>. Техника живописи. Живописные материалы. М.: из-во АХ СССР, 1962. - 378с.

244. Смирнов Г.1». Живопись. / Уч. пособие для худож. -1раф фак-тов пед. ии-тов. М.: Просвещение, 1975. - 142с., нл

245. Смирнов Г.Б., Уиконскин А.А. Акварель / Уч. пособие для студентов-заочников худож.-граф. факсов нед. ин-гов. М.-Л. : Просвещение, 1964. - 49с.

246. Смирнов С.Д. Псдакннка и нсихолошя высшего образования: oi деятельности к лнчносги. / Уч. посооне М.: Achcki- пресс, 1995. - 271с.

247. Советы мастеров: Живопись, графика. / Сборник. Сост. и авт. примеч. А.С.Запцев , 2-е изд. Л.: Художник РСФСР, 1979. - 374с.

248. Современная советская акварель. / Альбом. Сост. и авг научи, аппарата И.А.Володпп. М.: Советский художник, 1983 - 2оЗс. нл.

249. Станпелаискнп К.С. Собрание сочинений в 9 т.т. / Редкол :О.Н. Ефремов и др./ М.: Искусство, T.2. - Работа актера над собой, ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневники ученика. - 1989. - 511с.

250. С>1 робнна Г. М.Фортш. К 150-легню со дня рождения // Юный художник, № 1 1, 1988. с. 33-37/.

251. Суздллев 11.11. Врубель. Личность Мировоззрение Мстод. М.: Изобразительное искусство, 1984. - 479с.

252. Суриков В.И.: Письма, воспоминания о художнике. / Сост и коммент. Н.А. н З.А.Разумовских, С.И.З'ольдштенпа Л.: Искусство, 1977. - 382с.

253. Стасеинч В.11. Искусст во иоргрега. / Пособие для учителей .- М.: Просвещение, 1972. 80с., ил.261. 'Гамбией Б.11. Индивидуальный подход к студентам в процессе обучения рисунку. / Дисс. канд. пед. наук.-М.: 19У0. -225с.

254. Тарабукин II.М. Врубель. М.: Искусство, 1974. - 174с.

255. Теплой 1>.М. Избранные груды. В 2-х т.т. М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - 328с.

256. Теплой Б.М. Учение о типах высшем нервной деятельности и психология.// Вопросы психологии, №1. 1955.-с. 41.

257. Теплой Б.М. Проблема индивидуальных различии. Избранные работы. М.: из-во АПН РСФСР, 1961. - 536с.

258. Тихомиров А.К. Психология исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. - 252с.2ь7. Тшгншннк В.В. Материалы и техники живописи. М/. из-во АХ СССР, 1962. - 174с.

259. Учебный рисунок в Академии художеств./ Альбом/. М.: Изобразительное искусство, 1990. - 160с.2(>9. Упковскин А.А. Живопись. Вопросы колорита./ Учебн. пособие для худож. граф. фак-тов пед. низов. -М.: Просвещение, 1980. - 127с.

260. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педапм нка, 1990. - 188с.

261. Ушипскнй К'.Д. Сочинения в 8-мн томах. Т.8 . Человек как предмет воспитания. Оньп антронодо-11ш. М - Л.: и j-uo A11H РСФСР, 1950,- 774с.

262. Федороь-Даныдов А.А. Левитан . Жизнь п зворчеегво. 1860-1900 М,: Искусство, 1976. - 571с.

263. Федоров- Давыдов А.А. Русский пейзаж XY1II- начала XIX в.в.- М: Искусство. 1953. 5ХЗс.

264. Фельдман В.А. Искусство акварельной живописи. Киев.: Мнстецтво, 1967. - 52с.

265. Фешни Николай Иванович. Документы. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Художник РСФСР, 1975. 170с.

266. Фомичена З.И. Венецианов педагог - М.: из-во АХ СССР, 1952. - 142с.

267. Xiivkhuk' Е.А. Развитие колористического видения у езудетов художественно-графнч. фак-тов на занязних по живописи (ст. курсы). /Дисс.капд. пед. паук. М., 1992. - 187с.281.. Xoi api У. Анализ краоны: Теория искусст ва. Л.: Искусство, 1987. - 254с. ил.

268. Чеюдаен А.Д. Джон К'опстсоль. М.: Искусство, 1968. - 300с., пл.

269. Чешипш-Чеипнпн. Книга об искусстве или трактат о живописи./ Пер. с ит. Л.Л ужпекои иод ред. н со встун. ст. А.Рыбникова. М.: Изогнз, 1933. - 139с.

270. Чистяков 11.11. и Савннскнй B E. Переписка 18S3- 188S. М.: Искусство, 1939. - 328с.2X4 Чнсшкоп 11.11. Письма. Записные книжки. Воспоминания. -М.: Искусство, 1953 592с.

271. Шалиппн Ф.И. Повести о жизни. Страницы из моей жизни. Маски д\ шн. /Ко.м.мент. Е.А. Гроше-iioii н Н.Ф. Шалнншшп /. - Пермь, кн. нз-во, 1969. - 372с. ил.

272. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество./ Проблемы руководства изобразит. творчеством детей. М.: Просвещение, 1969, - 271с.

273. Щнпанов Л.С. Юным любителям кисгн и резца. 2-е изд., доп. и перераб- М.: Просвещение, 1981. -416с.

274. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебн. пособие для студентов нед. нп-та.- М.:Просвещеннс, 1971. 160с.

275. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 351с.

276. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. Сост. ред., авг предисл. И прим. В.Н.Юрснсп, М.: Искусство, 1974.- 422с.

277. Эрмитаж. Ленинград. Рисунки, акварели./Альбом/. М. - Л.: Советский художник, 1965. - 1бс.,пл.

278. Эстетка: словарь. / иод общ. ред. Л.А. Белиена н др. М.: Политиздат, 1989. - 447с.

279. Юон К'. О живописи. Л.: Пзошз, 1937. 282с.

280. Юрьева Т.С. Эндрыо Уанег. М.: Изобрази i ел ыюе искусство, 1986. - 158с.

281. Якобсон И.М. Психология художественного творчества. М.'Знание, 1971. - 4Sc.

282. Яковлев В.Н. О живописи. М.: из-во АХ СССР, 1951. - 79с.

283. Яшумш А.Н. Живопись / Уч. пособие для псд. училищ со спец. № 2003. "Преподавание черчения и изобразительного искусства" М : Просвещение, 1987. - 280с., нл.

284. Яшумш А.11. Техника акварельной живописи в наглядных пособиях./ Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительною искусства. , с. 68 - 87. -Карачаевск.: Карачаево-Черкесский педагогический инст итут, 1970, - 194с.

285. ОРЛОВСКИЙ I 'ОСУ ДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТна пр< .вс'.х рукописи

286. OCEHKO I!адс\да Анатольевна

287. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАСТЕРСТВУ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ (на upiii>wpe художествен ме^рафичсскнх факультетов)

288. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

289. Специальность 13.00.02 теория и методика обучения изобразительному искусству1. V*-**. л.'1. При. г«»/»т»!ие