Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Одаряев, Максим Валерьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Одаряев, Максим Валерьевич, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА

1.1. Историческая эволюция методов выражения художественного пространства.'.

1.2. Обзор основных теоретических и методических источников по проблеме исследования.

1.3. Современное состояние обучения построению пространства на занятиях живописью на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В МНОГОСЛОЙНОЙ ЖИВОПИСИ

2.1. Научно-теоретические основы методики построения пространства в многослойной масляной живописи.

2. 2. Психолого-педагогические основы методики формирования умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ХГФ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В МНОГОСЛОЙНОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.

3.1. Задачи и методы экспериментального исследования.

3.2. Констатирующий этап педагогического эксперимента.

3.3.Методическая система формирования умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи у студентов ХГФ и её проверка на формирующем этапе педагогического эксперимента.

3.4. Проведение сравнительного этапа педагогического эксперимента.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи"

В наше время научно-технический прогресс открывает новые возможности творческого отношения практически к любому роду деятельности. Формирование такого отношения, бесспорно, требует развития пространственного мышления в построении изображения на плоскости. На сегодняшний день трудно вспомнить хотя бы одну сферу деятельности, где это качество не играло бы существенной роли.

Немаловажное значение в развитии пространственной трактовки изображения на плоскости у студентов играют занятия дизайном среды (интерьер, ландшафт и т.д.), \\ПЕВ-дизайном, черчением, пространственным моделированием, а также самое главное - занятия изобразительным искусством, в процессе которых педагог имеет возможность активизировать процесс формирования умений и навыков передачи пространства и развития структурного мышления. Во многом это зависит от прочности знаний, умений и навыков педагога. В процессе занятий преподавателю приходится отвечать на разного рода вопросы студентов, подкрепляя свои ответы наглядным показом того или иного приёма или метода. Следовательно, учителю необходимо иметь чётко ориентированное мировоззрение, что позволит воспитать студента как полноценную грамотную творческую личность, имеющую свою крепкую позицию в объективном мире. Художник-педагог должен знать и на высоком уровне владеть методами, которые активизируют процесс формирования умений и навыков передачи пространства в натурных этюдах и длительных работах, выполняемых в технике многослойной живописи. Однако теория и практика при подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства в настоящее время недостаточно обеспечивает необходимый уровень соответствующих знаний, навыков и умений передачи пространства.

Отсюда можно сделать вывод, что проблема активизации процесса формирования умений и навыков трактовки пространственных характеристик категорий глубинности и плоскостности в многослойной масляной живописи у студентов второго курса, является одной из актуальных проблем теории и практики обучения и воспитания будущих художников-педагогов. Развитие преподавания живописи на художественно-графических факультетах высших учебных заведений связано с проведением исследований, посвященных определению методов и условий активизации процесса формирования у студентов умений и навыков передачи пространства в ходе обучения дисциплинам изобразительного цикла, в который входит профилирующий предмет «живопись». Действующая в настоящее время программа и методика преподавания живописи на художественно-графических факультетах недостаточно учитывает роль формирования умений и навыков передачи пространства категорий глубинности и плоскостности в многослойной масляной живописи, изучение которой активно ведётся на художественно-графическом* факультете Кубанского Государственного Университета.

На недостаточный уровень развития умений и навыков передачи пространства в студенческих учебных работах обращается внимание в исследованиях по проблемам преподавания живописи на художественно-графических факультетах, авторами которых являются Г.В. Беда, A.A. Унковский, А.И.Масленников, А.С.Рындин, Г.В.Ершов, В.В.Непомнящий и т.д.

Воспитание нового поколения молодых творческих кадров, художественное образование студенческой молодежи являются сложной педагогической задачей.

В подготовке учителя изобразительного искусства обучение построению пространственной среды в живописных работах -г наиболее сложная и недостаточно методически разработанная педагогическая проблема, актуальность которой состоит в формировании-творческих способностей и пространственного мышления. Художник-педагог должен владеть не только мастерством изображения, но уметь творчески и структурно мыслить.

Основная задача данного исследования заключается в изучении навыков построения пространства, студентами ХГФ в процессе освоения закономерностей его передачи в многослойной масляной живописи. Рассматриваемая проблема непосредственно связана с психологией, педагогикой и, разумеется, с т техникой и технологией многослойной масляной живописи. Поэтому её методическое решение возможно лишь при использовании основных положений этих наук.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса на художественнографических факультетах зависит от изучения методического опыта и художе ственного наследия, способствующих развитию живописных умений и навыков. Поэтому совместно с поисками новых педагогических приёмов и методов обучения необходимо изучать наследие старой реалистической школы, опыт старых мастеров. С помощью современной науки это позволит извлечь из накопленного многовекового опыта те нюансы, которые могли бы содействовать решению определённых методических задач, обусловливающих процесс обучения художников-педагогов.

В рамках нашего исследования сделана попытка проникновения в учебно-воспитательные процессы с целью раскрытия вопросов условности изображения и построения пространства в совокупности с проблемами техники масляной живописи, связанными с этими условностями. При этом основой нашей системы являются реалистические тенденции развития живописной школы.

Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но и в обязательном воспитании художников, способных к самостоятельной творческой работе. Совершенство владения своим предметом - залог успеха педагогической деятельности. Способностью пространственного мышления определяется потенциал личности художника, основанный на природных данных и развитый в процессе обучения.

Решение пространственных задач в живописи даёт большие возможности для художественного творчества, так как изображение разного рода сюжетов требует поиска нового решения, использования- различных изобразительно-выразительных средств.

Смысл развития пространственного мышления в процессе изучения техники многослойной живописи - научить видеть и воспринимать натуру с последующей трансформацией увиденного для создания целостного по своей структуре живописного произведения.

Большую ценность для разработки методики обучения представляют исследования, связанные с психологией зрительного восприятия в процессе изобразительной деятельности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, H.H. Волков, Е.И. Игнатьев, В.И. Кйреенко, 'В.С Кузин, К.К. Платонов, Я. Л. Пономарев и др.

Вопросы формирования пространства разносторонне освещены ведущими специалистами в области психофизиологии. Основы методов формирования целостного построения и передачи пространства на двухмерной изобразительной плоскости заложены в исследованиях физиологов и психологов Р. Арнхейма, Б.Г. Ананьева, H.A. Берштейна, Р. Вудвортса, В. Вундта, В.П. Зинченко,

A.Н. Леонтьева.

Для изучения процесса формирования профессиональных навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов мы обратились к трудам известных ученых, таких, как H.H. Волков, H.H. Ростовцев, Г.В. Беда, A.A. Унковский, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Б.Г. Гагарин,

B.П. Зинченко, А.И. Иконников, В.В. Корешков, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев и

Др.

Научно-теоретическому обоснованию вопросов передачи пространства разносторонне посвящены работы ведущих специалистов Л.В. Мочалова, Н.И. Тарабукина, Б.В. Раушенбаха, Я.Ф. Жегина и т.д.

Основы техники многослойной масляной живописи и различные пространственные особенности отдельных технических приемов изложены в трудах

Д.И. Киплика, А.Н. Лужецкой, A.M. Мельникова, A.A. Виннера, JI.E. Фейнберга и др.

Одно из актуальных направлений в плане развития навыков построения и передачи пространства у студентов художественно-графических факультетов — совершенствование методов обучения технике живописи. До недавнего времени проблема развития пространственного мышления в системе художественного обучения в педагогических вузах изучалась в большинстве случаев в рамках акцента на развитие одного из компонентов творческого процесса (творческого воображения, колористического видения и т.д.), другие компоненты оставались в стороне. По отдельности эти проблемы не охватывают целого комплекса обучения организации пространства на картинной плоскости. Главной задачей, по нашему мнению, является организация методики передачи пространства в процессе обучения живописи, включающая целенаправленное формирование навыков технического воплощения на изобразительной плоскости в определенном материале.

На сегодняшний день, как показывает практика, работа по расширению знаний студентов в области пространственной структуры, технологии и техни ки ведения живописного произведения на аудиторных занятиях ведется недостаточно. Как следствие этого можно отметить тенденцию к снижению количества выполняемых дипломных, работ в жанре многофигурной композиции, монументальной росписи, иконы, потерю у студентов интереса и активности в работе, невысокий профессиональный уровень учебных и творческих работ. Таким образом, исследование путей и методов активизации пространственного мышления у студентов в процессе обучения живописи выступает важнейшим условием совершенствования специальной и профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства, способного к активной творческой деяj тельности. Актуальность исследования определяется тем, что из-за нерешенности этой проблемы страдает качество подготовки будущих художников-педагогов в отношении развития всех художественно-творческих способностей, в том числе пространственного мышления.

Цель исследования заключается. в создании рациональной методики, обеспечивающей активизацию процессов формирования у студентов умений и навыков построения пространства в многослойной живописи, в разработке и проверке системы специальных заданий по активизации процесса формирования пространственного мышления в живописи.

Объект исследования - процесс формирования умений и навыков передачи пространства у студентов вторых курсов ХГФ на занятиях живописью. т

Предмет исследования - педагогические условия, теоретические основы, пути, методы и средства, способствующие эффективному развитию пространственного мышления в многослойной масляной живописи у студентов.

Гипотеза исследования. Обучение живописи студентов ХГФ будет более эффективным, если в учебном процессе будет применяться разработанная целостная методическая система, направленная на формирование навыков передачи пространства в многослойной живописи, а также изучение различных свойств изобразительных средств (толщина красочного слоя, светоотражае-мость, разл. способы и приёмы получения цвета), соответствующих той или иной пространственной характеристике и структуре изображения.

Методическая система включает: а) цели и задачи обучения живописи, в том числе основные задания по живописи и специально разработанный комплекс практических заданий, предполагающий поэтапное усложнение содержания; б) методы обучения и методические приемы;. в) средства обеспечения учебно-воспитательных процессов (ТСО, наглядные пособия).

Система обладает следующими ценными качествами:

1. Вырабатывает структурное живописное мышление.

2. Обеспечивает последовательное формирование пространственной среды.

3. Стимулирует процесс целостного восприятия натуры.

4. Создаёт условия системного подхода к созданию живописного произведения.

5. Повышает творческую активность студентов.

6. Активизирует пространственное мышление и закрепляет ранее приоб ретённые живописные умения и навыки.

Решение выделенной проблемы, подтверждение гипотезы и достижение поставленной цели возможно, если будут осуществлены следующие задачи исследования:

1. Изучение трудов психологов, дидактов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству, диссертационных исследований, учебных программ.

2. Анализ и обобщение накопленного опыта работы преподавателей педагогических вузов в обучении живописи.

3. Изучение основных теоретических проблем формирования структурного пространственного мышления, разработка критериев и оценок уровня развития пространственного мышления студентов.

4. Определение основных принципов создания экспериментального комт плекса заданий, нацеленного на развитие навыков построения пространства.

5. Практическая разработка учебно-методической системы заданий, теоретического обоснования и модели её проведения.'

6. Апробация и экспериментальная проверка эффективности заданий.

7. Доказательство результативного воздействия комплекса заданий на активизацию умения организации пространства в процессе обучения многослойной масляной живописи.

Методы исследования:

-анализ психолого-педагогической, методической и спец. литературы по проблеме исследования;

- изучение накопленного опыта преподавателей живописи художественно-графических факультетов;

- структурный анализ произведений по живописи; и

- наблюдение за деятельностью студентов и педагогов;

- анализ творческих и учебных студенческих работ по живописи;

- анкетирование;

- педагогический эксперимент и обработка полученных данных.

Научная новизна:

1. Систематизирован теоретический и методический материал по формированию умений и навыков передачи пространства с учётом задач подготовки художников-педагогов.

2. Определены методы и педагогические условия активного формирования умений и навыков передачи пространства в многослойной живописи, способствующие совершенствованию т учебно-теоретической деятельности студентов ХГФ.

3. Разработана эффективная методическая система построения пространственной среды студентами, которая включает в себя: цели, задачи и содержание учебного процесса; дидактические принципы, формы методы и приёмы решения данной проблемы; средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.).

4. Разработана и экспериментально проверена система специальных заданий, способствующая поэтапному формированию умений и навыков передачи пространства.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается:

- в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики формирования у студентов ХГФ умений и навыков передачи пространства в многослойной масляной живописи натюрморта, позволяющей активизировать творческую деятельность будущих учителей изобразительного искусства.

- в использовании результатов исследования в практике преподавания живописи, для совершенствования учебных планов и программ по живописи на художественно-графических факультетах;

-в разработке методики проведения занятий по живописи, включающей самостоятельную работу, направленную на эффективное формирование струк турного пространственного мышления у студентов вторых курсов, повышающую качество подготовки художников-педагогов; Этапы исследования:

На первом этапе (2002-2003 гг.) проводился сбор, анализ и обобщение ма териалов исследования, разрабатывалась проблема исследования, определялись его цель, задачи и методы их решения. По первым результатам работы со студентами определялись критерии оценки формируемых живописных качеств, вёлся сбор наглядного материала. Изучались труды по технике передачи пространства в станковой и монументальной живописи, а также психолого-педагогические и искусствоведческие работы по теме исследования. Велась разработка программы экспериментального исследования, а также проводился констатирующий этап педагогического эксперимента.

На втором этапе (2003-2004 гг.) апробирована система практических зада» ний на формирующем этапе педагогического эксперимента. Собран наглядный материал по всему комплексу практических заданий.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводился сравнительный педагогический эксперимент. Обобщались и систематизировались теоретический и экспериментальный материалы.

Достоверность и обоснованность обеспечиваются:

- опорой на современные достижения в области психологических и педагогических наук, искусства и культуры;

- научно-теоретической базой работы, основу которой составили исследо вания по философии, психолопш, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;

- достаточным количеством наблюдений, наличием контрольных и экспериментальных групп;

- научными критериями оценкй живописных учебных работ студентов;

-включением экспериментальной методики в реальный учебный процесс наХГФ.

-опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами вторых курсов художественно-графического факультета КубГУ.

- одобрением основных положений диссертации кафедрой живописи Куб

ГУ

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебно-методический процесс художественно-графического факультета КубГУ, филиала художественно-графического факультета КубГУ в г. Новороссийске, художественно-графических факультетов г. Карачаевска и г.Ростова-на-Дону. Материалы исследования опубликованы в научном сборнике межвузовских конференций, а также использованы в создании совместного учебного пособия: «Взаимосвязь передаваемого пространства и структуры живописного изображения в многослойной масляной живописи», и практикума: «Передача пространства в многослойной масляной живописи».

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

1) Проведенное экспериментальное исследование подтвердило гипотезу исследования. Процесс формирования и развития умений и навыков протекает более эффективно при использовании предлагаемой целостной методической системы целенаправленного изучения передачи пространства в технике многослойной масляной живописи.

2) Изучение передачи пространства начинать с изучения отдельных свойств среды глубинного пространства, затем рассматривать категорию плоскостности. Для дальнейшего обучения необходимо, чтобы студенты получили глубокие знания по технике живописи, изучили свойства и способы рационального применения материалов; используемых в масляной живописи.

3) Изучение передачи пространства в технике многослойной масляной живописи должно опираться на опыт предыдущих поколений художников. Процесс обучения студентов пространственному мышлению будет более эффективен при соблюдении единства обучающей, воспитательной и развивающей функций образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проведенного исследования определилась'тем, что из-за нерешенности поставленной проблемы страдает качество подготовки будущих художников-педагогов в отношении развития всех художественно-творческих способностей, в том числе пространственного мышления.

В области обучения построения пространства накоплен большой теоретический и практический опыт, который не всегда целенаправленно изучается и используется преподавателями;

На художественно-графических факультетах педагогических вузов в данный момент не существует разработанной, методически обоснованной системы заданий, направленных на развитие умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи. А исследование развития т пространственного мышления у студентов в изучении техники и технологии масляной живописи выступает как важнейшее условие совершенствования специальной и профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства с ориентацией на активную творческую деятельность;

Для решения задач исследования был проведен анализ литературы по способам и методам передачи пространственной среды категорий глубинности и плоскостности, технике и технологии масляной живописи, изучению методов построения картины отдельными мастерами. Так же выявлены исторические закономерности развития способов передачи пространства в России, Западной Европе, Египте, Дальнем востоке и т.д. На основе результатов исследования были систематизированы этапы ведения работы и технические приемы передачи пространства в технике многослойной масляной живописи. Исследованы новые способы построения структуры картины с учетом передачи того или иного вида пространственной среды.

Анализ педагогической литературы помог выявить совокупность методов, форм и средств обучения, способствующих формированию живописных умений т и навыков, взаимосвязь и взаимную трансформацию знаний, умений и навыков, изучить этапы их формирования.

На основе результатов теоретического исследования разработан комплекс специальных практических заданий, направленных на изучение способов и методов передачи пространства в многослойной масляной живописи.

Проведение педагогического поискового эксперимента подтвердило эффективность разработанных практических заданий, способствующих формированию живописных умений и навыков в процессе изучения способов и методов поэтапного построения пространственной среды.

Результаты проведенного педагогического эксперимента позволили выработать требования к разработке практических заданий, способствующих форми рованию и развитию живописных умений и навыков в процессе изучения способов и методов передачи пространства в многослойной масляной живописи. На основании этих требований была разработана представленная методическая система. Кроме того, были определены критерии оценки умений и навыков передачи пространственной среды катёгорий глубинности и плоскостности.

Выставочная деятельность студентов, обучавшихся по экспериментальной методике, доказала необходимость углубленного изучения передачи про странства в технике многослойной масляной живописи

Таким образом, результаты проверки экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанной методической системы.

Было выявлено, что для формирования и развития умений в процессе изучения передачи пространства в многослойной масляной живописи целесообразно знакомить студентов с разными способами построения пространственной среды. При этом изучение построения пространства в многослойной масляной живописи должно опираться на опыт предыдущих поколений художников. Формирование и развитие умений и навыков передачи пространства в технике многослойной масляной живописи должно осуществляться в.соответствии с принципами обучения, разработанными отечественной дидактикой. При этом не допустима недооценка одних и преувеличение других принципов обучения.

Важно отметить то, что поиск оригинальных, более эффективных сочетаний различных педагогических методов, форм и средств обучения показал, что нельзя преувеличивать или отвергать какой-либо из компонентов обучения. Вместе с тем ясно, что не существует единственно оптимального соотношения форм, методов и средств обучения, способствующего формированию и развитию умений и навыков передачи пространства. Оптимальность и эффективность их сочетания зависит от содержания и задач каждого из этапов обучения, а так же от многих других факторов.

Таким образом, результаты исследования показали, что в процессе обучения необходимо сочетать различные формы, методы и средства в прямой зависимости от задач и содержания обучения. В случае если выбор форм, методов и средств обучения будет соответствовать поставленным задачам, то эффективность обучения окажется максимально возможной.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Одаряев, Максим Валерьевич, Москва

1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974.

2. Алпатов М.В. Композиция в живопйси: Исторический очерк. М., 1940.

3. Ананьев Б.Г Новое в учении о восприятии пространства. // Вопросы психологии, i960., № 1.

4. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.

5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

6. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

8. Андреев В. И., Вивдич Ф. М., Шулындина О. С. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности студентов на лабораторных занятиях в вузе. М., 1979.

9. Андреев В. И. Определение границ применения исследовательского метода обучения на основе оценок уровней сформированности исследовательских умений и способностей'учащихся. Казань, 1975.

10. Армстронг Г. Эвристический метод обучения. М., 1990.

11. Беда Г.В. Введение в теорию живописи. Краснодар, 1987.

12. БедаГ.В. Живопись. М., 1986.

13. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М., 1977.

14. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. М., 1981.

15. Беджанов Ю.К. Изобразительное'и декоративно-прикладное искусство.I

16. Термины и понятия: Учеб. пособие. Майкоп, 1997.

17. Беляев Т.Ф. Упражнения по' развитию пространственных представлений. М., 1962.

18. Беспалов Б.И. Психологический механизм действия визуального мышления. М., 1984.

19. Бакушинский A.B. Искусство Палеха. М., 1934.19