автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи у студентов ХГФ педагогических вузов
- Автор научной работы
- Сторчак, Иван Иванович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сторчак, Иван Иванович, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ЖИВОПИСНОГО
ИЗОБРАЖЕН™ МЕТОДОМ МНОГОСЛОЙНОЙ МАСЛЯНОЙ
ЖИВОПИСИ.'.
1.1. Структура живописного изображения.
1.1.1. Технологические слои.
1.1.2. Красочные (живописные) слои.
1.2. Организация структуры живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными задачами.
1.3. Психолого-педагогическое обоснование возможностей формирования у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения посредством метода многослойной масляной живописи.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ЖИВОПИСНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕТОДОМ МНОГОСЛОЙНОЙ ' МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ У СТУДЕНТОВ ХГФ.
2.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента.
2.2. Методическая система формирования навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи и ее проверка на формирующем этапе педагогического эксперимента.
2.3. Сравнительный (контрольный) этап педагогического эксперимента.;.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи у студентов ХГФ педагогических вузов"
Проблема исследования и ее актуальность. В настоящее время в условиях реформирования системы образования России остро обозначилась проблема повышения качества подготовки педагогических кадров. Для художественно-педагогического образования решение этого вопроса во многом определяется совершенствованием методики ведения занятий по специальным дисциплинам.
Существующая методика обучения живописи мало внимания уделяет использованию в практике обучения значительного опыта, накопленного в течение всей истории развития живописи. Это приводит к тому, что потенциал рациональной организации структуры жирописного изображения, выработанный в процессе ее развития, востребован недостаточно.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, без решения проблемы формирования навыков организации структуры живописного изображения, опирающейся на этот опыт, подготовка учителей изобразительного искусства не является вполне эффективной. Владение практическими навыками грамотной технологической и технической реализации задач поставленных перед изображением, 'обладание знаниями об условиях формирования определенной техники живописи, понимание основных принципов её организации, служит необходимой базой для успешной творческой, воспитывающей и обучающей деятельности учителя изобразительного искусства.
Внедрение в процесс обучения четкой логической последовательности решения общих живописных задач, которой обладает способ многослойной т живописи, является актуальным и в связи с сокращением учебных часов по ведущим дисциплинам специальности 130800 «Изобразительное искусство» рисунку и живописи. Сокращенные часы компенсируются за счет самостоятельной работы без руководства преподавателя, и четкая систематизация работы является более удобным в применении методом как контроля над работой студента, так и в самой работе со студентами. Это способствует реализации Концепции модернизации российского образования до 2010 года (инструктивное письмо Министерства образования № 14-15-996ин/15 от 27.11.2002 года) связанной со значительным увеличением доли самостоятельной работы студентов.
Несмотря на большое количество теоретических исследований в области технологии и техники масляной живописи, методические основы формирования навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, в частности навыков выбора технологической и технической структуры живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными задачами, мало разработаны. Процесс письма, на котором сформированы современные методики обучения живописи основан на механическом смешении красок, рассчитанном на поверхностное отражение света. Игнорирование в обучении студентов способов оптического смешения красок приводит к значительному сужению диапазона технических средств, которыми они овладевают. Остаются нетронутыми приемы работы прозрачными красками - лессировки, не используются их богатые выразительные, пространственные и материальные свойства.
Поэтапность выполнения живописного изображения методом многослойной живописи, выстроенная в четкую систему в соответствии с особент ностями применяемых материалов, используемых связующих, разбавителей красок, их маслоемкости, укрывистости, совместимости материалов, используемой красочной палитры, влияет не только на сохранность работ, но и на решение задач изображения материальности и качества фактуры, передачи цветовых аспектов среды и предмета.
Технология в многослойной живописи тесно связана с изобразительными задачами и их решением, поскольку используемый материал диктует способ его применения и не только оказывает влияние на поэтапность выполнения работы, но и, в принципе, активно воздействует на формирование и развитие самого изобразительного языка. В связи с этим материал, техническая структура и цветовой строй, основанный на определенных изобразительных задачах, находятся в тесном взаимодействии, любой из этих компонентов должен быть согласован с изменением другого.
Исследованиями в области свойств материалов, применяемых в масляной живописи, определением технологических требований, предъявляемых к ним, занимались A.A. Виннер; Ж. Вибер, Ю.И. Гренберг, Д.И. Киплик, Ф.Ф. Петрушевский, Н.И. Прокофьев, Ф. Рерберг, Б. Сланский, Н.В. Одно-ралов и др. Этими учеными опробованы и описаны пигменты, краски, основания, грунты, разжижители красок и другие материалы, применяемые в масляной живописи.
Основы техники многослойной масляной живописи и особенности отдельных технических приемов изложены в трудах A.A. Виннера, Д.И. Кип-лика, А.Н. Лужецкой, A.M. Мельникова, Л.Е. Фейнберга и др. Описание техник отдельных мастеров содержится в работах А.Г. Верещагиной, К. Гараш, Ф. Заничева, М.Х. Такач и др.
Исследование используемых живописных материалов, поэтапности ведения работы, атрибуции картин, дефектов красочного слоя,, нашло отражение в трудах по реставрации картин Ю.И. Гренберга, Е.В. Кудрявцевой, И. Линника и др. Щ 5
Исследования условий формирования изобразительного языка реалистической живописи изложены в работах: Г.В. Беды, H.H. Волкова, Ю.И. Гренберга, Б. Иогансона, Н.П. Крымова, Ф. Рерберга и др.
Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобрази» тельному искусству внесли российские ученые-педагоги Г.В. Беда, С.Е. Игнатьев, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, А.И. Масленников, A.C. Пучков, H.H. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.Е. Терентьев, А.И. Триселев, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, A.A. Унковский, А.П. Яшухин и др. В их трудах нашли ото4 бражение многие вопросы, связанные с методикой преподавания изобразительных дисциплин, в том числе и масляной живописи.
Вклад в разработку проблемы формирования изобразительных умений и навыков внесли Т.С. Комарова, В.К. Пестель, Е.И. Флерина, В.Н. Шацкая и др. Психолого-педагогические аспекты формирования и развития умений и навыков описаны в работах Ю.К. Бабанского, JI.C. Выготского, B.C. Кузина,
A.Н. Леонтьевой, И .Я. Лернера, Б.Ф Ломова, К.К. Платонова, Я. А. Пономаре j ва, С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской и др.
Также незаменимое значение для обучения студентов ХГФ технологии t и технике многослойной масляной живописи имеют идеи художников-практиков и их современников в виде трактатов, воспоминаний, писем Л.Б. Альберти, Дж. Вазари, А. Дюрера, И.Н. Крамского, Леонардо да Винчи, Ченнино Ченнини, П.П. Чистякова и др.
В КубГУ, на кафедре живописи художественно-графического факультета метод многослойной живописи преподают заслуженный художник РФ, доцент A.M. Мельников и член союза художников РФ, доцент
B.Е. Пальченков. Их многолетний опыт творческой, исследовательской и педагогической деятельности, на который опирается данное исследование, яв ляется основой внедрения метода многослойной живописи в общий учебный процесс, в реализацию его вузовского компонента.
Среди специальных исследований, посвященных этой проблеме, следует отметить диссертационную работу С.Г. Ажгихина в которой были рас смотрены технологические и технические основы многослойной масляной живописи в контексте формирования живописных умений и навыков.
Мы же решили с опорой на классический метод многослойной живописи (который является основой для развитая всех других вариаций, возникших в области этой техники) рассмотреть вопросы, касающиеся конкретных технологических, технических и изобразительных задач, решающихся на основных этапах создания живописного изображения, а также вопросы изменения способов организации структуры живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными задачами.
Подробное описание в диссертации структуры живописного изображения вызвано необходимостью систематизации разрозненного знания с точки зрения проблем организации структуры живописного изображения в учебной практике, кроме того, необходимостью определенной теоретической подготовки, предшествующей овладению практическими навыками многослойной живописи, а также практически отсутствием литературы по технологии и технике многослойной живописи, рассчитанной на обеспечение педагогического процесса. В числе немногих учебно-методических публикаций, посвященных этой проблематике, могут быть отмечены работы A.M. Мельникова, В.Е. Пальченкова, С.Г. Ажгихина.
Рациональность системы, богатая база опыта и полное соответствие задачам обучения дают повод для развития и применения методик обучения, основанных на опыте многослойной живописи. Они могут стать эффективным средством формирования у будущих художников-педагогов навыков организации структуры живописного изображения.
Методические особенности формирования у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения, недостаточная разработанность данных вопросов в теории и методике художественно-педагогического образования определили тему исследования: «Формирование навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи у студентов ХГФ педагогических вузов».
Анализ состояния исследуемой проблемы позволил определить цель, объект, предмет и гипотезу исследования.
Цель настоящего исследования - решение проблемы формирования навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи у студентов ХГФ педагогических вузов, включающее: а) разработку содержания теоретической подготовки студентов к овладению методами многослойной масляной живописи; б) разработку методической системы формирования навыков организации структуры многог слойного живописного изображения.
Объект исследования - начальный этап обучения живописи маслом студентов художественно-графического факультета.
Предмет исследования — педагогические условия формирования и развития навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи у студентов ХГФ.
Гипотеза исследования. Обучение живописи студентов ХГФ будет более эффективным, если в учебном процессе будет использоваться методическая система изучения основ организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, содержащая:
- цели, задачи и содержание обучения основам многослойной живописи, в том числе системы практических заданий, рассчитанной на овладение необходимыми для этого практическими навыками;
- методы организации структуры живописного изображения посредством многослойной живописи и методические приемы использования изобразительных возможностей живописного материала; t
-формы организации учебного процесса, способствующие формированию и развитию у студентов ХГФ навыков организации структуры живоt писного изображения методом многослойной масляной живописи;
- средства обеспечения учебно-воспитательных процессов (ТСО, на глядные пособия, музейные фонды для копирования работ мастеров многослойной масляной живописи).
Задачи исследования:
1. Анализ и обобщение опыта мастеров классической и современной многослойной масляной живописи, методов многослойного построения живописного изображения, в том числе: а) методов использования свойств применяемых материалов; б) основных этапов ведения работы; в) способов организации структуры живописного изображения в соответствии с поставленными изобразительными задачами.
2. Разработка содержания теоретической подготовки студентов, необходимой для формирования навыков организации структуры живописного изображения посредством многослойной живописи.
3. Разработка методической системы практических заданий, способствующей формированию у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи.
4. Подготовка комплекса методических рекомендаций, наглядных пособий и технических средств обеспечения учебного процесса.
5. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методической системы.
Методологическую основу исследования составили труды специалистов в области педагогики, теории и методики обучения живописи. Среди них следует особо отметить научные исследования H.H. Волкова, Г.В. Беды, A.A. Унковского, B.C. Кузина, в области искусствоведения и исследования технологии и техники живописи - рекомендации мастеров живописи (переписка, воспоминания), а также исследования 'A.A. Виннера, Ж. Вибера, Ю.И. Гренберга, Д.И. Киплика, A.M. Мельникова, Б. Сланского, J1.E. Фейнберга.
Методы исследования: г
-теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования;
- структурный анализ живописных произведений;
-обобщение существующего педагогического опыта обучения живописи в системе художественно-графического образования;
- социолого-педагогические измерения: наблюдение, беседы, анкета-рование, анализ творческих и учебных работ студентов по живописи, педагогический эксперимент, анализ и обобщение результатов исследования.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно с 2002 по 2005 г. Экспериментальная работа проводилась на художественно-графическом факультете КубГУ. В эксперименте в общей сложт ности участвовало 178 студентов.
На первом этапе (2002 - 2003 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема исследования, изучался уровень ее разработанности и передовой опыт преподавания масляной живописи; анализировалась литература по теме ис4 следования. Для выявления состояния проблемы на практике проводился констатирующий эксперимент в ходе которого разрабатывались критерии оценивания у студентов степени сформированности умений и навыков организации структуры живописного изображения, выявлялся исходный уровень знаний, умений и навыков организации структуры живописного изображения. Проводилось тестовое задание, анализ работ студентов и классификация наиболее характерных ошибок в их работах. Разрабатывалась система практических заданий, определялись контрольные,и экспериментальные группы, собирался наглядный материал по теме исследования, подводились итоги констатирующего эксперимента.
На втором этапе (2003- 2004 гг.) проводился формирующий эксперимент, целью которого была апробация разработанной методической системы.
На третьем этапе (2004- 2005 гг.) проводился сравнительный (контрольный) эксперимент, обобщался полученный экспериментальный материt ал, осуществлялся анализ результатов исследования, формулировались выводы диссертационной работы, проводилось литературное оформление материалов исследования.
На защиту выносится методическая система, способствующая формированию у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, включающая: а) содержание теоретического обеспечения основ организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, целей и задач основных его этапов; б) систему практических заданий, формирующих у студентов ХГФ навыки построения живописного изображения методом многослойной масляной живописи; в) методы и методические приемы решения задач предлагаемой методической системы, а также средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях по формированию у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи.
Научная новизна исследования:
1. Исследованы и теоретически обоснованы возможности рациональ- : ных форм включения в программу живописной подготовки студентов ХГФ многослойной масляной живописи.
2. Дано теоретическое обоснование последовательности организации структуры живописного изображения, включающее:
-обоснование принципиальных основ,построения структуры живописного изображения методом многослотной масляной живописи;
-методическое обоснование способов организации структуры живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными задачами.
3. Разработано содержание теоретической подготовки студентов, обеспечивающей овладение методами'многослойной живописи.
4. Уточнен понятийно-терминологический аппарат, лежащий в основе решения поставленной проблемы. Щ
11
5. Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система, способствующая формированию навыков организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования:
- результаты проведенной работы вносят вклад в методику преподавания многослойной масляной живописи в системе художественно-графических факультетов, основанную на преемственности методов и приемов классической живописи;
-результаты исследования могут использоваться в практике преподавания живописи, в совершенствовании учебных планов и программ по живописи в высших художественно-педагогических учебных заведениях;
- результаты исследования могут быть использованы при создании методических пособий, практикумов по курсу масляной живописи;
- знания и навыки, приобретенные студентами на занятиях по разработанной методике, могут быть использованы в их творческой, выставочной и педагогической деятельности.
Достоверность и обоснованность обеспечиваются:
-научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;
- критериями оценки живописных учебных работ студентов;
-опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами художественно-графического факультета.
Результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 2004). т
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты диссертационного исследования прошли обсуждение на Всероссийской научно-методической конференции в 2005 году, апробированы и внедрены в практику преподавания живописи на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета, филиалах ХГФ в г. Новороссийске, г. Ставрополе. .
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования (методическая система практических заданий, содержание теоретической подготовки студентов рассчитанной на обес печение педагогического процесса, критерии .оценивания, учебное пособие: «Взаимосвязь передаваемого пространства и структуры живописного изображения в многослойной масляной живописи», учебно-методическое пособие «Организация цветовой среды живописного изображения») могут быть применены учителями и студентами в практической работе для повышения I эффективности педагогического процесса, для совершенствования учебных планов и программ по живописи в педагогических учебных заведениях. А также результаты исследования могут быть использованы при создании методических пособий, практикумов по курсу масляной живописи, совершенствовании учебных пособий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования получены следующие результаты: •
На основе изучения литературы по технологии и технике многослойной масляной живописи, опыта мастеров классической и современной многослойной живописи разработано содержание теоретической подготовки студентов рассчитанной на обеспечение педагогического процесса. Дано теоретическое обоснование последовательности процесса организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, включающее в себя: а) анализ этапов и принципов организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, анализ свойств применяемых материалов; б) методическое обеспечение способов организации структуры живописного изображения в соответствии с определенными изобразительными задачами.
Уточнен понятийно-терминологический аппарат лежащий в основе решения поставленной проблемы.
Результаты анализа научно-теоретических основ формирования навыков у студентов ХГФ в процессе обучения организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи с позиций педагогики и психологии позволили выявить, что для эффективного формирования навыков необходимо следование принципам и использование методов обучения разработанных отечественной дидактикой.
Констатирующий эксперимент подтвердил актуальность исследования и необходимость теоретического и методического обеспечения обучения организации структуры живописного изображения методом многослойной живописи. Необходимость формирования на этой основе методических систем, построенных на принципах последовательности и поэтапности обучения.
Разработанная методическая система формирования у студентов ХГФ навыков организации структуры живописного изображения методом мно гослойной масляной живописи дает возможность студентам получить более глубокие знания по организации структуры живописного изображения методом многослойной масляной живописи, а в частности: вариативно и логически последовательно решать живописные задачи, грамотного применять различные технические приемы, вести работу с соблюдением требований технологии масляной живописи, самостоятельно планировать способы построения красочного слоя соответствующего определенным изобразительным задачам.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сторчак, Иван Иванович, Москва
1. Ажгихин С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. Наук. М., 1996.
2. Академия художеств СССР. М., 1983.
3. Алексеев А.Д. Русская художественная культура конца XIX- начала XX века. М., 1968.
4. Алексеев С.С. О колорите. М., 1974.
5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.т
6. Школа: Книга для учителя. М., 1984.
7. Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. М., 1940.
8. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М., 1948.
9. АрганДж. К. Современное искусство М., 1970.
10. АрганДж. К. История итальянского искусства М., 2000.
11. Басманов В. О. О взаимодействии цветов. Художник. М., 1979.
12. Беда Г.В. Введение в теорию "живописи. Краснодар., 1987.
13. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М., 1977.
14. Беда Г.В. Живопись портрета: начальный этап обучения. М., 1981.
15. Беда Г.В. Живопись. М., 1986.
16. Беда Г.В. основы изобразительной грамоты. М., 1989.
17. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М., 1955.
18. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М., 1961.
19. Беспалов Б.И. Действие. Психологический механизм действия1визуального мышления. М., 1984.
20. Браун К. Ван Дейк. М., 1965.'
21. Ваганова Е.О. Мурильо и его время. М., 1988.21.24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35.