автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи
- Автор научной работы
- Ажгихин, Сергей Геннадьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи"
РГ8 ОД 1 1 НОЯ «36
На правах рукописи
АЖГИХИН Сергей Геннадьевич
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИВОПИСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИКИ МНОГОСЛОЙНОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения изобразительному искусству
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1996
Работа выполнена на кафедре живописи Московского педагогического государственного университета имени В.И. Ленина.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор ШОРОХОВ Е.В.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор ЛЕБЕДКО В.К.,
кандидат педагогических наук, профессор УНКОВСКИЙ A.A.
Ведущая организация — Институт общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Защита состоится 1996 г. в ..!.../.... часов на
заседании диссертационного совета Д 053.01.12 в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина (117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета имени В.И. Ленина по адресу; 119435, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.
ЖжТфАл
Автореферат разослан «...'.......года
Ученый секретарь диссертационного совета
ИГНАТЬЕВ С.Е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В период динамичного социально-экономического и нравственного преобразования общества возникает потребность в повышении эффективности и качества профессиональной подготовки специалистов для высшей школы. Курс изучения живописи является одним из основных компонентов подготовки педагогов художественно-графических факультетов, училищ, художественных и общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Повышение уровня квалификации будущих художников-педагогов напрямую зависит от формирования и развития специальных знаний, умений и навыков, которые впоследствии используются выпускниками в творческой и педагогической деятельности. Формирование умений и навыков неразрывно связано с развитием мышления, общих и частных способностей. Большое значение для подготовки будущих художников-педагогов имеет формирование умений и навыков, связанных с технологией и техникой живописи. Способы ведения работы, этапы построения красочного слоя, выбор технических приемов и их сочетание, безусловно, зависят от индивидуальности художника, его эстетических предпочтений, а также от контекста идей живописного произведения. Однако для того, чтобы студенты могли выразить замысел произведения, свободно владея материалом и используя в своих работах различные способы построения красочного слоя, им необходимо наличие глубоких знаний основ техники и технологии масляной живописи. Большой вклад в разработку теории и практики обучения изобразительному искусству внесли советские и российские ученые - педагоги Г.В.Беда, С.Е.Игнатьев, В.С.Кузин, В.К.Лебедко, А.И.Масленников, А.С.Пучков, Н.Н.Ростовцев, А.С.Рындин, Г.Б.Смирнов, А.Е.Терентьев, А.В.Триселев, Н.К.Шабанов, Е.В.Шо-рохов, А.А.Унковский, А.П.Яшухин и др. В их трудах нашли свое отображение многие вопросы, связанные с методикой преподавания изобразительных дисциплин, в том числе и масляной живописи.
Исследованиями в области свойств материалов, применяемых в масляной живописи, определением технологических требований, предъявляемых к ним, занимались А.В.Виннер, Ж.Вибер, Ю.И.Гренберг, Д.И.Кигошк, Ф.Ф.Петрушевский, Н.И.Прокофьев, Ф.Рерберг, Б.Сланский, Н.В.Одноралов и др. Ими опробованы и описаны пигменты, краски, основания, грунты, разжижнтели красок и другие материалы, применяемые в масляной живописи.
Основы техники и технологии масляной живописи (в том числе многослойной), особенности отдельных технических приемов изложены в трудах А.В.Виннера, Д.И.Киплика, А.Н.Лужецкой, Л.Е.Фейнберга и др. Описание техники отдельных мастеров содержится в работах А.Г.Верещагиной, К.Гараш, Ф.Заничева, М.Х.Такач и др.
Результаты исследования используемых живописных материалов, этапов построения красочного слоя, атрибуции картин, дефектов красочного слоя изложены в трудах по реставрации картин Ю.И.Гренбергом, Е.В.Кудрявцевой, И.Лин-ником и др.
Психолого-педагогические аспекты формирования и развития умений и навыков описаны в работах Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, В.С.Кузина, И.Я.Лер-
нера, Б.Ф.Ломова, К.К.Платонова, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, И.С.Якиманской и др. Особое значение для целенаправленного изучения технологии и техники масляной живописи студентами ХГФ имеют идеи и рекомендации художников-практиков (монографии, воспоминания, письма) А.Дюрера, Б.Иогансона, КА.Коровина, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Серова, П.П.Чистякова и др.
Несмотря на значительное количество теоретических исследований в данной области, проведенных в искусствоведческом или реставрационном аспектах, методические основы изучения техники и технологии многослойной масляной живописи недостаточно разработаны. Это отрицательно сказывается на качестве подготовки будущих художников-педагогов, так как ограничивает широту и разнообразие творческой и педагогической деятельности, не позволяет в полной мере использовать потенциал масляной живописи, всю широту и многообразие технических приемов, негативно отражается на качестве и сохранности работ студентов и выпускников художественно-графических факультетов.
Актуальность проблемы исследования методических особенностей формирования живописных умений и навыков студентов ХГФ в процессе изучения ими основ технологии и техники многослойной масляной живописи, недостаточная ее разработанность определили тему исследования: "Формирование живописных умений и навыков студентов ХГФ в проиессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной ясивописи". Проведенный анализ состояния исследуемой проблемы позволил определить цель, объект, предмет и гипотезу исследования.
Целью настоящего исследования является разработка и экспериментальное апробирование методической системы, способствующей формированию и развитию живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи.
Объект исследования: учебная деятельность студентов 2 курса художественно-графического факультета на теоретических и практических занятиях по технологии
Предмет исследования: формы, методы и средства обучения, способствующие формированию и развитию живописных умений и навыков в процессе освоения технологии и техники многослойной масляной живописи.
Гипотеза исследования. Формирование умений и навыков у студентов ХГФ будет более эффективным, если в учебном процессе будет применяться целостная методическая система целенаправленного изучения основ технологии масляной живописи, различных технических приемов, этапов ведения работы, разнообразных способов построения красочного слоя, свойств материалов, применяемых в живописи. Задачи исследования:
1. На основе изучения литературы по технике и технологии масляной живописи проанализировать построение красочного слоя картин художников 15-20 веков, этапов ведения работы, технических приемов, свойств материалов, применяемых в масляной живописи.
2. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявить формы, методы и средства обучения, способствующие формированию
и развитию живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи.
3. Разработать модель целостной методической системы, способствующей формированию живописных умений и навыков студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы, включающей в себя формы, методы и. средства обучения, направленные на формирование умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи. Методологической основой исследования является принцип конкретно-исторического анализа, ведущие положения педагогики и психологии, искусствоведения, истории, теории и методики обучения изобразительному искусству; монографии художников и реставраторов.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы (психолого-педагогической, искусствоведческой, реставраторской, методической; монографий, диссертаций по смежным проблемам); изучение и обобщение опыта работы педагогов, связанного с преподаванием масляной живописи; педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдения, беседы со студентами, отсроченный контроль за учебной деятельностью студентов.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно с 1992 по 1996 гг. Экспериментальная работа проводилась на художественно-графических факультетах Московского педагогического государственного университета им.В.И.Ленина и Кубанского государственного университета. В эксперименте участвовало 504 студента.
На первом этапе (1992-1993 гг.) изучался передовой опьгг преподавания масляной живописи: проводился теоретический анализ литературы, уточнялась методика исследования, проводились беседы и наблюдения. Разрабатывался комплекс практических заданий по изучению технологии и техники многослойной масляной живописи, определялись критерии оценивания степени сформированное™ живописных умений и навыков студентов, проводился поисковый эксперимент, направленный на апробацию разработанного комплекса практических заданий по изучению технологии и техники многослойной масляной живописи студентами ХГФ.
На втором этапе (1993-1995 гг.) осуществлялась работа по уточнению комплекса практических заданий, направленных на изучение технологии и техники многослойной масляной живописи, изучались формы, методы, средства обучения, способствующие формированию и развитию живописных умений и навыков. Проводился пробный эксперимент, в ходе которого определялась степень влияния различных форм, методов и средств обучения на процесс формирования и развития умений и навыков у студентов ХГФ. На основе пробного и поискового эксперимента разрабатывалась модель методической системы обучения.
На третьем этапе (1995-1996 гг.) проводился основной педагогический эксперимент, включающий в себя контрольный, формирующий и сравнительный этапы, в ходе которых проверялась эффективность разработанной методической системы; обобщался и анализировался полученный экспериментальный материал, формулировались выводы диссертационной работы.
На защиту выносится методическая система, способствующая формированию и развитию живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи, включающая в себя:
- учебную программу с комплексом практических заданий по освоению технологии и техники многослойной масляной живописи;
- разработанный комплекс форм, методов и приемов, обеспечивающих реализацию экспериментальной учебной программы;
- средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях по технологии и технике многослойной масляной и академической станковой живописи.
Научная новизна и теоретическая ыенность исследования состоят в том, что:
1. Проведено теоретическое обоснование технологии и техники многослойной масляной живописи, включающее в себя:
а) анализ этапов построения красочного слоя в технике многослойной масляной живописи и технологических требований, предъявляемых к ним;
б) классификацию технических приемов, применяемых в масляной живописи и анализ технологических требований, предъявляемых к их использованию;
в) анализ свойств материалов, применяемых в масляной живописи.
2. Разработана и экспериментально проверена эффективная методическая система преподавания техники и технологии многослойной масляной живописи, включающая в себя:
а) экспериментальную учебную программу ; б) комплекс форм, методов и методических приемов, обеспечивающих ее реализацию;
в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях по технологии и технике многослойной масляной живописи и на занятиях по академической станковой живописи.
Особенностью данной методики является ее содержание и взаимосвязь теоретического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи с выполнением практических заданий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс заданий вошел в методику обучения студентов ХГФ КубГУ и МПГУ им. В.ИЛенина. Данная методическая система может использоваться в учебном процессе в училищах и на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Результаты исследования могут быть использованы при создании методических пособий, учебников и программ по живописи. Знания, приобретенные студентами на занятиях по разработанной методике, были в дальнейшем использованы при выполнении дипломных работ и в самостоятельной творческой деятельности.
Оценка достоверности и новизны исследования обеспечивается: теоретической базой исследования, применением взаимопроверяющих методов исследования, результатами естественного педагогического эксперимента, показавшими достаточно высокий уровень формирования и развития умений и навыков в области многослойной масляной живописи у студентов ХГФ, принимавших участие в экспериментальном обучении.
Апробаиия результатов исследования и их внедрение осуществлены посредством публикаций основных положений разработанной методики в тезисах, стать-
ях и методическом пособии. Ход и результаты работы регулярно обсуждались на заседании кафедр живописи МПГУ им.В.И.Ленина и КубГУ, а также на научных конференциях в 1995 - 1996 гг. Разработанный комплекс заданий был внедрен в практику обучения живописи в КубГУ и МПГУ им. В.И.Ленина. Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации, состоит в теоретической и научно-методической разработке поставленной проблемы исследования: -классификации технических приемов, применяемых в масляной живописи; -выявлении и уточнении этапов построения красочного слоя; -подготовке необходимых материалов для осуществления экспериментального обучения;
-анализе и обобщении полученных экспериментальных данных, систематизации выводов;
-разработке методической системы, включающей в себя формы, методы и средства обучения, способствующие формированию и развитию живописных умений и навыков выполнения работ в технике многослойной масляной живописи у студентов ХГФ.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения, и включает 5 таблиц, 3 рисунка, 4 диаграммы, 12 цветных фотографий работ студентов. Работа изложена на 203 страницах, основной текст составляет 169 страниц. В списке использованной литературы 280 источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, объект, предмет и гипотеза, намечаются задачи и методы исследования, устанавливается научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе диссертации "История развития технологии и техники масляной живописи", состоящей из двух параграфов, анализируется возникновение и развитие масляной живописи в Западной Европе и России, дается описание техники живописи крупнейших мастеров 15-20 веков. Особое внимание уделено описанию фламандской и итальянской школ живописи, художниками которых были разработаны основные технические приемы и этапы ведения работы в технике многослойной масляной живописи. В основе фламандской школы живописи 1516 веков лежит стройная система лессировок, позволяющая использовать внутреннее свечение грунта и получать из ограниченного количества пигментов огромное число оттенков. С позиции технологии живописи работы, выполненные во "фламандской манере", прочны и имеют хорошую сохранность. Система лессировок (моделирующих, тонирующих, ретуширующих) позволяла работать даже не вполне прочными красками и полностью использовать их оптические свойства. Итальянская школа живописи в 16-17 веках значительно обогатила технику масляной живописи приемами работы с красочным слоем. Появился новый элемент красочного слоя - имприматура. Имприматуру обычно применяли как один из структурных элементов изображения светотени в качестве среднего тона работы (Гинторегто), реже - по тону тени (Рембрандт) или света (Рубенс). Большинством художников использовались простые однослойные имприматуры, но применялись и многослойные имприматуры (Рембрандт, Тициан и др.). Имприматуры задавали общий цвето-тональный диапазон работы, придавали особую светимость теням и полутонам, а в некоторых случаях и фактурную среду (Тициан). Подмалевок выполняли пастой в светах, полулессировкой или сквозным мазком
в полутонах и лессировками в тенях. Такой диапазон приемов позволял получить еще большее богатство оттенков из ограниченного количества красок и создавал классическую декоративно-условную теплохолодносггь картин - теплые света, холодные полутона и теплые тени. В эпоху Возрождения были разработаны и применялись основные приемы живописи: пастозное письмо, (применяемое как подкладка под лессировку, так и в виде пастозных ударов при завершении работы), лессировка (моделирующая, ретуширующая, шитая, проявляющая), полулессировка (моделирующая, живописная, смягчающая). С позиций технологии живописи, технические приемы и этапы ведения работы, выработанные художниками 15-17 веков, рациональны. Разработанная техника позволяла использовать даже непрочные краски. Оптическое смешение красок давало возможность получить достаточно широкий диапазон оттенков из небольшого количества красок. Появление новых красок в 18 веке значительно изменило технику масляной живописи. Художники 18 века чаще использовали механическое смешение красок. Был распространен метод ведения работы a la prima. Традиции многослойного письма сохранились, но сами технические приемы применялись не так широко и разнообразно, как ранее. Фактура живописного слоя, не скрывающая следы кисти, считалась естественной. Технологические традиции, сохраненные в 18 веке, дали относительно неплохую сохранность работ. 19 век привел к частичной утрате традиций классической многослойной живописи. Живописцы все чаще стали прибегать к механическому смешению красок. Имприматура, как один из этапов многослойного письма, потеряла свое значение, а лессировки - глубину и прозрачность. Тени чаще прописывались пастозно. Появилось новое понимание законченности картины. Метод работы a la prima получил широкое распространение. Появление новых пигментов и красок, не всегда прочных, широкого ассортимента грунтов различных фабрик, слабо отвечающих требованиям технологии живописи, а также различия в манере ведении работы и соблюдении требований технологии живописи объясняют различную степень сохранности картин 19 века. На рубеже 19 и 20 веков возникло новое направление в искусстве -импрессионизм, принесший в технику масляной живописи пространственное смешение красок. Двадцатый век привел к образованию большого числа школ и направлений живописи. Одни художники совершенно отрицали традиции техники и технологии живописи, другие в своем творчестве следовали им, что во многом объясняет различную степень сохранности работ. Поэтапное ведение работы или не используется вовсе, или этапы живописи сближаются. Лессировки применяются значительно реже. Оптические свойства красок используются далеко не полностью. Сравнение сохранности старых и современных живописных произведений явно не в пользу последних. Несмотря на ограниченный выбор надежного красочного материала и использование непрочных красок, старинная живопись сохранилась неплохо. Своей сохранностью она обязана не столько прочности применяемых материалов, сколько умению грамотно их использовать и точно соблюдать основные принципы технологии живописи.
Вторая глава, диссертации "Научно-теоретические основы обучения студентов ХГФ технологии и технике многослойной масляной живописи" состоит из трех параграфов. Знакомство с масляной живописью должно начинаться с изучения ее технологии.
Технология живописи - особая отрасль знания, предметом изучения которой является исследование живописно-технических свойств материалов, способов приготовления и наиболее рационального применения их в живописи. Глубокие знания свойств живописных материалов во многом способствуют успешному ведению работы. В параграфе "Технологические основы масляной живописи" описаны свойства основных материалов, применяемых в масляной живописи. Дан сравнительный анализ оснований: бумаги, картона, оргалита, холста, грунтов - масляного, клеевого, эмульсионного, синтетического и полумасляного. Проанализированы свойства наиболее распространенных масляных красок: укрывистость, интенсивность, маслоемкость, светостойкость, скорость высыхания, а также указываются непрочные и неустойчивые их смеси. Описаны особенности разбавителей, масел и лаков, используемых в масляной живописи.
Второй параграф - "Техника многослойной масляной живописи". Под техникой живописи мы понимаем особую отрасль знания, предметом которой является изучение рациональных способов и приемов, применяемых при создании живописного произведения. Основные приемы работы в технике многослойной масляной живописи разработаны в эпоху Возрождения. С позиций оптики живописного слоя, способа нанесения краски на поверхность и использования предыдущего слоя следует выделить три основных технических приема: лессировку, полулессировку и пастозное письмо. В зависимости от способов нанесения и задач, решаемых данными приемами, нами описаны восемь разновидностей лессировок, четыре - полулессировки, пять - пастозного письма. В параграфе содержится описание технологических требований, рекомендуемых при выполнении технических приемов, их оптических и пространственных особенностей, а также анализ возможных дефектов красочного слоя, наиболее характерных для каждого приема. Определены этапы ведения работы в технике многослойной масляной живописи.
Первый этап - имприматура - задает общее цвето-тональное состояние произведения, живописную и фактурную среду. Второй этап - подмалевок - решает задачи композиционного построения работы, моделировку формы предметов, создание необходимой фактуры, поиск цвето-тональных отношений между объектами изображения. Во время выполнения третьего этапа - прописи - окончательно решаются отношения объектов изображения по цвето-тону и фактуре, организуется пограничное взаимодействие пятен, проводится необходимая деталировка и нюансировка, расставляются акценты, проводится необходимое обобщение. В параграфе дается описание различных видов имприматур и разные варианты выполнения подмалевка. В работе классифицированы основные возможные дефекты масляной живописи, описаны причины, их вызывающие, и меры по их предотвращению.
Любая изобразительная деятельность, в том числе станковая живопись, возможна только в том случае, когда индивидуум владеет необходимыми способами ее выполнения. Овладение этими способами происходит через приобретение необходимых умений и навыков, которые являются "инструментом" воплощения творческих замыслов. Психолого-педагогические основы их приобретения описаны в третьем параграфе.
Под понятием "навык." подразумевают автоматизированные компоненты сознательных действий человека, вырабатывающиеся в процессе многократного по-
(торения одного и того же действия и функционирующие как автоматизированной способ выполнения.
Умения также характеризуются как способы действий, но, в отличие от навы-сов, рассчитаны на применение в условиях, отличающихся от тех, в которых быта сформированы. Необходимым компонентом формирования умений и навы-сов являются знания. В процессе образования навыков знания более статичны, рассчитаны на использовании их в конкретной ситуации. Формирование учеб-*ых навыков напрямую связано с формированием умений. Приобретенные на снятиях умения при многократном повторении автоматизируются и переходят в навыки. В свою очередь, при изменении условий применения навыков, последние переходят в умения. Выделены следующие этапы формирования умений и навыков л значение данных этапов в учебном процессе:
■ объяснение студентам назначения данного умения или навыка, показ его прак-гической ценности. При выполнении данного этапа преподаватель обеспечивает положительное отношение студента к учебной деятельности;
■ формулировка правил или восстановление знаний, на основе которых будут приобретаться данные умения или навыки. Обращение к знаниям делает весь последующий процесс более сознательным;
■ практический показ преподавателем образца данного действия, предупреждение о трудностях и типичных ошибках. Данный этап помогает преодолеть трудности, связанные с освоением и формированием умений и навыков;
- самостоятельное выполнение упражнений. На этом этапе студенты начинают :амостоятелыю использовать знания, полученные на предыдущих этапах. Здесь важен анализ действий учащихся, разбор ошибок, которые могут закрепиться в процессе выполнения задания. В ходе выполнения действий формируются умения;
- самостоятельные и систематические упражнения студентов, выполняемые без преподавателя. На данном этапе окончательно формируются и закрепляются умения и, в процессе многократного повторения действия, формируются навыки.
Получение знаний должно предшествовать формированию умений и навыков. Автоматическое выполнение действий может мешать проявлению творчества в деятельности человека. Таким образом, конечной целью профессионального обучения является формирование умений. Умение включает в себя использование ранее приобретенных знаний и навыков, понимание взаимосвязи между целью данной деятельности, условиями и способами ее выполнения. Умение - способность качественно и рационально выполнять работу в новых условиях. Быстрота и прочность формирования и развития умений и навыков напрямую зависят от процесса обучения, а следовательно - от соблюдения дидактических принципов. Для формирования навыков более соответствует группа репродуктивных методов обучения, а для формирования умений - продуктивные. Подобное разделение не означает, что данные группы существуют и применяются обособленно друг от друга.
Третья глава. "Экспериментальное исследование формирования живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи" содержит четыре параграфа и посвящена описанию пробного и поискового педагогических экспериментов, модели методической системы, способствующей формированию и развитию живописных
умений и навыков, основного естественного педагогического эксперимента и его этапов: констатирующего, формирующего, сравнительного. Целью проведения пробного эксперимента была апробация комплекса практических заданий по технологии и технике многослойной масляной живописи. Во время проведения поискового педагогического эксперимента исследовано влияние различных форм, методов и средств обучения на формирование и развитие живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи.
Результатом проведения пробного и поискового экспериментов явилась разработка методической системы, способствующей формированию и развитию живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи. Предлагаемая модель методической системы содержит обучающие, воспитательные и развивающие компоненты образования. Содержанием обучающего компонента образования является формирование и дальнейшее развитие знаний, умений и навыков. Содержание воспитывающей функции заключается в формировании нравственных, эмоциональных и эстетических качеств личности. Развивающие компоненты проявляются в формировании познавательных психических процессов и свойств личности, в том числе познавательной активности, интереса, способностей. При разработке модели методической системы учтены основные дидактические принципы обучения. В основу предлагаемой методической системы легли формы, методы и средства обучения, степень эффективности сочетания которых была установлена во время проведения поискового и пробного экспериментов. Решение обучающих задач по формированию живописных умений и навыков в данной методической системе происходит через ознакомление студентов с материалами, применяемыми в масляной живописи и технологией их применения, а также технологией и техникой многослойной масляной живописи. При выборе форм, методов и средств обучения учитывалась взаимосвязь и взаимозависимость знаний, умений и навыков. Было принято во внимание значение практических упражнений в процессе формирования умений и навыков. Были учтены факторы влияния репродуктивных методов обучения на формирование навыков и роль продуктивных методов обучения на формирование и развитие умений. В экспериментальную модель методической системы включены специально разработанные наглядные пособия и комплекс заданий, способствующих изучению технологии и техники многослойной масляной живописи. Решение воспитательных и развивающих задач происходит посредством словесных методов обучения (лекций, рассказов, бесед со студентами), во время которых изучаются исторические и теоретические аспекты техники и технологии живописи. Важное значение для решения воспитательных и развивающих задач имеют посещения выставок, музеев и мастерских преподавателей и художников. Процесс обучения условно разделен на три этапа, на первом из которых реализованы следующие задачи образования: - обучающие: студенты получали необходимые знания о технологии и технике масляной живописи и применяемых материалах. Формировались первоначальные умения подготовки основания, его проклейки, нанесения грунтовочной массы;
- восгштателъные: создавались предпосылки формирования у студентов трудолюбия, внимательного и бережного отношения к материалам, применяемым в масляной живописи, стремления к приобретению знаний;
- развивающие: теоретическое знакомство с различными вариантами построения красочного слоя, техническими приемами создавало предпосылки для самостоятельной работы студентов и способствовало развитию вариативности мышления.
На втором этапе реализовались следующие задачи образования:
- обучающие: происходил процесс закрепления знаний по технологии и технике масляной живописи, полученных на первом этапе. Формировались первоначальные умения поэтапного ведения работы в технике масляной живописи, использования различных технических приемов с учетом технологических требований. В результате многочисленных повторений автоматизировались навыки подготовки основания под живопись, его проклейки, нанесения грунтовочной массы.
- воспитательные: формировались необходимые для дальнейшего обучения навыки трудолюбия, уважения к труду художника. Поэтапное ведение работы дисциплинировало студентов, приучало к организованности, формировало способность ценить аудиторное время.
- развивающие: практическое знакомство с технологическими и техническими основами масляной живописи, изучение техники живописи отдельных мастеров активизировало процесс обучения и создавало предпосылки для дальнейшего развития студентов. Изучение различных технических приемов способствовало развитию живописных умений и навыков - например, использование моделирующей полулессировки развивает чувство формы; применение тонирующей и глубокой лессировок способствует развитию целостности восприятия.
На третьем этапе реализовывались следующие задачи образования:
- обучающие: уточнение, расширение, углубление, закрепление знаний, приобретенных на первом и втором этапе обучения. Формировались и развивались умения поэтапного выполнения живописных работ, самостоятельного выбора и рационального построения красочного слоя, использования в ходе работы различных приемов живописи. Развивались и доводились до автоматизма навыки выполнения работ в технике масляной живописи с учетом технологических требований;
- воспитательные: формировалась готовность к будующей профессии художника-педагога, прививалось уважение к предшествующим поколениям художников;
- развивающие: знакомство с проблемами и задачами, стоящими перед разными поколениями художников, самостоятельный выбор способов построения красочного слоя и технических приемов стимулировали студентов к активному освоению масляной живописи, развивали творческие способности и образное мышление.
С целью проверки эффективности разработанной методической системы был проведен основной педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий, формирующий и сравнительный этапы. Сравнение степени сформированное™ и развития умений и навыков, связанных с изучением технологии масляной живописи, осуществлялось на основе следующих критериев:
- сформированность умений и навыков выполнения работы с соблюдением требований технологии живописи;
- сформированности умений и навыков, связанных с рациональным использованием свойств материалов, применяемых в масляной живописи с учетом технологических требований.
В процессе сравнения степени сформированности и развития умений и навыков, связанных с технологией живописи, было выделено три уровня. Высокий уровень характеризовался следующими показателями:
- доведенным до автоматизма процессом качественного выполнения грунтовки основания;
- сознательным и целесообразным использованием свойств красок и других живописных материалов;
- умением вести работу с соблюдением технологических требований;
- отсутствием в выполненной работе видимых дефектов красочного слоя.
К высокому уровню нами было отнесено 40,8 % студентов контрольных и 71,3 % экспериментальных груш.
Средний уровень характеризовался следующим показателями.
- в процессе грунтовки допускались отдельные неточности, связанные с недостаточной концентрацией внимания;
- использование свойств красок и других материалов носило сознательный, но не всегда рациональный характер;
- в процессе ведения работы допускались отдельные ошибки, связанные с нарушениями технологических требований;
- в некоторых работах встречались дефекты красочного слоя.
К среднему уровню отнесено 42,4 % студентов контрольных и 24,4 % экспериментальных групп. Низкий уровень проявился в:
- некачественном выполнении грунтовки, несмотря на полную концентрацию внимания;
- в неумении использовать свойства материалов, применяемых в живописи;
- в неумении вести работу, соблюдая требования технологии живописи;
- в наличии в работах дефектов красочного слоя.
К низкому уровню отнесены 16,8 % студентов контрольных групп и 4,3 % экспериментальных.
Сравнительный анализ дефектов красочного слоя работ студентов контрольных и экспериментальных групп показал, что студенты экспериментальных групп значительно строже соблюдают требования технологии живописи.
Образование прожухлосгей наблюдалось более чем в 70 % работ, выполненных в контрольных группах. В 40 % работ вжухлость проявлялась не только в матовости красочного слоя, но и в существенном изменении тона, и не могла быть устранена однократной легкой протиркой маслом. В экспериментальных же группах только в 28 % работ встречалась легкая лрожухлость, связанная с потерей блеска, характерного для масляной живописи.
Появление трещин в работах студентов контрольных групп встречалось в 20 % работ, причем в 16 % появление трещин объяснялось некачественным грунтом, а в 4 % - недостаточным просушиванием нижних слоев живописи. В экспериментальных группах трещины, возникшие из-за некачественного грунта, обнаруживались в 12 % домашних студенческих работ. Трещин, возникших в резуль-
тате технологически неграмотного построения красочного слоя, замечено не было.
Более 60 % работ, выполненых студентами экспериментальных групп, не имело видимых дефектов красочного слоя. В контрольных группах таких работ было около 26 %.
Таким образом, анализ дефектов красочного сдоя позволяет считать, что предложенная методика обучения дает возможность студентам получить более глубокие знания по технологии масляной живописи и эффективнее формировать и развивать умения и навыки ведения работы.
Сравнение степени сформированное™ и развития умений и навыков, связанных с техникой масляной живописи, осуществлялось на основе следующих критериев:
- умение решать сложные живописные задачи поэтапно,
- самостоятельно выбирать и рационально строить красочный слой различными способами.
- рационально использовать различные технические приемы.
Сравнительный анализ результатов выполнения контрольных постановок показал, что вариативность построения красочного слоя в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных. Так, студенты экспериментальных групп использовали пять разных вариантов построения красочного слоя. Студенты контрольных групп воспользовались лишь одним способом построения красочного слоя.
Беседы со студентами экспериментальных групп показали, что большинство (более 70 %) из них предварительно продумывали различные варианты ведения работы, что связано с накоплением знаний, умений и навыков. Наблюдение за выполнением контрольной постановки помогло выявить, что студенты контрольных групп хуже понимали этапность выполнения работ в технике масляной живописи. Многие пытались в этюдной манере одновременно решать задачи моделировки формы, поиска цвето-тональных отношений, пространственного расположения предметов и др. Студенты экспериментальных групп стремились к поэтапному решению задач живописи.
Для сравнения умений и навыков применения различных технических приемов был использован метод наблюдения за ходом выполнения практических заданий и метод сравнительного анализа работ студентов контрольных и экспериментальных групп.
Установлено, что с позиций практического владения материалом и умения рационально применять различные технические приемы студенты экспериментальных групп превосходили студентов контрольных групп. Так, в контрольных группах в подавляющем большинстве работ был использован только один технический прием* - пастозное письмо. Лессировки или не применялись вовсе, или их применение носило случайный, вспомогательный характер и не имело существенного значения для конечного результата работы. Полулессировки, как правило, не применялись. Студенты экспериментальных групп старались использовать весь технический арсенал живописи, что наглядно проявилось в аудиторных и в домашних работах, выполненных без преподавателя.
С целью сравнения степени развития живописных умений и навыков были выделены три уровня их сформированное™: высокий, низкий и средний.
Высокий уровень характеризовался следующими показателями:
- вариативным и рациональным применением способов ведения работы в технике масляной живописи;
- разнообразным и рациональным применением технических приемов;
- умением изменять технику исполнения работы в зависимости от задач, стоящих перед студентом.
К высокому уровню нами было отнесено 34,6 % студентов экспериментальных и 6,4 % контрольных групп.
Средний уровень проявился в:
- вариативном, но не всегда рациональном использовании приемов построения красочного слоя;
- разнообразном, но не всегда рациональным использовании технических приемов.
К среднему уровню отнесены 59,2 % студентов экспериментальных групп и 57,8 % контрольных.
Низкий уровень проявился в:
- неумении менять технику исполнения в зависимости от задач, стоящих перед студентом;
- ограниченном использовании разновидностей технических приемов.
К низкому уровню отнесено 6,4 % студентов экспериментальных и 35,8 % контрольных групп.
Наблюдение за процессом выполнения студентами контрольного задания, сравнительный анализ работ позволили выявить, что предложенная в экспериментальном обучении методика освоения техники и технологии масляной живописи помогла студентам вариативно решать живописные задачи, самостоятельно выбирать способы построения красочного слоя, оптимально определять этапы ведения работы, грамотно применять различные технические приемы, и в конечном итоге способствовала процессу освоения техники масляной живописи.
Экспериментальное исследование подтвердило эффективность предлагаемой методической системы, что нашло подтверждение в сравнительной характеристике уровня развития умений и навыков студентов контрольных и экспериментальных групп по разработанным нами критериям.
Следует отметить, что разработанная методическая система не только способствует формированию живописных умений и навыков, но и направлена на решение воспитательных и развивающих задач обучения, оказывает влияние на эстетическое воспитание студентов, активизирует процесс обучения живописи, способствует развитию творческих способностей. ,
Данные, полученные в результате теоретического и экспериментального исследования, полностью подтвердили выдвинутую гипотезу.
В ходе проведения и анализа исследований выявлены особенности ведения работы в технике многослойной масляной живописи, к которым следует отнести поэтапное решение живописных задач с просушиванием красочного слоя после завершения очередного этапа. Установлено, что ведение работы в технике многослойной масляной живописи включает 3 основных этапа: имприматуру, подмалевок, пропись.
В работе описаны основные этапы формирования и развития живописных умений и навыков у студентов ХГФ. Исследовано влияние различных форм, методов
и средств обучения на процесс их формирования и развития. Подтвердилась взаимосвязь и взаимная трансформация знаний, умений и навыков и влияние на них репродуктивных и продуктивных форм обучения.
Установлено, что эффективность формирования живописных умений и навыков студентов ХГФ в процессе обучения технике и технологии многослойной масляной живописи зависит от комплексного решения обучающих, воспитывающих и развивающих задач образования.
Выявлено, что не существует единственно оптимального соотношения форм, методов и средств обучения, способствующего формированию и развитию живописных умений и навыков. Оптимальность и эффективность их сочетаний зависит от содержания и задач каждого из этапов обучения. Каждый компонент образования, взятый изолировано, оказывает определенное воздействие лишь на отдельные этапы формирования и развития умений и навыков.
Экспериментальная проверка результатов исследования методами проведения естественного педагогического эксперимекга показала эффективность разработанной методической системы.
Так же выявленно, что для повышения эффективности преподавания станковой живописи необходимо создание специального курса, содержанием которого стало бы более полное и глубокое ознакомление студентов ХГФ с технологией и техникой масляной живописи. Курс должен сочетать в себе как теоретическую, так и практическую части.
Таким образом, разработанная методическая система не только способствует формированию и развитию умений и навыков, но и направлена на решение воспитательных и развивающих задач обучения.
Результаты экспериментальной проверки показали, что данная методика оказывает положительное влияние на эстетическое воспитание студентов, активизирует процесс обучения живописи и развития творческих способностей, что в конечном итоге способствует повышению профессионализма будущих художников-педагогов.
Итоги исследований, содержащиеся в диссертации, отражены в следующих публикациях автора:
1. Техника живописи. Основные термины и понятия \\ Учебное пособие. Краснодар: 1994,- 44 с. (в соавторстве).
2. К вопросу изучения технологии масляной живописи \\ Научные труды московского педагогического государственного университета им.В.И.Ленина. М.: МГЛУ им.В.ИЛенина, 1996,- С. 203.
3. Развитие технологии и техники масляной живописи в Западной Европе \\ Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М.: Прометей, 1996 - С. 9 - 24. (в соавторстве).
4. Основные этапы нанесения красочного слоя в технике масляной живописи.\\ Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искус-