Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Копирование произведений масляной живописи в системе подготовки художника-педагога

Автореферат по педагогике на тему «Копирование произведений масляной живописи в системе подготовки художника-педагога», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ваняев, Владимир Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Копирование произведений масляной живописи в системе подготовки художника-педагога», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Копирование произведений масляной живописи в системе подготовки художника-педагога"

На правах рукописи

ВАНЯЕВ Владимир Александрович

КОПИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

5 ИЮН 2014

Москва-2014

005549783

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО Московском педагогическом государственном университете на художественно-графическом факультете на

кафедре рисунка

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Ковалев Александр Анатольевич

Официальные оппоненты: Доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт» Александрова Наталья Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи и композиции ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Семенова Мария Александровна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный

педагогический университет»

Защита состоится « 25 » июня 2014 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06. при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16—18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.

Электронная версия автореферата размещена на сайтах: ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (http://vak2.ed.gdv.ru/), ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» (http://mggu-sh.ru/

Автореферат разослан « »__2014 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Н.Р. Геворгян

Общая характеристика работы

Проблема исследования и ее актуальность. Современные тенденции развития общества предъявляют высшей художественно-педагогической школе ряд требований, а именно: создание наиболее эффективного методического обеспечения для формирования профессиональных и творческих навыков студентов художественно-графических факультетов. В этой связи необходимо направить все усилия для совершенствования российской художественно-педагогической школы в ее классическом понимании. Одним из возможных направлений на этом пути может являться использование дифференцированного подхода, при котором происходит разделение на блоки взаимодополняющих методик, объединенных конечной целью — повышения уровня преподавания спецдисциплин. Современный специалист, а также бакалавр художественно-педагогического образования должны владеть систематизированными базовыми знаниями в области основ изобразительной грамоты, углубленными за счет дополнительных спецдисциплин. Педагогическая практика сегодня показывает, что знания в области технологического аспекта живописи, которыми располагают современные студенты художественно-графических факультетов педвузов, в значительной степени ограничены и требуют определенного стимулирования.

Среди блока дисциплин, дополняющих и усиливающих базовые компоненты, копированиекак предмет занимает особое место, поскольку в ходе его освоения происходит приобщение учащихся к шедеврам мировой живописи, а при грамотном подходе к этому виду учебной деятельности выстраивается своего рода специфический диалог между студентом, изучающим секреты мастерства живописи сегодня, и великими мастерами прошлого. Копирование — работа по классическим образцам — в академической системе обучения всегда было и по сей день остается ъесъмаз начимым средством в специальной подготовке будущего художника. А для художника-педагога знакомство с этим видом деятельности тем более необходимо, поскольку специальные компетенции (СК) бакалавра педагогического образования по профилю подготовки ИЗО подразумевают основательное владение инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Анализ проблемы, исследуемой в теме диссертации, показывает, что студенты художественно-графического факультета,занимаясь самостоятельно, по собственной инициативе, копированием произведений мастеров живописи, как правило, мало внимания уделяют технологическим особенностям ведения работы, пытаясь чисто интуитивно воспроизводить те или иные приемы письма. Тем самым в сложнейшем процессе создания живописного произведения происходит стихийная компенсация дефицита необходимых знаний и умений. Научно обоснованной методики копирования, разработанной специально для процесса обучения художника-педагога, на данный момент нет. Нет ее и в плане конкретно исследуемой в диссертации проблемы, а именно: использование копирования станковой масляной живописи в качестве обучающего и развивающего средства. В этой связи отметим прежде всего огромный культурно-исторический пласт мировой художественно-изобразительной практики, который включает в себя

аспекты из самых различных областей знаний: 1) технологии масляной живописи; 2) истории основных европейских художественных школ; 3) истории художественной педагогики; 4) психологии изобразительной деятельности. Выбрать из этого многообразия самое главное—дело не простое. Добиться подлинного мастерства в академической живописи без тщательного, целенаправленного, систематического изучения достижений мастеров прошлого невозможно. Именно поэтому в арсенал теоретических разработок по спецдисциплинам, составляющим профильную часть обучения, непременно должна входить методика, основными задачами которой будет систематизация знаний и умений в области копирования произведений станковой масляной живописи и, что самое важное, адаптация их к существующей системе подготовки художника-педагога.

Анализ специфического качества учебных живописных и творческих работ студентов ХГФ, в том числе дипломных работ по живописи, показывает, что в большинстве из них акцентируется внимание на внешней стороне произведения, т. е. на авторской манере трактовки художественного образа; при этом упускается из виду методика применения технических средств и приемов живописи в их последовательности. Отсутствие методик, связанных (в данном случае) с более углубленным изучением технологии масляной живописи, также приводит к определенным трудностям; и в процессе обучения этой спеццисциплине перед педагогами возникает немало проблем. Одной из главных является отсутствие в современном художественно-образовательном процессе системного, научно обоснованного подхода к освоению дисциплин, не входящих в базовый курс спецдисциплин, но которые способны существенно усилить этот курс. В этом смысле возникает необходимость более четкой скоординированности не входящих в данный курс дисциплин с факультетской программой по академической живописи. Совершенно очевидно, что такая дисциплина как копирование станковой масляной живописи будет активизировать развитие специальных знаний умений и навыков студентов художественно-графических факультетов, поможет им в полном объеме овладеть специальными компетенциями, получить необходимый блок знаний, без которых невозможно обойтись при выполнении работ в технике масляной живописи. В задаче отыскать критерии оптимального взаимодействия авторской методической системы, направленной на обучение копированию станковой масляной живописи, с блоком спецдисциплин, связанных с академической живописью, композицией и технологией масляной живописи, заключается суть проблемы исследования.

Отсюда возникает необходимость создания программы и методических разработок в области копирования, связанных со спецификой преподавания спецдисциплин в целом на художественно-графических факультетах. Проблема копирования произведений станковой масляной живописи приобретает особую актуальность в связи с тем, что этот вид учебной деятельности предстает явно недостающим звеном в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога. В теории и практике копийного искусства содержится большое количество знаний, которые могут быть востребованы и применимы во

всем блоке спецдисциплин и в первую очередь — в живописи, где они могут стать существенным дополнением к базовому образовательному ресурсу.

Определяющим принципом структурирования содержания образования является принцип функциональной полноты, сущность которого заключается в том, что всякая система(в том числе и педагогическая) не может эффективно функционировать (или функционировать вообще), если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным (при этом имеется в виду коэффициент функциональной значимости компонентов системы).

Полное отсутствие научно обоснованных методических разработок в этом плане и недостаточная изученность роли и места копийного искусства подтверждают актуальность решения данной проблемы на современном этапе в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов. Короче, в результате исследования ставится задача дать исчерпывающий ответ на основной вопрос: нужен ли предмет копирования современной художественно-педагогической школе или нет? И если нужен, то для каких целей, на каком этапе и в каком объеме?

В ходе изучения теоретических и практических работ в области преподавания изобразительного искусства в художественных вузах отмечается, что предмет "Копирование станковой живописи" преподается в узко специализированных художественных вузах: в Московской государственной художественно-промышленной академии, им. С.Г. Строганова; Санкт,-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (организованной И.С. Глазуновым); Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова; Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, на художественно-графических факультетах педагогических вузов Орла, Омска, Хабаровска.

Основной направленностью разработанных в этих вузах программ является ориентация учащихся на повышение уровня знаний в области технологической составляющей подготовки выпускников высшей художественной школы, основанной на опыте мастеров прошлого, что, в свою очередь, дает возможность для более широкого развития специальных, профессиональных и творческих способностей выпускников. Апробированной, научно обоснованной, экспериментально выверенной программы по планомерному преподаванию и изучению данной дисциплины на художественно-графических факультетах России в настоящее время нет. Возможно, на современном этапе в этом направлении работают ученые художники-педагоги. Возможно, программы, которые имеют вышеперечисленные художественные вузы, готовящие художников-профессионалов для системной и целенаправленной работы по этой дисциплине, адаптированы к специфике данных учебных заведений.

Разрабатываемая диссертантом научно-педагогическая проблема несомненно находится в контексте общей методологии российской художественно-педагогической школы, которая опирается на традиционные гносеологические и мировоззренческие установки. В академической школе ИЗО этот принцип заключается

в реалистическом, объективном отражении натуры, что для дальнейшей художественной деятельности является залогом утверждения социально значимого в искусстве. Изучение данной проблемы на современном этапе выявило недостаточность подготовки учителя изобразительного искусства, который, с одной стороны, должен быть высококвалифицированным художником-педагогом, с другой — художником-профессионалом. Подготовка его как специалиста высокого уровня предполагает решение целого ряда задач, связанных между собой в педагогическом и творческом аспектах, что рассматривается автором диссертации в ходе анализа предстоящей проблемы.

Основные положения исследования разработаны на базе достижений московской художественно-педагогической школы и родственных ей региональных школ в области теории и методики обучения изобразительному искусству. В своем исследовании в вопросах методологии, в общих положениях методики ИЗО автор опирался в основном на труды отечественных ученых художников-педагогов: Д.Н. Кардовского, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, В.С.Кузина, Е.В. Шорохова, A.A. Унковского, В.К. Лебедко, A.A. Ковалева, В.И. Козлова,, Г.В. Беды, В.П. Зинченко, Б.А.Карева, Е.М. Коробко, Л.Г.Медведева, Н.К.Шабанова, А.П.Яшухина, Ю.В.Новоселова и др. Все эти авторы рассматривали важные составляющие художественно-педагогического образования, анализировали существенно значимые вопросы, связанные с процессом подготовки художника-педагога. Однако никто из них не занимался в полном объеме проблемой копирования станковой масляной живописи, не рассматривал детально его как эффективно развивающее и обучающее средство в процессе подготовки художника-педагога.

Целью исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка методики обучения специальному предмету "Копирование станковой масляной живописи" как эффективному оптимизирующему и развивающему средству в системе специальной живописной и профессиональной подготовки художника-педагога.

Объектом исследования является существующая в настоящее время система (содержание и формы) обучения живописи на художественно-графическом факультете, которая исследуется через основной показатель— уровень развития специальных умений, навыков и компетенций в области живописи у студентов художественно-графических факультетов.

Предметом исследования является методика обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов основам копийного искусства, ориентированная на повышение уровня специальных живописных умений, навыков и компетенций студентов вышеозначенных факультетов.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития специальных умений, навыков и компетенций студентов художественно-графических факультетов можно повысить, если:

• использовать в рамках сложившейся школы художественно-педагогического образования спецкурс практического обучения копированию

произведений станковой масляной живописи, адаптированный к реальным учебным условиям художественно-графического факультета;

• при формировании спецкурса, направленного на практическое обучение копированию произведений станковой масляной живописи,будет применяться опыт ведущих современных педагогов российской и европейской академической школы;

• при использовании содержательной и практической частей авторской модели методической системы обучения копированию будет задействован принцип межпредметных связей, объединяющий теоретический блок дисциплин (историю искусства, культурологию) с практическим блоком (живопись, рисунок, технология живописи, композиция), что в совокупности позволит в значительной степени повысить уровень живописной подготовки студентов художественно-графических факультетов.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в научной работе решались следующие задачи:

• изучить современное состояние проблемы использования теории и методики копирования станковой масляной живописи в системе подготовки художника-педагога;

• исследуя историю метода копирована в европейской художественной культуре, изучить и проанализировать категориальный аппарат, связанный с художественно-изобразительной практикой копирования станковой масляной живописи;

• определить критерии оценки уровня развитияспециальных умений, навыков и компетенций студентов художественно-графических факультетов, на который выводит существующая в настоящее время система специальной подготовки художника-педагога;

• на основе интеграции знаний, разработать эффективную методику копирования произведений станковой масляной живописи (в форме специализированного курса), включающую комплексную систему заданий и упражнений, направленную на оптимизацию процесса специальной живописной и профессиональной подготовки художника-педагога в современных условиях;

• экспериментально проверить разработанную модель экспериментально-педагогической системы, основанную на единстве педагогической и творческой подготовки студентов, позволяющую повысить уровень развития специальных знаний, умений и компетенций обучающихся, дополнить и расширить основы педагогического мастерства студентов художественно-графического факультета.

Для решения поставленных задач автором использовались следующие методы научно-педагогического исследования: теоретические:

изучение и анализ научной, учебно-методической и специальной литературы по истории, технике, технологии, методике копирования живописных произведений;

• анализ основных положений в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, методики обучения изобразительному искусству, непосредственно связанных с копированием живописных произведений;

• анализ и систематизация практических результатов, опыта работы преподавателей различных вузов России применяющих в своей учебной практике копирование станковой масляной живописи;

моделирование научно-педагогического исследования; эмпирические:

• анализ основных вузовских программ по предмету «Копирование станковой масляной живописи»;

плановое использование методики копирования произведений станковой масляной живописи ( в контексте педагогических экспериментов);

• педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий); метод наблюдения (за работой студентов и преподавателей);

• анализ и сопоставление работ студентов в процессе педагогического эксперимента;

методы обработки данных (статистические):

• методы математического анализа по системе разработанных критериев;

• метод графической обработки данных исследования.

Новизна научного исследования:

• научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система, способствующая развитию специальных и профессиональных умений и навыков студентов художественно-графических факультетов на занятиях по копированию произведений станковой масляной живописи.

• проведен анализ существующих на сегодняшний день методик, эффективно использующих практику копирования станковой масляной живописи;

• разработаны и адаптированы к специфике данного исследования методы диагностики уровней развития специальных умений и навыков студентов на занятиях по копированию.

Теоретическая значимость исследования:

• разработан категориально-понятийный аппарат, непосредственно связанный с копийной практикой, базирующийся на теоретических аспектах изученного исторического и современного материала, способствующий более эффективному освоению экспериментальных опытно-методических разработок;

• разработан учебно-методический, специализированный блок (спецкурс, разделенный по жанрам живописи, и программа спецкурса «Копирование станковой масляной живописи»), ориентированный на повышение эффективности художественно-академической подготовки педагогов изобразительного искусства;

• теоретически обоснована и практически апробированапедагогическая модель применения оптимальных методов программного обучения копированию произведений станковой масляной живописи в системе специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что, используя практику копирования, студенты художественно-графических факультетов расширяют свои возможности как в области педагогического мастерства, так и в художественно-творческой деятельности. Данное исследование может иметь практическое применение в работе преподавателей не только на художественно-графических факультетах, но и в более широком спектре учебной деятельности: в творческих лицеях, художественных школах, педагогических техникумах. Разработанная автором методика позволит на практике применить копирование как один из видов учебно-творческой деятельности, что будет способствовать закреплению на теоретическом и практическом уровне базовых знаний в области технологии масляной живописи. Теоретические и практические разработки исследования могут послужить основой для научных, учебных и методических материалов, использования более широкого диапазона учебно-методических средств в реалистической художественно-педагогической системе.

Обоснованность результатов исследования подтверждается использованием современных научных материалов по изобразительному искусству, психологии, педагогике; опытно-экспериментальной проверкой основных положений, предпринятой автором исследования в учебно-творческой работе со студентами.

Достоверность выводов и рекомендаций обеспечивается комплексным применением различных методов научно-педагогического исследования: теоретических, эмпирических, математических, статистических.

На защиту выносятся следующие положения:

• В рамках академической, художественно-педагогической школы, являющейся гарантом качества художественного образования, целесообразно использовать научно обоснованную и проверенную на практике программу по дисциплине «Копирование станковой масляной живописи», как средство, качественно повышающее уровень специальной и профессиональной подготовки художника-педагога в системе высшего художественно-педагогического образования.

• Нахождение оптимального взаимодействия в педагогическом процессе авторской методической системы, направленной на обучение копированию станковой масляной живописи, с блоком спецдисщшлин (академическая живопись, рисунок, композиция, технология масляной живописи), позволит педагогам в полном объеме сформировать у выпускника ХГФ специальные компетенции. Студенты получат болееглубокие знания по технологическим аспектам станковой масляной живописи, усовершенствуют свое мастерство в области академической живописи.

• Разработанная автором методика опирается на теоретический блок интегрированных знаний из области истории и теории изобразительного искусства, композиции, а также на практический блок из сферы живописи, технологии масляной живописи и рисунка.

• Теория, методика и практика копирования произведений станковой масляной живописи значительно расширяет теоретический и практический диапазон

осведомленности учащихся по программным дисциплинам на художественно-графических факультетах: живопись, техника живописи, технология живописи и композиция в живописи (в современных стандартах это сфера специальных компетенций). При этом теоретическая и практическая составляющие находятся между собой в строго выверенном балансе.

Этапы исследования

На первом этапе (2005-2007 гг.) осуществлялась оценка современного состояния проблемы исследования, степень охваченности и изученности ее различными авторами, включая искусствоведов. Произведен анализ программ и учебных пособий по проблеме. Изучался опыт работы преподавательских коллективов и личный опыт отдельных преподавателей, чтобы определить цели и задачи опытно-экспериментального исследования, связанного с разработкой общей стратегии и методов проведения педагогического эксперимента. В процессе этого определились исходные позиции исследования, рабочая гипотеза, предмет и задачи изучения проблемы. Один из периодов первого этапа исследования (первая фаза констатирующего эксперимента) был посвящен анализу процесса так называемого «стихийного» копирования, в результате чего были определены разные уровни развития специальных и профессиональных способностей студентов. Разработаны критерии оценки студенческих работ, которые позволили определить динамику развития способностей студентов связанных со специальной подготовкой. Проводилась проверка гипотезы исследования на занятиях по копированию.

На втором этапе (2007-2009 гг.) в ходе дальнейшей научно-экспериментальной работы проводился поиск и анализ оптимальных учебно-методических подходов как средств, повышающих уровень специальной и профессиональной подготовки. В фазе поискового эксперимента продолжались исследования в целях оптимизации обучающей программы по дисциплине «Копирование станковой масляной живописи».

Завершающий третий этап исследования (2009-2011 гг.) был посвящен обобщению и систематизации результатов экспериментально-опытной работы, уточнению отдельных положений исследования, формулировке выводов и внедрению результатов исследования в программу художественно-педагогического образования. В процессе формирующего эксперимента проводились анализ и корректировка результатов, полученных в ходе применения разработанной экспериментально-опытным путем программы, использование которой показало качественно высокий уровень специальных знаний, умений и компетенций, которые в совокупности определяют специальную и профессиональную подготовку студентов.

Апробация и внедрение результатов исследованияпроводилисьна научно-практических конференциях, научно-методических семинарах в (20052012 гг.) в Москве, Курске, Хабаровске, Липецке. Результаты исследования были внедрены на художественно-графическом факультете МПГУ, на факультете живописи декоративно-прикладного искусства и народных промыслов МОСПИ, на художественно-графическом факультете Курского государственного университета.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В диссертации приведены схемы, таблицы, диаграммы, фотоснимки работ студентов, выполненные на различных фазах педагогического эксперимента, которые наглядно демонстрируют процесс и результаты экспериментальной работы.

Во введении представлены: обоснование исследуемой проблемы и её актуальность, определены цель, объект, предмет и гипотеза исследования; ставятся задачи по разработке методологических и методических аспектов работы, обосновывается её новизна, теоретическая и практическая значимость; указываются методы апробации и сферы приложения результатов исследования.

В первой главе «Становление и развитие практики копирования станковой масляной живописи в художественном образовании» дается краткий исторический обзор актуализации проблемы, рассматривается категориально-понятийный аппарат исследования.

В изобразительном искусстве, как известно,копия означает точное повторение художественного произведения во всех деталях, в том же материале и на тех же носителях. При этомразличают учебное копирование и механический перевод (контрафакция; контрэпрев; репродукция). К тому же точное воспроизведение следует отличать от авторского повторения, дублирования композиции, реконструкции и репликации, допускающих различные отклонения, вариации в деталях.

В истории изобразительного искусства процесс копирования как точное повторение авторского оригинала известен очень давно, но до нашего времени дошли только скульптурные образцы. Копии знаменитых статуй начали создавать еще в древности. Этим славилась неоаттическая школа — условное название сообщества греческих скульпторов периода эллинизма (с середины II в. до н.э. до середины II в. н. э.), создававших собственно копии и авторские повторения (реплики) знаменитых статуй и рельефов эпохи античной классики, в частности-век Перикла (У-1У вв. до н.э.).

В истории европейского искусства практика копирования использовалась мастерами в процессе академического обучения на классических образцах,в ходе которого прорабатывались и закреплялись технические особенности ведения работы. Нередко копия изготавливалась, если оригинал продавался, а владелец хотел оставить себе дубликат. При этом во всех случаях главная задача художника заключалась в точном воспроизведении оригинала. Бывало и так, что самостоятельно творящие художники создавали парафразы (повторение с внесением незначительных изменений) произведений былых времен, не отказываясьпри этом от собственной манеры письма, т.е. личностной интерпретации произведения. Таким образом поступал, например, Эжен Делакруа, когда копировал Рубенса, Рубенс—когда копировал Тициана. Неизбежное в этом случае противоречие между замыслом автора и техническим воплощением копирующего создавало довольно интересный двойственный эффект. Надо отметить, что в прошлом копии создавались с легким сердцем, без особых претензий на то, чтобы приблизиться к оригиналу, главньм было выдать картинку, которая на том этапе нередковыполняла роль фотографии.

В Российской Императорской академии художеств копирование было введено сразу по её учреждении. Сама жизнь подсказала академическому совету необходимость введения неспециальных предметов в Академии, способствовавших развитию новых направлений в методиках преподавания неспециальных дисциплин, в число которых входило и копирование. В самом начале обучения живописи основным разделом в методике являлось копирование. Обращаясь к оценке роли копирования в обучении молодых художников, опытные педагоги Академии указывали на прямую связь между качеством живописи с натуры и объемом практики в области копирования.

Основньм методическим подспорьем в процессе преподавания живописи (конецХУШ- первая половинаХ1Х в.) была коллекция картин-оригиналов, составленная из собраний императорской семьи и дворянской элиты того времени, анализ которых позволял будущим русским художникам пролить свет на многие технические и технологические особенности методов живописи мастеров прошлого. Эта превосходная коллекция, которая насчитывала сначала несколько десятков произведений, в дальнейшем обогатилась до нескольких тысяч оригиналов, призванных помогать молодым художникам в освоении живописного ремесла. Совет Академии художеств в данной части своих методических поисков исходил прежде всего из педагогической системы европейской академической школы начала и середины XIX в., влияние которой было на русскую академическую школу очевидным. Как свидетельствуют архивные документы императорской академической школы, совет Академии строил обучение живописи очень своеобразно. Отказавшись изначально от принципа прямого срисовывания с натуры, ученики, в первую очередь, должны были рисовать, ориентируясь на копийный материал с коллекционных оригиналов, чтобы привыкнуть к цвету и к теням в красках, иными словами, чтобы связать копийное живописное обучение с дальнейшей работой над натурой, что само по себе значительно облегчало работу красками. Когда необходимые навыки были приобретены, молодые художники начинали писать с натуры. Наблюдение за учениками осуществляли специально назначенные педагоги - инспекторы.

По существу, копирование с наступлением XIX в. приобретает статус эффективного обучающего средства, и показательно, что П.П. Чистяков более чем через полвека при разработке качественно иной педагогической системы возрождает подход к живописи, существовавший с конца XVIII в., т.е. советует учиться, копируя старых мастеров.

Изучение наследия старых мастеров посредством копирования расширяет художественный кругозор, воспитывает вкус, обогащает культуру, знакомит с разными национальными школами, дополняет познанием различных художественно-технических приемов, знакомит с разными материалами и способами их применения. Обдуманно выбранные материалы и приемы, связанные с ними, помогают художнику богаче выразить свой творческий замысел. Важно, чтобы в процессе обучения копирование не стало отстраненным дублированием оригиналов.

Во второй главе «Методика выполнения копии станковой масляной живописи в процессе специальной подготовки художника-педагога» автор раскрывает наиболее эффективные пути использования практики копирования станковой масляной живописи в подготовке учителя изобразительного искусства.В ходе исследования удалось выявить и на опыте экспериментально проверить целый ряд условий, непосредственно влияющих на создание художественно-творческой (и вместе с тем психологически благоприятной) обстановки для проведения педагогического эксперимента в целях повышения качества специальной и профессиональной подготовки студентов.

В качестве взаимосвязанных между собой и объединенных единой целью условий с точки зрения автора выступают:

— целенаправленное, систематизированное использование бесед и лекций по истории европейского и российского академического образования, активизирующих внимание студента на значение копийной практики в процессе обучения живописи, стимулирующих работу мысли, эмоциональную, интеллектуальную и эстетическую отзывчивость;

— четкость в расстановке акцентов при анализе классических художественных произведений;

— введение в практические задания как учебных, так и проблемных задач, связанных с копированием и технологией живописи;

— применение разнообразных художественных материалов в процессе копирования станковой масляной живописи и техник работы с ними;

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы со студентами;

— строгий отбор иллюстративного материала, вариативность его показа.

По результатам анализа констатирующего и поискового этапов педагогического эксперимента автором была разработана модель методической системы, имеющей интегративный характер, выраженный в связи со следующими учебными дисциплинами: история изобразительного искусства, эстетика, культурология (теоретический блок); живопись, технология живописи, композиция (практический блок). Модель авторской методической системы представлена во второй главе, в конце параграфа №2. Она содержит в себе: блок систематизированных теоретических знаний.(спецдисциплины: история искусств, живопись, композиция); блок практических упражнений связанных с технологическим аспектом исследования (спеццисциплины: живопись, технология живописи);блок практических упражнений связанных с живописными техниками (живопись, композиция). Для реализации авторской методики были использованы следующие организационные формы обучения: групповые (классификация В.А.Сластенина) где студенты получали общее на группу задание и выполняли его на практических аудиторных занятиях, а также индивидуальные, во время которых студент получал индивидуальное задание в соответствии с его уровнем подготовки. Индивидуальная робота педагога осуществлялась на практических аудиторных занятиях во время реализации спецкурса «Копирование станковой живописи». Для реализации практической части методической системы автором была разработана экспериментальная программа по предмету

"Копирование (копия) станковой живописи" для студентов 3-5 курсов ХГФ (представлена во второй главе, параграф №3).

Модель авторской методической системы сориентирована на развитие специальных и профессиональных умений и навыков студентов художественно-графических факультетов в ходе занятий по копированию произведений станковой масляной живописи. Для статистического анализа результатов были разработаны четыре группы критериев. В автореферате приводится только первая группа, которая является показателем уровня специальных способностей обучающихся именно в области копирования станковой масляной живописи. В нее входят следующие критерии:

• умение видеть композиционное пространство копируемого произведения;

• умение видеть объемное пространство элементов копируемого произведения;

• умение выделять главное в копируемом произведении;

• художественно-образный разбор композиции в копируемом произведении;

• поэтапный разбор практического владения техническими приемами в процессе копирования;

• умение дифференцированно использовать различные технические средства в процессе передачи цветовой гармонии копируемого произведения.

(Другие группы критериев приводятся в диссертации.)

Констатирующий эксперимент проводился по нескольким направлениям, которые автор, в соответствии с их спецификой, разделил на четыре блока: теоретический (с условным названием « общая культура живописи») и три практических блока (блок, связанный со специальными дисциплинами: рисунок, живопись, композиция; блок «технология масляной живописи»; блок «техники масляной живописи»).

В вышеперечисленных блоках автором был четко обозначен предмет исследования. В теоретическом блоке предметом исследования явились вопросы, связанные с терминологией и историей копийного искусства, а также с общей теорией станковой масляной живописи; в практических блоках внимание автора было нацелено на технологический аспект живописного художественного произведения, который для каждого вида изобразительного искусства имеет свою определенную специфику, там же рассматривались различные техники масляной живописи.

В качестве объектов копирования для практических блоков были избраны произведения художников-классиков мировой живописи. Мастера были подобраны в соответствии с целями и задачами выбранной темы в рамках авторской программы спецкурса «Копирование станковой живописи». Например, для темы №7(3-й курс «Сложная многоцветная гризайль») в качестве объекта копирования были взяты художественные произведения известных европейских художников, работающих в этой технике, - Ж. Латура, Ф. Буше, Ж. Фрагонара, Ж. Давида. Для темы № 8 (3-й курс «Техника ведения копии цветом») в качестве объекта копирования были задействованы работы европейских и русских художников, признанных во всем мире колористов, - П.Веронезе, Д.Веласкеса, Х.Рембрандта, Ф.Гойи, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, Д.В.Поленова, Г.И.

Семирадского, М.В.Нестерова, А.А.Иванова. Для темы № 4 (4-й курс «Копирование пейзажной и ландшафтной живописи с выявлением состояния природы») в качестве объекта копирования были взяты работы известных художников-пейзажистов реалистического направления: Ю.Ю. Клевера, И.И. Грабаря, И.И.Бродского, Б.В.Щербакова, А.М.Грицая.

На этапе поисковой фазы педагогического эксперимента апробировалась авторская модель методической системы; для поэтапного ее развертывания была разработана экспериментальная программа, соответственно реализованная в спецкурсе. Основной целью изучения спецкурса "Копирование станковой живописи" являются проблемы изучения и освоения техники и технологии живописного станкового произведения. Автор считает, что спецкурс необходим для всех студентов, обучающихся по программам специалитета, четырехлетнего и пятилетнего бакалавриатов. Знания и уметет, полученные студентами при усвоении данной дисциплины, не только облегчают и ускоряют процесс овладения техникой масляной живописи, но и способствуют росту профессионального мастерства студентов, что доказано на практике.

Анализ научно-педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:

1. Автором исследования в художественно-педагогической практике научно обоснована, разработана и экспериментально апробирована методическая система, способствующая развитию специальных и профессиональных умений и навыков студентов и бакалавров художественно-графических факультетов на занятиях по копированию произведений станковой масляной живописи. Предлагаемая автором модель методической системы дает возможность студентам художественно-графического факультета приобрести достаточно прочные знания и умения по копийной практике и в целом в области художественно-изобразительной деятельности.

2. Исследование показало, что студенты художественно-графического факультета путем усвоения знаний и умений в сфере копийного мастерства овладевают более глубокими специальными знаниями и компетенциями в области:

— копийной практики непосредственно;

— гармонизации художественной формы;

— технологии станковой масляной живописи;

— цветовосприятия, цветоведения и колористики.

3. Как результат освоения разработанного автором спецкурса у студентов повышается уровень специальных умений, навыков и компетенций, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие профессиональных способностей (аналитических, конструктивных, коммуникативных, творческих, организаторских).

4.На завершающем этапе педагогического эксперимента зафиксирована конвергентность теоретической и профессионально-специальной деятельности студентов.

Моделируя деятельность по усвоению основ теории копийной практики, студент усиливает свой профессионально-практический потенциал. Основные знания, аккумулированные в авторской модели методической системы, находятся

не в стороне от исторически сложившихся форм художественно-педагогической деятельности, а в самой его середине, которая носит название «профессиональная грамота».

Таким образом, экспериментально проверена эффективность функционирования разработанной модели системы обучения теории и практике копирования станковой масляной живописи в системе специальной подготовки художника-педагога.

В ходе педагогического эксперимента:

1) исследованы закономерности функционирования разработанной системы в форме спецкурса по теории и практике копирования;

2) обоснована необходимость включения в систему подготовки художника-педагога практики копирования произведений станковой масляной живописи;

3) выявлены критерии повышения эффективности специфических знаний, умений, навыков и компетенций в художественно-практической деятельности, что нашло своё отражение в способности студентов: видеть композиционное пространство копируемого произведения; умение определять объемно-пространственное решение элементов; умение выделять главное в копируемом произведении; делать художественно-образный разбор композиции; чувствовать композиционное равновесие; дифференцировать различные технические средства в процессе передачи цветовой гармонии копируемого произведения; обобщать натуру; профессионально подходить к оценкеобщего состояния цветового строя в живописи.

Наглядный разбор этапов копийного процесса в целом и проработка при помощи системы упражнений специфических качеств, необходимых художнику-педагогу в непосредственно педагогической и художественно-практической деятельности, в определенной степени усиливают академическую художественно-педагогическую систему, делают ее более мобильной, универсальной и соответствующей современным требованиям. Принципы, методы и формы обучения в совокупности с наглядными средствами обучения обеспечивают эффективное восприятие и осмысление учащимися достаточно сложных проблем художественно-образовательного процесса. В этом случае создаются условия для расширения общего кругозора студента, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении теории изобразительной грамоты.

В заключении диссертации излагаются основные выводы исследования. Поставленная в нем цель достигнута. Отмечается, что в сложившейся к настоящему времени ситуации, характерной особенностью которой является определенный дефицит грамотно выстроенных методических разработок в области теории и практики копийного искусства, разработана модель авторской педагогической системы, которая с точки зрения методики вбирает в себя наиболее оптимальные подходы к системе специальной подготовки художника-педагога с целью повышения эффективности обучения именно в академической художественно-педагогической системе.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в диссертации решены следующие задачи:

16

1) проанализировано современное состояние проблемы использования теории и методики копирования станковой масляной живописи в системе подготовки художника-педагога. Отмечается, что в данный момент ситуация с копированием шедевров станковой живописи выглядит следующим образом: студенты художественно-графического факультета самостоятельно, по своей инициативе, занимаются копированием произведений интересующих их мастеров живописи, как правило, не уделяя особого внимания технологическим особенностям ведения работы; чисто по наитию они воспроизводят ту или иную картину, и такое положение дел характерно для большинства вузов;

2) исследована история метода копирования в европейской художественной культуре, проанализирован категориальный аппарат, связанный с художественно-изобразительной практикой копирования станковой масляной живописи; дается различие учебного копирования и механического перевода (контрафакция; контрэпрев; репродукция); отмечается, что точное воспроизведение(копирование) следует отличать от авторского повторения (имеется в ввиду копия выполненная мастером со своей же работы), дублирования композиции, реконструкции и репликации, допускающих различные отклонения и вариации в деталях;

3) определены критерии оценки эффективности использования метода копирования в системе общей подготовки художника-педагога, которые условно подразделены на четыре блока: «копирование», «теория», «живопись», «технология»;

4) выявлены методы и приемы интеграции знаний и умений в едином блоке спецдисциплин; в частности проработан цикл специфических лекций, в содержание которых входят понятия, имеющие свою интерпретацию в смежных спецдисциплинах, это - «технология масляной живописи», «техника масляной живописи»; на основании интеграции знаний автором разработана эффективная методика копирования произведений станковой масляной живописи, способствующая повышению качества процесса специальной и профессиональной подготовки художника-педагога в современных условиях; данная методика включает в себя комплексную систему заданий по копированию станковой масляной живописи, направленную на повышение уровня специальных умений, навыков и компетенций студентов художественно-графических факультетов;

5) создана модель целостной учебно-методической системы обучения студентов теории и практике копирования станковой масляной живописи, которая включает цели, задачи и содержание учебного предмета; выявлены методы и приемы интеграции знаний и умений в области теоретических знаний и практических методик с целью оптимизации процесса специальной подготовки современного художника-педагога.

6) новая учебно-методическая система разрабатывалась автором на основе комплексного подхода к обучению, который предусматривает, что художественно-творческая активность художников-педагогов наиболее полно развивается в процессе овладения основами реалистического искусства, знакомства с классическим художественным наследием как достоянием культуры, которое происходит традиционно на занятиях не только по академическому рисунку, живописи, композиции, истории искусства., но и на занятиях копирования образцов классической живописи

Результаты исследования показывают, что теория и практика копийного искусства обогащает как формальный, так и содержательный аспект (слагаемых) произведения изобразительного искусства. Знания из этой области расширяют теоретическую осведомленность учащихся, повышают уровень их профессиональной грамотности и компетентности в вопросах художественно-изобразительной практики в целом. Теория и практика структурно-пластических решений картинной плоскости в классических произведениях — это специфический, очень важный раздел в теории композиции. Основой для данных исследований является изучение и анализ классических и современных произведений изобразительного искусства с акцентом на композиционное решение. Развивая таким образом составляющие композиционного мышления, мы способствуем улучшению качества преподавания базовых дисциплин, в первую очередь — рисунка и живописи.

Проведенное автором исследование, разумеется, не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Намечены лишь основные пути её решения, выработана педагогическая стратегия в использовании теории и практики копийного искусства и, что самое важное, - показано, при решении каких педагогических задач возможно эффективное применение предлагаемой методики как предпосылки для повышения качества специальной и профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора.

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Ваняев В.А. Копирование произведений станковой масляной живописи на примере специальной подготовки художника-педагога (современная версия). //Наука и школа. - 2012. - №4. - С. 139-143 (0,5п.л.)

2. Ваняев В.А. Историко-культурологический аспект копирования произведений изобразительного искусства. // Преподаватель ХХ1века. — 2012. - №3. - С.134-140 (0,5 п.л.)

3. Ваняев В.А. Технико-технологический аспект копирования произведений станковой масляной живописи как альтернативная параллель при создании художественного произведения (картины) Преподаватель XXI века - 2013. - №1. - С. 135-138 (0,5 п.л.).

4. Ваняев В.А. Рисунок по памяти как необходимейшее средство развития творческих способностей у начинающих художников. // Сб. научных трудов МПГУ. Серия гуманитарные науки. - 2005. - С. 665.(0,1п.л.)

5. Ваняев В.А. О творчестве пейзажа. // Сб. научных трудов МПГУ. Серия гуманитарные науки. - 2005. - С. 666.(0,1п.л.)

6. Ваняев В.А. О портрете. // Сб. статей: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - 2005. - С. 265.(0,1п.л.)

7. Ваняев В.А. Композиция как предмет познания и изучения. // Сб. научных трудов МПГУ. Серия гуманитарные науки. -2006. — С. 741.(0,1п.л.)

8. Ваняев В.А. Искусство копирования в художественно-изобразительном искусстве Западной Европы. // Сб. статей: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - 2012. - С. 318.(0,1п.л.)

18

9. Ваняев В.А. Технологический аспект живописи в историческом процессе развития изобразительного искусства. // Сб. статей: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - 2012. - С. 326.(0,1п.л.) Ваняев В.А. Копирование монументальных композиций как средство развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога. «Рисунок вчера, сегодня, завтра». - М.: Прометей, 2013. — С. 176-178 (0,1 п.л.)

Творческая деятельность. Выставки:

1. 1980 г.- начало творческой деятельности автора (с выставки «Большая Волга»).

2. 1991 -1994 гг. - активное участие в жизни Москвы, в составе Творческого объединения реалистов (ТОР) и Творческого объединения «Замоскворечье». В составе ТОРа участие в персональных выставках Москва-Париж.

3. 1994-2000 гг. - учеба, во Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества ( ректор И.С. Глазунов).

4. 1994 г- участие в выставке «Глазунов и его Академия»( в Манеже, Москва).

5. С 2005 г. - участие в выставках по линии МОСХа России.

6. С 2005г. - член МОСХа России; активное участие в его творческих проектах.

7. С 2006 г. - участник выставок педагогов ХГФ МПГУ.

8. С 2009 г. - участник выставок МОСХа г. Москвы.

9. В 2011г. - персональная выставка художественных работ по линии МОСХа России.

Подписано в печать 15.11.2013 г. Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. 1,25 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 36к.

Отпечатано в Типографии Издательства МИСИ-МГСУ. Тел. (499) 183-67-92, (499) 183-91-44, (499) 183-91-90. 129337, Ярославское шоссе, д. 26, корпус 8.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ваняев, Владимир Александрович, Москва

МОСКОВСКИЙ/ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

04201458091

Ваняев Владимир Александрович

КОПИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения

и воспитания (изобразительное искусство) Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А. А.Ковалев.

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Глава I. Становление и развитие практики копирования 17 масляной живописи в художественном образовании.

1.1. Историко-культурологический аспект копирования произведений 17 изобразительного искусства.

1.2. Практика копирования в истории Европейского Академического 30 художественного образования.

1.3. Копирование как учебный предмет в процессе становления и 53 развития художественной школы России.

1.4. Проблема копирования произведений станковой масляной 58 живописи на современном этапе обучения изобразительному искусству в системе художественно- педагогического образования.

Выводы по первой главе. 91

Глава II. Методика выполнения копии масляной живописи в 95 процессе специальной подготовки художника-педагога.

2.1. Исследование развития специальных умений навыков и 95 компетенций студентов художественно-графического факультета обучающихся по традиционной методике (констатирующий эксперимент).

2.2. Анализ результатов исследования специальных умений навыков и 129 компетенций студентов художественно-графического факультета обучающихся по традиционной методике.

2.3. Поиск оптимальных методов обучения копированию 168 произведений станковой масляной живописи в системе специальной подготовки художника - педагога (поисковый эксперимент).

2.4. Формирование специальных умений навыков и компетенций у 224 студентов художественно-графического факультета в процессе обучения копированию произведений станковой масляной живописи (формирующий эксперимент).

Выводы по второй главе. 269

Заключение

Список использованных источников Приложение

272 277 288

Введение

Проблема исследования и ее актуальность. Современные тенденции развития общества предъявляют высшей, художественно-педагогической школе ряд требований, а именно: создание наиболее благоприятных условий для формирования профессиональных и творческих навыков учащихся художественно-графических факультетов. Решение данной проблемы невозможно без дифференцированного подхода, при котором происходит разделение на блоки взаимодополняющих методик, объединенных конечной целью - совершенствование российской классической художественно-педагогической школы. Современный специалист, а так же бакалавр художественно-педагогического образования должны владеть как базовыми знаниями в области основ изобразительной грамоты, так и систематизированными дополнительными знаниями из сферы узкопрофильных дисциплин, углубляющих профессиональный уровень. Педагогическая практика сегодня показывает, что знания в области технологического аспекта живописи, которыми располагают современные учащиеся художественно-графических факультетов педвузов, в значительной степени ограничены и требуют определенного стимулирования.

Среди этого блока дисциплин, дополняющих и усиливающих базовые, копирование как предмет занимает особое место. Посредством копирования происходит приобщение учащихся к шедеврам мировой живописи. При грамотном подходе к этому виду учебной деятельности возможно выстроить определенный специфический диалог между современным студентом, изучающим секреты мастерства живописи, и великими мастерами прошлого. Копирование - работа по классическим образцам - во все времена существования академической системы обучения было и остается очень значимым средством в специальной подготовке будущего художника. Для художника-педагога знакомство с этого рода деятельностью также необходимо, так как специальные компетенции (СК) бакалавра педагогического образования по профилю подготовки ИЗО предусматривают

владение инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

В данный момент ситуация с копированием шедевров станковой живописи выглядит следующим образом. Студенты художественно-графического факультета самостоятельно, по своей собственной инициативе, занимаются копированием произведений интересующих их известных мастеров живописи, при этом они, как правило, мало внимания уделяют технологическим особенностям ведения работы, чисто по наитию пытаясь воспроизводить те или иные технические приемы известного мастера. Таким образом, студенты пытаются стихийно компенсировать отсутствие необходимых знаний и умений в сложнейшем процессе создания живописного произведения. Как таковой научно обоснованной методики копирования, разработанной специально для процесса обучения художника-педагога, в настоящее время не существует, получается, что есть спрос, но нет предложения. Налицо явное противоречие между существующим и желаемым положением дел в процессе подготовки художника-педагога. В основе изучения интересующей нас проблемы использование копирования станковой масляной живописи в качестве обучающего и развивающего средства - лежит огромный культурно-исторический пласт мировой художественно-изобразительной практики, куда входят знания из области технологии масляной живописи; истории основных европейских художественных школ, истории художественной педагогики и психологии. Из всего этого многообразия необходимо выбрать самое главное и основное.

Добиться настоящего, подлинного мастерства в академической живописи без тщательного, целенаправленного, систематического изучения техники мастеров прошлого, весьма непросто. Именно поэтому в арсенал методических разработок по спец дисциплинам, которые составляют профильную часть обучения, должна входить методика, основными задачами которой станут систематизация знаний и умений в области копирования

произведений станковой масляной живописи и, что самое важное, адаптация этих знаний к существующей системе подготовки художника-педагога.

Анализ специфического качества учебных живописных и творческих работ студентов ХГФ, в том числе дипломных работ по живописи показывает, что большинстве из них учащиеся зачастую акцентируют свое внимание на внешнюю сторону произведения, на авторскую манеру, упуская при этом последовательность ведения работы и саму методику применения технических средств и приемов живописи. Отсутствие методик, связанных с более углубленным изучением технологии масляной живописи по специальным дисциплинам, приводит к определенным трудностям в процессе обучения станковой масляной живописи, перед педагогами возникает ряд проблем. Одной из этих проблем является отсутствие в современном художественно-образовательном процессе системного подхода к процессу освоения и адаптации применительно к базовому курсу дисциплин, которые могут существенно усилить этот курс, в частности, к предмету копирования станковой масляной живописи. Как следствие этого, отсутствие четкой скоординированности этих дисциплин с основной факультетской программой по академической живописи. От этого появляются неразрешимые моменты в развитии специальных способностей студентов художественно-графических факультетов, говоря современным языком, выпускник не сможет в полном объеме обладать специальными компетенциями. Совершенно очевидно, необходим специфический блок знаний, включающий в себя сведения, без которых невозможно обойтись при выполнении работ в технике масляной живописи. Суть проблемы исследования заключается в нахождении оптимального взаимодействия в педагогическом процессе авторской методической системы, направленной на обучение копированию станковой масляной живописи, с блоком спецдисциплин - академической живописью, композицией, технологией масляной живописи. Это, в свою очередь, позволит педагогам в полном объеме формировать у выпускника специальные компетенции (СК).

Отсюда возникает необходимость создания программы и методических разработок в области копирования, связанных со спецификой преподавания спеццисциплин на художественно-графических факультетах. Проблема копирования произведений станковой масляной живописи приобретает особую значимость и актуальность в связи с тем, что этот вид учебной деятельности является, по сути, недостающим звеном в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога. В теории и практике копийного искусства содержится большое количество знаний, которые могут востребованы и применимы и во всем блоке спецдисциплин и, в первую очередь, конечно, в живописи. Эти знания могут стать существенным дополнением к образовательному ресурсу спецдисциплин. Определяющим принципом структурирования содержания образования является принцип функциональной полноты, который вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным (при этом имеется в виду коэффициент функциональной значимости компонентов системы).

Полное отсутствие научно обоснованных методических разработок в этом плане и недостаточная изученность роли и места копийного искусства, подтверждают актуальность и необходимость решения данной проблемы на современном этапе в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов. В своем исследовании мы должны дать исчерпывающий ответ на основной вопрос: нужен ли предмет копирования современной художественно-педагогической школе или нет? А если нужен то для каких целей, на каком этапе и в каком объеме?

В ходе изучения теоретических и практических исследований в области преподавания изобразительного искусства в художественных вузах мы отметили, что предмет "Копирование станковой живописи" преподается в узко специализированных художественных вузах: Московской

государственной художественно-промышленной Академии, имени С. Г. Строганова; Санкт-Петербургском Государственном Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества (организованной И.С. Глазуновым); Московском Государственном Академическом Художественном институте им. В.И. Сурикова; Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии имени А.Л. Штиглица. Основной направленностью разработанных в этих вузах программ является ориентация учащихся на повышение уровня знаний в области технологической составляющей подготовки выпускников высшей художественной школы, основанной на опыте мастеров прошлого, что, в свою очередь, дает им возможность для более широкого развития специальных, профессиональных и творческих способностей выпускников. Апробированной научно обоснованной программы по планомерному преподаванию и изучению данной дисциплины на художественно-графических факультетах России в настоящее время нет. Программы, которые имеют вышеперечисленные вузы для системной и целенаправленной работы по этой дисциплине, адаптированы к специфике этих учебных заведений.

Разработанная нами методика находится в контексте общей методологии российской художественно-педагогической школы. В общем методологический подход отечественной художественно-педагогической школы опирается на традиционные гносеологические, мировоззренческие установки. Для реалистической академической школы ИЗО - этот принцип заключается в реалистическом, объективном отражении натуры, а в ДПИ - в ее преображении и стилизации. Этот принцип является опорным в дальнейшей художественной деятельности, основной целью которой остается утверждение социально значимого идеала. Изучение данной темы выявило недостаточность подготовки учителя изобразительного искусства, который с одной стороны, должен быть высококвалифицированным художником-педагогом, а с другой -

художником-профессионалом. Подготовка его как специалиста высокого уровня предполагает решение целого ряда задач, связанных между собой и в педагогическом и творческом аспектах. Решением этой проблемы в разное время занимались такие ученые, представители московской художественно-педагогической школы, как Д.Н. Кардовский, H.H. Ростовцев, А.Е.Терентьев, B.C. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов, В.К. Лебедко, A.A. Ковалев, В.И. Козлов, Ю.В. Новоселов, К.В.Макарова, И.П. Грошев и др.

Основные положения исследования разработаны на базе достижений московской научно-педагогической школы и родственных ей региональных школ в области теории и методики обучения изобразительному искусству, представителями которых являются И.А. Башкатов, Г.В. Беда, В.П. Зинченко, Б.А.Карев, Е.М.Коробко, Л.Г.Медведев, А.А.Унковский, Н.К.Шабанов, А.ПЛшухин и др.

Целью исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка методики обучения специальному предмету "Копирование станковой масляной живописи" как оптимизирующему и развивающему средству в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога.

Объектом исследования является уровень развития специальных умений, навыков и компетенций студентов художественно-графических факультетов, на который выводит существующая в настоящее время система специальной подготовки художника-педагога.

Предметом исследования являются теория и методика обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов основам копийного искуства, ориентированные на повышение уровня специальных умений, навыков и компетенций студентов вышеозначенных факультетов.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития специальных умений, навыков и компетенций студентов художественно-графических факультетов можно повысить, если:

• использовать в рамках сложившейся школы художественно-педагогического образования методическую систему практического обучения копированию произведений станковой масляной живописи, адаптированную к реальным учебным условиям художественно-графического факультета;

• при формировании методической системы практического обучения копированию произведений станковой масляной живописи будет применяться опыт ведущих педагогов российской и европейской академической школы;

• при использовании содержательной и практической частей методической системы обучения копированию будет задействован принцип меж предметных связей, объединяющий теоретический блок дисциплин (историю искусства, культурологию) с практическим блоком (живопись, технология живописи, композиция). Это в совокупности позволит в значительной степени повысить уровень живописной подготовки студентов художественно-графических факультетов.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в научной работе решались следующие задачи:

• изучить современное состояние проблемы использования теории и методики копирования станковой масляной живописи в системе подготовки художника-педагога;

• исследуя историю метода копирования, проанализировать и обобщить позитивный опыт ведущих художественно-образовательных структур России и отдельных преподавателей, использующих в своей педагогической практике теорию и методику копирования произведений станковой масляной живописи;

• определить критерии оценки уровня развития специальных умений, навыков и компетенций студентов художественно-графических факультетов, на который выводит существующая в настоящее время система специальной

подготовки художника-педагога, критерии будут использоваться для оценки эффективности авторских методических разработок;

• разработать эффективную методику копирования произведений станковой масляной живописи, включающую комплексную систему заданий и упражнений, направленную на оптимизацию процесса специальной и профессиональной подготовки художника-педагога в современных условиях;

• выявить методы и приемы интеграции знаний для создания оптимального специализированного курса «Копирование станковой масляной живописи» в едином блоке спецдисциплин;

• экспериментально проверить разработанную модель экспериментально-педагогической системы, основанную на единстве педагогической и творческой подготовки студентов, позволяющую повысить уровень развития специальных знаний, умений и компетенций обучающихся, дополнить и расширить основы педагогического мастерства студентов художественно-графическог