автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие аконстантного восприятия на начальных этапах обучения живописи
- Автор научной работы
- Писаренко, Сергей Александрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ростов-на-Дону
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие аконстантного восприятия на начальных этапах обучения живописи"
На правах рукописи
ПИСАРЕНКО Сергей Александрович
РАЗВИТИЕ АКОНСТАНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ (на примере подготовки студентов Ростовской государственной академии архитектуры и искусства)
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Работа выполнена в Ростовском государственном педагогическом университете на кафедре изобразительного искусства художественно-графического факультета
Руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор
СТАСЕВИЧ Виталий Николаевич
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор ЛУКЬЯНОВ Борис Георгиевич
кандидат педагогических наук, профессор УНКОВСКИЙ Андрей Алексеевич
Ведущая организация: Московский государственный областной университет
Защита состоится « 3» сил^л^х^- 2006 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд, № 528).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан « гг » февраля 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета г^ЖХУу ИГНАТЬЕВ С.Е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема исследования и её актуальность. Обучение живописной грамоте основывается на визуальном познании окружающей действительности. Исследование закономерностей работы зрительного восприятия дает возможность раскрыть внутренние механизмы процесса формирования изобразительных умений и навыков, позволяя на научной базе строить методику преподавания живописи.
К числу основных свойств восприятия принято относить константность, проявляющуюся в способности выделять постоянные признаки предметов (цвет, величина, форма и пр.), несмотря на то, что наблюдаемые объекты могут восприниматься в бесконечно разнообразных ситуациях, в результате чего меняется характер раздражителей, воздействующих на рецепторный аппарат.
В психологической науке существует также понятие аконстантности, обозначающее возможность замечать перемены во внешнем облике предметов при изменении условий восприятия (при ином освещении, в новом ракурсе и т. д). Поскольку реалистическая живопись предполагает организацию изображения в соответствии с наблюдаемыми в действительности условиями световоздушной среды, то без целенаправленного формирования аконстантного восприятия тоновых и цветовых особенностей натуры не может идти речь о развитии даже самых элементарных живописных навыков.
Среди различных видов перцептивной константности к задачам данного исследования имеют отношение две формы константного и, соответственно, аконстантного восприятия - константность светлоты и константность цвета.
Под константностью светлоты понимается тенденция воспринимать свойственную объекту постоянную свешоту независимо от изменений силы и характера освещения.
Константность цвета состоит в способности воспринимать присущий предмету постоянный цветовой оттенок, несмотря на изменения спектрального состава прямого и отраженного света.
Далее в тексте под константным или аконстантным восприятием подразумеваются только эти два вида константности, кроме специально оговоренных случаев.
Известно, что становление аконстантного восприятия в процессе обучения живописи происходит далеко не сразу. При этом трудность для начинающих часто заключается не только и не столько в том, чтобы заметить изменения окраски предметов под влиянием среды, сколько в том, чтобы воспроизвести увиденное в своих работах. Поэтому, говоря о развитии аконстантного восприятия, следует' иметь в виду не только формирование собственно восприятия в узком смысле слова, но и становление у обучающихся живописной грамоте целого комплекса теоретических представлений и практических навыков, воздействие на интеллектуальную и мотивационную сферу учащихся.
Опыт, накопленный многими поколениями художников, свидетельствует, что одним из основных условий качественной перестройки зрительного восприятия у обучающихся основам живописи является длительная изобразительная практика. Однако существует ряд учебных заведений, специфика профессиональной подготовки в которые Д°в°льно
высокого уровня освоения студентами и: образвтаинвЖфМений Ь навыков, а с
С. О»
другой, в силу этой же специфики на занятия живописью нет возможности отводить большое количество учебного времени. В качестве примеров можно привести условия обучения дизайнеров, художников-модельеров, учителей изобразительного искусства, архитекторов.
Си туация в сфере архитектурного образования в эгом отношении является весьма показательной. Профессия архитектора относится к числу профессий, требующих довольно высокою уровня изобразительных умений и навыков. И хотя в учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере архитектуры и градостроительства, живопись не относится к числу профилирующих предмет ов, тем не менее, овладение архитектурной специальностью предполагает серьёзное ознакомление студентов с основами живописной грамоты, что, в свою очередь немыслимо без формирования специфических качеств зрительного восприятия.
При этом, однако, обучение живописи будущих архитекторов протекает в условиях весьма ограниченного количества учебных часов, отводимых на практические занятия. Ситуация осложняется также слабой довузовской подготовкой студентов, либо, что нередко бывает, её отсутствием. В таких условиях процесс развития аконстантного восприятия далеко не всегда протекает эффективно, что отрицательно сказывается на формировании у студентов базовых изобразительных навыков. В этих обстоятельствах возникает необходимость поиска оптимальных методических подходов к развитию аконстантного видения на занятиях живописью в системе высшего архитектурного образования. Недостаточная разработанность вопросов методики развития аконстантного восприятия в условиях дефицита академического времени, отводимого на занятия живописью, входит в противоречие с необходимостью качественной художественной подготовки архитекторов. В этом противоречии заключается основная проблема исследования, решению которой посвящена данная работа.
Развитие аконстантного восприятия является одной из ключевых задач начального этапа обучения живописи при подготовке специалистов всех профессий, связанных с изобразительной деятельностью. Но для того, чтобы исследование не носило слишком отвлеченный характер, вопросы развития аконстантного видения следует рассматривать с учётом специфики конкретной профессии - в данном случае, профессии архитектора. Очевидно, что цели обучения живописи в системе архитектурного образования и, к примеру, в художественных вузах существенно отличаются Овладение вершинами живописного мастерства не входит в число необходимых задач подготовки архитекторов. Речь идёт о том, чтобы в относительно короткие сроки обеспечить развитие у обучающихся в системе вузовской архитектурной подготовки базовых живописных умений и навыков, эта цель, в свою очередь, диктует необходимость разработки проблемы формирования аконстантного видения.
Поиск оптимальных методических путей формирования аконстантного видения осуществлялся, в сущности, ещё задолго до того как вошли в научный оборот понятия константности и аконстантности. Оригинальные примеры учебных заданий, направленных на развитие аконстантного восприятия у обучающихся живописной грамоте, можно встретить в педагогической практике П.П. Чистякова, В.А. Серова, Н.П. Крымова.
К настоящему времени выпущено немало монографических работ, диссертационных исследований и учебно-методических пособий, в которых затрагиваются вопросы формирования аконстантного восприятия, являющегося одним из важнейших компонентов живописного мастерства. Различные аспекты проблемы развития аконстантного видения в процессе обучения живописи в той или иной степени освещены в работах Г.В. Беды, A.A. Васильева, A.C. Зайцева, В.И. Киреенко, Ю.В. Коробки, B.C. Кузина, H.H. Лукина, Н.Я. Маслова, H.H. Масленникова, A.C. Рындина, A.A. Унковского, Ю.П Шашкова, А.П. Яшухина и других авторов Кроме того, существует немало работ, в которых понятия константности и аконстантности номинально не встречаются и, тем не менее, в этих работах рассматриваются вопросы, напрямую связанные с проблемой данного исследования. Так практически в каждом учебном пособии по живописи можно найти упоминания о необходимости развивать у обучающихся живописной грамоте умение видеть в натуре и передавать в изображении цвета, обусловленные характером освещения, влиянием окружения, удалённостью и т. д..
В учебно-методической литературе и диссертационных исследованиях можно найти описания разнообразных средств наглядности, направленных на формирование аконстантного видения у обучающихся живописной грамоте. Так в кандидатских диссертациях А.П. Яшухина и A.C. Рындина даётся описание демонстрационных приборов, показывающих изменение тона и цвета предметов под влиянием световоздушной среды. Кроме того, в исследованиях A.C. Рындина, А А.- Унковского, H.H. Масленникова предложен ряд постановок, направленных на развитие у обучаемых аконстантного видения светлотных и цветовых качеств натуры.
В целом можно констатировать, что те или иные аспекты проблемы развития аконстантного восприятия не раз становились объектом внимания художников-педагогов и методистов. Однако во всех существующих диссертационных исследованиях и научных публикациях вопросы формирования аконстантного видения рассматриваются либо в довольно общем виде, либо анализируются лишь отдельные стороны проблемы. Анализ учебно-методической и научной литературы убеждает в том, что ещё не все аспекты проблемы в достаточной степени разработаны как в теоретическом плане, так и в плане создания практических методик обучения живописной грамоте. В настоящее время нет ни одного диссертационного исследования, посвященного непосредственно проблеме развития аконстантного восприятия на занятиях живописью, что явно не соответствует её значимости. Кроме того, в существующих исследованиях, касающихся данной проблемы, не нашла отражение специфика архитектурного образования. Таким образом, необходимость более глубокого теоретического осмысления проблемы развития аконстантного восприятия и существенная практическая потребность её решения дают право говорить о её актуальности.
Исходя из обозначенной проблемы была поставлена цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплексную методическую систему, способствующую активному развитию аконстантного восприятия и соответствующих практических навыков у обучающихся основам живописи в архитектурных вузах.
Объектом исследования выступает учебная деятельность сгудентов младших курсов Ростовской государственной академии архитектуры и искусства на занятиях живописью.
Предметом исследования являются научно-теоретические основы, содержание, формы, методы и средства развития аконстантного видения на начальном этапе обучения живописи в системе высшего архитектурного образования.
Гипотеза исследования: Успешное развитие аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи может быть обеспечено если:
выдвигаемые педагогом теоретические установки, организация практических заданий и характер используемой наглядности в совокупности направлены на активизацию у студентов аконстантного видения;
- натурные постановки организовываются таким образом, чтобы начиная с самых ранних этапов обучения живописи систематически заострять внимание студентов на изменениях цвета и светлоты изображаемых объектов под влиянием прямого и отраженного света;
- но ходу учебных занятий регулярно применяются разнообразные наглядные средсхва, демонстрирующие изменения характера светотени, рефлексной взаимосвязи на предметах и больших тонально-цветовых отношений иод воздействием среды;
- на занятиях живописью активно используется принцип обучения действием, то есть демонстрацией практических приёмов решения изобразительных задач;
Задачи исследования:
- на базе изучения данных психологической науки выявить факторы, способствующие эффективному развитию аконстантного видения на занятиях живописью;
- выявить характерные особенности изобразительной деятельности сгудентов на начальных этапах обучения живописи, проанализировать причины наиболее типичных ошибок обучаемых, связанных с недостаточным развитием аконстантного восприятия и наметить пути их преодоления;
- определить и научно обосновать наиболее эффективные сочетания форм, методов, методических приёмов и средств, способствующих активному развитию аконстантного видения в процессе обучения живописи;
- разработать и экспериментально проверить систему практических упражнений, способствующих эффективному развитию аконстантного видения на занятиях живописью в системе высшего архитектурного образования.
Методологической основой исследования являются научные труды ведущих отечес1венных и зарубежных специалистов в области физиологии высшей нервной деятельности, психологии и психофизиологии зрительного восприятия, разработки в сфере общей дидактики, истории, теории и методики обучения живописи.
Характер поставленных в данной работе задач определил выбор основных методов исследования:
- анализ действующих программ по живописи;
- наблюдение за практической работой обучаемых на занятиях живописью в условиях вузовской архитектурной подготовки, беседы со студентами, тестирование;
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ результатов экспериментальной работы;
изучение практического опыта обучения живописи в Ростовской государственной академии архитектуры и искусства (РААИ), на художественно-графическом факультете Ростовского государственного педагогического университета (ХГФ РГПУ) и в Ростовском государственном строительном университете (РГСУ).
Научная новизна работы выражается в получении следующих результатов: I - разработана, научно обоснована и экспериментально проверена целостная
методическая система развития аконстантного видения на занятиях живописью;
дополнены существующие представления о психологических закономерностях константного и аконстантного восприятия;
раскрыты новые аспекты организации натурных постановок для стимулирования аконстантного видения в процессе обучения живописи;
- уточнена дидактическая роль наглядности, выступающей в качестве одного из важнейших средств активизации аконстантного восприятия на занятиях живописью.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
В диссертации дано психолого-педагогическое обоснование принципиальной возможности активного развития аконстантного восприятия у широкого контингента обучающихся основам живописи и раскрыты конкретные методические пути формирования аконстантного видения на начальных этапах обучения живописи в системе высшего архитектурного образования. Результаты исследования позволили расширить существующие теоретические представления о закономерностях становления аконстантного восприятия в процессе обучения I живописи Содержащийся в диссертации фактический и теоретический материал
может иметь значение для дальнейшей научной разработки различных вопросов методики преподавания живописи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что методические разработки, описанные в диссертации, могут быть использованы в процессе обучения живописи в системе высшего архитектурного образования. Кроме того, поскольку задача активного развития аконстантного восприятия в условиях ограниченности учебного времени встаёт по ходу живописной подготовки широкого круга специальностей, требующих овладения основами изобразительной грамоты (учитель изобразительного искусства, дизайнер, художник-модельер и др.), то думается, что результаты исследования могут послужить в качестве исходного материала для составления учебных программ и методических пособий по живописи для указанных специальностей.
Достоверность исследования обеспечена:
А) опорой на ведущие положения психологической, педагогической и методической литературы;
Б) строгим соблюдением требований, предъявляемых к организации и проведению педагогического исследования;
В) объективным анализом итогов эксперимента, сравнением по системе критериев исходных и конечных данных, выявленных в ходе экспериментальной работы, репрезентативностью полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования: Данные, полученные в ходе исследования, периодически обсуждались на заседаниях кафедр изобразительного искусства РГПУ и РААИ. Материалы исследования неоднократно публиковались в научных журналах (Ростов-на-Дону, 2004; Москва, 2005) и сборниках научных работ (Ростов-на-Дону. 2004-2005), а также докладывались на межвузовских научных конференциях (Таганрог, 2004, 2005). Результаты исследования внедрены в практику на кафедрах изобразительного искусства РГПУ и РААИ, а также на кафедре архитектуры Ростовского государственного строительного университета (РГСУ).
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2002 - 2003 гг.) проводился теоретический анализ проблемы исследования, осуществлялось изучение специальной литературы, анализировался наличный уровень теоретической и практической подготовки в области живописи студентов различных специальностей, обучающихся на младших курсах РААИ и ХГФ РГПУ.
На втором этапе (2003-2004 гг.) был проведён обучающий эксперимент в РААИ. В результате работы, осуществлённой за этот период, было отмечено положительное влияние экспериментальной системы заданий на активизацию аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи. В то же время, полученные в ходе формирующего эксперимента данные показали необходимость дополнительной корректировки отдельных элементов разработанной методической системы.
В период с сентября 2004 по начало 2006 года (третий этап исследования) в РААИ проводился контрольный эксперимент и осуществлялось подведение итогов исследования. Результаты экспериментальной работы, проведенной за этот период, подтвердили действенность и воспроизводимость предлагаемой методической системы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Активизация аконстантного восприятия у обучающихся основам живописной грамоты может быть обеспечена за счет выявления новых возможностей использования наглядных методов обучения. В проведенном исследовании это положение было реализовано, в частности, путем включения в учебный процесс разработанных нами демонстрационных опытов, а также за счет систематического применения на занятиях живописью разнообразных наглядных пособий, демонстрирующих влияние факторов среды (направление, интенсивность, спектральный состав прямого и отраженного света) на внешний облик предметов.
2. Натурные постановки следует организовывать так, чтобы постоянно заострять внимание студентов на проблеме передачи в изображении изменений цвета предметов под влиянием среды. Включение в учебный процесс упражнений, направленных на стимулирование аконстантного восприятия, долясно носить регулярный характер, начиная с самых ранних этапов преподавания живописи.
3 Положительную роль в плане развития у обучаемых аконстантного видения и соответствующих практических навыков может сыграть включение в учебный процесс элементов проблемности, что может быть осуществлено путем специальной организации натурных постановок, а также при теоретическом объяснении материала, показе наглядных образцов и пр.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка литературы и приложения, включающего в себя таблицы, диаграммы, репродукции студенческих работ и прочий материал. Объем диссертации составляет 223 страницы в компьютерном наборе, основной текст изложен на 149 страницах.
I ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обозначается проблема и обосновывается ее актуальность, изложены цель и задачи, объект, предмет, гипотеза, методы и методологические основы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приведены результаты ее апробации.
В первой главе «Общая характеристика константного и аконстантного восприятия» подробно раскрывается содержание понятий константности и аконстантности, излагается история изучения и современная трактовка этих свойств перцепции в психологической науке. На базе ознакомления с закономерностями константного и аконстантного восприятия делаются выводы о принципиальных возможностях развития аконстантного видения в ходе специально организованной деятельности.
Изучением общей природы перцептивной константности и отдельных её видов занимались такие отечественные и зарубежные авторы как И. Акишще, И.Т. Бжалава, М.М. Бонгард, Е. Брунсвик, Г. Баллах, JI.A. Венгер, H.H. Волков, В. Вундт, Г. Гельмгольц, Е. Геринг, М.Д. Дворяшина, В.П. Зинченко, Д. Кац, В. Келер, К. Коффка, C.B. Кравков, А.И. Миракян, Р.Г. Натадзе, H Д Нюберг, И.П.
I Павлов, Ж. Пиаже, Р. Тоулесс, П.А. Шеварёв и др. Цели большинства
исследований перцептивной константности, как правило, не связаны с задачами методики обучения живописи, однако накопленный в этой области
I психологического знания материал представляет немалый интерес в связи с темой
данной диссертации.
Проблема константности восприятия в своём классическом варианте была сформулирована в конце XIX века. Ее содержание можно обозначить следующим вопросом. Какие механизмы обеспечивают относительное постоянство перцептивных образов, несмотря на непрерывный процесс изменения сенсорных сигналов, поступающих из внешнего мира? Этот вопрос встает при изучении всех видов перцептивных констант. С момента постановки проблемы константности восприятия был выдвинут ряд теорий, преследующих целью объяснение закономерностей этого психического явления. Можно выделить основные группы такого рода теорий: 1) интеллектуалистические, 2) периферические, 3) гештальт-теории, 4) условнорефлекторная теория, 5) гипотеза «восприятийных схем» Ж.Пиаже, 6) теория установки, 7)теории в рамках деятельностного подхода к вопросам изучения психики.
В указанных теориях основное внимание уделяется общим вопросам изучения константности восприятия независимо от ее конкретных видов;
константы цвета и светлоты анализируются в контексте этих общих вопросов. Явление константности восприятия рассматривается в этих теориях зачастую с прямо противоположных позиций. Так в интеллектуалистических теориях_(Г. Гельмгольц, В. Вундт, Е. Брунсвик, Р. Тоулесс) константность понимается как результат корректировки первичных сенсорных сигналов, что по своему характеру напоминает умозаключения. В периферических теориях (Е. Геринг, К.Бюлер, К. Огль, Д. Гибсон, Г. Баллах, Л. Бланк), напротив, константность объясняется не психологической корректировкой первичных ощущений, а, главным образом, чисто физиологическими механизмами (зрачковый рефлекс, световая и цветовая адаптация, реакция нейронов-детекторов и пр.). В теории установки (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, И.Т. Бжалава) много внимания уделяется исследованию личностных особенностей воспринимающего индивида, в то время как в гештальт-теориях (В.Келер, К. Коффка, Д. Кац, М. Вертхеймер, И. Акишш е) собственная активность субъекта восприятия не подвергается серьезному анализу.
По мере накопления данных, характеризующих константность и акон-сташность восприятия, все большее число исследователей стали приходить к выводу, что эти свойства психики необходимо рассматривать во взаимосвязи с характером деятельности воспринимающего субъекта. Эта взаимосвязь была подробно проанализирована в рамках дсятельностного подхода к вопросам изучения психики, получившего развитие в отечественной психологии (В.П. Зинченко, Н.Ю Вергилес, Л.А. Вснгер, А.И. Миракян).
Ко второй половине XX века был накоплен довольно обширный материал, свидетельствующий о том, что константность не является врожденной особенностью организма и ее следует считать прижизненным образованием. Ох сюда закономерно встает вопрос о ее генезисе. Общий ответ на этот вопрос, как показали исследования отечественных психологов, состоит в том, что константность формируется в ходе активной ориентировочно-исследовательской деятельности субъекта Эта деятельность на ранних этапах онтогенеза отщепляется от практической предметной деятельности и по своему строению во многом сохраняет сходство с ней. В ходе предметной деятельности происходит формирование перцептивных действий, обеспечивающих константное восприятие. Первоначальное складывание перцептивных действий такого рода завершается в раннем детстве. Дальнейшее развитие восприятия в онтогенезе идёт по пути дифференцирования константных и аконстантных свойств перцепции.
На основании анализа основных теорий перцептивной константности в диссертации делаются заключения, касающиеся проблемы настоящего исследования. Практически в каждой из рассмотренных в данной главе теорий (исключением могут выступать разве что гештальт-теории) константность характеризуется как явление, обусловленное жизненной практикой индивида; другое дело, что механизмы, обеспечивающие константность, трактуются по-разному. Положение о том, что становление константности детерминируется опытом субъекта, по крайней мере, не противоречит вероятности формирования аконстантного видения в ходе индивидуального развития человека и, более того, делает достоверность гипотезы о возможности такого целенаправленного формирования достаточно высокой.
Что касается деятельностного подхода, то его представители напрямую выдвигают тезис о том, что аконстантность может развиваться в деятельности, и, в частности, в изобразительной деятельности. Это положение было подтверждено экспериментальными данными. Так в исследовании, проведенном под руководством Л.А. Венгера, был успешно осуществлен процесс формирования аконстантного восприятия формы и величины. Результаты указанного исследования показали, что способность к оценке ракурсных и перспективных сокращений является прижизненным образованием.
На основании данных о том, что восприятие величины и формы формируется под влиянием прижизненных факторов, допустимо предположить, что то же самое можно сказать и про аконстантное восприятие цвета и светлоты, ибо, как показывают результаты психологических исследований, различные перцептивные константы имеют во многом единую основу.
Развивая эту аналогию, можно указать на сходство связанного с изобразительными задачами восприятия формы и величины с одной стороны и обусловленного подобными задачами аконстантного восприятия цвета и светлоты с другой. Это сходство проявляется в характере используемых перцептивных операций - в обоих случаях можно говорить о двух перцептивных операциях -операции отнесения видимых образов к условной плоскости и об операции «развертки» изображения в глубину. Но если восприятие проекционных параметров поддается экспериментальному формированию, то, учитывая сходство и взаимосвязь между восприятием такого рода и аконстантным видением цвета и светлоты, опять же напрашивается предположение, что последнее также может быть подвержено целенаправленному развитию.
На социальную обусловленность константности и аконстантности указывает также то обстоятельство, что эти свойства восприятия несколько по-разному проявляются у представителей разных эпох и народов. К примеру, европейцы легко воспринимают светотеневые изображения, чего до недавнего времени нельзя было сказать о некоторых народах Азии.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что существуют разные данные прямо или косвенно свидетельствующие о детерминации аконстантного восприятия цвета и светлоты характером человеческой деятельности, в связи с чем вполне правдоподобным выглядит предположение о возможности создания таких условий деятельности, при которых эти качества восприятия будут активно развиваться. По ходу теоретического анализа проблемы исследования мы сочли допустимым взять это предположение в - качестве исходной основы при разработке методической системы, направленной на формирование у студентов аконстантного видения. Окончательные аргументы, подтверждающие или отрицающие правомерность такого предположения, могут быть получены только путем экспериментальной проверки в ходе специально разработанных занятий живописью.
Во второй главе «Модель методической системы, направленной на развитие аконстантного восприятия» представлены общие параметры предлагаемой методической системы, основные черты которой можно представить в виде модели, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов:
1. Цели и задачи экспериментального курса «живопись» для специальности «архитектура», рассчитанного на I - Ш семестры;
2. Дидактические принципы, выступающие в качестве теоретической основы методической системы;
3. Содержание учебных заданий, представленное в экспериментальной программе;
• 4. Методы развития аконстантного восприятия и организационные формы обучения живописи;
5. Дидактические средства, используемые для стимулирования аконстантного видения.
Что касается первого из обозначенных компонентов, то в качестве основных задач экспериментальной системы заданий были выделены следующие:
1) Развитие аконстантного восприятия больших тоновых отношений.
•2) Освоение студентами закономерностей светотеневой моделировки форм.
3) Приобретение умения передавать теплохолодность в живописи.
4) Развитие умений и навыков передачи рефлексной взаимосвязи в изображении.
5) Приобретение студентами базовых представлений о закономерностях передачи общего тонально-цветового состояния в живописи.
Дидактические принципы, выделенные в качестве второго компонента предлагаемой модели, выступают в качестве исходной базы для методических разработок К числу наиболее значимых принципов следует отнести принципы научности, наглядности, систематичности и последовательности, сознательности и активности учащихся в обучении, доступности, прочности и связи теории с практикой. При организации системы заданий, направленных на развитие аконстантного видения, указанные принципы играют роль общего руководства к построению процесса обучения.
Третьим компонентом предлагаемой модели выступает содержание учебных заданий по живописи. Экспериментальная программа содержит ряд заданий, направленных на стимулирование аконстантного восприятия цвета и светлоты. Задания программы распределены так, чтобы сходные упражнения повторялись на разных этапах обучения и аналогичные задачи прорабатывались на более высоком уровне. В дидактике установлено, что процесс познания развивается по спиральному принципу, поэтому по ходу обучения важно обеспечить оптимальное распределение учебных заданий для многоуровневой проработки новой информации.
В качестве четвертого компонента предлагаемой модели выделены методы развития аконстантного восприятия и формы организации учебного процесса Путем применения методов обучения реализуется содержание учебного предмета, осуществляется решение поставленных дидактических задач. В диссертации дана характеристика методов развития аконстантного восприятия, составленная на основе классификации дидактических методов, предложенной академиком Ю.К. Бабанским. В этой классификации выделяется три основные группы методов обучения:
1)Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3)Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.
Прежде, чем приступать к изложению методов развития аконстантного восприятия, стоит оговориться, что «в чистом виде» они практически не встречаются. Методы обучения, по выражению Ю.К. Бабанского, как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся.
Важное значение для стимулирования аконстантного видения имеет использование методов организации и осуществления восприятия учебной информации (перцептивных методов), составляющих первую подгруппу первой группы методов рассматриваемой классификации. Эта подгруппа включает в себя словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы Весьма значительна их роль в формировании теоретических знаний в области живописной грамоты, которые являются необходимой основой для развития аконстантного восприятия. Словесные методы выполняют также диагностическую функцию, позволяют выявлять пробелы в знаниях студен гов, выяснить причины их ошибок в живописи.
Наглядные методы В качестве основных наглядных методов в рас-с матриваемой классификации выделяются иллюстрация и демонстрация.
Метод иллюстрации предполагает использование статической наглядности, куда входят изобразительные наглядные средства (живописные работы, таблицы, схемы), а гакже модели, макеты и пр. Средства изобразительной наглядное ги позволяют делать сравнения и сопоставления, что стимулирует аконстантное восприятие. Например, на пособии можно показать изображаемые предметы в разных условиях освещения и при различном окружении и, таким образом, студент может ясно увидеть, как меняются тонально-цветовые качества нагуры в конкретных условиях среды.
В отличие от метода иллюстрации, метод демонстрации предполагает показ предметов и явлений в их динамике. Применение метода демонстрации на занятиях живописью подразумевает показ преподавателем практических живописных приемов, проведение демонстрационных опытов и пр.
Практические методы. Основной практический метод, применяемый в обучении живописи - метод упражнений. При разработке системы практических упражнений мы стремились к оптимальному разнообразию заданий. Известно, что для стимулирования аконстантно1 о видения следует чередовать работы, выполняемые при разном освещении. В художественной педагогике также установлено, что для эффективного обучения живописи целесообразно комбинировать длительные и краткосрочные задания.
Помимо перцептивных методов в данной группе стоит отметить подгруппу гностических методов, характеризующих степень самостоятельности и творческой акшвности учащихся. В этой подгруппе выделяются репродуктивные и проблемно-поисковые методы.
По ходу экспериментальных занятий внимание студентов неоднократно акцентировалось на проблеме: как передать в изображении и собственный цвета, и условия среды? В сущности, с подобными проблемными ситуациями студентам приходится сталкиваться практически на каждом занятии по живописи. Другое дело, что учащиеся нередко игнорируют эту проблему, либо не до конца осознают ее значение. Путем специальной организации натурных постановок мы стремились заострить данную проблему, обратить на нее внимание студентов, что
позволило активизировать процесс развития аконстантного видения у обучающихся основам живописи.
В дидактике установлено, что создание проблемных ситуаций может оказаться эффективным при наличии двух условий- если учебная ситуация допускает значительные затраты времени на усвоение материала и если учащиеся владеют необходимым запасом теоретических сведений и практических навыков. Известно также, что для формирования практических навыков (а именно на это прежде всего направлено обучение живописи) эффективность проблемно-поисковых методов является довольно относительной. Поэтому по отношению к обучению живописи стоит вести речь не столько о применении проблемно-поисковых методов в чистом виде, сколько об использовании некоторых элементов проблемности по ходу учебных занятий.
Существенную роль в активизации аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи могут сыграть методы стимулирования и мотивации учения, составляющие вторую группу методов в классификации Ю.К. Бабанского. Мотивационную функцию в той или иной степени выполняют все методы. В то же время в дидактике выделяется ряд методов, непосредственно направленных на стимулирование познавательной и творческой активности учащихся.
Первую подгруппу данной группы составляют методы стимулирования интереса к учению, куда входят создание ситуаций занимательности и познавательной новизны, метод познавательных игр и др. Активизации интереса к учению и развитию аконстантного восприятия может способствовать, в частности, использование высказываний известных художников:
«Ко1 да пишешь, нужно забыть, какого цвета предмет» (Е А. Кибрик)
На вопрос, какого цвета бывает снег, К.Ф. Юон ответил: «только не белый».
Вторую подгруппу в данной группе методов составляют методы стимулирования долга и ответственности в учении- убеждения в значимости учебы, поощрение, порицание недостатков и др. Ответственное отношение студента к учебной деятельности, умение организовывать свою работу является залогом эффективного развития живописного видения.
Успешность применения методов обучения в немалой мере определяется характером используемых дидактических средств. Для стимулирования у студентов аконстантного видения нами был выполнен ряд наглядных пособий, которые можно условно разделить на две группы: а) пособия, демонстрирующие изменения светотеневых особенностей натуры в зависимости от характера освещения; б) пособия, показывающие влияние прямого и отраженного света на цветовой строй натурной постановки.
Некоторые пособия применялись для динамического показа. Так для стимулирования аконстантного видения светлоты со студентами РААИ и ХГФ РГПУ был проведен демонстрационный опыт. Участникам опыта показывались два этюда, на которых были обозначены контуры небольших прямоугольников, по одному на каждом этюде. Один прямоугольник располагался на теневой части белого предмета, другой - на освещенном участке темной драпировки. Студенты получили задание определить светлоту обоих прямоугольников. Светлота определялась по шкале из ахроматических прямоугольников, прикрепленных так,
чтобы их можно было снять и поднести к обозначенным участкам, что обеспечивало точность оценки полученных результатов.
Участники опыта оценили прямоугольник на теневой стороне светлого предмета как более светлый, между тем как светлота обоих прямоугольников была примерно одинаковой. Студенты, уделяя чрезмерное внимание собственной светлоте изображенных предметов, неверно определили тоновые отношения в этюдах. После того, как участники опыта ознакомились с его итогами, был проведен анализ допущенных ошибок, студенты получили рекомендации, направленные на стимулирование аконстантного видения светлоты.
Также нами проводилась сходная наглядная демонстрация с целью активизации у студентов аконстантного видения цветовых отношений.
Третья глава «Педагогический эксперимент по формированию аконстантного восприятия на занятиях живописью» содержит описание процесса и результатов экспериментальной работы по развитию аконстантного видения и соответствующих практических навыков у обучающихся основам живописи.
Констатирующий эксперимент проводился в 2002—2003 учебном году в РАДИ и на ХГФ РГПУ. В эксперименте на данном этапе участвовали 187 студентов I и II курсов различных специальностей.
Цели констатирующего эксперимента заключались в следующем:
1. Выявить и проанализировать типичные ошибки в студенческих этюдах, обусловленные недостаточным развитием аконстантного восприятия светлоты;
2. Выявить и проанализировать характерные ошибки в учебных работах, связанные с недостатком опыта аконстантного видения цвета;
3. Определить уровень осведомленности студентов в области теории живописной грамоты, проявляющийся в знании закономерностей восприятия и передачи предметных и обусловленных цветов в изображении.
4. На основании анализа состояния теоретической и практической подготовки студентов раскрыть причины выявленных в ходе исследования типичных учебных ошибок и наметить пути их преодоления.
По ходу констатирующего эксперимента было собрано и проанализировано 319 живописных работ студентов 1 и II курсов РААИ и художественно-графического факультета РГПУ. Эти работы анализировались по девяти критериям, которые можно разделить на две группы:
а) критерии, характеризующие тоновое решение студенческих работ;
б) критерии, характеризующие цветовое решение учебных этюдов. Уровень теоретической подготовки студентов на констатирующем этапе определялся по результатам тестирования.
Результаты констатирующего эксперимента позволили уточнить наши представления о закономерностях протекания изобразительной деятельности будущих архитекторов и художников-педагогов на начальных этапах обучения живописи. Полученные данные послужили основой для разработки экспериментальной методики, направленной на развитие аконстантного видения на занятиях живописью в архитектурной академии.
Обучающий эксперимент проводился в 2003 - 2004 учебном году в РААИ. Основные задачи этого этапа экспериментальной работы состояли в том, чтобы определить эффективность предлагаемой методической системы, направленной на развитие аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи, и наметить дальнейшие пути ее совершенствования.
Для определения начального уровня развития аконстантного видения у только что поступивших студентов был проведен срез во всех группах первого курса специальности «архитектура». В срезе участвовали 119 человек. На первом занятии студентам было предложено выполнить краткосрочный этюд несложного натюрморта. Все работы, выполненные по ходу среза, были проанализированы по разработанной системе критериев.
Из шести групп, в которых проводился срез, были выбраны три, студенты которых показали наиболее сходные результаты. Одна группа быта взята в качестве экспериментальной, две другие - в качестве контрольных Программы, по которым велись занятия в экспериментальной и контрольных группах, существенно отличались друт от друга и только три задания для всех групп были общими и проводились в одно и то же время - это итоговые задания в I, II и III семестрах. По итогам выполнения этих заданий сравнивались на основе системы критериев результаты, показанные студентами экспериментальной и контрольных групп, и отсюда делались выводы об эффективности предлагаемой методической системы. Кроме того, в качестве показателя, характеризующего действенность разработанной нами методики, использовались данные оценивания студенческих работ на семестровых просмотрах.
К концу эксперимента разница в уровне подготовки студентов экспериментальной и контрольных групп весьма отчетливо проявилась как по системе критериев, так и по итогам оценивания на просмограх. Однако нельзя было исключать того, что подобные результаты оказались обусловлены случайными факторами. Требовалось провести еще одну серию экспериментов, по результатам которых можно было бы с большей уверенностью судить о действенности предлагаемой нами методики.
Контрольный эксперимент проводился в период с сентября 2004 года по декабрь 2005 года. В эксперименте участвовали все студенты, поступившие в 2004 году на I курс РААИ по специальности «архитектура». Общее число учащихся, охваченных экспериментальной работой на данном этапе, составило 122 человека, (6 групп примерно по 20 человек в каждой).
На первом занятии I семестра 2004 - 2005 учебного года во всех 1руппах первого курса специальности «архитектура» был проведен срез, аналогичный срезу, проведенному годом ранее. Из шести групп, охваченных срезом, три были выбраны нами в качестве экспериментальных и еще три в качестве контрольных. Студенты экспериментальных и контрольных групп по итогам среза в целом продемонстрировали аналогичные результаты.
Программа, по которой велись занятая в экспериментальных группах, не претерпела существенных изменений по сравнению с обучающим этапом эксперимента. Небольшие изменения коснулись распределения академических часов, отводимых на выполнение учебных заданий.
По ходу контрольного эксперимента развитие аконстантного восприятия у студентов экспериментальных групп шло быстрее, чем у их однокурсников. Особенно заметно преимущество студентов, обучавшихся по экспериментальной методике, по сравнению с учащимися контрольных групп проявилось по критериям, характеризующим аконстантное восприятие светлоты. Такой результат представляется закономерным, поскольку в экспериментальных группах внимание студентов неоднократно акцентировалось на особенностях
аконстантного восприятия тоновых отношений путем целенаправленной организации натурных постановок и применения специальных средств наглядности.
Занятия в экспериментальных группах проводились разными преподавателями. При этом уровень живописной подготовки во всех экспериментальных группах оказался выше, чем в контрольных, что свидетельствует о воспроизводимости предлагаемой методики.
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами методики развития аконстантного видения. Студенты экспериментальных групп проявили более глубокое понимание закономерностей восприятия и передачи в живописи изменений окраски предметов под влиянием среды, чем их однокурсники из контрольных групп.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются выводы по результатам проведенной работы.
Содержащиеся в диссертации данные свидетельствуют о том, что константность и аконстантность восприятия не определяются лишь врожденными особенностями человеческого организма. Эти свойства психики формируются в деятельности и являются продуктом социального опыта - отсюда следует вывод о принципиальной возможности целенаправленного формирования аконстантного видения и соответствующих практических навыков у широкого контингента обучающихся живописной грамоте.
Предпринятое исследование позволило уточнить существующие представления о возможностях стимулирования аконстантного восприятия путем специальной организации натурных постановок. Включение в учебный процесс заданий, направленных на развитие аконстантного видения, должно осуществляться систематически, начиная с самых ранних этапов обучения живописи. Важно, чтобы сам характер учебных натюрмортов способствовал внимательному анализу тонально-цветовых особенностей постановок, вдумчивому и серьезному отношению студентов к работе.
Весьма существенное значение для успешного развития аконстантного восприятия имеет также активное использование средств наглядности, что предполагает применение специальных наглядных пособий и включение в учебный процесс демонеграционных опытов. Важной формой наглядного обучения, способствующей активизации аконстантного видения, является показ педагогом практических приемов ведения работы над этюдом.
Феномен аконстантности восприятия рассмотрен в диссертации на примере начального этапа живописной подготовки будущих архитекторов и, в меньшей степени, студентов некоторых художественных специальностей. Это обстоятельство неизбежно наложило отпечаток на процесс и общие итоги исследования. Вместе с тем, думается, что его результаты могут иметь более широкое методическое значение, поскольку задача развития аконстантного видения в условиях ограниченности академического времени встает при подгоюпке весьма значительного числа профессий, требующих овладения основами живописной грамоты. Полученные в ходе исследования данные расширяют существующие представления о закономерностях формирования зрительного восприятия в процессе обучения живописи и создают основу для
дальнейшего научного поиска в сфере теории и практики преподавания художественных дисциплин.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Учебно - методические пособия:
1. Писаренко С.А. Предметный и обусловленный цвет в живописи / Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. - 51 с. (2,7 п.л.)
Статьи и тезисы докладов:
-I. Писаренко С.А. О константном и аконстантном восприятии цвета в живописи.: Сб. науч. тр. / Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 16. / Отв. ред. B.C. Кукушин. - Ростов-на-Дону: ГинГо, 2004. С. 115 -117 (0,2 п.л.)
2. Писаренко С.А. Развитие аконстантного восприятия цвета на примере живописной подготовки архитекторов.: Сб. докладов. / V научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. / Отв. ред. В.Г. Кабарухин. - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2004. С. 202 - 204 (0,2 п.л.)
3. Писаренко С.А. Наглядная демонстрация особенностей константного и аконстантного восприятия светлоты в живописи. // Наука и образование (Ростов-на-Дону), 2004, № 4. С. 52 - 58 (0,4 п.л.)
4 Писаренко С.А. Изобразительная наглядность как средство развития аконстантного восприятия на занятиях живописью.: Сб. науч. тр. / Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры. / Отв. ред. B.C. Кукушин. - Ростов-на-Дону: ГинГо, 2004. С. 190 - 193 (0,2 п.л.)
5. Писаренко С.А. Развитие аконстантного восприятия светлоты на занятиях по живописи. Вопросы организации натурных постановок. // Объединенный научный журнал (Москва), 2005, № 2. С. 48 - 52 (0,3 п.л.)
6. Писаренко С.А. Роль установки в восприятии константных и аконстантных качеств цвета в живописи.: Сб. докладов. / VI научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. / Отв. ред. В.Г. Кабарухин. - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005. С. 228 - 232 (0,3 п.л.)
7. Писаренко С.А. Дидактические возможности применения динамической наглядности для стимулирования аконстантного восприятия на занятиях живописью.: Сб. науч. тр. / Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры. Вып. 3. / Отв. ред. B.C. Кукушин. - Ростов-на-Дону: ГинГо, 2005. С. 74 - 81 (0,5 п.л.)
8. Писаренко С.А. Факторы активизации аконстантного восприятия в процессе обучения живописи. Сб. науч. тр. / Актуальные проблемы художественно-педагогического образования. Вып. 5. / Отв. ред. В.П. Зинченко. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005. С. 37 - 43 (0,3п.л.)
I
] 1
Подл, к печ. 21.02.2006 Объем 1 п.л. Заказ №. 44 Тир 100 экз.
Типография М11ГУ
36 78
(
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Писаренко, Сергей Александрович, 2006 год
Введение.
Глава 1. Общая характеристика константного и аконстантного восприятия.
1.1. Константность и аконстантность как свойства психического отражения. Постановка проблемы константности восприятия в психологии.
1.2. Теории перцептивной константности.
1.3. О возможностях формирования аконстантного восприятия в ходе индивидуального развития человека.
Глава 2. Модель методической системы, направленной на развитие аконстантного восприятия.
2.1. Общие параметры методической системы. Цели и задачи экспериментального курса «живопись».
2.2. Дидактические принципы как базовые теоретические ориентиры при разработке проблемы развития аконстантного восприятия.
2.3. Экспериментальная программа по живописи для специальности «архитектура».
2.4. Методы развития аконстантного восприятия на занятиях живописью.
2.5. Средства развития аконстантного восприятия на занятиях живописью.
Глава 3. Педагогический эксперимент по формированию аконстантного восприятия на занятиях живописью.
3.1. Определение критериев уровня развития аконстантного видения у обучающихся основам живописи. Итоги констатирующего эксперимента.
3.2. Обучающий этап эксперимента.
3.3. Контрольный этап эксперимента.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие аконстантного восприятия на начальных этапах обучения живописи"
Проблема исследования и её актуальность. Обучение живописной грамоте основывается на визуальном познании окружающей действительности. Исследование закономерностей работы зрительного восприятия дает возможность раскрыть внутренние механизмы процесса формирования изобразительных умений и навыков, позволяя на научной базе строить методику преподавания живописи.
К числу основных свойств восприятия принято относить константность, проявляющуюся в способности выделять постоянные признаки предметов (цвет, величина, форма и пр.), несмотря на то, что наблюдаемые объекты могут восприниматься в бесконечно разнообразных ситуациях, в результате чего меняется характер раздражителей, воздействующих на рецепторный аппарат.
В психологической науке существует также понятие аконстантности, обозначающее возможность замечать перемены во внешнем облике предметов при изменении условий восприятия (при ином освещении, в новом ракурсе и т. д.). Поскольку реалистическая живопись предполагает организацию изображения в соответствии с наблюдаемыми в действительности условиями световоздушной среды, то без целенаправленного формирования аконстантного восприятия тоновых и цветовых особенностей натуры не может идти речь о развитии даже самых элементарных живописных навыков.
Средй многочисленных видов перцептивной константности к задачам настоящего исследования имеют отношение две формы константного и, соответственно аконстантного восприятия - константность светлоты и константность цвета.
Под константностью светлоты понимается тенденция воспринимать свойственную объекту постоянную светлоту независимо от изменений силы и характера освещения. В психологической литературе синонимами понятия «константность светлоты» выступают такие термины, как яркостная константность, константность белизны, константность нейтральных цветов и ахроматическая константность [203, т. 1, с. 198].
Константность цвета состоит в способности воспринимать присущий предмету постоянный цветовой оттенок, несмотря на изменения спектрального состава прямого и отраженного света.
Далее в тексте под константным или аконстантным восприятием подразумеваются только эти два вида константности, кроме специально оговоренных случаев.
Известно, что становление аконстантного восприятия в процессе обучения живописи происходит далеко не сразу. При этом трудность для начинающих часто заключается не только и не столько в том, чтобы заметить изменения окраски предметов под влиянием среды, сколько в том, чтобы воспроизвести увиденное в своих работах. Поэтому, говоря о развитии аконстантного восприятия следует иметь в виду не только формирование собственно восприятия в узком смысле слова, но и становление у обучающихся основам живописи целого комплекса теоретических представлений и практических навыков, воздействие на интеллектуальную и мотивационную сферу учащихся.
Опыт, накопленный многими поколениями художников, свидетельствует, что одним из основных условий качественной перестройки зрительного восприятия у обучающихся живописной грамоте является длительная изобразительная практика. Однако существует ряд учебных заведений, специфика профессиональной подготовки в которых требует с одной стороны довольно высокого уровня освоения студентами изобразительных умений и навыков, а с другой, в силу этой же специфики на занятия живописью нет возможности отводить большое количество учебного времени. В качестве примеров можно привести условия подготовки дизайнеров, художников-модельеров, учителей изобразительного искусства, архитекторов.
Ситуация в сфере архитектурного образования в этом отношении является весьма показательной. Профессия архитектора традиционно относится к числу профессий, требующих довольно высокого уровня изобразительных умений и навыков. И хотя в учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере архитектуры и градостроительства, живопись не относится к числу профилирующих предметов, тем не менее, овладение архитектурной специальностью предполагает серьёзное ознакомление студентов с основами живописной грамоты, что, в свою очередь немыслимо без формирования специфических качеств зрительного восприятия.
При этом, однако, обучение живописной грамоте будущих архитекторов проходит в условиях весьма ограниченного количества учебных часов, отводимых на практические занятия. Ситуация осложняется также слабой довузовской подготовкой студентов, либо же, что нередко бывает, её отсутствием. В таких условиях процесс развития аконстантного восприятия далеко не всегда протекает достаточно эффективно, что отрицательно сказывается на ходе формирования у студентов базовых изобразительных навыков. В этих обстоятельствах возникает необходимость поиска оптимальных методических подходов к развитию аконстантного видения на занятиях живописью в системе высшего архитектурного образования. Недостаточная разработанность вопросов методики развития аконстантного восприятия в условиях дефицита академического времени, отводимого на занятия живописью, входит в противоречие с необходимостью качественной художественной подготовки архитекторов. В этом противоречии заключается основная проблема исследования, решению которой посвящена данная работа.
Развитие аконстантного восприятия является одной из ключевых задач начального этапа обучения живописи при подготовке специалистов всех профессий, связанных с изобразительной деятельностью. В то же время, для того, чтобы исследование не носило слишком отвлеченный характер, вопросы развития аконстантного видения следует рассматривать с учётом специфики конкретной профессии - в данном случае, профессии архитектора. Очевидно, что цели обучения живописи в системе архитектурного образования и, к примеру, в художественных вузах существенно отличаются. Овладение вершинами живописного мастерства не входит в число необходимых задач профессиональной подготовки архитекторов. Речь идёт о том, чтобы в относительно короткие сроки обеспечить развитие у обучающихся в системе вузовской архитектурной подготовки базовых живописных умений и навыков. Эта цель, в свою очередь, диктует необходимость разработки проблемы формирования аконстантного видения.
К настоящему времени в художественной педагогике накоплен некоторый опыт разработки способов развития аконстантного восприятия в процессе обучения живописи. Поиск оптимальных методических путей формирования аконстантного видения осуществлялся, в сущности, ещё задолго до того как вошли в научный оборот понятия константности и аконстантности. В этой связи можно привести ряд примеров из преподавательской практики известных художников-педагогов.
Так П.П. Чистяков в качестве одного из первых заданий по живописи предлагал своим ученикам выполнить следующее упражнение. П.П. Чистяков составлял на палитре какой-нибудь цвет и просил учащихся сделать точно такой же замес. После этого ученикам давалось задание написать этот же цвет, но уже с учётом условий освещения [240, с. 44]. Таким образом, учащиеся на конкретном примере могли увидеть разницу между предметным цветом (константное видение) и обусловленным (аконстантное восприятие).
Известно, что В.А. Серов в пору своего преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, давал студентам задание писать одну и ту же постановку в разных условиях освещения - вблизи окна и в глубине мастерской [15, с. 71]. Очевидно, что такие задания были направлены на стимулирование аконстантного видения натуры.
В связи с проблемой, поставленной в исследовании, представляет интерес педагогическое наследие Н.П. Крымова, который разработал ряд оригинальных постановок, способствующих развитию аконстантного восприятия у обучающихся живописной грамоте. Например, Н.П. Крымов демонстрировал своим студентам куб, с одной стороны окрашенный светлой краской, а с другой - тёмной. Тёмная сторона куба освещалась сильным светом. Под влиянием освещения эта сторона оказывалась более светлой, и учащиеся убеждались, что именно так и следует изображать куб. Другая постановка использовалась Н.П. Крымовым для показа влияния цвета освещения на собственную окраску предмета. В качестве натуры выступала небольшая разноцветная ширма. Три створки ширмы были окрашены в холодные цвета, а другие три - в тёплые. Первые освещались электрической лампой, вторые были повёрнуты в сторону окна и принимали на себя холодный свет неба. При таком освещении створки, окрашенные в холодные цвета, отражали больше тёплых световых лучей, чем повёрнутые к окну створки, имеющие тёплую окраску. Чтобы убедительно написать эту постановку, студентам необходимо было отойти от привычного представления о цвете как свойстве поверхности предмета и начать перестраивать своё восприятие в сторону аконстантности. Н.П. Крымов использовал в своей работе множество подобных постановок. [123], [167].
К настоящему времени выпущено немало монографических работ, диссертационных исследований и учебно-методических пособий, в которых затрагиваются вопросы формирования аконстантного восприятия, являющегося одним из важнейших компонентов живописного мастерства. Различные аспекты проблемы развития аконстантного видения в процессе обучения живописи в той или иной степени освещены в работах Г.В. Беды, А.А. Васильева, А.С. Зайцева, В.И. Киреенко, Ю.В. Коробко, B.C. Кузина, Н.Н. Лукина, Н.Я. Маслова, Н.Н. Масленникова, А.С. Рындина, А.А. Унковского, Ю.П. Шашкова, А.П. Яшухина и других авторов. Кроме того, существует немало работ, в которых понятия константности и аконстантности номинально не встречаются и, тем не менее, в этих работах рассматриваются вопросы, напрямую связанные с проблемой данного исследования. Так практически в каждом учебном пособии по живописи можно найти упоминания о необходимости развивать у обучающихся живописной грамоте умение передавать в изображении цвета, обусловленные характером освещения, влиянием окружения, удалённостью и т. д. [5], [23], [50], [198], [222].
В учебно-методической литературе и диссертационных исследованиях можно найти описания разнообразных средств наглядности и практических заданий, направленных на формирование аконстантного видения у обучающихся основам живописи. В частности, в кандидатской диссертации А. П. Яшухина [259] дано описание демонстрационных приборов, показывающих изменение тона и цвета предметов под влиянием среды. Один из приборов, получивший название «воздушная перспектива», был разработан для демонстрации изменений, происходящих с цветом и светлотой предметов под влиянием удалённости. Другой прибор, - «цветовое единство», - использовался для показа изменений цвета предметов под воздействием освещения и рефлексной взаимосвязи. Кроме того, в этой диссертации можно встретить описания учебно-методических таблиц, показывающих закономерности влияния среды на окраску предметов.
В диссертации А.С. Рындина [211] описываются демонстрационные модели «уголок», «коробка» и «три плоскости», сконструированные для наглядного показа изменений предметного цвета в зависимости от освещения и характера рефлексной взаимосвязи. Кроме того, в экспериментальной части диссертации А.С. Рындина даётся описание упражнений, направленных на стимулирование аконстантного восприятия и развитие навыков передачи обусловленных цветов в живописи. Можно перечислить некоторые из предложенных заданий:
- две постановки разделяются перегородкой. Одна освещается искусственным, другая - естественным светом. Цель - развитие аконстантного видения цвета. Сходные варианты заданий можно встретить и у других авторов [113, с. 136];
- натюрморт в условиях дневного света, с теневой стороны освещенный электрической подсветкой. Цель упражнения - формирование аконстантного видения цвета, совершенствование навыков передачи теплохолодности в живописи. Аналогичные задания - этюды постановок, освещенных различающимися по спектральному составу источниками света, - описаны в ряде учебных пособий по живописи [23, с. 141], [14, с. 132].
- натюрморты, на примере которых наглядно демонстрируются особенности рефлексной взаимосвязи на предметах, (характер рефлексов в зависимости от цвета отражающей и принимающей отраженный свет поверхностей).
- задание, направленное на развитие навыков передачи пространственных изменений цветов, обусловленных их удаленностью от наблюдателя. Подобные задания - натюрморты с четко выраженными пространственными планами -упоминаются и в других работах [15, с. 149], [113, с. 138].
Много внимания процессу становления аконстантного восприятия на занятиях живописью уделено в диссертации А.А. Унковского [240]. В исследовании А.А. Унковского предложен ряд постановок, направленных на развитие аконстантного видения светлотных и цветовых качеств натуры. Так, например, одна из экспериментальных постановок А.А. Унковского представляла собой три одинаковых натюрморта, поставленных в ряд. Между натюрмортами располагались непрозрачные перегородки. Освещение было организовано так, чтобы на один натюрморт попадало наибольшее количество световых лучей, на другой - несколько меньше, а на третий - ещё меньше. Работа над всеми тремя натюрмортами велась одновременно на одном вытянутом по горизонтали формате. Перед учащимися ставилась задача передать изменения в общем тоне натюрмортов.
Другая постановка А.А. Унковского, направленная на стимулирование аконстантного восприятия светлоты, состояла из двух натюрмортов, также разделённых перегородкой. В натюрмортах использовались чёрный и белый сосуды одинаковой формы. Натюрморт с чёрным сосудом освещался довольно интенсивным светом, а натюрморт с белым сосудом находился в тени. Для того чтобы этюды получились убедительными, студентам нужно было белый сосуд писать более тёмными красками, чем чёрный на свету.
Кроме того, в работе А.А. Унковского описывается постановка, направленная на развитие аконстантного восприятия цвета. Холодные по цветовому оттенку предметы постановки освещались тёплым светом, а, в свою очередь, предметы имеющие теплую окраску, помещались в условия холодного освещения. Обучаемые наглядно убеждались, что в таких условиях теплые по цвету предметы следует писать более холодными оттенками, чем предметы с холодной окраской.
Помимо указанных методических разработок, в ряде диссертационных исследований дается описание упражнений, направленных на стимулирование аконстантного видения в условиях пленера. В качестве примера можно привести кандидатские диссертации А.А. Васильева [31], Н.Я. Маслова [155], А.С. Рындина [211], А.А. Унковского [240].
Таким образом, беглый обзор состояния вопроса показывает, что те или иные аспекты проблемы развития аконстантного восприятия не раз становились объектом внимания художников-педагогов и методистов. Однако в существующих диссертационных исследованиях и научных публикациях вопросы формирования аконстантного видения рассматриваются либо в довольно общем виде, либо анализируются лишь отдельные стороны проблемы. Анализ учебно-методической литературы и научных исследований убеждает в том, что ещё не все аспекты проблемы в достаточной степени разработаны как в теоретическом плане, так и в плане создания практических методик обучения живописной грамоте. В настоящее время нет ни одного диссертационного исследования, посвященного непосредственно проблеме развития аконстантного восприятия на занятиях живописью, что явно не соответствует её значимости. Помимо всего прочего, в существующих исследованиях, так или иначе касающихся данной проблемы, не нашла отражение специфика архитектурного образования. Таким образом, необходимость более глубокого теоретического осмысления проблемы развития аконстантного восприятия и существенная практическая потребность её решения дают право говорить о её актуальности.
Исходя из обозначенной проблемы была поставлена цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплексную методическую систему, способствующую активному развитию аконстантного восприятия и соответствующих практических навыков у обучающихся основам живописи в архитектурных вузах.
Объектом исследования выступает учебная деятельность студентов младших курсов Ростовской государственной академии архитектуры и искусства на занятиях живописью.
Предметом исследования являются научно-теоретические основы, содержание, формы, методы и средства развития аконстантного видения на начальном этапе обучения живописи в системе высшего архитектурного образования.
Гипотеза исследования: Успешное развитие аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи может быть обеспечено если:
- выдвигаемые педагогом теоретические установки, организация практических заданий и характер используемой наглядности в совокупности направлены на активизацию у студентов аконстантного видения;
- натурные постановки организовываются таким образом, чтобы, начиная с самых ранних этапов обучения живописи, систематически и последовательно заострять внимание студентов на изменениях цвета и светлоты изображаемых объектов под влиянием прямого и отраженного света;
- по ходу учебных занятий регулярно применяются разнообразные средства статической и динамической наглядности, демонстрирующие изменения характера светотени, рефлексной взаимосвязи на предметах и больших тонально-цветовых отношений под воздействием среды;
- на занятиях живописью активно используется принцип обучения действием, то есть демонстрацией практических приёмов решения изобразительных задач;
Задачи исследования: - на базе изучения данных психологической науки выявить факторы, способствующие эффективному развитию аконстантного видения на занятиях живописью;
- выявить характерные особенности изобразительной деятельности студентов на начальных этапах обучения живописи, проанализировать причины наиболее типичных учебных ошибок, связанных с недостаточным развитием аконстантного восприятия и наметить пути их преодоления;
- определить и научно обосновать наиболее эффективные сочетания форм, методов, методических приёмов и средств, способствующих активному развитию аконстантного видения в процессе обучения живописи;
- разработать и экспериментально проверить систему практических упражнений, способствующих эффективному развитию аконстантного восприятия на занятиях живописью в системе высшего архитектурного образования.
Методологической основой исследования являются научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области физиологии высшей нервной деятельности, психологии и психофизиологии зрительного восприятия, разработки в сфере общей дидактики, истории, теории и методики обучения живописи.
Характер поставленных в данной работе задач определил выбор основных методов исследования:
- анализ действующих учебных программ по живописи;
- наблюдение за работой обучаемых на занятиях живописью в условиях вузовской архитектурной подготовки, беседы со студентами, тестирование;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ результатов экспериментальной работы;
- изучение практического опыта обучения живописи в Ростовской государственной академии архитектуры и искусства (РААИ), на художественно-графическом факультете Ростовского государственного педагогического университета (ХГФ РГПУ) и в Ростовском государственном строительном университете (РГСУ).
Научная новизна исследования выражается в получении следующих результатов:
- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена целостная методическая система развития аконстантного видения на занятиях живописью;
- дополнены существующие представления о психологических закономерностях константного и аконстантного восприятия;
- раскрыты новые аспекты организации натурных постановок для стимулирования аконстантного видения в процессе обучения живописи;
- уточнена дидактическая роль наглядности, выступающей в качестве одного из важнейших средств активизации аконстантного восприятия на занятиях живописью.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
В диссертации дано психолого-педагогическое обоснование принципиальной возможности активного развития аконстантного восприятия у широкого контингента обучающихся основам живописи и раскрыты конкретные методические пути формирования аконстантного видения на начальных этапах обучения живописи в системе высшего архитектурного образования. Результаты исследования позволили расширить существующие теоретические представления о закономерностях становления аконстантного восприятия в процессе обучения живописи. Содержащийся в диссертации фактический и теоретический материал может иметь значение для дальнейшей научной разработки различных вопросов методики преподавания живописи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментально проверенные методические разработки, описанные в диссертации, могут быть использованы в процессе обучения живописи в системе высшего архитектурного образования. Кроме того, поскольку задача активного развития аконстантного восприятия в условиях ограниченности учебного времени встаёт по ходу живописной подготовки широкого круга специальностей, требующих овладения основами изобразительной грамоты (учитель изобразительного искусства, художник декоративно-прикладного искусства, дизайнер, художник-модельер и др.), то думается, что результаты исследования могут послужить в качестве исходного материала для составления учебных программ и методических пособий по живописи для указанных специальностей.
Достоверность исследования обеспечена:
А) опорой на ведущие положения психологической, педагогической и методической литературы;
Б) строгим соблюдением требований, предъявляемых к организации и проведению педагогического исследования;
В) объективным анализом итогов эксперимента, сравнением с помощью выделенных критериев исходных и конечных данных, выявленных в ходе экспериментальной работы, репрезентативностью полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Данные, полученные в ходе исследования, периодически обсуждались на заседаниях кафедр изобразительного искусства РГПУ и РААИ. Материалы исследования неоднократно публиковались в научных журналах (Ростов-на-Дону, 2004; Москва, 2005), сборниках научных работ (Ростов-на-Дону, 2004 - 2005) и докладывались на межвузовских научных конференциях (Таганрог, 2004, 2005). Результаты исследования внедрены в практику на кафедрах изобразительного искусства РААИ и ХГФ РГПУ а также на кафедре архитектуры Ростовского государственного строительного университета (РГСУ).
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2002 - 2003 гг.) проводился теоретический анализ проблемы исследования и осуществлялось изучение специальной литературы. Также на этом этапе выявлялся и анализировался наличный уровень теоретической и практической подготовки в области живописи студентов различных специальностей, обучающихся на младших курсах РААИ и ХГФ РГПУ.
На втором этапе (сентябрь 2003 г. - декабрь 2004 г.) был проведён обучающий эксперимент в РААИ, по результатам которого было отмечено положительное влияние экспериментальной методики на активизацию аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи. В то же время, полученные в ходе формирующего эксперимента данные показали необходимость дополнительной корректировки отдельных элементов предлагаемой методической системы.
В период с сентября 2004 по начало 2006 года (третий этап исследования) в РААИ проводился контрольный эксперимент и осуществлялось подведение итогов исследования. Результаты экспериментальной работы, проведенной за этот период, подтвердили действенность и воспроизводимость разработанной нами методической системы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Активизация аконстантного восприятия у обучающихся основам живописи может быть обеспечена за счет выявления новых возможностей использования наглядных методов обучения. В проведенном исследовании это положение было реализовано, в частности, путем включения в учебный процесс разработанных нами демонстрационных опытов, а также за счет систематического применения на занятиях живописью разнообразных наглядных пособий, демонстрирующих влияние факторов среды (направление, интенсивность, спектральный состав прямого и отраженного света) на внешний облик предметов.
2. Натурные постановки следует организовывать так, чтобы постоянно заострять внимание студентов на необходимости передачи в изображении изменений цвета предметов под влиянием условий среды. Включение в учебный процесс упражнений, направленных на стимулирование аконстантного восприятия, должно носить регулярный характер, начиная с самых ранних этапов преподавания живописи.
3. Положительную роль в плане развития у обучаемых аконстантного видения и соответствующих практических навыков может сыграть включение в учебный процесс элементов проблемности, что может быть осуществлено путем специальной организации натурных постановок, а также при теоретическом объяснении материала, показе наглядных образцов и пр.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка литературы и приложения, включающего в себя таблицы, диаграммы, репродукции студенческих работ и прочий материал. Объем диссертации составляет 223 страницы в компьютерном наборе, основной текст изложен на 149 страницах.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение.
Процесс обучения живописи в высших и средних специальных учебных заведениях подразумевает переход от обыденных форм восприятия к восприятию, адекватному целям изобразительной деятельности, что предполагает в качестве одной из основных методических задач развитие аконстантного видения цвета и светлоты. Особенно важными для формирования аконстантности восприятия и соответствующих навыков выполнения изображений являются начальные этапы обучения, во многом предопределяющие уровень подготовки студентов к окончанию курса живописи.
Задача настройки зрения на точное и адекватное натуре аконстантное восприятие тонально-цветовых отношений в значительной степени противоположна целям повседневной жизненной практики, что обуславливает трудность перехода на новый уровень живописного видения у тех, кто только начинает приступать к освоению основ изобразительной грамоты. Перестройке восприятия неизбежно сопутствуют затруднения и ошибки у студентов, особенно у тех, кто имеет небогатый опыт довузовской живописной подготовки, в связи с чем лишний раз можно отметить сложность и противоречивость процесса познания окружающей действительности.
Вместе с тем, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что даже в случае невозможности отводить значительное количество академического времени на занятия живописью в силу специфики учебного заведения можно при определенных условиях создать предпосылки для активизации у студентов аконстантного восприятия и тем самым повысить общий уровень их живописной культуры.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы: 1) Константность и аконстантность восприятия не определяются лишь I врожденными особенностями человеческого организма. Эти свойства психики формируются в деятельности и являются продуктом социального опыта -отсюда следует вывод о принципиальной возможности создания условий для целенаправленного формирования аконстантного видения и соответствующих практических навыков у широкого контингента обучающихся основам живописи.
С первых учебных занятий необходимо целенаправленно настраивать студентов на восприятие разнообразных изменений, происходящих с окраской изображаемых предметов под влиянием направления, силы и спектрального состава освещения, рефлексной взаимосвязи и прочих факторов световой и цветовой среды. Успешное развитие аконстантного видения может быть осуществлено путем продуманного, научно обоснованного использования в учебном процессе разнообразных методов, методических приемов и средств обучения, в единстве направленных на совершенствование зрительного восприятия и стимулирование интеллектуальной активности обучающихся основам живописной грамоты. Целесообразность применения тех или иных дидактических методов, методических приемов и средств развития аконстантного видения в конкретной учебной ситуации определяется как объективными целями и условиями обучения живописи в данном учебном заведении, так и индивидуально-личностными особенностями преподавателя и студентов.
Одним из основных факторов, определяющих эффективность процесса формирования аконстантного восприятия, является систематическое использование средств наглядности на занятиях живописью, что предполагает применение специальных наглядных пособий, показывающих изменения тоновых и цветовых отношений в натуре под воздействием условий среды, и включение в учебный процесс различных демонстрационных опытов. Важной формой наглядного обучения, способствующей развитию у студентов аконстантного восприятия, является также показ педагогом практических приемов ведения работы над этюдом по ходу учебных занятий. Убедительно и зрелищно продемонстрированный наглядный показ выполняет кроме того важную мотивационную функцию, стимулируя интерес студентов к занятиям живописью.
Развитие аконстантного восприятия предполагает в качестве важнейшего условия продуманную организацию натурных постановок. Необходимо, чтобы постановки соответствовали дидактическим целям занятия и учебным возможностям студентов. Желательно, чтобы влияние световой и цветовой среды на предметные цвета проявлялось в постановках достаточно заметно даже для неопытного наблюдателя. Следует добиваться того, чтобы сам характер учебных натюрмортов побуждал студента не пассивно «списывать» натуру, но стимулировал мысль и эстетические чувства обучаемых, способствовал внимательному анализу тоновых и цветовых особенностей постановок, вдумчивому и серьезному отношению к работе. В этой связи представляется целесообразным организовывать постановки так, чтобы они содержали в себе элемент проблемности, акцентируя внимание студентов на задаче достижения в живописном изображении единства предметного цвета и среды. Важно, чтобы включение в учебный процесс «проблемных» постановок носило не эпизодический характер, а осуществлялось систематически, в течение длительного периода обучения.
Разработка проблемы настоящего исследования обусловлена потребностями педагогической практики и вытекает из всего хода развития теории и методики преподавания живописи. В диссертации предложен вариант целостной методической системы, включающей в себя цели, задачи и содержание практических заданий по живописи, методы, формы и средства формирования аконстантного восприятия, а также дидактические принципы, выступающие в качестве теоретической основы всей системы. Экспериментальная проверка подтвердила эффективность предлагаемых методических разработок - темпы роста показателей, свидетельствующих о степени развития аконстантного видения и соответствующих изобразительных умений и навыков у студентов, обучавшихся по экспериментальной методике, оказались существенно выше, чем в контрольных группах.
Феномен аконстантности восприятия рассмотрен в настоящей диссертации на примере начального этапа живописной подготовки будущих архитекторов и, в меньшей степени, студентов некоторых художественных специальностей. Это обстоятельство неизбежно наложило отпечаток на процесс и общие итоги проведенного исследования. Вместе с тем, думается, что его результаты могут иметь более широкое методическое значение, поскольку задача целенаправленного развития аконстантного видения в условиях ограниченности академического времени встает при подготовке весьма значительного числа профессий, требующих овладения основами живописной грамоты. Полученные в ходе исследования данные расширяют существующие представления о закономерностях формирования зрительного восприятия в процессе обучения живописи и создают основу для дальнейшего научного поиска в сфере теории и практики преподавания художественных дисциплин.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Писаренко, Сергей Александрович, Ростов-на-Дону
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М.: Мир, 1982.- 181 с.
2. Адамян О.А. Восприятие ахроматического цвета объектов // Психологический журнал 1991, т.10, №1 С. 124 132.
3. Адамян О.А., Руденко И.Л. Принципы образования отношений в процессах восприятия ахроматического цвета объектов.: Сб. научн. тр. / Принципы порождающего процесса восприятия / Отв. ред. А.И. Миракян. М.: Б. и., 1992. -223 с.
4. Акишиге И. Перцептивное пространство и закон сохранения перцептивной информации: Сб. научн. тр. / Восприятие пространства и времени / Отв. ред. Б.Г. Ананьев, Э.Ш. Айрапетянц. Д.: Наука, 1969. С. 24 - 28.
5. Аксенов Ю.Г., Закин P.M., Зонненталь Е.М., Кригер Ф.М. Рисунок и живопись.- М.: Искусство, 1976. 142 с.
6. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1986.- 326 с.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. - 279 с.
8. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева М.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 335 с.
9. Арнхейм Р. Визуальное мышление.: Сб. переводов / Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Часть 2. / Отв. ред. В.П. Зинченко. Душанбе: Изд-во ТГУ, 1973. С. 8-98.
10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
11. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
12. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. -240с.
13. Баранов С.П. Принципы обучения. М.: Изд-во МГПИ, 1975. - 92 с.
14. Беда Г.В. Живопись. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
15. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977. -188с.16.19,2023