автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование колористического единства в процессе живописного изображения
- Автор научной работы
- Пронина, Наталья Константиновна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пронина, Наталья Константиновна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ.
1.1. Психологические основы зрительного восприятия и специфика этого восприятия для создания живописного изображения.
1.2. Педагогические аспекты проблемы активизации изобразительной деятельности студентов 1-го и 2-го курсов на занятиях по живописи.
1.3. Основные критерии оценки живописного изображения.
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО
ЕДИНСТВА В ПРОЦЕССЕ ЖИВОПИСНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ.
2.1. Типичные ошибки студентов начальных курсов при живописном изображении натюрморта (констатирующий эксперимент).
2.2. Научно-методическое обоснование формирования целостного живописного восприятия при создании колористического единства в живописном изображении у студентов начальных курсов.
2.3. Методические особенности обучения живописи студентов начальных курсов (формирующий эксперимент).
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование колористического единства в процессе живописного изображения"
Необходимость постоянного совершенствования процесса обучения в высшей школе диктуется современными достижениями научно-технического прогресса. Современное обучение в вузе строится на активных формах учебной деятельности и поисках научно-обоснованных методов обучения, способствующих развитию творческих способностей будущих специалистов.
Методика обучения изобразительному искусству совершенствуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми высшей школой к учебному процессу. При этом учитывается большое значение самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов при освоении художественных дисциплин.
Одной из главных проблем обучения живописи является проблема формирования у студентов способности восприятия цветового единства и создания грамотного колористического живописного изображения. Целостное восприятие является качеством целостной и гармоничной личности, создание оптимальных условий для становления такой личности - важнейшая составляющая педагогического процесса. В связи с этим необходим постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса, а также требуется разработка эффективной методики развития целостного восприятия и формирования профессиональных умений построения целостного изображения в живописи.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что процесс формирования способностей владения цветом и построения цветового единства в живописном изображении требует дополнительных исследований по методике обучения живописи.
Художественная практика накопила разнообразный интересный опыт в области методики воспитания целостного видения и построении цветового единства на изобразительной плоскости в живописи. Проблема развития художественного восприятия цвета, особого видения художника осознавалась уже в эпоху Возрождения в трактатах JL Альберти, Ч. Ченнини, Леонардо да Винчи. Например, JL Альберти косвенно обосновывает необходимость работы отношениями, а также целостной организации живописного произведения, намечает некоторые принципы целостного видения. Ценность взглядов Леонардо да Винчи, изложенных в сочинении «Книга о живописи», заключается в том, что он впервые ставит вопросы о важности воспитания целостного видения живописца, о методической последовательности работы от целого к деталям. Кроме того, в его заметках встречаются положения, связанные с анализом некоторых существенных особенностей зрительного восприятия.
К отдельным аспектам исследуемой проблемы художники-ученые обращались в разные времена. В частности, Д. Рейнольде особое место в подготовке художника отводил проблеме «постановки глаза»: «художник никогда не достигнет совершенства ни в рисунке, ни в цвете или объемности, если не привыкнет смотреть на предмет в целом». Он одним из первых сформулировал проблему целостности во всем ее многообразии. «Вы должны помнить, что, когда я говорю о целом, я подразумеваю, целое не только в композиции, но целое в отношении общего решения колорита, и целое в отношении света и тени, и целое во всем, что только может стать главным предметом художника».
Отдельные мысли, высказывания, наблюдения оставленные в литературном наследии Э. Делакруа представляют для нашего исследования большой интерес. Он писал о том, что «.нужно прежде воспитать глаз, а не ум ученика», о необходимости развивать способность «видеть более точно и более широко» цвет. Особый интерес представляют его работы по колористи-ке.
Необходимо отметить исследования И.-В. Гете, посвященные проблеме цвета и цветового зрения, представляющие интерес с точки зрения психофизической теории цветовой гармонии и изучения явления цветового контраста.
Отечественные художники-педагоги, исходя из собственной творческой практики, достаточно убедительно отстаивали необходимость воспитания целостного восприятия цветовых сочетаний и построения грамотного колористического изображения. Известны методические установки выдающихся русских художников: А.А. Иванова, К.А. Коровина, И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова, П.П. Чистякова.
Наиболее интересные методические материалы, посвященные формированию художника, оставил П.П. Чистяков, воспитавший целую плеяду замечательных художников-колористов. Основополагающим фактором, определяющим начальную стадию обучения, он считал воспитание у молодого художника способности образно мыслить на живописной плоскости, понимать движение цвета по форме, владеть образным характером цвета.
Ценный эмпирический и теоретический материал по проблемам обучения живописи оставили выдающиеся отечественные художники: А.А. Дейнека, Б.И. Иогансон, А.В. Куприн, P.P. Фальк, К.Ф. Юон и др.
Современные ученые-методисты внесли значительный вклад в развитие вузовской художественной педагогики и методики: Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Б.Г. Гагарин, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.И. Иконников, В.В. Корешков, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Б.Ф. Ломов, ЛГ. Медведев, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, Н.М. Сокольникова, АА. Унковский, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.
Различные аспекты проблемы построения колористического целого в живописи исследовали в разное время известные художники и ученые: С.С. Алексеев, Г.В. Беда, Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, А.А. Унковский, С.А. Чуйков, Г.М. Шегаль. В их работах рассматривалась проблема цвета в живописи с точки зрения теории и методики изображения, ставились вопросы, касающиеся восприятия цвета и связанные с его ролью в создании единства живописного изображения. Вместе с тем теория колорита еще не получила должного завершения, многие вопросы остаются открытыми или требуют более глубокого изучения.
Большую ценность для разработки методики обучения представляют исследования, связанные с психологией зрительного восприятия в процессе изобразительной деятельности Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, B.C. Кузина.
Например, Н.Н. Волков выявил и обосновал особенности восприятия цвета для построения на живописной плоскости, указал на неизбежное различие восприятия красок природы и красок на картине.
Исследуя психологические особенности деятельности художника, B.C. Кузин подчеркивает важность формирования целостного видения в любом изобразительном процессе: «Умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении - одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности».
Психофизиологической основой поисков методов формирования целостного восприятия цвета и способности построения цветового целого на двухмерной изобразительной плоскости стали исследования физиологов и психологов Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, В.А. Барабанщикова, Н.А. Берштей-на, С.В. Величковского, Р. Вудвортса, В. Вундта, JI.C. Выготского, Г. Гельмголь-ца, Дж. Гибсона, Р. Грегори, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, С.В.Кравкова, А.Н. Леонтьева, Ч. Педхема, И. Рока, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, П.М. Якобсона.
Известный психолог Р. Арнхейм рассматривал восприятие как активный динамический процесс, он сделал важный вывод о продуктивном, творческом характере визуального мышления, где факт восприятия заключается в образовании «перцептивных понятий».
Для нашего исследования особую ценность представляют труды, посвященные психологии восприятия цвета и выявлению способности владения цветом для построения колористического единства (Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин).
Необходимость и важность разработки проблемы формирования и развития художественного восприятия отмечались во многих научных трудах. Отдельные вопросы по исследуемой нами проблеме рассматривались в диссертациях Н.И. Долгоаршинных, НА. Басманова, Е.Ф. Кузнецова, Н.Н. Лукина, В.Н. Масленникова, Р. Мизанбаева, О.В. Шаляпина и др.
В этих исследованиях подчеркивается важность формирования целостного восприятия, намечены отдельные показатели, описаны отдельные составляющие структуры целостного восприятия, рассмотрены некоторые направления взаимодействия цвета и формы в восприятии, однако ряд важных аспектов проблемы целостного восприятия и особенностей колористического построения в живописи требуют основательных исследований.
Уровень сформированности способностей владения цветом определяется умением создавать цветовую гармонию и колористический образ в соответствии с содержанием задания, с выбором адекватных техник и технических приемов.
Решение задачи целостного колористического изображения в живописи возможно прежде всего при условии целостного восприятия цвета у студентов на начальных этапах обучения. Целостное восприятие - это качество личности, формирующееся в процессе выявления целостности цветового богатства мира и предполагающее сложную работу восприятия.
Анализ существующей литературы по проблеме исследования определил актуальность изучения условий, методов и форм развития целостного восприятия цветового единства и формирования у студентов умения организовывать целостное колористическое изображение в живописи, что определило общую направленность исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа психологических особенностей зрительного восприятия, педагогических исследований, экспериментальной работы сформулировать, теоретически обосновать и разработать научно-практические методы, способствующие эффективному формированию целостного колористического восприятия и умения работать цветовыми отношениями, что значительно активизирует учебно-творческую деятельность студентов на начальных этапах обучения живописи.
Объект исследования — процесс обучения живописи студентов начальных курсов в системе художественно-педагогического образования.
Предметом исследования является методика обучения, направленная на формирование целостного восприятия цветового единства и способности создавать колористическое целое на живописной плоскости у студентов на начальных этапах обучения живописи.
Изучение и анализ теоретических трудов и литературных источников по философии, физиологии, психологии, педагогике, методике обучения изобразительному искусству, истории искусства, учебных программ по живописи, осмысление личного педагогического и творческого опыта позволили сформулировать гипотезу исследования;
- формирование колористического единства в живописном изображении, и как следствие творческая деятельность студентов начальных курсов значительно активизируется, если в процессе обучения живописи прежде всего целенаправленно развивать у студентов живописное восприятие посредством выполнения специальных упражнений на композиционную передачу цветового пространства, краткосрочных упражнений, способствующих выявлению структуры света и длительных заданий на выявление гармонии цветовых взаимосвязей и образную трактовку цвета.
Для решения проблемы и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить труды по проблеме исследования в области методики обучения рисунку, живописи и композиции, философии, педагогики, искусствоведения, физиологии, психологии;
- проанализировать особенности визуального восприятия цвета, процесс формирования и развития профессионального живописного восприятия и построения колористического единства в живописном изображении, установить при этом взаимосвязь дидактических принципов с академическими требованиями по живописи;
- обосновать критерии оценки учебных и творческих живописных работ, позволяющих достаточно объективно оценить степень колористического единства и уровень целостного восприятия цветового единства у студентов начальных курсов;
- научно обосновать и экспериментально проверить методику, способствующую эффективному формированию колористического единства на начальных этапах обучения.
Методологическими и теоретическими основами исследования явились:
- основополагающие положения философии и искусствоведения о художественном познании и отражении, специфики существования художественного образа, особенностей эстетического воспитания личности в процессе творчества (B.C. Асмус, Г.С. Батищев, А.И. Буков, С.А. Васильев, Е.С. Громов, АЛ. Зись, В.В. Знаков, А.С. Доценко, A.JI. Казин, П.В. Копнин, Б.Г. Лукьянов, М.С. Коган и др.);
- основополагающие исследования по психологии, раскрывающие специфические особенности процесса зрительного восприятия, механизмов деятельности, формирования способностей, а также касающиеся основных закономерностей развития личности (Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма,
B.А. Барабанщикова, Н.А. Берштейна, С.В. Величковского, В. Вундта, Л.С. Выготского, Р. Грегори, AJ3. Запорожца, ВП Зинченко, B.C. Кузина, АЛ Леонтьева,
C.П. Ломова, Ч. Педхема, И. Рока, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсона и др.);
- теоретические положения методики обучения изобразительному искусству (Г.В. Беда, Н.Н. Волкова, Б.Г. Гагарина, Е.И. Игнатьева, А.И. Иконникова, В.В. Корешкова, Н.В. Масленникова, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, Н.М. Сокольниковой, А.А. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина и др.).
Методы исследования;
1) анализ исследований по философии, психологии, эстетике, теории и методике обучения изобразительному искусству, а также общепедагогического опыта;
2) анализ программ по живописи, композиции, цветоведению, методических пособий, художественно-творческой практики мастеров живописи;
3) анкетирование, опрос, беседы со студентами, педагогические наблюдения за их учебно-творческой деятельностью на занятиях по живописи;
4) анализ произведений мастеров живописи;
5) анализ учебно-творческих работ студентов;
6) педагогический эксперимент.
Базой для исследования явился факультет искусств Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).
Этапы исследования.
1-й этап (1995-1997):
- изучение и осмысление теоретического материала по проблеме исследования;
- определение целей и задач опытно-экспериментальной работы;
- определение исходных позиций исследования, его предмета, задач, разработка гипотезы и методов экспериментальной работы;
- проверка гипотезы исследования, проведение констатирующего этапа экспериментальной работы.
2-й этап (1997-1999):
- научно-теоретическое обоснование методики обучения, направленной на формирование у студентов на начальном этапе обучения колористического единства в живописном изображении и развитие целостного живописного восприятия;
- апробация данной методики в экспериментальных группах, проведение формирующего эксперимента со студентами 1-го и 2-го курсов факультета искусств ОмГПУ с последующим анализом и выводами;
3-й этап (1999-2003):
- систематизация и обобщение результатов эксперимента, выводы и подготовка методических рекомендаций;
- внедрение материалов диссертационного исследования в практику работы кафедры живописи ОмГПУ.
Научная новизна исследования определяется теоретической разработкой и экспериментальной проверкой методики обучения, обеспечивающей эффективное формирование колористического единства в процессе живописного изображения и развитие целостного живописного восприятия цветового единства на начальных этапах обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики формирования у студентов начальных курсов колористического единства и целостного восприятия, позволяющей активизировать творческую деятельность будущих учителей изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования состоит:
- в использовании результатов исследования в практике преподавания живописи, для совершенствования учебных планов и программ по живописи в педагогических учебных заведениях;
- в разработке методики проведения занятий по живописи, включающей в себя самостоятельную работу, направленную на эффективное формирование колористического единства у студентов начальных курсов.
Достоверность и обоснованность обеспечиваются:
- научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;
- научно-обоснованными критериями оценки учебных живописных работ студентов;
- опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами 1-го и 2-го курсов факультета искусств.
Апробация и внедрение результатов исследования:
- результаты диссертационного исследования апробированы и внедрены в учебно-методический процесс факультета искусств Омского государственного педагогического университета, Омского художественно-промышленного колледжа, художественно-графического факультета Новосибирского государственного педагогического университета;
- материалы проведенного исследования обсуждались на межрегиональных научно-практических конференциях в гг. Омске, Новосибирске, Магнитогорске;
- результаты исследования были опубликованы в статьях и представлены на научно-методических конференциях по проблемам художественного образования, на международном семинаре-секции пятой Всероссийской научной конференции в г. Омске.
На защиту выносятся следующие положения:
1) научно-методическое обоснование психолого-педагогических аспектов восприятия цвета;
2) научное обоснование методики формирования целостного колористического построения на изобразительной плоскости;
3) выявление зависимости творческой активности изобразительной деятельности студентов от степени сформированности колористического единства в живописном изображении.
Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, последовательно раскрывающих основные положения исследования, выводов, заключения, приложения, иллюстрирующего направление и ход экспериментальной работы, и списка литературы (189 наименований).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования могут широко использоваться в учебном процессе педагогических вузов, художественных училищ, где проблемы формирования восприятия цветового единства и развития колористических способностей, а также активизации учебно-творческой деятельности у студентов в настоящее время актуальны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прежде всего необходимо отметить, что качественным показателем выражения активности студентов в процессе обучения живописи при изображении натюрморта является осознание особенностей целостного восприятия и представления о колористическом единстве.
Обучение студентов мастерству владения цветом нужно ориентировать на изучение методов профессиональной деятельности и мышления. Первостепенное значение в учебной живописи, прежде всего, необходимо уделять организации восприятия натуры, формированию колористического представления о ней и развитию способностей владения цветом для построения колористического единства на живописной плоскости.
Экспериментально-педагогическое исследование показало, что предлагаемая система заданий и упражнений, используемая в процессе обучения живописи, а также целенаправленное руководство процессом восприятия при живописном изображении натуры оказывают существенное влияние на уровень развития способностей владения цветом для создания колористического единства. Это в свою очередь способствует активизации учебно-творческой деятельности студентов.
Уровень сформированности способности владения цветом определяется степенью воплощения образного замысла в живописную форму, умением создавать цветовую гармонию и колористическое единство.
Для формирования целостного колористического представления о натуре необходимо выполнять кратковременные цветовые упражнения, которые активизируют целостное восприятие студентов и их творческую деятельность.
Педагогические особенности формирования целостного восприятия цветового единства в живописном изображении на начальных этапах обучения заключаются в том, чтобы ориентировать процесс обучения на целостное восприятие живописных цветовых пятен, что формирует представление о цветовой гармонии.
Для оценки живописных качеств учебных и творческих работ студентов начальных курсов целесообразно использовать критерии оценки, которые позволяют определить уровень сформированности восприятия цветового единства, уровень развития колористических представлений и уровень развития способности владения цветом для построения колористического целого на живописной плоскости.
В содержание учебной живописи необходимо включать практические занятия с цветом, способствующие формированию колористических умений владения цветом, обеспечивающие грамотное построение цветового единства при живописном изображении натюрморта. Работа над цветовой композицией является важным моментом учебной деятельности студентов, особенно на начальных этапах обучения. Цветовая композиция базируется на таких понятиях, как: форма, валер, контраст, нюанс, тепло-холодные отношения, ритм, пластика.
Специальные подготовительные и краткосрочные упражнения всегда предшествуют длительным заданиям. В диссертационном исследовании определена последовательность заданий и упражнений, необходимых для формирования и развития способностей целостно воспринимать колористическое единство и передавать его в живописном изображении, что в свою очередь способствует осознанному отношению к живописному процессу и ведет к активизации учебно-творческой деятельности студентов на начальных этапах обучения.
При разработке заданий и упражнений целесообразно использовать следующие целевые и дидактические установки:
- конкретное и точное определение учебных задач, предполагаемых каждым заданием и упражнением;
- применение разнообразных типов упражнений;
- творческое и сознательное отношение студентов к выполнению упражнений;
- тесная связь теории и практики.
Экспериментально проверена и раскрыта на конкретном материале целесообразность, практическая значимость и эффективность предлагаемой методики; таким образом, в ходе исследования полностью подтверждена гипотеза.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пронина, Наталья Константиновна, Омск
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982. - 187 с.
2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисованию и живописи. М.: Сов. художник, 1986. - 253 с.
3. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 223 с.
4. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1978. - 189 с.
5. Алексеев С.С. Цветоведение. М.: Искусство, 1952. - 178 с.
6. Алпатов М. Композиция в живописи. М.;-Л.: Искусство, 1940. - 271 с.
7. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Всесоюз. акад. архитектуры, 1937. - 792 с.
8. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. АПН СССР. — М.; Просвещение, 1968. 335 с.
9. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. - 167 с.
10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. 392 с.
11. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. - 151 с.
12. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. Изд. 4-е. М.: Энергоатамиз-дат, 1983. - С. 96.
13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
14. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. — М.: СПб РХГИ, 1997. -213 с.
15. Беббит Эдвин Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996.-319 с.
16. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. М.: Просвещение, 1963. -184 с.
17. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М.: Сов. художник, 1964. - 176 с.
18. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977.- 188 с.
19. Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986. - 192 е., ил.
20. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
21. Бер, Ульрих. Что означают цвета: Пер. с нем. Рост.-н\Д.: Феникс, 1997. -87 с.
22. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Наука, 1995., - 352 с.
23. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М.: Сов. художник, 1989. - 192 с.
24. Брунер Дж. Психология познания. М.: Наука, 1977. - С. 26.
25. Буртовой И.Д., Зязин Б.П. О критериях оценки труда учителей и учащихся. Алма-Ата: Мектеп, 1985. - С. 88.
26. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 248 с.
27. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: Искусство, 1963. — 685 с.
28. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. — 504 с.
29. Ван Гог. Письма. JI.-M.: Искусство, 1966. - 380 с.
30. Вейль Г. Симметрия. М., 1968. - 287 с.
31. Визер В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.-192 с.
32. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: ЛГУ, 1964.-194 с.
33. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: МГУ, 1982. -336 с.
34. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. — Психология восприятия. М.: Наука, 1973. - 246 с.
35. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
36. Владимиров А.В., Осипов Н.Ф. Магия цвета. М.: Знание, 1965. - С. 56.
37. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 508 с.
38. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. - С. 25.
39. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1984. 320 е., ил.42^ Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.- 263 с.
40. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978.-234 с.
41. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами. М.: Наука, 1984. - 176 с.
42. Восприятие. Механизмы и модели. — М.: Мир, 1974. 368 с.
43. Вудвортс Р. Зрительное восприятие глубины // Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 274 с.
44. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1972. - 163 с.
45. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовки учителей изобразительного искусства): Дис. канд. Пед. Наук. М., 1975. - 172 с.
46. Гельмгольц Г. О восприятии вообщеА Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. - С. 64.
47. Герман М. Модернизм. С.-П.: Азбука-классика, 2003. - 477 с.
48. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623 с.
49. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1962. -211 с.
50. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1975.-271 с.
51. Грегори Р. Разумный глаз. М.: Прогресс, 1972. - С. 8.
52. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. — С. 72.
53. Давыдов Ю.А. Искусство как социологический феномен. М.: Педагогика, 1968.-С. 111.
54. Даниэль С.М. Искусство видеть. JL: Искусство, Ленинградское отд., 1990. - 224 с.
55. Даниэль С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. С.-П.: Искусство-СПБ, 2002. - 304 с.
56. XX век. Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур.: Материалы международного научного семинара-секции 5 Всероссийской научной конференции. Омск: Изд-во ОмПГУ; ООО Издательский дом «Наука», 2003. - 246 с.
57. Дейнека А А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Ак. Худ. СССР, 1961. 123 с.
58. Делакруа Э. Мысли об искусстве. М.: Искусство, 1980. 409 с.
59. Добужинский М.В. Воспоминания. — М.: Наука, 1987. 477 с.
60. Доценко А.С. Проблема стиля в эстетике и искусстве. — М.: Знание, 1983. — С. 45.
61. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты М.-Л.: Искусство, 1957. - 432 с.
62. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. -124 с.
63. Жегин Л.Ф. Пространственно-временное единство живописного произведения. Тарту, 1965. — 213 с.
64. Журавлев Е.В. Константин Андреевич Сомов. М.: Искусство, 1980. - 624 с.
65. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая.- М.: Искусство, 1975. 274 с.
66. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - 158 е., ил.
67. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие. М.: Педагогика, 1967. - 324 с.
68. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа. Вопросы психологии, 1958, № 5. - С. 63.
69. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.: Наука, 1969. - 106 с.
70. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Наука, 1994. - 187 с.
71. Ивахнова JI.A. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства / Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Омск; Изд-во ОмГПУ, 2003. - 130 е., ил.
72. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. М.: Сов. художник, 1964. - 112 с.
73. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз., 1961. - 223 с.
74. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психология цветового зрения. М.: Изд-во МГУ, 1989. 210 с.
75. Измайлов Ч.А. Сферическая модель цветоразличения. М.: Наука,1980. С. 69.
76. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Знание, 1959. - С.110.
77. Казин A.JI. Художественный образ и реальность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-С.43.
78. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. М.: Искусство, 1986. - С. 65
79. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. — М.: Искусство, 1992. С. 21.
80. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи. М.: Сов. художник,1981.-С. 47.
81. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Сов. художник, 1981. С. 87.
82. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Изд-во Ак. Худ. СССР, 1960. -С. 72.
83. Карпушина Н.К. Цвет и тон — как основа изобразительной грамоты в живописи. Омск: ОГИС, 1999. - С. 12.
84. Кибрик ЕА. Об искусстве и художниках. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. — 311 с.
85. Киплик Д.И. Техника живописи. — М.: Наука, 1950. С. 23.
86. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 113 с.
87. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев: Искусство, 1989. — 178 с.
88. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобраз. искусство, 1990. — 587 с.
89. Кочик О .Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980. - 234 с.
90. Краткий словарь по эстетике. — М.: Наука, 1983. 221 с.
91. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Наука, 1965.-С. 24.
92. Кузин B.C. Психология. Учебник. -М.: Агар, 1997.-304 е., ил.
93. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.-144 с.
94. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты, Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 5-е изд., доп. — М.: Ось 89, 2000. - 197 с.
95. Кузнецов Е.Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов пед. Вузов: Дис. .канд. пед. Наук. -М., 1986. 138 с.
96. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М.: Искусство, 1974. — С. 97.
97. Ланоненко О.П. Художественное восприятие: опыт построение общетеоретической модели. Киев: Наук. Думка, 1987. - С. 47.
98. Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 342 с.
99. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. — М.: Искусство, 1934. -312 с.
100. Леонтьев А.Н. О формировании способностей / Вопросы психологии. -1960.-№1.-С. 15.
101. Леонтьев А.Н Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1975. - С. 44.
102. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-С. 74.
103. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.: МГУ, 1987. - С. 82.
104. Ломов Б.Ф. Психология восприятия. М.: Наука, 1989. — 194 с.
105. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Наука, 1995. - 231 с.
106. Луизов А.В. Инерция зрения. М.: Наука, 1961. - С. 85.
107. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М.: Наука, 1974. 104 с.
108. Марцинковская Т.Д. История психологии. — М.; Академия, 2003. — 544 с.
109. Мастера искусств об искусстве: В 7 т. — М.: Искусство, 1965-1970.
110. Матисс А. Сборник статей об искусстве. М.: Иностр. Лит., 1958. - С. 78.
111. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Наука, 1972. 176 с.
112. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. - 159 е., ил.
113. Мизанбаев Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов I-II курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе обучения живописи: Дис. .Канд. Пед. Наук. — М., 1987. 145 с.
114. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования./ Психология процессов художественного творчества. — Л.: Наука, 1980.-318 с.
115. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1959. — 198 с.
116. Миронова Л.Н. Цветоведение. — Минск: Высш. шк., 1984. 282 с.
117. Молева Н. и Белютин Э. П.П. Чистяков теоретик и педагог. - М.: Изд-во АХ СССР, 1953. - 390 с.
118. Молева Н. и Белютин Э. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение, 1991. 282 с.
119. Найсер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М., Прогресс, 1981. - 189 с.
120. Недошивин Г.А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.:Сов. художник,1972. - С. 48.
121. Недошивин Г.А. Беседы о живописи. М.: Молодая гвардия, 1964. - 144 с.
122. Обухов В.М. Натюрморт. М.: Галарт, 2002. - 215 с.
123. Оганов А.А. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978. - 123 с.
124. Орехов А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач: автор. Дис. канд. псих. Наук, 1985. С. 56.
125. Паперный З.С. О художественном образе. М.: Госполитиздат, 1961. -С. 68.
126. Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида. Самаркандия. Д.: Искусство, 1970. - 362 с.
127. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Словарь. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
128. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - С. 56.
129. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Изд-во Наука, 1986.-356 с.
130. Познавательные процессы: ощущение, восприятие (сб. статей). М.: Педагогика, 1982. - 342 с.
131. Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. — М.: Искусство,1972.-217 с.
132. Полонский В.П. Сознание и творчество. Л.: Искусство, 1960 - С. 32.
133. Проблемы межвузовского образования.: Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 107 с.
134. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. Омск: ОмГПУ, 1992. - 184 с.
135. Программы педагогических институтов: Сборник № 14. Рисунок, живопись, композиция. Пленэр. Для спец. № 030800. М.: Просвещение,1988. 150 с.
136. Психология ощущений и восприятия: Хрестоматия по психологии. — М.: ЧеРо, 1999.-610 е., ил.
137. Пучков А.С., Триселев А.В. Методы работы над натюрмортом. М.: Знание, 1982. - С. 47.
138. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978. -С. 75.
139. Рабкин Е.Б. Атлас цветов. М.: Медгиз, 1956. — 153 с.
140. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. М.: Искусство, 1988. — 178 с.
141. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. -287 с.
142. Рок И. Введение в зрительное восприятие. / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1980.-312 е., ил.
143. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 246 с.
144. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: Педагогика,1989.-720 с.
145. Сапего И.Г. Предмет и форма. — М.: Сов. художник, 1984. 302 с.
146. Серов Н.В. Античный хроматизм. С.-П.: Лисс, 1995. — 475 е., ил.
147. Смирнов Г.Б. Живопись. М.: Просвещение, 1975. - 189 с.
148. Смолкин А.М Методы активного обучения. М.: Педагогика, 1991. — 212 с.
149. Сокольникова ИМ. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996. - С. 67.
150. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. — М.: Наука, 1997. — 242 с.
151. Сомов К.А. Письма, дневники, суждения современников. М.: Искусство, 1979.-252 с.
152. Суздалев ПК. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1964. - 162 с.
153. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. М.-Рост.-н/Д.: Март, 2003. - 340 с.
154. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики. М.-Рост.-н/Д.: Март, 2003. - 352 с.
155. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различений. М.: АПН РСФСР, 1963.-252 с.
156. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. — М.: Наука, 1969. 260 с.
157. Тютюнова Ю.М. Формирование специальных и профессиональных навыков краткосрочного изображения в живописи.: автор. Дис. Кан. Пед. Наук. М., 2001.- 16 с.
158. Тюхтин B.C. О природе образа. М.: Высш. Шк., 1963. — 223 с.
159. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961.-178 с.
160. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -186 с.
161. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980. -128 с.
162. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. 98 с.
163. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. — М.: Сов.худож-ник, 1988.-С. 118.
164. Фальк P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. — М.: Сов. художник, 1981. 253 с.
165. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: Наука, 1991.-С. 53.
166. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. искусство, 1996. - 333 с.
167. Формирование профессиональных художественных и педагогических навыков у студентов художесвенно-графического факультета\ Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 1987. - 70 с.
168. Фрейд 3 Психология бессознательного. М.: Наука, 1989. 448 с.
169. Хогарт А. Анализ красоты. — М.: Искусство, 1983. — 328 с.
170. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования.: Уч. Пособие. Омск: Омский гос педуниверситет, 1993. - С. 12.
171. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1998. 507 с.
172. Шегаль Г. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1951. - 169 с.
173. Шеллинг Д. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - С. 84.
174. Щербаков B.C. Обучение и творчество. — М.: Просвещение, 1969. 272 с.
175. Щербаков П.А. О константности цвета. Исследования по психологии восприятия. М.: Изд-во АН СССР, 1948. - С. 42.
176. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. - 285 с.
177. Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М.: Алетейа, 1999. — 347 с.
178. Шульц ДП История современной психологии. — М: Евразия, 1998. — 508 с.
179. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. — М.: Художественная литература, 1981.-687 с.
180. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. - 223 с.
181. Юнг К. Архетип и символ. — М.: Наука, 1991. 323 с.
182. Юнг К. Психологические типы. М.: Наука, 1995. - 582 с.
183. Юон К.Ф. Об искусстве. М.: Сов.художник, 1960. 213 с.
184. Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. - 315 с.
185. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Искусство, 1964.-С. 69.
186. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. - 482 с.т