автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы)
- Автор научной работы
- Хижняк, Елизавета Андреевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ннэнп В.И.'ЛЕНША
Специализированный совет К 053. ГЛ.11
На правах рукописи
ЗИВНЯК Елизавета Андреевна
РАЗВИТИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ , 7 СТУДЕНТОВ Ш0ШЯВЕНН0-ГРАФИЧЕСКИ1 ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ /старине курсы/
Специальность 13.00.02 - методика црэгс-аваюм изобразительного искусства
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1992
Pa6ov _. выполнена в Московском ордена Ленааа в ордена трудового Красного Знамени педагогическом государственном университета шени Б.И.Лэшша.
В а у ч а и й р у ко во кнели кандидат искусствоведения, профессор А.С.ПУЧШВ
Офнциагьпне оппонентш
laypsas Государственной премил .СССР, оаслуйоппый. даязсель наздах PCS-CP, член-корреспондент. АЕП СССР, доктор педагогических наук, профессор В.С.КУВШ!
цапдадаг педагогических наук, доцент Н.С.ЕОГОМШОБ
. Ведущая организация.- РостовскиФ-на-Допу государствонпкЗ подагогнчосхпй висаптуг.
Ёаяшта состоится О+г^^иС 1992 года в часов .
на заседании слещншихгровааного совета К-053.01.11 по црЕсус-дэвеэ ученой степени кандидата педагогЕческих наук в L'ocsob- .. ском ордена Лепила и ордена Трудового Красного Знамена педагогическом, государственном университете, икэни В.И.Ленина по ад- . росу: щ . Вернадского, д.88, ауд. 526.
G диссертацией могно ознакомиться в библиотеке ШГУ - .. егзнн В. И Ленина по адресу: 119435, 'Москва, МалйД Пщ>о-говкая ул., р^ч 1, МОГУ им. В.И.Лонша,
Автореферат разослан " ^ " »-¿scj/+f~Ci- 1992 года
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Одной из важнейших задач обучения живописи на художественно-графических факультетах является развитие колористического видения у студентов. Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но прежде всего в воспитании худошпсовчзрофессионалов,-способных к самостоятельной творч- окой работе. Совершенство владения своим предметом является надеьлым ■ гарантом успеха в педагогической деятельности. Овладение в полной мере живописным мастерством невозможно без изучения колорита -паибо^зе выразительного и эмоционального средства в живописи, активно участвующего в построении' художественного образа, а также невозможно без воспитания особого видения окружающего мира, связанного непосредственно с, цветовым восприятием окружающей действительности, цветовыми представлениями и эстетическим отношением к изображаемому.
Мзяду тем до сих пор остается недостаточно разработанными допроси теории а методики преподавания живописи, связ~нные с развитием колористического видения. В современной отечественной, худо-явственной педагс-'ике нет ни одного сколько-нибудь серьезного специального исследования пс этой проблеме. Подход многих ученых-педагогов к явления колорита в целом, а также к задачам обучения колористическому мастерству зачастую отличаются некоторой односторонностью. В частности, это проявляется в узком понимании колорита, предполагающем лишь передачу состояния освещенности в живопи» си. Б таком подходе не учитывается живопись декоративного характера и ряд других направлений, не отвечающих строгим правилам реалистического изображения. Лдалое обстоятельство обусловливает состояние обучения колориту на художественно-графических факультетах.
Отдельна - педагоги недостаточно внимания уделяют колористическим задачам, ограничиваясь в основном учетом локальных цветов и мало заботясь о всеобъешпаяих цветовых связт в натуре. Форма предметов при этом передается с помощью тоновых отношений, отчего студенты не владеют в достаточной мере навыками использования всех выразительных возможностей цвета н колорита в своих работах. Вследствие этого наблюдается довольно низкий уровень колористического мышления и недостаточный уровень яивописного мастерства учшякхся. Следовательно, можно сделать вывод о неоДхог-лсти по-
Еока новых путей и методов решения данной проблемы в система Сучения живописи ни художественно-графических факультетах»
Несмотра на недостаточную разработанность методики обучения. колориту, следует отмьтить, что интерес к общей проблема колорита довольно велик, о чем говорят исследования рада.советских и зарубежных ученых, искусствоведов, худокннков и теоретиков искусства. Большой вклад в разработку теории колорита внесли русские и советские художники и теоретики искусства; 0. Патрушеве:-Г.Шегаль, Г. ¡.Волков, С.С.Алексеев, П.П.Ревякш,
Так как колорит и колористическое видение тесно связаны с цветом и его восприятием, то понимание этих проблем невозможно без д; шых различных областей наук- о цвете. В этой связи определенную ценность для нашего исследования представляют открытия в области оптики, цветоведения, физиологии, психологии и медицинн, оказавшие значительное влияние на развитие живописи. К ним относятся фундаментальные исследования Ньютона, Гете, Рунге, Гельм-гольца, Герин. а, Оствальда, Ламберта,, Юнга, Масквелла» Шеврэля, Брока, Бецольда.
Неотъемлемой частью колорита является цветовая гармония. Основные теоретические положения цветовой гармонии, восприятии цвета и его свой' вах достаточно полно освещены в книгах по цвето-ведению, теории живописи, художественному оформления в разных областях» Это работы таких авторов, как Р.Арнхейм, Г„Дшкенази, М.Де-ребврэ, Д.Джадд и Г.Вышецки, ¿.Зайцев, В.Зернов, С.В.Кравков, М.Мйннарт, ".В.Попов, Е.В.Рабкин, Н.Н.Степанов, Н.Т.Федоров,. Г.Орилинг, К.Ауэр, Г.Цойгнер, Л.Дитман, Л.Герике, ©.Енике.Е.Утитц.
Работы названных выше авторов содержат ценный материал для разработки методов и путей развития колористического видения.
Рассматривая поставленную проблему, следует отметить, что развитие колористического видения у будущих художников-педагогов заключается а учете взаимодействия двух аспектов: учебно-воспитательного и творческого. Учебно-воспитательный аспект заключается в последовательном и целенаправленном изучении цветовых закономерностей окружающей действительности, зрительного восприятия цвета, а также изучении приемов и методов передачи в живописи этих закономерно, гей природы. Творческий аспект предполагает творческую чаправленность обучения, а' именно: сознательное использование цветовых закондаерностей, отбор цветов с целью подчинения их замыслу к достижения наибольшей выразительности живописного
образа. Развивать цветовое и колористическое виден:.е необходимо с первых патов обучения низогшси, интенсифицируя при этом работу с цветом. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувссто цвета, помогает решать не только учебные, но з тзорчоскЕо задачи, более свободно использовать цвет для решения образных задач. .■
Отдельные вопросы, связанные с развитием цветового п колористического видения наши отраженно в диссертациях А.А.Унково^ого, Н.Н.Лукина, А.И.1.5зсяешшсова, В.А.Басмадоза» I "З.Рынднна, С.С.Те-рзяна, Ю.Н.Охунзва, Я.А.Пановой. Следует указать на тот факт, что исследования вншепер'численных авторов главным образом пос-зецэны разработке мэтоднки начального этапа обучения кпвописи. Значение первого зтапа, несомненно, трудно пересце! .ть, но не менее газшв.т является развитее колористического видения на завер-шаицем этапа обучения. Если на первых курссх закладываются основы профоссЕсиальиш: павкков: изобр?зительной градотц, формируют- . ся определенные навыки работы с цветом, развивается художественный вкус п т.д., то па старших курсах уне накоплены определенные знания в области теории живописи, цветоведения, истории искусства, тлеются вполне устойчивые нависи и умения в кйвописной технике о В этот период у студентов наиболее остро возникает потребность творческого подхода к ^ып^япению учебных постановок. Они начинают интересоваться различными способами трактовки *гивопис® ной форш, стремятся достичь цветовой выразительности з своих работах,, а такко мыслить более художественно. Автор считает, что к старшим курсам возникают все необходимые предпосылки для более углубленной, целенаправленно? и разносторонней работы с цветом.
• Именно поэтому представляется актуальной проблема развития колористического видения у студентов на столпи курсах и необходимость разработки комплексного подхода к обучению колориту.
Проблема развития колористического ведения многогранна. Она связала с актом познания, творческого изучения действительности и практическим освоением средств выражения, среди которых первое место отводится цвету н колориту. Ее расскотр .то не обходило строить на основе данных различных наук: эстетики, психологии зрительного восприятия и творчества, физиологии, художественной педагогики, истории искусства; теории живописи и композиции, цветоведения»
Объектом исследования является процесс обучения ишописн '•тудентов старших ¿ч,рсоз художесввенно-графаческих факультетов пединститута^.. . - -.......
Предметом исследования является развитие Еолорнстачоезсго видения у студентов - старших курсов- в процессе залягай еззоззсьэ.
Пель исследования обоснование наиболее рациональных путай к методов обучвьлЕ студентов нивопзев с цель» развзтзя у них по-яорисязческого видения.
Рппотг.г-.а. Автор предполагает„ что повысить уровень колорас-тнческого видения у студентов, развить их вивопасяыз снособвссзЕ полно, если:
'./ с первых дней занятий ¡швопясьв ш'тепапаадзрозагь обулэ-ние цвету а колориту; б каздом задания сгавить пзрэд стуяэзтауз цветовые и колористические задачи я добиваться их реванш;
2/ учебные задачи совмещать с творчзскшгз;
. . 3/ дать студента?.! определенный бага&. теоретических знаний о колорите и с. дзанныхе ним вопросах? изучать практически разнообразные подходы к живописному изобраязнЕЭ, освоить призмы и методы изображения цветом формы, пространства з света.
Б соответствии с.проблеме" далью а гипотезой исследовании нами сформулиро* ^ни следующие задачи: .
- на основе анализа научной я нскусствоэедческоЗ яитаратурк уточнить понятно колорита к определить содержанке понятая "колористическое видение";
- изуч: пь традиции мастеров штопясн с цальа выявления принципов построения колорита в их произведениях;; выявить суезсгвгн-ньк факторы» влиянцие на развитие колористического видения у студентов худоадственно-графическнх факультетов;
- провести сравнительный анализ методик преподавания еевопе-. са советского периода в свете проблемы исследования;
- определить особенности в уровни развития колористического видения у студентов старших курсов; выработать и. обосновать кез-цепцп) обучения колориту, занимахвдему-центральное мэсто в р.вду •других выразительных средств ишописн; . . -
- разработать программу в методику обучения гзвопнев для 3-4 кур. .в, нш _ввденну» на развитие у студентов колористического ве" -*нжя н, экспериментально проверить ее эффективность.
Для .решения, поставленных задач 'были использованы следующие иэтоды шс, едования: изучение н анализ литературы по терргв, иэ-
тодике живописи, цветоведенш, психологии, педагог- -е, эстетике; анализ действующей прогрели по живописи для художественно-графических' факультетов пединститутов; анкетирование студентов и преподавателей художественно-графических факультетов, беседы с пшл, наблюдение; изучение опыта преподавания живописи на худо-жествешю-графических факультетах и других художественных учебных заведениях страны; проведение педагогического эксперимента.
Научная.новизна исследования заключается в выборе пробл^щ. исследования; Б диссертации предпринимается псчтка раскрыть содержание колористического видения и всесторонне рассмотреть связанное с пи.! понятие колорита; критически проанализировать методики обучения штатов советского периода в различных художественных учебных заведениях в контексте проблемы исследования. Разработана программа и методика обучения живописи о целью развития колористического видения., .
Практическая значимость исследования состоит в том, ч.о его выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов на занятиях: по живописи, в самостоятельной подготовке студентов, а также пленэрной практике. Матер? \пы исследования могут быть учтены при создании учебных пособий, спецкурсов . по зшвописи на х^дожественно-графичесхшх.факультетах.
Апробация и внедрениз результатов исследования.- Основное. со-дергание работы.отражено автором в стаЕьях и тезисах, опубликованных в печати, апробированы в-четырех докладах и выступлениях на- научцнх конференциях различного уровня; использованы в учебно-воспитательном процессе Семипалатинского педагогического института им. Н.К.Крупской.
СТРУКТУРА И еСНОВНСЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка-использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность теш исследования, определена степень научной разработанности проблемы, формулируются объект, предают, цель и задачи исследования, определяется научная новизна.и практическая значимость исследования.
Первая глава "Теоретические основы проблемы колористического видения и его развития" раскрывает роль колорита в живописи и уточняет его понятие, поскольку колорит является в значительной мере результатом индивидуального видения художника и без его рассмот-
рения невозможно определить суть колористического видения. .
Слово "колорит ' употребляется в трех: основных значениях, представлящчх собой не три качественных уровня одной сущности, а три разные качественные определенности /в гносеологическое плане/, относящиеся к различным сферам: объективному миру и худо-гественной практике. Кадрит в первом значении - как цветовой облик видимых предметов или явлений, характеризует явления и предметы реальной действительности, воспринимаемые человечески?,i зрением. Зто впечатление, которое производят на человека отраженные от предметов световые лучи, иначе возлействие световых лучей на сетчатку глаза. В таком понимании колотят относится только.к прирме или натуре, которые обладают трехмерным пространством. Он зависит от ряда факторов: собственного цвета предметов, чувствительности зрения при данной освещенности, а также хроматического строения видимого спектра, состоящего из множества излучений с различной длиной волны. Колорит в природе складывается по определенным объек.лвным законам света и зрительного восприятия.
Колорит во втором значении /как общий характер сочетания цве тов в многокрасочном произведении искусства/ - это особое, специфическое средство, используемо^ в живописи. Он возник на основе зрительных соот! тений /соответствий/ с реальной действительностью и связан преяде всего с ее изображением. Он зависит от особенностей художественного видения и образного мышления. Колорит в картине строится превде всего на плоскости, являющейся двухмерг ной„ При г эбражении на плоскости художник строит свою цветовую систему, опираясь па знания определенных закономерностей действи-тел jости, а также на внутренние закономерности построения картины. На плоскости существуют иные законы объединения цветов, чем в природе, иные способы достижения гармонизации. Колорит в живописи создается всеми цвеtoe к,к соотношениями в картине.
Колориг как совокупность характерных особенностей /эпохи, местности и др./ не связан непосредственно с цветовым решением картины, поэтом1' рассмотрение его осталось за рамками нашего исследования.
Проанализировав многие высказывания художников и теоретиков искусств,., о к алчите, автор убедился в том, что каждый художник в смыс понятия колорита вносит свое отношение в соответствии со своими представлениями о творчестве и задачах искусства. Автором диссертаци рассмотрен вопрос о том, почему выражение "колорис-
i
тическая живопись" употребляется при анализе лишь г •¡которых произведений. Он приходит к заключению, чт.о такая живопись обладает, особым качеством, особой организацией цветов и определенными признаками. Так, основными признаками колористической живописи являются: изобразительность цвета, то есть, соответствие в. той или иной степени цветов в картине цветам материального прототипа; выразительная функция цвета, связанная с ого эмоциональными качествами, выражением внутреннего. содержания произведения и.обра: лого раскрытия мира. Пытаясь, дать свои дефиниция колориту, автор . анализирует такие.виразения, встречающиеся во многих его определениях, как "цветовая гамма", "совокупность цветов", "цветовая система", "цветовой строй";, при. этом доказывает, что колорит . ость система цветовых отношений.. Кал всякая система колорит, обладает всеми ее признаками наличием элементов., связями между элементами, то есть, структурой;.содержит р себе системы более низкого порядка; выступает.как подсистема-в .сложной многоз~анье-воё материально-идеальной система - композиции художественного
произведения. ......•
... В итоге автор дает, следующее определение колор- ту. Колорит -это ..определенная система цветовых отношений художественного-произведения,. воспринимаемая как оптическое целое, эмоционально воздействующая, на зрителя, имея. .дя. предметное значение, связанная с обтай структурой композиции, и. замыслом произведения.
В данном параграфе рассматриваются различия мевду колоритом и кодоризмом, даэтся научное - обоснование колористического видения.
Следует подчеркнуть,, что видение в данной.работе рассматривается как специфическое художническое понятие,, связанное с про-, цессом восприятия и, в конечном счете, о мироощущением худсаника, с его особым отношением к действительности. Колористическое видение это тип художественного видения. Оно возникает только а т: эр-ческом сознании художника в процессе создания живописного произведения, то есть,колористическое видение связано с изображением... Изображение, как известно, является продуктом активной человеческой перцепции и деятельности сознания.. Ведутцуг роль в колористическом видении играют цветовое видение, цветовые представления и чувство цвета - это те механизмы, звенья,, которые способствуют колористическому мышлению и порождению колористических образов.
Колористическое видение начинается тогда, когда цветовое
богатство действительности воспринимается как целостная цветовая сизтема, обобщающая сиределенную зрительную /в данном случае цветовую/ информацию. Такое мышление, естественно, требует определенного напряжения деятельности художника: запоминания, анализа увиденного, синтеза, соотнесения увиденного с представленным в сознании образом я материале. Большинство указанных операций ппо-> текает в образном мышлении осмысленно или интуитивно. Для колорис тического видения характерно присутствие фантазии, воображения,. но зачастую даивной мыслительной деятельности художника. Разв: • тость мышления - качество избирательности восприятия. Чем активнее мыслительная деятельность, тем продуктивнее идет формкрова-. ние художественного образа. ;
Колористическое видение невозможно без изобразительных представлений, которые развиваются в результате постоянного и после' . довательного усвоения навыков и приемов живописного мастерства, закономерностей цветового построения на плоскости. Отсюда, можно сделать вывод, что на процесс развития колористического видения, можно эффективно воздействовать. Оно подлежит воспитанию и цело- . направленному развитию, что дает возможность выработать определенную систему обучения, установит содержание и последовательность заданий, необход щй объем и тематику теоретического материала.
Во втором параграфе раскрываются факторы, способствукщиэ развитию колористического видения. Одним из основных факторов является изучение цветовой гармонии, закономерностей ее построения. Известно, что формальным принципам построения гармонических ком-' ' позиций, гармонических сочетаний цветов придавали большое значение .лногие известные художники, среди них такие, как Р. Дол акру а, В.Ван Гог, неоимпрессионисты..Цветовая гармония характерна для всех картин, являющихся лучшими образцами колористической живописи.
Исследователи в области изучения цветовых гармоний и других проблем, связанных с вопросами цвета, пришли к выводу, что все цветовые гармонии можно разделить на два большие группы - контрастные и нюансные. Гармонии контрастных композиций могут строиться на принципе доминирования. Автором рассматриваются случаи построения цветоь^х гармоний по принципу доминирования, когда картина : .строена на паре дополнительных цветов, контрастной группе из трех и четырех цветов, а также другие случаи досткаения цветовых гармок.Л в картине.
С целью расширения кругозора студентов, воспитания вкуса, чувства цвета и умения видеть прекрасное в творениях человеческих -) рук автор считает необходимым знакомство и изучение произведений : живописи п народного искусства. Для студентов очень ваяна широта мировосприятия, ваяно учить их'видеть везде способ художественного самовыражения, получать импульс, побуждающий к творчеству.
Наиболее ценным для учащихся является изучение цветовой гар- ! монии в природе посредством визуального наблюднния. Природе ее . цветной фон является источником эстетических переживаний и наслаждений, источником постижения правды в искусстве. Цветовая гармония в природе бесконечно разнообразна. Она существует не только в пейзажах, но и в отдельных ее объектах: цветах растений, камнях, оперении птиц, в окраске бабочек и рыб.
Изучая гармонические сочетания цветов в объектах природы, многие художники часто.используют подмеченные в них закономерности в своих картинах/А.Матисс, М.Г,рубель, М.Сарьян и др./. "Похи- ■ щая" у природы понравившиеся сочетания цветов, художники не слепо заимствоали их, а подчиняли определенному замыслу, определенным образным задачам.
На основе данных исследований советского ученого В.И.Кравца в диссертации показаны цветовые закономерности в природной среде и ее объектах, а также отражение принципов построения этззх закономерностей в произведениях мастерог колорита, которые проявляются в контрастном и коансном различении цветностей. Знание подобного материала раскрывает определенную грань для понимания того, ■ какие цветовые закономерности содержатся в картинах, признаваемых выдающимися произведениями колорита, насколько соответствует в •'. них изображение законам природы.
Факторами, влияющими на выразительность цвета в художественном произведении, а также на характер колористического Еидения являются материал и гивопксная фактура. В своем исследовании автор останавливается на фактурных возможностях масляной живописи. Существующие два способа наложения краски на холст - лессировкой и пастозно - доот разные возможности для достижения выразительности цветового решения.
В третьем параграфе главы дан сравнительный анализ методик преподавания живописи советского периода в контексте проблемы исследования. Выбор отечественного наследия указанного периода объг -сняется тем, что все рассматриваемые методики опираются на те шга
- 10 -
с; 'темы обучен"! живописи, существовавшие как в русской, так и в зарубет л школах, а также на достижения мирового искусства.
Анализ методик преподавания живописи советского, периода, в ■ том числе к последних лет, уделявших определенное внимание цветовым и колористическим задачам, позволяет внделить два основных направления, различающихся подходами к указанной проблеме.
1. Методика, ставящая основной задачей в живописи изучение и грамотное изображение объектов окружающего мира. Она предусматривает целенаправленное изучение объективных законов природы и частично закономерностей картины, в частности, "закономерностей пластической формы", где под последней понимается ее объемное построение. Обучение живописи, согласно этому методу, следует начинать с внимательного изучения объема, с передачи формы в технике грязайль. У сторонников данного метода задачи тона на начально:,! этапе обучения в основном преобладают над цветовыми зада-чау.у.. Последние решаются после тщательного усвоения рисунка и моделировки флрмы методом тоновых, отношений и обусловленности цветов. Представителями данной методики можно, назвать Д.Н.Кардов~ ского, Н.П.Кркмова, П.П.Ревяк на, Г.Б.Баду, А.А.Унковского, Г.Б.Смирнова.
2. Целью второй методики преподавания живописи является не только изучение .рхтоди и правдивая передача на плоскости образа окружающей действительности, но и выражение своего к ней отношения. В отличие от первой вторая методика придает вдету главенствующее значение в живописи. В основном все представители стого
' метода начинают обучение живописи с цвета. Тон и светотень рассматриваются ими как явления, призводные из -цвета. Данная методика направлена на развитие образното мышления и образного восприятия цвета, а также личностного мировосприятия /П.П.Кончаловский, . .А.Осметжин, А.В.Лентулов, Р.Р.Фальк; К.Истомин; Б.Шаманов/.
Авторы указанных методик преподавания живописи имеют целью х ть основы художественного образования, придерживаясь единого принципа изображения действительности - реализма, направленного на объективнее изображение натуры средствами живописи. Вместе с тем, обе они признг основой профессионального мастерства художников изобразительную грамоту, то есть изучение законов контраста, цвета, перспективы, закономерностей построения формы и другое.
Нпо.'отря на то, что между вышеперечисленными методиками есть
много общего, каждая из них различается по своей концептуальной направленности. Отсюда, по-разному проявляется отношение к про- . блемэ колорита, его обучению.
На основании проведенного анализа дзух основных методических кот-гцопщй обучения живописи наиболее приемлемой и эффективной в решении проблемы развития колористического видения следует признать следующую методику;
1. Обучение живописи должно строиться на глубоком и во :то-роннем изучении п познании окружающего мира.
2. Наиболее полное восприятие натуры происходит тогда, когда вопросы цвета, формы и колорита находят тесное взаимодействие.
3. В основе воспитания колористического видения студентов должна лежать направленность на цветовое восприятие натуры, на развитие чувства цвета, воображения и образного мышления.
4. Необходимо чередовать учебные задачи, акцентируя внимание в одном случае - на решении вх ;тпм формы, в другом - пространства, в третьем - передаче света.
5. Колористическое видение более эффективно развивается тогда, когда в обучении живописи применяются специальные задания, направленные на решение творческих задач.
6.Во многом развитии колористического видения способствует углубленная теоретическая подготовка в области теории живописи,
7. Необходимо студентов познакомить с основными теоретическими и методическими положениями отдельных выдающихся художников-педагогов.
Во второй главе "Экспериментальное исследование путей и ме- • тодов развития колористического видения у студентов в процессе1' занятий живописью" описываются методы и результаты констатирую- ■ щего и обучающего экспериментов. При осуществлении констатирую-, щего эксперимента было изучено современное состояние исследуемой нами проблемы, обобщен практический опыт по обучению студентов живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов• /Семипалатинского„ Алма-Атинского, Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина/. Базой для проведения экспериментального исследования стал художественно-графический факультет Семипалатинского педагогического '-'сти-тусута им. Н.К.Крупской.
В" ходе констатирующего эксперимента был установлен наличный уровень сформированное^ цветового и колористического видения у
с уцентов 3-4 ;уроов, выявлены затруднения учащихся при работе над портретом и фигурой человека.
Для определения имеющегося уровня колористического видения студентов авторы исследования были выработаны и подробно описаны следующие крите" "ш:
- теоретические знания в области техники, технологии, истории живописи, цвеговедения;
- умение изображать цветом форму;
- умение добиваться целостности цветового построения;
- умение добиваться выразительности цветового решения;
- умение подчинять цвет образной задаче.
Ня основе наблюдений за работой студент»"», анализа учебных работ по живописи, дополнительных экспериментальных заданий, собеседования, анкетирования и разработанных наг,® критериев было выявлено три основных уровня цветного к колористического видения у студентов художественно-графического факультета: высокий, средний и ни. :ий.
Высокий уровень предполагает владение в достаточной мэре необходимыми живописными среде ..гама, умениями и навыками создания выразительной по цвету кзшописной формы, хорошими теоретическими знаниями в области цветоведения, теории, истории и техники што-писи, умением п^ш-гнять эти знания на практике. Студенты с высо- ■ к км уровнем обладают обогащенным чувством цвета, способны видеть красоту цветовых отношений в природе и произведениях искусства, эмоционально ее воспринимать. Способность к цвету у них преобладает над светотеневым восприятием формы.
Для среднего уровня характерно наличие способности замечать в природе цветовую гармонию, чувствовать и эмоционально перевивать ео красоту. Студенты данного уровня хорошо видят цвет, но ле умеу^ это видение организовать при изобратакии формы, У них недостаточно развиты изобразительные представления; ке всегда мо-:'/т подобрать на палитре желаемые оттенки и отношения цветов. При анализе живописных произведений затрудняются в оценке особеннос-трй пепог" зованных в картине средств выражения, в том числа и колорита.
К низко?лг уровни цветового и колористического видения мы отнесли два типа студентов. Первый тип характеризуется достаточным овладением к здаами и приемами создания реалистической формы мато-
дел тоновых отнслэпий. Два? эти студенты воспринимают и передаю? как предметную окраску бэз учета влияния цвета освсщэния, цвета фска ка прздг.тетн и взаимодействия цветши рефдоксов. О таких студентам говорят, что онл обладал? !'р'лсовалъша'п1"способпост.'гй.т:1, а не "■гквописнил", то ость, у них слабо разлито чувство п:>;:■: с трудом различаю? ?ок:спе огтешсн цветов. Бтсрой тип характеризуется слабил овладением ишшкгми и приемами работы б пшвописи. У таких студентов плохо развита способность видеть и породр->ать . обусловленность цвета. Яивопиская форма передается вяло и неубедительно. Учебные работа заполняются условными локальными грязновато-серыми, часто разбеленными или "открытыми" цветами.
Комиссией, в которую воялн педагоги кафедры, бшго установлено, что у большинства студентов 3-4 курсов общий уровег-. колорис- . таческого видения был довольно низок.
Высоким уровнем колористического видения обладали примерно ■ . 7% экспериментируемых на 3-м курс и 12$ на четвертом; сродним уровнем - 42$ на третьем и 46$ на Чи-гвертом курсах. ' ,
Причины такого положения различны: недостато'шая практическая деятельность; неразвитая способность к цвету; недостатки в ?лето~ дике; отсутствие стимулирования; недостаточный уровень теоретической подготовки по цветоведеиию, теории, истории и технике живописи. Таким образом, исследования показали, что без специального обучения колористическое видение распивается лишь у отдельных, наиболее одаренных студентов.
Поисковая работа велась во время шестилетней педагогической деятельности автора на ХГФ Семипалатинска, отдельными педагога- . ми кафедры этого института, а также г.Магнитогорска.
В диссертации раскрывается содержание и методы обучения студентов колористическому видению в процессе занятий живописью.
При разработке экспериментальной программы по живописи и ее содержания автор придерживался нормативных требований к качеству подготовки специалистов вузов, в частности, подготовки художников-педагогов.
Исходными положениями построения методики обучения живописи , студентов с целью развития у них колористического видения являются: его поэтапное развитие; дидактические принципы единства теории с практикой, то есть, формирование колористического мышления на основе теоретических знаний и их практического усвоения;
ог еделенио копсретннх живописных материалов, при которых болер успешно рг_ лишается цветовое ж колористическое видение; обучение живописи строится-с учетом накопленного студентами, художественно^-го опыта и знаний? знаке?,:ство с произведениями мастеров живописи, а также образцами с-тденческих .рабоа яз фондов факультета; .совмещение формирования колористического.видения с другими способа?, ги профессионального видения гзтошеца. . • .
Обучающий эксперимент проводился з двух шсадемических'группах /подгруппах/ ка 2-4 курсах. Дня проверки зффективности разработанной оксперимзнтальной методики обучения. была выделены также две контрольные группы. 3 количественном отношении студенты в экспериментальных п. контрольных грушах распределились примерно пороги.* / ± 1 чел,/. .
Основные задачи обучения относятся к трем сферам познавательной деятельности! организации восприятия, овладению теоретическими знаниями, обучению студентов практическим уиеншш и навыкам кивописгого шсторстаа.
В диссертационном исследования тезисно, описывается подготовительный вкспоримент, провод ка 1-2 курсах. Необходимость такого эксперимента быяа обусловлена тек, йто традиционная методика не обеспечивает достаточной базы для.эффективного выполнения разработанной пс..ш программы. Суть подготовительной работы заключалась е некоторых изменениях в содержании.отдельных занятий, . расширении лекционного ?латвриала, .касающегося проблеш колорита, а также дополнительных заданиях по освоанаэ законсмэрзостгй цветовой гармонии, Основным принципом подготовительного эксперимент та било: с первых занятий живописью "погрузить" студентов в сте-хгсо цвета, интенсифицировать обучение цвету и колориту, В зтоз .. период студентов знакомили с различными техническими приемами ак~
.гогли; было разработано несколько заданий по декоративно-плоскостной грактовке изображения натюрморта с натуры; отдельные зад- нкя давались на развитие образного и ассоциативного мшленяя; шфоко практиковались упражнения на развитие чувства цвета,. изучались закономерности цветовых сочетаний, в том число на объектах природы и в прс ведениях искусства.
Указанные дополнения и изменения в программа по живописи на ишшкх курсах дали положительный результат в развитии восприятия и чуьства ЦЕГ~а, который оказался значительно выше, чем при тра-
дкционной методике. Уровень знаний, умений и навыков в подготовительной экспериментальной группе явился исходным для развития . колористического видения на третьем курсе.
На 3-4 курсах продолжалось более углубленное изучение проблемы колорита. В лекциях рассматривались различные типы и виды колорита з живописи, эволюция развития цветового восприятия в истории живописи, показывалось влиянио живописности и линейности на колорит; раскрывались важнейшие понятия, необходимые длх /с- . 1 воения законов композиционного построения картины и влияющие на • качество и характер колорита.
Обучение практическим умениям и навыкам живописного мастерства с целью развития колористического видения у студентов старших курсов предполагало решение задач в области изученк.. живописно-пластической форш и в области освоения живописной техники. В соответствии с целью нашей методики каждое задание по живописи было подчинено решению цветовых и :олористических задач. Одновре- • менно решались также пластические, световоздушныэ и другие столь же важные и необходимые задачи»
В процессе экспериментальных занятий уделялось внимание тому, как надо использовать цвет, класть его на холст, каким образом достигать того, чтобы живопись выражала своеобразный цветовой характер форш. ¡Заострялось внимание студентов на самостоятельном поиске индивидуальной живописной мак ры.
Результаты обучающего эксперимента были следующие: высоким уровнем в экспериментальной группе в сонце четвертого курса обладало 39,5$ студентов, средним - 51,6$, низким - 8,9/?; в • контрольной группа соответственно - 5,32, 49,1?$, 45,6$. >
Следует отметить, что студенты экспериментальной группы приобрели более глубокие знания и навыки в решении колористических задач и в целом живописного мастерства. Их работы отличались более выраженным творчески,? характером,-зачастую.нестандартностью и свободой в применении художественных средств.
В результате применения экспериментальной методики были достигнуты поставленные пели исследования, подтверждена правиль- . ность выдвинутой нами'гипотезы о.том, что повысить уровень колористического видения у студентов, развить их живописные способности можно, если интенсифицировать обучение цвету и колориту на протяжении всего периода обучения живописи, в каздом задании ста-• вя перед студентами цветовые и колористические задачи; совмещать
-16 - '
учебны о за- лчи с творческгаш, расширить бегал: теорзтичэския знаний о колорите и связанных с на! вопросах. Зкспераштаньная. проварка показала эффективность предлагаемой программы а вйзтоди-ки, целесообразность ее цртэнетт на.худоаествонко-грацетеекЕХ факультетах, педагог^-геских институтов.
В заключении подведены итоги исследования., По -теме диссертации автором. опубликована следуансие работы: 1. О понятии колорита в живописи //Вопроси формирования творческий личности учителя па занятиях по изобразительному вс-. кусству. /Межвузовский сборник научных трудов. - Алма-Ата, 1991,-С.54-57. .
2- 0 колорите в природе и екзопеси //Совершенствование.пси-. холого-педагогкческой5 ызгодачзской н. худсаественной подготовка студентов художэственно-графачесххг'о факультета к работе в икс—, до» Дезисн Всероссийской научно-практачаской конференции препо-' даватедэй „ гаведуютг кафедрам^ дека^йз хуцоязственно-графачес-еие факультетов. « 1 уом0 - Уфа» 1991..- Соб7-г)8.
. 3. О ненжшз "кояорЕсгэтйохов. аздаинэ". //Ленинские, чтения. Тйьеоы до&вдоз. - чЛ* ~ И., 1991. - С.122.
/
Гр