Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы)

Автореферат по педагогике на тему «Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Хивняк, Елизавета Андреевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи (старшие курсы)"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГСПИЕСаЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ тазни В. И<,'ЛЕНИНА

Спбциалтзпроваяшй соват К 053.Г1,.11

На правах рукогшсп

ХИННЯК Елизавета Андреевна

РАЗВИТИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ , У СТУДЕНТОВ ХУДОЗЕСТЕЕЗНО-ГРАФИЧЕСКИ! ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ /старппга курсы/

Специальность 13.00.02 - мэтодшса преподавания изобразительного искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соисканиз ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1992

Padov , выполнена в Московском ордена Лепила я ордена трудового Краевого Знагенк педагогическом государсявешш университете шени В.И.Яенина.

НаучЕвй р у к о в о д в re е л ь: кандидат искусствоведения, профессор А,С.ПУЧКОВ

Официальные оппоненты:

Лауреат Государственной превши СССР, яасдуиншнй-доягель науки PCSCP, член-корроспондент.АПН СССР, доктор педагогичзмшх наук, профессор Б.С.КУЕйН

кандвдат педагогических наук, доцент Н.С.БОГОЛЮБОВ

Ведущая организация.- РостовсклЕ-ыа-Доку государствовый педагогический институт.

Защита состоится " /6 " ¿#/£/(¿«^-£-1992 года в /¿$часов . на заседании с лециаяиэированиого совета К-053,01,11 по присуж»-денгаз ученой степени кандидата педагогических наук в Москов- .. ci:oi.i ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственномуниверситете.имени В.И. Ленина по ад- . росу: ai Вернадского, д.88, ауд. 526.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУ ... , клони В.И.Ленина по адресу: 119435, Москва, Налйй Пиро-говкая ул., уч 1, МИГУ ш. В.И.Ленина.

Автореферат разослан Y6» (¿/Я^Тг? 1992 года

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент С.2.Игнатьев

*•ОБЦЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Огдрл !

Дальность исследования. Одной из важнейших задач обучения яивописи на художественно-графических факультетах является развитие колористического видения у студентов. Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическое иастерству, но преяде всего в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной творч' ской работе« Совершенство зладения своим предметом является надеишл ■ гарантом.успеха в педагогической деятельности. Овладение в полной мере гашописньид мастерством невозможно без изучения колорита -папбо^ое выразительного и эмоционального средства в живописи, активно участвующего в построении' художественного образа, а также невозможно без воспитания особого видения окружающего глира, связанного непосредственно с. цветовым восприятием окружающей действительности, цветовые представления!,ш и эстетическим отно .ениеы в изображаемому.

1'еяду тем до сих пор остается недостаточно разработанными вопросы теории л методики преподавания яивописи, связ-шше с развитием колористического видения. В современной отечественной художественной педагогике нет ни одного сколько-нибудь серьезного специального исследования пс этой проблеме. Подход многих ученых-педагогов к явлепию колорита в'целом, а таотэ к задачам обучепия колористическому мастерству зачастую отличаются некоторой односторонностью. В частности, это проявляется в узком понимании колорита, предполагавшей лень передачу состояния освещенности в зшвопе» си. В таком подходе но учитшшется живопись декоративного характера и ряд других направленна, не отвэчаадкх строгим правила.-.? реалистического изображения. Данпое обстоятельство обусловливает состояние обучения колориту па худоЕэствешо-грэфгсеских факу.-ъ-тотах.

Отдельные.педагоги недостаточно внимания уделяют колористическим задачам, ограничиваясь в основном учетом локальных цветов п мало заботясь о всеобъешдатех цветовых связях а натуре. Сорма предметов при этом передается с помощью тоновых отношений, отчего студептц пе владезт в достаточной мере навыками использования всех выразительных возможностей цвета и колорита в своих работах. Вследствие этого наблюдается довольно низкий уровень колористического ишлеиия и недостаточный уровень кивоплспого мастерства учащихся. Следовательно, мсгшо сделать вшзод о необхог^ссти по-

иска новых путей и методов решения данной проблемы в система о-учения живописи ни худонестввнно-графическик факультетах.

Несмотря на недостаточную) разработанность методики обучения колориту, следует отметить, что интерес к общей дроблеглэ колСри-та довольно велик, о чем говорят исследования ряда.советских ш зарубежных ученых, искусствоведов, худозкников и теоретиков искусства. Большой' вклад в разработку теории колорита внесли русские и.советские художники и теоретики искусства; О.Петрушзвсгий, Г.Шегаль, К 1.Волкоз, С.С.Алексеев, П.П.Ревякш.

Так как колорит и колористическое видение тоско связаны с цветом и его восприятием, то понимание этих проблем невозможно без дс шых различных областей наук- о цвете. В этой связи определенную ценность для нашего исследования представляют открытия в области оптики, цветоведения, физиологии,, психологии и медицины, оказавшие значительное влияние на развитие живописи. К ним относятся фундаментальные исследования Ньютона, Гете, Рунге, Гедьм-гольца, Герин.а, ОстЕальда, Ламберта, Юнга, Масквелла, Шевреля, Брака, Беиольда.

Неотъемлемой частью колорита является цветовая гармония. Основные теоретические псложения цветовой гармонии, восприятии цвета и его свойг пах достаточно полно освещены в книгах по цвето-ведению, теории живописи, художественному оформлению в разных областях. Это работы таких авторов, как Р.Арнхейи, Г.Ашкенази, М.Де> ребярэ6 Д.Джадц и Г.Вшецки, А.Зайцев, В.Зернов, С.В.Кравков, М.Миннарг, ".В.Попов, Е.В.Рабкин, Н.Н.Степанов, Н.Т.Федоров, Г.Орилинг, К.Ауэр, Г.Цойгнер, Л.Дитман, Л.Герике, Й.Енике^.Утитц

Работы названных выше авторов содержат ценный материал для разработки методов и путей развития колористического видения.

Рассматривая поставленную проблему, следует отметить, что развитие колористического ведения у будущих художников-педагогов заключается л учете взаимодействия двух аспектов: учебно-воспитательного и творческого. Учебно-воспитательный аспект заключается в последовательном и целенаправленном изучении цветовых закономерностей окружающей действительности, зрительного восприятия цвета, а также изучении приемов и методов передачи в живописи этих закономерно. гей природы. Творческий аспект предполагает тво-рческуг направленность обучения, а именно: сознательное кепользе вание цветовых|закономерностей, отбор цветов с целью подчинения их замыслу к достижения наибольшей выразительности живописного

образа. Развивать цветовоо п колористическое виденг.з необходимо о первых шагов обучения яивописп, интенсифицируя при этом ра-5оту с цветом. Это дает возможность развивать зрительную память, эообрагенпе, ■чувство цвета, помогает решать не только учебные, яо и тзорческЕэ задачи, более свободно использовать цвет для везения образных задач. .

Отдельные зопросы, связанные с развитием цветового п колористического видения нашли отражение в диссертациях А.А.Унковси.ого, Н.НЛукина, А.Й.Маслешганова, 3.А.Басманова, / ^.Рындпна, С.С.Те-рзяна, ЮЛ.Охунова, Л.А.Пановой. Следует указать на тот факт, что исследования вышепер'численных авторов главным образом пос-зецэны разработке методики начального этапа обучения живописи. Значение первого зтгша, несомненно, трудно переоцег .ть, но не менез важным является развитие колористического видения на завершающе:,! этапе обучения. Если па первых курсг х закладываются осно-ви професспоаалышх. навыков: изобррзктелъной грамоты, формируют- . ся определенные навыки работы с цветом, развивается художественный вкус п т.д.» то на старших курсах уже ншсоплены определенные знания в области теории клвописн, цветоведения, истории искусства, имеются вполне устойчивые навыки и умения в живописной технике. В этот период у студентов наиболее остро возникает потребность творческого подхода к ^шаяненип учебных постановок. Они начинает интерзсоваться различными способами трактовки ^птопис« ноЛ формы, стремятся достичь цветовой выразительности в своих работах, а таз&о маслить более художественно. Автор считает, что к старппм курсам возникав? все Необходимые предпосылки для болеэ углубленной, целенаправленно?" п разносторонней работы с цветом.

• Именно поэтому предотавляется актуальной проблема развития колористического видения у студентов на ст..курсах и необходимость разработки комплексного подхода к обучении колориту.

Проблема развития колористического вт,дения многогранна. Она связана с актом познания, творческого изучения действительности я практическим освоением средств выражения, среди которых первое 1!эсто отводится цвету п колориту. Ео рассмотр лив необходимо строить на основе данных различных наук: эстетика, психологии зрнтельпого восприятия я творчества, физиологии, художественной педагогики, истории искусства; теории жпвопиии л композиции, цветоведения.

- 4 - .

Объектом исследования является процесс обучения живописи студентов старших персов художественно-графических факультетов пединститутов.. .. -.....

Предметом исследования является развитие Еолористлчеексго видения у студентоз-старших курсов- в процессе занятий енвояпсьз.

Пель исследования обоснованна наиболее рациональных путей п методов обучения студентов еивописв с целью развития у наг колористического видения.

Гкпот'-а. Автор предполагает, что повысить уровень колористического видения у студеь-гов, развить их згавошгсныз спосоЗностн шото, если:

'./ с первых дней занятий езвопесьо зштевмфщарозать обучение цвету н колориту; в каздшл заданна ставать пзрад студентам цветовые и колористические задача и добиваться их рааання;

2/ учебные задачи совмещать с творческие;

3/ дать студентам определенный батан теоретически знаяп£ с колорите и с. дзанныхс ш вопросах; изучить практически разнообразные подходы к живописному изобраяани»,, освоить призмы в методы изображения цветок формы, пространства г света.

В соответствии с проблеме' целью и гипотезой исследования наша сформулиро-■'нк следующие задачи: .

- на основе анализа научной и. искусствоведческой литератур! уточнить понятие колорита я определить содержание понятия "колористическое видение";

- изучг "ь традиции мастеров пивопася с целью выявления принципов построения колорита в их произведениях; выявить сущзствеа ны< факторы, влияющие на развитие колористического ведения у сх дентоз художественно-графическая факультетов;

- провести сравнительный анализ методик преподавания ннзоп . сн советского периода в свете проблемы исследования;

- определить особенности а уровни развития колорнстнческсг видения у студентов старших курсов; выработать н. обосновать ксн цепцнв обучения колориту, занимающему.центральное место в ряду 'других выразительных средств живописи; . . .

- разработать программу и.методику обучения гявопнен для 3—4 кур^ .в, на: _явленную на развитие у студентов колорнстнческс го ее" тля н_ экспериментально проверить ее гффектшшость.

----Для .реаешш. поставленных задач 'была использовали следуюзш

9-отолн вс> едованвя: изучение и анализ литературы по теории, и

годике живописи, цветоведению, психологии, педагог" -е, эстетике; анэчиз действующей прогрели по живописи для художественно-графических факультетов пединститутов; анкетирование студентов и преподавателей худояественно-графическгос факультетов, беседы о ними, наблюдение; изучение опыта преподавания живописи на худо-жественно-графическпх факультетах и других художественных учебных заведениях страны; проведение педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в выборе проблл,лы исследования. В диссертации предпринимается псчтка раскрыть содержание колористического видения и всесторонне рассмотреть связанное с нем понятие колорита; критически проанализировать методики обучения живописи советского периода в различных художественных учобншг заведениях в контекста проблемы исследования. Разработана программа и методика обучения живописи о целью развития колористического.видения.,.

Практическая значимость исследования состоит в том, я.о его выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работа педагогов на занятиях по живописи, в самостоятельной подготовке студентов, а также пленорлей практике. Матерг\яы исследования могут быть учтены при создании учебных пособий, спецкурсов по яшзописн на худойествешго-графических.факультетах.

Лщюбттта и ЕНвтгетте г 'зулътптов исследования... Основное содержание работы .огранено-автором в статьях и тезисах, опубликованных в печати, апробированы в.четырех докладах и выступлениях на научных конференциях различного уровня; использованы в учебно-воспитательном процессе Семипалатинского педагогического института им. Н.К.Крупской.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка.использованной литературы и приложения.

Во обосновывается актуальность теш исследования,

определена степень научной разработанности проблемы, формулируются объект, предает, цель и задачи исследования, определяется научная.новизна.п практическая значимость исследования.

Первая глава "Теоретические основы проблемы колористического видения и его развития" раскрывает роль колорита в живописи и уточняет его понятие, поскольку колорит является в значительной мере результатом индивидуального видения художника и без его раса,гот-

рения невозможно определить суть колористического видения.

Слово "колорит ' употребляется в трех основных значениях, представляющих собой не три качественных уровня одной сущности, а три разные качественные определенности /в гносеологическое плане/, относящиеся к различным сферам: объективному миру и худ< явственной практике. Кадрит в первом значении - как цветовой 0( лик видимых предметов или явлений, характеризует явления и предметы реальной действительности, воспринимаемые человеческим зрением. Это впечатление, которое производят на человека отраженные от предметов световые лучи, иначе возпеиствие световых луче] на сетчатку глаза. В таком понимании колонат относится только.к прирезе или натуре, „соторые обладают трехмерным пространством. 1 зависит от ряда факторов: собственного хтвета предметов, чувства тельности зрения при данной освещенности, а также хроматкческог строения видимого спектра, состоящего из множества излучений с различной длиной волны. К&яорнт в природе складывается по опред ленным объект.гвнш законам света и зрительного восприятия.

Колорит во втором значении /как общий характер сочетания ц тов в многокрасочном произведении искусства/ - это особое, спев фическое средство, используемо^ в живописи. Он возник на основе зрительных соот! тений /соответствий/ с реальной действительное тыо и связан прежде всего с ее изображением. Он зависит от особенностей художественного видения и образного мышления. Колорит в картине строится прежде всего на плоскости, являющейся двухме ной. При у эбражении на плоскости художник строит свою цветовую систему, опираясь на знания определенных закономерностей дейст! тел лости, а также на внутренние закономерности построения кар! ны. На плоскости существуют иные законы объединения цветов, чег в природе, иные способы достижения гармонизации. Колорит в шш писи создается всеми цветовыми соотношениями в картине.

Колорк 1* как совокупность характерных особенностей /эпохи, местности ж др./ не связан непосредственно с цветовым решением картины, поэтом1' рассмотрение его осталось за рамками нашего и< Следования.

Проанализировав многие высказывания художников и теоретик! искусств^, о колорите, автор убедился в том, что каздцй худсяни в смыс- понятия колорита вносит свое отношение в соответствии своими представлениями о творчестве и задачах искусства. Автор диссертаци рассмотрен вопрос о том, почему выражение "колорис

I

те скал живопись" употребляется при анализе лишь г •¡которых проведений. Он приходит к заключению, что такая живопись обладает ооым качеством, особой организацией, цветов и определенными при- ! акамн. Так, основными признаками колористической живописи явля-ея: изобразительность цвета, то. есть, соответствие в. той или ой степени цветов в картине цветам материального прототипа; вы-зптельная функция цвета, связанная с его эмоциональными качест-«и, выражением внутреннего содержания произведения и.обра^ ло-раскрытия мира. Пытаясь .дать свою дефиницию колориту, автор . ализирует такие.выражения, встречающиеся во многих его опреде- \ ниях, как "цветовая гаии",. "совокупность цветов", "цветовая стеьа", "цветовой строй";, при. атом доказывает, что колорит . ть система цветовых отношений.. Как всякая система колорит, обдает всеми ее признаками -. наличием элементов, связями медцу екентами, то есть, структурой; содержит в себе системы более зкого порядка; выступает , как подсистема, в .сложной многоз^энье- , й материально-идеальной системе - композиции художественного

опзведеиия. .......

В итога автор дает, следующее определение колориту. Колорит -о ..определенная система цветовых, отношений художественного.проведения,.. воспринимаемая как оптическое целое, эмоционально воз-йствукцая. на зрителя, имех .ля предметное значение, связанная с ¡щзй структурой композиции.и. замыслом произведения.

. В данном параграфа рассматриваются различия медду колоритом колорнзмом, дается научное.обоснование колористического видения.

Следует подчеркнуть,, что видение в данной.работе рассматри-штся как специфическое художническоо понятие,, связанное с про-, юсом восприятия з, в конечном счете, с мироощущением худсянияа, его особым отношением к действительности. Колористическое виде- ! ю это тип художественного видения. СИо возникает только в т: эр-зскои сознании художника в процессе создяния живописного произ-зденпя, то ость .колористическое видение связано с изображением... зобращение, как известно, является продуктом активной человочес-зй перцепции и деятельности сознания. Вэдущуг роль в колористп-зском видении играют цветовое Видение, цветовые продстаалення и ¡гвство цвета - это то мзханпзмн, звенья,, которые способствуют элористичоскому иоллеппо и пороадению колористических образов. Колористическое видонио начинается тогда, когда цветовое

богатство действительности воспринимается как целостная цветовая си;тема, обобщающая .саределенну® зрительную /в данном случае цве- ■ товую/ информацию. Такое мышление, естественно, требует определенного напряжения деятельности художника: запоминания, анализа увиденного, синтеза, соотнесения увиденного с представленным в сознании образом т» материале. Большинство указанных операций протекает в образном мышлении оошслонно или интуитивно. Для колорис тпческого видения характерно присутствие фантазии, воображения,. но зачастую активной мыслительной деятельности художника. Разв: • тость мышления - качество избирательности восприятия. Чем активнее мыслительная деятельность, тем продуктивнее идет формирование xjбожественного образа. ;

Колористическое видение невозможно без изобразительных представлений, которые развиваются в результате постоянного и последовательного усвоения навыков и приемов живописного мастерства, закономерностей цветового построения на плоскости. Отсюда, моано сделать вывод, что на процесс развития колористического видения, можно эффективно воздействовать. Оно подлежит воспитан™ и целенаправленному развитию, что дает возможность выработать определенную систему обучения, установит содержание и последовательность заданий, необход щй объем и тематику теоретического материала.

Бо втором параграфе раскрываются факторы, способствующие развитию колористического видения. Одним из основных факторов является изучение цветовой гармонии, закономерностей ее построения. Известно, '.то формальным принципам построения гармонических кем-' позиций, гармонических сочетаний цветов придавали болылое значение .¿нагие известные художники, среди них такие, как Р.Делакруа, В.Ван Гог, неоимпрессионисты..Цветовая гармония характерна для всех картин, являющихся лучшими образцами колористической живописи.

Исследователи в области изучения цветовых гармоний и других проблем, связанных с вопросами цвета, пришли к выводу, что всо цветовые гармонии можно разделить на два большие группы - контра стные и нюансные. Гармонии контрастных композиций могут строиться на принципе доминирования. Автором рассматриваются случаи построения цветоь-х гармоний по принципу доминирования, когда картина : -строена на паре дополнительных цветов, контрастной груше из трех и четырех цветов, а также другие случаи достижения цвет< вых гармок.Л в картине,

С целью расширения кругозора студентов, воспитания вкуса, .. ■чувства цвета и умэпля видеть прекрасное л творениях человеческие рук автор считает необходимым знакомство и изучение произвэдекий живописи и народного искусства. Для студентов очень важна пирота мировосприятия, важно учить их'видеть Еозде способ художественно--го самовыражения, получать импульс, побуждающий к творчеству.

Наиболее ценным для учащихся является изучение цветовой гармонии в природе посредством визуального наблюдения. Природе ее . цветной фон является источником эстетических пережиганий и наслаждений, источником постижения правды в искусстве. Цветовая гармония в природе бесконечно разнообразна. Она существует не только в пейзажах, но и в отдельных ее объектах: цветах растений, камнях, оперении птиц, в окраска бабочек и рыб.

Изучая гармонические сочетания цветов в объектах природы, многие художники часто.используют подмеченные в них закономерности в своих картинах /А.Матисс, М.Г,рубель, М.Сарьян и др./. "Похи- ■ щая" у природы понравившиеся сочетания цветов, художники не слепо заимствоали их, а подчиняли определенному замыслу, определенным образным задачам.

На основе данных исследований советского ученого В.И.Кравца в диссертации показаны цветовые закономерности в природной среде и еэ объектах, а также отражение принципов построения этих закономерностей в произведениях мастерок колорита, которые проявляются в контрастном и нюансном различении цветностей. Знание подобного материала раскрывает определенную грань для понимания того,■ какие цветовые закономерности содержатся в картинах, признаваемых выдающимися произведениями колорита, насколько соответствует в •'. пих изображение законам природы.

Факторами, влияющими на выразительность цвета в художественном произведении, а такжз на характер колористического видения являются материал и живописная фактура. В своем исследовании автор останавливается на фактурных возможностях масляной жкзописи. Существующие два способа наложения краски на холст - лессировкой и пастозно - дают разные возможности для достижения выразительности цветового решения.

В третьем параграфе главы дан сравнительный анализ методик преподавания живописи советского периода в контексте проблемы исследования. Выбор отечественного наследия указанного периода обьг -сняется тем, что все рассматриваемые методики опираются на те или

с -темы обучен"1! живописи, существовавшие как в русской, так и в зарубеа л школах, а также на достижения мирового искусства.

Анализ методик преподавания живописи советского периода, в том числе и последних лет, уделявших определенное внимание Цветовы:/. и колористичбск-ч задачам, позволяет выделить два основных направления, различающихся подходами к указанной проблема.

1. Методика, ставящая основной задачей .в живописи изучение и грамотное изображение объектов окружающего мира. Она предусматривает целенаправленное изучение объективных законов природы и частично закономерностей картины, в частности, "закономерностей пластической формы", где под последней понимается ее объемное построение. Обучение живописи, согласно этому методу, следует начинать с внимательного изучения объема, с передачи формы в технике гризайль. У сторонников данного метода задачи тона иа начальном этапе обучения в основном преобладают над цветовыми задачами. Последние решаются после тщательного усвоения рисунка и моделировки б^рмк методом тоновых.отношений и обусловленности цветов. Представителями данной методики можно.назвать Д.Н.Кардовского, Н.П.Крымова, П.П.Ревяк на, Г,В.Беду, А.А.Унковского, Г.Б.Смирнова.

2. Целью второй методики преподавания живописи является не только изучение .риподы и правдивая передача на плоскости образа окружающей действительности, но и выражение своего к ней отношения. В отличие от первой вторая методика придает одету главенствующее значение в живописи. В основном все представители ¿того метода начинают обучение живописи с цвета. Тон и светотень рассматриваются ими как явления, призводные из цвета. Данная методика направлена на развитие образного мышления и образного восприятия цьета, а такта личностного мировосприятия /П.П.Кончаловский,

. .А.Осметзкин, А.В.Лентулов, Р.Р.Ф&льк; К.Истомин; Б.Шаманов/.

Аь-доры указанных методик проподавания живописи имеют целью х. ть основы художественного образования, придерживаясь единого принципа изображения действительности - реализма, направленного на объективное изображение натуры средствами живописи. Вместе с тем, обе они признг т основой профессионального мастерства художников изобразительную грамоту, то есть изучение законов контраста, цвота, перспективы, закономерностей построения формы и другое.

Несмотря на то, что между вышеперечисленными методиками есть

г-'сто общего, кзддая пз них различается по своей концептуальной направленности. Отсюда, по-разному проявляется отношение 1: проблема колорита, его обучен!®.

На основании проведенного анализа двух основных методических ксгщопций обучения отвописл наиболее приемлемой и эффективной з репенип проблемы раз^дтия колористического видения следует признать следующую' методику:

1. Обучение ливоппси долгно строиться на глубоком к вс стороннем изучении и поонанки окрзтавщсто мира.

2. Наиболее полное восприятие натуры происходит тогда, когда вопросы цвета, формы и колорита находят тесное взаимодействие.

3. В основе воспитания колористического видения студентов должна ле.тлть направленность на цветовое восприятие нат„.ры, на развитие чувства цвета, воображения и образного икиленкя.

4. Необходимо чередовать учебные задачи, акцентируя внимание з одном случае - на решении щ. ;тпм формы, в другом - пространства, в третьем - передаче света.

5» Колористическое видение более эффективно развивается тогда, когда в обучении зипзописи п-риг/зияются специальные задания, направленные на решение творческих задач.

6.Во многом развитию колористического видения способствует углубленная теоретическая подготовка в области теории живописи,

7. Необходтло студентов познано: .нть с основными теоретическими и методическими положениями отдельных видающихся худоязш-

ков-педагогов.

Во второй глава "Экспериментальное исследование путей и ме- • тодов развития колористического видения у студентов в процессе'' ■'. занятий живописью" описываются методы и результаты констатирующего и обучающего экспериментов. При осуществлении констатирующего эксперимента было изучено современное состояние исследуемой нами проблемы, обобщен практический опыт по обучению студентов яивописп на художественно-графических факультетах педагогических институтов /Семипалатинского,, Алма-Атинского, Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина/. Базой для проведения экспериментального исследования стал художественно-графический факультет Семипалатинского педагогического т_'сти-тутута им. Н.К.Крупской.

В- ходе констатирующего эксперимента был установлен наличный уровень сформированности цветового и колористического видения у

с удентоЕ 3-4 :урсов, выявлены затруднения учащихся при работе над портр^хом и фигурой человека.

Для определения имеющегося уровня колористического видения студентов авторм исследования были выработаны и подробно описаны следующие Крите*-ш: .

- теоретические знания в области техники, технологии, истории живописи, цветоведения; . .

- умение изображать цветом форму;

- тшение добиваться целостности цветового построения;

- умение добиваться выразительности цветового решения;

- умение подчинять цвет образной задача*

Еа основе наблюдений за работой студента, анализа учебных работ по живописи, дополнительных экспериментальных заданий, собеседования, анкетирования и разработанных нами критериев бьгао выявлено три основных уровня цветового и колористического видения у студентов художественно- -•рафического факультета: высокий, средний и ни. жй. • ■

Высокий уровень предполагает владение в достаточной мера нв' обходимыми живописными средс.вамп, умениями п навыками создания выразительной по цвету шшописной форда, хорошими теоретически.;!! знаниями в области цветоведения, теории, истории и тахшки живописи, умением ь^ш.гчятъ эти знания па практике. Студенты с высоким уровнем обладают обогащенным чувством цвета, способны видеть красоту цветовых отношений в природе к произведениях искусства, эмоционально ее воспринимать. Способность к цвету у них прзобладс ет над светотеневым восприятием формя.

Для сродного уровня характерно наличие способности замочат: в природе щштозуа гармони», чувствовать в эмоционально переживать со красоту. Студенты данного уровня хорошо ввдят цвет, но умег^ ото видение организовать при изобразили формы. У них недостаточно развиты изобразительные представления; не всегда гл< . /т подобрать на палитре келаемые оттешск и отношения цветов. П; анализе хг.воп'/сшос произведений затрудняются в оценке особенное трй зоБанных в картине средств выражения, в том числе и к

лору,? а»

К низкому урешш цветового и колористического видения мы о 5юс-.-!-, глп типа студентов. Первый тип характеризуется достаточны овладс-кисм »: знками и приемами создш!ия реалистической формы ма

дом тоновых отношений. Цвет эти студенты всспршгимают и передою? как предметную окраску без учета влияния цвета освещать, цвета фена на предметы и взаимодействия цветных рефлексов. О таких студентам говорят, что онл обладают ;'рисовалънцми"способностя:.та, а ке "швоппсяимп", то есть, у них слабо развито чувство цвета, енх с трудом различают тондпа оттенки цветов. Бторой тип характори-зуется слабым овладением навыками и приемами работы б живописи. 7 таких студентов плохо развита способность видеть и передр^ать обусловленность цвета. Навопиская форма передается вяло и неубедительно . Учебные работы выполняются условными локальными грязновато-серыми, часто разбеленными или "открытыми" цвета',та.

Комиссией, з которую вошли педагоги кафедры, било установлено, что у большинства студентов 3-4 курсов общий уровег-. колорис- . тического видения был довольно низок. ■

Высоким уровнем колористического видения обладали примерно ■ . 1% экспериментируем^ на 3-м курс и 12$ на четвертом; средним уровнем - 42$ на третьем и 46$ на четвертом курсах.

Причины такого положения различны: недостаточная практическая деятельность; неразвитая способность к цвету; недостатки в мото-даке; отсутствие стимулирования; недостаточный уровень теоретической подготовки по цветоведению, теории, истории и технике живописи. Таким образом, исследования показали, что без специального обучения колористическое видение развивается лишь у отдельных, наиболее одаренных студентов.

Поисковая работа велась во время шестилетней педагогической деятельности автора на ХГО Семипалатинска, отдельными педагога- . . ! ми кафедры этого института, а также г.Магнитогорска.

В диссертации раскрывается содержание и методы обучения студентов колористическому видению в процессе занятий живописью.

При разработке экспериментальной программы по живописи и ее содержания автор придерживался нормативных требований к качеству подготовки специалистов вузов, в частности, подготовки художников-педагогов.

Исходными положениями построения методики обучения живописи , студентов с целью развития у них колористического Еидения являются: его поэтапное развитие; дидактические принципы единства теории с практикой, то есть, формирование колористического мышления на оснсвс теоретических знаний и их практического усвоения;

ог еделенке конфетных кивописных материалов, при которых более успешно рг. ¿¡аваотся цветовое и колористическое видение; обучение. живописи строится.с учетом накопленного студентами.художественно^ го опыта и знаний? знакомство с произведениями мастеров живописи, а танке образцами с-тдвнчзских.работ нз фондов факультета; совмещение формирования колористического.видения с другими способами профессионального видения аивописца. . . . • .

Обучающий эксперимент проводился в двух академических 'группах /подгруппах/ на 3-4 курсах. Для проверки эффективности разработанной экспериментальной методики обучения.были выделены также две контрольные группы. Б количественном отношении студенты в экспериментальных и.контрольных группах распределились примерно поровну / + 1 чел./. .

Основные задачи обучения относятся к трем сферам познавательной деятельности: организации восприятия, овладению тэорзти-ческими знаниями, обучению. студентов практическим уценили и навыкам аивописгого мастерства.

В диссертационном исследовании тезисно, описывается подготовительный эксперимент, провод чнй на 1-2 курсах. Необходимость такого эксперимента была обусловлена тем, ето традиционная методика не обеспечивает достаточной базы для.эффективного выполнена разработанной не. ли программы. Суть подготовлтельной работы вакло-чаяась в некоторых изменениях ь содержании-отдельных занятий, расширении лекционного материала, .касающегося проблемы колорита, а также дополнительных заданиях по освоении законсмарзостгй цветовой гармонии. Основным принципом подготовительного эксперимзи-. та било: с первых занятий пивописью "погрузить" студентов в стихию цвета, интенсифицировать обучениз цвету и колориту. Б этот . период студентов знакомили с различными техническими приемами ак дрели; было разработано несколько заданий по декоративно-плоскостной трактовке изображения натюрморта с натуры; отдельные зад- ния давались на развитие образного и ассоциативного мшяенля; широко прахтжовались упражнения на развитие чувства цвета, изучались закономерности цветовых сочетаний, в той число на объектах природы и в прс ведениях искусства.

Указанные дополнения и изменения в программе по живописи нг ададамс курсах дали положительный результат ю развитии восприяп и чувства цвг-а, который оказался значительно выше, чем при тра-

дивленной методике. Уровень знаний, умений и навь-ков а подготовительной экспериментальной группе явился исходным для развития колористического видения на третьем курсе.

На 3-4 курсах продолжалось более углубленное изучение проблемы колорита. В лекциях рассматривались различные типы и виды колорита в живописи, эволюция развития цветового восприятия в истории живописи, показывалось влияние живописности и линейности па колорит; раскрывались важнейшие понятия, необходимые длг "/с- . воения законов композиционного построения картины и влияющие на ■ качество и характер колорита.

Обучение практическим умениям и навыкам живописного мастерства с целью .развития колористического видения у студентов старших курсов предполагало' решение задач в области изученк.. живописно-пластической формы и в области освоения живописной техники. В соответствии с целью нашей методики каждое задание по живописи было подчинено решению цветовыг и :олористических задач. Одновре- ■ менно решались также пластические, светавоздушные и другие столь жэ важные и необходимые задачи.

В процессе экспериментальных занятий уделялось внимание тому, как надо использовать цвет, класть его на холст, каким образом достигать того, чтобы живопись выражала своеобразный цветовой характер формы. Заострялось внимание студентов на самостоятельном поиске индивидуальной живописной мак ры.

Результаты обучающего эксперимента были следующие: высоким уровнем в экспериментальной группе в сонце четвертого курса обладало 39,5$ студентов, средним - 51,6$, низким - 8,9$; в ■ контрольной группе соответствешю - 5,3«, 49,1$, 45,6$. <

Следует отметить, что студенты экспериментальной группы приобрели более глубокие знания и навыки в решении колористических задач и в целом живописного мастерства. Их работы отличались болев выраженным творческим характером,-зачастую.нестандартностью и свободой в применении художественных средств.

В результате применения экспериментальной методики были достигнуты поставленные пели исследования, подтверждена правильность выдвинутой нами"гипотезы о том, что повысить уровень колористического видения у студентов, развить их живописные способности можно, если интенсифицировать обучении цвету и колориту на протяжении всего периода обучения живописи, в каждом задании ста- • вя перед студентами цветовые и колористические задачи; совмещать

учебные за- гчл с зворчеекими, расширить бегшг: теоретических знаний о колорите з связанных с иш вопросах, скепоралзкталвнаг: проверка показала зффектлгкость прэдлагаамоЁ программы п ггатодз-га, целесообразность ео применения на. художественно-графических факультетах, педагог*. *еских институтов.

В заключении подведены итогк исследования.. По темо диссертации автором.опубликованы следувдио работа: 1. О понятии колорита в зшвсписк //Вопроса формирования творческой личности учителя на понятиях по изобразительного ис-. кусству. /Межвузовский сборник научных трудов. - £лма-Ата, 1091.-

2. О колорите в природе н шхбопксм //Совершенствование.еси-холого-педагогпчаскои,, кзгодачэской л художественной под^отолки студентов художэствешо-граф/лос:^© факультета к работе в ико-.. лоо /Тезисы Всероссийской ноучло-практпческой конференции прено-' Д£ват0£эй ¡, еаяедуздзя кафедрам^,, деканоа худоаественно-графЕчес-факультетов» - 1 гаие - Уфа» 1391. - С.БТ-^в. .

. 3. О гхиятшз. кК£МорЕстгггйс?,о&. видение1^//Ленинские чтения. Тажн аовладсз. - ЧоЕ» - К., 10£1. - С.122.

С.54-5?.

/