автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета
- Автор научной работы
- Шаляпин, Олег Васильевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шаляпин, Олег Васильевич, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы обучения портретной живописи.
1.1. Специфика формирования восприятия для изображения в живописи.
1.2. Педагогические особенности обучения живописи портрета.
1.3. Основные критерии оценки живописи головы и портрета.
ГЛАВА 2. Формирование методической системы обучения портретной живописи.
2.1. Типичные пробелы в изобразительной деятельности студентов при изображении головы и портрета (констатирующий экспермент).
2.2. Пути активизации творческой деятельности студентов при изображении головы и портрета.
2.3. Методические особенности обучения живописи при изображении портрета (формирующий эксперимент).
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета"
Актуальность проблемы. Проблема совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов в области изобразительного искусства, обладающих развитыми творческими, изобразительными и педагогическими способностями, всегда требует научных разработок, поисков систем обучения специальным дисциплинам: рисунку, живописи, композиции.
Высшая школа предъявляет к учебному процессу постоянно возрастающие требования как в части совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в части его оптимальной научной организации, для которой характерна логическая и дидактическая определенность. Внимание исследователей и практиков художественной педагогики сосредоточено на поисках все более совершенных и гибких методик, которые основаны на последних научных достижениях психологии, педагогики, эстетики и методики обучения изобразительному искусству.
Методика обучения изобразительному искусству направлена на повышение качества процесса обучения студентов, оптимальную организацию их самостоятельной познавательной и творческой деятельности и требует постоянного научного и художественного совершенствования.
Предмет «Живопись» занимает особое место среди специальных учебных дисциплин, однако в системе подготовки учителя изобразительного искусства многие проблемы обучения живописи представляют собой сложную и недостаточно исследованную область художественно-педагогического образования.
В художественной практике до сих пор существуют различные подходы к процессу развития творческих способностей на занятиях живописью. Одни исследователи всю природу творческой деятельности сводят к спонтанному, интуитивному моменту, проявляют мистифицированное, иррациональное понимание сущности живописи. Эта точка зрения ярко выражена в работах выдающихся исследователей по проблемам художественного творчества: эстетике Б. Кроне, философии А. Камю и А. Бергсона, аналитической психологии 3. Фрейда и других авторов - и нередко поддерживается художниками-практиками.
Другие исследователи рассматривают возможность развития творческих способностей в условиях целенаправленного педагогического руководства, что предполагает научно-методическое изучение процесса изображения натуры, развитие сознательного отношения студентов к выбору изобразительных и выразительных живописных средств, при работе над учебной постановкой и творческого опыта реалистического искусства в сочетании с наблюдением окружающей жизни.
Научное обоснование методики обучения рисунку, живописи, принципов изображения было дано еще в трактатах художников эпохи Возрождения: Л. да Винчи, Ч. Ченнини, Л. Альберти, А. Дюрера. В литературе конца XVIII - начала XIX вв. необходимо отметить работы Д. Дидро о цвете; исследования И.-В. Гете об основах гармонизации в закономерностях цветового зрения, а также пособия по колористике, составленные Э. Делакруа.
В русском изобразительном искусстве методические проблемы живописи отражены в работах известных художников-педагогов XVIII-XIX вв.: С. Кирилова, И.Ф. Урванова, А.П. Сапожникова, П.П. Чистякова, В.Е. Савин-ского, Д.И. Кардовского и др.
Портретный жанр в теоретических исследованиях рассматривается в различных аспектах: специфика портрета как жанра изобразительного искусства, история его становления и развития (В. Ветцольд, Н.М. Молева, Э.М. Белютин, А.Н. Востриков), проблема схожести в портрете (Б.Ф. Виппер, Н.И. Евреинов, М.И. Андронникова), образность в портрете (А.Г. Габричевский, В.Н. Стасевич), практика выполнения портрета (А.А. Унковский, Г.В. Беда, Ю.М. Кирцер) и др.
С различных позиций анализируют отдельные стороны портретного жанра известные ученые - искусствоведы: М.В. Алпатов, И.Е. Данилова, Г.В.
Ельшовская, J1.C. Зингер, В.А. Леняшина, А.И. Морозов, Д.В. Сарабьянова, Н.М. Тарабукин, J1.A. Тома, Я.А. Тугенхольд и др.
Актуальные вопросы теории и методики обучения изобразительному искусству решали выдающиеся советские художники и педагоги: К.Ф. Юон, A.M. Лаптев, Е.А. Кибрик, Н.П. Крымов, А.В. Куприн, А.А. Дейнека, Ю.М. Непринцев, Н.Н. Волков, Б.И. Иогансон, Н.Э. Радлов, Д.Н. Кардовский, В.И. Яковлев и другие, - что позволило значительно конкретизировать многие понятия и представления, связанные с природой портретного жанра, и более углубленно рассматривать исследуемую проблему, учитывая специфические особенности портретного искусства. Особой педагогической направленностью отмечаются методические рекомендации художников в серии «Школа изобразительного искусства», в которых освещаются вопросы, связанные с творческой практикой и методикой преподавания живописи, где особый интерес для нас представляют статьи К.М. Максимова и С.А. Григорьева, посвященные живописи портрета.
Большой вклад в разработку теории живописи и композиции в изобразительном искусстве внес известный художник-акварелист, ученый, профессор Н.Н. Волков. Он научно обосновал и систематизировал целый круг вопросов и понятий, связанных с теорией изобразительного искусства и особенностью восприятия для изображения.
Всесторонне изучая проблему академического образования, Н.Н. Ростовцев в своих работах подчеркивает необходимость исследований особенностей живописи головы человека с точки зрения проблем, возникающих при изучении данного раздела в курсе учебной живописи, так как именно живопись головы человека, по его мнению, наименее изученная область теории и методики преподавания.
Существенный вклад в становление и развитие современной научно-методической науки внесли исследователи: Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда, В.П. Зинченко, В.В. Корешков, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, С.П.Ломов, Л.Г. Медведев, А.Е. Терентьев, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, Н.М. Сокольникова, А.А.
Унковский, А.С. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и другие. Несмотря на разнообразие их научных интересов, различные вопросы изображения портрета рассматривались ими в контексте исследуемой проблемы.
В учебных пособиях Г.Б. Смирнова, А.А. Унковского, Т.А. Кильпе, А.П. Яшухина, JI.A. Шитова, В.Н.Ларионова, Ю.М.Кирцера и других излагаются теоретические и практические вопросы курса живописи, подробно и всесторонне рассматриваются основные законы живописи в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Эти учебные пособия направлены на дальнейшее совершенствование специализированной подготовки студентов художественно-графических факультетов и являются ценным методическим материалом по живописи и композиции, необходимым для успешного освоения учебно-аналитических основ живописи, однако явно недостаточны для работы над образом человека в жанре портрета.
Вместе с тем изучение специальной педагогической и методической литературы показывает, что проблемы обучения живописи и композиции портрета привлекают повышенное внимание исследователей.
Так, В.П. Климович, Д.З. Колчина, Л.И. Рындина посвятили этому вопросу свои диссертационные работы. Они предприняли попытку научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по живописи, раскрыли дидактические и методические условия эффективного воздействия на развитие художественной наблюдательности в процессе учебной деятельности студентов по живописи портрета, разработали концепцию, структуру и содержание раздела «Композиция портрета».
Дальнейшее исследование особенностей обучения живописи головы и портрета на занятиях по академической живописи позволит выявить неиспользованные резервы развития творческих способностей студентов и, учитывая их, обеспечить дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.
Проблема обучения живописи головы и портрета является одной из сложнейших и наименее изученных областей в теории и методике обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов, что и обусловливает актуальность ее исследования.
Объектом данного исследования является процесс обучения академической живописи, ее теоретическое и практическое содержание в системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.
Предметом исследования является методика обучения живописи при изображении головы и портрета студентов художественно-графического факультета педвуза.
Цель данного исследования: на основе анализа психолого - педагогических исследований современной художественной практики и экспериментальной работы дать научно-педагогическое обоснование содержания, форм и методов обучения раздела «Живопись головы и портрета» в курсе учебной живописи; выявить при этом особенности обучения; разработать систему специальных упражнений, способствующую эффективному освоению особенностей обучения живописи головы и портрета, формированию профессиональных умений, а также активизации творческой деятельности студентов.
Задачи исследования:
- проанализировать особенности обучения живописи при изображении головы и портрета;
- выявить наиболее типичные пробелы в изобразительной деятельности студентов при решении учебных и творческих задач в живописи портрета;
- определить характерные для этого периода изобразительной деятельности методические трудности и разработать пути их преодоления на практике;
- выявить педагогические условия, способствующие успешному обучению портретной живописи;
- определить структуру, содержание, объем и методику обучения раздела «Живопись портрета» и его место в курсе учебной живописи;
- разработать систему основных учебных задач при освоении живописи головы и специфики жанра портрета.
Методологической основой исследования являются основополагающие положения философии, психологии, педагогики, теории и методики обучения изобразительному искусству; современные психолого-педагогические исследования о художественном восприятии, представлении и отражения действительности, указывающие на специфику живописно-образного восприятия при изображении головы и портрета.
Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников из различных областей знания: философии; эстетики; педагогики; психологии; искусствознания; теории, истории и методики преподавания академического рисунка, живописи и композиции - с позиции темы исследования;
- анализ действующей программы по живописи и рисунку;
- педагогическое наблюдение за изобразительной и самостоятельной деятельностью студентов на академических занятиях;
- собеседование и анкетный опрос студентов, участвующих в эксперименте;
- анализ студенческих учебных и творческих работ по живописи с их последующей статистической обработкой;
- педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего и формирующего этапов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность обучения портретной живописи значительно повысится, если:
1. Выявить специфические особенности обучения живописи при переходе от изображения натюрморта к портрету и обосновать педагогические условия, активизирующие творческую деятельность студентов в процессе изображения портрета.
2. Научно обосновать комплексную систему заданий и упражнений, обеспечивающих постепенный переход от живописи натюрморта к голове и портрету.
Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретич-ским обоснованием диссертационной работы, с опорой на научные исследования в области философии, психологии, педагогики и теории изобразительного искусства, экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования; разработкой основных критериев оценки живописных учебно-творческих работ; апробацией исследования и практической реализацией в учебном процессе на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в практике преподавания изобразительного искусства предлагается научно обоснованная система обучения студентов художественно-графических факультетов педвузов академической живописи, учитывающая особенности обучения живописи головы и портрета и включающая последовательную разработку заданий и упражнений на занятиях по живописи, необходимых для совершенствования процесса подготовки учителей изобразительного искусства.
Выявлено, что качественным показателем проявления творческой активности студентов в процессе обучения живописи при изображении головы и портрета является осмысление и осознание особенностей живописного восприятия колористического единства и представления о выразительных возможностях конкретного живописного материала.
Разработаны основные критерии оценки живописных качеств, при изображении головы и портрета, что дает возможность достаточно объективно оценивать эффективность конкретных методических рекомендаций.
Выявлены педагогические условия, активизирующие творческую деятельность студентов, что способствует эффективному процессу обучения живописи при изображении головы и портрета.
Обобщение теоретического и опытно-экспериментального материала определило пути создания методической системы упражнений для формирования профессиональных умений в процессе обучения живописи головы и портрета на художественно-графических факультетах педвузов. На основе теоретической разработки, особенностей обучения живописи головы и портрета предложена система конкретных методических рекомендаций по обучению студентов академической живописи с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты диссертации позволили углубить и расширить научное представление о методических возможностях обучения живописи головы и портрета, сформулировать теоретико-методические положения, связанные с особенностями разработки целостной системы обучения портретной живописи студентов художественно-графических факультетов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета, на научно-методических конференциях по проблемам художественного образования и эстетического воспитания в Магнитогорске, Омске. Результаты диссертационного иследования были опубликованы в статьях, отражены в докладах на научных конференциях (апрель 2001 г.), обсуждены на Ученом совете факультета (декабрь 2001 г.), апробированы и внедрены в учебно-педагогический процесс на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета.
Контрольное выполнение академических заданий по живописи студентами художественно-графических факультетов педагогических вузов показало, что использование разработанной методики в лекционных курсах и на практических занятиях обеспечивает значительное повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
Основные положения диссертации практически реализованы в методических рекомендациях для художественно-графического факультета.
Теоретический материал целесообразно включить в курс лекций по разделу «Живопись головы и портрета» для студентов на занятиях по живописи.
Результаты исследования могут широко использоваться в учебном процессе педагогических вузов, художественных училищ, детских художественных школ, где проблема обучения живописи головы и портрета, а также активизации творческой деятельности обучаемых стоит весьма остро.
На защиту выносятся следующие положения:
Научно-обоснованная, последовательная система заданий и упражнений, направленная на овладение знаниями и умениями по живописи головы и портрета, учитывающая особенности обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Качественные показатели проявления творческой активности в процессе обучения живописи при изображении головы и портрета.
Критерии оценки живописных качеств, при изображении головы и портрета.
Педагогические условия, активизирующие творческую деятельность студентов, способствующих эффективному процессу обучения живописи при изображении головы и портрета.
Система конкретных методических рекомендаций по обучению студентов академической живописи с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения.
Теоретические положения и практические результаты исследования отражены в ряде научно-методических работ:
1. Формирование конструктивного восприятия формы на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графического факультета педуниверситетов // Аспирантский сборник - 2000. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. - Ч. 4. - С.125-139.
2. К вопросу о формировании изобразительной грамоты на занятиях по живописи // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - С.42-48.
3. О влиянии освещения на восприятие цвета // Научно-методические основы обучения изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.- С.74-80.
4. Проблема формы в учебном рисунке и живописи // Аспирантский сборник - 2001. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. - Ч. 6. - С. 232-238.
Структура и объем диссертации состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, последовательно раскрывающих основные положения исследования, выводов, заключения и приложения, иллюстрирующего направление и ход экспериментальной работы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования могут широко использоваться в учебном процессе педагогических вузов, художественных училищ, детских художественных школ, где проблема обучения живописи головы и портрета, а также активизации творческой деятельности обучаемых стоит весьма остро.
- 134
-131 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное диссертационное исследование методических особенностей обучения живописи головы и портрета на занятиях по академической живописи позволило выявить, что качественным показателем выражения творческой активности студентов в процессе обучения живописи при изображении головы и портрета является осмысление и осознание особенностей живописного восприятия и представления о колористическом единстве.
В учебной живописи правильная организация восприятия модели, формирование колористического представления и последовательное направление изобразительных действий приобретают важное значение.
В первых учебных этюдах головы аналитическая сторона изображения выступает на первый план. Педагог направляет восприятие студента на изучение цветового единства объемной формы и цвета головы, ее положение в пространстве и т.д., в то же время дает первоначальные знания и умения по передаче колористического единства.
Для формирования полноценного колористического представления об изображаемом необходимо длительное, целенаправленное восприятие предложенной модели, изучение ее с возможных точек зрения с обязательным выполнением кратковременных цветовых зарисовок и этюдов. Образ представления может формироваться достаточно полно только в процессе фиксации адекватного образа на изобразительной плоскости, что оказывает решающее влияние на восприятие модели с новых позиций.
Особенность изображения головы заключается в том, что необходимо проводить аналогии с познанными принципами изображения объемной формы, изученными на простых предметах при изображении натюрморта. В портрете эти основополагающие принципы явно не прочитываются, однако мысленное сопоставление по характерным признакам дает выход на формирование целостного цветового образа представления.
Педагогические особенности изображения головы заключаются в том, что знания, умения, полученные в процессе работы над натюрмортом, необходимо эффективно использовать в новых, более сложных условиях при изображении головы и портрета.
Для сравнительно объективной оценки живописных качеств учебных и творческих работ студентов необходимо использовать критерии оценки, которые позволяют оценить работу по следующим параметрам: композиционно-аналитическое решение; колористическое решение; техническое решение.
На первоначальном этапе живописи портрета аналитические начала еще активно не участвуют, эмоционально-образное восприятие модели диктует пока свой эмоциональный образ, который, как правило, фиксируется на холсте. Поэтому педагогу необходимо акцентировать внимание на всевозможных ассоциациях студентов и направлять их на формирование живописного образа.
В содержание учебной живописи включены обязательные практические занятия с цветом, обеспечивающие грамотное колористическое решение разнообразных учебно-творческих задач, направленных на живописное решение головы и портрета.
Предлагаемая методическая система основывается на выявлении психологических особенностей цвета и на формировании колористического единства живописной композиции.
В диссертации определяется последовательность заданий и упражнений, направленная на овладение знаниями и умениями, необходимыми для освоения живописи головы и портрета, и учитывающая особенности обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Экспериментальное исследование позволило определить тип упражнений, составляющих рациональную систему обучения живописи, уточнить цели и задачи каждого из них. Важную роль играют специальные подготовительные упражнения (форэскизы); их применение позволяет студентам выполнить колористические композиции, направленные на передачу цветового состояния. Умение фиксировать в форэскизе общее цветовое и тоновое состояние натуры дает возможность сознательно использовать приобретенные умения в последующей длительной работе над портретом.
Кратковременно-тренировочные упражнения (этюды) призваны активизировать творческую деятельность студентов. Их цель - сформировать общее колористическое представление о модели и последовательно выявлять живописные нюансировки портретируемого, что дает возможность в длительных учебных постановках решить все учебно-творческие задачи.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шаляпин, Олег Васильевич, Омск
1. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. -М.;Л.: Искусство, 1937. С. 59.
2. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Всес. акад. арх., 1935-37. Т. 2. - С. 792.
3. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. АПН СССР. М.: Просвещение, 1968. -С. 335.
4. Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. — М.: Педагогика, 1972. С. 246., с черт.
5. Андроникова М. И. Об искусстве портрета. -М.: Икусство, 1975. С. 326., ил.
6. Андроникова М. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. М.: Искусство, 1980. - С. 422., ил.
7. Анисимов Н.Н. Основы рисования. М.: Стройиздат, 1977. - С. 168.
8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Изд-во Прогресс, 1974.-С. 392.
9. Артомонов И.Д. Иллюзия зрения. М.: Наука, 1969. - С. 223.
10. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М: Высшая школа, 1974. - С. 384.
11. И. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. - С. 200.
12. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-С. 558.
13. Бартеньев И.А. О преподавании живописи в высших и средних художественных заведениях. 1974.
14. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1957.-С. 196., ил.- 13515. Басин Е. К критике теории художественного творчества в эстетике
15. Б.Кроче // Проблемы художественного творчества. Критический анализ. М.:1. Наука, 1975. С. 62-77.
16. Беда В.Г. Цветовые отношения и колорит. М.: Просвещение, 1963.
17. Беда В.Г. Живопись и ее изобразительные средства. -М.: Просвещение, 1977. С.188.
18. Беда В.Г. Живопись. М.: Просвещение, 1986. - С. 192., ил.
19. Беда В.Г. Основы изобразительной грамоты. -М.: Просвещение, 1989.
20. Бернар Э. Поль Сезан. М., 1912. - С.32.
21. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н., Авдеев Ю.С., Гусейнов Г.М., Дыминский В.Б., Шеболдаев А.С. Живопись: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. Ж67 изд. центр ВЛАДОС, 2001. -224 е., 32 с.ил.:ил.
22. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - С. 200.
23. Брунер Дж. С. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 84.
24. Брюллов К.П. В письмах и воспоминаниях современников. -М.: Академия художеств, 1961. С. 174; с.318.
25. Ван Гог. Письма. Л.; М., 1966. - С.379-380.
26. Васильев А.А. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога. М., 1983.
27. Введение в психологию Под общей ред. проф. А.В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - С. 496.
28. Ветцольд В. Искусство портрета. 1908.
29. Виппер Б.Р. Проблемы сходства в портрете. // Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. - С.342-351.
30. Владимиров И. Трактат об искусстве. Мастера об искусстве, Т.6. - С.40.
31. Волошин М. Воспоминания о художнике. // Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминание о художнике. М.: Искусство, 1977. С. 169-190.
32. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1950.-С. 508.
33. Волков Н.Н. Геометрия и композиция картины. Искусство, 1974. - № 6. -С. 49-55.
34. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. - С. 32., 1л. ил.
35. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. - С. 320., ил.
36. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - С. 263.
37. Волков Н.Н. О константности восприятия величины и формы. // Исследования по психологии восприятия. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - С. 201254.
38. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978.-С. 263.
39. Волкова Е.Ф. Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска: Автореф. .дис канд. психол. наук. Новосибирск, 1981. - С. 128.
40. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования). Ученые записки МПГИ им. Ленина / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Красная звезда, 1963.-С. 368., ил.
41. Выготский Л.С. Мышление и речь. Л.; М.: Соцэкгиз, 1934. - С. 323.
42. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1972. - С. 163., ил.
43. Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения. // Искусство портрета. М.: ГАХН, 1928. - С. 110.
44. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовки учителей изобразительного искусства) :Дис. канд. пед. наук. М., 1975. - 172 е., ил.
45. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1965. -С. 92.
46. Гете И.В. Об искусстве. -М.: Искусство, 1975.- С. 623.
47. Гильденбранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914.-С. 196.
48. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-С. 271.
49. Григорьев С.А. О композиции в живописи. // Школа изобразительного искусства. М.: Искусство, АХ СССР, 1963. - Вып. 6. - С. 5-24.
50. Данилова И.Е. Портрет в итальянской живописи кватроченто // Советское искусствознание 74. - М.: Сов. Худ., 1984. - С. 141-154.
51. Даниэль С.М. Искусство видеть. Д.: Искусство. Ленинградское отд., 1990.-С. 224.
52. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Ак. Худ. СССР, 1961.
53. Дембинский С.И. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. М., 1970.
54. Дюрер Альбрехт Дневники, письма, трактаты. М.- Л.: Ис-во, 1957. Т.1. -227с.; Т.2.-254 с.
55. Евреинов Н.Н. Оригинал о портретистах. К проблеме субъективизма в искусстве. М: Гос. издательство, 1922. - С. 110.
56. Ельшевская Г.В. Модель и образ. Концепция личности в русской и советской живописи. М.: Сов. художник, 1984.- С. 216.
57. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. - С. 124., 50 л. ил.
58. Живопись: Практическое руководство / Под ред. Р.В. Тимофеевой. М.: Искусство, 1964. - С. 400.
59. Жинкин Н.И. Портретные формы // Искусство портрета. М., ГАХН. -С.7-52.- 13860. Жукова А.С. Нужно ли уметь рисовать? Воспитание школьников. 1982.- №1.
60. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - С. 158., ил.
61. Зименко В.М. Станковый портрет // Советское станковое искусство. М., 1974. С. 53-69.
62. Зингер JI.C. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. М.: Сов. художник, 1969. С. 464., ил.
63. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.-С. 314.
64. Зинченко В.П. Творческие проблемы психологии восприятия // Инженерная психология. М.: Изд-во МГУ, 1964. - С.231-262.
65. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа // Вопросы психол-гии.- 1958. -№5.-С.63-76.
66. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз., 1961. - С. 223.
67. Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. М., 1971.
68. Искусство портрета /Под ред. А.Г. Габричевского. М.: ГАХН, 1928.-Вып. 3.-С. 193., ил.
69. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - С. 440.
70. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Изд-во Ак. Худ. СССР, 1960.
71. Кардовский Д.Н., Яковлев В.Н., Корнилова К.Н. Пособие по рисованию. -M.;JT., Госстройиздат, 1938. С.9.
72. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. -С. 199; с.200; с. 311.
73. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 1998.
74. Китайские трактаты о портрете / Пер. трак., коммент. и послес. К.И.Разумовского; Под ред. Е.И.Лубо-Лесниченко и М.Л.Рудовой. -Л.: Аврора, 1971.-73 е., ил.
75. Климович В.П. Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно -графических факультетах педвузов (раздел "Композиция портрета") 1985.
76. Княжин Я.Б. Послание к российским питомцам свободных художеств. -# СПб., Т.2. С. 184.
77. Котова Е. Глаз и законы красоты // Искусство. 1966. № 12. - С. 9.
78. Колчина Д.З. Развитие художественной наблюдательности студентов 3-4-х курсов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью портрета. М., 1999.
79. Короткое Н.А. Проблемы и методы развития познавательных способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе преподавания композиции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978. - 16 с.
80. Ш 83. Крамской И.П. Письма, статьи. В 2 т. М.: Искусство, 1965-66. Т.1. - 627е.; Т.2.-529 с.
81. Крамской И.Н. Об искусстве. (Сост. и вступ. ст. Т.М.Коваленской). М.: Изд. АХ СССР, 1960. - С. 214.
82. Кузин B.C. Психология. Учебник. -М.: Агар, 1997. С. 304., ил.
83. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.-С. 144.
84. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-С. 207.
85. Леняшин В.А. Проблемы портрета // Художник. 1976. - № 3. - С. 39-41.
86. Леняшин В.А. «Композиционный» портрет сегодня // Творчество 1974. -№ 4. - С.16-17.
87. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.;Л.: Академия, 1935. -Т. 1-2.
88. Ломов Б.Ф. Психология восприятия. М.: Наука, 1989. -194 с.
89. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. -127 с.
90. Лунина И.Т. Особенности зрительного восприятия в изобразительной деятельности. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 1990.
91. Луничкина В.В. Константность и аконстантность зрительного висприятия формы и цвета предметов в практике художника. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 1990.
92. Максимов К.М. Живопись головы //Школа изобразительного искусства. -М.: Искусство, 1965 Вып. 3. - С.51-86.
93. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство, 1965-1970. -Т. 1-7.
94. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. - С. 159., ил.
95. Мизанбаев Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-11 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в прцессе обучения живописи: Дис. .канд. пед. наук. М., 1987. - С. 208.
96. Молибог А.Г. Вопросы научной организации труда в высшей школе. М.: Изд-во «Высшая школа», 1971. - С. 296.
97. Морозов А.И. Художник и мир личности. -М.: Сов. худ. 1981. С. 168.
98. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П.Чистяков теоретик и педагог. -М.: Изд-во АХ СССР, 1953. - С. 16-40.
99. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии Художеств 18 века.-М.:Искусство, 1956. С. 520.
100. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины 19 века. М.: Искусство, 1963. - С. 408.
101. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины 19 начала 20 века. -М.: Ис-во, 1967. - С. 390.
102. Молева Н.М., Белютин Э.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение, 1991 С.5-14; с.346-363; с.251-284; с.285-306.
103. Мыльников А.А., Еремеев О.А. Проблемы преподавания живописи и рисунка // Сб. н.т.,. СПб., 1994.
104. Наливина Т.И. Практическое цветоведение: Методические указания. -М.: МГПИ им. В.И Ленина, 1985. С. 87.
105. Недошивин Г.А. Беседы о живописи. М.: Молодая гвардия, 1964. - С. 144., ил.
106. Нукалс В.А. Ленинградская Академия художеств сегодня // Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин / Под ред. Беда Г.В. Краснодар, 1975. С.2-9; с.8.
107. Оленин А.И. Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств с 1764 по 1829 г. СПб., 1829. - С. 86.
108. Очерки по истории русского портрета первой половины 19 века / Под ред. И.М. Шмидта. М.: Искусство, 1966.- С. 350., ил.
109. Очерки по истории русского портрета первой половины 19 века. Под ред. Н.Г. Машковцева. М.: Академия художеств СССР, 1963. - С. 486., ил.
110. Очерки по истории русского портрета конца 19 начала 20 века / Под ред. Н.Г. Машковцева и Н.Н. Соколовой. - М.: Искусство, 1964. - С. 471., ил.
111. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1996.
112. Песиков B.C. Методика преподавания специальных дисциплин в художественных вузах (рисунок, живопись). 1988.
113. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Словарь . 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
114. Пикалова В.В. Некоторые особенности зрительного восприятия начинающих художников // Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Межвузовский сборник научных трудов. -т Ростов-на-Дону, 1990.
115. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. М.: Высшая школа, 1984. - С. 167., ил.
116. Портрет // Большая советская энциклопедия. Т.20. М.: Советская энциклопедия, 1975. - Т. 20. - С. 382-386.
117. Проблемы портрета: Материалы научной конференции (1972). -М.: Советский художник, 1974. С. 328.
118. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 1998.
119. Программы педагогических институтов: Сборник № 14. Рисунок, живопись, композиция, пленэр. Для спец. № 030800. М.:Просвещение, 1988.
120. Психологический словарь Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. - С. 448.
121. Психология рисунка и живописи Сб. статей Отв. ред. Е.И. Игнатьев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. С. 232, ил.
122. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. М.: Искусство, 1988.
123. Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайна Д. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Пер. с англ. Ситникова М.А. М. Мир, 1995 С.335.
124. Рок И. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1980. - С. 312, ил.
125. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. -М.: Изобразительное искусство, 1983. С. 286.
126. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека. Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1989. - С. 304, ил.
127. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. -М. Просвещение, 1982. С. 240.
128. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. М., 1989.
129. Роже де Пиль Понятие о современном живописце, служащее основанием судить о творениях живописцев; и примечание о портретах; Переведены: первое с итальянского, а второе с французского коллежским ассесором Архипом Ивановым. СПб., 1789.
130. Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-488 с.-Т.2.-328 с.
131. Руднев В.В. Живопись. М., 1985.
132. Рындина Л.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (на примере живописи головы). Дис. .канд. пед. наук. М., 1980.
133. Рындина Л.И. Живопись головы. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 1990.
134. Сапожников А.П. Курс рисования. 1-2 тетрадь. СПб., 1875-78. - Т. 1. -С. 23.; Т.2. - С. 107.
135. Сарабьянов Д.В. К концепции русского автопортрета. Современное искусствознание 74. Вып. 1,- М., 1978. - Вып. 1 - С. 194, 209.
136. Сидоров А.А. Портрет как проблема социологии искусства. // Искусство, журнал ГАХН., М.,1927. Кн. 2-3.
137. Ситник К.А. Портрет в живописи и его особенности. // Искусство. -1956, №4. С. 12-15.
138. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-С. 94.
139. Смирнов Г.Б. Живопись. М.: Просвещение, 1975.
140. Смирнов Г.Б. Рисунок головы. -М.: Просвещение, 1967. -38 е., ил.
141. Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Материалы конференции. / Под ред. А.И. Аронова, Б.И. Хасана. Красноярск, Изд-во Красноярского ун-та, 1990. - С. 104.
142. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитанияю. М., 1997. - С. 242.
143. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
144. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М., 1972.
145. Стасевич В.Н. Искусство портрета. -М. Просвещение, 1972. С. 80.
146. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. Изд-во МГУ, 1975.-С. 343.
147. Творческие проблемы современного портрета в станковой живописи (Стенографический отчет о состоявшемся 8 апреля 1974 года обсуждении) // Художник 1974. №10 - С. 27-35.
148. Тарабукин Н.М. Опыт теории живописи. -М.: Всероссийский пролеткульт, 1923.-С. 69.
149. Тарабукин Н.М. Портрет как проблема стиля. // Искусство портрета. -М.: ГАХНД928. С.159-193.
150. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С. 563.
151. Тома JI.A. К вопросу о дифференциации портрета как жанра живописи // Советское искусствознание 77. вып.1. - М., Сов. худ., 1978. - Вып. 1. -С.233-247.
152. Триселев А.В. Проблема преподавания художественно графических дисциплин в педагогических вузах и в средней школе. - М., 1974.
153. Тугенхольд Я.А. О портрете // Проблемы и характер истории. Петроград, 1915.,-С.55-86.
154. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961,-С. 186.
155. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М: Просвещение. 1980, -с. 128.
156. Унковский А.А. Живопись. Изображение фигуры. Портрет. М.: Просвещение, 1983. - С. 48.
157. Урванов И.Ф. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся художником Шляхетского Кадетского корпуса. 1793. - С. 133.
158. Фаворский В.А. О комопозиции //Искусство, 1933. - № 1-2. - С. 1-3.
159. Фриче В.М. Очерки социальной истории искусства. М., 1926. - С. 207.
160. Художественное творчество и психология. АПН СССР. ВНИИ искусствознания Мин-ва культ. СССР / Отв. ред. А .Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991.-С. 189.
161. Цирес А.Г. Язык портретного изображения // Искусство портрета. Вып.З. М: ГАХН, 1928.-Вып. 3. -С.86-159
162. Бенвенуто Челлини. Книга об искусстве или трактат о живописи. М. ИЗОГИЗ, 1933.-С. 139.
163. Шапошников Б.В. Портрет и его оригинал // Искусство портрета. М.: ГАХН, 1928. -С.76-85.
164. Шевцов П.А. О роли ассоциаций в процессах мышления // Исследование мышления в советской психологии. -М., Наука, 1966. С.388-436.
165. Шехтер М.С. Об участии второй сигнальной системы в процессах образования условных связей // Вопросы психологии. 1956. - №1. - С. 42-51.
166. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М.: Просвещение, 1969. С. 272, ил.
167. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись. М.: Просвещение. АО «Учебная литература», 1995.
168. Школа изобразительного искусства. В 10 вып. 2-е изд. -М., Искусство, 1964-1968.-146175. Шорохов Е.В. Основы композиции. М., Просвещение, 1979.
169. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. -223 с.
170. Эстетическая направленность в подготовке художников-педагогов. Сборник трудов / Под ред. С.И. Пономарьков, А.С. Серов, П.К. Суздалев. — М.: МПИ им. В.И. Ленина, 1973. С. 76.
171. Юон К.Ф. Об искусстве. Т. 1-2. - Т. 1. - М., 1959; Т.2. - М., 1960.
172. Яшухин А.П. Живопись. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по спец. 2003. М.: Просвещение, 1985.
173. Яблонский В.А. Преподавание предметов: «Рисунок» и «Основы композиции». М., 1989.
174. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-С. 86.
175. Яковлев В.Н. О живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1951. - С. 8.
176. Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения.-М.: Наука, 1965. — 166 с.
177. Jannicke Fr. Die Farbenhar monie. - Stuttgart, 1902. - S. 137-152.
178. Wilchelm Waetzoldt. Die Kunst das Portrats. Leipzig, 1908. - 273 s.